Первая форма допуска в армии у рядового. Оформляем допуск к государственной тайне

Александр, добрый день.

Можете уточнить, Вам не пояснили входит ли занимаемая Вами должность в номенклатуру должностей согласно которой требуется оформление второй формы?

1. Имеет ли право организация заставить оформлять вторую форму допуска под угрозой увольнения?

Александр

Под угрозой увольнения нет.

Согласно ст. 21 Закона РФ «О государственной тайне»

Допуск должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке.

Но, если должность включена в указанную номенклатуру - то Вас могут уволить по ст. 77 ТК РФ

Основаниями прекращения трудового договора являются:
7) отказ работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора (часть четвертая статьи 74 настоящего Кодекса);

Увольнение по указанному основанию будет предопределено необходимостью Вашего перевода на другую должность, замещение которой не предполагает наличия допуска по второй форме.

Согласно ст. 74 ТК РФ

В случае, когда по причинам,связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.

При этом Вам должна быть предложена иная работа.

О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Если работник не согласен работать в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

И лишь при отсутствии таковой или Вашего отказа от перевода - Вас могут уволить.

При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 7 части первой статьи 77 настоящего Кодекса.

2. Накладывает ли наличие второй формы допуска (без ознакомления с документацией с грифом СС под роспись) ограничения на выезд за границу?

Александр

В том случае, если Вы фактически не будете ознакомлены с документами - то выезд все равно ограничивается в силу самого факта заключения трудового договора.

В силу ст. 15 ФЗ от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»

Право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено в случаях, если он:
1) при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне в соответствии с законом Российской Федерации о государственной тайне, заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из Российской Федерации , при условии, что срок ограничения не может превышать пять лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями, - до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором ( контрактом) или в соответствии с настоящим Федеральным законом.

3. Имеет ли право организация после оформления второй формы забрать загранпаспорт на хранение в первый отдел при условии, что я оформлял его себе лично еще задолго до того, как устроился в эту организацию?

Александр

Да, но только паспорт сдается в подразделение его выдавшее.

В силу ст. 18 упомянутого закона

В случае, если выезд из Российской Федерации гражданина Российской Федерации ограничен по основаниям, предусмотренным подпунктами 1 и 2 статьи 15 настоящего Федерального закона, его паспорт (паспорта) подлежит (подлежат) передаче на хранение до истечения срока временного ограничения в государственный орган, осуществивший выдачу паспорта.

,

4. Имеет ли право организация после оформления второй формы допуска запретить мне выезд за границу, при условии, что я НЕ буду ознакомлен с документацией с грифом СС?

Александр

Запрещает Вам не организация - ограничения будут наложены в ФСБ России с последующем уведомлением подразделения по вопросам миграции и пограничной службы

Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

Свернуть

Уточнение клиента

"В том случае, если Вы фактически не будете ознакомлены с документами - то выезд все равно ограничивается в силу самого факта заключения трудового договора."

Какого трудового договора? Есть трудовой договор, который организация заключает со мной при принятии на работу, а есть договор, который организация заключает с заказчиком на выполнение тех или иных видов работ. Дело в том, что на данный момент организация не имеет заказов, требующих ознакомления с совершенно секретными документами, поэтому на данный момент даже те, кто имеет вторую форму допуска ездят за границу. Однако, если Вас правильно понял, как только организация заключит такой договор, то сотрудники со второй формой допуска получат запрет на выезд из страны даже если не ознакамливались с документацией с грифом СС? Так? Или же после присвоения мне второй формы допуска должен быть пересмотрен мой трудовой договор с организацией, в котором будет прописано ограничение на выезд за границу? Тогда вопрос, может ли быть такое, что вторая форма допуска будет оформлена, однако, в моем трудовом договоре с организацией не будет прописано данное ограничение, или же оно прописывается в обязательном порядке по факту присвоения второй формы допуска?

"Можете уточнить, Вам не пояснили входит ли занимаемая Вами должность в номенклатуру должностей согласно которой требуется оформление второй формы?"

    • получен
      гонорар 100%

      Юрист

      Общаться в чате
      • 9,1 рейтинг

      Какого трудового договора? Есть трудовой договор, который организация заключает со мной при принятии на работу, а есть договор, который организация заключает с заказчиком на выполнение тех или иных видов работ. Дело в том, что на данный момент организация не имеет заказов, требующих ознакомления с совершенно секретными документами, поэтому на данный момент даже те, кто имеет вторую форму допуска ездят за границу. Однако, если Вас правильно понял, как только организация заключит такой договор, то сотрудники со второй формой допуска получат запрет на выезд из страны даже если не ознакамливались с документацией с грифом СС?

      Александр

      В том случае, если сотруднику будет изменена форма допуска к трудовому договору подлежит заключение дополнительное соглашение, в котором отражаются обязательства, принимаемые на себя сотрудником в связи с измененной формой допуска.

      В силу постановления Правительства РФ от 06.02.2010 N 63

      «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне»

      10. Обязательства граждан перед государством по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, с которыми заключается трудовой договор (контракт), отражаются в трудовом договоре (контракте), а обязательства граждан, с которыми не заключается трудовой договор (контракт), оформляются в виде расписки (примерное содержание обязательств представлено в форме 2).

      С этого момента и до окончания срока действия договора (увольнения) - действуют ограничения на выезд.

      Фактическое ознакомление с документами составляющими государственную тайну (с грифом совершенно секретно) - является отправным моментом для расчета пятилетнего срока действия ограничений после увольнения.

      Что касается возможности выезда - она существует, но для этого необходимо получение разрешения на выезд. Если такое разрешение будет оформлено - то можете выехать за границу. В каждом случае выезда, оформляется самостоятельное разрешение.

      Поэтому речь идет не о запрете, а об ограничении выезда.

      Да, открыто мне этого не пояснили. Сказали только, что мол всех переводим на вторую форму допуска. Как узнать эту номенклатуру?

      Александр

      Сведения об этом имеются в «первом отделе» и Вы можете обратиться с письменным заявлением к работодателю о причинах изменения формы допуска - соответственно он в своем ответе может сослаться на наличие такой номенклатуре.

      19. Перечень должностей, при назначении на которые гражданам оформляется допуск к государственной тайне, определяется номенклатурой должностей работников, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне (форма 3) (далее - номенклатура должностей).
      20. Номенклатура должностей разрабатывается режимно-секретным подразделением организации (далее - режимно-секретное подразделение) и подписывается его руководителем.
      21. В номенклатуру должностей включаются только те должности, по которым допуск работников к государственной тайне действительно необходим для выполнения ими должностных (специальных, функциональных) обязанностей, в том числе должности работников, допуск которых к государственной тайне обусловлен направлением их в другие организации для выполнения работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Количество работников, допускаемых к сведениям, составляющим государственную тайну, в организациях должно быть максимально ограничено.
      26. Форма допуска гражданина к государственной тайне должна соответствовать форме допуска, предусмотренной номенклатурой должностей.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      получен
      гонорар 100%

      Юрист

      Общаться в чате
      • 9,1 рейтинг

      Дело в том, что на данный момент организация не имеет заказов, требующих ознакомления с совершенно секретными документами, поэтому на данный момент даже те, кто имеет вторую форму допуска ездят за границу.

      Александр

      Этим, скорее всего и объясним их выезд. При оформлении разрешения на выезд указывается, что лицо, несмотря на наличие у него допуска фактически не ознакомлено с совершенно секретными сведениями. что облегчает процедуру прохождения оформления разрешения на выезд.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Уточнение клиента

      "Этим, скорее всего и объясним их выезд. При оформлении разрешения на выезд указывается, что лицо, несмотря на наличие у него допуска фактически не ознакомлено с совершенно секретными сведениями. что облегчает процедуру прохождения оформления разрешения на выезд. "

      Просто начальник первого отдела говорит, мол оформляй вторую форму, все равно будешь ездить, как ездил, если не станешь знакомиться с документами с грифом СС. Я же опасаюсь, что на деле может получиться иначе. У меня немало коллег с других организаций, которые при второй форме допуска даже будучи неознакомленные с документами не могут выезжать за границу. Не хотелось бы попасть в своего рода западню.

      получен
      гонорар 100%

      Юрист

      Общаться в чате
      • 9,1 рейтинг

      То есть, как только организация получит заказ, требующий работы с совершенно секретными документами, вне зависимости от того, ознакомлен сотрудник с ними или нет, если у него есть вторая форма допуска, то процедура получения разрешения на выезд будет значительно затруднена?

      Александр

      Совершенно верно. Это не говорит об однозначном запрете, но стоит готовиться к тому, что может быть не все так гладко, как говорит первый отдел:

      мол оформляй вторую форму, все равно будешь ездить, как ездил, если не станешь знакомиться с документами с грифом СС.

      Александр

      В любом случае при решении вопроса о разрешении выезда принимается во внимание позиция изложенная в Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2012 N 14-П

      3.3. Таким образом, взаимосвязанные положения подпункта 1 статьи 15 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и статьи 24 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - в силу предписаний Конституции Российской Федерации и основанных на них правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в настоящем Постановлении, а также с учетом положений статьи 2 Протокола N 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и сформулированных на ее основе правовых позиций Европейского Суда по правам человека - означают, что уполномоченные органы и должностные лица, принимая решение о временном ограничении гражданина в праве выезда из Российской Федерации, и суды при оценке правомерности такого решения не могут руководствоваться одним лишь формальным критерием наличия у данного гражданина допуска к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне, -такое решение во всяком случае требует выяснения характера конкретной информации, к которой гражданин имел доступ в рамках своей профессиональной деятельности, и степени ее секретности , в том числе на момент обращения в уполномоченные органы в связи с предполагаемым выездом за пределы страны,а также целей выезда и других обстоятельств, наличие которых позволяет сделать вывод о необходимости применения указанного ограничения.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Уточнение клиента

      "Совершенно верно. Это не говорит об однозначном запрете, но стоит готовиться к тому, что может быть не все так гладко, как говорит первый отдел"

      И еще вопрос: какова процедура оформления выезда? Сейчас со своей третьей формой допуска я просто подписываю в первом отделе заявление на отпуск за 2 недели до него и благополучно уезжаю отдыхать за границу. При второй форме надо будет подавать заявление за больший срок (если да, то какой)? И как узнать, дали мне разрешение на выезд или нет? Ответ приходит в организацию? Или об этом можно узнать уже только в день вылета на паспортном контроле (это очень плохой вариант)?

      получен
      гонорар 100%

      Юрист

      Общаться в чате
      • 9,1 рейтинг

      Получается, после оформления второй формы решение о выезде принимает только ФСБ, которое может отказать даже если человек не был ознакомлен с документацией СС. Так?

      Александр

      Да, решение о выезде в данном случае принимается по согласованию с органами безопасности.

      И еще вопрос: какова процедура оформления выезда?

      Александр

      Этот вопрос определен в Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2004 г. N 3-1 (документ ограниченного пользования) - в ней регламентирован и порядок и сроки оформления разрешения.

      Подачу заявление о выезде из страны. В заявлении указываются страна, в которую планируется выезд, цель, сроки выезда, вид транспорта, реквизиты туристической фирмы (агентства) или установочные данные на приглашающее лицо;

      Первый отдел по результатам рассмотрения поданного заявления изучает сведения о фактической осведомленности, учитывает характер данных сведений, частоту доступа к ним, по результатам чего готовит заключение о целесообразности оформления разрешения;

      Кадровый орган представляет сформированный пакет документов в уполномоченное подразделение органов безопасности для согласования.

      По результатам согласования принимается окончательное решение.

      Принятое решение доводится до сведения работника и подразделения, осуществляющего хранение паспортов.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Уточнение клиента

      В самых общих чертах, процедура оформления разрешения предполагает:

      Так а за какой срок нужно подавать заявление?

      получен
      гонорар 100%

      Юрист

      Общаться в чате
      • 9,1 рейтинг

      И каким образом я заранее узнаю, дали мне выезд или нет?

      Александр

      О принятом решении Вас известят. А заявление о разрешении на выезд, можете подать в любое время, но не позднее одного месяца до даты предполагаемого выезда.

      Ответ юриста был полезен? + 1 - 0

      Свернуть

      Юрист, г. Мурманск

      Общаться в чате
      • 8,1 рейтинг

      Однако, если Вас правильно понял, как только организация заключит такой договор, то сотрудники со второй формой допуска получат запрет на выезд из страны даже если не ознакамливались с документацией с грифом СС?

      Александр

      Здравствуйте, Александр!

      Не запрет, а ограничение на выезд в определенные страны. И при этом будет учитываться фактическое ознакомление.

      Как узнать эту номенклатуру?

      Александр

      Номенклатура должностей… находится в секретной части Вашей организации или в части, обслуживающей Вас, в отношении допуска к сведениям.

      Изменение формы допуска возможен в том случае, если указанная номенклатура согласована с территориальным подразделением ФСБ.

      Петров Михаил

      Получается, после оформления второй формы решение о выезде принимает только ФСБ, которое может отказать даже если человек не был ознакомлен с документацией СС. Так?

      Александр

      нет, решение принимает начальник (руководитель) организации, на основании представленных заключений.

      При второй форме надо будет подавать заявление за больший срок (если да, то какой)? И как узнать, дали мне разрешение на выезд или нет? Ответ приходит в организацию?

      Александр

      Например, в МО РФ, при второй форме допуске, документы на выезд представляются за полгода (ПМО-250дчп, 777дсп). Ответ приходит в организацию, в кадрах и можете узнать результат.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

    • получен
      гонорар 100%

      Юрист

      Общаться в чате
      • 9,1 рейтинг

      И при этом будет учитываться фактическое ознакомление.

      Рукин Сергей

      Не будет, поскольку фактическое ознакомление при решении вопроса о выезде учитывается исключительно при окончания срока действия заключенного договора.

      Это прямо вытекает из положения ст. 15 Закона.

      В связи с изменением условий работы организации руководитель определяет необходимую форму допуска (есть соответствующие документы, определяющие степень секретности сведений по должности) и согласовывает ее с органами. Органы ФСБ не изменяют форму допуска и не могут снизить или повысить ее.

      Рукин Сергей

      Речь как раз шла не об изменении формы допуска решением органа безопасности, а о согласовании с ним номенклатуры должностей, проведение данной процедуры является обязательным от чего и зависит последующее изменение формы допуска, но уже руководителем, которая в последующем также согласуется с ФСБ.

      Этот момент детально проработан в

      Постановление Правительства РФ от 06.02.2010 N 63
      (ред. от 29.12.2016)

      22. Номенклатура должностей в 2 экземплярах направляется организацией, территориально обособленным подразделением на согласование в орган безопасности по месту их расположения. В сопроводительном письме о направлении номенклатуры должностей на согласование в орган безопасности указываются:
      а) сведения о лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну: дата выдачи, наименование органа безопасности, выдавшего лицензию, срок ее действия и номер (кроме организаций, не подлежащих лицензированию);
      б) сведения о согласовании предыдущей номенклатуры должностей: дата согласования, наименование органа безопасности, согласовавшего номенклатуру должностей;
      в) количество должностей, предусматривавшихся в предыдущей номенклатуре должностей для оформления допуска к государственной тайне по первой, второй и третьей формам, причины увеличения или снижения количества указанных должностей в новой номенклатуре должностей.

      ФСБ может запретить, а не разрешить.

      Петров Михаил

      Такого в законе нет, не надо придумывать. Ограничение на выезд может накладываться как в период работы гражданина в организации, так и после его увольнения (в течение пяти лет после последнего ознакомления с СС).

      Но с «теоретиками» я не спорю, я просто знаю практику вопроса и она соответствует закону.


      И при этом будет учитываться фактическое ознакомление.Рукин Сергей

      Не будет, поскольку фактическое ознакомление при решении вопроса о выезде учитывается исключительно при окончания срока действия заключенного договора.Это прямо вытекает из положения ст. 15 Закона.

      Петров Михаил

      Дело в том, что на данный момент организация не имеет заказов, требующих ознакомления с совершенно секретными документами, поэтому на данный момент даже те, кто имеет вторую форму допуска ездят за

      А загранпаспорт, для имеющих вторую форму - сдается в кадры флота (округа).

      Рукин Сергей

      Где же в законе сказано о том, что паспорт сдается в кадры?

      Кроме того, где указано в законе, что

      ФСБ может запретить, а не разрешить.

      Рукин Сергей

      Органы безопасности не могут дать заключения о целесообразности выезда?

      И самому себе не надо противоречить:

      Рукин Сергей

      И в чем же оно выражено?!

      Такого в законе нет, не надо придумывать. Ограничение на выезд может накладываться как в период работы гражданина в организации, так и после его увольнения (в течение пяти лет после последнего ознакомления с СС ).

      Рукин Сергей

      Тут явно сказывается невнимательность.

      И при всем при этом

      Не будет, поскольку фактическое ознакомление при решении вопроса о выезде учитывается исключительно при окончания срока действия заключенного договора. Это прямо вытекает из положения ст. 15 Закона.Петров Михаил

      Рукин Сергей

      ,

      И самому себе не надо противоречить:

      Рукин Сергей

      И самому себе не надо противоречить:

      Рукин Сергей

      Этим, скорее всего и объясним их выезд. При оформлении разрешения на выезд указывается, что лицо, несмотря на наличие у него допуска фактически не ознакомлено с совершенно секретными сведениями. что облегчает процедуру прохождения оформления разрешения на выезд. Петров Михаил

      Рукин Сергей

      И как практик, скажите Вы готовили заключение о целесообразности выезда секретоносителя?!

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Все услуги юристов в Москве

  • Понятия и основные положения допуска должностных лиц и граждан.

    Подбор и приём на работу кандидатов на должности, связанные с государственной тайне.

    Допуск к государственной тайне

    1. Подбор и приём на работу кандидатов на должности, связанные с государственной тайне;

    2. Понятия и основные положения допуска должностных лиц и граждан. Форма допуска;

    3. Порядок оформления допуска;

    4. Порядок переоформления допуска к государственной тайне;

    5. Основания для отказа в допуске к государственной тайне и условия его прекращения;

    6. Форма учётной документации.

    Работники кадрового подразделения:

    1. Знакомят гражданина, оформляемого на допуск с нормами законодательства РФ по ГТ, предусматривающие ответственность за его нарушение;

    2. Сверяют сведения, указанные гражданином в анкете со сведениями, содержащимися в представленных документах;

    3. Уточняют, при необходимости отдельные сведения, указанные в анкете;

    4. Доводят до гражданина, оформляемого на допуск, обязательства перед государством, о соблюдении требований законодательства РФ о государственной тайне;

    5. Также запрашиваются необходимые справки и документы, знакомят гражданина с содержанием договора об оформлении допуска к государственной тайне;

    6. В ходе беседы, работник кадрового подразделения или службы безопасности выясняет следующие вопросы, не предусмотренные анкетой:

    a. Имел ли гражданин за последний год отношения к секретным работам, документам, изделиям;

    b. Давал ли он обязательства по неразглашению государственной тайны;

    c. Работал ли, служил (он) на режимных объектах.


    Допуск к государственной тайне это оформленное в установленном порядке право граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну.

    В соответствии со степенями секретности устанавливаются три формы допуска:

    1. Первая форма допуска для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;

    2. Вторая форма допуска для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;

    3. Третья форма допуска для граждан, допускаемых к секретным сведениям.

    Оформление гражданам допуска к ГТ осуществляется по месту работы (службы).

    Допуск граждан оформляется в добровольном порядке и предусматривает следующее:

    · Принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведениям, составляющих государственную тайну;

    · Письменное согласие на частичные, временные ограничение их прав (в соответствии со ст. 24 «О государственной тайне»);

    · Письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами (ФСБ России) проверочных мероприятий;



    · Определение видов, размеров и порядков предоставления социальных гарантий, предусмотренных законодательством (надбавки за секретность);

    · Ознакомление с нормами законодательства о государственной тайне предусматривающее ответственность за его нарушение;

    · Принятие руководителем организации решения (в письменном виде) о допуске оформляемого гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну.

    Должностные лица и граждане, допущенные к государственной тайне, могут быть временно ограничены в следующих правах:

    1. Право на выезд за границу (при допуске к «Совершенно секретно» и «Особой важности») на срок, определённый трудовым договором (максимум 5 лет с правом продления на 5 лет);

    2. Распространение сведений, составляющих государственную тайну и использование открытий и изобретений;

    3. Неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий;

    Проверочные мероприятия, связанные с оформлением допуска проводятся органами безопасности (ФСБ России и их территориальные органы).

    Допуск к государственной тайне по третьей форме проводится без проведения проверочных мероприятий, за исключением:

    · Руководитель организации;

    · Руководитель структурного подразделения по защите государственной тайны;

    · В случае, если имеется обоснованные сомнения в предоставлении анкетных данных по решению руководителя организации.

    Обязательства граждан перед государством по соблюдению требований к законодательству оформляются в виде расписке (форма 2).

    Члены совета федерации, депутаты государственной думы, судьи (на период исполнения ими своих полномочий), а так же адвокаты, участвующие в качестве защитников по делам, связанным с государственной тайной, допускаются к государственной тайне без проведения проверочных мероприятий.

    Указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи исполнении ими своих полномочий и о привлечении их к ответственности в случае разглашения, о чем берется у них соответствующая расписка.

    Решение о допуске к государственной тайне принимается:

    · В отношении граждан пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу – военный комиссар.

    · В отношении руководителей государственных органов и государственных организаций теми, кем они были назначены на соответствующие должности.

    · В отношении руководителей негосударственных организаций – руководителем организации – заказчиком секретных работ.

    В силу определенных обязанностей своей профессии, граждане, которые несут военную службу, включаются в программу, требующую хранить некоторые государственные тайны. Такие тайны необходимы для защиты целостности и суверенности территории РФ, они связаны с информацией о вооружении страны, ее политическими, экономическими и военными стратегиями, а также другими масштабными государственными программами. Допуск секретности определяется непосредственно Министерством Обороны РФ. Указанным Министерством разработан ряд регламентирующих документов, которые нацелены на систематизацию запретов и разрешений о хранении важных государственных тайн. Для того чтобы контролировать исполнение правил регулярно проводятся специальные проверки.

    Что такое «2-ая форма допуска секретности», ее сущность

    На данном этапе развития общества, существуют три главные степени допуска к секретности на государственном уровне. Такая классификация зафиксирована в ФЗ №5485 от 21.07.1993 «О государственной тайне».

    Это означает, что человек может допускать к различной закрытой от общественности информации по определенной схеме:

    • Первая наивысшая степень. Информация повышенной важности.
    • Вторая средняя степень. Информация, относящаяся к данной категории, находится под эгидой «Совершенно секретно».
    • Третья низшая степень. Информация низшего допуска. Метка ― «секретно».

    Обратите внимание

    Присвоение права владеть информацией, которая находится под закрытым доступом, не зависит от звания служащего.

    Исходя из ФЗ «О государственной тайне», покидать границы РФ запрещено только тем служащим, которым присвоена первая степень доступа к секретным данным. То есть, группе лиц, имеющих право узнавать информацию государственной важности по второй форме доступа к секретности, разрешается покидать границы государства.

    Порядок получения 2-й формы допуска

    Возможность иметь доступ к государственным тайнам в России носит добровольный характер. Это означает, что, вступая в высокопоставленную должность, гражданин не обязуется по умолчанию соблюдать государственные тайны. Так, доступность к государственной тайне тесно связана с возможностью занятия определенных должностей, а также иметь право на образование в ВУЗах, профилем которых является подготовка военнообязанных служащих.

    Следовательно, гражданин, устраивающийся на военную должность или поступающий в военный ВУЗ, должен понимать, что наличие определенной военной обязанности (разных мест работы, конкретных направлений деятельности) влечет за собой подтверждение содержания государственной тайны.

    Гражданин должен сознавать, что при его согласии на содержание государственной тайны, для его свободы, в том числе свободы межгосударственного передвижения, будут предусмотрены ограничения.

    Возможность получать необходимую секретную информацию для студентов военных учебных заведений, а также для служащих определенных структур, оформляется соответствующей комиссией, которая фиксируется по месту проживания субъекта.

    Оформление доступа к секретности требуемого уровня проходит с помощью ряда проверочных мероприятий. Для этого кандидат должен заполнить представленную ему комиссией специальную анкету, в которой будет установленный перечень проверок относительно предполагаемого уровня доступа. Соответственно, кандидат сам подтверждает свое согласие на проведение проверки.

    Такие мероприятия подразумевают следующие исследования :


    Если все проверочные процедуры выполнены успешно, военный комиссариат выдает свое заключение. В нем фиксируется факт возможности допуска конкретного гражданина к секретным государственным данным. Также в заключении указывается форма доступа к секретности.

    После подтверждения разрешения на доступ к государственной тайне, кандидату выдается на подпись подписка о неразглашении данных. Также разъясняется ответственность за разглашение государственной тайны.

    Случаи, в которых кандидату могут отказать :

    • у гражданина есть опыт судимости;
    • гражданин участвовал в любом виде деятельности, которая была направлена против установленного правопорядка;
    • нетрудоспособность гражданина (как частичная, так и полная). Подразумевается, как физические недостатки, так и психические нарушения;
    • в случае если среди близких родственников выявлены судимые граждане;
    • в случае если у кандидата имеется опыт проживания за пределами РФ более полугода, либо же близкие родственники, которые на момент оформления допуска к секретности, проживают за пределами РФ на постоянной основе;
    • если кандидат ранее уже допускался к государственной тайне, но был отстранен.

    Обратите внимание

    В случае отказа военный комиссариат не обязан разъяснять кандидату причины отказа.

    Порядок выезда за границу со 2-ой формой допуска секретности

    Фактически со 2-ой формой допуска секретности выезд за границу разрешен. Однако существуют свои нюансы. Так, при подписании подписки о неразглашении, гражданину разъясняют, что для оформления выезда за границу при наличии 2-ой формы допуска к секретности, необходимо, чтобы с даты оформления такой подписки прошло более пяти лет. В определенных случаях, которые являются индивидуальными и решаются Межведомственной комиссией по протекции государственной тайны, срок ограничения может быть продлен.

    Доброго времени суток! Работаю инженером-проектировщиком в государственной организации, есть 2-я форма допуска, имею ли право на выезд за границу на отдых? Подскажите как с точки зрения закона обосновать мое право перед нашими " Секретчиками", которые утверждают что категорически нельзя!

    Ответы юристов

    Согласно п. 4 Постановления Правительства РФ от 06.02.2010 N 63 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне» вторая форма допуска означает, что гражданин имеет допуск к совершенно секретным сведениям.

    В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено в случаях, если он при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне в соответствии с «законом» Российской Федерации о государственной тайне, заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из Российской Федерации, при условии, что срок ограничения не может превышать пять лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями, — до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом) или в соответствии с настоящим Федеральным законом.

    В случае, если имеется заключение Межведомственной комиссии по защите государственной тайны о том, что сведения особой важности или совершенно секретные сведения, в которых гражданин был осведомлен на день подачи заявления о выезде из Российской Федерации, сохраняют соответствующую степень секретности, то указанный в трудовом договоре (контракте) срок ограничения права на выезд из Российской Федерации может быть продлен Межведомственной комиссией, образуемой в «порядке», установленном для создания межведомственных координационных и совещательных органов, образуемых федеральными органами исполнительной власти. При этом срок ограничения права на выезд не должен превышать в общей сложности десять лет, включая срок ограничения, установленный трудовым договором (контрактом), со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями.

    Согласно статье 24 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне» должностное лицо или гражданин, допущенные или ранее допускавшиеся к государственной тайне, могут быть временно ограничены в праве выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне.

    Взаимосвязанные положения подпункта 1 статьи 15 и «статьи 24» Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 «Постановлением» Конституционного Суда РФ от 07.06.2012 N 14-П признаны не противоречащим Конституции РФ.

    Во-первых: Закон предусматривает только возможность ограничения (см. ст. 15 Закона № 114-ФЗ- «право МОЖЕТ БЫТЬ ограничено), то есть работодатель самостоятельно решает налагать на работника такие ограничения или нет;

    Во-вторых: Вы должны быть письменно ознакомлены с такими сведениями (есть официальный документ который подтверждает данный факт);

    В-третьих: такие условия об ограничении должны быть четко указаны именно в Вашем трудовом договоре (или в дополнительном соглашении к нему), а не где либо еще (Инструкции, Положении и т.п.).

    Юлия, если я Вас правильно понял, то наличие второй формы не повод для ограничения получения загранпаспорта и выезда за границу? Т.е. если я не работал с документами под грифом "Сов. Секретно", то и запрета быть не может?

    Смысл в том, что и имея допуск, но ни разу не ознакомившись с такими сведениями, невозможно установить момент, с которого будет действовать срок такого ограничения. Обратите внимание «Секретчиков» на то, что срок устанавливается именно с момента последнего ознакомления с такими сведениями (внимательно читайте п. 1 ст. 15 N 114-ФЗ). Задайте им вопрос — если Вы никогда не были ознакомлены (не работали, «в глаза не видели») сведения с грифом «Совершенно секретно», то с какого момента могут быть установлены такие ограничения? Я Вам, конечно не гарантирую положительный ответ от «Секретчиков». Сами понимаете, что они заинтересованы выполнять свои обязанности «без заморочек». Попробуйте обратиться к вышестоящему руководству.

    Большое спасибо, Юлия, за подробный ответ. Попробую победить систему используя ваши разъяснения!)

    Post Views: 13

    Положения настоящей Инструкции обязательны для выполнения государственными органами, органами местного самоуправления и организациями, которые выполняют работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, либо намерены получить в установленном порядке лицензию на право проведения таких работ (далее - организации), гражданами, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять законодательство Российской Федерации о государственной тайне.

    2. Государственные органы, наделенные полномочиями по распоряжению сведениями, отнесенными к государственной тайне, а также Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" и Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" могут принимать с учетом специфики решаемых ими задач ведомственные инструкции, регламентирующие порядок допуска граждан к государственной тайне в этих государственных органах и указанных государственных корпорациях по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

    3. В настоящей Инструкции используются следующие основные понятия:

    "доступ к сведениям, составляющим государственную тайну" - санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного работника со сведениями, составляющими государственную тайну;

    "близкие родственники" - жена (муж), отец, мать, дети, усыновители, усыновленные, полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры;

    "постоянное проживание за границей" - проживание граждан за пределами Российской Федерации более 6 месяцев в течение года, не связанное с исполнением ими обязанностей государственной службы;

    "номер допуска к государственной тайне" - номер отметки о проведении проверочных мероприятий, проставляемый органами безопасности, а при оформлении допуска к государственной тайне без проведения органами безопасности проверочных мероприятий - номер соответствующего удостоверения либо учетный номер карточки (форма 1) .

    4. В соответствии со степенями секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются следующие формы допуска граждан к государственной тайне:

    первая форма - для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;

    вторая форма - для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;

    третья форма - для граждан, допускаемых к секретным сведениям.

    Доступ граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, разрешается только при наличии у них допуска к государственной тайне по соответствующей форме. Наличие у граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для их доступа к сведениям более низкой степени секретности.

    5. Оформление гражданам допуска к государственной тайне осуществляется по месту работы (службы).

    Оформление допуска к государственной тайне гражданам, пребывающим в запасе и поступающим на военную службу по контракту либо подлежащим призыву на военную службу (в том числе по мобилизации), на военные сборы, а также гражданам, не пребывающим в запасе и подлежащим призыву для прохождения военной службы, которым требуется допуск к государственной тайне для исполнения служебных обязанностей, осуществляется военными комиссариатами по месту воинского учета указанных граждан.

    6. Если по характеру выполняемых должностных (специальных, функциональных) обязанностей предусматривается доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, граждане могут быть назначены на эти должности только после оформления допуска к государственной тайне по соответствующей форме.

    7. Допуск граждан к государственной тайне предусматривает:

    а) принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;

    б) письменное согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со статьей 24 Закона Российской Федерации "О государственной тайне";

    в) письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;

    г) определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

    д) ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;

    е) принятие руководителем организации решения (в письменном виде) о допуске оформляемого гражданина к сведениям , составляющим государственную тайну.

    8. Проверочные мероприятия, связанные с оформлением допуска граждан к государственной тайне, осуществляются органами безопасности по месту расположения организаций, их территориально обособленных подразделений.

    Проверочные мероприятия, связанные с оформлением допуска к государственной тайне сотрудников и граждан, принимаемых на службу (работу) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки, осуществляются указанным федеральным органом исполнительной власти во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности.

    9. Допуск граждан к государственной тайне по третьей форме оформляется без проведения органами безопасности проверочных мероприятий. В случае если имеются сомнения в достоверности предоставленных гражданами анкетных данных, руководитель организации может в установленном порядке направить материалы в орган безопасности для проведения проверочных мероприятий.

    Руководителям организаций, работникам их структурных подразделений по защите государственной тайны, а также лицам, на которых возлагается исполнение функций структурных подразделений по защите государственной тайны, допуск к государственной тайне оформляется с проведением органами безопасности проверочных мероприятий.

    Органы безопасности по согласованию с заинтересованными организациями определяют организации, в которых допуск к государственной тайне по третьей форме оформляется с проведением органами безопасности проверочных мероприятий.

    10. Обязательства граждан перед государством по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, с которыми заключается трудовой договор (контракт), отражаются в трудовом договоре (контракте), а обязательства граждан, с которыми не заключается трудовой договор (контракт), оформляются в виде расписки (примерное содержание обязательств представлено в форме 2).

    11. Члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, судьи на период исполнения ими своих полномочий, а также адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями , составляющими государственную тайну, допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, без проведения проверочных мероприятий, предусмотренных статьей 21 Закона Российской Федерации "О государственной тайне".

    Указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением ими своих полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения, о чем у них берется соответствующая расписка.

    12. Основаниями для отказа гражданину в допуске к государственной тайне могут являться:

    а) признание гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным на основании решения суда, вступившего в законную силу, наличие у него статуса обвиняемого (подсудимого) по уголовному делу о совершенном по неосторожности преступлении против государственной власти или об умышленном преступлении, наличие у него непогашенной или неснятой судимости за данные преступления, прекращение в отношении его уголовного дела (уголовного преследования) по нереабилитирующим основаниям, если со дня прекращения такого уголовного дела (уголовного преследования) не истек срок, равный сроку давности привлечения к уголовной ответственности за совершение этих преступлений;

    (см. текст в предыдущей редакции)

    б) наличие у гражданина медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню , утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития;

    В) постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными гражданами документов для выезда на постоянное место жительства в другие государства;

    г) выявление в результате проведения проверочных мероприятий действий гражданина, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;