Кто отвечает по долгам собственников при тсж. За долги тсж жильцы отвечать не обязаны

Было бы наверняка справедливо, если ТСЖ, не оплатившее те или иные долги по оказанным жильцам многоквартирного дома услугам, и несло ответственность по неисполненному обязательству. Но не всегда это представляется возможным: если товарищество признано недействительным, обанкротилось и т. д., то бремя дополнительных расходов по оплате предоставленных услуг ложится на самих собственников дома.

При озвученных обстоятельствах возникает естественный вопрос: если собственники дома, как и положено, оплатили услуги непосредственно товариществу собственников жилья, а денежные средства были либо истрачены на другие цели, либо не потрачены вовсе, кто понесет дополнительную материальную ответственность?

Жильцы, передавшие денежные средства ТСЖ за эксплуатационные услуги, могут истребовать их у тех лиц, которым данной структурой деньги были переправлены (Водоканал, Горсвет…). То есть, необходимо предъявить требование о возврате неосновательного обогащения.

Неосновательным обогащением закон называет приобретение либо сбережение имущества, находящегося в собственности иного лица, без оснований, установленных законом либо сделкой. В этом случае под имуществом подразумеваются денежные средства, оплаченные собственниками жилья.

Первым шагом к возврату денежных средств должна стать убедительная и безупречно составленная претензия. В ней собственникам необходимо отразить причины неосновательного обогащения (неуплата за предоставляемые эксплуатационные услуги), в результате которых вторая сторона неосновательно обогатилась, а также ссылаться на нормативные акты, нарушение которых не допускается законом.

Как вернуть долги ТСЖ через суд?

В статье 1107 Гражданского Кодекса Российской Федерации указано, что лицо, неосновательно получившее либо сберегшее чужое имущество, обязано вернуть потерпевшему все доходы, полученные с помощью этого имущества, начиная с того момента, когда оно узнало или должно было узнать о неосновательности полученных доходов. Помимо этого, на общую сумму неосновательно полученного обогащения начисляются проценты за использование средств собственников жилья многоквартирного дома.

В большинстве случаев, несмотря на попытки решить вопрос мирно, споры о взыскании долгов с ТСЖ становятся предметом судебного разбирательства. Самое сложное в таком споре для собственников – умение доказать факт и размер неосновательного обогащения ответчиком.

Исковое заявление о возврате неосновательного обогащения подается в письменной форме в арбитражный суд по месту жительства (расположения) одной из сторон, участвующих в деле.

Помощь юриста при необходимости возврата долгов ТСЖ

Адвокаты нашей компании имеют многолетний опыт проведения досудебных разбирательств и сопровождения дел о возврате ТСЖ неосновательного обогащения. Если мирные переговоры закончатся неудачно - наша компания поможет вам в составлении искового заявления и направлении его в суд, а также будет представлять ваши интересы в дальнейшем.

Товарищество собственников жилья занимает промежуточную стадию в сотрудничестве владельцев квартир и государственными коммунальными службами. Данная некоммерческая организация берет на себя обязанность вести дела, касающиеся управления многоквартирным домом. В случае несостоятельности товарищества справляться со своими обязанностями, может быть произведена процедура его ликвидации, однако подобное решение должно приниматься на собрании всех членов организации. В настоящее время банкротство ТСЖ не является распространенной процедурой, поэтому многие, кто сталкивается с подобной необходимостью, не знают, какому порядку действий нужно следовать.

Ранее отсутствовала как таковая процедура банкротства ТСЖ, поскольку организация входила в число структур, на которые не распространялось действие закона о банкротстве. Несмотря на изменение законодательства, специальной процедуры для банкротства товарищества собственников жилья НЕ существует , поэтому в данной ситуации необходимо руководствоваться следующими элементами нормативно-правовой базы:

  1. Гражданский кодекс РФ.

Возможные причины банкротства ТСЖ

Товарищество собственников жилья является некоммерческой организацией, поэтому получение прибыли структурой исключается. Банкротство ТСЖ с долгами является наиболее распространенной причиной, при этом процедура будет включать .

Сама по себе данная процедура не является распространенной. Случаи банкротства товариществ собственников жилья пока что отмечаются в единичных количествах – в Казани и в Армавире вообще зафиксировано по одному случаю.

Необходимость ликвидации товарищества может быть вызвана как деятельностью собственников квартир, так и непосредственно руководством ТСЖ. В первом случае подразумевается наличие задолженности за коммунальные услуги или штрафов за нарушение законодательства при содержании жилья.

Несвоевременное погашение задолженности может стать причиной начисления пени и дополнительных штрафов, а резервных средств для погашения таких задолженностей товарищество, как правило, не имеет. Менее распространенными случаями являются банкротства ТСЖ в связи с мошеннической деятельностью председателя – средства от жильцов поступали, однако необходимые платежи не осуществлялись. В таких случаях членам товарищества рекомендуется обратиться в прокуратуру с жалобой на председателя.

Инициализация банкротства товарищества

В преимущественном большинстве случаев банкротство ТСЖ с долгами инициирует организация, перед которой товарищество имеет задолженность и не погашает ее в срок, превышающий 90 дней с момента последнего платежа. Обращение с подобным требованием должно подаваться представителями организации в арбитражный суд.

К имуществу ТСЖ относится:

  1. транспорт личного или общего пользования, находящийся во владении товарищества;
  2. офисное оборудование;
  3. банковские счета организации;

В некоторых случаях в собственности организации могут находиться и недвижимые объекты, приобретенные на общие средства членов ТСЖ, на средство одного из них или же за счет помощи третьих лиц. Такие объекты тоже подлежат изъятию и продаже с торгов.

Важно заметить, что если в случае полной реализации имущества товарищества задолженность организации не погашена в полном объеме, судебная инстанция уведомляет кредитора о несостоятельности возвращения долга и закрывает дело. Личное имущество членов ТСЖ или председателя изъятию не подлежит.

Положение собственников квартир

При ликвидации товарищества собственников жилья владельцам необходимо решить, какой способ управления многоквартирным домом они изберут на будущее. Порядок банкротства ТСЖ не запрещает собственникам создать новое товарищество, причем никаких сроков ограничения на них не накладывается. Если организация была признана банкротом в 2015 году, на общем собрании можно принять решение о создании нового ТСЖ, которое начнет свою деятельность в том же году.

Исключением может считаться ситуация, когда создание нового ТСЖ запретили судом . Иметь место она может в том случае, если в результате анализа деятельности товарищества было определено наличие задолженности владельцев квартир перед организацией, что и привело к появлению задолженности ТСЖ. После его ликвидации долги собственников приобретут государственный характер и будут погашаться в соответствии с законодательством.

30 мая 2014 года Высшим Арбитражным судом вынесено Определение N ВАС-6046/14 « Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации» . Определение касается дела по иску ресурсоснабжающей организации к управляющей организации о взыскании задолженности по договору ресурсоснабжения. Необходимо отметить, что данное определение может служить существенным доводом для судов при рассмотрении дел, связанных с различием методов определения объемов коммунальных услуг и коммунальных ресурсов в отношениях «РСО - УО» и «УО - собственники/наниматели помещений».

Одним из существенных обстоятельств, установленных Определением ВАС от 30 мая 2014 года N ВАС-6046/14 , является следующее: «Обязательства компании перед ресурсоснабжающей организацией не могут быть большими, чем обязательства собственников и пользователей помещений многоквартирного жилого дома перед управляющей организацией по расчетам за поставленный ресурс (за исключением случаев, специально предусмотренных законом) ».

Приведу три случая, при судебных разбирательствах в которых, на мой взгляд, указанное Определение ВАС может быть существенным аргументом в пользу доводов УК, ТСЖ, ЖСК, ЖК:

1. Договор теплоснабжения предусматривает предъявление управляющей организации к оплате объема потреблённой тепловой энергии, определённого по тепловым договорным нагрузкам (в соответствии с Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденными Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 12.09.1995 N Вк-4936). Управляющая организация предъявляет к оплате конечным потребителям объём теплоэнергии, определённый в соответствии с жилищным законодательством (ЖК РФ, ПП РФ от 23.05.2006 N 307, ПП РФ от 06.05.2011 N 354).

В результате возникает разница между суммой, предъявляемой к оплате управляющей организации в пользу теплоснабжающей организации, и суммой, предъявляемой к оплате потребителям коммунальной услуги в пользу управляющей организации.

Определением ВАС установлена недопустимость такой разницы, и, следовательно, неправомерность предъявления к оплате управляющей организации объема коммунальной услуги, превышающего объём коммунальной услуги, определённый в соответствии с действующим жилищным законодательством.

2. В МКД установлен общедомовой прибор учёта потребляемой теплоэнергии. Объём теплоэнергии на коммунальную услугу по отоплению определён теплоснабжающей организацией по общедомовому прибору учёта, к оплате управляющей организации предъявляется стоимость фактически потреблённого тепла (за предшествующий расчётному месяц). Такой порядок установлен ПП РФ от 06.05.2011 N354, ПП РФ от 14.02.2012 N124, п. 1,2 ст. 539 ГК РФ. При этом региональные власти в соответствии с ПП РФ от 27.08.2012 N857, ПП РФ от 06.05.2011 N354, ПП РФ от 06.04.2013 N307 приняли нормативный акт, обязывающий управляющие организации соответствующего субъекта РФ предъявлять потребителям к оплате стоимость услуги по отоплению ежемесячно равными частями (1/12 от годового норматива потребления) независимо от показаний общедомового прибора учета, и один раз в год предъявлять к оплате разницу между нормативным и фактическим потреблением теплоэнергии на отопление (корректировка платы за отопление).

Поскольку отопительный период, в течение которого фактически оказывается услуга по отоплению, меньше календарного года, возникает разница между суммами, ежемесячно предъявляемыми к оплате управляющей организации в пользу теплоснабжающей, и суммами, ежемесячно предъявляемыми к оплате потребителям коммунальной услуги в пользу управляющей организации. Суммы, предъявляемые к оплате потребителям и предъявляемые к оплате УК, сойдутся после проведения корректировки платы за отопление, но до этого момента весьма вероятно возникновение задолженности УК перед РСО. В соответствии со ст.395 ГК РФ на образованную задолженность возможно начисление процентов за пользование чужими денежными средствами.

Определение ВАС может являться одним из аргументов, подтверждающим неправомерность взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами с разницы между финансовыми обязательствами УО перед РСО и обязательствами потребителей перед УО.

Примечание: данная ситуация сейчас изучается специалистами «АКАТО», и в ближайшее время будет подготовлена статья, посвящённая этому вопросу. Клиенты «АКАТО» будут оповещены о размещении статьи специальной рассылкой.

3. В МКД установлены общедомовые приборы учёта ГВС и ХВС, но не установлен общедомовой прибор учёта сточных вод. РСО предъявляет к оплате управляющей организации объем водоотведения, рассчитанный как сумму показаний общедомовых приборов ГВС и ХВС (руководствуясь Федеральным законом). Сумма общедомовых объемов потребления ГВС и ХВС превышает сумму «индивидуальных» объемов ГВС и ХВС, а, следовательно, и индивидуальных «водоотведений». Таким образом, РСО по факту предъявляет к оплате управляющей организации стоимость индивидуального потребления услуги по водоотведению и «водоотведения на общедомовые нужды».

При этом известно, что норматив «водоотведения на ОДН» отменён (т.е. равен нулю), следовательно, при отсутствии специализированного общедомового прибора учёта отводимых сточных вод предъявление к оплате некого объёма «водоотведения на ОДН» неправомерно.

Определение ВАС является одним из аргументов, подтверждающих эту позицию.

Примечание: вопросы «водоотведения на ОДН» ранее затрагивались в статье «Расчёт стоимости водоотведения на ОДН » и в Ответе на критическое письмо , полученное после публикации указанной статьи.

Приведённый перечень возможных случаев не является исчерпывающим, и возможны иные ситуации, в которых наблюдается несовпадение стоимости коммунальных услуг и коммунальных ресурсов, предъявляемых к оплате исполнителям (УК, ТСЖ, ЖСК, ЖК) и потребителям коммунальных услуг.

Порядок заключения и расторжения договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии) между потребителями и энергосбытовыми организациями урегулирован нормами Российской Федерации, от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии".
В соответствии с ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией ( ГК РФ).
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии в порядке, определенном законом, иными правовыми актами или соглашением сторон ( ГК РФ).
Порядок и основания ограничения режима потребления электрической энергии путем сокращения объемов или временного прекращения подачи энергии установлены ГК РФ. Так, в соответствии с ГК РФ перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента. Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
Соответствующие положения о порядке ограничения режима потребления электрической энергии закреплены в Правилах полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Правительства РФ от 04.05.2012 N 442.
Однако отметим, что электроснабжение многоквартирных жилых домов является коммунальной услугой, при оказании которой следует руководствоваться Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354). Соответственно, ТСЖ в такой ситуации будет исполнителем коммунальной услуги, а собственники жилых домов - ее потребителями.
В соответствии с п. 10 Правил N 354 условия предоставления коммунальных услуг по электроснабжению собственнику помещения в многоквартирном доме могут определяться не только в договорах электроснабжения, заключаемых собственником помещения в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией, но и в договоре о предоставлении коммунальных услуг по электроснабжению, заключаемом собственником помещения в многоквартирном доме с организацией, в том числе и некоммерческой, которая от своего имени и в интересах собственника заключает договор электроснабжения с соответствующей энергоснабжающей организацией.
Пунктами 117-118 Правил N 354 предусмотрено, что ограничение или приостановление предоставления коммунальной услуги в связи с неполной оплатой возможно только с предварительным уведомлением об этом потребителя через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в порядке, указанном в разделе XI Правил N 354.
При этом под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной коммунальной услуги в размере, превышающем сумму двух месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения.
В случае если потребитель полностью не оплачивает все виды предоставляемых исполнителем коммунальных услуг, то исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги в отдельности.
Таким образом, введение ограничения режима потребления в отношении собственника помещения в многоквартирном доме возможно только при наличии у него задолженности по оплате электроэнергии в размере, превышающем сумму двух месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги, при условии их предварительного уведомления, направленного через 30 дней после письменного предупреждения.
В рассматриваемой ситуации речь идет не о правоотношениях между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, возникающих в рамках заключенного между ними прямого договора энергоснабжения, а об обязанности гражданина нести расходы по содержанию общего имущества многоквартирного дома в соответствии с требованиями ЖК РФ. Отметим, что в состав расходов на содержание общего имущества входят в том числе и расходы на электроэнергию, требующиеся для нормального бесперебойного функционирования и использования общего имущества. Поскольку в таком случае именно ТСЖ, а не РСО является исполнителем данной услуги, полагаем, что оно вправе в случае несвоевременной оплаты приостанавливать или ограничивать предоставление коммунальных услуг. В этой связи обратите внимание на судебную практику (смотрите, например, Арбитражного суда Краснодарского края от 30 марта 2012 г. по делу N А32-46235/2011, постановление Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 12 марта 2015 г. по делу N 12-44/2015).
В случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги исполнитель вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:
а) исполнитель в письменной форме направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня передачи потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доводится до сведения потребителя путем вручения ему под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения);
б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги с предварительным (за трое суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку;
в) при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с пп. "б" п. 119 Правил N 354 либо при непогашении образовавшейся задолженности и по истечении 30 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, с предварительным (за трое суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку.
Предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение двух календарных дней со дня устранения причин, указанных в пп. "а", "б" и "д" п. 115 и п. 117 Правил N 354, в том числе со дня полного погашения задолженности или заключения соглашения о порядке погашения задолженности, если исполнитель не принял решение возобновить предоставление коммунальных услуг с более раннего момента.
Ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в пп. "а", "б" и "д" п. 115 и п. "б" п. 117 Правил N 354.
Необходимо обратить особое внимание на то, что согласно Закона об электроэнергетике запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.
Вместе с тем отметим, что каких-либо официальных разъяснений по данному вопросу обнаружить не удалось. Приведенная выше точка зрения является нашим экспертным мнением и может не совпадать с мнением других специалистов.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

УК выполняет большой объем обязательств перед жильцами. Благодаря ей во время осуществляет ремонт дома, предоставляются качественные коммунальные услуги и т.д. Жильцы обязаны оплачивать лишь работу УК и те ресурсы, которые они ежедневно используют.

УК при этом выступает посредником между ними и ресурсоснажающими организациями, обязуясь заниматься сбором платежей и передачей денег. Но все владельцы квартир добросовестно относятся к своим обязанностям и не оплачивают коммунальные услуги или работу подрядчиков.

Это приводит к появлению долгов , которые УК первое время старается покрыть из собственных средств. Если задолженность растет, то подрядчики или РСО начинают предъявлять претензии .

Задолженность управляющей компании перед ресурсоснабжающими организациями или долги жильцов «топят» УК

Именно «коммуналка» нередко становится причиной того, что УК перестает выполнять свои обязательства .

Причем задолженности со стороны жильцов – это очень распространенная проблема. Управляющая компания попадает в неприятную ситуацию.

С одной стороны, взыскать долг с жильца можно только через суд, но эта процедура нередко затягивается. С другой стороны, РСО имеют право подавать иск только на УК, так как именно с ней заключен договор.

УК может рассчитать долг между всеми жильцами, но это приведет лишь к возмущению тех собственников, которые исправно платят за коммунальные услуги. Нередко компании обращаются в коллекторские агентства, которые, как известно, могут заставить человека заплатить.

Если же собственник не платит долгие годы, его могут выселить в принудительном порядке на основании ст. 80 ЖК РФ .

Как переложить долги управляющей компании на агента?

УК имеет очень большие долги перед ресурсоснабжающей организацией . По сути, РСО работает практически бесплатно, так как отключить дом от света или тепла она не может, но деньги в полном объеме не поступают.

Подавая иск в суд, РСО называет ответчиком именно УК, которая обязана не только покрыть долг, но еще и оплатить штраф.

Но у компании нет имущества, на которое можно наложить арест и использовать в качестве оплаты задолженности . Единственное, чем распоряжается УК – это расчетный счет жильцов, на котором находятся деньги для содержания дома. Поэтому суд может обязать должника оплатить долг средствами с этого счета.

Но у такого счета обязательно должен быть распорядитель, например, расчетный центр. И от него зависит, будут ли использованы деньги жильцов для оплаты задолженности перед РСО или подрядчиками, или нет. Многое зависит от того, что указано в документах, которые подписывались при оформлении счета.

Как реструктуризировать долг управляющей компании?

Задолженность УК перед ресурсоснабжающей организацией может быть реструктуризирована.

Интересно, что эта норма никак не закреплена в нормативных актах, но применяется на практике и довольно успешно.

Для того чтобы ее осуществить, долг делится между всеми неплательщиками , затем разбивается на конкретные небольшие суммы, которые они обязуются выплачивать ежемесячно.

Соглашение между УК и жильцами должно быть заверено нотариально. После чего соответствующий договор заключают УК и РСО или другой кредитор.

Этот способ позволяет жильцам оплатить свои долги перед УК, а компании – перед ресурсоснабжающей организацией. При этом можно обойтись без суда, хотя погашения задолженности займет какое-то время.

Если сменилась УК

Итак, у компании были проблемы с ресурсоснабжающими организациями, и жильцы не нашли ничего другого, как сменить УК. При этом подразумевается, что новая организация уже не будет требовать с них оплаты долга за коммунальные услуги. Но на практике это не всегда получается. Конечно, и вторая УК не желает иметь дела с долгами, но тут все зависит от РСО.

Поставщики могут обязать управляющую компании взять на себя долги предыдущей, не заключая с ней никаких договоров. При этом многоквартирный дом может остаться без коммунальных услуг, а это уже проблема жильцов.

От владельцев квартир может потребовать оплату долга и старая УК, если предварительная оплата является условием передачи полномочий. Поэтому нередко жильцам присылают сразу две квитанции от обеих компаний.

Разобраться в таких платежах сложно, поэтому многие собственники просто перестают платить, что может привести к еще большим проблемам. А может быть разумным решением, так как часто такой неразберихой пользуются для осуществления мошеннических действий.

И в итого жильцы платят еще больше, чем следовало. При получении нескольких квитанций владельцам лучше коллективно обратится в контролирующие органы .

Помимо этого, собственники квартир могут сделать следующее
:


Заключение

Платить или не платить прежней УК – выбор жильцов . Повлиять на должников организация не может. Ее единственный путь – это судебное разбирательство, которое может затянуться на долгие годы. Но если компания выиграет суд, то платить все равно придется.

Даже опыт специалистов, которые работают в управляющих компаниях, не может уберечь их от возникновения долгов. Это риск, на который идет УК, осуществляя свою деятельность.

Поэтому собственники должны понимать, что любые долги перед компанией могут привести к серьезным проблемам.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .