«История меня оправдает»: от чего не уберег себя Фидель Кастро. Фидель Кастро: история меня оправдает

Последнее обновление материала 26.11.2016 г.

На Кубе в возрасте 90 лет скончался лидер кубинской революции Фидель Кастро.

Сын плантатора и кухарки

Этому человеку судьбой было уготовано стать легендой еще при жизни. Его образ известен, кажется, все на планете, включая пингвинов в Антарктиде и обитателей глубин мирового океана. Одни обожают его всей душой, другие до беспамятства ненавидят, но даже враги признают за ним необычайную личную смелость и фантастическую работоспособность.

Фидель Алехандро Кастро Рус родился 13 августа 1926 года в деревушке Биран на востоке Кубы, в семье богатого плантатора. Впрочем, богачом был только его отец, Анхель Кастро Аргис, испанский эмигрант, сумевший сколотить себе состояние на сахарном тростнике. Мать Фиделя, Лина Рус Гонсалес , была кухаркой в доме плантатора. Богатый сеньор соблазнил бедную девушку, однако не бросил ее, а продолжил отношения. В конце концов, Анхель женился на возлюбленной — после того, как та родила ему пятерых детей.

И отец, и мать Фиделя были неграмотными, и мечтали, что их дети получат хорошее образование. Уже в школе Фидель удивлял окружающих отчаянной смелостью, лидерскими качествами и феноменальной памятью.

Письмо президенту Рузвельту

Первый шаг в революцию он сделал в 13 лет, приняв участие в восстании рабочих на… плантации собственного отца.

В 14 лет Фидель вступил в переписку с сильными мира сего, написав послание президенту США Франклину Рузвельту. В письме он поздравлял президента с переизбранием на второй срок и просил: «Если Вам не трудно, пришлите мне, пожалуйста, американскую 10-долларовую банкноту. Я её никогда не видел, но очень хотел бы иметь. Ваш друг».

«Я был очень горд, когда получил ответ сотрудника президентской администрации. Послание даже вывесили на школьной доске объявлений. Только банкноты в нём не было», — вспоминал об этом уже взрослый Кастро. В историю с письмом Рузвельту верили не все, пока в 2004 году его не нашли в одном из американских архивов.

Потом были учеба в престижном колледже «Вифлием» и на факультете права Гаванского университета. В те годы Фидель много читал, в том числе труды различных политических деятелей и революционеров, не отдавая никому предпочтения.

Иск против диктатора

В 1950 году бакалавр права и доктор гражданского права Фидель Кастро занялся частной адвокатской практикой в Гаване. Интерес к политике выразился в присоединении к Партии кубинского народа, в которой, правда, Кастро почти сразу стали критиковать за радикализм.

11 марта 1952 года на Кубе произошел переворот, в результате которого к власти пришел Фульхенсио Батиста . Перевороты на Кубе были не редкость, но молодой адвокат Кастро счел это недопустимым, и 24 марта представил в гаванский суд по особо важным и срочным делам сопровожденный доказательной базой судебный иск о преследовании Батисты в уголовном порядке за нарушение конституционных норм и захват власти.

«Каким же образом сможет в противном случае этот трибунал судить простого гражданина, — вопрошал Кастро, — к оторый выступит с оружием в руках против этого незаконного режима, пришедшего к власти в результате предательства? Совершенно ясно, что осуждение такого гражданина было бы абсурдом, несовместимым с самыми элементарными принципами справедливости».

Иск, разумеется, не возымел действия, но прибавил Фиделю известности.

Бойцы, возглавляемые Фиделем Кастро, штурмуют армейские казармы Монкада, где расквартированы части армии Батисты (Фульхенсио Батиста-и-Сальдивар). Город Сантьяго-де-Куба. 1953 год. Фото: РИА Новости

Отчаянный

Поняв, что добиться победы над Батистой в судах не удастся, Кастро собирает единомышленников для вооруженного восстания. В плане заговорщиков захват военных казарм Монкада в Сантьяго-де-Куба и казармы в городе Баямо. Опыта военных операций нет, зато есть неистовое желание победить диктатуру.

26 июля 1953 года 165 отчаянных во главе с Фиделем атаковали казармы, гарнизон которых насчитывал 400 солдат и офицеров. Попытка восстания завершилась провалом. Уцелевших революционеров, включая Фиделя и его брата и единомышленника Рауля, арестовали.

Во время суда Фидель защищал себя сам. Его речь в последний день процесса стала его первым публичным выступлением, о котором говорили не только на Кубе, но и во всем мире.

«Приговорите меня! Это не имеет значения! История меня оправдает!», — так закончил свое выступление Фидель Кастро.

За попытку переворота он был осужден на 15 лет тюрьмы, но через 22 месяца освобожден по амнистии. Тюрьма не изменила его — упрямец Кастро умудрился и за решеткой организовать акцию протеста в день, когда тюрьму вздумал посетить сам Фульхенсио Батиста. За это разъяренная администрация посадила Фиделя в одиночку напротив тюремного морга, решив, что только там бунтарь не сможет поднять кого-либо на восстание.

Фидель Кастро дает показания в тюрьме Вивак Сантьяго де Куба. 1953 год. Фото: РИА Новости

«В 1956 году мы будем или свободными, или жертвами»

После освобождения он отправился в Мексику, где его уже ждали соратники. Фидель заявил — необходимо готовить новое восстание.

В числе тех, кто присоединился к Фиделю в Мексике, оказался и аргентинский врач Эрнесто Гевара , будущий команданте Че.

И снова замысел восстания строится не на точном расчете, а на энтузиазме молодых революционеров, намерения которых не являются секретом для властей. Да какой там секрет, если о своих намерениях Кастро в августе 1956 года написал в кубинский журнал «Богемия», через него обращаясь прямо к Батисте: «в 1956 году мы будем или свободными, или жертвами. Я торжественно подтверждаю это заявление, находясь в полном сознании и учитывая, что до 31 декабря осталось 4 месяца и 6 дней».

25 ноября 1956 года на моторной яхте «Гранма» революционеры отправились на Кубу. Это был не корабль революции, а кромешный ад — старая посудина оказалась перегруженной и грозила вот-вот утонуть, а у повстанцев обнаружились признаки морской болезни.

«Всё судно являло собою живую трагедию: мужчины с тоской на лице держались за животы; некоторые просто погрузили лица в вёдра, другие сидели неподвижно в странных позах в одежде, покрытой рвотой», — так писал об этом плавании Че Гевара.

При высадке на Кубу на измученных революционеров напали правительственные войска. Часть отряда уничтожили, часть взяли в плен. Вырваться удалось двум небольшим группам, которые спустя несколько суток случайно набрели друг на друга. Они сумели уйти в горы.

Вождь революции

Батиста радостно потирал руки — революция провалилась, толком не начавшись. Но упрямый Кастро даже с маленьким отрядом решался атаковать полицейские участки. И постепенно к Фиделю стали присоединятся обычные кубинцы, недовольные режимом. Когда отряд Кастро разросся до нескольких сотен человек, Батиста собрал несколько тысяч солдат, чтобы покончить с надоевшим мятежником. Однако часть правительственных сил разбежалась, а часть присоединилась к Фиделю.

Силы повстанцев росли, а силы властей таяли. Маленькая группа выросла до размеров Повстанческой армии. И постепенно стало ясно, что революция побеждает.

И возник вопрос: а что дальше? Сам Кастро во время сражений с войсками Батисты говорил: «Власть меня не интересует. После победы я вернусь в свою деревню и займусь адвокатской практикой». Но проницательный Че Гевара уже тогда сказал: «Он обладает качествами великого вождя, которые в сочетании с его отвагой, с его энергией и с его редкой способностью всякий раз вновь и вновь распознать волю народа подняли его на то почётное место, которое он ныне занимает».

Репродукция рисунка «Фидель Кастро» работы художника Виктора Иванова. Фото: РИА Новости

Роковая ошибка Вашингтона

Радикализм Кастро напугал кубинских либералов. Его желание создать государство, в котором будут созданы наилучшие условия для крестьян и городской бедноты, приводит к тому, что его начинают называть «коммунистом».

Но сам Фидель так себя не позиционировал. В отличие от команданте Че, убежденного коммуниста, Кастро в тот период стоял на перепутье, и был не прочь заручиться поддержкой США.

Но Соединенные Штаты, которые привыкли решать судьбу кубинцев помимо их собственной воли, сочли свержение Батисты недопустимой дерзостью, за которое должно было последовать наказание.

Позже ветераны американских спецслужб и Госдепартамента признавались — Америка упустила возможность договориться с Кастро, перетянув его на свою сторону. А откровенное желание отстранить Фиделя от власти толкнуло его в объятия СССР.

С лета 1959 года Соединенные Штаты начали подготовку операции по свержению Фиделя Кастро. Допускалось все — покушения, теракты и, как апофеоз, интервенция.

Фидель присягает социализму

15 апреля американские самолеты с опознавательными знаками ВВС Кубы нанесли удар по кубинским аэродромам, что привело к человеческим жертвам. На похоронах Кастро заявил: «Они не могут нам простить того, что мы находимся у них под носом, и что мы совершили социалистическую революцию под носом у Соединённых Штатов!»

Фидель, назвав свою революцию «социалистической», сделал выбор, после которого пути назад уже не было.

17 апреля 1961 года в районе Залива Свиней высадилось около 1500 человек из так называемой «бригады 2506», костяк которой составляли кубинские эмигранты. По замыслу ЦРУ, так должно было начаться свержение Кастро. Но в итоге все закончилось полным разгромом «бригады 2056» и позором США на весь мир.

После этого идея избавиться от Кастро стала для американских властей навязчивой. Бесстрашный Фидель принимал вызов — он согласился на размещение советских ядерных ракет на Кубе, что вызвало знаменитый «кубинский кризис» 1962 года.

Его окончание едва не привело к разрыву с СССР — Хрущев, отзывая ракеты, не счел нужным проконсультироваться с Фиделем, что вызвало у кубинского лидера крайнее раздражение. Появившуюся трещину в отношениях удалось ликвидировать с большим трудом.

Премьер-министр революционного правительства Кубы Фидель Кастро на одном из участков вторжения американских войск в районе Плайя-Хирон. 1961 год Фото: РИА Новости

«Олимпийский чемпион» по речам и покушениям

Не добившись успеха военным путем, США обложили Кубу экономическими санкциями, полагая, что рано или поздно режим Кастро падет под их тяжестью. Одновременно спецслужбы готовили против Фиделя покушения, которых за всю его жизнь было 638.

«Если бы способность выживать после покушений была олимпийской дисциплиной, я бы имел по ней золотую медаль», — иронически замечал Кастро на этот счет.

В чем нельзя было отказать Кастро, так это в последовательности. Выбрав социализм, он уверенно вел Кубу по этому пути, где-то добиваясь успеха, где-то допуская ошибки, но всегда оставаясь верным своему выбору.

Кажется, он мог «зажечь» любого антикоммуниста своими фантастическими речами, которые он умел произносить по несколько часов, причем так, что аудитория слушала его все это время, затаив дыхание. Его самая длинная речь в ООН длилась 4 часа 29 минут. На Третьем съезде Кубинской Коммунистической Партии в 1986 году он выступал 7 часов 10 минут.

Речами о борьбе с империализмом дело не ограничивалось — парни Фиделя боролись за дело социализма по всему миру. Неслучайно, что в американском боевике 1984 года «Красная заря» Соединенные Штаты вместе с советскими войсками оккупировали именно кубинцы.

Реклама во имя народа

Кастро упрекали, что с годами он из пламенного революционера превратился в диктатора, не щадящего никого, в том числе вчерашних соратников. Критики, глядя на экономическое положение Кубы в 1990-х усмехались: посмотрите, до чего довел «остров Свободы» этот Кастро со своим социализмом!

При этом как-то забывается тот момент, что американская разведка не прекращала подрывных операций против Кубы вплоть до начала XXI века, а покушения на самого Кастро готовились до периода правления президента Клинтона включительно. Ожидать от Фиделя в таких условиях либерализации режима было бы странно, тем паче, что у него перед глазами был яркий пример Советского Союза. Что же касается экономического положения страны, то при его оценке надо помнить о полувековом американском эмбарго, ущерб от которого был колоссальным.

Когда в 1991 году пал Советский Союз, на Западе стали ждать крушения режима Фиделя со дня на день. И действительно, на что могла надеяться Куба, лишившаяся помощи СССР и советского блока?

Кастро надеялся только на себя. Он вводил рыночные элементы в экономике, создавал благоприятный режим для туристов, налаживал неофициальные контакты с кубинскими эмигрантами, которые становились источником инвестиций в экономику острова.

В 2000 году Фидель вышел на празднование Первомая в стильных кроссовках, чем ввел в ступор и кубинцев, и иностранных журналистов. Потом выяснилось, что за такую рекламу фирма-производитель спортивной обуви заплатила поставками кроссовок для кубинских детей и спортсменов.

Кубинский лидер Фидель Кастро и Председатель Совета Министров СССР Никита Хрущев на трибуне Мавзолея В.И. Ленина. Рядом - Климент Ворошилов и Леонид Брежнев. Москва, 1963 год. Фото: www.globallookpress.com

Специальный корреспондент на случай кончины

При всех проблемах и недостатках, Кастро добился того, о чем мечтал в юности - кубинцы получили качественное бесплатное образование и высококлассные бесплатные медицинские услуги.

В 1990-2000-х кубинские врачи принимали на лечение детей из России и других стран СНГ, пострадавших при различных катастрофах и стихийных бедствиях. Куба лечила их бесплатно — Фидель никогда не забывал, как когда-то советские специалисты помогали его стране.

Его хоронили бесконечное количество раз. Когда в начале 2000-х здоровье Кастро по-настоящему серьезно ухудшилось, некоторые СМИ развернули корреспондентские пункты на Кубе, чтобы первыми сообщить о кончине пламенного революционера. Журналисты сидели в барах месяцами, потягивая любимых коктейль Хэмингуэя, но ничего не происходило — Кастро по-прежнему был живее всех живых.

В 2006 году заболевание оказалось настолько серьезным, что Кастро принял решение сложить с себя полномочия главы Кубы, передав их брату Раулю. Фиделю сделали операцию, после которой он долго не появлялся на публике. В СМИ писали, что он медленно угасает, или даже уже умер.

«Жизнь без идей не стоит ничего»

Но он снова выкарабкался, продемонстрировав удивительное жизнелюбие и силу воли. Он продолжал писать статьи, анализируя текущую ситуацию в мировой политике. Злопыхатели утверждали, что за него эти статьи пишут журналисты, но Кастро вдруг снова появлялся на публике, общался с людьми, и все понимали, что это все тот же, хоть и постаревший Фидель.

В апреле 2014 года глава МИД России Сергей Лавров , встретившийся с Кастро, сказал о нем: «Физически, конечно, он ослаб, но если бы вы видели его глаза! Глаза горят, глаза зажигают».

Физического бессмертия в мире не существует, уходят все, даже самые великие. Разница лишь в том, что после себя оставляет человек, была ли его жизнь наполнена смыслом?

«Жизнь без идей не стоит ничего. Нет большего счастья, чем бороться за них», — так сказал Фидель Кастро.

Текущая страница: 1 (всего у книги 3 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]

Че Гевара, Уго Чавес, Фидель Кастро. История нас оправдает. Так говорили команданте

Че Гевара
Ernesto Guevara de la Serna

Так говорил команданте


У коммуниста жизнь коротка, а слава – вечна!



Революцию без стрельбы не совершают.



Голод – вот что делает людей революционерами. Свой или чужой. Но когда его чувствуют, как свой…



Устал – отдохни. Но тогда ты никогда не будешь первым.



После революции работу делают не революционеры. Ее делают технократы и бюрократы. А они – контрреволюционеры.



Я не освободитель. Освободителей не существует. Люди сами освобождают себя.



Чтобы добиться многого, вы должны потерять все.



Если вы сможете найти путь без каких-либо препятствий, он, вероятно, никуда не ведет.



Если у вас начинается дрожь негодования при каждой несправедливости, то вы мой товарищ.



Рискуя показаться смешным, хотел бы сказать, что истинным революционером движет великая любовь. Невозможно себе представить настоящего революционера, не испытывающего этого чувства.



Ненависть – важный фактор борьбы: непримиримая ненависть к врагам наделяет человека особой силой, превращает его в эффективную, яростную, действующую четко и избирательно машину уничтожения.



Мы не можем быть уверены в том, что нам есть ради чего жить, пока мы не будем готовы отдать за это свою жизнь.



Печально не иметь друзей, но еще грустнее не иметь врагов.



Жестоких лидеров могут заменить только новые лидеры, еще более жестокие.



Каждая капля крови, пролитая за освобождение чужой страны, а не той, где ты родился, – бесценный опыт.



Народ, не способный ненавидеть, никогда не одержит победы над жестоким врагом.



Нужно уметь становиться грубее, сохраняя в себе свою нежность.



Вооруженная борьба – единственный выход для народов, борющихся за свое освобождение.



Стратегическая цель нашей борьбы – уничтожение империализма.



Путь к освобождению народов, который будет социалистическим путем, почти во всех странах лежит через вооруженную борьбу.



Когда-то я сожалел, что не являюсь хорошим солдатом и хорошим врачом; второе уже меня не интересует, солдат же из меня получился не столь уж плохой.



Лучше умереть стоя, чем жить на коленях.



Судьба первопроходцев революции трагична и достойна преклонения.



Не важно, если я упаду, до тех пор, пока есть кто-то другой, кто возьмет мой пистолет и будет продолжать стрелять.



Участь революционера-авангардиста возвышенна и печальна.



Я хочу признаться, отец, что мне нравится убивать.



Будьте реалистами – требуйте невозможного.



Молчание – это продолжение спора другими средствами.



Многие назовут меня искателем приключений, и это так. Но только я искатель приключений особого рода, из той породы, что рискуют своей шкурой, дабы доказать свою правоту.



Я всегда буду мечтать и не перестану, пока не остановит пуля.



Если есть сомнения, следует убивать.



И что бы ни произошло, мы будем доставлять небольшую головную боль нашим противникам, выступая здесь или где бы то ни было, называя вещи своими именами!



Мои мечты не будут иметь границ. По крайней мере до тех пор, пока пули не скажут последнего слова.



На Кубе нет условий для становления сталинской системы.



Каким бы путем ни пошло человечество, не может быть все сведено к чистогану, пошлости и побрякушкам комфорта, и за защиту человеческого достоинства можно пожертвовать жизнью.



Мое поражение не будет означать того, что нельзя было победить. Многие потерпели поражение, пытаясь достичь вершины Эвереста, и в конце концов Эверест был побежден.



Где-нибудь в лесу, долгими ночами (с заходом солнца начиналось наше бездействие) строили мы дерзкие планы. Мечтали о сражениях, крупных операциях, о победе. Это были счастливые часы. Я наслаждался первыми в моей жизни сигарами, которые научился курить, чтобы отгонять назойливых комаров. С тех пор в меня въелся аромат кубинского табака. И кружилась голова, то ли от крепкой «гаваны», то ли от дерзости наших планов.



Успокойтесь и цельтесь хорошо. Вы сейчас убьете человека1
Слова Че Гевары перед смертью.

Че о партии


Если бы мы смогли объединиться для того, чтобы наши удары стали сильнее и точнее, чтобы любая помощь сражающимся народам была предельно действенной – каким бы близким стало будущее!



Партия должна быть живым образцом, ее члены должны подавать пример трудолюбия и самопожертвования, нести в массы революционные идеи. На это потребуются годы нелегкой борьбы против империализма, с трудностями, классовыми врагами, язвами прошлого.



Партия – это всегда авангард. В ее ряды могут вступить только лучшие представители трудящихся. Партия немногочисленна, но пользуется большим авторитетом благодаря своему составу. Мы хотим, чтобы партия стала массовой. Но это станет возможным только тогда, когда массы достигнут уровня развития авангарда. Иначе говоря, когда они будут воспитаны по-коммунистически.



Если нам всем, кто исполняет свой долг и отдает борьбе то немногое, что мы можем отдать – наши жизни, – придется в ближайшее время пасть на земле, орошенной нашей кровью и поэтому ставшей нашей, знайте: мы осознаем масштаб наших действий и рассматриваем себя лишь как частичку великой армии пролетариата.



Мы гордимся тем, что восприняли основной урок кубинской революции и ее главного лидера, урок, вытекающий из положения: «Что значит опасность, угрожающая одному человеку или даже целому народу, что значат их жертвы, когда на кону судьба человечества?»



Теперь необходимо пояснить роль, которую играет вождь народных масс, творящих историю. Наш опыт не является каким-то рецептом. В первые годы Фидель дал толчок революции, обеспечил руководство, задал тон. Потом появилась группа революционеров, которые развивались в том же направлении, что и лидер. Народные массы следуют за своими руководителями, потому что верят им, потому что те умеют выражать их чаяния.



Наши действия – это боевой антиимпериалистический клич, призывающий к объединению народов мира против главного врага рода человеческого – против Соединенных Штатов Америки. Мы приветствуем смерть, если только наш боевой клич достигнет чуткого уха, и новые руки подхватят наше оружие, и новые бойцы будут готовы сказать нам надгробные речи под аккомпанемент пулеметов и криков победы.



Главная суть наших ошибок заключается в отсутствии чувства реальности в данный момент. Основное, чего нам не хватало, что ослабило нашу способность к восприятию и превратило партию в бюрократический придаток, поставив при этом под угрозу и систему управления, и производство, так это нехватка подготовленных кадров среднего звена. Кадровая политика рассматривалась как синоним политики по отношению к массам. Восстановить заново связь с массами, которую установила революция на первом этапе ее развития, – таким был наш лозунг. Но восстановить ее надо посредством такого аппарата, который эффективен как в понимании всех нужд и чаяний масс, так и в передаче им политических установок, зачастую звучащих лишь в выступлениях Фиделя Кастро или ряда других руководителей революции.



Возникает вопрос: что же такое кадры? Следует ответить, что кадры – это люди, обладающие достаточно высоким уровнем политического развития для того, чтобы истолковать важные директивные указания центральных органов власти, осмыслить и довести их в качестве установок для масс. Они ясно понимают пожелания масс и их обоснованные требования. Они соблюдают административную и идеологическую дисциплину, знают и используют на практике принципы демократического централизма, умеют оценить существующие в данном методе противоречия и, исходя из этого, максимально используют его различные стороны.



Кадры партии – это люди, умеющие использовать на деле принцип коллективного обсуждения и личной ответственности за принимаемые решения; люди, чья верность делу революции уже доказана, чьи нравственные качества неразрывно связаны с развитием их идейных взглядов, благодаря чему они всегда готовы вступить в любую схватку и даже принести в жертву свою жизнь во имя революции. Кроме того, это люди, обладающие способностью к самоанализу, что позволяет им принимать необходимые решения и развивать творческую инициативу, не входя в конфликт с дисциплиной.



Кадры партии – это творцы, это руководители высокого уровня, это специалисты, обладающие высоким политическим сознанием, умеющие мыслить диалектически, способные развивать свой участок работы и быть политическим руководителем масс.



Такой тип человека, обладающий достоинствами, воспитать которые в себе не так-то просто, уже стал реальностью на Кубе, и мы каждодневно встречаемся с ним. Главное – использовать все возможности, которые имеются для его всестороннего развития, для его воспитания, для того чтобы способности каждого человека поставить на службу родине.

Че – идеолог партизанского движения


Партизан – преобразователь общества.



Партизан – это человек, для которого основной целью является претворение в жизнь стремления народа освободиться. Когда исчерпаны мирные средства для достижения этой цели, он начинает борьбу, становится вооруженным авангардом борющегося народа. Цель этой борьбы – уничтожить несправедливый строй. Следовательно, у него имеется более или менее ясное стремление создать взамен старого нечто новое.



В условиях Латиноамериканского континента и почти во всех экономически слаборазвитых странах наилучшие возможности для развертывания борьбы имеются именно в сельской местности. Поэтому основой социальных требований, выдвигаемых партизанами, является изменение системы земельной собственности. Лозунгом борьбы в течение всего этого времени будет проведение аграрной реформы. Но на первых порах это будут требования крестьян, выражающиеся в минимальном удовлетворении их тоски по земле, на которой они работают или хотят работать.



Партизан, будучи сознательным представителем авангарда народных масс, должен обладать такими моральными качествами, которые сделают его подлинным проповедником реформы, которую он собирается осуществить. К лишениям, вызванным трудными условиями партизанской войны, добавляется отказ от всяких излишеств, что достигается строгим самоконтролем. Этим же предотвращается любой соблазн, несмотря ни на какие обстоятельства.



Партизан должен быть аскетом.



Общественные отношения меняются в ходе войны. Когда война едва началась, не следует даже и пытаться предпринимать что-либо с целью изменения существующих в данной местности порядков и социальной структуры.



Партизанский опыт благотворно влияет на формирование сознания революционера, закаляет его в огне сражений.



По мере того как судьба жителей данного района будет становиться предметом неустанной заботы партизана, частью его жизни, он поймет безусловную необходимость ряда преобразований. Такая необходимость была и раньше, но лишь теперь партизан сможет постигнуть это благодаря своему жизненному опыту.



Партизан – это своего рода ангел-хранитель, пришедший в данную местность, чтобы оказать помощь бедному и в начальный период развития партизанской войны по возможности не трогать богатого.



Особенность партизанской войны в том и заключается, что каждый ее участник готов умереть, но умереть не во имя защиты какогото идеала, а за то, чтобы своей смертью претворить этот идеал в действительность.



Будучи преобразователем общества, партизан обязан не только подавать пример своим поведением, но также постоянно проводить среди людей идейно-воспитательную работу и делиться опытом, полученным им в ходе длительной партизанской войны.



В ходе войны противоречия будут обостряться, настанет такой момент, когда люди, изначально относившиеся к революции с симпатией, перейдут на противоположную сторону и первыми выступят против нас. Тогда партизан обязан действовать решительно. Он должен превратиться в знаменосца народного дела и сурово карать каждого предателя.



Партизан должен постоянно помогать крестьянину и поддерживать его во всех жизненных потребностях.



Частная собственность в зонах военных действий должна принадлежать обществу. Следует сказать, что излишки земли и скот, не являющийся необходимым для богатой семьи, должны перейти в руки народа и быть пропорционально и справедливо разделены.



Земля, имущество и предприятия явных врагов революции должны немедленно перейти в руки революционных властей. Используя духовный подъем военного времени, когда единение людей получает наиболее полное выражение, следует стимулировать все формы кооперирования, насколько это позволит уровень сознания жителей данного района.



Когда нет возможности оплатить наличными деньгами купленные у населения товары, необходимо выдавать расписки, погашая их при первой же возможности.



Организаторы и руководители партизанского движения не из тех, кто с утра до ночи гнул спину над бороздой. Эти люди ясно сознают необходимость социальных изменений в положении крестьян, но в большинстве своем сами не испытали всех тягот старой крестьянской жизни. Поэтому здесь, исходя из кубинского опыта, устанавливается подлинное взаимодействие руководителей партизанской войны и народа, поднявшегося на борьбу. Оно помогает и тем и другим постигнуть стоящие перед ними основные задачи. Так в результате взаимодействия партизан и народа возникает прогрессивное движение, которое получает национальный размах.

Че – государственный деятель


Каким близким и сияющим стало бы будущее, если бы на планете возникло два, три, много Вьетнамов – пусть со смертями и трагедиями, но и с каждодневным героизмом, непрерывными ударами по империализму, ударами, заставляющими его терять свои силы и не дающими укрываться от ненависти народов всего мира!



Не следует устраивать волокиты с судебными разбирательствами. Это революция, доказательства тут вторичны. Мы должны действовать по убеждению. Они все – банда преступников и убийц. Кроме того, следует помнить, что есть апелляционный трибунал2
Апелляционный трибунал, председателем которого был сам Че, не отменил ни одного приговора.



Страна до прихода революционных сил к власти представляла собой так называемую представительную демократию, экономический порядок которой состоял из множества недееспособных учреждений, используемых государственной бюрократией. Все наиболее важные посты были поделены между местными капиталистами или иностранными агентами. Существовал огромный разрыв между жизненными интересами нации и существовавшими учреждениями, которые рассматривались в качестве прислужников интересам местной олигархии и в конечном счете ее северных хозяев. Вся организация экономики, таким образом, соответствовала зависимости от Соединенных Штатов, что не должно вызывать удивления, так как именно экономические отношения пред определяют и организационные структуры любой страны.



Раз мы знаем причины и результаты бюрократизма, мы можем четко проанализировать возможность победить это зло. Из всех основных причин мы можем выделить плохую организацию нашей работы как центральную проблему и заняться ею со всей необходимой строгостью.



Развитие стран, вставших на путь освобождения, должно быть оплачено социалистическими странами.



Радикально новый подход должен разрушить консервативные порядки, царящие в международных отношениях. Международная торговля не должна определять политику. Наоборот, именно братская политика должна влиять на торговлю во имя народа.



Всегда следует думать о массах, а не об индивидуумах. Об индивидуумах думать преступно, потому что интересы индивидуума ничего не значат перед лицом человеческого сообщества.



Мы считаем, что братские отношения обязывают сильные страны помогать зависимым и развивающимся странам и строить с ними отношения, забыв о взаимной выгоде и мировом рынке, торгашеские цены которого разоряют и без того бедные государства. Как можно говорить о взаимной выгоде, когда и на сырьё, добытое с таким трудом бедными странами, и на технику, созданную на гигантских автоматизированных заводах, установлены одни и те же цены мирового рынка? Если мы введем подобные отношения между государствами с большим индустриально-техническим потенциалом, и нациями, еще не вышедшими на столь высокую ступень развития, мы признаем, что развитые социалистические страны являются в определенном смысле пособниками империалистов. Социалистические страны должны прекратить молчаливое пособничество эксплуататорам.



У социализма есть лишь одно определение: социализм – это тотальное уничтожение эксплуатации человека человеком. Если мы не покончим с эксплуатацией, если мы остановимся или даже отступим, то можно забыть даже о разговорах про строительство социализма.



Мы должны подготовить все условия для наших братьев, которые встают на путь борьбы с эксплуатацией, но мы не можем с чистой совестью требовать от них этого, если сами являемся пособниками эксплуататоров.



Социалистическое общество может развиваться в одной отдельно взятой стране, даже в условиях жесточайшего империалистического окружения, с которым пришлось столкнуться Советскому Союзу.



Нужно четко различать саботаж как революционную, высокоэффективную форму борьбы и террор – довольно неэффективный способ, порочный по своим последствиям, поскольку он часто приводит к гибели ни в чем не повинных людей и к гибели многих патриотов, принимающих участие в революционном движении. Террор является важным фактором тогда, когда его используют для расправы с каким-либо высокопоставленным главарем угнетателей, известным своей жестокостью, особыми «заслугами» в проведении репрессий и другими подобными качествами. Ликвидация такого главаря приносит только пользу. Однако прибегать к террору для устранения рядовых людей из лагеря противника ни в коем случае не следует. Это приводит только к новым репрессиям и жертвам.



Когда страна обретает свободу – это удар по мировой империалистической системе. Но мы должны отдавать себе отчет, что провозглашение независимости или победа с помощью оружия – это лишь половина дела. Свобода наступает лишь тогда, когда страна разрывает экономические оковы империализма.



Мы должны изменить стиль работы; установить иерархию наших проблем, передавая их для разрешения каждому органу управления в соответствии с выполняемыми функциями; установить четкие отношения между органами управления и остальными организациями, начиная с центра управления экономикой до последней административной единицы, а также отношения между различными составляющими по горизонтали, чтобы сформировать целостную систему отношений в экономике. Такова насущная задача в настоящее время, и ее разрешение как дополнительный выигрыш позволит нам направить в другие сферы большое количество лишних служащих, которые не работают, выполняют незначительные функции или дублируют других без заметного результата.



Все проблемы проистекают из ошибочной концепции – желания построить социализм из элементов капитализма, не меняя последние по существу. Это ведет к созданию гибридной системы, которая заводит в тупик; причем тупик, с трудом замечаемый, который заставляет идти на все новые и новые уступки господству экономических методов, т.е. вынуждает к отступлению.



Мы понимаем, что еще некоторое время будут сохраняться категории капитализма. Но в переходный период общество ликвидирует старые путы, чтобы быстрее вступить в новый этап. По нашему мнению, тенденция должна состоять в возможно более быстром устранении прежних категорий, включая рынки, деньги… или, лучше сказать, условий, которые вызывают их существование. В противном случае мы должны были бы предположить, что задача строительства социализма в отсталом обществе сродни несчастному случаю на пути истории, а его руководители для исправления ошибки должны посвятить себя консолидации всех категорий, присущих именно промежуточному обществу…



Мы должны помнить, что империализм, последняя стадия капитализма – это мировая система, и для победы над ней необходима конфронтация мирового масштаба.

Письмо Че Гевары родителям3
Перевод Лаврецкого.


Дорогие старики!

Я вновь чувствую своими пятками ребра Росинанта, снова, облачившись в доспехи, я пускаюсь в путь.

Около десяти лет тому назад я написал Вам другое прощальное письмо.

Насколько помню, тогда я сожалел, что не являюсь более хорошим солдатом и хорошим врачом; второе уже меня не интересует, солдат же из меня получился не столь уж плохой.

В основном ничего не изменилось с тех пор, если не считать, что я стал значительно более сознательным, мой марксизм укоренился во мне и очистился. Считаю, что вооруженная борьба – единственный выход для народов, борющихся за свое освобождение, и я последователен в своих взглядах. Многие назовут меня искателем приключений, и это так. Но только я искатель приключений особого рода, из той породы, что рискуют своей шкурой, дабы доказать свою правоту.

Может быть, я попытаюсь сделать это в последний раз. Я не ищу такого конца, но он возможен, если логически исходить из расчета возможностей. И если так случится, примите мое последнее объятие.

Я любил Вас крепко, только не умел выразить свою любовь. Я слишком прямолинеен в своих действиях и думаю, что иногда меня не понимали. К тому же было нелегко меня понять, но на этот раз – верьте мне. Итак, решимость, которую я совершенствовал с увлечением артиста, заставит действовать хилые ноги и уставшие легкие. Я добьюсь своего.

Вспоминайте иногда этого скромного кондотьера XX века.

Поцелуйте Селию, Роберто, Хуана-Мартина и Пототина, Беатрис, всех.

Крепко обнимает Вас Ваш блудный и неисправимый сын Эрнесто .

Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".

Одни . Другие оплакивают его. Третьи – просто отдают дань памяти человеку, ставшему одной из икон ХХ века. Человеку, символизировавшему молодость мира и надежды на лучшее будущее. Но оправдал ли он эти надежды?

Фидель Кастро.

«Со Сьерра-Маэстры, с крутых высот сошёл, с бородатым Иисусом схож, но крепче, моложе, земной породы шагает по юной своей стране и алчущим, жаждущим мощной рукой землю насущную раздаёт». Так писала когда-то советская армянская поэтесса Сильва Капутикян, заклиная вождя кубинской революции: «Береги себя, Фидель».

«Фидель, береги себя! От заговора, от пули вражьей». По некоторым сведениям, против Кастро готовилось более 600 покушений – заговорщики собирались подсунуть Фиделю отравленные сигары, заминированные бейсбольные мячи. Хотели даже лишить Кастро его знаменитой бороды, подсыпав ему в ботинки соли таллия. Как известно, Фидель обещал, что сбреет свою бороду только после полной победы революции.

От вражеских заговоров Фиделю удалось уберечься. Он прожил длинную жизнь – пусть и не до 140, как лет десять назад обещал его личный врач.

Не вполне удалось уберечься Кастро от другого, о чем писала поэтесса из далекой Армении: «Себя сохрани средь сладчайших похвал, не слушай льстецов, если скажут: «Гений» и если отцом тебя назовут, когда ты лишь пламенный, лишь беззаветный, лишь преданный сын своего народа. В непогрешимость свою не верь!»

Бежавший в США его личный охранник Хуан Рейнальдо Санчес пишет в своей книге: «Я совершил ошибку, посвятив первую половину своей жизни охране и защите человека, которым восхищался как борцом за свободу своей родины и в котором видел идеал революционера, пока не разглядел, что он охвачен жаждой абсолютной власти и презирает народ... И до конца моих дней в голове у меня будет вертеться вопрос: почему революции всегда заканчиваются плохо? И почему их герои обязательно превращаются в еще худших тиранов, чем те диктаторы, которых они свергли?»

Если оставить за скобками предвзятость бывшего телохранителя, отсидевшего в тюрьме, и, вероятно, соцзаказ людей, помогавших ему написать мемуары о «тайной жизни» Фиделя, то в словах его есть резон.

У кубинской революции было два главных символа – Фидель и Че. И каждый из них выбрал свой путь. Фидель остался у штурвала государства и партии. Эрнесто Че Гевара, сложил министерскую должность и отправился разжигать очаги революционной борьбы, сложив свою голову в боливийской сельве. Один стал легендой, заплатив за это своей жизнью. Другой сделался государственным мужем.

И все-таки, и все-таки... Фидель не стал идти по пути Брежнева и иных кремлевских старцев. Летом 2006-го он передал исполнение обязанностей на всех своих ключевых должностях своему брату Раулю – по состоянию здоровья. В феврале 2008 года Фидель оставил все государственные должности, а пять лет назад ушёл и с поста главы правящей партии: «Я бы предал мою совесть, принимая на себя ответственность, требующую мобильности и полной самоотдачи, которых я лишен по физическим причинам».

Учившийся у иезуитов, закончивший юрфак Гаванского университета, частный адвокат – он стал революционером.


27-летний Кастро на допросе после нападения на казармы Монкада 26 июля 1953 года. В отряд революционеров на момент атаки входили 165 человек, в то время как гарнизон казарм насчитывал четыре сотни военнослужащих. После боя Кастро и некоторые его соратники были заключены в тюрьму, откуда их освободили в 1955-м. Дата боя дала имя революционной организации «Движение 26 июля», которая свергла правительство Батисты четыре года спустя.

Много десятилетий спустя Кастро рассказывал журналистке Катюшке Бланко: «То, что я в одиночку, безоружный вступил в противостояние с правительством, с его полицией, с его репрессивным аппаратом и наемниками, с тем, что сейчас мы могли бы назвать военнизированными организациями, эксадронами смерти..., все это сделало меня оптимистом в том смысле, что если у вас есть люди и определенное количество оружия, вы можете дать отпор любой армии. То есть, если за вас часть армии и есть возможность вооружить народ, вы можете создать армию на службе народа»,

На самом деле, оставаться оптимистом Фиделю было явно нелегко. Он знал горечь поражений и потери своих друзей и соратников, сидел в тюрьме.

Вот лишь некоторые этапы его пути. Провалившийся штурм казарм «Монкада». Арест и суд (великолепный оратор Фидель произнес пламенную речь: «Я не боюсь тюрьмы, так же как не боюсь ярости презренного тирана, который отнял жизнь моих 70 братьев! Выносите ваш приговор! Он не имеет значения! История меня оправдает!»), приговор – 15 лет заключения. Освобождение по амнистии. Эмиграция в Мексике, где Кастро организовал революционную экспедицию на яхте «Гранма» на Кубу. Высадка на острове и партизанская война в горах Сьерра-Маэстра против диктаторского режима Батисты. И наконец – победа: 1 января 1959 года повстанческая армия вошла в Гавану, диктатор бежит из страны. В феврале Фидель Кастро возглавляет правительство Кубы.

Фидель не был изначально коммунистом – его взгляды были левыми, если угодно, революционно-националистическими, но не коммунистическими (тем более в духе Москвы). Хотя интерес к марксизму-ленинизму он испытывал всегда. Можно сказать, что отчасти в коммунизм его «загнали» враги. Кастро объявил о переходе своей страны на социалистический путь развития, а самого себя охарактеризовал как марксиста-ленинца лишь после того, как контрреволюционеры при поддержке США попытались устроить высадку на Острове свободы, чтобы свергнуть революционный режим. И лишь через несколько лет после прихода к власти Кастро преобразовал «Движение 26 июля» в Единую партию социалистической революции Кубы (позже переименованную в Коммунистическую партию Кубы).

Фидель и его «барбудос» вернули Кубе, превратившейся в «задний двор» США, достоинство. Но удалось ли на Острове свободы содать действительно свободное общество? И чья вина в том бедственном экономическом положении – в неэффективности социалистической экономики или многолетней жесткой блокаде со стороны США? «История меня оправдает». В 1953 году Фидель Кастро произносил эти слова с полной уверенностью. Но кто знает, был ли он так уверен в этом в 2016-м?

Судебные врачи пришли ко мне 27 сентября и удостоверили, что у меня прекрасное здоровье. Однако несмотря на неоднократные требования суда, меня не приводили ни на одно заседание суда. К этому надо добавить, что все эти дни неизвестные лица распространяли сотни фальшивых листовок, в которых содержались призывы похитить меня из тюрьмы, — глупое алиби для того, чтобы физически уничтожить меня «при попытке к бегству». После того как эти планы провалились благодаря их своевременному разоблачению со стороны бдительных друзей, а фальшивое медицинское свидетельство стало достоянием гласности, у них не оставалось иного способа воспрепятствовать моему присутствию на суде, кроме открытого и наглого неисполнения распоряжений суда.

Это был неслыханный случай, господа судьи: режим боялся присутствия обвиняемого на суде; террористический и кровавый режим спасовал перед моральной силой беззащитного, безоружного и оклеветанного человека. Так, после того как меня лишили всего, меня еще к тому же лишили возможности присутствовать на суде, где я был главным обвиняемым. Следует отметить, что все это совершалось в обстановке временной отмены конституционных гарантий и когда действовали в полную силу закон об общественном порядке и цензура над прессой и радио. Какие же ужасные преступления должен был совершить этот режим, если он так боялся голоса одного обвиняемого!

Мои храбрые товарищи с невиданной гражданской доблестью четко выполнили свой долг.

«Да, мы пошли сражаться за свободу Кубы и не сожалеем, что сделали это». Так заявили они один за другим, отвечая на вопросы прокурора. И тотчас же с удивительным мужеством, обращаясь к суду, они разоблачали ужасные преступления, которые были совершены по отношению к нашим павшим братьям. Хотя я не присутствовал на суде, тем не менее мог следить за процессом из моей камеры и знал обо всех деталях благодаря помощи заключенных тюрьмы Бониато. Несмотря на все угрозы строгого наказания, они изобрели остроумные способы, чтобы передавать мне вырезки из газет и всевозможную другую информацию. Тем самым они мстили за злоупотребления и издевательства со стороны директора тюрьмы Табоада и смотрителя, лейтенанта Росабаля, которые заставляют их работать от зари до зари на строительстве особняков для частных лиц, морят их голодом, расхищая средства, предназначенные на содержание заключенных… Не важно, что храбрые и достойные молодые люди были осуждены, — ведь завтра народ осудит диктатора и его жестоких наемников.

Если в ваших сердцах осталась хоть крупица любви к родине, любви к человечеству, к справедливости, выслушайте меня со вниманием. Я знаю, что меня заставят молчать в течение многих лет; я знаю, что всеми возможными способами будут пытаться скрыть правду; я знаю, что против меня будет организован заговор забвения. Но мой голос не смолкнет из-за этого; он набирает в моей груди тем большую силу, чем более одиноким я себя чувствую, и я хочу, чтобы он был полон того пыла, в котором ему отказывают трусливые души.

Правительство упорно старалось доказать, что народ не поддержал наше движение. Никогда еще я не слышал такого наивного и вместе с тем злонамеренного утверждения. Подобными утверждениями пытаются доказать, что народ труслив, что он безропотно подчиняется диктатуре.

Военные еще более страдают от тирании, чем гражданские лица. За ними ведется постоянная слежка, и никто из них не уверен, что удержится на своем посту. Любое необоснованное подозрение, любая сплетня, всякая интрига, какой-нибудь наговор — и этого достаточно, чтобы их перевели, выгнали или, обесчестив, бросили в тюрьму. Разве не запретил им Табернилья в специальном приказе беседовать с любым представителем оппозиции — иными словами, с 99 процентами всего народа!.. Какое недоверие!.. Даже непорочным римским весталкам не навязывали подобных правил!

Когда речь идет о борьбе, мы называем народом те 600 тысяч кубинцев, которые не имеют работы и хотят честно зарабатывать хлеб, а не быть вынужденными эмигрировать из страны в поисках средств к существованию; 500 тысяч сельскохозяйственных рабочих, живущих в жалких хижинах и работающих — всего четыре месяца в году, а в остальное время голодающих, разделяющих нищету со своими детьми, не имеющих ни клочка земли для посевов, людей, чье существование должно было бы вызвать сострадание, если бы не было столько каменных сердец; 400 тысяч промышленных рабочих и чернорабочих, чьи пенсионные кассы целиком разворованы, у них отнимают завоеванные ими права и они живут в ужасающих жилищах, а их заработок из рук хозяина попадает прямо в руки ростовщика, людей, которых в будущем ожидает понижение по работе и увольнение, жизнь которых — это постоянная работа, а отдых — только могила; мы говорим также о 100 тысячах мелких земледельцев, которые живут и умирают, обрабатывая землю, не принадлежащую им, глядя на нее с грустью, как Моисей на землю обетованную, но так и умирают, не получив ее, обязанные заплатить за свои клочки земли, словно феодальные крепостные, часть своего урожая; они не могут лелеять эту землю, улучшить ее, украшать ее, посадить на ней кедр или апельсиновое дерево, ибо сами не знают, когда придет альгвазил с сельской гвардией и сгонит их с этого клочка. Мы говорим также о 30 тысячах самоотверженных учителей и преподавателей, принесенных в жертву, людей, столь необходимых для улучшения судеб будущих поколений, но с которыми так плохо обращаются, им так мало платят за труд; мы говорим и о 20 тысячах мелких торговцев, отягощенных долгами, разоряемых кризисом и окончательно добиваемых множеством грабителей чиновников и взяточников; о 10 тысячах молодых специалистов — врачах, инженерах, адвокатах, ветеринарах, педагогах, зубных врачах, аптекарях, журналистах, художниках, скульпторах и т. д. , — которые покидают учебные аудитории с дипломами, с желанием бороться, полные надежд, а попадают в тупик, натыкаясь повсюду на закрытые двери, безразличие к их просьбам и требованиям. Вот это и есть народ — те, кто переживает все несчастья и поэтому готов бороться со всей отвагой! Этому народу, печальные пути которого вымощены фальшивыми обещаниями и ложью, — этому народу мы не скажем: «Мы вам все дадим». Мы ему скажем: «Отдай борьбе все свои силы, чтобы свобода и счастье стали твоим достоянием!»

Что касается меня, я знаю, что тюрьма будет для меня тяжелым испытанием, каким не была никогда ни для кого другого. Она полна для меня угроз, низкой и трусливой жестокости. Но я не боюсь тюрьмы, так же как не боюсь ярости презренного тирана, который отнял жизнь моих семидесяти братьев!

Приговорите меня! Это не имеет значения!

История меня оправдает!

Че Гевара, Уго Чавес, Фидель Кастро. История нас оправдает. Так говорили команданте

Че Гевара

Ernesto Guevara de la Serna


Так говорил команданте


У коммуниста жизнь коротка, а слава – вечна!

Революцию без стрельбы не совершают.

Голод – вот что делает людей революционерами. Свой или чужой. Но когда его чувствуют, как свой…

Устал – отдохни. Но тогда ты никогда не будешь первым.

После революции работу делают не революционеры. Ее делают технократы и бюрократы. А они – контрреволюционеры.

Я не освободитель. Освободителей не существует. Люди сами освобождают себя.

Чтобы добиться многого, вы должны потерять все.

Если вы сможете найти путь без каких-либо препятствий, он, вероятно, никуда не ведет.

Если у вас начинается дрожь негодования при каждой несправедливости, то вы мой товарищ.

Рискуя показаться смешным, хотел бы сказать, что истинным революционером движет великая любовь. Невозможно себе представить настоящего революционера, не испытывающего этого чувства.

Ненависть – важный фактор борьбы: непримиримая ненависть к врагам наделяет человека особой силой, превращает его в эффективную, яростную, действующую четко и избирательно машину уничтожения.

Мы не можем быть уверены в том, что нам есть ради чего жить, пока мы не будем готовы отдать за это свою жизнь.

Печально не иметь друзей, но еще грустнее не иметь врагов.

Жестоких лидеров могут заменить только новые лидеры, еще более жестокие.

Каждая капля крови, пролитая за освобождение чужой страны, а не той, где ты родился, – бесценный опыт.

Народ, не способный ненавидеть, никогда не одержит победы над жестоким врагом.

Нужно уметь становиться грубее, сохраняя в себе свою нежность.

Вооруженная борьба – единственный выход для народов, борющихся за свое освобождение.

Стратегическая цель нашей борьбы – уничтожение империализма.

Путь к освобождению народов, который будет социалистическим путем, почти во всех странах лежит через вооруженную борьбу.

Когда-то я сожалел, что не являюсь хорошим солдатом и хорошим врачом; второе уже меня не интересует, солдат же из меня получился не столь уж плохой.

Лучше умереть стоя, чем жить на коленях.

Судьба первопроходцев революции трагична и достойна преклонения.

Не важно, если я упаду, до тех пор, пока есть кто-то другой, кто возьмет мой пистолет и будет продолжать стрелять.

Участь революционера-авангардиста возвышенна и печальна.

Я хочу признаться, отец, что мне нравится убивать.

Будьте реалистами – требуйте невозможного.

Молчание – это продолжение спора другими средствами.

Многие назовут меня искателем приключений, и это так. Но только я искатель приключений особого рода, из той породы, что рискуют своей шкурой, дабы доказать свою правоту.

Я всегда буду мечтать и не перестану, пока не остановит пуля.

Если есть сомнения, следует убивать.

И что бы ни произошло, мы будем доставлять небольшую головную боль нашим противникам, выступая здесь или где бы то ни было, называя вещи своими именами!

Мои мечты не будут иметь границ. По крайней мере до тех пор, пока пули не скажут последнего слова.

На Кубе нет условий для становления сталинской системы.

Каким бы путем ни пошло человечество, не может быть все сведено к чистогану, пошлости и побрякушкам комфорта, и за защиту человеческого достоинства можно пожертвовать жизнью.

Мое поражение не будет означать того, что нельзя было победить. Многие потерпели поражение, пытаясь достичь вершины Эвереста, и в конце концов Эверест был побежден.

Где-нибудь в лесу, долгими ночами (с заходом солнца начиналось наше бездействие) строили мы дерзкие планы. Мечтали о сражениях, крупных операциях, о победе. Это были счастливые часы. Я наслаждался первыми в моей жизни сигарами, которые научился курить, чтобы отгонять назойливых комаров. С тех пор в меня въелся аромат кубинского табака. И кружилась голова, то ли от крепкой «гаваны», то ли от дерзости наших планов.

Успокойтесь и цельтесь хорошо. Вы сейчас убьете человека.

Че о партии


Если бы мы смогли объединиться для того, чтобы наши удары стали сильнее и точнее, чтобы любая помощь сражающимся народам была предельно действенной – каким бы близким стало будущее!

Партия должна быть живым образцом, ее члены должны подавать пример трудолюбия и самопожертвования, нести в массы революционные идеи. На это потребуются годы нелегкой борьбы против империализма, с трудностями, классовыми врагами, язвами прошлого.

Партия – это всегда авангард. В ее ряды могут вступить только лучшие представители трудящихся. Партия немногочисленна, но пользуется большим авторитетом благодаря своему составу. Мы хотим, чтобы партия стала массовой. Но это станет возможным только тогда, когда массы достигнут уровня развития авангарда. Иначе говоря, когда они будут воспитаны по-коммунистически.

Если нам всем, кто исполняет свой долг и отдает борьбе то немногое, что мы можем отдать – наши жизни, – придется в ближайшее время пасть на земле, орошенной нашей кровью и поэтому ставшей нашей, знайте: мы осознаем масштаб наших действий и рассматриваем себя лишь как частичку великой армии пролетариата.