Периодичность испытания спасательной веревки. Назначение ппсу, спасательных веревок их применение

размер шрифта

ПРИКАЗ МЧС РФ от 31-12-2002 630 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПРАВИЛ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ... Актуально в 2018 году

Спасательные веревки

309. Спасательные веревки, состоящие на вооружении, должны соответствовать требованиям НПБ, иметь коуши, храниться в чехлах, смотанные в клубок.

310. Один из концов спасательной веревки у обвязки петли обшивается белой тесьмой (2 - 5 см ширины), на котором указываются инвентарный номер и дата последнего испытания. Нанесение инвентарного номера на металлические кольца крепления концов веревки производится путем кернения или гравировки.

311. Нанесение инвентарного номера на металлические кольца крепления концов веревки стирающимися, выцветающими средствами (краска, маркер, фломастер) запрещается.

312. На чехле крепится бирка с указанием даты последнего испытания и указанием инвентарного номера спасательной веревки.

313. Спасательная веревка проверяется наружным осмотром командирами отделений не реже одного раза в 10 дней с занесением результатов осмотра в журнал испытаний ПТВ, а начальниками караулов - перед каждым использованием на занятиях и после каждого применения на пожаре.

Спасательная веревка не должна иметь местных утолщений и повышенной влажности, порывы отдельных нитей допускаются, но не более 15 штук на 200 мм длины веревки.

314. Перед проведением занятий и после каждого использования спасательной веревки под руководством начальника караула должна проводиться практическая проверка ее прочности. Для проверки на размотанной и закрепленной на всю длину (допускается через блок) спасательной веревке подтягиваются и зависают на 1 - 2 секунды три человека. Если после снятия нагрузки удлинение спасательной веревки сохранится, она признается непригодной для спасательных работ (занятий) и с боевого расчета снимается.

Устройство

Пожарный крюк КП изготовлен из полосовой стали сечением 25х12 мм. Длина крюка 395 мм, ширина 226 мм. Верхний конец крюка имеет заточку на два конца, а нижний- заканчивается ушком для навязывания трехпрядной веревки диаметром 14-17 мм и длиной 1, 3 м. Другой конец веревки заканчивается петлей длиной 600 мм. Масса крюка 1,6 кг.

Рабочая часть крюка заострена на длине 60 мм и термически обработана. Необработанная часть крюка окрашивается в черный цвет.

Крюк подвергается испытаниям на прочность приложением вдоль оси статической нагрузки, равной 200 кгс, в течение 5.0 мин. При этом не допускается изменение формы крюка.

Спасательные веревки

Спасательные веревки, состоящие на вооружении, должны соответствовать требованиям НПБ, иметь коуши, храниться в чехлах, смотанные в клубок.

Один из концов спасательной веревки у обвязки петли обшивается белой тесьмой (2 - 5 см ширины), на котором указываются инвентарный номер и дата последнего испытания. Нанесение инвентарного номера на металлические кольца крепления концов веревки производится путем кернения или гравировки.

Нанесение инвентарного номера на металлические кольца крепления концов веревки стирающимися, выцветающими средствами (краска, маркер, фломастер) запрещается.

На чехле крепится бирка с указанием даты последнего испытания и указанием инвентарного номера спасательной веревки.

Спасательная веревка проверяется наружным осмотром командирами отделений не реже одного раза в 10 дней с занесением результатов осмотра в журнал испытаний ПТВ, а начальниками караулов - перед каждым использованием на занятиях и после каждого применения на пожаре.

Спасательная веревка не должна иметь местных утолщений и повышенной влажности, порывы отдельных нитей допускаются, но не более 15 штук на 200 мм длины веревки.

Перед проведением занятий и после каждого использования спасательной веревки под руководством начальника караула должна проводиться практическая проверка ее прочности. Для проверки на размотанной и закрепленной на всю длину (допускается через блок) спасательной веревке подтягиваются и зависают на 1 - 2 секунды три человека. Если после снятия нагрузки удлинение спасательной веревки сохранится, она признается непригодной для спасательных работ (занятий) и с боевого расчета снимается.

Спасательная веревка испытывается на прочность один раз в 6 месяцев. Для испытания спасательную веревку распускают на всю длину и к одному концу подвешенной спасательной веревки прикрепляют груз в 350 кг на 5 мин. После снятия нагрузки на спасательной веревке не должно быть никаких повреждений, остаточное удлинение спасательной веревки не должно превышать 5% первоначальной ее длины. Спасательную веревку можно испытывать и в горизонтальном положении через блок.



Статическое испытание спасательной веревки: спасательная веревка пропускается через блоки и замок. При этом замок должен прочно удерживать спасательную веревку. После снятия нагрузки на спасательной веревке не должно быть никаких повреждений, а удлинение не должно превышать 5% первоначальной длины.

Динамическое испытание спасательной веревки: к концу спасательной веревки, пропущенной через блоки и замок, на карабине подвешивается и сбрасывается с подоконника 3 этажа груз в 150 кг. При сбрасывании груза спасательная веревка не должна пробуксовывать более 30 см.

Другие спасательные устройства испытываются ежегодно в соответствии с ТУ или паспортами на каждый вид спасательного устройства.

Электрозащитные средства

К электрозащитным средствам, применяемым в подразделениях ГПС, относятся:

перчатки резиновые диэлектрические;

галоши (боты) резиновые диэлектрические;

коврики резиновые диэлектрические размерами не менее 50 x 50 см с рифленой поверхностью;

ножницы для резки электропроводов с изолированными ручками (требования к указанным электрозащитным средствам определены ГОСТ);

переносные заземлители из гибких медных жил произвольной длины, сечением не менее 12 мм 2 для пожарных автомобилей, у которых основная система защиты - защитное заземление.

Испытания электрозащитных средств проводятся специальными лабораториями, имеющими на это разрешение органов Госэнергонадзора. Результаты испытаний оформляются актом, который хранится в подразделении ГПС до проведения следующего испытания. На перчатках, ботах, ковриках и т.д. ставится штамп с указанием срока следующего испытания.

Сроки проведения испытаний:

перчатки резиновые диэлектрические - один раз в 6 месяцев;

галоши резиновые диэлектрические - один раз в 3 года;

боты резиновые диэлектрические - один раз в 3 года;

ножницы для резки электропроводов с изолированными ручками - один раз в год.

Отбраковка ковриков резиновых диэлектрических при внешних осмотрах не реже 1 раза в год.

Пригодность к работе защитных изолирующих средств определяется внешним осмотром и испытанием. Внешний осмотр проводится ежедневно при заступлении на боевое дежурство личным составом подразделений ГПС, за которым они закреплены.

Внешними признаками, определяющими непригодность средств электрической защиты, являются:

для ножниц - повреждение изоляции на рукоятках и отсутствие упорных колец и резиновых втулок на концах рукояток;

для резиновых перчаток, галош (бот), ковриков - проколы, разрывы, наличие отверстий;

для переносного заземления - разрушение контактных соединений, нарушение механической прочности медных жил (обрыв более 10% медных жил).

Все средства электрической защиты, не прошедшие в установленные сроки испытания, считаются непригодными к использованию.

Электрозащитные средства хранятся на пожарном автомобиле отдельно от ПТВ и шанцевого инструмента в зачехленном виде.

Переносные заземления применяются для защиты людей от ошибочно поданного или заведенного напряжения.

Переносные заземления состоят из проводов для заземления и закорачивания между собой токоведущих частей всех трех фаз установки, зажимов для закрепления заземляющих проводов на токоведущих частях и наконечника или струбцины для присоединения к заземляющим проводникам или конструкциям. Допускается применение отдельного переносного заземления для каждой фазы.

Переносные заземления должны удовлетворять следующим условиям:

Они должны быть выполнены из голого медного многожильного провода и иметь сечение, удовлетворяющее требованиям термической устойчивости при трехфазных коротких замыканиях, но не менее 16 мм2 в электроустановках до 1000 В.

Конструкция зажимов для присоединения закорачивающих проводов к шинам должна быть такой, чтобы при прохождении тока короткого замыкания переносное заземление не могло быть сорвано с места динамическими усилиями. Зажимы снабжаются приспособлением, допускающим их наложение, закрепление и снятие с шин при помощи штанги для наложения заземления. Гибкий медный провод должен присоединиться к зажиму непосредственно или при помощи надежно спрессованного медного наконечника. Для защиты провода от излома в местах присоединения рекомендуется заключать его в оболочки в виде пружин из гибкой стальной проволоки.

Наконечник на проводе для заземления должен выполняться в виде струбцины или соответствовать конструкции зажима (барашка), служащего для присоединения к заземляющему проводу или конструкции.

Соединения элементов переносного заземления выполняют прочно и надежно путем опрессовки, сварки или сболчивания с предварительным лужением контактных поверхностей. Применение пайки запрещается.

Места для присоединения заземлений должны иметь свободный и безопасный доступ. Переносные заземляющие устройства, применяемые для заземления проводов воздушных линий, могут присоединяться к конструкциям металлической опоры, заземляющему спуску на деревянных опорах или специальному временному заземлителю (штырю).

На каждом переносном заземлении должны быть обозначены его номер и сечение заземляющих проводов. Эти данные выбиваются на бирке, закрепленной на заземлении, либо на струбцине (наконечнике).

Каждое переносное заземление перед употреблением должно быть осмотрено. Переносные заземления осматривают также в тех случаях, если они подвергались воздействию тока короткого замыкания.

При разрушении контактных соединений, снижении механической прочности проводников, расплавлении их, обрыве более 10% жил и т. п. переносные заземления должны быть изъяты из употребления.

Насосы пожарных автомобилей и мотопомп

Насосы пожарных автомобилей и мотопомп испытывают при каждом техническом обслуживании N 2 (после пробега 5000 км, но не реже одного раза в год) по методике, изложенной в Наставлении по технической службе ГПС. При испытании должны выполняться следующие условия:

перед началом испытаний необходимо проверить, что установка насосов и монтаж трубопроводов произведен в соответствии с требованиями сопроводительной технической документации на пожарный автомобиль;

вентили, задвижки, сливные краны водопенных коммуникаций пожарного автомобиля должны быть в исправном состоянии, легко закрываться и открываться. Проверяется исправность системы смазки уплотнителей насосов. Течи в местах соединений и органов управления не допускаются;

частота вращения вала насосов пожарных автомобилей не должна превышать номинальную (указанную в технической документации) более чем на 5%;

подпор во всасывающем патрубке насосов не должен превышать 4,0 кгс/см2 (0,4 МПа), а для насосов с уплотнением вала пластичной набивкой 8,0 кгс/см2 (0,8 МПа);

напор на выходе из насоса пожарного автомобиля не должен быть более 11,0 кгс/см2 (1,1 МПа);

герметичность при вращающемся рабочем колесе проверяется гидравлическим давлением, создаваемым самим насосом на режиме номинальных оборотов;

пуск насосов пожарных автомобилей и мотопомп должен производиться при полностью закрытых задвижках на напорных патрубках;

запуск насосов пожарных машин, оборудованных газоструйной вакуумной системой, производится только после появления воды в вакуумном кране;

при обнаружении неисправности в период проведения проверок насос пожарной машины немедленно выключается. Дальнейшие испытания проводятся после устранения неисправностей.

Рукавные задержки

Водосборники рукавные* (ГОСТ Р 53249-2009)

Водосборник рукавный (далее – ВС) – устройство, предназначенное для соединения двух потоков воды из пожарной колонки и подвода ее к всасывающему патрубку пожарного насоса, испытывается один раз в год на прочность и герметичность.

Проверку прочности водосборника и герметичности соединений проверяют в следующей последовательности: на выходной патрубок водосборника диаметром 125 мм устанавливают головку-заглушку со сливным краном. К входным патрубкам диаметром 77 мм подсоединяются напорные рукава диаметром 77 мм от автоцистерны (гидравлического пресса), используемой для создания гидравлического давления. Постепенно увеличивается давление в напорных рукавах до 15 атмосфер и выдерживается в течение 2 минут. При этом не должно быть течи в местах соединений.

Проверку герметичности затворного устройства проверяют в следующей последовательности: на выходной патрубок водосборника диаметром 125 мм устанавливают головку-заглушку со сливным краном. К одному (поочередно) из входных патрубков диаметром 77 мм подсоединяется напорный рукав диаметром 77 мм от автоцистерны (гидравлического пресса) используемой для создания гидравлического давления. Доведя давление до 0,5 атмосферы, проверяется герметичность затворного устройства в течение 2 минут, далее постепенно увеличивается давление до 10 атмосфер и выдерживается в течение 2 минут.

Затворное устройство водосборника должно обеспечивать перекрытие, незадействованного входного патрубка. При этом не должно быть течи в местах соединений. Пропуск воды через затворное устройство допускается не белее 50 миллилитров в минуту.

Гидроэлеваторы* (ГОСТ Р 50398-92)

Гидроэлеватор пожарный эжекторного типа – устройство, предназначенное для забора воды из водоисточника с уровнем, превышающим максимальную высоту всасывания насосов, а также для удаления из помещений воды, пролитой при тушении пожара.

Для проверки работоспособности собирают рабочую схему гидроэлеватора с подачей ручного ствола с производительностью 10 л/с, при этом гидроэлеватор должен быть погружен в воду на глубину 0,5 метра до оси диффузора. Гидроэлеватор считается годным, если корпус, соединения, сетка гидроэлеватора не имеют повреждений и обеспечена устойчивая работа водяного ствола.

Головки соединительные (переходы)* (ГОСТ Р 53279-2009*)

Переходная пожарная соединительная головка (ГП): пожарная соединительная головка для быстрого соединения в коммуникациях пожаротушения пожарного оборудования разных условных проходов.

Переходные головки соединяют друг с другом, после этого соединенные головки присоединяют одним концом к насосу, другой конец заглушают. Повышают гидравлическое давление до значения в 9 атмосфер и выдерживают при этом давлении не менее двух минут. За все время испытаний не должно быть выделения воды через соединения и материал головки. Далее давление снижают до нуля и осматривают головки. Не должно быть видимых деформаций, трещин, выдавливания резиновых колец, а также разрушения элементов конструкции.

Переходные головки и насадки на стволы испытываются один раз в год. Допускается испытывать одновременно с пожарными стволами.

Колонки пожарные* (ГОСТ Р 53250-2009)

Колонка пожарная – устройство, предназначенное для открывания (закрывания) подземных гидрантов и присоединения пожарных рукавов в целях отбора воды из водопроводных сетей на пожарные нужды.

Пожарные колонки испытываются один раз в год.

Конструкция пожарной колонки должна обеспечивать прочность при гидравлическом давлении в 1,5 раза превышающем рабочее и сохранять герметичность соединений и уплотнений при давлении в 1,2 раза превышающем рабочее давление. При этом не допускается появление следов влаги в виде капель на наружных поверхностях деталей и в местах соединений.

Время выдержки под давлением не менее 2 минут. Рабочее давление принимается равным 10 атмосфер.

Разветвления рукавные* (ГОСТ Р 50400-92)

Разветвления рукавные – устройства, предназначенные для разделения потока и регулирования количества проходящей воды или раствора пенообразователя. Разветвления в зависимости от числа выходных патрубков и условного прохода входного патрубка подразделяют на типоразмеры:

трехходовые разветвления;

четырёхходовые разветвления.

Рукавные разветвления испытываются один раз в год гидравлическим давлением 9 атмосфер в течение 3 минут.

Прочность и герметичность проверяют при открытых затворных клапанах разветвления. Перекрывающие устройства и соединения разветвлений должны обеспечивать герметичность. Появление следов воды, течи на наружных поверхностях деталей и в местах соединений не допускается.

Стволы пожарные воздушно–пенные* (ГОСТ Р 53251-2009)

Ствол пожарный воздушно-пенный – устройство, предназначенное для формирования и направления струй воздушно-механической пены низкой кратности или низкой и средней кратности при тушении пожаров. Стволы пожарные воздушно-пенные подразделяется на следующие типы:

ствол воздушно-пенный (СВП) – предназначен для формирования и направления струй воздушно-механической пены низкой кратности;

ствол воздушно-пенный комбинированный (СВПК) – предназначен для формирования и направления струй воздушно-механической пены как низкой, так и средней кратности;

ствол воздушно-пенный эжектирующий (СВПЭ) – предназначен для формирования и направления струй воздушно-механической пены низкой кратности.

стволы воздушно-пенные с перекрывным устройством (СВПП);

ГПС, «Пурга» (и их аналоги) – генераторы пены средней кратности.

Воздушно-пенные стволы испытываются на работоспособность и внешним осмотром один раз в год.

Проверка на работоспособность проводится в следующем порядке: собирается рабочая линия с присоединенным стволом, подается требуемое рабочее давление согласно паспортной документации, при этом работоспособность должна соответствовать заявленным характеристикам на заданное изделие.

Сетки стволов (при их наличии) должны быть равномерно натянуты, прогиб сеток после испытания не должен превышать 5 мм.

При внешнем осмотре проверяют вид и качество изготовления стволов, соответствие изделий конструкторской документации (рабочее давление, условный проход, исполнение), применяемые материалы, равномерность натяжения сеток, наличие органов управления, крепление деталей, наличие и содержание маркировки.

Стволы пожарные лафетные* (ГОСТ Р 51115-97)

Стволы пожарные лафетные предназначены для формирования сплошной или сплошной и распылённой с изменяемым углом факела струй воды, а также струй воздушно-механической пены низкой кратности при тушении пожаров.

Стволы пожарные лафетные подразделяются на следующие типы:

стационарные, монтируемые на пожарном автомобиле или промышленном оборудовании (С);

возимые, монтируемые на прицепе (В);

переносные (П).

В зависимости от функциональных возможностей стволы подразделяются на следующие типы:

универсальные с индексом У – формирующие сплошную и распылённую с изменяемым углом факела струи воды, а также струю воздушно-механической пены;

без индекса У – формирующие сплошную струю воды и струю воздушно-механической пены.

В зависимости от вида управления стволы могут изготавливаться с дистанционным (Д) или ручным (без индекса Д) управлением.

Лафетные стволы испытываются гидравлическим давлением один раз в год.

Проверку прочности корпуса и герметичности соединений стволов проверяют в следующей последовательности: к входным патрубкам диаметром 77 мм подсоединяются напорные рукава диаметром 77 мм от автоцистерны (гидравлического пресса), используемой для создания гидравлического давления. Постепенно увеличивается давление в напорных рукавах до 12 атмосфер и выдерживается в течение 2 минут, испытания проводят при открытом перекрывающем устройстве (при его наличии) и заглушенном выходном отверстии.

При этом не допускается появление следов воды в виде капель на наружной поверхности стволов и течь воды в местах соединений.

После проведения испытания основное внимание уделяется получению ровной, компактной струи воды.

Проверку герметичности затворного устройства проверяют в следующей последовательности: к одному из входных патрубков диаметром 77 мм подсоединяется напорный рукав диаметром 77 мм от автоцистерны (гидравлического пресса), используемой для создания гидравлического давления.

Доведя давление до 0,5 атмосферы проверяют герметичность затворного устройства в течение 2 минут, далее постепенно увеличивают давление до 8 атмосфер и выдерживают в течение 2 минут. Затворные устройства стволов должны обеспечивать перекрытие незадействованного входного патрубка. При этом не должно быть течи в местах соединений.

Стволы пожарные ручные* (ГОСТ Р 53331-2009)

Ствол пожарный ручной – устройство, предназначенное для формирования и направления струй воды, воздушно-механической пены низкой кратности или низкой и средней кратности при тушении пожаров.

Стволы пожарные ручные подразделяются на следующие типы:

распылитель – предназначен для формирования распыленной струи воды;

стволы с защитной завесой – предназначены для формирования водяной завесы для защиты ствольщиков от теплового излучения;

универсальные стволы – предназначены для формирования как сплошной, так и распыленной струи воды, а так же защитной завесы и (или) их комбинации;

комбинированные стволы – предназначены для формирования как водяных струй, так и струй водных растворов огнетушащих веществ;

автоматические стволы (двойной ступени) – предназначены для формирования как сплошной, так и распыленной струи воды, а так же защитной завесы и (или) их комбинации и подачи пенообразующих, солевых растворов.

Ручные пожарные стволы испытываются гидравлическим давлением один раз в год.

Проверку прочности корпуса и герметичности соединений стволов (без пенного насадка или вставки) проверяют гидравлическим давлением 9 атмосфер в течение 2 минут, при этом не допускается появление следов воды в виде капель на наружной поверхности стволов и течь воды в местах соединений (испытание проводится с закрытым перекрывающим устройством).

Сетки всасывающие (ГОСТ Р 53253-2009)

Сетки классифицируются в зависимости от условного прохода и основных показателей и могут иметь следующие типоразмеры:

СВ-80 - с условным проходом DN 80;

СВ-100 - с условным проходом DN 100;

СВ-125 - с условным проходом DN 125;

СВ-200 - с условным проходом DN 200.

Всасывающая сетка испытывается один раз в год. К всасывающей сетке подсоединяют водосборник, к одному из входных патрубков водосборника подсоединяют напорный рукав диаметром от автоцистерны, используемой для создания гидравлического давления.

Надклапанная часть сетки должна выдерживать гидравлическое давление 2 атмосферы в течение 2 минут. Появление следов воды, течи на наружных поверхностях деталей и в местах соединений не допускается.

Верёвки пожарные спасательные (ГОСТ Р 53266-2009)

Веревка пожарная спасательная – предназначена для страховки пожарных при тушении пожаров и для проведения связанных с тушением пожара аварийно-спасательных работ.

Коуш – конструктивный элемент веревки, предназначенный для заделки ее конца с целью образования петли.

Спасательные веревки испытываются один раз в шесть месяцев, должны соответствовать требованиям ГОСТ, нормативно-технической документации, иметь коуши, храниться в чехлах. На чехлах и одном из концов спасательной веревки у обвязки петли наносится маркировка с указанием учетного номера, длины веревки и даты последнего испытания, при этом маркировка должна четко просматриваться.

Прочность спасательной веревки проверяется путем приложения к ней статической нагрузки, равной 350 кг, для чего спасательную веревку разматывают на всю длину, один конец закрепляют неподвижно, а к другому прикладывают нагрузку, замеряемую динамометром, и выдерживают в течение 5 минут. Веревка к дальнейшей эксплуатации не допускается, если:

произошло полное или частичное разрушение хотя бы одной из прядей веревки;

произошло разрушение хотя бы одной из заделок концов веревки (коуша), включая металлические детали;

относительное остаточное удлинение, измеренное через 20 минут после испытания статической нагрузкой, составило более 10 процентов, относительно первоначальной длинны веревки.

Динамическое испытание спасательной веревки проводят в следущем порядке: к концу спасательной веревки, пропущенной через блоки и замок, на карабине подвешивается и сбрасывается с подоконника 3 этажа груз в 150 кг. При сбрасывании груза спасательная веревка не должна пробуксовывать более 30 см.

Лицо, возглавляющее караул на дежурных сутках, не реже чем 1 раз в 10 дней проверяет спасательные веревки, находящиеся в расчете и резерве, внешним осмотром с занесением результатов в «Журнал учета результатов испытаний ПТВ».

Пояса пожарные спасательные (ГОСТ Р 53268-2009)

Пояс пожарный спасательный – предназначен для страховки при работе на высоте, спасания людей и самоспасания пожарных во время тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, а также для ношения топора пожарного и карабина.

Пояс пожарный спасательный включает в себя следующие элементы:

поясной ремень – конструктивный элемент пояса, непосредственно охватывающий тело человека по талии;

пряжка – конструктивный элемент пояса, предназначенный для его фиксации на теле человека и регулирования по длине;

карабинодержатель – конструктивный элемент пояса, предназначенный для закрепления за него пожарного карабина;

страховочное кольцо – конструктивный элемент пояса, предназначенный для закрепления за него амортизатора с фалом;

хомутик – конструктивный элемент пояса, предназначенный для запасовки свободного конца поясного ремня;

шлевка – конструктивный элемент пояса, предназначенный для фиксации на поясе пожарного карабина в горизонтальном положении.

Пояса пожарные спасательные испытываются на прочность один раз в год.

Для испытания пояс надевается на прочную консольную или балочную конструкцию, диаметром не менее 300 миллиметров и застегивается на пряжку.

Испытание пояса на прочность проводят путем приложения к карабинодержателю нагрузки, равномерно возрастающей до значения 350 килограмм, и выдерживают в течение 5 минут. После снятия нагрузки пояс не должен иметь разрушений, деформаций деталей и разрывов швов, а перемещение поясного ремня в пряжке за время испытания не должно превышать 5 мм. В противном случае дальнейшая эксплуатация пояса запрещается.

Карабин пожарный (ГОСТ Р 53267-2009)

Карабин пожарный – входит в состав снаряжения пожарного и предназначен для страховки пожарного при работе на высоте, а также для спасания и самоспасания с высот.

Карабин пожарный включает в себя следующие элементы:

крюк – силовая скоба карабина, воспринимающая рабочие нагрузки;

затвор – механизм, предназначенный для замыкания крюка;

шарнирное соединение – узел крепления затвора к крюку карабина;

замковое соединение – узел соединения крюка и откидной части затвора;

замыкатель – подвижная муфта, закрепленная на откидной части затвора, предназначенная для запирания замкового соединения.

Карабины пожарные испытываются на прочность один раз в год.

Испытание карабина на прочность (при закрытом затворе) проводят путем приложения нагрузки, равномерно возрастающей до значения 350 килограмм и выдерживают в течение 5 минут.

После снятия нагрузки нарушение нормальной работы замкового устройства карабина или изменение его формы не допускается.

В местах шарнирного и замкового соединений затвора карабина должно быть обеспечено плотное прилегание сопрягаемых поверхностей, при этом допускаемый зазор должен быть не боле 0,2 миллиметра.

Лестницы ручные пожарные (ГОСТ Р 53275-2009)

Лестница ручная пожарная – переносная лестница, входящая в состав ПТВ пожарной машины и предназначенная для обеспечения действий при тушении пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на высотах. Существуют следующие типы лестниц ручных пожарных:

лестница выдвижная – лестница ручная пожарная, конструктивно состоящая из нескольких параллельно связанных колен, и оборудованная механическим устройством перемещения их относительно друг друга в осевом направлении с целью регулирования ее длины. Отсчет колен ведется с верхнего.

лестница штурмовая – лестница ручная пожарная, конструктивно состоящая из двух параллельных тетив, жестко соединенных ступенек, и оборудованная крюком для подвески на опорную поверхность;

лестница-палка – лестница ручная пожарная складная, конструктивно состоящая из двух параллельных тетив, шарнирно соединенных поперечными ступеньками.

Все ручные пожарные лестницы испытываются один раз в год.

Лестница выдвижная при испытании устанавливается на твёрдом грунте, выдвигается на полную длину и опирается на стену под углом 75 градусов к горизонту (2,8 метра от стены до башмаков лестницы). Производится нагрузка лестницы путем подвески контрольных грузов по 100 килограмм посредине каждого колена с помощью скоб, размещенных на ступеньках вплотную с тетивами. Время воздействия нагрузки должно составлять 2 минуты. После испытания лестница не должна иметь повреждений, остаточной деформации. Выдвигание колен должно быть плавным, без рывков и заеданий. Сдвигание колен должно происходить под действием собственного веса.

Испытание лестницы штурмовой производится путем подвешивания на опорной поверхности за большой концевой зуб крюка. Производится нагрузка лестницы путем подвески контрольного груза 160 килограмм ко второй снизу ступеньке с помощью скоб, установленных вплотную к тетивам лестницы. Время воздействия нагрузки должно составлять 2 минуты. После испытания лестница не должна иметь остаточной деформации и разрушения элементов конструкции.

Лестница-палка при испытании раскладывается в рабочее состояние и устанавливается на твёрдом грунте, с опорой на стену под углом 75 градусов к горизонту. Производится нагрузка лестницы путем подвески контрольного груза 120 килограмм к средней ступеньке лестницы с помощью скоб, расположенных вплотную к тетивам. Время воздействия нагрузки должно составлять 2 минуты. После испытания лестница не должна иметь остаточной деформации и разрушения элементов конструкции, должна легко и плотно складываться.

Допускается проводить испытания с использованием стенда для испытания спасательных устройств.

Рукавная задержка, крюк пожарный (КП)

Испытания рукавных задержек и КП производится один раз в год.

Для испытания задержка (КП) подвешивается крюком на плоскую поверхность балки (подоконника и др.) и на застёгнутую петлю подвешивается груз в 200 килограмм на 5 минут.

После снятия нагрузки рукавная задержка и КП не должны иметь деформации, а тесьма разрывов и других повреждений.

Длина веревки КП должна быть не менее 1,3 метра, а длина веревки рукавной задержки не менее 0,7 метра.

«Ручной механизированный и немеханизированный аварийно-спасательный инструмент» (ГОСТ Р 50982-2009, ГОСТ 16714-71)

ПТВ, предназначенное для проведения специальных работ по вскрытию, разборке строительных и других конструкций, металлических дверных и оконных проемов при тушении пожаров, авариях, чрезвычайных ситуациях имеет следующие виды (разделяется по виду привода):

ручной немеханизированный пожарный инструмент: топор, багор, лом, крюк, а также комплект универсального инструмента;

ручной механизированный пожарный инструмент с электроприводом, мотоприводом, пневмоприводном, гидроприводом.

Разделение по функциональному назначению:

инструмент для резки и перекусывания конструкций: отрезные дисковые машины, гидравлические ножницы (кусачки), инструмент комбинированный (разжим – ножницы), цепные пилы;

инструмент для подъема, перемещения и фиксации строительных конструкций: пневмодомкраты, гидроразжимы, гидродомкраты одностороннего и двустороннего действия, лебедки;

инструмент для пробивания отверстий и проемов в строительных конструкциях, дробления крупных элементов: мотомолотки, электромолотки, пневмомолотки и гидромолотки, электроперфораторы, гидроклинья;

инструмент, применяемый при закупорке отверстий в трубах различного диаметра, заделке пробоин в емкостях и трубопроводах: эластомерные пневмозаглушки и пневмопластыри;

устройства, применяемые для вскрытия металлических конструкций (дверных и оконных проемов) - расширитель (домкрат) дверной отрыватель петель, бокорез и т.п.

Пожарные топоры, багры, ломы, комплект универсального инструмента, рукавные задержки испытываются один раз в год. Исправность пожарных топоров проверяется внешним осмотром.

Пожарные ломы подвергаются испытаниям на изгиб путем закрепления прямого конца лома в опоре на длине 60 миллиметров для ломов типа ЛПУ, а для других ломов на расстоянии 1 метра от места закрепления, и приложения в течение 10 минут к противоположному концу лома нагрузки в направлении, перпендикулярном продольной оси лома, равной:

100 килограмм – для ломов типа ЛПТ;

80 килограмм – для ломов типа ЛПЛ и ЛПУ, ломов с шаром.

Результат испытания считается положительным, если после снятия нагрузки не произошло изменение формы инструмента.

Длина ЛПТ – 1200 мм, масса не более 6,8 килограмма.

Длина ЛПЛ – 1100 мм, масса не более 4,8 килограмма.

Длина ЛПУ (лом-фомка) – 600 мм, масса не более 1,5 килограмма.

Багры подвергают испытаниям на прочность приложением вдоль оси статической нагрузки равной 200 килограмм в течение 50 минут.

Результат испытания считают положительным, если после снятия нагрузки не произошло изменения формы инструмента и нарушения сварных соединений.

Проверка исправности, техническое обслуживание механизированного инструмента с приводом от электродвигателя, двигателя внутреннего сгорания, сжатого воздуха, гидроагрегатов проводится при смене караулов, после каждого применения и ремонта, а также в сроки, указанные в технических паспортах или инструкциях по их эксплуатации.

Электрозащитные средства

К электрозащитным средствам, применяемых в подразделениях пожарной охраны, относятся:

Перчатки резиновые диэлектрические;

Галоши (боты) резиновые диэлектрические;

Коврики резиновые диэлектрические размерами не менее 50 × 50 см с рифленой поверхностью;

Ножницы для резки электропроводов с изолированными ручками;

Переносные заземлители из гибких медных жил произвольной длины (рекомендуемая длина не менее 6 м), сечением не менее 12 мм2 для пожарных автомобилей, у которых основная система защиты – защитное заземление.

Испытание электрозащитных средств проводится специальными лабораториями (мы испытываем в Северных электрических сетях).

Результаты испытаний оформляются актом, который хранится в подразделении до проведения следующего испытания, а так же производиться запись в журнале испытания ПТВ.

На перчатках, ботах (галошах), ковриках, ножницах ставится штамп с указанием даты следующего испытания.

Сроки проведения испытаний:

перчатки резиновые диэлектрические – один раз в шесть месяцев;

боты (галоши) резиновые диэлектрические – один раз в три года;

ножницы диэлектрические с изолированными ручками – один раз в год.

Отбраковка переносных заземлителей из гибких медных жил при внешнем осмотре производится один раз в год, отбраковка ковриков резиновых диэлектрических при внешнем осмотре производится один раз в год.

Пригодность к работе защитных изолирующих средств определяется внешним осмотром и испытанием. Внешний осмотр проводится ежедневно при заступлении на дежурство.

Внешними признаками, определяющими непригодность средств электрической защиты, являются:

для ножниц – повреждение изоляции на рукоятках, отсутствие упорных колец и резиновых втулок на концах рукояток;

для резиновых перчаток, галош (бот), ковриков – проколы, разрывы, наличие отверстий;

для заземлителей – разрыв медных жил, неисправность струбцины.

Требования, предъявляемые к диэлектрическому комплекту:

длинна перчаток, должна быть не менее 350 мм, размер должен позволять надевать под них трикотажные перчатки для защиты рук от пониженных температур, ширина по нижнему краю должна позволять натягивать их на рукава верхней одежды;

боты, галоши должны состоять из резинового верха, резиновой рифленой подошвы, текстильной подкладки и внутренних усилительных деталей, высота бот должна быть не менее 160 мм;

коврик изготавливается толщиной не менее 6 мм, должен быть одноцветным.

Все средства электрической защиты, не прошедшие в установленные сроки испытания, считаются непригодными к использованию.

Электрозащитные средства на пожарных автомобилях хранятся в защитном чехле отдельно от ПТВ и шанцевого инструмента.

«Пожарный инструмент и инвентарь»

К пожарному инструменту и инвентарю относятся: ведра, ключи торцевые для открывания гидрантов, крюки для открывания крышек пожарных гидрантов, кувалды, лопаты (штыковые, совковые), нож (резак) для резки ремней безопасности, подставки для стабилизации автомобилей (при проведении АСР), шланги для забора ПО из промежуточной емкости и т.д.

Весь выше перечисленный инструмент и инвентарь проверяется внешним осмотром при заступлении на дежурство.

  • III. Порядок организации и проведения туристического слета

  • Управление по подготовке и сдаче нефти и газа

    И Н С Т Р У К Ц И Я

    (обозначение)

    УТВЕРЖДАЮ:

    Главный инженер УПСНиГ

    В.А. Петров

    «___»_______________2007г.

    И Н С Т Р У К Ц И Я

    по эксплуатации и испытанию страховочных поясов и веревок

    (обозначение)

    1. Общие требования

    1.1. Предохранительные пояса и страховочные веревки применяются рабочими для предохранения падения при выполнении работ на высоте, а так же при выполнении работ в канализационных, водопроводных колодцах, резервуарах.

    1.2. Исправность предохранительного пояса и страховочной веревки должны проверяться рабочим каждый раз перед их применением, а ответственным ИТР не реже 1 раза в декаду месяца.

    1.3. На каждом поясе должна быть бирка с указанием номера и даты испытания, а также клеймо завода изготовителя, подтверждающее пригодность к работе и указывающую дату его изготовления.

    1.4. У мастера должен быть журнал регистрации проверки поясов в котором записывается дата и результаты проверки после каждого осмотра.

    2. Испытание предохранительных поясов и страховочных верёвок

    Все предохранительные пояса и страховочные веревки перед применением должны испытываться на механическую прочность по методике ГОСТ 12.4.034-2001 (ЕН 133-90) (ГОСТ 12.40.89-86.)

    2.1. Статическому испытанию следует подвергать все пояса из полученной партии. При испытании статической нагрузкой пояс должен закрепляться на жесткой опоре и к карабину подвешивается груз весом 400Н(400кгс). Время испытания –5 минут.

    2.2. Страховочная веревка испытывается на прочность не реже, чем 2раза в год статической нагрузкой,указанной в инструкции по эксплуатации завода-изготовителя.

    2.3. Для испытания страховочную веревку распускают на всю длину и к одному концу подвешенной спасательной веревки прикрепляют груз в 225кг. на 5 минут. После снятия нагрузки на страховочной веревке не должно быть никаких повреждений, остаточное удлинение не должно превышать 5% первоначальной ее длины. Страховочную веревку можно испытывать и в горизонтальном положении через блок.

    2.4. Динамическому испытанию подвергается каждый десятый пояс из полученной партии.

    Динамическому испытанию поясов на прочность производить согласно ГОСТ 12.4.034-2001 (ЕН 133-90) (ГОСТ 12.40.89-86.)

    2.5. Пояса считаются выдержавшими испытание, если при осмотре после их испытания не будет обнаружено разрушений и остаточных деформаций элементов поясов.

    2.6. В случае обнаружения дефекта при динамическом испытании вся партия поясов бракуется.

    2.7. Пояса и страховочные веревки отбраковываются и снимаются с эксплуатации в случае:

    ¨ Наличие следов глубокой коррозии на металлических частях;

    ¨ Наличия порчи швов;

    ¨ Наличие выпавших пистонов.

    ¨ Разрывов или перетирания волокон страховой веревки более допустимого;

    ¨ Повреждение связок или карабинов;

    ¨ Разрывов и трещин в поясном ремне и других неисправностей, ослабляющих прочность пояса

    ¨ Конструкция замыкающего устройства не соответствует ГОСТ.

    2.8. Испытание страховочных поясов и веревок производится под руководством ответственного лица назначенного приказом по предприятию.

    2.9. Результаты технического освидетельствования страховочных поясов и веревок заносятся в эксплуатационный паспорт по следующей форме:

    Дата освидетель-ствования

    Результаты освидетельствования

    Дата следующего освидетель-ствования

    Должность, Подпись проверявшего

    Примечание

    3. Меры безопасности

    3.1. Пользоваться поясом и страховочной веревкой по истечению срока испытания, а так же использовать их не по назначению- ЗАПРЕЩАЕТСЯ

    3.2. Предохранительные пояса и страховочные веревки должны отвечать следующим требованиям:

    ¨ Предохранительный пояс должен быть надежным средством для предупреждения от падения при работе на высоте и отвечать требованиям ГОСТ или соответствующим нормам.

    ¨ Страховочная веревка должна отвечать следующим требованиям - не должна иметь местных утолщений и повышенной влажности, порывы отдельных нитей допускаются не более 15шт.на 200мм длины веревки.

    ¨ Материалы из которых изготовлены предохранительные пояса и страховочные веревки должны хорошо противостоять действию атмосферных осадков, солнечных лучей и перепаду температур.

    ¨ Запрещается проводить самостоятельный ремонт пояса или работать с поясом не прошедшим испытания на статическую нагрузку перед выдачей в эксплуатацию.

    ¨ Точка крепления страховочной веревки должна находиться выше центра тяжести человека.


    Порядок и сроки испытания пожарно-технического вооружения, оборудования, снаряжения
    Пожарные стволы, пожарные колонки, разветвления, переходники, водосборники и т.д.

    Прочность и герметичность корпусов указанного оборудования должна быть обеспечена при гидравлическом давлении, в 1,5 раза превышающем рабочее, герметичность соединений при рабочем давлении. При этом не допускается появление следов воды в виде капель на наружных поверхностях деталей и в местах соединений.

    Периодичность таких испытаний осуществляется 1 раз в год.
    Средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения

    СИЗОД испытываются (проверяются) в сроки по методике, установленной Наставлением по газодымозащитной службе ГПС.
    Пожарные защитные костюмы

    Пожарные защитные костюмы испытываются (проверяются) в сроки и по методике установленной заводом-изготовителем и инструкцией по эксплуатации.
    Ручные пожарные лестницы

    Ручные пожарные лестницы должны испытываться один раз в год и после каждого ремонта. Перед использованием их на соревнованиях на них представляются акты. Использовать ручные пожарные лестницы, имеющие неисправности, повреждения основных частей или не выдержавшие испытания, не разрешается.

    При испытании выдвижная лестница устанавливается на твердом грунте, выдвигается на полную высоту и прислоняется к стене под углом 75° к горизонтали (2,8 м от стены до башмаков лестницы). В таком положении каждое колено нагружается посредине грузом в 100 кг на 2 мин. Веревка должна выдержать натяжение в 200 кг без деформации.

    После испытания выдвижная лестница не должна иметь повреждений, колена должны выдвигаться и опускаться без заедания.

    Особенности допуска ручных пожарных лестниц на соревнования по ППС оговариваются Правилами проведения соревнований по ПСП.

    При испытании штурмовая лестница подвешивается свободно за конец крюка и каждая тетива на уровне 2 ступени снизу нагружается грузом в 80 кг (всего 160 кг) на 2 минуты. После испытания штурмовая лестница не должна иметь трещин и остаточной деформации крюка.

    При испытании лестница-палка устанавливается на твердом грунте, прислоняется под углом 75° к горизонтали и нагружается посредине грузом 120 кг на 2 минуты. После снятия нагрузки лестница-палка не должна иметь никаких повреждений, должна легко и плотно складываться.

    Для испытания ручных пожарных лестниц вместо подвешивания груза может применяться динамометр.
    Автолестницы и автоподъемники

    Статические испытания автолестниц производятся не реже одного раза в 3 года, а поле безопасности при проведении ТО-2. Порядок испытаний автолестниц и автоподъемников изложен в соответствии с техническим описанием и инструкцией завода изготовителя указанной техники.
    Электрифицированный ручной инструмент, приборы электроосвещения, газорезательные аппараты

    Испытания электроинструмента, приборов электроосвещения и газорезательные аппаратов производятся в сроки и по программам, изложенными в технических паспортах и ведомственных технических условиях на эти изделия.
    Спасательные веревки (устройства)

    Спасательная веревка испытывается на прочность один раз в 6 месяцев. Для испытания спасательную веревку распускают на всю длину и к одному концу подвешенной спасательной веревки прикрепляют груз в 350 кг на 5 мин. После снятия нагрузки на спасательной веревке не должно быть никаких повреждений, остаточное удлинение спасательной веревки не должно превышать 5% первоначальной ее длины. Спасательную веревку можно испытывать и в горизонтальном положении через блок.

    Статическое испытание спасательной веревки: спасательная веревка пропускается через блоки и замок. При этом замок должен прочно удерживать спасательную веревку. После снятия нагрузки на спасательной веревке не должно быть никаких повреждений, а удлинение не должно превышать 5% первоначальной длины.

    Динамическое испытание спасательной веревки: к концу спасательной веревки, пропущенной через блоки и замок, на карабине подвешивается и сбрасывается с подоконника 3 этажа груз в 150 кг. При сбрасывании груза спасательная веревка не должна пробуксовывать более 30 см.

    Другие спасательные устройства испытываются ежегодно в соответствии с ТУ или паспортами на каждый вид спасательного устройства.
    Пояса пожарные, спасательные и поясные карабины пожарные

    Пояса пожарные, спасательные и поясные карабины пожарные испытываются на прочность один раз в год. Для испытания пояс надевается на прочную консольную или балочную конструкцию диаметром не менее 300 мм и застегивается на пряжку.

    К карабину, закрепленному на полукольце пояса, подвешивается без рывков груз 350 кг на 5 мин (для поясов пожарных спасательных 350 кг/5 мин).

    После снятия нагрузки на поясе не должно быть никаких разрывов и других повреждений поясной ленты, пряжек, заклепок и др. Карабин не должен иметь измененной формы и целостности материала.

    Затвор карабина должен свободно открываться и плотно закрываться. Испытания поясов карабинов может производиться на стенде с помощью динамометра.
    Рукавные задержки

    Испытания рукавных задержек на прочность производятся один раз в год.

    Для испытания задержка подвешивается крюком на плоскую поверхность балки (подоконника и др.) и на застегнутую петлю ее подвешивается груз в 200 кг на 5 мин. После снятия нагрузки крюк рукавной задержки не должен иметь деформации, а тесьма - разрывов и других повреждений.

    Испытание лестниц-палок, лестниц-штурмовок, выдвижных поясов лестниц, пожарных, поясных карабинов пожарных, спасательных веревок может проводиться на стенде для испытания спасательных устройств и снаряжения пожарного (стенд ИСУ и СП), а колонок пожарных, разветвлений рукавных, стволов пожарных ручных на стенде для гидравлического испытания пожарного оборудования (стенд ГИПО).
    Рукава пожарные

    Находящиеся в эксплуатации всасывающие и напорные пожарные рукава испытываются ежегодно, как правило, в летний период в соответствие с требованиями «Инструкцией ГПС МЧС России по эксплуатации пожарных рукавов» 2003 года.

    Приложение 6
    Журнал регистрации результатов испытаний пожарно-технического вооружения

    Примечание: Испытание пожарно-технического вооружения, оборудования и снаряжения проводится водителями пожарных автомобилей, пожарными (при их отсутствии членами ДПД) под руководством начальника пожарной команды (начальника караула) или инженера службы пожарной охраны, которые фиксируют результаты испытаний в журнале и расписываются в колонке № 6.

    Приложение 7
    Кому _____________

    2. Марка машины _______________________________________________________________

    3. Номер машины (заводской) _______________________, дата выпуска _________________

    4. Номер двигателя ______________________, шасси № _______________________________

    5. Номер агрегата, вышедшего из строя _____________________________________________

    6. Предприятие-поставщик или автотранспортное предприятие (если машина получена из ремонта) __________________________________________________________________________

    7. Номер и дата договора на поставку изделия _______________________________________

    8. Номер счета-фактуры ________________, номер транспортной накладной _____________

    9. Дата прибытия на станцию, в порт _______________________________________________

    10. Время получения изделия _____________________________________________________

    11. Состояние тары, упаковки и маркировки в момент осмотра продукции __________________________________________________________________________________

    12. За чьими пломбами: отправителя или органа транспорта отгружена и получена продукция, исправность пломб и оттисков на них _______________________________________

    13. Дата ввода в эксплуатацию ____________________________________________________

    14. Наработка машины (изделия) с начала эксплуатации (после ремонта) ___________________ км ____________________час.

    15. Вид и дата последнего технического обслуживания (ТО-1, ТО-2) ____________________

    16. Дата обнаружения неисправности "____" ____________200__ г.

    17. Извещение о вызове представителя предприятия-поставщика (автотранспортное предприятие) выслано "___" _________200__ г. за № ________________

    18. Фамилия водителя, его квалификация и стаж работы _______________

    19. Наименование и количество дефектных деталей, описание обнаруженного преждевременного износа, поломки или аварии и обстоятельства, при которых они произошли __________________________________________________________________________________

    20. Номер контролера ОТК или наличие отметки представителя заказчика на предприятии в формуляре (паспорте) ______________________________________________________________

    21. Причина преждевременного износа, поломки или аварии и виновная сторона по заключению комиссии ______________________________________________________________

    22. Следует заменить или отремонтировать следующие агрегаты или детали __________________________________________________________________________________

    23. Машина подлежит восстановлению силами автотранспортных служб ОАО МН, предприятием-поставщиком (подразделением технической службы) на месте, на предприятии и т.п. (ненужное зачеркнуть)

    24. Причины, вызвавшие составление одностороннего акта-рекламации __________________________________________________________________________________

    экз. № 1 - предприятию-поставщику;

    экз. № 3 - ОАО МН;

    экз. № 4 - РНУ;

    2. Акт-рекламация должен составляться с наибольшей полнотой и отвечать на все вопросы, предусмотренные формой. В акте следует подробно описать дефект, причину его возникновения, указать виновную сторону, необходимость устранения дефекта в заводских условиях с помощью специалистов предприятия-поставщика или возможность устранения на месте путем замены соответствующих деталей, приборов, агрегатов силами автотранспортных служб РНУ.

    3. Подписи должны быть заверены печатями соответствующих организаций.

    Приложение 8
    Перечень основных операций технического обслуживания пожарных автомобилей
    ЕЖЕДНЕВНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ (ЕТО)


    1. По шасси пожарного автомобиля

    Контрольные работы

    1.1.

    Осмотреть автомобиль для выявления наружных повреждений, проверить комплектность; проверить состояние дверей кабины, кузова, стекол, стеклоподъемников, зеркал заднего вида, противосолнечных козырьков, оперения, регистрационных, знаков, запорного механизма откидной кабины, фиксаторов и замков дверей кузова, рамы, рессор, шин и крепление колес.

    1.2.

    Проверить правильность опломбирования спидометра и счетчика наработки моточасов специального оборудования пожарных автомобилей; исправность приборов освещения, световой и звуковой сигнализации, в т.ч. специальной; работу стеклоочистителей, омывателей ветрового стекла, системы отопления, вентиляции и обогрева стекол (в холодное время года).

    1.3.

    Проверить работу и исправность гидроусилителя рулевого управления, привода тормозов, механизма выключения сцепления; проверить состояние натяжение приводных ремней.

    1.4.

    Проверить люфт рулевого колеса, состояние рулевых тяг, ограничителей максимальных углов поворота управляемых колес.

    1.5.

    Проверить запуском и на холостом ходу работу двигателя пожарного автомобиля. Остановить двигатель и на слух проверить работу фильтра центробежной очистки масла.

    Уборочные и моечные работы

    1.6.

    Произвести уборку кабины и отсеков кузова, пожарно-технического вооружения.

    При необходимости вымыть и просушить автомобиль.

    1.7.

    Очистить зеркала заднего вида, внешние световые приборы, специальные автосигнальные устройства, стекла кабины и насосного отсека, регистрационные знаки.

    Смазочные и заправочные работы

    1.8.

    Проверить уровень масла в картере двигателя. У автомобилей с дизельным двигателем проверить уровень масла в топливном насосе высокого давления (ТНВД) и регуляторе частоты вращения коленчатого вала двигателя.

    1.9.

    Проверить уровень жидкости в гидроприводе тормозов и механизме выключения сцепления, в системе охлаждения двигателя.

    1.10.

    Проверить уровень топлива в топливном баке, уровень воды в бачках омывателей ветрового стекла и фар и при необходимости долить.

    2. Дополнительные работы по ТО основных пожарных автомобилей общего применения

    2.1.

    Проверить действие кранов, вентилей, задвижек, пеносмесителя и вакуумного затвора.

    2.2.

    Проверить уровень воды в цистерне и уровень пенообразователя в пенобаке, а также отсутствие течи.

    2.3.

    Проверить работоспособность вакуумной системы по величине создаваемого разрежения в насосе за нормативное время и герметичность насоса по падению разрежения в единицу времени. Величина создаваемого разрежения должна быть не менее 0,073-0,076 МПа (550-570 мм. рт. ст.) за 20 сек. Падение разрежения в насосе не должно превышать 0,013 МПа (100 мм рт. ст.) за 2,5 мин.

    2.4.

    Проверить исправность контрольно-измерительных приборов, действие сигнала сирены) освещения отсеков кузова.

    2.5

    Проверить комплектность, состояние, укладку и крепление пожарного оборудования (см. ЕТО пожарно-техническое вооружение п.п. 4.1.-4.19.).

    2.6.

    Проверить уровень масла в корпусе пожарного насоса, наличие смазки в масленке и при необходимости дополнить.

    3. Для пожарных автомобилей с гидросистемой управления лафетным стволом и задвижками

    3.1

    Проверить уровень масла в баке гидросистемы. Проверить работу маслянного насоса, системы управления и герметичность гидросистемы.

    4. Пожарно-техническое вооружение

    4.1

    Проверить состояние соединительных головок, прокладок, вытяжной ленты всасывающих рукавов.

    4.2.

    Проверить наличие комплектность пожарных напорных рукавов согласно описи, наличие и целостность соединительных головок, прокладок, определить внешним осмотром состояние навязки рукавных головок.

    4.3.

    Проверить состояние корпуса всасывающей сетки, наличие и целостность веревки, работу обратного клапана, состояние соединительной головки и прокладки.

    4.4.

    Проверить качество заточки граней и угол загиба крюка для открывания крышек гидрантов.

    4.5.

    Проверить состояние маховиков, целостность корпуса, прокладок разветвлений и соединительных головок.

    4.6.

    Проверить наличие и состояние соединительных переходных головок и прокладок.

    4.7.

    Проверить состояние корпуса водосборника, клапана, соединительных головок и прокладок.

    4.8.

    Проверить наличие и исправность ручных пожарных стволов, отсутствие инородных предметов в проходных каналах, работу крановых механизмов, состояние оплетки, ремня, соединительных головок и прокладок.

    4.9.

    Проверить состояние корпуса пеногенератора, пакета сеток, соединительной головки и прокладки.

    4.10

    Проверить наличие и состояние рукавных зажимав и рукавных задержек.

    4.11.

    Определить внешним осмотром состояние трехколенной выдвижной лестницы, лестницы-штурмовки и лестницы палки.

    4.12

    Проверить укладку спасательной веревки, ее влажность, наличие бирки с указанием даты испытания.

    4.13.

    Проверить наличие пожарного крюка, ломов и багров, их заточку.

    4.14.

    Проверить состояние деревянных и металлических частей лопаты, топоров, ручных пил и их заточку.

    4.15.

    Внешним осмотром проверить пригодность к работе диэлектрических перчаток, галош (бот), ковриков, ножниц для резки электропроводов.

    4.16.

    Проверить наличие и исправность рукавных мостиков.

    4.17.

    Проверить состояние корпуса, ремня, оптического элемента выключателя группового и индивидуального фонарей, определить степень заряженности аккумуляторных фонарей, по свечению нити накала.

    4.18.

    При наличии на пожарном автомобиле специальных агрегатов и оборудования проверить их состояние и инструмента к ним.

    4.19.

    Проверить наличие и работоспособность мобильных и носимых радиостанций.

    Техническое обслуживание автомобиля на пожаре (учении)


    № п/п

    Содержание работ

    1

    2



    1.1.

    Проверить надежность установки автомобиля на место и безопасность его от воздействия огня.

    1.2.

    При подаче воды из водоема проверить положение всасывающих рукавов и всасывающей сетки.

    Всасывающие рукава не должны иметь резких перегибов, а всасывающая сетка должна быть полностью погружена в воду и находиться ниже уровня воды не менее 200 мм.

    1.3.

    При работе насоса через каждый час смазывать его подшипники и сальники поворотом на 2-3 оборота крышек колпачковых масленок при открытых краниках.

    1.4.

    Периодически проверять утечку воды через соединения и сальники насоса, вентили, а также из системы охлаждения двигателя (основной и дополнительной); утечку масла из двигателя, коробки передач и коробки отбора мощности.

    1.5.

    Следить за температурой воды в системе охлаждения двигателя. Температура охлаждающей жидкости должна быть 80--95 С. В летний период при необходимости открывать капот двигателя и жалюзи радиатора. При включенном дополнительном охлаждении температуру воды регулировать вентилями линии теплообменника.

    1.6.

    Следить за давлением масла в системе смазки двигателя и других контрольно-измерительных приборов.

    1.7.

    По окончании работы на пожаре или учении:

    - в случае подачи пены промыть чистой водой все внутренние полости насоса и каналы пеносмесителя;

    - наполнить цистерну водой;

    - открыть краник и выпустить воду из рабочей полости насоса, после чего краник закрыть.

    1.8.

    С наступлением холодов напорные патрубки и сливные краники насоса держать открытыми, закрывая их только при работе насоса и проверке его на герметичность.

    1.9

    Подъезжая к пожарной части, на ходу автомобиля проверить работу сцепления, коробки передач, раздаточной коробки, ведущих мостов, рулевого управления, ручного и ножного тормозов. Не допускается самовыключение передач, а также стук и скрежет в коробке передач и раздаточной коробке. Передний ведущий мост должен легко включаться и выключаться без выключения сцепления при малых оборотах двигателя.

    1.10

    Ножной тормоз должен одновременно действовать на все колеса.

    1.11

    Полное торможение происходит при одноразовом нажатии на педаль тормоза.

    1.12

    Ручной тормоз обеспечивает надежное торможение автомобиля на уклонах не менее 16%.

    Примечание: Дефекты, выявленные в процессе работы автомобиля, устранение которых возможно силами водителя и без перерыва подачи воды или пены устраняются на месте, остальные дефекты устраняются по приезде в подразделение перед постановкой автомобиля в расчет.

    2. Пожарно-техническое вооружение

    2.1.

    Следить за правильной прокладкой пожарных напорных рукавов исключающей попадание их в кислоты, масла и другие вещества, вызывающие порчу, отсутствием заломов. При прокладке по проезжей части защитить рукавными мостиками в целях исключения наезда автотранспорта. В зимнее время рукавные головки утеплить снегом, замерзшие рукава в местах перегибов и соединений отогревать горячей водой, паром или нагретыми газами.

    2.2

    При использовании всасывающей сетки или гидроэлеватора исключить засорение (заиливание) решетки, повреждение веревки обратного клапана.

    2.3.

    При работе с пожарной колонкой следить за состоянием сальников, при необходимости подтянуть уплотнение.

    2.4.

    При работе с разветвлением в зимнее время утеплить его снегом, при возможности установить в помещении.

    2.5.

    При использовании рукавных задержек следить за тем, чтобы острые предметы, части конструкций не повредили петли, охватывающие рукав.

    2.6.

    При подъеме и спуске по трехколенной выдвижной лестнице следить за полной фиксацией кулачков валика-останова о ступень колена лестницы.

    2.7.

    При работе со спасательной веревкой не допускать воздействия на нее едких веществ, открытого пламени, соприкосновения с острыми углами строительных конструкций.

    Техническое обслуживание автомобилей по возвращении с пожара


    № п/п

    Содержание работ

    1

    2

    1. Пожарные автомобили общего применения

    1.1.

    Проверить на ощупь нагрев ступиц колес, тормозных барабанов, картеров коробки передач, раздаточной коробки ведущих мостов и промежуточной опоры карданного вала. Нагрев считается нормальным, если не вызывает ощущения ожога ладони. Тормозные барабаны при правильно отрегулированных тормозах не должны нагреваться.

    1.2.

    Проверить, нет ли подтекания топлива, масла воды пенообразователя, охлаждающей и амортизационной жидкостей.

    1.3.

    Проверить надежность затяжки гаек крепления колес, а также состояние шин по их осадке. Удалить посторонние предметы, застрявшие в протекторе и между спаренными колесами.

    1.4.

    Проверить состояние рессор и крепление амортизаторов.

    1.5.

    Проверить люфт рулевого управления, состояние крепления и шплинтовку гаек шаровых пальцев, сошки, рычагов поворотных цапф, состояние шкворней и стопорных шайб-гаек.

    1.6.

    Проверить состояние и герметичность трубопроводов и приборов тормозной системы, слить конденсат из воздушных баллонов пневматической системы тормозов, проверить уровень тормозной жидкости в бачке главного тормозного цилиндра гидравлической системы тормозов.

    1.7.

    Протереть двигатель, насос и приборы, расположенные на них, стекла кабины, фары, подфарники, стоп-сигнал, регистрационные и другие знаки.

    1.8.

    Проверить уровень масла в картере двигателя и охлаждающей жидкости в радиаторе. При необходимости дозаправить эти емкости.

    1.9.

    Заправишь при необходимости автомобиль топливом и огнетушащими веществами.

    1.10.

    Заправить смазкой масленки насоса и при необходимости долить масло в корпус насоса.

    1.11.

    Проверить состояние, исправность и очистить все пожарное оборудование, бывшее в употреблении во время пожара или учения.

    1.12

    Вымыть, вычистить и протереть шасси и кузов автомобиля.

    1.13.

    Укомплектовать автомобиль сухими напорными рукавами, взамен применяемых на пожаре или учении.

    1.14.

    Боевую одежду и снаряжение, испачканные на пожаре или учении вымыть и просушить.

    1.15.

    Устранить все дефекты автомобиля и ПТВ, выявленные во время работы на пожаре или учении, в пути и при ТО автомобиля.

    1.16.

    Поставить автомобиль в гараж пожарного депо.

    2. Пожарно-техническое вооружение пожарных автомобилей общего применения

    2.1.

    Проверить состояние и исправность ПТВ, бывшего в употреблении во время пожара или учения. При необходимости произвести его очистку.

    2.2.

    Устранить все дефекты ПТВ, выявленные во время работы. При невозможности устранения дефектов, произвести замену из числа резерва.

    2.3.

    Проверить и при необходимости дополнить шанцевый инструмент.

    2.4.

    Проверить наличие вооружения и надежность его крепления согласно описи.