Где находится город Лиссабон? Где находится Лиссабон? Описание города и интересные факты о нем.

Лиссабон или Лижбоа, как нежно зовут его португальцы, город удивительный и неповторимый. Город отполированной калсады (мозаики) под ногами, соленого ветра и особого неведомого света.

Лиссабон раскинулся вдоль широкого устья реки Тежу. Его стратегическое положение всегда манило воинственно настроенные народы. За многовековую историю своего существования, здесь успели похозяйничать: римляне, свевы, вестготы, мавры и даже испанцы.

Маленькая и гордая Португалия, словно в отместку совершила множество географических открытий, после чего Лиссабон стал одним из главных портовых городов Европы. Неизвестно как бы Лиссабон выглядел сегодня, если бы в 1755-м году город не пал жертвой природного катаклизма.

Байша - район, который сильнее всего пострадал во время землетрясения, приобрел параллельно перпендикулярную сетку улиц, а старинная Алфама, так и осталось хитросплетенным лабиринтом.

В конце XIX начале XX века Лиссабон начал разрастаться в сторону материка новыми, не менее интересными районами. Так появилась и просторная Авенида да Либердаде , парк Эдуарда VII , сад Гульбенкяна и многие другие интересные места.

Погода Лиссабона

Самые холодные месяцы: январь, февраль и март. Бывают дни, когда ночью температура опускается до нуля.

Самые жаркие: июнь, июль и август. Были годы, когда в эти месяцы, дневная температура воздуха достигала 41,8ºC. Но жара переноситься достаточно легко, так как нагретый над континентом воздух, смешиваются с воздухом охлажденным океаном.

Лиссабон находится на берегу океана, здесь большой перепад между дневной и ночной температурой воздуха. В летние месяцы разница температур может достигать 10-15 градусов. Из-за этого вечером поднимается ветер.

Совет: если ваши прогулки по городу затянуться допоздна, захватите с собой легкую кофточку или ветровку. После жаркого дня очень легко простудиться .

Среднемесячная температура (днем и ночью) в Лиссабоне

{{value}}°C {{month}}

Где остановиться в Лиссабоне

В Лиссабоне вы найдете жилье на любой вкус и кошелек. От дешевых гостевых домов и хостелов, до элитных гостиниц, достойных королей. А гостеприимство местных жителей вас приятно удивит.

Если же вы захотите почувствовать себя настоящим местным жителем, то вам стоит присмотреть себе квартиру. Особенно это будет удобно, если вы едете большой компанией, когда можно поделить счет за проживание.

Квартиры в Лиссабоне удивительны, возможно, вам удастся найти свою мечту, которая сделает ваше пребывание в городе еще более незабываемым и романтичным.

Город очень компактный, поэтому, даже если вы остановитесь не в историческом центре, то добраться до него не будет проблемой.

У нас есть обзор районов Лиссабона - В каком районе Лиссабона лучше остановиться

Кафе и рестораны Лиссабона

Португалия и Лиссабон всегда славились своей кухней. Туристы обычно обращают внимание на блюда из рыбы и морепродуктов, но это не все, чем может похвастаться город.

Хотите стейков из говядины? Бифштексы из рубленного мяса? Блюда из кролика, козлятины и молочных поросят? Вегетарианские блюда и био-продукты? Все это, и даже больше вы легко попробуете в Лиссабоне, так как у португальцев культ еды.

Не исключено, что именно желание вкусно поесть, подвигло португальцев искать морской путь в Индию, чтобы получить доступ к рынку восточных специй. А географические открытия были совершены, как бонус во время выполнения этого квеста.

Кафе и рестораны, кондитерские с собственными рецептами сладостей здесь на каждом углу, буквально. От элитных ресторанов, до "ташек", маленьких забегаловок.

В последнее время в Лиссабоне открылось много ресторанов с высокой кухней, а португальские шеф-повара получили несколько международных премий.

Лиссабон рай для гурманов. Не верите? Приезжайте и мы легко это докажем!

Хорошие кафе и рестораны Лиссабона

Что посмотреть в Лиссабоне

История этого города насчитывает тысячи лет. В нем огромное количество интересных мест для путешественника, от римских руин, до шедевров современной архитектуры.

Чтобы увидеть главные места и достопримечательности надо не менее четырех дней. Но, за это время вам будет сложно понять этот город, почувствовать его по настоящему. Ведь даже если вы тут живете, вы всегда будете отрывать для себя что-то новое.

Лиссабон меняется каждый день. Открываются новые интересные места, реставрируются здания и площади. Этот город сейчас переживает очередной подъем. Он стал одним из самых популярных и неизведанных туристических направлений Старого Света.

Лиссабон, это не только столица Португалии, но и самый большой порт страны.

В последние десятилетия Лиссабон переживает второе рождение, постепенно, вновь становясь «золотым городом» Европы. Обновление столицы произошло в начале прошлого века, когда город начал готовиться ко Всемирной выставке, проходившей в 1998 году. В это время возникли такие новые сооружения, как грандиозный мост, носящий имя Васко да Гамы, который соединил городской аэропорт с автомобильными магистралями Португалии, а также, Восточный железнодорожный вокзал, украсивший восточный пригород Лиссабона.

Мост Васко да Гамы имеет длину 17 км 200 м. Он заслужено носит звание самого длинного моста Европы. В Китае есть мост подлиннее. Длина китайского моста «Ханчжоу», составляет целых 36 километров, но смотрится Китайский мост менее красиво!

По мосту Васко да Гаммы осуществляется шестиполосное движение автомобилей и на случай необходимости в любой момент можно подключить еще две полосы. Кстати, свое название мост получил не случайно. Его построили к 500 летию с момента открытия Васко да Гамой пути из Европы в Индию.

Еще один известный мост Лиссабона — «Мост имени 25 апреля». Он пересекает место впадения реки Тежу в Атлантический океан.

Восточный железнодорожный вокзал или Эштасау ду Ориенте (Estação do Oriente), совмещает в себе железнодорожный и автобусный вокзалы, а также, станцию метро.

Особенно красив вокзал при ночном освещении.

Строительство вокзала обошлось Португалии в 200 млн евро. Проект сооружения разработал известный испанский архитектор Сантъяго Калатрава.

Своеобразным шармом обладают и старинные достопримечательности города, придающие городу некоторую провинциальность. Замок Святого Хорхе в изумительном средневековом районе Альфама, раритетные деревянные трамваи, деловито снующие по городским улицам мимо уютных кафе, выполненных в стиле ар деко, мозаичные мостовые – все это придает городу незабываемую прелесть. Многие культурные и исторические достопримечательности были разрушены во время землетрясения, случившегося в 1755 году. Но в городе все равно много интересных мест, одним из которых считается футуристический Океанариум, выполненный в модернистском стиле.

Фото Океанариума.

Видео: футуристический Океанариум в стиле модерн.

Замок Святого Георгия видно практически из любой точки города.

Замок Святого Хорхе находится в старом средневековом районе Лиссабона — Альфама. Это исторический центр города чудом уцелевший во время страшного землетрясения 1755 года.

Памятник королю Жозе I, стоящий на Торговой площади.

Фонтан на Россиу — центральной площади Лиссабона.

Рядом с Лиссабоном находятся великолепные курорты с золотом песчаных пляжей: Кошта де Капарика, Эшторип, Кашкайш; живописные лесные массивы Шинтры; великолепный монастырь Мафра. Город пропитан легким, ароматным и ярким, навеянным современностью духом, готовый принять у себя весь свет.

Видео: ДК Непутевые заметки в Лиссабоне.

Лиссабон на карте мира:

Извините, карта временно недоступна Извините, карта временно недоступна

Географические координаты Лиссабона: 38°43′00″ с. ш. 9°10′00″ з. д.

Очень подробная карта Лисабона, с мостами и пригородами, парком Монсанто, аэропортом и другими достопримечательностями.

.

Согласно легендам, Одиссей, герой Гомера, первым увидел в районе современной Португалии побережье с хорошо защищенным портом, где основал город. А через тысячу лет римляне дали ему название Лиссабон.

С течением времени этот никому особо не известный город превратился в крупную европейскую столицу, где богатейшее наследие разных эпох гармонично сочетается с современностью.

Сегодняшний Лиссабон поражает своей величественностью, великолепными памятниками архитектуры, красочными пейзажами и бесчисленным множеством узких улочек. Благодаря всему этому он по праву признан одним из самых красивых и привлекательных городов мира.

Климат и погода

В Лиссабоне погодные условия определяет мягкий средиземноморский климат, благодаря которому летом здесь не засушливо, а зимой довольно тепло. Кроме этого в городе практически всегда светит солнце (260 дней в году), хотя иногда случаются и ливни. Лето отличается сухой и жаркой погодой (+28 ºC ), а зима — дождями и отсутствием снега (+15 ºC ).

Характерной климатической особенностью города являются резкие перепады дневной и ночной температур, достигающие разницы в 8-10 °C . Идеальное время для поездки в Лиссабон — это период с середины мая по июнь, а также сентябрь.

Природа

Лиссабон, или, как его часто называют, «город на семи холмах» , является самой западной столицей Европейского континента. Находится он в живописной местности на юго-западном берегу Пиренейского полуострова (бухта Мар да Палья).

Город стоит в устье реки Тежу, в 15 км от того места, где она впадает в Атлантический океан. Окрестности Лиссабона отличаются богатой и разнообразной растительностью (сосны, эвкалипты, вечнозеленые кустарники) и холмистой структурой рельефа.

Достопримечательности

Достопримечательности Лиссабона представлены как старинными, так и современными архитектурными постройками, разнообразными музеями, а также живописными площадями. Одним из символов города является башня Торри де Белен (XVI в.), которая считается одной из самых красивых его построек. Главной же религиозной достопримечательностью Лиссабона выступает старинный Кафедральный собор (XII в.), напоминающий массивную крепость. Интересно и здание оригинального дома Бикуш, украшенное камнями в форме бриллиантов. В настоящее время в нем расположен выставочный центр. Говоря об исторических объектах, необходимо выделить отреставрированную крепость Св. Георгия (1511 г.), часть залов которой превратилась в исторический музей.

Кроме этого наиболее интересными постройками Лиссабона считаются полуразрушенный монастырь Кармо , статуя Христа на мосту им. Антониу Салазара , дворец Сан-Бент у, барочный дворец Мафра и мост Васко да Гама.

Среди музеев наиболее примечательными являются Морской музей в здании монастыря Жеронимуш, Археологический музей, Музей географического общества, Архив фотографий и др.

Питание

Лиссабон — очень гостеприимный городов. Здесь можно не только отлично отдохнуть, но и попробовать вкуснейшие блюда национальной кухни. Главными составляющими местного меню являются рыба, кальмары и другие морепродукты. Самые популярные блюда, которые можно отведать в Лиссабоне, — это треска на углях, сардины, волчий окунь, макрель, а также густая похлебка из разных видов рыбы и других морских обитателей.

На гарнир же подают рис, морковь, цветную капусту и отварную стручковую фасоль. Мясо в Лиссабоне популярно не настолько как рыба, однако распространено довольно широко. Так, в любом ресторане местной кухни обязательными пунктами меню являются шницели из говядины, жаркое из маринованного барашка и молочный поросенок. Ну и, конечно же, традиционную португальскую трапезу невозможно представить без превосходных местных вин, которые известны на весь мир. Самым знаменитым из них является портвейн — десертное вино с 20 % алкоголя, а также сухая мадейра.

Кроме морских даров и вина кухня Португалии славится десертами (миндальное печенье со сметаной, пудинг Молотофф , шоколадные трюфели, миндальный пирог и т.д.).

Проживание

Лиссабон является одним из самых популярных туристических городов Европы, в связи с чем здесь расположено огромное количество разнообразных гостиниц, отелей, хостелов и пансионов. Шикарные пятизвездочные отели расположены в историческом центре города и у побережья: Tivoli Lisboa (от 108 €), Corinthia Hotel Lisbon (от 71 €) и др. Менее фешенебельные, но вполне комфортные гостиницы находятся возле вокзала и в деловых районах: Evidencia Astória Creative Hotel (от 50 €), America Diamond"s Hotel (от 45 €) и др.

Кроме этого в окрестностях Лиссабона популярностью пользуются Pousadas — исторические отели, размещенные в усадьбах, замках или монастырях (от 120 €).

Развлечения и отдых

Развлекательная программа Лиссабона довольно обширна, поэтому каждый турист сможет здесь отлично отдохнуть и повеселиться. В первую очередь рекомендуется посетить красивейший Океанариум, где представлены самые разнообразные жители подводного мира. Тем же, кто желает полюбоваться обитателями местной фауны, необходимо отправляться в Лиссабонский зоопарк с живописными вольерами и обширной территорией для отдыха. Приобщиться к природе можно и в Ботаническом саду, предлагающем взглянуть на разнообразные экзотические растения и цветы. Кроме того, стоит посетить и городской планетарий Planetario Calouste Gulbenkian и полюбоваться звездным небом, а также прослушать познавательные лекции.

Стоит отметить, что в Лиссабоне имеется невероятно огромное количество парков и садов. Лучшими из них считаются сады Miradouro Sao Pedro de Alcantara и Estufa Fria , а также парк Edward VII с игровыми площадками, живописной зоной отдыха и специальной территорией для пикника.

Среди мест для любителей спорта стоит отметить гольф-центр Lisbon Sports , игровой комплекс Bowling Playcenter с боулинговыми дорожками и школу Escola de Equitac-o da Quinta da Marinha , где учат ездить верхом. Ну а поклонников ночного образа жизни в Лиссабоне ждет большой сюрприз: более 100 разнообразных клубов и баров. В некоторых из них всю ночь звучит живая музыка и выступают знаменитые диджеи.

Напоследок стоит сказать, что в течение всего года в Лиссабоне проводятся самые разнообразные фестивали, ярмарки, праздники, а также спортивные матчи и бои быков.

Покупки

Шопинг в Лиссабоне можно назвать отдельным способом развлечения, который принесет немало приятных моментов и положительных эмоций. Самые лучшие магазины города находятся на улице де Либердад. Именно там расположены многочисленные бутики именитых дизайнеров, парфюмерные салоны и роскошные антикварные магазины. Также стоит обратить внимание на торговые центры Colombo и Vasco da Gama , где можно найти практически любую вещь, от бытовой техники до португальских вин. Отдельно стоит упомянуть районы Байши и Шиаду . В первом из них в многочисленных салонах продаются португальские ювелирные изделия из золота, а второй славится лавками, торгующими товарами народного промысла (лен, хлопок, керамика и т.д.).

Лиссабон славится не только модными дизайнерскими магазинами и золотыми ювелирными изделиями, но и качественной обувью, а также изделиями из кожи (сумки, перчатки, куртки, кошельки и др.). Не менее популярна португальская одежда, которая отличается современной направленностью, авангардизмом и демократичными ценами. В основном она скупается молодежью.

Из сувениров в первую очередь стоит обратить внимание на португальские вина (мадера и портвейн), разнообразную керамику, шерстяные коврики ручной работы, гобелены, натуральную океаническую соль. А еще на петушков, которые являются символом Португалии, из самых разных материалов. Кроме этого довольно оригинальным сувениром является азулежуш (аzulejo) , который представляет собой керамические плитки, изображающие португальские улицы, старые трамваи и петушков. Найти вышеперечисленные товары можно практически во всех магазинах, сувенирных лавках и на уличных базарах.

Транспорт

В Лиссабоне функции общественного транспорта выполняют трамваи, автобусы и метро. Стоимость проезда в автобусе и трамвае составляет 1,1 €, причем приобретенный за такую сумму билет действителен в течение 2 поездок. Лиссабонское метро состоит из 4 линий и связывает спальные районы города с его центром. Билеты в метро стоят 0,85 € у кассира и 0,8 € в билетном автомате, проездной на целый день обходится в 3,3 €. Кроме этого в Лиссабоне существуют специальные туристические проездные на все виды транспорта: 9 € на 4 дня и 12 € на неделю.

Также в городе насчитывается огромное количество такси. Их стоимость составляет 1 € за посадку и 5 € за каждые 175 м. По выходным и в темное время суток этот тариф обычно увеличивается примерно на 20 %.

Связь

Сделать местный звонок или позвонить за границу можно из отелей, некоторых баров и кафе, но это обойдется довольно дорого. Гораздо выгоднее будет звонить из уличных таксофонов, которые установлены практически на всех улицах Лиссабона. Стоит отметить, что, кроме того, что звонки из таксофонов обходятся в 3-4 раза дешевле, после 20:00 тарифы на все международные переговоры снижаются на 20 %. Лиссабонские таксофоны работают от телефонных карт Creditifine, которые можно купить в отделениях связи или уличных киосках.

Самым же распространенным способом коммуникации является мобильная связь (GSM 900/1800) . Роуминговые тарифы довольно высокие, поэтому, если звонить придется часто, то выгоднее будет временно подключиться к одному из местных операторов (Vodafone,TMN и Optimus).

Платный доступ к интернету предоставлен в большинстве почтовых отделений и многочисленных интернет-кафе. Также во многих ресторанах, гостиницах, развлекательных центрах и конгресс-залах имеются специальные помещения, оборудованные беспроводным доступом к Сети (Wi-Fi).

Безопасность

В Лиссабоне криминальная обстановка вполне спокойна, поэтому гости города могут чувствовать себя здесь безопасно. По улицам тут можно спокойно гулять буквально в любое время суток и в любом районе, однако личные вещи без присмотра оставлять не стоит. Расовые и межнациональные проблемы в Португалии, как и преступность, практически полностью отсутствуют. Если же возникнут проблемы, следует обращаться к любому уличному полицейскому.

Бизнес-климат

Лиссабон является самым богатым и наиболее экономически успешным городом в страны, а его ВВП на душу населения даже выше, чем среднеевропейский. Более того, порт Лиссабона считается одним из самых активных и стратегически важных на европейском побережье Атлантического океана.

Экономика города основана на туризме и сельском хозяйстве. Наиболее перспективными инвестиционными сферами здесь являются банковское дело, телекоммуникации энергетика и образование.

Недвижимость

В последнее время рынок недвижимости Лиссабона стал очень популярным среди иностранных покупателей и инвесторов. Согласно статистике наибольшим спросом обладает здесь не коммерческая недвижимость, а жилье. Стартовая цена на рынке жилой недвижимости Лиссабона на данный момент составляет 75 000 €. Самыми престижными считаются объекты, которые находятся в исторической части города (район Baixa Pombalina). Однако стоимость жилья в этом регионе в несколько раз выше, чем в других районах.

Отдыхающим в Лиссабоне стоит учесть, что здесь уже почти 5 лет действует Закон о запрете курения.

Согласно ему на рабочих местах, в организациях здравоохранения, в общественном транспорте, в закрытых спортивных сооружениях, в учебных заведениях, театрах, библиотеках, музеях, магазинах, отелях, на территории автозаправочных станций и в других общественных местах курение строго запрещено и карается штрафом (от 50 до 750 €). В ресторанах, барах и клубах компромиссом являются специальные места для курения, которые оснащены мощной вентиляционной системой.

Природные условия

Лиссабон занимает выгодное положение на юго-западном побережье Пиренейского полуострова, в широком устье реки Тежу, в 15 км от Атлантического океана. Районы города простираются вдоль лиссабонского побережья, тянущегося от речного устья до пляжей Алентежу, в кустарниковых зарослях которого встречаются рыси. Современные высотные здания столичного мегаполиса сменяются на окраинах живописными рыбацкими хижинами, объединенными в небольшие поселки.

Природные условия в окрестностях Лиссабона весьма благоприятны для жизни: постоянный приток влажных воздушных масс с Атлантического океана делает климат достаточно мягким, зимой здесь тепло (температура воздуха не снижается ниже отметки +9° С), а летом умеренно жарко (среднемесячная температура августа не превышает +24° С).

Нередко в устье Тежу бывают туманы, однако в самом Лиссабоне влажность воздуха достаточно низкая, среднегодовое количество осадков здесь колеблется от 500 до 700 мм.

Несмотря на то что леса в прибрежных районах беспощадно истреблялись, в окрестностях Лиссабона сохранилась богатая растительность: приморская сосна, эвкалипты, вечнозеленые кустарники (маквисы). Последние, образующие высокие заросли, придают ландшафту неповторимое очарование. Наиболее популярными видами маквисов являются благородный лавр, мирта, древовидный вереск, олеандр, земляничное и фисташковое деревья.

Население, язык, вероисповедание

Лиссабон - крупнейший город Португалии , в нем насчитывается более 678 тыс. жителей, а в агломерации Большой Лиссабон - около 2,1 млн. человек, что составляет почти четверть населения государства.

Столица Португалии - город многонациональный, 97% его населения составляют португальцы и лишь 3% - иностранные граждане. Тем не менее многовековая история Лиссабона, традиции и культура которого формировались под влиянием не только местных жителей, но и путешественников из Японии, Индии, Африки и ряда других стран, дает ему право называться городом контрастов.

Большая часть жителей Лиссабона говорит на португальском языке, который имеет определенное сходство с испанским, но все же отличается от него произношением и грамматикой. Оба языка ведут свое начало от древней латыни, однако благодаря многочисленным контактам лиссабонских путешественников и купцов с представителями стран Азии, Германии и Турции португальская лексика значительно пополнилась арабскими, немецкими, японскими китайскими словами.

Практически все население Лиссабона исповедует католицизм, причем Римско-католическая церковь является самостоятельной, независимой от государства организацией, существующей за счет собственных финансовых средств и пожертвований прихожан. Наряду с католическими традициями, в Лиссабоне и всех остальных португальских городах действует давний обычай поклонения местным святым и торжественного празднования памятных дней этих святых.

В настоящее время горожане все реже посещают храмы, а некоторые из них открыто заявляют о своих атеистических взглядах. Небольшой процент горожан исповедует протестантизм, кроме того, в Лиссабоне имеется иудейская община, в которой насчитывается немногим более 110 тыс. человек.

История развития

Лиссабон - город с богатой историей , насчитывающей более 20 веков. В древних источниках он впервые упоминается как Олисиппо - крупное поселение иберийского племени лузитан. Выгодное в экономическом отношении положение способствовало росту лузитанской деревни, которая со временем превратилась в настоящий город.

Во II в. до н. э. Олисиппо был захвачен римлянами, вторгшимися на Пиренейский полуостров после предательского убийства предводителя лузитан Вириата. Город стал резиденцией римского наместника, вскоре обычаи завоевателей твердились на всей территории Пиренейского полуострова, а существовавшие ранее традиции и языки исчезли.

Завоевание Римской империи варварами и расселение их по Европе и Пиренейскому полуострову способствовало тому, что на рубеже VI-VII вв. Олисиппо оказался под властью вестготов. В 714 г. город перешел под покровительство рабских халифов и получил новое название - Аль-Ошбуни, или Лишбуна.

Более трех столетий находился Лиссабон под властью мусульман, во второй половине XI в. правитель Кастилии Альфонсо VI, сын Фердинанда I, попытался обложить Лиссабон данью, но его намерения встретили серьезный отпор. Лиссабонцы обратились за помощью к Альморавидам, правителям Северной Африки, Альфонсо был вынужден отступить, но не надолго. Вскоре на Пиренеях вспыхнула священная война французских рыцарей против мусульман.

Вторжение французов на полуостров сопровождалось появлением на принадлежавших ранее мусульманам территориях католического духовенства, озабоченного проведением религиозных реформ и искоренением мусульманского духа на завоеванных землях. Дело Альфонсо VI было продолжено его зятем, графом Энрике Бургундским. Женившись на Терезе, граф получил в качестве приданого Португалию, в состав которой вошли Коимбра и пограничные земли. После смерти Энрике в 1112 г. Тереза не смогла сохранить независимость своих владений, однако, не желая расставаться с остатками власти, она воспротивилась передаче ее законным наследникам - своим сыновьям. В 1128 г. бароны оказали поддержку младшему сыну Терезы, Альфонсу I Энрикишу. После разгрома войск Терезы при Сан-Мамеди Альфонс обосновался в Коимбре, однако его внимание было устремлено к Лиссабону. Победа над мусульманами в битве при Орики в 1139 г. и присвоение титула короля позволили Альфонсу начать подготовку к осуществлению задуманного.

В 1147 г. войска Альфонса сумели захватить хорошо укрепленный Сантарен. а после продолжительной осады - овладеть Лиссабоном. Так древний город вошел в состав Португальского королевства, а фактический основатель страны Альфонс I Энрикиш (Завоеватель) стал национальным героем Португалии.

В 1256 г. в Лиссабон были переведены королевский двор и правительство. Жители новой столицы поддерживали все начинания своего короля Альфонса III, который, оберегая имущество королевской фамилии, не забывал и о государственных интересах: способствовал активному развитию внутренней и внешней торговли, а тем самым и обогащению своих подданных.

Следующий король Португалии, Диниш I, был человеком образованным, ему удалось ограничить влияние духовенства и дворян на государственную власть, ему же принадлежит честь основания университета в Лиссабоне (позже его перевели в Коимбру). При Динише I Лиссабон начал быстро развиваться, в город, ставший крупным портом, часто заходили итальянские, французские и английские торговые суда. Со временем Лиссабон превратился в один из самых богатых и влиятельных европейских городов, находившийся здесь королевский двор отличался необыкновенной роскошью.

XV-XVII вв. явились временем наивысшего расцвета Лиссабона: он стал крупнейшим торговым центром Европы, важным транзитным пунктом, через который осуществлялся обмен товарами, из порта отправлялись суда с отважными первооткрывателями.

Потеря Португалией независимости (она оказалась под властью испанских правителей) практически не отразилась на положении Лиссабона, в порт по-прежнему заходили корабли голландских и английских купцов, расширялись торговые связи со странами мира. В 1640 г. в городе вспыхнуло восстание, приведшее к освобождению Португалии от испанского господства. Жизнь города и его развитие были нарушены -- 1755 г., когда Лиссабон был разрушен землетрясением. Восстановили его лишь к концу XVIII в.

Возрожденный город стал объектом внимания Наполеона Бонапарта. В 1797 г., стремясь закрыть португальские порты для английских военных судов и разрушить коалицию двух стран, Франция предъявила Португалии ультиматум о предоставлении преимуществ в торговле и выплате дани, требования с негодованием были отвергнуты. Однако Наполеон не успокоился на этом и в 1801 г. вынудил Испанию напасть на Португалию. Намерения французов разрушило мирное соглашение воюющих стран.

В 1807 г. Бонапарт, завоевавший господство в Европе, вновь потребовал от правителей Лиссабона перейти на сторону Франции, однако ответа не последовало, и по приказу Наполеона французские войска под предводительством генерала Андошу Жюно выступили на Лиссабон. Близость опасности вынудила португальский королевский двор бежать из столицы в подвластную им Бразилию, власть в стране перешла в руки регентского совета под председательском герцога Абрантиша, признавшего де-факто господство Наполеона.

В Португалии началось восстание, центром которого являлся Лиссабон, повстанцы обратились за помощью к англичанам, и вскоре на территорию Португалии высадилась армия генерала Артура Уэлсли. Жюно был вынужден ставить страну и заключить в Синтре перемирие, по условиям которого власть в Португалии переходила к регентскому совету, находящемуся в Лиссабоне. Зсе попытки французских полководцев вернуть отвоеванные территории заканчивались неудачей.

В 1810 г. в Португалию вновь была послана большая французская армия год предводительством маршала Андре Масена. Встреча неприятелей произошла в районе Бусаку, войска Уэлсли удерживали французов до тех пор, пока: ни не отошли к укреплениям близ Торриш-Ведраша, расположенного к северу т Лиссабона. Вскоре французские войска отступили в Сантарен, а в марте 1811 г. и вовсе покинули территорию Португалии.

Королевская семья так и не вернулась в Лиссабон, фактическим правителем страны стал восстановленный регентский совет, хотя номинально власть принадлежала малолетнему королю Жуану VI. Вскоре в стране началось либеральное движение против регентского совета, организатором которого выступила масонская ложа Лиссабона. Недовольные требовали отставки командующего португальской армией, английского генерала Уильяма Берсфорда, и вспыхнувшие волнения быстро переросли в вооруженное восстание.

Боясь полностью потерять власть, Жуан VI был вынужден возвратиться в Лиссабон и согласиться на установление конституционной монархии. Нежелание лиссабонских либералов идти на уступки бразильским конституционалистам обернулось для Португалии потерей бразильских территорий, провозгласивших г 1822 г. свою независимость.

Вскоре Лиссабон вновь стал ареной политической борьбы: сторонники абсолютизма предприняли попытку восстановить абсолютную монархию и посадить на престол сына Жуана VI Мигела. Попытка окончилась неудачей, Мигел и его сторонники бежали из страны. В последующие годы Лиссабон неоднократно становился ареной столкновения политических интересов различных партий. В 1911 г. здесь было объявлено об установлении республиканского правления в Португалии и оглашена демократическая конституция.

Принятие в 1933 г. новой конституции ознаменовало начало в Португалии эпохи авторитарного правления, получившей название нового государства. Лиссабон по-прежнему оставался главным городом страны, более того, в годы Второй мировой войны он сумел восстановить свое былое значение крупнейшего транзитного порта мира.

В послевоенные годы португальская столица росла и развивалась, кредиты, полученные от Великобритании, позволили осуществить модернизацию портовых сооружений и ввести некоторые технические новшества в жизнь города. Экономические затраты на ведение войны в Африке в 1960-е годы снизили грузооборот лиссабонского порта, но в последующий период положение нормализовалось.

В настоящее время Лиссабон продолжает играть роль крупнейшего экономического и политического центра Португалии, здесь по-прежнему разыгрываются основные политические баталии, принимаются и провозглашаются основные государственные законы, в развитие города вкладываются крупные денежные суммы.

Культурное значение

Лиссабон нередко называют жемчужиной португальских городов. Он привлекает многочисленных туристов своими прекрасными церквями и замками, средневековыми улочками и музеями. Само положение на речном берегу в районе сужения мощной реки перед впадением в океан придает городу необычный вид: улицы с расположенными по обеим сторонам домами тянутся на десятки километров вдоль берега, гигантские многоэтажки неожиданно сменяются невысокими домиками Старого города.

Пожалуй, туристу, впервые попавшему в Лиссабон, нелегко будет сделать выбор между посещением современного Белемского культурного центра и исторического района со знаменитыми архитектурными шедеврами стиля мануэлино (готика XV-XVI вв.) - Вифлеемской башней и монастырем иероминитов (Жеронимуш), провозглашенными ЮНЕСКО достоянием общемировой культуры.

В Лиссабоне гармонично сочетается архитектурное наследие различных стилей: здесь можно увидеть прекрасный замок, построенный в IX-XIV вв., романский собор XII в. (перестроен в XVIII в.), готический монастырь кармелитов (1389-1423 гг., ныне в нем располагается археологический музей), чудесные дворцы и церкви, выполненные в стиле мануэлино и барокко (базилика Ла Эштрела, церкви Святого Висенте ди Фора, Консейсау Велья, Святого Роке, Музей церковного искусства).

К сожалению, большая часть памятников архитектуры погибла во время землетрясения 1755 г. В окрестностях Лиссабона наиболее посещаемыми объектами являются барочный архитектурный комплекс Мафра с королевским дворцом XVIII в., летняя королевская резиденция Келуш и Национальный дворец в Синтре.

Лиссабон - культурно развитый город , здесь имеется большое количество школ, дающих среднее образование, два университета (один из них имеет техническую направленность), старейшая в стране консерватория и Академия наук.

Многочисленные театры (оперный, «Сан-Карлуш», художественный, Национальный народный, Театр королевы Марии) делают жизнь лиссабонцев богаче. Этому же способствуют действующие в городе музеи: археологический, этнографический, религиозного искусства, античного искусства, театральный, военно-морской, изразцов, Национальный музей старинного искусства и Национальный музей современного искусства. В Национальном музее старинного искусства, основанном в 1884 г., выставляются преимущественно предметы национального искусства XI-XIX вв. Национальный музей современного искусства, в состав которого входят Музей К. Гульбенкяна и Центр современного искусства, представляет собой своеобразный выставочный центр работ современных художников, скульпторов и графиков.

Особого внимания заслуживает Национальный музей карет , основанный в 1905 г. В нем насчитывается большое количество карет, принадлежавших ранее членам королевской семьи. Возраст некоторых из собранных там экспонатов насчитывает более 300 лет.

В Лиссабоне действует несколько радиостанций, вещают два государственных телеканала и несколько частных телекомпаний, издаются газеты и журналы. Благодаря освещению в средствах массовой информации различных спортивных соревнований возросла их популярность. Особой любовью у лиссабонцев пользуются футбол и водные виды спорта.

Популярны в Лиссабоне и народные гулянья, сопровождающиеся исполнением фаду (народных песен). Впервые фаду начали петь мужчины и женщины из бедных кварталов Лиссабона, в дальнейшем песни получили широкое распространение, их стали исполнять под аккомпанемент двух гитаристов. Популярной забавой горожан является также бой быков, смысл которого сводится к усмирению животного специальным бойцом - фуркадушем, выступающим на лошади. Участвовать в состязании могут несколько всадников, победит тот, кто сумеет одолеть быка.

Информация для туристов

С 1 января 2002 г. на территории Португалии (в том числе и в Лиссабоне) действует евро. Обмен валюты лучше всего производить в португальских банках, можно также обращаться в обменные конторы, где средний обменный курс несколько ниже банковского.

Туристам, отправляющимся в Лиссабон, следует помнить, что в этом го-годе, да и на территории всей Португалии не принято зевать и потягиваться с общественных местах, обсуждать семейные проблемы и вести с местными жителями разговоры о детях. Нельзя также ставить под сомнение историческое величие страны, сравнивать португальцев с их соседями-испанцами, поскольку такие сравнения воспринимаются жителями Лиссабона очень болезненно. В случае незнания португальского языка лучше всего объясняться с местными жителями на английском, французском, немецком, итальянском или испанском языках.

Остановиться в португальской столице можно как в современных гостиницах, так и в частных старинных замках и средневековых монастырях, являющихся одновременно и ценными архитектурными памятниками, и шикарными отелями. При желании можно остановиться и в частных виллах, хозяева которых проявят небывалое гостеприимство и радушие.

Известный путешественник Андрей aka Moreman любезно предоставил нам интереснейший отчет о своём путешествии в Португалию. Это первая часть.

Почему Португалия? Потому что первого раза оказалось мало.
В прошлом году мы уже были там в конце мая, исследовали северную часть, и то путешествие достойно отдельного отчета, который, я очень надеюсь, появится.

Эта поездка состоялась с 02 по 12 июня. Для пляжного отдыха, да и вообще для Португалии это считается не сезон, поэтому туристов было немного, что нас очень порадовало и усилило наши приятные впечатления. Вообще, «сезоном» для Португалии считается период с середины июня до середины сентября. Наиболее теплые (а часто – просто жаркие) месяцы – июль–август.
В этом году планировали исследовать центральную часть и юг. Как всегда, времени оказалось мало, поэтому южнее уровня Лиссабон – Эвора не забирались (возможно, ожидается еще одна поездка, хотя, рано еще загадывать). В итоге, список основных посещенных мест выглядит так:
– Лиссабон (Lisboa)
– Мафра (Mafra)
– Обидуш (Obidos)
– Пенише (Peniche) с посещением острова Берленга (Berlenga)
– Эвора (Evora)
– Лиссабонская Ривьера – Эшторил (Estoril) и Кашкайш (Cascais) – немного, просто прогулялись
– (совершенно случайно) слетали на Мадейру, где погуляли по Фуншалу (Funchal), Камара де Лобуш (Cámara de Lobos) и прокатились до северо-западной оконечности – Порто Мониж (Porto Moniz).
Португальское произношение названий городов и достопримечательностей часто не совпадает с их написанием, поскольку те или иные буквы читаются вопреки очевидности (по крайней мере, для меня, как англоговорящего). Так, например, название столицы Lisboa по-португальски будет не «Лиссабон» и даже не «Лисбоа», а «Лижбоа». В отчете, по возможности, буду давать оригинальное написание вместе с русским названием. Не судите строго, если в чем-то буду неправ.

Вследствие некоторой неопределенности накануне поездки, а также вполне определенного нашего раздолбайства, за два дня до старта у нас имелись всего лишь авиабилеты для перелета в Лиссабон и обратно. И все. Место первого ночлега в Лиссабоне было зарезервировано буквально за час до вылета из Домодедово, с i-pad’а по Wi-Fi в кафе аэропорта. В таком подходе есть некая доля экстрима, привлекающего лично нас в поездках, однако, не стал бы советовать поступать подобным образом, ибо многие от отдыха ждут, наоборот – размеренности и определенности. Кроме того, никто не отменял общего правила – чем раньше бронируешь, тем больше выбор и ниже цены. С этой проблемой мы столкнулись в ходе поездки, но об этом дальше.

Итак, билеты Москва-Брюссель-Лиссабон, и обратно, Лиссабон-Цюрих-Москва, были куплены еще в середине апреля, поэтому стоили вменяемых денег (437 евро на человека туда-обратно). Самые привлекательные цены предложил trip.ru. Пересадки выбирались, исходя из городов, в которых еще не были. Теоретически, лететь можно было через Франкфурт, Амстердам и т.п. – это уж кому как удобнее, в ходе поиска билетов агрегаторы выдавали различные варинты. Скажу сразу, такой подход себя оправдал не полностью… На пути туда – пересадка в Брюсселе 4 часа 20 минут – было принято решение вообще не выходить из аэропорта («собак и ружья не брать, из автобуса – не выходить…»))) зато успели немного отдышаться, нормально позавтракать и попробовать несколько сортов местного пива (кстати, не слишком дешевого – от о 3,50 до 5,50 за 0,33 л). Запомнилось довольно необычное ощущение того, что безнаказанно могу напиться в 9 часов утра))
Сразу завершу тему пересадок: обратно – в Цюрихе, ровно 10 часов. Выбрались в город, но он не впечатлил вообще, т.е – абсолютно. То ли погода в виде ветра и холодного дождя не способствовала, то ли совершенно отчетливое ощущение надменности города и его недружелюбности к приезжим… Только галочка в графе «посещение» у Цюриха проставлена, и вряд ли мы еще туда специально поедем… Не буду больше упоминать о нем в рамках этого отчета… Тем более, есть возможность рассказать о намного более привлекательных и гостеприимных городах…

Лиссабон (Lisboa)
Этот город интересовал меня давно, еще с прошлого года, когда на вопрос «Зря ли мы не доехали до Лиссабона?» был получен хор ответов «Ну и дураки!».
Мы прилетели в Лиссабон в половине второго дня по местному времени. В аэропорту сразу же заглянули в киоск Vodafone и купили интернет-карту для i-pad за 15 евро (была активирована на месте. Израсходовать за время поездки не удалось. При неактивном использовании погибает через полгода). Затем вышли из здания аэропорта и встали в длинную, извивающуюся в соответствии с очертаниями направляющих перил, очередь. Хвост их людей был длинным, но такси приезжали и уезжали с удивительной частотой, так что уже минут через 5-7 распорядитель службы аэропорта сделал приглашающий жест рукой: ваша очередь!
Сразу расскажу про такси. Неофициальные не встречались (думаю, что их нет), а официальных – очень много. Опознать машину такси очень легко – повсеместно в Португалии их окраска бывает только двух типов: черная машина + стойки и крыша нежно зеленого цвета, или же просто – однотонный бежевый окрас. Стоимость не запредельная – так, например, путь от аэропорта до отеля обошелся в 19 евро. Оплата – строго по счетчику, чаевые – по желанию. «С руки» не ловили и не видели, чтобы этого делали другие (скорее всего, как везде в Европе, это просто не принято), но администратор любого ресторана или музея с радостью закажет машину для вас.

Вообще-то, из аэропорта до города можно добраться не только на такси. Прямо в аэропорту есть станция метро с одноименным названием (Aeroporto). Кроме того, от аэропорта ходят автобусы AeroBUS. Если вы знаете станцию метро или остановку, до которой вам нужно ехать – вполне себе варианты.

Аэропорт Лиссабона расположен практически в городе, поэтому до отеля мы добрались минут за 15. Таксист высадил нас по нужному адресу и сразу же уехал. Мы остались наедине с городом. Наверное, такое бывает у всех: когда приезжаешь в новый и желанный город, и наступает первая минута, когда можешь выдохнуть и расслабиться – начинаешь прислушиваешься к собственным ощущениям, стараясь понять, где же ты очутился и что это за город (дело, разумеется, не в названии), понравитесь ли вы друг другу, нашел ли собеседника и поймешь ли ты то, что этот город тебе расскажет?

Мы стояли на узком тротуаре улицы Morais Soares под мелким дождем, который был теплым и каким-то ласковым, не вызывая никакого желания закутаться в куртку или достать зонтик… Местные жители любезно обходили нас, спеша по свои делам, в воздухе пахло фруктами, пряностями и еще чем-то непонятным, но однозначно указывающии на близость моря… (хотя до побережья бухты было не менее 2 км). Мы находились в совершенно незнакомом месте и не совсем понимали, куда же нам теперь идти – никакой вывески отеля вокруг не наблюдалось. После 2-минутных поисков нашли маленькую табличку, нажали кнопку звонка и вошли в открывшуюся дверь.
Отель, который мы забронировали, в-общем-то, и не был отелем в обычном курортно-туристическом понимании слова. Официально он именовался Pensão Tiago, но скорее, это был просто студенческий хостел. Советовать его здесь не рискну – очень немногие разделяют наше понимание того, что нам нужно от отеля. Все дело в общем подходе к отдыху: приезжая в какое-либо место, мы не сидим на пляжах, в барах и бассейнах, а ходим по округе и исследуем окрестности. Стало быть, от отеля нам обычно требуется только лишь: чистое белье – выспаться, горячая вода в душе – помыться и запираемое помещение – бросить вещи. Все остальное, что нам нужно в путешествиях, мы получаем вне стен отеля.
В данном случае было, что называется, простенько, но чистенько… и в-общем – нормальненько, за исключением некоторых особенностей, типа крутой лестницы на 4 этаж без лифта, или двух кранов в одной раковине – отдельно с холодной и горячей водой, отстоящих друг от друга на расстоянии 20 см… Зато – прекрасный вид из общей кухни на внутренний дворик бедного квартала, с созревающими мандаринами и висящим на веревках бельем… и всего 20 евро в сутки (на двоих!) – нас вполне устроило…
Оплатили номер картой Виза, распросили общительного управляющего в майке, шортах и вьетнамках о ближайших ресторанах с морской кухней (моя слабость!) взяли рюкзаки, и вперед – в город, знакомиться…

Блажийший рыбный ресторан Solar Dos Mouros находился буквально за углом – на улице Calcada Poco dos Mouros, 85 (здесь и далее: за русский вариант произношения португальских названий ручаться не могу ни в коем случае, русское написание буду давать только в случае, если уверен или приблизительно уверен в правильности). В любых странах мира нам очень нравятся ресторанчики именно такого типа: не самые престижные и дорогие, но душевные, с компаниями местных жителей и замечательной простой едой… Под жареные сардинки и пару бокалов Super Bock услышали русскую речь за соседним столиком и воспользовались возможностью распросить людей о местах, которые стоит посетить… Ребята, по-видимому, оказались, рок-фанатами, поскольку сразу указали место, куда нам стоило пойти – в те дни в Лиссабоне проходил крупный рок-фестивать Rock in Rio , с участием мировых групп и исполнителей… Финал (через два дня, в воскресенье) должен был быть ознаменован выступлением Брюса Спрингстина… Скажу сразу, этот рок-фест мы проигнорировали, здраво рассудив, что посещение фестиваля, с толпами, билетами, переездами и т.п. займет слишком много времени – пол-дня в лучшем случае… Было немного жаль, но только совсем немного…))
Вход на ближайшую станцию метро Arroios напоминал спуск в подвал, которым нечасто пользуются:

Ничего похожего на павильоны московского метро…
Внутри – тоже, ничего особенного:

Больше всего, метро Лиссабона напомнило парижское – такие же однотипные станции неглубокого заложения, с короткими промежутками между станциями. Хотя, точечное оформление отдельных станций и переходов довольно интересно и претендует на оригинальность. Например, в некоторых местах располагаются авторские панно – картины из керамической плитки…
Линий всего 4, различаются по названию цвета, в который окрашены на схеме:
Linha Amarela (желтая линия)
Linha Azul (синяя линия)
Linha Verde (зеленая линия)
Linha Vermelha (красная линия)
Выбор платформы нужного направления производится по указателю, на котором указываются не следующая станция, и не все станции данного направления, как в московском метро, а конечная станция линии в данном направлении (довольно распространенная практика в метро европейских городов).
Следуя объяснениям местных жителей, мы купили билеты – карточки, посчитав их действие аналогичным картам в московском метро, чем сразу же совершили ошибку (я догадываюсь, чем она была вызвана – как автомобилезависимые люди, мы редко покупаем в московском метро карты больше, чем на 1-2 поездки, после чего, разумеется, сразу их выкидываем). Транспортные карты в Лиссабоне, хоть и имеют ограничение по сроку действия – но они многоразовые и их можно и нужно пополнять!!
Насколько поняли, для передвижений по Лиссабону в качестве туриста лучше использовать два типа карт – «Viva Viagem» и «7 colinas»:

Разницы в условиях использования никакой, помимо того, что (вроде как) Viva Viagem позволяет ездить еще и по ближайшим окрестностям Лиссабона – вплоть до Кашкайша. Между прочим, название этих транспортных карт переводится, соответственно, как «Да здравствует путешествие!» и «7 холмов» (Лиссабон, как и Москва, стоит на 7 холмах) – романтики, однако.
Мы покупали карты Viva Viagem, посчитав их самым простым и удобным для нас способом перемещения по городу. Карта Viva Viagem действительна год, стоит 50 евроцентов, к этой стоимости при покупке нужно добавить стоимость однократного проезда в метро – 1,25 евро. Однако, рекомендую добавить сразу 5 евро – в этом случае, билет действует в течение 24 часов, и не только в метро, а еще и в наземном транспорте – автобусах, трамваях и фуникулерах, входящих в транспортную систему Carris , кроме туристических автобусов и трамваев (YellowBus). По правилам, каждый пассажир должен иметь свою собственную карту (то есть, нельзя покупать одну карту на несколько человек).
Купить транспортные карты можно прямо в метро – в автоматах (особых проблем не вызывает – есть меню на английском), либо в табачных киосках или в магазинчиках под названием Casa da Sorte.
На всякий случай: метро в Лиссабоне работает с 6:30 утра до 01:00 ночи (это время, когда по линии отправляется первый/последний поезд). Существуют ограничения по открытию холлов некоторых, не самых оживленных, станций, но это не принципиально.

На метро мы доехали до станции Rossio (Россиу), найдя ее равноудаленной от близлежащих интересностей. Вышли на одноименной площади и отправились гулять, буквально – куда глаза глядят. Немного побродив по узким и часто пересекающимся улочкам, решили, что пора перестать делать это бесцельно – пора бы посмотреть знаменитые достопримечательности. Первый же захваченный врасплох прохожий, в ответ на мой вопрос, мол «где здесь у вас ворлд фэймос элевейтор…?», на хорошем английском все доходчиво объяснил (кстати, сами лиссабонцы для описания сооружения на английском языке используют слово не elevator, a lift – по крайней мере, именно так написано на билетах). Через пару кварталов, повернув налево, мы увидели его – лифт Санта Жушта (Elevador de Santa Justa). Возможно, насчет «ворлд фэймос» я хватил, но сооружение заслуженно известное:

Этот лифт возит людей снизу (от пересечения улиц Rua de Santa Justa и Rua Aurea) наверх (до площади Largo do Carmo) c 1902 года, помогая преодолеть перепад высот в 32 метра (высота самого сооружения – 45 метров). До 1907 года работал от паровой машины, позже приводилось в движение электродвигателями. Как говорят, автор сооружения Рауль Месньер дю Понсар был учеником самого Густава Эйфеля. Скорее всего, врут, но стиль постройки очень похож – сооружение выполнено из чугуна, детали украшены узорами и соединены большими заклепками… В 2002 году было признано памятником национального значения – думаю, это справедливо.
Внутри находятся две шахты для лифтов. Каждая кабина – произведение искусства, отделано натуральным деревом и зеркальными панелями:

Сохранились оригинальные органы управления начала прошлого века:

Немного нелепое, но очаровательное сооружение. Мне лично напомнило высокий гриб на тонкой ножке. Вместо шляпки – смотровая площадка, с которой прекрасно видно половину города и долину реки Тежу (Tejo). Несколько фоток для иллюстрации, слева направо: Вид на площадь Rossio (Росиу):

Вид на улицу Rua de Santa Justa и замок Святого Георгия (Castelo de São Jorge) – он виден на холме вдали:

Вид на реку Тежу:

Лифт Санта Жушта эксплуатируется уже упомянутой транспортной системой Carris, поэтому здесь действует описанная выше городская транспортная карта. Если ее нет, стоимость отдельного билета (действует для двух проездов – вверх и вниз) составит 5 евро, но в этом случае посещение смотровой площадки наверху будет для вас бесплатным, иначе, для доступа на площадку нужно заплатить еще 1, 5 евро.
Кстати, очередь желающих прокатиться снизу наверх обычно большая, а вот наоборот – обычно почти никого нет… Если вы хотите просто прокатиться, хотя бы и вниз, то наверх можно подняться другими путями – обойти через улицу Calçada Carmo, подняться по эскалаторам на вокзале Rossio, или даже по эскалаторам магазина H&M (фу, какая проза!).
Мы же прошли этот путь в обратном направлении, т.е., наверх поднялись на лифте, а затем пешком спустились вниз.
Поднявшись на лифте, по крытому мостику, мимо белых стен кармелитского монастыря, расположенного справа, по узкой улочке с полу-недо-разобранными трамвайными путями

… выходим на площадь Largo do Carmo:

Далее, по улице Calçada Carmo спускаемся вниз. Надо сказать, что этот район города, конечно, считается туристическим, но мне лично пошлым почему-то не показался. Погуляйте по окрестностям – не пожалеете. Пройдите по улице Rua do Carmo – вот она, на фото (наверху виден мостик, ведущий от лифта до площади Largo do Carmo):

Посмотрите на местных попрошаек, для которых сидеть на улице и просить подаяние – даже не профессия, а просто прикол и способ пообщаться:

Посмотрите на уличных артистов:

Здесь можно зайти в одно из многочисленных кафе и ресторанчиков с более-менее нормальными ценами, или услышать фаду. Фаду (fado) – это традиционное португальское искусство, медленная, очень грустная и очень мелодичная песня о любви (конечно же, неразделенной, иначе – откуда такая грусть?), судьбе, одиночестве и тому подобных категориях. О чем именно поют – не знаю, но цепляет так, что немедленно хочется либо утешить исполнителя, либо умереть вместе с ним.

К югу от площади Россиу расположен своего рода туристический центр Лиссабона – район Байша (Baixa). Название исходит от его расположения («Baixa», в переводе с португальского – «низкая») – между двумя холмами, в низине. Именно здесь больше всего людей с рюкзаками и фотоаппаратами, не разговаривающих по-португальски, здесь расположены многочисленные магазинчики и лавки с сувенирами, кафе и ресторанчики. Будет возможность – попробуйте свежевыжатые соки, которые предлагаются в уличных забегаловках. Нам смешали коктейль из манго, апельсина и еще чего-то экзотическо-невообразимого за 4 евро за 0.5 л.
Когда-то давно, еще до знаменитого разрушительного землетрясеняи 1755 года, этот район представлял собой бессистемное расположение улиц и строений. После землетрясения Байшу пришлось перестраивать полностью (в честь тогдашнего премьер-министра маркиза Себастьяна Помбала, который внес большой вклад в восстановление района, ее еще называют Байша-Помбалина). С тех пор и по настоящий момент улицы Байши имеют ровную прямоугольную (продольно-поперечную) планировку.

По одной из таких прямых улиц проходим через всю Байшу и выходим на площадь Praça do Comercio (Праза ду Комерсиу), которая расположена прямо на берегу реки Tejo (Тежу), а точне – бухты Мар да Палья (Mar da Palha), которая считается ее устьем. Название площади переводится как Торговая, хотя она известна также под названием Дворцовой – здесь находился дворец Рибейра, полностью разрушенный уже упоминавшимся землетрясением 1755 года. Современный вид площадь приобрела после восстановления: в симметрично расположенных зданиях располагались организации, определяющие и регулирующие торговые взаимоотношения, таможенные вопросы и деятельность порта – отсюда и название.

В настоящее время площадь утратила первоначальное значение – сейчас здесь находятся учреждения разного рода и направленности – например, Министерство юстиции. В центре площади находится конная статуя короля Лиссабона Жозе I, которая, как говорят, является единственным памятником, посвященным этому королю.

Тем временем, первый день пребывания в Лиссабоне закончился. На пути домой поужинали в маленьком ресторанчике, витрина которого представляла собой жаровню, на которой готовились куры-гриль. Как и в России, такой способ уличной торговли довольно популярен – мы видели даже очередь из местных жителей, покупающих на ужин половинку или четвертинку курицы. Мы, однако, вдарили по рыбке (она предлагалась охлажденной на льду на отдельной витрине) – разумеется, приготовленной на гриле.

На следующий день, по пути от пенсиона к метро установили собственый рекорд стоимости завтрака. В первом же попавшемся кафетерии взяли: двойной эспрессо, капучино, два немаленьких пирожных, включая плюшку-ватрушку с вареньем из репчатогго лука (очень интересный вкус!), сендвич, и что-то типа маленькой пиццы. Счет очень порадовал – всего лишь 7,35 евро за все. Так что, если кто-то предпочитает легкие завтраки, кафетерии (Cafetaria) или кондитерские (Pastelaria) – очень хороший вариант. По сути, это одно и то же заведение – во многих кафетериях прекрасный выбор выпечки и во многих кондитерских наливают кофе или чай). Правда, этот вариант хорош и для местных жителей, которые привыкли завтракать там же, так что, приготовьтесь к тому, что в тишине и одиночестве вы, скорее всего, сидеть не будете – вокруг будут бегать и шуметь дети, взрослые будут темпераментно обсуждать последние новости, и т.д.

На сегодня наша культурная программа предполагала поездку в

Belen
(почему-то произносится как «БелеМ»).

(некоторые культурные достопримечательности Лиссабона можно

Белем (более точное название – Санта-Мария-де-Белен, Santa Maria de Belém, Вифлеем) – пригород Лиссабона, расположенный в нескольких километрах от основного города, к западу от него. Является сосредоточением известнейших достопримечательностей Лиссабона. Перечислю основные из них сразу, поскольку рассказывать буду только о некоторых:
– Монастырь иеронимитов Жеронимуш (Mosteiro dos Jerónimos)
– Беленская башня (Torre de Belém)
– Памятник первооткрывателям. Вернее, монумент и музей больше известны под этим названием, хотя точно название переводится как Памятник Открытиям (Padrão dos Descobrimentos, Monumento aos Descobrimentos)
– Беленский дворец (Palácio Nacional de Belém) (является резиденцией Президента Португалии).
Список, разумеется, не исчерпывающий. В этом же районе находятся и другие достопримечательности, «пониже рангом»: национальный археологический музей (Museu Nacional de Arquelogia), Морской музей (Museu de Marinha), музей электричества (Museu da Electricidade, www.edp.pt), музей популярного искусства, ботанический сад, парки, и т.д.
Вообще, фото и описания основных достопримечательностей можно легко найти в интернете. Конечно, есть объекты, которые увидеть обязательно – мы осматриваем и такие. Но все же нас, прежде всего, интересует выходящее за рамки традиционных туристических маршрутов и мест осмотра.

Добраться до Белема достаточно просто: станция метро Cais do Sodré – конечная. От площади у метро идут автобусы и трамваи. Можно ехать практически на любом маршруте, идущем на запад. Трамвай – номер 15, номера автобусов не помню, но это не проблема: на вопрос «Белем?» любой местный (и не только) житель укажет направление и маршрут. Ехать минут 15. Ориентир – большой мост через реку (Мост 25 апреля, Ponte 25 de Abril), его видно издалека, проедете его – и еще минут 5-7. Остановку для выхода подскажет любой, если сами не увидите огромное красивое здание монастыря Жеронимуш.
Мы вышли на остановке именно с таким названием – Belém-Jerónimos, что на площади Largo Jerónimos:

В океане солнца цвела природа и шлялись толпы туристов, поэтому мы сразу поняли – здесь есть, на что посмотреть. Трезво рассудив, что осмотр местных красот предстоит нешуточный и времени потребует немало, решили сразу пообедать – чтобы потом не отвлекаться. Мы прошли по Rua Belém обратно (в сторону Лиссабона) метров 50 и остановились перед совершенно непримечательным ресторанчикам (вернее, пивной-ресторанчиком, поскольку на нем было написано «Restaurante Cervejaria») «Os Jerónimos». Глядя на нашу нерешительность, стоящий у входа официант любезно приглашающе, но как-то очень по-заговорщицки произнес: «только что нам завезли свежие ракушки» – почти совсем как в анекдоте про Штирлица…, или как у Высоцкого: «Не хотите ли черешни…?». Короче, убедил… попробовали мы эти ракушки, а заодно – еще пару-тройку замечательных блюд (и всего лишь – на 30 евро). Прекрасный ресторан, исключительно рекомендую (точный адрес: Rua Belém, 74/78).
Если вы не любите морепродукты и захотите найти другую кухню, или другой ресторан, это будет легко сделать – весь ближайший квартал состоит из ресторанов, особенно их много на (улице) Rua Vieira Portuense, идущей по северной окраине сада Белен (Jardim de Belém).
После обеда, находясь в сытом расположении тела и бодром – духа, мы отправились на встречу с прекрасным в Монастырь иеронимитов Жеронимуш:

Не хотел бы излишне утомлять рассказом и информацией, которую можно почерпнуть в любом справочнике. Если кратко, то Монастырь иеронимитов (Жеронимуш) находится под охраной ЮНЕСКО как памятник Всемирного наследия человечества. Это сооружение позднеготического мануэлинского стиля португальского зодчества. Основанный Генрихом Мореплавателем в 1450 г., монастырь неразрывно связан с историей Великих географических открытий. Именно здесь Васко да Гама и его спутники провели в молитве ночь перед отплытием в сторону Индии. Строительство велось….. и прочая, и прочая… Полагаю, наиболее «примечательной» страницей истории Монастыря стало посещение его товарищем Путиным в 2007 году.
Да, и если кто-то захочет найти Национальный археологический музей или Морской музей – они находятся в левом (западном – дальнем от Лиссабона) крыле монастыря.
В Монастырь мы прошли бесплатно – был какой-то особый день с бесплатным посещением (вообще же, стоимость входного билета – 2 или 3 евро). Мы немного пошлялись по Монастырю, зашли в костел и во внутренний дворик:

Отсутствие народа на этой фотке – обманчиво (просто поймал момент). На самом деле, весь внутренний дворик представлял собой лежбище котиков – туристов, которые в многочисленных количествах валялись на травке, сидели на каменных перилах, бродили по дорожкам и фотографировали все подряд.

Если от Монастыря пройти через парк по направлению к реке, можно легко увидеть Памятник первооткрывателям (он находится на самом берегу реки). Вот он, виднеется за фонтаном, с этого ракурса напоминает высокий крест:

Памятник первооткрывателям посвящен выдающимся португальским деятелям эпохи Великих географических открытий 15-16 веков. Стилизован под парусный корабль, по обоим бортам которого стоят фигуры выдающихся людей той эпохи, так или иначе причастных к открытиям, хотя не все из них являлись мореплавателями или путешественниками. Среди них – писатели, историки, поэты, короли и их сыновья, монахи, и т.д. Из наиболее известных: Бартоломеу Диаш (помнится, в советской школьной программе он назывался на испанский манер – Бартоломео Диас), Васко да Гама, Педру Нуниш (опять же, нас учили, что он звался Педро Нуньес), Фернан Магеллан… Есть даже одна женщина Филиппа Ланкастерская, мать Энрике Мореплавателя – того, кто стоит на самом носу корабля-памятника. Последний удостоился такой чести потому, что считается вдохновителем португальских географических открытий.

Площадь перед Памятником первооткрывателям (вернее, позади него – если принять во внимание направление движения парусника) выложена картина из мрамора – 50-метровая роза ветров, в центре которой, вписанная в 14-метровый круг, расположена точная карта мира с указанием мест и времени открытий. Работа, как мне кажется, тонкая и интересная:

До Беленской башни мы не пошли (для ориентира – она расположена меньше, чем в километре от Памятника первооткрывателям, по направлению к океану), а вместо этого прилегли отдохнуть прямо на набережной, так как на солнце от долгой ходьбы немного разморило. Кругом – красотища: справа – выход в открытый океан (кстати, на фото Беленская башня виднеется справа):

Слева – долина реки Тежу, с видом на мост Мост 25 апреля (Ponte 25 de Abril) и статую Христа (Cristo Rei Statue):

Краем глаза вижу – из воды по наклонному подъему из воды на меня ползет чудовище… при ближайшем рассмотрении оказавшееся маленьким крабиком, зачем-то выползшим из воды:

Обратно пошли пешком через сад Белен с намерением уехать обратно в город, но задержались – в парке проходил фольклорный фестиваль. Десятки персонажей, одетых в традиционные народные одежды Португалии, пели, плясали, играли на разных инструментах, и просто тусовались со зрителями

Вообще, мы заметии, что португальцы любят устраивать подобные фестивали часто и повсеместно. Мы, например, случайно попадали на такие фестивали несколько раз по всей Португалии (так что если они кому-то будут интересны – шансы увидеть довольно велики). Мне, как пивоману, немалое удовольствие доставляет то, что на подобных фестивалях продают недорогое пиво, в данном случае – всего 1 евро за 0, 3 л.

Беленский дворец (Palácio Nacional de Belém), официальную резиденцию Президента Португалии, мы посмотрели уже, что называется, «на выходе», когда искали остановку автобуса для возвращения в Лиссабон (остановки находятся прямо напротив центрального входа во дворец). Вопреки моему первоначальному представлению о сооружении такого рода, резиденция Президента Португалии находится в довольно скромном особнячке розового цвета, расположенном в садике за высоким забором.
Мы совместили приятное с полезным – ожидая автобуса, полюбовались на дворец снаружи, заодно посчастливилось увидеть смену караула – двух гвардейцев, стоящих по обе стороны въездных ворот. Кстати, как говорят, охрана у входа присутствует, только если Президент находится внутри резиденции

Внутрь мы не пошли – впечатлений на один день пока было достаточно. Но если у кто-то будет возможность – лучше познакомиться с дворцом более подробно. Тем более, что внутри открыты для посещения часть дворца (она называется «Музеем президента республики», www.museu.presidencia.pt), а также Государственный музей экипажей

Тем временем, подошел наш автобус и мы поехали в Лиссабон. Правда, минут через 10 пришло понимание того, что делаем что-то не то… Осматривать этот город нужно не из окна автобуса. Мы вышли на восточной окраине сада Эштрела (Jardim da Estrela, он же – Jardim Guerra Junqueiro), прогулялись по нему

…и вышли на одноименную с садом площадь Эштрела, на которой находится красивейшее сооружение – Базилика да Эштрела (Basílica da Estrela, известная также как Базилика Святейшего Сердца Иисуса).

Ходить больше не было сил, ехать на банальном автобусе – не наш метод. Конечно, вот она, одна из достопримечательностей Лиссабона, не относящаяся к недвижимости – знаменитые старинные трамвайчики:

Такие трамвайчики (бывают красного и желтого цвета) не являются декоративным или исключительно туристическим видом транспорта – они ездят по Лиссабону и перевозят пассажиров, уступая большим современным трамваям только по вместительности, но намного превосходя их привлекательностью и обаянием. Кстати, для осмотра города наиболее удобными являются маршруты 25 и 28.
Остановка трамвая находится прямо напротив Базилики да Эштрела, а слева (если смотреть на ее центральных вход) – разворотный круг трамвая номер 28. Мы дождались ближайшего старинного трамвайчика и поехали на нем в сторону центра. Как уже говорил, трамвайные маршруты входят в транспортную систему Carris, поэтому здесь можно ездить по карте Viva Viagem. Внутреннее оборудование такого трамвайчика полностью соответствует внешнему облику – стены отделаны деревом, старинные органы управления (большой штурвал справа от водителя – это тормоз, если не ошибаюсь) соседствуют с современным электронным регистратором билетов:

В жаркие дни окна старинных вагончиков открыты настеж – так и тянет похулиганить и высунуть из окна руку или голову. Правда, делать это нужно крайне осторожно – улицы в Лиссабоне очень узкие и заставлены машинами, иногда вагон проходит всего в 10-20 сантиметрах от них:

Вышли из трамвайчика на какой-то красивой площади и пошли – куда глаза глядят. Думаю, это прекрасный способ близкого знакомства с городом.
В конце концов, вышли на площадь Россиу (Rossio):

Ой, а что это там за крепость? (вид с боковой улочки площади Россиу. В таком ракурсе не сразу узнал замок Святого Георгия):

В-общем, не все даже основные достопримечательности мы осмотрели. В Лиссабоне нужно жить и изучать его – неделю, не меньше… Город буквально состоит из достопримечательностей разной степени упомянутости в путеводителях. Меньше недели – компромисс, на который мы вынуждены были пойти. Планы намечены, что делать…

На следующий день берем машину в Херце. Выбор прокатчика для нас на является поводом для дискуссий. Херц – не самый дешевый, но мы предпочитаем чуть переплатить за уверенность. Нам приходилось успешно решать с ним не слишком стандартные вопросы (включая прошлогоднее ДТП в Монте-Карло), кроме того, нам нравится отношение Херца к извечным проблемам с царапинами…
Бронируем по интернету в этот же день, утром, буквально за час, едем на метро в офис на Rua Castilho 72, метро Marquês de Pombal (всего в Лиссабоне два офиса Херца – есть еще офис в аэропорте). Удовольствие обходится в 194 евро на 5 дней.
Стабильность – признак мастерства, в этот раз нам достался точно такой же автомобиль, что и год назад – черная пятидверка Ford Fiesta с кондиционером. Едем назад, к отелю (как ни странно, удалось найти свободное место на парковке под знаком «для погрузки и разгрузки»), кидаем чемоданы – и вперед.
Спасибо, Лиссабон, и до встречи!