.
Легко любить всё человечество – соседа полюбить сумей.
Кайсын Кулиев
Цели урока:
- Совершенствование умения аналитического комментирования текста.
- Совершенствование умения формулировать и высказывать собственную точку зрения, соотнося ее с мнениями других.
- Воспитание культуры общения, толерантности.
Оборудование:
- Наглядный материал для составления схемы на доске.
- Раздаточный материал с текстом для чтения
Ход урока
1. Организационный момент
2. Обозначение темы, целей урока, обсуждение эпиграфа
3. Введение в тему. Создание проблемно-творческой ситуации
Есть такая легенда: “Бог однажды спросил у человека: “У меня остался кусочек глины. Что тебе слепить из него?” Человек ответил: “Слепи мне счастье”. И тогда Бог…”
Как бы вы закончили эту легенду?
(Обсуждение)
Легенда заканчивается так: “… И тогда Бог вложил кусочек глины в руки человека…”
О чем эта легенда? (Человек сам творец собственного счастья)
Почему же человек (а особенно русская душа) не может быть счастлив в одиночку? Почему ему непременно нужно, чтобы другие, те, кто рядом с ним, тоже были счастливы? Причем порой человек даже готов идти на любые жертвы ради чужого счастья.
(Обсуждение)
Мы находим это альтруистическое чувство, это желание сделать счастливым кого-то и в истории: время строительства коммунизма, когда люди жили и работали для счастья и светлого будущего целой страны, а не для себя лично; и в русской литературе: Данко (М. Горький “Старуха Изергиль”), Раскольников (Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”), нумера Единого Государства (Е. Замятин “Мы”).
Так вот сегодня мы и попытаемся ответить на вопрос: почему собственное, личное счастье человека так неотделимо от счастья других?
4. Работа с формулой.
На доске схема:
Вместо “?” выберите знак и прокомментируйте свой выбор.
5. Введение в беседу контекста романа
Давайте вспомним тех героев романа “Преступление и наказание”, для которых свое счастье, счастье для себя, могло существовать только лишь после счастья других.
(По ходу беседы составляется схема)
Какими путями идут герои к этому “счастью для себя”?
жертвуя другими |
жертвуя собой |
Как “реализуется” путь каждого из героев? какова позиция автора?
Чей путь вы считаете более правильным? почему?
(Обсуждение)
6. Выход к авторской позиции
Какие бы пути ни были предложены в романе, Достоевский не предлагает четкого, определенного, единственного решения. Ведь перед нами полифонический, многоголосный роман – роман идей… Какие же выходы видят герои? В чем истина для них?
Раскольников видит для Сони только три выхода: броситься в канаву, попасть в сумасшедший дом или окунуться в разврат (обращение к тексту романа, ч. 4 гл. 4).
Для Сонечки единственный выход и для себя, и для Раскольникова – покаяться и жить в Боге (“Бог защитит!”)
Чей путь ближе для самого Достоевского? Почему?
Путь Сонечки – это приближение к будущему, для Достоевского, которое наступит тогда, когда человек, осознав значимость собственной личности, посвятит ее служению людям. Правда Сонечки ближе всего к правде Христа.
7. Проекция на современность. Подведение итогов
Роман “Преступление и наказание” был написан в XIX веке, но идеи Достоевского вечны и находят продолжение своего существования и в наши дни.
Вашему вниманию предлагается текст В. Дроганова. Подумайте, каким образом эта история связана с проблемами, поднятыми Достоевским в романе, и как бы вы могли закончить этот рассказ.
Я даже не помню, как называлась та книга. Помню только, что на коричневой обложке длинным зигзагом алел вымпел какого-то парусника. Я не особенно любил читать, но с удовольствием давал книги из нашей домашней библиотеки своим одноклассникам. Петька Солодков вытащил её из портфеля и положил на стол. Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.
– Санёк, спасибо за книгу! Я всю ночь сегодня читал: не мог оторваться! – восхищенно улыбаясь, произнес Петька и пожал мне руку.
В это время в класс вошел Колька Бабушкин – мой сосед по парте. Носатый, долговязый, нескладный… У него не было отца. Его и маленькую сестренку воспитывала мать, истеричная, крикливая женщина, которая то и дело приходила в школу, чтобы разобраться с обидчиками её детей. Но такое заступничество только усиливало наше презрительно-высокомерное отношение к её жалкому отпрыску.
Увидев Бабушкина, все сурово умолкли, и, кода он кивком головы, улыбаясь, поздоровался с нами, никто даже не взглянул на него. Он поставил изжеванный дерматиновый портфель на стол и вдруг увидел книгу. Она лежала на его половине парты. Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки.
– Санёк, глянь! – толкнул меня Петька. Я от возмущения разинул рот.
Бабушкин пролистал книгу, и странная восторженная улыбка появилась на его лице. Он посмотрел на нас и вдруг сказал:
– Спасибо за подарок!
– Положи книгу на место и не трогай чужого! – выйдя из оцепенения, прорычал я.
Колька испуганно вздрогнул и выронил книгу. Все засмеялись. А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.
– Просто у меня сегодня день рождения, и я подумал, что…
(Высказывания учащихся)
В. Дроганов заканчивает текст так:
Тридцать лет прошло с тех пор. Когда я оглядываюсь назад и вижу, как много несчастий и бед окружает нас, я почему-то думаю, что всему виной не какие-то исторические закономерности, не какие-то высшие силы, а тот случай с книгой, когда я нечаянно разрушил огромный дом человеческой веры, когда я сделал больно другому и не нашел в себе мужества исправить ошибку. И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.
А эта книга… Колёк, да я отдал бы тебе всю библиотеку! Да мы бы всё тебе отдали… Но только он сгорел в танке под Кандагаром, в Афганистане, когда я учился на втором курсе университета. Боль стала моей неразлучной спутницей, она смотрит на меня глазами долговязого восьмиклассника и терпеливо напоминает: человеческая жизнь коротка, можно не успеть, поэтому никогда не жалей того, что можешь дать, и никогда не отнимай того, что у тебя просят.
Как вы считаете, можно ли последнюю фразу отнести и к роману Достоевского? Почему? Можно ли сказать, что именно этот нравственный урок преподносит нам автор?
«Преступление и наказание» — пер-вый из серии знаменитых рома-нов Достоевского, благодаря кото-рым он сумел внести большой вклад в золотой фонд мировой художественной ли-тературы.
На первый взгляд может показаться, что сюжет «Преступления и наказания» укладывается в стан-дартную схему так называемого «уголовного рома-на» с его обязательными компонентами: преступ-ление, убийца, следователь. Но в уголовных рома-нах сюжет обычно строится на тайне: личность преступника выясняется лишь на последних страни-цах произведения. Между тем в романе Достоев-ского читателю с самого начала известно, кто со-вершил убийство (оно ведь происходит на наших глазах). Писатель выделяет не авантюрный аспект темы преступления, а нравственно-психологический. Достоевского интересует не столько само по себе убийство, сколько его причины, истоки. На первом плане у него тайна психологическая, связанная с образом главного героя.
Предельная напряженность сюжета романа выра-жена в нагнетании острейших драматических ситуа-ций: убийство старухи-процентщицы и несчастной Лизаветы, уход Сони на улицу, гибель пьяного Мармеладова, смерть Катерины Ивановны, самоу-бийство Свидригайлова... — и все это происходит за две недели сюжетного времени! Повествование носит отчетливо выраженный драматический характер. Действующие лица резко противопоставлены друг другу, споры между ними носят не бытовой, а идео-логический характер, полемика раскрывает противо-положность характеров персонажей. В романе нет плавной последовательности в развитии действия. Напротив, время течет нервно, толчками. Подсчи-тано, например, что слово «вдруг» встречается в тексте около 560 раз.
В «Преступлении и наказании» Достоевский при-меняет особую форму повествования, которая полу-чила в лингвистике название «несобственно-прямая речь». Рассказ ведется от имени автора, но как бы через призму восприятия Раскольникова. Все время слышатся не только его мысли, но и его голос. И хотя это является его монологом, постоянно сохра-няется впечатление напряженного ритма внутренней речи Раскольникова. С первой же страницы окру-жающий внешний мир включен в процесс само-сознания героя, неизменно переводится из авторс-кого кругозора в кругозор Раскольникова. Поэтому читатель невольно оказывается вовлеченным в про-цесс сопереживания, испытывая те чувства, которые возникают в душе героя по ходу действия.
Изображение психологии человека в романе также предельно драматизировано, потому что герои До-стоевского обычно одержимы «идеей-страстью», выра-жающейся в напряженных драматических ситуа-циях. Сложность и противоречивость внутреннего мира героев, свойственный им самоанализ прини-мают нередко самые мучительные формы.
Действующие лица романа, за редким исклю-чением, почти все время находятся на грани психо-логического срыва. Для них не существует душев-ного спокойствия. Создается атмосфера постоянного крика, скандалов, взаимной недоверчивости, подозри-тельности, даже ненависти. Только там, где по-является Соня, становится чуть тише и спокойнее, хотя и она может дрожать от негодования, когда защищает свои убеждения.
В «Преступлении и наказании», по существу, отсутствуют традиционные для русской литературы пейзажи, успокаивающие, умиротворяющие взволно-ванные души героев, часто противостоящие своим спокойствием и красотой душевной сумятице или тревоге. У Достоевского нет также описания па-радного Петербурга с Невским проспектом и Мед-ным всадником. У писателя свой Петербург — город с грязными переулками, темными дворами, мрач-ными лестницами, город, описанный с конкретными бытовыми подробностями и вместе с тем нереаль-ный, фантастический, дающий представление о той атмосфере, в которой могла зародиться у Расколь-никова мысль о его фантастическом преступлении. «Я люблю, — признавался герой романа, — как поют под шарманку в холодный, темный и сырой осен-ний вечер, непременно в сырой, когда у всех прохо-жих бледно-зеленые и больные лица...» И само-убийство Свидригайлова происходит в туманную дождливую ночь, когда домики с закрытыми став-нями глядели уныло и грязно, а холод и сырость уже прохватывали его тело...
Удушающее, узкое жизненное пространство окру-жает героев Достоевского, и кажется, что никогда им из него не выбраться на широкий и вольный простор. Символично в этом отношении описание жилища Раскольникова (комната, похожая на шкаф) или Сони (комната, которая имела вид неправиль-ного четырехугольника). В это пространство, состоя-щее из «ужасно острых» и «слишком безобразно тупых» углов, замкнута их жизнь, и очень трудно из него выйти.
Лишь один раз картины сумрачного и сырого Петербурга сменяются широким простором. Это про-изошло уже на каторге, где, казалось бы, пейзаж должен быть тяжелым и унылым. Но однажды Раскольников вышел ясным ранним утром к реке. «С высокого берега открывалась широкая окрест-ность. С дальнего другого берега чуть слышно до-носилась песня. Там, в облитой солнцем необозри-мой степи, чуть приметными точками чернелись кочевые юрты. Там была свобода и жили другие люди...» Так начиналось воскресение Раскольникова.
Интересна цветовая гамма «Преступления и нака-зания». Она не отличается яркостью. (Вот почему так бросилось в глаза яркое огненное перо на убогой шляпке Сони.) Давно уже отмечено, что преобладающий цвет в романе — желтый. Желтыми обоями была оклеена комната старухи-процентщицы и каморка Раскольникова, желтоватые обои были в жилище Сони и в гостиничном номере, который за-нимал перед самоубийством Свидригайлов. Добавим, что стреляется он на фоне ярко-желтых домиков.
В самом начале 70-х гг. XX в. на экранах с успехом шел фильм, снятый по роману «Преступ-ление и наказание». Было бы интересно снять его в желтых тонах. Не знаем, существовал ли такой замысел у режиссера-постановщика Л. А. Кулиджа-нова, но он предпочел иной вариант. Он вообще отказался от цвета. Фильм был черно-белым. У Достоевского многие сцены построены на сложном сочетании света и тьмы (как на картинах Рем-брандта). Ограничимся одним примером: «Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло ос-вещая в этой нищенской комнате убийцу и блудни-цу, странно сошедшихся за чтением вечной книги».
Значение романа «Преступление и наказание» выходит далеко за пределы своего времени. Он об-ращен и в будущее, предупреждая о гибельности индивидуалистического бунта, о тех непредсказуе-мых катастрофах, к которым могут привести ново-явленные Наполеоны, презирающие миллионы прос-тых людей, их естественные права на жизнь, свобо-ду и счастье. Материал с сайта
Ю. Ф. Карякин использовал в своем исследовании «Самообман Раскольникова», помимо всякого рода научных источников, и школьные сочинения. По его наблюдениям, ученики порою «склонны оправдать Раскольникова: само общество, дескать, виновато, и все тут, и нечего, мол, говорить ни о какой личной ответственности, и правильно Раскольников сделал, что «укокошил старушенцию» (писали и буквально так), жаль только, что попался... Такой ответ — на-стоящий сигнал бедствия».
Да, это поистине бедствие, если не замечена жгучая боль писателя, безмерное страдание его о всеобщем расколе, разъединенности, разобщенности людей. Вспомните отчаянный вопль Мармеладова: «Понимаете ли, понимаете ли, милостивый госу-дарь, что значит, когда уже некуда больше идти?» Надо вдуматься, прочувствовать умом и сердцем глубокую тревогу Достоевского при мысли, что воз-можно разделение людей на разряды, единоличное решение судьбы всех волею одного человека, на-сильственное приведение человечества к «всеобщему благополучию». Преступление есть преступление, ка-кими бы высокими словами оно ни маскировалось.
Исполнитель роли Раскольникова в кинофильме, упоминаемом выше, артист Георгий Тара-торкин, размышляя о значении романа в наши дни, говорил: «Мы живем в сложнейшее, драматическое время. Мы тысячами нитей связаны со всем про-исходящим на земле и не можем не замечать: в мире кровь льется направо и налево, как часто затирается ее цена!.. Но нельзя, чтобы затиралась! Нельзя, чтобы в нашем мире кем бы то ни было утверждалось право на собственную избранность, ис-ключительность, раскольниковское право на насилие».
Если бы предложили выразить в одном-единственном слове смысл сложнейшего романа Достоев-ского, то необходимо было бы выбрать слово нельзя!
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском
На этой странице материал по темам:
- сочинение нравственные уроки преступления и наказания
- сочинение по литературе о чем прдупреждает автор романа преступления и наказания
- нравственные уроки бёлля
- последовательность развития действий в романе преступление и наказание
- сочинение по тексту достоевского уже давно я замечаю
Тема урока: Преступление и судьба Раскольникова с позиции религиозно-нравственных представлений писателя
Цели
- проанализировать роман Достоевского «Преступление и наказание» на уровне христианской основы его мировоззрения;
- развивать речь, логическое мышление;
- способствовать формированию коммуникативной компетенции: умение выражать мысли литературным языком; выступать перед аудиторией; вести диалог; вести дискуссию, аргументировать, доказывать; активно слушать;
- воспитывать желание переосмысления собственных взглядов по изучаемой теме
Тип урока: урок применения знаний.
Место в учебном плане: 10 урок по роману.
Используемые технологии: элементы проблемного, дифференцированного обучения.
Методы и приемы:
репродуктивный: слово учителя о религиозных представлениях Достоевского;
метод творческого чтения: художественный пересказ эпизода, инсценировка эпизода, комментированное чтение;
метод демонстраций: показ мультимедийных презентаций
эвристический: аналитическая беседа, сравнительный анализ
Задачи
Предметные – создать условия для
- ознакомления учащихся с религиозными взглядами Достоевского;
- понимания учащимися (путем исследования) болезненного внутреннего мира героя, презревшего законы гуманизма и нравственности;
- развития устной речи;
- обогащения словарного запаса школьников
Метапредметные –
- проводить сравнения, обобщения, уметь выделять главное, существенное;
- умение пользоваться словарями, энциклопедиями, справочной литературой;
- на основе анализа художественного произведения учиться рассуждать
Личностные –
- выявить заложенные в произведении религиозно-нравственные ценности;
- заострить внимание на проблемах, созвучных сегодняшнему дню
Оборудование:
- компьютер, проектор;
- роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
- презентация учителя к уроку в программе Power Point (автор – Селезнева С.А.)
- презентация «Гордыня – один из семи смертных грехов» (заранее подготовленный ученик: автор – Великжанина Елена)
- «Толковый словарь» (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова).
Вне проблемы веры всякий разговор о
романе Достоевского превратится в
праздномысленное времяпровождение.
М.Дунаев
- Слово учителя: постановка проблемного вопроса
Проблемный вопрос
Можно ли сказать, что Христианская идея пронизывает «Преступление и наказание» и "воскресение" Родиона Раскольникова происходит на пути к Богу?
Исследуя проблемный вопрос урока выдвинем гипотезу:
роман Достоевского проникнут христианскими мотивами, путь Раскольникова – это путь к Богу.
Когда писатель следовал на каторгу в Сибирь, в Тобольске жёны декабристов подарили ему Евангелие. С этой единственной книгой, позволенной в остроге, он никогда не расставался. Именно этот экземпляр Евангелия Достоевский описывает в романе «Преступление и наказание». «На комоде лежала какая-то книга… Это был Новый Завет в русском переводе. Книга была старая, подержанная, в кожаном переплёте».
В 1854 году, выйдя с каторги, Достоевский написал Н.Д. Фонвизиной:
«Я сложил для себя символ веры, в котором всё для меня ясно и свято. Этот символ очень прост; вот он: верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но с ревнивою любовью говорю себе, что и не может быть. Мало того, если бы кто мне доказал, что Христос вне истины, то мне лучше бы хотелось оставаться с Христом, нежели с истиной».
Достоевский изначально признает духовное достоинство и свободу всякого, даже самого забитого и ничтожного человека. Это достоинство проявляется в смирении перед страданием, посылаемом Богом. Достоевскому открылась способность слабого человека на духовный подвиг. ”Возлюби ближнего своего, как самого себя”, и тогда тебе откроется истина, познать которую можно, только пройдя через страдания и лишения. Нет такого греха, нет такой глубины падения, которую бы не искупить покаянием.
- Эвристическая беседа
Главными признаками сатанизма, главными человеческими пороками Достоевский считает гордыню и себялюбие. Эти качества оказывают наиболее глубокое влияние на все стороны душевной жизни человека. (презентация «Гордыня – один из семи смертных грехов» (заранее подготовленный ученик: автор – Великжанина Елена )
Именно эти пороки породили чудовищную теорию Раскольникова
Расскажите, в чем суть его теории.
Достоевский указывает читателям, что Бог желает всем спасения, но только когда сам человек захочет этого. Поэтому Раскольникову даются предостережения. Назовите их.
- Художественный пересказ страниц, рисующих картину преступления (индивидуальное задание)
Не убий!” …Эту заповедь Раскольников преступил и, по Библии, должен пройти от мрака к свету, из ада путем очищения достигнуть рая.
Продолжим исследование, чтобы убедиться, действительно ли такой путь прошел Раскольников.
- Работа с текстом
Раскольников должен пройти через мучения разъятого мира, через искушение бесчисленных двойников, дойти до последних ступеней падения и выйти с другой стороны - к другой, высшей морали, выйти к Страшному суду, где не будет проклятых - одни прощенные.
Одним из ключевых эпизодов "Преступления и наказания" является тот, в котором Соня Мармеладова читает Раскольникову описание одного из главных чудес, совершенных Христом, описываемых в Евангелии, - о воскрешении Лазаря.
Найдите в тексте романа этот эпизод, прочитайте его
Включив в роман евангельские строки, Достоевский уже открывает читателям будущую судьбу Раскольникова. “Четыре дня” Лазаря в гробу становятся равносильными четырем дням нравственной смерти Раскольникова. Только Христос мог воскресить Лазаря, только Христос сможет воскресить и нравственно мертвого Раскольникова.
Рассмотрим путь Раскольникова к «воскрешению»
Общаясь с духовными «двойниками» - Лужиным и Свидригайловым, Родион осознает, что уподобился им, хотя совсем этого не желал. Вот возможный путь его нравственного развития, окажись он сильной личностью
Достоевский, раскрывая двойственность души героя, добавляет все новые и новые признаки победы совести над разумом.
Страдания преступной совести у Родиона Раскольникова - это огромная движущая сила, она ведет его к Богу. Но в это же время энергия самозащиты у Родиона Раскольникова не иссякает. Эта борьба видна в эпизоде общения с Полечкой после смерти Мармеладова.
Найдите этот эпизод и прочитайте его
После знакомства с Соней Мармеладовой начался новый этап в духовном развитии Раскольникова.
Не отказавшись от своей "идеи", он стал все больше и больше погружаться в атмосферу божественного сострадания, самоотречения, чистоты, олицетворением и носительницей чего была Соня.
- Инсценировка встречи Родиона и Сони (частьV, гл. 4)
Почему Раскольников со своими страданиями пошел к Соне?
Что общего в их судьбе? В чем они не приемлют друг друга?
Что значат для Раскольникова эти встречи?
Соня призывает Раскольникова к раскаянию, она согласна нести его крест, помочь прийти к истине через страдание
Только на каторге Родион Раскольников нашел "свою веру" в спасительных для человечества свойствах любви и уже отсюда - в необходимости и спасительности духовного совершенствования каждого отдельного человека. Любовь привела его к Богу.
Найдите и зачитайте этот эпизод
Испытание ошибочной теории Раскольникова завершилось катастрофой, раскаянием в совершенном нравственном преступлении. Кроткая, всепрощающая Соня указывает убийце путь христианского искупления вины.
- Подведение итогов урока: Результат исследования
Христианская проблематика в творчестве Достоевского - не самоцель и не художественные средства - это нравственная основа его произведений
Роман Достоевского "Преступление и наказание" – это произведение, в котором религия – вера – является способом разрешения нравственных проблем. Писатель показал человеческую душу, прошедшую страшный путь, но через ошибки и страдания все же пришедшую к постижению истины и любви
Нравственные уроки Раскольникова, вывод.
Подлинная человечность всегда связана с истинной совестливостью
Право быть человеком недопустимо с правом встать над людьми
Преступления всегда ведут к духовной смерти «переступившего»
Разъединение людей, потерявших общие нравственные принципы в божьей морали, неизбежно приводит к социальным катастрофам
- Рефлексия
Продолжите следующие предложения:
Сегодня на уроке я вдруг понял(а)…
Особенно запомнилась мысль…