Инструкция по охране труда для смазчика оборудования. Типовая инструкция по охране труда для смазчика оборудования Инструкция по охране труда для смазчика оборудования

Утверждена
Приказом Департамента
автомобильного транспорта
Российской Федерации
от 27 февраля 1996 г. N 16

Согласовано
с ЦК профсоюза работников
автомобильного транспорта
и дорожного хозяйства
7 августа 1995 года

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ N 4
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ СМАЗЧИКА АВТОМОБИЛЯ

ТОИ Р-200-04-96

Разработана Государственным научно - исследовательским институтом автомобильного транспорта.
Утверждена Приказом Департамента автомобильного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации от 27 февраля 1996 г. N 16.
Согласована ЦК профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства 7 августа 1995 г.
Вводится в действие с 27 февраля 1996 г.
Типовая инструкция разработана в соответствии с требованиями Положения о порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда и Методических указаний по разработке правил и инструкций по охране труда, утвержденных Минтрудом России 16 июля 1993 г. N 159, и на основе Правил по охране труда на автомобильном транспорте, ПОТ Р О-200-01-95.
Типовая инструкция предназначена для руководителей и специалистов автотранспортных организаций при их работе по разработке инструкций по охране труда для подчиненных им работников.
В разработке Инструкции принимали участие Донченко В.В., Самойлова Л.Г., Кузнецов Ю.М., Манусаджянц Ж.Г. (НИИАТ), Ипатов Г.В. (Департамент автомобильного транспорта), Обухов В.И. (Профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства).

1. Введение

1.1. Настоящая Инструкция регламентирует основные требования безопасности при выполнении смазочно - заправочных работ.
1.2. Смазчик должен соблюдать требования инструкции, разработанной на основе данной, и инструкций, разработанных с учетом требований, изложенных в типовых инструкциях по охране труда:
для слесаря по ремонту автомобилей (Инструкция N 2);
при передвижении по территории и производственным помещениям автотранспортного предприятия (Инструкция N 20);
по предупреждению пожаров и предотвращению ожогов (Инструкция N 23).
Заметив нарушение требований безопасности другими работниками, смазчик должен предупредить их о необходимости их соблюдения.
Смазчик должен также выполнять указания представителя совместного комитета (комиссии) по охране труда или уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профсоюзного комитета.
Смазчик должен знать и уметь оказывать доврачебную помощь пострадавшему в соответствии с Типовой инструкцией N 22 по оказанию доврачебной помощи при несчастных случаях.
Смазчик не должен приступать к выполнению разовых работ, не связанных с его прямыми обязанностями по специальности, без получения целевого инструктажа.

2. Общие требования безопасности

2.1. К самостоятельной работе смазчиком допускаются лица, имеющие соответствующую квалификацию, получившие вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте по охране труда.
2.2. Смазчик, не прошедший своевременно повторный инструктаж по охране труда (не реже одного раза в 3 месяца), не должен приступать к работе.
2.3. При поступлении на работу смазчик должен проходить предварительный медосмотр, а в дальнейшем - периодические медосмотры в сроки, установленные Минздравмедпромом России.
2.4. Смазчик обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, утвержденные на предприятии.
2.5. Продолжительность рабочего времени смазчика не должна превышать 40 ч в неделю.
Продолжительность ежедневной работы (смены) определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиком сменности, утверждаемыми администрацией по согласованию с профсоюзным комитетом.
2.6. Смазчик должен знать, что наиболее опасными и вредными производственными факторами, действующими на смазчиков при выполнении смазочно - заправочных работ, являются:
смазочно - заправочное оборудование;
автомобиль, его узлы и детали;
смазочные материалы.
2.6.1. Смазочно - заправочное оборудование - применение неисправного оборудования приводит к травмированию.
2.6.2. Автомобиль - в процессе работы возможно падение кузова самосвала, других узлов и деталей автомобилей.
2.6.3. Смазочные материалы - длительное соприкосновение со смазочными материалами незащищенной кожи рук и тела может привести к кожным заболеваниям.
2.7. Запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями и оборудованием, обращению с которыми смазчик не обучен и не проинструктирован.
2.8. Смазчик должен работать в специальной одежде и в случае необходимости использовать другие средства индивидуальной защиты.
2.9. В соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты смазчику выдаются:
комбинезон хлопчатобумажный;
ботинки кожаные;
фартук прорезиненный;
рукавицы комбинированные.
2.10. Смазчик должен соблюдать правила пожарной безопасности, уметь пользоваться средствами пожаротушения.
Курить разрешается только в специально отведенных местах.
2.11. Смазчик во время работы должен быть внимательным, не отвлекаться на посторонние дела и разговоры.
2.12. О замеченных нарушениях требований безопасности на своем рабочем месте, а также о неисправностях оборудования, приспособлений, инструмента и средств индивидуальной защиты смазчик должен сообщить своему непосредственному руководителю и не приступать к работе до устранения этих нарушений и неисправностей.
2.13. Смазчик должен соблюдать правила личной гигиены. По окончании работы, перед приемом пищи или курением необходимо мыть руки с мылом.
Для питья пользоваться водой из специальных устройств (сатураторы, питьевые баки, фонтанчики и т.п.).
2.14. За невыполнение требований инструкции, разработанной на основе данной и указанных в п. 1.2, смазчик несет ответственность согласно действующему законодательству.

3. Требования безопасности перед началом работы

3.1. Перед началом работы смазчик должен:
3.1.1. Подготовить и надеть необходимые для работы средства индивидуальной защиты. Застегнуть манжеты рукавов специальной одежды.
3.1.2. Осмотреть и подготовить рабочее место, убрать все лишние предметы, не загромождая при этом проходы.
3.1.3. Проверить состояние пола на рабочем месте. Если пол скользкий или влажный, потребовать, чтобы его вытерли или посыпали опилками, или сделать это самому.
3.1.4. Проверить наличие и исправность инструмента, приспособлений и оборудования, а также средств пожаротушения.

1.2. Смазчик должен соблюдать требования инструкции, разработанной на основе данной, и инструкций, разработанных с учетом требований, изложенных в типовых инструкциях по охране труда:

Для слесаря по ремонту автомобилей (инструкция № 2);

При передвижении по территории и производственным помещениям автотранспортного предприятия (инструкция № 20);

По предупреждению пожаров и предотвращению ожогов (инструкция № 23).

Заметив нарушение требований безопасности другими работниками, смазчик должен предупредить их о необходимости их соблюдения.

Смазчик должен также выполнять указания представителя совместного комитета (комиссии) по охране труда или уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профсоюзного комитета.

Смазчик должен знать и уметь оказывать доврачебную помощь пострадавшему в соответствии с типовой инструкцией № 22 по оказанию доврачебной помощи при несчастных случаях.

Смазчик не должен приступать к выполнению разовых работ, не связанных с его прямыми обязанностями по специальности, без получения целевого инструктажа.

2. Общие требования безопасности

2.1. К самостоятельной работе смазчиком допускаются лица, имеющие соответствующую квалификацию, получившие вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте по охране труда.

2.2. Смазчик, не прошедший своевременно повторный инструктаж по охране труда (не реже 1 раза в 3 месяца) не должен приступать к работе.

2.3. При поступлении на работу смазчик должен проходить предварительный медосмотр, а в дальнейшем - периодические медосмотры в сроки, установленные Минздравмедпромом России.

2.4. Смазчик обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, утвержденные на предприятии.

2.5. Продолжительность рабочего времени смазчика не должна превышать 40 ч. в неделю.

Продолжительность ежедневной работы (смены) определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиком сменности, утверждаемыми администрацией по согласованию с профсоюзным комитетом.

2.6. Смазчик должен знать, что наиболее опасными и вредными производственными факторами, действующими на смазчиков при выполнении смазочно-заправочных работ, являются;

Смазочно-заправочное оборудование;

Автомобиль, его узлы и детали;

Смазочные материалы.

2.6.1. Смазочно-заправочное оборудование - применение неисправного оборудования приводит к травмированию.

2.6.2. Автомобиль - в процессе работы возможно падение кузова самосвала, других узлов и деталей автомобилей.

2.6.3. Смазочные материалы - длительное соприкосновение со смазочными материалами незащищенной кожи рук и тела может привести к кожным заболеваниям.

2.7. Запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями и оборудованием, обращению с которыми смазчик не обучен и не проинструктирован.

2.8. Смазчик должен работать в специальной одежде и в случае необходимости использовать другие средства индивидуальной защиты.

2.9. В соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты смазчику выдаются:

Комбинезон хлопчатобумажный;

Ботинки кожаные;

Фартук прорезиненный;

Рукавицы комбинированные.

2.10. Смазчик должен соблюдать правила пожарной безопасности, уметь пользоваться средствами пожаротушения.

Курить разрешается только в специально отведенных местах.

2.11. Смазчик во время работы должен быть внимательным, не отвлекаться на посторонние дела и разговоры.

2.12. О замеченных нарушениях требований безопасности на своем рабочем месте, а также о неисправностях оборудования, приспособлений, инструмента и средств индивидуальной защиты смазчик должен сообщить своему непосредственному руководителю и не приступать к работе до устранения этих нарушений и неисправностей.

2.13. Смазчик должен соблюдать правила личной гигиены. По окончанию работы, перед приемом пищи или курением необходимо мыть руки с мылом.

Для питья пользоваться водой из специальных устройств (сатураторы, питьевые баки, фонтанчики и т.п.).

2.14. За невыполнение требований инструкции, разработанной на основе данной и указанных в смазчик несет ответственность согласно действующему законодательству.

3. Требования безопасности перед началом работы

3.1. Перед началом работы смазчик должен:

3.1.1. Подготовить и одеть необходимые для работы средства индивидуальной защиты. Застегнуть манжеты рукавов специальной одежды.

3.1.2. Осмотреть и подготовить рабочее место, убрать все лишние предметы, не загромождая при этом проходы.

3.1.3. Проверить состояние пола на рабочем месте. Если пол скользкий или влажный, потребовать, чтобы его вытерли или посыпали опилками, или сделать это самому.

3.1.4. Проверить наличие и исправность инструмента, приспособлений и оборудования, а также средств пожаротушения.

4. Требования безопасности во время работы

4.1. Во время работы смазчик должен:

4.1.1. Выполнять смазочно-заправочные работы только на специальных постах, предназначенных для этой цели.

4.1.2. При снятии и установке деталей системы смазки правильно накладывать ключ на гайку, не поджимать гайку рывком.

4.1.3. При работе под поднятым кузовом самосвала предварительно установить под него дополнительное инвентарное приспособление (упор, штангу, фиксатор).

4.1.4. При проверке уровня масла или жидкости в агрегатах пользоваться только переносным светильником напряжением не выше 42 В и оборудованным защитной сеткой. Пользоваться для этой цели открытым огнем запрещается.

4.1.5. При смене или доливке масел или жидкостей в агрегаты сливные и заливные пробки отворачивать только предназначенными для этой цели ключами.

4.1.6. Отработанные масла, жидкости сливать в специальную тару.

4.1.7. Неисправные пресс-масленки заменить новыми, но той же конфигурации.

4.1.8. Труднодоступные места автомобиля смазывать при помощи наконечников с гибкими шлангами или наконечников с шарнирами.

4.1.9. При необходимости проворачивания карданного вала делать это с помощью специального приспособления, перед этим проверить, выключено ли зажигание или перекрыта ли подача топлива (на автомобиле с дизельным двигателем), установлен ли рычаг переключения передач (контроллер) в нейтральное положение, и освободить рычаг стояночного тормоза.

4.1.10. Для работы спереди и сзади автомобиля и для перехода через осмотровую канаву пользоваться переходными мостиками, а для спуска в осмотровую канаву и подъема из нее - специально установленными там лестницами.

4.1.11. При необходимости пуска двигателя обратиться к своему непосредственному руководителю. Перед пуском двигателя подсоединить (включить) местный отсос отработавших газов автомобиля (шланговый или бесшланговый).

4.1.12. Все агрегаты с электроприводом, применяемые при смазке, подключать к сети с помощью вилки, имеющей заземленный контакт.

4.1.13. Использованный обтирочный материал убирать в специально установленные для этой цели металлические ящики с крышками.

Пролитое на пол масло или бензин немедленно удалять с помощью опилок, ветоши и т. п.

4.1.14. Следить за тем, чтобы шланги смазочно-заправочного оборудования не переплетались и не мешались под ногами.

Работать без фиксирующих инвентарных приспособлений под поднятым кузовом самосвала;

Применять пресс-масленки неисправные или другой конфигурации;

Проворачивать карданный вал при помощи лома или монтажной лопатки;

Осуществлять пуск двигателя самому, если на это нет письменного разрешения.

5. Требования безопасности в аварийных ситуациях

5.1. О каждом несчастном случае, очевидцем которого он был, смазчик должен немедленного сообщать работодателю, а пострадавшему оказать первую даврачебную помощь, вызвать врача или доставить пострадавшего в здравпункт или ближайшее медицинское учреждение.

Если несчастный случай произошел с самим смазчиком, он должен по возможности обратиться в здравпункт, сообщить о случившемся работодателю или попросить сделать это кого-либо из окружающих.

6. Требования безопасности по окончании работ

6.1. По окончании работы смазчик обязан:

6.1.1. Отключить электрооборудование.

6.1.2. Привести в порядок рабочее место. Инструмент, приспособления и оборудование очистить от смазки и грязи и убрать в отведенное для них место.

6.1.3. Снять средства индивидуальной защиты и убрать их в предназначенное для них место. Своевременно сдавать специальную одежду и другие средства индивидуальной защиты в химчистку (стирку) и ремонт.

Настоящая инструкция регламентирует основные требования безопасности при выполнении смазочно-заправочных работ.

Смазчик должен соблюдать требования инструкции, разработанной на основе данной, и инструкций, разработанных с учетом требований, изложенных в типовых инструкциях по охране труда:

Для слесаря по ремонту автомобилей;

При передвижении по территории и производственным помещениям автотранспортного предприятия;

По предупреждению пожаров и предотвращению ожогов.

Заметив нарушение требований безопасности другими работниками, смазчик должен предупредить их о необходимости их соблюдения.

Смазчик должен также выполнять указания представителя совместного комитета (комиссии) по охране труда или уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профсоюзного комитета.

Смазчик должен знать и уметь оказывать доврачебную помощь пострадавшему при несчастных случаях.

Смазчик не должен приступать к выполнению разовых работ, не связанных с его прямыми обязанностями по специальности, без получения целевого инструктажа.

1.1 К самостоятельной работе смазчиком допускаются лица, имеющие соответствующую квалификацию, получившие вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте по охране труда.

1.2 Смазчик, не прошедший своевременно повторный инструктаж по охране труда (не реже одного раза в 3 месяца) не должен приступать к работе.

1.3 При поступлении на работу смазчик должен проходить предварительный медосмотр, а в дальнейшем - периодические медосмотры в сроки, установленные Минздравмедпромом России.

1.4 Смазчик обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, утвержденные на предприятии.

1.5 Продолжительность рабочего времени смазчика не должна превышать 40 ч в неделю.

Продолжительность ежедневной работы (смены) определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиком сменности, утверждаемыми администрацией по согласованию с профсоюзным комитетом.

1.6 Смазчик должен знать, что наиболее опасными и вредными производственными факторами, действующими на смазчиков при выполнении смазочно-заправочных работ, являются:

смазочно-заправочное оборудование;

автомобиль, его узлы и детали;

смазочные материалы;

электрический ток;

вибрация и шум.

1.6.1 Смазочно-заправочное оборудование - применение неисправного оборудования приводит к травмированию.

1.6.2 Автомобиль - в процессе работы возможно падение кузова самосвала, других узлов и деталей автомобилей.

1.6.3 Смазочные материалы - длительное соприкосновение со смазочными материалами незащищенной кожи рук и тела может привести к кожным заболеваниям.

1.7 Запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями и оборудованием, обращению с которыми смазчик не обучен и не проинструктирован.

1.8 Смазчик должен работать в специальной одежде и в случае необходимости использовать другие средства индивидуальной защиты.

1.9 В соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты смазчику выдаются:

комбинезон хлопчатобумажный;

ботинки кожаные;

фартук прорезиненный;

рукавицы комбинированные.

1.10 Смазчик должен соблюдать правила пожарной безопасности, уметь пользоваться средствами пожаротушения.

Курить разрешается только в специально отведенных местах.

1.11 Смазчик во время работы должен быть внимательным, не отвлекаться на посторонние дела и разговоры.

1.12 О замеченных нарушениях требований безопасности на своем рабочем месте, а также о неисправностях оборудования, приспособлений, инструмента и средств индивидуальной защиты смазчик должен сообщить своему непосредственному руководителю и не приступать к работе до устранения этих нарушений и неисправностей.

1.13 Смазчик должен соблюдать правила личной гигиены. По окончании работы, перед приемом пищи или курением необходимо мыть руки с мылом.

Для питья пользоваться водой из специальных устройств (сатураторы, питьевые баки, фонтанчики и т.п.).

1.14 За невыполнение требований инструкции, разработанной на основе данной и указанных в п.1.2, смазчик несет ответственность согласно действующему законодательству.

2.1 Перед началом работы смазчик должен:

2.1.1 Подготовить и надеть необходимые для работы средства индивидуальной защиты. Застегнуть манжеты рукавов специальной одежды.

2.1.2 Осмотреть и подготовить рабочее место, убрать все лишние предметы, не загромождая при этом проходы.

2.1.3 Проверить состояние пола на рабочем месте. Если пол скользкий или влажный, потребовать, чтобы его вытерли или посыпали опилками, или сделать это самому.

2.1.4 Проверить наличие и исправность инструмента, приспособлений и оборудования, а также средств пожаротушения.

3.1 Во время работы смазчик должен:

3.1.1 Выполнять смазочно-заправочные работы только на специальных постах, предназначенных для этой цели.

3.1.2 При снятии и установке деталей системы смазки правильно накладывать ключ на гайку, не поджимать гайку рывком.

3.1.3 При проверке уровня масла или жидкости в агрегатах пользоваться только переносным светильником напряжением не выше 42 В и оборудованным защитной сеткой. Пользоваться для этой цели открытым огнем запрещается.

3.1.4 При смене или доливке масел или жидкостей в агрегаты сливные и заливные пробки отворачивать только предназначенными для этой цели ключами.

3.1.5 Отработанные масла, жидкости сливать в специальную тару.

3.1.7 Неисправные пресс-масленки заменить новыми, но той же конфигурации.

3.1.9 Для работы спереди и сзади автомобиля и для перехода через осмотровую канаву пользоваться переходными мостиками, а для спуска в осмотровую канаву и подъема из нее - специально установленными там лестницами.

3.1.10 При необходимости пуска двигателя обратиться к своему непосредственному руководителю. Перед пуском двигателя подсоединить (включить) местный отсос отработавших газов автомобиля (шланговый или бесшланговый).

3.1.11 Пролитое на пол масло или бензин немедленно удалять с помощью опилок, ветоши и т.п.

3.1.13 Следить за тем, чтобы шланги смазочно-заправочного оборудования не переплетались и не мешались под ногами.

Применять пресс-масленки неисправные или другой конфигурации;

Проворачивать карданный вал при помощи лома или монтажной лопатки;

Осуществлять пуск двигателя самому, если на это нет письменного разрешения.

4.1 О каждом несчастном случае, очевидцем которого он был, смазчик должен немедленно сообщить работодателю, а пострадавшему оказать первую доврачебную помощь, вызвать врача или помочь доставить пострадавшего в здравпункт или ближайшее медицинское учреждение.

Если несчастный случай произошел с самим смазчиком, он должен по возможности обратиться в здравпункт, сообщить о случившемся работодателю или попросить сделать это кого-либо из окружающих.

5.1 По окончании работы смазчик обязан:

5.1.1 Отключить электрооборудование.

5.1.2 Привести в порядок рабочее место. Инструмент, приспособления и оборудование очистить от смазки и грязи и убрать в отведенное для них место.

5.1.3 Снять средства индивидуальной защиты и убрать их в предназначенное для них место. Своевременно сдавать специальную одежду и другие средства индивидуальной защиты в химчистку (стирку) и ремонт.

5.1.4 Вымыть руки с мылом.

5.1.5 Обо всех недостатках, обнаруженных во время работы, известить своего непосредственного руководителя.

Пожарная безопасность

На предприятии пожарной безопасности уделяется достаточное внимание. Весь инженерно-технический персонал ежегодно обучается по программе пожарно-технического минимума. С рабочими предприятия ежеквартально проводится инструктаж о мерах пожарной безопасности, в которых отражены все вопросы действующих правил пожарной безопасности.

Все помещения, цеха, участки оборудованы первичными средствами пожаротушения, установлены оборудованные пожарные щиты. Разработан и утвержден всеми инстанциями план эвакуации в случае аварии и пожара. На путях эвакуации установлены световые табло.

Допускается использовать только исправное оборудование, не допускается подтекание масла и горючих жидкостей. По окончании работы тщательно убирать рабочие места, промасленную ветошь убирать только в специальные металлические ящики.

Все электрические приборы использовать только согласно ПУЭ, не допускать перегрузок электрических сетей. Не использовать самодельные электронагревательные приборы. Проводить своевременную ревизию всего электрооборудования.

Допускается хранить машины на открытых площадках группами не более 200 машин в группе с разрывом между группами не менее 20 м. Расставляют машины так, чтобы была возможность эвакуировать их в случае пожара. Площадки для открытого хранения техники располагают на расстоянии 15…20 м от зданий в зависимости от степени их огнестойкости.

Средства пожаротушения размещают в доступных местах.

На территории предприятия предусмотрен противопожарный водоем вместимостью не менее 50 м 3 .

Потребное число огнетушителей для производственных помещений определим из соотношения: 1 огнетушитель на 100 м 2 площади.

Потребное число огнетушителей для зоны ТО-2 определим по формуле:

где m 0 - нормированное число огнетушителей на 1 м 2 , (m 0 = 0,01);

S - площадь производственного участка, м 2 .

Принимаем 4 огнетушителя марки ОП-8.

Участок ТО относят к категории В и 1 классу по степени пожаро- и взрывоопасности.

Расчетный расход воды на наружное пожаротушение здания принимаем 10 л/с.

Расход воды (м /ч) на наружное и внутреннее пожаротушение рассчитаем по формуле:

где Д - удельный расход воды на внутренне и наружное пожаротушение, л/с;

Т П - время пожара, (Т П = 3ч);

П П - число одновременных пожаров, (П П = 1... 3).

На каждый производственный участок должен устанавливаться металлический ящик с крышкой, в который складывается, используемая в процессе работы, ветошь.

Участок технического обслуживания №2 площадью 325 м 2 имеет пожарный щит с четырьмя огнетушителями.

Приказом по предприятию назначаются ответственные за пожарную безопасность.

ТОИ Р-200-04-95

Инструкция вводится в действие с 27.02.96 г.

1. Введение

1.1. Настоящая инструкция регламентирует основные требования безопасности при выполнении смазочно-заправочных работ.

1.2. Смазчик должен соблюдать требования инструкции, разработанной на основе данной, и инструкций, разработанных с учетом требований, изложенных в типовых инструкциях по охране труда:

для слесаря по ремонту автомобилей (инструкция № 2)

при передвижении по территории и производственным помещениям автотранспортного предприятия (инструкция № 20)

по предупреждению пожаров и предотвращению ожогов (инструкция № 23).

Заметив нарушение требований безопасности другими работниками, смазчик должен предупредить их о необходимости их соблюдения.

Смазчик должен также выполнять указания представителя совместного комитета (комиссии) по охране труда или уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профсоюзного комитета.

Смазчик должен знать и уметь оказывать доврачебную помощь пострадавшему в соответствии с типовой инструкцией № 22 по оказанию доврачебной помощи при несчастных случаях.

Смазчик не должен приступать к выполнению разовых работ, не связанных с его прямыми обязанностями по специальности, без получения целевого инструктажа.

2. Общие требования безопасности

2.1. К самостоятельной работе смазчиком допускаются лица, имеющие соответствующую квалификацию, получившие вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте по охране труда.

2.2. Смазчик, не прошедший своевременно повторный инструктаж по охране труда (не реже одного раза в 3 месяца) не должен приступать к работе.

2.3. При поступлении на работу смазчик должен проходить предварительный медосмотр, а в дальнейшем — периодические медосмотры в сроки, установленные Минздравмедпромом России.

2.4. Смазчик обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, утвержденные на предприятии.

2.5. Продолжительность рабочего времени смазчика не должна превышать 40 ч. в неделю.

Продолжительность ежедневной работы (смены) определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиком сменности, утверждаемыми администрацией по согласованию с профсоюзным комитетом.

2.6. Смазчик должен знать, что наиболее опасными и вредными производственными факторами, действующими на смазчиков при выполнении смазочно-заправочных работ, являются:

смазочно-заправочное оборудование

автомобиль, его узлы и детали

смазочные материалы.

2.6.1. Смазочно-заправочное оборудование — применение неисправного оборудования приводит к травмированию.

2.6.2. Автомобиль — в процессе работы возможно падение кузова самосвала, других узлов и деталей автомобилей.

2.6.3. Смазочные материалы — длительное соприкосновение со смазочными материалами незащищенной кожи рук и тела может привести к кожным заболеваниям.

2.7. Запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями и оборудованием, обращению с которыми смазчик не обучен и не проинструктирован.

2.8. Смазчик должен работать в специальной одежде и в случае необходимости использовать другие средства индивидуальной защиты.

2.9. В соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты смазчику выдаются:

комбинезон хлопчатобумажный

ботинки кожаные

фартук прорезиненный

рукавицы комбинированные.

2.10. Смазчик должен соблюдать правила пожарной безопасности, уметь пользоваться средствами пожаротушения.

Курить разрешается только в специально отведенных местах.

2.11. Смазчик во время работы должен быть внимательным, не отвлекаться на посторонние дела и разговоры.

2.12. О замеченных нарушениях требований безопасности на своем рабочем месте, а также о неисправностях оборудования, приспособлений, инструмента и средств индивидуальной защиты смазчик должен сообщить своему непосредственному руководителю и не приступать к работе до устранения этих нарушений и неисправностей.

2.13. Смазчик должен соблюдать правила личной гигиены. По окончании работы, перед приемом пищи или курением необходимо мыть руки с мылом.

Для питья пользоваться водой из специальных устройств (сатураторы, питьевые баки, фонтанчики и т.п.).

2.14. За невыполнение требований инструкции, разработанной на основе данной и указанных в п.1.2, смазчик несет ответственность согласно действующему законодательству.

3. Требования безопасности перед началом работы

3.1. Перед началом работы смазчик должен:

3.1.1. Подготовить и надеть необходимые для работы средства индивидуальной защиты. Застегнуть манжеты рукавов специальной одежды.

3.1.2. Осмотреть и подготовить рабочее место, убрать все лишние предметы, не загромождая при этом проходы.

3.1.3. Проверить состояние пола на рабочем месте. Если пол скользкий или влажный, потребовать, чтобы его вытерли или посыпали опилками, или сделать это самому.

3.1.4. Проверить наличие и исправность инструмента, приспособлений и оборудования, а также средств пожаротушения.

4. Требования безопасности во время работы

4.1. Во время работы смазчик должен:

4.1.1. Выполнять смазочно-заправочные работы только на специальных постах, предназначенных для этой цели.

4.1.2. При снятии и установке деталей системы смазки правильно накладывать ключ на гайку, не поджимать гайку рывком.

4.1.3. При работе под поднятым кузовом самосвала предварительно установить под него дополнительное инвентарное приспособление (упор, штангу, фиксатор).

4.1.4. При проверке уровня масла или жидкости в агрегатах пользоваться только переносным светильником напряжением не выше 42 В и оборудованным защитной сеткой. Пользоваться для этой цели открытым огнем запрещается.

4.1.5. При смене или доливке масел или жидкостей в агрегаты сливные и заливные пробки отворачивать только предназначенными для этой цели ключами.

4.1.6. Отработанные масла, жидкости сливать в специальную тару.

4.1.7. Неисправные пресс-масленки заменить новыми, но той же конфигурации.

4.1.8. Труднодоступные места автомобиля смазывать при помощи наконечников с гибкими шлангами или наконечников с шарнирами.

4.1.9. При необходимости проворачивания карданного вала делать это с помощью специального приспособления, перед этим проверить, выключено ли зажигание или перекрыта ли подача топлива (на автомобиле с дизельным двигателем), установлен ли рычаг переключения передач (контроллер) в нейтральное положение, и освободить рычаг стояночного тормоза.

4.1.10. Для работы спереди и сзади автомобиля и для перехода через осмотровую канаву пользоваться переходными мостиками, а для спуска в осмотровую канаву и подъема из нее — специально установленными там лестницами.

4.1.11. При необходимости пуска двигателя обратиться к своему непосредственному руководителю. Перед пуском двигателя подсоединить (включить) местный отсос отработавших газов автомобиля (шланговый или бесшланговый).

4.1.12. Все агрегаты с электроприводом, применяемые при смазке, подключать к сети с помощью вилки, имеющей удлиненный заземляющий контакт.

4.1.13. Использованный обтирочный материал убирать в специально установленные для этой цели металлические ящики с крышками.

Пролитое на пол масло или бензин немедленно удалять с помощью опилок, ветоши и т.п.

4.1.14. Следить за тем, чтобы шланги смазочно-заправочного оборудования не переплетались и не мешались под ногами.

работать без фиксирующих инвентарных приспособлений под поднятым кузовом самосвала

применять пресс-масленки неисправные или другой конфигурации

проворачивать карданный вал при помощи лома или монтажной лопатки

осуществлять пуск двигателя самому, если на это нет письменного разрешения.

5. Требования безопасности в аварийных ситуациях

5.1. О каждом несчастном случае, очевидцем которого он был, смазчик должен немедленно сообщить работодателю, а пострадавшему оказать первую доврачебную помощь, вызвать врача или помочь доставить пострадавшего в здравпункт или ближайшее медицинское учреждение.

Если несчастный случай произошел с самим смазчиком, он должен по возможности обратиться в здравпункт, сообщить о случившемся работодателю или попросить сделать это кого-либо из окружающих.

6. Требования безопасности по окончании работ

6.1. По окончании работы смазчик обязан:

6.1.1. Отключить электрооборудование.

6.1.2. Привести в порядок рабочее место. Инструмент, приспособления и оборудование очистить от смазки и грязи и убрать в отведенное для них место.

6.1.3. Снять средства индивидуальной защиты и убрать их в предназначенное для них место. Своевременно сдавать специальную одежду и другие средства индивидуальной защиты в химчистку (стирку) и ремонт.

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ № 4

ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ СМАЗЧИКА АВТОМОБИЛЯ

ТОИ Р-200-04-96

Инструкция вводится в действие с 27.02.96 г. Утверждена приказом Департамента автомобильного транспорта

Российской Федерации № 16 от 27.02.96 г.

Согласовано с ЦК профсоюза работников автомобильного транспорта

Если несчастный случай произошел с самим смазчиком, он должен по возможно­сти обратиться в здравпункт, сообщить о случившемся работодателю или попросить сделать это кого-либо из окружающих.

6. Требования безопасности по окончании работ

6.1. По окончании работы смазчик обязан:

6.1.1. Отключить электрооборудование.

6.1.2. Привести в порядок рабочее место. Инструмент, приспособления и обору­дование очистить от смазки и грязи и убрать в отведенное для них место.

6.1.3. Снять средства индивидуальной защиты и убрать их в предназначенное для них место. Своевременно сдавать специальную одежду и другие средства индиви­дуальной защиты в химчистку (стирку) и ремонт.