Как делать резкие кадры? Советы начинающим фотографам. Что такое шевелёнка в камере смартфона и как с ней бороться

Шевеленка является естественным, но не нужным элементом фотографии, от этого недуга страдают многие фотографы. А фирмы производители стараются помочь мученикам, оснащая новые модели автоматическими стабилизаторами изображения или утяжеляя фотоаппарат, ведь бывалые фотографы уже заметили, что лучшая устойчивость от шевеленки у той техники, которая имеет вес. Фотоаппарату желательно иметь вес в промежутке от 400 г до 2 кг, чем больше, тем лучше, такая техника при правильно согнутых руках, имеющих опору в локтях, снизит шевелёнку до минимума. При съёмке важно принять правильную позу, взять фотоаппарат двумя руками, локти должны иметь упор, так они меньше подвержены тремору. Правильные позы так же позволяют фотографу использовать более длительные выдержки , а это только расширит его фотографические возможности. Естественно можно увеличить выдержку, открыв диафрагму или повысив чувствительность (ISO) , но что делать, если и диафрагма открыта, и чувствительность поставлена самая высокая, а вам ещё чуть-чуть не хватает света, вот тут придётся увеличить выдержку задержать дыхание и плавно нажать на кнопку спуска, не забыв при этом принять правильную позу. Когда вы зафиксировали кадр не нужно резко жать на кнопку спуска, так как это только увеличит вероятность шевелёнки, старайтесь, как можно плавнее без рывков сфотографировать объект. Не следует так же держать руки в разные стороны, сгруппируйтесь, прижмите их к груди, в такой позе они не так быстро будут уставать, что даст время построить кадр. Если требуется, присядьте и сделайте упор локтем в колено, фотоаппарат прижмите к лицу как можно сильнее, левой рукой снизу держите объектив, а правой нажмите кнопку спуска.

При вертикальном кадрировании, когда вам приходиться менять положение камеры так же нельзя забывать про шевелёнку фотоаппарат стоит держать двумя руками, если есть возможность с упором в локтях и не в коем случае не фотографировать одной рукой при малых выдержках. Ремень фотоаппарата можно использовать в качестве опоры, заранее укоротив его, это поможет снизить смазанность кадра.

Стабилизатор изображения поддерживается не всеми объективами и фотоаппаратами, но если есть такая функция, то почему бы ей не воспользоваться. Технические возможности стабилизации изображения не велики, и позволяют поднять выдержку на 3-4 ступени, что даёт возможность фотографировать с рук при условиях плохого освещения и длинных фокусных расстояниях объектива, в тех же ситуациях когда без стабилизатора понадобился бы штатив. Функция стабилизации позволяет в некоторых случаях избежать повышения чувствительности матрицы, которая приводит к ненужному росту шумов на фотографии . Не секрет что шевелёнке больше других объективов подвержена именно длиннофокусная оптика, по этому именно её стоит брать со встроенным стабилизатором. Широкоугольные объективы менее подвержены шевелёнке.

В борьбе против смазанности изображения стоит не забывать о штативе , который поможет при дефиците света в вечернее время или при съёмке в помещении. Струбцина так же полезна, она имеет небольшой размер и с лёгкостью поместится в сумку с фотоаппаратом, крепится на забор, ограду или подоконник легко можно использовать в вечернее время при съёмке панорам, пейзажей города.

Шевелёнка главный враг фотографа чтобы её избежать стоит использовать все способы перечисленные выше. В противном случае есть риск получить не чёткое изображение уже неповторимого момента. О сайте fotomtv .

Показать html-код для вставки в блог

Шевеленка в фотографии

Шевеленка является естественным, но не нужным элементом фотографии, от этого недуга страдают многие фотографы. А фирмы производители стараются помочь мученикам, оснащая новые модели автоматическими стабилизаторами изображения или утяжеляя фотоаппарат, ведь бывалые фотографы уже

Читать подробнее

Чем хороши долгоиграющие художественные проекты? Во­первых, отработанностью механизма вернисажей – не надо думать, чем занять паузу в выставочной деятельности, приглашай художников одного за другим. Во­вторых, рано или поздно любой проект финиширует, и тогда можно устроить гала­вернисаж, посвященный этому событию. Опять же повод собраться.

Из разряда таковых – уверенными темпами приближающийся к своему пятилетию проект «Петербург – Ярославль – Петербург» галереи современного искусства «Алле’Я». Семнадцатая по счету выставка, представляющая ярославской публике искусство города на Неве, открылась на днях. На сей раз у нас гостит фотохудожник Игорь Лебедев с экспозицией «Мимоходом».

На фотовернисажах публика присутствует специфическая – сплошь фотографы. И речи они ведут непонятные для других: обсуждают камеру, которой все это великолепие заснято, придирчиво интересуются оптикой, разрешительными возможностями и прочими техническими подробностями. Игорю Лебедеву есть что ответить. Он занимается профессиональной фотографией почти 20 лет, преподает класс фотографии в Санкт­Петербургском университете и детской студии, участник более 80 групповых и 11 персональных выставок. Словом, мастер объектива.

– Чистая «шевеленка»! – всматриваясь в черно­белые, размытые силуэты, констатирует один зритель­фотограф.

– Да, мультиэкспозиционность налицо, – соглашается с ним другой.

Сам художник относит свое творчество к направлению «нео­пиктореализм», что отнюдь не проясняет мою затуманенную технизмами голову. На глаз работы серии «Мимоходом» выглядят как размытые, но тем не менее узнаваемые архитектурные контуры. Или вот – в кадре одна и та же машина «раздваивается», потом она же «четверится» и так далее. «Быстрое течение жизни, непрерывная смена образов, впечатлений, реакций... Я не успеваю ухватить и запомнить все, что происходит вокруг меня и в то же время во мне и со мной. Остаются только смутные впечатления да еще картинки, отдаленно напоминающие то, что на них изображено, в свою очередь рождающие мимолетные чувства», – говорит о проекте Игорь Лебедев.

Свое пристрастие к черно­белому фото объясняет тем, что воспитан классикой. Ему нравится проявлять пленку и вообще все – от нажатия на кнопку «пуск» до печати готовой картины – делать самому.

– Я играю в свет и тень, в нерезкость, жонглирую контраст­ностью...

Семнадцатая по счету выставка проекта «Петербург – Ярославль – Петербург» – одновременно первая ласточка нового проекта «Арт­прогноз», который будет представлять собой школу современного искусства. В этой связи Игорь Лебедев проведет мастер­классы для всех желающих, познакомит поклонников фотообъектива с новейшими питерскими тенденциями в этом направлении искусства. И – вновь переплетение­взаимопроникновение – станет первым участником проекта «Ярославский портрет. Новая иконопись», приуроченного к 1000­летию Ярославля. По задумкам организаторов проекта, каждый участвующий в нем должен будет нарисовать (снять, запечатлеть, сконструировать) свой портрет Ярославля.

Говорил, что Рука фотографа должна немного дрожать. Он считает, что резкие снимки выглядят постановочно. Только слегка размытый, динамичный снимок говорит о том, что фотограф находился в гуще событий.

Наверняка каждый сталкивался со съемкой в ночное время. Когда солнце садится освещенность резко уменьшается и для создания нормального кадра нужно либо использовать вспышку, либо увеличивать выдержку. Использование вспышки не всегда оправданно. При съемке пейзажа она не поможет, а если вы фотографируете шумную компанию друзей, то снимки могут получиться плоскими. Увеличивая выдержку, неминуемо появляется шевеленка. Руки фотографа дрожат, объекты в кадре тоже не стоят на месте. Это вызывает смазанность на снимках.

Шевелёнкой называется дефект при съемке, который вызывается движением фотоаппарата во время экспонирования. Также можно встретить названия «смаз», «сдёргивание», «стряхивание».

Так как же можно бороться с шевеленкой?

1. Шевеленка не появляется при короткой выдержке. Для компенсации экспозиции можно увеличить ISO или открыть диафрагму. Это несколько ограничит возможность настроек, но такой вариант более предпочтителен, чем смазанное изображение.

2. Как выбрать выдержку? Всё зависит от конкретных условий. Спорт обычно снимают на очень маленькой выдержке, но как быть, если наименьшее допустимое значение не известно? Самое распространенное правило говорит о том, что снимать нужно с выдержкой, которая не превышает обратную величину фокусного расстояния объектива в миллиметрах. Для 50мм выдержка должна быть где-то 1/45-1/60 сек., для 300мм - 1/350-1/500. Современные системы стабилизации, устанавливаемые в фотоаппаратах и объективах, позволяют отодвинуть этот порог на целых четыре ступени.

3. Появление шевеленки также может быть следствием масштабирования при съемке. Съемка макро с рук при плохом освещении вероятнее всего будет сопровождаться сильной шевеленкой. Снимая макро объективом 100мм, выдержка должна быть порядка 1/180-1/250 сек. Для компенсации придется открывать диафрагму, а ГРИП для макро очень важна.

4. Старые камеры грешили мощным толчком при спуске затвора. Много времени прошло с тех пор и производители используют облегченные зеркала и электронный спуск, а не механический, однако толчок может дать фотограф, при нажатии на кнопку. При выдержке от 1/8 до 10 сек. рекомендуется использовать предварительный подъем зеркала, дистанционный спуск или спуск по таймеру. Это позволит перестраховаться. При выдержке более 10 сек. шевеление вначале экспонирования будет практически незаметно.

5. Если съемка на грани возможностей неизбежна, то тут может помочь правильный обхват камеры. Левая рука должна поддерживать объектив снизу. Правой рукой нужно прочно держать камеру за ухват и обе руки должны быть прижаты к туловищу. Локти не должны торчать в стороны, а ноги нужно удобно поставить примерно на ширине плеч. Также можно постараться найти опору. Можно прислониться к стене или дереву. Локти можно поставить на перила или другую поверхность. При фотографировании с низкого ракурса можно лечь на землю и упереться в неё локтями. Фотографируя выше описанными способами лучше делать серию из нескольких кадров.

6. Фотографируя на улице можно использовать штатив. Часто возможность использования штатива отсутствует, и тогда можно прибегнуть к помощи монопода или прочих самодельных приспособлений. Для разового использования хорошо подойдет палка или ветка подходящего размера. Также можно воспользоваться веревкой, которая одним концом закреплена на камере, а второй коней удерживается петлей, накинутой на ступню.

7. Снимая со штатива при лампах накаливания можно воспользоваться электрическим реле. При открытии затвора в полной темноте реле включит лампы, а потом выключит их.

Никогда нельзя забывать о шевеленке. Положительным эффект шевеленки можно считать только в том случае, если автор преднамеренно задумал некий сюжет, который должен выражаться таким способом. Во всех остальных случаях это явление губит хорошие фотографии.

Шевеленка или отсутствие резкости кадра – одна из наиболее распространенных проблем при фотосъемке. Искажение изображения может случиться вследствие колебания камеры, условий недостаточной освещенности или неправильных установок работы фотооборудования при осуществлении съемки. С проблемой шевеленки время от времени сталкиваются не только начинающие фотографы, но и профессионалы.

К сожалению, смазанные, не резкие кадры — это худшее, что может случиться с фотографиями. Ведь смазанность фотоизображения уже практически невозможно исправить в процессе обработки в графических редакторах. Поэтому снимки с шевеленкой в большинстве случаев приходится просто выбрасывать. Чтобы этого не случилось, необходимо иметь представление о тех способах, которые позволяют избежать смазанности кадра, особенно когда приходится фотографировать с длинными выдержками.

Причины проявления шевеленки

Итак, шевеленка («смаз», «сдергивание») – это дефект фотоизображения, при котором проявляется нечеткость картинки. Существует несколько основных причин возникновения шевеленки на снимке. Первая из них заключается в том, что руки человека, держащего фотоаппарат, постоянно совершают определенные микродвижения, практически не видимые глазу. Если для человека эти колебания незначительны и совершенно незаметны при съемке, то цифровая камера тут же улавливает такие движения. Свет, попадающий на матрицу фотоаппарата, не успевает зафиксироваться по время экспонирования кадра, что и приводит к шевеленке.

Дрожание камеры во время фотосъемки также может быть вызвано случайным порывом ветра во время экспонирования кадра или сам фотограф может находиться в этот момент на каком-либо нестабильном, движущемся основании (например, на палубе судна или в автомобиле). Зачастую вибрация камеры возникает из-за слишком резкого нажатия кнопки спуска затвора. Наконец, и сам механизм камеры может способствовать появлению в кадре шевеленки. В частности, в зеркальных аппаратах используется зеркало, которое может сильно хлопать перед срабатыванием затвора.

Другая распространенная причина шевеленки – это условия недостаточной освещенности. Здесь действует простое правило: чем меньше света, тем больше вероятность того, что изображение получится смазанным. Чем дольше выдержка, тем более заметной будет эта смазанность на снимке. Кроме того, эффект шевеленки может проявляться при съемке движущихся объектов, когда за время экспонирования кадра снимаемой объект перемещается и, как следствие, на фото мы можем видеть только ощутимую размытость.

Способы борьбы с шевеленкой

Бороться с шевеленкой и смазанностью фотоизображения можно следующими способами:

— Уменьшение колебаний камеры

Конечно, самый простой способ избежать дрожания камеры при съемке – это использовать штатив. Применение штатива во многих случаях позволяет забыть о такой проблеме, как шевеленка. Если нет возможности использовать штатив, то зафиксировать фотоаппарат при съемке можно и другими техническими способами. Например, используя для этого различные опоры – деревья, автомобили или заборы, к которым можно прижать фотоаппарат. Камеру можно поставить на любую поверхность и, тем самым, добиться получения более четких кадров. В лесу это может быть обычный пенек. Можно даже просто поставить камеру на землю, в результате чего снимки могут получиться не только резкими, но и довольно необычными. При этом регулировать угол наклона фотокамеры можно подручными средствами – крышкой от объектива или маленьким камешком.

Чтобы исключить возникновение шевеленки от воздействия рук фотографа при нажатии на кнопку спуска (даже при установленном на штатив фотоаппарате), можно воспользоваться различными вариантами бесконтактного спуска. Это и спусковой тросик, и дистанционное управление спуском затвора при помощи специального пульта, либо посредством подключения к компьютеру.

Впрочем, не всегда есть возможность носить с собой штатив или монопод. А потому фотографу имеет смысл улучшить свою технику съемки с рук. Нужно научиться правильно держать фотоаппарат в руках, тем самым, увеличивая диапазон «безопасных» выдержек. При съемке с рук Вы должны надежно держать камеру, локти следует прижимать к туловищу. В процессе визирования через видоискатель стоит как можно крепче прижать камеру к голове, то есть к носу или ко лбу.

Держите фотоаппарат одной рукой под объективом, другой за грип справа. Локти желательно упереть прямо в грудную клетку – чем ближе локти к груди, тем меньше вероятность возникновения шевеленки. При этом лучше всего найти какую-нибудь опору, чтобы придать более устойчивое положение Вашему телу и руке, непосредственно удерживающей камеру. Например, прислониться к ближайшему дереву или стене.

Другой вариант – использовать Ваши собственные коленки в роли своеобразного небольшого штатива. Для этого достаточно лишь расположить один из локтей на коленке. Также можно держать фотокамеру как автомат, то есть положить ее на сгиб левого локтя. Такой вариант, конечно, более сложный, поскольку держать камеру в таком положении длительное время будет довольно трудно.

Имейте в виду, что вероятность проявления смазанности изображения повышается с уменьшением веса самого фотоаппарата. Более громоздкие, профессиональные зеркальные фотоаппараты будут более устойчивыми в процессе съемки, а потому они обеспечивают меньшую вероятность возникновения шевеленки. В процессе совершенствования своей техники съемки с рук не забывайте и о правильном дыхании – перед нажатием на кнопку спуска стоит затаить дыхание и снимать уже на выдохе.

Кстати, само нажатие на кнопку спуска должно быть аккуратным, не торопитесь, не допускайте резких рывков и нажимайте на кнопку спуска максимально плавно. Лучше снимать сериями, поскольку во время съемки сериями Вы уже занимаете неподвижное положение, нажав на кнопку, и впоследствии один или несколько снимков из серии обязательно будут более четкими и резкими, чем остальные. Постоянная практика поможет Вам натренировать хват Ваших рук и свои действия при съемке, чтобы обеспечить более надежную фиксацию фотоаппарата.

— Уменьшение выдержки

Снизить влияние шевеленки на фотоизображение поможет уменьшение выдержки, поскольку, как уже отмечалось, чем дольше выдержка, тем более заметной становится смазанность изображения. В частности, на выдержках дольше 1/60 очень часто наблюдается шевеленка. Согласно классическому правилу в фотографии, значение выдержки следует выбирать таким образом, чтобы ее знаменатель был не меньше значения фокусного расстояния объектива. Соответственно, для разных фокусных расстояний следует подбирать соответствующее значение выдержки. Например, при съемке объективом с фокусным расстоянием 50 мм выдержка должна быть короче 1/50 секунды. Чтобы добиться наилучшего эффекта, уменьшение выдержки можно сочетать с увеличением диафрагмы и/или повышением светочувствительности ISO.

По возможности следует отказаться от применения телеобъективов, либо обязательно использовать вместе с ними штатив. Дело в том, что увеличение фокусного расстояния способствует увеличению шевеленки и искажению перспективы. Поэтому без штатива здесь точно не обойтись.

— Увеличение диафрагмы

Увеличение диафрагмы также может способствовать уменьшению вероятности появления шевеленки в кадре. Однако нужно не забывать о том, что увеличение диафрагмы обеспечивает и резкое сокращение ГРИП, вследствие чего при съемке Вы можете получить резкий край предмета, а его продолжение окажется размытым. При открытой диафрагме у многих объективов возникают проблемы с четкостью. Да и далеко не каждый объектив способен действительно широко открывать диафрагму. По этим причинам увеличение диафрагмы, как способ избавиться от шевеленки, необходимо применять аккуратно. Желательно в сочетании с другими способами.

— Увеличение светочувствительности ISO

Увеличение чувствительности ISO автоматически сократит выдержку. Во многих случаях это поможет сделать более четкие, резкие кадры в ситуации, когда при съемке невозможно задействовать штатив. Однако помните, что на высоких значениях ISO появляется другая проблема – цифровой шум. Таким образом, повышение светочувствительности ведет к увеличению цифрового шума. Хорошие цифровые фотокамеры позволяют поднимать ISO без заметного возрастания шума, чего не скажешь об обычных «мыльницах».

— Используйте стабилизатор изображения

Производители фототехники борются с проблемой шевеленки техническими средствами. Они стараются помочь фотографу, встраивая в свои камеры или оптику устройства электронной и оптической стабилизации изображения. Сегодня такими устройствами, призванными компенсировать небольшие движения фотоаппарата, оснащаются даже бюджетные модели камер. Безусловно, полностью побороть шевеленку с их помощью не удастся, однако использование встроенных механизмов стабилизации изображения все-таки помогает уменьшить мелкие колебания и обеспечить получение более качественных фотоснимков. Эффективная система стабилизации изображения может увеличивать «безопасную» выдержку на 2 – 3 ступени.

— Применение светосильной оптики и вспышки

При съемке в условиях недостаточного освещения лучше использовать светосильную оптику. Конечно, такие объективы стоят дорого, но они позволяют широко открывать диафрагму, чтобы на чувствительную матрицу при экспонировании кадра попало как можно больше света. Применение дополнительного освещения (вспышки или светогенератора) обеспечит больше света, что даст Вам возможность уменьшить выдержку, даже если объект съемки находится в движении. От использования простой встроенной вспышки, впрочем, следует отказаться, поскольку она может «убить» весь объем фотографии, сделав изображение более плоским.

Использовать все перечисленные способы борьбы с шевеленкой нужно с умом, порой комбинируя их для достижения оптимального результата. От шевеленки нельзя избавиться окончательно и на самом деле большинство фотографий имеют те или иные характерные признаки смазанности. Задача фотографа состоит только в том, чтобы контролировать эффект смазанности. В ряде случаев шевеленку можно использовать в эстетических и художественных целях. Например, не секрет, что смазанность объекта съемки может во многих случаях лучше и выразительнее передать динамику его движения на фотографии.

Публикуется с разрешения правообладателя.

«Шевеленка»

Этого слова нет в энциклопедических справочниках. Оно кого­то шокирует. Его место - в фотографическом сленге. Некоторые высококультурные люди предпочитают употреблять выражение «размытость (нерезкость) изображения, возникшая в результате нестабильности фотокамеры», отличая тем самым шевеленку от «смаза», то есть от «размытости (нерезкости), возникшей в результате движения объекта съемки». Смаз может иметь место, даже если камера стоит на штативе 1 . Шевеленка - оплошность снимающего. Если у Вас дрожат руки или Вы слишком грубо нажимаете на спусковую кнопку, Вашим фирменным знаком будет шевеленка.

Смаз движущегося объекта в прежние времена порицался. В фотографических учебниках помещали специальные таблицы, где указывались максимально длительные выдержки, при которых еще можно было снять несмазанным человека идущего, бегущего, скачущего на лошади, едущего на велосипеде и т. д., в зависимости от угла его движения по отношению к оси объектива. Так, если человек шел к Вам (или от Вас), то допускалась более продолжительная выдержка, чем тогда, когда он пересекал кадр. Сейчас все это вспоминаешь с ностальгической улыбкой. Смазанное изображение применяется как выразительное средство, передающее стремительную скорость (ил. 4.1).

4.1. Съемка проводкой

На практике сплошь и рядом смаз от движения объекта соседствует на фотографии с шевеленкой (ил. 4.2). В этом кадре, сделанном
с выдержкой 1/4 секунды, заметно, что нерезкость от шевеленки в нижней части кадра (на туловище персонажа) существенно меньше, нежели нерезкость смаза головы, что явилось следствием ее движения с большей скоростью.


4.2. Смаз и шевеленка "в одном флаконе"

Что касается шевеленки, конечно, тоже нельзя полностью исключить ее эстетического освоения, но прежде следует научиться правильно держать камеру, чтобы избегать ее нестабильности, приводящей к размазыванию целиком всей картинки. Правда, изобретены специальные оптические компенсаторы, призванные спасать изображение от сдвижек под действием толчков и вибраций. Но фотограф, умеющий верно держать аппарат, тем самым расширяет диапазон «безопасных» выдержек еще больше. В  то время как не владея этим навыком, Вы обрекаете себя на необходимость приобретения исключительно дорогой техники, причем все равно коридор допустимых выдержек неизбежно сужается.

Первое. Не вдаваясь в тонкости, заметим, что большинство фотолюбителей в процессе визирования и съемки поднимают руки с аппаратом так, что они отрываются от туловища (ил. 4.3). Рука, поддерживаемая только усилием мышц, больше подвержена тремору, быстрее устает и, следовательно, вероятность дестабилизации еще больше возрастает. Так что отучайтесь задирать локти. Напротив, привыкайте держать их прижатыми к грудной клетке (ил. 4.4).

4.3 4.4 4.5

Второе. В процессе визирования через оптический видоискатель прижимайте фотоаппарат к голове, то есть ко лбу и к носу. Не смущайтесь, что нос при этом деформируется. Кроме Вас этого не заметит никто. А когда Вы опустите камеру, Ваш нос мгновенно примет исходную форму и вновь станет безупречно красивым.

Третье. Укоротите наплечный ремешок таким образом, чтобы при визировании он натягивался (ил. 4.5). Туго натянутый ремень объединяет аппарат и его владельца почти в монолит.

Четвертое. Правую ладонь следует подставить снизу под корпус аппарата так, чтобы она противостояла давлению указательного пальца на спусковую кнопку (ил. 4.6). Если поддерживать камеру не за счет упора в ладонь, а за счет зажима ее пальцами правой руки (ил. 4.7), стабилизация потребует значительных усилий. Рука при этом быстрее устает, а вероятность шевеленки возрастает.

4.6 4.7

Пятое. Следует научиться нажимать на спусковую кнопку быстро, но мягко и не рывком, сбивающим камеру с установленного направления.

Шестое. Парадоксальное обстоятельство: чем аппарат легче, тем больше вероятность шевеленки. Оптимальный вес аппарата - между 300 г и 2 кг. Более устойчивы тяжелые камеры (но таковых среди любительских цифровых не найти).

Седьмое. Все сказанное выше имеет отношение не только к кадрированию горизонтальным форматом, но остается справедливым также при съемке вертикальных кадров. Неизбежные при повороте изменения функций попытайтесь компенсировать выбором того или другого положения (ил. 4.8), поскольку есть возможность держать камеру и правой (по руке) стороной книзу, и наоборот. Оба этих положения имеют свои достоинства и недостатки и применяются в зависимости от ситуации. Менее стабильно (как уже говорилось) удерживание не прижатой
к корпусу рукой.

Тому, кто решительно выбирает прием вертикального кадрирования за счет подъема правой руки, особенно рекомендую научиться прижимать локоть (ил. 4.9).

4.8 4.9 4.10

Восьмое. В силу сказанного в предыдущем абзаце постарайтесь найти для руки с камерой опору, например облокотитесь на собственное колено (ил. 4.10) или на плечо друга (он должен быть готов к этому и стоять, как скала, а не вздрагивать от вашего прикосновения) либо на что­нибудь устойчивое, скажем, на стенку, притолоку, дверь и т. д.

Один мой знакомый опирал аппарат на голову своей спутницы, кажется, она его покинула. В конце концов, лучше опереться на что­то боком, спиной, затылком, тазом, нежели оставаться в неустойчивом положении. Дополнительная точка опоры не только увеличивает физическую стабильность, но и добавляет психологической комфортности. Последнее немаловажно с точки зрения исключения нервозности, создающей предпосылки для шевеленки от тремора.

Должен добавить, что все сказанное относительно способов удерживания камеры не очень сложно проштудировать, но не так просто освоить, а еще труднее довести до уровня навыка. В процессе самообучения человек приспосабливает фотоаппарат под себя и сам приспосабливается к нему. При этом каждый нарабатывает некоторые только ему присущие специфические приемы, обусловленные индивидуальными особенностями собственной анатомии.

До сих пор мы говорили только о роли правой руки. Левая рука при работе исполняет функцию дополнительной, но не основной опоры. Научитесь стабильно держать камеру одной правой рукой. Это выручит Вас во множестве нештатных ситуаций, когда другая рука понадобится, например, для того, чтобы повиснуть на ней или отмахнуться от назойливого приставалы, или подстраховаться от каких­то иных неприятностей. Редко­редко приходится фотографировать одной левой рукой. Но это, скорее, удел профессионала, а не любителя.

Шевеленке больше подвержены кадры, снятые длиннофокусной оптикой (или зум­объективами в положении «Tele»). Это понятно: чем шире угол зрения, тем незаметнее угловой сдвиг. При угловом поле 180° смещение оптической оси на полградуса хотя и будет заметно как некоторая нерезкость изображения, но в целом не помешает распознать картинку, пропадут только ее мельчайшие детали. Если же мощный телеобъектив охватывает, скажем, всего один угловой градус, то поворот на ту же половинку градуса приведет к смещению на половину всей картинки. Тут уж об идентификации снятого сюжета говорить не приходится.

И еще. Нестабильность возрастает в стрессовых условиях. Каждый знает, как увеличивается дрожание конечностей при физических и психологическом напряжении. Тут Вам особенно пригодятся навыки, доведенные до уровня рефлексов. Но хочу предупредить: опасных ситуаций при фотографировании следует избегать . Хорошие снимки никак не связаны с повышенным риском. Даже опытные профессионалы приносят из конфликтных зон преимущественно сущую ерунду. Особенно обидно, когда знакомишься с посмертными публикациями репортеров и видишь, ради каких невнятных, шевеленых и невыразительных снимков человек пошел на смерть. Безобидный обиходный пример. Замечено, что люди хватаются за фотоаппарат, оказавшись на высоте. Психологический феномен состоит в том, что находящегося на колокольне или на крыше человека охватывает упоительное чувство вознесения, и он переносит это свое ощущение свободного полета на отснятые кадры. Однако при рассматривании фотографий никому другому те окрыляющие впечатления не передаются, и ни у кого другого (кроме самого автора) тот «эффект полетевшей крыши» не возникает.

Конечно, известны исключения из правил, есть мастера, замечательно работающие в горячих точках. Но их считанные единицы, а действительно достойных фотографий с «поля боя» за более чем полтора столетия с момента изобретения фотографии наберется, думаю, всего несколько сотен. Да и то в большинстве своем они не воспринимаются в полной мере без специальных комментариев. Не уверен, что начинать занятия фотографией нужно с того, чтобы доказывать кому­то свою отвагу (или чтобы посрамить меня). Вопрос о цели фотографирования уже косвенно был поставлен в начале этой книги, и мы к нему еще вернемся в конце. А  пока желаю успехов в деле обретения полезных навыков.

Тому, кто сочтет не важными для себя приведенные выше сведения о навыках, позже все равно придется переучиваться, а это сложнее, чем выучиться верно с самого начала. От необходимости их освоить может быть освобожден только тот, кто не примет всерьез сказанное выше о том, что качество снимков нередко обратно пропорционально личной храбрости фотографа, да и то, если останется цел. Минздрав, как говорится, предупреждает: излишняя отвага вредит здоровью и качеству фотографий. Если некто из соображений осторожности не сделал, как ему кажется, замечательного снимка, то у него остаются бесчисленные шансы сделать другие снимки и постараться, чтобы они были не менее замечательными (хотя бы в плане «шевеленки»). В  сравнении с ним фотограф, лишившийся возможности убедиться в том, что героически добытая карточка действительно хороша (в том числе с точки зрения той же «шевеленки»), здорово проигрывает.

Вообще­то я намерен говорить о безопасности фотосъемки отдельно (в главе 13). Однако актуальность вопроса побуждает меня коснуться этой проблемы, не откладывая в долгий ящик. Если хоть кто­то, прочитав эти строки, задумается, прежде чем полезет на облюбованную «выгодную» точку, я буду счастлив.