Направление науки международного права середины xx века. История мп и международно-правовой науки

Понятие современного международного права и его соотношение с внутригосударственным правом.

МП – система норм, регулирующих межгос. отношения, созданные их участниками. МП состоит из норм, индивидуальных дозволений, предписаний и запретов, регулирующих межгос. отношения.

Функции МП:

1) координирующая – в нормах МП отражаются общепризнанные для государств стандарты поведения в различных областях взаимоотношений;

2) регулирующая – установление государствами четких правил поведения в соответствующих областях взаимодействия;

3) обеспечивающая – принятие норм, побуждающих гос-ва соблюдать междунар. обязательства;

4) охранительная – защита законных прав и интересов государства.

Два типа правовых сис­тем - международное право и внутригосударственное право .

Общие черты :

1) Они представляют собой совокупность юр. принципов и норм, выполнение которых может быть обеспечено принудительно.

2) Обладают сходной структурой: делятся на отрасли, подотрасли, институты и правовые нормы.

3) Используют практически одни и те же юр. конструк­ции и термины.

Отличия :

1) По предмету регулирования .

ВГП регулирует отношения между субъектами национального права отдельных государств.

МП регламентирует взаимоотношения субъектов МП (гос-в, народов, борющихся за свою независимость, междунар. органи­заций, государствоподобных формирований).

2) По способу создания правовых норм .

Нормы ВГП создаются в результате односторонней государственно-властной деятельности; основное на­правление правового регулирования - «вертикальное», «сверху - вниз».

Нормы МП создаются «горизон­тально», его субъектами на основе свободного волеизъявления участ­ников международного общения.

3) По источникам права.

Нормы ВГП сформулированы в виде нормативных актов, нормативных договоров, обычаев.

Нормы МП выражены в форме междуна­родных договоров, международных обычаев, актов международных конференций и совещаний, в документах международных организа­ций.

4) По субъектам права .

Субъекты ВГП - государст­во, гос. органы и должностные лица, субъекты федерации, органы МСУ, Ю и ФЛ.

Субъекты МП выступают не только адресатами междунар.-правовых норм, но и их создателями.

5) По способу обеспечения исполнения норм .

Нормы ВГП обеспечиваются принуди­тельной силой государства.

Исполнения норм МП производится самими субъектами МП (индивидуально или коллективно).

История международного права и его науки.

Возникновение МП связано с появлением государств. Периодизацию развития МП можно представить в виде четырех периодов:

1. Предыстория МП. Древние века. Субъектами международных отношений были не государства, а их властители. Широкое распространение получили договоры. Они служили осуществлению не только внешних, но и внутренних функций. Средние века (VI-XVI вв.). В силу исторических условий главным регионом, где была подготовлена почва для создания МП, оказалась Европа. В период Средневековья накопились значительные традиции в сфере дипломатических отношений, переговорной практики, межд. торговли (особенно морской), ведения и прекращения войны, что подготовило в конечном счете возникновение МП как такового.


2. Классическое МП. В Средние века возникает наука МП. Ее основоположником принято считать Гуго Гроция. В 1625 г. он издал труд «О праве войны и мира», охвативший все основные вопросы МП. Большой шаг вперед в развитии МП был сделан Великой французской революцией. Основами внешней политики Франции были провозглашены «всеобщий мир и принципы справедливости», отказ от всякой войны с целью завоевания. МП стало необходимым регулятором значительного объема межд. отношений. Наметились сдвиги и в национальном праве, которое закрепило привилегии иностранных дипломатов, установило правовой режим иностранцев.

3. Переход от классического к современному МП (1919-1946 гг.). В 1919 г. державы-победительницы создали Лигу Наций и приняли ее уставный документ - Статут. Эта организация была призвана обеспечить мир и сотрудничество между государствами. На англо-советско-американской конференции 1943 г. в Москве было принято решение о необходимости учреждения всеобщей межд. организации, основанной на принципе суверенного равенства. В июне 1945 г. Конференция Организации Объединенных Наций (ООН) в Сан-Франциско приняла Устав ООН, который положил начало современному МП.

4. Современное МП. Фундамент современного МП права был заложен Уставом ООН. В основу МП был положен принцип сотрудничества. Он предписывал отказ от концепции господства силы и замену ее концепцией господства права. Одной из самых типичных черт современного МП является утверждение в нем прав человека.

Прежде всего необходимо отметить, что эта система права стала так называться лишь в XVIII в. До этого ее именовали как "право народов", "общенародное право", используя существовавший в юриспруденции Древнего Рима термин jus gentium, переводя его с латыни на современные языки. Нельзя также не сказать, что в XIX и XX вв. неоднократно высказывалось предложение назвать эту систему "межгосударственным правом", ссылаясь на то, что оно регламентирует отношения между государствами, а не отношения физических и юридических лиц.

Если обобщить все высказывания о том, когда возникло международное право, то они могут быть сведены к трем вариантам:

  • а) международное право возникло еще во времена межплеменных отношений, до возникновения государств;
  • б) международное право появилось одновременно с государствами, которые придавали существовавшим до этого межплеменным правилам качество правовых норм и создавали новые;
  • в) международное право возникло в конце Средних веков, когда в Европе сложилась система суверенных государств.

Наиболее распространенным было мнение, что государство и право - это явления, которые появились одновременно. Сторонники этой точки зрения считали, что, поскольку международное право - совокупность принципов и норм, регламентирующих отношения между субъектами этого права, т.е. государствами, оно не могло появиться раньше возникновения государств. В подтверждение этого тезиса обычно ссылались на один из наиболее ранних дошедших до нас договоров, заключенный в XIII в. до н.э. египетским фараоном Рамзесом II и царем хеттов Хатушили III, т.е. после того, как уже появились государства.

В соответствии с этим мнением международное право рассматривалось с учетом принятой периодизации истории человечества, государств, их общественного устройства. Оценивались характер и особенности международного права, присущие рабовладельческому или феодальному обществу, капитализму и империализму, а также периоду после Октябрьской революции; поэтому внимания тому, что было до возникновения государств и какие были правила взаимоотношений при первобытнообщинном обществе, не уделялось.

Однако еще до появления государств и писаных договоров человечество прошло долгий путь развития. Даже первобытные люди не были абсолютно обособлены друг от друга. Постепенно отношения между ними принимали постоянную основу. Родовые отношения вели к появлению племен, затем возникали союзы племен и т.д. Союзы племен могли появиться, употребляя современную терминологию, лишь в результате заключения договоров, хотя археологи пока не нашли соответствующих письменных источников.

Но договорам о союзах племен предшествовало осознание необходимости таких союзов как формы отношения племен. А это могло означать только одно: еще задолго до появления письменных договоров у людей, живших в те далекие времена, возникало, говоря современным языком, правосознание, присущее племенным народам. Это означало понимание необходимости установления некоторых правил взаимоотношений, что и выражалось в создании определенных правил, например о разграничении угодий охоты, рыболовства и т.п. Конечно, рассматривать эти правила как нормы международного права или как их зачатки было бы наивно. У них была другая природа, и они определялись иными критериями, чем нормы международного права. Но тем не менее это были правила, на основе которых строились взаимоотношения между племенами и союзами племен. Поэтому не случайно, что ряд видных ученых, исследовавших историю международного права, например Гуго Гроций, которого часто именуют "отцом международного права", говоря о волеизъявлении, в результате чего создаются правила поведения, отмечали, что правоотношения между субъектами этих отношений формировались задолго до того, как появились государства. Такими субъектами при первобытнообщинном строе были существовавшие тогда структуры (племена, их союзы), которые организовывали жизнь людей в те далекие времена.

После возникновения государств прошло уже несколько тысячелетий. Государства воспринимали и постепенно закрепляли сложившиеся до этого правила поведения, а также создавали новые нормы. Таким образом, правила поведения, существовавшие до появления государств и воспринятые ими, преобразовывались в правовые нормы и являлись зачатками международного права, которое было результатом развития человечества в течение длительного периода.

Упомянутые правила поведения, а затем и нормы международного права возникали не произвольно. Они создавались под воздействием реальных объективных процессов, проходивших на тех или иных этапах развития человечества... и прежде всего развития производства. Такие процессы проходили не только в материальной сфере, но и в общественно-политической жизни, например революции во Франции в конце XVIII в. или в России в феврале и октябре 1917 г., война за независимость в США, Первая и Вторая мировые войны, ликвидация колониальной системы в XX в. Происходившие в жизни человечества события формировали правосознание людей, общества, влияли на разрабатываемые правовые нормы и практику их применения. Но эти нормы становились реальностью только тогда, когда они отражали общественно-политические, экономические и иные потребности государств, всего мирового сообщества, поскольку жизнь мирового сообщества под воздействием объективных процессов постоянно изменяется; постоянно меняется и международное право: на смену устаревшим нормам приходят новые.

Что касается роли государств, то именно они создают нормы международного права. Нельзя не отметить, что под влиянием мощных держав порой создаются нормы, отражающие в большей степени их интересы. Примером может быть так называемое "международное право цивилизованных народов", созданное в XIX - начале XX в. крупными государствами Европы, США. Однако в современных условиях, поскольку в создании международно-правовых норм участвуют все члены ООН, эти нормы в целом отвечают интересам всего мирового сообщества.

Ныне в создании международно-правовых норм возрастает роль международных организаций... и прежде всего ООН. Количество международных организаций растет, что является закономерным процессом в жизни мирового сообщества.

Ученые, неправительственные организации не создают право, они анализируют происходящие объективные процессы, существующие международно-правовые нормы и вносят рекомендации по их совершенствованию. Доктрины наиболее квалифицированных специалистов по международному праву могут использоваться в международной практике. Но рекомендации ученых, неправительственных организаций могут стать нормой поведения только в случае признания их таковой государствами.

Учитывая роль государств в создании норм международного права, исключительно важно, чтобы правильно понимался ход исторического развития, его логика. Государство только тогда может оказать влияние на развитие международного права своей волей, когда ему удается правильно оценить объективный ход исторического развития; поэтому государственные деятели при осуществлении внешней политики, дипломатии должны опираться на науку, научные разработки, обладать широким кругозором, поскольку, как говорили ученые мужи древности Конфуций, Аристотель и Платон, нельзя доверять власть непросвещенным людям.

Итак, можно сделать следующие выводы:

  • - международное право является продуктом исторического развития; оно возникает объективно, независимо от воли людей;
  • - международное право и сегодня продолжает развиваться в основном объективно; люди оказывают влияние на его развитие только тогда, когда им удается правильно оценить объективный ход исторических событий;
  • - договоры должны соблюдаться - это незыблемый принцип международного права, однако любой договор есть юридическая форма, которая со временем может перестать адекватно отражать объективную действительность и нуждается в изменении.

Таким образом, под воздействием объективных факторов, именуемых источником международного права в материальном смысле, оно постоянно изменяется.

| | | | |
история международного права, история права
Исто́рия междунаро́дного пра́ва - отрасль науки международного права, изучающая возникновение и развитие международного публичного права как комплекса правовых норм, регулирующих межгосударственные и иные международные отношения.

История международного права непосредственно связана с развитием государств и отношений между ними и берёт своё начало ещё со времен Античности. процессе формирования международного права как самостоятельной правовой системы были установлены его основные принципы (jus cogens) и институты (такие как право международных договоров, право внешних сношений и другие). Основную роль в истории развития международного права играли два фактора: политико-социальные изменения в обществе и труды известных юристов и правоведов, таких как Гуго Гроций и Иеремия Бентам.

  • 1 Древний мир
    • 1.1 Египет и Месопотамия
    • 1.2 Древняя Греция
    • 1.3 Древний Рим
  • 2 От падения Римской империи до Вестфальского мира
    • 2.1 Средневековая Европа
    • 2.2 Мусульманские страны
  • 3 Гуго Гроций
  • 4 Вестфальский мир и его значение
  • 5 Период классического международного права
    • 5.1 От Вестфальского мира до Гаагских конференций мира
    • 5.2 Гаагские конвенции
  • 6 Лига Наций
  • 7 Современное международное право
    • 7.1 Создание ООН и её деятельность
    • 7.2 Женевские конвенции
    • 7.3 Совет Европы и Европейский Союз
  • 8 Примечания
  • 9 Литература

Древний мир

Египет и Месопотамия

Плита, на которой запечатлен Кадешский мирный договор, заключённый между Рамсесом II и Хетушилем III. Музей археологии, Стамбул

Систематические международные отношения между государствами древнего мира начали осуществляться в конце III - начале II тысячелетия до н.э. Они носили очаговый характер, так как возникали только между развитыми рабовладельческими государствами, находившимися в долинах Тигра и Евфрата, районах Средиземного моря и на территории современного Китая. Примером первых межгосударственных договоров может служить договор, заключённый примерно в 2100 году до н. э. между царями древних городов-государств Лагаш и Умма, находившихся на территории Месопотамии. Другим примером является договор, заключённый в 1296 г. до н. э. между царем хеттов Хетушилем III и египетским фараоном Рамсесом II, закреплявший военный союз между Египтом и Хеттским царством, а также являющийся первым известным договором об экстрадиции и первым известным памятником международного права:

Если прогневается Рамсес-Мериамон на подданных, принадлежащих ему, либо они совершат другой проступок против него, и он пойдет, чтобы повергнуть их, то будет правитель хеттов вместе с Рамсесом-Мериамоном, владыкой Египта…Если же выступит другой враг против земель правителя хеттов и он пошлет сообщение правителю Египта равным образом, то Рамсес-Мериамон, великий властитель Египта, придет к нему на помощь, чтобы повергнуть его врага.

Древняя Греция

Уже в столь ранний период зародились первые институты международного права, регулировавшие законы и обычаи войны (в частности, правила её объявления, обращения имущества в собственность победителя), обмен послами, заключение союзов, вопросы выдачи преступников и беглецов. Наибольшее развитие международное право в этот период получило в Греции, разделённой на враждующие между собой города-полисы. Государства Древней Греции постоянно объединялись в военные союзы - симмахии и эпимахии, распространённой была практика заключения договоров о нейтралитете во время войны. Средством обеспечения международных договоров в ранний период служили заложники; кроме того, практика показывала, что нарушение межгосударственных обязательств было намного более распространено, чем их соблюдение. Однако постепенно заключение международных договоров стало сопровождаться клятвами и религиозными обрядами, а в самих международных договорах начали указываться сроки их действия и порядок внесения изменений. Например Никиев мирный договор 421 год до н. э.) устанавливал особый статус Дельфийского храма, заключался на срок 50 лет и регулировал также порядок обмена военнопленными и гражданами:

Лакедемоняне и союзники обязуются возвратить афинянам Панакт, афиняне лакедемонянам - Корифаси… и всех лакедемонских граждан, содержащихся в заключении в Афинах или в какой-либо другой части Афинского государства, а равно и всех союзников… Также и лакедемоняне с их союзниками обязуются возвратить всех афинян и их союзников.

Договор должен был соблюдаться заключившими его сторонами «без коварства и ущерба на суше и на море» и скреплялся присягой: «буду соблюдать условия и договор без обмана и по справедливости». Присягу условлено было возобновлять ежегодно и в каждом городе отдельно. конце договора имелась оговорка, которая позволяла в случае нужды вносить в текст необходимые изменения. конце договора следовали подписи лиц, заключивших договор. Постепенно из практики международных сношений начал формироваться основной принцип международного права - pacta sunt servanda (договор должен исполняться), а послы стали основой международного общения, что стало причиной формирования первых норм и обычаев, закреплявших их статус как лиц, обладающих иммунитетом («неприкосновенных»). Такой статус подтверждался специальным удостоверением («diploma») в форме сдвоенной навощенной дощечки. Именно от её названия и произошло понятие «дипломатия».

В Древней Греции зародился также институт проксенов. Главной функцией проксенов являлась защита интересов иностранцев, а сами они наделялись особым статусом - они, члены их семьи и имущество, принадлежащее им, были неприкосновенны. Проксен имел право помещать на двери своего дома герб государства-города, которое он представлял; имел доступ на заседания народных собраний; он мог приобретать и владеть недвижимым имуществом и пользовался специальной печатью с гербом представляемого государства-города. Тем самым, греческие проксены стали прообразом современных консулов.

Древний Рим

В эпоху Римской империи международное право развивалось в рамках «права народов» (Jus gentium), которое создавалось решениями специального должностного лица - претора перегринов. Право народов представляло собой сочетание норм гражданско-правового и международного характера и регулировало порядок возмещения военного ущерба и статус иностранных граждан. Именно Jus gentium в итоге привело к возникновению понятия «международное право». Международными сношениями Рима ведали Сенат и специальные должностные лица - фециалы, которые проводили обряды заключения мира и объявления войны.

От падения Римской империи до Вестфальского мира

Средневековая Европа

После распада Римской империи, в Европе появилось множество государств, что создало обширную основу для развития международных связей. Однако раннее Средневековье отличалось тенденцией к рецепции римского права. частности, большое влияние на международное право в данный период оказал Кодекс Юстиниана, а также Католическое каноническое право. Объясняется это прежде всего тем, что страны, разрозненные политически и культурно, в поисках единого международного языка общения обращались к наследию прошлого и к религии, объединяющей их. Лидеры Католической церкви в свою очередь (среди которых особо выделялся Папа Римский Григорий VII), пытались создать мировое христианское государство, выступая в роли посредника и арбитра на международной арене.

Рецепированные из римского права нормы приобретали религиозную окраску: религиозной клятвой в форме целования креста и Евангелия скреплялось большинство международных договоров. Однако международное право ещё носило региональный, а не всеобщий характер.

Второй Латеранский собор 1139 года, запретивший использование арбалетов против христиан

Средствами обеспечения их исполнения выступали заложники, а также возможность наложения интердикта - отлучения от Церкви, что стало первым инструментом наложения международной ответственности. Кроме того, получила развитие практика гарантирования исполнения международных договоров со стороны третьих государств или Папы Римского, а также залог городов и территорий.

В X-XI веке были предприняты первые попытки гуманизировать законы и обычаи войны. На вселенских и региональных церковных соборах были установлены ограничения («замирение по субъектам») согласно которым в военных действиях не могли участвовать лица духовного звания, паломники, вдовы, купцы и дети до 12 лет, а из сферы военных действий исключались церковные объекты и имущество - храмы, монастыри, земли духовенства. Церковь пыталась также запретить ведение действий в определённые дни - так называемый Божий мир. Рыцарскими правилами запрещалось убивать врага со спины; послов, герольдов, вестников нельзя было задерживать как заложников или казнить по правилам чести. Нельзя было нападать на герольда, после боя обходившего раненых. Все это заложило основу для последующего развития международного гуманитарного права.

Мусульманские страны

Начиная с VII века, ознаменовавшегося распространением Ислама, арабские страны основывали свои отношения с другими государствами на основе религиозных норм Корана. Коран также закреплял принцип соблюдения договора, неприкосновенность послов. Основной идеей регулирования международных отношений в исламе являлось деление всех стран и народов по религиозному признаку на две группы: «мир ислама» и «мир войны». Особо прописывался статус иностранцев в мусульманских государствах - иностранец, не являющийся мусульманином, в установленный срок был обязан предъявить ручательство мусульманина или покинуть страну.

Гуго Гроций

Основная статья: Гуго Гроций См. также: О праве войны и мира

Гуго Гроций вошёл в историю международного права как основатель новой, классической теории международных отношений и «отец» международного права, заложивший его основы и принципы в своём труде «О праве войны и мира». Гроций, в отличие от многих других философов и правоведов, объясняет возникновение права не божественным фактором (не отрицая при этом роли Бога), а рациональным - согласно ему, именно стремление людей к общению стало причиной создания государственности и законов.

Гуго Гроций - отец классического международного права

С позиции концепции естественного права, Гроций приходит к выводу, что война не противоречит ему. Однако не все войны являются допустимыми как по причинам так и по методам ведения: справедливые войны по своей природе оборонительны, направлены на защиту имущества и людей. Несправедливые же основаны на агрессии, стремлении «взять чужое», что противоречит законам мирного сосуществования и естественному праву.

Гроций отмечает, что война должна быть обоснована, а её методы и средства - ограничены. Должно существовать определённое право ведения войны и отношений между государствами (право народов), в основу которого положены принципы уважения закона, Бога и человека. Верховенство такого права должно остановить безумие войны, дающую свободу совершать любые преступления. Право также должно регулировать и отношения между государствами, по аналогии с тем, как оно регулирует отношения между людьми, преследуя цель всеобщего блага и справедливости:

…нет столь могущественного государства, которое порою не испытывало бы нужды в содействии извне, со стороны других государств, как в области торговли, так и для отражения соединённых сил многих чужеземных народов; оттого мы видим, как даже самые могущественные народы и государи ищут заключения союзных договоров, которые лишены какой-либо силы, по мнению тех, кто ограничивает справедливость пределами каждого государства. Оттого-то, в самом деле, верно, что нельзя рассчитывать ровно ни на что, если только отклониться от права.

Идеи международного права, регулирующего отношения между государствами, основанного на принципах сотрудничества, равенства и светского, а не религиозного, начала, высказанные Гуго Гроцием, оказали существенное влияние на последующее развитие политико-правовой мысли и формирование теоретических основ нового светского «юридического мировоззрения» и положили начало «классической» теории международного права.

Вестфальский мир и его значение

Основная статья: Вестфальский мир См. также: Вестфальская система международных отношений

Огромное значение на развитие международного права оказал Вестфальский мирный договор от 24 октября 1648 года, заключением которого была окончена Тридцатилетняя война в Европе. Вестфальский мирный трактат установил новую систему принципов международного права, «новый миропорядок», основанный на признании суверенитета за всеми государствами и их равным положением по отношению друг к другу. Вестфальский договор считается переломной точкой в становлении международного права и базовым документом, на основе которого получил своё развитие институт международно-правовых гарантий.

Заключение Вестфальского мира (художник Герард тер Борх)

Вестфальскими договорами была впервые сформирована декларативная теория международно-правового признания государств, согласно которой для возникновения у нового государства международной правосубъектности достаточно самого факта его провозглашения. частности, в рамках данного подхода в качестве участников международного общения были признаны обретшие независимость Швейцария и Нидерланды, а также (впервые в Западноевропейской международной практике) Московское государство.

Кроме того, Вестфальские мирные договоры установили новые принципы отношений между государствами. Эти принципы сформировались с целью разрешить разногласия, приведшие к началу Тридцатилетней войны: так, в правах были уравнены католики и протестанты, а также отменён ранее действовавший принцип «Чья власть - того и вера» (cuius regio, eius religio). Все это привело к тому, что религиозный фактор в отношениях между государствами был отодвинут на второй план, уступив место новому. Новым фактором стало провозглашённое равноправие Европейских государств, вне зависимости от государственного строя и веры. Например, страны с республиканской формой государственного правления стали рассматриваться как самодостаточные государства (в отличие от средневековой концепции отношения к ним как к «третьесортным» государственным образованиям).

Именно в рамках Вестфальского трактата впервые был сформировано понятие суверенитета государства как «права на территорию и верховенство». Признание принципа «суверенности национальных государств» закрепило за государствами роль основных субъектов международного права.

Кроме того, в Вестфальском мире проявились идеи о необходимости сотрудничества европейских государств в целях достижения общих целей поддержания мира в Европе:

И все же, заключённый мир должен оставаться в силе. Все стороны, заключившие данное соглашение, обязаны защищать и оберегать положения каждого пункта данного Договора от посягательств других сторон, вне зависимости от приверженности какой-либо религии. Ежели какое-либо положение Договора все же будет нарушено, потерпевшая сторона, прежде прочего, должна попытаться убедить нарушителя не применять грубой силы, но решить проблему при помощи дружественных переговоров или Суда.

Однако признание принципа абсолютного суверенитета государства на своей территории привели к политике поддержания «баланса сил» между европейскими государствами, которая получила название вестфальской системы международных отношений.

Учение Гуго Гроция и Вестфальский мир привели к созданию классического международного права.

Период классического международного права

От Вестфальского мира до Гаагских конференций мира

Данный период в истории международного права характеризуется продолжением развития идей, выдвинутых Гуго Гроцием и возникших при заключении Вестфальского мира. На почве естественно-правовой теории начали своё формирование новые принципы и нормы международного права.

Аббат Грегуар, Проект Декларации международного права

Народы, по отношению друг к другу независимы и суверенны, каковы бы не были численность населения и размеры территории, которую они занимают... человек человеку должен то, что народ должен другим...

Постепенно концепция суверенитета государства привела к формированию концепции суверенитета народа: не государство теперь выдвигалось на первый план, но народ, как носитель естественного для него суверенитета, из которого вытекали его права (право на самоопределение, независимость, международное общение). Такие изменения были связаны с ослаблением абсолютной монархии и снижением роли монарха в государственном управлении.

Утрехтский мирный договор 1713 года регулировал вопросы защиты частной собственности мирного населения во время ведения военных действий

Процесс гуманизации правил ведения войны также продолжал развиваться: было пересмотрено понятие оккупации, которая теперь не должна была приводить к аннексии территории и сопровождаться изъятием собственности у населения. Захваченные территории стали приобретать статусы подконтрольных территорий: протекторатов, колоний, заморских территорий.

Немалое значение на развитие международного права в этот период оказал английский философ и юрист Иеремия Бентам. Бентам осуждал агрессивные войны, был ярым противником колониальной системы как нарушающей права народов на независимость:

Вы избираете своё правительство, почему тогда другие народы не могут избрать своё правительство? Вы действительно думаете объединить таким образом мир, называя это свободой? Что стало с правами человека? Неужели вы единственные, кто имеет права?

Особое внимание Бентам уделял предупреждению войн, впервые сформировав принцип мирного решения конфликтов и идею о создании международных организаций, предвосхитив тем самым создание Лиги Наций и ООН.

Снижение личностной роли монарха в международных отношениях привело к тому, что в начале XIX века клятва как способ обеспечения договора стала выходить из употребления, так как начала восприниматься как личный акт самого монарха, который не являлся более носителем государственного суверенитета. Основными способами обеспечения международных обязательств становятся международно-правовые гарантии и поручительство государств. Ушли в прошлое такие способы обеспечения исполнения международных договоров как залог территорий и поручительство Папы Римского.

На Венском конгрессе 1814 года был впервые установлен статус постоянно нейтрального государства (который был закреплён за Швейцарией), были предприняты первые шаги к запрещению работорговли. результате Венского конгресса произошло ранжирование дипломатов на классы. Парижским конгрессом 1856 года было официально запрещено каперство (Парижская морская декларация 16 апреля 1856 года)

Иеремия Бентам выдвинул идею о создании международных организаций в целях предупреждения войн

Вторая половина XIX века характеризуется резким увеличением темпа международного общения - государства начали активно заключать между собой различные договоры, касающиеся экстрадиции, вопросов ведения войны и мира, торговли и дипломатии. Существенным сдвигом в области международного гуманитарного права стало заключение в 1864 году Женевской конвенции о больных и раненных, а также Петербургской Конвенции о запрещении разрывных пуль в 1868 году. Произошло разделение людей на комбатантов и некомбатантов (воюющих и невоющих) в составе армии; мирное население получило собственный правовой статус, были разработаны правила обращения с раненными и военнопленными на поле боя.

В области права международных договоров также появились коренные изменения: был установлен принцип свободы открытого моря, получил развитие институт плебисцита как формы выражения народной воли и способа перехода территории из-под суверенитета одного государства к другому. За реками закрепился международный статус - ни одно государство не могло обладать на них исключительным правом, строить сооружения или совершать действия, которые могли нанести вред другому государству за счёт изменения русла реки или загрязнения её вод.

Получили дальнейшую разработку вопросы предоставления политического убежища и экстрадиции. частности, Российской империей были заключены конвенции об экстрадиции и правовой помощи с Данией (1866 г.), Баварией (1869 г.), Италией (1871 г.), Бельгией (1872 г.), США (1887 г.), Испанией (1888 г.).

Гаагские конвенции

Основная статья: Гаагские конвенции и декларации (1899 и 1907) См. также: Мартенс Федор Федорович

Огромное значение в развитии международного права сыграли Гаагские конференции мира. Именно на них были разработаны основные нормы международного гуманитарного права:

Преамбула Гаагской конвенции 1907 года

Впредь до того времени, когда представится возможность издать более полный свод законов войны, Высокие Договаривающиеся Стороны считают уместным засвидетельствовать, что в случаях, не предусмотренных принятыми ими постановлениями, население и воюющие остаются под охраною и действием начал международного права, поскольку они вытекают из установившихся между образованными народами обычаев, из законов человечности и требований общественного сознания

  • Запрещено использование многих видов оружия (в том числе ядов, снарядов больше определённого веса, зажигательных снарядов).
  • Провозглашён принцип мирного разрешения международных споров и урегулирован порядок провозглашения войны и открытия военных действий.
  • Определены законы и обычаи сухопутной и морской войны, правила нейтралитета при их ведении.
  • Распространены на условия морской войны требования Женевской конвенции 1864 года.

Гаагские конвенции стали главными международными актами, регулирующими право войны и мира и действуют до сих пор. их разработке непосредственное участие принял российский юрист Фёдор Мартенс, чьи труды оказали также немалое влияние на последующее развитие международного права. частности, Мартенс был создателем преамбулы к Гаагской Конвенции 1907 года (так называемая Декларация Мартенса). своих трудах Мартенс продолжал идеи мирного сосуществования государств, международного сотрудничества в общих интересах, равенства государств между собой, считая, что в основании международного права лежат реальные жизненные отношения между государствами.

Лига Наций

Основная статья: Лига Наций

Несмотря на ряд достижений Гаагских конференций, международное общение в начале XX века нельзя было назвать мирным и направленным на достижение общих интересов. Продолжались колониальные захваты, аннексии, работорговля. Практика нарушения законов и обычаев войны, установленных «правом Гааги» во время Первой мировой войны была невероятно распространена: все стороны в ходе конфликта использовали запрещённое химическое оружие (например, во время Второй битвы на Ипре), турками проводился геноцид армян, ассирийцев, понтийских греков, проводились пытки военнопленных и содержание их в антисанитарных условиях.

Неофициальный символ Лиги Наций

Версальский мирный договор определил новое международное устройство, гарантом сохранения и поддержания которого должна была служить учрежденная международная организация - Лига Наций. Лига Наций стала опорой новой Версальско-Вашингтонской системы международного общения, установившей для себя следующие цели:

  • Принять обязательства не прибегать к войне
  • Поддерживать в полной гласности международные отношения, основанные на справедливости и чести, строго соблюдать предписания международного права
  • Установить господство справедливости и добросовестно соблюдать все налагаемые договорами обязательства во взаимных отношениях организованных народов.

Одной из центральных проблем в деятельности новой организации стала проблема национальных меньшинств. целях решения данной проблемы Лига развила активную деятельность по заключению международных договоров со странами Центральной и Восточной Европы, которые обязывались обеспечить национальным меньшинствам, проживающим на их территории, полное равноправие путём принятия соответствующих законов. Кроме того, в рамках новой организации были созданы организации здравоохранения, труда, комиссии по делам беженцев и рабству. рамках комиссий были разработаны паспорт Нансена - первое всемирно признанное удостоверение личности для не имеющих гражданства беженцев.

Томас Вудро Вильсон, Речь в защиту Лиги Наций

Члены Лиги торжественно обещают друг другу, что они никогда не используют свою мощь в агрессивных целях, друг против друга; что они никогда не нарушат территориальную целостность соседа; что они всегда будут уважать политическую независимость соседа; что они будут придерживаться принципа, согласно которому крупные народы обладают правом определять свою собственную судьбу, и не будут вмешиваться в эту судьбу...

К середине 20-х годов Лига Наций стала играть основную роль в осуществлении международного общения, служа основной ареной для дипломатической деятельности и решая наиболее сложные территориальные споры. Даже не входившие в число её участников США и СССР тесно контактировали с комитетами и комиссиями Лиги.

Однако в самом начале, ещё на этапе создания Лиги, проявились противоречия, которые привели к последующим неудачам в её деятельности: несмотря на то, что Статут Лиги Наций ставил целью деятельности организации поддержание мира и разоружение, он не запрещал войны, а лишь устанавливал, что государства берут на себя обязательства воздержаться от применения силы до того, как спор между ними не будет решен третейским судом или Советом Лиги. Статут также предполагал наложение международной ответственности на нарушителей в виде торговых и финансовых санкций, однако иных гарантий безопасности не предполагал. Не исправил сложившуюся ситуацию и Парижский договор 1928 об отказе от войны в качестве орудия национальной политики, который также не предполагал весомых способов гарантирования мира и безопасности в мире. Тем самым, Лига Наций оставалась «добром без кулаков», лишённой реальной силы. Основной причиной такого бессилия являлся тот факт, что в Лиге не участвовали одни из ключевых стран мира - США, СССР и Германия. Следовательно, они не были связаны обязательствами и процедурами Лиги.

В 30-х годах Лига фактически показала свою полную неспособность справиться с международными инцидентами, свидетельствовавшими об обострении международной ситуации: это проявилось в ходе Японской интервенции в Маньчжурию, а также Второй Итало-эфиопской войны. Эмбарго и другие экономические меры оказались неэффективными против нарушителей международного мира, простого юридического непризнания аннексий, проводимых Италией и Японией оказалось недостаточно - альтернатив же Лига Наций предложить не могла, так как её ключевые члены - Великобритания и Франция были слишком ослаблены Первой мировой войной, чтобы предпринять более решительные действия. Окончилась провалом и политика разоружения, проводимая Лигой Наций - в большей степени по причине внутренних размолвок между странами-членами.

К началу Второй мировой войны Лига Наций полностью потеряла своё международное значение как гаранта международного мира и безопасности. Лига Наций прекратила своё существование 20 апреля 1946 года.

Современное международное право

Создание ООН и её деятельность

Основная статья: Организация Объединённых Наций

В ходе Второй мировой войны руководители стран антигитлеровской коалиции пришли к выводу, что после победы, в целях поддержания международного мира и безопасности, будет необходимо создать новый международный механизм, лишённый недостатков Лиги Наций. результате Московской, Тегеранской и Крымской мирных конференций были сформулированы идеи о том, что таким механизмом может стать новая международная организация, которая бы стала преемником идей и принципов Лиги, однако обладала бы большими полномочиями и инструментами для поддержания всеобщего мира. Идея «добра с кулаками» была высказана Уинстоном Черчиллем ещё в 1938 году:

Если с Лигой Наций поступили дурно и разрушили её, то мы обязаны построить её заново. Если значение лиги народов, стремившихся к миру, свели к нулю, то мы обязаны превратить её в лигу вооружённых народов, народов, настолько верных своему слову, чтобы не нападать на других, и настолько сильных, чтобы самим не подвергаться нападению.

Все эти принципы и идеи были закреплены в Декларации Объединённых Наций, подписанной 1 января 1942 года и были воплощены в жизнь на Сан-Францисской конференции, проходившей с апреля по июнь 1945 года, в ходе которой был подписан Устав ООН. ООН стала новой международной организацией, основной ареной международного взаимодействия и сотрудничества. Устав ООН стал новой вехой развития международного права, закрепив его основополагающие принципы:

  • Суверенное равенство всех членов ООН;
  • разрешение международных споров исключительно мирными средствами;
  • Отказ в международных отношениях от угрозы силой или её применения каким-либо образом, несовместимым с целями ООН;
  • Невмешательство ООН в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства;
  • Равноправие и самоопределение народов;
  • Территориальная целостность государств;
  • Уважение прав человека и основных свобод;
  • Добросовестное выполнение международных обязательств;
  • Сотрудничество государств;
Преамбула Устава ООН

Мы, народы Объединённых Наций, в полной решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принесшей человечеству невыразимое горе, стремимся вновь утвердить веру в основные права и свободы человека.

Составной частью Устава стал Статут Международного Суда, учредивший первый за всю историю международный суд, обладающий компетенцией в сфере разрешения споров между государствами. Принципиально новым стало закрепление в Уставе ООН запрета «права государства на войну». Благодаря влиянию Нюрнбергского и Токийского трибуналов, военная агрессия, её планирование и ведение стали международным преступлением, наряду с геноцидом. Ответственность за их совершение могла быть наложена на высшие должностные лица государства, что стало одним из элементов новой системы гарантий международного мира. Согласно Уставу ООН, к агрессору могли быть применены не только экономические и правовые санкции. крайних случаях допускалась военная интервенция объединённых сил стран-участниц ООН. Ещё одним гарантом поддержания мира стал учрежденный в рамках ООН Совет Безопасности, состоящий из пяти постоянных членов (наиболее влиятельных стран мира - СССР, США, Франции, Великобритании и Китая) и 10 других членов, меняющихся по принципу ротации. Совет Безопасности стал главной площадкой для международного общения и принятия решений, касающихся всеобщей безопасности и международного мира. рамках функции ООН по контрою и разоружению, организацией проводились миротворческие операции, был разработан и открыт для подписания Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 года.

Флаг Организации Объединённых Наций

Устав ООН также закрепил право народов на самоопределение и принцип всеобщего равенства больших и малых государств, что послужило началом процесса деколонизации, происходившего под руководством ООН. После окончания Второй мировой войны обрели независимость многие колонии Великобритании, Испании и других стран: Индия, Марокко, многие африканские и азиатские страны.

С самого начала своей деятельности ООН предприняла ряд мер по кодификации норм международного права. рамках ООН были разработаны и заключены ключевые международные договоры и соглашения. Всеобщая декларация прав человека 1948 года, вместе с Международным пактом о гражданских и политических правах и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах провозгласила основные права и свободы человека, положив начало всемирному движению за права человека. 1969 году была заключена подготовленная Комиссией международного права ООН Венская конвенция о праве международных договоров, закрепившая основные правила заключения международных договоров, их изменения и признания недействительными.

Женевские конвенции

Основная статья: Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны (1949)

Новый этап в развитии международного гуманитарного права охарактеризовали Женевские конвенции 1949 года:

  • Женевская конвенция (I) об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях;
  • Женевская конвенция (II) об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших; кораблекрушение, из состава вооружённых сил на море;
  • Женевская конвенция (III) об обращении с военнопленными;
  • Женевская конвенция (IV) о защите гражданского населения во время войны;

Данными актами были закреплены новые гуманные правила ведения боевых действий: закреплялся статус мирного населения, запрещалось уничтожение госпитальных судов на море, регулировался порядок взятия в плен, содержания в плену, условия труда военнопленных. Женевскими конвенциями были установлены международные обозначения лагерей военнопленных и полевых госпиталей.

В 1951 году была заключена также Женевская конвенция о статусе беженцев, закрепившая правила присвоения лицу статуса беженца, установившая нормы, регулировавшие условия содержания беженцев и обязанности принимающей их страны.

Основная статья: Совет Европы Основная статья: Европейский Союз

Однако ООН не стала единственной международной организацией. послевоенном мире государства осознали, что международная организация является отличным способом организации международного общения не только на глобальном, но и региональном уровне. рамках Европы в 1949 году был учрежден Совет Европы, целью деятельности которого являлось «осуществление более тесного союза между его членами для защиты и продвижения идеалов и принципов, являющихся их общим наследием, и содействовать их экономическому и социальному прогрессу». рамках данной международной организации была принята Конвенция о защите прав человека и основных свобод (подписана в Риме в 1950 году). Примечательна данная Конвенция тем, что её участники гарантируют исполнение её требованием через деятельность уникального в истории международного права органа - Европейского суда по правам человека.

Конец XX века в истории международного права также был отмечен возникновением международных интеграционных образований, среди которых наиболее значимым является Европейский Союз. ЕС стал новым явлением в международном праве - прежде всего благодаря своей двойственной природе, совмещающей в себе свойства как международной организации, так и государственного образования. рамках ЕС была принята Хартия Европейского союза об основных правах 2000 года.

Примечания

  1. Игнатенко, Тиунов, 2010, с. 48
  2. Malcolm N. Shaw, 2008, с. 14-16
  3. Коровин, 1946, с. 116
  4. Потемкин В. П. История дипломатии. Том 1: С древнейших времен до нового времени.- М.: 1941-1945. - С. 47
  5. Античное международное право // Вводная лекция по международному праву. - Одесса: ОНЮА, 2011.
  6. Алексиева Б.Б. Тенденции развития института консульских привилегий и иммунитетов: диссертация … кандидата юридических наук: 12.00.10. - М., 2006. - С. 11-15
  7. 1 2 Глебов, 2006
  8. Ермолович Г.П. Международное право: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. - С. 12-13.
  9. Игнатенко, Тиунов, 2010, с. 52
  10. Правила войны в Средние века. Проверено 22 сентября 2013.
  11. История мусульманского права
  12. Шестаков С.Ю. Политико-правовые идеи Гуго Гроция // История политических и правовых учений.
  13. Гуго Гроций. О праве войны и мира. - М.: Ладомир, 1994. - С. 47.
  14. Учение Гроция о государстве и праве // История политических и правовых учений - Краткий учебный курс / Под общей ред. В.С. Нерсесянца. - М.: НОРМА–ИНФРА М, 2000.
  15. Левин Д.Б. История международного права. - М., 1970. - С. 132.
  16. Коровин, 1946, с. 69
  17. Вестфальский мир: История международных отношений (VIII - первая половина XIX веков)
  18. Архаизм в системе международных отношений. Newtimes.az (20 мая 2013). Проверено 22 сентября 2013.
  19. Мюнстерский мирный договор, пункт CXXIII. Проверено 22 сентября 2013.
  20. Игнатенко, Тиунов, 2010, с. 56
  21. История политических учений / Под ред. С.Ф. Кечекьяна и Г.И. Федькина. - М., 1955. - С. 376.
  22. Иеремия Бентам. Освободить французские колонии! Emancipate your colonies! (1830) by Jeremy Bentham (англ.). Проверено 22 сентября 2013.
  23. История политических и правовых учений / Под общей ред. Лейста О.Э.. - М.: Изд. «Зерцало», 1999.
  24. Игнатенко, Тиунов, 2010, с. 59
  25. Тарле Е.В. Венский конгресс, в кн.: История дипломатии. - 2 изд., Т. 1, М., 1959
  26. Лазутин Л.А. Правовая помощь по уголовным делам как межотраслевой нормативный комплекс. - М., 2008. - С. 8.
  27. Заботкин, А. С. Вклад ученых дореволюционной России в развитие международного гуманитарного права.. Проверено 27 августа 2009. Архивировано из первоисточника 3 июня 2012.
  28. Мартенс, 1882, с. 178
  29. Версальский мирный договор / Полный перевод с французского под редакцией Ю.В. Ключникова и А. Сабанина. - М.: Издание Литиздата НКИД, 1925. - С. 7.
  30. Лига Наций. Электронная еврейская энциклопедия. Проверено 22 сентября 2013.
  31. Речь Вудро Вильсона в защиту Лиги Наций в г. Пуэбло. Проверено 22 сентября 2013.
  32. Ходнев А.С. Проблемы создания Лиги Наций: взгляд из Лондона // Ярославский педагогический вестник. - 2012. - № 4. - Том I. (Гуманитарные науки).
  33. The end of the League of Nations. The United Nations Office at Geneva. Проверено 18 мая 2008. Архивировано из первоисточника 24 августа 2011.
  34. Wit and Wisdom of Winston Churchill (англ.). National Churchill Museum. Проверено 30 июня 2013.
  35. Устав Совета Европы - Международные акты о правах человека. Сборник документов. - М., 1998. - С. 537

Литература

  • Международное право / Отв. ред. Г.В. Игнатенко и О.В. Тиунов. - 5-е изд., перераб. и доп.. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2010. - 783 с. - 4000 экз. - ISBN 978-5-16-004137-7.
  • Мартенс Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов. - СПб., 1882. - Т. 1. - 430 с.
  • Глебов И.Н. Международное право: учебник. - М.: Издательство: Дрофа, 2006.
  • Коровин Е.А. История международного права. - М., 1946.
  • Malcolm N. Shaw. International law. - Sixth Edition. - Cambridge University press, 2008. - 1542 p. - ISBN 978-0-511-45559-9.

история международного права, история права

История международного права Информацию О

Однако ни Статут Лиги Наций, ни Парижский договор 1928 г. не содержали понятия агрессии, как и не предоставляли реальных гарантий безопасности участникам международного общения. В целом в деятельности Лиги Наций нашли отражение противоречивые тенденции отношений, сложившихся между побежденными и победителями в Первой мировой войне.

Развязавшие Вторую мировую войну фашистская Германия и ее союзники грубо нарушили нормы международного права. Сложившаяся в ходе войны антигитлеровская коалиция государств пришла к убеждению в том, что в основе послевоенного устройства мира должны быть такие начала, которые бы обеспечили государствам международно-правовые гарантии их безопасности.

Вопросы поддержания международного мира стали предметом обсуждения на Московской (1943 г.), Тегеранской (1943 г.) и Крымской (1945 г.) конференциях руководителей трех союзных держав. В ходе конференций было признана необходимость создания новой всемирной организации, которая не должна быть похожей на Лигу Наций. Как предполагалось, в нее должны будут войти все суверенные государства, как большие, так и малые. Будущая организация должна быть наделена механизмами, необходимыми для поддержания мира и безопасности. Она должна олицетворять согласованные действия ее членов. На этих конференциях также обсуждался комплекс вопросов, касающихся ответственности Германии за нанесенный ею ущерб в ходе войны и ответственности нацистских военных преступников. Одна из центральных идей, прозвучавших на конференциях, состояла в необходимости создать международный порядок, основанный на принципах права и имеющий целью обеспечить мир, безопасность, свободу и всеобщее благосостояние человечества.

Принятый 24 октября 1945 г. Устав ООН, а также результаты ее деятельности, несмотря на имевшие место периоды конфронтации в ее стенах, свидетельствуют об огромном вкладе ООН в развитие современного международного права. Принципиально новым моментом стало закрепление в Уставе ООН положений, запрещающих агрессию и устанавливающих механизм санкций в отношении государства, допустившего подобные действия. Согласно п. 4 ст. 2 Устава ООН все члены организации взяли обязательство воздерживаться в международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями ООН.

В Уставе ООН предусмотрены механизмы, позволяющие воздействовать на агрессора. Эти положения поставили вне закона практиковавшееся ранее государствами «право на войну». Запрет агрессивной войны привел к пересмотру содержания многих отраслей и институтов международного права, в частности норм об ответственности государств как субъектов международного права, об основаниях наказания преступников войны, о мирных средствах разрешения международных споров и др.

Не менее кардинальные изменения произошли в международном праве в результате закрепления в Уставе ООН нормы о праве народов на самоопределение. Более того, в названном документе было зафиксировано положение о равенстве прав больших и малых наций и народностей, о развитии дружественных отношений между государствами на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов. Эти положения явились юридической базой борьбы колониальных народов за свою независимость и государственность. Ее обрели после окончания Второй мировой войны десятки народов Азии и Африки. Закрепление в Уставе ООН положения о праве народов на самоопределение оказало значительное влияние на ряд отраслей международного права, в частности на право международных договоров, на регулирование вопросов признания, правопреемства, территории в международном праве.

Система действующих международно-правовых норм, ушедшая далеко вперед от стандартов «классического» международного права XIX в., получила название «современное международное право». Эта система сложилась как целостное явление благодаря активной кодификации и прогрессивному развитию международного права. В результате кодификации международно-правовых норм и внедрения в практику международных отношений принципа сотрудничества государств центральное место в системе источников международного права постепенно занял международный договор.

1.6 Наука международного права и ее эволюция

Начало формирования научных представлений о правилах поведения, призванных регулировать взаимоотношения субъектов не в рамках отдельно взятого государства, а между различными участниками международного общения, чаще всего связывают с периодом конца Средневековья - началом Нового времени. «Возраст» науки международного права, объединяющей множество самых разнообразных по своей природе и предметной направленности учений, теорий, концепций, подходов, идей, насчитывает, по меньшей мере, несколько столетий.

Вместе с тем существовали и иные взгляды на периодизацию истории научного знания о международном праве. Так, например, известный русский ученый Н.А. Захаров в начале прошлого столетия выделял четыре основных этапа в развитии международно-правовой науки: подготовительный (до XVII в.), естественно-правовой (XVII в.), позитивистский (XVIII в.) и историко-правовой (XIX - начало XX вв.).

И все же, по нашему мнению, говорить о существовании в эпоху Древнего мира, как и в период Средневековья, науки международного права в ее современном понимании вряд ли уместно. Как совершенно справедливо отмечает А.А. Мережко, в доантичный период зачатки доктрины международного права существовали главным образом в форме мифологии, в период античности - в форме философии, а в эпоху Средневековья - в форме теологии, и только к началу XVII в. международно-правовая наука, наконец-то, обрела самостоятельность и независимость от теологии.

Предмет международно-правовой науки весьма обширен. Как отмечает профессор П.Н. Бирюков, данная наука занимается исследованием сущности и закономерностей развития норм международного права, изучением источников, в которых они зафиксированы, определением причин принятия тех или иных международно-правовых норм, их целевого назначения, особенностей, эффективности действие, характера взаимосвязи с иными международными нормами (морали, вежливости и др.) и внутригосударственным правом, выявлением сущности конкретных институтов и отраслей международного права, анализом их развития.

«Отцом» международно-правовой науки принято считать известного голландского юриста, философа и общественного деятеля Г. Гроция (1583-1645), являвшегося одним из основоположников теории естественного права. Широко известны такие его научные труды, как «Свободное море» (1609) и «О праве войны и мира» (1625). Последний из названных трудов, состоящий из трех книг, считается первым систематическим изложением действовавшего в тот период времени международного права. Помимо проблем морского права, а также вопросов войны и мира, в трудах Г. Гроция значительное внимание было уделено международным договорам, дипломатической практике государств, институту нейтралитета.

Следует отметить, что Г. Гроций, несмотря на указанный выше «отцовский» статус, оказался далеко не первым из тех, кто в своих философских размышлениях о судьбах мира затронул в том числе и международно-правовую проблематику. Различие, сохранявшееся между jus civile (нормы, создаваемые государством исключительно для себя) и jus gentium (правила, установленные среди всех людей всеми государствами и контролируемые последними), послужило основой для того, чтобы теологи и правовые мыслители Средневековья выдвинули идею о существовании универсального права, применимого ко всем государствам.

Среди предшественников Г. Гроция можно, в частности, назвать таких известных испанских профессоров теологии, как Виториа (1480-1546), работы которого касались международного права («Об индейцах» и «Право войны, созданное испанцами в борьбе с варварами») и Ф. Суарез (1548-1617), опубликовавшего в 1612 г. фундаментальный труд под названием «Трактат о законах и Боге как законодателе».

Еще один предшественник Г. Гроция - итальянский протестант А. Джентили (1552-1608), бежавший от религиозного преследования в Англию и ставший впоследствии профессором права в Оксфордском университете - также издал две трехтомные работы, получившие достаточно широкую известность: «Три книги о посольствах» (1585) и «Три книги о праве войны» (1598).

Именно в период жизни и творчества Г. Гроция были заложены основы формирования двух научных школ (направлений), представители которых расходились во взглядах на природу и сущность «права народов»: школы естественного международного права (естественно-правовое направление) и школы позитивного международного права (юридический позитивизм). В то же самое время начало формироваться третье, компромиссное научное направление (так называемая «гроцианская» школа), представители которого заняли промежуточную позицию между «естественниками» и «позитивистами».

Естественно-правовой подход (jus naturale) является наиболее древним, имеет давние исторические корни. Его сторонники, отрицая самостоятельный характер «права народов», рассматривали последнее в качестве составной части естественного (высшего) права, тесно связанного с религией. Источником «права народов» они считали законы природы (на более раннем этапе), а также человеческий разум (в более позднее время).

Падение в 476 г. н. э. Западной Римской империи и низложение вождем германских наемников Одоакром последнего римского императора Ромула Августула дали простор развитию феодальных отношений. Начали быстро складываться феодальная общественно-экономическая формация и вместе с ней феодальный тип международного права. Система юридических принципов и норм, постепенно сложившихся в V-ХVII вв. и регулировавших отношения государств той исторической эпохи, именуется международным правом Средних веков.

Отличительными чертами этого периода являлись:

1) регионализм;

2) преобладание обычных норм над договорными;

3) значительное влияние церкви на процесс формирования норм международного права.

Единого для всех государств международного права, как и в древности, не существовало. Центрами международной жизни были: Западная Европа, Византия, Киевская Русь, затем Московское государство, Арабский Восток, Индия и Китай. Субъектами международного права в то время являлись не только монархи, папа римский, некоторые религиозные организации - рыцарские ордена (Тевтонский и Ливонский), но и так называемые вольные города и их союзы (г. Висби, Венеция, Ганзейский союз и др.).

Первые века феодализма отмечены многочисленными устными договорами, которые сопровождались либо клятвой, либо рукопожатием. Однако постепенно устанавливается форма и письменного заключения договоров. Чаще их тексты были написаны на латинском языке. Сроки действия таких договоров были самые различные (от.1 года до 50 лет и более). Давность международных соглашений к тому времени не была известна и четко определена. К расторжению международных договоров вели войны. В ту эпоху появились новые виды международных договоров: торговые, о плавании по рекам (Феррарский пакт итальянских городов о свободном плавании по реке По 1117 г.), консульские, валютные и другие соглашения. Феодальные договоры были в основном двусторонними сделками, но в истории известно заключение и многосторонних договоров. Как правило, это были мирные договоры. Так, договор1648 г. вошел в историю как Вестфальский трактат, которым закончилась Тридцатилетняя война. В основе этого трактата лежал принцип политического равновесия, и с тех пор решение европейских проблем осуществлялось не на религиозной, а на светской основе. Как же стоял вопрос разрешения международных споров? Наибольшее распространение получили третейские суды. В качестве арбитров выступали монархи, светские феодалы, папа римский, иногда образовывались коллегии из равного числа участников от каждой из сторон спора.

Как и в период зарождения международного права, так и в Средние века обществу не был известен институт постоянных дипломатических представителей. Постепенно нормы права внешних сношений стали включаться в договоры, хотя по-прежнему и оставались преимущественно обычными. Средневековая практика дипломатии исходила из принципа: «посол лицо государя носит и речи его говорит». Таким образом, послы являлись личностями неприкосновенными. Они наделялись особыми привилегиями и иммунитетами, как-то: невозможность задержания их властями государства и наложения ареста на имущество, освобождение от уплаты пошлин и т. д. Они могли рассчитывать на особые почести церемониального характера.

Вместе с тем возникает институт консулов. Первые из них начали появляться в Х в. В Средиземноморье. Консулы первоначально представляли собой избранных из числа иностранных купцов и мореплавателей лиц, которые должны были защищать их интересы перед местными властями. Получая дальнейшее развитие в Европе, институт консулов постепенно приводит к появлению соответствующих государственных учреждений.

Тяжелым оставалось положение иностранцев. Они находились в полной зависимости от феодала. Их личная безопасность и имущество не были каким-либо образом обеспечены. Имущество умершего иностранца переходило не к его наследникам, а к феодалу. Существовало так называемое береговое право. В соответствии с ним все имущество, выброшенное на берег в случае кораблекрушения, переходило в собственность феодала. С течением времени этот режим несколько смягчается, и вопросы о положении граждан, проживающих за границей, становятся предметом международных договоров.

Дальнейшее развитие получили нормы права войны. Участниками войны считались все взрослые (обычно с 14 лет) мужчины. В мусульманских странах в священной войне могли участвовать и женщины. Законы войны той эпохи оставались по-прежнему суровыми. На основе их не проводилось различие между военными и мирным населением, пленных обращали в рабство, раненых бросали на произвол судьбы, города и селения подвергались разграблениям. А вот на Руси существовал обычай объявления войны заранее («иду на вы» - предупреждение киевских князей), а также неприкосновенности мирных жителей. В более позднее время той эпохи зарождается так называемое попечение о раненых и больных.

Хотя режим нейтралитета и был явлением редким, но уже тогда заметны были более строгие права и обязанности нейтральных государств, а также и их гарантии в этом.

Нельзя не сказать о значении идеи суверенитета и равноправия государств. Суверенитет государства приравнивался к форме суверенитета монарха, так как он являлся единственным его носителем. Подтверждением тому служит изречение французского короля Людовика XIV (1638-1715): «Государство - это я». Равенство государств сводилось к равенству монархов («равный над равным власти не имеет»).

Возникает наука международного права. Ее основоположником принято считать выдающегося голландского юриста Гуго Гроция (1583-1645). В 1625 г. он издал первый систематический труд «О праве войны и мира», охвативший все основные вопросы международного права.

Великие географические открытия и возникновение в связи с этим глобальных мирохозяйственных связей постепенно приводят к формированию общего для всех уголков планеты международного права; Оно становится по преимуществу договорным, а роль и значение церкви в становлении новых норм международного права неуклонно падает.

Следующим шагом в истории является этап классического международного права, связанный с зарождением капиталистического уклада жизни.

Предыдущая