Основные виды природопользования. Виды и типы природопользования

Существуют общая и специальная формы природопользо­вания.

Общее природопользование не требует специального разреше­ния. Оно реализуется гражданами на основе принадлежащих им естественных прав (пользование водой, воздухом и т.д.).

Специальное природопользование связано с потреблением при­родных ресурсов. Оно осуществляется физическими и юридиче­скими лицами на основании разрешения уполномоченных на то государственных органов. Этот вид природопользования носит целевой характер и по видам используемых объектов подразделя­ется на землепользование, пользование недрами, лесопользова­ние, водопользование, пользование животным миром (дикими животными и птицами, рыбными запасами), использование ат­мосферного воздуха. В этой части оно соотносится через право­вое регулирование с отраслевым природоресурсным законода­тельством Российской Федерации, в том числе с Земельным кодексом , Лесным кодексом , Законом о недрах, Водным кодексом , Законом о животном мире, Законом об охране ат­мосферного воздуха . Любая деятельность в природопользова­нии лицензируется.

8.2. Лицензирование права деятельности в природопользовании

Действия по лицензированию права деятельности в приро­допользовании в Российской Федерации осуществляются в рам­ках государственной системы лицензирования.

Государственная система лицензирования - это единый по­рядок предоставления лицензий, включающий информацион­ную, научно-аналитическую, экономическую и юридическую подготовку материалов и их оформление.

Задачей государственной системы лицензирования является обеспечение:

    практической реализации государственных программ раз­ вития страны и защиты интересов безопасности Российской Федерации;

    социальных, экономических, экологических и других интересов населения, проживающего на данной территории, и всехграждан Российской Федерации;

    равных возможностей для всех юридических лиц и граждан в получении лицензий;

    развития рыночных отношений, проведения антимонопольной политики в сфере пользования недрами;

    необходимых гарантий владельцам лицензий (в том числе иностранным) и защиты их права пользования недрами.

Лицензирование природопользования - это административно-правовое действие, осуществляемое путём регулирования от­ношений методами запрета, разрешения и уполномочивания. Лицензия на право деятельности в природопользовании явля­ется:

    актом собственника природного ресурса либо его владель­ца (фондодержателя);

    формой проявления контроля государства за рациональ­ным использованием природного ресурса;

    средством рационального природопользования.

При лицензировании отдельных видов деятельности в при­родопользовании применяют следующие основные понятия:

      лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирую­щим органом юридическому или физическому лицу (индивиду­альному предпринимателю);

      лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии;

      лицензирование - мероприятия, связанные с предоставле­нием лицензий; приостановлением действия лицензий за нару­шение лицензионных требований и условий; возобновлением или прекращением действия лицензий; аннулированием лицен­зии лицензирующими органами, соблюдением лицензиатами соответствующих требований и условий; ведением реестров ли­цензии с предоставлением заинтересованным лицам в установ­ленном порядке сведений из них и иной информации о лицензи­ровании;

      лицензионные требования и условия - совокупность уста­новленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых ли­цензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности;

      лицензирующие органы - федеральные органы исполни­ тельной власти, органы исполнительной власти субъектов Рос­сийской Федерации, осуществляющие лицензирование в соот­ветствии с Федеральным законом;

      лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретно­го вида деятельности;

      соискатель лицензии - юридическое или физическое лицо (предприниматель), обратившиеся в лицензирующий орган с за­ явлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности;

      реестр лицензий - совокупность данных о предоставлении лицензий, переоформлении документов, подтверждающих нали­чие лицензий, приостановлении и возобновлении действия ли­цензий или об аннулировании лицензий.

Основные принципы осуществления лицензирования:

1. Приостановление действия лицензии. Оно осуществляется лицензирующим органом в судебном порядке в случае привлече­ния лицензиата за нарушение лицензионных требований и усло­вий к административной ответственности в порядке, установ­ленном соответствующим кодексом Российской Федерации.

В случае вынесения такого решения лицензирующий орган в течение суток со дня вступления данного решения в законную силу приостанавливает действие лицензии на срок администра­тивного приостановления деятельности лицензиата.

Действие лицензии возобновляется лицензирующим орга­ном со дня, следующего за днём истечения срока администра­тивного приостановления деятельности лицензиата, или со дня, следующего за днём досрочного прекращения исполнения адми­нистративного наказания в виде административного приоста­новления деятельности лицензиата.

Срок действия лицензии на время приостановления её дей­ствия не продлевается.

    Аннулирование лицензии. Лицензия аннулируется решением суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа в случае если в установленный судом срок лицензиат не устранил нарушение лицензионных требований и условий, повлек­шее за собой административное приостановление деятельности лицензиата.

    Прекращание действия лицензии. Действие лицензии пре­ кращается со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индиви­ дуальных предпринимателей записи о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реоргани­ зации, а также со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

Ведение реестров лицензий осуществляют лицензирующие органы. В реестре лицензий и в документе, подтверждающем на­личие лицензии, указывают:

    наименование лицензирующего органа;

    полное и сокращённое (в случае, если имеется) наименование и организационно-правовую форму юридического лица;

Фамилию, имя и отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный но­ мер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;

Лицензируемый вид деятельности (с указанием выполняе­ мых работ и оказываемых услуг при осуществлении видов дея тельности);

    срок действия лицензии;

    идентификационный номер налогоплательщика;

    номер лицензии;

    дату принятия решения о предоставлении лицензии;

    сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий;

    основание, срок приостановления и возобновления действия лицензии;

    основание и дату аннулирования лицензии;

    основание и срок применения упрощённого порядка лицензирования;

    сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности;

    сведения о выдаче документа, подтверждающего наличие лицензии;

    основание и дату прекращения действия лицензии;

    иные сведения, определённые положениями о лицензиро­вании конкретных видов деятельности.

Форма документа, подтверждающего наличие лицензии, Утверждена постановлением Правительства РФ от 11.04.2006 № 208.

Существуют следующие виды лицензий (разрешений) в при­родопользовании:

    лицензия на пользование недрами (ст. 11 Закона Российской Федерации «О недрах» № 2395-1 от 21 февраля 1992 г. в ред. от 26.07.2010 №186-ФЗ);

    лицензия на фармацевтическую деятельность;

    лицензия на производство лекарственных средств;

    лицензия на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесённым в Красную книгу Российской Федерации (ст. 24 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире»).

Эти лицензии выдаются специально уполномоченным госу­дарственным органом по охране окружающей среды в порядке, предусмотренном соответствующими постановлениями Прави­тельства Российской Федерации.

По состоянию на 01.10.2010 г. некоторые лицензии, сущест­вовавшие в области природопользования на законодательном уровне, по решению Правительства Российской Федерации в период 1992-2010 гг. были упразднены и заменены разрешения­ми на соответствующие виды деятельности.

К списку упразднённых лицензий в природопользовании от­носятся следующие: природоресурсная лицензия, лицензия на использование земель, лицензия на использование вод, лицен­зия на использование животного мира, лицензия на использование атмосферного воздуха. При этом термин «природоресурсная лицензия» в природопользовании стал носить обобщающий ха­рактер и иметь собирательный смысл.

В настоящее время в Российской Федерации отсутствует ли­цензия на использование земель.

Состав земель в Российской Федерации определён в ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации. Земли в Россий­ской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории:

    земли сельскохозяйственного назначения;

    земли населённых пунктов;

    земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иногоспециального назначения;

    земли особо охраняемых территорий и объектов;

    земли лесного фонда;

    земли водного фонда;

    земли запаса.

Указанные земли используются в соответствии с установ­ленным для них целевым назначением. Любой вид разрешён­ного использования из предусмотренных зонированием терри­торий выбирается без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешённого использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, ут­верждённым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной поли­тики и нормативно-правовому регулированию в сфере земель­ных отношений.

Сегодня в Российской Федерации отсутствует также лицен­зия на использование вод. В этом виде природопользования уполномоченный исполнительный орган государственной вла­сти или орган местного самоуправления на основании заявления лиц принимает решение о предоставлении в пользование водно­го объекта (постановление Правительства РФ от 30.12.2006

«Природоресурсные» лицензии и разрешения оформля­ют обязательственные отношения между государством - собст­венником природных ресурсов и соискателем лицензии, в которых усматривается согласование ряда условий природо­пользования на стадии получения разрешительной документа­ции.

Трудность в определении правового положения разрешитель­ных документов состоит в том, что правовой статус «природо-ресурсных» лицензий и разрешений в действующем законодатель­стве чётко не определён из-за отсутствия единого нормативного акта о видах и порядке их предоставления.

В лесной отрасли России по действующему законодательству отсутствуют термин «лицензия на использование лесов (лесная декларация)» и его определение. Здесь лесной декларацией явля­ется заявление, об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов. Ежегодно заявления подаются в органы государ­ственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду (ч. 1, 2 ст. 26 Лесного кодекса Российской Федерации). Так, например, раз­решение по лесной декларации на выполнение работ по геологи­ческому изучению недр на землях лесного фонда без предостав­ления лесного участка выдаётся, если выполнение таких работ не влечёт за собой проведение рубок лесных насаждений (ч. 3 ст. 43 Лесного кодекса Российской Федерации). Выдачу разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на зем­лях лесного фонда осуществляют уполномоченные органы госу­дарственной власти субъектов Российской Федерации (п. 3 ч. 183 Лесного кодекса Российской Федерации). В иных случаях вид разрешённого использования лесного участка указывают в про­ектной документации и лесохозяйственном регламенте (ч. 4 ст. 69, ч. 4 ст. 7, п. 1 ч. 5 ст. 87 Лесного кодекса РФ).

В соответствии со ст. 29 Лесного кодекса Российской Феде­рации запрещается заготовка древесины в объёме, превышаю­щем расчётную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастных рубок.

Из Лесного кодекса также исключено понятие основных и побочных видов лесопользования, при этом установлены сле­дующие возможные виды использования лесов:

    заготовка древесины;

    заготовка живицы;

    заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;

    заготовка пишевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;

    существление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;

    ведение сельского хозяйства;

    осуществление научно-исследовательской и образователь­ной деятельности;

    осуществление рекреационной деятельности;

    создание лесных плантаций и их эксплуатация;

    выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;

    выполнение работ по геологическому изучению недр, раз­работка месторождений полезных ископаемых;

    строительство и эксплуатация водохранилищ и иных ис­кусственных водных объектов, а также гидротехнических соору­жений и специализированных портов;

    строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов;

    переработка древесины и иных лесных ресурсов;

    осуществление религиозной деятельности;

    иные виды, определённые в соответствии с ч. 2 ст. 6 Лесно­го кодекса.

Леса могут использоваться для одной или нескольких целей. Вид разрешённого использования лесного участка указывается в проектной документации и лесохозяйственном регламенте .

После 1 января 2008 г. все лесхозы должны быть преобра­зованы в соответствии с гражданским законодательством в лес­ ничества ж лесопарки.

В сфере использования животного мира, как было отмечено выше, действует лицензия в рамках ограниченного оборота ди­ких животных. По другим направлениям использования живот­ного мира действуют разрешения на соответствующую деятель­ность.

Федеральный закон «О животном мире» определяет следую­щие виды разрешённой деятельности: рыболовство, охоту на птиц и животных, использование продуктов жизнедеятельности и полезных свойств животных, пользование животным миром в научных, культурно-просветительских, воспитательных, эстети­ческих целях.

Юридическими лицами и гражданами могут осуществляться следующие виды пользования животным миром:

Охота, рыболовство, включая добычу водных беспозвоноч­ных и морских млекопитающих;

Добыча объектов животного мира, не отнесённых к охот­ничьим и водным биологическим ресурсам;

    использование полезных свойств жизнедеятельности объек­тов животного мира -почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтрато-ров и других;

    изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурно-просветительских, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды оби­ тания;

    извлечение полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира - почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов идругих;

Получение продуктов жизнедеятельности объектов живот­ного мира.

Законами и иными нормативными правовыми актами Рос­сийской Федерации предусмотрены и другие виды пользования животным миром.

Пользование животным миром осуществляется посредством изъятия объектов животного мира из среды их обитания либо без такового.

Существует перечень объектов животного мира, изъятие ко­торых из среды их обитания без специального разрешения за­прещено.

Выдача разрешений на использование объектов животного мира, за исключением объектов, находящихся на особо охраняе­мых природных территориях федерального значения, а также

объектов животного мира, занесённых в Красную книгу Рос­сийской Федерации, осуществляется уполномоченными органа­ми государственной власти субъектов Российской Федерации соответствии с Федеральным законом от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире»).

Взамен лицензии на использование атмосферного воздуха действующим законодательством введено разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух. Вы­даются они территориальными управлениями федерального ор­гана исполнительной власти в области охраны окружающей сре­ды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определённом Правительством Российской Федерации (ст. 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха»).

Суть этой системы разрешений состоит в следующем :

    инвентаризация выбросов вредных веществ производст­венным объектом;

    определение предельно допустимых норм выбросов вред­ных веществ для объекта;

    установление суточного, годового лимита выбросов вредных веществ в атмосферу для конкретного объекта ;

    выдача разрешения на выброс, в котором указываются лимит и норма выбросов вредных веществ, срок его действия. Лимиты и нормативы выбросов для объекта устанавливаются органами МПР России. Их невыполнение или нарушение вле­чёт за собой административную или уголовную ответствен­ ность .

В число нормативных актов, которыми регулируется сфера природопользования (в том числе устанавливается порядок вы­дачи соответствующих разрешений, определяются уполномо­ченные органы, которые выдают или аннулируют данные разре­шения), входят следующие:

    Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»;

    Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране ат­мосферного воздуха»;

    постановление ВС РФ от 15.07.1992 №3314-1 «О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами» (в ред. Федерального закона от 26.06.2007 №П8-Ф3);

    постановление Правительства РФ от 30,12.2006 №844 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование»;

    постановление Правительства РФ от 15.01.2001 №31 «Об утверждении Положения о государственном контроле за ох­раной атмосферного воздуха»;

    постановление Правительства РФ от 28.11.2002 №847 «О порядке ограничения, приостановления или прекращения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воз­дух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух»;

    постановление Правительства РФ от 02.03.2000 №183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмо­сферный воздух и вредных физических воздействий на него» и др.

    Контроль и надзор в сфере природопользования осуществля­ет федеральная служба Росприроднадзор.

8.3. Лимитирование природопользования

Лимиты на природопользование - это система экологических ограничений по территориям. Они представляют собой ограни­чения по объёмам предельного изъятия природных ресурсов, ко­торые установлены предприятиям-природопользователям на оп­ределённый срок, а также ограничения выбросов или сбросов в окружающую природную среду загрязняющих веществ и разме­щения отходов производства. Эти лимиты устанавливаются для предприятий-природопользователей государственными органа­ми охраны окружающей природной среды с учётом необходимо­сти поэтапного достижения нормативных объёмов при исполь­зовании природных ресурсов. 86

Лимиты, так же как и лицензии, являются одним из эффек­тивных мероприятий по охране окружающей среды. Также как и лицензирование, лимитирование обусловлено ограниченностью запасов природных ресурсов и необходимостью их рационально­го использования и воспроизводства.

Лимитирование природопользования осуществляется в соот­ветствии с теми направлениями, по которым осуществляется са­мо природопользование, а именно: изъятие природного вещества из природы; внесение антропогенного вещества в природу. От­сюда и лимиты могут устанавливаться на предельно допустимые нормы изъятия, выемки, использования природного вещества из природной среды либо на предельно допустимые нормы выбро­сов, сбросов вредных веществ в природную среду, размещение отходов.

Лимиты на изъятие природного вещества при использовании природной среды устанавливаются и реализуются под общей концепцией рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Они распределяются по определённым объектам:

    по землям действуют нормы отвода земель для автомобиль­ных и железных дорог, аэропортов, магистральных трубопрово­дов, мелиоративных систем, газовых и нефтяных скважин, пред­приятий рыбного хозяйства, линий связи, электросетей . По вышеуказанным объектам нормы отвода земель утверждаются Госстроем Российской Федерации. Кроме того, установлены и Действуют нормы бесплатной передачи земель в собственность граждан для ведения сельского хозяйства, подсобного хозяйства, садоводства, а также жилищного строительства ;

    по водным объектам применяются утверждённые органами водного хозяйства лимиты потребления вод для орошаемого зем­леделия, животноводческих комплексов, промышленного по­требления, эксплуатации систем коммунального хозяйства (водоснабжения и канализации);

    в области охраны, использования и воспроизводства лесов главным лимитирующим показателем является расчётная лесосека, определяющая равенство между количеством ежегодного при­роста леса и вырубаемой в порядке заготовок древесины . Су­ществуют также и другие лимитные показатели, устанавливае­мые органами лесного хозяйства, такие как количество граждан, одновременно пребывающих в лесу; число той или иной популя­ции животных, от которых зависит состояние леса (например, лосей, поедающих молодую зелёную поросль, кабанов, разру­шающих корни деревьев в поисках плодов, и т.д.);

    в области охраны и использования животного мира разраба­тываются лимиты по отстрелу, отлову животных, птиц и рыбы. Лимиты утверждаются на сезон, отдельные периоды охоты или рыболовства, в целом по водоёму или охотничьим угодьям, по отдельным лицам или охотничьим, рыбопромысловым хозяйст­вам .

Цель установления этих и подобных им лимитов двойная - природоохранная и экономическая (сбор платы за нормативное и сверхнормативное потребление ресурсов). Средства, получен­ные от пошлины за потребление ресурсов, идут на их воспроиз­водство и рациональное использование.

Действия по контролю за предельно допустимыми сбросами, выбросами, размещению отходов (вредных веществ) также пред­ставляют собой вид природопользования. В этом случае лимити­рование решает природоохранные задачи путём экономического стимулирования источника загрязнения к сокращению отходов (использование экологических фондов, которые аккумулируют средства, поступающие за выбросы, сбросы, захоронение вред­ных веществ).

8.4. Договорные формы в природопользовании

К договорным формам в природопользовании и относят:

    арендные отношения в области природопользования;

    договорные отношения на рынке экологических услуг;

    договоры комплексного природопользования;

    договорные услуги.

Суть этих форм договоров в природопользовании состоит в конкретизации прав и обязанностей землепользователя, собст­венника и землевладельца, например, по целевому использованию земельного участка, срокам начала и завершения строительных работ, проведению работ по благоустройству территории и др. Эти же функции сохраняются и при временном отводе земель под разные цели.

В последние годы договоры как форма природопользования имеют всё более широкое применение и играют самостоятель­ную роль по мере экономизации охраны окружающей среды, бо­лее широкого внедрения в экологические отношения экономи­ческих методов регулирования. При этом в сфере экологии, где особую роль играет содержание, а не форма отношений, чаще всего используют договоры инновационного типа. Например, в хозяйственных отношениях стороны вправе заключить любой договор в природопользовании, если он не противоречит дейст­вующему законодательству.

Наибольшее развитие получает известный гражданскому праву тип договора - аренда. В земельных отношениях она впер­вые появилась в сфере природопользования. Затем аренда усту­пила место более эффективным и привлекательным видам, та­ким как владение и собственность. В других, например в сфере услуг в природопользовании, аренда ещё с трудом пробивает себе дорогу.

Недра, воды, леса и животный мир по отраслевому законода­тельству продолжают оставаться государственной собственно­стью. Разница в том, что в отличие от исключительной советской современная государственная собственность стала многоуровне­вой, т.е. собственностью Федерации, её субъектов или муници­пальных образований.

Вслед за арендой, которая ещё только развивается в области лесопользования, рыбного и охотничьего хозяйства, рекреации, обозначаются другие виды договоров. Так, Закон о недрах предусматривает концессии - договор о передаче в эксплуатацию на определённый срок природных богатств и других объектов, принадлежащих государству. Появляется перспектива на дого­ворных началах оказывать различного рода экологические ус­луги.

Но, несмотря на то что договорная система настойчиво прони­кает в сферу экологических отношений, договор не будет занимать самостоятельного места. По-прежнему основанием для возник­новения природоресурсного отношения будет считаться лицен­зия, а договор - средством её конкретизации и выполнения.

Предметом арендных отношений в области природопользо­вания является характер использования земельных, водных, лес­ных, рекреационных и других ресурсов. В соответствии с догово­ром на аренду природных ресурсов одна сторона - арендодатель - обязуется передать другой стороне - арендатору - для целевого хозяйственного использования конкретно определённые виды природных ресурсов (земельные, лесные, лечебно-оздорови­тельные, водные, рыбохозяйственные, охотничьи и др.) на уста­новленный договором срок. Арендатор обязуется вносить обу­словленную договором арендную плату и соблюдать правила рационального использования и охрану природных ресурсов.

В договоре аренды природных ресурсов в качестве арендода­теля выступает владелец либо собственник природных ресурсов. Таковыми в нашей стране могут быть Федерация, её субъекты, автономные образования, города и районы (муниципальные об­разования).

Арендатором в договоре аренды природных ресурсов может быть любое правоспособное физическое или юридическое лицо: государственные, кооперативные, общественные предприятия, организации, граждане, совместные предприятия, международ­ные организации и объединения, ассоциации, крестьянские и коллективные хозяйства и т.д.

Так как договор аренды природных ресурсов не ограничи­вается исключительно хозяйственной эксплуатацией ресурсов, то он может преследовать не только экономические, но и эколо­гические, лечебно-оздоровительные, рекреационные и другие цели.

Несмотря на многообразие природных ресурсов как объек­тов договора и различий в целях их использования, все права и обязанности арендатора сводятся к следующему:

    целевому использованию ресурсов;

    рациональному использованию ресурсов;

    выполнению обусловленных договором мероприятий по охране и воспроизводству ресурса, пресечению его возможного истощения и разрушения;

    соблюдению экологических требований;

    уважению прав и интересов соседних (смежных) природопользователей;

    возмещению причинённых убытков;

    своевременной плате за пользование ресурсом.

Следует отметить, что практика арендных отношений в об­ласти природопользования имеет тенденцию к единодушию уча­стников сторон относительно порядка заключения договора, который в свою очередь предусматривает обязательное выполне­ние следующих условий:

    подача заявки заинтересованной организацией, граждани­ ном с указанием цели аренды природных ресурсов;

    изучение возможностей использования природных ресур­ сов для обозначенных целей (здесь не исключена и экологиче­ ская экспертиза);

    изучение возможностей заявителя реализовать данную Цель на условиях договора;

    проведение конкурса или аукциона;

    оформление заявки по результатам конкурса или аукциона и заключение договора.

В арендных отношениях в области природопользования не сложилось правило установления единых сроков действия дого­воров. Так, для лесной и водной аренды срок действия лицензии

составляет 1 год, а на охотничьи угодья аренда заключается сро­ком от 2 до 5 лет .

При этом арендодатель вправе досрочно расторгнуть договор аренды при невыполнении арендатором его условий (в частно­сти, при нецелевом использовании ресурсов, невыполнении ме­роприятий по их охране и рациональному использованию, на­рушениях требований экологической защиты).

Наряду с объективными причинами расторжения договора, например изъятие природного ресурса по постановлению госу­дарственного органа, в результате ликвидации юридического лица, заключившего договор, на практике применяются и субъективные причины. Арендатор несёт имущественную ответ­ственность за невыполнение или ненадлежащее исполнение ус­ловий договора.

Практика арендных отношений в области природопользова­ния только развивается на нормативно-правовой основе. На­пример, в области животного мира, рекреации лесов и вод дейст­вуют пока ведомственные методические разработки.

Стремление создать рынок природных ресурсов без ущерба для состояния окружающей среды и с надеждой на её возможное улучшение породило за последние годы целую серию новаций в сфере природопользования.

В литературе длительное время обсуждаются идеи экологиче­ ского маркетинга, суть которых сводится к тому, чтобы меры по охране окружающей среды стали объектом прибыли или, наобо­рот, прибыль, получаемая от использования природных ресур­сов, одновременно обеспечивала бы охрану и воспроизводство этих ресурсов.

Дебатируется вопрос о развитии рынка экологических ус­луг на базе широких договорных связей с привлечением част­ного капитала и с расширением частнопредпринимательской деятельности.

В Законе РФ «Об охране окружающей среды» предусмот­рен новый вид договора в области природопользования - договор о комплексном природопользовании. Комплексное природопользование является одним из прин­ципов охраны окружающей среды, а заключение такого договора продиктовано необходимостью реализации принципиальных основ природопользования.

Под комплексным природопользованием понимают действия по использованию одного или нескольких природных ресурсов одновременно с учётом правил охраны окружающей среды и со­блюдением требований рационального использования и воспро­изводства природных ресурсов .

Договорные обязательства при оформлении комплексного природопользования обусловлены тем, что практически всегда использование одних природных ресурсов неизбежно затрагива­ет интересы охраны и рационального использования других.

Например, лицензии на разработку недр с целью добычи по­лезных ископаемых пока не регулируют вопросы охраны земель, вод, лесов. А эти вопросы должны быть затронуты при развёрты­вании работ по добыче полезных ископаемых, иначе такого рода хозяйственная деятельность неизбежно приведёт к разрушению природной среды. Поэтому договоры по комплексному приро­допользованию устраняют этот пробел.

В качестве предмета договорных услуг в обиход стало входить понятие «экологические услуги». В перечень этих услуг вошли такие виды деятельности, как экологическое страхование, эколо-го-правовое обеспечение, деятельность экологических фондов, учебно-консультативная работа, издательское дело, нормирова­ние и оценка качества окружающей среды и т.д.

Сторонами в таком договоре могут являться административ­ные органы Министерства природных ресурсов России, высту­пающие в роли заказчика, или государственные, кооперативные, общественные, частные, иностранные, международные приро-допользователи, действующие в качестве заказчика, и предпри­ятия-исполнители экологических услуг, действующие в качестве подрядчиков.

Подрядчиком может выступать и отдельное физическое лицо, обязующееся по договору выполнить конкретную услугу, в том числе прочитать лекцию, написать методическую раз­работку, составить проект нормативного акта, написать учеб­ник и т.д.

На основании лицензии природопользователь ставит перед органами охраны окружающей среды вопрос о заключении дого­вора. Комитет по экологии города, района, субъекта Российской Федерации изучает все документы, характеризующие намерения природопользователя по эксплуатации природного ресурса, и назначает экологическую экспертизу.

Заключение договоров осуществляют органы исполнитель­ной власти города, района, субъекта Федерации в зависимости от того, кто владеет природными ресурсами. Орган исполнительной власти может распоряжаться только теми ресурсами, в отноше­нии которых он выполняет полномочия собственника либо вла­дельца.

Договор возлагает на природопользователя обязанности по рациональному использованию природных ресурсов и соблюде­нию требований охраны окружающей среды, а также норм эко­логической безопасности. За невыполнение условий договора или нарушение их природопользователь несёт ответственность и обязан возместить причинённый вред.

8.5. Экологическая экспертиза проектов природопользования

Цель экологической экспертизы - провести оценку влия­ния использования природного ресурса (сброса или выброса продуктов отходного производства) на состояние окружающей среды.

Экологическая экспертиза является предупредительной ме­рой, позволяющей предотвратить вредоносную деятельность со стороны пользователя природных ресурсов. Она проводится в виде предварительной проверки соответствия хозяйственных решений, деятельности и её результатов требованиям охраны окружающей среды, рационального пользования природными ре­сурсами, а также требованиям экологической безопасности об­щества.

Однако не всякая профилактическая работа по вышеуказан­ному соответствию требований может считаться экологической экспертизой. Предварительная проверка может принять форму теологической экспертизы, если она выполнялась специальной

комиссией.

Различают следующие виды экспертизы:

    государственная экологическая экспертиза назначается уполномоченным органом государства в области охраны окружающей среды. Её выводы имеют силу подведомственного документа, обязательного к исполнению. Порядок проведения государственной экспертизы определён Положением о проведении государственной экспертизы, принятым Постановлением Правительства РФ № 1008/00 от 27.10.2000 г. и Федеральным законом № 174-ФЗ (ред. От 8.05.2009) «Об экологической экспертизе» (принят ГД ФС РФ 19.07.1995) ;

    ведомственная экологическая экспертиза может проводиться по приказу соответствующего ведомства. Её результаты сохраняют силу внутри соответствующей ведомственной структуры, если они не противоречат выводам государственной экологической экспертизы;

    общественная экологическая экспертиза организуется по инициативе общественных объединений и проводится не государственными структурами. Её заключение имеет форму

    научная экологическая экспертиза проводится по инициативе научных учреждений или высших учебных заведений. Она может быть проведена по инициативе отдельных учёных или на- учных коллективов. Её заключение носит информационный характер.

Экологическая экспертиза включает в себя сбор информа­ции, её обобщение, рассмотрение материалов на комиссии, оценку материалов экспертизы и составление заключения.

Основные принципы экологической экспертизы сформули­рованы в Законе РФ «Об охране окружающей среды» . Не­смотря на то что они относятся к государственной экспертизе, их необходимо использовать в любой эколого-экспертной деятельности. Государственная экологическая экспертиза должна стро­иться на принципах обязательности, научной обоснованности, независимости и вне ведомственности при широкой гласности и участии общественности.

Принцип обязательности государственной экологической экспертизы имеет два значения: во-первых, обязательность про­ведения её в тех программах, проектах, сооружениях, которые способны оказать негативное влияние на окружающую среду или здоровье человека. Это значит, что финансирование и осуществ­ление работ по данным проектам и программам может быть раз­решено вышестоящими органами только после положительного заключения государственной экспертизы. Во-вторых, обязатель­ность выполнения тех предписаний, которые содержатся в за­ключении экспертизы.

Принцип научной обоснованности означает, что выводы эко­логической экспертизы должны быть чётко аргументирован­ными, базироваться на положениях охраны окружающей среды и прежде всего на научно обоснованном сочетании экологиче­ских и экономических интересов, обеспечивающих приоритет охраны жизни и здоровья человека, реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружаю­щую среду.

Экологическая экспертиза в природопользовании проводит­ся на законодательной основе. Для её проведения используют Закон РФ «Об охране окружающей среды», Закон РФ «О госу­дарственной экологической экспертизе», ведомственные инст­рукции МПР России, имеющие обязательное значение для всех министерств и ведомств.

Независимость экологической экспертизы призвана обеспе­чить свободу заключения эколого -экспертной комиссии. Она должна руководствоваться только фактами, научными принци­пами их обоснования и действующими законами. Экологическая экспертиза в природопользовании должна отстаивать основные положения охраны окружающей среды, а не интересы отдельно­го ведомства или группы людей.

Широкая гласность о деятельности опасного объекта, на­значении по нему экологической экспертизы являются обя­занностью государственных органов охраны окружающей при­родной среды. Обязательным является также широкое и своевременное информирование этими органами населения об экологической обстановке. Доступность экологической ин­формации также тесно связана с привлечением общественности к участию в проведении экологической экспертизы. Формы такого участия могут быть различны: рассмотрение предложе­ний граждан или общественных объединений о проведении экологической экспертизы потенциально опасного объекта; включение представителей общественности, прессы в состав экспертных комиссий; ознакомление общественности (населе­ния) с результатами экологической экспертизы; проведение референдумов. Законодательная основа участия общественно­сти и граждан в назначении и проведении экологической экс­пертизы заложена в положениях Закона РФ «Об охране окру­жающей среды» .

Субъектами государственной экологической экспертизы должны выступать три стороны: заказчик, подрядчик, потреби­тель.

Заказником является государственная структура, наделённая правом назначать подобную экспертизу - МПР России и её тер­риториальные органы, а в необходимых случаях - органы ис­полнительной власти Российской Федерации либо её субъектов. Подрядчиком является исполнитель задания по экологиче­ской экспертизе. Экспертиза выполняется комиссией, состоя­щей из специалистов, подобранных и назначенных компетент­ным органом.

Потребителем в данной системе общественных отношений выступает предприятие или организация, являющиеся собствен­ником объекта, ставшего предметом экспертного анализа.

Объектами экологической экспертизы могут быть докумен­ты, отражающие ход предшествующей хозяйственной деятельно­сти, негативно воздействующей на природную среду, сама вы­шеназванная деятельность и её продукты.

Детальный перечень промышленных объектов, подлежа­щих государственной экспертизе, установлен в специальном порядке.

Обязательной государственной экспертизе подлежат также экологические обоснования лицензий и сертификатов, проектов нормативной технической и инструктивно-методической доку­ментации в части охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.

Обязательной экологической экспертизе подлежат все эко­логически опасные виды хозяйственной деятельности, требую­щие особого внимания, проведения специальных исследований, дополнительных научных и проектных работ. В их числе: атом­ная промышленность; энергетика; металлургия; нефтехимия; нефте- и газопереработка; химическая промышленность; добыча полезных ископаемых; транспорт нефти и газа, продуктов их пе­реработки; производство целлюлозы, бумаги и картона; произ­водство, хранение, транспортировка и утилизация боеприпасов, взрывчатых веществ и ракетного топлива; транспортировка, хра­нение, утилизация, захоронение токсичных и ядовитых отходов; животноводческие комплексы; птицефабрики; мелиоративные системы; крупные склады для хранения нефтяных, химических продуктов, ядохимикатов и пестицидов.

В стандартах на новую технику, технологию, материалы, ве­щества, выпускаемую продукцию потребления устанавливаются экологические требования с целью предупреждения причинения вреда окружающей природной среде, здоровью и генетическому фонду человека. Проверка соответствия этих объектов требова­ниям экологии - задача экологической экспертизы.

Особым объектом экологической экспертизы является чело­век его жизнь и здоровье во взаимосвязи с окружающей природ­ной средой. Такая экспертиза называется эколого-санитарной. Её задача - установить причинно-следственную связь между со­стоянием здоровья человека (с его изменениями) и вредным воз­действием окружающей среды под влиянием антропогенной дея­тельности. Проведение эколого-санитарной экспертизы имеет принципиальное значение для решения вопроса о возмещении вреда здоровью граждан от неблагоприятного воздействия окру­жающей среды.

Близко к ней стоит эколого-нормативная экспертиза, задача которой исследовать соответствие требованиям экологической безопасности нормативам качества окружающей среды, пре­дельно допустимым концентрациям, выбросов и сбросов вред­ных веществ, предельно допустимому уровню радиационного воздействия, воздействия шума, вибрации, магнитных полей. В процессе такой экспертизы проверяется соответствие норме по­казателей качества окружающей среды с точки зрения здоровья человека, охраны его генетического фонда.

Самостоятельное значение приобретает эколого-правовая экс­пертиза. Её объектом являются законы, указы, правительственные постановления и распоряжения, нормативные акты министерств и ведомств, нормативные акты субъектов Российской Федерации, принимаемые ими в рамках отведённой компетенции.

Субъекты Федерации в принимаемых ими нормативных ак­тах вправе устанавливать свои виды объектов экологической экс­пертизы, обусловленные спецификой местных условий .

Использование природных благ всегда затрагивает экономи­ческие отношения.

Знание этих отношений, а также прав на природопользо­вание в различных его формах позволяет не только повысить эффективность работы предприятий, но и снизить вред, причи­няемый природной среде.

Вопросы и задания для самоконтроля уровня знаний по теме 8

    Укажите формы природопользования.

    Как реализуется порядок лицензирования отдельных видов природопользования?

    Укажите актуальные проблемы регулирования природопользования.

    По каким формам реализуется природопользование?

    Какими основными обязанностями наделены природопользователи и арендодатели?

    Как в России формируется рынок экологических услуг?

    Назовите основные требования рационального использо­вания природных ресурсов.

    Перечислите и обоснуйте основные принципы в государственной экологической экспертизе.

    Перечислите виды лицензий в природопользовании.

Природопользование - является одной из форм эксплуатации природного потенциала и защиты окружающей среды.

Природопользование включает:

  • 1. Извлечение и переработку природных ресурсов, их восстановление и возобновление
  • 2. Использование и охрану природной среды
  • 3. Сохранение экологического баланса (равновесия) экосистемы
  • 4. Природопользование - научная дисциплина, которая изучает законы, принципы и методы взаимодействия экоприроды, рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Предметом природопользования является оптимизация взаимодействия человека и природы.

Задача природопользования, как науки:

  • 1. Исследование
  • 2. Разработка научных и общих принципов, форм и методов осуществления деятельности человека по использованию природных ресурсов, основными результатами должны стать рекомендации по рационализации использования ресурсов, воспроизводству природных богатств и улучшению природной среды для жизнедеятельности человека.

К основным законам природопользования относят:

  • 1. Закон оптимальности
  • 2. Закон внутреннего динамического равновесия экосистем
  • 3. Закон увеличения оборота вовлекаемых природных ресурсов
  • 4. Закон возрастания воздействия общества на окружающую среду
  • 5. Закон снижения эффективности природопользования
  • 6. Закон ограничивающий ресурсы

Основные принципы природопользования:

  • 1. Принцип системного подхода (системный подход)
  • 2. Принцип оптимизации природопользования
  • 3. Принцип опережения типов заготовки добычи сырья темпами выхода полезной продукции. Реферат Косыгина 1975 г.
  • 4. Принцип платности (за всё надо платить)
  • 5. Принцип приоритетности, охраны жизни и здоровья человека. Обеспечение условий.

Суть принципа состоит в том, что он является инструментом отражения и проявления объективного закона государственной политики, т.е. является тем инструментом учета и реализации объективного закона политики государства.

Виды природопользования

  • 1. Общий и специальный п/п (лицензирование и сертификация)
  • 2. Ресурсно-отраслевой
  • 2. Природные ресурсы мира и их классификация

Природные ресурсы - элементы природы, часть всей совокупности природных условий и важнейшие компоненты природной среды, которые используются (либо могут быть использованы) при данном уровне развития производительных сил для удовлетворения разнообразных потребностей общества и общественного производства.

Под классификацией природных ресурсов понимается разделение совокупности предметов, объектов и явлений природной среды на группы по функционально значимым признакам. Учитывая природное происхождение ресурсов, а также их огромное экономическое значение, разработаны следующие классификации природных ресурсов.

Природная (генетическая) классификация - классификация природных ресурсов по природным группам:

  • - минеральные (полезные ископаемые);
  • - водные;
  • - земельные (в т.ч. почвенные);
  • - растительные, (в т.ч. лесные);
  • - животного мира;
  • - климатические;
  • - ресурсы энергии природных процессов (солнечное излучение, внутреннее тепло Земли, энергия ветра и т.п.).

Экологическая классификация природных ресурсов - основана на признаках исчерпаемости и возобновимости запасов ресурсов. Понятием исчерпаемости пользуются при учете запасов природных ресурсов и объемов их возможного хозяйственного изъятия. Выделяют по данному признаку ресурсы:

  • 1. Неисчерпаемые - использование которых человеком не приводит к видимому истощению их запасов ныне или в обозримом будущем (солнечная энергия, внутриземное тепло, энергия воды, воздуха);
  • 2. Почерпаемые невозобновимые - непрерывное использование которых может уменьшить их до уровня, при котором дальнейшая эксплуатация становится экономически нецелесообразной, при этом они неспособны к самовосстановлению за сроки, соизмеримые со сроками потребления (например, минеральные ресурсы);
  • 3. Почерпаемые возобновимые - ресурсы, которым свойственна способность к восстановлению (через размножение или другие природные циклы), например, флора, фауна, водные ресурсы, В этой подгруппе выделяют ресурсы с крайне медленными темпами возобновления (плодородные земли, лесные ресурсы с высоким качеством древесины).

Хозяйственная классификация природных ресурсов - когда природные ресурсы классифицируют на различные группы с точки зрения возможностей хозяйственного использования:

  • а) по техническим возможностям эксплуатации выделяют природные ресурсы:
    • 1. Реальные - используемые при данном уровне развития производительных сил;
    • 2. Потенциальные - установленные на основе теоретических расчетов и предварительных работ и включающие помимо точно установленных технически доступных запасов еще и ту часть, которую в настоящее время нельзя освоить по техническим возможностям.
  • б) классификация природных ресурсов по экономической целесообразности замены - различают ресурсы заменимые и незаменимые.
  • 1. К заменимым относят топливно-энергетические ресурсы (они могут быть заменены другими источниками энергии).
  • 2. К незаменимым принадлежат ресурсы атмосферного воздуха, пресные воды и пр.
  • в) в зависимости от геологической изученности минерально-сырьевые ресурсы подразделяются на следующие категории:
    • 1. Запасы, разведанные и изученные с предельной детальностью, точными границами залегания, и которые могут быть переданы в эксплуатацию.
    • 2. Запасы, разведанные и изученные с детальностью, обеспечивающей выявление основных условий залегания, без точного отображения пространственного положения месторождения.
    • 3. Запасы, разведанные и изученные с детальностью, обеспечивающей выяснение в общих чертах условий залегания.
    • 4. запасы, разведанные, изученные и оцененные предварительно по единичным пробам и образцам.
  • г) по экономическому значению полезные ископаемые делятся на:
    • 1. балансовые, эксплуатация которых целесообразна в данный момент;
    • 2. забалансовые, эксплуатация которых нецелесообразна из-за низкого содержания полезного вещества, большой глубины залегания, особенностей условий работы и др., но которые в перспективе могут разрабатываться.
  • д) среди классификаций природных ресурсов, отражающих их экономическую значимость и хозяйственную роль, особенно часто используется классификация по направлению и видам хозяйственного использования.

Основной критерий подразделения ресурсов в ней - отнесение их к различным секторам материального производства или непроизводственной сферы. По этому признаку природные ресурсы делятся на ресурсы промышленного и сельскохозяйственного производства:

  • 1. Группа ресурсов промышленного производства включает все виды природного сырья, используемого промышленностью. В связи с многоотраслевым характером промышленного производства виды природных ресурсов дифференцируются следующим образом:
  • 1.1. Энергетические, к которым относят разнообразные виды ресурсов, используемых на современном этапе для производства энергии: горючие полезные ископаемые (нефть, газ, уголь, битуминозные сланцы и др.):
    • - гидроэнергоресурсы (энергия речных вод, приливная энергия и т.п.);
    • - источники биоэнергии (топливная древесина, биогаз из отходов сельского хозяйства.);
    • - источники ядерной энергии (уран и радиоактивные элементы).
  • 1.2. Неэнергетические ресурсы, представляющие сырье для различных отраслей промышленности или участвующие в производстве согласно его техническим особенностям:
    • - полезные ископаемые, не относящиеся к группе каустобиолитов (рудные и нерудные);
    • - воды, используемые для промышленного производства;
    • - земли, занятые промышленными объектами и объектами инфраструктуры;
    • - лесные ресурсы промышленного значения;
  • 1.3. Биологические ресурсы промышленного значения.

Современная система, включающая в себя экономику и экологию, рассматривает виды природопользования как форму обмена веществ, связанную как с природной средой, так и с промышленными процессами и деятельностью общества.

Общая терминология

Разбирая понятие и виды природопользования, необходимо в первую очередь сформулировать точное определение этого термина. Под природопользованием современные экологи и экономисты понимают такую совокупную деятельность, которая объединяет широкий спектр хозяйственных мероприятий. Комплексно все это сильно влияет на природную среду, окружающую человека. Понятие и виды права природопользования находятся в тесной взаимосвязи с промышленным развитием и особенностями формирования непроизводственной сферы. Кроме того, ответственная за природопользование область законодательства регулирует возможности сельского хозяйства.

Основная цель видов и форм природопользования - комплексное влияние на среду, в которой проживает человек, что приводит к увеличению общественного производства. При этом необходимо анализировать потребности населения и вести деятельность в соответствии с их корректировками.

Цели и задачи

Задача, которая ставится перед основными видами природопользования - это удовлетворение общественных потребностей. Человеку необходимы естественные ресурсы, и именно эта сфера права, экономики и экологии позволяет дать ему их в нужной мере. Одновременно с этим практикуемые современной властью, обществом виды управления природопользованием позволяют создать условия, в которых естественные ресурсы могут в нормальном либо расширенном режиме воспроизводиться, что приводит к лучшей продуктивности, эффективности среды вокруг цивилизации.

Современные виды деятельности природопользования направлены на минимальный расход общественного труда. Достигается это путем оптимизации применения природных ресурсов. Если речь идет о невозобновимых ресурсах, тогда природопользование обязывает рационально, максимально экономно расходовать вещества. Также к видам природопользования относятся мероприятия по преобразованию ландшафтов, которые должны быть только лишь целенаправленными, оправданными, а необходимость в проведении таковых - доказана. Это установлено действующими законами, направленными на сохранение природных ресурсов.

Принципы природопользования

Общая характеристика права природопользования, видов природопользования невозможна без формулировки четких принципов, которым подчиняется эта деятельность. В частности, методики, применяемые в рамках производственных, социальных процессов, влияющих на природу, их характер должны соответствовать условиям строго определённой местности. Задача общества - предсказывать результат влияния на природу и предотвращать отрицательное воздействие на окружающую среду, насколько это предоставляется возможным.

Современное представление о видах общего природопользования регламентирует увеличение активности процесса освоения ресурсов, предоставляемых природой. Одновременно с этим ценные эстетически или с точки зрения науки объекты должны охраняться специальным образом в целях предотвращения ущерба. Когда говорят о видах природопользования, обязательно упоминают, что таковые обязывают определять очередность применения ресурсов, оправданную экономической целесообразностью.

Виды природопользования и задачи сферы

Современная экология, экономика и юридические науки обязывают использовать ресурсы, предоставляемые человечеству природой, комплексно. Это позволяет сформировать разумный, экономичный, продуктивный рабочий процесс в рамках народного хозяйства. Важно постоянно модернизировать технику и технологии, чтобы процесс добычи полезных ископаемых, обогащения, переработки полученных веществ сопровождался минимальными потерями ценного материала или вовсе отсутствием таковых.

Современные виды природопользования завязаны на идее экологизации производственных процессов человечества. Для этого необходимо применять все доступные меры и ресурсы, методики и инструментарий.

Природопользование: классификация

Один из основных видов природопользования - это потребление ресурсов. В рамках этой разновидности выделяют три варианта мероприятий. В первую очередь это добыча ресурса, предполагающая обнаружение такового, исследовательский процесс, подготовительные мероприятия и собственно извлечение. Следующий вариант - пользование, не сопровождающееся извлечением ресурса. Наконец, есть возможность применения окружающих территорий как места для сбора отходов потребленческих, производственных процессов.

Еще один вид природопользования - это конструктивная корректировка. В рамках этих мероприятий говорят о комплексных программах, позволяющих преобразовывать среду, в которой живет человек. При этом некоторые свойства можно улучшать - например, обогащать территории или создавать искусственные системы полива. Природопользование - это еще и защита территории от стихии, а также устранение результатов деятельности человека на некотором участке земли.

Воспроизводство и охрана

Аспект воссоздания ресурсов, использованных человеком в рамках жизни социума - это важная тема, довольно долгое время вовсе не привлекавшая к себе внимание широких масс. В настоящее время она поднимается достаточно активно, в том числе и защитниками окружающей среды, поэтому виды права природопользования, связанные с восстановительными процессами, рассматривают три основных варианта: восстановление, создание условий, в которых ресурсы могут восстанавливаться самостоятельно, и воспроизводство ресурсов. Восстановление предполагает очищение территории, рекультивацию участков. Чтобы ресурсы, способные самостоятельно возобновляться, могли это делать, как правило, необходимо ввести законы и правила по охране участков. Непосредственное восстановление предполагает искусственное формирование биогеоценозов. Общество должно разводить леса, в ряде случаев требуется опреснение вод.

Есть также виды права природопользования, связанные с охраной ресурсов, среды. Они направлены на предотвращение отрицательного влияния потребительских, производственных процессов, происходящих в социуме, на окружающее пространство. Одновременно с этим необходимо охранять некоторые зоны - как правило, это делается методом консервации. Задача общества - сохранить генетическое многообразие жизни на нашей планете, и именно на это направлены нормы природопользования.

Контролировать и следить

Чтобы практикуемые мероприятия в рамках разумного природопользования отвечали законным нормативам, экономическим, моральным, общественным требованиям, необходим постоянный контроль этой сферы. В настоящее время практикуется учет природных ресурсов с регулярной инвентаризацией и контролем за сохранностью территории. Человек берет на себя обязательства по корректировке состояния ресурса, среды.

На человеческое сообщество в рамках понимания идеи природопользования возлагается ответственность за управление процессами использования ресурсов окружающей среды. Техническая, научная революция, столь существенно увеличившая производственные объемы по всей планете, сделала отношения человека и природы намного сложнее, нежели это было несколько столетий тому назад. В силу этого факта в настоящее время человек должен активно участвовать в воспроизводственных процессах ресурсов природы. Многие специалисты обращают внимание на то, что именно в настоящее время как никогда нужно комплексно корректировать природную среду, чтобы при сохранности разнообразия и ресурсов общество могло применять находящиеся на планете полезные компоненты с максимальным уровнем эффективности.

Не стоим на месте

В прежние времена природопользование было довольно узким понятием. Как правило, в него закладывали только лишь идею потребления производимого природой ресурса. В настоящее время тема стала существенно шире, так как необходимо защищать среду и контролировать процессы ее расходования. Все эти отрасли находятся в тесной взаимосвязи. Человеческая деятельность по преобразованию природы планеты тесно связана с охраной среды и проблематикой, встающей перед экологами.

Последствия преобразования окружающей среды зачастую провоцируют необходимость срочно принимать меры по сохранению нарушенного экологического баланса. Характерный, наглядный пример - водохранилища, в обилии созданные человеком по всей планете. Формирование таких объектов и их применение в деятельности человека создает повышенную необходимость защиты водных ресурсов. Загрязняющих факторов - огромное количество. Это и стоки от разных объектов, и сельское хозяйство, и промышленность. Водохранилища имеют очень низкую способность очищаться самостоятельно (что особенно заметно в сравнении с реками), но именно от водохранилищ питаются обычно крупные города. Это требует особенно внимательно относиться к проблеме.

Воспроизводить ответственно

Современный разумный подход к ответственному воспроизводству ресурсов окружающей среды предполагает ряд мероприятий, позволяющих охранять природу, ресурсы. Речь идет об очистке сточных вод, отработанного воздуха. В последние годы все более масштабной становится рекультивация земель. Это позволяет в некоторой степени снизить загрязненность вод, воздуха. В то же время нельзя сказать, что это мероприятия только по охране природы, так как они следуют из охраны и представляют собой ликвидацию негативного человеческого влияния на окружающую среду.

Воспроизводство, с другой стороны, находится в тесной взаимосвязи с деятельностью по охране окружающей среды и контролируется ею. Так, если выделена зона охраны водных ресурсов, сто гектаров лесопосадок такой территории позволяют сохранить восемьдесят с половиной тысяч воды в чистом состоянии. Формирование тонны сухого дерева при фотосинтезе связано с расходом почти трех тонн углекислого газа и продуцированием полутора тонн кислорода. Гектар сосновых посадок за год создает три десятка тонн кислорода, включая озон.

Природопользование: другой подход к термину

Альтернативный вариант понимания этого термина предполагает выделение трех видов деятельности: экономическая, культурная (оздоровительная), экологическая. При этом разделяют специальное природопользование, общее. На общих основаниях никакого специального разрешения получать не требуется - граждане реализуют это право постоянно. Даже естественные потребности - дыхание, питание, пользование водой - это уже реализация общего вида природопользования.

Под специальным видом принято понимать такое потребление, которое осуществляется некоторым юрлицом, физическим лицом. Чтобы вести деятельность, сперва необходимо получить разрешение от государственной инстанции по установленному образцу. Природопользование специального вида всегда имеет конкретную цель, указанную в разрешении. Предусмотрено деление на разновидности при учете объекта, используемого в промышленном процессе. Это может быть пользование землей, воздухом, фауной, водой, лесом. В нашей стране принят ряд кодексов и федеральных законов, призванных регулировать особенности природопользования, в том числе в специфических отраслях. Без лицензии специальное природопользование незаконно и наказывается по нормативам правовых актов.

Землепользование

Этим термином принято определять нормы права, а также отношения, которые ими инициированы и призваны регулировать порядок, условия рационального пользования земельными ресурсами. Каждый гражданин имеет право вести фермерское хозяйство и личное подсобное и реализовать через это землепользование. Есть возможность построить жилище, обслуживать его, развести садовое хозяйство или домашних животных. Можно построить дачу - это тоже землепользование, осуществляемое частными лицами. Можно использовать землю для реализации промыслов, традиционных для местности. Права получают те, кому они переходят по наследству, а также покупающие жилой дом. Пользование бывает временным, но можно получить и постоянное право.

Пользование недрами и лесом

В рамках этого права издано несколько норм, которые регламентируют рациональность: условия, которым необходимо соответствовать, порядок использования ресурса. Работать с недрами можно только при условии предварительного получения лицензии, а основания для ее выдачи должны соответствовать конституционным нормативам и пунктам, указанным в кодексах и федеральных законах.

Пользование лесом предполагает соответствие ряду правовых норм государственного уровня. В них прописана многоцелевая сущность реализации права пользования, тесно связанная с процессами восстановления лесных участков и сохранения уже имеющихся в стране. Пользователи леса имеют определённые оговоренные законами права, но на них возложены и обязательства, обусловленные ответственным пользованием природным ресурсом.

Страница 1 из 2

Понятие и общая характеристика права природопользования

Оценивая значение природопользования в рамках экологического необходимо иметь в виду, что оно служит не только средством удовлетворения разнообразных потребностей человека и поддержания жизни, но одновременно является и наиболее значимым фактором вредного воздействия на природу.

Право природопользования - это система норм, регулирующих отношения по использованию природных богатств. Иначе говоря, это институт экологического права, который представляет собой систему норм, регулирующих использование природных ресурсов, совокупность прав и обязанностей, возникающих в связи с использованием природных ресурсов. Такие нормы содержатся главным образом в природоресурсном законодательстве - земельном, водном, горном, лесном, фаунистическом. Некоторые положения, касающиеся природопользования, предусмотрены также в Федеральном законе "Об охране окружающей среды", иных актах.

Право природопользования может оцениваться в разных качествах :

Совокупность норм, регулирующих отношения природопользования, образует комплексный правовой институт права природопользования.

Как правоотношение право природопользования определяется совокупностью прав и обязанностей, которые принадлежат сторонам в конкретном отношении по поводу использования земли, недр, вод и т.д.

Как правомочие право природопользования представляет собой принадлежащее природопользователю субъективное право, содержание которого включает правомочия владения, пользования и распоряжения предоставленным в пользование природным ресурсом.

Виды права природопользования

В природоресурсном законодательстве и науке экологического права выделяется ряд классификаций видов права природопользования.

Право природопользования подразделяется на следующие виды:

1. в зависимости от объекта природы:

  • право землепользования;
  • право недропользования;
  • право водопользования;
  • право пользования атмосферой;
  • право лесопользования;
  • право пользования растительным миром вне лесов;
  • право пользования животным миром.

2. в зависимости от требования по наличию разрешительной документации:

  • право общего природопользования (гарантированная законом возможность для всех пользоваться свободно и бесплатно природной средой);
  • право специального природопользования (представляет собой право использования природных ресурсов с обязательным получением соответствующих разрешительных документов).

3. в зависимости от срока пользования:

  • бессрочное;
  • долгосрочное;
  • краткосрочное.

4. в зависимости от способа использования:

  • осуществляемое с изъятием природного ресурса из природной среды;
  • осуществляемое без изъятия природного ресурса из природной среды.

Каждый из указанных выше видов природопользования может быть подразделен на подвиды в зависимости от цели использования . Так, земля может использоваться для нужд с/х, лесного хозяйства, промышленности, энергетики и т.д. Основания возникновения, изменения и прекращения права природопользования различаются в зависимости от вида используемого природного объекта.

Для удовлетворения разнообразных потребностей населения и ведения хозяйственной деятельности в регионе, природопользование должно быть дифференцировано по типам природопользования, обеспечивающим:

Овладение естественными ресурсами с получением нужной энергии и первичных материалов;

Обеспечение связи мест получения энергии и первичных материалов с пунктами переработки последних в продукцию, а мест производства продукции - со всеми точками ее потребления;

Приспособление всех районов жизнедеятельности населения, с поддерживающим жизнь потреблением, к условиям окружающей среды;

Сохранение свойств среды, признаваемых необходимыми для жизнедеятельности населения.

В настоящее время в природопользовании принято выделять четыре основных вида, имеющих определенные различия в практическом использовании и присущие им особенности территориальной структуры. По используемым свойствам и характеру зависимости от природы, можно выделить две основные группы отраслей хозяйства (преимущественно ресурсопотребляющие и ресурсосберегающие), обусловленные характером его связи с природой, а в них четыре вида природопользования.

Рассмотрение природопользования как единой сферы деятельности осложняется тем, что трудовая деятельность населения узко специализирована по видам природопользования, а в рамках производственной деятельности - по отдельным отраслям хозяйства. Каждый из этих видов и отраслей по-своему связан с природой и зависит от нее, воздействуя, используя или изменяя отдельные компоненты природной среды. Характер подобной связи определяется тем, что тот или иной вид деятельности использует в природе компоненты, являющиеся естественным условием и ареной деятельности всех отраслей хозяйства. По этому критерию выделяются основные формы территориальной структуры главных видов природопользования. Следует заметить, что имеются различные подходы к выделению основных видов и типов природопользования, нет единой общепринятой методики их выделения.

Анализ различных классификаций показал, что все они выделяют четыре основных вида природопользования. Так, по классификации разработанной в МГУ К. Зворыкиным (1993), выделяются следующие виды природопользования.

I. Производственное природопользование: сельскохозяйственное, энергообеспечение, водоснабжение, горнопромышленное (наземное и подземное), горнопромышленное морское на шельфе, лесохозяйственное, наземное охотопромысловое, морское охотопромысловое, хранилищно-складское, фабрично-заводское, отходно-отвалочное, вспомогательное, включая строительное, рекультивационное и средоулучшающее мелиоративное.

П. Пространственно-увязывающее природопользование: транспортно-морское, транспортно-речное и озерное, транспортно-авиационное, энергопередаточное, железнодорожное, автодорожное, гужевое и пешеходное.

III. Коммунальное природопользование: городское и прочее селитебное, научно-учебное (в природе), культурно-мемориальное, спортивно-оздоровительное, лечебно-курортологическое, рекреационное.

IV. Средоохранное природопользование, водоохранное, природоохранное (в отношении видового генофонда растений и животных, редких естественных явлений и объектов), запасное (в отношении всех других видов природопользования).

Перечисленные выше виды природопользования - формы овладения естественными ресурсами природной среды и территориями для всех видов жизнедеятельности населения в относительно доступных экотрудовых условиях.

Иной подход представлен в классификации, разработанной в Институте географии РАН (Рунова, Волкова, Нефедова и др., 1993). Взяв за основу данную разработку, А. В. Евсеев предложил свой вариант классификации регионального природопользования. На наш взгляд, она весьма удобна при анализе состояния природной среды и картографировании природопользования в регионах России. В этой классификации приведена группировка главных видов природопользования, выделены четыре основных вида территориальной структуры: фоновое, очаговое, крупноочаговое и дисперсное природопользование (рис. 1).

I. Фоновое природопользование - основано на территориально широком использовании естественных ресурсов, угодий, тесно связанных с зональными особенностями природных ландшафтов. К данному виду относятся следующие отрасли ресурсопользования: сельское, лесное, промысловое хозяйства, которые тесно связаны с зональными особенностями ландшафтов. Эти отрасли заинтересованы в сохранении нужной им природной среды. К фоновому относится и традиционное природопользование, то есть тип сложившейся хозяйственной деятельности, основанной на использовании естественных ресурсов (земельных, пастбищных, охотничьих), как правило, максимально адаптированной к местным условиям природной среды, составляющей основу традиционной культуры и образа жизни населения. Подобный тип природопользования характерен в настоящее время для территорий проживания, например, коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

II. Крупноочаговое природопользование - характеризуется ареальным, узловым или групповым типом размещения производств, добывающих, использующих и перерабатывающих природные ресурсы, а местные ландшафты для которых - лишь место функционирования крупных технических сооружений и размещения массовых отходов производства со значительными нарушениями, загрязнением природной среды. Для данного вида природопользования характерным являются базовые отрасли хозяйства: горнодобывающая, целлюлозно-бумажная и химическая промышленность, металлургия, энергетика, машиностроение (особенно транспортное, тяжелое), добыча и переработка углеводородного сырья (нефть, газ). Данные отрасли заинтересованы лишь в объемах добываемого ресурса, а также в определенных условиях его добычи, связанных с рельефом, климатом, водными ресурсами, грунтами. С этим видом природопользования связано формирование так называемых импактных районов (зон), или территорий, подверженных интенсивному антропогенному воздействию, для которых характерно сильное загрязнение, механическое нарушение, значительная деградация многих компонентов природной среды. На таких территориях наблюдается кризисная, критическая, а в отдельных случаях и катастрофическая экологическая ситуация, с глубокими и необратимыми изменениями отдельных компонентов природной среды, утратой естественных ресурсов и резким ухудшением условий проживания населения, вызванных в основном многократным превышением допустимых техногенных нагрузок на местные ландшафты. В настоящее время импактные зоны (района) сформировались во многих промышленных регионах России.


III. Очаговое природопользование - связано с системой расселения и развития отраслей хозяйства, использующих местные природные ресурсы или технологии, не вызывающие значительных изменений (в том числе загрязнений) окружающей природной среды. Экологическая ситуация на отдельных территориях может быть напряженной или конфликтной, при которой происходят незначительные в пространстве и во времени изменения в ландшафте, в том числе в средо- и ресурсовоспроизводящих свойствах, что ведет к сравнительно небольшой перестройке структуры ландшафтов и восстановлению в результате осуществления процессов саморегуляции природного комплекса или приведения несложных природоохранных мер. Этот вид природопользования обычно связан с хозяйственной деятельностью отдельных предприятий машиностроения (приборостроения, легкое машиностроение и т. д.) и пищевой промышленности, с центрами лесозаготовки и переработки древесины, с транспортными узлами. Данные отрасли хозяйства не предъявляют жестких требований к ландшафтам как к месту размещения производства, но иногда создают проблему трудно ассимилирующихся природой отходов.

IV. Дисперсное природопользование - основано на хозяйственной деятельности, для которой необходимо определенное сочетание природных свойств ландшафтов, что является основным условием ее размещения в данном месте, а также ориентированное на максимальное их сохранение. В основном в ландшафтах - районы рекреационной деятельности, заповедники, национальные парки и другие охраняемые природные территории. Все эти виды деятельности тесно связаны с местными ландшафтами. Для этого вида природопользования характерна удовлетворительная экологическая ситуация, естественная эволюция, а из-за отсутствия видимого прямого или косвенного антропогенного воздействия все свойства ландшафтов сохраняются. Дисперсное природопользование в настоящее время включает природоохранное и рекреационное природопользование.

Целостность картины природопользования в регионе придает сетево-узловые и линейные формы, характерные для транспортно-коммуникационных, водно-мелиоративных, распределительных видов деятельности, которые объединяют вышеперечисленные виды в единый каркас, придают особую конфигурацию их пространственным сочетаниям.

В природопользовании России сочетаются рассмотренные выше территориальные формы и уровни его организации. Выделяются четыре иерархических уровня территориальной организации природопользования (Рунова, 1993):

Природно-зональный, образуемый сочетанием фоновых отраслей природопользования;

Регионально-зональный, отражающий территориальную дифференциацию фоновых отраслей, в первую очередь по уровню их интенсивности;

Фоново-узловой (сетево-ареальный), формируемый под влиянием системы расселения, уровня урбанизированности, размещения азональных (очагово-дисперсных) форм природопользования, коммуникационной сети, интенсивности фоновых отраслей;

Локальный (местный), формируемый местными особенностями природных ландшафтов и ресурсных угодий, взаиморасположением природопользователей и их географическим положением, в целом отражающий преобладающий тип (вид) природопользования.

Таким образом, территориальная организация природопользования имеет черты, присущие как природным, так и социально-хозяйственным системам. Выделение четырех уровней в структуре природопользования позволяет выявить специфику возникающих на каждом из этих уровней проблем ресурсообеспечения, охраны окружающей среды и сохранения природы. При этом появляется возможность проанализировать применяемость к каждому из них выработанных в географии подходов к решению этих проблем и определить недостающие звенья, исследования которых могут послужить основой для организации географических работ в области природопользования.

Особо следует отметить и наличие в ряде регионов конфликтной ситуации между отдельными видами природопользования. Часто она наблюдается между крупноочаговым - фоновым и дисперсным, реже между фоновым и дисперсным природопользованием. Это связано с активной хозяйственной деятельностью, которая в условиях рыночной экономики приводит к жесткой конкуренции при использовании естественных и особенно земельных ресурсов и вызывает ухудшение качества отдельных компонентов природной среды. В качестве примера можно привести проблему национального парка "Югыдва" в Республике Коми, где на часть территории национального парка претендует горнодобывающая отрасль (разработка месторождений углеводородного сырья в районах ведения традиционного хозяйства коренных народов Севера России).

Фоновое природопользование (представленное в основном сельским, лесным и промысловым хозяйством) распространено повсеместно и является основой при анализе структуры природопользования в регионах, представляя собой фон для других видов: крупноочагового, очагового и дисперсного.

Региональные особенности фонового природопользования представлены в табл. 1. Т. Г. Руновой и др. (1993) на европейской территории бывшего СССР выделено шесть микротипов фонового природопользования и 17 типов, отражающих в первую очередь характер сочетания форм и уровней интенсивности природопользования. Их географическое положение показано на рис. 2.

Таблица 1

Типы фонового природопользования (Рунова и др., 1993)

Картина пространственного распределения фонового природопользования, формируемая сочетанием совокупности факторов, довольно сложная. Например, широтно-зональное распределение сельско-лесохозяйственных типов природопользования (микротипы I-IV) сочетается с азональностью распределения сельско-рекреационно-лесных типов (микротип V), который приурочен к экономически развитым урбанистическим регионам и характеризуется повышенной активностью и продуктивностью природопользования. Выявленные различия фонового природопользования очень устойчивы. В современных условиях приоритетное развитие других видов природопользования способно нарушить сложившуюся картину фонового природопользования. Определенные сложности испытывают районы узконаправленного специализированного сельского хозяйства, утратившие транспортные сферы сбыта своей продукции. Имеются проблемы фонового природопользования, связанные с загрязнением природной среды, эродированностью почв в ряде сельскохозяйственных регионов, деградацией пастбищ и лесных ресурсов.

Каждый регион имеет свои специфические проблемы природопользования, которые и будут рассмотрены ниже.


Похожая информация.