Предмет, система и значение дисциплины «Правоохранительные органы. Предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы Предмет и система учебного курса правоохранительные органы

Курс «Правоохранительные органы Российской Федерации» является комплекс­ной юридической дисциплиной, которая изучает основы орга­низации и наиболее важные для реализации право­охранительной функции направления деятельности этих ор­ганов и их взаимодействие.

Предметом курса «Правоохранительные органы Российской Федерации» является система правоохранительных органов, устройство правоохрани­тельных органов, порядок их организации и деятельности, ком­петенция и структура этих органов, правовой статус лиц, являю­щихся должностными лицами правоохранительных органов.

Система и содержание данного курса определяется его пред­метом. В содержание курса входят вопросы о понятии, задачах и функциях правоохранительных органов, предмете и системе курса, взаимосвязи его с другими юридическими дисципли­нами, нормативно-правовой базе, выступающей в качестве ис­точника данного курса. Основное же содержание курса состав­ляют вопросы организации и деятельности отдельных право­охранительных органов: порядок их создания, компетенция, структура и организация, основные задачи и функции, поря­док комплектования кадрами, требования к кандидатам на за­нимаемые должности, их полномочия и правовой статус. Сис­тему курса составляют порядок организации и деятельности судебной системы и различных ветвей судебной власти, непо­средственно судов различных звеньев, правосудие и его демо­кратические основы, организация и деятельность органов прокуратуры, органов

внутренних дел, органов обеспечения безопасности и правопорядка, адвокатуры, нотариата, частных детективных и охранных служб.

Курс «Правоохранительные органы Российской Федерации» является базовым курсом, основой для изучения других юридических дисциплин. Данный курс находится в тесной взаимосвязи с другими учеб­ными дисциплинами, изучающими отрасли права, тем или иным образом регулирующие правоохранительную деятель­ность в Российской Федерации. Методологической основой данного курса является общая теория государства и права, дающая основные правовые поня­тия, общетеоретические подходы и т.д.

Курс «Правоохранительные органы Российской Федерации» тесно взаимосвязан с конституционным правом, поскольку конституционные нормы определяют основные принципы построения и деятельно­сти правоохранительной системы государства, а в наиболее общем виде – задачи и компетенции отдельных правоохранительных органах.

Взаимосвязь данного курса с курсом «Административное право Российской Федерации» заключается в том, что последний изучает вопросы орга­низации и функционирования органов государственного уп­равления, некоторые из которых выполняют, в том числе, и правоохранительные функции (Министерство юстиции РФ, Министерство внутренних дел РФ, Федеральная служба безопасности РФ и т.д.).


В рамках этого же курса рассматриваются вопросы об административных правонарушениях, адми­нистративной ответственности и порядке производства по делам об административных правонарушениях.

Тесно взаимосвязан курс «Правоохранительные органы Российской Федерации» и с непосредственно процессуальными отраслями права: граж­данским процессом, арбитражным процессом и уголовным процессом. Так, уголовный процесс рассматривает порядок деятель­ности органов, осуществляющих выявление, расследование преступлений, их предупреждение, а также порядок осуществ­ления правосудия по уголовным делам. Гражданский и арбит­ражный процессы регламентируют процедуру осуществления правосудия по гражданским делам и порядок защиты прав и свобод личности, общества и государства в сфере имущественных, личных неимущественных отношений, трудовых и се­мейных отношений и т.д. Процессуальные нормы, установ­ленные уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством и нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях, являются основой для деятельности соответствующих правоохранительных органов в данных сферах, носят для них обязательный характер.

Курсы «Прокурорский надзор» и «Адвокатура» более подробно изучают порядок организации и деятельности органов, осуществляющих прокурорский надзор и адвокатскую дея­тельность, правовое положение лиц, имеющих статус прокурорского работника и адвоката, и т.д.

Курс «История отечественного государства и права» изучает исторический аспект организации и деятельности органов, осуществляющих правоохранительные функции в Российском государстве.

Взаимную ответственность государства и граждан .

Функции правоохранительных органов

Некоторые правоохранительные органы осуществляют только одну функцию. Например, Конституционный Суд осуществляет функцию конституционного контроля. Других функций он не выполняет. А на другие органы возлагается несколько функций. Так, органы внутренних дел осуществляют оперативно-розыскную деятельность, расследование преступлений , административную деятельность.

Конкретные правоохранительные функции имеют право осуществлять только определенные органы. Например, функцию прокурорского надзора могут осуществлять только органы прокуратуры . Другие же функции могут быть возложены на несколько правоохранительных органов. Оперативно-розыскная деятельность осуществляется и органами внутренних дел, и органами федеральной службы безопасности , и органами налоговой полиции, и еще некоторыми другими органами. Некоторые функции тесно взаимосвязаны, зависят одна от другой. Функция предварительного расследования предшествует осуществлению правосудия, а функция исполнения судебных решений следует только после судопроизводства .

Наиболее значимой является функция осуществления правосудия. Соответственно и суд занимает в системе правоохранительных органов главенствующее место. Именно суду принадлежит право принимать окончательные решения по уголовным и гражданским делам. Многие другие функции являются обслуживающими по отношению к функции осуществления правосудия.

Предмет курса значительно расширился за последние годы, поскольку ряд органов (например, органы государственной безопасности) в силу их секретности ранее не изучались. Кроме того, появились новые правоохранительные органы - налоговая полиция, Конституционный Суд - которых в советское время не было.

Предмет курса определяет и его содержание. Оно изложено по определенной системе. Курс условно можно разделить на две части - Общую и Особенную.

В Особенной части рассматривается организация конкретных правоохранительных органов. Как важнейший правоохранительный орган вначале изучается суд - организация всей судебной системы в целом и трех ее составляющих - судов общей юрисдикции, арбитражных судов и Конституционного Суда РФ, а также правовой статус судей. Далее освещаются вопросы организации деятельности прокуратуры, органов внутренних дел, обеспечения безопасности, налоговой службы и налоговой полиции, таможенных органов и органов юстиции, органов предварительного расследования. Хотя, как уже упоминалось,

ВВЕДЕНИЕ В КУРС «ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРЕАНЫ»

ПРЕДМЕТ, МЕТОД, ПРИНЦИПЫ, ФУНКЦИИ, ЗАДАЧИ И СИСТЕМА КУРСА «ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ»

Все новые проблемы ставит век.

И, посчитав, компьютеры решили, что может их решить лишь человек.

А. Жуков, поэт

Основные понятия: предмет, метод, система правоохранительных органов

Любую дисциплину отличает свой предмет, объект изучения и метод воздействия, при этом метод может быть заимствован из другой правовой отрасли. Для дисциплины и отрасли права предмет и объект по содержанию - это однородные общественные отношения, они отличаются между собой только по объему. Однако предмет конкретной отрасли права через объект взаимосвязан с другими предметами отраслей права.

Существуют понятия: «дисциплина»; «отрасль права»; «научная отрасль знаний». Объективная действительность существования самостоятельного предмета и потребность в правовом его регулировании порождает отрасль права, т.е. создается собственная правовая база, регламентирующая и регулирующая однородные общественные отношения, составляющие предмет дисциплины. Практически одновременно развивается и научная отрасль правовых знаний для изучения законов и закономерностей развития отношений с целью совершенствования их регулирования, а также выработки научных терминов, категорий и институтов в этой правовой отрасли научных знаний. В последнее время отмечена тенденция выделения самостоятельных предметов и соответственно дисциплин и отраслей права, регулирующих однородные общественные отношения (предмет).

В дисциплине изучается отрасль права и научная отрасль знаний, с целью подготовки высококвалифицированных специалистов, способных в дальнейшем развивать научную отрасль права и применять эти достижения на практике. Дисциплина, отрасль права и отрасль научного знания «Правоохранительные органы» имеют свои специфические предметы, объекты, методы познания и воздействия на поведение участников специфических управленческих отношений, возникающих в процессе обеспечения безопасности личности, государства и общества и осуществления правоохранительной деятельности.

Предметом дисциплины и отрасли права являются однородные специфические общественные отношения, возникающие в процессе порядка образования специальных государственных и негосударственных субъектов права, их организации как социальной системы управления в сфере правоохранительной деятельности на основании законодательства, гарантирующие и обеспечивающие защиту прав, свобод и законных интересов личности, общества и государства. Эти общественные отношения в сфере правоохранительной деятельности в той или иной мере осуществляют все органы государственной власти. Однако предметом дисциплины и отрасли является осуществление правоохранительной деятельности органами судебной власти и специально уполномоченными ОН В.

Предмет исследования любой научной отрасли - это законы, закономерности и особенности, которые следует использовать в целях улучшения практической деятельности, а объект научной отрасли - это то, на что направлено исследование (т.е. однородные общественные отношения). В дисциплине изучаются основные понятия, категории, положения и институты права, наработанные как научной отраслью, так и в процессе правоприменительной практики.

Следовательно, дисциплина и отрасль «Правоохранительные органы» имеют предмет и объект, идентичные по содержанию (природе), но разные по объему однородных отношений, возникающих в процессе образования правоохранительных органов и организации управления в сфере правоохранительной деятельности.

Требует пояснения и сам термин «правоохранительный орган». В науке и практике существуют различные точки зрения. Наиболее распространенная точка зрения заключается в том, что правоохранительный орган - это такой орган, который вступает в действие, когда имеется информация (сообщение) о преступлении или заявление физического лица о нарушении его прав, свобод и законных интересов или это лицо незаконно привлечено к юридической ответственности, т.е., по существу, правоохранительный орган работает как бы в режиме «оказания правоохранительных услуг». Наиболее приемлемое определение правоохранительного органа в соответствии со смыслом социального правового государства состоит в осуществлении им на основании и в порядке, определенном законодательством, правоохранительных функций методами убеждения, а также применения в исключительных случаях на основании и порядке, определенном законом, мер принуждения для обеспечения безопасности личности, государства и общества.

Правоохранительный орган - это специальный уполномоченный государственный орган, осуществляющий от имени государства, на основании и в порядке, определенном законодательством, правозащитные, контрольные, надзорные, правоприменительные, оперативнорозыскные, предварительного расследования (в форме дознания и предварительного следствия), административные, профилактические и иные государственные функции в интересах защиты прав, свобод и законных интересов личности, общества и государства, обеспеченные методами убеждения и принуждения, а также иное специальное негосударственное учреждение, образованное в соответствии с законодательством для осуществления правоохранительных функций, на основе устава, зарегистрированного в определенном законом порядке.

Представление - это совокупность компонентов (элементов) какого-то предмета, характеризующая в общих чертах, но не раскрывающая его сущности (например, «Структура федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации»), где перечислены организационно-правовые формы ФОИВ, их количество, а также указано, какие из них непосредственно подчинены Президенту РФ или Правительству РФ. В ст. 112 Конституции РФ утверждение структуры ФОИВ осуществляется Президентом РФ в недельный срок после вступления в должность Председателя Правительства РФ (один раз в шесть лет), исключением является отставка Правительства РФ (ст. 117 Конституции РФ), других случаев утверждения структуры ФОИВ Конституцией РФ не предусмотрены, так как это очень дорогостоящая реформа и, главное, она надолго снижает качество функционирования структуры ФОИВ и должна пройти период восстановления прежнего уровня своего функционирования. В дальнейшем, если такое изменение структуры научно обоснованно, это позволит повысить уровень качества государственного управления. На практике структура ФОИВ с 2008 по 2012 г. изменялась до 15 раз.

Организационно-правовая форма - это совокупность отделений, отделов, департаментов, управлений и иных организационно-соподчиненных подразделений, закрепленных нормативным правовым актом в целях реализации определенных функций и задач в организации государственного управления.

Изучая сущность системы управления конкретного правоохранительного органа, мы рассматриваем не только его внутреннюю структуру, но и порядок его образования, организацию деятельности системы управления по предметам ведения и объему компетенции, порядок назначения на должность и снятия с должности руководителя и его заместителей, т.е. рассматриваем систему организации и деятельности конкретного правоохранительного органа.

Сущность - это внутреннее содержание изучаемого предмета, выражающееся в целостном единстве его многообразных интегрированных свойств и отношений, включающее специфические отличительные признаки (черты) исследуемого предмета или объекта.

Чрезвычайно важно различать понятия системы и структуры в организации деятельности правоохранительных органов. Сложность разграничения этих понятий состоит в том, что структура - это система двух и более элементов (подсистем), находящихся между собой в неподвижной организационной связи, т.е. в состоянии статики, а система - это структура в динамике, т.е. структура приобретает качество системы в процессе ее функционирования (работы). Поэтому на стадии разработки и закрепления структуры применяются статутные (образующие) нормы права, а для совершенствования деятельности функциональной структуры (системы) используются нормы правового регулирования.

Эти понятия часто смешиваются не только в теории, но и на практике, что затрудняет правовое закрепление и регулирование управленческих отношений и, как следствие, недостаточно работает на повышение уровня эффективности деятельности ОН В, в том числе в процессе осуществления ими правоохранительной деятельности.

Поэтому чрезвычайно важно отличать в теории, нормотворчестве и практике такие понятия, как «система и структура правоохранительных органов»; «признаки системы»; «системные признаки»; «системный подход»; «системный анализ», так как они тесно связаны с разрешением актуальной проблемы качества государственного управления, в том числе и повышения уровня эффективности правоохранительной деятельности в целом.

Надо усвоить такие основные понятия, как «компетенция», «полномочия» и «правомочия».

Компетенция - это совокупность нормативно закрепленных полномочий правоохранительного органа, наделение его правами, обязанностями и ответственностью по осуществлению функций и задач, в определенных законом формах и методах.

Полномочия - это делегированные государством (закрепленные законодательством) конкретные виды деятельности - функции, для осуществления которых субъекты права наделяются правами, обязанностями и ответственностью за их реализацию. Решения этих уполномоченных субъектов права имеют государственно-властный характер.

Правомочия - это предусмотренная законом возможность участника управленческих отношений (подвластного субъекта права) осуществлять определенные действия и требовать от полномочного органа или должностного лица (властного субъекта права) выполнения обязанностей по защите его прав, свобод и законных интересов.

Например, невыполнение государственным служащим действий по защите прав и законных интересов гражданина является административным правонарушением служащего.

Центральное место в изучении дисциплины «Правоохранительные органы» занимают термины: «система», «признаки системы», «системный признак», «системный анализ» и «системный подход», «структура системы», «проблема», «принципы», «цели», «задачи», «функции», так как от их усвоения завит решение вопросов организации деятельности правоохранительных органов.

Под системой понимается совокупность двух и более элементов (подсистем), взаимосвязанных и взаимозависимых между собой и образующих целостное единство.

Признаками (чертами) системы являются:

  • 1) наличие двух и более элементов (подсистем), т.е. управляющего элемента и управляемого. Как правило, система управления правоохранительным органом состоит из трех подсистем:
    • федерального уровня управления;
    • уровня управления субъекта РФ;
    • уровня управления городов и районов.

Такое деление связано с федеративным устройством и административно-территориальным делением нашего государства, что регламентировано Конституцией РФ (ст. 1, 5, гл. 3).

Каждый элемент системы выступает одновременно в роли властного субъекта управления по отношению к подвластному субъекту управления и в роли подвластного субъекта управления по отношению к властному субъекту управления, т.е. все системы управления построены по принципу иерархии (организационной соподчиненности);

2) взаимосвязь и взаимозависимость , которые регламентированы нормативными правовыми и организационно-правовыми актами, эти отношения связи имеют властный характер. При рассмотрении этого признака некоторые авторы упрощенно подходят к его характеристике, считая, что взаимосвязи здесь достаточно, но только взаимозависимость результатов деятельности подсистем (элементов) повышает эффективность функционирования системы. Каждая подсистема является управляемой по отношению к вышестоящей, или управляющей, по отношению к нижестоящей подсистеме и между ними существует не только взаимосвязь, но и взаимозависимость по результатам функционирования.

Взаимосвязь между субъектом управления осуществляется в форме «прямых связей» (команд, приказов, указаний, осуществления контроля и т.п.) и «обратных связей», т.е. наличия поступающей информации о результатах работы организационно соподчиненных субъектов управления. Взаимозависимость - это когда результаты эффективности работы всей системы функционирования зависят от результатов работы ее подсистем, и эта взаимозависимость функционирования определяет уровень целостного единства работы всей системы;

3) целостное единство системы, которое понимается как интегрированное качество, а не арифметическая сумма качеств элементов, входящих в систему функционирования. Интеграция - это состояние качественной связи отдельных дифференцированных частей и функций системы в целое, а также процесс, ведущий к этому состоянию. Целостное единство можно определить и как наиболее тесную связь элементов внутри системы, нежели ее элементов с элементами других внешних систем, т.е. с внешней средой.

Следует разделять понятия «признаки системы» и «системный признак».

Системный признак означает качественное различие правоохранительных систем, имеющих свои цели, задачи, принципы, функции, формы и методы их осуществления.

Также различны понятия «системный подход» и «системный анализ» в организации и деятельности правоохранительных органов. Изучение правоохранительных органов имеет краткую историю, а системный подход открыт и применяется веками. Владеющие этим эффективным методом познания люди всегда успешно его применяли и применяют в теоретической и практической деятельности.

Системный подход - это один из основных методов познания сложных объектов и процессов общества и природы, выявление в них основных типов связей и сведение их в единую теоретическую модель или схему, позволяющую адекватно характеризовать и сравнивать эти объекты и процессы.

Системный анализ - это совокупность методологических способов, средств, приемов и операций, используемых для подготовки и обоснования решений по сложным и комплексным проблемам исследуемых процессов или объектов общества и природы.

Главный смысл использования системного анализа в управлении социальными системами заключатся в том, что прогнозирование поведения объекта воздействия и планирование деятельности субъекта управления всегда имеют вероятностный характер, а мера или степень воздействия зависят от уровня изменения и развития внешней среды (общества). Поэтому управление социальными системами - это гармоничное сочетание достижений науки и искусства. Неслучайно древнегреческий философ и мыслитель Платон называл науку кибернетику искусством управления государством.

Особое значение в осуществлении правоохранительной деятельности как и в организации управления любого вида деятельности имеет процесс выявления и осмысления актуальной проблемы.

Проблема - это различие (мера, степень) между действительным состоянием осуществления правоохранительной деятельности и желаемым или требуемым состоянием.

Проблема может измеряться количественными и качественными отношениями в виде конечного результата. Проблемы по результату расхождения между действительным и желаемым имеют сходство с результатами целей и задач. Однако по иерархии и приоритету результат проблемы является первым, вторым является цель, так как она формулируется при выявлении и осмыслении проблемы, третьим являются задачи, так как правоохранительные органы, решая поставленные руководством или закрепленные нормативными правовыми актами задачи, достигают цели или приближаются к ним, а достигая цели, разрешают (снимают) в некоторой мере (степени) остроту актуальности проблемы в сфере своей правоохранительной деятельности.

Поэтому очень важно для субъекта управления уметь выявить и осмыслить одну наиболее актуальную проблему, так как ни один правоохранительный орган не в состоянии разрешить одновременно все или несколько проблем ввиду ограниченности времени, финансовых, экономических, материально-технических ресурсов, квалифицированных кадров, а также возможного неблагоприятного влияния внешней среды.

Актуальность проблемы - это не только ее высокий приоритет (значимость), но и практическая возможность или допустимая степень вероятности разрешения этой проблемы за определенное время при наличии имеющихся ресурсов (кадровых, финансовых, экономических, материально-технических, временных, информационных и др.). Актуальность проблемы выявляется при возникновении двух требований:

  • 1) если по приоритету она превосходит остальные;
  • 2) если имеется допустимый уровень вероятности ее разрешения (при наличии кадровых, финансовых, экономических, материально- технических и временных ресурсов для ее частичного или полного разрешения).

Актуальность проблемы (ее выявление и осмысление) обуславливает характер сформулированной цели и постановку задач для ее достижения, а также наделение исполнителей соответствующими полномочиями (видами деятельности государственно-властного характера) для осуществления функций и решения поставленных задач, что способствует достижению или хотя бы приближению к сформулированной цели (желаемому результату).

Решая поставленные задачи, не всегда возможно достичь сформулированных целей и впоследствии разрешить актуальную проблему полностью. Однако позитивность этого непрерывного, циклического процесса решения задач с помощью осуществления определенных функций и полномочий заключается в достижении определенных результатов (целей), частичном или окончательном разрешении проблемы. Результаты решения задач зависят также от полномочий (видов деятельности государственно-властного характера) правоохранительного органа, должностного лица, его квалификации и опыта в плане организации осуществления правоохранительных функций. Например, полиция наделена полномочиями по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений и других правонарушений с помощью таких правоохранительных функций, как оперативно-розыскная, административная деятельность, дознание, предварительное следствие. Меры государственного принуждения, используемые полицией для осуществления правоохранительных функций, регламентированы ФЗ от 07.02.2011 г. № З-ФЗ «О полиции», так как меры принуждения, и в первую очередь, касающиеся ограничения прав и свобод личности, могут применяться только на основании федерального закона в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.

В основе изучения любой юридической дисциплины лежит определенная отрасль права, например, конституционного, административного, гражданского процессуального права и др. Учебная дисциплина «Правоохранительные органы» не имеет такой юридической основы. Особенность данного курса состоит в том, что это комплексная юридическая дисциплина, в рамках которой изучаются устройство, организация и функционирование различных правоохранительных органов. Поэтому правовую базу курса составляют не одна, а многие отрасли права, которые и определяют предмет этой дисциплины.

Примечание . Под предметом любой учебной дисциплины принято понимать те общественные отношения, круг вопросов и проблем, которые изучаются в ее рамках и составляют ее содержание.

Предмет дисциплины «Правоохранительные органы» - устройство, организация и наиболее существенные направления деятельности органов и организаций, обеспечивающих защиту прав, свобод и законных интересов личности, общества и государства, укрепление законности и правопорядка.

Дисциплина «Правоохранительные органы» - это вводная юридическая дисциплина, которая призвана дать студентам исходные данные о системе правоохранительных органовв Российской Федерации, в том числе о судебной системе России, прокуратуре, органах внутренних дел, органах юстиции, а также об основных направлениях их деятельности по защите права. Поэтому вопросы устройства, организации и деятельности, правоохранительных и судебных органах изучается в этом курсе лишь в той степени, в какой это относится непосредственно к выполнению возложенных на них правоохранительных функций.

Например , в соответствии с Положением о Минюста России, Минюст и его органы осуществляют свыше 50 полномочий. Однако дисциплина «Правоохранительные органы» изучает полномочия органов юстиции только по обеспечению: прав и законных интересов личности и государства; единства правового пространства РФ; установленного порядка деятельности судов; исполнения актов судебных и других органов; исполнения уголовных наказаний.

Предмет и содержание учебной дисциплины «Правоохранительные органы» находится в подвижном состоянии. В настоящее время в рамках этой дисциплины стали изучать правоохранительные органы, которые ранее не изучались (например, государственные органы обеспечения безопасности - СВР, ФСО и др.). Кроме того, в последние годы в Российской Федерации появились новые правоохранительные и судебные органы, призванные осуществлять правоохранительные функции. В их числе можно назвать Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ, арбитражные суды, Уполномоченный по правам человека в РФ, частные детективные и охранные службы и некоторые другие.


Предмет учебной дисциплины «Правоохранительные органы» определяет ее содержание, которое включает совокупность взаимосвязанных между собой проблем и вопросов, относящихся к устройству и функционированию правоохранительных и судебных органов. Эти проблемы рассматриваются в определенной системе, обеспечивающей последовательное и логически выдержанное изучение этой дисциплины.

Система учебной дисциплины «Правоохранительные органы» включает 8 разделов (см. СД: Программа учебной дисциплины). Условно их можно разделить на Общую и Особенную (специальную) часть. В Общей части изучаются основные понятия, предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы», дается общая характеристика и классификация нормативных правовых актов о правоохранительных органах, анализируется понятие судебной власти, ее признаки и полномочия. Особенная (специальная) часть учебной дисциплине посвящена организации, компетенции и основным направлениям деятельности правоохранительных органов, правовому статусу сотрудников правоохранительных органов.

Взаимосвязь дисциплины «Правоохранительные органы» с другими юридическими дисциплинами

Изучение дисциплины «Правоохранительные органы», как уже отмечалось, предшествует изучению специальных курсов: административного права, гражданского права и процесса, уголовного права, уголовно-процессуального права и др.

Учебная дисциплина «Правоохранительные органы» тесно связана:

с теорией государства и права - является методологической основой данного курса. В процессе изучения этой дисциплины, обучающиеся постоянно обращаются к основополагающим понятиям, разрабатываемым теорией государства и права (например, о праве, о соотношении права и закона, о правопорядке, о правосудии и др.);

с конституционным правом - формулирует конституционные принципы организации и деятельности правоохранительных и судебных органов, рассматривает основополагающие функции правоохранительной деятельности: конституционный контроль; правосудие; прокурорский надзор. Для деятельности правоохранительных и судебных органов важное значение имеют конституционные положения о правах человека и гражданина;

с административным правом - изучается деятельность органов государственного управления в различных сферах государственной жизни. Многие органы исполнительной власти (МЮ РФ, МВД, ФСБ и др.) осуществляют правоохранительные функции. Например, в курсе «Административное право» рассматриваются основания, и порядок применения мер административного принуждения, а деятельность правоохранительных и судебных органов связана с применением таких мер воздействия;

с процессуальными отраслями права - гражданским, арбитражным процессом и уголовным судопроизводством - регулируют порядок отправления правосудия по гражданским и уголовным делам, определяют компетенцию судебных органов и полномочия других субъектов процессуальных отношений. Процедура судопроизводства по возбуждению, расследованию, рассмотрению и разрешении уголовных дел, деятельность суда по рассмотрению гражданских и арбитражных дел, а также заявлений граждан, чьи права и свободы нарушены, регламентируется соответствующими кодексами (УПК РФ, АПК РФ, ГПК РФ) и другими нормативными правовыми актами, которые являются основой для деятельности соответствующих правоохранительных органов.

с материальными отраслями права - гражданское, семейное, трудовое, уголовное, таможенное, налоговое и др. Правоохранительные и судебные органы в своей деятельности широко применяют нормы указанных отраслей права при определении признаков правонарушения, о наступлении или не наступлении соответствующего вида (гражданской, уголовной, административной) ответственности, о мерах властного принуждения и т.д.

с курсами «Прокурорский надзор » и «Организация деятельности адвокатуры» - изучают не только организацию прокуратуры и адвокатуры в Российской Федерации, но и саму деятельность этих правоохранительных органов по осуществлению своих функций, правовой статус прокурорского работника и адвоката, их правоприменительную практику.

Правоохранительные органы. Семинары. 2014-2015 гг.

Семинарское занятие 1.

(2 часа, темы 1,2,3)

Сущность учебного курса «Правоохранительные органы в РФ». Основный понятия.

  1. Назначение и задачи учебного курса «по в рф».

Учебная дисциплина «ПО» дает общую, исходную информацию о ПД и б основах организации тех гос. и негос. Учреждений, главная задача которых состоит в реализации такой Д.

Цель изучения данной дисциплины – дать будущим юристам четкое представление о том, как строятся и какие функции выполняют эти учреждения, как они взаимодействуют друг с другом, иными гос. и негос. организациями, каково их социальное предназначение.

  1. Предмет и система учебного курса.

    Предмет – круг вопросов и проблем.

Каждый учебный курс имеет свой предмет, определяющий его содержание. Предметом изучения курса “Правоохранительные органы Российской Федерации” является устройство правоохранительных органов, их организация как в отдельности, так и в качестве системы, определение задач, стоящих перед ни­ми, и компетенции, которой они наделяются для их осуществления. При этом на первый план выдвигается именно организация правоохранительных орга­нов, поскольку без знания того, как организуются суды, прокуратура, следст­венные органы и т. д., очень затруднительно будет в дальнейшем при изучении процессуальных отраслей права уяснить порядок их деятельности, взаимоотно­шения между ними. Данный учебный курс рассматривает такие вопросы, как структура правоохранительного органа, состав, требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи, прокурора, следователя и др. В то же время затронуты вопросы и полномочий правоохранительных органов, но в более общей форме. Одной из задач, стоящих перед данным курсом, является и овладение юридической терминологией, необходимой при изучении других юридиче­ских дисциплин. Курс подробно освещает такие понятия, как “судебная власть”, “судебная инстанция”, “прокурорский надзор” и т. д.

Предмет курса значительно расширился за последние годы, поскольку ряд органов (например, органы государственной безопасности) в силу их се­кретности ранее не изучались. Кроме того, появились новые правоохрани­тельные органы - налоговая полиция, Конституционный Суд - которых в советское время не было.

    Система курса – последовательность изложения материала.

Предмет курса определяет и его содержание. Оно изложено по определенной системе. Курс условно можно разделить на две части - Общую и Особенную.

В Общей части освещаются такие вопросы, как понятие правоохранитель­ной деятельности и правоохранительных органов, предмет и система курса, его законодательные и другие источники, понятие и содержание судебной власти, конституционные принципы правосудия.

В Особенной части рассматривается организация конкретных правоо­хранительных органов. Как важнейший правоохранительный орган вначале изучается суд - организация всей судебной системы в целом и трех ее со­ставляющих - судов общей юрисдикции, арбитражных судов и Конституционного Суда РФ, а также правовой статус судей. Далее освещаются вопросы организации деятельности прокуратуры, органов внутренних дел, обеспечения безопасности, налоговой службы и налоговой полиции, таможенных ор­ганов и органов юстиции, органов предварительного расследования. Хотя, как уже упоминалось, адвокатура, нотариат, частные детективные и охран­ные службы не являются правоохранительными органами, но в связи с их большой значимостью в защите прав и законных интересов граждан и орга­низаций, тесной связи со многими правоохранительными органами они так­же являются предметом изучения данного курса.

Перечень вопросов, изучаемых в курсе, достаточно широк и требует изложения в определенной системе. Формирование системы учебного курса осуществляется по-разному (главы, главы и разделы, части – общая, особенная).

    Ясельская Вероника Владимировна: части. Общая – предмет в целом и всех ПО. В особенной части освещаются вопросы организации конкретных органов, осуществляющих ПД.

    Лонь Сергей Леонтьевич: разделы. Общие положения курса; Судоустройство; Гос. Органы, осуществляющие ПД; Профессиональные юридические объединения; Система органов уголовной юстиции ЗГ (ЗС)

    Место учебного курса в системе смежных юридических дисциплин. Соотношение с учебными курсами ТГП, Конституционное право, Административное право, Уголовный процесс, Гражданский процесс, Прокурорский надзор и др. юридическими дисциплинами.

Учебный курс «ПО РФ» является основной вводной обзорной юридической дисциплиной при подготовке юристов. Входящая в предмет курса информация об организации и построении системы ПО России, отдельных видов органов по осуществлению ПД составляет основу в изучении данного курса. НП информация об организации и Д ПО делает его общеобязательным юридическим курсом в обучении студентов.

Большой объем учебного и нормативного материала предполагает системность его изложения и небольшую глубину изучения вопросов.

Курс “Правоохранительные органы Российской Федерации” занимает особое место среди других юридических дисциплин, поскольку является своего рода вводным курсом для их изучения и находится в неразрывной связи с ними. В нем даются начальные представления о деятельности ПО, их полномочиях и взаимоотношениях.

Подробно Д органов предварительного расследования, прокурора, суда, связанная с обнаружением и раскрытием преступлений, наказанием виновных, раскрыта в курсе “Уголовный процесс”.

В курсе “Гражданский процесс” изучаются нормы, определяющие Д суда по рассмотрению гражданских дел.

В курсе “Арбитражный процесс” освещаются вопросы рассмотрения арбитражными судами дел, отнесенных законом к их компетенции.

Курс “Прокурорский надзор” подробно излагает формы и методы Д прокурора при осуществлении надзора, в том числе за другими ПО.

В курсе “Административное право” изучается Д органов государственного управления, к которым относятся и многие ПО. Такие направления Д органов ВД, как охрана общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного движения, заключаются в применении, в основном, норм административного права.

Курс “Правоохранительные органы Российской Федерации” имеет взаимосвязь и с такими основополагающими дисциплинами, как ТГП, конституционное право. ТГП определяет многие понятия, применяемые в ПД, такие как законность, правосознание, излагает основные методологические подходы к изучению функций Г, сущности П. Конституционное право определяет основные положения, характеризующие место и роль ПО, их взаимоотношения с органами государственной власти и управления.

Прослеживается связь курса и с уголовным и гражданским правом . Суд, прокурор, органы предварительного расследования в своей Д широко применяют нормы этих отраслей П. От того, насколько правильно будут определены признаки преступления, зависит законность Д этих органов.