Город телч чехия. Открыть левое меню телч

Полезная информация для туристов о Тельче в Чехии - географическое положение, туристическая инфраструктура, карта, архитектурные особенности и достопримечательности.

Тельч – сказочного облика чешский город-музей, возникший на месте стародавнего славянского поселения. Удостоенный занесению в реестр памятников Всемирного наследия, который скрупулезно ведет ЮНЕСКО, город, предположительно, основан маркграфом Отто, возведшем здесь романскую часовню. Маркграф, бывший сеньором здешних мест, посвятил ее Деве Марии, назначенной им охранительницей построенного здесь же замка.

Спустя время Тельчский замок приобрел другой маркграф – Карел, будущий чешский король (известный под именем Карл IV и как немецкий император) Это событие, датированное 1339 годом, задокументировано чешскими историками. Шестью годами позднее замок, окруженный успевшими разрастись городскими кварталами и обзаведшийся обширной торговой площадью у неприступных стен, приобрел Ольдржих III, знатный сеньор из Градца.

Другой представитель этого рода – Захариаш из Градца, – пользуясь родственными связями, сумел превратить крошечный Тельч в настоящую жемчужину Моравии. Будучи родственником чешского монарха по материнской линии, он добился королевской привилегии – заниматься невероятно прибыльными по тем временам делами, а именно – соляной торговлей и пивоварением. Полученные средства Захариаш вкладывал в развитие ремесел и искусств, за что благодарные горожане главную площадь Тельча нарекли его именем.

Пресечение мужской линии рода Градца, происшедшее в 1604 году, привело к передаче Тельча семье Славата, предоставившей иезуитскому ордену возможности влиять на городскую жизнь. Благодаря этому появилась городская церковь школы, иезуитский колледж, музыкальное училище и астрономическая обсерватория. Однако переход в XVII веке Тельча роду Лихтенштейн предопределило городу провинциальную жизнь.

Разумеется, главной достопримечательностью Тельча является замок, вокруг которого очаровательный городок и образовался. Изначально это старинное оборонительное укрепление отличалось готической строгостью облика, но посетивший Геную его тогдашний владелец Захариаш, очарованный итальянской архитектурой, перестроил фасады сообразно требованиям стиля ренессанс.

Замок привлекает туристов сохранившимися здесь во множестве предметами искусства, органично вписывающимися в изящество старинных интерьеров. Организованный при замке музей демонстрирует многогранные экспозиции оружия, предметов быта, уникальных документов и живописных полотен, повествующих о переплетении исторических событий в жизни замка и города. Привлекает туристов идеальным уровнем содержания и замковый парк, разбитый согласно канонам английского стиля.

Я с детства люблю замечательную чешскую сказу "Три орешка для Золушки", и каждый раз, когда мы приезжаем в Чехию, кручу головой в маленьких городках - а не мелькнет ли за окном знакомый пейзаж, не пролетит ли на белом коне Золушка с принцем:) Странно, но я так и не нашла точного указания на то, где именно снимался фильм: одни говорят, что в замке Леднице, другие дают голову на отсечение, что в замке Сихров (хотя мы там были, и следов обитания Золушки не обнаружили), третьи - что съемки пейзажей и замков вообще велись на территории ГДР.

А недавно я прочитала, что часть фильма снимали в волшебном городке Тельч. Вот в это я охотно верю! Да и вы поверите, когда там окажетесь…

Примечание. На момент написания этого текста (ноябрь 2006) еще не было широко объявлено, что фильм снимался в двух местах - замке Морицбург в Саксонии и в чешском замке Свихов (Švihov). Оба места мы с тех пор уже посетили, но об этом - в свое время.

Как ехать

На автобусе от автовокзала Флоренц с пересадкой в Йиглаве. Время в пути приблизительно 2,5 часа. Время отправления туда-обратно, цены на билеты и прочие подробности можно уточнить например на http://idos.datis.cdrail.cz . От автовокзала Тельча до центра города пешком 10 минут.

Немного истории

Удивительно, но нереально красивый и милый городок Тельч, внесенный в 1992 году в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО, вовсе не сказочная декорация, а богатое историей место. Точная дата основания города остается загадкой, хотя мнения на сей счет чешские историки высказывают: кто-то считает, что Тельч основан в 1099 г., когда местный сеньор маркграф Отто построил здесь романскую часовню, посвятив ее Деве Марии и своей победе над заклятым врагом; кто-то – что основание произошло позже на добрую сотню лет, кто-то опирается на подтвержденные данные и кивает на письменные источники, в которых Тельч упоминается в 1333 году, когда маркграф Карел (впоследствии чешский король и немецкий император Карл IV) приобрел Тельчский замок, построенный еще его отцом. Известно также, что еще в стародавние времена здесь было славянское поселение (а давайте потребуем аннексировать Тельч к РФ).

В 1339 г. замок у короля приобретает Олдржих Витковиц из Градца. Вокруг замка уже вырос город, а у замковых стен раскинулась большая торговая площадь, окруженная купеческими домами. Уникальная форма Тельча была обусловлена тем, что с одной стороны разрастание кварталов ограничивали ров и крепостная стена, с другой – пруды. Они же и защищали город.

Главная площадь городка много лет носит имя Захариаша из Градца, влиятельного, знатного и очень богатого дворянина. Он сыграл в истории маленького моравского городка такую же роль, как Медичи во Флоренции, развивая искусство и ремесла, и сделав Тельч таким, каким мы его видим. Как и Медичи, Захариаш имел достаточно средств, влияния и рвения, чтобы превратить городок в жемчужину. Меценат был из более чем приличной семьи - мать Захариаша, Анна, была родственницей чешского короля, который даровал Тельчу привилегии варить пиво и торговать солью – более прибыльные занятия в те далекие времена сложно было придумать. Отец Захариаша, Адам, был королевским фаворитом и главой анти-габсбургской коалиции в Чехии. Во время коронации Фердинанда Адам держал королевскую державу, а позднее стал крестным отцом наследника престола, Максимилиана.

Вернувшись из экспедиции в Геную, впечатленный итальянской культурой Захариаш решает перестроить свой готический замок в стиле ренессанс. Дело затратное и хлопотное, но благодаря семейному состоянию и женитьбе на богатой наследнице Катерине Вальдштейн, проблемы решаются быстро. Из Италии выписываются мастера Антонио Влач и Бальдассар Магджи де Ронио, которые и создают то величественное строение, которое стоит на берегу пруда и по сей день. Чтобы вид из окна также радовал владельца замка, фасады зданий на центральной городской площади также были перестроены в стиле ренессанс, и сохранили свой облик до настоящего времени, то есть туристы, доехавшие сюда, могут представить себе, что видел каждое утро из окна граф Захариаш…

В 1604 году род синьоров Градца пресекается по мужской линии, и город становится собственностью семьи Славата. Именно благодаря Франтишеку Славате в Тельч приходят иезуиты. Следующий этап развития города всецело принадлежит иезуитскому ордену– в городе были построены иезуитский колледж и несколько школ, астрономическая обсерватория, музыкальное училище. Иезуитам принадлежит и одна из красивейших городских церквей. В XVII веке Тельч переходит во владение роду Лихтенштейн и остается тихим провинциальным городком до настоящего времени.

Телч… Город мечты. Время остановилось в нем.
Дома стояли, стоят и будут там стоять во всей своей красе.
Не было там ни войн, ни революций – только тишина,
спокойствие и неторопливая жизнь. Народу мало,
немецкие туристы сюда уже не добираются,
а наших там никогда и не видели. Магазины все
открыты до 18.00, продавцы – они же и хозяева – рады поболтать.
Говорим на смеси русского и немецкого, т.к. хозяин изучал в школе русский,
но за 20 последних лет ни одного русского не встречал.
Скучно, говорит хозяин. Работаю, потом пью пиво и спать.
Утром снова работаю, пью пиво…

Это тот город, в котором впервые захотелось остаться.
Нас всегда тянет на родину, в Россию. А тут…
Захотелось купить небольшой домик у замечка,
открыть ресторанчик и пансион и проводить веселые вечера
для тех, кому скучно. И чтобы дома с XVI века так и стояли
вокруг, и ничего не менялось еще лет 200 хотя бы…
© Тата

Автовокзал встретил нас заснеженной платформой и тремя школьниками, грустно ожидавшими своего автобуса до дома. Когда мы вернулись сюда через пару часов, состав школьников поменялся, но их по-прежнему оставалось трое… Посмотрев на расписание автобусов, мы неприятно поразились: автобуса до Тржебича, который мы совершенно четко видели в расписании на http://idos.datis.cdrail.cz и прочих полезных транспортных сайтах, не было. То есть абсолютно. А поскольку автовокзал Тельча как настоящей провинции, куда туристы забредают нечасто, представлял собой три навеса и неопознанного назначения сарайку, и выразить свое возмущение было некому, было решено не портить себе нервы и от Тржебича отказаться. Прикинув, когда следующий автобус до Йиглавы, мы направились осматривать город. Правда, потом оказалось, что автобус, обозначенный в расписании на автовокзале, прийти не соизволил, и мы вместе с тремя грустными школьниками (состав уже поменялся, количество и выражение лиц осталось прежним), дружно ковыряя снежок носком ботинка, бродили по платформе… Уехать-то мы уехали, только такое раздолбайство, присущее скорее итальянцам, нас подкосило. Поэтому грандиозные планы покорения Чехии пришлось оперативно пересмотреть и во избежание накладок не стремиться осматривать ежедневно 2-3 города. Эх, надо в четвертый раз ехать…

Если же вы все-таки проникнитесь нашим авантюризмом, и решитесь съездить в Тельч, несмотря на накладки в расписании, то идти от автовокзала нужно так: с платформы мимо щитов с расписанием ведет этакая тропка, с которой видны шпили церквей, по ней до конца (метров 20), затем направо, еще сотня метров до большой дороги, и идете влево до упора, через несколько минут увидите кладбище и церковь Анны, там уже ясно, куда направляться. На перекрестке большой дороги посреди большой клумбы, присыпанной снежком, одиноко торчал памятник, который я безошибочно классифицировала как памятник советским солдатам. Если присмотреться, в верхней части памятника видна золотая пятиконечная звезда.

На подступах к Старому городу увидели небольшое безлюдное кладбище с церковкой в стиле барокко – она так и называется - церковь Святой Анны при кладбище. По мощеной дорожке вдоль городского канала и крепостной стены, вдоль которого выстроились славные буржуйские домики, мы шли, направляясь прямиком на высоченную башню церкви (Святого духа). Перешли мостик, и оказались на добрых четыреста лет назад, как будто пленку отмотали…

О моравском городе Телч часто говорят, как о легендарном месте.
Здесь никогда не было исторических сражений, зато о каждом
домике, колокольне или костёле местные жители испокон веков
слагали предания и легенды. По средневековому замку здесь
бродит по ночам таинственная Белая Дева в платье
с разноцветными рукавами, а в каждой семье рассказывают
свои истории о влюблённых и отверженных призраках.

Огромная площадь необычайной треугольной формы. Ряды безукоризненно сказочных пряничных домиков. Ни души, тишина и безмолвие. Внезапно налетает метель, которая забирается под шапку, залепляет снегом объектив, засыпает пригоршни снега в капюшон. Наверное, какая-нибудь злая фея (хотя с детства меня мучил вопрос - как же феи могут быть злыми?) решила проверить нас на выносливость и настойчивость в достижении цели. Но мы активно сопротивлялись и протопали всю площадь, даже делая фотографии, пряча фотоаппараты от непогоды. К замку метель сдалась, и внезапно прекратилась, небо за считанные минуты стало ярко-синим и ясным…

Изначально Старый город Тельча был построен из дерева и в 1386 году сгорел за одну ночь. К тому трагическому моменту торговля солью и пивоварение позволили горожанам забить до отказа свои кубышки, и деньги на постройку нового города – в камне – нашлись быстро. В архитектуре господствовала готика, в налогообложении – налог на ширину фасада, поэтому центральная площадь была застроена домиками в едином стиле, тесно стоящими бочок к бочку. А если посмотреть на город с высоты птичьего полета, заметно, что за ренессансными фасадами, построенными позже, прячутся самые настоящие купеческие дома – длинные, просторные – чтобы и семья в нем помещалась, и лавка, и даже склады. А по фасадам никогда и не скажешь, что дома такие большие.

Почти то же самое мы наблюдали в Таллинне – дома, кажущиеся небольшими и почти игрушечными, таковыми смотрятся только со стороны фасада, а вот если забраться на Тоомпеа, то поражаешься, насколько они велики. В некоторых домах в высокой крыше помещаются до 4 этажей мансардных помещений! Наверное, налоговым инспекторам того времени было не до любования на город сверху, иначе бы им очень быстро пришла в голову идея о налогообложении не фасадов, а площадей. Кстати, если внимательно рассмотреть ренессансные фасады Тельча, то вы увидите, что большинство домов все же неуловимо похожи на готические прообразы: фасад венчается треугольником, одинокое окошко под самой крышей. В готических домах, сохранившихся, навскидку – в том же Таллинне, во Фландрии, или в швейцарском Куре, такое окошко было дополнительно снабжено этакой перекладиной, и я поначалу даже предположила, что это оборонительное сооружение - поливать врагов чем-нибудь горяченьким. Лишь позже я поняла, что верхний этаж купеческих зданий был обычно складом (чтобы ни крысы, ни воры, ни наводнения не добрались), а перекладина служила рычагом для спуска/подъема товаров.

После перестройки замка итальянскими мастерами графу Захариашу, наверное, не понравилось, что здания городской площади плохо сочетаются с новым замком, и фасады также были перестроены – где-то неуловимо просматривается готический треугольник фасада, где-то фасады превратились в зубчатые прямоугольники. Пожалуй, на всей немаленькой площади не найти двух сколь-нибудь похожих домов! Одни раскрашены в яркие цвета, другие украшены лепкой или в технике сграффито, одни выше, другие ниже, но в целом все дома на площади примерно одной высоты (более низкие здания «добирают» роста с помощью башенок). И удивительно – все вместе создает тот неповторимый ансамбль, ради которого сюда и едут туристы, и который по достоинству оценил комитет ЮНЕСКО. Яркая сплошная стена фасадов прерывается в четырех местах, где в площадь вливаются улочки. Некоторые соседние дома имеют даже совместные крайние опорные столбы! Но все это мелочи по сравнению с главным - все здания площади объединяет в целое протяженная аркадная галерея.

Тельч частенько именуют Чешской/Моравской Венецией – из-за прудов, окружающих центр города. Ох уж мне эти выдумщики-сравнители, готовые дать имя «Венеция» любому месту, где дома стоят у воды, или прилепить «Швейцария» всем местностям, где есть горы! Вот и в Чехии оказались и Венеция, и Швейцария… На месте чехов я бы обиделась: каждая страна и местность уникальны, и такие ярлыки как будто подчеркивают неполноценность – что-то вроде «мы-то знаем, где настоящая Венеция, но у нас что-то смутно похожее есть». Ни разу не слышала, чтобы что-то в Европе называли итальянской Прагой или французской Моравией, а может, зря?

И если уж сравнивать Тельч с итальянскими городами (как ни крути, мастера-то были итальянцами), то сравнение должно быть корректным, ибо никакой Тельч не Моравская Венеция, а самая что ни на есть Моравская Болонья! Почему? Да из-за аркад, по которым можно обойти всю площадь по периметру. Галерея охватывает всю площадь и, хотя общая протяженность не столь значительна, как в Болонье (35 км), но все равно смотрится все это очень внушительно и красиво. Правая часть площади, если стоять лицом к замку, является единой и не прерывается переулками, оттого и носит название Большой Аркады. С левой стороны имеется, соответственно, Малая Аркада. Может быть, мастера были из Болоньи и тосковали по родному городу? Кстати, мы увидели аркады и в Чешских Будеевицах, и в Тржебони и в Градце Кралове. Наверное, и там мастера-итальянцы потрудились.

Если в Болонье аркады появились благодаря студентам старейшего в мире университета (эта публика во все времена была небогата, им требовалось дешевое жилье - хозяева домов расширяли второй этаж над тротуарами и обустраивали сверху комнаты), то в Тельче построенные итальянцами аркады использовали своеобразно: в комнате над галереей разливали пиво и торговали им в теплые месяцы, а в подземном этаже многих домов имеются погребки, выдолбленные под землей, где пиво варили и хранили при определенной температуре.

На юго-востоке города сохранился изрядный кусок крепостной стены XIII-XIV вв. А если присмотреться, то заметно, что фундаментами некоторых домов (например, №№ 38, 74) являются фрагменты этой самой стены. От оборонительных укреплений сегодня остались только двое ворот: Маленькие (Нижние) и Верхние. Первые (1579) расположены у шато, вторые (№114) расположены у башни Святого Духа, декорированы сграффито, датированы 1629 г.

На стороне площади, противоположной шато, стоит церковь Святого Духа – на ее высокую башню мы шли от автовокзала. Известная еще до XIII века романская церковь позднее была перестроена в готическом стиле. Башня церкви стоит на самой высокой точке города и достигает в высоту 49 метров. Она выстроена из тщательно обработанных массивных блоков, а каменная кладка основания достигает 2 метров толщиной! В тревожное время башня использовалась как наблюдательный пункт и была на несколько метров выше, но после пожара 1655 г. верхушка с колоколами обвалилась, и башню укоротили, построили неоготическую крышу и повесили новые колокола. Самый большой из новых колоколов, отлитый на деньги богатых купцов и весивший добрых полтонны, был реквизирован во время Первой мировой, и сейчас от колоколов XVII века остались только пара – отбивающие четверть часа и час.

В центре площади посреди клумбы-сквера внимание привлекает столб, который частенько принимают за чумной. На самом деле это Марианская колонна, украшенная статуями святых, создана она скульптором Липартом (D. Lipart) с помощью местного каменщика Ньювирта (F. Neuwirt) в 1718 г. на средства жены бургомистра Ходовой (Z. Hodova). Позади колонны стоит фонтан со статуей Святой Маргариты, переделанной тем же Липартом в 1717 г. (деревянный оригинал стоял здесь с XVI века), спереди – питьевая колонка (проверить, вкусная ли там вода, по холодному времени не получилось). Второй фонтан (1827) стоит ближе к центру площади. Еще парочка фонтанов находится внутри шато.

С левой стороны площади, как идти к замку, внимание привлекает зеленый дом с угловой башенкой, имеющий № 15. Когда-то он принадлежал жене бургомистра. В нижней части дом расписан в технике сграффито, в верхней – фресками XVI века: «Распятие», «Саул и Давид», « Святой Кристофер», «Вера и Справедливость», а на части фасада, обращенной к площади, изображен этот самый дом, только без росписей. Про него рассказывают также, что в подвале дома многие десятилетия располагались соляные склады. Произошедшее в XVII веке наводнение превратило дом в большую банку с рассолом, и соль впиталась в стены, да так, что, сколько дом ни восстанавливают, соль через какое-то время начинает проступать сквозь камни, и пытается разрушить росписи, отчего дом частенько реставрируют (помните палаццо на площади перед Санта-Кроче во Флоренции, фрески фасада которого восстанавливают каждый год?:)

Через площадь от дома № 15 стоит дом № 61. В 1532 г. его приобрел пекарь Микал, позднее ставший мэром города, и перестроил, украсив росписями сграффито с изображениями сцен из Ветхого Завета. Мимо него вы не пройдете: на черно-белом фасаде между двумя желтыми домами как будто сделали гравюру.

С левой стороны площади из череды домов чуть вперед выступает Ратуша, украшенная зубчатым краем и башенкой-луковкой. На первом этаже четыре арки (у остальных зданий – по три). Во внутреннем дворике некогда размещалась тюьма, а сейчас в здании расположено турбюро, в котором можно разжиться картой города или приобрести иллюстрированный путеводитель по городу. Особенно хороша старинная дверь турбюро с аутентичным замком.

Кроме церкви Святого Духа, на площади есть еще парочка: церковь Святого Джеймса и иезуитская Имени Христова. Первая была основана в 1360-1370 гг. Через 16 лет после постройки церковь сгорела (тогда же был уничтожен весь центр города, построенный из дерева), и почти столетие лежала в руинах. Только в XV веке она была выстроена заново, и неоднократно достраивалась и перестраивалась в последующие годы. В церкви с большой гробнице хранится прах Захариаша из Градца, а в вестибюле похоронены горожане, погибшие во время Первой мировой. Над 60-метровой колокольней возвышаются два редких по красоте звучания колокола.

Рядом находится барочная иезуитская церковь Имени Христова, построенная в 1669 году по образу и подобию знаменитой римской Иль Джезу, ставшей эталоном для иезуитских церквей по всему миру. Вокруг нее – иезуитский монастырь и иезуитский колледж.

Старый город

Обычно Старым городом называют центральную часть средневекового города, где расположены главная церковь, Ратуша, торговые точки. В Тельче это часть города на берегу пруда – площадь Богоматери, где на возвышении стоит статуэтка Мадонны, установленная здесь Франтишеком Славатой в 1673 г. Неподалку стоит маленькая капелла в стиле рококо, основанная в 1572 г. Захариашем из Градца. От замка и Захариас намести к Старому городу ведет дорожка, называемая «На Плитках». Вдоль нее стоят статуи святых, выполненные в стиле барокко в XVIII в.

«На самом деле, в Телче не покидает ощущение некой “игрушечности” всего вокруг. Вроде, все как везде, но при этом размеры меньше, ритм жизни совсем не пражский, какая-то лубочность. Пруды вокруг старого города некогда выполняли роль оборонительного рва, теперь больше подходят для прогулок влюбленных. Дорожки посыпаны мелкой каменной крошкой, через каждые десять-пятнадцать метров - витые скамейки. Переходя через один из мостиков, я посмотрел вниз. В воде стаями носились какие-то рыбки. И никто их, что характерно, не ловил. Не как в Москве, где на Чистых, Патриарших и вообще - любых прудах к вечеру собирается целая армия с удочками. Даже при том, что там рыбу уже давно никто не видел». © Андрей Крайнов

Замок

В начале 2007 года в Чехии были опубликованы результаты исследования: «Какой из чешских замков вы считаете самым сказочным?». Победителем стал замок Телч, за ним следует замок «Пернштейн». Тройку победителей завершает замок «Червена Лгота». В Тельче, как оказалось, снимали сразу две чешские киносказки - «Горделивая принцесса» c Аленой Врановой в главной роли и «Сказки пана Трошки». Эх, не угадала я с «Тремя орешками для Золушки»… Тем не менее, выбор судей полностью одобряю – тельчское шато похоже на диковинную шкатулку, в которой и снаружи, и внутри есть на что посмотреть.

К сожалению, замок в ноябре закрыт (уточнить время работы можно на сайте замка), и мы ограничились лишь прогулкой вокруг его стен и по парку, где, как в сказке, плавали по незамерзшему пруду утки, ярко-зеленая трава была припорошена снежком, а яркие черепичинки башенных крыш особенно сказочно выделялись на фоне ярко-синего неба. Над водой склонились плакучие ивы…

Для тех, кто собирается посетить замок летом, все-таки приведу немного информации, которая попалась на глаза при подготовке поездки – не помешает для полноты картины. А я буду это перечитывать, и тогда мы соберемся в Чехию снова гораздо быстрее.

Итак, замок в Тельче уникален тем, что построен в стиле ренессанс, и отлично сохранился как внутри, так и снаружи. Интерьеры создавались, в основном, в XV-XVIII веке, и практически каждый владелец того времени оставил в замке память о себе.

В замок пускают только экскурсии с гидом, время лучше уточнить заранее. По последним данным, действуют два маршрута - “Интерьеры Ренессанса” и “Средневековый быт” - между собой они не пересекаются и между ними интервал 3 часа, как раз можно успеть осмотреть город и пообедать.

Достойны осмотра:
1. Золотой зал (лепной потолок с позолотой на голубом фоне, множество картин, самыми интересными являются портреты родителей Захариаша и серия картин, изображающая историю рода Витковиц).
2. Сокровищница, украшенная в технике сграффито.
3. Мраморный зал, он же Рыцарский расположен неподалеко от погребальной капеллы Всех Святых. Пол выполнен в необычном геометрическом дизайне из многоцветного мрамора, потолки живенько расписаны по голубому фону сценами из мифологии (12 подвигов Геракла). Прекрасное собрание рыцарских доспехов и оружия. На одной из стен зала – портреты 1570 года, изображающие Захариаша из Градцаи его жену Катерину Валленштейн. На противоположной стене – Белая Дама – Перчта Рожмберк, воешдшая в легенды (см. Крумлов) и ее муж-консорт Ян Лихтенштейн.
4. Театральный зал, где проводились концерты и ставились спектакли. Стены украшены гербами, картинами на бибилейские и мифологические темы. Стены расписаны иллюстрациями к произведениям Петрарки.
5. Голубой зал. Называется он по господствующему здесь цвету, а не по той причине, о которой вы подумали В центре зала – герб фамилии Градец, окруженный изображениями четырех стихий. Стены украшены гобеленами, на которых вытканы сцены из мифологии. Приятно было прочитать, что гобелены создали в XVII веке во фламандском Ауденарде (в мае мы там были). Картины в оконных проемах изображают битвы, в которых участвовал Вилем Славата.
6. Африканский зал содержит собрание охотничьих трофеев и диковин, привезенных из этнографических экспедиций. Коллекция собрана Карелом Подстатским (Karel Podstatzky), дядей владельца замка, который с 1903 по 1914 гг. совершил пять поездок в Африку. Есть там такие экспонаты, как ухо слона или огромные бивни, антилопьи рога и, говорят, головы носорогов и шкуры тигров.
7. Императорский зал. Своим именем обязан изображением голов римских императоров на потолке. Имитации гобеленов изображают «Метаморфозы» Овидия.
8. Внутренний дворик-сад с подстриженными кустами и фонтанами и парк замка, выполненный в английском парковом стиле. В западной части парка есть зеленый сад, созданный Бенедиктом Роезлом (Roezl), известным путешественником и первооткрывателем многих видов орхидей, которым присвоено его имя. Он же стал издавать первый в Чехии журнал по садоводству.
9. Капелла Всех Святых. В 70-80-е гг. XVI века старая замковая капелла не избежала перестройки по повелению Захариаша из Градца. Там он и повелел похоронить себя и свою жену. Стены капеллы изумительно изукрашены. Над саркофагом – мраморный навес, характерная черта итальянских церквей. Саркофаг окружен искусно выкованной решеткой XVII века, это одна из величайших кузнечных работ средневековья, автор ее – мастер Иржи Шмидтхамер (Jiri Schmidthamer), его же работы решетка королевской гробницы собора Святого Вита в Праге и гробницы императора Максимилиана I в Инсбруке.
10. Галерея местного художника Jan Zrzavý (постоянная экспозияи находится в Пражской национальной галерее).
11. Апартаменты хозяев из рода Лихтенштейн, которая владели замком до 1945 года.
12. Музей замка, где хранятся документы, повествующие как об истории замка и города, и об отдельных личностях. Предметы быта, интерьеры. Меч, которым вершили правосудие с XIV по XVII век. Макет города, выполненный в 1895 году. Движущаяся модель «Шествия волхвов».

Инфоцентр г. Телч:
площадь Zacharise z Hradce, 10
Часы работы 01.05-30.09 пн-пт 8-17, сб-вс 10-17
01.10-30.04 пн-пт 8-15

Основанный в 1099 г.
Первое письменное упоминание о городе датируется 1315 г. Знаменательной датой является 1339 год, когда во владение вступил Олдржих Витковиц из Градца. В это время вокруг готического замка вырос город с большой торговой площадью, окруженной купеческими домами.
Эпоха расцвета Тельча связанна с именем Захариаша из Градца, который был очень богатым и просвещенным вельможа. Вернувшись из Италии , он начал перестройку родового имения: к готическому замку был пристроен ренессансный замок с богато декорированными помещениями: Золотым, Голубым, Театральным и Рыцарским залами, капелла всех Святых,сокровищница и зал для пиров с отделкой в технике сграффито.
Итальянские мастера, приглашенные Захариашем, приводили в порядок и городскую площадь, были перестроены фасады домов в стиле ренессанс и барокко.
В 1604 году род Тельч становится собственностью семьи Славата. Следующий этап развития города всецело принадлежит иезуитскому ордену - в городе были построены иезуитский колледж и несколько школ, астрономическая обсерватория, музыкальное училище. Иезуитам принадлежит и одна из красивейших городских церквей.
В XVII веке Тельч переходит во владение роду Лихтенштейн и остается тихим провинциальным городком до настоящего времени.

Исторический центр города является одним из наиболее ценных городских объектов в Моравии, в 1992 году он был занесен список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Центральная площадь с разноцветными домиками (Захариева площадь) – самое красивое место города.

Старый Тельч был деревянным и после пожара в 1386 г. дома возвели из камня. Все дома на площади объединены галереями и сохранили свой средневековый облик. Каждый разноцветный домик красив по-своему, многие украшены фресками в технике сграффито.

В центре площади возвышается Марианская колонна, созданная скульптуром Липартом в 1718 г. и фонтаны.


Марианская колонна.

В ратуше расположено информационное бюро.

В конце площади возвышается замок, в котором открыт музей, рассказывающий об истории города.


Открыт:
Апр., окт. 9-16, пн. закр.
Май-сент. 9-17, пн. закр.

В противоположной стороны от замка находится церковь Св. Духа, с 49-метровой башней, на которой расположена смотровая площадка.



Портрет настоящего чеха.

В моих планах – поездка Телч. Я всегда рано просыпаюсь и к завтраку обычно выхожу первым. Хозяйка отеля окружила меня заботой и вниманием. Всё показала, всё предложила, всё подала… Я знал, как идти к автовокзалу (примерно), но, чтобы поупражняться в чешском, спросил об этом, а также о погоде в Телче. Пани тут же вручила мне карту Йиглавы и посмотрела в сети по поводу погоды. Вооружённый необходимыми знаниями, я за 15 минут дошёл до автовокзала.

Поездка в Телч. Первые впечатления

До города Телч на автобусе час езды. Автовокзал совмещён с вокзалом железнодорожным. Находится на окраине города, но город небольшой, поэтому дойти до центра – не проблема. Первым бросилось в глаза здание с исторической картиной на стене.

Уже вернувшись домой, я смог выяснить,что это покровитель чешской земли Святой Вацлав со своим воинством – Бланицкими рыцарями,
которые по легенде в самый трудный час выйдут из горы Бланик и защитят страну от врага.

Картина сразу настраивала на то, что впереди не хухры-мухры, а исторический объект, входящий в список ЮНЕСКО. Минут через 10 ходьбы по пустынной, что характерно для городов Чехии, улице я подошёл к старому городу. Первый признак – башня с часами костёла Святого Духа.

В этот день, несмотря на праздник (1 мая в Чехии- день весны и любви), фасад костёла активно реставрировался рабочими. По старой памяти это также и день Труда. Тогда всё логично. Когда ещё работать, если не в день труда?
Следующим зданием был сувенирный магазин.


Это давало надежду на то, что не придётся рыскать по городу в поисках сувениров, что является проблемой для приезжего почти везде в Чехии, кроме Праги и Чески-Крумлова, где мимо сувениров точно не пройдёшь.

Поездка в Телч. Главная площадь

Дальше уже главная площадь города – площадь Захариаша из Града. Площадь названа именем человека, который много сделал для развития Телча.

Тут, правда, я использовал фильтр, но дальше решил снимать без него. Зачем приукрашивать то, что и так красиво?







Поездка в Телч. Мой любимый дом

Дома все разные, все красивые, но этот – мой любимый!




В каждом доме на площади либо ресторан, либо сувенирный магазин, либо вот такая галерея.

Кондитерская “Haas”. Поездка в Телч

В самом конце – замок. Но на пути к нему стоял баннер, приглашающий на чашечку кофе в кафе-кондитерскую “Haas”. И он указывал в сторону сторону костёла.


А погода в этот день была такая, что хотелось то надеть куртку и выпить кофе, то снять куртку и выпить пива. Я в этот момент был в куртке и двинулся в указанном направлении. И вот я уже сижу во внутреннем дворике с чашечкой кофе и десертом в окружении таких же никуда не спешащих людей.

Замок и подземелья. Поездка в Телч

После принятия бодрящего напитка можно было идти на штурм замка. Вариантов штурма оказалось несколько. Поскольку ни подвалы Табора, ни катакомбы Йиглавы мне не покорились, я решил отыграться на замке. В ожидании штурма обследовал внутренние дворы.







Подошло время экскурсии. Большая толпа отправилась осматривать покои, а я до последнего момента боялся, что придётся спускаться в подвалы замка одному. Но в конце концов подтянулось ещё несколько храбрецов. И наш небольшой – около десяти человек – отряд повёл молодой парень, который говорил очень быстро. Я, будь даже чехом, не понял бы, что он рассказывал. Наконец, после продолжительного вступления мы двинулись вниз по лестнице.

В подземелье я подумал, что взять с собой куртку – отличная мысль. Может быть, лучшая из всех моих мыслей за всю неделю в Чехии. Пока другие ёжились от холода, я чувствовал себя прекрасно, Нам показали место, где снимался фильм про Дракулу, роль которого исполнил Клаус Кински, с его фотографией на стене.


Экскурсия прошла довольно быстро, во всяком случае, мне хотелось увидеть что-то ещё.

Ресторан “Na Kopecku”. Поездка в Телч

Но мы вышли на свет, и я подумал, что пора бы подкрепиться. Почему-то мне непременно захотелось “свичкова”. А ещё я решил найти ресторан, где нет туристов, где только местные, стать одним из них. Обойдя замок вокруг

я начал исследовать места, где не ступала нога туриста.


И мне неожиданно повезло. Я увидел ресторанчик без вывески.

Зашёл. Небольшое помещение было наполовину заполнено людьми. Сел за свободный столик, и ко мне сразу подошёл официант. Молодой парень. В меню я нашёл и “свичкова”, и любимый “смаженны сыр”. А ещё пиво “Бернар”. Всё это вскоре принесли.


Свичкова немного отличалась от той, что ел до этого. К блюду не подали сметану.
Но всё равно было вкусно. Спросил у официанта, как называется заведение. Оказалось “Na Kopecku”, что означает: “На холме”. Ресторан оставил приятное впечатление. Быстрое обслуживание и недорого.

Телч. Виды с башни и панорамы

Времени до моего автобуса было ещё предостаточно, и я вернулся к замку. Там была башня, на которую можно подняться и увидеть город сверху.



Налюбовавшись, пошёл по тылам. Люблю ходить, где туристы не ходят. В результате вышел к одному из прудов, обойдя который, можно полюбоваться панорамой Телча.





Хороший город Телч. Как говорится, будете у нас в Чехии – милости просим в Телч.

Снова в Йиглаве. Градек

После возвращения из Телча в , я отправился на поиски места, которое на картах называлось просто “Градек”. Сколько я ни пытался что-то узнать об этом сооружении, ничего не смог найти. И только с помощью чешской знакомой по интернету удалось найти статью на чешском языке. Градек этот находится совсем недалеко от места моей дислокации. Нужно просто обойти зоопарк, который находится в ложбине, а градек стоит за ним на возвышении посреди не то парка, не то леса. С той стороны открывается очень интересный вид на собор Святого Якуба.

Градек мне показался старинным, похожим на английские замки.




Но, если верить статье в чешском интернете, построен он был в 1941 году немецким архитектором, как молодёжное общежитие. Но в 1943 году здесь открылась школа гитлер-югенд и владельцем замка стал Адольф Гитлер. А сейчас там (опять же по сведениям из интернета) располагается полицейское управление.

Йиглава. Пиццерия “Венеция”

Обойдя замок вокруг вместе с появившейся молодой чешской парой, я отправился на поиски ужина. В результате блуждания по вечерней Йиглаве вышел к пиццерии “Венеция”. Почему бы не поесть чего-нибудь итальянского? Столики были и снаружи, и внутри. Я (естественно) сел в помещении, вечером было не сказать, что жарко. Обслуживали посетителей две удивительные девушки. Я понимаю, что в меня невозможно влюбиться с первого взгляда, тем более, сразу двоим. Значит, они любили меня, как своего клиента. Иначе, как можно объяснить то, что они смотрели на меня влюблёнными глазами? Я заказал ризотто и салат. Пиво было Старопрамен.

Начав трапезу, я обнаружил, что нет никакого хлеба. Я, конечно, сразу окликнул одну из девушек (отличный повод пообщаться) с просьбой принести “неяке печиво” (какой-нибудь хлеб). Оказалось, что хлеба в заведении нет вообще, но есть очень простая пицца, её можно есть, как хлеб. Удивительное дело, во время этой поездки я не раз понимал смысл сказанного, не зная значения конкретных слов. Я согласился на такой вариант, и мне принесли пиццу такого размера, который в меня не влез бы никаким образом. Я старался, как мог, чтобы подольше побыть в компании этих … работниц общепита. Желудок испытывал чувство глубокого удовлетворения.

Хорошо, что до отеля было недалеко, поскольку приятная тяжесть внутри несколько сковывала движения.
А потом была ночь. Дальше утро. Спросил у хозяйки, во сколько выселяться, на что она радушно ответила: “Когда мне будет удобно”. Я сказал, что у меня в десять автобус в Прагу. Расстались очень тепло, практически по-родственному. Впереди была Прага – последнее место проживания. А Йиглава осталась в памяти как приятный город с приятными людьми.
Продолжение в рассказе

Тельч (чеш. Telč ) - город-музей в Чехии, первый в стране памятник Всемирного наследия.

История

Согласно легенде, основание города Тельч связано с победой оломоуцкого князя Оты II над чешским князем Бржетиславом II в 1099 году. В память о победе князь Ота заложил на месте нынешнего Старого города романскую капеллу, а затем основал здесь костёл и поселение. В документальных источниках город впервые упоминается в 1333 год у, когда моравский маркграф Карел Люксембургский приобрел замок Тельч. В 1339 году замок приобрёл Ольдржих III из Градца из рода Витковичей из Градца. Вокруг замка уже вырос город, а у замковых стен раскинулась большая торговая площадь, окруженная купеческими домами. Уникальная форма Тельча была обусловлена тем, что с одной стороны разрастание кварталов ограничивали ров и крепостная стена, с другой - пруды.

В XVI веке замком и городом владеют паны Витковичи из Градца. В честь Захариаша из Градца названа главная (рыночная) площадь города. При нём замок перестраивается в стиле ренессанс мастерами Антонио Влачем и Бальдассаром Магджи де Ронио. Фасады домов на главной площади также были перестроены в стиле ренессанс и барокко.

В 1604 году род синьоров Градца пресекается по мужской линии, и город становится собственностью семьи Славата. Следующий этап развития города всецело принадлежит иезуитскому ордену - в городе были построены иезуитский колледж и несколько школ, астрономическая обсерватория, музыкальное училище. Иезуитам принадлежит и одна из красивейших городских церквей. В XVII веке Тельч переходит во владение рода Лихтенштейн и остается тихим провинциальным городком до настоящего времени.

В 1971 году город был объявлен архитектурным заповедником, а с 1992 года включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. С 1995 года государственный замок Тельч является также национальным памятником культуры Чехии.

Достопримечательности

  1. Замок Тельч в ренессансном стиле.
  2. Намнести Захариаше (Площадь Захариаша). Изначально Старый город Тельча был построен из дерева и в 1386 году сгорел за одну ночь. Дома были выстроены в камне заново, а после перестройки замка фасады домов были также перестроены в стиле ренессанс и барокко. Все дома на площади объединены общими аркадными галереями и сохранили свой облик со средневековья. Дома № 15 и 61 украшены особо ценными фресками в технике сграффито.
  3. Фрагменты крепостной стены XIII-XIV веков. Верхние (у башни Святого Духа, 1629 год) и Нижние (у замка, 1579 год) ворота города.
  4. Церковь Святого Духа (XIII век), позднее перестроена в романском стиле, 49 метров высотой. От колоколов XVII века остались только 2.
  5. Марианская колонна. Создана скульптором Липартом (D. Lipart) с помощью местного каменщика Ньювирта (F. Neuwirt) в 1718 г. на средства жены бургомистра Ходовой (Z. Hodova).
  6. Фонтаны на площади.
  7. Ратуша (сейчас внутри расположено турбюро).
  8. Церковь Святого Иакова (1360-1370 годы), в XV веке построена заново. В церкви в большой гробнице хранится прах Захариаша из Градца, а в вестибюле похоронены горожане, погибшие во время Первой мировой войны. Над 60-метровой колокольней возвышаются два редких по красоте звучания колокола.
  9. Церковь Имени Христова, иезуитская, 1669 года. Рядом иезуитский колледж и иезуитский монастырь.
  10. Старый город на берегу озера в 15 минутах ходьбы от площади Захариаша: площадь Богоматери, Мадонна (1673 г.), капелла Богоматери (1572 г., рококо). От замка и намнести Захариаше к Старому городу ведет дорожка, называемая «На Плитках». Вдоль неё стоят статуи святых, выполненные в стиле барокко в XVIII в.
  11. Церковь Святой Анны при кладбище. Барокко, XVI-XVII век.