Формы и методы финансовой деятельности государства. Финансовая деятельность государства и муниципальных образований Правовые формы финансовой деятельности складчина

Правовые формы финансовой деятельности государства разнообразны. В каждой из них практически выражаются действия государственных органов (и органов местного самоуправления) по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на соответствующем уровне. По своему характеру эти формы могут быть правовыми и неправовыми.

Итак, финансово-правовые акты - это принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию.

Финансово-правовые акты можно классифицировать по юридическим свойствам, юридической природе, органам, издающим их, и другим основаниям.

По юридическим свойствам финансово-правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся акты, которые регулируют группу однородных финансовых отношений и содержат общие правила поведения их участников, т.е. правовые нормы. Нормативные финансово-правовые акты устанавливают виды финансовых обязательств (налогов и других платежей) предприятий и граждан перед государством, порядок исчисления установленных платежей, типичные признаки плательщиков, порядок расходования государственных денежных средств, порядок проведения финансового контроля и т.д.

Системе законодательства любого государства свойственно деление на законы и подзаконные акты. Поэтому, по юридической природе финансово-правовые акты делятся на:

Ø законодательные, к которым относятся законы, принимаемые Государственной Думой РФ, законы субъектов Федерации по вопросам финансовой деятельности государства;

Ø подзаконные акты.

Данная классификация финансово-правовых актов основывается на общеправовых знаниях о таких категориях как "закон" и "подзаконный акт". Закон - это нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определенном порядке, устанавливающий основные нормы всех отраслей права и регулирующий наиболее важные общественные отношения. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы, имеющие прямое действие на всей территории страны. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.

Законы принимаются либо представительными (законодательными) органами власти - как федеральными, так и субъектов Федерации - в процессе законотворческой деятельности, либо в результате непосредственного правотворчества всего народа (референдума). Процедура принятия закона предусмотрена в Конституции России, включая определение круга субъектов законодательной инициативы, условия прохождения законопроекта, порядок подписания и опубликования. Детально процесс принятия законов должен определяться регламентами соответствующих законодательных органов. В Регламенте российского парламента специально устанавливается сама процедура законотворчества, предусматривающая все стадии проработки проекта закона, его обсуждения и принятия. Закон регулирует наиболее важные стороны общественной жизни - экономической, политической, духовной, общественные отношения, которые характеризуются устойчивостью, типичностью, значимостью, необходимостью законодательного отражения суверенных пожеланий народа:

Ø установление или изменение конституционных норм;

Ø закрепление прав и свобод человека и гражданина;

Ø определение форм правления, национально-государственного или административно-территориального (административно-государственного) устройства, методов осуществления государственной власти;

Ø фиксирование принципов организации и деятельности государственных органов, их структуры;

Ø определение общих начал уголовной ответственности;

Ø регламентация принципов местного самоуправления и некоторые другие.

Закон занимает в системе нормативных правовых актов особое место в силу того, что он обладает высшей юридической силой, верховенством в этой системе. Все остальные акты должны исходить из закона и не могут ему противоречить, в случае коллизии с законом они считаются не имеющими юридической силы.

Принятый в установленном порядке закон не требует утверждения со стороны какого-либо органа (кроме необходимого технико-юридического оформления актов референдума). Изменить или отменить закон вправе только орган, его принявший, причем в строго определенном порядке. Так, акт референдума может быть изменен или отменен только в результате референдума. (С юридической точки зрения приостановить или скорректировать закон могут президентские указы, но лишь в условиях чрезвычайного положения и в строго установленном порядке, с последующим утверждением высшим законодательным органом.)

Таким образом, основные качества закона - его первичность, особый порядок принятия, высшая юридическая сила. Это означает, что законы призваны регулировать наиболее важные общественные отношения, а потому должны быть совершенны по содержанию и форме и подлежат неукоснительному соблюдению и выполнению всеми и повсеместно. Роль закона в современных условиях преобразования общества существенно возрастает.

Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Нормативные правовые акты Президента, Правительства, министерств, ведомств, государственных комитетов, исполнительно-распорядительных органов субъектов Федерации многообразны по своему характеру (указы Президента, постановления Правительства, приказы, инструкции, положения и т.д.) являются подзаконными актами, так как принимаются на основе и во исполнение законов.

Всем подзаконным актам государственных органов присуща общая черта - они издаются в пределах компетенции исполнительного органа государственной власти, не должны противоречить закону, но могут его детализировать и конкретизировать.

Подзаконные нормативно-правовые акты вместе с актами законодательной власти составляют единую систему актов государства, поэтому невозможно какое бы то ни было противопоставление подзаконных актов закону, автономность их функционирования.

В системе подзаконных нормативно-правовых актов ведущее место принадлежит указам и распоряжениям Президента России как главы государства, которые отличаются наибольшей широтой и глубиной воздействия на регулируемые общественные отношения. Правительство РФ на основе и во исполнение Конституции России, федеральных законов, нормативных указов Президента издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению на всей территории страны. В случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента они могут быть отменены Президентом.

Среди подзаконных актов важное место отводится нормативным актам, принимаемым министерствами, ведомствами, федеральными комиссиями, федеральными службами и агенствами. Эти акты обладают рядом особенностей. Прежде всего, они уступают по юридической силе решениям Правительства; носят отраслевой характер, так как предназначены, за редким исключением, для регулирования общественных отношений в процессе реализации своих полномочий в определенной сфере управления; отличаются большим многообразием. Наиболее распространенными среди них являются: приказы, решения коллегии, инструкции, правила, положения, уставы, распоряжения.

Основной формой ведомственного акта является приказ, который по своему содержанию может быть как нормативным, так и ненормативным. Приказом опосредуется различная по характеру деятельность, им утверждается и тем самым придается соответствующая юридическая сила нормативным актам, исходящим от того или иного министерства, комитета, ведомства, федеральной службы. Иными словами, он имеет нормотворческое значение, является актом детализации постановления Правительства. Приказы и распоряжения, имеющие разовое, распорядительное значение, не содержат нормативных предписаний, поэтому нормативно-правовыми актами не являются.

Субъекты Федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа) осуществляют собственное правовое регулирование, включая издание законов и иных нормативных актов. Акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным конституционным законам, имеющим прямое действие на всей территории Российской Федерации, а также актам, принятым в пределах их совместного ведения. При наличии такого противоречия действует федеральный закон. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, изданным вне пределов ведения российской Федерации (в пределах исключительной компетенции субъекта Федерации), действует нормативный правовой акт субъекта Федерации.

Наименование актов субъектов Федерации различно: республика (государство) имеет свою конституцию и законы, остальные - устав и законы. Конституция России не содержит иного наименования актов, издаваемых субъектами Федерации. Такими актами могут быть законы, постановления, декреты и т.д.

Самостоятельную группу актов образуют решения органов местного самоуправления. Законодательством была установлена только такая форма актов указанных органов. И хотя соответствующее законодательство действовало достаточно длительное время, практика пошла по пути расширения конкретных видов актов нормативного содержания - стали издаваться регламенты, положения. Особенностью актов местного самоуправления является территориальная ограниченность их действия и самостоятельность в принятии решений, касающихся вопросов управления муниципальной собственностью, формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, установления местных налогов и сборов, осуществления охраны общественного порядка и т.п.

Применение законодательства всегда предполагает внимательно относится к такому понятию как "юридическая сила нормативно-правового акта". Это обусловлено основополагающим принципом финансового права - принципом приоритета законодательных органов над исполнительными в области финансовой деятельности.

Деление всех нормативных актов на законы и подзаконные акты имеет значение для того, чтобы понять реализацию принципа разделения властей в демократическом государстве студентам не юристам специальностей "Финансы и кредит", "Бухгалтерский учет и аудит", "Антикризисное управление", "Таможенное дело", "Налоги и налогообложение" изучающим юридическую дисциплину "финансовое право". Принцип приоритета законодательных органов над исполнительными в области финансовой деятельности, как уже упоминалось в первой теме, не означает верховенства законодательной ветви власти над исполнительными органами. Это обусловлено некоторой слабостью российского парламента, который устанавливает финансово-правовые нормы, но достаточных возможностей эффективного контроля за деятельностью исполнительной власти в настоящее время не имеет.

Учитывая вышеизложенное, нужно запомнить одно из важнейших положений правовой науки и российского законодательства - все жизненноважные решения, касающиеся интересов различных субъектов, новые правила поведения устанавливают и регулируют органы законодательной власти посредством приятия федеральных законов. Органы исполнительной власти также вправе участвовать в нормативном регулировании финансовой деятельности, но только в целях конкретизации и во исполнения федеральных законов. Фактически все финансовые решения должны оформляться в форме закона, а не постановлений Правительства РФ или Указов Президента РФ. Например, главные финансовый план государства не будет иметь юридической силы, как нормы-цифры, заложенные в нем, пока не будет принят в форме закона. Отчет об исполнении бюджета оформляется в форме закона. Изменения в финансовое законодательство (налоговое, бюджетное) вносятся теми органами, которые и принимали данные финансово-правовые акты, то есть федеральными законами.

Особой разновидностью финансово-правовых актов является наличие финансово-плановых актов - это акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, которые содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, т.е. являются планами по мобилизации, распределению и использованию финансовых ресурсов. Они регулируют не фактически существующие отношения, а будущие, основываясь не предыдущем опыте и прогнозировании.

К финансово-плановым актам относятся:

Ø основной финансовый план государства - федеральный бюджет РФ, государственные бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты;

Ø финансовые планы государственных и муниципальных целевых фондов;

Ø финансово-кредитные и кассовые планы банков;

Ø финансовые планы страховых организаций;

Ø финансовые планы и сметы министерств, ведомств, других органов государственного управления;

Ø финансовые планы (балансы доходов и расходов) предприятий и объединений;

Ø сметы учреждений, организаций, состоящих на государственном и местном бюджете.

Финансово-плановые акты получают свое юридическое оформление в актах соответствующих государственных органов. Так, федеральный бюджет утверждается законом РФ, смета учреждения - министерством, которому это учреждение подчинено. Утвержденный в установленном порядке финансово-плановый акт регулирует финансовые отношения и вызывает юридические последствия как любой финансово-правовой акт.

Правовые

Ø издание правовых актов, носящих финансово-правовой характер;

Ø издание индивидуальных правовых актов;

Ø заключение договоров, связанных с соблюдением и расходованием государственных и муниципальных средств;

Ø реализация государством в лице управляющего органа своих прав и обязанностей субъекта правоотношения, возникающих в процессе правоотношения;

Ø привлечение к ответственности лиц, совершающих правонарушения в сфере финансовых правоотношений.

Неправовые

Ø проведение совещаний;

Ø финансово-экономический анализ;

Ø прогнозирование;

Ø разъяснение финансового законодательства.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Понятие, предмет и метод финансового права. Система финансового права

Экономический аспект.. Финансы от лат financia наличность доход совокупность экономических.. Методы мобилизации финансовых ресурсов Органы..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Предметом финансового права, как и всякой другой отрасли права, явля­ются определенные общественные отношения, имеющие свои специфичес­кие особенности. Важнейшие черты отношений, составляющих предмет фи­нансового права, заключаются в том, что они:

а) складываются в сфере финансовой деятельности и связаны с органи­зующей ролью государства по распределению и перераспределению нацио­нального дохода в целях образования необходимых обществу фондов по­требления и фондов накопления (см. схему 8);

б) непосредственным основанием для возникновения этих отношений служит проводимая планомерная деятельность по образованию и использо­ванию денежных фондов в обществе;

в) объектом этих отношений всегда являются деньги или денежные обяза­тельства, связанные с образованием и использованием денежных фондов (см. схему 9).

Под системой финансового права следует понимать единство, взаимо­связь и дифференциацию финансово-правовых норм по разделам этой от­расли, институтам с учетом особенностей содержания регулируемых ими общественных отношений. Система финансового права делится на общую и особенную части.

Нормы общей части закрепляют основные начала финансовой деятель­ности государства, ее задачи, формы и методы осуществления, устанавлива­ют правовые основы финансового контроля, круг и компетенцию органов, участвующих в финансовой деятельности.

Особенная часть финансового права включает в себя разделы, группы норм, регулирующих отношения в области бюджета, государственных дохо­дов, государственных расходов, государственного кредита, страхования, банковского кредита и расчетов, денежного обращения и валюты.

Названные разделы, в свою очередь, объединяют ряд институтов, обус­ловленных известной спецификой регулируемых отношений. В системе фи­нансового права выделяют также подотрасли налогового, банковского права (см. схему 10).

Юридической формой осуществления финансовой деятельности являют­ся финансово-правовые акты. Они издаются уполномоченными на то госу­дарственными органами. Финансово-правовые акты весьма многообразны. Их можно классифицировать по различным критериям:

По юридической силе финансово-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты, которые, как правило, устанавливают общие правила поведения, обращены к широкому кругу лиц и организаций, рас­считаны на неоднократное, длительное применение;

По органам, издающим финансовые акты, они делятся на две группы:

а) акты органов представительной власти;

б) акты органов исполнительной власти.

Названные акты в области финансов подразделяются на:

1) Указы Президента Российской Федерации;



2) финансовые акты, издаваемые органами общей компетенции (Прави­тельство РФ);

3) финансовые акты, издаваемые специальными финансовыми и кредит­ными органами (Министерство финансов, Центральный банк и др.);

4) финансовые акты, издаваемые отраслевыми министерствами, ведом­ствами, отделами и управлениями местных органов (см. схему 11).

Отношения, складывающиеся в процессе планового собирания и распре­деления денежных средств - финансовые отношения, которые обусловлены Необходимостью распределения национального дохода для удовлетворения общественных потребностей. Урегулированность их финансово-правовыми нормами придает им форму финансовых правоотношений.

Следовательно, общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства и урегулированные нормами финансового права, представляют собой финансовые правоотношения.

Они имеют ряд особенностей:

1. Одним из субъектов всегда является само государство, которое выступает в них непосредственно или через специально управомоченные органы (финансовые, кредитные), а также органы местного самоуправления, чем обусловлено неравное положение субъектов правоотношений.

2. Объектом финансовых правоотношений являются деньги или денеж­ные обязательства в связи с образованием и использованием общегосударст­венного и других денежных фондов, с формированием доходов и расходов.

3. Права и обязанности субъектов финансовых правоотношений опреде­ляются не договором или другой формой соглашения сторон, а непосредст­венно законом (или подзаконным актом).

ФОРМЫ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ФОРМЫ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
Рубрика (тематическая категория) Финансы

Формы финансовой деятельности государства разнообразны. В каждой из них практически выражаются действия государственных органов (и органов местного самоуправления) по образованию, распределœению и использованию финансовых ресурсов на соответствующем уровне.

По своему характеру эти формы бывают правовыми и неправовыми. Правовые формы выражаются в принятии правовых актов в связи с установлением или применением норм. Неправовые формы - это инструктирование финансовой службы предприятий, проведение совещаний в аппарате финансовых и налоговых органов, заседаний комитетов по бюджетно-финансовым вопросам представительных органов власти, разъяснение финансового законодательства населœению и другая организаторская работа; финансово-технические операции (расчёты платежей и ассигнований из бюджетов, объёмов финансирования и кредитования); финансово-экономический анализ; подготовка материалов к финансовому планированию, прогнозированию и отчетности и т.п. Юридического значения они не имеют, но создают предпосылки для осуществления правовых форм финансовой деятельности, в которых проявляется государственно-властный характер действий органов государственной власти в области финансов.

Конкретные правовые формы финансовой деятельности обусловлены тем, что она протекает в виде деятельности представительных и исполнительных органов власти всœех уровней и организационно-правовых форм. Осуществляя финансовую деятельность, государственные органы и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают финансово-правовые акты, посредством которых в пределах своих полномочий регулируют общественные отношения в области аккумуляции, распределœения и использования финансовых ресурсов, проведения контроля за их расходованием, за выполнением финансовых планов, финансовых обязательств перед государством. В таких актах и выражаются юридические (или правовые) формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления.

Итак, финансово-правовые акты - это принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию. Οʜᴎ устанавливают, изменяют или отменяют финансово-правовые нормы или служат основанием для возникновения, прекращения, изменения конкретных правоотношений.

Применение тех или иных правовых форм финансовой деятельности определяется значением и содержанием регулируемых отношений. К примеру, принятие федерального бюджета оформляется федеральным законом. Это вытекает из общегосударственного значения бюджета͵ его важной роли для социально-экономического развития страны, широкого круга общественных отношений, возникающих в связи с его принятием. В отличие от этого вопросы выделœения денежных средств подведомственным предприятиям решаются актами министерств и других органов государственного управления в соответствии с установленными правовыми нормами порядком.

Финансово-правовые акты можно классифицировать по юридическим свойствам, по юридической природе, по органам, их издающим, и другим основаниям.

По юридическим свойствам финансово-правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся акты, которые регулируют группу однородных финансовых отношений и содержат общие правила поведения их участников, ᴛ.ᴇ. правовые нормы. Отсюда вытекает и наименование этой группы актов - нормативные. Οʜᴎ действуют обычно долгое время. Нормативные финансово-правовые акты устанавливают виды финансовых обязательств (налогов и других платежей) предприятий и граждан перед государством, или муниципальным образованием, порядок расчёта установленных платежей, типичные признаки плательщиков, порядок расходования государственных денежных средств, порядок проведения финансового контроля и т.д.

Общие правила, установленные в нормативных актах, конкретизируются в индивидуальных финансово-правовых актах, каждый из которых предусматривает один какой-либо конкретный случай, обращен к точно определœенным участникам финансовых отношений, ведет к возникновению, изменению или прекращению конкретных финансовых правоотношений. К примеру, на базе такого нормативного финансово-правового акта͵ как Закон РФ ʼʼО подоходном налоге с физических лицʼʼ, государственная налоговая инспекция направляет конкретному гражданину, получающему доход от предпринимательской деятельности, извещение об уплате определœенной суммы налога. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, индивидуальные финансово-правовые акты - это акты применения норм права. Принятие их - крайне важно е условие для практического претворения в жизнь нормативных финансово-правовых актов и выполнения задач по созданию, распределœению или использованию финансовых ресурсов государства.

По юридической природе финансово-правовые акты подразделяются на:

а) законодательные, к которым относятся федеральные законы и законы субъектов Федерации по вопросам финансовой деятельности государства;

б) подзаконные. В эту группу входят акты всœех других государственных органов, основанные на законе и принятые во исполнение закона (к примеру, на базе Закона РФ ʼʼО таможенном тарифеʼʼ от 21 мая 1993ᴦ. Правительство РФ принимает постановления о ставках таможенных пошлин).

Такое подразделœение финансово-правовых актов конкретизируется в классификации по органам, их издающим. Основные формы актов государственных органов установлены Конституцией РФ. Соответствующую форму принимают и финансово-правовые акты (законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ и др.). Отраслевые органы государственного управления издают по вопросам финансов приказы и инструкции. Такую же форму имеют финансово-правовые акты финансово-кредитных органов. При этом инструкции относятся к нормативным финансово-правовым актам. Приказы могут содержать и нормы права, и решения конкретного характера. Органы государственного управления, в особенности финансово-кредитные органы, издают многочисленные индивидуальные финансово-правовые акты, которые помимо приказов имеют и другие формы выражения (резолюция должностного лица об утверждении документа͵ о разрешении каких-либо действий и т.д.).

Характерной особенностью финансово-правовых актов является наличие среди них большой группы финансово-плановых актов. Οʜᴎ отличаются от других финансово-правовых актов своим содержанием.

Финансово-плановые акты - это акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, которые содержат конкретные задания в области финансов на определœенный период, ᴛ.ᴇ. являются планами по мобилизации, распределœению и использованию финансовых ресурсов.

Существование финансово-плановых актов обусловлено действием принципа плановости в процессе образования, распределœения и использования финансовых ресурсов в соответствии с программами и планами экономического и социального развития.

К финансово-плановым актам относятся:

а) основной финансовый план государства - федеральный бюджет, а также государственные бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты;

б) бюджеты государственных и муниципальных внебюджетных фондов;

в) финансово-кредитные и кассовые планы банков;

г) финансовые планы страховых организаций;

д) финансовые планы и сметы министерств, ведомств, других органов государственного управления и местного самоуправления;

е) финансовые планы (балансы доходов и расходов) предприятий и объединœений;

ж) сметы бюджетных учреждений.

Финансово-плановые акты получают свое юридическое оформление в актах соответствующих органов государства и местного самоуправления. Так, федеральный бюджет утверждается федеральным законом, смета учреждения - министерством, которому это учреждение подчинœено. Утвержденный в установленном порядке финансово-плановый акт регулирует финансовые отношения и вызывает юридические последствия, как любой финансово-правовой акт.

ФОРМЫ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ФОРМЫ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ" 2017, 2018.

Финансовая деятельность осуществляется в правовых и не-правовых формах. Правовые формы выражаются в принятии правовых актов в связи с установлением или применением норм. А неправовые формы такого оформления не имеют. К ним относятся различные практические действия, юридичес-кого значения не имеющие, но способствующие принятию та-ких актов или применению правовых норм. Это инструктирова-ние финансовой службы предприятий, проведение совещаний в аппарате финансовых и налоговых органов, проведение заседа-ний комитетов по бюджетно-финансовым вопросам представи-тельных органов власти, разъяснение финансового законода-тельства населению и другая организаторская работа; финансо-во-технические операции (расчеты платежей и ассигнований из бюджетов, объемов финансирования и кредитования); финан-сово-экономический анализ; подготовка материалов для финан-сового планирования, прогнозирования й отчетности и т. п.

Конкретные правовые формы финансовой деятельности за-висят от того, какие органы ее осуществляют: представительные или исполнительные, какого они уровня и организационно-правового статуса. Осуществляя финансовую деятельность, го-сударственные органы и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают финансово-правовые акты, посредством которых в пределах своих полномочий регу-лируют общественные отношения в области аккумуляции, рас-пределения и использования финансовых ресурсов, проведения контроля за их расходованием, за выполнением финансовых планов, финансовых обязательств перед государством или му-ниципальными образованиями. Эти акты и являются юриди-ческими (или правовыми) формами финансовой деятелъности государства (его органов) и муниципалъных образований (органов местного самоуправления).

Следовательно, финансово-правовые акты - это принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия ре-шения государственных органов и органов местного самоуправле-ния по вопросам финансовой деятелъности, входящим в их компе-тенцию. Они устанавливают, изменяют или отменяют финансо-во-правовые нормы или служат основанием для возникновения, прекращения, изменения конкретных правоотношений.


Применение тех или иных правовых форм финансовой дея-тельности определяется значением и содержанием регулируе-мых отношений. Например, принятие федерального бюджета оформляется федеральным законом. Это вытекает из общегосу-дарственного значения бюджета, его важной роли для социаль-но-экономического развития страны, широкого круга обще-ственных отношений, возникающих в связи с его принятием. В отличие от этого вопросы выделения денежных средств под-ведомственным предприятиям решаются актами министерств и других органов государственного управления в соответствии с установленным правовыми нормами порядком.

Финансово-правовые акты можно классифицироватъ по юри-дическим свойствам, по юридической природе, по органам, их издающим, и другим основаниям.

По юридическим свойствам финансово-правовые акты под-разделяются на нормативные и индивидуалъные. К нормативным относятся акты, которые регулируют группу однородных финан-совых отношений и еодержат общие правила поведения их уча-стников, т. е. правовые нормы. Они действуют обычно длитель-ное время. Нормативные финансово-правовые акты устанавли-вают виды финансовых обязательств (налогов и других платежей) организаций и граждан перед государством или муниципальным образованием, порядок расходования государственных денежных средств, порядок проведения финансового контроля и т. д.

Общие правшш, установленные в нормативных актах, конк-ретизируются в индивидуалъных финансово-правовых актах, каж-дый из которых предусматривает один какой-либо конкретный случай, обращен к точно определенным участникам финансо-вых отношений, ведет к возникновению, изменению или пре-кращению конкретных финансовых правоотношений. Напри-мер, на основе законодательного нормативного финансово-пра-вового акта о транспортном налоге государственный налоговый орган направляет конкретному владелыду транспортного сред-ства уведомление об уплате этого налога, которое и является индивидуальным финансово-правовым актом. Таким образом, индивидуалъные финансово-правовые акты - это акты примене-ния норм финансового права. Принятие их - необходимое ус-ловие для практического претворения в жизнь нормативных фи-нансово-правовых актов.

По юридической природе финансово-правовые акты делятся на законодательные, к которым относятся законы, прииимае-


Учебник: Краткий курс. Общая часть

мые представительными федеральными и региональными (субъектов Федерации) органами государственной власти по вопросам финансовой деятельности государства, и подзаконные. К ним относятся акты всех других государственных органов и органов местного самоуправления, основанные на законе и при-нятые во исполнение закона (например, на основе Закона РФ «О таможенном тарифе» Правительство РФ принимает поста-новления о ставках таможенных пошлин). Все они имеют оп-ределенную форму (указы, постановления, приказы и т. д.), т. е. конкретизируются в зависимости от вида органов, издающих акты.

Характерной особенностью финансово-правовых актов яв-ляется наличие среди них большой группы финансово-плановых актов. Они отличаются от других финансово-правовых актов своим содержанием.

Финансово-плановые акты - это акты, принимаемые в про-цессе финансовой деятелъности государства и органов местного самоуправления, а также организаций, которые содержат конк-ретные задания в области финансов на определенный период, т. е. являются планами по мобилизации, распределению и исполъзова-нию финансовых ресурсов.

Существование финансово-плановых актов обусловлено дей-ствием принципа плановости в процессе образования, распре-деления и использования финансовых ресурсов в соответствии с программами и планами экономического и социального раз-вития. К финансово-плановым актам относятся:

а) основные финансовые планы государства - федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, а также местные бюд-жеты;

б) бюджеты государственных и муниципальных внебюджет-ных фондов;

в) финансовые планы и сметы министерств, ведомств, дру-гих органов государственного управления и органов местного самоуправления;

г) финансовые планы (балансы доходов и расходов) коммер-ческих организаций;

д) сметы бюджетных учреждений; е) финансовые планы страховых организаций; ж) финансово-кредитные и кассовые планы банков. Финансово-плановые акты получают свое юридическое оформление в актах соответствующих государственвдх органов.


Глава 2. Особенности финансовой деятельности государства ___107

Утвержденный в установленном порядке финансово-плановый акт регулирует финансовые отношения и вызывает юридиче-ские последствия как любой финансово-правовой акт.

Финансовое право

1. Формы и методы финансовой деятельности государства.

2. Финансовая система (понятие, структура, краткая характеристика элементов).

3. Правовое положение и функции органов, осуществляющих финансовую деятельность.

4. Предмет и понятие финансового права. Метод правового регулирования финансовых отношений.

5. Понятие и виды финансового контроля. Финансовая дисциплина.

6. Понятие и признаки бюджета. Виды бюджетов. Роль бюджета в обществе.

7. Понятие, признаки и принципы налогов и сборов по законодательству РФ.

8. Права и обязанности налогоплательщиков по законодательству РФ.

9. Налоговый контроль.

10. Правовые основы страхования в РФ.


Формы и методы финансовой деятельности государства.

Финансы и финансовая деятельность тесно взаимосвязаны. Это обусловлено тем, что сами финансы не могут образовываться без финансовой деятельности, а финансовая деятельность в первую очередь направлена на формирование денежных фондов.

Финансовая деятельность государства - это деятельность по формированию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов, обеспечивающих функционирование государства на каждом этапе его развития. Финансовая деятельность как особый вид гос. деятельности направлена на создание, распределение и использование фондов денежных средств, находящихся на праве собственности у государства.

Финансовой деятельности свойственны организационно-правовые особенности:

1) финансовую деятельность осуществляют органы государства всех трех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной - в пределах имеющихся у них полномочий (Е.Ю.Грачев );

2) финансовая деятельность носит межотраслевой характер, т.к. аккумуляция и распределение финансовых ресурсов затрагивает все отрасли и сферы гос. управления;

3) финансовая деятельность является предметом ведения как РФ (установление основ бюджетной, налоговой, кредитной, валютной политики, а также федеральные банки и денежная эмиссия), так и субъектов РФ и местного самоуправления (принятие и исполнение собственных бюджетов, создание региональных и местных внебюджетных фондов и др).

Формы финансовой деятельности государства разнообразны. В каждой из них практически выражаются действия гос. органов (и органов местного самоуправления) по обра­зованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на соответствующем уровне.

По своему характеру эти формы могут быть правовыми , кото­рые выражаются в установлении или применении норм права, и неправовыми ( деятельность, которая не влечет юридических последствий, хотя и предусмотрена законодательством): инструктирование финансовой службы предпри­ятий, проведение совещаний в аппарате финансовых и налоговых органов, подготовка материалов к финансовому планированию, т.е. все то, что имеет юр. значение.

Осуществляя финансовую деятельность, гос. органы и органы местного самоуправления принимают финансово-правовые акты. Финансово-правовые акты - это принятые в предусмот­ренной форме и имеющие юридические последствия решения го­с. органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетен­цию.

По юр. свойствам финансово-правовые акты под­разделяются на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся акты, которые регулируют группу однородных финансовых отношении и содержат общие правила поведения их участников, т.е. правовые нормы. Общие правила, установ­ленные в нормативных актах, конкретизируются в индивидуальных финансово-правовых актах, каждый из которых предусматривает один конкретный случай, обращен к определенным участ­никам финансовых отношений, ведет к возникновению, изме­нению или прекращению конкретных финансовых правоотно­шений.

По юридической природе финансово-правовые акты делятся на законодательные , к которым относятся законы, принимаемые Государственной Думой РФ, а также законы субъектов РФ по вопросам финансовой деятельности государства, и под­законные , куда входят акты всех других гос. органов, основанные на законе и при­нятые во исполнение закона.

Финансовая деятельность государства осуществляется различными методами . Обычно их подразделяют на 2 группы: общие методы и специальные методы.

К общим методам относятся императивный , диспозитивный и рекомендательный методы . При этом основным методом является императивный, сущность которого состоит в том, что государство и его органы осуществляют финансовую деятельность посредством принятия властных предписаний, обязательных для исполнения хозяйствующими субъектами.

Применение рекомендательного метода обусловлено проведением курса на финансовую самостоятельность бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. (НПР: в федеральном бюджете имеется ряд статей, содержащих рекомендации в области финансовой деятельности субъектам Федерации).

В группу специальных методов входят следующие:

1. метод обязательных платежей (выражается в установлении налогов и сборов. Государство с помощью данного метода изымает в обязательном порядке в установленные сроки и в установленном размере денежные средства для зачисления их в бюджеты или гос. внебюджетные фонды (ПФ РФ, ФСС РФ).

2. метод добровольных платежей (проявляется через покупку физическими и юр. лицами государственных ценных бумаг, проведение гос. лотерей, пожертвований в пользу государства и т.д.)

3. метод финансирования (выражается в расходовании денежных средств на предусмотренные законодательством цели; применяется в отношении гос. организаций).

4. метод кредитования (означает предоставление денежных средств на началах возмездности и возвратности; применяется в отношении как гос. организаций, так и иных организаций).

5. штрафной метод (заключается в установлении и применении штрафов, пеней и иных санкций за нарушение финансово-правовых норм)

6. метод дотаций (сущность данного метода состоит в том, что бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований денежные средства выделяются из бюджетов вышестоящего уровня без целевого назначения).

7. метод субвенций (заключается в выделении субъектам РФ и муниципальным образованиям финансовых ресурсов из бюджетов соответствующих уровней на определенных срок и конкретные цели).