Человек в научной картине мира кратко. Понятие научной картины мира

Популярная философия. Учебное пособие Гусев Дмитрий Алексеевич
Из книги Хрестоматия по философии [Часть 2] автора Радугин А. А.

Тема 11. Человек во Вселенной. Философская, религиозная и научная картина мира 11.1. Концепция бытия – фундамент ф илософской картины мира Основная задача каждой философии заключается в решении проблемы наличного бытия мира. Решением этой проблемы занимались все философы,

Из книги Философия науки и техники автора Стёпин Вячеслав Семенович

Научная картина мира Второй блок оснований науки составляет научная картина мира. В развитии современных научных дисциплин особую роль играют обобщённые схемы – образы предмета исследования, посредством которых фиксируются основные системные характеристики

Из книги Краткая история философии [Нескучная книга] автора Гусев Дмитрий Алексеевич

Научная картина мира как регулятор эмпирического поиска в развитой науке После возникновения механической картины мира процесс формирования специальных картин мира протекает уже в новых условиях. Специальные картины мира, возникавшие в других областях

Из книги Любители мудрости [Что должен знать современный человек об истории философской мысли] автора Гусев Дмитрий Алексеевич

Глава 5. Аристотелевская (древняя) научная картина мира Наука – одна из форм духовной культуры. Она отличается от философии тем, что задает себе не общие и широкие, а конкретные вопросы, стремится найти на них точные и всеми признанные ответы, считает необходимым все

Из книги Основы философии автора Бабаев Юрий

Глава 10. Ньютоновская (классическая) научная картина мира Первая научная революция, как мы уже знаем, произошла приблизительно в V–IV вв. до н. э. в Древней Греции. Ее результатом стало появление науки. Тогда же сформировалась первая научная картина мира, которую можно

Из книги Удивительная философия автора Гусев Дмитрий Алексеевич

Глава 12. Эйнштейновская (неклассическая) научная картина мира На рубеже прошлого и нынешнего столетий произошла третья в истории человечества научная революция. Вспомним, что временем первой называют V век до н. э., а научную картину мира, ставшую ее результатом, –

Из книги История мировой культуры автора Горелов Анатолий Алексеевич

Из книги Популярная философия. Учебное пособие автора Гусев Дмитрий Алексеевич

Из книги автора

Из книги автора

Тема 1 Философия как мировоззрение и обобщённая картина бытия От мифологических представлений – к абстрактному мышлению. Практика как решающее условие становления теоретического мышления Если для студента философия является одной из изучаемых дисциплин (причём она

Из книги автора

Аристотелевская (древняя) научная картина мира Наука – одна из форм духовной культуры. Она отличается от философии тем, что задает себе не общие и широкие, а конкретные вопросы, стремится найти на них точные и всеми признанные ответы, считает необходимым все доказывать,

Из книги автора

Ньютоновская (классическая) научная картина мира Первая научная революция, как мы уже знаем, произошла приблизительно в V–IV вв. до н. э. в Древней Греции. Ее результатом стало появление науки. Тогда же сформировалась первая научная картина мира, которую можно назвать

Из книги автора

Эйнштейновская (неклассическая) научная картина мира На рубеже прошлого и нынешнего столетий произошла третья в истории человечества научная революция. Вспомним, что временем первой называют V век до н. э., а научную картину мира, ставшую ее результатом, – древней, или

Из книги автора

Научная картина мира В процессе духовной эволюции человечество не получило обещанного счастья, но получило информацию, за что тоже должна быть благодарна культуре. Какова она в наиболее проверенной научной форме? Другими словами, какова современная научная картина

Из книги автора

Тема 12. Вторая научная картина мира (классическое естествознание) 1. Гелиоцентризм2. Упадок натурфилософии3. Механицизм4. Деизм5. Стационарность

Из книги автора

Тема 13. Третья научная картина мира 1. Основные черты современного естествознания2. Вещество и поле3. Первые модели атома4. Элементарные частицы5. Новый взгляд на пространство и время6. Природа всемирного тяготения7. Планеты, звезды, галактики8. Гипотеза большого

НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА

НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА

Различают общенауч. картину мира, картины мира наук, близких по предмету исследования, и картины мира отд. наук (физическая, астрономическая, биологическая и др. ) .

Первые картины мира были выдвинуты в рамках антич. философии и носили натурфилос. . Н. к. м. начинает формироваться только в эпоху возникновения науч. естествознания в 10 - 17 вв. В общей системе Н. к. м. определяющим элементом выступает той области познания, края занимает лидирующее положение. В совр. естеств.-науч. познании такое положение занимает физич. картина мира.

В структуре Н. к. м. можно выделить два гл. компонента: концептуальный (понятийный) и чувственно-образный. Концептуальный представлен филос. категориями (материя , движение, пространство, время и др. ) и принципами (материального единства мира, всеобщей связи и взаимообусловленности явлений и др. ) , общенауч. понятиями и законами (напр., сохранения и превращения энергии) , а также фундаментальными понятиями отд. наук (поле , вещество, энергия , Вселенная, биологич. и др. ) . Чувственно-образный компонент Н. к. м.- это совокупность наглядных представлений (напр., планетарная атома, Метагалактики в виде расширяющейся сферы, о спине электрона как вращающемся волчке) .

Гл. отличие Н. к. м. от донаучной или вненаучной (напр., религиозной) состоит в том, что она строится на основе определ. фундаментальной науч. теории (или теорий) , служащей её обоснованием. Так, напр. , физич. картина мира 17-19 вв. строилась на базе классич. механики, а совр. физич. картина мира - на базе квантовой механики, а также спец. и общей теории относительности. С др. стороны, фундаментальная науч. теория находит в Н. к. м. средства для своей интерпретации: Н. к. дт. создаёт , общенауч. фон для её анализа. Н. к. м. как систематизации науч. знания отличается от науч. теории. Если Н к. м. отражает , отвлекаясь от процесса получения знания, то науч. теория содержит в себе логич. средства как систематизации знаний об объекте, так и проверки (в частности, экспериментальной) их истинности. Н. к. м. выполняет эвристич. роль в процессе построения фундаментальных науч. теорий.

Н. к. м. тесно связана с мировоззрением, являясь одним из действенных способов его формирования. Она выступает связующим звеном между мировоззрением и науч. теорией. Н. к. м. находится в постоянном развитии, в ней осуществляются в ходе науч. революций качеств. преобразования (смена старой картины мира новой) .

Дышлевый П. С., Естеств.-науч. картина мира как форма синтеза знания, в сб. : Синтез совр. науч. знания, М., 1973 , с. 94-120; Методологич. принципы физики, М., 1975 , гл.3; Степин В. С., Становление науч. теории, Минск, 1976 ;

Представления о мире, которые вводятся в картинах исследуемой реальности, всегда испытывают определенное воздействие аналогий и ассоциаций, почерпнутых из различных культурного творчества, включая и производственный определенной исторической эпохи. Напр., представления об электрическом флюиде и теплороде, включенные в механическую картину мира в 18 в., складывались во многом под влиянием предметных образов, почерпнутых из сферы повседневного опыта и техники соответствующей эпохи. Здравому смыслу 18 в. легче было согласиться с существованием немеханических сил, представляя их по образу и подобию механических, напр. представляя поток тепла как поток невесомой жидкости - теплорода, падающего наподобие водной струи с одного уровня на другой производящего за счет этого работу так же, как совершает эту работу вода в гидравлических устройствах. Но вместе с тем в механическую картину мира представлений о различных субстанциях - носителях сил - содержало и объективного знания. Представление о качественно различных типах сил было первым шагом на пути к признанию несводимости всех видов взаимодействия к механическому. Оно способствовало формированию особых, отличных от механических, представлений о структуре каждого из таких видов взаимодействий.

Онтологический статус научных картин мира выступает необходимым условием объективации конкретных эмпирических и теоретических знаний научной дисциплины и их включения в культуру

Через отнесение к научной картине мира специальные достижения науки обретают общекультурный и мировоззренческое . Напр., основная физическая общей теории относительности, взятая в ее специальной теоретической форме (компоненты фундаментального метрического тензора, определяющего метрику четырехмерного пространства-времени, вместе с тем выступают как потенциалы гравитационного поля), малопонятна тем, кто не занимается теоретической физикой. Но при формулировке этой идеи в языке картины мира (характер геометрии пространства-времени взаимно определен характером поля тяготения) придает ей понятный для неспециалистов статус научной истины, имеющей мировоззренческий смысл. Эта видоизменяет представления об однородном евклидовом пространстве и квазиевклидовом времени, которые через систему обучения и воспитания со времен Галилея и Ньютона превратились в мировоззренческий обыденного сознания. Так обстоит дело с многими открытиями науки, которые включались в научную картину мира и через нее влияют на мировоззренческие ориентиры человеческой жизнедеятельности. Историческое развитие научной картины мира выражается не только в изменении ее содержания. Историчны сами ее формы. В 17 в., в эпоху возникновения естествознания, механическая картина мира была одновременно и физической, и естественнонаучной, и общенаучной картиной мира. С появлением дисциплинарно организованной науки (кон. 18 в. - 1-я пол. 19 в.) возникает спектр специально-научных картин мира. Они становятся особыми, автономными формами знания, организующими в систему наблюдения факты и теории каждой научной дисциплины. Возникают проблемы построения общенаучной картины мира, синтезирующей достижения отдельных наук. Единство научного знания становится ключевой философской проблемой науки 19-1-й пол. 20 в. Усиление междисциплинарных взаимодействий в науке 20 в. приводит к уменьшению уровня автономности специальных научных картин мира. Они интегрируются в особые блоки естественнонаучной и социальной картин мира, базисные представления которых включаются в общенаучную картину мира. Во 2-й пол. 20 в. общенаучная картина мира начинает развиваться на базе идей универсального (глобального) эволюционизма, соединяющего принципы эволюции и системного подхода. Выявляются генетические связи между неорганическим миром, живой природой и обществом, в результате устраняется резкое естественнонаучной и социальной научной картин мира. Соответственно усиливаются интегративные связи дисциплинарных онтологии, которые все более выступают фрагментами или аспектами единой общенаучной картины мира.

Лит.: Алексеев И. С. Единство физической картины Мира как методологический принцип.- В кн.: Методологические принципы физики. М., 1975; Вернадский В. И. Размышления натуралиста, кн. 1,1975, кн. 2, 1977; Дышлевый П. С. Естественнонаучная картина мира как форма синтеза научного знания.- В кн.: Синтез современного научного знания. М., 1973; Мостепаненко М. В. Философия и физическая теория. Л., 1969; Научная картина мира: логико-гносеологический . К., 1983; Планк М. Статьи и речи.- В кн.: Планк М. Избр. науч. труды. М., 1975; Пригожий И, Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986; Природа научного познания. Минск, 1979; Степан В. С. Теоретическое . М., 2000; Степан В. С., Кузнецова Л. Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994; ХолтонДмс. Что такое “антинаука”.- “ВФ”, 1992, № 2; Эйнштейн А. Собр. науч. трудов, т. 4. М., 1967.

В. С. Стенин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Научная картина мира

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Научная картина мира
Рубрика (тематическая категория) Культура

Наука – специфическая форма духовной деятельности человека, обеспечивающая получение нового знания, вырабатывающая средства воспроизводства и развития познавательного процесса, осуществляющая проверку, систематизацию и распространение его результатов. Современная научная картина мира оказывает огромное влияние на формирование личности. Мировоззренческие образы природы, общества, человеческой деятельности, мышления и т.п. во многом складываются под влиянием представлений научной картины мира, с которыми человек знакомится в процессе обучения математике, естественным и социально-гуманитарным наукам.

Научная картина мира (НКМ) - ϶ᴛᴏ совокупность фундаментальных представлений о законах и структуре мироздания, целостная система взглядов на общие принципы и законы устройства мира.

Этапы развития науки, связанные с перестройкой оснований науки, называются научными революциями. В истории науки можно выделить три научных революции, которые привели к изменению НКМ.

I. Аристотелœевская КМ (VI – IV вв. до н.э.): представление о Земле как центре мироздания (наиболее полно геоцентризм был обоснован Птолемеем). Мир объяснялся умозрительно (так как у древних не было сложных приборов для измерений).

II. Ньютоновская КМ (XVI – XVIII вв): переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической модели мира. Этот переход был подготовлен исследованиями и открытиями Н.Коперника, Г.Галилея, И.Кеплера, Р.Декарта. Исаак Ньютон подвел итог их исследованиями и сформулировал базовые принципы новой НКМ. Были выделœены объективные количественные характеристики тел (форма, величина, масса, движение), получившие свое выражение в строгих математических закономерностях. Наука стала ориентироваться на эксперимент. Основой для объяснения законов мира стала механика. Эту НКМ можно назвать механистической: убежденность в том, что с помощью простых сил, действующих между неизменными объектами, можно объяснить всœе явления природы.

III. Эйнштейновская КМ (рубеж XIX – XX вв.): ей характерен анти-механицизм: Вселœенная представляет собой нечто неизмеримо более сложное, чем механизм, хотя бы даже грандиозный и совершенный. Сами механические взаимодействия являются следствиями или проявлениями других, более глубоких, фундаментальных взаимодействий (электромагнитных, гравитационных и др.). Основой новой НКМ стали общая и специальная теории относительности и квантовая механика. Данная НКМ отказалась от всякого центризма. Вселœенная безгранична и особого центра у нее нет. Все наши представления и вся НКМ релятивны или относительны.

Современная НКМ - ϶ᴛᴏ результат предшествующего развития науки и глобальной смены научных картин мира. Основные принципы современной НКМ - ϶ᴛᴏ глобальный эволюционизм, антропный принцип, принцип материального единства мира, принцип детерминизма, системности, структурности, развития (диалектики), самоорганизации и другие.

Научная картина мира - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Научная картина мира" 2017, 2018.

  • - И современная научная картина мира

    Одйо из центральных мест в современной философии науки занимает концепция глобального (универсального) эволюционизм ма. Весь мир является огромной, эволюционирующей системой. Глобальный эволюционизм опирается на идею о единстве мироз­дания. Выйдя из недр естественных... .


  • - Научная картина мира

    – это целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникающая в результате обобщения и синтеза основных естественнонаучных понятий, принципов, методологических установок. Различают общенаучную картину мира, картины мира наук, близких... .


  • - Научная картина мира и ее исторические формы.

    Огромное практическое значение науки в XX в. привело к тому, что слово ее стало настолько весомо, что рисуемая ею картина мира часто принимается за точную фотографию реальной действительности. Однако не надо забывать, что наука – развивающаяся и подвижная система знаний,... .


  • - Религиозная, философская и научная картина мира

    Картина мира отводит человеку определенное место во вселенной и помогает ориентироваться в бытии. Она формирует образ вселенной и человека как соизмеримых и взаимозависимых целостностей. Религиозная картина мира такова: в христианской религии Бог творит мир из Ничего,... .


  • -

    Лекция №2 Естественнонаучная картина мира представляет собой систематизированное представление о природе, исторически сформировавшееся в ходе развития естествознания. В эту картину мира входят знания, полученные из всех естественных наук, их фундаментальных... .


  • - Естественнонаучная картина мира

    Человек, познавая окружающий Мир, стремится создать в своем сознании его определенную модель или, как говорят, картину Мира. На каждом этапе своего развития человечество по-разному представляет Мир, в котором живет, т. е. понятие «картина Мира» не застывшее понятие, оно... [читать подробнее] .


  • - Научная картина мира

    Научная картина мира – это целостная система представлений о мире, возникающая в результате обобщения и синтеза основных естественно-научных понятий и принципов. В основе научной картины мира лежит фундаментальная научная теория, в нашем случае – классическая... .


  • Научная картина мира (НКМ) включает в себя важнейшие достижения науки, создающие определенное понимание мира и места человека в нем. В нее не входят более частные сведения о свойствах различных природных систем, о деталях самого познавательного процесса.

    В отличие от строгих теорий, научная картина мира обладает необходимой наглядностью.

    Научная картина мира – это особая форма систематизации знаний, преимущественно качественное их обобщение, мировоззренческий синтез различных научных теорий.

    В истории науки научные картины мира не оставались неизменными, а сменяли друг друга, таким образом, можно говорить об эволюции научных картин мира. Наиболее наглядной представляется эволюция физических картин мира : натурфилософской – до XVI – XVII вв., механистической – до второй половины XIX в., термодинамической (в рамках механистической теории) в XIX в, релятивистской и квантово-механической в XX веке. На рисунке схематично представлено развитие и смена научных картин мира в физике.

    Физические картины Мира

    Существуют общенаучные картины мира и картины мира с точки зрения отдельных наук, например, физическая, биологическая и т.п.

    Из истории научных представлений Первобытное знание

    Первобытная культура синкретичная – нерасчлененная. В ней тесно переплетаются познавательная, эстетическая, предметно-практическая и другие виды деятельности. Интересна следующая история. В одной центральноавстралийской пустыне заблудилась группа путешественников-европейцев. Ситуация в тех условиях трагическая. Проводник, абориген, успокоил путешественников: «В этой местности я раньше никогда не был, но знаю ее… песню». Следуя словам песни, он вывел путешественников к источнику. Этот пример ярко иллюстрирует единство науки, искусства и повседневного обыденного опыта.

    Мифология

    В первобытную эпоху отдельные стороны, аспекты мира обобщались не в понятиях, а в чувственно-конкретных, наглядных образах. Совокупность связанных между собой подобных наглядных образов и представляла собой мифологическую картину мира.

    Миф есть способ обобщения мира в форме наглядных образов.

    Миф несет в себе не только определенное обобщение и понимание мира, но и переживание мира, некоторое мироощущение.

    Первобытный миф не только рассказывался, но и воспроизводился ритуальными действиями: плясками, обрядами, жертвоприношениями. Совершая ритуальные действия, человек поддерживал связь с теми силами (существами), которые сотворили мир.

    Мифологическое сознание постепенно преобразовывалось рациональными формами. Переход к научному познанию мира требовал появления качественно новых, по сравнению с мифологическими, представлений о мире. В таком немифологическом мире существуют не антропоморфные, а независимые от людей и Богов процессы.

    Милетская школа

    Естествознание начинается тогда, когда формулируется вопрос: существует ли за многообразием вещей некое единое начало. Возникновение европейской науки принято связывать с Милетской школой. Ее историческая заслуга состояла в постановке первой и важнейшей естественно-научной проблемы – проблемы первоначала. Представители Милетской школы – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен – были одновременно и первыми учеными-естествоиспытателями, и первыми философами.

    Фалес Милетский вошел в историю науки и как философ, и как математик, который выдвинул идею математического доказательства. Идея математического доказательства – величайшее достижение древнегреческих мыслителей.

    Платон

    Платон предположил существование двух реальностей, двух миров. Первый мир – это мир множества единичных, изменяющихся, подвижных вещей, материальный мир, который отражается чувствами человека. Второй мир – это мир вечных, общих и неизменных сущностей, мир общих идей, который постигается разумом.

    Идея – это то, что видно разумом в вещи. Это некое конструктивное начало, порождающая модель. Это старые мифологические Боги, переведенные на философский язык. Идея – это некоторое общее понятие, некоторое обобщение.

    Никто из Богов и героев не пребывал в мире идей. Мир идей первичен по отношению к миру чувственных вещей. Материальный мир производен от идеального.

    Помимо рассмотренных ранее «идеалов и норм», «философских оснований науки» (метафизических моделей), в фундаменте науки мы находим еще один важный компонент, играющий интегрирующую и представительскую функции. Это — научная картина мира. Для того, чтобы понять, что это такое, нам необходимо рассмотреть этот компонент в пространстве сходных понятий, которые возникают в ходе функционирования культуры и философской рефлексии: «мировоззрение», «картина мира», «универсалии культуры» и т.п.

    Словом «мировоззрение» обозначается целостный образ мира, имеющийся у людей той или иной эпохи, в отличие от системы представлений о мире в философии — различие, таким образом, в форме «образ» и «система».

    Фундаментальными категориями мировоззрения являются понятия «мир» и «человек», которые конкретизуются посредством смыслов других универсалий культуры, таких как, например, «добро и зло», «свобода и необходимость», «вещь, свойство, отношение», «природа», «материя и дух» и т. п. Мировоззрения аккумулируют жизненный опыт отдельных людей и групп. Именно последние (группы) вырабатывают свои специфические мировоззрения, которые зависят от характера их занятий и контекста существования. Между разными специфическими групповыми мировоззрениями может идти соперничество в интеллектуальном поле культуры и наиболее жизнеспособные из них, т. е. те, которые оказываются более применимыми в универсальных контекстах, становятся господствующими выразителями всей эпохи. Как правило, это мировоззрения наиболее активных, предприимчивых, достигающих высот социального контроля групп.

    Мировоззрение многими отождествляется с понятием «картина мира». Для чего же два слова? Метафора «картины» имеет важный смысл, который отсутствует в слове «мировоззрение» — селективность, упрощение, схематизация действительности. Как художник, пишущий картины, достигает успеха посредством не фотографического копирования реальности, а через схватывание чего-то весьма важного для человека, так и «картина мира» за счет упрощений и схематизаций выделяет из безграничного многообразия действительности самое существенное, судьбоносное для человеческого пребывания в мире. Другой, дополнительный смысл метафоры «картина» (визуальная, наглядная, ориентационная схемы) — своего рода «ментальная карта», с которой человек сверяет свои поступки, ориентируется среди вещей и событий, это также то, что объединяет многое в одно целое.

    Философия составляет теоретическое ядро мировоззрения посредством рефлексии над историческим содержанием конкретной культуры и выделения ее универсалий в логически-понятийной форме. Проще говоря, в жизненном опыте миллионов людей, десятков групп людей стихийно кристаллизуются некоторые мировоззренческие структуры, существующие в полуосознаваемых, метафорически-образных формах. Философия эксплицирует их, одновременно схематизируя и упрощая, в философские категории и конкретные философские учения. Однако нельзя сказать о смысловой тождественности неявных мировоззренческих структур культуры (универсалий культуры, картин мира эпохи) и философских учений этого времени. Все же философы добавляют каждый раз свое, специфически-личностное, творческое, то, что выходит за рамки только простого отражения.

    Научная картина мира является компонентом мировоззрения той или иной эпохи, представляя собой специфическую форму систематизации научного знания этого времени. Научная картина мира, как знание об устройстве мира, наиболее сильно влияет на онтологическую составляющую мировоззрения. Конечно, речь идет о техногенных обществах, где люди верят науке более, чем традиционным (мифологическим и религиозным) представлениям. В чем специфика научной картины мира?

    ^ Она формируется внутри научных сообществ через обобщение и синтез важнейших научных достижений, где философские принципы являются важным подспорьем в этом процессе.

    ^ Это форма, посредством которой интегрируются и систематизируются конкретные знания, полученные в различных областях науки. Так, помимо общенаучной картины мира, существуют естественнонаучная и социальная картины мира, а также дисциплинарные картины мира (физическая, биологическая, астрономическая и некоторые др.).

    ^ Научная картина мира, как и философия, есть не только отражение мира или культуры, а нечто с существенной, творчески-деятельностной «добавкой». Благодаря научной практике в жизни человеческого общества реализуются многие процессы, которые хотя и не противоречат законам природы, но в обычном (внечеловеческом) развитии крайне маловероятны (природа сама по себе не породит не автомобили, ни компьютеры). Поэтому и научная картина мира отражает не только и не столько девственную природную действительность, сколько мир в возможностях его переделки, мир в технологической перспективе его преобразования, мир как совокупность естественно-искусственных объектов.

    Понятие «научная картина мира» появилось в итоге методологической работы как самих ученых (М. Планк, А. Эйнштейн, Н. Бор, В. Гейзенберг, В. Вернадский, Н. Винер и др.), так и философов науки (Т. Кун, И. Лакатос, Дж. Холтон, Л. Лаудан, В. Степин и др.)

    В первой половине ХХ в. именно основатели современной физики отрефлексировали переход от классического к современному естествознанию и выявили важнейшие особенности предшествующих научных картин мира. Они применяли разные термины («физическая реальность», «физический мир», «картина мира»), но во всех случаях имели в виду, что это множество фундаментальных понятий и принципов самых разных дисциплин, интегрированных в систему, которая представляет мир в виде единого целого. Важнейшей характеристикой научной картины мира является ее онтологический статус, т. е. соотнесение теоретических утверждений и реальности, которую они описывают. Если ученые классического естествознания были склонны полностью отождествлять термины, категории, законы с реальными объектами, то современные ученые уже не столь категоричны, зная о предшествующих ошибках и пересмотрах. Вместе с тем они настаивают на обязательном присутствии в наших картинах мира постоянных, истинностных моментов, которые не могут быть опровергнуты последующим развитием науки. Ученые не могут не онтологизировать свои идеи, вера в реальность собственных разработок стимулирует познание.

    Структура научных картин мира

    > Концептуальный (понятийный) компонент, представленный такими элементами, как философские категории (материя, пространство, время и т. д.), философские принципы (всеобщая связь и взаимообусловленность явлений), общенаучные понятия и законы (закон сохранения и превращения энергии) и фундаментальные понятия отдельных наук (Вселенная, поле, энергия, биологический вид и т. д.).

    > Естественнонаучное знание, выступающее рациональной теоретической основой формирования картин мира. Например, теории классической механики выступают рационально-теоретической основой механистической картины мира.

    > Чувственно-образный компонент, т. е. совокупность наглядных представлений о природе (планетарная модель атома, представления о Метагалактике как о расширяющейся сфере и т. д.). Типология научных картин мира
    Поскольку существуют различные уровни систематизации знания, в научной картине мира различают три основных ее типа. Соответственно существуют четыре основных значения, в которых употребляется термин «научная картина мира» при характеристике процессов структуры и динамики науки.

    — Общенаучная картина мира, т. е. целостный образ мира, включающий представления и о природе, и об обществе.
    — Естественнонаучная картина мира, т. е. система представлений о природе, складывающихся в результате синтеза достижений естественнонаучных дисциплин.

    — Научная картина мира социально-исторической действительности.
    — Специальные картины мира отдельных наук, т. е. целостное видение предмета данной науки, которое складывается на определенном этапе ее истории и меняется при переходе от одного этапа к другому.

    Имеются два альтернативных подхода к проблеме специальных научных картин мира. Сторонники первого из них полагают, что по аналогии с физической картиной мира, могут быть выявлены и проанализированы соответствующие формы систематизации знания в других научных дисциплинах. Сторонники второго подхода отрицают существование специальных научных картин мира по нескольким причинам. Во-первых, неприемлемым представлялись сами термины «биологическая», «астрономическая», «химическая», «техническая» картина мира, введенные по аналогии с термином «физическая картина мира». Применительно к физике данный термин представлялся правомерным, поскольку предметом физического исследования являются фундаментальные структуры и взаимодействия, которые прослеживаются на всех стадиях эволюции Вселенной. Большинство наук значительно позже физики вступили в стадию теоретизации, связанную с формированием конкретных теоретических моделей и законов, объясняющих эмпирические данные. Поэтому при анализе исторической динамики знаний в этих науках методологи часто сталкивались с ситуацией доминирования эмпирического поиска.

    Другая модель типологизации предлагает двухслойное понимание научной картины мира.

    ■ Первый слой составляют научные картины мира, которые выдвигают интегральные образы онтологического характера, т. е. такие, в которых человеческий фактор в явной форме не выражен: это физическая, биологическая и информационная картины мира.

    ■ Второй слой представлен научными картинами мира, репрезентирующими мир посредством интегральных образов, включающих в себя человеческий фактор в явной, эксплицированной форме: это техническая, эстетическая и языковая картины мира.

    Таким образом, традиционным является выделение общенаучной, естественнонаучной, социально-исторической, а также ряда специальных картин мира отдельных наук (дисциплинарных онтологии). Однако существуют и другие классификации, в основу которых кладутся различные принципы, такие как форма репрезентации, наличие интегрального образа, роль человеческого фактора и т. д.

    Еще основоположники современной физики дали анализ особенностей предшествующих этапов развития науки и смены картин мира. Лидирующая роль в развитии естествознания долгое время принадлежала физике в силу фундаментальности знаний, получаемых именно в этой дисциплине. Именно она определяла состав мировых конституант и давала квалификации их основных комбинаций и взаимодействий. В развитии физики выделяют три эпохи, три картины мира.

    Первая сложилась во второй половине XVII в. и получила название механическая картина мира. Ее онтологические признаки можно представить следующим образом: мир состоит из неделимых частиц (корпускул); их взаимодействие осуществляется как мгновенная передача сил по прямой; частицы и образованные из них тела перемещаются в абсолютном пространстве с течением абсолютного времени.

    В последней четверти XIX в., после успехов теории Максвелла, механическая картина мира, господствовавшая в науке более двух с половиной веков, сменяется электродинамической. В электродинамической картине мира процессы природы описывались через новые абстракции, главными из которых были: неделимые атомы и электроны (атомы электричества); мировой эфир, состояния которого рассматривались как электрические, магнитные и гравитационные силы, распространяющиеся от точки к точке в соответствии с принципом близкодействия; абсолютное пространство и время.

    В первой половине ХХ в. складывается современная квантово-релятивистская картина мира, которая представляет достаточно радикальную перестройку самих философско-методологических основ понимания. Прежде всего, современные представления (Дж. Чу, Д. Бом) отказываются от методологии «элементаризма», которая долгое время господствовала в физике: вселенная состоит из неизменных «кирпичиков», чьи свойства определяют основные характеристики макро- и мега-объектов. В настоящее время утверждается скорее холистский подход к пониманию вселенной, в которой, наоборот, свойства элементов обусловлены свойствами целого или порядком существования (динамическим равновесием) и господствует вероятностная причинность, время и пространство относительны. Вселенная есть самоорганизующаяся и саморегулирующаяся система взаимоскоррелированных порядков и иерархий, в которой взаимодействия на разных уровнях организации регулируются целым и воспроизводят целое.

    Картина мира в системе научного знания

    Чем отличима картина мира от собственно теорий науки, для чего она нужна, т. е. какие функции выполняет?

    Картина мира отличается от теории по характеру своих идеальных объектов и по широте охвата изучаемых явлений. Большинство идеальных объектов теории имеют внутритеоретический характер, их отличие от реальности очевидно. Напротив, основные понятия картины мира, хотя и тоже являются идеализациями, все же онтологизируются, т. е. отождествляются с действительностью. Картина мира всегда характеризуется большей широтой охвата явлений, чем любая отдельная теория. В картине мира представлено много теорий, в том числе и фундаментальных. К примеру, современная квантово-релятивистская картина мира объединяет все накопленное многообразие фундаментальных физических теорий, классическую и квантовую механику, специальную и общую теорию относительности, термодинамику, классическую и квантовую электродинами¬ку.

    Связь между ними устанавливается через процедуры отображения объектов теорий на картину мира. Если законы теории сформулированы на языке математики, отображение ее схем на картину мира обеспечивает их семантическую (концептуальную) интерпретацию, а отображение на ситуации реального опыта — эмпирическую интерпретацию уравнений.

    Картина мира, в отличие от теории, дает обобщенную характеристику всей изучаемой действительности. Это достигается посредством представлений:

    — о фундаментальных объектах, единицах мироздания; б/ о типологиях изучаемых объектов (микро-, макро-, мегамир; физические, химические, биологические объекты и пр.);

    ~ об общих закономерностях их взаимодействия;

    ~ о пространственно-временной структуре реальности.

    Картины мира имеют две разновидности своего формирования по отношению к теориям, из которых они составляются. Либо они складываются через линии преемственности, когда теории, представляющие один тип картины мира, поддерживают друг друга, уточняют, дополняют и развивают, либо один и тот же тип картины мира реализуется в форме конкурирующих и альтернативных друг другу представлений о физическом мире (декартова и ньютонова концепции природы).

    Специальные научные картины мира (дисциплинарные онтологии) не изолированы друг от друга, процессы интеграции научного знания приводят к созданию новых форм систематизации, пределом которых является общенаучная картина мира. Она интегрирует наиболее важные системно-структурные характеристики тех областей реальности, которые изучают разные естественные, гуманитарные и технические науки: представления о нестационарной Вселенной и Большом взрыве, о живом и генах, экосистеме и биосфере, об обществе и цивилизациях, языке, строении разума, технике и «искусственном» и т. п.

    Формирование картин мира в каждой отрасли науки происходит не только в закрытом режиме общения специалистов, но имеет выходы на культуру в целом. Во многих случаях именно из культуры, из повседневной практики ученые импортируют некоторые значимые, наглядные образы (организма, книги, часов, механизма, автомата). Наглядность образов и представлений научных картин мира обеспечивает их понимание не только специалистами в данной области знания, но и учеными других дисциплин, а также просто широко образованными людьми, не связанными непосредственно с наукой. Это та необходимо популярная форма существования специальных знаний, которая обеспечивает их вхождение в обыденность и в мировоззрение широких масс людей.

    Связана научная картина мира и с философией тем, что, во-первых, создается с использованием философского словаря терминов и философских, т. е. общеметодологических, средств, и, во-вторых, философские идеи из вторичного (культурного) источника используются (переоткрываются) в виде метафизических частей картин мира: онтологических постулатов.

    Функции научной картины мира

    Общепринятой функцией научной картины мира является функция организации и систематизации знания. Также выделяют и некоторые познавательные функции научной картины мира, а именно:

    * создание устойчивой совокупности исследовательских стратегий и операций, закрепившихся в понятийно-процедурном аппарате научной картины мира;

    * генерализующая функция, в соответствии с которой в научной картине мира обособляется некоторый «представительский» фрагмент знания (матрица, «лейбл»), замещающий собой остальное, более конкретное знание в целом;

    * метафорически-коммуникативная функция, состоящая в том, что генерализовавшееся знание-стратегема оказывается способным к переносу в иной теоретический контекст, в другие дисциплины;

    * репрезентативная функция, которая заключается в том, что научная картина мира является репрезентантом мира как целого, дает возможность исследователю иметь дело в своем исследовании не с самим миром, а с его моделью;

    * функция компрессии знания и функция его экспансии, т. е. распространения на те области, где оно ранее не применялось

    * нормативная функция научной картины мира, формами нормативной организации в научном познании выступают ценности и теоретико-познавательные идеалы данного дисциплинарного сообщества.

    Научная картина мира и новые мировоззренческие ориентиры цивилизационного развития

    Настоящее время часто называют переходным или революционным. Суть его — в проблеме выбора человечеством жизненных стратегий дальнейшего цивилизационного развития.

    Техногенное общество, которое просуществовало уже четыре века после смены им предшествующего типа развития, само подходит к некоторой точке «ветвления» (бифуркации), за которой должен последовать переход в некое новое качество.

    Культура техногенной цивилизации базируется на научной рациональности, которая основывается, в свою очередь, на четком противопоставлении субъекта и объекта, демаркации социального мира и природы, использовании научных технологий для преобразования земного окружения в интересах человека. Эта культура обеспечивала постоянный рост производства и улучшение качества жизни людей, в ней утвердились идеи прогресса, демократии, свободы, личной инициативы, были развеяны многие мифы и предрассудки, тысячелетиями державшие в плену умы людей. Но возникли и новые проблемы, ставшие глобальными в силу глобализации планеты, главные из которых — экологические и цивилизационного неравенства, кризис классической рациональности.

    Обозначенные проблемы свидетельствуют о необходимости внесения корректив в научную картину мира с целью формирования новых систем ценностей, мировоззренческих структур. Основные коррективы будут осуществляться в следующих направлениях:

    — Экологизация сознания, отказ от техногенного понимания природы как неорганического мира, «мертвого механизма», безразличного к человеку. Формирование нового представления об органичной включенности человека в целостный космос и соразмерности человека как результата космической эволюции породившему его миру.

    — Дополнение научной картины мира принципом открытости: природы и человека друг другу, что может обеспечить настоящую диалогическую коммуникацию человека с природой. Принцип открытости также должен быть применим и к коммуникации внутри человеческих культур для действительного объединения и взаимопонимания двух главных цивилизаций человечества: Востока и Запада. Тем более, что новые идеи современной западной науки воспроизводят многие идеи, лежащие до сих пор в основе мировоззрения Востока: всеобщей органической взаимосвязи космоса и сознания, поиска их гармонии как смысла существования.

    — Формирование нового, «открытого» типа рациональности, которая отличается от «закрытой», внутридисциплинарной, подчиняющейся жестким образцами и правилам. Открытая рационалность характеризуется широким толкованием — как свойства разума каким-то образом упорядочивать свою деятельность через полагание целей и разработку путей их реализации. Она характеризуется также толерантностью: внимательным и уважительным отношением к иным мировоззренческим и культурным традициям как равноправным и равнообоснованным, стремлением их понять и ввести в свой контекст.

    В этот день:

    • Дни рождения
    • 1826 Родился Иоганнес Овербек - немецкий археолог, специалист по античной археологии.
    • 1851 Родился Алексей Парфёнович Сапу нов - историк, археолог и краевед, профессор, один из инициаторов создания Витебской учёной архивной комиссии, Витебского отделения Московского археологического института, Витебского церковно-археологического музея.
    • Дни смерти
    • 1882 Умер Виктор Константинович Савельев - российский археолог и нумизмат, собравший значительную коллекцию монет.