Государство теократическая монархия в европе. Страны с абсолютной монархией

Что это такое? Теократическая монархия – это форма гражданского правительства, при которой официальная политика регулируется непосредственно божественным руководством, толкованием воли Бога, как указано в религиозных Писаниях, в соответствии с учением той или иной религии.

Практика применения: На практике духовенство в качестве аккредитованных представителей невидимого божества, реального или воображаемого, провозглашает и разъясняет законы государственной политики. В самом строгом смысле подразумевается правитель, который рассматривает себя эмиссаром Бога, и все законы им принимаются под божьим руководством. Глава теократического правительства является и главой религиозного института. Таким образом, гражданские законы и функции являются частью религии, подразумевая поглощение государства церковью.

Откуда пошла теократия? Одним из первых термин «теократия» использовал Иосиф Флавий, который, по всей видимости, пытался объяснить греческими словами «теос» (бог) и «кратео» (управлять) читателям-язычникам организацию Еврейского Союза. Хотя в этой связи Иосиф Флавий, сравнивая её с другими формами правления (монархия, олигархия, республика), вступает в долгое и несколько путаное обсуждение темы, он не объясняет, что такое «теократическая монархия» .

Ватикан Абсолютная теократическая монархия выборного типа – форма правления в Ватикане. Во главе государства находится Святой Престол (папа римский и административный совет - Римская курия). Папа римский, являющийся сувереном Святого Престола, в соответствии со своей должностью осуществляет законодательную, исполнительную, судебную власть в государстве Ватикан и в универсальной Римскокатолической церкви. Учитывая многоаспектность власти римского папы, для управления в пределах тщательно разработанных категорий власти была создана административная структура, известная как Римская курия, члены которой назначаются властью папы.

Была ли раньше теократия. В период Средневековья многие монархии были, по крайней мере, частично теократическими. Решения правителей в католических странах часто подвергались сомнению и отклонялись, если папы римские не соглашались с ними. Религиозные лидеры консультировали правителей по вопросам не только религии, но и государственным. Ситуация начала меняться, когда в определенных странах получило влияние протестантство и другие некатолические религии.

Абсолютная теократическая монархия - это форма гражданского правления, при которой политика государства регулируется божественным промыслом, а точнее толкованием воли Бога согласно содержанию Священных Писаний той или иной религии.

Хотя во всем мире, за исключением мусульманского Востока, отмечается снижение числа верующих, на данный момент есть несколько стран с таким принципом правления.

На практике теократические монархии возглавляются лицами, которые рассматриваются как эмиссары Бога. При этом одной из главных характеристик этого вида правления является совмещение функций руководителя страны и религиозного института.

Теократические монархии в Европе

Как известно, на протяжении многих веков в большинстве стран Старого Света государственной религией было католичество.

В период Средневековья многие европейские монархии, по крайней мере в некоторой степени, были теократическими. Решения правителей в таких государствах нередко отклонялись, если Понтифик с ними не соглашался. Кроме того, религиозные лидеры давали королям и герцогам советы по вопросам не только религии, но и экономики и политики. Ситуация начала меняться, когда в некоторых государствах усилились позиции протестантства и других некатолических религий.

Ватикан

Когда рассматриваются примеры теократической монархии, чаще всего рассказывается о карликовом государстве, руководимом Святым Престолом и обладающим всеми характеристиками этой формы правления. Оно известно как Ватикан, и его сувереном является Папа Римский.

В соответствии с этой должностью, он осуществляет исполнительную, законодательную и судебную власть не только в государстве, но и во всей Римско-католической церкви. Кроме того, в Ватикане функционирует Римская курия - административная структура, члены которой назначаются непосредственно Папой. Она состоит из:

  • госсекретариата Святого Престола, состоящего из двух секций;
  • девяти конгрегаций, которые включают 4 комиссии;
  • секретариата по делам экономики Ватикана;
  • 3-х трибуналов;
  • 5-ти межведомственных комиссий;
  • 9-ти комиссий;
  • 12-ти папских советов.

Сам же Папа Римский после смерти предыдущего Понтифика избирается конклавом, который состоит только из кардиналов.

Афон

Теократической монархией является и Автономное монашеское государство Святой Горы, так как оно обладает всеми характеристиками такой формы правления. Устав Афона был утвержден Императором Иоанном Цимисхией в 972 году. До 17-го века управление там было монархическим, и власть осуществлялась Протом. В 1924-м году на острове была принята Уставная Хартия. Согласно ей, исполнительная власть осуществляется Кинотом, состоящим из представителей всех монастырей. Высшим судебным и законодательным органом монастырского управления Святой Горы является Чрезвычайное 20-членное собрание. Что касается распорядительной власти, то она находится в руках отдельного комитета Эпистасии, состоящей из 4-х наблюдателей. Его старший член именуется назиром и имеет право решающего голоса.

Теократические монархии мусульманского мира

На протяжении веков в странах, где в качестве господствующей религией был принят ислам, эта форма правления была единственно возможной.

В частности, когда рассматриваются исторические теократические монархии, список возглавляет Арабский халифат в эпоху «Праведных преемников». Он пришел на смену общины пророка Мухаммеда, которая была аналогом первых таких объединений христиан. Первый Халифат представлял собой город-государство, где правление осуществлялось по религиозным законам.

Позже появились и другие государства, живущие согласно законам шариата. Их правители обосновывали свои указы предписаниями, взятыми из Корана, что позволяет характеризовать их как теократические монархии.

Конечно, лидеры халифатов не имели прямых указаний от Аллаха. Однако, как и Пророк, они не принимали решений, следующих вразрез с Божественными повелениями и запретами. Таким образом, халифы демонстрировали, что Аллах – это единственная и окончательная власть.

Иран

В справочнике ЦРУ США в качестве страны с теократическим государственным устройством рассматривается ИРИ. Однако следует признать, что Исламскую Республику Иран нельзя назвать монархией, хотя в период 1979-1989 годов, когда ее лидером был Хомейни, религия стала важнейшим элементом его политической государственной структуры. Согласно Конституции ИРИ, исламской идеологией должна определяться политическая, экономическая и общественная политика этой страны. При этом глава государства является ее религиозным лидером и утверждает полномочия президента. Более того, он решает, каких кандидатов на этот пост можно допустить к выборам.

Саудовская Аравия

Эта страна также является теократической монархией. Точнее, в Саудовской Аравии правит король, но его власть основана на принципах ислама. При этом монарх совмещает посты главы государства и правительства, принимает большинство решений в результате консультаций с религиозными организациями, а Коран считается Конституцией страны.

Монархия Тибета

Это независимое государство, просуществовавшее с 1912-го по 1951-й годы, управлялось Далай-ламой - главой одного из направлений буддизма. Правительство Тибета состояло также из Кабинета министров (Кашага), Национальной ассамблеи (Цогду) и выборной бюрократии. В случае смерти Далай-ламы и до момента, когда была найдена его реинкарнация, государство возглавлял регент. Страна делилась на 53 округа, каждый из которых управлялся буддийскими и светскими цзонпенами. На территории Тибета существовали также полунезависимые княжества, которые подчинялись непосредственно Кашагу.

Теперь вам известно, какие знаменитые теократические монархии существовали в старину или правят сегодня. Насколько жизнеспособна эта форма правления в современном мире, должно показать время. Однако на данный момент страны, о которых было рассказано выше, не находятся в упадке и вполне успешно конкурируют со многими демократическими государствами.

Формы правления современных государств формировались под влиянием различных исторических и политических традиций, международного положения государств, а также многих других объективных и субъективных факторов. В настоящее время вопрос о форме правления продолжает оставаться актуальным в юридической науке. При этом, если так называемые классические формы правления – монархия и республика – изучены достаточно подробно, то вопросу о нетипичных формах правления уделяется не так много внимания.

И это при том, что политические и правовые реалии прошлого и настоящего свидетельствуют о том, что существует значительное количество примеров гибридных, нетипичных форм правления. Традиционные элементы формы государства эволюционируют путем соединения и появления новых признаков, вбирая в себя все лучшее из традиционных форм. Иногда противоречие наблюдается в определении формы правления даже исходя из формально-юридических позиций. Кроме того, известны примеры плавного перетекания одной формы правления в другую (причем, в ряде случаев в полную свою противоположность) при отсутствии юридического оформления на конституционном уровне таких изменений.

Одной из разновидностей нетипичных форм правления является теократическая монархия.

В теократических монархиях глава государства – монарх - одновременно является и высшим духовным лицом в стране. Например, глава римской католической церкви (Папа Римский) является главой государства Ватикан. Главными источниками права в Ватикане являются апостолические постановления и кодекс канонического права (codex juris canonici). Государство это было создано специально для государственной поддержки системы духовной власти. Это и стало его основной функцией.

Папа Римский в своих руках сосредоточивает все три ветви власти – законодательную, исполнительную и судебную. Его пост выборный. Выборы осуществляются кардиналами, избирается Папа Римский пожизненно. После его отречения или смерти до интронизации нового Папы его обязанности выполняет камерленго (правда, с существенными ограничениями). При этом в Конституции Ватикана, состоящей из 6 актов, нет никаких упоминаний о том, что понтифик является монархом. Статья первая основного государственного закона говорит о том, что Папа Римский считается Верховным Понтификом и Владыкой государства-города Ватикан.

Папой на пятилетний срок формируется Понтификальная Комиссия во главе с губернатором. Ей Папа Римский делегирует часть своих полномочий. Исполнительная власть находится в введении председателя или, в особенных случаях, Генерального Секретаря. От имени понтифика формируются судебные органы. В связи с чем судебная власть находится в полном распоряжении Папы Римского. Только он может подписывать документы об амнистии и освобождать от наказания.

Римская курия является главным административным органом Святого престола. Она занимается осуществлением практического руководства религиозной, хозяйственной и политической деятельности. Администрация католической церкви и Ватикана, согласно Апостольским конституциям «Regimini Ecclesiae Universae» (1968 год) и «Pastor Bonus» (1988 год), включает в себя несколько ведомств. Исполнением решений Папы и координацией деятельности Римской курии занимается Государственный секретариат. Государственному секретарю, который его возглавляет, предоставлены все полномочия в области светского суверенитета. Его полномочия фактически заключаются в исполнении обязанностей премьер-министра. В составе Государственного секретариата действуют, в частности, секции по общим вопросам (внутренним делам) и по связям с государствами (иностранным делам).

Вселенский собор, коллегия кардиналов и епископский синод являются высшими консультативными органами государства.

Еще одно теократическое государство – Саудовская Аравия, ее король которой является главой ваххабизма – одного из направлений ислама. Конституция в Саудовской Аравии отсутствует, вся ее правовая система основывается на нормах шариата, фундаментом которого выступает Коран. Все подданные обязаны исповедовать ислам. В 1992 г. в Саудовской Аравии принимается закон, которым были определены основы власти в королевстве. Во главе его стоит монарх, который совмещает функции духовного лидера и руководителя государства. Законы должны быть основаны на исламском праве, теоретически власть короля ограничена лишь нормами шариата.

Территория современной Саудовской Аравии находится в центре арабского мусульманского мира. Именно здесь зародился ислам, как самая молодая мировая религия, и находятся его главные святыни –мечеть пророка Мухаммеда в Медине, Священная мечеть с Каабой в Мекке. Ислам был и остается доминирующей силой в жизни страны, он пронизывает все основные стороны жизни саудитов, охватывает все аспекты функционирования саудовского государства. Основной целью данного государства с самого начала его основания было провозглашено восстановление и утверждение первоначального исламского правоверия.

Несмотря на то, что королю подчинены все ветви власти, самые важные государственные законы подписываются королем только после консультаций с улемами, которые представляют собой группу религиозных лидеров государства, и прочими важными членами саудовского общества. Исполнительная власть в виде Совета министров возглавляется премьер-министром, включает в себя первого заместителя премьер-министра и двадцать министров. Все министерские должности распределяются между родственниками короля и им назначаются.

Таким образом, представители королевской семьи осуществляют все основные властные функции, определяют направления внутренней и внешней политики, решают все текущие экономические и иные вопросы. Несколько сыновей основателя королевства Ибн Сауда стали миллиардерами, десятки принцев активно занимаются бизнесом (в том числе и на международном уровне, в сфере финансов, промышленности, недвижимости, торговли и строительства). Эмиры занимают различные посты в центральных и местных органах государственного управления, реализуя таким образом предлагаемый «сверху» курс. Они информируют верхи о ходе дел в той или иной сфере. Многие принцы служат в Национальной гвардии и армии на высоких должностях.

Законодательная власть в Саудовской Аравии осуществляется неким подобием парламента, который именуется Консультативной ассамблеей (Меджлис аш-Шура). Все 150 ее членов назначаются королем на срок 4 года. Таким образом, мы видим «карманный» парламент. Создание политических партий запрещено, некоторые из них действуют в подполье.

Судебная власть Саудовской Аравии представляет собой систему религиозных судов, судьи которых назначаются королем по представлению Верховного судебного совета. Последний состоит из 12 человек, которые также назначаются королем. Закон гарантирует независимость суда, а король при этом выступает в роли высшей судебной инстанции. Право амнистии принадлежит королю.

Перечисленные примеры свидетельствуют о том, что высшая политическая и духовная власть в теократической монархии сосредоточена в руках религиозного служителя. При этом идея теократической монархии и единовластия проистекает из веры в единого Бога, управляющего Вселенной, упорядочивающего душу каждого человека и отношения между людьми в обществе. Монарх при этом становится посредником Бога и в качестве символа объединяет весь народ. Некоторые исследователи, в частности, Осипян Б.А., полагают, что такая форма правления имеет ряд преимуществ перед другими известными формами государственного правления, «поскольку монарх символизирует собой единого Бога … Помазанный, посвященный и введенный во власть Богом монарх, в отличие от выбранного президента или политической партии, призван служить Богу по Его заповедям и потому политически независим от борющихся за власть людей и бурлящих интересов. Пожизненно правящий своим народом правоверный монарх должен быть надполитичным и обязан вести своих подданных или граждан к Божьему порядку, душевному спокойствию и спасению» .

В то же время, если учитывать цели, ради которых создаются теократические государства, то становится очевидным тот факт, что в них и не может быть предусмотрено религиозное многообразие или свобода вероисповедания. В Европе существуют государства, имеющие государственную религию, тем не менее они не являются теократическими, поскольку не имеют своей целью построение религиозного государства. К таким странам можно отнести Англию, Данию, Норвегию, Финляндию (государственной религией там являются либо католицизм, либо одно из направлений протестантизма). Государственная религия существует также в странах Азии и Африки (Алжир, Бахрейн, Египет, Ирак, Мавритания, Кувейт, Малайзия). В основном это ислам или католицизм .

Таким образом, такая нетипичная форма правления, как теократическая монархия, остается до сих пор востребованной.

Список литературы:

  1. Воронкова М. Л. Особенности взаимодействия государства и религиозных объединений в зарубежных странах // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2012. - №4. С. 89.
  2. Осипян Б. А. Причины разнообразия форм государственного правления и устройства // Современное право. - 2009. - №11. С. 28.

6. Теократическая монархия

Саул, Давид и Соломон.

(1055…953 г. до Р. X.)

Когда Самуил состарился, то поставил судиями двух сыновей своих, вероятно, с той целью, чтобы сделать это достоинство наследственным в своем семействе. Но сыновья не пошли по стопам отца, а творили суд неправый. Это обстоятельство, а может быть, и зависть к колену Ефремову, было причиной того, что израильтяне заставили Самуила по-прежнему принять на себя судейское достоинство. Когда же они убедились на бесчисленных примерах соседних народов, что лучшим средством в общественных бедствиях является самодержавный властитель или царь, то обратились к Самуилу и сказали: «Дай нам царя, который выводил бы нас из затруднений, когда мы ведем войну, и какого имеют все язычники». Самуил неохотно соглашался на это желание. Он доказывал, что установление царской власти будет равносильно отпадению от Иеговы, и со всем жаром свойственного ему красноречия старался убедить народ остаться при прежнем образе правления. В доводах своих Самуил опирался главным образом на основное положение Моисеева закона, в силу которого народ израильский, будучи избранным народом божиим, составлял вместе с занимаемою им Ханаанскою землею собственность самого Иеговы и поэтому должен был иметь царем своим только Бога, но никак не человека.

Но доводы Самуила не имели успеха. Народ не отступил от своего намерения, и Самуил должен был согласиться на избрание. Выбор его, конечно, не без благоразумного умысла, пал на одного человека из слабого колена Вениаминова и притом из самой незначительной семьи этого колена. Он назывался Саулом, был прекрасен собой, «целою головой выше всего народа» и необыкновенной храбрости. Посланный отцом отыскать пропавших ослиц, Саул, не найдя их, пришёл к пророку Самуилу, чтобы спросить его о них. Самуил принял его дружески и помазал священным миром в цари израильские. Затем он велел ему вернуться домой и сказал, что он должен будет предстать пред собранием пророков. Удалившись, Саул поступил так, как приказал ему Самуил. Пророки встретили его и приветствовали своими вдохновенными песнопениями. Дух Божий снизошел на Саула, и он стал пророчествовать пред ними словами древних пророков. Тогда все, знавшие его раньше, восклицали в изумлении: «Разве Саул из числа пророков?» Но изумление это достигло высших пределов, когда Самуил в созванном им вслед за этим всенародном собрании представил этого самого Саула как их будущего царя. Вместе с радостными криками народа: «Да здравствует царь!» многие говорили: «Чем может он помочь нам?» К нему отнеслись с пренебрежением и не принесли ему никаких даров. Однако Саул, о чем и сам прежде не имел никогда в помышлении, благодаря своим подвигам, сделался дорогим для своего угнетенного отечества.

Саул вел целый ряд счастливых войн против аммонитян при царе их Наасе, против филистимлян и амалекитян. Но когда он не послушался приказания Самуила - истребить амалекитянского царя Агата со всем его народом и со всеми стадами его, то дух Божий отступился от него, он был отвергнут, и царем, по повелению Иеговы, был тайно помазан Давид. Однако Давиду, прежде чем весь народ признал его царем, пришлось испытать многое: претерпеть несколько гонений и подвергнуться неоднократным покушениям на свою жизнь, а после самоубийства Саула в битве с филистимлянами вести упорную борьбу с полководцем его Авениром и старшим сыном Саула Иевосфеем.

В правление Давида (1033… 993 г. до Р. X.) иудейское царство достигло своего величайшего блеска. Как храбрый полководец, Давид вел многократные войны, в которых и он, и народ его выказывали необыкновенное мужество. После счастливого похода против сирийцев иудейское царство приобрело грозное величие, и наступил действительный и продолжительный мир. Давид простер свою власть до устьев Евфрата, и сирийцы из Эмафа, Дамаска и Низибии платили ему дань.

Давид также распространил свое государство и на юг. Моавитяне и эдомитяне, заключившие союз с низивийским правителем и поддержанные им и ассирийцами, напали на израильтян, но были также разбиты Давидом и храбрым полководцем его Иоавом и бесчеловечно истреблены. Государства эти подпали под власть Давида, а, завоевав Идумею, он получил даже гавань в Аравийском заливе. Совершенно покорены были и филистимляне. Наконец, Давиду удалось вырвать у иевусеев Иерусалим с крепостью Сион, которыми они до тех пор владели. Эта крепость была укреплена так сильно, что на предложение Давида сдать ее иевусеи насмешливо отвечали: «Даже хромым и слепым для защиты ее достаточно было бы только крикнуть: не смей входить, Давид!» Но Давид тем не менее взял ее, укрепил еще больше и сделал Иерусалим и Сион своей резиденцией. Иерусалим стал столицей государства еще и потому, что Давид перенес туда с необыкновенной торжественностью киот завета, причем сам плясал перед киотом во время несения его в Сион.

Царь решил еще больше украсить город. С помощью финикийских архитекторов, присланных к нему вместе с кедровым лесом царем тирским, построил в Иерусалиме богатейший и прекраснейший дворец. Он также желал перенести народную святыню из скинии в прочный и роскошный храм, но привести в исполнение это предприятие ему было запрещено пророком Нафаном.

Будучи лишен возможности проявить в сооружении храма свое влечение к красоте и величию, Давид тем с большею свободою мог предаться возвышению народного духа и тесно связанного с ним по своему важному значению богослужения. Оно стало справляться с большой торжественностью и великолепием, сопровождаться музыкой и песнопением, в чем Давид сам был очень искусен и этим придал богослужению более просвещенную и художественную форму. Для этой цели было выбрано четыре тысячи левитов, распределенных на классы и хоры во главе с учителями хорового пения; все они были в роскошных одеяниях. Нам известны имена трех знаменитых начальников хоров, Асафа, Амана и Идифума, дошли до нас и нежные, полные чувства песни самого Давида, заключающиеся в Псалтири (книге псалмов).

Эти песни Давида, как и песни других поэтов, исполнялись на общественных празднествах. Собиравшийся пред скинией завета весь народ иудейский испытывал неведомое ему до тех пор воодушевление при совершении вновь введенного богослужения. Но, с другой стороны, роскошь и великолепие, появившиеся благодаря приобретенным различными войнами богатствам, стали развращать народ. Он постепенно привыкал к тем переменам, которые вносил в народный дух и в государственные учреждения этот просвещенный и образованный государь, сочетавший в себе талант лирического поэта с талантом победителя и мудрого правителя.

Поэтому естественно, что характер народа, благодаря распространенному Давидом образованию, перешел от патриархальной простоты и нетребовательности к подвижности и изменчивости. Равенство и свобода, поддерживаемые древними учреждениями, при новой царской, почти деспотической власти существенно пострадали, а имевшиеся до тех пор необыкновенно чуткое чувство независимости постепенно притупилось. Азиатский дух образа правления не замедлил проявиться и здесь со всеми своими последствиями.

При дворе Давида разыгрывались всевозможного рода интриги; от них произошли смуты и раздоры, бросившие мрачную тень на последние годы царствования Давида.

Еврейская одежда времени Давида и Соломона

И какие тяжкие испытания предстояли этому властолюбивому государю! Об этом можно судить по восстанию сына его Авессалома и по преступлению, совершенному Давидом по отношению к хеттеянину Урии. Полюбив его жену Вирсавию и желая взять ее себе в жены, Давид погубил Урию. Но воспоминания о слабостях и проступках Давида скоро забылись, и народ видел в нем лишь создателя израильского государства, «человека с божественным сердцем», великого политического деятеля. Кроме того, по мнению даже строгих судей, Давид был прекрасным поэтом. Преемником на престоле израильском надлежало быть четвертому сыну Давида - Адонию, но Вирсавия и пророк Нафан убедили стареющего царя назначить другого. Еще при жизни своей он приказал всенародно провозгласить царем сына своего Соломона, рожденного от Вирсавии. Адония восстал, но был убит вместе со своим военачальником Иоавом.

При Соломоне взошло в полном блеске то, что посеял Давид, благодаря своей храбрости и энергии, и народ, наконец, мог воспользоваться плодами предыдущих завоеваний. «Иудеи, - как говорит Библия, - жили беспечально, каждый под виноградником своим и под смоковницею своею; они были бесчисленны, как песок морской, ели, пили и веселились».

Поэтому царя Соломона украшали только мирные добродетели: мудрость, поэтическое дарование, полное живых образов, влечение к красоте и великолепию, проявившееся в разнообразных дорогих постройках и сооружениях; забота о безопасности страны, выразившаяся в укреплении городов и в заключении союзов с дружественными соседями; и, наконец, старание о благоденствии народа, возникшем благодаря мирным отношениям с остальными народами, мореплаванию и торговле. Именно эти дела наполняют главным образом историю царствования Соломона. Одновременно с этим при нем испытал коренное и всестороннее изменение первоначальный, установленный еще Моисеем, государственный строй, до тех пор изменявшийся лишь постепенно.

Одним из замечательных дел Соломона было сооружение храма Иерусалимского, хотя при этом он осуществил лишь волю и план Давида, собравшего для этой постройки неисчислимые сокровища. Храм этот не следует, конечно, рассматривать наравне с художественными образцами греческого зодчества, в сравнении с которыми он покажется мрачным, приземистым и неправильным по форме. Зато по великолепию и прочности постройки он был в высшей степени замечателен. Так как он был построен на горе Мория, то эта гора с одной стороны была срыта, а с другой расширена. Еще во времена римлян удивлялись огромной стене в четыреста локтей вышиной, которая была сделана из камней, связанных между собой железными креплениями. По образцу египетских построек храм имел множество флигелей, служивших частью для хранения десятины, частью для устройства трапезных зал во время жертвоприношений, частью для помещения священников и т.д.

При сооружении этого храма, продолжавшемся семь лет, Соломон пользовался рабами, которые были потомками неистребленных, оставшихся в стране ханаанитянских народов: гефитян, иевусеев и других. Архитекторами же, руководившими постройкой, были, в основном, иностранцы, по большей части жители могущественного города Тира, славившиеся в то время своим искусством и прилежанием. Тирянином был художник, изготовивший обе громадные металлические колонны и сосуды для храма. Тирский царь Хирам, друг Соломона, в силу договора и в обмен на доставляемые ему Соломоном масло и хлеб, послал в его распоряжение и тех жителей Тира, которые рубили и обделывали в Ливане кедровые деревья и сплавляли их в Яффу.

Тирским было и золото, переделанное местными мастерами на украшения для храма.

Знатные еврейки времен Соломона

За это золото Соломон уступил тирскому царю двадцать два незначительных города. Легко можно себе представить громадное количество золота, израсходованного Соломоном, если принять во внимание, что храм Иерусалимский был не единственным сооружением, прославившим его царствование. Так, он построил для себя дворец в Иерусалиме и недалеко от города Баальбека, у подошвы Ливана, летний дворец, в котором вся утварь была золотая. Кроме того, он построил судилище и дворец для супруги своей, дочери египетского фараона. Знаменит был также его трон из слоновой кости, покрытый чистым золотом; к нему вели шесть ступеней, по обеим сторонам которых стояло двенадцать львов; трон этот, подобного которому не было ни в одном государстве, являлся, вероятно, тоже произведением чужеземного мастера.

Из всего этого видно, что роскошь не была следствием культурного состояния всего народа, а была потребностью двора и царя, поэтому между правительством и народным духом со временем должно было обнаружиться все большее и большее несоответствие.

Что касается торговли, то ее также вел не народ, а царь, притом на свой собственный счет в союзе с тирским царем, при помощи финикийских моряков, в особенности из Гасион-Гаверской гавани в Аравийском заливе. Торговля эта простиралась до Офира и Тартессуса (в Испании) и доставляла Соломону золото, серебро и другие товары.

Развалины храма в Баальбеке

Он также вел торговлю лошадьми, что было одним из пагубных нововведений царя. До этого времени лошади были чужды израильтянам, и разведение лошадей было запрещено Моисеем, допускавшим в будущем избрание царя, но с непременным условием, чтобы он ни в коем случае не держал конницы. Причины, по которым Моисей запретил разведение лошадей, заключались отчасти в том, что употребление лошадей при земледелии было менее удобно, чем употребление ослов, отчасти же в том, что Ханаан, окруженный пустынями и горами, нуждался для своей защиты в выносливых пехотинцах. Конница могла быть нужной только при дальних, завоевательных войнах, которых Моисей не желал. Но Соломон, вопреки установлению Моисея, завел регулярную конницу из двенадцати тысяч всадников и почти полторы тысячи военных колесниц. Конница эта, для которой Соломон содержал двойное количество лошадей, была расположена по городам, где для нее были построены конюшни по египетскому образцу. Так как в то время в Аравии еще не разводили лошадей, то их приводили Соломону из Египта, при том в таком количестве, что он перепродавал их соседним правителям по произвольно назначаемой им самим высокой цене.

Эта сухопутная и морская торговля вместе с данью подвластных народов доставляли царю и его придворному штату все необходимое, составляли главный источник значительных доходов царя, про которого говорили, что он сделал кедровое дерево столь же обыкновенным, как смоковница, а серебро - как простые камни.

Из книги Средневековье и деньги. Очерк исторической антропологии автора Ле Гофф Жак

И французская монархия Второй пример, который я кратко опишу, - финансы французской монархии. Старания королей Франции XIV- XV вв. ввести постоянный налог были составной частью общей попытки рационализировать власть, правда так и не увенчавшейся полным успехом в то время.

Из книги История Нового времени. Эпоха Возрождения автора Нефедов Сергей Александрович

АБСОЛЮТНАЯ МОНАРХИЯ "Честь королей Франции отличается такой чистотой, что на ней видно самое маленькое пятнышко; такое пятнышко заметнее, чем большое пятно на других". Карл V. В истории нет более впечатляющего зрелища, чем рождение новой Империи. На краю гибели, когда

Из книги История Британских островов автора Блэк Джереми

Новая монархия? Англию эпохи Йорков и Генриха VII часто называют одной из «новых монархий», следовавшей путем развития, сходным с курсом Франции при Людовике XI (1461-1483) и Арагоном при Фердинанде (1479-1516). Однако не вполне проясненным остается вопрос, насколько действительно

Из книги Процесс тамплиеров автора Барбер Малколм

ФРАНЦУЗСКАЯ МОНАРХИЯ Когда в октябре 1285 г. Филипп IV Красивый стал королем, он был одиннадцатым прямым потомком по мужской линии в династии Капетингов и представлял монархическую традицию, закрепленную восшествием на престол Гуго Капета в 987 г.83. Первоначально власть этой

Из книги История Португалии автора Сарайва Жозе Эрману

59. Абсолютная монархия Принято считать, что во времена Педру II в Португалии была установлена абсолютная монархия, поскольку именно в период его правления португальские кортесы созывались в последний раз. Тенденция к безграничной власти монарха, власти, которой

Из книги История Дании автора Палудан Хельге

Монархия Вальдемаров С окончанием междоусобных войн изменилась и роль королевской власти в обществе.В ряде исторических исследований с того момента, как Вальдемар I (1157 - 1182) стал единоличным королем, его не без оснований называют Вальдемаром Великим. Угрозу со стороны

Из книги История государства и права зарубежных стран. Часть1 автора Крашенинникова Нина Александровна

§ 4. Абсолютная монархия Изменения в общественном строе. В течение XIV–XV вв. в экономике и социальной структуре Англии произошли значительные изменения, обусловившие становление абсолютизма.Постепенно происходит капиталистическое перерождение феодального

Из книги История Чехии автора Пичета В. И.

§ 3. Феодальная монархия Конец XII в. и первая половина XIII в. - переломный момент во внешнем и внутреннем положении Чехии. После смерти Генриха VI (1197) политическая сила Германской империи падает. Империя распадается на отдельные феодальные владения. С упадком империи над

Из книги Всемирная история. Том 4. Эллинистический период автора Бадак Александр Николаевич

Монархия и полис В результате борьбы диадохов, которая длилась почти пять десятилетий, распалась гигантская империя Александра Македонского. Ее распад привел к возникновению ряда новых государств, которые оказались относительно более устойчивыми, нежели «мировая

Из книги Русские на чужбине, X–XX вв. [Неизвестные страницы истории жизни русских людей за пределами Отечества] автора Соловьев Владимир Михайлович

Гостеприимная монархия «Если бы мне надлежало избрать жилище вне своей отчизны, я предпочел бы Брюссель», – написал в 1820 году в своем сочинении «Прогулка за границу» историк и публицист Павел Сумароков.В 1717 году в Бельгию с официальным визитом прибыл Петр I. Тогда страна

Из книги Испания от античности к Средневековью автора Циркин Юлий Беркович

МОНАРХИЯ Главой Вестготского государства был король (rex), и само государство являлось королевством (regnum). Вестготская монархия, как об этом подробно уже говорилось, формировалась постепенно. И можно считать, что процесс этого формирования завершился в правление Эйриха.

Из книги История государства и права зарубежных стран: Шпаргалка автора Автор неизвестен

38. ИСЛАМСКАЯ ТЕОКРАТИЧЕСКАЯ МОНАРХИЯ. АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ Пророк Мухаммед, основавший в VII в. в Аравии первую мусульманскую общину, заложил основу для образования Арабского халифата. Ближайшие родственники и сподвижники Мухаммеда постепенно консолидировались в

Из книги Как обуздать олигархов автора Елисеев Александр Владимирович

СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ МОНАРХИЯ Правые консерваторы в большинстве своем считают любой социализм некоей левацкой ересью. Это идет еще от дореволюционных правых, которые видели главную угрозу самодержавию в социалистическом движении. Между тем монархию свергли вовсе не

автора

Монархия и деспотизм Становление ранней государственности на Древнем Востоке проходило в целом по единому историческому пути: итогом его было формирование практически у всех народов неограниченной единоличной власти в централизованно управляемом государстве. С этой

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 1 автора Омельченко Олег Анатольевич

§ 28.2. Сословная монархия XIV–XV вв Укрепление королевской власти Государственно-политические тенденции, наметившиеся в развитии властных структур к XIII в., получили дальнейшее продвижение в XIV–XV вв. Хотя общественная жизнь страны была отягчена такими разорительными и

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 1 автора Омельченко Олег Анатольевич

Ранняя монархия Сложившаяся в крупнейших испанских королевствах государственная организация при многих различиях обладала типическим единством. Однако это не была законченная ленная монархия. Слабая централизация, недостаточное влияние королевской власти придавали

Теократическая монархия страны является одной из разновидностей монархий, сохранившихся в современном мире. В некоторых государствах сегодняшней Европы сохранились так называемые традиционные монархии, или, как их еще называют, конституционные. Примерами таковых могут быть Англия и Дания, Нидерланды, Испания. Однако власть королевских семей уже давно не является абсолютной, как в былые времена. Так, в Англии королевский род стал скорее данью традициям, символом государства и нации (наряду с Британским содружеством, которое является тенью величества бывшей Британской империи).

Вместе с тем, в некоторых современных государствах такого типа, монарх имеет реальные рычаги власти. В пределах демократии и действующей конституции, разумеется. Так, в Дании король является главой государства, он имеет возможность осуществления государственной власти вместе с парламентом. Король Испании также является главой государства и имеет функции, сопоставимые с президентской властью в России.

Теократическая монархия

Однако во многих государствах, в силу особенностей исторического развития, складывались совершенно особые типы монархий. Во многих странах мусульманского мира сегодня существует такой вид управления, как теократическая монархия. Здесь яркими примерами выступают Бруней, Саудовская Аравия и многие мусульманские страны, где наблюдаются отдельные элементы такой власти.

Теократическая монархия - это тип государственного управления, где главой страны становится духовное лицо, религиозный деятель или церковная организация. Причиной создания подобных образований является в первую очередь сильная приверженность населения к традиционному исламу, а также отвержение светскости в государственном аппарате. То есть основным авторитетом в личной и общественной жизни выступают законы шариата и духовные лица (имамы), которые истолковывают Коран. Таким образом, в то время как на Западе развились капитализм и светское государство, породившие принципиально новые общественные понятия вроде демократии, прав меньшинств, свободы слова, на Востоке, во многих его уголках, углубилась приверженность к слову Ислама, которая превознесла до небес авторитет духовных лидеров и сделала их полномасштабными правителями. Культурное, техническое и военное доминирование в Западного мира привело к тому, что во многих восточных странах религиозные деятели сохранили свою власть лишь частично, поделившись ею со светскими чинами.

Теократическая монархия в Западном мире

Кстати, Папское государство Ватикан - это тоже теократическая монархия, созданная европейцами в период Средневековья. Основной причиной формирования Ватикана стал компромисс между европейскими правителями. Создание для церковного главы, Римского Папы, не зависимого ни от кого государства, уравняло возможности европейских королей и снизило вероятность давления королевской власти на духовную.