Формирование и описание объекта закупки. Каким образом осуществлять описание объекта закупки? Отклонят ли такую заявку

Центр содействия предпринимательству осуществляет подготовку требований к применяемым материалам и товарам со стороны Заказчика для аукционной документации с последующей проверкой форм 2 участников торгов.

Стоимость разработки требований к материалам от 5000 рублей.

Для чего Заказчику предъявлять требования к применяемым товарам и материалам?

Для того чтобы обезопасить себя от использования некачественных товаров и материалов, без соответствующих документов, паспортов качества, сертификатов.

На основании Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

п. 3 ч. 3 ст. 66 первая часть заявки должна содержать, в том числе, конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным в техническом задании, и указание на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в техническом задании указания на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя .

Как составить требования к товарам без нарушения действующего законодательства и максимально точно отобразить запрашиваемые функциональные и технические характеристики?

  1. Необходимо определить все используемые материалы при исполнении работ. Сделать это можно, выпустив ресурсную ведомость из сметной программы , в которой была посчитана конкретная смета для ремонта, строительства, благоустройства или прокладки любых инженерных сетей. Аналогично можно определить необходимый для поставки товар.
  2. На каждый материал или товар сегодня есть ГОСТ или ТУ. В данных документах отображены максимальные и минимальные показатели всех функциональных характеристик запрашиваемого материала. Выбрав потребные характеристики, которые влияют на качество исполнения работ, вы отображаете это в требованиях к материалам, виде предлагаемых максимальных и минимальных значений тех или иных характеристик. Количество запрашиваемых Вами характеристик должно точно отображать требования к материалам и не ограничивать конкуренцию между производителями товаров. Требования не должны указывать на конкретный материал или товар. В противном случае, участник, который хотел предложить Вам товар аналог со схожими по функциональным характеристиками может обратится в ФАС с целью привлечь Вас к ответственности за ограничение конкуренции.
  3. При составлении требований к функциональным и техническим характеристикам товаров вы должны пользоваться общепринятыми правилами русского языка и отражать все нюансы в инструкции по заполнению первой (обязательный документ) , таким образом, чтобы участники могли точно понять ваши требования. При любых двояких толкованиях вы навлекаете на себя риск жалобы в ФАС, а это может привести к затягивания сроков электронного аукциона и следовательно проведению работ. К тому же при нечеткой инструкции придется постоянно отвечать на запросы и так же, после внесения изменений сдвигать сроки проведения госзакупки. Четкая, понятная и выверенная до единого слова, знака препинания, символа инструкция позволит в отведенные сроки провести закупку с минимальными усилиями от вас.

Если же цель усложнить и запутать участника то, в этом случае рекомендуем более подробно запрашивать характеристики товаров, что увеличит объем работ по подготовке первой части заявки , а при четкой инструкции и без изменения по ходу процедуры госзакупки сократит время и неизбежно приведет к неточностям. Наши специалисты всегда очень точно находят подобные несоответствия при заполнении на скорую руку.

Пример требований к функциональным и техническим характеристиками товаров.

Материал - Кирпич керамический одинарный

Должен соответствовать ГОСТ 530-2012. Размер 250Х120Х65мм. Полнотелый или пустотелый. Поверхность граней изделий плоская, ребра – прямолинейные. Марка по прочности должна быть 100.Марка по морозостойкости не менее F50. Класс средней плотности должен быть 1,0-1,4.Водопоглащение не должно быть менее 6%. Удельная эффективная активность естественных радионуклидов (Аэфф) не должна быть более 370 Бк/кг. Группа по теплотехническим характеристикам должна быть: условно-эффективная, эффективная или повышенной эффективности. Средняя плотность, кг/м3, не более 1400. Предел прочности при сжатии, МПа, средний для пяти образцов, не должен быть менее 10,0. Предел прочности при изгибе, МПа, средний для пяти образцов, не должен быть менее 1,6. Коэффициент теплопроводности кладки в сухом состоянии. Вт/(мС) должен быть выше 0,20 до 0,46.

Инструкцию, как заполнять участнику Ваши требования можете взять на нашем сайте в разделе «Полезно знать» или написать самостоятельно. При написании инструкции самостоятельно, очень важно четко ей соответствовать самому при написании требований, дабы избежать дополнительных запросов и разъяснений относительно требований.

Что значит избыточные требования к товарам и материалам?

Многие участники, испытывая трудности при заполнении формы 2, жалуются на избыточные требования со стороны Заказчика, поэтому очень важно запрашивать только те характеристики, которые действительно обоснованны и регламентированы ГОСТ. В этом случае контролирующий орган всегда будет на стороне аукционной комиссии.

Закон не содержит такого понятия, как избыточные требования к используемому при выполнении работ товару.

ст. 33 «Правила описания объекта закупки» должно носить объективный характер. «В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости) ………».

Все требования к материалам или товарам со стороны Заказчика , которые прописаны в нормативно-технической документации обоснованны и должны соблюдаться участниками заказа, а следовательно не могут вести к ограничению конкуренции. Этот факт уже неоднократно подтвержден в решениях ФАС и подобные жалобы, как правило, всегда признаются необоснованными, за исключением случаев грубых нарушений.

Заказывайте подготовку требований к техническим и функциональным характеристикам товаров у нас. Наши специалисты готовят требования к товарам и материалам в строгом соответствии с ГОСТ, СНиП и другими нормативными документами. При проверке первых частей участников мы не пропустим ни одной ошибки и неточности и отклоним с аукциона ваших конкурентов. Понижения на электронных аукционах, подготовленных нашей компанией 0,5% от начальной цены контракта. Гарантия качества предоставляемых услуг- 100%.

Работаем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заказать услугу Вы можете, обратившись по телефонам компании или написав письмо на электронную почту.


Об описании объекта закупки в отсутствие ГОСТ.

В случае отсутствия ГОСТов, Технических регламентов на поставляемый товар, для которого существует функционирующий рынок и который производится разными изготовителями, каким образом обосновать его показатели?

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ заказчик при описании объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены:

Техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»);

Документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством РФ о стандартизации (Федеральный закон от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (далее – Закон № 162-ФЗ));

Иными требованиями, связанными с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В том случае, если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, законодательством РФ о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Таким образом, положения п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ не обязывают заказчика абсолютно во всех случаях закупок руководствоваться ГОСТами, стандартами или техническими регламентами.

Если заказчику необходимо осуществить закупку объекта с определенными качественными характеристиками, то заказчик вправе не применять ГОСТы, стандарты или технические регламенты, а описать объект закупки на основании характеристик и их показателей, которые установлены его официальными производителями.

Однако в последнем случае заказчик должен будет подготовить обоснование невозможности применения ГОСТов, стандартов, технических регламентов и необходимости применения установленных заказчиком показателей.

Кроме того, для того, чтобы достичь целей осуществления закупки, заказчику необходимо описать товар, руководствуясь их качественными характеристиками, установленными официальными производителями.

Таким образом, заказчик использует и обосновывает необходимость использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии только в случае, если законодательством Российской Федерации установлены технические регламенты, национальные стандарты и иные требования, принятые в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, в отношении объекта закупки. Об этом говорится в письме Минэкономразвития России от 03.08.2016 № ОГ-Д28-9745.

Поэтому в случае отсутствия ГОСТов, Технических регламентов на поставляемый товар, для которого существует функционирующий рынок, у заказчика отсутствует обязанность готовить обоснование невозможности применения ГОСТов, стандартов, технических регламентов и необходимости применения установленных заказчиком показателей.

Однако до появления правоприменительной практики целесообразно при закупках таких товаров подготовить обоснование необходимости использования указанных характеристик товара вместо установленных в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, законодательством РФ о стандартизации показателей, требований, условных обозначений и терминологии, в документации о закупке по причине отсутствия установленных ГОСТов, стандартов и технических регламентов для данного объекта закупки.

Таким образом, в случае отсутствия ГОСТов, Технических регламентов на поставляемый товар, для которого существует функционирующий рынок, заказчик может сформировать описание такого товара на основании данных производителей такого товара, качественных показателей товара, которые необходимы заказчику, а также целесообразно подготовить обоснование необходимости использования указанных характеристик товара вместо установленных в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, законодательством РФ о стандартизации показателей, требований, условных обозначений и терминологии, в документации о закупке по причине отсутствия установленных ГОСТов, стандартов и технических регламентов для данного объекта закупки.

В случае отсутствия ГОСТов, Технических регламентов на поставляемый товар, для которого существует функционирующий рынок, заказчик может сформировать его описание на основании данных поставщиков (производителей), качественных показателей товара, которые необходимы заказчику, а также целесообразно подготовить обоснование необходимости использования указанных характеристик товара вместо установленных в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, законодательством РФ о стандартизации показателей, требований, условных обозначений и терминологии, в документации о закупке по причине отсутствия установленных ГОСТов, стандартов и технических регламентов для данного объекта закупки.
6. Приказ Минстроя России от 14.11.2016 № 814/пр «Об определении официального сайта федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве».

Зарегистрировано в Минюсте России 12.12.2016 № 44668.

Сайт fgiscs.mi№stroyrf.ru является официальным сайтом федеральной государственной системы ценообразования в строительстве в сети Интернет

В информационной системе ценообразования подлежит размещению, в числе прочего, следующая информация:

сметные нормативы, включенные в федеральный реестр сметных нормативов;

методики определения сметных цен строительных ресурсов;

сметные цены строительных ресурсов.


  1. О невозможности изменения контракта, если исполнитель зарегистрировался как ИП.
Регистрация физлица как индивидуального предпринимателя не создает правопреемства. Поэтому нет оснований изменять контракт.

Разъяснение касается случая, когда заказчик заключил контракт с физлицом, которое затем получило статус индивидуального предпринимателя. По мнению ведомства, такой исполнитель вправе продолжать выполнять обязательства по контракту как физлицо. Вносить изменения в контракт не нужно.


  1. Об изменении правил ведения реестра контрактов.
С января госзаказчики должны будут направлять в реестр контрактов больше сведений.

Правительство изменило правила ведения реестра контрактов.

Наиболее важные изменения вступят в силу в 2017 году поэтапно:

С 1 января госзаказчики должны направлять в реестр данные о размере аванса в случае, когда он предусмотрен контрактом;

С 1 февраля при закупке лекарств госзаказчики обязаны передавать сведения об их наименовании, номере регистрационного удостоверения, лекарственной форме и иные данные;

С 1 апреля нужно направлять больше сведений о контрактах, которые содержат гарантийные обязательства. Так, надо будет подавать информацию о гарантии качества товара, работы, услуги и сроке такой гарантии. В реестр будут вноситься и сведения о наступлении гарантийного случая, а также об исполнении обязательств по гарантии.

Перечисленные сведения сейчас в реестр контрактов не включаются.

За непредставление сведений и документов, включаемых в реестр контрактов, должностному лицу заказчика и сейчас грозит штраф в размере 20 тыс. руб. С вступлением в силу изменений он будет применяться и за ненаправление перечисленных данных.

Документ: Постановление Правительства РФ от 01.12.2016 № 1285 (вступает в силу 1 января 2017 года, за исключением отдельных положений)
9. Постановление Правительства РФ от 26.09.2016 № 968 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Вправе ли государственный заказчик заключить договор на поставку компьютера по п. 4 части 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2016 № 44-ФЗ без проведения конкурентного способа закупки? Если да, то нужно ли поставщику компьютера прикладывать к договору на поставку копию документа, подтверждающего признание компьютера продукцией, произведенной на территории Российской Федерации?

Заказчик вправе осуществить закупку товаров радиоэлектронной промышленности, включая компьютеры, в том числе происходящие из иностранного государства, у единственного поставщика. Приложения документов, подтверждающих страну происхождения, в этом случае не требуется.

Обоснование позиции:

Прежде всего, отметим, что в соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей, далее - контрагенты) или осуществляют закупки у единственного контрагента.

Согласно ч. 5 ст. 24 Закона № 44-ФЗ выбор способа определения контрагента принадлежит заказчику, который осуществляет его в соответствии с положениями главы 3 этого Закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

В силу же ч. 2 ст. 48 Закона № 44-ФЗ заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 указанного Закона.

Анализ указанных норм показывает, что страна происхождения товара или территориальная принадлежность лица, выполняющего работы или оказывающего услуги, практически не оказывает влияния на правила выбора заказчиком способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Данный фактор может служить основанием для выбора способа закупки лишь при лечении гражданина иностранной организацией за пределами РФ (п. 3 ч. 2 ст. 83, п.п. 9 и 34 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ), при закупке российского вооружения, не имеющего других российских аналогов (п. 7 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ), при осуществлении закупки товара, производство которого создано или модернизировано и (или) освоено на территории Российской Федерации в соответствии со специальным инвестиционным контрактом, по регулируемым ценам и с учетом особенностей, предусмотренных ст.ст. 111.3 и 111.4 Закона № 44-ФЗ (п.п. 47 и 48 ч. 1 ст. 93 указанного Закона).

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона № 44-ФЗ при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.

Согласно же ч. 3 ст. 14 Закона № 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства РФ устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно, выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.

Отсюда, на наш взгляд, можно сделать выводы, что запреты и ограничения допуска товаров, работ, услуг, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок, устанавливаемые на основании ч. 3 ст. 14 Закона № 44-ФЗ, носят характер исключения, а значит, вводящие их нормы не могут толковаться расширительно.

На основании ч. 3 ст. 14 Закона № 44-ФЗ принято и постановление Правительства РФ от 26.09.2016 № 968 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Постановление № 968). Запрет на закупку указанных товаров каким бы то ни было способом не устанавливается.

В соответствии с п. 2 Постановления № 968 заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в Перечень и происходящих из иностранных государств, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложений), которые одновременно:

Согласно же п. 3 Постановления № 968, если заявка (окончательное предложение), которая содержит предложение о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень и происходящих из иностранных государств, не отклоняется в соответствии с установленными этим постановлением ограничениями, применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные Минэкономразвития России. Данные условия установлены приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 № 155 и фактически сводятся к установлению ценовых преференций для товаров российского происхождения (подробнее смотрите об этом в следующем материале: Энциклопедия решений. Условия допуска отдельных иностранных товаров к закупкам по Закону № 44-ФЗ).

Как видим, ограничения, и условия допуска фактически сводятся к установлению преимущественного происхождения радиоэлектронной продукции российского происхождения, причем ограничения применяются только при наличии конкуренции между заявками указанных товаров российского происхождения. Сама по себе возможность приобретения указанных товаров иностранного происхождения не исключается.

Безусловно, данные ограничения и условия допуска могут применяться только при закупке конкурентными способами, когда участники закупки подают заявки и (иногда) окончательные предложения. Однако ни одна норма Постановления № 968 не исключает возможности закупки радиоэлектронной продукции у единственного контрагента. Более того, Постановление № 968, в отличие, например, от постановления Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», не устанавливает обязанности заказчика, приобретающего радиоэлектронную продукцию у единственного поставщика, обосновывать невозможность закупки радиоэлектронной продукции российского производства.

В совокупности с вышеприведенными нормами Закона № 44-ФЗ это позволяет сделать вывод, что заказчик может приобретать радиоэлектронную продукцию, происходящую из иностранного государства у единственного контрагента, в том числе на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, при соблюдении условий, предусмотренных этим пунктом, без каких-либо иных ограничений.

10. Отсутствие декларации о производителе товара в соответствие с постановлением №832.

Отклонять ли заявку участника по Постановлению РФ 832 за отсутствие декларации о производителе товара?

Правительство РФ определило пищевые продукты иностранного происхождения и установило в отношении них ограничения допуска (постановление Правительства РФ от 22 августа 2016 г. № 832).

Ограничения не распространяются на государства – члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Как действует ограничение

Заказчик отклоняет все заявки с предложением иностранных товаров.

Такое требование применяется, если на участие в закупке подано две и более заявки и они удовлетворяют требованиям извещения, документации о закупке и одновременно содержат товары:

Из государств – членов ЕАЭС;

Разных производителей.

Ограничения допуска не применяются, если:

Проведение закупки началось до вступления в силу постановления № 832;

Закупка проводится на территории иностранного государства. Заказчиками являются лица, указанные в части 1 статьи 75 Закона № 44-ФЗ. Продукты закупаются для обеспечения деятельности таких заказчиков.

Если заказчик отклонил заявки с иностранным товаром, то при исполнении такого контракта нельзя:

Заменить продукты на товары иностранного происхождения (исключение: государства – члены ЕАЭС);

Заменить производителя.

Как подтвердить страну происхождения товара.

Каждый участник закупки должен продекларировать в поданной заявке наименование страны происхождения и производителя пищевых продуктов.
Наименование страны происхождения товара участник указывает согласно Общероссийскому классификатору стран мира.

В силу п. 3 Постановления № 832 подтверждением страны происхождения пищевых продуктов, является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Законом № 44-ФЗ наименования страны происхождения и производителя пищевых продуктов. При этом наименование страны происхождения пищевых продуктов указывается в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира (далее – ОКСМ).

Т акими образом, из буквального прочтения п. 3 Постановления № 832 наименование страны происхождения и производителя может быть указано участником закупки как в отдельном документе-декларации, представленном в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе (п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ), так и в составе сведений о стране происхождения товара, предоставляемых в первой части заявки (п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ).

Поэтому заказчик не вправе отклонить заявку участника в случае не предоставления отдельной декларации о стране происхождения и производителе товара.

При этом, если участник не предоставил информацию о производителе (в любой форме), то заказчик не должен отклонять заявку такого участника, а с учетом данных обстоятельств решать вопрос о применении п. 2 Постановления № 832.

Федеральный закон № 44-ФЗ о контрактной системе устанавливает единые требования к описанию объекта закупок, которым заказчик обязан следовать при составлении документации о закупке, независимо от способа их осуществления (ст. 33 44-ФЗ). Рассмотрим, какими правилами должен руководствоваться заказчик при составлении технического задания.

Техническое задание: что из себя представляет

В техзадании заказчик описывает требования к закупаемым товарам, работам, услугам и чаще всего оно является приложением к договору, либо документом, в котором заказчик описывает объект закупки.

От того, насколько подробно будут описаны ожидания заказчика, зависит успех всего мероприятия. Другими словами, техническое задание — это инструкция для работников, которая позволяет сопоставить конечный результат с запланированным.

При описании в документации о закупке заказчик должен руководствоваться следующими правилами, установленным 44-ФЗ:

  • описание объекта закупки должно носить объективный характер;
  • в описании объекта закупки, при необходимости, указываются функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики объекта закупки;
  • техническое задание должно быть нейтральным, то есть не ограничивать количество потенциальных участников путем установления чрезмерных требований к товарам, работам, услугам.

Техническое задание должно учитывать пожелания конечного потребителя и не вести к приобретению товаров роскоши.

Онлайн-курс для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

Что запрещено включать в объект закупки

В описание объекта закупки не должны включаться: требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, наименование места происхождения товара или наименование производителя и т д.

Также заказчику запрещено устанавливать требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки (п. 1 ч. 1 ст. 33).

Указание ГОСТов и техрегламентов

Технические регламенты лучше указывать, но если не указаны, все равно применяются. ГОСТы в ТЗ можно указывать. Даже если ГОСТ необязательный, но он указан в ТЗ — он становится обязательным для сторон договора.

Заказчик может несколько изменить условия по сравнению с техническим регламентом, ГОСТом или СанПиНом, но только в сторону улучшения характеристик.

Пример
1. В соответствии с СанПин 2.4.1.1249-03 площадь озеленения территории дошкольного образовательного учреждения должна составлять не менее 50%, заказчик может предусмотреть озеленение не менее 60% территории.

2. В восстановительные соки допускается добавление лимонной кислоты в дозировке не более 3 г/л (в соотв. с тех. регламентом). Заказчик может уточнить этот показатель, уменьшив ее содержание, например, до 2 г/л. Если заказчик ссылается на ГОСТ, который содержит в себе диапазонные значения, то лучше эти значения отдельно расписать, чтобы уже участник в своей заявке нам показал конкретное значение из этого диапазона ГОСТа.

Положения п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ не обязывают заказчика абсолютно во всех случаях закупок руководствоваться ГОСТами, стандартами или техническими регламентами. Заказчик использует и обосновывает необходимость использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии только в случае, если законодательством установлены технические регламенты, национальные стандарты и иные требования.

В случае отсутствия ГОСТов, Технических регламентов товар, для которого существует функционирующий рынок заказчик может сформировать описание на основании данных производителей, качественных показателей, которые необходимы заказчику, данных поставщиков о характеристиках товара по причине отсутствия установленных ГОСТов, стандартов и технических регламентов для данного объекта закупки (Письмо Минэкономразвития России от 03.08.2016 № ОГ-Д28-9745).

В случае если ГОСТы являются устаревшими, то следует применять данный номер ГОСТа, но в действующей редакции (с иным индексом после номера)».

Характеристики ТРУ

Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.

При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (п. 1 ч. 1 ст. 33).

При описании характеристик товара заказчик указывает минимальные и (или максимальные) значения показателей. При этом участники в своих заявках должны указывать конкретное значение, присущее тому или иному товару. В заявках участников не допускается двусмысленное толкование значений, слова «или эквивалент», «от и до», «не более», «не менее», за исключением тех случаев, которые предусмотрены Государственными стандартами.

Как через техническое задание заказчик может ограничить конкуренцию?

  • Включение разнородной продукции,
  • Установление нереальных сроков поставок, выполнения работ, оказания услуг,
  • Установление требований к продукции, характерных только для одного товарного знака.

Все эти приемы могут быть признаны незаконными и стать основанием для возбуждения дела об административном производстве.

Что запрещено включать в один лот?

Запрещено включать в один лот товары, работы и услуги, функционально и технологически не связанные между собой. Например, заказчику необходимо произвести ремонт в помещении. В документации заказчик прописывает перечень работ и перечень материалов, которые необходимо использовать при выполнении работ. Такое объединение в один лот правомерно, так как поставка материалов для работ не является предметом контракта.

Например, заказчик объявил запрос котировок на поставку воды булированной для кулеров и в техническое задание включил требование об оказании сопутствующих услуг — обслуживание, чистку и замену фильтров кулеров, находящихся в пользовании заказчика на праве законного владения. Такое объединение поставки товара и оказание услуг в один лот неправомерно, и при рассмотрении жалобы контрольные органы выдадут предписание разукрупнить лот — разбить на два лота.

  1. При составлении документации, описание объекта закупки должно носить объективный характер. То есть четкое и ясное описание того, что именно нужно заказчику, не допускающее двусмысленностей и разночтений. Кроме того, для уточнения отдельных моментов поставщик может подать запрос на разъяснение.
  2. Заказчик в описании предмета закупки описывает его функциональные, технические и иные характеристики, которые требуются от поставленного товара (произведенных работ).
  3. Техническое задание должно быть нейтральным, не ставить ограничений на количество потенциальных участников путем прописывания чрезмерных требований к поставляемой продукции. Нельзя «подгонять» описание только под один конкретный товар одного производителя. Это является ограничением конкуренции. Единственным исключением тут является ситуация, когда нет другого способа исчерпывающего описания свойств объекта закупки (п.1 ч. 1 ст. 33).
  4. Заказчику рекомендуется указывать в техническом задании, что поставляемый товар должен быть новым (который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства), иначе заказчик может получить товар, бывший в употреблении.

Онлайн-курс для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий.

63 333 просмотра

Планируя закупку компьютеров и оргтехники по 44-ФЗ, не забывайте о существующих ограничениях и запретах в рамках национального режима. Что учесть и какой штраф можно получить за нарушения при покупке компьютера по 44-ФЗ, читайте в статье.

Применение нацрежима к закупке компьютеров по 44-ФЗ

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона № 44-ФЗ в России установлены запреты и ограничения на закупки товаров иностранных производителей. Если продукция не входит в список, утвержденный Правительством, можно не бояться и покупать ее, даже если она произведена за рубежом. Перечень содержится в приказе Минэкономразвития России от 25.03.2014 г. № 155. Одна из его позиций - компьютеры и периферийное оборудование. Это значит, что к закупкам компьютерной техники и оргтехники применяются ограничения по нацрежиму.

Важно понимать, что участникам не запрещено предлагать в своих заявках компьютеры иностранного происхождения. Однако заказчик обязан установить условия, по которым они будут допущены к процедуре. Их прописывают в документации.

Для производителей из стран Евразийского экономического союза предусмотрена 15-процентная преференция в отношении цены контракта. То есть заявки участников, предлагающие компьютеры производства Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и России, оцениваются с понижающим 15-процентным коэффициентом, что дает им преимущество по сравнению с остальными. Этот порядок действует для всех процедур кроме аукциона. При проведении аукциона заказчик на 15 процентов снижает цену контракта с победителем, который предложил продукцию не из страны ЕАЭС.

Как закупать компьютерую и оргтехнику по 44-ФЗ

Чтобы понять, как правильно купить компьютер по 44-ФЗ, нужно понимать, какой именно товар признается происходящим из ЕАЭС и как участник должен это подтвердить. Во-первых, страна должна быть указана в документах на товар. Во-вторых, участник должен предоставить в своей заявке один из следующих документов:

  • копия специального инвестиционного контракта (если товар произведен в рамках его реализации);
  • акт экспертизы, который выдается Торгово-промышленной палатой;
  • заключение Минпромторга;
  • декларация;
  • сертификат о происхождении товара.

Итак, что делать на практике. Рекомендуем разделить закупку компьютеров и программного обеспечения для них на две части. Для компьютерной техники пропишите в документации два механизма ограничений - по приказу № 155 и постановлению Правительства от 26.09.2016 № 968. Если разделить процедуры не получается, установите также запрет для иностранного софта по постановлению № 1236.

Техническое задание на закупку компьютеров по 44-ФЗ

Составляя ТЗ при закупке компьютеров и оргтехники по 44-ФЗ, учитывайте некоторые особенности. В целом, закон не запрещает включать в техзадание требование о гарантии производителя на компьютеры. При этом производителя не стоит указывать. При закупке компьютерной техники и оргтехники можно потребовать, чтобы, к примеру, компьютер и принтер были одного производителя (по причине совместимости), опять же, не указывая конкретную марку. Разрешено устанавливать требование совместимости с конкретной компьютерной ОС.

Если в ТЗ есть товарный знак, обязательно используйте словосочетание «или эквивалент». Также рекомендуем применять формулировки «не менее» и «не более», чтобы ФАС не приняла точные характеристики как ограничение числа участников закупки.

Каким способом можно закупить компьютер по 44-ФЗ

Какие процедуры могут использоваться при закупке комплектующих для компьютеров 44-ФЗ? Согласно распоряжению Правительства РФ от 21.03.2016 г. № 471-р компьютерное оборудование входит в список товаров, закупать которые нужно путем электронного аукциона.

Изменения при покупке компьютера по 44-ФЗ в 2018 году

Во-первых, в 2018 году заказчикам позволили без ограничений закупать ПО не только из России, но и из государств ЕАЭС. Во-вторых, был дополнен перечень радиоэлектроники, которая отвечает требованиям постановления Правительства от 17.07.2015 № 719, в нем представлены критерии отнесения продукции к не имеющей аналогов. В список добавили 11 позиций. В частности, ноутбуки, планшеты, мониторы, запоминающие устройства. С 2018 года иностранные запчасти в этой продукции не должны превышать 75% цены.

Вложенные файлы

  • Техническое задание на поставку компьютеров.docx

Одним из ярких нововведений Закона о КС стали унифицированные правила описания объекта закупки. Анализируя первые итоги сложившейся практики описания закупок, в статье делается вывод о том, что не все участники контрактной системы правомерно применяют установленные в ст. 33 Закона №44-ФЗ правила описания объекта закупки.

Из этой статьи вы узнаете:

  • правила описания объекта закупки;
  • ответственность за нарушения при описании закупки;
  • требования к показателям качества и соответствия товаров при закупке;
  • требований к техническим характеристикам объектов закупки;
  • штраф за неуказание в описании объекта закупки вместе с товарным знаком слов «или эквивалент».

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Правила описания объекта закупки по 44-ФЗ

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

  • описание объекта закупки должно носить объективный характер;
  • в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);
  • в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки;
  • документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
    При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент

Елена Лукоянова ,
специалист в сфере госзакупок»

С нового года поменяли правила описания объекта закупки. Из закона убрали спорную формулировку о том, что описание должно быть объективным. Но это не значит, что ошибок в документации стало меньше. Смотрите на живых примерах из документации разных заказчиков, какие ошибки в работе со стандартами станут поводом для предписания.

Из статьи

Рассмотрим пять основных нарушений заказчиков при описании объектов закупки, выявленные ФАС России.

Нарушение № 1.

Показатели качества товаров не установлены

Как было сказано выше, в силу положений ст. 33 Закона о КС описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Тем не менее не все заказчики выполняют это требование.

Пример

В п. 2.1.1 технических требований к системному блоку документации об аукционе в отношении процессора указано - «не слабее Intel Core i3-4130»;
В п. 2.4 технических требований к серверу типа 1 документации об аукционе в отношении процессора указано «не менее двух процессоров типа не хуже E5-2690v2»;
В п. 2.5 технических требований к серверу типа 2 документации об аукционе в отношении процессора указано «не менее одного процессора типа не ниже Intel Xeon E3-1240v3».

Таким образом, из указанных положений невозможно определить показатели товаров , соответствующих потребностям заказчика. При этом с позиции ФАС России действия заказчика, не установившего надлежащим образом функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, нарушают п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о КС (решение и предписание ФАС России от 22.04.2014 по делу № К-657/14).

Нельзя не учитывать, что согласно ч. 2 ст. 33 Закона о КС документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о КС, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара , работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Что говорит ФАС России

В настоящее время некоторые заказчики допускают нарушения вышеуказанного правила. Например, в соответствии документации об аукционе заказчиком установлены следующие минимальные и максимальные значения: «общая длина крепления не менее 150,1 мм и не более 114,4 мм», «длина не менее 0,57 м и не 0,71 м».

Как следует из решения и предписания ФАС России от 28.03.2014 по делу № К-381/14, при рассмотрении жалобы представитель заказчика пояснил, что в указанном пункте документации об аукционе допущена техническая ошибка. Вместе с тем ФАС России сделала вывод о том, что в документации об аукционе заказчиком в нарушение ч. 2 ст. 33 Закона о КС не установлены показатели, позволяющие определить потребности заказчика.

Аналогичный вывод об отсутствии в закупочной документации показателей, позволяющих определить соответствие товара (стройматериала), используемого при проведении работ, был сделан в решении ФАС России от 22.04.2014 по делу № К-657/14. Так, в соответствии с п. 17 технического задания документации об аукционе заказчиком установлено, в т. ч. следующее требование к бетону, используемому при проведении работ по контракту: «Минимальный предел прочности при сжатии в возрасте 28 суток должен быть более 27,3 и менее 33,6 (более 270 и менее 340)».

Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о КС в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Таким образом, заказчиком не определены показатели, позволяющие определить соответствие бетона, используемого при проведении работ, требованиям заказчика, а также не установлена единица измерения показателя «предел прочности при сжатии», что является нарушением п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о КС.

Как описать объект закупки, когда нет ГОСТов, технических регламентов, технических условий?

Нарушение № 2.

Установление требований к показателям товаров ненадлежащим образом

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о КС при составлении описания объекта закупки допускается использование, если это возможно, стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством РФ о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

Однако, одним из заказчиков в инструкции по заполнению первой части заявки документации об аукционе представлен список часто встречающихся нормативных документов, которые стоит учесть при подготовке заявки к данным торгам: ГОСТ 1709–75, 22245–90, 16442–80, 9548–74, 7399–97, 14791–79, 6465–76, 3262–75, 10503–71, 30108–94, 23732–2011, 25328–82, 28013–98, 7931–76, 26869–86, 9128–2013, 23558–94, 8267–93, 52128–2003, 24909–81, 53299–2009, 26602.5–2001, 24699–2002, 7827-74,9.014-78, 2228–81, 53301–2009, 30674–99, 18599–2001, 190–78, 10178–85, 9179–77, 125–79, 12820–80, 22266–94, 22266–94, 30884–2003, 30108–94, 8420–74, 20259–80, 18477–79, 52605–2006, 14918–80, 52325–2005, 6527–68, 28196–89, 50597–93, 12.4.026–2001, 52875–2007, 17608–91, 51728–01, 5583–78, 3134–78, 15860–84, 949–73, 17811–78, 23567.10–93, 9410–78, 10036–75, 9467–75, 20448–90, 10923–93, 9097–82, 7805–70, 6631–74,..., ГОСТ 23683–89, а так же иные ГОСТы, которые регламентируют материалы, представленные в приложении к техническому заданию, если данные ГОСТы связаны с проводимыми работами. В случае если ГОСТы, представленные в этом списке, являются устаревшими, то следует применять данный номер ГОСТа, но в действующей редакции (с иным индексом после номера)».

Вышеуказанный пример положений документации об аукционе указывает на то, что заказчиком не установлены надлежащим образом требования к показателям соответствия товаров , используемых при выполнении работ, потребностям заказчика. Кроме того, с позиции ФАС России, заказчиком не установлено, какой именно ГОСТ соответствует товару, в связи с чем участникам закупки не представляется возможным сопоставлять ГОСТ с товаром при заполнении заявки на участие в аукционе.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России посчитала, что установленная заказчиком инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе не позволяет участникам закупки сформировать заявку на участие в аукционе надлежащим образом.

Нередкими являются обоснованные жалобы участников закупки, свидетельствующие об указании в техническом задании требований к показателям закупаемых товаров, которые противоречат ГОСТу, указанному в документации.

Пример

П. 4 «Пленка полиэтиленовая» технического задания установлена следующая характеристика товара: «Статический коэффициент трения должен быть в пределах до 0,5». Вместе с тем, согласно ГОСТ 10354–82, требование о соответствии которому указано в документации об аукционе, статический коэффициент трения установлен в пределах 0,1–0,5. При этом с позиции ФАС России требование к показателю «Статический коэффициент трения», установленное в п. 4 «Пленка полиэтиленовая» технического задания, не соответствует требованиям ГОСТ 10354–82, что не позволяет заполнить заявку на участие в аукционе (решение и предписание ФАС России от 04.06.2014 по делу № К-893/14).

В результате внеплановой проверки, проведенной ФАС России, выявлено, что в приложении № 2 к документации об аукционе на закупку готовых металлических изделий к товару «Стеллаж для хранения аккумуляторов трехъярусный», в т. ч. установлены следующие требования:

  • Стеллаж должен быть выполнен в виде металлоконструкции и соответствовать ГОСТ 16140–77.
  • Материал сталь листовая, сталь 3 ГОСТ 19903–74, марки Ст3пс обыкновенного качества, в соответствии с ГОСТ 14637–89, уголок равнополочный: на полки 32×32, на стойки 45×45 ГОСТ 8509–93».

Также заказчиком установлено следующее требование: «Для защиты полов и обеспечения устойчивости стеллажей на нижнюю часть ножек должны быть приварены квадраты не менее 60×60 мм из стали марки Ст3пс обыкновенного качества, толщиной не менее 2 мм».

В соответствии с ГОСТ 14637–89 стандарт распространяется на толстолистовой горячекатаный прокат из углеродистой стали обыкновенного качества, изготовляемый шириной 500 мм и более, толщиной от 4 до 160 мм включительно.

Таким образом, указание заказчиком в документации об аукционе требования к толщине стали, из которой должны быть выполнены квадраты размером не менее 60×60 мм, «не менее 2 мм», не соответствует ГОСТ 14637–89, что вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет заполнить заявку на участие в аукционе надлежащим образом.

Указанные действия заказчика нарушают п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о КС и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ (решение и предписание ФАС России от 03.12.2014 по делу № К-1779/14).

Нарушение № 3.

Установление противоречивых требований в описании объекта закупки

Как следует из решения ФАС России от 26.05.2014 по делу № К-831/14, действия заказчика, установившего в конкурсной документации противоречивые требования к оказанию услуг, нарушают п. 1 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

Так, согласно пп. 1.1.2 и 1.2. таблицы 2 раздела IV «Описание объекта закупки работ (услуг)» (далее - Таблица 2) конкурсной документации в редакции от 07.05.2014 исполнителю необходимо согласовать с заказчиком не позднее чем за три рабочих дня до проведения семинаров-совещаний информационные письма, программу, раздаточные материалы и документы и (или) материалы для обсуждения каждого семинара-совещания.

Вместе с тем, по данным видам услуг в таблице 5 раздела IV «Описание объекта закупки работ (услуг)» (далее - Таблица 5) конкурсной документации в редакции от 07.05.2014 заказчик должен согласовать в течение пяти рабочих дней программу каждого семинара-совещания. Также согласно п. 2.1.1 Таблицы 2 исполнителю необходимо согласовать с заказчиком описание системы тактических целевых установок на 2015 г., в Таблице 5 по данным видам услуг согласование не требуется. В соответствии с пп. 1.4.1 и 2.4.1 Таблицы 2 исполнителю необходимо согласовать с заказчиком формы экспертных заключений и сводных экспертных заключений, в Таблице 5 по данным видам услуг согласование не требуется.

Следовательно, требования, установленные к оказываемым услугам в Таблице 2, противоречат требованиям, установленным в Таблице 5.

Аналогичным образом, рассматривая жалобу заявителя на неправомерные действия заказчика при описании тренажеров M/FTD B737NG с полноразмерной имитацией кабины экипажа самолетов B737NG, ФАС России сделала вывод о наличии в описании объекта закупки противоречивых требований.

По мнению заявителя, т. к. объектом закупки является поставка тренажеров M/FTD B737NG с полноразмерной имитацией кабины экипажа самолетов B737NG, то объективным описанием данного объекта закупки будет являться указание соответствия элементов тренажеров реальной конструкции кабины экипажа самолетов B737NG.

При этом, согласно требованиям конкурсной документации, тренажер должен включать следующие аппаратные средства, в т. ч. «для B737NG FCU, MCDU (левый и правый), ECAM Control Panel, Switching Panel (коммутационная панель)», что относится к составным частям кабины экипажа самолета Airbus320.

В соответствии с техническим заданием конкурсной документации тренажер должен включать следующие аппаратные средства: «для B737NG FCU, MCDU (левый и правый), РУД, ECAM Control Panel, Switching Panel (коммутационная панель), штурвалы и педали управления».

На заседании Комиссии ФАС России заявителем представлены документы и сведения о том, что FCU (flight control unit) - блок контроля управления - технический компонент конструкции самолета, в данном обозначении (наименовании) является составной частью кабины экипажа самолета Airbus320. В кабине экипажа самолета и на тренажере B737NG на месте FCU размещен элемент MPC (Model Control Panel) - пульт управления режимами самолета. MCDU (левый и правый) (Multipurpose Control Display Unit) - многоцелевой управляющий дисплей, также относится к кабине экипажа самолета Airbus320, в кабине экипажа самолета и на тренажере B737NG на месте CDU (Control Display Unit) - блок управления и индикации и т. д.

Таким образом, действия заказчика, указавшего в техническом задании конкурсной документации противоречивые требования к объекту закупки, не соответствуют п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе и нарушают п. 1 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ (решение ФАС России от 28.10.2014 по делу № К-1545/14).

Нарушение № 4.

Неуказание конкретных требований к техническим характеристикам объектов закупки

Нельзя не отметить, что яркими примерами неуказания конкретных требований к техническим характеристикам закупаемых товаров является практика .

Например, в гл. 5 § 5.1 «Требования к поставляемому оборудованию» Таблицы 2 «Параметры технического обеспечения» в подп. 1.1 п. 1 документации об аукционе установлено: «разрешение экрана - не менее 1920×1080» без указания единицы измерения; п. 2 установлено: «Габариты (ДxШxВ) не более 870×770×1050» без указания единицы измерения. Таким образом, действия заказчика, установившего описание объекта закупки без указания единиц измерения, не соответствуют требованиям Закона о КС и нарушают п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о КС (решение ФАС России от 29.10.2014 по делу № К-1558/14).

В другом случае п. 16.1 технического задания документации об аукционе установлено: «Вентиляционная решетка 600×300 алюминиевая - 4 шт.» без указания единиц измерения. Пунктом 1087 технического задания документации об аукционе установлено «Воздушный клапан размер 821×440 - 1 шт.» без указания единиц измерения.

На заседании Комиссии ФАС России представитель заказчика сообщил, что в соответствии с п. 1.8 ГОСТ 2.307–68 (СТ СЭВ 1976–79, СТ СЭВ 2180–80) «Единая система конструкторской документации. Нанесение размеров и предельных отклонений» линейные размеры и их предельные отклонения на чертежах и в спецификациях называют в миллиметрах, без обозначения единицы измерения.

Вместе с тем, документация об аукционе не содержит указание на соответствующий нормативный документ. Соответственно, действия заказчика, не установившего конкретные требования к техническим характеристикам товаров, не соответствуют п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе и нарушают п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ (решение ФАС России от 09.06.2014 по делу № К-915/14).

Нарушение № 5.

Неуказание в описании объекта закупки слов «или эквивалент»

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о КС документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.

При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов « или эквивалент », за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Так, рассматривая жалобу заявителя на неправомерные действия заказчика в части неуказания слов «или эквивалент» к товарному знаку , ФАС России признала действия заказчика противоречащими законодательству о контрактной системе.

Согласно п. 3 технического задания документации об аукционе заказчиком установлено требование к поставке «Самоспасателя „Шанс“-Е» без указания слов «или эквивалент». На заседании Комиссии ФАС России заявителем было представлено свидетельство на товарный знак «Шанс», правообладателем которого является ООО «НПК Пожхимзащита». При этом заказчиком на заседании Комиссии не представлено доказательств того, что обозначение «Самоспасателя „Шанс“-Е» не является товарным знаком.

Таким образом, согласно решению и предписанию ФАС России от 29.08.2014 по делу № К-1279/14 в документации об аукционе содержится указание на товарный знак «Самоспасателя „Шанс“-Е» без использования слов «или эквивалент», что не соответствует п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, нарушает п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

Аналогичная практика сложилась в силу положений п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о КС и в подрядных закупках. Например, на заседании Комиссии ФАС России установлено, что в приложении № 2 к информационной карте конкурса перечень оборудования и других материальных ресурсов, необходимых для выполнения работ по контракту, содержит указание на товарный знак без сопровождения словами «или эквивалент» :

  • Автокран Grove GBT 35 или аналог;
  • Кран башенный Mitsuber MCT 8FR или аналог;
  • Бульдозер KOMATSU D275AX- 5 или аналог

При этом с позиции ФАС России действия заказчика, указавшего в конкурсной документации товарный знак без сопровождения слов «или эквивалент», не соответствуют п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о КС и нарушают ч. 3 ст. 56 Закона о КС (решение ФАС России от 13.05.2014 по делу № К-759/14).

С учетом сложившейся административной практики можно сделать следующий вывод: подготавливая закупочную документацию заказчикам, уполномоченным органам следует обратить особое внимание на описание объекта закупки с учетом обозначенных Законом о КС правил. При этом, объективно описывая объект закупок, не следует устанавливать противоречивые требования при условии установления надлежащим образом показателей качества закупаемых товаров, работ, услуг, позволяющих определить потребность заказчика.