Как изготавливается застежка молния. Застежка-молния (история изобретения)

Широко распространившаяся в годы Первой Мировой застёжка была изобретена много раньше, но по ряду причин оставалась достаточно далеко от широкого применения в одежде.
В РИ/РСФСР/СССР она и вовсе была практически незнакома до 1930 года. Надо сказать, что как элемент повседневной одежды она и на Западе и на Востоке не была особо распространена по не совсем понятным причинам. В англоязычных источниках причиной называют «избыточную для 1920-1940-х сексуальность застёжки-молнии», но похоже дело тут в том, что она пришла в массы через военных и рабочих, и изначально заняла нишу крайне функциональной и соответственно не особо модной по тем временам фурнитуры.
Нынешние времена идеальной гармонии строгого костюма с резиновыми сапогами пока не наступили.


На найденных фотографиях впервые застёжка - молния встречается в СССР в оформлении Родченко мейерхольдовского «Клопа» Маяковского как элемент футуристической одежды постановки 1929 года.

+++++++
Количество молний на фотографиях в начале 30-х начинает заметно увеличиваться на рабочей и спортивной одежде в первой половине 1930-х.

++++++++++
И наконец в 1935 происходит количественный прорыв.
На Снабжение ВВС и АБТВ РККА поступил
Комбинезон летний:
Комбинезон изготовляется из хлопчатобумажной ткани темно-синего цвета. Он состоит из комбинации куртки и шаровар, спереди составляющих одно целое, а сзади по талии разъемные. Воротник комбинезона отложной и застегивается на крючок. Рукава комбинезона трехшовные, с налокотниками и с затяжными хлястиками для стягивания низа рукава. Низки штанин имеют хлястики и пряжки для стягивания. На коленях комбинезона настрочены наколенники, а на сидении - леи. Пояс застегивается на металлическую пряжку, для поддерживания его на талии, на боках вшиты два крючка. Комбинезон имеет один карман на левой половине груди, прикрытый клапаном, с застежкой на пуговицу, и один карман на правобедренной части, прикрываемый полуклапаном, с застежкой на пуговицу. Передний разрез комбинезона имеет застежку "молния" .




++++++
С началом войны комбинезон упрощается, молния исчезает, и появляется в СССР на гражданской одежде в конце 1940-х - начале 1950-х



++++++
Достаточно модными в это время становятся куртки с контрастными кокетками и несколькими накладными карманами - «хулиганки» или «бобочки» . В Ленинграде их ещё называли «москвичками», а в Москве почему-то «ленинградками».

+++++++
Откуда же появились в СССР в достаточном количестве застёжки-молнии?
Вряд-ли это был импорт, структура закупок СССР в 1930-е показывает, что чуть ли не на 90 процентов это были вовсе не красивые импортные товары, а технологии, машины, станки и оборудование.
Помните Ильф-Петровского Золотого телёнка - «На диване с утра сидел выписанный из Германии за большие деньги немецкий специалист, инженер Генрих Мария Заузе.» Заметим, никого не удивляя, а это значит не единственный такой он был.
Ну какие там импортные молнии, страна всю валюту бросает на станки и ино-спецов.
А теперь заглянем в патентный архив. И тут мы видим интересную картину. С 1930 начинают подаваться патенты и авторские свидетельства на станки и способы для производства как тогда называли «разрывной застёжки». Сначала от иностранцев, но к началу 1930-х уже советские авторы патентуют модернизации этих машин.
То есть совершенно очевидно они их видели, и они с ними работали как минимум с конца 1920-х.










+++++++++
Ну и последнее - где их делали? Почему прекратили на время войны? Где продолжили сразу после?
Нас настигает совершенно непонятная ситуация - никто и нигде не признаётся в первенстве, несмотря на явную авантажность для любого завода такого факта.
Я не берусь ничего утверждать, но есть один интересный момент, возможно относящийся к вопросу.
В 1930 году в США был принят изоляционистский Закон Смута-Хоули, Smoot-Hawley Tariff Act. Это тот самый закон ограничительно-защитных пошлин, который свалил страну в Великую Депрессию.
Закон ударил и по СССР (одним из формальных поводов запрета импорта был труд заключенных), Сталин весьма злобно припоминал его в переписке с американцами даже в 1944 году.
Закон продержался 10 лет, но поправка о труде заключённых осталась в силе. И когда аж в 1980-х в очередной раз власти запросили ЦРУ о списке таких товаров из СССР, то в числе 36 позиций среди леса, нефтепродуктов и т.п. внезапно оказались и застёжки-молнии!
Возможно в рабочих зонах ИТУ и находится место рождения советских «разрывных застёжек».

Предназначенных для быстрого соединения деталей одежды.

Общая конструктивная схема [ | ]

Состоит из двух текстильных лент, на которых закреплены идущие в шахматном порядке пластмассовые или металлические звенья (в виде раздельных зубцов или колец сплошной спирали, образующих звенья). Соединение или разъединение половинок выполняется при помощи замка (слайдера, «собачки», бегунка), скользящего по лентам, при этом каждое звено фиксируется между парой звеньев с противоположной стороны.

Внешне похожа на «молнию» так называемая застёжка-змейка . Последняя несколько проще по конструкции и не имеет зубцов, но и обеспечивает не столь надёжное соединение, поэтому она применяется не в одежде, а в упаковке или в канцелярских конвертах и файлах .

История [ | ]

Один из первых прототипов

Ещё в 1851 году Элайя Хоу получил патент на «автоматическую, непрерывную застежку для одежды». Но в то время его изобретение не нашло применения.

Считается, что первый прототип «молнии» разработал американский инженер-изобретатель Уиткомб Лео Джадсон (англ. Whitcomb L. Judson ), запатентовав его 7 ноября 1891 года за номером 504038 как «застёжку для обуви» . Публике это изобретение было представлено в 1893 году , однако оно оказалось сложным в изготовлении и ненадёжным.

После многих рекламаций, практически обанкротившись, Джадсон взял в партнёры Гарри Эрла и Луиса Уокера, а Уокер привлёк к исследованиям другого американского инженера шведского происхождения - Гидеона Сундбэка . После нескольких лет поисков, 29 апреля 1913 года , Сундбэк запатентовал новый вариант «молнии» и разработал технологию её производства. Внедрение этого варианта застёжки было более долгим и мучительным, чем сама разработка «молнии», из-за недоверия со стороны фабрикантов, помнивших первый неудачный опыт. Однако со временем «молния» доказала свою надёжность и технологичность и к 1923 году получила широкое распространение. Тогда же появилось и её современное англоязычное название - англ. zipper . В 1918 году компания продала 24 000 застежек для «денежных поясов», популярных среди военных моряков.

Конструкция застёжек-молний [ | ]

«Молнии», слева направо: металлическая, тракторная и витая

1, 8 - свободные концы тесьмы, 2, 7 - ограничители, 3 - бегунок (слайдер), 4 - брелок (пулер), 5 - тесьма, 6 - ширина застёжки, 9 - ширина тесьмы, 10 - штифт, 11 - разъёмный ограничитель с гнездом, 12 - уплотнительная лента.

Выделяют три распространённые конструкции «молний»:

Существуют потайные «молнии», зубья которых прикрыты тесьмой и практически не видны. Более сложную конструкцию имеют «молнии» для герметичного соединения, используемые, к примеру, в водонепроницаемых и защитных костюмах, такая «молния» требует тщательного обслуживания, иначе она быстро приходит в негодность.

Выделяют разъёмные и неразъёмные «молнии»: вторые проще по конструкции и имеют с двух сторон ограничители простой конструкции. У разъёмной «молнии» на одной тесьме у нижнего (узкого) края бегунка ограничитель имеет, в которое входит штифт на другой тесьме. Штифт свободно проходит сквозь отверстие бегунка и, будучи вставленным в гнездо, соединяет нижние края тесёмок. Нагрузка на нижние края тесёмок разъёмной «молнии» больше, чем на всю остальную тесьму, поэтому они должны быть укреплены.

Существуют варианты конструкции бегунков с защитой от самопроизвольного расстёгивания, как правило, использующие, которые входят между звеньями «молнии» и тем самым препятствуют перемещению бегунка. В одном из таких вариантов шипы располагаются на брелоке бегунка и входят в контакт с застёжкой при его опускании. В другом варианте находящиеся внутри самого бегунка шипы подпружинены , и выходят из зацепления с зубцами застёжки, когда к брелоку прикладывают тянущее усилие.

Патенты [ | ]

Многие полезные и нужные изобретения, которыми мы с вами сейчас пользуемся в обычной жизни, были придуманы случайно. И, если сейчас, вдруг, они исчезнут, нам будет очень тяжело без них обойтись. Например, без чего невозможно представить себе портфель или сумку, пенал или штаны? Что общего между ними? Правильно, общая - застежка-молния. А представьте, что ее не было бы. Как бы мы тогда портфель застегивали? А брюки? А хотите знать, кого мы должны поблагодарить за такую нужную деталь одежды? Ну что же, запоминайте.

Портной изобрел швейную машинку и застежку-молнию

Совершенно случайные изобретения - часто оказываются самыми нужными. История эта началась еще более 150 лет тому назад, когда была изобретена швейная машинка. Однажды ее изобретатель, портной , в далеком 1851 году придумал новую застежку, которая мало чем напоминала нашу современную застежку-молнию. Она была похожа на две цепочки с крючочками и дырочками, которые цеплялись друг за дружку при помощи подвижного металлического «язычка» в форме скрепки. Внешний вид первой застежки был не очень удачный, и никому она не понравилась. Поэтому портной продолжил шить дальше одежду, а о затее с новым изобретением забыл.

Элиас Хоуи - американский портной. Один из изобретателей приспособлений для сшивания тканей - первых швейных машин и "прадедушка" современной застежки-молнии.

Застежка для обуви

Через 44 года этим изобретением, и тоже, совершенно случайно, заинтересовался Уиткомб Джадсон, американский изобретатель . Ему захотелось помочь своему другу, у которого, после того, как он спас ребенка во время пожара и неудачно выпрыгнул в окно, очень болела спина. Из-за больной спины друг Джадсона не мог наклоняться, чтобы зашнуровать свою обувь. Вот так появилась застежка для обуви. Но и она, как и изобретение портного Хоуи, людям не очень понравилась - была неудобной, заедала, ломалась. Все-таки, Джадсон заявил свои права на это изобретение в 1891 году, но оно ему успеха и богатства не принесло.

Гидеон Сундбэк - шведско-американский инженер и изобретатель запатентовавший первую застежку молнию, которую стали использовать при производстве одежды.

И через 15 лет удача с этими застежками-молниями «улыбнулась» бывшему компаньону Джадсона. Это был , которому удалось превратить старую неудобную застежку в новый, более удобный вариант «молнии». Она уже была похожа на ту застежку, которую сейчас вы видите на своих куртках, портфелях и брюках, поэтому постепенно становилась все популярнее. Первыми ими стали пользоваться маленькие дети (отлично подходили для того, чтобы было удобно надевать и снимать одежду) и военные летчики (им тоже понравилось быстро одеваться).

«Шутка» модельера подарила застежке мировое признание

Но самой необходимой и модной деталью одежды современного мужчины застежка-молния стала в 1937 году благодаря модельеру Жану Клоду. Он, ради шутки, решил использовать молнию вместо пуговиц на мужских брюках. Но мужской части населения так понравилось мгновенно застегивать и расстегивать брюки, что с той поры их застегивают только на «молнию».

Вот так, почти через 100 лет, люди, наконец-то, поняли, какое это нужное изобретение - застежка-молния !

Сегодня молнии вдохновляют даже дизайнеров ландшафта. Пруд на молнии был создан скульптором Чжу Чуном в Тайбэй (Тайвань). Водоем выполнен в виде гигантской застёжки-молнии из камня.

Используя в повседневной жизни и в быту многие полезные изобретения, мы даже не задумываемся о том, как бы мы без них жили. И при этом совершенно не представляем, что многие из них были придуманы совершенно случайным образом.

Так, например, большинство из нас, застегивая по дороге на работу молнию юбки или брюк, куртки или сумки, совершенно не в курсе, что этот удобный тип застежки мог бы так и остаться неизвестным.

А, между тем, история изобретения застежки молнии достаточно интересна.

Все началось в 1851 году. Именно тогда изобретатель швейной машинки знаменитый портной Элиас Хоуи сконструировал новую застежку, представляющую собой две металлические цепочки, снабженные крючками и дырочками, которые должны были соединяться между собой при помощи специального «ключа», по форме напоминающего скрепку. Внешне первая молния мало походила на современные варианты, была очень громоздкой, неудобной. Неудивительно, что никто не заинтересовался этим изобретением. Тогда Хоуи махнул рукой на свое открытие и продолжил заниматься пошивом костюмов, благополучно забыв о своем детище.


Прошло почти двадцать лет. Однажды в Чикаго случился страшный пожар. Разрушения после него были признаны одними из самых катастрофических последствий в истории США. На тушение огня были брошены все пожарные расчеты. В тушении принимали участие и добровольцы из местных жителей. Спасая из пылающего дома маленькую девочку, скромный чертежник Стайл, выпрыгнул с нею на руках из окна второго этажа. Девочка была спасена, но Стайл при падении повредил себе спину. Лечение было малоэффективным, чертежнику было трудно даже наклоняться, чтобы завязать шнурки на обуви. В отчаянии он обратился к своему другу Уиткомбу Л. Джадсону. Надо ли говорить, что Джадсон по профессии был инженером-изобретателем и на тот момент был уже автором 12 патентов. К проблеме друга он отнесся с должным пониманием и всерьез задумался над новым типом застежки, которая бы позволяла тратить меньше времени и усилий.

Спустя некоторое время 7-го ноября 1891-го года в патентном бюро было зарегистрировано очередное изобретение Джадсона под номером 504038. Новая застежка также состояла из двух цепочек, одна из которых была снабжена крючочками, а другая петлями. Соединялось все это также специальным ключом, который получил название «claps locker».Для того, чтобы расстегнуть изделие, его надо было перевернуть. Через два года патент вступил в силу. При этом Джадсон вряд ли был знаком с творением своего предшественника Элиаса Хоуи, несмотря на то, что в конечном итоге их идеи были очень похожи.


Основав собственную компанию «Universal Fastener» Джадсон занялся производством изобретенной им застежки. Но дела шли не очень. Люди не лишком доверяли новинке. Причина была до банальности проста - никто не знал, как ею пользоваться. Чтобы устранить эту проблему, было решено выпустить подробную инструкцию, которая заняла целых два листа. Но даже это не помогло стимулировать спрос. Единственным крупным успехом был заказ на двадцать застежек для почтовой службы. Не помогли и усовершенствования, в числе которых было то, что теперь крючки и петли располагались теперь на отдельных матерчатых лентах, благодаря чему застежка пришивалась к изделию, а не крепилась, как раньше.

В 1905 году в компанию пришел инженер Гидеон Сундбэк. До этого он работал в компании, занимающейся электрическими технологиями. Но любовь к дочери одного из менеджеров «Universal Fastener» заставила его сменить род деятельности. Впрочем, он убедил своих будущих боссов, что всерьез поверил в успех изобретения Джадсона.

Взявшись за работу Сундбэк внес несколько изменений в конструкцию застежки. Так он существенно модернизировал изобретение Джадсона, создав новую модель, которую назвал «Hookless N1», что означает «Безкрючковая N1». Она была более тонкой, в ней было увеличено количество зубцов, а также Сундбэк упростил процесс, придумав станок для изготовления молний. Но, к сожалению, «Hookless N1» была недолговечной – ее хватало буквально на несколько раз. Тогда Сундбэк придумал другую модель «Hookless N2», в которой форма зубцов была изменена.

Но достаточно долгое время и эти новинки не пользовались спросом. С большим трудом в 1914 году удалось продать первые четыре штуки застежек. Цена при этом была более чем символической – один доллар за единицу товара. Впрочем, как показала практика, этот маркетинговый ход удался. В 1917 году США вступили в Первую мировую войну. Изобретением заинтересовалось военное министерство. Особенно удобство новой застежки было оценено летчиками. И продажи наконец-то сдвинулись с мертвой точки. Вскоре молнии использовались во многих видах обмундирования и военной амуниции. В этом же году производство застежек было запатентовано. Молния была заслуженно признана во всем мире.


Но Уиткомб Джадсон так и не дожил до триумфа своего изобретения. Он скончался раньше в 1909 году.

По окончании войны застежки перекочевали и на гражданскую одежду. Поначалу особый упор делался на детскую одежду, поскольку, снабженная молнией, она легко снималась и одевалась.

Кстати, название застежки в английском варианте «zipper» было придумано в 1923 году Бертрамом Роком – президентом компании «B.F. Goodrich», производящей резиновые сапоги и галоши. Эта компания одной из первых стала применять новую застежку для своей продукции. А название «зиппер» возникло из-за звука, которое издавала застежка - «zzzip», что созвучно нашему «вжжик».

Долгое время молнию не не использовали при пошиве женской одежды. Считалось, что это показывает падение нравственных устоев, так как символизирует доступность женщины, поскольку застежка расстегивалась очень быстро. Но в 1930 году владелица парижского Дома моды мадам Шапарель нарушила этот негласный запрет в своей новой коллекции. А вскоре женская одежда с молниями была представлена и на выставке в Нью-Йорке.

В 1937 году парижский модельер Жан Клод разместил молнию на мужских брюках, что произвело настоящий фурор. Среди тех, кто оценил достоинство нововведения был даже герцог Виндзорский. Но по-настоящему популярной во всем мире стала после выхода фильма «Дикарь», где манипуляции с молнией героя Марлона Брандо вызвали шквал эмоций.

Продолжая своей триумфальное шествие застежка со временем меняла свой внешний вид, приспосабливаясь под различные виды одежды. Разработчиками было придумано и внедрено достаточно большое количество видов застежки молнии, которые сегодня принято классифицировать по нескольким признакам.

Так, например, в зависимости от материала, из которого изготавливаются зубцы, их подразделяют на пластиковые и .


По способу крепления пластиковые молнии подразделяются на или витые, и или литые.


По способу расстегивания молнии бывают:

  • неразъемные;
  • разъемные - те, которые расстегиваются только сверху;
  • двухзамковые, расстегивающиеся и сверху и снизу.

По ширине застежки в закрытом виде молнии бывают от 3 до 10 мм. (тип 3 и тип 10, соответственно). Чем молния шире, тем большие нагрузки на разрыв и растяжение она выдерживает.

Также молнии классифицируются по типу замка:

  • автомат (auto/lock, A/L) – расположенный внутри бегунка механизм, закрепляет зубья молнии, не позволяя ей расходиться при любом положении язычка бегунка;
  • полуавтомат (pin/lock, P/L) или молния со стопором, который надежно закрепляет зубья и не дает молнии расходиться только при опущенном положении язычка;
  • галантерейный (non/lock, N/L) или бегунок без механизма-автомата и стопора, обеспечивает свободное движение по молнии без закрепления.

А еще молнии бывают как фиксированной длины, так и производимые в промышленных масштабах .

Таким образом, пройдя достаточно долгий путь застежка молния, она же «зиппер», стала неотъемлемым элементом не только в одежде, но и во многих других направлениях легкой промышленности.

Именно такое название получила застежка-молния в первых , выдававшихся на территории РФ сначала иностранцам, а затем и советским гражданам.

В те же 30-е годы выдавались патенты и на станки для производства молний. Точной даты появления молнии уже не установить. Довольно странно складывалась судьба этого полезного предмета. Достаточно обратить внимание на хронологию, связанную с её изобретением и её распространением для широкого пользования.

  • 1851 г. - американец Элайя Хоу, которому также принадлежит идея создания швейной машинки, получил патент на застежку-молнию . Не пошло.
  • 1891 г. - еще один американец Лео Джадсон патентует её как застежку для обуви, только через два года представляя её на всеобщее обозрение. Опять дело с молнией заглохло, для тех лет технология производства оказалась сложноватой.
  • 1913 г. Джадсон сколотил уже коллектив из инженеров, который занялся и разработкой технологии производства застежки и её нового варианта. Дело буксовало. Из-за первых неудач фабриканты отнеслись к "молнии" и её внедрению с большим недоверием.
  • 1923 г оказался ключевым. Наконец-то, такое давнее и практичное изобретение приобрело широкую популярность.

У нас же она впервые стала появляться на военных комбинезонах и была исключительно униформистской деталью. В первой половине 30-х годов, как уже говорилось, популярность молнии в СССР стала расти, мы встречаем её уже на спортивной одежде в виде застежки ворота.

На картинке страничка журнала моды за 1938 г.

К 40-м годам это уже не только деталь спортивной одежды, но и неотъемлемая часть модных и очень популярных тогда мужских курток , которые в Москве и тогдашнем Ленинграде назывались, соответственно, но с точностью до наоборот - "ленинградки" и "москвички", а еще "бобочки". Массовое производство застежки "молнии" в СССР к этому моменту было поставлено уже на широкую ногу.


В центре одной из мозаичных композиций на станции московского метро "Киевская", открытой в марте 1954 года, мы видим молодого человека в той самой "бобочке" с молниями.