Расшифровать электронный авиабилет. Расшифровка электронного авиабилета

Мы посчитали необходимым более детально написать про расшифровку авиабилета для клиентов авиакассы Авиа Киев , чтобы Вам было проще ориентироваться в процессах бронировки и покупки электронных билетов. Так называемый e-ticket стал продуктом номер один во всем мире и активно используется нашей компанией, так как облегчает жизнь и сотрудникам и пассажирам.

Существует три общепринятых класса авиабилетов:

Первый класс (F)- самый дорогой:

  • Р R - сверхзвуковой класс
  • Ф Р - премиальный первый класс
  • П F - первый класс
  • А А - первый класс со скидкой

Бизнес-класс (C)

  • И J - премиальный бизнес- класс
  • Б C - бизнес- класс
  • Д D - бизнес- класс со скидкой
  • Ш Z - бизнес- класс со скидкой
  • Ы I - бизнес- класс со скидкой

Экономический (Y) - самый дешевый авиабилет

  • Ю W - экономический премиальный
  • С S - экономический класс
  • Э Y - экономический класс
  • Ж B - экономический со скидкой
  • Ц H - экономический со скидкой
  • К K - дешевый класс (экономический со скидкой)
  • Л L - дешевый класс со скидкой (экономический со скидкой)
  • М M - туристический класс (экономический со скидкой)
  • Н N - экономический со скидкой
  • Я Q - экономический со скидкой
  • Т T - экономический со скидкой
  • В V - экономический со скидкой (молодежный класс)
  • Х X - экономический со скидкой
  • Е E - челночный тариф; резервирование не разрешено; места подтверждаются при регистрации
  • У U - челночный тариф; не требуется резервирования; места гарантированы
  • Г G - групповой класс - резервирование при определенных условиях
  • О O - экономический со скидкой

Приобретая места в первом и бизнес-классах самолета, вы с полным правом можете рассчитывать на более разнообразное меню и неограниченный выбор спиртных напитков. Забудьте об ожидании своей очереди на посадку, так как к особым пассажирам относятся по-особому.

Любой авиабилет содержит такие поля:

1. Name of passenger (Фамилия и Имя пассажира)
Заполняются латинскими буквами, так как в загранпаспорте. Обозначения после фамилии и имени: MR – мистер, MRS - миссис, MISS - девочка до 12 лет, MSTR - мальчик до 12 лет.

2. From/To (Маршрут перелета)
Названия городов, между которыми совершается полет, написаны темным шрифтом сверху вниз на английском языке.
Если возле названия города в скобках указана трехбуквенная аббревиатура, то это значит, что в городе есть несколько аэропортов, а указанное буквосочетание говорит, в какой именно сядет ваш самолет.

3. Stopover (Индикатор "стоповер". X/O (нет/да))
Если в этой графе стоит «О», то это значит, что остановка между перелетами займет более 24 часов. Если же «Х», то менее 24 часов.

4. Carrier (Перевозчик)
Это аббревиатура компании-перевозчика. Например:

  • SU - Аэрофлот,
  • LH - Lufthansa,
  • AF - Air France.

5. Flight (Номер рейса)

6. Class (Класс бронирования)

  • F, P, A - первый класс.
  • J, C, D, I, Z - бизнес класс.
  • W,S,Y,B,H,K,L,M,N,Q,T,V,X - экономичный класс.

7. Date (Дата вылета)
Если дата определяется заранее, то она указывается в соответствующем поле.
В ином случае, когда вы еще не определились с датой, то в данном поле проставляется код «Оpen».

8. Time (Время)
В данной графе указывается местное время вылета. Время прилета проставляется по времени пункта назначения.
Например, вы летите из Киева в Нью-Йорк. Вылетаете по киевскому времени, а прилетаете - по нью-йоркскому.

9. Status (Статус бронирования)

  • OK - гарантированное бронирование;
  • NS - нет места (для детей младше 2-х лет);
  • RQ / SA - негарантированное бронирование / место возможно только при наличии свободных.

10. Fare basis (Вид тарифа)
Данное обозначение указывает на условия применения тарифа.

11. NVB/ NVA - Not valid before/Not Valid after (Не действителен до / не действителен после)
Ранее или позднее этой даты по данному билету лететь нельзя. Такие ограничения имеются не всегда.

12. Норма бесплатного провоза багажа
Если Вы летите в/из/по Америке, то в этой графе может стоять обозначение “PC”, которое значит, что Вы можете провезти 2 предмета багажа, и вес каждого не должен превышать 32 кг, а любое из 3-х измерений (высота/длина/ширина) - 158 см.

13. Fare (Тариф)
Величина тарифа.

14. Total (Всего)
Вся стоимость билета.

15. Tax (Такса)
Сумма аэропортного сбора.

16. Form of payment (Форма оплаты)

  • CASH (наличные),
  • INVOICE или INV (безналичная форма),
  • CC - номер кредитной карты.

17. Origin/Destination (Пункт отправления/назначения)

18. Airline data (Номер бронирования)

19. Validator place (Поле валидатора)
Штамп компании, где был куплен билет и дата его выписки.

20. Endorsements/Restrictions
Основные условия применения тарифа:

  • "Rebooking" - перебронировать авиабилет;
  • "Refund" - возврат авиабилета;
  • "Endorsements" - возможность замены перевозчика;
  • "Rerouting" - изменение маршрута;
  • "No/Non" перед вышеуказанными терминами указывает на невозможность данных действий;
  • Слово "fee" после вышеуказанных терминов и определенной суммы означает сумму штрафа за данные действия;
  • Слово "free" после вышеуказанных терминов означает бесплатное осуществление действий;
  • "Fare restrictions apply" - указывает на существование ограничений по тарифу, с которыми пассажир может ознакомиться при бронировании авиабилета.

21. Additional endorsement / Restrictions (Дополнительные ограничения)
Только для ручных бланков.

22. Tour code (Тур код)
Применяется при выписке конфиденциальных и специальных тарифов.

23. Номер авиабилета
Код авиакомпании (первые 3 цифры).


Билеты на самолет в электронном виде окончательно вошли в повседневную жизнь в 2008 году. Летом на выпуск авиабилетов подобного формата перешли все авиакомпании, входящие в Международную Ассоциацию Авиатранспорта. Раньше всех в России нововведение поддержали авиалинии S7 (Сибирь) и Sky Express. Сейчас приобрести электронный авиабилет без проблем можно у подавляющего большинства организаций, занимающихся воздушными перевозками.

Документ в распечатанном виде является обычным листом формата А4 и называется маршрутной квитанцией или Itinerary receipt. Фактически, можно не тратить бумагу на распечатку билета на рейс, поскольку при бронировании онлайн все пассажиры попадают в базу авиакомпании, где сотрудник видит подтверждение оплаты во время регистрации. Главное – иметь при себе документ, удостоверяющий личность, для жителей нашей страны им является паспорт гражданина Российской Федерации.

У путешественников, нечасто пользующихся услугами авиакомпаний, регулярно возникают вопросы по заполнению необходимых строк, которые нужно указывать при бронировании авиабилета. На самом деле, ничего сложного здесь нет, надо только один раз внимательно разобраться в правилах ввода информации.

В начале всегда пропечатывается имя, фамилия и отчество пассажира, последнее – при наличии, относится только к полетам внутри страны. При внесении этих данных необходимо использовать латиницу, поскольку именно она принята для заполнения информации о клиенте. Важно помнить, что при международных перелетах написание имени и фамилии должно совпадать с указанными в заграничном паспорте.

  • MR – мистер;
  • MRS – миссис;
  • MISS – ребенок женского пола, не достигший 12 лет;
  • MSTR – ребенок мужского пола, не достигший 12 лет.

В следующем пункте указываются города отправления и прибытия и код аэропорта, обозначающийся латинскими заглавными буквами. Уточнить его можно в интернете на сайте соответствующей воздушной гавани или позвонив сотруднику авиалинии, выполняющей данный рейс.

В случае транзитного перелета в специальной строке также должен быть внесен Stopover, отмечающий длительность ожидания в стыковочном узле. Пометка «O» или пустая графа ставится, если время стыковки превышает сутки, пометка «X» — если ждать планируется 24 часа и меньше. Во втором случае цена авиабилета снизится, поскольку сборы, устанавливаемые аэропортами, различаются по величине до суток и больше суток.

Следом, в графе «Carrier» обычно стоит название авиакомпании, чьи лайнеры осуществляют перелет. Международная Ассоциация Авиатранспорта присваивает каждому воздушному перевозчику уникальный индивидуальный код, состоящий из двух букв. Там же можно увидеть название и модель самолета, выполняющего полет. Рядом располагается буквенно-цифровое сочетание, обозначающее номер бронируемого рейса.

После информации о рейсе следует выбранный класс, в зависимости от авиакомпании указанный либо полностью, либо только заглавной буквой в латинской кодировке. Все классы подразделяются на три группы с разным уровнем предоставляемых удобств. Каждая группа также делится на обычный тариф перелет с повышенной комфортностью:

Дороже всего цена авиабилета устанавливается в салон первого класса.

Места бывают:

  • P – для клиентов в особом VIP-статусе, имеющих право на использование спутниковой связи по предоставляемым авиаперевозчиком телефонам, индивидуальных мониторов и специальных спальных мест;
  • F – стандартный вариант первого класса, скидок на который обычно не бывает, а тариф включает намного более широкий ассортимент еды и напитков, кресла повышенной комфортности, больше места для каждого пассажира и другие удобства;
  • A – перелет в салоне первого класса по сниженной цене. Как правило, такие авиабилеты можно приобрести только в период пониженного спроса на перелеты, чтобы по максимуму заполнить лайнер.

Средним и более востребованным является салон бизнес-класса:

  • J – бизнес-класс с предоставлением расширенного пакета услуг и более удобными креслами, позволяющими незаметно перенести даже долгий полет;
  • C – обычный тариф, включающий стандартный сервис, являющийся, тем не менее, весьма привлекательным для путешественников, ценящих удобства;
  • D – льготная цена авиабилетов на перелет бизнес-классом, не предусматривающая дополнительных услуг, кроме собственно полета в соответствующем салоне.

Наиболее бюджетный вариант полета эконом-классом, пользующийся популярностью у большинства туристов. Цена авиабилета на рейсы является вполне приемлемой для множества пассажиров, желающих сэкономить на стоимости пути.

Буквенные обозначения следующие:

  • K и S обозначают тариф эконом-класса с фиксированной ценой, не подлежащей колебаниям, акционные скидки на такие тарифы не действуют;
  • Y – перелет эконом-классом по сниженной цене, часто применяется лоукостерами и включает в себя только сам полет без питания и багажа. Сюда же иногда относят перелеты группами, обозначенные буквой «G».

Стоит отметить, что высокая цена авиабилета классов повышенного комфорта (первого и бизнес) оправдана набором предлагаемых услуг. Обслуживание пассажиров осуществляется в приоритетном порядке индивидуально. Ассортимент блюд и напитков учитывает вкусы каждого конкретного клиента и отличается большим разнообразием. Алкогольные напитки предоставляются без ограничения.

Регистрация и оформление документов и багажа производится в первую очередь, а клиентам первого класса все процедуры проводят сотрудники аэропорта и авиакомпании.

На авиабилете всегда указывается дата вылета, за исключением случаев, когда билет на самолет является открытым – тогда на месте числа и дня можно увидеть слово «Open». Время вылета и прибытия лайнера обязательно соответствует пунктам отправки и прилета. К примеру, вылетая из Москвы, путешественник должен будет ориентироваться на время столицы, а если конечным пунктом значится Владивосток, то и час прибытия будет владивостокским.

В графе статуса, присвоенного бронированию, пассажир может прочитать данные о номере кресла, если таковой имеется:

  • буквы ОК ставятся, когда есть возможность забронировать место заранее, и пассажир ею воспользовался, далее идет собственно номер;
  • код NS используется в случае наличия на борту самолета малышей младше 2 лет, путешествующих по специальному тарифу со скидкой, не предусматривающему отдельного места;
  • если место можно зарезервировать только во время процедуры регистрации на рейс, пассажир увидит в авиабилете буквы RQ.

Строка Fare basis в электронном авиабилете указывает, на какую дату выпадает день отправления, если выбор числа вылета предусмотрен тарифным планом:

  • рядом с аббревиатурами NVB и NVA указаны даты, включительно в которые рейс разрешен;
  • если графа пуста, то пассажир может осуществить перелет в течение 12 месяцев после завершения покупки авиабилета;
  • также строка может быть аналогичной дате вылета, что обычно указано в авиабилетах эконом-класса, где дни вылета и прибытия фиксированы.

В электронном авиабилете можно расшифровать информацию о суммах, из которых складывается общая цена авиабилета. Сам тариф разложен на все сборы и комиссии и указан в принятой в стране валюте. Иногда цена обозначается в долларовом эквиваленте. Выбранный индивидуальный тариф будет содержать буквы IT, FORFAIT или прочерк. Пункт «TOTAL» содержит окончательную стоимость перелета вместе налогами, пошлинами и другими расходами и обозначается с помощью валюты, принятой в авиалинии.

Может произойти ситуация, при которой покупает авиабилет у авиакомпании одной страны, а вылетает из другой. В этом случае, эквивалентом тарифного плана будет служить именно валюта страны, где приобретался билет на самолет. Такса затрат на сборы аэропортов впечатывается также рядом с этими графами. Далее можно найти информацию о способе оплаты:

  • наличными в авиакассе – cash;
  • безналичный расчет по выставленному счету, предполагающий получение инвойса (INV, invoice);
  • использование банковской карты – СС.

Пункты вылета и прилета обозначаются аббревиатурами, разделенными слэшем «/». Следующая строка содержит наиболее важную информацию – код бронирования или «PNR Code», генерирующийся случайным образом из цифр и букв латинского алфавита во время процедуры оформления авиабилета. Далее идут графы, предназначенные для заполнения авиакомпанией в случае необходимости внесения изменений, пометок, корректировок и ограничений.

Если авиабилет менялся, то в строчку «Issued in exchange for» обязательно вносится номер сданного документа. Иногда такие варианты возможно при смене пункта назначения у пассажира. Сотрудник авиакомпании вправе произвести подобный обмен, соблюдая условия тарифа, выбранного пассажиром.

Если летит группа пассажиров, они могут оформить один общий авиабилет, включающий строчку «Conjunction tickets», в которой можно увидеть все номера отдельных билетов на самолет каждого клиента. Ниже идут дополнительные условия и ограничения, принятые по тарифному плану. Рядом остается место для валидаторной отметки авиалинии, содержащей вкратце информацию об авиакомпании, аэропорте и рейсе.

Расшифровать дополнительную информацию, указанную в электронном авиабилете с помощью латинских букв и разных символов, тоже довольно просто, касается она предоставляемого питания и других услуг:

  • пассажир может рассчитывать на завтрак, если видит значок тарелки или букву «В»;
  • если стоит буква «L» или нарисован нож, скрещенный с вилкой – в сервис входит горячий обед;
  • нарисованная булочка, просто вилка и нож рядом, буква «S» обозначают обеспечение только закусками;
  • буквой «Х» обозначены горячие обеды больше, чем один раз за перелет;
  • буквы «М» и «F» означают, что на борту будет транслироваться кино.

Прежде всего, билет на самолет, оформленный через интернет, гарантирует абсолютную надежность и конфиденциальность. Как только бронь подтверждается, авиакомпания получает все данные о пассажире, поэтому бумажный вариант авиабилета не требуется. Его не потребуется покупать через третьи руки, рискуя нарваться на подделку или потерять.

Электронные авиабилеты экономят огромное количество времени и сил пассажира, поскольку приобретаются прямо из дома. Кроме того, они обычно стоят дешевле обычных билетов на рейсы, продающихся в офисах, так как на них не требуется затрачивать ресурсы по оплате работы менеджеров. Хотя в последнее время авиабилеты в электронном формате используются почти во всех авиакассах, как более легкие в эксплуатации и оформлении. После расшифровки одного авиабилета расшифровать последующие не составит никакого труда.

Как выглядит электронный билет

На внешнем бланке билета напечатаны общие правила. На внутреннем - конкретные данные перелета.

1 Имя пассажира (NAME OF PASSENGER ). Указывается только в латинской транскрипции (как в загранпаспорте). За фамилией следует (через слеш - косую черту "/ ") первая буква имени или имя полностью и, возможно, обращение (MR - мистер, MRS - мисс, MSS - миссис). По международным нормам в имени допускается до 3-х ошибок, не искажающих звучания.

2 Стоповер (X/O ). Если в данном пункте происходит остановка по маршруту более чем на 24 часа ("стоповер"), то это поле пусто или "О ". Если же данный пункт является пунктом транзита, то напротив данного пункта стоит "Х ".

3 Маршрут полета (FROM/TO ). Указывается пункт отправления для данного полетного купона (в английском написании). Ниже - пункт прибытия. Если в данном городе несколько аэропортов за названием следует трехбуквенный код аэропорта.
Список кодов аэропортов по всем странам можно скачать на сайте АС-тревел.

Словом VOID (англ. пробел, пустое место) в бланке могут забиваться пустые поля и строки.

4 Перевозчик (CARRIER ). Двухбуквенный код авиакомпании-перевозчика в системе IATA (Международная Ассоциация Авиаперевозчиков)
Список кодов авиакомпаний можно скачать на сайте АС-тревел. Внимание! Большой размер файла!

5 Номер рейса (FLIGHT )

6 Класс бронирования (CLASS ). Латинская буква, кодирующая класс мест в самолете:
F , P , A - первый класс
J , C , D , I , Z - бизнес класс
W , S , Y , B , H , K , L , M , N , Q , T , V , X - экономический класс
R - "сверхзвуковой" класс

7 Дата вылета (DATE )

8 Время вылета (TIME ). Всегда указывается местное время пункта вылета.

9 Статус бронирования (STATUS ). Обычно авиабилет выписывается с подтвержденным статусом - "OK ". Для некоторых тарифов возможна выписка билетов со статусом "RQ " (запрос места на регистрации). В авиабилете для младенцев (до 2-х лет), летящих без места, указывается статус "NS ".

10 Вид тарифа (FARE BASIS ). Буквенно-цифровое обозначение тарифа по данному купону.

11 Передаточная надпись/ограничения (ENDORSEMENTS/RESTRICTIONS ). Указываются различные ограничения на перевозку по данному авиабилету, а также возможность "передачи" (endorsement ) пассажира другому перевозчику.
Например, если в графе указано "SU/KL ONLY ", то это означает, что данный билет действителен на рейсах компаний Аэрофлот (SU ) и KLM (KL ) и, если условия тарифа позволяют изменения по авиабилету, то даже уже по выписанному билету, Вы можете "пересесть" с одной компании на другую. Если тариф, по которому выписан билет, позволяет какие-либо изменения, то эта возможность должна быть отражена в этой графе. Например, "RES CHG USD50 " или "ONE INBOUND REB FREE " означает: "ИЗМЕНЕНИЕ БРОНИРОВАНИЯ СО ШТРАФОМ 50 ДОЛЛАРОВ США " или "ОДНО ИЗМЕНЕИЕ ОБРАТНОЙ ДАТЫ БЕСПЛАТНО ". Обычно, для самых льготных ("жестких") тарифов распространен следующий шаблон: "XX ONLY/NON REF/NO CHG/NO REROUT " - "БИЛЕТ ДЕЙСТВИТЕЛЕН ТОЛЬКО НА ПЕРЕВОЗЧИКЕ ХХ /БИЛЕТ ВОЗВРАТУ НЕ ПОДЛЕЖИТ/ИЗМЕНЕНИЯ ДАТ ПО БИЛЕТУ НЕВОЗМОЖНЫ/ИЗМЕНЕНИЕ МАРШРУТА ЗАПРЕЩЕНО ". В этой графе может быть отображена также служебная информация.

12 Дополнительный авиабилет (CONJUNCTION TICKETS ). Если маршрут по билету включает в себя большее количество перелетов, чем количество полетных купонов в бланке, то такой авиабилет выписывается на нескольких бланках и в этом поле указывается номер дополнительного билета. Следует иметь в виду, что эти несколько бланков представляют собой один билет, и даже если Вы полностью пролетели маршрут по одному из них, ни в коем случае не выбрасывайте его до конца всего путешествия.

13 Пункт отправления/назначения (ORIGIN/DESTINATION ). Трехбуквенное обозначение пункта вылета и через слеш - косую черту "/ " - пункт прилета по всему маршруту.

14 Выдан в обмен на (ISSUED IN EXCHANGE FOR ). Если авиабилет выписан в обмен на другой, то в эту графу заносится номер первоначального билета.

15 Тариф (FARE ). Тариф в валюте начала перевозки.
Например, если авиабилет выписан по маршруту Лондон - Москва, то тариф будет указан в фунтах (GBP ). Страны с "мягкой" валютой имеют тарифы опубликованные в долларах США.

16 Уплачен эквивалент тарифа (EQUIV/FARE PD ). Эквивалент тарифа в валюте пункта выписки (если валюта пункта выписки отличается от валюты пункта начала перевозки).

17 Всего (TOTAL ). Полная стоимость авиабилета (тариф плюс аэропортовые сборы) в валюте пункта выписки билета.

18 Расчет тарифа (FARE CALCULATION ). Подробный расчет тарифа по всему авиабилету. Расчет состоит из трехбуквенных кодов городов, двухсимвольных кодов перевозчиков и тарифных компонентов в нейтральных единицах расчета (NUC). Здесь же расшифровывается сборная такса (аэропортовые сборы)

19 Форма оплаты (FORM OF PAYMENT ). Форма, в которой был оплачен билет. Наиболее распространенные: CASH - наличные, INVOICE или INV - безналичная оплата, CC - кредитная карта.

Авиабилет – это договор между авиакомпанией и Вами, в котором детально прописано, какие услуги, в каком объеме и на каких условиях авиакомпания обязуется предоставить. Чаще всего авиапутешественники задаются вопросом, чем отличается тот или иной тариф, а также как понять нечитабельный на первый взгляд набор сокращений, кодов и символов, который Ваш турагент осмелился назвать авиабилетом.

Что ж, будем разбираться с матчастью.

Читаем авиабилет

При покупке в авиакассах Вам могут выдать один-два листа (и больше) формата А4, испещренный непонятными сокращениями.

Вот так, например, выглядит билет, который я купил в одной из киевских авиакасс на рейс авиакомпании TAP Portugal по маршруту «Лиссабон – Фуншал (Мадейра) – Лиссабон». Справедливости ради уточню, что вместе с этим билетом агентство мне вручило и обычный билет на стандартном бланке. Но основной документ для всех авиалиний, таможенников, посольств и т.п. именно тот, сканокопия которого приведена ниже. Билет же на стандартном бланке сейчас требуется разве что для деловых путешественников при финансовом отчете о командировке.

Большинство авиакомпаний и авиакасс направляют пассажирам на электронную почту более понятные адаптированные варианты билетов, но некоторые все же не удосуживаются придать документу более «читабельный» вид. И присылают на email электронные билеты в plain-виде – что ж, это международный стандарт, понятный всем специалистам, имеющим отношение к пассажирским авиаперевозкам.

Все сокращения и коды – стандартные, что позволяет легко прочитать его.

Ниже на примере моего билета разберем наиболее часто употребляемые термины.

1. NAME OF PASSENGER – имя и фамилия пассажира.

Указывается только в латинской транскрипции (написании). После фамилии через слеш пишется первая буква имени или имя полностью и через пробел обозначение (MR – мистер, MRS/MSS – мисс или миссис). По нормам IATA данное поле допускает до трех ошибок. Но некоторые авиакомпании практикуют более жесткие стандарты, например, при полетах в Израиль или США. Не допускается ни единой ошибки, а внесение исправлений в билет будет платным.

В ПРИМЕРЕ БИЛЕТА: Имя и фамилия скрыты.

2. FROM/TO – маршрут перелета.

Везде применяется английское написание названий городов и аэропортов. Каждый купон билета позволяет совершить перелет между двумя городами. Города располагаются сверху вниз, то есть первый перелет будет между самым верхним пунктом и тем, который под ним. Если в городе несколько разных аэропортов, их трехбуквенные коды пишутся после города.

В ПРИМЕРЕ БИЛЕТА: LIS (Лиссабон) и FNC (Фуншал – аэропорт Мадейры).

На фото ниже – аэропорт Мадейры.

3. CARRIER – перевозчик.

Двухбуквенный код авиакомпании перевозчика. Коды определяются ИАТА (Международная Ассоциация Авиационного Транспорта), например: LH – Lufthansa, AF – Air France, PS – МАУ.

В ПРИМЕРЕ БИЛЕТА: TP (TAP AIR PORTUGAL).

4. FLIGHT – номер рейса.

В ПРИМЕРЕ БИЛЕТА: TP1615 (Лиссабон – Фуншал) и TP1664 (Фуншал – Лиссабон).

5. DATE – дата вылета.

Если прибытие на день, следующий после дня вылета, то после даты вылета ставится «+1».

В ПРИМЕРЕ БИЛЕТА: 04 NOV (Лиссабон – Фуншал) и 13 NOV (Фуншал – Лиссабон), это значит, что из Лиссабона пассажир вылетает 4 ноября, а обратно – 13 ноября. Нигде «+1» не стоит, значит, что рейс вылетает и приземляется в один и тот же день.

6. TIME – время вылета.

Может еще указываться DEPART (время вылета) и ARRIVE (время прибытия).

Всегда местное время пункта вылета.

Обратите внимание, что в plain-text версии билета никаких знаков препинания между часами и минутами нет.

В ПРИМЕРЕ БИЛЕТА: DEPART 0745, ARRIVE 0930 и DEPART 2115, ARRIVE 2250, это значит, что пассажир вылетает из Лиссабона в 07:45 утра, прилетает на Мадейру в 09:30, а обратно вылетает в 21:15 и прилетает в Лиссабон в 22:50.

7. FLYING TIME – продолжительность полета.

Указывается количество часов (HRS) и минут (MINS).

В ПРИМЕРЕ БИЛЕТА: 01HR 45MINS и 01HR 45MINS, это значит, что полет туда занимает 1 час 45 минут, назад – 1 час 35 минут.

8. STOPOVER – Индикатор «стоповер». X/O – (нет/да).

Если в данном городе происходит остановка более чем на 24 часа («стоповер»), то это поле пусто или там стоит О. В случае, если пассажир не задерживается здесь более чем на сутки, то в этой графе стоит Х. Применение стоповера отражается на общей стоимости билета за счет аэропортовых такс, так как при отсутствии «стоповер», некоторые таксы не платятся, что позволяет удешевить билет. Если билет прямой (без пересадок и технических остановок), то будет указано NON-STOP.

В ПРИМЕРЕ БИЛЕТА: NON-STOP, т.е. билет без пересадок.

9. BAGGAGE – норма бесплатного провоза багажа.

0PC – билет не предусматривает бесплатный провоз багажа, 1PC – одно место зарегистрированного багажа, 2PC – два места зарегистрированного багажа. Иногда в скобках указывается вес. Например у МАУ на большинстве рейсов в эконом классе можно провезти одно место зарегистрированного багажа весом до 23 кг, соответственно, указывается 1PC(1х23). В бизнес-классе на этих же рейсах обычно можно провозить 2 места весом 32 кг каждый – указывается 2PC(2х32).

Если вес не указан, то он является стандартным для данной авиакомпании.

В ПРИМЕРЕ БИЛЕТА: 1PC, это значит, что помимо ручной клади пассажир эконом-класса может взять зарегистрированный багаж весом до 23 кг (стандарт TAP AIR PORTUGAL).

10. SERVICE – сервис на борту, обычно подразумевается бортовое питание.

Может быть MEAL (предоставляется бортовое питание) или NO MEAL (бортовое питание не предоставляется). Иногда используется формулировка SNACK (легкая закуска). Если во время рейса будут кормить несколько раз, то рядом со словом MEAL будет цифра, указывающая количество приемов пищи.

Также примите к сведению, что обычные авиакомпании предложат пассажиру бесплатно воду, даже если на рейсе не предусмотрено бортовое питание. На рейсах лоукостов даже вода будет за дополнительную плату.

В ПРИМЕРЕ БИЛЕТА: MEAL, это значит, что пассажира на этом рейсе покормят один раз.

11. EQUIPMENT – оборудование.

Тут указывается тип воздушного судна.

В ПРИМЕРЕ БИЛЕТА: AIRBUS INDUSTRIE A319, т.е. рейс выполняется на самолете A319.

12. FARE – тариф.

Тариф в валюте страны вылета (начала перевозки), т.е. цена билета без сборов. В странах с неконвертируемой валютой (Украина) публикуют тарифы в долларах США или евро. Иногда тариф бывает скрыт под аббревиатурой IT или FORFAIT.

В ПРИМЕРЕ БИЛЕТА: 43.00, причем в расшифровке сначала указана цифра 24.00, а затем 19.00, это значит, что «чистый» тариф из Лиссабона на Мадейру составил 24 евро, а обратно – 19 евро.

13. TAX – такса.

Двухбуквенное обозначение и сумма аэропортового сбора. Если все таксы не помещаются в этой графе, то в последней графе указывается «общая» такса (сумма всех оставшихся).

Обратите особое внимание на таксу YQ – это сбор за бронирование. При покупке на сайте авиаперевозчика он либо вообще отсутствует, либо составляет символические 2-3 евро. Ниже в примере видно, что в моем случае при обращении а кассу я заплатил почти 30 евро (286YQ – 286 грн. за бронирование по курсу 2012 года, когда был куплен билет). Если бы я купил билет самостоятельно на сайте авиакомпании, то эта такса была бы в разы меньше.

Вывод: покупать билеты нужно по возможности на официальных сайтах авиакомпаний.

В ПРИМЕРЕ БИЛЕТА:

80PT – 80 грн. (если после цифры не обозначена валюта, то расчет производится в валюте стране приобретения билета);

226YP – 226 грн.;

286YQ – 286 грн. за предоставление услуг бронирования билета.

14. TOTAL – всего.

Полная стоимость билета (тариф плюс аэропортовые сборы) в валюте пункта выписки билета. В Украине для разных авиакомпаний это могут быть как гривни, так доллары США или евро. Также здесь может стоять IT. Слово END после обозначения стоимости значит, что это окончательная стоимость, которая не будет меняться.

В ПРИМЕРЕ БИЛЕТА: 1015 UAH, т.е. полная стоимость билета составила 1015 грн. Билет был куплен в 2012 году, т.е. по тогдашнему коммерческому курсу, он мне обошелся около 100 евро в обе стороны со всеми сборами.

Как видим, сборы составили около трех четвертей всей стоимости, а чистая цена – лишь четверть. Это нормальная практика для случаев, когда билет куплен по низкой цене.

15. EQUIV/ FARE PD – эквивалент тарифа

Эквивалент тарифа в валюте пункта выписки (если валюта пункта выписки отличается от валюты пункта начала перевозки).

В ПРИМЕРЕ БИЛЕТА: 423, это значит, что эквивалент стоимости тарифа составил 423 грн. (соответствует 43 евро).

16. FORM OF PAYMENT – форма оплаты.

Форма оплаты билета. Бывают следующие варианты: CASH (наличные), INVOICE или INV (безналичная оплата), CC – номер кредитной карты – (кредитная карта).

В ПРИМЕРЕ БИЛЕТА: CASH, это значит, что билет был оплачен наличными в офисе авиакассы в гривнях по курсу НБУ на день покупки.

17. STATUS – статус бронирования.

Обычно статус – OK или CONFIRMED. Иногда возможна выписка билетов со статусом RQ (запрос места на регистрации). В билете для детей до 2-х лет, летящих без места – статус NS.

В ПРИМЕРЕ БИЛЕТА: CONFIRMED, это значит, что билет оплачен и все данные пассажира внесены.

18. TICKET NO – номер билета.

Первые три цифры – код авиакомпании. Например, 566 – «Международные Авиалинии Украины».

В ПРИМЕРЕ БИЛЕТА: 047 (последующие цифры скрыты – конфиденциальные данные), это код авиакомпании TAP Air Portugal.

19. CLASS – класс бронирования.

Латинская буква, обозначающая принадлежность определенному классу. Обычно: F, P, A – первый класс. J, C, D, I, Z – бизнес класс. W, S, Y, B, H, K, L, M, N, O, Q, T, V, X – экономичный класс.

Класс бронирования имеет значение в частности при расчете миль, которые будут начислены на карту часто летающего пассажира.

В ПРИМЕРЕ БИЛЕТА: T и O, т.е. эконом-класс.

20. PNR CODE – номер бронирования.

Буквенно-цифровой номер бронирования.

В ПРИМЕРЕ БИЛЕТА: скрыто – конфиденциальные данные.

21. NVB/NVA – не действителен до/ не действителен после.

Дата раннее которой и позднее которой соответственно нельзя лететь по данному полетному купону (если правила тарифа допускают изменения дат). Для большинства «жестких» льготных тарифов обе даты совпадают с датой вылета по данному купону.

В некоторых случаях информация по данному пункту содержится в графе ENDORSEMENTS/RESTRICTIONS.

22. ENDORSEMENTS/RESTRICTIONS – передаточная надпись/ограничения.

В этой графе указываются различные ограничения на перевозку по данному билету, а также возможность «передачи» (endorsement) пассажира другому перевозчику. Например, если в графе указано LH ONLY, то это означает, что данный билет действителен на рейсах Lufthansa. Также здесь указываются разрешенные действия по данному тарифу. Например, REB FEE USD50 или NON REF означает: «штраф за изменение бронирования – 50 долларов США» или «возврат билета невозможен».

Часто используются следующие сокращения:

CHNG PEN – возможна перебронировка на другой рейс со штрафом (буквально: CHANGE PENALTY);

FARE RESTR APPLY – по данному тарифу есть ограничения (буквально: FARE RESTRICTIONS APPLY);

NONREBOOK – билет не может быть перебронирован;

NONREF – билет не может быть сдан.

В ПРИМЕРЕ БИЛЕТА: CHNG PEN/ FARE RESTR APPLY/ NONREF, это значит, что билет не может быть сдан, но при необходимости можно перебронировать вылет на другое время или другую дату, уплатив при этом штраф и, возможно, разницу в тарифах, также по данному тарифу есть другие ограничения.

23. ADDITIONAL ENDORSEMENT/RESTRICTIONS – дополнительные ограничения.

Содержит информацию, не поместившуюся в графу ENDORSEMENT/RESTRICTIONS.

В ПРИМЕРЕ БИЛЕТА: ничего не указано.

24. VALIDATOR PLACE – поле валидатора.

Иногда указано как IATA NUMBER. Штамп агентства, продавшего билет. Должен содержать название агентства, его краткий адрес, уникальный номер офиса, то есть номер IATA или код авиакомпании, в кассе которой куплен билет. Буквенно-цифровая референция агента выписавшего билет. Дата выписки билета.

В ПРИМЕРЕ БИЛЕТА: 723 22051, это индивидуальный IATA-номер агентства, где был куплен билет.

25. ISSUED IN EXCHANGE FOR – выдан в обмен на.

Если билет обменян, то в эту графу заносится номер первоначального билета.

В ПРИМЕРЕ БИЛЕТА: ничего не указано, значит, что билет не был обменян.

26. TOUR CODE – туристический код.

Код, применяемый при выписке конфиденциальных и специальных тарифов.

В ПРИМЕРЕ БИЛЕТА: ничего не указано, это значит, что билет куплен по стандартному тарифу.

Изучайте правила тарифа

В большинстве случаев на один и тот же рейс одна и та же авиакомпания предлагает несколько вариантов класса обслуживания (от двух) и несколько десятков вариантов тарифов. Поэтому цена на один и тот же рейс для разных пассажиров может существенно отличаться.

Тарифы обычно учитывают такие факторы, как возможность и условия возврата билета, возможность и условия изменения даты вылета, возможность неявки на рейс, условия провоза ручной клади и багажа. Это основные, хотя далеко не все составляющие.

В качестве примера рассмотрим авиабилет «Ивано-Франковск – Валенсия – Ивано-Франковск» (вылет из Украины – 30 сентября, вылет назад из Испании – 15 октября 2016 года).

Билет по этому направлению на момент написания данного текста можно было купить за 3766 грн. (около 150 долларов США) туда и обратно со всеми сборами по тарифу «Только ручная кладь» .

Тот, кто покупает билет по этой стоимости, должен понимать, что возврат билета не разрешен, изменение даты вылета возможно с доплатой (со штрафом), а при неявке на рейс тариф не возвращается.

Кроме того, эта цена действует только при условии, что пассажир будет лететь без багажа, а только с крупной ручной кладью (12 кг для участников программы лояльности МАУ Panorama Club и 7 кг для тех пассажиров, кто не зарегистрировался в этой программе).

С другой стороны, если Вы планируете лететь налегке и уверены в том, что даты поездки не будут меняться, то 150 долларов США – отличное предложение для прямого перелета из Украины на популярный испанский курорт и назад.

Также на этом рейсе возможны тарифные модели «Промо» (все билеты уже проданы), «Эконом» (8019 грн. – около 320 долларов США), «Гибкий эконом» (11522 грн. – около 460 долларов США).

И, наконец, последняя тарифная модель – «Бизнес» . Ее преимущество в том, что пассажир может менять дату вылета без каких-либо дополнительных доплат, причем делать это неограниченное количество раз (сколько будет рейсов по этому направлению и в зависимости от наличия свободных мест). При сдаче билета к пассажиру не применяются штрафные санкции (только удерживается сервисный сбор, если билет куплен в кассе, а не на сайте перевозчика). Также при неявке на рейс не применяются штрафные санкции.

Еще одно важное преимущество данного тарифа, о котором часто забывают упомянуть, – это возможность взять с собой почти в 3 раза больше багажа. Если другие тарифы предполагают только одно место багажа до 23 кг, то в «Бизнесе» – 2 места по 32 кг (т.е. совокупно 64 кг). Цена этого билета по тарифу «Бизнес» составляет 17527 грн. (около700 долларов США).

Что еще важно, большинство авиакомпаний позволяют приобрести билет туда по одной тарифной модели, а обратно – по другой. Например, Вы знаете, что точно полетите из Ивано-Франковска 30 сентября налегке, а дата обратного вылета Вам окончательно неизвестна, но с собой у Вас будет два чемодана с покупками. Или вообще Вы решите сдать этот билет и улететь назад другой авиакомпанией. Что ж, возможно, что в таком случае есть смысл купить билет туда по тарифу «Только ручная кладь» , а обратно – «Бизнес» . Такой билет Вам обойдется 10646 грн. (около 425 долларов США).

Также у МАУ есть тарифы «Самый низкий» и «Премиум Эконом» (по сути это бизнес-класс, но с некоторыми ограничениями) – на рассматриваемом нами рейсе билеты по этим тарифам не продаются.

С тарифами соотносятся классы бронирования – в зависимости от класса, пассажир после перелета на каждом рейсе получает то или иное количество миль (бонусов) на свою карту часто летающего пассажира (Panorama Club, Miles & More, Flying Blue, One World и т.п.).

Иногда есть смысл переплатить и купить билет по немного более дорогому тарифу, но при этом заработать больше миль. Это актуально в тех случаях, когда Вам не хватает какого-то конкретного количества миль для оформления наградного авиабилета.

В качестве примера ниже приведена таблица с описанием основных тарифов МАУ.

Многие авиакомпании (в частности, Lufthansa, Air France, даже бюджетная Vueling) показывают в своих онлайн-системах бронирования количество билетов, которые остались по тому или иному тарифу. МАУ такой возможности, к сожалению, пока не предоставляет.

Мы рассмотрели на примере МАУ наиболее распространенные тарифные модели. Аналогичные им используют практически все крупные перевозчики, названия тарифов несущественно отличаются у разных авиакомпаний, но суть одна – чем больше свободы у пассажира в выборе дат, возможности сдать билет, воспользоваться дополнительными услугами, тем дороже этот билет будет стоить. И наоборот.

Если Вы приобрели билет в авиакассе или на сайте иностранного перевозчика, уточните сразу же, какие правила применяются к Вашему билету, что значат те или иные обозначения.

А если что-то непонятно, какие-то детали требуют уточнения, то во избежание неожиданностей звоните на «горячую линию» перевозчика.

1. Name of passenger (Фамилия и Имя пассажира)

Вписываются латинскими буквами (в соответствии с написанием фамилии в заграничном паспорте). После фамилии через слеш пишется первая буква имени или имя полностью и через пробел обозначение (MR - мистер, MRS/MSS - мисс или миссис). По нормам IATA данное поле допускает до 3-х ошибок.

В случае если авиабилет был оформлен с применением возрастной скидки, в данной графе может также указываться дата рождения пассажира (в соответствии с требованием авиакомпании).

2. From/To (Маршрут перелета)

Везде применяется английское написание названий городов и аэропортов. Каждый авиабилет позволяет совершить перелет между двумя городами, которые на данном купоне выделены другим цветом (обычно темным). Города располагаются сверху вниз, то есть первый перелет будет между самым верхним пунктом и тем, который под ним. Если в городе несколько разных аэропортов, их трехбуквенные коды пишутся после города. В случае, если маршрут не умещается на одном бланке (один бланк может содержать не более 4-х полетных купонов), продолжение маршрута оформляется на следующем бланке, номер которого указывается в графе "CONJUNCTION TICKETS" (8)

3. Stopover (Индикатор "стоповер". X/O (нет/да))

Если в данном городе происходит остановка более чем на 24 часа ("стоповер"), то это поле пусто или там стоит "О". В случае, если пассажир не задерживается здесь более чем на сутки, то в этой графе стоит "Х". Применение стоповера отражается на общей стоимости билета за счет аэропортовых такс, так как при отсутствии "стоповер", некоторые таксы не платятся, что позволяет удешевить авиабилет.

4. Carrier (Перевозчик)

Двухбуквенный код авиакомпании перевозчика. Коды определяются ИАТА (Международная Ассоциация Авиационного Транспорта) например:

  • SU - Аэрофлот,
  • LH - Lufthansa,
  • AF - Air France.
5. Flight (Номер рейса)
6. Class (Класс бронирования)

Латинская буква, обозначающая принадлежность определенному классу.

  • F, P, A - первый класс.
  • J, C, D, I, Z - бизнес класс.
  • W,S,Y,B,H,K,L,M,N,Q,T,V,X -экономичный класс.
7. Date (Дата вылета)

Может быть фиксированной (в этом случае дата указывается в авиабилете).

Может быть открытой - если на момент приобретения авиабилета пассажир еще не определился с точной датой своего перелета, в авиабилете в графе "Дата" проставляется код "Open". Для того, чтобы забронировать желаемую дату перелета, а затем проставить ее в авиабилете, пассажиру необходимо обратиться в агентство по продаже авиабилетов или авиакомпанию.

8. Time (Время вылета)

Указывается местное время вылета. Время прилета, а также время начала и окончания регистрации авиабилетов и оформления багажа в авиабилете не указывается.

9. Status (Статус бронирования)

OK - гарантирует Вам место в салоне;

NS - означает отсутствие места в салоне (для детей младше 2-х лет);
RQ / SA - негарантированное бронирование / перелет возможен только при условии наличия свободных мест.
Обычно статус - "OK". Иногда возможна выписка авиабилетов со статусом "RQ" (запрос места на регистрации). В авиабилете для детей до 2-х лет, летящих без места - статус "NS".

10. Fare basis (Вид тарифа)

Буквенно-цифровое обозначение кода тарифа, по которому определяются условия применения данного тарифа.

11. NVB/NVA (Не действителен до / не действителен после)Not valid before/Not Valid after

Ограничения срока действия авиабилета (если имеются). Другими словами, это дата, раннее которой и позднее которой соответственно нельзя лететь по данному полетному купону (если правила тарифа допускают изменения дат). Для большинства "жестких" льготных тарифов обе даты совпадают с датой вылета по данному купону. Если графы пустые, то это означает, что данный авиабилет действителен как минимум год.

12. Норма бесплатного провоза багажа

Как правило, в данной графе указывается сумма в килограммах. Также, в данной графе авиабилета может быть указан код "PC" (встречается, в основном, на рейсах в/из/по Америке). Данный код означает, что пассажир может провезти 2 предмета багажа весом по 32 кг (не более!) каждый и, при этом сумма 3-х измерений (высота, ширина, длина) каждого из них не должна превышать, как правило, 158 см Авиабилет по Европейским направлениям предусматривает провоз багажа в размере 20 кг для экономического класса и 30 кг для бизнес класса.

13. Fare calculation (Расчет тарифа)

Расчет тарифа по участкам путешествия В этой графе приводится расчет стоимости авиаперевозки с указанием взимаемых сумм отдельно по каждому перелету. Расчет состоит из трехбуквенных кодов городов, двухсимвольных кодов перевозчиков и тарифных компонентов в NUC (нейтральных единицах расчета). Здесь же расшифровывается сборная такса (аэропортовые сборы), если все сборы не помещаются в графы 17. В графе может находиться служебная информация: курсы пересчета нейтральных единиц, валют, различные ограничительные надписи (если последние не поместились в графы 22 и 25).

14. Fare (Тариф)

Величина тарифа. Указывается в валюте, принятой для расчета тарифа в месте начала первой перевозки. Например, если билет выписан по маршруту Лондон - Киев, то тариф будет указан в фунтах (GBP).

В странах с неконвертируемой валютой (в том числе Украина и Россия) публикуют тарифы в долларах США. Тариф может быть не указан (заменяется на значок "IT" или "FORFAIT").

15. Total (Всего)

Общая стоимость авиабилета. Указывается полная стоимость авиабилета (тариф плюс аэропортовые сборы без учета налога с продажи) в валюте пункта выписки авиабилета.

16. Equiv / Fare PD (Эквивалент тарифа)

Указывается в случае необходимости, в валюте, принятой для расчета тарифа в месте продажи авиабилета, в случае, когда валюта, принятая для расчета тарифа в месте начала первой перевозки отличается от валюты, принятой для расчета тарифа в месте продажи авиабилета. Курс пересчета должен быть отражен или в графе 22 или 25 или 13.

17. Tax (Такса)

Двухбуквенное обозначение и сумма аэропортового сбора: взлет, посадка, обеспечение безопасности и т.д. Если все таксы не помещаются в этой графе, то в последней графе указывается "общая" такса (сумма всех оставшихся).

18. Form of payment (Форма оплаты)

Форма оплаты авиабилета.

Бывают следующие варианты:

  • CASH (наличные),
  • INVOICE или INV (безналичная оплата),
  • CC - номер кредитной карты - (кредитная карта).
19. Origin/Destination (Пункт отправления/назначения)

Трехбуквенное обозначение пункта вылета и через слеш, пункт прилета по всему маршруту. Бывают также обозначения SITI, SOTO и так далее.

20. Airline data (Номер бронирования)

Код данного бронирования в компьютерной системе (PNR CODE).

21. Validator place (Поле валидатора)

Штамп агентства, продавшего авиабилет. Дата выписки авиабилета.

22. Endorsements/Restrictions

Основные условия применения тарифа указываются в данной графе. Условия применения этих тарифов могут быть различными. Существует множество различных тарифов (годовой, экскурсионный, групповой, специальный тариф PEX, специальный тариф APEX, молодежный и т.д.).

Наиболее часто встречающиеся ограничения связаны со следующими операциями:

  • "Rebooking" - перебронирование авиабилета
  • "Refund" - возврат авиабилета
  • "Endorsements" - возможность замены перевозчика (возможно указание на использование рейсов только определенного перевозчика - например, если в графе указано "LH ONLY", то это означает, что данный авиабилет действителен на рейсах "Lufthansa") .
  • "Rerouting" - изменение маршрута
  • Наличие слов "No/Non" перед вышеуказанными терминами означает невозможность данных операций согласно применяемому тарифу.
  • Наличие слова "fee" после вышеуказанных терминов и указания определенной суммы обозначает сумму штрафа за данную операцию согласно применяемому тарифу. Например "REB FEE USD50" или "NON REF" означает: "штраф за изменение бронирования - 50 долларов США" или "возврат авиабилета невозможен".
  • Наличие слова "free" после вышеуказанных терминов означает возможность бесплатного осуществления данных операций согласно применяемому тарифу.
  • "Fare restrictions apply" - означает, что существует ряд специальных ограничений по тарифу данного авиабилета. Эти ограничения, ввиду их многочисленности, не указываются в данной графе. Пассажир информируется о вышеуказанных ограничениях при бронировании авиабилета.
23. Issued in exchange for (Выдан в обмен на...)

Если авиабилет выписан в обмен на другой (так называемая "переписка"), то в эту графу заносится номер первоначального авиабилета. Вы купили авиабилет по маршруту Сингапур - Киев - Сингапур, прилетели по нему в Киев и решили изменить маршрут на маршрут Киев - Бангкок. В этом случае агент пересчитает стоимость перелета по новому маршруту (начиная от Сингапура, т.е. Сингапур - Киев - Бангкок) и вычтет данную стоимость из стоимости "старого" авиабилета. Если новый авиабилет дороже, то Вам придется доплатить некую сумму, если дешевле, то агент выпишет Вам квитанцию (MCO - ордер различных сборов), по которой вы можете получить причитающуюся Вам сумму по месту приобретения билета. Номер "старого" билета будет указан в графе 23 "нового" билета. Аналогичная процедура выписки авиабилета при оплате PTA ("Prepaid Ticket Advice"). Ваш авиабилет оплачивает некое лицо (спонсор) в пункте отличном от пункта начала Вашего путешествия и сообщает кто (т.е. Вы) и куда должен прийти за билетом. Спонсору выписывается квитанция (MCO - ордер различных сборов) а в графе 23 билета будет стоять номер этой квитанции.

24. Conjunction tickets (Соединенный билет)

В этой графе указывается номер предыдущего / последующего авиабилета в том случае, если маршрут пассажира не умещается на одном бланке (поскольку бланк авиабилета может содержать максимум 4 купона, в авиабилете может быть обозначено не более 4-х перелетов). Согласно требованиям некоторых авиакомпаний (например, авиакомпании "Аэрофлот"), в данной графе указываются номера всех авиабилетов подобного маршрута.

25. Additional endorsement / Restrictions

(Дополнительные ограничения)
Только для ручных бланков. Содержит информацию, не вместившуюся в графы 13 и 22.

26. Tur code (Тур код)

Код применяемый при выписке конфиденциальных и специальных тарифов.

27. Номер авиабилета

Код авиакомпании (первые 3 цифры). Например, 555 - Аэрофлот. А также плюс 10 знаков - порядковый номер авиабилета.