Аудит в сфере закупок будет осуществляться. Как проводится аудит в сфере закупок

Что представляет собой аудит в сфере закупок?

Аудит закупок,согласно ч. 12 ст. 14 закона «О счетной палате РФ» от 05.04.2013 № 41-ФЗ, проводится для того, чтобы оценить обоснованность всех действий на этапах планирования и проведения госзакупок, а также для проверки их эффективности и выполнимости. Оценивается реализация условий заключенных в результате конкурса госконтрактов по цене, количеству, качеству, объемам и срокам выполнения. Также анализируется порядок образования цен и то, насколько результативно работает система управления госконтрактами.

При выполнении аудита в сфере закупок осуществляетсяанализ и проводится оценка результативности совершенных госзакупок (ч. 2 ст. 98 закона «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ). Выясняется, были ли достигнуты цели проведения торгов, предусмотренные различными государственными и международными программами и иными нормативно-правовыми актами (ст. 13 закона). Для достижения перечисленных выше целей аудита проверяющие при получении экспертно-аналитических сведений и других необходимых данных проводят проверки, анализируют и оценивают полученные сведения о законности, целесообразности, обоснованности, своевременности и результативности затрат по госконтрактам, которые только планируются к подписанию, уже заключены или исполнены (ч. 3 ст. 98 закона № 44-ФЗ).

При проведении аудита уполномоченные органы выявляют нарушения, определяют причины возникновения, готовят рекомендации по их устранению. Впоследствии проверяющие систематизируют полученную информацию об исправлении обнаруженных недостатков и реализации направленных предложений. По итогам проведенных проверок сводная информация размещается в единой информсистеме.

Кто проводит аудит закупок по закону № 44-ФЗ

Аудит в сфере закупок выполняется Счетной палатой РФ, а также региональными и муниципальными контрольно-счетными органами, осуществляющими контрольно-ревизионные функции (ч. 1 ст. 98 закона № 44-ФЗ).

Не знаете свои права?

Счетная палата — это высший в России внешний орган для осуществления госконтроля. Она действует постоянно, обладает полной функциональной и финансовой независимостью и не прекращает свою деятельность из-за роспуска Госдумы (ст. 2 закона № 41-ФЗ).

Органы, осуществляющие контрольно-счетные функции, обладают организационной независимостью и ведут свою деятельность самостоятельно (ч. 4 ст. 3 закона «Об общих принципах…» от 07.02.2011 № 6-ФЗ). Это постоянно действующие органы финконтроля, образованные соответствующими властными субъектами (ч. 1-3 ст. 3).

В рамках аудита закупок Счетная палата и государственные (муниципальные) контролирующие органы оценивают и анализируют обоснованность госзакупок, законность их проведения, эффективность заключения контрактов.

Таким образом, аудит в сфере закупочной деятельности проводится органом финансового контроля — Счетной палатой на федеральном уровне, а также муниципальными контрольно-счетными органами на уровне регионов и отдельных населенных пунктов. Указанными органами проводятся проверки, анализируются нарушения и даются указания по их устранению.

Аудит в сфере закупок осуществляется с целью проведения анализа и оценки результата планирования и подписания госконтрактов. В ходе аудита выясняется, были ли достигнуты поставленные заказчиком цели. Что представляет собой аудит в сфере закупок?

Аудит закупок проводится для того, чтобы оценить обоснованность всех действий на этапах планирования и проведения госзакупок, а также для проверки их эффективности и выполнимости. Оценивается реализация условий заключенных в результате конкурса госконтрактов по цене, количеству, качеству, объемам и срокам выполнения.

Примерный перечень направлений аудита госзакупок составляет проверка:

  • формирования контрактной службы и комиссии по осуществлению госзакупок;
  • наличия утвержденных требований к отдельным видам товаров, работ, услуг;
  • правильности формирования плана закупок, плана-графика, их размещения в ЕИС;
  • наличия обоснования закупки, начальной цены госконтракта, достоверности источников используемой информации;
  • выбора способа проведения процедуры, размера аванса и его обоснованность;
  • наличие в оформленных госконтрактах обязательных (существенных) условий, критериев оценки заявки;
  • установления законных преимуществ (субъекты малого предпринимательства, организации инвалидов и т.д.);
  • установления обеспечения заявок;
  • обоснованности допуска/недопуска к участию;
  • правильности оформления протоколов;
  • обоснованность госконтракта с единственным поставщиком.

Кто проводит аудит закупок по 44-ФЗ

Проведение аудита в сфере закупок осуществляется Счетной палатой РФ, а также региональными и муниципальными контрольно-счетными органами, осуществляющими контрольно-ревизионные функции (ч. 1 ст. 98 закона № 44-ФЗ): контрольно-счетными палатами краев, областей, округов, городов Федерального значения; Счетными палатами муниципалитетов.

Объектами, подпадающими под аудит Счетной палаты РФ, являются: Органы госвласти, уполномоченные органы и учреждения; ГК «Росатом»; ГКУ и внебюджетные фонды, действующие от имени Российской Федерации; Автономные и бюджетные учреждения; Государственные унитарные предприятия; Другие юридические лица, участвующие в инвестиционном капитальном строительстве за счет федерального бюджета. При проведении аудита должны учитываться все этапы деятельности госзаказчика: планирование проведения госзакупок, непосредственное осуществление закупок (оценка и сопоставление заявок, выявление победителя), оформление и выполнение госконтракта (соблюдение сроков подписания, наличие необходимых согласований контрольных органов и т.п.).

Аудит в сфере закупок осуществляется на основании 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований». Методы проведения этого мероприятия определены преимущественно ст. 267 Бюджетного кодекса.

Участники правоотношений в сфере аудита

В силу ст. 98 44-ФЗ обязанности по проведению внешнего аудита в сфере госзакупок возложены на:

  • Счетную палату РФ;
  • контрольно-счетные палаты (далее – КСП) субъектов РФ;
  • КСП муниципалитетов.

Аудиторы оценивают деятельность:

  • госзаказчика;
  • контрактной службы либо контрактного управляющего;
  • экспертов;
  • электронных торговых площадок;
  • системы ведомственного контроля в сфере госзакупок;
  • представителя заказчика, которому поручен внутренний аудит закупок.

Предмет аудита

Исследуется документация:

  • регламентирующая определение поставщиков;
  • подтверждающая исполнение контрактов;
  • о планировании закупок;
  • контракты;
  • заявки заказчиков;
  • протоколы по результатам закупок;
  • реестры контрактов.

Анализируются сведения, размещенные заказчиком на портале госзакупок zakupki.gov.ru и в других информационных системах.

Проверка законности расходов госзаказчика

Аудиту подлежат уже исполненные контракты и сделки, которые только планируются к заключению. Понесенные заказчиком расходы оценивают по ряду параметров:

  • Целесообразность. Оцениваются реальные нужды в закупаемом товаре/услуге.
  • Обоснованность. Исследуются:
  1. максимальные начальные цены сделок;
  2. цены контрактов, заключенных с единственным поставщиком;
  3. соответствие объема закупаемого товара нормам планирования;
  4. ритмичность закупок;
  5. поправки, внесенные в график закупок.
  • Своевременность. Анализу подлежат:
  1. предоставление потенциальным участникам конкурсов достаточного времени для подготовки заявок;
  2. соответствие закупок сезонности и производственному циклу;
  3. наличие достаточного времени для проверки и приемки закупленного товара;
  4. наличие временного зазора на устранение подрядчиком возможных недостатков.

Проверка эффективности расходов госзаказчика

Аудит в сфере закупок предполагает расчет экономии бюджетных денег путем суммирования следующих показателей:

  1. Потенциальная экономия при установлении начальной цены контракта. Устанавливается путем сравнения с рыночными ценами и ценами других госзаказчиков.
  2. Экономия в процессе осуществления закупки. Отслеживается снижение начальной цены по результатам тендеров и конкурсов.
  3. Дополнительная экономия. Учитывается закупка инновационного оборудования; заключение контрактов с поставщиками, предложившими дополнительные сервисы и длительные гарантийные сроки и подобные выгоды.

С ее применением можно оценить:

  • абсолютный объем экономии как разницу начальных цен и стоимостью реально заключенных контрактов (в рублях);
  • относительный объем экономии как соотношение абсолютной экономии к общей сумме начальных цен контрактов (в процентах).

КСП, которым поручен аудит закупок, анализируют ряд статистических показателей:

  • количество заявок, подаваемых на одну закупку;
  • количество допущенных заявок;
  • долю закупок у единственного поставщика.

Показатели сравниваются с общефедеральным и региональными. Сведения для сопоставления ежеквартально выкладываются Росстатом на сайте госзакупок.

Итоговый отчет

Результат аудита закупок оформляется отчетом. Подготовка документа предполагает систематизацию доказательств, а также оформление выводов и рекомендаций.

Отчет должен содержать:

  • критерии аудита;
  • доказательства;
  • оценку достижения целей осуществления закупочной деятельности;
  • рекомендации госзаказчику.

В отчете необходимо указать:

  • характеристику и анализ значимости выявленных отклонений;
  • сведения о причине недостатков;
  • описание их потенциальных последствий.

Если у аудиторов возникло подозрение о совершении административного правонарушения, инициируется внеплановая проверка. Выявление признаков преступления либо коррупционного деяния влечет необходимость обращения в прокуратуру.

Государственные закупки, как выигрывать тендеры: Видео

Какие компании подлежат обязательному аудиту? Ни для кого не секрет, что аудиторское сообщество и регуляторы готовят ряд существенных изменений в Закон об аудиторской деятельности и в положения об обязательном аудите. Эти документы находятся на рассмотрении, пока они не приняты. Поэтому обязательному аудиту за 2017 год будут подлежать те же компании, что и в прошлом году:

  • Если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;
  • Если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам (публичное);
  • Если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);
  • Если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;
  • Если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
  • В иных случаях, установленных федеральными законами об аудиторской деятельности.

Установленные сроки для предоставления аудиторского заключения в РОССТАТ: до 31 декабря 2018 года. Кроме этого, в течение трех дней с момента получения аудиторского заключения все компании, подлежащие обязательному аудиту, должны заключить результат аудита на сайте finresurs.ru, а также предоставить его в ведомства. Ответственность существует за повторные нарушения — вплоть до дисквалификации должностного лица на определенный срок. Не стоит слишком халатно относиться к этому. Также введены достаточно большие штрафы со стороны Центробанка.

Компании, которые заключали договор на обязательный аудит посредством конкурса. Часто это компании, доля государственной собственности в которых составляет около 25%. Это большая доля компаний. Если объем выручки не превышает один миллиард рублей, то объектами процедуры должны являться МСП. Если пороговое значение больше, то это уже другие нормы.

Нормативная база ссылается на положения 44-ФЗ: 48 и 56 статьи в части определения подрядчиков и исполнителей. Отдельные особенности — это Приказ Минэка № 567.

Наблюдательный совет автономного учреждения рассматривает вопросы проведения аудита годовой бухгалтерской отчетности автономного учреждения и утверждения аудиторской организации.

  • Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным, то есть применяется по желанию. Заказчики вправе устанавливать или не устанавливать обеспечение контракта.
    Заказчики, подпадающие под действие № 223-ФЗ, которые обязаны проводить обязательный аудит, но не входят в перечень случаев, когда его проведение необходимо осуществлять в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе, а также в случае проведения инициативного аудита могут объявить о проведении открытого конкурса на право заключения договора по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности даже в случае отсутствия обязанности проводить данную процедуру в порядке, предусмотренном действующим законодательством в сфере закупок.
  • Однако извещение о такой закупке не следует размещать в ЕИС, а лучше разместить либо на собственном корпоративном сайте, либо на торговых площадках, либо в любых других средствах массовой информации.

Важно помнить о том, что 223-ФЗ не регулирует отношения, связанные с п.7, ч.4, ст. 1 223-ФЗ. Осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации. В Законе № 307-ФЗ содержится исчерпывающий перечень организаций, которым при проведении обязательного аудита необходимо руководствоваться положениями № 44-ФЗ.

Иным организациям, подпадающим под действие Закона № 223-ФЗ, при осуществлении закупок на оказание услуг обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности необходимо применять положения Закона № 223-ФЗ.

Если заказчик не попадает под специальные нормы Статьи 5 Части 4 307-ФЗ, то извещение не стоит размещать в ЕИС, но это должны быть торги и они должны быть размещены в открытых ресурсах. Такая закупка проводится по 223-ФЗ. Но весь закон говорит об исключениях, которые касаются аудита.

В открытом конкурсе на заключение контракта на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которой за предшествующий отчетному год не превышает 1 миллиарда рублей, обязательным является участие аудиторских организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.

В этом случае заключать договор нужно только с субъектами среднего и малого предпринимательства. Поэтому в документацию следует включать требование о соответствии участника требованиям ст. 4 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Заказчики, закупающие услуги по обязательному аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности, размещают сведения на официальном сайте в разделе, предназначенном для данных о закупках по № 44-ФЗ. Правило применимо, если закупки услуг проводятся в форме открытого конкурса согласно этому Закону.

Чтобы иметь доступ к разделу закупок по № 44-ФЗ, необходимо в установленном порядке получить соответствующую электронную подпись.

Размещение извещения о проведении открытого конкурса по отбору аудиторской организации для осуществления обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в разделе официального сайта ЕИС, предназначенном для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц, является нарушением порядка определения победителя открытого конкурса, что может привести к ограничению числа участников конкурса.

Заказчику необходимо размещать информацию о закупке по отбору аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в разделе единой информационной системы, предназначенном для проведения закупок, предусмотренных Законом № 44-ФЗ.

Обязано размещать информацию о закупке услуг обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в разделе 44-ФЗ и получать для этого соответствующую электронную подпись в порядке, утвержденном Приказом Федерального казначейства.

Размещение извещения о проведении открытого конкурса по отбору аудиторской организации для осуществления обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в разделе Официального сайта, предназначенном для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц, не является нарушением порядка определения победителя открытого конкурса, что может привести к ограничению числа участников конкурса.

Муниципальное предприятие не является государственным или муниципальным заказчиком по смыслу № 44-ФЗ, следовательно, должно заключать гражданско-правовой договор об оказании услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.

Так как муниципальное предприятие не является заказчиком по смыслу № 44-ФЗ, следовательно, оно не должно размещать план-график с процедурой по отбору аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с № 44-ФЗ, а также вносить заключенный гражданско-правовой договор по итогам проведения данной процедуры в реестр контрактов, размещать отчет об исполнении данного договора в соответствии с № 44-ФЗ.

При проведении закупки по отбору аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчику следует применять лишь процедурные нормы Закона № 44-ФЗ, регулирующие порядок проведения отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности.

  • № 44-ФЗ статьи 48-56 № 44-ФЗ в части определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения конкурсов и аукционов);
  • ПП № 1085 — в части правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  • ПП № 1042 в части определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком обязательств, предусмотренных договором, и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного договором;
  • Приказ МЭР № 567 в части определения, обоснования начальной (максимальной) цены договора.

Методические рекомендации по организации и проведению открытых конкурсов на право заключения договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 4 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» Одобрены Советом по аудиторской деятельности 18 сентября 2014 г.

  • Организация открытого конкурса на право заключения договора на проведение аудита;
  • Особенности описания объекта закупки;
  • Требования к участникам закупки;
  • Порядок определения начальной (максимальной) цены договора на проведение аудита;
  • Особенности содержания заявок участников закупки;
  • Правила оценки заявок участников закупки;
  • Содержание и проект договора на проведение аудита.

Второй документ, о котором должны помнить специалисты по аудиту. В данном приказе расписаны особенности и порядок проведения аудита акционерного общества с государственным участием. Но даже в качестве методической базы его могут использовать и организации с иной формой собственности:

Приказ Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 21 января 2016 года № 12 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации и проведению обязательного аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности»

    В целях повышения качества корпоративного управления в акционерных обществах с государственным участием путем стандартизации и регламентации порядка организации взаимодействия с внешним аудитором в акционерных обществах.

    Интересно то, что закупка должна быть запланирована в соответствии с 44-ФЗ, нужно получить ЭЦП и зарегистрировать закупку по всем правилам. Но такая закупка может и не планироваться лицом и организацией, которая не является заказчиком по 44-ФЗ. Все вопросы по заключению договора также отраженыы в этом приказе, все заказчивается размещением контракта в Реестре контракта, отчетность не ведется. По 223-ФЗ такую закупку планировать не уместно. Заказчик осуществляет внесение всей информации в ЕИС.

    «...при проведении конкурса необходимо создать конкурсную комиссию, которая должна обеспечить вскрытие конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе после наступления срока, указанного в конкурсной документации в качестве срока подачи заявок на участие в конкурсе, ведение протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе, рассмотрение и оценку заявок на участие в конкурсе, а также ведение протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе»

    Закупочная комиссия создается, нормы 44-ФЗ говорят о том, что это необходимо. Но состав комиссии выбирается заказчиком самостоятельно: взять тех же людей и создать комиссию приказом, затем провести аудит по Закону 44-ФЗ.

    Заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает сто миллионов рублей, создают контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным). В случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее — контрактный управляющий).

    Порядок оценки заявок:

    Лучше брать несколько формул расчета цены.

    Объектом закупки при проведении открытого конкурса на право заключения договора на проведение аудита являются услуги по проведению аудита, т.е. независимой проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

    1. Об осуществляемых заказчиком видах деятельности;
    2. О наличии у заказчика филиалов и месте их расположения;
    3. О наличии у заказчика вложений в дочерние и зависимые общества
    4. О наличии у заказчика службы внутреннего аудита;
    5. Об общей численности работающих, в том числе о численности работников бухгалтерской и финансовой служб;
    6. Об используемых для подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности информационных системах и программном обеспечении;
    7. О наличии у заказчика ценных бумаг, допущенных к организованным торгам;
    8. Иные показатели, характеризующие масштаб деятельности заказчика и влияющие на объем аудита.

    В случаях, когда бухгалтерская (финансовая) отчетность заказчика за предыдущий отчетный период не подлежала обязательному раскрытию в открытых источниках информации, рекомендуется включать такую отчетность в конкурсную документацию.

    В конкурсную документацию рекомендуется включать информацию о требованиях к результатам услуг по аудиту отчетности, в том числе к форме сообщения руководству заказчика и представителям его собственников информации по результатам аудита.

    В соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ не допускается включать в конкурсную документацию (в том числе в форме требований к качеству услуги) требования к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для оказания услуги, являющейся предметом договора на проведение аудита.

    Исходя из № 44-ФЗ определение и обоснование начальной (максимальной) цены договора на проведение аудита должно осуществляться на основе метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).

    При формировании начальной (максимальной) цены договора на проведение аудита для получения информации о рыночных ценах рекомендуется направлять запросы на предоставление ценовой информации не менее чем пяти аудиторским организациям, соответствующим требованиям к участникам закупки, обладающим опытом оказания аналогичных по характеру и объему аудиторских услуг, информация о которых имеется в свободном доступе, в том числе организациям, имевшим в течение последних трех лет, предшествующих определению начальной (максимальной) цены договора на проведение аудита, опыт выполнения аналогичных договоров, заключенных с заказчиком и (или) другими заказчиками.

    В запрос на предоставление ценовой информации рекомендуется включать:

    • Подробное описание объекта закупки;
    • Перечень сведений, необходимых для определения объема и качества аудиторских услуг;
    • Основные условия исполнения договора на проведение аудита, предполагаемого к заключению, включая требования к порядку оказания услуг, предполагаемые сроки подписания и исполнения такого договора, порядок оплаты услуг;
    • Сроки предоставления ценовой информации;
    • Информацию о том, что проведение сбора ценовой информации не влечет за собой возникновения каких-либо обязательств заказчика;
    • Указание о том, что из ответа на запрос должны однозначно определяться цена услуги за один человеко-час работы специалистов исполнителя и общая цена договора на проведение аудита на условиях, указанных в запросе, срок действия предлагаемой цены, расчет такой цены с целью предупреждения намеренного завышения или занижения цен на аудиторские услуги.

    В соответствии с № 44-ФЗ в случае, если при проведении конкурса начальная (максимальная) цена договора на проведение аудита составляет 15 млн. рублей и менее и участником закупки, с которым заключается договор, предложена цена, которая на 25% и более ниже начальной (максимальной) цены, договор на проведение аудита заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения договора в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения договора, указанный в документации о проведении конкурса, но не менее чем в размере аванса (если договором предусмотрена выплата аванса), или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки.

    Для получения согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Федерального закона заявитель направляет в соответствии с требованиями настоящего Порядка письменное обращение, подписанное руководителем заявителя или его заместителем:
    Проект договора на проведение аудита рекомендуется составлять на основе Примерного договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, одобренного Советом по аудиторской деятельности. Проект договора на проведение аудита не может противоречить требованиям № 307-ФЗ, стандартам аудиторской деятельности, Правилам независимости аудиторов и аудиторских организаций, Кодексу профессиональной этики аудиторов.

  • В случае, если в проекте договора на проведение аудита имеются положения, не соответствующие № 307-ФЗ, стандартам аудиторской деятельности, Правилам независимости аудиторов и аудиторских организаций, Кодексу профессиональной этики аудиторов, то проект договора должен быть приведен в соответствие с указанными актами до завершения процедуры закупки.

Изменения по налогам

Изменения с 1 октября 2017 года. При аудите всегда учитывается бухгалтерская отчетность: есть ли налоговые риски? Также аудиторы смотрят на правильность начисления налогов. Также есть и аудиторы, которые проверяют компанию именно на предмет налогов, затем предоставив подробные рекомендации. Сейчас со статьей 54.1 ужесточился налоговый контроль, пошли проверки по обналичиванию средств компаний-однодневок. Также многие по незнанию раздробили бизнес, но не знали, что так делать нельзя. Налоговики проверяют компании более подробно, можно вовремя обнаружить ошибки в налоговом учете и исправить их.

Появился идентификатор госконтракта. Нужно заполнять отдельную графу в счете-фактуре. Налогоплательщик не вправе убирать из документов те пункты, которые там есть. Если подать документ до старой форме, то есть риск не получить вычеты по НДС. Лучше внести изменения и предоставить счета-фактуры по новой форме.

Многие компании спрашивают: идентификационный номер госконтракта и идентификатор госзакупки — это одно и то же? Это не то же самое. Определение «Идентификатор госконтракта» содержится в 275-ФЗ. Но если ошибка произошла, то она все равно не помешает налоговому органу определить необходимые для проверки параметры о налогоплательщике.

С 1 октября изменился порядок регистрирования счетов-фактур. До 1 октября поставщики предпочитали заменять старые счета на новые, но исправленные. Но нужно было предоставить уточненные данные с вычетом всего НДС. Теперь исправленный счет позволяет скорректировать всю сумму вычетов. Нужно аннулировать неправильную запись со знаком «минус» и тут же зарегистрировать дополненную счет-фактуру. Если сумма вычетов изменилась в большую сторону, то нужно написать только часть НДС, а в течение трех лет дополнить данные и принять к вычету все остальное позже.

Правила регистрации документов в случае, если счета-фактуры не выставляются неплательщикам НДС. Если покупателями являются неплательщики НДС, то счета-фактуры можно не выставлять.

Уточнены правила ведения журнала выставленных счетов. Журнал ведут только посредники, выставляющие и получающие счета, его ведут экспедиторы и застройщики. Журнал не ведут те, кто работает с неплательщиками НДС и получили от них письменное согласие на это. Также это те, кто продает услуги иностранных компаний на территории Российской Федерации.

Экспедиторы с 1 октября должны переставлять счета-фактуры. Речь идет о тех, кто отчитывается за расходы перед клиентом. У тех, у кого тариф установлен в твердой сумме, то экспедитор просто выдаст счет-фактуру. Но если он обязан осуществить доставку товара и даже привлечь к участию в доставке третьих лиц, то можно получить счет-фактуру отдельно на экспедитора и далее от всех остальных участников процесса. Теперь работает только один способ: выставление единого счета, где строк должно быть столько, сколько счетов-фактур он получил от своих подрядчиков. Дата текущая, счет подписывает сам экспедитор. Нюансов много, досконально разобраться сложно за короткое время.

Правила хранения счетов-фактур и документов. Они должны храниться в хронологическом порядке в зависимости от даты их получения. Налоговый инспектор хочет видеть, чтобы они были в папке именно в таком порядке.

Лизинг медицинских изделий с правом выкупа также освобождается от НДС.

  • Правило 5% при осуществлении раздельного учета входного НДС.
  • Субсидии и бюджетные инвестиции: НДС к вычету не принимается. НДС рассматривается здесь как самостоятельный расход.
  • Революционная новость: изменения в № 161 и № 149 Статьи Налогового кодекса. Освобождение от НДС в размере 18% при продаже лома черных и цветных металлов утратило силу. Теперь налог платят покупатели лома. Если покупатель покупает лом у неплательщика НДС, то и стоимость должна быть указана без НДС.
  • Будет оговорено в Налоговом кодексе, как именно исчислять налоговые выплаты при покупке и продаже лома.
  • Можно отказаться от нулевой ставки НДС. Но речь идет только об экспортных операциях: международная перевозка. Нужно написать заявление в Налоговую инспекцию до 1 числа месяца квартала, с которого планируется отказ. Можно отказаться только по всем пунктам и не менее, чем на 12 месяцев. Также можно отказаться при реекспорте товаров, при предоставлении железнодорожных вагонов и контейнеров, высылкой товаров на экспорт почтой.
  • Оформление tax-free. Иностранцы смогут возмещать НДС на товары, купленные в России.
  • Налог по прибыли: изменения в № 251 статью Налогового кодекса. В результате инвентаризации в 2018 и 2019 году объекты интеллектуальной деятельности налогом на прибыль облагаться не будут. Эта норма нужна для компаний, которые хотят улучшения показателей баланса. Можно показать это на балансе — можно получать кредиты за счет роста активов.
  • Доходы, не учитываемые в целях налогообложения. Подарки от учредителей (при доле более 50%) налогом не облагаются, а также имущественными правами. Перечень таких доходов станет меньше.
  • Изменения в статью № 259.3: повышающий коэффициент амортизации (3). Только в отношении тех основных средств по водоснабжению которые введены в эксплуатацию недавно.
  • При создании резерва по сомнительным долгам включается разница, где дебиторка превышает кредиторку. Процент резерва может формироваться в зависимости от даты просрочки.
  • Налог на имущество: можно освобождать от налога пока только в Московской области, принятого к учету с 2013 года.

Вопросы участников

Какой адрес нужно указывать в счетах-фактурах с 1 октября 2017 года? Все адреса из Госреестра. Но счета-фактуры с сокращенными названиями не являются ошибкой. Они не могут лишить налогоплательщика налоговых вычетов. Адреса налоговики увидят только при выездной проверке. Графа 11. Регистрационный номер таможенной декларации. Есть ли изменения? С 1 октября заполнять эту графу стало проще, номер можно взять из первой графы (она состоит из трех блоков). Номер таможенной декларации раньше состоял из четырех блоков. Можно указывать и старые номера таможенных налоговых деклараций.