Пункт пдд о выезде на встречку. Чем грозит водителю выезд на встречку Правила пдд выезд встречную полосу

Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона.

4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

5. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, — влечет лишение права управления транспортными средствами на срок один год, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи — наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.
Статья 12.16. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги.

3. Движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением — влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

Из дел об административных правонарушениях, предусматривающих лишение права управления транспортными средствами, чаще всего водителей привлекают по ч.4 ст.12.15 КоАП РФ. Далеко не всегда действия инспектора ДПС являются законными, а действия водителя - правильно квалифицированными. Более того, в соответствии с п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 18 от 24 октября 2006 года (с изменениями от 11 ноября 2008 года), по частям 3 и 4 статьи 12.15 КоАП РФ следует квалифицировать только прямо запрещенные ПДД действия, которые связаны с выездом на полосу, предназначенную для встречного движения.

Непосредственно Правилами дорожного движения РФ такой запрет установлен в следующих случаях:

а) на дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре полосы и более, запрещается выезжать для обгона, разворота, поворота на сторону дороги, предназначенную для встречного движения (пункт 9.2 ПДД). Такой запрет должен быть обозначен дорожной разметкой 1.3;

б) на дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой, средняя из которых используется для движения в обоих направлениях, запрещается выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения (пункт 9.3 ПДД);

в) запрещен обгон в соответствии с п.11.4 ПДД РФ:

г) запрещается объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед железнодорожным переездом транспортные средства (абзац восьмой пункта 15.3 ПДД);

д) поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения (п.8.6 ПДД).

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 11.11.2008 г. № 23, нарушение водителями требований дорожных знаков или разметки, которое повлекло выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, также следует квалифицировать по части 3 или части 4 статьи 12.15 КоАП РФ, поскольку эти нормы являются специальными по отношению к статье 12.16 КоАП РФ. Такие ситуации могут возникнуть, например, при движении по дороге с одной полосой движения для каждого направления в результате нарушения требований дорожных знаков: 3.20 «Обгон запрещен», 3.22 «Обгон грузовым автомобилям запрещен», 5.11 «Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств», а также дорожной разметки 1.1.

Таким образом, выезд на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, прямо запрещен перечисленными пунктами ПДД РФ, а также рядом дорожных знаков и разметкой 1.1, 1.3. Указание в разделе описания нарушения в протоколе об административном правонарушении иных пунктов и знаков не свидетельствует о нарушении, которое можно было бы квалифицировать по ч.4 ст.12.15 КоАП РФ.

Зачастую инспектор ДПС не указывает конкретных пунктов ПДД РФ, которые были бы нарушены водителем, ограничиваясь указанием на п.1.3 ПДД РФ. Диспозиция ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ предусматривает, что в административном порядке преследуется лишь такой выезд на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, который сопряжен с нарушением Правил дорожного движения. Подобное описание события правонарушения нельзя признать отвечающим требованиям закона. Пункт 1.3 ПДД РФ является общей нормой и гласит, что участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами. Как видно из приведенного текста, п. 1.3 ПДД РФ не содержит каких-либо запретов выезда «на полосу, предназначенную для встречного движения». Такие запреты (либо необходимость соблюдения предписаний в движении при управлении автомобилем) содержатся в других пунктах Правил и Приложениях к Правилам. Не указание этих пунктов Правил дорожного движения в протоколе об административном правонарушении свидетельствует об отсутствии события правонарушения.

Кроме того, зачастую инспектор ГИБДД неверно излагает в описании нарушения диспозицию ч.4 ст.12.15 КоАП РФ, забывая включить в описание формулировку «за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи», а также указывает пункты ПДД, нарушение которых не может произойти одновременно.

Особое внимание следует обратить на место нарушения, указанное в протоколе об административном правонарушении и сравнить его с фактическим, а также с местом нарушения, указанным в схеме (если таковая составлялась). Диспозиция ч.4 ст.12.15 КоАП РФ предусматривает ответственность исключительно за «выезд на полосу, предназначенную для встречного движения», но не за само движение по этой полосе дороги. Следовательно, момент выезда должен быть определен точно и достоверно, с ювелирной точностью. Моментом выезда обычно является момент пересечения линии разметки 1.1., 1.3, либо линии установки дорожного знака 3.1 «Въезд запрещен» (в случае въезда на дорогу с односторонним движением во встречном направлении).

При этом следует проверить, действительно ли в месте нарушения, указанном инспектором в протоколе об административном правонарушении, запрещен выезд на полосу, предназначенную для встречного движения. Варианты неверного указания места нарушения могут быть разными.

1. Инспектор в протоколе об административном правонарушении указал в качестве места нарушения «5-й километр Морского шоссе». Тем самым инспектор дал Вам возможность расценивать это место либо как точку «ровно 5-й километр», либо как любую точку на протяжении с точки «5-й километр» до точки «6-й километр». Не поленитесь выехать на место нарушения и проверить, а действительно ли на всем протяжении с 5-го до 6-го километра запрещен выезд на «встречку»? Наверняка выезд запрещен не на всем протяжении километра, а значит точное место нарушения инспектором не определено и сомнение неустранимо. Подтвердить факт того, что выезд на «встречку» в указанном инспектором месте не запрещен, можно путем запроса в организацию, обслуживающую данный участок дороги с просьбой предоставления схемы участка.

2. Инспектор в протоколе об административном правонарушении указал в качестве места нарушения «5-й километр +100 метров Морского шоссе». В этом случае инспектор указывает точное место. Но запрещен ли маневр, связанный с выездом на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, в этом конкретном месте - нужно проверять. Очень часто инспектор ошибается.

3. Инспектор в протоколе об административном правонарушении указал в качестве места нарушения «ул.Ленина, д.3», инкриминируя выезд на дорогу с односторонним движением во встречном направлении под «кирпич». Следует проверить: действительно ли знак 3.1 установлен у этого дома? И если да, то не установлен ли знак 5.6. «Конец дороги с односторонним движением» таким образом, что Вы могли проехать знак 3.1., но не доехать до знака 5.6? И собственно присутствует ли на этой улице знак 5.5.? А если знак 3.1 на самом деле установлен у д.1 по ул.Ленина, то Вы никак не могли нарушить его у дома 3.

Также необходимо проверить, указано ли в протоколе направление Вашего движения? Ведь режим движения в разных направлениях может быть разным, а также проверить, а существует ли вообще место с таким названием? Дома 3 по ул.Ленина может не существовать (например, если он числится по другой улице), а Морское шоссе официально может носить совсем другое название. В обоих случаях место нарушения не установлено, что является существенным недостатком протокола.

Во многих случаях можно строить линию защиты на переквалификации дела на ст.12.16 КоАП РФ. Например, если Вы начали обгон на прерывистой разметке 1.5, а закончили на сплошной разметке 1.1., то в Ваших действиях будет состав правонарушения лишь по ч.1 ст.12.16 КоАП РФ. Так же должен квалифицироваться въезд под знак 3.1, если встречное движение в принципе отсутствует (например, перекопана дорога), либо если отсутствует знак 5.5., либо если Вы остановились, не доезжая до знака 5.6.

Не будет являться нарушением, квалифицируемым по ч.3 ст.12.16 КоАП РФ и случай выезда в направлении, противоположном указанию знака 5.7.1 (5.7.2) в отсутствие знака 3.1. Знак 5.7.1, в соответствии с п.5.6.8 Национального стандарта РФ «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств.», утвержденным и введенным в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004 г. N 120-ст (ГОСТ Р 52289-2004), устанавливают перед всеми боковыми выездами на участок дороги, обозначенный знаком 5.5. Таким образом, этот знак свидетельствует лишь о том, что участок дороги, расположенный после поворота в направлении, указанном знаком, является односторонним и обозначен знаком 5.5, но ничего не говорит водителю о том, как организовано движение на противоположном участке дороги. В соответствии с п.5.4.2. того же Национального стандарта, дорожный знак 3.1. «Въезд запрещен» устанавливают, в частности, на участках дорог или проезжих частей с односторонним движением для запрещения движения транспортных средств во встречном направлении. Таким образом, только этот знак, а не знак 5.7.1 (5.7.2), запрещает движение во встречном направлении по дороге, обозначенной знаком 5.5., и только его нарушение может повлечь привлечение к ответственности по ч.4 ст.12.15 КоАП РФ.

Если Вам инкриминировано нарушение требований дорожных знаков, следует проверить, установлены ли эти знаки в соответствии с действующим законодательством. Так, в соответствии с п.4.3 Национального стандарта РФ «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств.», утвержденным и введенным в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004 г. N 120-ст (ГОСТ Р 52289-2004), дорожные знаки размещают таким образом, чтобы они воспринимались только участниками движения, для которых предназначены и не были закрыты какими-либо препятствиями, в т.ч. зелеными насаждениями. Также имеет значение высота установки знаков, их порядок расположения на одной стойке, расстояние до края проезжей части.

Точно так же и при нарушении требований разметки следует проверить, соответствует ли эта разметка требованиям законодательства. К примеру, Вы не можете нести ответственность за нарушение разметки 1.1., если предшествующая ей разметка 1.6 имеет недостаточную длину (менее 100 метров вне населенного пункта, менее 50 метров в населенном пункте).

Одним из излюбленных методов инспекторов ДПС является инкриминирование обгона в зоне ограниченной видимости. Однако при этом они обычно забывают и не учитывают, что в ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения» установлено минимальное расстояние видимости, обеспечивающее безопасность движения при определенной скорости. С использованием данной таблицы мнение инспектора о якобы ограниченной видимости можно успешно опровергнуть.

Водить машину – занятие непростое, осложненное не только необходимостью уметь управлять многотонным автомобилем, но также и надобностью в обладании умениями ориентирования на дороге. К счастью для водителей, на государственном уровне определены некоторые обозначения, которые должны помогать им во время движения, такие как светофоры, знаки, разметка и т.д. К сожалению, несмотря на то, что закон для всех един, самые лихие автовладельцы часто его нарушают. В частности, совершая выезд на полосу встречного движения при обгоне в тех местах, где это запрещено. О том, какая мера наказания такого поведения будет применена к «смельчакам», и с какими последствиям в дальнейшем им придется мириться, поговорим в нашей статье.

Каждый случай выезда на «встречку», не регламентированный правилами дорожного движения, для не соблюдающих закон водителей закончится весьма печально. Чтобы понять, когда ждать неприятностей, а когда нет, рассмотрим ситуации, при которых водитель, даже нарушая правила, считается невиновным.

Ситуация 1. Узкая дорога.

В первом случае речь идет о дороге, которую можно обозначить, как узкую или неширокую, на которой:

  • отсутствует дорожный знак «обгон запрещен»;
  • отсутствуют иные обозначения, которые дают водителю понять, что выезд на встречную полосу движения запрещен.

Получается, при движении на такой дороге отсутствуют какие-либо факторы, которые запретили бы вам выезд на левую полосу для обгона.

При условии, что дорога не широкая, и на ней отсутствует разметка, водитель должен определить полосы движения на глаз. При этом, та полоса, которая идет слева (половина дороги), будет предназначаться для движения транспорта, идущего во встречном направлении.

При определении количества полос водитель должен руководствоваться следующими моментами:

  • полной шириной проезжей части;
  • величиной движущихся по дороге автомобилей;
  • интервалов между автомобилями.

К слову, интервал между авто никак в правилах дорожного движения не регламентируется. Единственное, что нужно сказать о нем – он должен быть безопасным.

Встречной полосой при этом обозначается только левая половина дороги, не считая локальных расширений проезжей части, таких как:

  • полосы для разгона и торможения;
  • дополнительные полосы движения на подъемах;
  • места для остановки транспортных маршрутных средств и т.д.

Обратите внимание на следующий очень и очень важный факт: при условии, что на дороге, по которой вы двигались, отсутствует разметка, количество имеющихся на ней полос всегда будет четным , потому как ровно половина такой дороги будет предназначаться для движения в обратном относительно вашего движения направлении. Иными словами, на дороге, где отсутствует разметка, может быть следующее количество полос:

3, 5 и т.д. полос быть на рассматриваемых проезжих частях не может.

Именно поэтому в ситуации, которую мы рассматриваем, дорога должна быть не широкой. В случае с двумя полосами, вы имеете право совершить обгон по «встречке». В случае же с четырьмя, вам вполне хватит половины дороги для осуществления обгона без выезда на встречную полосу, следовательно, оправдать действия перед законом будет уже нельзя.

Ситуация 2. Дорога с тремя полосами движения.

  • знаки, запрещающие выезжать на среднюю полосу;
  • иные обозначения, вводящие в силу аналогичный запрет.

В таком случае вы получаете возможность движения на трехполосной дороге по средней полосе, при этом не боясь лишиться прав. По ней, собственно, и будет выполняться обгон.

Обаятельно уясните следующий важный нюанс: дорога в три полосы должна иметь разметку, в противном случае, как мы помним, на будет считаться двух- или четырехполосной (смотря какой будет общая ширина проезжей части).

Перечисленные в таблице выше случаи регламентированы правилами дорожного движения. Находясь в одной из рассмотренных ситуаций, при условии, что все нюансы будут соблюдены, вы можете двигаться по встречной полосе, и оставаться в глазах закона невиновными.

Случаи, в которых запрещается выезд на встречную полосу

Теперь, когда мы знаем, в каких случаях имеем право двигаться по «встречке», давайте обратим свое внимание на ситуации, в которых это делать строго запрещено.

В каких ситуациях вам 100% присудят штраф за правонарушение, или же вменят временное лишение прав?

Ситуация 1. На проезжих частях, имеющих 4 и более полос, категорически запрещено для обгона выезжать на полосу встречного движения для обгона. При этом, нужно помнить, что пересекать их разрешено, если:

  • вы выполняете поворот;
  • вы разворачиваетесь;
  • поворот и разворот не запрещены дорожными знаками или разметкой.

Ситуация 2. Выезд на встречную полосу движения запрещен, при условии, что между полосами располагается соответствующая дорожная разметка.

Ситуация 3 . Если на дороге установлен знак «обгон запрещен». В данном случае вы не имеете право осуществлять выезд на встречную полосу независимо от того, какое количество полос имеет проезжая часть, по которой вы двигаетесь.

Ситуация 4. Если встречная полоса представлена трамвайными путями, въезжать на которую правила запрещают в любой ситуации.

Ответственность за выезд на полосу встречного движения

Согласно букве закона, при условии, что вы нарушили правила, выехав на встречную полосу в том месте, где это запрещено, вам полагается административное наказание, которое может быть воплощено в виде:

  • денежного штрафа;
  • временного лишения прав.

1. Так, при условии, что вы выехали на «встречку» для автомобилей или трамвайных путей, объезжая какое-либо препятствие, вам будет назначена штрафная санкция в размере от 1 000 до 1 500 российских рублей.

В данном случае в роли препятствия выступает объект, который:

  • является неподвижным;
  • расположен на полосе движения;
  • мешающий автомобилю проехать по направлению движения без совершения маневров

Обратите внимание: в категорию препятствий не попадают такие помехи движению, как:

  • остановившийся по правилам дорожного движения автомобиль;
  • автомобильный затор, образовавшийся на дорогах ввиду большого скопления транспортных средств.

Иными словами, только по более-менее уважительной причине (при объезде препятствия) водитель сможет искупить нарушение выплатой в тысячу-полторы рублей, в то время как объезд по встречке по иным причинам карается куда более серьезно:

  • выплатой в 5 тысяч рублей;
  • лишением прав на срок от 4 до 6 месяцев.

То, какое наказание будет назначено водителю в данном случае, зависит непосредственно от того, как именно было зафиксировано нарушение правил дорожного движения:

  • если водитель был замечен специальной камерой, установленной на проезжей части, то наказанием для водителя станет выплата штрафа, уведомление о котором он может получить, например, через Госуслуги;
  • если же нарушение произойдет в поле зрения инспекторов дорожного движения, то эти представители закона получат полное право самостоятельно определить меру наказания для вас, так как штраф имеет альтернативу в виде лишения прав на указанный выше срок.

2. Вторая ситуация, при которой вам придется выплатить аналогичный штраф, заключается в выезде на встречную полосу для разворота и поворота налево при условии наличия запрещающих:

  • дорожных знаков;
  • разметки.

Так, например если вы выехали на встречную сторону движения для разворота в том месте, где действует знак «разворот запрещен», вам также придется выложить из своего кармана до полутора тысяч рублей.

3. При повторном выезде на рассматриваемую нами полосу водитель может:

  • при условии, что его правонарушение зафиксировал сотрудник дорожно-патрульной службы, лишиться прав на срок в 12 месяцев, или один годичный период;
  • если момент совершения нарушения был пойман камерой, то величина штрафа, который придется водителю заплатить, составит 5 тысяч российских рублей.

Обратите внимание: во всех перечисленных случаях назначение административного наказания производится лишь тогда, когда имело место быть нарушение, то есть выезд на встречную полосу движения был запрещен, а вы все равно на нее заехали. Во всех иных случаях наказания не последует.

Видео – Штраф за выезд на встречную полосу

Спорные моменты

Административное наказание, присуждающееся водителю, выехавшему на «встречку» в неположенном месте, впервые было заявлено в далеком 2007 году. С тех пор водители стали нести ответственность в связи с этим за:

  • нарушение законодательных норм;
  • за то, что подвергают опасности жизнь не только свою, но и пассажиров, а также граждан, находящихся в других автомобилях, движущихся по встречному направлению.

Однако, в это же время, многие недобросовестные представители дорожно-патрульной службы стали пользоваться нюансами правил дорожного движения и неграмотностью водителя во благо себе, применяя санкции неправомерно.

Так, случается, что упомянутые представители закона специально или случайно путают обгон по встречной полосе, например, с разворотом. В искомой ситуации трудно, но можно оспорить неправомерную претензию сотрудника государственной структуры, однако все же можно следующим образом:

  • выезжая на встречную полосу для обгона, вы совершаете незначительное перестроение, которое не сложно определить издалека;
  • в то же время, при развороте водитель должен встать поперек встречной части дороги, следовательно, будет понятно, что он никак не идет на обгон.

Возможно, Вас заинтересует информация, какой полагается штраф за проезд на красный свет. Об этом

Важно кроме того также учитывать нюанс, возникающий в зоне действия знака «въезд запрещен». В массе своей искомый знак находится на проезжих частях с односторонним движением. При условии, что водитель повернул в зону действия знака через встречную полосу, считается, что правила, оговаривающие ее пересечение, он не нарушил, однако, все же нарушил предписание знака, и должен понести наказание в виде денежной санкции, величина которой равна 500 российским рублям.

При условии, что при наличии знака «въезд запрещен» был совершен в зону его действия не только поворот, но и продолжилось движение, за это также будет назначен:

  • штраф в размере 5 тысяч российских рублей;
  • или же лишение прав на срок, равный 4 или 6 месяцев.

Кроме того, бывает так, что выезд на встречную полосу происходит вынужденно. Водители делают это для того, чтобы не столкнуться с движущимся им навстречу автомобилем, занявшим неверную полосу движения. При условии, что вам попадутся недобросовестные сотрудники дорожно-патрульной службы, они могут попытаться вменить вам нарушение правил и в данном случае, однако, стойте на своем, и сможете избежать административного наказания.

Как доказать свою невиновность в случае неправомерного обвинения в нарушении правил дорожного движения

Представим себе ситуацию: вы попали в один из тех спорных моментов, о которых мы говорили ранее в этой статье, и были остановлены инспектором государственной инспекции безопасности дорожного движения, и несмотря на то, что он не прав, начинает вменять вам совершение административного правонарушения. Как доказать, что вы невиновны? Давайте думать вместе.

  1. В первую очередь необходимо внимательно прочесть все, что сотрудник дорожно-патрульной службы укажет в протоколе. Этот документ в дальнейшем будет являться основанием для того, чтобы привлечь вас к ответственности, подразумевающей выплату штрафа, или того хуже – лишение водительских прав. Поэтому, если вы увидели в протоколе заведомую ложь и на самом деле не согласны с показаниями сотрудника государственной автомобильной инспекции, необходимо это в том же документе зафиксировать своими словами. Дело в том, что при условии, если вы решите судиться с представителем службы, вам придется обратиться в суд, и протокол будет проходить в процессе, как одно из доказательств.
  2. Лучше всего, если ваш видеорегистратор сможет зафиксировать произошедшие на дороге неурядицы, в то время, как вы якобы нарушили правила дорожного движения. При условии, если такого технического оснащения у вашей машины нет, простым фотоаппаратам или смартфоном с камерой заснимите:
  • дорожные условия;
  • саму дорогу, по которой вы двигались;
  • то, что заставило вас выехать на встречную полосу.

Все нюансы, которые потенциально могут помочь вам доказать свою правоту, должны быть в обязательном порядке сняты на фото или видео, чтобы оказать посильную помощь в судебном процессе.

После того, как копия составленного сотрудниками ГАИ документа будет получена вами, пойдет отсчет 10 суток, дающихся для обжалования вынесенных в нем заключений. Так, если вы не успели ввиду уважительных причин в указанный временной период попасть, то тогда его можно будет восстановить, составив так называемое ходатайство, и направить его в тот орган судебной системы, который занят рассмотрением ранее поданной вами жалобы.

Лишение прав – мера наказания, которую может привести в силу только орган судебной системы, следовательно, вам нужно:

  • не реагировать на провокации недобросовестных сотрудников ГАИ;
  • собрать как можно большее количество доказательств;
  • при наличии такой возможности воспользоваться помощью юристов.

Подведем итоги

Выезд на полосу встречного движения – серьезное нарушение ПДД, за которое, как известно, полагается административное наказание, продиктованное нормами Кодекса об административном правонарушении. При условии, что вы попали в неоднозначную ситуацию, при которой вашей вины в нарушении правил нет, вы все так же можете быть «награждены» штрафом или лишением. Однако, у вас будет возможность бороться за собственные права, и вы должны сделать все, чтобы отстоять собственную невиновность, в противном случае у вас не будет выбора, и придется-таки выплатить полагающиеся государству денежные санкции.

Добрый день, уважаемые автолюбители.

С тех пор, как за выезд на встречную полосу в нарушение Правил дорожного движения ввели ответственность в виде лишения права управления транспортным средством, вопросы о встречной полосе стали появляться значительно чаще. И огромная практика по лишениям, и

В этой части статьи мы выделим простые вопросы о выезде на встречную полосу, чтобы просто разобраться, выезд на встречную полосу разрешен, а когда двигаться во встречном направлении запрещено.

Все приведенные в этой статье примеры содержат нарушения ПДД, наша задача верно их квалифицировать и определить был ли выезд на встречную полосу в нарушение Правил дорожного движения или нет.

Начнем с того, что выезд на встречную полосу по умолчанию разрешен, а все запреты уже описаны в тексте . И запретов на самом деле больше, чем кажется. Этим запретам и посвящена эта статья.

Полоса движения

Первое, нужно четко понимать, что такое полоса движения:

«Полоса движения» — любая из продольных полос {tip:: «Проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.}проезжей части{/tip}, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

То есть полоса движения может находиться исключительно на проезжей части, а проезжая часть в свою очередь неотъемлемый элемент дороги. Из этого следует, выехать на встречную полосу можно только, если транспортное средство находится на проезжей части дороги. Ни на АЗС, ни во дворах, привлечь за выезд на встречную полосу вас не могут. Даже выезд и движение по тротуару или обочине, расположенными на левой стороне дороги, не является выездом на встречную полосу. Но стоит понимать, что попасть на левую сторону дороги, можно в основном только, через встречную полосу. В любом случае движение по тротуару и обочине — это грубое нарушение ПДД на какой бы стороне дороги они не находились.

Итак отметим — выезд на встречную полосу может быть только на проезжей части дороги.

Так же в тексте Правил дорожного движения фигурирует понятие «ряд» однако отдельного определения для него нет. Поэтому будем использовать обычное толкование этого понятия

Ряд — Совокупность однородных предметов, расположенных в одну линию.

Прямые запреты выезда на встречную полосу

Тут все просто, Правила дорожного движения однозначно указывают, когда выезжать на встречную полосу запрещено.

8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.

При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части.

При повороте после выезда с пересечения проезжих частей транспортной средство не должно оказаться на встречной полосе. Количество полос и наличие разметки значения не имеет .

9.2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой.

На любой дороге имеющей 4 или более полос выезд на встречную полосу для обгона или объезда запрещен. Наличие разметки значения не имеет .

Обратите внимание, при отсутствии разметки или знаков согласно {tip:: 9.1. Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).}п.9.1{/tip} ПДД Водитель самостоятельно определяет 2 или 4 полосы содержит проезжая часть. Однако при движении двух рядов в одном направлении, очевидно, что дорога имеет две полосы достаточных для движения автомобилей в одном направлении, не смотря на субъективную оценку водителя. Естественно могут быть частные случаи с грузовыми автомобилями, но давайте сделаем логический вывод — при отсутствии разметки (и)или знаков 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8 выезжать третьим и далее рядом на встречную полосу запрещено.

9.3. На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой (за исключением разметки 1.9), из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево и разворота. Выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается.

Здесь обратим внимание на обязательное наличие разметки, так как при ее отсутствии согласно п. 9.1 ПДД трех полос на дороге быть не может. Если разметка отсутствует, на дороге может быть только чётное количество полос независимо от того во сколько рядов осуществляется движение .

А теперь прошу обратить внимание на расположение транспортных средств на иллюстрациях без разметки. Ширина дороги одинаковая, но в одном случае 4 полосы движения, в другом три.

Эти ситуации регулирует п. 9.1 ПДД:

9.1. Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).

Как видите, при отсутствии разметки расположение транспортных средств регулируют сами водители, не один водитель, а все, исходя из дорожной ситуации. И одна и та же дорога может иметь различное количество полос в зависимости от ситуации на дороге.

Двигаться по дороге можно в три ряда, но при этом дорога останется двухполосной согласно п. 9.1 ПДД, и второй ряд будет частично двигаться по встречной полосе. На двухполосной дороге без разметки нет требований двигаться строго по полосе и выезд на встречную полосу не запрещен.

Однако, если транспортное средство из третьего ряда вернется в свою полосу, то это уже будет считаться обгоном , а в данном случае это будет являться нарушением п.11.2 ПДД. То есть выезд на встречную осуществляется без нарушения правил, но если этот выезд связан с обгоном, то правила будут нарушены.

На этой же самой дороге может двигаться два ряда в одном направлении, но в пределах половины ширины проезжей части, расположенной справа.

Таким образом, образуется две полосы в одном направлении, и встречная полоса или полосы расположенные на левой половине проезжей части выезд, на которые запрещен согласно п.9.2, если на левой стороне две полосы, и согласно п.9.3, если на левой стороне проезжей части одна полоса. Опять же количество полос определяется водителями движущимися, как в попутном, так и во встречном направлении.

9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, обгоне, повороте налево и развороте с учетом пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается

Тут все просто, если на дороге есть встречные трамвайные пути, выезд на них запрещен.

Также запрещено выезжать на встречную полосу перед переездом:

15. Движение через железнодорожные пути

Кроме того, запрещается:

объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед переездом транспортные средства;

Косвенные запреты

Помимо прямых запретов на выезд на встречную полосу, существуют и другие правила, нарушение которых повлечет выезд на встречную полосу.

Нарушение требований дорожной разметки.

Такой разметкой может быть сплошная линия 1.1, двойная сплошная линия 1.3, сплошная одновременно с прерывистой линией 1.11 и двойная прерывистая линия 1.9.

Линии 1.1, 1.2.1 и 1.3 пересекать запрещается.

Линию 1.11 разрешается пересекать со стороны прерывистой, а также и со стороны сплошной, но только при завершении обгона или объезда.

Тут аналогично, только с одной стороны линия прерывистая и ее пересекать можно.

Более интересная ситуация на дороге с реверсивным движением

6.7. Для регулирования движения транспортных средств по полосам проезжей части, в частности по тем, направление движения по которым может изменяться на противоположное, применяются реверсивные светофоры с красным Х-образным сигналом и зеленым сигналом в виде стрелы, направленной вниз. Эти сигналы соответственно запрещают или разрешают движение по полосе, над которой они расположены.

Основные сигналы реверсивного светофора могут быть дополнены желтым сигналом в виде стрелы, наклоненной по диагонали вниз направо или налево, включение которой информирует о предстоящей смене сигнала и необходимости перестроиться на полосу, на которую указывает стрела. При выключенных сигналах реверсивного светофора, который расположен над полосой, обозначенной с обеих сторон разметкой 1.9, въезд на эту полосу запрещен.

Линию 1.9 при отсутствии реверсивных светофоров или когда они отключены разрешается пересекать, если она расположена справа от водителя; при включенных реверсивных светофорах — с любой стороны, если она разделяет полосы, по которым движение разрешено в одном направлении. При отключении реверсивных светофоров водитель должен немедленно перестроиться вправо за линию разметки 1.9.

То есть, если отключены светофоры и линия расположена слева, ее пересекать нельзя. Но, если ее пересечь, то это не значит, что будет совершен выезд на встречную полосу.

Надо понимать, что реверсивная полоса предназначена как для встречного, так и для попутного направления. И в случае отключенного или отсутствующего светофора она не является ни встречной, ни попутной. Поэтому выезд на полосу для реверсивного движения при неработающем светофоре не является выездом на встречную полосу.

Линию 1.9, разделяющую транспортные потоки противоположных направлений, при выключенных реверсивных светофорах пересекать запрещается.

В этом абзаце речь идет о крайней левой линии 1.9. Ее пересечение, повлечет выезд на встречную полосу.

Обратите внимание, где совершен выезд на встречную полосу, а где нет. От этого зависит мера ответственности.

Нарушение правил обгона

Тут очень важную роль играет определение термина «Обгон»:

«Обгон» — опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).

Во первых обгон — это всегда выезд на встречную полосу , и нарушение правил при выполнении обгона — это всегда выезд на встречную полосу в нарушение Правил дорожного движения.

Во вторых обгон — это возврат на ранее занимаемую полосу или сторону проезжей части.

Это два основных момента, которые необходимы для верной квалификации нарушений.

11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:

  • транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;
  • транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;
  • следующее за ним транспортное средство начало обгон;
  • по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.

Только выполнив вышеуказанные условия можно начинать обгон, а равно и выезжать на встречную полосу для совершения обгона.

11.4. Обгон запрещен:

  • на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;
  • на пешеходных переходах;
  • на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;
  • в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

Чтобы вам было проще понять этот пункт, просто представьте перед всеми указанными местами установленный знак 3.20 «Обгон запрещен». Запомните эти места и всегда мысленно дорисовывайте этот знак, когда к ним подъезжаете.

Важно! Не является обгоном поворот налево со встречной полосы после опережения транспортных средств!

Как видим в первом случае нарушен п.8.5, который прямо не запрещает выезд на встречную полосу, во втором случае, нарушен п.11.4 который прямо запрещает обгон, а равно и выезд на встречную полосу. Обратите внимание на отсутствие разметки.

Все запреты выезда на встречную полосу могут применяться как раздельно, так и совместно. Например знак 3.20 «Обгон запрещен» и сплошная линия разметки 1.1 могут применяться как совместно, так и раздельно.

В этой статье мы рассмотрели основные ситуации, когда запрещен выезд на встречную полосу. В следующем материале мы разберем спорные ситуации, в которых инспекторы ДПС любят «рисовать» часть 4 статьи 12.15.

Ужесточение ответственности за нарушения дорожных правил породило огромное количество спорных случаев. Одной из самых суровых для водителей стала кара за пересечение сплошной разделительной линии. Всех поголовно, кто попался на этой опасной черте, гаишники отправляют в суд, а там автоматически штампуют решение - лишить прав.

Департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД специально для "Российской газеты" разъяснил, какие статьи обновленного Кодекса об административных правонарушениях должны применяться в различных случаях проезда через сплошную. Этот правовой комментарий в равной степени важен и для водителей, и для автоинспекторов.

Никакой закон не может предусмотреть всех возможных ситуаций на дороге. Инспекторы зачастую трактуют его так, как им удобнее, а может быть, и выгоднее. Проблема еще и в том, что состояние российских дорог и организация движения зачастую вынуждают водителя отступать от правил. Хочешь, не хочешь, а нарушишь. В некоторых местах встречаются такие ямы, которые безопаснее объехать по встречной, если, конечно, там свободно, чтобы не остаться без колес. Встречаются участки, где на протяжении десятков километров нет ни одного разрыва в сплошной. Причем без видимых на то причин. Ощущение, что в той машине, которая рисовала разметку, попросту испортился подъемный механизм, отрывающий кисть от асфальта.

В результате водители, долгое время ползущие за трактором, увидев возможность для обгона, на свой страх и риск нарушают правила.

Если учесть, что законодательство в сфере безопасности дорожного движения у нас меняется по несколько раз в год, то не у каждого автолюбителя получается отследить все нововведения. Поэтому когда ему говорят, что он совершил нарушение, за которое грозит лишение прав, он в большинстве случаев верит. А некоторые недобросовестные сотрудники ДПС этим пользуются.

Раньше выездом на встречную полосу считался любой маневр, когда колеса автомобиля пересекали сплошную: разворот, поворот, обгон. И все однозначно каралось лишением прав или штрафом. Такое жесткое определение вынес Верховный суд. Но с 1 июля ситуация изменилась. И в обновленном Кодексе об административных правонарушениях четко прописано, за что лишать прав, а какое пересечение сплошной (или двойной сплошной - разницы нет) карать штрафом.

Заместитель начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД Владимир Кузин дал официальные разъяснения правоприменения тех или иных статей КоАП. Он на бумаге и по схемам показал, за какое нарушение водитель останется без прав, а какое грозит ему только штрафом. Эти пояснения- своеобразная помощь автолюбителю в трудных ситуациях общения с автоинспекторами.

Ответственноcть за въезд на встречную предусмотрена статьей 12.15 КоАП. До сих пор наиболее частое нарушение - это обгон по встречной полосе (ситуация 1). И эта ситуация прописана однозначно в части 4 этой статьи. За такое нарушение положено безальтернативное лишение права управления на срок от 4 до 6 месяцев. Не спасет даже уверение в том, что вы обгоняли трактор, который ехал со скоростью 20 километров в час. Конечно, водитель трактора виноват в том, что не съехал на обочину и не пропустил все машины, которым он мешал. А это его обязанность, прописанная в правилах. Но ссылка на чужое нарушение не спасет от лишения прав того, кто обгонял тихоходный транспорт по встречке.

Ситуация 2 - тоже квалифицируется по части 4 статьи 12.15. При повороте налево водители часто начинают маневр, не доехав до прерывистой линии. Объяснение простое - остался метр-другой до разрыва в сплошной, а хочется успеть проскочить под горящую стрелку. Но фактически водитель выезжает на полосу встречного движения. И тем самым создает опасную ситуацию. Ведь из поворота навстречу мог выезжать другой автомобиль. Сэкономленный метр на повороте также без вариантов оставит нарушителя без прав.

Все другие случаи пересечения сплошной оставляют водителю шанс отделаться штрафом.

Рассмотрим часто встречающуюся ситуацию, когда единственный ряд дороги перегородил стоящий автомобиль (ситуация 3). Объезжать такое препятствие полагается справа. Но если такой возможности нет - то вы можете объехать ее и слева, предварительно уступив дорогу встречным транспортным средствам. И автоинспектор не должен наказывать вас за такое пересечение сплошной и выезд на встречную. Однако если была возможность объехать препятствие с правой стороны, а вы решили, что с левой будет быстрее или проще, то вам придется отвечать по части 3 статьи 12.15 - выезд на встречку, соединенный с объездом препятствия. За такое нарушение положен штраф - от 1000 до 1500 рублей.

Особый разговор - о развороте через сплошную (ситуация 4). Большинство водителей убеждены, что за такой грубый маневр без альтернативы отберут права. Автоинспекторы нередко поддерживают это заблуждение. Однако по новым правилам, если водитель развернулся через сплошную, то он "совершил выезд в нарушение ПДД на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, соединенный с разворотом". Ему грозит ответственность по части 3 статьи 12.15. Но это не лишение прав, а штраф от 1000 до 1500 рублей.

Точно также карается другое распространенное нарушение - поворот налево через сплошную (ситуация 5). В таких случаях водитель пересекает сплошную линию и встречную полосу. И попадает под часть 3 статьи 12.15. Подобное нарушение считается выездом на встречную полосу, соединенным с поворотом налево. Оно карается только штрафом. Правда, тоже существенным: от 1000 до 1500 рублей.

Нередко проблему составляет выезд со двора или из переулка на улицу с двусторонним движением. Если на ней - сплошная линия, то левый поворот будет грубым нарушением (ситуация 6). Однако права за такой опасный маневр не отберут. Отвечать вам придется по статье 12.16 - за несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой. За это нарушение предусмотрен штраф в размере 100 рублей.

Подробный разбор других случаев, связанных с выездом на встречную полосу, будет опубликован в ближайших номерах "Российской газеты".

Существует два типа движения транспортных средств: одностороннее и двухстороннее движение. Выезд на встречную полосу возможен только в последнем из вариантов. Для начала разберём, что представляет собой полоса встречного движения или как её называют в простонародье – встречка.

Встречная полоса – это параллельно находящееся полоса проезжей части, предназначенная для движения автомобилей в противоположную сторону, которая чаще всего обозначается специальными дорожными знаками или разметкой. Но встречаются полосы и без специальных указателей. В принятых правилах дорожного движения нет чёткого определения «выезду на встречную полосу». Но как следует из названия, данный термин можно трактовать, как выезд со своей части (полосы) проезжей части на параллельно лежащую полосу, принадлежащую транспортным средствам, которые направляются в противоположную сторону.

Данный манёвр является весьма опасным, так как вам навстречу едет другой автомобиль, скорость движения навстречу увеличивается в зависимости от вашей скорости и скорости встречного ТС, а это значит, что быстрота реакции должна быть увеличена вдвое, иначе может произойти авария.

Выезд на встречку без нарушения

Многие, прочитав трактовку термина «выезд на полосу встречного движения» задались вопросом обгона. Ведь обгон подразумевает под собой выезд на встречку для опережения впередиидущего автомобиля.

Выезд на встречку без нарушения возможен в трёх случаях:

  1. На неширокой дороге, которая не регулируется разметкой, нет , а количество её полос чётное. А также отсутствуют препятствия, которые мешают совершить безопасный обгон.
  2. На трёхполосной дороге, если на ней нет сплошной разметки и запрещающих знаков.

Следовательно, если вы не уверены в законности совершения обгона, обратите внимание на разметку и дорожные знаки. В своей совокупности они вам расскажут про возможность выезда на встречную полосу.

  1. Объезд препятствия. В ПДД нет чёткого определения термину «объезд препятствия», но для того чтобы такой манёвр был правомерным, объект должен быть неподвижным. Это главное условие данного пункта. К такому виду объектов может подойти стоящая машина после ДТП, упавшее дерево или разлом дороги. Но запрещается осуществлять объезд, если он вынудит водителя выехать на железнодорожные или трамвайные пути, на встречную полосу четырёхполосной и более широкой дороги, а также в крайнюю левую полосу трёхполосной дороги.

Штраф за езду по встречной полосе

Как говорилось выше, ГИБДД жёстко борется с нарушениями правил о выезде на встречную полосу движения. Эти меры выражаются в назначении административных штрафов или лишении водительского удостоверения. А штраф за выезд на встречную полосу будет напрямую зависеть от типа нарушения.

При развороте или повороте

Если вам потребовалось развернуться в противоположную сторону или изменить своё направление поворотом автомобиля, не забывайте про дорожные знаки и разметку. Ведь при их игнорировании на вас могут возложить административный штраф в размере от 1 000 до 1 500 рублей в соответствии с частью 2 статьёй 1.16 КоАП Российской Федерации.

Объезд препятствия

Говоря ранее об объезде препятствий, мы упомянули несколько условий, при которых этот манёвр будет правомерным: неподвижность объекта и невыезд на железнодорожные или трамвайные пути. Если вы объедите подвижный предмет, выехав при этом на встречку, административный штраф будет равен 500 рублям (ч. 1 статья 12.16 КоАП РФ). А при условии выезда на железнодорожные или трамвайные пути штраф возрастёт до 1 000 – 1 500 рублей (ч. 3 статья 12.15 КоАП России).


При осуществлении такого манёвра, как , важно соблюдать правила, установленные дорожными знаками и разметкой. Если вы совершили обгон в запрещающей зоне, то вам будет назначен штраф от 500 до 5 000 рублей (ч. 4 и 5 статьи 12.15 КоАП Российской Федерации) или лишение прав на срок от 4 месяцев.

Одностороннее движение

Выезд и движение в противоположную сторону на дороге с односторонним движением весьма опасен как для нарушителя, так и для правильно движущегося водителя. За нарушение такого рода вы можете понести денежное наказание в размере 5 000 рублей или вообще лишиться прав на срок до полугода (ч.3 статья 12.16 КоАП РФ).

В урбанизированных городах, где автомобильное движение очень плотное, строят специальные реверсивные полосы. Эти полосы предназначены для разгрузки образовавшихся пробок. Такая часть дороги может менять своё направление в соответствии с направлением пробки, а также она строго регулируется светофорами. А их игнорирование может привести к весьма большим административным штрафам.

Так, например, при не соблюдении требований светофора при въезде на реверсивную полосу штраф будет назначен в размере 1 000 рублей (ч. 1 статья 12.12 Кодекса об административных правонарушениях РФ). При съезде с такой полосы необходимо сначала перестоится вправо, но если это требование будет нарушено, размер штрафа будет равняться 500 рублям, а при выезде на реверсивную полосу при неработающем светофоре на вас возложат штраф в 5 000 рублей (ч. 1 статья 12.15 КоАП РФ).

Выезд на встречные трамвайные пути рассматривается, как . В ПДД выезд на встречную полосу трамвайных путей карается строго. А именно, штрафом в 5 000 рублей или лишением водительских прав сроков до полугода (ч. 1 статья 12.15 КоАП РФ).

Лишение прав за повторное нарушение

Нарушая правила снова и снова, наказания будут с каждым разом всё строже. Так за повторный выезд на встречную полосу наказание будет не в виде штрафа, а в виде лишения права управления автомобилем на один календарный год. Если в течение этого года вас поймают за рулём машины, то вам назначат ещё один год езды на общественном транспорте.

Обжалование постановления – как не лишиться прав?

Каждый водитель, признаваемый виновным, имеет право оспорить решение постановления путём его обжалования в отделении ГИБДД, которое выписало постановление или в мировом суде. При обжаловании постановления рекомендуется ссылаться на реальные факты и подтверждать это документами.

Основаниями для обжалования постановление ГИБДД в 2019 году могут являться:

  • допущенные ошибки в документе (неверно написаны персональные данные, место ДТП, причины его и т.п.);
  • в документе имеются исправления (в постановлениях ГИБДД не допускается никаких помарок и исправлений);
  • вы не согласны с документом (в момент ДТП за рулём авто были не вы, постановление вам пришло ошибочно и т.п.).

После того, как вы получили на руки постановление, у вас есть 10 дней на его обжалование. Необходимо написать жалобу в суд или в отдел ГИБДД, подтвердив свои слова документами.

Бывают случаи, когда водитель действительно не виновен, но мировой суд признает обратное. В таком случае вы имеете право подать жалобу в районный суд с просьбой пересмотреть решение мирового суда. Районный суд в свою очередь может признать вашу невиновность или наоборот, согласится с ранее принятым решением.

Может ли камера зафиксировать нарушение