Международный договор о арктике и антарктике. Международно-правовой режим арктики

Воды арктических морей омывают берега Российской Федера­ции, США (Аляски), Канады, Норвегии и Дании (о. Гренландии). Россия нотификацией 1916 г. включила в состав своей территории все земли, составляющие продолжение на север сибирского кон­тинентального плоскогорья. 4 ноября 1924 г. МИД СССР в ноте всем государствам подтвердил это положение. В 30-е годы XX века сложилась обычная норма международного права деления се­верных полярных пространств на секторы по принципу тяготе­ния к побережьям прибрежных государств (Канада и Норвегия - в 1925 г., СССР - в 1926 г., Дания - в 1933 г.). Эта норма сложи­лась на основе длительного фактического разграничения прав и интересов соответствующих государств, признания за ними при­оритета в исследовании и освоении соответствующих районов. Постановлением Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 г. бы­ли определены точные границы советского (а ныне российского) сектора в Арктике и закреплено положение, согласно которому все земли и острова, как открытые, так и могущие быть открыты­ми в будущем, расположенные в данном секторе, составляют тер­риторию Советского Союза (России). Российский сектор включа­ет в себя около 9 млн кв. км, из них 6,8 млн кв. км - водное про­странство.

Таким образом, главная особенность правового режима Север­ного Ледовитого океана и примыкающих к нему морей состоит в том, что в силу секторального деления Арктики прибрежные госу­дарства получили определенные права в этих секторах. И хотя вопрос об объеме прав является весьма сложным, наличие этих прав - общепризнанный факт.

Режим прибрежных морских вод. Ширина территориальных вод установлена в 12 морских миль. Но тут есть некоторые особенно­сти. В ноте МИД РСФСР от 4 мая 1920 г. Норвегии говорилось о правах России на Белое море, а в Декрете СНК РСФСР от 24 мая 1921 г. - на Баренцево море. Российская Федерация не без осно­вания рассматривает моря Карское, Лаптевых и Восточно-Сибир­ское как исторические моря заливного типа и внутренние нацио­нальные морские пути, на которые по праву можно распростра­нить режим внутренних морей России на следующих основаниях. Во-первых, большую часть года они покрыты льдом, который можно рассматривать как продолжение сибирской суши на север. Во-вторых, Русское государство в течение трех веков владело Кар­ским морем (см. царские указы 1617-1620 гг.), и иностранные го­сударства не возражали против этого. В-третьих, они являются морями заливного типа, ограниченными со стороны океана об­ширными архипелагами и островами. Здесь нет международных морских путей, а проходит главная национальная морская комму­никация Российской Федерации - Северный морской путь. Он проходит в основном в прибрежных морских водах России, через проливы, перекрываемые территориальными водами или истори­чески принадлежащими России водами. 16 сентября 1971 г. Совет Министров СССР утвердил администрацию Северного морского пути при Министерстве морского флота, которая организует арк­тическое судоходство; обеспечивает безопасность плавания по Северному морскому пути; принимает меры по предотвращению загрязнения вод и другие.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. предоставляет право приарктическим государствам принимать меры для охраны природной среды в своих секторах.

26 ноября 1984 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении охраны природы в районах Крайнего Севера и морских районах, приле­гающих к северному побережью Союза ССР», в соответствии с которым в этом регионе предусматривается создание системы заповедников, заказников; к судам, плавающим в этом районе, предъявляются повышенные требования, исключающие загрязне­ние вод.

Международно-правовой режим Антарктики регулируется Дого­вором об Антарктике 1959 г. (Договор 1959 г.), участниками кото­рого являются более 30 государств. Установленный Договором правовой режим применяется к району южнее 60-й параллели южной широты, включая все шельфовые ледники. В Антарктике не применяется секторальное деление. Хотя статья IV Договора 1959 г. и не рассматривает территориальные претензии государств как отказ от таковых, однако и не узаконивает эти претензии. Из смысла этой статьи вытекает, что территориальный вопрос в Ан­тарктике в настоящее время «заморожен».

Согласно этому Договору Антарктика используется исключи­тельно в мирных целях. Запрещаются любые мероприятия воен­ного характера: создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, испытание любых видов оружия. Договор превращает Антарктику не только в демилитаризованную, но и нейтрализованную территорию, на которой запрещается военная деятельность. Договором 1959 г. также предусматривается, что в случае войны Антарктика не может быть превращена в театр во­енных действий. Государствам запрещается производить любые ядерные взрывы и захоронение радиоактивных отходов в границах действия этого Договора. Следует, однако, отметить, что Договор 1959 г. не запрещает использовать при мирных исследованиях Ан­тарктики военный персонал (ст. I, VII).

В Договоре 1959 г. закрепляется принцип свободы научных исследований и сотрудничества государств в этих целях; устанав­ливается свободный обмен информацией, наблюдателями, науч­ным персоналом и т.д.

Договор 1959 г. обязывает государства сотрудничать в целях сохранения и защиты природной среды Антарктики. В рамках До­говора 1959 г. были подписаны Конвенция о сохранении антарк­тических тюленей 1972 г., Конвенция о сохранении морских жи­вых ресурсов Антарктики 1980 г. и др. Назначение этих конвен­ций - защита, изучение и рациональное использование живых ресурсов Антарктики.

Контроль за соблюдением Договора 1959 г. осуществляется на­циональными наземными и воздушными средствами. Каждое го­сударство вправе назначать неограниченное количество своих на­блюдателей, которые имеют право в любое время посещать любые районы Антарктики, проверять станции, установки, оборудова­ние, суда, самолеты и пр. По результатам проверок составляются доклады, сообщаемые другим странам - участницам данного До­говора (ст. VII).

Существенное место в установлении международно-правового режима Антарктики занимает комплекс мер по регулированию природных ресурсов Антарктики. И здесь важную роль играет Конвенция по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики 1988 г. и Протокол об охране окружающей среды к Договору об Антарктике 1959 г. 1991 г.

Договор об Антарктике 1959 г., выполняя роль базового юри­дического акта, создает действенную систему взаимодействия го­сударств по всем аспектам международного сотрудничества по проблеме Антарктики.

Лекция 10. Территория в международном праве

10.6. Правовой режим Арктики и Антарктики

Международно-правовой режим Антарктики определяется Договором об Антарктике от 1 декабря 1959 г. Необходимость заключения договора об Антарктике была вызвана притязанием на данный материк Аргентины и Чили. В этой связи договор закрепил мораторий на притязания на земли материка и признал данную территорию как территорию с международным режимом. Статья 1 Договора провозгласила использование Антарктики только в мирных целях (демилитаризованная территория). В Антарктике провозглашается свобода всем заинтересованным государствам в осуществлении научных исследований. Статья 7 Договора допускает проведение любых инспекций со стороны Договаривающихся сторон на предмет исполнения положений договора.

Помимо самого Договора в его систему входят: Конвенция о сохранения морских живых ресурсов Антарктики (1980 г.), Конвенция по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики (1988 г.), которая вызывает много возражений со стороны государств, и Протокол об охране окружающей среды к Договору об Антарктике (1991 г.), который определил Антарктику в качестве природного заповедника, установил ответственность за всеобъемлющую охрану живой среды Антарктики и зависящих от нее и связанных с ней экосистем, а также закрепил любую деятельность, связанную с минеральными ресурсами, за исключением научных исследований.

По своему правовому режиму Арктика является государственной территорией. Арктика представляет собой территорию, включающую в себя окраины Евразии, Северной Америки и Северный Ледовитый океан. Территория Арктики поделена между США, Канадой, Данией, Норвегией и Россией. В основу ее деления положена «секторальная теория», предложенная США в 1924 г. В соответствии с указанной теорией сектор представляет собой морское пространство, основанием которого является сухопутная территория государства, а верхняя точка Северный полюс. Указанный сектор принадлежит пяти приарктическим государствам. Российский арктический сектор был провозглашен в 1926 г. постановлением Президиума ЦИК СССР, по которому все земли в секторе признавались территорией СССР.

  • 10.Субъекты международного права. Понятие, виды.
  • 11. Государство как основной субъект международного права,
  • 12. Международные организации как субъекты международного права
  • 13. Признание государств и его юридические последствия, Виды признания.
  • 14. Правопреемство и его виды. Общая характеристика конвенций.
  • 16. Стадии заключения международных договоров. Консенсус, аутентич­ность, альтернат.
  • 18. Понятие «население»» и «гражданство» в международном праве. Способы приобретения, изменения и утраты гражданства в законодательстве Российской Федерации.
  • 19.Всеобщая декларация прав человека 1948 года: общее содержание и оценка.
  • 21.Внутренние, и зарубежные органы внешних сношений государств. Их правовой статус. Показать на примере России.
  • 22. Дипломатические представительства: понятие, состав, санкции, и пол­номочия; порядок назначения и отзыва глав, дипломатических предста­вительств.
  • 23. Дипломатические привилегии и иммунитеты. Дипломатический корпус.
  • 25. Устав. Снг, структура и деятельность снг.
  • 28. Совет Безопасности оон: состав, полномочия по обеспечению мира, юридическая сила решении. Примеры.
  • 29. Экономические и Социальный Совет оон: порядок формирования, компе­тенция, решения. Примеры.
  • 30. Международный Суд. Оон: состав, порядок образования, компетенция. Примеры решение суда.
  • 31. Специализированные учреждения оон: направления и особенности их деятельности. Привести примеры.
  • 32. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе /обсе/: становление и развитие. Заключительный Акт сбсе 1975 года: содержа­ние и оценка.
  • 33. Право международной безопасности: понятие, системы, цели.
  • 34. Договор о запрещении испытании ядерного оружия в трех средах 1963 года. Проблемы всеобщего запрещения ядерных испытаний.
  • 35. Договор о нераспространении, ядерного оружия 1968 года, контрольный механизм выполнения норм этого Договора.
  • 38. Территория в международном праве: понятие отрасли, объекты регули­рования, виды территорий.
  • 39. Понятие и составные части государственной территории. Правовые основания и способы ее изменения.
  • 40. Международно-правовой режим Арктики и Антарктики.
  • 45. Территориальные воды: понятие, отсчет ширины, правовой режим, право мирного, прохода и порядок его осуществления.
  • 46. Экономическая зона: понятие, ширина, правовой режим. Законодательство Российской Федерации об экономической зоне.
  • 47. Континентальный шельф: понятие, отсчет, ширины, правовой режим. Законодательство России о континентальном шельфе.
  • 48. Открытое море: понятие, принципы свободы открытого моря. Определе­ние военного корабля.
  • 55. Правовая помощь по уголовным делам. Выдача преступников. Конвенция снг 1993 года.
  • 59. Понятие жертв войны, конвенция об обращении с военнопленными 1949 года.
  • 60. Окончание, войны и его международно-правовые последствия. Перемирие, капитуляция, мирный договор.
  • 61.Международная защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов. Конвенции.
  • 63. Виды международных правонарушений. Примеры.
  • 40. Международно-правовой режим Арктики и Антарктики.

    Антарктика - это южная полярная область, простирающаяся от Южного полюса до 60-й параллели южной широты. Она охватывает, собственно, материк Антарктида и прилегающие к нему участки Атлантического, Индийского и Тихого океанов, включая расположенные там острова. Антарктида представляет собой материк площадью около 14 млн. кв. м, что составляет одну десятую площади суши земного шара. Она содержит богатые минеральные ресурсы, имеет большое научное и военное значение. Открыта и впервые исследована она была в 1818 - 1820 гг. российской экспедицией под руководством Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева. С начала XX века несколько государств заявили претензии на части материка (Великобритания, а затем Австралия, Новая Зеландия, Франция, Норвегия, Аргентина и Чили). Претензии не были признаны другими странами.

    В целях определения международно-правового режима континента в 1959 году был заключен Договор об Антарктике с участием СССР. В нем участвуют свыше 30 государств, в том числе все великие державы. В дальнейшем Договор дополнили рядом соглашений относительно использования ресурсов Антарктики, которые основаны на Договоре и образуют с ним единую систему. Договор об Антарктике, подписан в г. Вашингтоне 1 декабря 1959 года, вступил в силу 23 июня 1961 года, ратифицирован СССР.

    Договор установил режим нейтрализованной и демилитаризованной территории. Антарктика используется только в мирных целях. Запрещено создавать военные базы, проводить маневры, испытывать оружие. Закреплена свобода научных исследований. Сфера действия Договора включает не только материк, но и все шельфовые ледники, а также участки открытого моря. Надо полагать, что Договор распространяется и на континентальный шельф.

    Для содействия реализации целей и принципов Договора учреждено Консультативное совещание, представляющее свои рекомендации правительствам. Оно подготовило ряд конвенций о ресурсах Антарктики.

    Живые ресурсы охраняются несколькими конвенциями. Наиболее общей является Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 года. Согласно Конвенции все виды живых организмов могут быть объектом промысла при условии сохранения численности любой популяции не ниже уровня, обеспечивающего ее устойчивое положение, нанесения ущерба экосистеме в целом. Для наблюдения создана Комиссия по сохранению морских живых ресурсов Антарктики.

    Минеральным ресурсам посвящена Конвенция по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики 1988 года. Освоение ресурсов не должно наносить ущерба природной среде. Контроль осуществляется Комиссией по минеральным ресурсам Антарктики.

    В 1991 году в качестве дополнения к Договору об Антарктике был подписан Мадридский протокол об охране окружающей среды (Россия участвует). Зона действия Договора была объявлена природным заповедником, предназначенным для мира и науки. В нем установлен строгий режим защиты окружающей среды и охраны целостности экосистем.

    Наиболее сложно решался вопрос о территориальных претензиях. Выход был найден путем компромисса. Договор об Антарктике не оказывает влияния на заявленные претензии. С другой стороны, он не наносит ущерба и позиции государств, не признающих эти претензии. Никакая деятельность на континенте не может служить основанием для претензий. Иными словами, вопрос был заморожен. СССР неоднократно заявлял о непризнании претензий на участки Антарктики и оговаривал свои права, основанные на первооткрытии и научном освоении материка. США также отказались признать претензии и не раз подчеркивали необходимость интернационализации Антарктики. Неприсоединившиеся страны на своих конференциях принимали резолюции о необходимости интернационализации Антарктики путем объявления ее общим наследием человечества.

    Поскольку на Антарктику не распространяется территориальная юрисдикция государств, то пребывающие там люди находятся под персональной юрисдикцией своего государства.

    В целом основанная на Договоре об Антарктике система представляет пример того, чего способны достичь государства при наличии воли к сотрудничеству. Удалось создать эффективный механизм, обеспечивающий сохранность жизненно важного для всего человечества региона.

    Арктика - расположенная вокруг Северного полюса область земного шара, включающая Северный Ледовитый океан с островами и прилегающие части Атлантического и Тихого океанов. В него входят также северные части материков Евразия и Северная Америка в пределах полярного круга. Арктическими странами являются Россия, Канада, США (благодаря Аляске), Дания (благодаря Гренландии), Норвегия, а также Исландия, Финляндия и Швеция. Эти страны внесли наибольший вклад в исследование и освоение Арктики, которая является уникальной во многих отношениях - экологическом, экономическом, военно-политическом.

    Арктика оказывает существенное влияние на формирование климата и погоды Северного полушария. Арктические пространства и находящиеся там природные ресурсы, включая крупные месторождения нефти и газа, приобретают все большее значение для приарктических государств. Арктике принадлежит важная роль и с точки зрения военно-стратегической безопасности. Растет ее значение для международных сообщений. Все это объясняет то повышенное внимание, которое уделяется режиму Арктики в последние годы.

    В силу своего географического положения и исторических причин приарктические страны традиционно исходят из наличия у них особых интересов и соответственно приоритетных прав при определении правового режима арктических пространств и их использовании.

    Правовой режим Арктики определяется международным правом, а также законами арктических государств. В 1925 году Канада приняла дополнения к Закону о северо-западных территориях. В соответствии с ними иностранным государствам и их гражданам запрещено осуществлять какую-либо деятельность в пределах Канадской Арктики без разрешения властей Канады. Были определены и географические границы Канадской Арктики.

    Постановлением Президиума ЦИК СССР 1928 года «Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане» было провозглашено право СССР на все земли и острова, открытые и еще не открытые, в пределах устанавливаемых географических границ. Исключение было сделано для восточных островов Шпицбергенского архипелага, принадлежность которого Норвегии была определена Парижским договором о Шпицбергене 1920 года. Советская Россия не была приглашена для участия в разработке этого договора. СССР присоединился к нему только в 1935 году.

    Так родилась концепция арктических секторов, согласно которой обладающее арктическим побережьем государство имеет особые права в своем секторе. Сектор представляет собой треугольник, основанием которого является побережье соответствующего государства, а сторонами - линии, проходящие по меридианам к Северному полюсу. Другие арктические государства не пошли по этому пути. Соответствующие вопросы регулируются их законами о континентальном шельфе, экономической зоне и другие.

    Установленные Канадой и Россией полярные сектора означают, что находящиеся в них земли и острова, как открытые, так и неоткрытые, принадлежат этим государствам. Что же касается режима морских пространств Арктики, то он является общим, правда, с некоторой спецификой.

    Во-первых, природа Арктики особенно чувствительна к отрицательным воздействиям. Поэтому приарктические государства издали законы об охране природной среды региона. В России действует Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 ноября 1984 года N 1398-XI «Об усилении охраны природы в районах Крайнего Севера и морских районах, прилегающих к северному побережью СССР».

    На Арктику распространяется общее положение Конвенции по морскому праву 1982 года, закрепившее право прибрежного государства принимать и обеспечивать соблюдение недискриминационных законов и правил по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды с судов в покрытых льдами районах (статья 234). Это право действует в пределах исключительной экономической зоны.

    Вторая особенность режима арктического моря касается прибрежного судоходства. Норвегия и Канада установили своими законами особый режим для такого судоходства. В России об этом говорится в Законе о морских водах (статья 14). Северный морской путь рассматривается как исторически сложившаяся национальная единая коммуникация Российской Федерации. Протяженность этой коммуникации примерно 35000 морских миль. Она проходит также через участки открытого моря. Пользование осуществляется в соответствии с законами и договорами России, а также Правилами плавания по трассам Северного морского пути, утверждаемыми Правительством РФ.

    В соответствии с Правилами плавания по трассам Северного морского пути 1991 года этот путь открыт для международного судоходства. Осуществляется оно с согласия и под контролем российских властей. Центральное положение среди них занимает Администрация Северного морского пути.

    Начато формирование международных органов, занимающихся, прежде всего, охраной окружающей среды в Арктике. Создан Совет Баренцева Евроарктического региона (1993 год) и Арктический совет (1994 год).

      Государственные границы: определение, классификация, порядок уста­новления, изменения, охраны по законодательству РФ.

    Государственная граница - юридически обоснованная условная линия, определяющая пределы государственной территории.

    Поскольку граница определяет пределы не только поверхности, но также недр воздушного пространства, то фактически она напоминает нечто подобное воронке, обращенной узким концом к центру Земли. Внутри этой воронки находится опрокинутый конус государственной территории.

    Значение границ, прежде всего, тем и обусловлено, что они определяют пределы территории. Юридическое оформление границы является одновременно и закреплением права на расположенную за ней территорию. Границы определяют пределы территориальной юрисдикции.

    Взаимное уважение границ - необходимое условие мира. Международное право обязывает воздерживаться от любых посягательств на границы других государств, от любых требований или действий, направленных на захват части или всей территории любого государства. Границы могут изменяться в соответствии с международным правом, мирным путем и по соглашению. Этому посвящен принцип нерушимости границ.

    Линия прохождения границы и ее режим закрепляются договорами пограничных государств. Известны также случаи, когда традиционная граница признается без договорного оформления, опирается на сложившиеся нормы обычного права. В спорах по поводу традиционных границ международные судебные органы, как правило, выносят решения, подтверждающие такие границы. Протест государства может предотвратить признание фактической границы традиционной.

    Закон РФ «О Государственной границе Российской Федерации» исходит из необходимости договорного закрепления границ. При этом Российская Федерация руководствуется принципами обеспечения безопасности собственной и международной, взаимовыгодного сотрудничества с иностранными государствами, взаимного уважения суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ, мирного разрешения пограничных вопросов (статья 2). Закон подчеркивает, что законодательство о границе основывается на международных договорах. Более правильно было бы указать в качестве основания на международное право в целом. Целый ряд статей Закона воспроизводит нормы общего международного права.

    Детально позиция России в отношении границ раскрывается в Основах пограничной политики РФ, утвержденных Президентом РФ 5 октября 1996 года и представляющих собой систему официально принятых взглядов. Основы соответствуют международному праву, в частности подтверждают принцип нерушимости границ. Оформление границы «осуществляется на основе универсальных принципов международного права». В соответствии с международным правом решается вопрос о границе с новыми независимыми государствами, образовавшимися на территории СССР. Она «совпадает с прежними границами административно-территориального деления СССР».

    Принято различать сухопутные, водные и воздушные границы, а также границы недр.

    Сухопутные границы предпочитают проводить по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам.

    Известны также так называемые географические границы, совпадающие с меридианами и параллелями географической сетки. Такими являются границы арктического сектора России.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Правовой режим Арктики

    ВВЕДЕНИЕ

    Антарктика - это южная полярная область, простирающаяся от Южного полюса до 60-й параллели южной широты. Она охватывает собственно материк Антарктида и прилегающие к нему участки Атлантического, Индийского и Тихого океанов, включая расположенные там острова. Антарктида представляет собой материк площадью около 14 млн. кв. м, что составляет одну десятую площади суши земного шара. Она содержит богатые минеральные ресурсы, имеет большое научное и военное значение.

    Антарктика обладает специфическим комплексом природных условий - климатическим, океанологическим и т.д., которые отличают ее от других физико-географических районов Земли. Образно говоря, Антарктика - это не только "кухня" погоды, это и замерзшая во льду история возникновения и развития нашей планеты, это и своеобразное "окно в космос".

    Открыта и впервые исследована она была в 1818 - 1820 гг. российской экспедицией под руководством Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева. С начала XX в. несколько государств заявили претензии на части материка (Великобритания, а затем Австралия, Новая Зеландия, Франция, Норвегия, Аргентина и Чили). Претензии не были признаны другими странами.

    арктика антарктика право законодательство

    ГЛАВА 1. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ АНТАРКТИКИ

    1.1 История развития законодательства об Антарктике

    В первой половине XX столетия очень остро стояла проблема территориального статуса Антарктики, и в 1959 г. был сделан серьезный шаг к ее решению - был заключен Договор об Антарктике. Правовое положение Антарктики без преувеличения является уникальным. Целый континент изъят из сферы военных приготовлений, здесь запрещено проведение любых ядерных взрывов и удаление радиоактивных отходов. Значение этих положений трудно переоценить, особенно учитывая сложившуюся сейчас в мире тревожную обстановку. Договор установил в Антарктике свободу научных исследований, предусмотрел право инспекции для проверки соблюдения его положений. Договором были "заморожены" территориальные претензии, и тем самым поставлен заслон на пути сепаратного раздела Антарктики.

    В конце XX столетия дискуссия относительно правового статуса Антарктики в значительной степени фокусировалась вокруг призывов провозгласить данный регион и его ресурсы общим наследием человечества. За это ратовали бывший председатель III Конференции ООН по морскому праву Амерасингхе, шриланкиец Пинто, перуанец Де Сото, малайзиец Азраи, сьерралеонец Корома, американец Хоннольд и многие другие. Тем не менее, пожалуй, ни одна из теорий в прошлом не порождала столько споров и противоречивых суждений, как упомянутое предложение. Объясняется это тем, что концепция общего наследия человечества является сравнительно новой и пока еще не устоявшейся в современном международном праве. Вокруг этой концепции и сферы ее вероятного применения развернулась острая политическая борьба.

    1.2 Особенности международно-правового статуса Антарктики

    В целях определения международно-правового режима континента в 1959 г. был заключен Договор об Антарктике с участием СССР (далее - Договор об Антарктике). В нем участвуют свыше 30 государств, в том числе все великие державы. В дальнейшем Договор дополнили рядом соглашений относительно использования ресурсов Антарктики, которые основаны на Договоре и образуют с ним единую систему.

    Договор установил режим нейтрализованной и демилитаризованной территории. Антарктика используется только в мирных целях. Запрещено создавать военные базы, проводить маневры, испытывать оружие. Закреплена свобода научных исследований. Сфера действия Договора включает не только материк, но и все шельфовые ледники, а также участки открытого моря. Надо полагать, что Договор распространяется и на континентальный шельф.

    Для содействия реализации целей и принципов Договора учреждено Консультативное совещание, представляющее свои рекомендации правительствам. Оно подготовило ряд конвенций о ресурсах Антарктики.

    Живые ресурсы охраняются несколькими конвенциями. Наиболее общей является Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г. Согласно Конвенции все виды живых организмов могут быть объектом промысла при условии сохранения численности любой популяции не ниже уровня, обеспечивающего ее устойчивое положение, нанесения ущерба экосистеме в целом. Для наблюдения создана Комиссия по сохранению морских живых ресурсов Антарктики.

    Промысел китов регулируется Конвенцией о китобойном промысле 1946 г. Созданная на ее основе Международная китобойная комиссия вынесла решение о прекращении коммерческого промысла китов. Есть Конвенция и в отношении промысла тюленей.

    Минеральным ресурсам посвящена Конвенция по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики 1988 г. Освоение ресурсов не должно наносить ущерба природной среде. Контроль осуществляется Комиссией по минеральным ресурсам Антарктики.

    В 1991 г. в качестве дополнения к Договору об Антарктике был подписан Мадридский протокол об охране окружающей среды (Россия участвует). Зона действия Договора была объявлена природным заповедником, предназначенным для мира и науки. В нем установлен строгий режим защиты окружающей среды и охраны целостности экосистем. Любая деятельность - научные исследования, туризм и т.п. - в Антарктике разрешается лишь после оценки (на национальном, а при необходимости на международном уровне) воздействия ее на окружающую среду. Исключением является возможное в будущем использование антарктического льда для пополнения источников пресной воды. Протокол предусматривает, что по истечении 50 лет (т.е. в 2041 г.) может быть созвана международная конференция для изучения применения Протокола, хотя с согласия всех договаривающихся сторон - членов Консультативного совещания по Договору об Антарктике в Протокол могут вноситься поправки в любое время.

    Наиболее сложно решался вопрос о территориальных претензиях. Выход был найден путем компромисса. Договор об Антарктике не оказывает влияния на заявленные претензии. С другой стороны, он не наносит ущерба и позиции государств, не признающих эти претензии. Никакая деятельность на континенте не может служить основанием для претензий. Иными словами, вопрос был заморожен. СССР неоднократно заявлял о непризнании претензий на участки Антарктики и оговаривал свои права, основанные на первооткрытии и научном освоении материка. США также отказались признать претензии и не раз подчеркивали необходимость интернационализации Антарктики. Неприсоединившиеся страны на своих конференциях принимали резолюции о необходимости интернационализации Антарктики путем объявления ее общим наследием человечества.

    Поскольку на Антарктику не распространяется территориальная юрисдикция государств, то пребывающие там люди находятся под персональной юрисдикцией своего государства.

    В целом основанная на Договоре об Антарктике система представляет пример того, чего способны достичь государства при наличии воли к сотрудничеству. Удалось создать эффективный механизм, обеспечивающий сохранность жизненно важного для всего человечества региона.

    ГЛАВА 2. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ АРКТИКИ

    2.1 Понятие и особенности Арктики

    Арктика - расположенная вокруг Северного полюса область земного шара, включающая Северный Ледовитый океан с островами и прилегающие части Атлантического и Тихого океанов. В него входят также северные части материков Евразия и Северная Америка в пределах полярного круга. Арктическими странами являются Россия, Канада, США (благодаря Аляске), Дания (благодаря Гренландии), Норвегия, а также Исландия, Финляндия и Швеция. Эти страны внесли наибольший вклад в исследование и освоение Арктики, которая является уникальной во многих отношениях - экологическом, экономическом, военно-политическом.

    Арктика оказывает существенное влияние на формирование климата и погоды Северного полушария. Арктические пространства и находящиеся там природные ресурсы, включая крупные месторождения нефти и газа, приобретают все большее значение для приарктических государств. Арктике принадлежит важная роль и с точки зрения военно-стратегической безопасности. Растет ее значение для международных сообщений. Все это объясняет то повышенное внимание, которое уделяется режиму Арктики в последние годы.

    В силу своего географического положения и исторических причин приарктические страны традиционно исходят из наличия у них особых интересов и соответственно приоритетных прав при определении правового режима арктических пространств и их использовании.

    2.2 Юридический статус и правовой режим Арктики

    Юридический статус Арктики формировался под воздействием таких факторов, как удаленность от центров цивилизации и крайне неблагоприятные для жизнедеятельности климатические условия, что чрезвычайно затрудняло проникновение сюда граждан, судов, иных мобильных объектов под флагом несопредельных к Арктике стран. С другой стороны, приарктические государства, экономические инфраструктуры и интересы населения которых тесно связаны с пространственным и ресурсным потенциалом Крайнего Севера, на протяжении многих десятилетий и даже столетий предпринимали нарастающие усилия в направлении изучения, хозяйственного и социального освоения региона.

    Такой процесс выражался в постепенном фактическом подчинении своей власти странами региона имеющихся здесь сухопутных и водных пространств с их природными ресурсами, причем завладение сопровождалось юридическим оформлением принадлежности соответствующих частей континентов, земель, архипелагов, островов с омывающими их частями Северного Ледовитого океана к той или другой стране. Правовой титул указанных территорий и акваторий базировался главным образом на издаваемых государствами законах и подзаконных нормативных актах. Заключались также международные договоры по разграничению между государствами региона их арктических владений, а также по использованию и охране природных ресурсов.

    К настоящему времени все известные (открытые) сухопутные образования в Арктике подчинены исключительной власти - суверенитету -того или иного из государств, граничащих с Северным Ледовитым океаном, - России, Дании, Канады, Норвегии и США. Однако специальные законодательные акты, конкретизирующие рамки пространственной сферы и объем властных функций на территориях Арктики, были приняты лишь Канадой и СССР. Согласно Закону о северных территориях от 27 июня 1925г. на прилежащие к континентальной части Канады арктические земли и острова распространен ее суверенитет, предполагающий осуществление ею здесь суверенитета и юрисдикции. Постановлением Президиума ЦИК и СНК СССР от 15 апреля 1926 г. к территории нашей страны отнесены "как открытые, так и могущие быть открытыми" земли и острова к северу от побережья евроазиатского материка до Северного полюса в промежутке между меридианами 32° 04" 35" восточной долготы и 168° 49" 30" западной долготы. Коррективы были произведены в 1935 г., когда СССР присоединился к Договору о Шпицбергене 1920г. и признал принадлежащими Норвегии острова, расположенные в Баренцевом море между меридианами 32° и 35° восточной долготы; а также в 1979 г., когда Указом Президиума Верховного Совета СССР восточная граница, разделяющая Азиатский и Американский континент, была передвинута к западу до меридиана 168° 58" 49,4" западной долготы.

    Необходимо отметить, что на всеобщее пространство Арктики ни одно из упомянутых государств в официальном порядке претензий не выдвигало. Даже особый режим архипелага Шпицберген, допускающий осуществление на его территории промышленно-эксплуатационной деятельности несопредельными к Северному Ледовитому океану государствами, исходит тем не менее из международного признания суверенитета Норвегии над ним. Тем более не оспаривалась правомерность установления Канадой и СССР своего верховенства над прилежащими к их континентальным частям островными сухопутными территориями арктического района.

    Юридический статус морских пространств Арктики в целом определяется принципами и нормами международного права, относящимися к Мировому океану и закрепленными в получивших всеобщее признание Женевских конвенциях по морскому праву 1958 г. и Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

    Характерным для морских внутренних вод приполярных стран является установление для некоторых их районов статуса исторических вод. согласно которому к этой категории морских пространств могут быть отнесены морские заливы, ширина входа в которые превышает двойную ширину территориального моря - 24 морские мили. Так, согласно Перечню географических координат точек, определяющих положение исходных линий для отсчета ширины территориальных вод, экономической зоны и континентального шельфа СССР (утвержден постановлениями Совета Министров СССР от 7 февраля 1984 г. и от 15 января 1985 г.) в состав морских внутренних вод нашей страны были включены, 1 частности, воды Белого моря, Чесской, Печерской, Байдарацкой губ, Обь-Внисейского залива, а также воды проливов, отделяющих от материка острова Новая Земля, Колгуев, Вайгач, Северная Земля, Аи-жу, Ляховские и ряд более мелких, либо разделяющие эти острова, земли или архипелаги между собой.

    К внутренним морским водам Норвегии отнесены прибрежные морские пространства северной и северо-западной части ее побережья, ограниченные с внешней стороны исходными ливнями, протяженность которых в силу чрезвычайно изрезанной (извилистой) конфигурации берега составляет местами 44 морские мили. Таков же статус прибрежных морских пространств, по которым пролегает норвежский национальный (исторический) судоходный путь, находящийся в пределах пояса шхер - Индерлее. Правомерность установления Норвегией своих внутренних морских вод в таком составе подтверждена решением Международного суда ООН в 1951 г., вынесенным по англо-норвежскому спору в связи с изданием Норвегией в 1935 г. и 1937 г. соответствующих декретов. В обоснование своего решения Суд положил тот факт, что названный морской путь проложен, освоен и оборудован исключительно усилиями прибрежной страны. Было обращено внимание и на то, что со стороны других государств, которые были осведомлены о притязаниях Норвегии, отрицательной реакции не последовало. Судом, кроме того, было учтено наличие тесной взаимосвязи водных районов, по которым проходит Индерлее, с сухопутной территорией Норвегии.

    Особенностями отличается и статус морских внутренних вод Канады в Арктике, где специальным административным актом - приказом министра морского транспорта в 1985 г. установлены прямые исходные линии по периметру всего арктического архипелага, причем их длина во многих местах значительно превосходит двойную ширину территориального моря. Тем самым на морские воды, ограниченные указанными линиями, распространен суверенитет Канады, включающий полный ее контроль за всеми видами деятельности, включая судоходство. Это касается и иностранного судоходства по проливам, образующим Северо-Западный проход - естественное соединение Атлантического и Северного Ледовитого океанов.

    Правомерность установления статуса исторических вод в приведенных примерах вытекает из положений п. 4 ст. 4 Женевской конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. и п. 5 ст. 7 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., согласно которым при установлении отдельных исходных линий могут приниматься в расчет особые экономические интересы данного района, реальность и значение которых доказаны их длительным осуществлением.

    Особыми правами международное право наделяет приполярные государства в частя управления различными видами морепользования (в основном судоходными) в пределах исключительной экономической зоны в районах, покрытых льдами большую часть года. В соответствии со ст. 234 Конвенции 1982 г. прибрежное государство наделено здесь правом принимать меры по обеспечению издаваемых им недискриминационных законов и правил по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды с судов. Это объясняется тем, что чрезвычайно суровые климатические условия Арктики создают реальную опасность возникновения морских аварий и угрозу загрязнения окружающей среды, нанесения тяжелого вреда экологическому равновесию или его необратимому нарушению. В ст. 234 оговаривается, что издаваемые прибрежными государствами соответствующие нормативные акты должны учитывать интересы сохранения морской среды "на основе имеющихся наиболее достоверных научных данных" и интересы судоходства. При установлении таких особых районов государства должны обращаться в компетентную международную организацию (ст. 211), под которой понимается Международная морская организация.

    Наделяя прибрежные государства рядом правомочий в особых районах исключительной экономической зоны. Конвенция 1982 г. подчеркивает, что эти правомочия, в частности инспекционные осмотры иностранных судов представителями властей данной страны, могут осуществляться только при условии, что "такая инспекция оправдана обстоятельствами дела" (п. 5 ст. 220), причем государство, осуществляющее инспекцию, обязано незамедлительно уведомлять государство флага инспектируемого судна о любых принятых к судну мерах. Юридический статус морских внутренних вод приарктических государств сказался и на статусе и правовом режиме некоторых проливов Северного Ледовитого океана.

    Таковы проливы, расположенные в прибрежной зоне Норвегии и районе прохождения Индерлее: все они подпадают под суверенитет этой страны, хотя она разрешает здесь плавание иностранных торговых судов и военных кораблей. Основанием для установления в этих проливах режима внутренних вод является то, что они отделены от внешних морских пространств линиями, от которых ведется отсчет ширины территориального моря.

    С 1 января 1985 г. Канада в отношении проливов, образующих Северо-Западный проход, ввела режим внутренних морских вод, установив специальным нормативным актом исходные линии отсчета территориального моря, рыболовных и исключительных экономических зон. Плавание иностранных судов через эти проливы допускается лишь при условии соблюдения ими канадского законодательства, регулирующего борьбу с загрязнением моря с судов.

    Проливы Северного Ледовитого океана, прилежащие к территориям России, не подпадают под действие положений Конвенции 1982г. о транзитном или свободном проходе, поскольку они не являются проливами, используемыми для международного судоходства. К тому же, в большинстве они перекрываются внутренними морскими водами или территориальным морем нашей страны. С учетом положений, приводившихся в ст. 234 этой Конвенции, можно говорить о правомерности распространения практически на все такие проливы особого правового режима, исключающего их бесконтрольное использование иностранными судами. Такой режим был введен постановлением Совета Министров СССР от 27 апреля 1965 г., в котором содержался разрешительный порядок иностранного судоходства во всех проливах, соединяющих моря Карское, Лаптевых, Баренцево, Восточно-Сибирское и Чукотское. Указывалось, что воды проливов Карские ворота, Югорский шар, Маточкин шар, Ввлькнцкого, Шокальского и Красной Армии являются территориальными, а проливов Дмитрия Лаптева и Санникова - историческими.

    Важной составляющей частью юридического статуса Арктики является правовой режим национальной транспортной коммуникации России - Северного морского пути, положение которого в части прохождения по внутренним морским водам н территориальному морю России аналогично положению норвежской судоходной прибрежной магистрали - Индерлее: как и последняя. Северный морской путь проложен, освоен и оборудован исключительно усилиями России, играет чрезвычайно важную роль в экономической жизни российского Крайнего Севера, да и всей страны в целом, наконец, использование Северного морского пути исключительно судами под российским (ранее - советским) флагом не вызывало отрицательной реакции со стороны других государств и может рассматриваться как молчаливое признание приоритетных прав нашей страны на эту коммуникацию.

    Однако в отличие от Индерлее Северный морской путь имеет существенную особенность, обусловленную климатическими и гидрологическими факторами: он не имеет единой и фиксированной трассы. Сохраняя общую направленность по широте - восток - запад или запад - восток, - этот путь от года к году, а нередко и в течение одной навигации перемещается на значительные расстояния в широтном направлении. Так, он может огибать с севера архипелаги Новая Земля и Северная Земля, минуя проливы, отделяющие их от материка (высокоширотная трасса), но в случаях повышенной ледовитости трасса Северного морского пути может приближаться к самому побережью Евроазиатского континента. Тем не менее при любых обстоятельствах в своей значительной части этот путь располагается в пределах исключительной экономической зоны России, в ее территориальном море либо даже в российских внутренних морских водах, т.е. проходит в пространствах, подпадающих под суверенитет или юрисдикцию нашей страны.

    На целостность Северного морского пути как единой транспортной коммуникации н на консолидированность ее правового режима не оказывает влияния тот факт, что отдельные участки его трассы в тот или другой период могут пролегать за пределами границ указанных морских пространств, т.е. в открытом море. Это обстоятельство объясняется тем, что нахождение плавучего транспортного объекта на таких участках невозможно без предварительного либо последующего пересечения указанных российских акваторий Северного Ледовитого океана, а также без ледокольно-лоцманской проводки и ледовой разведки. Все это позволяет сделать вывод о том, что регулирование пользования трассами этого пути вполне основательно составляет прерогативу Российской Федерации как прибрежного к этой магистрали государства.

    На этом базируется правомерность позиции правительства СССР, излагавшейся в 1964-1967гг. в нотах посольству США в Москве в связи с готовившимися и состоявшимися плаваниями американских военных кораблей в Арктике, включая военный ледокол "Нортуинд".

    В этих документах отмечалось: что трассой Северного морского пути пользовались и пользуются только суда под советским флагом либо суда, зафрахтованные судовладельцами нашей страны; что Северный морской путь является важной национальной коммуникацией, где аварии судов могли бы создать сложные экологические проблемы для СССР; что трасса Северного морского пути местами проходит через советские территориальные воды. Особо обращалось внимание на то, что на воды большинства арктических проливов советского сектора Арктики распространяются нормативные акты об охране Государственной границы СССР, а попытки пренебречь правилами прохода через них противоречили бы международному праву.

    В настоящее время свыше 50 портов на трассе Северного морского пути открыты для захода иностранных судов.

    Решение конкретных вопросов, связанных с судоходством по Северному морскому пути, в том числе регулирование доступа на его трассы иностранных судов, установление рекомендованных маршрутов или курсов плавания, определение и проведение в жизнь мер по обеспечению безопасности мореплавания, имея в виду, в частности, и предотвращение загрязнения морской среды региона, отнесено к компетенции специального государственного органа - Администрации Северного морского пути (АСМП), созданной в 1971 г. при Министерстве морского флота СССР (ныне при Департаменте морского транспорта Министерства транспорта РФ).

    Правовые основы режима судоходного использования данной транспортной коммуникации изложены в принятых постановлением Совета Министров СССР в 1990 г. Правилах плавания по трассам Северного морского пути, которыми впервые четко фиксируется, что данный путь - это "расположенная во внутренних морских водах, территориальном море (территориальных водах) или исключительной экономической зоне, СССР... его национальная транспортная коммуникация, включающая пригодные к ледовой проводке судов трассы, крайние пункты которых ограничены на западе западными входами в новозеландские проливы и меридианом, проходящим на север от мыса Желания, и на востоке в Беринговом проливе 66-й параллелью и меридианом 168° 58" 37" западной долготы" (п.2 Привила 1). Важнейшим принципом регулирования судоходства здесь определен недискриминационный порядок доступа на трассу судов всех стран, причем процедура, установленная для этого, предусматривает подачу судовладельцем или капитаном судна-претендента уведомления и заявки в АСМП, которая по результатам рассмотрения последней информирует заявителя о возможности проводки и обстоятельствах, требующих учета (Правило 3).

    Общим условием доступа на Северный морской путь является соответствие судна специальным требованиям, а также наличие у капитана опыта управления судном во льдах; не допускается плавание судов, не имеющих на борту свидетельства о надлежащем финансовом обеспечении гражданской ответственности владельца судна за ущерб от загрязнения морской среды (Правила 4 и 5). Контроль за ходом плавания судна, как и определение самого порядка плавания по коммуникации, возложены на АСМП, представители которой могут осуществлять контрольные осмотры судна, устанавливать тот или иной вывод проводки судов (рекомендованными курсами, по указаниям обеспечивающих летательных аппаратов, с лоцманом на борту, ледокольно-лоцманскую), а также приостанавливать плавание (когда это диктуется очевидной необходимостью охраны окружающей среды или безопасностью мореплавания) и выводить судно за пределы Северного морского пути, если оно нарушает положения данных Правил (Правила 6, 7, 9 и 10).

    Наделение АСМП достаточно широкими полномочиями в деле регулирования судоходного использования магистрали преследует следующие задачи: обеспечение безопасности мореплавания, предотвращение, сокращение и сохранение под контролем загрязнения морской среды с судов, поскольку существующие в Арктике особо суровые климатические условия создают повышенную опасность для судоходства, а загрязнение в результате морских аварий моря или побережья может нанести ущерб интересам и благосостоянию народов Крайнего Севера. Такие же задачи преследуют специальные принимаемые приарктическими странами нормативные акты, к числу которых следует отнести канадский Закон 1970 г. о предотвращении загрязнения арктических вод в районах севернее 60° северной широты. Им установлены весьма строгие ограничения всех таких видов деятельности, которые могут иметь своим результатом нарушение экологической безопасности в зоне, простирающейся на 200 морских миль от побережья этой страны.

    Указом Президиума Верховного Совета СССР "Об экономической зоне СССР" от 26 февраля 1984 г., который продолжает действовать на территории Российской Федерации, было объявлено об установлении вдоль побережья страны 200-мильной зоны и праве компетентных властей устанавливать в районах, соответствующих положениям ст. 234 Конвенции 1982 г., .специальные обязательные меры для предотвращения загрязнения с судов. В случае нарушения судами применимого законодательства или международных правил указанные власти уполномочены осуществлять необходимые проверочные действия - затребовать информацию о судне, произвести его осмотр либо даже возбудить разбирательство и задержать судно-нарушитель.

    Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 ноября 1984 г. "Об усилении охраны природы в районах Крайнего Севера и морских районах, прилежащих к северному побережью СССР" установлено, что плавание судов и иных плавучих средств в пределах морских районов заповедников, заказников и других особо охраняемых территорий может осуществляться лишь в случаях, установленных законодательством страны. В частности, это может иметь место при чрезвычайных обстоятельствах, при необходимости обеспечения безопасности людей, судов и прочих транспортных средств в случае их бедствия. В каждом таком случае мореплаватели обязаны немедленно сообщать администрации ближайшего порта о предпринимаемых ими действиях, строго соответствуя с указаниями компетентных органов.

    Более детально процедура осуществления мер по защите морской среды в прилежащих к территории нашей страны районах установлена постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 12 ноября 1984 г. "О порядке применения Указа "Об экономической зоне СССР"", где в целях пресечения нарушений соответствующего законодательства предусматривается применение пограничными войсками всех обусловленных сложившимися обстоятельствами мер для прекращения нарушений и задержания нарушителей. Согласно Положению об охране экономической зоны СССР, утвержденному Советом Министров СССР от 30 января 1985 г., должностные лица органов, осуществляющих охрану этой зоны, пользуются своими правами в отношении судов, находящихся в территориальных водах страны, если таковые нарушили законодательство об исключительной экономической зоне СССР.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Таким образом, можно сделать вывод, что экономическое освоение Антарктики, а следовательно, и соответствующие имущественные права как государств, так и частных лиц в настоящее время строго юридически лимитированы.

    Правовой режим Арктики определяется международным правом, а также законами арктических государств. В 1925 г. Канада приняла дополнения к Закону о северо-западных территориях. В соответствии с ними иностранным государствам и их гражданам запрещено осуществлять какую-либо деятельность в пределах Канадской Арктики без разрешения властей Канады. Были определены и географические границы Канадской Арктики.

    На Арктику распространяется общее положение Конвенции по морскому праву 1982 г., закрепившее право прибрежного государства принимать и обеспечивать соблюдение недискриминационных законов и правил по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды с судов в покрытых льдами районах (ст. 234). Это право действует в пределах исключительной экономической зоны.

    Начато формирование международных органов, занимающихся прежде всего охраной окружающей среды в Арктике. Создан Совет Баренцева Евроарктического региона (1993 г.) и Арктический совет (1994 г.).

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Конвенция "Об открытом море" от 29.04.1958. // СПС «КонсультантПлюс»

    2. Конвенция Организации объединенных наций по морскому праву от 10.12.1982. // СПС «КонсультантПлюс»

    4. Договор об Антарктике, подписан в г. Вашингтоне 1 декабря 1959 г., вступил в силу 23 июня 1961 г., ратифицирован СССР // СДД. 1967. Вып. XXII. С. 233 - 293.

    5. Абхадеев В.Р. Соотношение международно-правового статуса Антарктики и концепции общего наследия человечества. // Туризм: право и экономика. 2006. № 5

    6. Голицын В.В. Антарктика: тенденции развития режима. М., 1989.

    7. Гуцуляк В. Н. Морское право. М.: 2003.

    8. Колодкин А.Л. Принцип общего наследия человечества // Мировой океан и международное право. М.: 1986.

    9. Колосов Ю. М.., Кривчикова Э. С. Международное право, 2007.

    10. Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть: учебник для студентов юридических факультетов и вузов. Волтерс Клувер, 2005.

    11. Молодцов С. В. Международное морское право. М.: 1987.

    12. Морское право и международное научно-техническое сотрудничество / Под ред. А.Л. Колодкина. М., 1991.

    13. Постышев М.В., Даниленко Г.М. Концепция общего наследия человечества в международном праве: два подхода к одной проблеме // СГП. 1988. N 6.

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Главная особенность международно-правового режима Антарктики. Протокол об охране окружающей среды. Промысел китов, особенности регулирования. Охрана государственной границы Российской Федерации. Случаи применения оружия командиром военного корабля.

      контрольная работа , добавлен 02.12.2013

      Цель работы: особенности правового статуса и правового режима Арктики. Арктика – район земного шара, расположенный вокруг Северного полюса. Роль России в освоении Арктики. Государства, граничащие с Арктикой. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года.

      курсовая работа , добавлен 19.12.2008

      Понятие и виды территорий в международном праве. Правовой режим государственной территории, статус и виды государственных границ. Демилитаризация и нейтрализация территорий. Правовой режим международных рек. Международный режим Антарктики и Арктики.

      реферат , добавлен 13.02.2011

      Понятие и виды территорий в международном праве. Территории со смешанным правовым режимом. Арктика как место соприкосновения интересов Европы, Азии, Америки. Сущность секторальной теории. Цели Арктического Совета. Принцип свободы научных исследований.

      контрольная работа , добавлен 19.02.2011

      Загальна інформація про Антарктику. Проблема встановлення правового режиму Антарктики. Основні положення договору про Антарктику 1959 року. Нейтралізація і демілітаризація Антарктики. Сутність конвенції про збереження морських живих ресурсів Антарктики.

      контрольная работа , добавлен 28.11.2010

      Анализ Конвенции ООН по морскому праву как всеобъемлющего международного договора. История принятия и общая характеристика основных положений Конвенции. Правовой режим морских пространств, образующих зоны функциональной юрисдикции. Статус морских вод.

      дипломная работа , добавлен 10.12.2014

      Исторические особенности создания арктической зоны, анализ законодательства регламентирующего их правовой статус. Общая характеристика зоны РФ в Арктике. Анализ законодательства и правового режима приарктичеких государств, а также их современных проблем.

      курсовая работа , добавлен 11.09.2010

      Понятие, история и кодификация международного морского права. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года. Морское дно за пределами национальной юрисдикции. Правовое положение судов и военных кораблей. Международно-правовые вопросы безопасности плавания.

      курсовая работа , добавлен 10.06.2014

      Формирование и развитие международно-правового режима Каспийского моря. Проблема определения международно-правового статуса Каспийского моря. Международно-правовой анализ позиций прикаспийских государств по определению статуса Каспийского моря.

      дипломная работа , добавлен 11.07.2015

      Отличительные черты Прикаспийского региона. Проблема определения правового статуса и режима международного сотрудничества в отношении водных пространств и недр Каспийского моря. Историко-правовой статус региона. Экологические проблемы Каспийского моря.

    Воды арктических морей омывают берега Российской Федерации, США (Аляски), Канады, Норвегии и Дании (о. Гренландии). Россия нотификацией 1916 г. включила в состав своей территории все земли, составляющие продолжение на север сибирского континентального плоскогорья. 4 ноября 1924 г. МИД СССР в ноте всем государствам подтверди;! это положение. В 30-е гг. XX в. сложилась обычная норма международного права деления северных полярных пространств на секторы по принципу тяготения к побережьям прибрежных государств (Канада и Норвегия -в 1925 г., СССР - в 1926 г., Дания - в 1933 г.). Эта норма сложилась на основе длительного фактического разграничения прав и интересов соответствующих государств, признания за ними приоритета в исследовании и освоении соответствующих районов и отсутствия протестов со стороны неарктических государств. В параметрах теории и практики науки международной юриспруденции длительное, непрерываемое осуществление прав арктическими государствами в соответствующих секторах содействовало выработке режима фактического существования секторального режима как академической новации современного международного права. По обстоятельствам прогрессивного развития международного права секторальный режим как юридическая категория открыт для своего последующего эволюционного совершенствования. При обстоятельствах фактически устоявшейся системы секторального разделения Арктики признать ее универсальным (общепризнанным) принципом права не представляется юридически приемлемым уже в силу противодействия ей со стороны США.

    Международно-правовая позиция России складывалась (по обстоятельствам правопреемства СССР) па основе такого важного юридического акта, как Постановление ЦИК СССР от 15 апреля 1926 г. Постановлением Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 г. были определены точные границы советского (а ныне российского) сектора в Арктике и закреплено положение, согласно которому все земли и острова, как открытые, так и могущие быть открытыми в будущем, расположенные в данном секторе, составляют территорию Советского Союза (России). Российский сектор включает в себя около 9 млн кв. км, из них 6,8 млн кв. км - водное пространство.

    Российское законодательство о государственной границе и континентальном шельфе, предметно обозначенное в Законе РФ "О государственной границе Российской Федерации", представляет собой основной нормоустанавливающий документ применительно к правам России в арктических районах.

    Таким образом, главная особенность правового режима Северного Ледовитого океана и примыкающих к нему морей состоит в том, что в силу секторального деления Арктики прибрежные государства получили определенные права в этих секторах. И хотя вопрос об объеме прав является весьма сложным, наличие этих прав - общепризнанный факт.

    Режим прибрежных морских вод

    Ширина территориальных вод установлена в 12 морских миль (ст. 3 Конвенции ООН 1982 г. по морскому праву). Но тут есть некоторые особенности. В ноте МИД РСФСР от 4 мая 1920 г. Норвегии говорилось о правах России на Белое море, а в Декрете СНК РСФСР от 24 мая 1921 г. - на Баренцево море. Российская Федерация не без основания рассматривает моря Карское, Лаптевых и Восточно-Сибирское как исторические моря заливного типа и внутренние национальные морские пути, на которые по праву можно распространить режим внутренних морей России па следующих основаниях. Во-первых, большую часть года они покрыты льдом, который можно рассматривать как продолжение сибирской суши на север. Во-вторых, Русское государство в течение трех веков владело Карским морем (см. царские указы 1617-1620 гг.), и иностранные государства не возражали против этого. В-третьих, они являются морями заливного типа, ограниченными со стороны океана обширными архипелагами и островами. Здесь нет международных морских путей, а проходит главная национальная морская коммуникация Российской

    Федерации - Северный морской путь. Он проходит в основном в прибрежных морских водах России, через проливы, перекрываемые территориальными водами или исторически принадлежащими России водами. 16 сентября 1971 г. Совет Министров СССР утвердил администрацию Северного морского пути при Министерстве морскою флота, которая организует арктическое судоходство, обеспечивает безопасность плавания по Северному морскому пути, принимает меры по предотвращению загрязнения вод и др.

    Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. предоставляет право нриарктическим государствам принимать меры для охраны природной среды в своих секторах. 26 ноября 1984 г. был принят Указ об усилении охраны природы в районах Крайнего Севера и морских районах, прилегающих к северному побережью России, в соответствии с которым в этом регионе предусматривается создание системы заповедников, заказников; к судам, плавающим в этом районе, предъявляются повышенные требования, исключающие загрязнение вод.

    Позиционирование режима прибрежных морских вод в формате морского пространства, включающего проливы, перекрываемые территориальными водами или исторически принадлежащими России водами, обозначено в формате юридического статуса Российского государства в качестве мировой морской державы - постоянного члена Совета Безопасности Организации Объединенных Наций.

    Международно-правовой режим Антарктики регулируется Договором об Антарктике от 1 декабря 1959 т., участниками которого являются более 30 государств. Установленный Договором правовой режим применяется к району южнее 60-й параллели южной широты, включая все шельфовые ледники. В Антарктике не применяется секторальное деление. Хотя ст. IV Договора и не рассматривает территориальные претензии государств как отказ от таковых, однако и не узаконивает эти претензии. Из смысла этой статьи вытекает, что территориальный вопрос в Антарктике в настоящее время находится в стадии своего международно-правового упорядочения.

    Согласно Договору Антарктика используется исключительно в мирных целях. Запрещаются любые мероприятия военного характера: создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, испытание любых видов оружия. Договор превращает Антарктику не только в демилитаризованную, но и в нейтрализованную территорию, на которой запрещается военная деятельность. Договором также предусматривается, что в случае войны Антарктика нс может быть превращена в театр военных действий. Государствам запрещается производить любые ядерные взрывы и захоронение радиоактивных отходов в границах действия Договора. Следует, однако, отметить, что Договор не запрещает использовать при мирных исследованиях Антарктики военный персонал (ст. I, VII).

    В Договоре закрепляется принцип свободы научных исследований и сотрудничества государств в этих целях, устанавливается свободный обмен информацией, наблюдателями, научным персоналом и т.д.

    Договор обязывает государства сотрудничать в целях сохранения и защиты природной среды Антарктики. В рамках Договора были подписаны Конвенция о сохранении антарктических тюленей 1972 г., Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г. и др. Назначение этих конвенций - защита, изучение и рациональное использование живых ресурсов Антарктики.

    Контроль за соблюдением Договора осуществляется национальными наземными и воздушными средствами. Каждое государство вправе назначать неограниченное количество своих наблюдателей, которые имеют право в любое время посещать любые районы Антарктики, проверять станции, установки, оборудование, суда, самолеты и пр. По результатам проверок составляются доклады, сообщаемые другим странам - участницам Договора (ст. VII).

    В параметрах международно-правового режима Антарктики существенное место занимает комплекс мер по регулированию природных ресурсов Антарктики. И здесь важное место занимают Конвенция по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики от 2 июня 1988 г. и Протокол 1991 г. об охране окружающей среды к Договору об Антарктике 1959 г.

    Договор об Антарктике 1959 г., выполняя роль базового юридического акта, создает действенную систему взаимодействия государств по всем аспектам международного сотрудничества по проблеме Антарктики.

    В институционно-правовом плане весь комплекс проблем по добросовестному соблюдению всеми государствами -участниками Договора 1959 г. об Антарктике разрешается в формате такого юридического образования, как Консультативное совещание. Функционирующее в сессионном режиме,

    Консультативное совещание представителей государств - участников Договора об Антарктике от 1 декабря 1959 г. содействует последовательному соблюдению постановлений Договора в режиме равной юридической безопасности (совокупность субъективных прав и законных интересов) всех заинтересованных государств. В этом плане Договор 1959 г. об Антарктике обеспечивает правовой статус верховенства (господства) права Rule of Law в международных отношениях.