Ранний восход. Лев Кассиль: Ранний восход

Лев Кассиль

РАННИЙ ВОСХОД

Опиши пейзажи с ветром и с водой и с восходом и заходом солнца.

Леонардо да Винчи

Когда работа над этой повестью уже была начата, газета «Советское искусство» опубликовала 16 мая 1950 года письмо нескольких крупнейших деятелей искусства, театра и литературы. В нем говорилось о том, что внимание советской общественности и работников всех отраслей искусства все настойчивее привлекает творчество Коли Дмитриева.

«Выставки многочисленных работ этого феноменально талантливого и плодовитого юного художника, - рассказывали авторы письма, - организованные в ряде залов столицы, репродукции рисунков Коли Дмитриева в журналах вызвали живой интерес, всеобщее восхищение и признание самых взыскательных ценителей искусств. Достаточно перелистать, например, книгу отзывов посетителей выставки работ Коли Дмитриева… Здесь в едином взволнованном преклонении перед поразительным и светлым талантом… в патриотической гордости за страну, щедро рождающую дарования такой силы, слились высказывания крупнейших представителей советской культуры, народных артистов и народных художников, студентов, представителей Советской Армии, рабочих, педагогов, школьников.

В работах пятнадцатилетнего художника, едва лишь начавшего свой путь в искусстве, чувствуется следование лучшим традициям великих русских художников, в частности В. Серова. Жизнерадостная и задушевная мягкость колорита, стремительный и точный рисунок, острая наблюдательность, ласковая, сыновняя любовь к родной природе, безукоризненный вкус, творческая смелость, ведущая к вдохновенным находкам, и вместе с тем огромная настойчивость в работе, ученье, самосовершенствовании - вот наиболее отличительные черты этого юного, но богатырского таланта…»

«Мы считаем, - говорилось далее в письме, - что творчество Коли Дмитриева… является еще одним убедительным примером того, как богата яркими, молодыми дарованиями наша Родина, как вдумчиво относится она к этим талантам…» Письмо заканчивалось предложением издать монографию и повесть о Коле Дмитриеве.

Это выступление группы виднейших представителей нашей культуры, среди которых были В. Мухина, С. Меркуров, В. Барсова, С. Образцов, С. Михалков, А. Барто, еще более утвердило меня в ощущении своевременности и права на жизнь книги о художнике-подростке, над которой я уже работал некоторое время, захваченный всецело тем, что увидел в работах Коли Дмитриева, прочел в его дневниках, услышал в рассказах о нем.

Обо всем этом я попытался рассказать в этой книге. В основу повести положена действительная история жизни Коли Дмитриева. Использованы и приведены подлинные письма, документы, дневники. Соблюдены главные вехи и решающие даты в биографии юного художника. Вместе с тем, сохраняя необходимую во всякой повести свободу писательского воображения, я счел возможным в ряде моментов частично додумать, развить отдельные события и положения. Кроме того, пришлось изменить имена некоторых действующих лиц, а кое-где для стройности и цельности повествования дополнительно ввести обобщающие фигуры. Основания для этих дополнений, обобщений и догадок я находил в самом же обширном фактическом материале, собранном при отзывчивой помощи родных, педагогов и друзей Коли Дмитриева, которым я и приношу здесь сердечную благодарность.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Нет, жизнь, жизнь ловить! Воображение развивать. Вот что надо…

И. Репин

Сила детских впечатлений, запас наблюдений, сделанных мною при самом начале моей жизни, составляют, если будет позволено так выразиться, основной фонд моего дарования.

П. Федотов

Первое открытие

Рано утром, когда был туман, поезд подошел к станции…

Так начал Коля и внезапно остановился, глядя на песок, по которому он, как всегда, прутиком вычерчивал то, о чем собирался рассказать. А замолчал он потому, что ему показалось, будто сейчас под его рукой произошло маленькое чудо. Он даже зажмурился.

Глядя на старшего брата, зажмурилась, старательно сморщив тугую круглую мордашку, и Катюшка. Это Коля научил ее такой игре: плотно зажмурить глаза, а потом сразу раскрыть их - и все на свете вдруг покажется новым, немножко чужим и неузнаваемым по своей окраске. Нечто похожее можно проделать и с ушами: плотно зажать их ладонями, а потом отпустить и снова прикрыть. И тогда все вокруг то будет замирать в ватной тишине, то вдруг наполняться чистыми, будто освободившимися от какой-то шелухи, звуками.

Зажмурившись, Катя ждала, что брат, как всегда, открыв глаза, скажет: «У меня сейчас все желтое стало», на что она готовилась тотчас же откликнуться: «Ох, и у меня все желтенькое совсем!» Но на этот раз брат ничего не сказал. И, когда Катя осторожно приоткрыла один глаз, она увидела, что Коля ногой стирает какие-то полоски, начерченные им на песке. При этом вид у Коли был словно озадаченный и чем-то даже смущенный. Он смотрел себе под ноги, хмурился, моргал и потом, вдруг оглядев знакомый двор, растерянно уставился на сестренку и сидевшего рядом с ним верхом на скамейке Женьчу Стриганова.

Но Коля все еще молчал и, помаргивая, глядел ярко-синими глазами то на приятеля, то на дома, окружавшие двор, то на песок, где сейчас, только что, как ему показалось, произошло…

Да нет, не может быть, все это, наверно, ему лишь показалось… Коля еще раз оглядел двор. Все было на своем месте. Из-за невысокого забора, который отделял двор дома номер десять от соседнего участка, над головами детей покровительственно протянул зеленую лохматую лапу высокий дуб. Тенью и желудями этого дуба пользовались ребята двух домов Плотникова переулка. В тихий проулок вливался шум близкого многолюдного Арбата. Все было на своем месте, ничего не произошло. И маленькое открытие, которое так поразило за минуту до этого Колю, ему, видно, только почудилось.

Надо было продолжать рассказ. Женька Стриганов, которого все во дворе звали Женьча, самый главный мальчишка не только во дворе дома номер десять, но и, пожалуй, во всем квартале, - Женьча Стриганов, сын плотника, уже с недоверием посматривал на своего младшего приятеля. Женьча рос до того курчавым и рыжим, что казалось, будто через его жесткие, в мелких витках волосы пропущен электрический ток и они превратились в раскаленные спиральки. Он был на два года старше Коли Дмитриева, но дружил с ним, покровительствовал ему и охотно слушал преинтересные истории, которые рассказывал неистощимый по этой части Коля. Как человек трудовой, из тех, что знают пользу вещей, Женьча чужой достаток прикидывал по обуви - может быть, потому, что отец его, курчавый богатырь, плотник Степан Порфирьевич Стриганов, полжизни своей проходил босым и - было время - лапти тоже считал летом обувкой не на каждый день, а на особый случай. Сам Женьча был уже обут в добротные ботинки «Скороход», и он не завидовал сандалеткам Коли - дырочки тут, по мнению Женьчи, портили все дело, - но полагал, что парень, который носит обувь из настоящей кожи, принадлежит тоже, несомненно, к кругу людей, себя в жизни оправдывающих. К тому же оказалось, что этот безбоязненно-ласковый синеглазый мальчуган с пшеничным хохолком на макушке знает пропасть удивительных историй о самолетах, пограничниках, моряках и мало того, что рассказывает их, так еще на ходу рисует все, о чем говорит: бумажка оказалась под рукой - карандашом, прутик попался - на песке, мелок нашелся - на асфальте тротуара, а уголек раздобыл - так прямо на стене…

Повесть Льва Кассиля – писателя и педагога пронизана грустью утраты… многих талантов. Показана как пример судьба Коли Дмитриева – с юности талантливого художника. Его родители, тоже художники, с началом войны рисовали камуфляжные полотна, чтоб защитить столицу, а ещё вдохновляющие людей транспаранты. И пережив даже войну, Коля ходит в школу, рисует стенгазету, становится пионером, учится… И уже студент-художник погибает на охоте по глупой случайности.

Главная мысль рассказа Ранний восход

Это повесть о судьбе творческого человека, которую может сломать простая неосторожность. Сколько талантливых, перспективных, добрых и умных людей погибло просто от случайности, когда им нужно было бы себя беречь для высшей цели.

Краткое содержание Кассиль Ранний восход читать текст

С первой главы читатель знакомится с ребятами: Коля, Катя, Женька... Главный герой Коля – одарённый мальчик. У него богатая фантазия, он придумывает игры, очень хорошо рассказывает истории, а когда говорит, то даже иллюстрирует. Мальчик рисует на земле палочкой, на асфальте мелом, в общем, как придётся, но он рисует картинки к своим историям. Кто-то восхищается его талантами, кто-то завидует.

Все интриги отступают перед Мировой войной. К счастью, Николай и вся его семья благополучно проходят сквозь эти тяжелые годы. В день Победы отец Коли даже прозревает, у него начались в войну проблемы со зрением. Всё, казалось бы, замечательно, перед Колей вся жизнь.

И талант приводит его в художественное училище, где ученика очень ценят преподаватели. Ведь студент не только одарён, но ещё и трудолюбив, и амбициозен, в хорошем смысле этого слова. Но ему однажды даже ставят «тройку» за то, что не верят авторству – такие прекрасные картины парень мог лишь скопировать, подсмотреть у Мастеров. Но Николай не отчаивается, ищет необычное в обычном, работает над собой. По городу уже распространились слухи, что появился молодой и очень талантливый художник – Дмитриев.

Но на охоте, куда он попал почти случайно – по просьбе приятеля, Николай погибает. Престарелый учитель хранит долгие годы его рисунки, понимая, что этот юноша стал бы великим художником… если бы не трагическая случайность.

В финале звучит пламенная речь помолодевшего от воспоминаний учителя. Речь в ней идёт о том, что судьба человека не должна зависеть от случайностей. И нужно сделать всё, чтобы смертельные ранения прекратили угрожать жизни. Нужно беречь друг друга.

Действительно, восход таланта оказался слишком ранним, даже преждевременным.

Картинка или рисунок Ранний восход

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Гоголь Тарас бульба кратко и по главам

    К полковнику приезжают два сына. Два здоровых и сильных парня, засмущались перед насмешками отца на счет их одежды. Старшего сына отец встречает тумаками вместо приветствия. Мать оберегла от такого отцовского приветствия младшего сына

Лев Кассиль

РАННИЙ ВОСХОД

Опиши пейзажи с ветром и с водой и с восходом и заходом солнца.

Леонардо да Винчи

Когда работа над этой повестью уже была начата, газета «Советское искусство» опубликовала 16 мая 1950 года письмо нескольких крупнейших деятелей искусства, театра и литературы. В нем говорилось о том, что внимание советской общественности и работников всех отраслей искусства все настойчивее привлекает творчество Коли Дмитриева.

«Выставки многочисленных работ этого феноменально талантливого и плодовитого юного художника, - рассказывали авторы письма, - организованные в ряде залов столицы, репродукции рисунков Коли Дмитриева в журналах вызвали живой интерес, всеобщее восхищение и признание самых взыскательных ценителей искусств. Достаточно перелистать, например, книгу отзывов посетителей выставки работ Коли Дмитриева… Здесь в едином взволнованном преклонении перед поразительным и светлым талантом… в патриотической гордости за страну, щедро рождающую дарования такой силы, слились высказывания крупнейших представителей советской культуры, народных артистов и народных художников, студентов, представителей Советской Армии, рабочих, педагогов, школьников.

В работах пятнадцатилетнего художника, едва лишь начавшего свой путь в искусстве, чувствуется следование лучшим традициям великих русских художников, в частности В. Серова. Жизнерадостная и задушевная мягкость колорита, стремительный и точный рисунок, острая наблюдательность, ласковая, сыновняя любовь к родной природе, безукоризненный вкус, творческая смелость, ведущая к вдохновенным находкам, и вместе с тем огромная настойчивость в работе, ученье, самосовершенствовании - вот наиболее отличительные черты этого юного, но богатырского таланта…»

«Мы считаем, - говорилось далее в письме, - что творчество Коли Дмитриева… является еще одним убедительным примером того, как богата яркими, молодыми дарованиями наша Родина, как вдумчиво относится она к этим талантам…» Письмо заканчивалось предложением издать монографию и повесть о Коле Дмитриеве.

Это выступление группы виднейших представителей нашей культуры, среди которых были В. Мухина, С. Меркуров, В. Барсова, С. Образцов, С. Михалков, А. Барто, еще более утвердило меня в ощущении своевременности и права на жизнь книги о художнике-подростке, над которой я уже работал некоторое время, захваченный всецело тем, что увидел в работах Коли Дмитриева, прочел в его дневниках, услышал в рассказах о нем.

Обо всем этом я попытался рассказать в этой книге. В основу повести положена действительная история жизни Коли Дмитриева. Использованы и приведены подлинные письма, документы, дневники. Соблюдены главные вехи и решающие даты в биографии юного художника. Вместе с тем, сохраняя необходимую во всякой повести свободу писательского воображения, я счел возможным в ряде моментов частично додумать, развить отдельные события и положения. Кроме того, пришлось изменить имена некоторых действующих лиц, а кое-где для стройности и цельности повествования дополнительно ввести обобщающие фигуры. Основания для этих дополнений, обобщений и догадок я находил в самом же обширном фактическом материале, собранном при отзывчивой помощи родных, педагогов и друзей Коли Дмитриева, которым я и приношу здесь сердечную благодарность.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Нет, жизнь, жизнь ловить! Воображение развивать. Вот что надо…

И. Репин

Сила детских впечатлений, запас наблюдений, сделанных мною при самом начале моей жизни, составляют, если будет позволено так выразиться, основной фонд моего дарования.

П. Федотов

Первое открытие

Рано утром, когда был туман, поезд подошел к станции…

Так начал Коля и внезапно остановился, глядя на песок, по которому он, как всегда, прутиком вычерчивал то, о чем собирался рассказать. А замолчал он потому, что ему показалось, будто сейчас под его рукой произошло маленькое чудо. Он даже зажмурился.

Глядя на старшего брата, зажмурилась, старательно сморщив тугую круглую мордашку, и Катюшка. Это Коля научил ее такой игре: плотно зажмурить глаза, а потом сразу раскрыть их - и все на свете вдруг покажется новым, немножко чужим и неузнаваемым по своей окраске. Нечто похожее можно проделать и с ушами: плотно зажать их ладонями, а потом отпустить и снова прикрыть. И тогда все вокруг то будет замирать в ватной тишине, то вдруг наполняться чистыми, будто освободившимися от какой-то шелухи, звуками.

Зажмурившись, Катя ждала, что брат, как всегда, открыв глаза, скажет: «У меня сейчас все желтое стало», на что она готовилась тотчас же откликнуться: «Ох, и у меня все желтенькое совсем!» Но на этот раз брат ничего не сказал. И, когда Катя осторожно приоткрыла один глаз, она увидела, что Коля ногой стирает какие-то полоски, начерченные им на песке. При этом вид у Коли был словно озадаченный и чем-то даже смущенный. Он смотрел себе под ноги, хмурился, моргал и потом, вдруг оглядев знакомый двор, растерянно уставился на сестренку и сидевшего рядом с ним верхом на скамейке Женьчу Стриганова.

Но Коля все еще молчал и, помаргивая, глядел ярко-синими глазами то на приятеля, то на дома, окружавшие двор, то на песок, где сейчас, только что, как ему показалось, произошло…

Да нет, не может быть, все это, наверно, ему лишь показалось… Коля еще раз оглядел двор. Все было на своем месте. Из-за невысокого забора, который отделял двор дома номер десять от соседнего участка, над головами детей покровительственно протянул зеленую лохматую лапу высокий дуб. Тенью и желудями этого дуба пользовались ребята двух домов Плотникова переулка. В тихий проулок вливался шум близкого многолюдного Арбата. Все было на своем месте, ничего не произошло. И маленькое открытие, которое так поразило за минуту до этого Колю, ему, видно, только почудилось.

Надо было продолжать рассказ. Женька Стриганов, которого все во дворе звали Женьча, самый главный мальчишка не только во дворе дома номер десять, но и, пожалуй, во всем квартале, - Женьча Стриганов, сын плотника, уже с недоверием посматривал на своего младшего приятеля. Женьча рос до того курчавым и рыжим, что казалось, будто через его жесткие, в мелких витках волосы пропущен электрический ток и они превратились в раскаленные спиральки. Он был на два года старше Коли Дмитриева, но дружил с ним, покровительствовал ему и охотно слушал преинтересные истории, которые рассказывал неистощимый по этой части Коля. Как человек трудовой, из тех, что знают пользу вещей, Женьча чужой достаток прикидывал по обуви - может быть, потому, что отец его, курчавый богатырь, плотник Степан Порфирьевич Стриганов, полжизни своей проходил босым и - было время - лапти тоже считал летом обувкой не на каждый день, а на особый случай. Сам Женьча был уже обут в добротные ботинки «Скороход», и он не завидовал сандалеткам Коли - дырочки тут, по мнению Женьчи, портили все дело, - но полагал, что парень, который носит обувь из настоящей кожи, принадлежит тоже, несомненно, к кругу людей, себя в жизни оправдывающих. К тому же оказалось, что этот безбоязненно-ласковый синеглазый мальчуган с пшеничным хохолком на макушке знает пропасть удивительных историй о самолетах, пограничниках, моряках и мало того, что рассказывает их, так еще на ходу рисует все, о чем говорит: бумажка оказалась под рукой - карандашом, прутик попался - на песке, мелок нашелся - на асфальте тротуара, а уголек раздобыл - так прямо на стене…

Но сегодня почему-то рассказ у Коли не получался.

Ну, чего же ты стал? - повторил Женьча. - Ну, подошел поезд к станции, а дальше что?

Слезай, приехали! Станция Завирайка, кто поверит - вылезай-ка! - донеслось из-за забора, отгораживавшего соседний двор.

Было ясно, что там, под дубом, сидит и все подслушивает главный зазаборный враг Викторин Ланевский, в просторечии - Торка-касторка. Он сидел там, за забором, и подглядывал сквозь щели, готовый ко всяким пакостям и насмешкам.

Ну, вот видишь! - шепотом сказал Женьча Коле. - Теперь не отстанет! Не обращай внимания, рассказывай.

Рано утром, когда был туман, поезд подошел к станции на самой границе, - продолжал Коля, повысив голос и обращаясь к забору. - Ну конечно, это был бронепоезд. Мы с пограничниками прыгнули на ходу прямо с площадки. Все вокруг спало…

И вдруг я проснулся! - послышалось по ту сторону забора.

Женьча только плюнул.

Достоинства: Замечательное оформление Комментарий: Это потрясающая книга!!Настолько трепетно, трогательно и тепло описывает автор жизнь юного художника, светлого мальчика Коли Дмитриева, его переполненный сомнением, неверием в себя творческий путь, его настойчивость, стремление, как хорошо, что ему встретились понимающие люди, которые ценили его картины и помогали советами и просто добрым словом!Замечательные родители, счастливое детство, только, к сожалению, испорченное войной... По-моему, каждому нужно прочитать эту книгу, дети поймут, как важно найти себя в этой жизни, найти свое призвание и оставаться счастливым всю жизнь, занимаясь любимым делом, ну, а для взрослых просто хотя бы на немного вернуться в ту прекрасную страну под названием детство...

Наталия 0, Россия

Светлая, настоящая, лирическая история о маленьком мальчике Коле Дмитриеве, мечтающим стать художником, трогает до глубины души. Коля и его семья живут на Арбате, он как и все мальчики своего возраста любит играть во дворе, гонять мяч и гулять с папой по Москве. Коля занимается музыкой, неплохо сочиняет истории и очень любит рисовать. Лев Кассиль - один из моих любимых писателей еще с детства, поэтому увидев в продаже переизданную книгу ""Ранний восход"", я решила приобрести ее для нашей библиотеки. Если Вы любите ""Тимур и его команда"", ""Чук и Гек"", ""Кондуит и Швамбрания"", то эта книга Вам обязательно понравится.

Карина 0, Россия,Москва

Лев Кассиль

Лев Кассиль
Имя при рождении:

Лев Абрамович Кассиль

Дата рождения:
Место рождения:
Дата смерти:
Место смерти:
Гражданство:
Род деятельности:
Произведения на сайте Lib.ru

Лев Абра́мович Касси́ль (27 июня (10 июля) - 21 июня ) - советский писатель, член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1965).

Биография

В городе Энгельс существует Музей Льва Кассиля .

Библиография

  • «Кондуит и Швамбрания» ( -)
  • «Вратарь республики» (1938)
  • «Черемыш, брат героя» (1938)
  • «Великое противостояние» (1941-1947)
  • «Твои защитники» (1942)
  • «Дорогие мои мальчишки» (1944)
  • «Улица младшего сына» (1949)
  • «Ранний восход» (1953)
  • «Про жизнь совсем хорошую» (1959)
  • «Чаша гладиатора» (1961)
  • «Маяковский - сам» (1963)
  • «Будьте готовы, Ваше высочество!» (1964)
  • «Ход белой королевы»
  • «Три страны, которых нет на карте» (1978)

Примечания

Ссылки

Другие книги схожей тематики:

    Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
    Лев Кассиль Повесть о юном одаренном художнике Коле Дмитриеве. Издание содержит иллюстрации - Детская литература, (формат: 84x108/32, 288 стр.) Золотая библиотека 1973
    250 бумажная книга
    Лев Кассиль Прижизненное издание. Москва-Ленинград, 1953 год. Государственное издательство Министерства Просвещения РСФСР. Иллюстрированное издание. Издательский переплет. Сохранность издания хорошая. Выставки… - Издательство Детской литературы, (формат: 70x92/16, 322 стр.) 1953
    530 бумажная книга
    Лев Кассиль Выставки многочисленных работ, репродукции рисунков Коли Дмитриева - пятнадцатилетнего художника - вызывали всеобщее восхищение в 50-х годах XX в. В основу повести "Ранний восход" положена… - Издательство Детской литературы, (формат: 70x90/16, 320 стр.) 1963
    380 бумажная книга
    Кассиль Лев Абрамович Что вас ждет под обложкой: Яркая, живая, волнующая история и работы юного, но очень талантливого художника Коли Дмитриева, трагически погибшего в начале своего творческого пути, рассказанная нам… - Клевер Медиа Групп, (формат: 70x90/16, 320 стр.) Просто хорошие книги 2015
    499 бумажная книга
    Лев Кассиль Что вас ждет под обложкой: Яркая, живая, волнующая история и работы юного, но очень талантливого художника Коли Дмитриева, трагически погибшего в начале своего творческого пути, рассказанная нам… - Клевер-Медиа-Групп, (формат: 145x200, 336 стр.) Просто хорошие книги 2015
    314 бумажная книга
    Кассиль Лев Абрамович Что вас ждет под обложкой:Яркая, живая, волнующая история и работы юного, но очень талантливого художника Коли Дмитриева, трагически погибшего в начале своего творческого пути, рассказанная нам… - Клевер-Медиа-Групп, (формат: Мягкая бумажная, 332 стр.) Просто хорошие книги 2015
    489 бумажная книга
    Кассиль Лев Абрамович Яркая, живая, волнующая история и работы юного, но очень талантливого художника Коли Дмитриева, трагически погибшего в начале своего творческого пути, рассказаннаянам классиком отечественной детской… - Клевер-Медиа-Групп, (формат: 145x200, 336 стр.) Просто хорошие книги 2015
    390 бумажная книга
    Лев Кассиль Яркая, живая, волнующая история и работы юного, но очень талантливого художника Коли Дмитриева, трагически погибшего в начале своего творческого пути, рассказанная нам классиком отечественной… - (формат: 145x200мм, 336 стр.) Просто хорошие книги 2015
    250 бумажная книга
    Яркая, живая, волнующая история и работы юного, но очень талантливого художника Коли Дмитриева, трагически погибшего в начале своего творческого пути, рассказаннаянам - (формат: Мягкая бумажная, 332 стр.)
    350 бумажная книга
    Кассиль Л. Яркая, живая, волнующая история юного, но очень талантливого художника Коли Дмитриева, трагически погибшего в начале своего творческого пути, рассказанная нам классиком отечественной детской… - Клевер, (формат: Мягкая бумажная, 332 стр.) 2015
    415 бумажная книга
    Лев Кассиль Прижизненное издание. Москва, 1955. ДЕТГИЗ. Издательский переплет. Сохранность хорошая. В сборник "Повести" включены автобиографическое произведение "Кондуит и Швамбрания", повести "Черемыш, брат… - Издательство Детской литературы, (формат: 84x108/16, 512 стр.) 1955
    670 бумажная книга
    Лев Кассиль В первый том входят: автобиография "Вслух про себя", широкоизвестные повесть "Кондуит и Швамбрания" и роман "Вратарь Республики", рассказы из цикла "Есть на Волге утёс" . Во второй том входят повести… - Детская литература. Москва, (формат: 84x108/32, 3350 стр.) 1965
    2200 бумажная книга
    Лев Кассиль Издание 1967 года. Сохранность хорошая. В пятый том собрания сочинений Льва Кассиля вошли: повесть "Ранний восход", очерки "Маяковский - сам", "Чудо Гайдара", "Шагнувший кзвёздам", из записей разных… - Детская литература. Москва, (формат: 84x108/32, 640 стр.) Лев Кассиль. Собрание сочинений в 5 томах 1967
    370 бумажная книга

    Очень кратко Рассказ о талантливом начинающем художнике, трагически и нелепо погибшем в пятнадцать лет.

    Часть первая

    Коля Дмитриев родился в семье художников по текстилю, Фёдора Николаевича и Натальи Николаевны. Детство он провёл в маленьком приарбатском дворе. Больше всего Коля любил рассказывать своему лучшему другу, огненно-рыжему Женьке (Женьче) Стриганову, и младшей сестрёнке Кате придуманные им самим истории. Попутно мальчик рисовал картинки к этим историям на маленьких - чуть больше марки - кусочках бумаги. Был у Коли и недруг - мальчик из соседнего двора Викторин Ланевский, сын директора модного ателье.

    Рисовал Коля с раннего детства. Само слово «работа» было связано для мальчика с кистями и красками. Понятие перспективы, самое трудное в ремесле художника, Коля постиг самосто­ятельно в шесть лет. Родители, однако, не связывали будущее сына с изобрази­тельным искусством. У Коли нашли «почти абсолютный слух», и мальчик несколько лет учился играть на рояле.

    Коля очень любил свой двор и уважал его жителей, особенно отца Женьчи, плотника Степана Порфирьевича, который строил павильоны для Всесоюзной сельско­хо­зяй­ственной выставки. Ещё одним уважаемым человеком во дворе был десятиклассник Костя Ермаков. Этот рослый, широкоплечий и приветливый юноша любил возиться с малышами и был для них непререкаемым авторитетом.

    Осенью Костя планировал поступить в Институт инженеров транспорта, но его планам не суждено было исполниться - началась Великая Отечественная война, и сразу после выпускного Ермаков получил повестку из военкомата. Ушёл воевать и Степан Порфирьевич.

    Коля пытался нарисовать войну, но она не умещалась на маленьких кусочках бумаги, а работать с большими листами мальчик ещё не умел.

    Вскоре начался голод. Колины родители вместе с другими художниками «делали какое-то новое, не совсем ещё понятное военное дело» - рисовали образцы камуфляжа, который будет скрывать здания и военные части от фашистских самолётов.

    Немцы всё ближе подходили к Москве. Город бомбили почти каждую ночь. Коля начал бояться авианалётов, когда увидел мальчика, ослепшего от контузии, и представил, каково это - жить в вечной тьме.

    Осенью началась эвакуация. Уехал в Новосибирск Викторин, а Женчу забрала в деревню тётка. Дмитриевы уехать не успели - фашисты были уже у Москвы. Однажды ночью по репродуктору объявили о провале «немецкого плана окружения и взятия Москвы». Родители разбудили Колю, чтобы и он мог порадоваться. Эту ночь мальчик запомнил на долгие годы.

    Весной пришла похоронка - погиб Костя Ермаков. Коля попытался сыграть на рояле любимую мелодию Кости, но не смог, и больше к инструменту не подходил. Рисовал он теперь тоже мало. Мальчик хотел «каким-нибудь простым, посильным делом участвовать в труде взрослых». И ему пришлось потрудиться летом на огороде под Москвой, в Мамонтовке, где Дмитриевы выращивали картошку.

    Война начала отступать, возвращались из эвакуации люди. Приехал домой повзрослевший Женьча и стал хозяином и повелителем окрестных дворов. Но Колю это не задевало - мальчик пошёл в школу, и теперь у него были другие интересы.

    Вернулся и Викторин Ланевский. В эвакуации он занимался в кружке художественного слова и теперь неудержимо хвастался своим умением артикулировать и знакомством с известными актёрами. Женьча, который был старше Коли на несколько лет, теперь относился к нему как к малышу и всё сильнее сближался с Викторином.

    Художественный талант Коли обнаружили в третьем классе, когда мальчик помог оформить школьную стенгазету. Пионервожатый Юра Гайбуров решил, что отличника Колю пора принимать в пионеры. Посмотрев Колины рисунки, Юра, немного разбиравшийся в живописи, посоветовал мальчику «не бросать этого дела». Слова пионервожатого послужили для Коли толчком - он начал больше рисовать.

    Весной с фронта вернулся Степан Трофимович. В бою он потерял правую руку и не мог плотничать, но вскоре нашёл себе дело - начал обучать молодых плотников.

    Родители Коли, просмотрев его последние рисунки, признали, что сын будет рисовать. Вскоре мальчик поступил в изобрази­тельную студию Дома пионеров.

    Часть вторая

    Через месяц учёбы в изостудии учитель Коли заметил явный талант и упорство мальчика и перевёл его в старшую группу. Вскоре Колю выбрали старостой студии. Теперь мальчик постоянно носил в кармане маленький альбом и зарисовывал в него жанровые сценки, подсмотренные на улице.

    Девочки в студии считали, что Кате повезло иметь такого талантливого брата, как Коля. Сам мальчик так не считал. Он вспомнил, как часто обижал сестру, рисовал в её тетрадках, и решил исправиться - снова сблизился с Катей.

    Той же зимой, играя на пустыре в хоккей, Женьча, Викторин и Коля познакомились с близняшками Кирой и Надей Суздальцевыми. Вскоре Викторин «поотстал от компании», а для Коли и Женьчи знакомство превратилось в дружбу. Особенно сильно юный художник сблизился с тихой, спокойной Кирой.

    Коля не любил хвастаться своим талантом. Кира узнала, что её новый друг - талантливый художник только после того, как Коля помог девочке оформить школьную стенгазету. Мальчику всё больше не нравились его работы, он чувствовал, что профессионально не растёт, и считал, что его перехваливают. У него не получалось «составить нужный цвет, правильно смешать краски», хотя цветовые оттенки он улавливал очень точно.

    Сергей Николаевич понимал, что студия не даст Коле необходимых знаний и навыков, и посоветовал Дмитриевым пристроить сына в художественную школу. Коля сомневался, удастся ли ему совмещать изобрази­тельную науку со школьными предметами, и решил посоветоваться с вожатым Юрой, а тот познакомил его со своим отцом - знаменитым профессором-геологом Александром Николаевичем Гайбуровым.

    Профессор считал, что художник, как и любой талантливый человек, должен быть мастером, а чтобы стать им, надо учиться.

    Разговор с профессором помог Коле решиться. Теперь мальчик часто навещал Александра Николаевича и советовался с ним.

    Вскоре Колю приняли в Городскую Художественную школу. Началась настоящая наука - мальчику пришлось постигать всё приёмы изобрази­тельного искусства с самых азов. Коля жадно учился и много читал о знаменитых художниках. Он всё реже общался с Женьчей, который поступил в ремесленное училище.

    Неожиданно Фёдор Николаевич заболел гриппом, болезнь дала осложнения, и отец Коли ослеп. Зрение к нему вернулось только через несколько долгих и тяжёлых месяцев, накануне Дня Победы. Вся страна праздновала капитуляцию Германии, и Коля с друзьями до поздней ночи толкался в праздничной толпе.

    Вскоре открылась Третьяковская галерея, и Коля впервые увидел оригиналы работ художников, о которых так много знал. Мальчик стал бывать в музее каждое воскресенье и даже затащил туда солидного работягу Женьчу. Тот так проникся силой искусства, что по дороге домой приструнил бездельника, сорвавшего со стены плакат.

    Фёдор Николаевич решил ещё раз проверить, верно ли Коля выбрал путь в жизни, и отнёс работы сына своему двоюродному брату, известному художнику Владимиру Владимировичу Дмитриеву. Тот признал талант племянника и предложил ему поступить в Среднюю Художественную школу, обещая поддержать его при поступлении.

    Подтянуть хромавшую до сих пор живопись и цветопередачу Коле помогла художница-педагог Антонина Петровна Сергеева, с которой мальчик прозанимался всё лето. Свои рисунки Коля иногда показывал Кире, которая не восторгалась, а смотрела внимательно, с уважением и радовалась его успехам. Гуляя по городу, друзья болтали обо всём, кроме Колиных занятий, но Кира верила, что Коля станет великим художником.

    Однажды, на вечеринке перед отъездом Киры с мамой в Крым, Коле признался подруге, что мечтает нарисовать картину «Ранний рассвет». Именно тогда состоялся первый в жизни Коли поцелуй - Кира поцеловала его в щёку. Через два дня мальчик нарисовал карандашный портрет Киры в профиль и попросил никому не показывать.

    Осенью, однако, выяснилось, что этот портрет видели Женьча и Викторин. Женьча подлил масла в огонь, обвинив Киру в женском коварстве. Надя бросилась защищать сестру, заявив, что портрет всем показала она, но Коля был слишком обижен. Он взял портрет, стёр родинку, которой отличались близняшки, и завил, что рисовал именно Надю, а потом и вовсе порвал рисунок.

    В Художественную школу Коля поступил сам, не восполь­зо­вавшись протекцией дяди Володи.

    Часть третья

    Начался учебный год. Художественной школе отвели новое здание напротив Третьяковской галереи, и теперь Коля мог забегать в любимый музей после уроков. Классной руководи­тельницей мальчика оказалась Антонина Петровна.

    Учиться Коле было нелегко, но одноклассникам его работы нравились, и некоторые из них стали ему подрожать. Мальчика захватило «вдохновенное взрослое усердие, перешедшее в настойчиво зреющую страсть», он постоянно работал, и маме приходилось уговаривать сына выйти погулять.

    Коля очень любил книги по искусству, но толстые иллюстри­рованные издания были Дмитриевым не по карману, поэтому по выходным мальчик обходил все книжные магазины и в каждом прочитывал по нескольку страниц желанной книги. Так за несколько недель он умудрялся прочесть книгу, не покупая её.

    Коля всё ещё сомневался в своём таланте и не любил, когда его называли гением. Одна из одноклассниц, Юля Маковкина, преклонялась перед ним и требовала к нему особого отношения. Это сильно раздражало Колю, ведь он был обычным мальчиком, любил побегать, поиграть в хоккей или футбол и при случае мог подраться. Коля всё чаще сравнивал Юлю с Кирой.

    Прошла зима. Тринадца­тилетний Коля легко сдал весенние экзамены. Примерно в это время у мальчика появился новый друг - смешной, похожий на плюшевого медвежонка Витя Волк.

    Летом Коля и Витя вместе отдыхали в школьном лагере. Там было много красивых мест, и мальчики усиленно рисовали. Однако упорный труд не помешал Коле поучаствовать в подушечном бою. Когда же ребята в отряде решили отпраздновать Ивана Купалу, мальчик отбывал наказание - чистил картошку - вместе со всеми, хотя поучаствовать в этом мероприятии не успел.

    В наступившем учебном году Коля исправил свои ошибки в выражении цвета, и стал лучшим в классе по живописи. Он много читал и ещё сильнее сдружился с Витей. Работы юного гения стали воздушными, светлыми. Глядя на них, никто не догадывался, сколько труда Коля вложил в свои акварели.

    В то время Коля с Витей увлекались «психоло­ги­ческими портретами». Свободное от занятий время мальчик проводил на Гоголевском бульваре, где тайком подмечал и зарисовывал самые интересные лица. Впрочем, рисовал Коля везде - и в метро, и даже на футбольном матче.

    Часто Коля забегал к своей бабушке Евдокии Констан­тиновне. Бабушка хорошо разбиралась в живописи и была знакома со многими художниками. Однажды Коля познакомился у неё с очень древним старичком - дядей Вокой, - который оказался Всеволодом Мамонтовым, сыном знаменитого мецената Саввы Мамонтова.

    Из-за всех этих дел Коля реже виделся с Женьчей, но о старом друге не забывал. Женьча тем временем вступил в комсомол, поступил на курсы повышения квалификации, начал читать, ходить по музеям и лекциям.

    Коля чувствовал, какие силы в нём зреют, но иногда вдруг начинал сомневаться в нужности своего труда. В такие минуты он завидовал Женьче, его мозолистым рукам. Катя считала, что брат просто тоскует по Кире, и предлагала их помирить. Фёдор Николаевич же понимал сына. Чтобы мальчик поверил в себя, отец и бабушка показывали его работы именитым художникам, и те всякий раз признавали, что Коля очень талантлив. Все эти встречи мальчик описывал в своём дневнике.

    Коля много раз бывал на спектаклях, декорации к которым рисовал его знаменитый дядя Володя. На одном из спектаклей художник подошёл к племяннику, но они не успели ни поговорить, ни даже попрощаться. Тем же вечером дядя Володя умер от сердечного приступа. Смерть дяди так поразила Колю, что он несколько дней не брался за кисть и перестал делать записи в дневнике.

    Пришла весна. Коля успешно сдал очередные экзамены. Возвращаясь домой с последнего экзамена, мальчик встретил Киру.

    Они помирились и договорились пока быть просто друзьями. На следующий день Коля с Катей уехали в деревню Репинку, где жила Нюша, помогавшая Дмитриевым по хозяйству во время войны.

    Местность вокруг Репиинки оказалась живописной, и Коля очень много работал. Кроме пейзажей он писал портреты репинцев, с которыми быстро подружился. Познакомился мальчик и с восемна­дца­тилетним ленинградцем Мишей Хруповым, семья которого снимала в Репинке дачу. Местный уважали Колю за мастерство и трудолюбие, а Мишу удивляли знания пятнадца­ти­летнего мальчика по истории искусств.

    К концу каникул у Коли скопилось две объёмистые папки рисунков. Мальчик, полный сил и вдохновения, мечтал, как вернётся домой и покажет их родителям и учителям.

    За несколько дней до отъезда Миша повёл Колю далеко в лес, к живописному оврагу с буреломом. С собой ленинградец прихватил ружьё, которое выпросил у соседа-охотника, хотя Коля и был против - отец запретил ему прикасаться к огнестрельному оружию.

    Вышли на рассвете. На горизонте ужа разгоралась заря, которую Коля так мечтал написать. День только начинался...

    Эпилог. Слово у дверей

    Зимой 1951 года по СССР прошла выставка работ Коли Дмитриева. Когда картины выставлялись в Москве, профессор Гайбуров привёл на выставку группу пионеров. Перед дверями зала он сообщил ребятам, что Коля погиб 12 августа 1948 года.

    Тогда, в Репинке, Миша шёл впереди, по краю глубокой промоины. Внезапно он поскользнулся, начал падать и машинально опёрся на ружьё, курок которого был взведён. Коля бросился ему помогать, и тут ружьё выстрелило. Пуля попала мальчику в висок, и он умер мгновенно.

    Из Колиных акварелей сделали большую выставку. Виднейшие художники были поражены и количеством работ, и зрелым мастерством, с которым они были написаны.