Правила составления герба семьи. Герб семьи своими руками - как создать фамильный герб? Регистрация и грамоты с описанием герба

Воробьева Ксения, Каменев Никита, Нефедова Елена, Яковлев Георгий.

Работа знакомит с разнообразием гербов, с правилами их составления, учит читать и понимать символику гербов. Также работа знакомит с историей возникновения герба родного города авторов работы Верхнего Уфалея.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

Исследовательская работа на тему

«Герб моего города»

Воробьева Ксения Евгеньевна,

Каменев Никита Олегович,

г. В.Уфалей, МОУ «СОШ №1», класс 3 «в»

Нефедова Елена Евгеньевна,

г. В.Уфалей, МОУ «СОШ №1», класс 3 «в»

Яковлев Георгий Евгеньевич,

г. В.Уфалей, МОУ «СОШ №1», класс 3 «в»

Руководитель:

Черничкина Галина Валентиновна,

преподаватель начальных классов

Муниципального общеобразовательного учреждения «СОШ №1»

Верхний Уфалей – 2010

  1. Цели и задачи…………………………………………………………..3
  2. Введение………………………………………………………………..4
  3. Что такое герб?.......................................................................................5
  4. Что такое геральдика?............................................................................5
  5. Составные части герба………………………………………………...6
  6. Создание герба города…………………………………………….…...7
  7. Герб моего города………………………………………………….…..8
  8. Заключение…………………………………………………………….11
  9. Список использованной литературы…………………………...……12
  10. Приложение………………………………………………….….…I-VIII

Цели и задачи

Познакомить с разнообразием гербов; с правилами их составления; научить читать и понимать символику гербов; изучить историю возникновения герба родного города; развивать интерес к истории России, края, города; развивать умение работать с текстом; воспитывать чувство гордости за свою страну; составить герб своей семьи.

Предмет исследования: герб города Верхнего Уфалея.

План проекта

  1. Что такое герб?
  2. Составные части герба.
  3. Создание городских гербов.
  4. Герб моего города.
  5. Создание герба своей семьи.

Методы исследования

«Подумать». «Спросить у другого человека». «Получить информацию из книг, журналов». «Понаблюдать (фото, рисунки, экскурсии)».

Введение.

Гербы занимают в нашей жизни гораздо большее место, чем может показаться на первый взгляд. Нет ни одного современного государства без своего герба. Гербы имеют многие семьи (прежде всего старые дворянские). Есть свои символы, фирменные знаки (по существу подобие гербов) – у политических партий, университетов, спортивных и других союзов, обществ, клубов, а также заводов, фабрик, других предприятий. В этом океане символов почетное место принадлежит городским гербам.

Создание городских гербов – дело государственное. Герб должен утверждаться городским советом, являясь официальным символом, а не проявлением частной или групповой инициативы. Вместе с тем, в создании герба призвана принимать активное участие городская общественность. Обсуждение проектов предполагаемого герба должно проходить в условиях самой широкой гласности. Это служит пропаганде прошлого и настоящего родного края, его добрых традиций, способствуя тем самым патриотическому воспитанию, любви к малой Родине, с которой начинается вся наша Россия.

Что такое герб?

В Древней Руси не было гербов в традиционном смысле этого слова, но существовали свои знаки и эмблемы. Древнейшими среди них были так называемые знаки Рюриковичей – знаки русских князей, которые передавались по наследству, хотя и с некоторыми изменениями.

Слово «герб» пришло в русский язык в XVI - XVII вв. В переводе с немецкого языка слово «герб» означает «наследство». Так уже в самом слове заложена одна из важных черт герба – стабильность, постоянство в употреблении.

Герб – отличительный знак.

Что такое геральдика?

Придумать герб – непростое дело. Существует целая наука – геральдика, которая знает все правила составления гербов. Гербы составляются по особым правилам и в соответствии с определенной традицией. Здесь все имеет значение – и соотношение элементов герба, и их цвет.

Кому же могут принадлежать гербы? Государствам, городам, отдельным территориям, группам людей (корпорациям), родам. В России сначала появился герб государственный. Потом земельные и городские эмблемы, а потом уже и родовые. Корпоративной геральдики в нашей стране не было.

Своего пика практическая геральдика, т.е. составление гербов, достигла в XV - XVII вв. города, добившиеся самоуправления, ремесленные цехи, знатные горожане, духовные лица становились обладателями гербов. Развивалась дворянская геральдика, формировались гербы государств.

В XVII-XVIII вв. происходит формирование геральдики как науки. Из чисто практического дела она превратилась в научное знание, помогающее не только правильно понимать гербы, но и решать важные исторические проблемы.

Составные части герба

Герб состоит из щита и внешней части.

Наиболее распространенными формами щита являются следующие:

  1. треугольная (варяжская)
  2. овальная (итальянская)
  3. квадратная, закругленная внизу (испанская)
  4. четырехугольная, заостренная внизу (французская)
  5. вырезная (германская)

В российской геральдике чаще использовалась французская форма щита.

В геральдике используется четко определенная цветовая гамма. Для этого существуют два металла, пять цветных финифтей (эмалей) и два меха. Эти названия сохранились с тех времен, когда деревянные щиты действительно обивали металлом или мехом, делали на них металлические украшения и цветные изображения.

Два металла – это золото и серебро. Они обозначаются, соответственно, желтым и белым цветом.

Пять финифтей:

  1. красная (страсть)
  2. голубая (верность и честь)
  3. зеленая (свобода)
  4. черная (смелость)
  5. пурпурная (храбрость)

Разумеется, не всегда возможно изобразить герб в цвете. Поэтому в начале XVII в. была разработана графическая система обозначения металлов и финифтей.

В геральдике применяют два меха – горностаевый и беличий. Графически горностаевый мех обозначался белым полем, усеянным черными хвостиками, а беличий – голубыми значками, напоминавшими развернутые шкурки белок, по серебряному полю.

Для того чтобы на щите можно было поместить много фигур и органично скомпоновать их, в геральдике принято три деления щита. Вертикальное деление называется рассечением, горизонтальное – пересечением, а диагональное – скошением. Эти деления могут сочетаться между собой в разнообразном порядке, образуя части щита. Соотношение частей щита помогает правильно понять герб.

На гербах часто помещаются геометрические фигуры (квадраты, треугольники, ромбы), животные (лев, орел), растения (лилия, роза), элементы неживой природы (солнце, месяц, звезды), мифические фигуры (дракон, кентавр, единорог), человек. Каждый из них имеет свое значение.

Памятка /Составители: Геральдическая комиссия РАН/

Создание герба города – дело граждан, живущих в нем, любящих и знающих его историю. В городском гербе в символической форме должны найти отражение городские традиции, славное трудовое и боевое прошлое, современный облик города. Первое и непременное условие при создании герба – гласность. Советуем объявить конкурс на создание проекта герба вашего города с публикацией условий в городской или районной газете, по местному радиовещанию. Создайте при местных органах власти конкурсную комиссию, в которую желательно включить как официальных представителей, так и общественность; ознакомьте горожан, с представленными на конкурс проектами герба на выставке; опубликуйте статьи и отклики в газете. Небесполезно будет установить соответствующее поощрение за призовые места.

Конкурсная комиссия учитывает мнение горожан о представленных проектах, отбирает лучшие из них, при необходимости объявляет второй тур конкурса или выносит решение о доработке конкретных проектов, информируя о своих действиях жителей города, готовит проект Положения о гербе вашего города. Герб города и его описание в цветном и черно-белом вариантах, Положение о гербе города, в котором определяется порядок его применения, утверждаются городской Думой или другим законодательным городским органом. В описании герба дается толкование образных и цветовых решений. Целесообразно официально закрепить авторство – личное или коллективное. Нужно помнить, что герб, не утвержденный городской властью, не может использоваться в каких-либо официальных мероприятиях и документах.

При создании герба советуем учитывать следующие моменты, касающиеся его смыслового содержания и художественной формы. Во-первых, городской герб – «визитная карточка города» - должен отражать особенности, присущие только данному городу, и памятные его жителям события. Что может быть характерным признаком? Природная достопримечательность, живущая в памяти поколений историческая традиция. Специфику города отражают и современные символы, возникшие в советское время. Словом, герб должен ассоциироваться с конкретным городом. Во-вторых, в современной городской геральдике могут использоваться как традиционные формы и принципы компоновки геральдических фигур, так и новые приемы составления герба. Однако в целях увеличения наглядности и обличения зрительного восприятия, запоминания герба желательно придерживаться ряда правил: эмблемы располагаются в поле гербового щита; нельзя перенасыщать гербовой щит фигурами – это усложняет рисунок и делает их неразличимыми на сувенирных значках и мелких предметах; по сравнению с реалистическим рисунком стилизованная эмблема имеет большую выразительность; по возможности нужно использовать традиционные геральдические цвета (не стоит злоупотреблять цветами флагов вашей республики – ваш город в ней не единственный). Лаконичность, ясность образного решения герба будут способствовать его узнаваемости.

Герб моего города.

Первый герб города утвержден 12 февраля 1975 года. Автор проекта – Борис Иванович Ларюшин.

« В центре верхней части щита изображен металлургический ковш, пересеченный механическим ключом – символ механической и металлургической промышленности города. В нижнем правом (от зрителя) углу изображена структурная решетка графита, пересеченная электрической стрелой – символ электротехнической и электрохимической промышленности города. В нижнем левом (от зрителя) углу – изображение ели – символ лесной промышленности города».

Цифра 1761 обозначает год, когда Иван Масалов основал золотопромышленный, чугуноплавильный и железоделательный завод. Поселок при этом заводе в 1940 году был преобразован в город.

Новый герб города утвержден 27 февраля 1997 года Постановлением городского Собрания депутатов №21. Автор – Сергей Кудряков.

«Герб города Верхнего Уфалея представляет собой геральдический щит французской формы, то есть прямоугольник с соотношением сторон 8/9. На зеленом поле щита, в центре, расположен щиток с голубым полем и золотой окантовкой. На нем изображены наклоненный ковш и льющийся из него расплавленный металл, символизирующие металлургию, в частности, Уфалейский железоделательный завод, возникший в 1761 году, с работой которого, собственно, и связано становление города. От щитка опускается вниз голубая лента одинакового цвета с полем щитка, которая символизирует воды рек Уфалейки и Уфы. Щиток в центре заключен в венок, состоящий из двух золотых стилизованных ветвей. Левая ветвь (со стороны зрителя) выполнена в виде кристаллов уральских минералов, правая – в виде переплетающихся хвои и шишек. Это символы подземных и лесных богатств».

На поздней версии герба (неутвержденного проекта) изображался уже один только ковш, с льющимся из него расплавленным металлом.

Современный герб Верхнего Уфалея разработан авторской группой в составе: Семен Кудряков (г.Верхний Уфалей) – идея герба; Константин Моченов (г. Химки) – геральдическая доработка; Галина Туник (г.Москва) – обоснование символики; Роберт Маланичев (г.Москва) – художник; Сергей Исаев(г.Москва) – компьютерный дизайн. Постановлением Верхнее-Уфалейского городского Собрания депутатов №226 от 19 апреля 2002 года герб был утвержден.

Герб внесен в Государственный геральдический регистр под №945.

«Основной фигурой герба является серебряный ковш (символ высокого деяния), из которого льется золотая струя (поток жизни, изобилие). Это аллегорически символизирует основные отрасли промышленности – металлургию и тяжелое машиностроение, с которыми связано становление и развитие Верхнего Уфалея. Венок – геральдический символ вознаграждения и успеха – показывает заслуги и профессиональные качества жителей. Кедровая ветвь, кристаллы и серебряный глухарь на золотом обломке ветви означают подземные и лесные богатства, а также благородство и величие уфалейского края. Зеленое поле герба – это окружающая город богатая природа».

Известен значок с гербом Верхнего Уфалея, где в щите помимо ковша изображены глухарь и венок из листьев, шишек, кристаллов.

Заключение

Работая по выбранной теме, мы познакомились с разнообразием гербов, с правилами их составления. А самое главное мы узнали историю возникновения герба родного города. Ведь каждый человек должен знать историю своего города и любить его.

Герб – отличительный знак. Придумать герб – непростое дело. Изучив его составные части, каждый из нас создал герб своей семьи. Он отражает особенности, присущие каждой семье.

Собранный нами материал можно использовать на уроках окружающего мира, истории, классных часах. И мы предлагаем каждому из вас создать герб своей семьи.

Список использованной литературы

Государственные символы России – герб, флаг, гимн: Учебное пособие. – 2-е изд.- М.: « ТИД «Русское слово – РС», 2004.-136с.: ил.

Материалы городского Историко-краеведческого музея.

Начальная школа.-2004.-№43

К.Ф.Моченов, Г.А.Туник «Официальные символы Челябинской области и муниципальных образований», Челябинск, 2004.

Соболева Н.А. и др. Гербы городов России. Альбом – справочник. – М.: Профиздат – «Отечество», 1998 – 480 с.: ил.

Челябинская область: энциклопедия / гл. ред. К.Н.Бочкарев. - Челябинск: Каменный пояс, 2008г.

Эта проблема заслуживает отдельного рассмотрения, хотя бы потому, что почти все наружные коммуникации расположены именно в городах; кроме того, в городах находятся и действуют многие локальные СМИ - местное телевидение и радио, газеты. Городская символика. В маркетинге города, как и любой территории, весомую роль играет символика. Городскую символику традиционно составляют:
  • официальные символы города - герб, флаг и гимн;
  • официальные символы территориальных единиц и общин города - гербовые эмблемы и флаги, утверждаемые территориальными властями;
  • архитектурно-мемориальные символы - изображения архитектурных и исторических памятников города (обычно содержащихся в перечне, утверждаемом городскими властями);
  • словесные символы - название города и наименования его районов, а также образованные на их основе слова и словосочетания (в том числе сокращения), кроме фамилий и имен собственных.
Если для любого государства самыми существенными и популярными официальными символами выступают флаг и гимн, то в городских коммуникациях почетное место в официальной символике принадлежит городским гербам . Историческое преимущество здесь - за европейскими городами, хотя городские и провинциальные гербы есть и за пределами Европы. Возникновение гербов связано с рыцарством, воинскими достижениями: не случайно само слово "герольд", от которого произошел термин "геральдика", означает: воин, особо отличившийся в походах, а потому назначенный распорядителем рыцарского турнира. Герольдам было передано право определять правила составления и использования гербов. В большинстве городов Западной, Центральной и Юго-Восточной Европы существуют гербы, возникшие в разное время и отражающие определенные исторические события и традиции. Термин "городской герб" впервые в России официально появился в царском указе 1692 г., предписывавшем изготовить для города Ярославля печать с изображением ярославского герба и надписью: "Печать града Ярославля". Указ царя исполнили, поместив на печати эмблему Ярославского кня-жества: стоящий на задних лапах медведь держит в правой лапе положенную на плечо алебарду. Эта эмблема используется до сих пор. В 1722 г. Пётр I основал Герольдмейстерскую контору - специальное учреждение для составления гербов, где были собраны опытные рисовальщики. Сюда со всей страны по специальным анкетам собирались сведения о городах для создания гербов, рассказывающие о том, "сколь давно и от какого случая или причины и от кого те городы построены, каменные, или деревянные, или земляные, и от каких причин какими имянами названы...".
Герб отражает многогранный и неповторимый облик города - его историю, ратные подвиги земляков, творчество местных умельцев и "фирменные" городские товары, заслуги ученых, мастеров культуры, спортсменов, предприимчивость деловых людей. Со времен Петра I в гербе могло отражаться название города - тогда получался "говорящий герб". Примеры этому - гербы городов Великие Луки (три больших лука), Зубцова (стена с зубцами), Архангельска (архангел с огненным мечом и щитом поражает чёрного дьявола). Многие российские города, не имевшие явных особенных черт, получили от Военной коллегии гербы, содержавшие символику воинских частей, которые были расквартированы в них: Коломна (белый столб с короной наверху, по обеим сторонам колонны звёзды), Рыльск (чёрная кабанья голова), Пенза (три снопа: пшеница, ячмень, просо), Самара (белая коза на зелёной траве).
В конце XVIII в. российское правительство пожаловало гербы многим российским городам. Создание и пожалование городских гербов было серьезным государственным мероприятием, связанным с большими административными реформами, начавшимися в 1775 г. В геральдических традициях и новациях довольно показательно пересекались интересы наместничества, губернии и города, местных властей. Новое административное деление России - объединение губерний в наместничества - привело к изменению формы городского герба: герб наместничества стал размещаться в верхней, главной части щита, городская эмблема - в нижней, второстепенной. Только в середине XIX в. приоритет города в городском гербе был восстановлен: герб губернии стали размещать в вольной, т.е. пустой, не несущей какой-либо фигуры части щита городского герба, вправо или влево. При переходе города в новую губернию менялся губернский герб в вольной части щита. Были также введены новые атрибуты и украшения для городских гербов: короны, венчающие гербовый щит (императорская, шапка Мономаха, корона с тремя башнями вместо зубцов); обрамления из дубовых листьев и орденских лент, соответствующие статусу города. Как справедливо утверждает председатель Геральдической комиссии РАН академик Ю.А. Поляков, в России в XVIII-XX вв. городские гербы утвердились во всех губернских, большинстве уездных и ряде других городов. После 1917 г. многие гербы, отражающие монархическую или религиозную символику, были практически упразднены. Но тяга к гербам, этим красочным знакам, олицетворяющим сплав минувшего и настоящего, оказалась сильнее бюрократических запретов. Геральдическая традиция доказала свою жизненность. Период, который Ю.А. Поляков назвал временем дегеральдизации, сменился геральдическим бумом. С 60-х гг. в разных городах - больших и малых, древних и юных - стали создаваться новые гербы. С начала 90-х гг. наступил качественно новый этап - возрождения и переоформления городских гербов, существовавших до 1917 г., своеобразный геральдический ренессанс. Стали меняться и гербы молодых городов. Понятно, что никакой герб не может вместить все богатство, многоцветие и особенности истории и современной жизни; он отражает ее обобщенно, в главных чертах, с предельной лаконичностью и неизбежной долей условности, обеспечивая главное: научно-историческую обоснованность, художественность, выразительность и наглядность.

Представляемое здесь изложение гербоведческих и геральдико-правовых норм подчинено практической задаче: облегчить работу тех, кто разрабатывает государственную символику субъектов Российской Федерации и официальную символику муниципальных образований. Многие из перечисляемых норм широко известны благодаря популярным и учебным изданиям, другие знакомы только исследователям и до сих пор не рассматривались (или почти не рассматривались) в общедоступных публикациях. Рекомендации готовились в расчете на широкий круг адресатов; предполагается, что они будут небесполезны и для начинающих любителей геральдических художеств, и для тех, кто интересуется этой темой уже давно, а также для официальных лиц органов власти и самоуправления, связанных с геральдической проблематикой по долгу службы.

Обращаясь к перечисленным здесь нормам, стоит учитывать, что формально гербоведческие принципы неразрывно связаны с такими важнейшими функциями герба, как юридическая (герб является объектом права и в то же время представляет своего обладателя в качестве субъекта права), репрезентативная (герб - парадный, торжественный знак) и прежде всего - опознавательная. Некоторые правила составления гербов могут показаться на первый взгляд архаичными, неактуальными, недостаточно логичными и т.д. Однако их несоблюдение неизбежно наносит урон гербу - его правовой корректности, парадности и узнаваемости.

Некоторые положения поясняются примерами (...).

При разработке герба обратите внимание, какой именно субъект права, какое юридическое лицо будет им обозначено (см. раздел 1).

Традиционная символика, старые гербы безусловно имеют приоритет; но при их восстановлении необходимо учитывать множество исторических и правовых обстоятельств (разделы 2, 3, 17-19, 23).

Не пытайтесь выразить в гербе ВСЁ - всю историю, все достопримечательности и т.п. (разделы 5, 6).

Основой герба должен быть геральдический щит; цвета, их сочетания и повороты фигур должны соответствовать гербоведческим нормам (разделы 8-11).

Единственным эталоном герба является его геральдическое описание. Изобразительный эталон не допускается (раздел 14).

Необходимо избегать дробления щита на несколько отдельных композиций, никак не связанных общими элементами (раздел 15), помещения в гербах атрибутов новейшего времени (раздел 13), изображений конкретных сооружений и предметов (раздел 12), надписей, за исключением девизов (раздел 16), а также украшений вокруг щита - также за исключением некоторых случаев (разделы 17-21).

В гербах субъектов Федерации и муниципалитетов не может воспроизводиться федеральная символика - орел и триколор (раздел 22); региональная (губернская, областная и т.п.) символика может использоваться в муниципальных гербах только на определенных условиях (раздел 23).

Ниже эти и другие основные нормы раскрываются более подробно.

II. Право на герб

1. Правом на герб обладают субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

Согласно российской традиции, город может иметь герб, даже не будучи отдельным муниципальным образованием. Но в принципе право на этот герб принадлежит не самому городу, а муниципальному образованию, к которому этот город относится. Органы самоуправления этого муниципального образования могут вводить или не вводить герб в использование, по своему усмотрению регулировать его употребление и т.д.
_______________
Так, Новооскольский район Белгородской области, включающий в себя г. Новый Оскол, в качестве районного герба утвердил старинный герб райцентра. Белгородский район (представляющий собою муниципальное образование, отдельное от Белгорода) оказался вынужден создавать для себя новый герб (хотя при этом была вполне резонно использована та же символика, что и в гербе г. Белгорода).
Рассмотрим несколько условных, абстрактных примеров.
Представим себе некий район А, являющийся муниципальным образованием, в состав которого входят два города: А (центр района) и Б. В принципе органы самоуправления района могут установить три разных герба: общерайонный, города А и города Б (два последующих - для использования, наряду с общерайонным, в соответствующих городах). Более того, возможно создание и употребление четвертого, соединенного герба, в котором встретятся символы района и двух городов. Эта возможная, но громоздкая модель поддается упрощению; так, можно ограничиться принятием герба района и вообще не ставить вопрос о символике обоих городов (но если они - или один из них - имеют исторический герб, такой маневр безусловно нежелателен); установить единый герб для района А и города А (если население Б не воспротивится); установить гербы обоих городов и в виде соединенного герба пользоваться как районным символом.
Иная ситуация - в районе В, где райцентр В выделен в самостоятельное муниципальное образование. В этом случае район В и райцентр В должны иметь разные гербы (хотя вполне закономерным было бы использование общей символики и даже зрительное сходство - но не совпадение! - обоих гербов). При этом не имеет значения, является ли райцентр городом или нет.
В любом случае действует принцип, согласно которому герб служит отличительным знаком: один муниципалитет может при определенных обстоятельствах иметь более одного герба; но два разных муниципалитета (или тем более муниципалитет и субъект Федерации) не могут и не должны иметь одинаковый герб.

Населенные пункты, не являющиеся отдельными муниципальными образованиями (...), претендовать на герб не могут. Органы местного самоуправления вправе вводить для таких населенных пунктов административные эмблемы, разработка которых выходит за пределы рассматриваемых здесь проблем.

Особые регионы, образуемые федеральными Законами и Указами, также могут иметь гербы; но вопрос о таковых должен каждый раз рассматриваться в индивидуальном порядке.

2. Городские гербы, утвержденные в законодательном порядке до 1917 года, остаются в силе как не отменявшиеся в законодательном порядке ни в годы революции, ни позднее.
Поэтому правильнее говорить не о возрождении или восстановлении исторического герба города, а о восстановлении его употребления или об обращении к историческому гербу. Переименование города не лишает его права на исторический герб.

Право на исторический городской герб сохраняется за городом, если он является муниципальным образованием. Если же он входит в качестве составной части в более крупное муниципальное образование (район и т.п.), то право на использование исторического герба переходит к этому образованию.

В отличие от городских, исторические гербы губерний, областей, уездов и округов, существовавших до революции, были "автоматически" отменены реформой территориально-административного устройства России, проведенной в 1928-1929 годах, и сегодняшние территории не являются прямыми обладателями этой старинной символики. Однако они вправе - в качестве территориальных и моральных преемников - воспользоваться историческими территориальными гербами при создании собственных. Некоторые элементы при этом неизбежно должны отсеяться, но "знаковое ядро" сохранится.

Обращаясь к исторической символике, необходимо учитывать одушевлявшую их геральдико-правовую логику, выразившуюся в нормах дореволюционного законодательства о земельных и городских гербах (прежде всего - Указ 1857 года об их упорядочении). Основные трудности, возникающие при приложении этих норм к сегодняшней действительности, рассмотрены ниже (см. раздел 23 и др.).

3. В случае слияния муниципальных образований, уже имеющих гербы, возможно:
3.1. создание нового герба с использованием или без использо-вания элементов существовавших ранее гербов;
3.2. соединение гербов в один составной;
3.3. принятие герба одного из муниципалитетов в качестве общего.

III. Значение и символика герба

4. Во вступлении уже говорилось об основных функциях герба - репрезентативной, юридической, опознавательной. Именно роль герба как опознавательного знака является ключевой. Герб должен быть узнаваем, иконографически своеобразен. Это "необщее выражение лица" во многом оказывается важнее смыслового содержания, вкладываемого в герб его разработчиками (ведь оно может забыться, а облик герба остается).

История знает множество гербов, возникновение которых было случайным, символика - надуманной или навязанной и т.д.; но со временем такие гербы нередко приживались и становились объектом любви, гордости и признания, поскольку на них переносилась репутация, доброе имя соответствующих городов к территорий (если же нет доброго имени, не поможет самый пышный герб).

5. Прекрасно, если герб отражает местную историю, топографию, достопримечательности или же стремления жителей города (района, области и т.д.). Но не стоит превращать герб в "краткий путеводитель" и пытаться отразить в нем все локальные особенности. Во-первых, отразить все особенности вряд ли удастся. Во-вторых, герб создается на века, а такие местные черты, как, например, структура производства, могут радикально измениться уже через несколько лет. В-третьих, есть риск создать перегруженную композицию, не поддающуюся прочтению.

6. Один из классических способов создания герба - принятие изображения, перекликающегося с названием, именем обладателя герба (орел в гербе г. Орла, горох - в гербе г. Гороховца, ворон - в гербе г. Грайоворона, старая женщина - в гербе г. Старицы и т.д.); такие гербы называются гласными. При этом изображение может и не отражать действительное происхождение названия, достаточно созвучия. Так, Великие Луки получили свое название из-за речных излучин, а в их гербе помещены три лука. Главный герб может отражать старое, впоследствии отмененное название города или местности; в нем могут быть обыграны различные диалектные или профессиональные термины и т.п.

7. Нет необходимости ограничиваться узким кругом "самых геральдических" знаков. Чиж, улитка или головастик в принципе не менее геральдичны, чем лев или орел; крапива или незабудка приемлемы наравне с розой, лавром или хлебным снопом. В геральдике существует, кроме того, обширная практика употребления фантастических фигур - как глубоко традиционных (грифон, феникс, кентавр, мантикора и т.п.), так и изобретаемых заново или переносимых в геральдику из фольклора, народного искусства и т.д. (гербы Иркутска и Иркутской области, Удмуртии, Коми и другие). Все это расширяет возможности герботворчества.
В то же время существуют ограничения, определяющие, какие фигуры не должны включаться в герб. Об этих ограничениях см. в разделах 12 и 13.

IV. Основные геральдические и геральдико-правовые нормы

8. Важнейшие элементы герба помещаются в пределах ограниченного пространства, условно именуемого геральдическим щитом (полем щита).

9. Цвета всех деталей (фигур, поля и т.д.) должны быть определены. Желательно ограничиться основными геральдическими цветами: двумя "металлами" - золотом и серебром (в геральдике не проводится различия между золотом и желтым, между серебром и белым цветом), пятью "финифтями" ("эмалями") - лазурью (это понятие объединяет различные оттенки синего и голубого, между которыми также не проводится различие), червленью (красный, алый цвет), зеленью, черным и пурпуром (может передаваться различными оттенками фиолетового, холодно-малинового, сиреневого); допускается также стилизованное изображение некоторых мехов (горностаевый, беличий, "противогорностаевый" и т.д.; каждый из мехов считается в геральдике отдельным цветом) и телесный цвет (при изображении людей, ангелов, кентавров, сфинксов и других человекоподобных чудовищ).

При одноцветном воспроизведении герба используется условная штриховка для червлени (рис. 1), лазури (рис. 2), зелени (рис. 3), пурпура (рис. 4). Золото изображается поверхностью, покрытой точками (рис. 5), серебро - незаштрихованной поверхностью (рис. 6). Черный цвет изображается поверхностью, закрашенной сплошь (рис. 7), а при рельефном воспроизведении - пересекающимися штрихами (рис. 8). Приведены также основные типы воспроизведения горностаевого меха (рис. 9, 10) и беличий мех (рис. 11). Противогорностаевый мех имеет черный фон с белыми "хвостиками", изображаемыми так же, как и горностаевые на рис. 9 и 10. Соболий мех эквивалентен черному цвету.

10. Основные фигуры, помещаемые на металлическом фоне (в металлическом поле), должны быть финифтяными, и наоборот - фигуры в финифтяном поле должны быть металлическими. Металл на металл, финифть на финифть не накладываются. Это - так называемое "основное правило геральдики".

Есть несколько ситуаций, в которых соблюдение основного правила необязательно. Например, если герб с "запрещенным" сочетанием цветом был утвержден главой государства или существует - хотя бы без такого утверждения - более века, исправлять его не нужно. Но в общем случае основное правило необходимо соблюдать.

11. Стороны в геральдике определяются с точки зрения того, кто стоит за гербовым щитом и держит его; таким образом, от зрителя правая геральдическая сторона находится слева, левая геральдическая сторона - справа.

Живые существа - люди, животные, ангелы и т.п. и некоторые искусственные фигуры (например, корабли) изображаются в геральдике обращенными или прямо (на зрителя), или направо (от зрителя - налево). Подобным образом орудия (меч, стрела, молот и т.п.) обычно изображаются обращенными верх или направо. Поворот геральдически влево нетипичен для геральдики. При изображении нескольких фигур они могут быть обращены в одну сторону, друг к другу или же в разные стороны.

Поворот живых фигур и орудий влево вполне возможен, но требует специальной мотивации. Например, поворот московского всадника влево освящен давней традицией; это же можно сказать и о фантастическом звере в городском иркутском гербе. Аналогичный поворот тигра в гербе Еврейской Автономной Области символизирует необычную судьбу этого субъекта Федерации и т.д.

12. Недопустимо помещение в гербе конкретных архитектурных сооружений (зданий, памятников и др.). В гербе нельзя, к примеру, изобразить Московский Кремль или Медного всадника (хотя можно изобразить условную крепость с остроконечными башнями, определив их число, расположение и т.д., или всадника на скале).

13. Необходимо избегать включения в герб элементов, являющихся исключительной принадлежностью позднего нового и новейшего времени, а также технологически специфических форм (станки, автомобили, пистолеты, специальные инструменты и др.); их рекомендуется заменять традиционными условными знаками-аналогами: молнией для электростанции или электроэнергии, сквозным ромбом для текстильного производства и т.п.

14. Герб не является графически неизменным. Герб - не товарный знак, он имеет более высокий статус и существует по иным правилам. Допускается перерисовка герба в разных стилях, в щитах разных форм и пропорций: изменением герба как такового это не является. Варианты одного и того же герба в разных стилизациях могут параллельно находиться в официальном употреблении. Эталоном герба является не рисунок (его роль - пояснительная), а геральдическое описание, запечатлевающее "формулу герба". Описание составляется с применением особой гербоведческой терминологии. Обычно в ходе проведения экспертизы в Герольдии её специалисты обеспечивают составление описания, соответствующего и гербу, и всем научным требованиям, после чего это описание утверждается местной администрацией.

15. Щит герба, как правило, должен иметь одно поле. Это поле может делиться на разноцветные участки, но они должны быть объединены общей фигурой, образовывать цельную композицию. В противном случае герб окажется соединенным из двух или нескольких гербов, а это допустимо лишь в тех случаях, если имеет место слияние муниципалитетов, городов, территорий, уже имевших свои гербы в прошлом.

При соединении нескольких гербов в одном необходимо помнить, что разные способы их сочетания (в рассеченном щите, пересеченном щите, в щите, разбитом начетверо и т.д.) имеют разное геральдическое и правовое значение, что определяется международными и отечественными нормами и прецедентами. В принципе каждый отдельный случай заслуживает отдельного обсуждения.
_______________
Слияние городов Борисоглебска и Романова в 1822 году подразумевало и слияние их гербов. Но составной герб, принятый в городе без запроса в Герольдию (щит пересечен; вверху, на "губернском" месте - герб Борисоглебска; внизу - герб Романова), оказался несостоятельным и в геральдическом, и в правовом плане. Окончательно вопрос о гербе города (который сегодня называется Тутаевом) решился только в 1995 году, когда из 6 вариантов гербоведчески корректного, "уравновешенного" соединения обоих старых гербов городская администрация выбрала и утвердила один.

В исторических версиях многих городских и уездных гербов щит был пересеченным (разделенным по горизонтали) и объединял региональную эмблему с местной. Но эти гербы устарели более века назад (см. раздел 23) и служить образцом сегодня отнюдь не могут.

16. В состав герба может входить девиз - лаконичная надпись, воспроизводящая призыв, утверждение, назидание или какую-либо историческую фразу. Девизы помещаются за пределами щита на лентах, декоративных полосах (обычно помещаемых ниже щита). Как правило, цвет литер (букв) девиза соответствует расцветке главной фигуры герба, а цвет ленты - главному полю герба, хотя при наличии обоснования возможно и другое цветовое решение.

Иное помещение надписей в гербах - как в пределах, так и за пределами щита, - не согласуется с геральдическими правилами и потому неприемлемо. Это касается прежде всего названий и их аббревиатур, а также цифровых обозначений (дат основания и т.п.).

Немногочисленные старые гербы, составленные с нарушением этого принципа (например, гатчинский, таганрогский), считаются "освященными давностью" и не требуют обязательной переделки. Вообще же помещение названия в герб - классический пример геральдического дурного тона.

Герб является "изобразительным именем", и дополнять его писаным именем было бы не только негеральдическим действием, но и тавтологией, неоправданным дублированием обозначающей функции. К тому же на бланках и гербовых печатях органов власти и самоуправления герб все равно сопровождается надписью-названием.

17. За исключением девиза, все элементы герба, сопровождающие щит, имеют особое геральдико-правовое значение атрибутов статуса и потому не могут вноситься в гербы произвольно.

Это относится к любым коронам, шапкам, венкам и ветвям, лентам (кроме девизных), наградам, а также к щитодержателям - условным фигурам (животных, людей и т.п.), поддерживающим щит. Значение этих элементов, их историческая роль и возможное место в современных гербах поясняются ниже (...).

18. КОРОНЫ в гербах не являются и никогда не являлись символом монархического правления (недаром они часто встречаются в гербах республик). Геральдическая корона - это знак определенного достоинства и символ собственных прав (самоуправления - в случае с муниципалитетами, государственной власти - в случае с субъектами Федерации). Правила геральдики и прецеденты определяют, какая именно корона соответствует тому или иному статусу (правовому, историческому и т.п.).

Использование корон в российской территориально-административной геральдике имеет давние традиции. С начала ХVШ века гербы различных земель, входящих в состав России, часто дополнялись коронами, венцами и шапками, соответствовавшими историческому статусу территории: так, в гербе астраханского региона помещался особого вида царский венец, в гербе тверской земли - великокняжеская шапка и т.д. В 1730 году был утвержден обширный сборник территориальных и городских гербов, в котором все эти короны были систематизированы и окончательно приобрели особенности, специфичные для российской геральдики; кроме того, были введены и короны для земель, не бывших в прошлом княжествами.

Совершенно иной характер имели короны, введенные для территориальных и городских гербов Указом 1857 года. В гербах губерний не нашлось места собственным территориальным коронам; их место заняла императорская корона, означавшая, что все губернские властные институты имеют основание лишь в верховной, центральной власти. Аналогичное значение придавалось специально сочиненной "древней царской короне" в гербах областей, градоначальств и уездов (корона для округов не была утверждена; но на практике употреблялись атрибуты, аналогичные уездным). Собственно, все эти короны не были губернскими, областными или уездными символами; они были знаками верховной власти и принадлежали не территориям, как таковым, а ячейкам определенной территориально-административной системы.

Подобным образом короны (башенные и иные), введенные в 1857 году для городов и посадов, были неразрывно связаны с той же системой управления и знаменовали не собственную идентичность города, но его административный статус (центр губернии, уезда и т.п.).

С отменой губернско-уездного деления и введением новой территориальной системы в 1920-х годах все короны, установленные Указом 1857 года, лишились своего геральдико-правового основания. Исключение составило лишь небольшое количество корон и шапок, установленных не по административному, а по историческому принципу - для древних центров страны (шапка Мономаха для бывших столиц великих княжеств, соответствующие венцы - для центров царств и т.п.).

Если существует старинная "собственная" корона региона (из числа введенных в 1730 году или аналогичная), она вполне может быть использована в гербе нынешнего субъекта Федерации. Так, в гербе Пермской области присутствует историческая корона (шапка) образца 1730 года.

Несколько иные принципы действуют в отношении гербов муниципальных образований. Общая система городских, посадских и уездных корон, утвержденная в 1857 году, совершенно неприложима к сегодняшней ситуации; необходимо на федеральном уровне вводить новую систему статусных корон, и проект соответствующего документа сейчас обсуждается. (...)

Исключение в отношении исторических столиц упоминалось выше. Муниципалитет Ярославля, пользуясь исторической привилегией, зарегистрировал герб города с шапкой Мономаха над щитом, но до утверждения общих норм тактично воздерживается от введения этой полной версии герба в повсеместное употребление.

19. ВЕНКИ в российских гербах тоже традиционно рассматриваются как знаки статуса, и до общей федеральной систематизации их имеет смысл избегать (поскольку вне общей системы знак статуса оказывается бессмысленным и неприличным). Включение в герб венка какого-либо нового образца (не употреблявшегося ранее в русской геральдике) также не может считаться удачным, поскольку такой элемент приобретает значение знака статуса по аналогии с историческими версиями венков.

В силу разных причин это относится и к дореволюционным орденским лентам, включавшимся в гербы в соединении с различными атрибутами (теми же венками или иными знаками, отражавшими местную специфику). Сегодня для восстановления подобных украшений в местных гербах нет должных оснований.

20. НАГРАДЫ (ордена, медали), принадлежащие субъекту Федерации или городу, могут быть отражены в гербе. Возможно помещение ленты таковой награды вокруг щита или же изображение знака ордена (медали), подвешенного к щиту на своей ленте. В принципе утверждать такие знаки в составе гербов совершенно необязательно, даже нежелательно, т.к. это противоречит российской традиции. Согласно общим геральдическим нормам, герб обладателя награды (территории, города и т.п.) допускается официально воспроизводить с соответствующим наградным знаком (как это описано выше) даже тогда, когда никакие документы и акты о гербе этого не предусматривают.

21. ЩИТОДЕРЖАТЕЛИ , или фигуры в опорах щита - особые элементы герба, связываемые в российской геральдике (и в большинстве других локальных геральдических традиций) с определенным высоким статусом гербовладельца.

Немногочисленные, но весомые исторические прецеденты установили в России право на щитодержателей для центров обширных регионов; сегодня им соответствуют центры субъектов Федерации. Так, Новосибирск пользуется гербом со щитодержателями, поскольку является областным центром. Выборг (в прошлом - центр лена, провинции, губернии) сохраняет своих щитодержателей, поскольку они были утверждены за ним не в качестве административного атрибута, но в качестве "индивидуального отличия". Однако это - уникальное исключение. Прочие муниципалитеты, если они не являются центрами своих субъектов Федерации, не могут использовать щитодержателей.

Государственный статус субъектов Федерации дает каждому из них безусловное право помещать щитодержателей в собственных гербах.

Одновременно со щитодержателями в герб вносится подножие, на котором они стоят (в случае с летучими существами подножие не обязательно). Обычно это - условная орнаментальная "подставка" или зеленая земля. Однако подножие может иметь иную, более сложную форму.

22. Не допускается произвольное внесение общероссийских символов в местные гербы.

Двуглавый орел Российской Федерации, ее государственный бело-сине-красный флаг, лента этих же цветов - все эти эмблемы не могут служить ни элементом, ни геральдической основой для герба, ни основой для его части.

Дореволюционная общероссийская символика (двуглавый орел в версиях, употреблявшихся до 1917 года; императорская корона и т.п.) может сохраняться в гербе, если это основано на исторической традиции и на конкретных узаконениях. Так, в гербе Санкт-Петербурга сохраняется скипетр, увенчанный двуглавым орлом, поскольку помещение этой почетной эмблемы в герб города было санкционировано императорскими указами (1730 и 1780 годов).

23. Внесение региональных гербов или их элементов в состав муниципальных гербов тоже не может быть произвольным.
Для уяснения того, каким оно может быть, понадобится еще один исторический экскурс.

В 1778 году впервые в качестве официального принципа было провозглашено помещение элемента земельного герба в гербы городов (тогда же было предусмотрено исключение для наиболее значительных городов, имеющих старинные символы). Позднее стала действовать упрощенная общая схема: гербовый щит, как правило, делился по горизонтали (пересекался), и в нем располагалась составная композиция: вверху помещался герб региона (наместничества, губернии и т.п.), а внизу - собственный герб города. Эта схема, во многих отношениях неудовлетворительная (хотя бы потому, что собственная символика города оказывалась "подавлена"), вызывала справедливую критику и была реформирована Указом 1857 года.

По этому Указу все верхние "губернские" части составных гербов упразднялись, а собственные гербы городов распространялись на весь щит. Для обозначения принадлежности города к губернии в герб вводилась т.н. вольная часть - четырехугольник, примыкающий к краю щита. В этой вольной части воспроизводился герб (композиция гербового щита) губернии. При переходе города из одной губернии в другую вольная часть автоматически заменялась. Аналогичные правила применялись и в отношении губернской символики в гербах уездов, а также областной символики в гербах уездов и городов, хотя в Указе это не было указано прямо.

Соответствующая Указу трансформация герба представлена на рис.9. Повсеместное соблюдение Указа не было обеспечено; в большинстве случаев (например, в знаменитом справочнике П.П. фон Винклера) по старинке воспроизводилась дореформенная версия герба. Но с геральдико-правовой точки зрения реформа была проведена, а "пересеченные" гербы отменены.

После территориально-административных реформ конца 1920-х годов городские гербы (практически уже не употреблявшиеся, но в принципе и не отмененные) утратили не только короны, но и вольные части с региональной символикой.

Когда сегодня заходит речь об использовании старинного местного герба, следует помнить, что до сегодняшнего дня этот герб дошел без корон и прочих атрибутов, а также без земельных эмблем в щите (не только без верхней губернской половины, но и без губернской вольной части!); именно в этом виде герб сохранился и, следовательно, в этом виде должен использоваться до новой реформы.

Сегодня обозначение принадлежности муниципального образования к субъекту Федерации вполне возможно, но требует соблюдения определенных условий.

Во-первых, у самого субъекта Федерации должен быть герб. Во-вторых, Положение или Закон об этом гербе должен предусматривать возможность воспроизведения герба этого субъекта Федерации в муниципальных гербах.

В случае соблюдения этих двух условий герб субъекта Федерации может быть беспрепятственно внесен в вольную часть муниципального герба - так же, как это делалось с губернскими гербами в дореволюционную пору.

В противном случае можно лишь помещать в муниципальном гербе, в качестве одной из фигур общей композиции, какие-либо элементы традиционной символики региона. Впрочем, иногда этого бывает вполне достаточно для создания эффектной композиции с легко узнаваемым обозначением территориальной принадлежности. Но при этом необходимо соблюдать определенный геральдический такт, поскольку фигуры из исторического герба региона в большинстве случаев нельзя воспроизводить без существенных изменений - иначе это будет неправомерное использование чужого герба.

V. Общие замечания

24. Правильность герба определяется не только тем, как он выглядит, но и тем, как он употребляется. Поэтому нормативный акт (Закон, Положение и т.д.) о гербе, как и сам герб, еще на стадии проекта должен пройти экспертизу в Геральдическом совете при Президенте РФ - это обеспечит соблюдение всех норм.

25. Никакие консультации, "регистрации" и т.п. в каких-либо общественных коллегиях, центрах и иных подобных организациях или же в государственных органах, не имеющих соответствующих полномочий, не могут заменять согласование, экспертизу и регистрацию герба (а равно и иного официального символа) в Геральдическом совете.
Точно так же экспертизу не заменяет использование настоящих методических рекомендаций, в которых удалось коснуться нескольких важнейших тем.

Герб Российской Федерации является одним из официальных государственных символов нашей страны, описание и правила использования которого закреплены в Конституции и законе «О Государственном гербе Российской Федерации».

Государственный герб Российской Федерации - это красный геральдический щит прямоугольной формы с закругленными нижними углами и заостренной нижней гранью, на котором изображен двуглавый золотой орел с распущенными крыльями, коронами на каждой голове и одной большой короной над обеими головами. В лапах орел держит символы государственной власти: в правой - скипетр, в левой - державу. На груди орла изображен красный щит со сценой победы серебряного всадника над черным змеем (драконом). Автор композиции герба - Евгений Ухналев. При соблюдении официального описания герба допускается вольная художественная трактовка изображения этого государственного символа.

В зависимости от носителя графической информации, целесообразности и возможностей размещения герб РФ может изображаться:

  • в полном многоцветном варианте со щитом или без щита;
  • в черно-белом варианте со щитом или без щита;
  • в одноцветном тонированном варианте для печати на бланках.

При размещении рядом герба РФ и гербов субъектов РФ предусматривается особый порядок расположения государственных символов:

  • герб РФ должен быть больше или равен по размеру остальным гербам изображения;
  • герб РФ должен располагаться выше или на одном уровне с остальным гербами изображения;
  • при одновременном размещении двух гербов герб РФ размещается слева от герба субъекта РФ;
  • при одновременном размещении нечетного количества гербов герб РФ размещается в центральной части изображения между равным числом гербов субъектов РФ;
  • при одновременном размещении четного количества гербов герб РФ размещается слева от центральной части изображения между гербами субъектов РФ.

Не допускается противоречие изображения герба РФ приведенному в законе описанию:

  • всадник на груди орла должен ехать, а не скакать;
  • направление движения всадника не должно изменяться;
  • цвета изображения герба должны соответствовать конституционному описанию;
  • допускается только одноцветное цветное тонирование с изменением описанных в законе цветов.
Не допустимы изображения герба РФ противоречащие приведенному в законе описанию
Всадник на груди орла должен ехать, а не скакать Направление движения всадника не должно изменяться Цвета изображения герба должны соответствовать конституционному описанию Цвет тонирования герба должнен соответствовать цветам описанным в законе

Любое использование изображения герба допустимо только с соблюдением описанных в законе правил его использования. Даже сувенирная продукция коммерческих организаций и использующий изображение государственной символики бизнес-сувенир должны строго соблюдать эти требования.

Анализ специфики городского маркетинга (на примере города Омска)

Город и маркетинговые коммуникации

В маркетинге города, как и любой территории, весомую роль играет символика. Городскую символику традиционно составляют:

Официальные символы города - герб, флаг и гимн;

Официальные символы территориальных единиц и общин города - гербовые эмблемы и флаги, утверждаемые территориальными властями;

Архитектурно-мемориальные символы - изображения архитектурных и исторических памятников города (обычно содержащихся в перечне, утверждаемом городскими властями);

Словесные символы - название города и наименования его районов, а также образованные на их основе слова и словосочетания (в том числе сокращения), кроме фамилий и имен собственных.

Если для любого государства самыми существенными и популярными официальными символами выступают флаг и гимн, то в городских коммуникациях почетное место в официальной символике принадлежит городским гербам. Историческое преимущество здесь - за европейскими городами, хотя городские и провинциальные гербы есть и за пределами Европы. Возникновение гербов связано с рыцарством, воинскими достижениями: не случайно само слово "герольд", от которого произошел термин "геральдика", означает: воин, особо отличившийся в походах, а потому назначенный распорядителем рыцарского турнира. Герольдам было передано право определять правила составления и использования гербов. В большинстве городов Западной, Центральной и Юго-Восточной Европы существуют гербы, возникшие в разное время и отражающие определенные исторические события и традиции.

Термин "городской герб" впервые в России официально появился в царском указе 1692 г., предписывавшем изготовить для города Ярославля печать с изображением ярославского герба и надписью: "Печать града Ярославля". Указ царя исполнили, поместив на печати эмблему Ярославского княжества: стоящий на задних лапах медведь держит в правой лапе положенную на плечо алебарду. Эта эмблема используется до сих пор.

В 1722 г. Пётр I основал Герольдмейстерскую контору - специальное учреждение для составления гербов, где были собраны опытные рисовальщики. Сюда со всей страны по специальным анкетам собирались сведения о городах для создания гербов, рассказывающие о том, "сколь давно и от какого случая или причины и от кого те городы построены, каменные, или деревянные, или земляные, и от каких причин какими имянами названы...".

Герб отражает многогранный и неповторимый облик города - его историю, ратные подвиги земляков, творчество местных умельцев и "фирменные" городские товары, заслуги ученых, мастеров культуры, спортсменов, предприимчивость деловых людей. Со времен Петра I в гербе могло отражаться название города - тогда получался "говорящий герб". Примеры этому - гербы городов Великие Луки (три больших лука), Зубцова (стена с зубцами), Архангельска (архангел с огненным мечом и щитом поражает чёрного дьявола). На рисунке 1 представлен герб города Великие Луки, Пскова и Печор. Многие российские города, не имевшие явных особенных черт, получили от Военной коллегии гербы, содержавшие символику воинских частей, которые были расквартированы в них: Коломна (белый столб с короной наверху, по обеим сторонам колонны звёзды), Рыльск (чёрная кабанья голова), Пенза (три снопа: пшеница, ячмень, просо), Самара (белая коза на зелёной траве).

Рисунок 1. Герб города Великие Луки; Герб города Пскова; Герб города Печор

В конце XVIII в. российское правительство пожаловало гербы многим российским городам. Создание и пожалование городских гербов было серьезным государственным мероприятием, связанным с большими административными реформами, начавшимися в 1775 г.

В геральдических традициях и новациях довольно показательно пересекались интересы наместничества, губернии и города, местных властей. Новое административное деление России - объединение губерний в наместничества - привело к изменению формы городского герба: герб наместничества стал размещаться в верхней, главной части щита, городская эмблема - в нижней, второстепенной.

Только в середине XIX в. приоритет города в городском гербе был восстановлен: герб губернии стали размещать в вольной, т.е. пустой, не несущей какой-либо фигуры части щита городского герба, вправо или влево. При переходе города в новую губернию менялся губернский герб в вольной части щита. Были также введены новые атрибуты и украшения для городских гербов: короны, венчающие гербовый щит (императорская, шапка Мономаха, корона с тремя башнями вместо зубцов); обрамления из дубовых листьев и орденских лент, соответствующие статусу города.

Как справедливо утверждает председатель Геральдической комиссии РАН академик Ю.А. Поляков, в России в XVIII-XX вв. городские гербы утвердились во всех губернских, большинстве уездных и ряде других городов. После 1917 г. многие гербы, отражающие монархическую или религиозную символику, были практически упразднены. Но тяга к гербам, этим красочным знакам, олицетворяющим сплав минувшего и настоящего, оказалась сильнее бюрократических запретов. Геральдическая традиция доказала свою жизненность. Период, который Ю.А. Поляков назвал временем дегеральдизации, сменился геральдическим бумом. С 60-х гг. в разных городах - больших и малых, древних и юных - стали создаваться новые гербы. С начала 90-х гг. наступил качественно новый этап - возрождения и переоформления городских гербов, существовавших до 1917 г., своеобразный геральдический ренессанс. Стали меняться и гербы молодых городов.

Понятно, что никакой герб не может вместить все богатство, многоцветие и особенности истории и современной жизни; он отражает ее обобщенно, в главных чертах, с предельной лаконичностью и неизбежной долей условности, обеспечивая главное: научно-историческую обоснованность, художественность, выразительность и наглядность. Панкрухин А.П. Маркетинг территорий 2-е изд. , дополн. - СПб. Питер, 2006.- С. 335-337.

Герб Омска. Год основания города 1716 г. Омск отмечает день города в 1-е воскресенье августа. В этом году день города пройдет 5 августа. Омск - центр Омской области, находится на пересечении Транссибирской железнодорожной магистрали и реки Иртыш. 7 июня 2012 года депутатами Горсовета был поднят вопрос 200-летней давности. Оказалось, герб города нелегитимен и в нем используются элементы герба Тобольска. Вопрос начал обсуждаться в связи с тем, что народные избранники решили обновить дизайн значков депутата, на котором изображен герб Омска. В ходе обсуждения выяснилось, что герб Омска не утвержден геральдической комиссией, то есть, по сути, нелегитимен.

Вопрос о редизайне герба поднимался еще во втором созыве экс-спикером Горсовета, а в те времена - депутатом ОГС Сергеем Алексеевым. В этом созыве с предложением изменения герба выступил Вячеслав Двораковский. В новом варианте герба предлагается изменить верхушку.

По словам начальника правового управления Денис Голушкова: « Герб утвержден еще в 18 веке, когда Омск был подконтролен Тобольску»

Как пояснил Голушков, такой плагиат никаких юридических санкций и последствий не несет. Но депутаты всерьез задумали исправить это историческое недоразумение. Поэтому изменение герба плавно перейдет в изменение внешнего вида флага Омска. Однако вопрос с редизайном герба может затянуться - скоро у депутатов Горсовета начнутся официальные каникулы, и вопрос может быть перенесен на осень 2012 года. http://infokanal55.ru/news/view?id=9105 (Депутаты Горсовета намерены изъять плагиат из герба Омска)

На протяжении своей истории герб Омска три раза менял свой облик. Первый омский герб был создан и утвержден императрицей Екатериной Алексеевной 17-го марта 1785 года, после того как Омская крепость получила статус заштатного военного окружного города Тобольского наместничества. Описание герба гласило: «В верхней части щита герб Тобольский. В нижней - в серебряном поле часть укрепленной из кирпича линии».

Верхняя часть означала, что город Омск подчиняется столице Сибирского царства городу Тобольску, на гербе которого: «В синем поле золотая пирамида с воинскою арматурою, «красными» знаменами, барабанами и алебардами». Нижняя часть геральдического щита - собственно герб Омска: линия укреплений показана «натуральным» кирпичным цветом (рисунок 2.).

Второй вариант герба утвердил в 1973 году Омский городской совет депутатов трудящихся.Его описание было следующим: «В центре герба - золотистый колос, переходящий в часть шестерни; они неразрывно связаны между собой, как неразрывен союз рабочего класса и крестьянства.

Внутренняя линия этих элементов образует колбу с нефтью. Вся композиция символизирует современность города Омска - города развитого машиностроения, нефтехимии и науки, центра крупной сельскохозяйственной области. Многоугольник у места слияния рек - символ старого города, указывает на историческое прошлое города, возникшего как крепость в Сибири. На декоративной ленте цифра «1716» - дата возникновения Омска» (рисунок 3.).

Рисунок 3. Герб города Омска 1973 года

В 1995 году был разработан третий герб Омска (рисунок 4.). Основным его элементом стал «золотой крест», символизировавший крестообразный каркас расселения Омского региона. Этот крест указывал и на тот факт, что Омск расположен в географическом центре России и является связующим звеном между Западом и Востоком, между Севером и Югом страны. Горизонтальная часть креста символизирует транссибирскую магистраль, давшую новый импульс к экономическому развитию города и региона в целом.

Рисунок 4. Герб города Омска 1995 года.

Решением Омского городского Совета от 20 марта 2002 г. №481 восстановлен исторический городской герб образца 1785 года (рисунок 5.). Описание герба Омска: «Современный герб города Омска представляет собой изображение, расположенное на горизонтально рассеченном лазурево - серебряном геральдическом щите, представляющим прямоугольник, ширина которого равна 8/9 долей высоты, нижняя часть которого имеет радиальные углы равные 1/8 доле ширины и остроконечный выступ, образованный двумя радиальными линиями. Лазурево - серебряный цвет фона геральдического щита имеет отношения как 1:1. Изображение на верхнем лазуревом фоне представляет собой золотую пирамиду с воинской арматурой в виде: червленых знамён по три с каждой стороны пирамиды, двумя золотыми алебардами и двумя горизонтально расположенными перед пирамидой золотыми барабанами. На нижнем серебряном фоне расположена часть кирпичной линии укреплений натурального цвета. Полный Герб имеет обрамление в виде золотых дубовых ветвей, соединенных Александровской лентой. Герб может иметь дополнительные геральдические элементы, утверждаемые Омским городским Советом в соответствии с Российской геральдической традицией и действующим законодательством. После утверждения в установленном порядке их изображение вносится в изображение Герба.

Флаг Омска. В 90х годах в городе использовали белый флаг с изображением в центре герба Омска, под которым была надпись зелёными буквами «ОМСК». Но утверждён ли этот флаг официально не известно.

Флаг муниципального образования городской округ город Омск Омской области Российской Федерации является опознавательно-правовым знаком, составленным и употребляемым в соответствии с российскими и международными вексиллологическими (флаговедческими) правилами, служащим символом муниципального образования город Омск, единства его территории и населения.

Флаг города утверждён 20 марта 2002 года решением Омского городского совета. Решение Омского городского совета от 20.03.2002 № 481 «Об утверждении Положения о символике города Омска» Флаг Омска представляет собой прямоугольное полотнище белого цвета с односторонним изображением в его центре герба города (рисунок 6.). Отношения ширины флага к его длине равно 2:3. Габаритная ширина изображения герба на флаге должна составлять 2/5 части длины полотнища флага.

Город стремится по возможности приблизить свою символику к населению, горожанам. Художественное оформление города в дни торжественных мероприятий осуществляется с преимущественным использованием основных цветов символов Омска. Жители города могут свободно использовать городскую символику в дни государственных, городских и семейных торжественных мероприятий. Вместе с тем не допускается использование омской городской символики: в сочетании с текстом и изображениями, посягающими на права жителей Омска, их честь и достоинство, национальные и религиозные чувства и профессиональную принадлежность; в искаженном и неточном виде.

Регулирование рекламной активности в городе Омске. Важное место сегодня занимает размещение рекламы на территории нашего города Омска. Это не только источник доходов бюджета Омска, но и одно из условий формирования единого визуального пространства города. Выдача разрешений на установку рекламных конструкций, заключение договоров на их установку и использование - эти и многие другие функции, связанные с рекламой, находятся в ведении департамента имущественных отношений.

Департамент имущественных отношений установило следующие этапы взаимодействия по установке рекламных конструкций:

1. Порядок рассмотрения заявлений на выдачу разрешений на установку рекламных конструкций на территории города Омска;

2. Порядок проведения аукциона по продаже права на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности. В него входит:

Общие положения;

Права и обязанности организатора аукциона, комиссии, участников аукциона:

Извещение о проведении и результатах аукциона;

Аукционная документация;

Порядок приема заявок. Допуск к участию в аукционе;

Финансовое обеспечение заявки на участие в аукционе;

Порядок проведения аукциона и определения победителей;

Оплата права на заключение договора;

Заключение договора;

Дизайн городской среды и рекламы - одно из приоритетных направлений деятельности департамента имущественных отношений. Специалисты управления дизайна городской среды и рекламы создают современный облик города: работают над эскизами социальной рекламы и оформлением городских объектов, в преддверии общероссийских и городских праздников разрабатывают концепции праздничного оформления Омска.