Машиностроительный комплекс: состав, факторы размещения предприятий, основные районы и центры. Проблемы и перспективы развития

Машиностроительный комплекс - совокупность отраслей промышленности, производящих разнообразные машины и механизмы. В состав машиностроительного комплекса входит более 70 . Это, прежде всего электротехника и приборостроение, станкостроение и инструментальная промышленность, и строительно-дорожное машиностроение.

Машиностроительное производство имеет ряд особенностей, которые влияют на его размещение.

Во-первых, в широко развиты специализация (сосредоточение предприятия на выпуске одного или нескольких видов продукции) и кооперирование (форма организации производства, при которой в производстве готовой продукции участвует несколько предприятий). Например, автомобильный завод выпускает один вид продукции - автомобили, а детали и узлы получает от других предприятий, число которых может быть значительным. Поэтому многие размещаются в районах, где хорошо развита сеть - Центральная , . Таким образом, транспортный фактор - важнейший для размещения машиностроения.

Предприятия наиболее прогрессивных и сложных отраслей (электронное, радиотехническое) ориентируются на фактор наукоёмкости и размещаются там, где есть развитая научная база (Москва, Новосибирск и т. д.).

Военно-стратегический фактор определяет размещение предприятий, выпускающих оборонную продукцию. Они удалены от границ, многие расположены в так называемых «закрытых» городах (Саров, Новоуральск, Снежинск и др.), либо размещены вблизи военных баз.

Производство многих видов машин требует больших затрат труда людей, высокой квалификации рабочих. Особенно трудоёмки - приборостроение, станкостроение. Они тяготеют к районам с высокой концентрацией населения - Москва, Воронеж, Пенза, Рязань.

Металлоёмкость определяет размещение предприятий тяжёлого машиностроения, продукция которых требует много металла (производство энергетического, металлургического оборудования). Такие предприятия ориентируются либо на крупную металлургическую базу, например - - , Сибирь - Иркутск, Красноярск. Либо на привозное сырьё, например - Санкт-Петербург.

Многие виды машин нужны везде, а некоторые (например, льноуборочные комбайны, тракторы для вывоза леса) требуются только в отдельных регионах. При этом такие машины сложно , значит, их выгоднее производить, там, где есть в них потребность - потребительский фактор.

Машиностроение развито во всех районах страны, но специализация его различна.

Машиностроение - ведущая отрасль материального производства, оно обеспечивает машинами и механизмами другие отрасли, тем самым, обеспечивая прогресс в хозяйстве страны в целом.

Но на сегодняшний момент российское машиностроение находится в состоянии кризиса, развиваясь низкими темпами, оно не может обеспечить прогресс других отраслей. Происходит отставание в гражданском секторе машиностроения, низкие темпы обновления оборудования, а на устаревшем оборудовании нельзя создать конкурентно способную технику.

Перспективными направлениями в является - развитие наукоёмких производств, выпуск качественных потребительских товаров, демонополизация и установление новых хозяйственных взаимосвязей.

90-летний юбилей отметит в июле этого года некогда флагман отечественного машиностроения — Сталинградский тракторный завод. Хороший повод поговорить о том, что происходит сегодня с россий-ским машиностроением.

Прошлое. В 1944 году сталинградцы с энтузиазмом взялись за восстановление своего тракторного завода Фото ИТАР-ТАСС

ПОЛЕ БИТВЫ ОСТАЕТСЯ ИНОСТРАНЦАМ

К началу перестройки советское машиностроение и его российская часть занимали ведущее место в мире и по объемам продукции, и по ее достаточно высокому качеству, даже если не учитывать достиже­ний оборонной промышленности, которая лидировала на междуна­родном рынке оружия и космиче­ских услуг, принося в казну до 20 миллиардов долларов валютной выручки.

В целом же продукция маши­ностроителей составляла около 40 процентов валового внутреннего продукта, в отрасли было занято примерно 30 процентов трудоспо­собного населения с удельной про­изводительностью труда в 70 про­центов от уровня США, а доля в экс­порте составляла 32-37 процентов.

За считаные годы начиная с 1991-го передовой машинострои­тельный комплекс был фактически разрушен. Государство отказалось от обязательств по управлению и планированию производства, про­ведя приватизацию, в результате которой были сохранены в сильно урезанном виде только те пред­приятия (не считая оборонных), которые были ориентированы на поддержание экспортных и стра­тегических отраслей экономики: топливно-сырьевой, горнодобы­вающей, транспорта, сельского хозяйства. Остальные были либо скуплены и обанкрочены запад­ными конкурентами, либо пере­ориентированы совсем на дру­гие задачи, выведены из городов (как фактически все предприятия черной металлургии, радиопро­мышленности и станкостроения из Москвы, Петербурга и других крупных городов), а высвободив­шиеся площади отданы под спеку­лятивное жилищное строительство. В той или иной степени контроль за предприятиями гражданского ма­шиностроения и части оборонной промышленности перешел к международным корпорациям с европей­скими и американскими корнями, а значимые позиции в электронном машиностроении и радиоприборо­строении заняли южнокорейские и японские фирмы, упростив до сбо­рочных некогда сложные и много­целевые производственные линии.

По сравнению с 2013 годом годовой объем станкостроительной продукции на новых производственных мощностях возрос с нуля до трех миллиардов 600 миллионов рублей в ценах 2010 года»

МАШИНОСТРОЕНИЕ ЕДВА ВИДНО

Что осталось после катастрофиче­ских либеральных реформ 90-х от советского машиностроения? Из 18 отраслей, которыми при СССР руко­водили соответствующие министер­ства, поддерживали в сколь-нибудь удовлетворительном состоянии хо­зяйственную деятельность заводы и фабрики едва ли семидесяти на­правлений. К 2000 году практически перестали выпускать продукцию предприятия сельхозмашинострое­ния, электронной промышленности, тяжелого машиностроения, турбин и авиационных двигателей, на 50 и более процентов свернули деятель­ность энергомашиностроители, стан­костроители, производители станков и оборудования для легкой и пище­вой промышлености, двигателей внутреннего сгорания и так далее.

Удивительно ли, что в экономи­ке сформировался так называемый сырьевой курс развития, беспер­спективный для индустриальной державы? По мнению ведущих ми­ровых экспертов, подтвержденному многолетней статистикой и расче­тами, если на машиностроение при­ходится менее 25 процентов всей произведенной промышленной про­дукции, то невозможно обеспечить сбалансированное развитие эконо­мики в целом. Это и произошло в течение 2000-х годов как следствие провала в предыдущем десятилетии. Если в 2000 году в машиностроении было создано около 13 процентов валового внутреннего продукта, то в 2005-м - 8,2, а в 2010-м - 7,8 про­цента ВВП! А в общем объёме обра­батывающих отраслей машинострое­ние едва ли достигало 20 процентов, причем в промышленности в целом - всего 12,8 процента. Сравните с 45 процентами промышленного про­изводства, которое приходилось натопливно-энергетический комплекс! Такое соотношение свидетельству­ет о том, что машиностроители не обеспечивали поставки продукции на отечественные высокотехноло­гичные заводы и фабрики. Особенно наглядно кризис проявился в станко­строении - ключевой отрасли маши­ностроения, без которой невозможно развитие промышленности в целом. Премьер Дмитрий Медведев в 2013 году констатировал, что россий­ский рынок по станкам на 90 процен­тов зависит от импорта. По объемам производства металлообрабатываю­щего оборудования Россия занимает 27-е место в мире, а удельный вес станкостроения в валовом внутрен­нем продукте России составляет око­ло 0,03 процента, что характерно для отсталых аграрных стран. В Китае этот показатель равен одному про­центу, чуть меньше одного процента в Японии и Германии.

ПОДДЕРЖКА ДЛЯ ЛУЧШИХ

Рискну предположить, что в выс­ших эшелонах власти начали осоз­навать жизненную необходимость и важнейшую государственную обязанность в возрождении отече­ственного машиностроения сразу после того, как в августе 2008 года российские войска отразили гру­зинскую агрессию против Южной Осетии. Тогда вскрылась, в частно­сти, неготовность отечественного машиностроения, той же оборонки в полной степени обеспечить сво­евременное обновление и ремонт боевой техники, выбывающей в хо­де вооруженного конфликта. Была принята, к примеру, федеральная целевая программа «Национальная технологическая база» - первый за двадцать постсоветских лет доку­мент такого уровня, посвященный отечественному машиностроению! А в 2013 году Правительство прове­ло совещание о мерах по развитию отечественного машиностроения в целях модернизации военно-про­мышленного комплекса. Это сове­щание стало первым звеном в цепи ключевых решений, целью которых стало возрождение отечественного машиностроения, но не всех его от­раслей.

Стратегия, как можно сделать вывод из политики Правительства, избрана следующая: начать модер­низацию и развитие оборонной про­мышленности, как наименее постра­давшей в ходе либеральных реформ, отказавшись от попыток реанимиро­вать с госпомощью те отрасли (на­пример, гражданскую электронную промышленность или оборудование для легкой промышленности), в ко­торых мы безнадежно отстали. Для этого было выделено несколько трил­лионов рублей, в том числе 1 трил­лион 670 миллиардов должны быть превращены в новые производства и технику в ближайшие три года. А оборонка, в свою очередь, должна стать тем самым инновационным ядром, которое позволит развить и смежные отрасли гражданского ма­шиностроения.

929 объектов будет построено для развития оборонной промыш­ленности, доля инновационной про­дукции в общем объеме возрастет до 40 процентов, при этом будет разработано не меньше 1,3 тысячи новых технологий, призванных вы­вести на принципиально иной уро­вень военное производство.

Параллельно намечено разви­вать и отечественное станкострое­ние, ориентируясь прежде всего на запросы ОПК. Для этого бюджетные ресурсы, на которые раньше заку­пали станки за границей, решено расходовать, чтобы создавать про­изводство аналогичных изделий. При этом соответствующими нор­мативными актами запрещено импортировать широкую, в сотни наименований, гамму машиностро­ительной продукции, что, кстати, вызвало неудовольствие США и их союзников в рамках Всемирной торговой организации.

Такое косвенное инвестирование в станкостроительную промышлен­ность может составить примерно 180 миллиардов рублей в год. Сегод­ня в рамках реализации нескольких десятков инвестиционных проектов создаются мощности по производ­ству современнейших высокотех­нологических металлообрабатыва­ющих центров повышенной дина­мической жесткости в Перми, высо­коточных прецизионных станков с ЧПУ в Рязани, станкостроительное производство по воспроизводимой зарубежной технологии в Азове, производственная линия по выпу­ску сложнорежущего инструмента с целью полностью заместить им­портные аналоги в Свердловской об­ласти и десятки других промышлен­ных объектов. Всего по сравнению с 2013 годом годовой объем станко­строительной продукции на новых производственных мощностях воз­рос с нуля до трех миллиардов 600 миллионов рублей в ценах 2010 года.

Еще две стратегические отрасли машиностроения получили повы­шенное государственное внимание и финансовую опеку. Во-первых, это почти прекратившее существо­вание к середине 2000-х годов сель­скохозяйственное машиностроение, которое призвано обеспечить к 2020 году развитие агропромышленного комплекса до уровня, полностью исключающего зависимость страны от импорта продовольствия. На эти цели бюджет выделяет около трех триллионов рублей. Село должно по­лучить около 13 тысяч новых трак­торов и около 7 тысяч зерноубороч­ных и кормоуборочных комбайнов, все - отечественного производства.

Другой объект господдержки -транспортное машиностроение. Программа по этому направлению в кризисном 2016 году предусматри­вает дополнительные ассигнования в размере минимум 10 миллиардов рублей; продолжится сооружение мощностей на Брянском локомотивостроительном заводе по выпуску тепловозов нового типа; операто­рам будут возмещены затраты в 7 миллиардов рублей на приобрете­ние новых вагонов; 60 миллиардов рублей пошли на приобретение но­вых локомотивов для ОАО «РЖД». Транспортное машиностроение - одна из немногих высокотехноло­гичных отраслей, которая экспорти­рует свою продукцию, в частности, в Египет, Венгрию, Казахстан, Иран, Латвию, Азербайджан. На Тверском вагоностроительном заводе начали выпускать новые инновационные вагоны, а в Энгельсе Саратовской области успешно реализован про­ект в рамках частно-государствен­ного партнерства стоимостью 8 миллиардов рублей: с нуля постро­ены новые цеха, которые будут выпускать новейший двухсистемный электровоз повышенной тяги. Транспортное машиностроение с 200 000 работников стало, пожалуй, единственной отраслью, которая со­хранила независимость от импорт­ных поставок, обеспечив устойчи­вое функционирование отечествен­ных железных дорог. Современные вагоны, локомотивы, оборудование для путевого хозяйства - всего на 180-200 миллиардов рублей в год - ее вклад в создание современного логистическо-транспортного ком­плекса страны, который позволит комплексно и пропорционально развиваться всем регионам России.

В 2000 году в машиностроении было создано около 13 процентов валового внутреннего продукта, в 2005-м - 8,2, а в 2010-м - 7,8 процента ВВП»

РЕФОРМЫ БЕСПЛАТНЫМИ НЕ БЫВАЮТ

Разумеется, современное россий­ское машиностроение не исчерпы­вается названными тремя отрас­лями. Сохранили благополучие и успешно развивались машиностро­ители, продукция которых была востребована экспортно-ориенти­рованными отраслями. Однако при­шло понимание, что в современном мире надо по возможности сохра­нять базовые машиностроительные производства, а те направления, на­пример, в легкой промышленности или производстве товаров народ­ного потребления, развивать, ори­ентируясь на стратегических пар­тнеров в Шанхайской организации сотрудничества, БРИКС или ЕАЭС в рамках рыночной конкуренции. Средств федерального бюджета, увы, не хватит, чтобы достичь пол­ного самообеспечения машиностро­ительной продукции. Но известно и другое: для того чтобы перейти к новому технологическому укла­ду, на пороге которого стоят США, Китай, Япония и другие развитые страны, надо менять финансово-управленческую модель эконо­мики. Речь не только о том, что в Минпромторге всего три департа­мента курируют все направления машиностроения (в СССР, напомню, было 18 профильных министерств; в современном Китае, уверен, не меньше), но и об осмысленной кре­дитной политике, за которую от­вечает Центробанк России. Без до­ступных инвестиций, на энтузиазме современную промышленность не создашь, что подтверждает опыт, например, сельхозмашиностроения. Предоставили дешевые кредиты - и сразу взрывной рост, до 40 процен­тов! А ведь на рубль вложений в аграрный сектор приходится от­дача продуктами на полтора, а по отдельным видам и на три рубля, которые связывают инфляционный спрос на потребительском рынке! Появились продукты - снизилась инфляция.

Аналогично и в других отраслях: развитие транспортного машино­строения удешевляет перевозки и оптимизирует цены на стоимость, допустим, разрабатываемого в гор­норудной промышленности сырья, что тоже приводит к уменьшению инфляции в конечном итоге. Эти известные любому экономисту на Западе и Востоке истины почему-то игнорируют и в Центробанке, и в Минфине, подчиняя промышлен­ную политику политике финансо­вой и предпочитая получать доход в валюте, а не в единицах реальной продукции. Если хотя бы половину финансовых резервов страны через вновь сформированные центры раз­вития вложить в машиностроение, страна вернет себе позиции миро­вого лидера. Пока же эти ресурсы работают на экономику США.

929 объектов будет построено для развития оборонной промышленности, доля инновационной продукции в общем объеме возрастет до 40 процентов»

Настоящее. А вот во что превратили Волгоградский тракторный завод их потомки…
Фото информационного портала Волгограда «V1.ru»

Центрами машиностроения на сегодняшний день являются города, где этот вид отрасли высокоразвит. Основано такое развитие на одном из трех факторов: расположение рядом научного центра, наличие трудовых и природных ресурсов или наличие спроса на итоговую продукцию.

Так основными центрами машиностроения являются:

  • Москва;
  • Санкт-Петербург;
  • Екатеринбург;
  • Ростов-на-Дону;
  • Брянск;
  • Калининград;
  • Нижний Новгород;
  • Комсомольск-на Амуре.

Так в Москва является машиностроительным центром по двум условиям – это наличие большого спроса и расположение в городе крупных научных центров. Именно поэтому в Москве функционируют предприятия по производству автомобилей, станков и предприятия точечного машиностроения.

Санкт-Петербург, в силу своего местоположения, развивает промышленные отрасли, связанные с тяжелым машиностроением, энергетическим машиностроением (крупнейшее в стране место по производству турбин для гидроэлектростанций, кораблестроением.

В силу того, что Санкт-Петербург является крупным научным центром, не только по российским меркам, но и по международным, то именно в этом городе развиты точное машиностроение, оборонные предприятия, космическое машиностроение. Космическое машиностроение ориентируется и на расположенный в городе Мирном космодром.

Екатеринбург — это известный центр тяжелой промышленности и производства станков. Связано это с наличием трудовых высококвалифицированных ресурсов и наличием соответствующих природных ресурсов.

Сельскохозяйственное машиностроение развивается, в основном, в южных регионах. Соответственно, центрами машиностроения (комбайнов, тракторов) в этой отрасли являются такие города, как Ростов-на-Дону, Краснодар, Астрахань.

На Дальнем Востоке центры машиностроения расположены, исходя из наличия природных ресурсов. Так лесозаготовительные предприятия расположены в Хабаровске, энергетическое машиностроение развито в Комсомольске-на-Амуре, а судостроение – в Благовещенске. Развито на Дальнем Востоке и отрасль, связанная с ракетостроением.

В Приволжье широкое распространение получили предприятия, связанные с автомобилестроением. Это связано не только с большим спросом на итоговую продукцию, но и с высокоразвитой транспортной сетью в этом районе.

Так можно заметить, что центры машиностроения расположены не совсем равномерно по территории государство, однако находятся во всех федеральных округах.

Связанные статьи:


Общее машиностроение Российской Федерации характеризуется направленностью на изготовление простых, но крупных в размерах заготовок. Типичными представителями...

Металлоёмкое машиностроение относится к наиболее развитым отраслям промышленности, это связано с его ранним формированием, так как востребованность в продукции этого сектора ощущалась на раннем этапе...

История машиностроения начинает свой отсчёт с XVIII века, в этот период были изобретены такие агрегаты как, ткацкие станки, прядильные и паровые машины, которые стали универсальным...

Современное машиностроение значительно отличается от машиностроения пяти-десятилетней давности. В настоящее время данная отрасль основывается на наукоемких, компьютерных технологиях. Именно в этом и состоит основное отличие...

Космическое машиностроение является не просто специфической отраслью производства, но и важным показателем, насколько государство развито. Космос уже давно успешно осваивается многими государствами. И требуется особый подход...

Отраслевая структура машиностроения России

Машиностроительный комплекс – это сложная система взаимосвязанных отраслей и предприятий. В его составе выделяют около $20$ крупных межотраслевых комплексов и более $100$ отраслей и подотраслей. Подход к делению может быть различным. Ведь каждая из этих составляющих включает в себя целый комплекс отраслей. Кроме того машиностроение тесно связано с другими производствами системой межотраслевых связей. Большинство эконом-географов выделяют в составе рассматриваемого комплекса следующие отрасли: тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электротехническая промышленность; производство оборудования для нефтяной, нефтеперерабатывающей и химической промышленности; станкостроение и инструментальная промышленность; приборостроение; тракторостроение и производство сельскохозяйственных машин и оборудования; машиностроение для легкой и пищевой промышленности, радиотехника и радиоэлектроника, аэрокосмический комплекс .

Каждая из этих отраслей имеет свою специфику и, соответственно, свои принципы размещения предприятий. Материалоемкие отрасли ориентируются на сырьевую базу – металлургию. Для трудоемких отраслей требуется наличие большого количества высококвалифицированных кадров рабочей силы. Автомобилестроение зависит от транспортно-географического положения, и возможности кооперирования с другими предприятиями.

Поэтому мы рассмотрим географию основных отраслей российского машиностроения более подробно

Территориальная структура основных отраслей машиностроения

Машиностроительный комплекс является одним из наиболее распространенных в территориальном отношении производств. Он занимал важное значение еще в $ХІХ$ веке. Именно наличие и уровень развития машиностроения предопределяло не только уровень развития экономики страны, но и степень экономической и политической независимости России на мировой арене.

Но если в одних районах он имеет доминирующее значение, то в других он служит для удовлетворения внутренних потребностей населения и местной промышленности, дополняет промышленный комплекс регионов.

Исторически сложился дисбаланс в размещении хозяйственных объектов между восточными и западными районами России. Это имеет отношение и к машиностроению. Около $80$% машиностроительных предприятий находится в западной (европейской) части страны. Их удельный вес в объеме машиностроительной продукции выше. Но в восточных экономических районах складываются условия, способствующие развитию новых, современных наукоемких автоматизированных производств. Зачастую выгоднее построить новое предприятие, чем перепрофилировать старое производство, налаживая под него новую инфраструктуру.

Тяжелое машиностроение

Эта группа отраслей производит примерно $60$% продукции машиностроительного комплекса. Она отличается высокой металлоемкостью, энергоемкостью и малой трудоемкостью. В тяжелое машиностроение входят: производство оборудования для металлургических предприятий, горно-шахтного, крупного энергетического оборудования, тяжелых и кузнечнопрессовых станков и устройств, морских и речных судов большого водоизмещения, железнодорожных локомотивов и вагонов. Как правило, все предприятия этой отрасли – имеют полный цикл, тоесть они самостоятельно осуществляют изготовление и сборку деталей, узлов и выпуск готовой продукции.

Предприятия тяжелого машиностроения тяготеют к металлургическим базам. При этом некоторые виды металлоемких машиностроительных производств, которые выпускают изделия крупных габаритов (или эти изделия сложно транспортировать), располагаются в районах их потребления.

Производство металлургического оборудования находится поблизости центров металлургии России: Екатеринбург, Орск, Электросталь, Сызрань, Красноярск, Иркутск, Комсомольск-на-Амуре.

Заводы, выпускающие горно-шахтное оборудование , расположены в главных угольных районах страны: Прокопьевск, Кемерово, Черемхово, Красноярск, Екатеринбург, Копейск.

Производство оборудования для предприятий нефтяной и газовой промышленности развивается в нефте- и газоносных районах Урало-Поволжья, Северного Кавказа, Западной Сибири.

Благоприятные условия для развития энергетического машиностроения сложились в крупных центрах машиностроения, где сосредоточены кадры высококвалифицированной рабочей силы: Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Волгодонск, Колпино. Металлоемкие производства тяжелых станков и кузнечнопрессового оборудования размещены как поблизости металлургических предприятий, так и вне металлургических баз. Крупные производители этой отрасли находятся в Коломне, Иваново, Воронеже, Ульяновске, Новосибирске.

Размещение предприятий железнодорожного локомотивостроения связано с историей формирования железнодорожной сети России и представлено в таких центрах, как Санкт-Петербург, Коломна, Брянск, Людиново, Муром, Новочеркасск.

Судостроение характеризуется повышенной металлоемкостью. Поэтому предприятия располагаются ближе к металлургическим базам. Но учитывается также и географический аспект – необходим выход к морю или к судоходной реке. Основные предприятия российского морского судостроения и судоремонта находятся на балтийском побережье (Санкт-Петербург, Выборг, Калининград), и в крупных портовых городах Севера и Дальнего Востока (Архангельск, Мурманск, Северодвинск, Астрахань, Владивостоке, Новороссийск, Петропавловск-Камчатский).

Сельскохозяйственное машиностроение

Эта отрасль отвечает за выпуск сельскохозяйственной техники и оборудования для нужд АПК. Поэтому предприятия располагаются ближе к местам потребления готовой продукции и развиты во всех экономических районах.

Зерноуборочные комбайны производятся в Ростове-на-Дону, Таганроге, Красноярске. В Центральном районе выпускают льноуборочные, картофелеуборочные, силосоуборочные машины. Различные сельскохозяйственные машины и оборудование производят заводы, находящиеся в Воронеже, Сызрани, Кургане, Омске, Новосибирске, Рубцовске.

Общее машиностроение

Предприятия общего машиностроения производят все необходимое технологическое оборудование для нефтеперерабатывающей, химической, бумажной, лесной, строительной промышленности.

Заводы этой отрасли дают примерно $25$% общего товарного объема машиностроительной продукции. Предприятия этой группы ориентируются на потребителя и широко распространены по территории России.

Среднее машиностроение

К отрасли среднего машиностроения относятся заводы, выпускающие автомобили, самолеты, металлорежущие станки, тракторы, оборудование и приборы для легкой, пищевой, полиграфической и медицинской промышленности. Они обеспечивают примерно $15$% продукции машиностроения. Предприятия ориентированы на трудовые ресурсы, возможности кооперирования, поэтому они размещены в крупных машиностроительных центрах России.

К отраслям среднего машиностроения принадлежат предприятия военно-промышленного комплекса (ВПК). Основные районы развития ВПК – Урал и Центральная Россия. Ныне, в связи с конверсионными процессами и переориентацией военной доктрины России, предприятия среднего машиностроения, их научный потенциал шире используются для удовлетворения мирных нужд и интересов экономики и населения.

Автомобилестроение

Автомобилестроительные предприятия имеют четкую специализацию на выпуске определенного типа автомобилей. Изначально автомобильные заводы размещались в районах развитого машиностроения. Это такие центры, как Москва, Нижний Новгород, Ярославль. Позже на базе этих предприятий автомобилестроение стало развиваться на Урале и в Поволжье.

Возникли заводы-филиалы крупнейших предприятий. Например московский «ЗИЛ» имеет филиалы в Смоленске, Рославле и Ярцево (Смоленская область), Мценске, Петровске и Сердобске (Пензенская область), в Пензе, Рязани, Екатеринбурге.

Грузовые автомобили (много- и среднетоннажные) производятся в Москве, Брянске, Нижнем Новгороде, Ульяновске и Набережных Челнах.

Производство легковых автомобилей размещено в Нижнем Новгороде, Москве, Ижевске Тольятти. Автобусы выпускаются в Ликино, Голицыне, Павлове, Кургане, Краснодаре. В Энгельсе работает завод по производству троллейбусов . В восточных районах России автомобилестроение представлено лишь автосборочным заводом в Чите.

Аэрокосмическое производство

Россия – космическая держава с развитым аэрокосмическим производством. Именно СССР был первым государством, выведшим на околоземную орбиту искусственный спутник Земли, первый пилотируемый космический корабль.

Россия имеет собственные космодромы в Плесецке и Капустином Яру. Но запуск космических кораблей чаще осуществляется с космодрома Байконур (Казахстан).

Авиастроение представлено заводами гражданской и военной авиации конструкторских бюро Туполева, Яковлева, Ильюшина, Сухого. Основные центры авиастроения (Москва, Санкт-Петербург, Воронеж, Самара, Омск, Ульяновск) размещены с учетом близости научных центров, энергетических баз, квалифицированных кадров и с учетом национальной безопасности.

Станкостроение

Эта отрасль сформировалась в старых, традиционных машиностроительных центрах. Размещение станкостроительных заводов ориентируется на трудовые ресурсы, на наличие научно-исследовательских и опытно-конструкторских центров. Ведущие районы станкостроения России: Уральский, Центральный, Поволжский. В последнее время налаживается производство станков с программным управлением, автоматических линий, промышленных роботов.

Приборостроение наиболее развито в Москве, Санкт-Петербурге, Орле, Смоленске.

Важнейшие задачи современного машиностроения России:

  • ликвидация дисбаланса в производстве между Западом и Востоком;
  • развитие экономики (и машиностроения в особенности) в восточных районах;
  • развитие трудоемких отраслей в европейской части страны и материало- и энергоемких производств в Сибири и на Дальнем Востоке;
  • переориентация производственных мощностей военно-промышленного комплекса на мирные интересы страны и населения;
  • повышение конкурентоспособности российского машиностроения на мировом рынке;
  • увеличение в российском экспорте доли машиностроительной продукции.

Машиностроение — главная отрасль промышленного производства, влияющая на развитие других сфер хозяйственной деятельности и отражающая уровень научно-технического состояния и обороноспособности страны. В развитых странах на долю машиностроения приходится 25-35% и примерно столько же от общей численности занятых в экономике. Аналогичные показатели для НИС, для других развивающихся стран доля промышленности — 15-20%, в НРС — менее 10%. Ведущие тенденции — рост объема производства при углублении специализации и кооперации различных машиностроительных отраслей, расширение сфер использования, улучшение потребительских свойств конечной продукции. Особенностью машиностроения развитых стран является растущее многообразие продукции машиностроения, ее высокое качество и конкурентоспособность. Доля машиностроительной продукции в экспорте Японии составляет 65%, США, Германии, Швеции — 45-48%.

Машиностроение принято делить на следующие подразделения: общее машиностроение (производство средств производства и станкостроение), электротехника и электроника, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение.

Полный объем тяжелого машиностроения (горно-шахтное, металлургическое, научно-прессовое оборудование и др.) представлен в ведущих развитых странах. Лидерами в станкостроении являются Япония, Германия, США, Англия, Швеция и Швейцария. На долю развивающихся стран приходится менее 10% выпуска станков (Южная Корея, Тайвань, Бразилия, Индия).

Из недр электротехнической промышленности быстро выдвинулась электронная индустрия, являющаяся в настоящее время наиболее динамичной отраслью, продукция которой используется во всех сферах (ежегодно реализуется продукции на более чем 1 трлн. долл.). В объеме производимой продукции на долю электронных машин и ПК приходится около 50%, электронных компонентов (микросхемы, диски, процессоры и т. п.) — 30%, бытовой электроники — 20%. Электроника развивается в направлении миниатюризации изделий, повышения их надежности, долговечности и качества. В разработке новых процессоров, микросхем и компьютерных систем, а также программного обеспечения лидерами являются США и Япония. В производстве комплектующих и бытовой электроники заметную роль играют Республика Корея, страны Юго-Восточной Азии.

Транспортное машиностроение развивается в направлении совершенствования конструкций, повышения экономичности двигателей и уменьшения токсичности выбросов, использования новых материалов, компьютеризации обслуживания и управления, повышения надежности и безопасности. В производстве автомобилей ведущими компаниями являются: «Дженерал Моторс» (около 9 млн. автомобилей в год), «Форд» (7 млн.), «Тойота»
(5 млн.), «Фольксваген» (4,5 млн.), «Нисан» (3 млн.), «Фиат» (2,8 млн.). Из развивающихся стран собственное автомобилестроение налажено в Южной Корее, Бразилии, Турции и Индии. Быстрыми темпами растет автомобилестроение в Китае.

В мировом судостроении и производстве железнодорожного подвижного состава наряду с развитыми странами все более заметную роль играют развивающиеся страны. В судостроении на долю Японии и Ю. Кореи приходится более 50% мировой сборки морских судов.

Крупнейшей авиакосмической промышленностью (по объему производимой продукции и технологических разработок) располагают США (около 75% производства авиатехники развитых стран) и Россия. Из других стран авиакосмическим производством выделяются Франция и Англия.

Факторы размещения машиностроения

Машиностроительный комплекс (МК) представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих отраслей машиностроения, специализирующихся на производстве средств транспорта, военной техники и оружия, средств производства и различных предметов потребления. МК чрезвычайно сложен по своей структуре и состоит более чем из 70 отраслей, которые выделяются в зависимости от назначения производимой продукции, но сходны по технологии и используемому сырью.

Машиностроение — ведущий комплекс промышленности, обеспечивающий оборудованием все другие комплексы. В 2007 г. на вид экономической деятельности “Производство машин и оборудования” пришлось 6% объема отгруженных товаров собственного производства страны, здесь было занято 1,1 млн. чел. или 1/10 всех занятых в промышленности, функционировало более 22 тыс. предприятий или более 5% предприятий обрабатывающих производств.

Машиностроение — одна из отраслей отечественной промышленности, значительно пострадавшая от экономического кризиса. Основные причины кризиса отечественного машиностроительного комплекса:

  • демилитаризация экономики;
  • возросшая в 1990-е гг. конкуренция зарубежных средств производства и предметов потребления;
  • резкое сужение рынка сбыта продукции отрасли в самой России и в остальных странах — основных ее потребителях;
  • прогрессирующий моральный и физический износ оборудования машиностроительных предприятий.

Начиная с 1999 г. положение в отечественном МК стало улучшаться. В развитии машиностроения приоритетными являются два основных направления. Первое связано с решением социальных проблем: выпуск машин и оборудования для , легкой промышленности, медицинской техники и оборудования. Второе — развитие электроэнергетической и электротехнической промышленности, производства вычислительной техники, приборостроения и станкостроения.

Машиностроение относится к числу наиболее распространенных в территориальном отношении отраслей. Но в одних районах оно имеет профилирующее значение, а в других удовлетворяет внутренние потребности, дополняет промышленный комплекс. Почти 90% продукции МК производится в европейской части России. В Сибири и на Дальнем Востоке отрасль представлена в основном предприятиями электротехнической промышленности, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, по выпуску кузнечно-прессового и литейного оборудования. Рациональность дальнейшего размещения предприятий МК в этих районах обусловливается возрастающей потребностью в продукции, а также наличием энергии, топлива, металла, водных ресурсов, промышленных площадок, пригодных к строительству. Здесь можно создавать энерго- и металлоемкие отрасли.

Находится в прямой зависимости от характера выпускаемой продукции: широты номенклатуры, массы изделий, масштабов производства продукции. При этом на эффективность размещения влияет ряд факторов: научно-технический прогресс, специализация, кооперирование, концентрация, комбинирование производства, наличие трудовых ресурсов, близость к источникам сырья и материалов, к потребителям, объем транспортных работ, затраты на транспортировку.

Среди перечисленных факторов важная роль принадлежит специализации и кооперированию . Специализация — сосредоточение на производстве отдельных видов продукции или услуг. Она бывает предметная (выпуск определенных конечных видов продукции — машин, оборудования), подетальная (выпуск деталей, агрегатов, секций), технологическая (производство литья, заготовок) и функциональная (ремонт). Размещение специализированных заводов тесно связано с размещением предприятий, находящихся на близком расстоянии, с которыми они работают в кооперации. Кооперирование осуществляется как внутри отрасли, так и с заводами других отраслей, поставляющих металлы, изделия из пластмасс, стекла и др., интегрируя размещение взаимодействующих между собой предприятий.

Размещение предприятий машиностроения зависит в значительной степени от трудоемкости изделий, уровня квалификации рабочих и служащих. Особенно важна роль квалифицированных кадров в размещении таких отраслей, как электротехническая, радиотехническая, электронная, приборостроительная и др.

Отрасли машиностроения, как крупные потребители металла (сырья), имеют широкие связи прежде всего с . Территориальное сближение этих отраслей дает возможность металлургическим заводам использовать отходы машиностроения и специализироваться в соответствии с его потребностями.

Отрасли машиностроения, производящие малотранспортабельную продукцию, размещаются в районах потребления. К ним относятся сельскохозяйственное машиностроение, производство машин и механизмов для лесной промышленности, горного оборудования и др.

Особенности размещения предприятий машиностроения обусловливают большую роль транспортного фактора в осуществлении кооперированных поставок и обеспечении потребителей готовой продукцией.

Отрасли машиностроения

Отрасли машиностроения в зависимости от особенностей производимой продукции и факторов размещения предприятий делят на пять групп.

Тяжелое и энергетическое машиностроение отличается высокой металлоемкостью, электроемкостью и малой трудоемкостью. Продукция производится в незначительных количествах, иногда поштучно. Оно включает производство оборудования для металлургических предприятий, горно-шахтного и энергетического оборудования, тяжелых станков и кузнечно-прессовых машин, крупных морских и речных судов, локомотивов и вагонов.

Предприятия этой группы ориентированы на металлургические базы. При этом некоторые виды металлоемких машиностроительных производств, выпускающих крупногабаритные машины с малой транспортабельностью или узкоотраслевым потреблением, располагаются в районах их потребления.

Производство металлургического оборудования сложилось вблизи центров развития металлургии и потребления этой продукции: на Урале (Екатеринбург, Орск), в Центре (Электросталь), Поволжье (Сызрань), Восточной Сибири (Красноярск, Иркутск), на Дальнем Востоке (Комсомольск-на-Амуре).

Горно-шахтное оборудование выпускают на предприятиях, расположенных в главных угольных районах страны: Западной Сибири (Прокопьевск, Кемерово), Восточной Сибири (Черемхово, Красноярск), на Урале (Екатеринбург, Копейск).

Производство оборудования для нефтяной и газовой промышленности находится в нефте- и газодобывающих районах: Урало-Поволжье, Северном Кавказе, Западной Сибири.

Энергетическое машиностроение развивается в центрах с высокой культурой производства. Паровые и гидравлические турбины и генераторы производятся в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске. Санкт-Петербург и Екатеринбург специализируются на выпуске газовых турбин, а Екатеринбург — еще и теплофикационных турбин. Для атомных электростанций реакторы изготавливают на Северном Кавказе (Волгодонск) и Северо-Западе (Колпино). Производство паровых котлов организовано в Подольске, Белгороде, Таганроге и Барнауле.

Тяжелые станки и кузнечно-прессовое оборудование выпускаются небольшими сериями и размещаются вне металлургических баз. Крупными производителями являются Центральный (Коломна, Иваново), Центрально-Черноземный (Воронеж), Поволжский (Ульяновск), Западно-Сибирский (Новосибирск) районы.

Транспортное машиностроение занимается производством различных видов транспортных средств — автомобилей, железнодорожного подвижного состава, судов.

Автомобилестроение отличается четкой специализацией предприятий на выпуске определенного типа автомобилей. Грузовые автомобили среднего тоннажа выпускают заводы Центрального (Москва, Брянск), Волго-Вятского (Нижний Новгород), Уральского (Миасс) районов; небольшого тоннажа и большегрузные автомобили — Поволжского района (Ульяновск и Набережные Челны). Легковые автомобили высшего и среднего класса производят в Волго-Вятском (Нижний Новгород), Центральном (Москва), Уральском (Ижевск) районах; малолитражные — в Поволжье (Тольятти), микролитражные — в Серпухове, Набережных Челнах. Создана сеть автобусных заводов в Центральном (Ликино, Голицыно), Волго-Вятском (Павлово), Уральском (Курган), Северо-Кавказском (Краснодар) районах. В Энгельсе действует троллейбусный завод.

В восточных районах России автомобилестроение представлено лишь автосборочным заводом в Чите.

В последние годы появились новые предприятия по сборке автомобилей из иностранных комплектующих. На Северном Кавказе в Ростове было осуществлено производство корейской Daewoo, в Калининграде на судостроительных заводах “Балтика” и “Янтарь” осуществляется сборка другой южно-корейской марки автомобилей Kia, в Елабуге — General Motors. Во Всеволожске (Ленинградская область) завершено строительство завода Ford.

Автомобильная промышленность включает и выпуск моторов, подшипников, прицепов, электрооборудования и т. д. Специализированные предприятия по производству моторов находятся в Ярославле, Уфе, Омске, Тюмени и Заволжье.

Железнодорожное машиностроение состоит из локомотивостроения и вагоностроения, которое исторически возникло там, где начала складываться железнодорожная сеть России (Центр, Санкт-Петербург), а затем переместилось к металлургическим базам.

Локомотивостроение включает производство тепловозов и электровозов. В Центральном районе организовано производство тепловозов (Коломна) и маневровых тепловозов (Брянск, Людиново, Муром), на Северном Кавказе (Новочеркасск) — электровозов.

Вагоностроение формировалось в тех же районах, что и локомотивостроение, учитывая не только наличие металла, но и древесного сырья. В отрасли сложилось четкое разделение труда: грузовые вагоны производятся в Нижнем Тагиле, Алтайске, Абакане; двухярусные вагоны для перевозки легковых автомобилей — в Твери; саморазгружающиеся — в Калининграде; изотермические — в Брянске; трамвайные — в Усть-Катаве (Челябинская обл.) и Санкт-Петербурге; для метрополитена — в Мытищах, Санкт-Петербурге; электропоезда — в Демихово (Московская область).

Судостроение делится на морское и речное. Размещение морского судостроения отражает такие особенности отрасли, как специализацию и связанное с ней внутриотраслевое и межотраслевое кооперирование, обеспеченность трудовыми ресурсами. Основной район морского судостроения и судоремонта сложился на Балтийском побережье (Санкт-Петербург, Выборг, Калининград). Верфи морского судостроения находятся также в Архангельске, Мурманске, Северодвинске, Астрахани, Владивостоке; судоремонта — в Новороссийске, Владивостоке, Петропавловске-Камчатском.

Размещение речного судостроения отражает роль отдельных водных путей в грузообороте страны. Наибольшее число крупных заводов речного судостроения расположено на Волге (Нижний Новгород, Волгоград), Оби (Тюмень, Тобольск), Енисее (Красноярск), Лене (Усть-Кут Иркутской обл.), Амуре (Благовещенск). В речном судостроении видное место должно занять производство судов типа “река-море” и пассажирских теплоходов.

Сельскохозяйственное машиностроение занимается выпуском различных видов техники для сельского хозяйства. В большинстве случаев к нему относится и производство тракторов. Продукция отличается сравнительно низкой металлоемкостью и малой транспортабельностью, поэтому главным фактором размещения является потребительский, а для тракторостроения также важна близость металлургических баз.

Сельскохозяйственное машиностроение тяготеет к местам потребления готовой продукции, учитывая специфику сельского хозяйства данной территории и развито во всех экономических районах. Так, зерновые комбайны производят заводы Ростова-на-Дону, Таганрога и Красноярска, т. е. в пределах основного ареала зернового хозяйства России. В Центральном районе выпускают льноуборочные (Бежецк), картофелеуборочные (Рязань, Тула), силосоуборочные (Люберцы) машины. Различные сельскохозяйственные машины и оборудование производят заводы Воронежа, Сызрани, Кургана, Омска, Новосибирска, Рубцовска.

Тракторостроение ориентировано на районы потребления и отчасти на источники сырья (металл). Первые тракторы были выпущены Кировским заводом в Санкт-Петербурге. В 1930-е гг. строятся тракторные заводы в Волгограде, Челябинске, в последующие годы — во Владимире, Липецке, Рубцовске. Для лесной промышленности выпускаются трелевочные тракторы в Петрозаводске, промышленные — в Чебоксарах.

Станкостроение и точное машиностроение занимается производством различных видов станков, приборов, аппаратов, электронной техники. Это наиболее трудоемкие в машиностроении производства, требующие к тому же высокой квалификации работников. Большое значение имеет также близость научных и конструкторских центров. Поэтому предприятия размещаются, как правило, в районах с высокой технической культурой. Станкостроение в своем размещении ориентируется на крупные города, располагающие квалифицированными кадрами, научно-исследовательскими институтами и конструкторскими бюро. Главными центрами являются Москва, Коломна, Дмитров, Егорьевск (Московская область), Нижний Новгород, Воронеж, Самара, Уфа. Электротехнику выпускают в Саранске, Чебоксарах, Новосибирске. Важным центром электронной промышленности является Зеленоград.

Металлообработка — особая отрасль машиностроения, которая занимается ремонтом машин и оборудования, а также производством металлических изделий и конструкций. Предприятия этой группы небольшие, а выполняемые операции не отличаются технической сложностью и наукоемкостью. Поэтому размещение отличается повсеместностью, так как главным фактором является потребительский.

Машиностроение территориально организуется в виде определенных сочетаний разных предприятий, связанных между собой в производственном отношении. В целом предприятия МК размещаются повсеместно, однако наибольшая их концентрация характерна для старопромышленных районов европейской части России — Центрального, Приволжского, Уральского (табл. 3.5). За их пределами выделяются Санкт-Петербург и Новосибирск.

Территориальная специализация машиностроения Российской Федерации*

Федеральные округа** Специализация машиностроения
Центральный Транспортное машиностроение (авиакосмическая про-мышленность, автомобилестроение, железнодорожное) Производство оборудования для легкой, химической и нефтехимической промышленности. Станкостроение. Сельскохозяйственное машиностроение. Точное и сложное машиностроение. Электроника
Приволжский Транспортное машиностроение (авиакосмическая промышленность, автомобилестроение, речное судострое-ние). Производство оборудования для нефтяной и газовой, нефтеперерабатывающей промышленности, химии органического синтеза, целлюлозно-бумажной промышленности. Сельскохозяйственное машиностроение
Уральский Транспортное машиностроение (авиакосмическая про-мышленность, автомобилестроение, железнодорожное). Оборудование для металлургической промышленности, горно-шахтное оборудование, оборудование для нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей и нефте-химической промышленности. Энергомашиностроение. Станкостроение
Северо-Западный Транспортное машиностроение (морское судостроение, судоремонт). Энергетическое машиностроение. Производство оборудования для отраслей лесопромышленного комплекса
Южный Транспортное машиностроение (морское судостроение, судоремонт). Производство оборудования для пищевой промышленности. Сельскохозяйственное машиностроение
Сибирский Транспортное машиностроение (авиакосмическая про-мышленность, железнодорожное машиностроение). Про-изводство горно-шахтного оборудования
Дальневосточный Транспортное машиностроение (морское судостроение, судоремонт, авиационная промышленность)