Франко-склад — это что такое

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

ФРАНКО-СКЛАД

И. АЛЕЩЕВ
Илья Алещев, руководитель юридического отдела "ЭЖ-Юрист".
В договоре обязанности поставщика по поставке товара определены следующим образом: "Товар поставляется на условиях франко-склад". Как следует толковать данное условие?
А. Карапетов, г. Челябинск
Вероятно, стороны при заключении договора намеревались сослаться на одно из базисных условий поставки, предусмотренных Международными правилами толкования торговых терминов ИНКОТЕРМС, однако сделано это было некорректно. Русский перевод ИНКОТЕРМС-2000 предусматривает четыре базисных условия поставки, в названиях которых фигурирует термин "франко": EXW - франко-завод (...название места), FCA - франко-перевозчик (...название места назначения), FAS - франко вдоль борта судна (...название порта отгрузки), FOB - франко-борт (...название порта отгрузки). Впрочем, если предположить, что в качестве адреса склада в договоре указан не порт, два последних варианта отпадают как противоречащие обстоятельствам дела.
Кроме того, ситуация осложняется тем, что из вопроса не следует, адрес какого склада был указан после формулировки "франко-склад" - поставщика или покупателя. На практике встречаются оба этих варианта.
Отметим, что, в случае если в договоре условие о поставке сформулировано как "франко-склад поставщика", более правильной представляется квалификация как EXW (аналогом которого в российском законодательстве является предусмотренное п. 2 ст. 510 ГК РФ условие о выборке товара), что подтверждается и арбитражно-судебной практикой.
Так, ФАС Московского округа при рассмотрении одного из дел, оценивая условие договора о поставке товара "франко-склад поставщика в Москве", указал, что "судом правильно применены обычаи делового оборота и определено, что условия поставки франко-склад поставщика означает базисное условие поставки, при котором продавец обязан поставить товар в распоряжение покупателя на складе, предусмотренное в договоре, для погрузки на транспортные средства, поданные покупателем" (Постановление ФАС МО от 27 октября 1999 г. N КГ-А40/3493-99).
ФАС Поволжского округа при рассмотрении налогового спора квалифицировал аналогичное условие следующим образом: "Расходы по доставке продукции - провозная плата, железнодорожный тариф, прочие расходы, связанные с отгрузкой и транспортировкой продукции до места назначения, - не входят в стоимость продукции и относятся на счет покупателя" (Постановление ФАС ПО от 25 января 2005 г. N А55-3155/04-5).
ФАС Северо-Кавказского округа при анализе договоров с аналогичными условиями установил, что "продавец считается выполнившим свои обязанности по поставке, когда предъявит товар в распоряжение покупателя на своем предприятии или в другом названном продавцом месте" (Постановление ФАС СКО от 6 декабря 2004 г. N Ф08-4948/2004-2240А).
Более сложной задачей является квалификация условия "франко-склад покупателя", что наглядно иллюстрирует дело, рассмотренное ФАС Восточно-Сибирского округа.
В договоре поставки стороны указали, что поставка осуществляется на условиях "франко-вагон - склад покупателя", при этом право собственности на товар переходит покупателю с даты передачи его перевозчиком покупателю. Оговорки о применении к отношениям сторон правил ИНКОТЕРМС в договоре не было. Спор возник в отношении объема обязанностей поставщика по доставке товара до склада покупателя.
Арбитражный суд Красноярского края, позиция которого была поддержана ФАС ВСО, основываясь в том числе на отсутствии ссылки на ИНКОТЕРМС и на условии договора о переходе права собственности, пришел к выводу об отсутствии у поставщика обязанности по возмещению доставки товара от станции до склада покупателя (Постановление ФАС ВСО от 24 мая 2005 г. N А33-9427/04-С1-Ф02-2230/05-С2, А33-9427/04-С1-Ф02-2423/05-С2). Иными словами, в данном случае упомянутое условие было истолковано как близкое к FCA - но не само по себе, а в совокупности с условием договора о моменте перехода права собственности.
В другом деле, рассмотренном ФАС Северо-Западного округа, суд кассационной инстанции, квалифицируя аналогичное условие, также основывался на иных условиях договора для установления реальной воли сторон (Постановление ФАС СЗО от 17 декабря 2004 г. N А05-851/04-3).
В завершение нельзя не отметить, что корректная формулировка условий договоров позволит избежать сложностей в их квалификации как на стадии досудебного разрешения споров, так и в суде.
ЭЖ-Юрист, 2005, N 44

Термин "Франко завод" означает, что продавец считается выполнившим свои обязанности по поставке, когда он предоставит товар в распоряжение покупателя на своем предприятии или в другом названном месте (например, на заводе, фабрике, складе и т. п.). Продавец не отвечает за погрузку товара на транспортное средство. Данный термин возлагает, таким образом, минимальные обязанности на продавца, и покупатель должен нести все расходы и риски в связи с перевозкой товара от предприятия продавца к месту назначения.

2. Франко-получатель, франко-склад грузополучателя

Базисное условие поставки, согласно которому продавец несет все расходы и риски до прибытия товара по указанному адресу получателя (адресу склада грузополучателя). Продавец обязан оплатить расходы, связанные с перевозкой товара до названного пункта назначения. В основном данный термин применяется при отгрузках автомобильным транспортом.

3. Франко-станция отправления

Базисное условие поставки, согласно которому в обязанности продавца входят доставка и погрузка товара в емкость, готовую к отгрузке со станции отправления. В основном данный термин применяется при отгрузках железнодорожным транспортом.

4. Франко-станция назначения

Термин «Франко-станция назначения» означает, что в обязанности продавца входят доставка товара за счет своих средств до станции назначения, нахождение его на станции до момента готовности приема товара грузополучателем. В основном данный термин применяется при отгрузках железнодорожным транспортом. Данный вид поставки подразумевает рассмотрение предварительного согласия станции назначения о готовности приема груза.

Выберите вариант поставки, наиболее подходящий Вашему предприятию, и укажите его в



2. Вопрос: Прошу разъяснить со ссылкой на нормативные акты понятия франкировки, франко-склада поставщика, франко-отправления, франко- назначения. Ответ: В соответствии с п. 2.2 Положения о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденного постановлением Министерства экономики от 22 апреля 1999 г. № 43, отпускные цены (тарифы) формируются субъектами хозяйствования на производимые товары, а также на товары, произведенные на давальческих условиях при одногородних поставках на условиях франко-склад изготовителя, при иногородних поставках - на условиях франко-отправления или франко- назначения. При получении товаров от иногородних поставщиков по отпускным ценам, сформированным на условиях франко-отправления, субъекты хозяйствования, осуществляющие торговую деятельность, имеют право увеличить их на сумму транспортных расходов по доставке товаров до пункта назначения, указанного в договоре (если не установлен иной порядок). При самовывозе товаров, отпускные цены на которые установлены на условиях франко-назначения, покупателю возмещаются транспортные расходы в сумме, включенной в отпускные цены. В Инструкции по заполнению форм государственной статистической отчетности о производстве продукции и выполненных работах, услугах промышленного характера, утвержденной постановлением Министерства статистики и анализа от 25 сентября 2002 г. № 104, упоминаются термины: «франко-станция отправления», «франко-станция назначения», «франко-склад изготовителя»: «Оценка объема произведенной продукции в фактических и сопоставимых отпускных ценах осуществляется по ценам, сформированным на условиях франко-станция отправления. Если на продукцию применяются только цены, сформированные на условиях франко-станция назначения, то стоимость транспортировки продукции от станции отправления до станции назначения исключается из общей суммы при определении объема продукции. Если на продукцию применяются только цены, сформированные на условиях франко-склад изготовителя, то оценка объема продукции осуществляется по этим ценам». Франко-станция отправления, франко-станция назначения, франко- склад изготовителя - все это базисные условия поставки товаров. Они устанавливают базис цены товаров, оказывают влияние на их уровень, определяют дату перехода риска гибели или порчи товаров и права собственности от продавца к покупателю. Эти условия вырабатываются международной торговой практикой. С помощью их упростились и до некоторой степени стандартизировались экспортные и импортные операции. На них основываются и методы построения оптовых и розничных цен внутри страны. В практике рекомендуется применять условия поставки, определенные Международными правилами толкования торговых терминов «Инкотермс 2000», публикация Международной торговой палаты № 560. «Инкотермс 2000» определяет следующие базисные условия поставки: EXW (EX works). «Завод» (со склада предприятия), т.е. «франко-завод», или «франко-склад поставщика», FOR (Free on rail/ Free on truk). «Свободно в вагоне или на платформе», или «франко- вагон», FOA (Free on board Airport). «Свободно в аэропорту», или «ФОБ - аэропорт», DCP (Freight/ Carriage paid to;). «Фрахт/провозная плата оплачена до», CIP (Freight / carrige and Insurance paid to). «Фрахт/ провозная плата и страхование оплачены до», DAF (Delivered at frontier). «Поставлено на границе», или «франко-граница». Л.А. ОБУХОВА, генеральный директор ОДО «МастерАудит» (СОГЛАСОВАНО: А.В. КРУПНОВА, заместитель начальника управления методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина) 29.09.2003 г. Вестник Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, 2003 г., № 35, с.56

Одним из важных моментов при заключении торговых сделок является транспортировка, доставка товаров покупателю от изготовителя и продавца. Эти действия могут производиться транспортом покупателя, продавца или другой организации. Неважно, как осуществляется этот процесс, расходы несет сторона, указанная в договоре купли-продажи. Франко-склад - это способ образования цены на купленный товар.

Что такое франкировка

Любые транспортные расходы являются дополнительными для организации, которая их оплачивает. Именно поэтому эти затраты обычно учитывают предприятия-продавцы, формируя отпускные цены. Правила, выработанные международной практикой, влияют на уровень стоимости товара в зависимости от базисных То есть, если в договоре указан термин «франко-склад» - это означает, что к начальной цене прибавлена определенная сумма за доставку до указанного места и страховку проданных ценностей.

Что входит в условия образования цены при крупной торговой сделке

В эти условия входят общепринятые понятия:

  • станция назначения;
  • место назначения груза;
  • станция или место, с которого отгружается товар;
  • франко-склад изготовителя;
  • вид транспорта, которым доставляется товар;
  • другие торговые действия и терминология.

Франко-склад - это согласованные условия, в соответствии с которыми продавец обязуется доставить и оплатить своими средствами проданные товары в пункт или место, указанные в тексте договора. Расходы по доставке до момента получения груза покупателем оплачивает поставщик.

Чем отличается франко-склад от франко-предприятия


Франкировка в обязательном порядке должна указываться в накладных на товар. В тех случаях, когда покупатель забирает купленную продукцию «самовывозом», продавец обязан возместить сумму, затраченную на транспортные расходы, если эти деньги включены в отпускную цену.

  • Ценообразование по принципу "франко-склад покупателя" - это цена за товар, когда продавец или изготовитель оплачивает полностью все расходные статьи по транспортировке продукции к покупателю.
  • Франко-причалом в торговой терминологии называют процесс, когда все права на товар, ответственность за его сохранение и передвижение переходят на покупателя после доставки груза на определенный причал.
  • Термин «франко-предприятие» указывает на то, что продавец никак не отвечает за доставку товара, как и "франко-склад поставщика". Что это дает обеим сторонам? Все подробности указываются в договоре, по которому и продавец, и покупатель получают выгоду и остаются в прибыли.

В некоторых случаях применение терминологии не имеет официальных правил, а только торговые обычаи. Это касается франко-вагона. Согласно этому условию, в обязанности продавца входит:

  • вовремя заказать соответствующий железнодорожный транспорт, оплатив его своими средствами;
  • загрузить товар;
  • сообщить покупателю время доставки;
  • предоставить подготовленную транспортную документацию.

В обязанности покупателя входит оплата перевозки груза и работы экспедитора.

Какая польза от франкировки


Условия установления базисных цен на товары выработаны мировым торговым опытом и практикой. Благодаря франкировке, стали проще импортные и экспортные операции. Внутренние способы образования цен в розничной и оптовой торговых зонах тоже основаны на этих же правилах.

В список такого ценообразования включены многие виды транспортных расходов, названы пункты доставки и хранения товара. Речь идет о и других терминах.

Благодаря общепринятой системе формирования цен, названной "франкировка", "франко", упростились процессы доставки и ответственности сторон за купленные и проданные грузы. Систематизированные действия оказались полезными всем участникам торговых операций. Франко-склад - это торговая договоренность о процессе и оплате доставки купленных и проданных грузов.

Cтраница 1


Франко-склад поставщика: поставщик свободен от обязательств по страховке и транспортировке товара уже на своем складе.  

Цена франко-склад поставщика или франко-транспортные средства устанавливаются в случаях, когда погрузка и доставка материалов оплачивается покупателем. Такая форма оплаты применяется в основном при получении песка, камня, щебня, кирпича, извести и других местных строительных материалов.  

Так, при цене франко-склад поставщика все расходы по доставке продукции со склада поставщика до конечного пункта назначения оплачивает покупатель сверх цены приобретения товара. При такой цене потребители заинтересованы в минимизации транспортных расходов, покупке товаров в близлежащих географических пунктах.  

Строительные материалы оплачивают по цене франко-склад поставщика или франко-транспортные средства. В этом случае погрузка и доставка материалов оплачивается покупателем. Такие цены применяют главным образом при получении песка, камня, щебня, кирпича, извести и других местных строительных материалов.  

По транспортной составляющей в цене цены делятся на: цены франко-склад поставщика; цены франко-станция отправления; цены франко-вагон станция отправления; цены франко-вагон станция назначения; цены франко-склад потребителя.  

Закупка ткани производится оптом с фабрики Красный ткач (система поставок - франко-склад поставщика), фурнитура приобретается в системе розничной торговли.  

В настоящее время в СССР наиболее часто встречаются следующие виды франкирования цен: франко-склад поставщика, франко-станция (пристань отправления, франко-вагон-станция (баржа-пристань) отправления, франко-вагон-станция (баржа-пристань) назначения, франко-станция (пристань) назначения, франко-склад покупателя. Наиболее типичные второй и пятый виды франко, остальные встречаются гораздо реже.  


В зависимости от условий доставки материалов и принимаемых поставщиком расходов цены на материал устанавливают: франко-склад поставщика, франко-станция отправления, франко-станция назначения, франко-склад потребителя.  

Различают оптовые цены франко-склад поставщика, франко-транспортные средств, франко-вагон - станция отправления, франко-вагон - станция назначения и др. Цены франко-склад поставщика не включают расходы на доставку материалов. В составе цены франко-транспортные средства предусматриваются затраты по погрузке материалов, изделий и конструкций в транспортные средства (вагон, судно, автомобиль), в этом случае погрузка осуществляется силами и средствами поставщика. Цена франко-вагон - станция отправления учитывает все издержки, связанные с доставкой материалов до станции отправления, а франко-вагон - станция назначения - затраты по доставке материала от склада поставщика до станции назначения.  

При складских поставках, которые, как правило, осуществляются в пределах функционирования территориального управления материально-технического снабжения и небольшими партиями продукции, наиболее употребительными оптовыми ценами являются цены франко-склад поставщика, когда потребитель на своем транспорте и при помощи своих грузчиков забирает и увозит продукцию со склада поставщика, и цены франко-склад потребителя, когда поставщик осуществляет централизованную доставку продукции своим потребителям.  

НКО - коммерческий термин, указывающий, до какого места в пути следования материала от поставщика до потребителя расходы по доведению материала включены в оптовую цену и оплачиваются поставщиком. Франко-склад поставщика - все расходы по доставке товара, начиная от приемки его и погрузки в транспортное средство на складе изготовителя и до выгрузки на своем складе, оплачивает потребитель. Франко-станция (пристань) отправления - поставщик оплачивает расходы по доставке на станцию (пристань) отправления. Франк о-в агон станция (баржа, пристань) отправления - поставщик должен, кроме того, оплатить погрузку в транспортное средство. Франко-вагон (пристань) назначения - поставщик обязан за свой счет разгрузить вагон на станции назначения. Франк о-с клад получателя - поставщик оплачивает все расходы по доставке продукции на склад покупателя. Наиболее типичны цены франко-вагон станция отправления и франко-вагон станция назначения. Они охватывают абсолютное большинство ППТН.  

ФРАНКО - коммерческий термин, указывающий, до какого места в пути следования материала от поставщика до потребителя расходы по доведению материала включены в оптовую цену и оплачиваются поставщиком. Франко-склад поставщика - все расходы по доставке товара, начиная от приемки его и погрузки в транспортное средство на складе изготовителя и до выгрузки на своем складе, оплачивает потребитель. Франк о-в агон станция (баржа, пристань) отправления - поставщик должен, кроме того, оплатить погрузку в транспортное средство. Франк о-с танция (баржа, пристань) назначения-к предыдущим расходам добавляются расходы по перевозке до станции назначения. Франко-вагон (пристань) назначения - поставщик обязан за свой счет разгрузить вагон на станции назначения. Наиболее типичны цены франко-вагон станция отправления и франко-вагон станция назначения. Они охватывают абсолютное большинство ППТН.  

Значительную роль в формировании цен играет географический, транспортный фактор. Так, при цене франко-склад поставщика все расходы по доставке продукции со склада поставщика до конечного пункта назначения оплачивает покупатель сверх цены приобретения товара. При такой цене потребители заинтересованы в минимизации транспортных расходов, покупке товаров в близлежащих географических пунктах. Напротив, цена франко-склад потребителя показывает, что в цену включены все транспортные расходы. Этот метод предполагает формирование фирмой единой цены для всех покупателей независимо от их местоположения с включением в нее одинаковой суммы транспортных расходов, которая рассчитывается как средняя стоимость всех перевозок.