Подразделения органов государственного пожарного надзора. Государственный пожарный надзор

1. Осуществляет ГПН непосредственно, на закрепленных за ОГПН объектах, а также в лице государственных инспекторов отделов (отделений) надзорной деятельности районов (городов) по пожарному надзору.

2. Руководит и контролирует работу отделов (отделений) надзорной деятельности районов (городов) по организации и осуществлению государственного пожарного надзора на территории Московской области.

3. Ведет самостоятельно учет сведений и анализ деятельности нижестоящих подразделений надзорной деятельности, обобщает полученную от подчиненных отделов (отделений) надзорной деятельности районов (городов) информацию по учету и анализу.

4. Определяет периодичность проведения мероприятий по надзору на объектах надзора, если это не установлено законодательством Российской Федерации.

5. Организует и проводит государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности органами местного самоуправления.

6. Информирует органы государственной власти и органы местного самоуправления Московской области о состоянии пожарной безопасности населенных пунктов, организаций и объектов надзора на соответствующей территории.

7. Подготавливает предложения об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории для внесения в органы государственной власти Московской области.

8. Организует проведение аттестации государственных инспекторов по пожарному надзору на соответствие их установленным квалификационным требованиям.

9. Рассматривает обращения и жалобы граждан и организаций по вопросам обеспечения пожарной безопасности.

10. Проводит мониторинг применения требований пожарной безопасности.

11. Взаимодействует со средствами массовой информации по освещению вопросов пожарной безопасности.

12. Определяет порядок учета объектов надзора.

13. Взаимодействует с добровольной пожарной охраной, объединениями пожарной охраны, а также страховыми организациями в области противопожарного страхования.

14. Разрабатывает и реализует основные направления совершенствования деятельности ГПН по проблемам усиления мер пожарной безопасности, защиты жизни и здоровья людей от пожаров.

15. Анализирует и планирует состояние работы УНД. Изучает, обобщает опыт надзорно - профилактической деятельности, готовит предложения по её совершенствованию, координирует эту работу в районах области.

16. Осуществляет взаимодействие с органами государственного надзора, органами исполнительной власти Московской области, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями по вопросам обеспечения пожарной безопасности, в том числе сотрудничество на основе утвержденных и согласованных с УНД и Главного управления МЧС России по Московской области соглашений.

17. Участвует в разработке и рассмотрении территориальных правил пожарной безопасности, стандартов и другой нормативно-технической документации.

18. Содействует внедрению на объектах надзора средств предупреждения и тушения пожаров.

19. Готовит предложения и непосредственно участвует в повышении квалификации государственных инспекторов по пожарному надзору.

20. Организует и проводит в установленном порядке совещания, семинары, конференции и сборы по вопросам совершенствования деятельности государственного пожарного надзора.

21. Осуществляет в составе комиссий УНД или самостоятельно инспекторские, контрольные и целевые проверки деятельности отделов (отделений) надзорной деятельности районов (городов) и оказывает им практическую помощь.

22. Взаимодействует с Советом Московской областной общественной организации Всероссийского добровольного пожарного общества (далее - «МОО ВДПО») и другими общественными организациями по привлечению населения к участию в пожарно-профилактической работе.

23. Осуществляет в установленном порядке рассмотрение заявлений и материалов соискателей лицензий, при получении ими лицензий в федеральных и территориальных органах исполнительной власти на лицензируемые виды деятельности.

24. Проводит мероприятия по надзору на объектах соискателей лицензий на соответствие требованиям пожарной безопасности непосредственно, а также в лице государственных инспекторов районов (городов) по пожарному надзору.

25. По результатам рассмотрения материалов и по итогам мероприятий по надзору готовит материалы о возможности (невозможности) соискателя лицензии обеспечить соблюдение им требований пожарной безопасности при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

26. Подготавливает совместно с другими отделами УНД формы статистической отчётности, утвержденные в установленном порядке, организовывает исполнение приказов, указаний и планов МЧС России, ДНД МЧС России, ЦРЦ МЧС России и Главного управления МЧС России по Московской области.

Государственный пожарный надзор

Государственный пожарный надзор - осуществляемая в порядке, установленном законодательством РФ, деятельность по проверке соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки. Органами государственного пожарного надзора является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности (МЧС РФ), в лице структурного подразделения его центрального аппарата, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, а также структурные подразделения его территориальных органов. Указания и распоряжения вышестоящих должностных лиц органов государственного пожарного надзора обязательны для исполнения нижестоящими должностными лицами органов государственного пожарного надзора.


Главный государственный инспектор РФ по пожарному надзору и должностные лица органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности имеют право:
1. организовывать разработку, утверждать самостоятельно или совместно с федеральными органами исполнительной власти обязательные для исполнения нормативные документы по пожарной безопасности, а также нормативные документы, регламентирующие порядок разработки, производства и эксплуатации пожарно-технической продукции;
2. осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями, а также должностными лицами и гражданами;
3. проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов, в том числе в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений;
4. входить беспрепятственно в порядке в жилые и иные помещения, на земельные участки граждан при наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, создающем угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей;
5. давать руководителям организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг), снятию с производства, прекращению выпуска и приостановке реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности;
6. производить в соответствии с действующим законодательством дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности;
7. вызывать в органы управления и в подразделения государственного пожарного надзора должностных лиц и граждан по находящимся в производстве делам и материалам о пожарах, получать от них необходимые объяснения, справки, документы и копии с них;
8. налагать в соответствии с действующим законодательством административные взыскания на граждан и юридических лиц, включая изготовителей (исполнителей, продавцов), за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности, в том числе за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний и постановлений должностных лиц государственного пожарного надзора.

Муниципальная пожарная охрана

Муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований. Цель, задачи, порядок создания и организации ее деятельности, порядок взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления.

Ведомственная пожарная охрана

Федеральные органы исполнительной власти, организации в целях обеспечения пожарной безопасности могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны. При выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и безопасности людей на подведомственных организациях, ведомственная пожарная охрана имеет право приостановить полностью или частично работу организаций (отдельного производства), производственного участка, агрегата, эксплуатацию здания, сооружения, помещения, проведение отдельных видов работ. Контроль за обеспечением пожарной безопасности при эксплуатации воздушных, морских, речных и железнодорожных транспортных средств, а также плавающих морских и речных средств и сооружений осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Частная пожарная охрана

Частная пожарная охрана создается в населенных пунктах и организациях. Создание, реорганизация и ликвидация подразделений частной пожарной охраны осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Нормативы численности и технической оснащенности частной пожарной охраны устанавливаются ее собственником самостоятельно. Подразделения частной пожарной охраны оказывают услуги в области пожарной безопасности на основе заключенных договоров.

Добровольная пожарная охрана

Добровольная пожарная охрана - форма участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности. Добровольный пожарный - гражданин, непосредственно участвующий на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров. Участие в добровольной пожарной охране является формой социально значимых работ, устанавливаемых органами местного самоуправления поселений и городских округов.

Обеспечение пожарной безопасности

Нормативное регулирование в области пожарной безопасности - установление уполномоченными государственными органами в нормативных документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.


Нормативные документы, которые принимаются федеральными органами исполнительной власти и устанавливают или должны устанавливать требования пожарной безопасности, подлежат обязательному согласованию с МЧС РФ. Порядок разработки, введения в действие и применения других нормативных документов по пожарной безопасности устанавливается МЧС РФ. Субъекты РФ вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции нормативные документы по пожарной безопасности, не снижающие требований пожарной безопасности, установленных федеральными нормативными документами. Нормативные документы по пожарной безопасности подлежат регистрации и официальному опубликованию в установленном порядке.


Изготовители (поставщики) веществ, материалов, изделий и оборудования в обязательном порядке указывают в соответствующей технической документации показатели пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования, а также меры пожарной безопасности при обращении с ними. Разработка и реализация мер пожарной безопасности для организаций, зданий, сооружений и других объектов, в том числе при их проектировании, должны в обязательном порядке предусматривать решения, обеспечивающие эвакуацию людей при пожарах. Для производств в обязательном порядке разрабатываются планы тушения пожаров, предусматривающие решения по обеспечению безопасности людей.

Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ

Тушение пожаров представляет собой действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров. Проведение аварийно-спасательных работ, осуществляемых пожарной охраной, представляет собой действия по спасению людей, имущества и (или) доведению до минимально возможного уровня воздействия опасных факторов, характерных для аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций. При тушении особо сложных пожаров при ЧС с участием других видов пожарной охраны функции по координации деятельности других видов пожарной охраны возлагаются на федеральную противопожарную службу. Выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ в населенных пунктах и организациях осуществляется в безусловном порядке. Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ осуществляются на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством РФ. Для приема сообщений о пожарах и ЧС в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер - 01.


Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется руководителем тушения пожара - прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны (если не установлено иное), которое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в тушении пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами. Руководитель тушения пожара отвечает за выполнение задачи, за безопасность личного состава пожарной охраны, участвующего в тушении пожара, и привлеченных к тушению пожара сил и устанавливает границы территории, на которой осуществляются действия по тушению пожара, порядок и особенности указанных действий, а также принимает решения о спасении людей, имущества при пожаре.


При необходимости руководитель тушения пожара принимает иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на указанной территории. Его указания обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории, на которой осуществляются действия по тушению пожара. Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя тушения пожара или отменять его распоряжения при тушении пожара. Личный состав пожарной охраны, иные участники тушения пожара, ликвидации аварии, катастрофы, иной ЧС, действовавшие в условиях крайней необходимости и (или) обоснованного риска, от возмещения причиненного ущерба освобождаются.


В случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим. На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, предусмотренные нормативными правовыми документами по пожарной безопасности.

МЧС России представило поправки в . Среди предполагаемых изменений можно отметить следующие:

  • будет введена еще одна категория риска, которая присваивается объекту защиты, - чрезвычайно высокий риск. К объектам этой категории будут относиться садики, школы, интернаты и детские лагеря (сейчас они к объектам высокого риска);
  • критерии отнесения к группам риска будут значительно изменены, но не всегда в сторону "увеличения" текущей категории риска;
  • предлагается понизить категорию риска в случае регистрации декларации пожарной безопасности для одно- и двухэтажных объектов общей площадью не более чем 1500 кв. м. (за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности , );
  • органы госпожнадзора будут опираться на индикаторы риска нарушения обязательных требований – при принятии решения о проведении внеплановой проверки. о самих индикаторах в проекте не сказано (их разработает и примет МЧС России самостоятельно);

Как предотвратить неправомерные действия МЧС России в ходе пожарных проверок? Пользователи системы ГАРАНТ могут получить оперативную помощь экспертов по телефону, подключив новый продукт "Советы экспертов. Проверки, налоги, право" .

  • плановые проверки планируется проводить чаще. Напомним, что их частота зависит от категории риска, присвоенной объекту. Текущие и предлагаемые интервалы проверок представлены в таблице:

Действующая периодичность пожарных плановых проверок

Предлагаемая периодичность плановых проверок

чрезвычайно высокий

один раз в год

один раз в 3 года

один раз в 2 года

значительный

один раз в 4 года

один раз в 3 года

не чаще чем один раз в 7 лет

не чаще чем один раз в 5 лет

умеренный

не чаще чем один раз в 10 лет

не чаще чем один раз в 6 лет

С паспортом проекта постановления Правительства РФ "О внесении изменений в положение о федеральном государственном пожарном надзоре" можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/07/05-18/00081040).

В продолжение цикла интервью «о профессии без прикрас» мы побеседовали с двумя представителями профессии инспектора. Почему с двумя? Да потому что те, кого обыватели обычно именуют пожарным инспектором, на деле называются совсем иначе – это инспектор отделения профилактики пожаров и инспектор государственного надзора. Разница между ними на первый взгляд не очень заметна – функции вроде похожи, но на деле – отличия порой существенны. Именно поэтому на наши вопросы отвечают оба. Итак, знакомьтесь – Борис, стаж в должности инспектора отделения профилактики пожаров – 8 лет, Андрей, стаж в должности старшего инспектора государственного пожарного надзора – 6 лет.

Как стать инспектором

Заключаются они в следующем:

  • организация разработки, утверждение совместно с федеральными органами исполнительной власти обязательные для исполнения нормативные документы по пожарной безопасности;
  • осуществление государственного пожарного надзора за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами;
  • внесение предложений о выполнении мер пожарной безопасности в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления;
  • проведение обследований и проверок территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения нарушений вышеуказанных требований;
  • при наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, создающем угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей, инспектор имеет право беспрепятственно входить в жилые и иные помещения, на земельные участки граждан;
  • выдача обязательных для исполнения предписаний руководителям организаций, должностным лицам и гражданам по устранению нарушений требований пожарной безопасности, обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг), снятию с производства, прекращению выпуска и приостановке реализации товаров (работ, услуг), которые не соответствуют требованиям пожарной безопасности;
  • производство дознания по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством;
  • наложение административных взысканий на граждан и юридических лиц, включая изготовителей (исполнителей, продавцов), за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности, в том числе за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний и постановлений должностных лиц государственного пожарного надзора.

С таким перечнем прав и обязанностей вам, скорее всего, не приходится рассчитывать на любовь и благодарность ваших подопечных?

Борис :

Ну почему же? Я понимаю, о чем вы, но не соглашусь. Да, напрямую связать нашу деятельность со спасением человеческой жизни обычно никому в голову не приходит, между тем, это ведь и есть наша основная задача пожарной профилактики. Здесь как в медицине – болезнь легче предупредить, чем лечить. Пожар тем более – легче предупредить, чем тушить. И вы знаете, мне приходилось слышать в свой адрес слова: «Спасибо, капитан. Хана бы нам, если б не твоя дотошность». Это было, когда я не дал разрешение на сварочные работы из-за неисправного состояния сварочного аппарата. Неисправность на первый взгляд была пустяковая, как они ругались и уговаривали, что всегда так работают и все было нормально, что времени у них мало, что техника простаивает. А когда принялись за устранение неисправности, оказалось, что несерьезные с виду нарушения могли обернуться бедой.

Андрей :

Видим мы и благодарность за нашу работу. Возможно, реже, чем представители других профессий в системе МЧС, но видим. Особенно при проведении мероприятий пропаганды в школах и детских садах. Дети – благодарные слушатели, им все интересно, задают массу вопросов, порой недетских и каверзных, но я радуюсь этим вопросам – это значит, что не зря мы проводим эти беседы, значит есть в них смысл и толк.

Есть в пожарной охране профессии сугубо мужские. Инспектор к ним относится?

Борис : Пожалуй, нет. Руководство не любит брать представительниц прекрасного пола в инспекцию, женщин здесь существенно меньше, чем мужчин, но все же есть. На заводе им, конечно, сложнее. Каждый день, в любую погоду идешь на участок. Порой приходится лезть на крышу, порой спускаться в подвал, ну и контингент, с которым приходится общаться, очень разный. Но ничего, справляются. За всех не скажу, но у нас в части давно принято – участки, которые полегче, поспокойнее, считаются женскими. Однако взаимозаменяемость никто не отменял, поэтому приходится им изредка брать на себя и наши участки, повышенной сложности. Ничего, справляются, не жалуются.

Андрей : Соглашусь, чисто мужской профессию инспектора считать, наверное, не стоит. Есть женщины, которые лучше мужчин справляются со своими обязанностями именно в силу того, что они женщины. Иногда очень важны чисто женские качества – умение найти общий язык с собеседником, избегать конфликтных ситуаций обходя «острые углы», эмоциональная гибкость, способность быстро расположить к себе человека. Есть аспекты, в которых мужчине легче, и намного, но считать должность инспектора сугубо мужской – неправильно.