Исследовательские проекты школьников по экологии. О чем шепчут деревья. «Миллион за раздельный сбор»

С каждым годом потребление продуктов питания растёт всё сильнее и сильнее. Но, как говорится, спрос рождает предложение. Появляются компании-производители, конкурирующие между собой. Недобросовестные производители всё чаще добавляют в продукты питания различные пищевые добавки. Также очень часто используются упаковки, которые невозможно переработать или уничтожить без вреда для природы. Покупатель обязан выбрать такой товар, который не навредит ни ему, ни окружающей среде.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Домодедовская гимназия №5

Исследовательский проект по экологии на тему:

«ЭКОЛОГИЧЕСКИ ГРАМОТНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬ»

Секция: Экология человека

Исполнитель проекта :

ученик 10 класса

Минаев Николай

Научный руководитель:

учитель экологии

Чугунова Н.В.

Домодедово 2012

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………. 3

ГЛАВА 1. ШТРИХОВОЙ КОД……………………………………………….. 4

  1. Появление штрихового кода…………………………………………........4
  2. Как проверить подлинность штрихового кода?.........................................5

ГЛАВА 2. ПИЩЕВЫЕ ДОБАВКИ ……………………………………………7

2.1. Классификация пищевых добавок………………………………………......7

2.2. Вред пищевых добавок………………………………………………………8

ГЛАВА 3. УПАКОВКА ……………………………………………………….10

3.1. История появления упаковки……………………………………………....10

3.2. Упаковочные материалы……………………………………………………13

3.2.1. Целлофан…………………………………………………………………..13

3.2.2. Бумага……………………………………………………………………...15

3.2.3. Полиэтилен………………………………………………………………...17

ГЛАВА 4. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………….20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………...21

БИБЛИОГРАФИЯ ……………………………………………………………..22

ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………23

ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………27

ВВЕДЕНИЕ

С каждым годом потребление продуктов питания растёт всё сильнее и сильнее. Но, как говорится, спрос рождает предложение. Появляются компании-производители, конкурирующие между собой. Недобросовестные производители всё чаще добавляют в продукты питания различные пищевые добавки. Также очень часто используются упаковки, которые невозможно переработать или уничтожить без вреда для природы. Покупатель обязан выбрать такой товар, который не навредит ни ему, ни окружающей среде.

Поэтому тема моего исследовательского проекта звучит так: «Экологически грамотный потребитель» .

Цель работы: получить навыки определения качества потребительских товаров и выявления их возможной экологической опасности .

Задачи :

  1. Изучить данную проблему с помощью различных источников информации.
  2. Выявить, способен ли я выбрать «правильный» товар: научиться расшифровывать штриховой код; узнать, какие пищевые добавки наносят вред здоровью; выбрать наиболее экологичную упаковку.
  3. Провести анкетирование по данной проблеме, апробировать полученные данные и предложить способы выбора безопасного товара.

Гипотеза моего исследования заключается в том, что умение выбирать безопасные товары поможет покупателю сохранить окружающую среду и собственное здоровье.

Методы исследования: теоретические - сбор, изучение, систематизация и анализ литературы по данной проблеме; экспериментальные - изучение пищевых добавок, штрихкода и упаковки, практические попытки выбора экологичного товара; социологический опрос - проведение анкетирования среди школьников.

ГЛАВА 1. ШТРИХОВОЙ КОД

Штриховой код (штрихкод ) - это последовательность чёрных и белых полос, представляющая некоторую информацию в удобном для считывания техническими средствами виде.

1.1. Появление штрихового кода

«…В 1948 году Бернард Сильвер (1924 - 1962), аспирант Института Технологии Университета Дрекселя в Филадельфии (штат Пенсильвания, США), услышал, как президент местной продовольственной сети просил одного из деканов разработать систему, автоматически считывающую информацию о продукте при его контроле. Сильвер рассказал об этом друзьям - Норману Джозефу Вудланду (род. 1921) и Джордину Джохэнсону. Втроем они начали исследовать различные системы маркировки. Их первая работающая система использовала ультрафиолетовые чернила, но они были довольно дороги, а кроме того, со временем исчезали.

Убеждённый в том, что система реализуема, Вудланд покинул Филадельфию и перебрался во Флориду в апартаменты своего отца для продолжения работы. Его следующее вдохновение неожиданно дала Азбука Морзе - он сформировал свой первый штриховой код из песка на берегу. Как он сам сказал: «Я только расширил точки и тире вниз и сделал из них узкие и широкие линии». Чтобы прочитать штрихи, он приспособил технологию саундтрек (звуковой дорожки), а именно оптический саундтрек, используемую для записи звука в кинофильмах. 20 октября 1949 года Вудланд и Сильвер подали заявку на изобретение. В результате ими был получен патент США № 2 612 994, изданный 7 октября 1952.

В 1951 году Вудланд и Сильвер попытались заинтересовать компанию IBM в развитии их системы. Компания, признав реализуемость и привлекательность идеи, отказалась от её реализации. IBM посчитала, что обработка получающейся информации потребует сложного оборудования, и что его разработку она сможет провести при наличии свободного времени в будущем.

В 1952 году Вудланд и Сильвер продали патент компании Филко (Philco - в дальнейшем известна как Helios Electric Company). В том же самом году Филко перепродала патент компании RCA» .

Итак, Вудланд и Сильвер подарили миру штриховой код, тем самым облегчили работу продавцам в магазинах.

2.1. Как проверить подлинность штрихового кода?

Существует два вида штриховых кодов: линейные и двухмерные.

Линейные символики позволяют кодировать небольшой объём информации (до 20 - 30 символов, обычно цифр) (см. Приложение 1).

Двухмерные символики были разработаны для кодирования большого объёма информации. Расшифровка такого кода проводится в двух измерениях (по горизонтали и по вертикали).

В настоящее время разработано множество двумерных штрихкодов, применяемых с той или иной широтой распространения (см. Приложение, таблица №1). Вот некоторые коды: Aztec Code, Data Matrix, MaxiCode, PDF417, Microsoft Tag.

Познакомьтесь с разделами штрихового кода: первые две – три цифры перед белой разделительной чертой обозначают код страны; следующие несколько цифр до длинной двойной разделительной черты кодируют изготовителя товара; первая цифра после второй длинной разделительной черты (восьмая цифра) – наименование товара; следующая (девятая) – потребительские свойства товара; десятая цифра обозначает размер, массу; одиннадцатая указывает ингредиенты; двенадцатая – цвет; тринадцатая – контрольная цифра; последняя длинная черта – знак товара, изготовленного по лицензии (см. Приложение 1).

Для подлинности штрихового кода проведите следующие операции:

  1. Сложите все цифры, стоящие на чётных местах.
  2. Полученную сумму умножить на 3. Результат (назовём его Х) надо запомнить.
  3. Сложите все цифры, стоящие на нечётных местах (без контрольной цифры).
  4. Прибавьте к этой сумме число Х.
  5. От полученной суммы (назовём её YZ) оставьте только Z.
  6. Отнимите от 10 полученную цифру Z.
  7. Если результат соответствует контрольной цифре в штриховом коде – значит, перед вами не подделка. Однако стоит помнить, что наличие кода страны на упаковке товара может не являться показателем происхождения товара именно из этой страны.

ГЛАВА 2. ПИЩЕВЫЕ ДОБАВКИ

Пищевые добавки - вещества, в нормальных условиях не используемые как пища или как типичные пищевые ингредиенты (вне зависимости от их питательной ценности). Данные вещества в технологических целях добавляются в пищевые продукты в процессе производства, упаковки, транспортировки или хранения для придания им желаемых свойств, например, определенного аромата (ароматизаторы ), цвета (красители ), длительности хранения (консерванты ), вкуса , консистенции .

Первое, что нужно выяснить – как и по каким признакам классифицируются пищевые добавки.

  1. Классификация пищевых добавок

Для классификации пищевых добавок в странах Евросоюза разработана система нумерации, которая действует с 1953 года . Каждая добавка имеет уникальный номер, начинающийся с буквы «E». Индекс «Е» был введен в свое время для удобства: ведь за каждой пищевой добавкой стоит длинное и непонятное химическое наименование, которое не умещается на маленькой этикетке. А, например, код Е115 выглядит одинаково на всех языках, не занимает много места в перечислении состава продукта.

Итак, знакомьтесь:

2.2. Вредные пищевые добавки

Определенные концентрации некоторых пищевых добавок наносят вред здоровью, что не отрицается ни одним производителем. В СМИ периодически появляются сообщения, что добавки - вызывают «раковые опухоли», аллергию или расстройство желудка и другие неприятные последствия. Но нужно понимать, что влияние любого химического вещества на организм человека зависит как от индивидуальных особенностей организма, так и от количества вещества. Для каждой добавки, как правило, определяется допустимая суточная доза потребления (так называемая ДСП), превышение которой влечёт негативные последствия. Для некоторых веществ, применяемых в качестве пищевых добавок, такая доза составляет несколько миллиграмм на килограмм тела (например, E250 - нитрит натрия ), для других (например, Е951 - аспартам или E330 - лимонная кислота ) - десятые доли грамма на кг тела.

Необходимо помнить и о том, что некоторые вещества обладают свойством кумулятивности , то есть способностью накапливаться в организме. Контроль над соблюдением норм содержания пищевых добавок в конечном продукте, разумеется, возложен на производителя. Например, E250 (нитрит натрия ) обычно применяют в колбасах, хотя нитрит натрия и является общеядовитым токсичным веществом, в том числе и для млекопитающих (50 процентов крыс погибают при дозе в 180 миллиграмм на килограмм веса). Но на практике его не запрещают, так как это «наименьшее зло», обеспечивающее товарный вид продукта и, следовательно, объём продаж (достаточно сравнить красный цвет магазинной колбасы с тёмно- коричневым цветом домашней колбасы). Для копчёных колбас высоких сортов норма содержания нитрита установлена выше, чем для варёных - считается, что их едят в меньших количествах.

Некоторые добавки можно считать вполне безопасными (молочная кислота , сахароза ). Однако следует понимать, что способ синтеза тех или иных добавок в разных странах различен, поэтому их опасность может сильно различаться. Со временем, по мере развития аналитических методов и появления новых токсикологических данных, государственные нормативы на содержание примесей в пищевых добавках могут пересматриваться.

Часть добавок, ранее считавшихся безвредными (например, формальдегид E240 в шоколадных батончиках или E121 в газированной воде), позднее были признаны слишком опасными и запрещены. Кроме того, добавки, безвредные для одного человека, могут оказать сильное вредное воздействие на другого. Поэтому врачи рекомендуют по возможности оградить от пищевых добавок детей, пожилых и аллергиков.

Итак, запомните пищевые добавки, запрещённые к использованию на территории России:

ГЛАВА 3. УПАКОВКА

Упаковка – очень важная часть товара. Её используют для обеспечения сохранности продукта. Основные функции упаковки: смягчающая (амортизирующая); предназначается для сохранения свойств предметов после их изготовления, а также придания им компактности для удобства транспортировки ; в большинстве случаев является одним из носителей рекламы товара. Помните, что оформление упаковки является одним из необходимых условий успешной продажи почти любой продукции, а также обязательно несет на себе информацию о содержимом и может иметь элементы контроля вскрытия.

3.1. История появления упаковки

Первые виды упаковки изготавливались из необработанного сырья: тростника, глины, растительных и животных волокон. Это характерно для античных времен . Так около в 6000 г. до н. э. в древнем Египте было налажено производство глиняных горшков. Затем примерно в 5000 г. до н. э. народы стран будущей Европы разработали метод нагревания глины до «керамического» состояния.

Первые изделия из стекла появились в Вавилоне в 2500 г. до н. э., а уже в 1500 г. до н. э. египтяне научились выдувать из стекла предметы утвари и различные сосуды. За Древним Египтом последовала Древняя Греция и Сирия.

Следующими появились деревянные бочки, первые из которых датируются 500 г. до н. э. и были найдены на территории Галлии (современные Северная Италия, Франция и Бельгия). 105 г. н. э. появилась бумага в Китае.

Средневековье также отличилось упаковками. XI веком датируется появление первых бумажных упаковок в Египте. Также именно в Средневековье получило свое развитие ремесло бондаря в Северной Европе. Появились новые технологии и «секреты». Например, для хранения влажных продуктов при изготовлении бочек использовали дуб, а для хранения сухих - сосну.

В 1375 г. был принят один из первых нормативов в упаковочной отрасли: по решению Ганзейского союза объем бочки с сельдью или маслом должен был составлять 117,36 л.

Новое время диктовало свои права, и появились новые упаковочные материалы. В XVII веке начинается история русского стеклоделия. Для выполнения заказов Аптекарского приказа швед Юлиус Койет открывает первый завод по производству колб, реторт, сулей, стоп и скляниц.

Во время промышленной революции в XVIII веке широкое распространение получают мешки из текстиля, хлопка или джута.

Поворотным моментом в развитии упаковочной отрасли становится изобретение станка для изготовления бумаги (1798 г., Франция), а затем и станка для изготовления бумаги в рулонах (1807 г., Англия).

Благодаря изобретению литографии в конце XVIII века в Германии впервые становится возможным нанесение цветных рисунков. Первая бумажная этикетка, напечатанная методом литографии, появляется в 1820 г. До этого времени этикетки подписывались вручную. Примерно в тот же период появляется первая консервная банка.

Итак, XIX век знаменуется целым рядом изобретений:

В 1827 г. француз Барета изобретает «вощанку» - дешевую упаковочную бумагу, покрытую с одной стороны олифой;

В 1844 г. немец Генрих Вельтер разрабатывает технологию получения целлюлозы из древесной массы;

В 1850 г. появляется первая двухслойная обертка для конфет: внутренний слой из фольги, внешний из бумаги;

В 1852 −1853 гг. англичане изобретают пергамин - непромокаемую упаковочную бумагу;

В 1856 г. в Великобритании запатентована гофрированная бумага;

В 1872 изобретены винтовые крышки для банок и бутылок.

А в начале XX века происходит ряд таких ярких открытий как: в 1907 г. немецкий ученый Фредерик Киппинг открывает силикон; в 1908 г. Альдемар Бейтс изобретает бумажный мешок с клапанами и в 1911 г. швейцарский химик изобретает целлофан, основанный на древесине.

Стоит отметить, что на рубеже веков происходит серьезный прорыв в автоматизации производства упаковки:

  1. В 50-60-е гг. в США появляется станок для изготовления бумажных пакетов;
  2. В 1879 г. Роберт Гейр впервые совместил печатный процесс с процессом изготовления коробок;
  3. В 1880 г. появляется полностью автоматизированное оборудование для консервирования, включая этап запаивания крышек;
  4. В 90-е гг. развивается упаковочное машиностроение;
  5. В 1903 г. Михаэль Дж. Оуэнс запатентовал станок для выдувания стеклянных бутылок.

После второй мировой войны началось форсированное освоение новых материалов, в первую очередь полимеров. Освоено промышленное производство: полистирола (методом термической полимеризации); полиэтилена , в том числе высокого и низкого давления (ПЭВД и ПЭНД); поливинилхлорида (ПВХ); полиэтилентерефталата (ПЭТ).

В 1940-е гг. пакеты с ручками и многоцветной рекламой становятся широкоупотребимы, отчасти благодаря распространению супермаркетов.

1952 г. знаменуется настоящим переворотом в сфере упаковки молочных продуктов. Появляется упаковка «Тетра-Пак» - «треугольные» пакеты из ламинированной бумаги. Tetra Classic - картонная упаковка в форме тетраэдра для хранения молока, созданная в 1950 году компанией Tetra Pak. С 1959 года поставлялась и широко использовалась в СССР, где эти упаковки обычно назывались «пирамидками», «треугольниками», «пакетами» (например, молоко в пакетах, пакет молока) или «треугольными пакетами», а также часто употребимое в народе «лягушка».

В 1958 году появляется алюминиевая пивная банка , изготовленная без швов на дне и стенках. В 1963 г. крышка снабжается алюминиевым колечком. В 1960-е гг. появляются фильтрующие пакетики для чая и самоклеящаяся лента для обмотки ящиков.В 1970-х гг. на рынок упаковки приходит термоусадочная пленка . Она выполняет функцию стабилизации пачек продукции на поддонах. В то же время появляются самоклеящиеся этикетки и первые ПЭТ - бутылки.

3.2. Упаковочные материалы

Для изготовления упаковки в разное время использовались различные материалы: от глиняных горшков до полиэтиленовых пакетов. Сейчас наиболее популярны пластик, целлофан, полиэтилен, бумага. Упаковки из этих материалов различаются по экологичности и эффективности защиты товара.

3.2.1. Целлофан

Целлофан (от целлюлоза и греч. «фавос» - светлый) - прозрачный жиро - влагоустойчивый плёночный материал, получаемый из вискозы . Иногда целлофановыми неправильно называют полиэтиленовые изделия (кульки, пакеты). Это разные материалы с совершенно разными свойствами.

Итак, «…целлофан был изобретён Жаком Эдвином Бранденбергером , швейцарским текстильным инженером, между и 1911 годами . Он намеревался создать влагонепроницаемое покрытие для скатертей , спасающее их от пятен. В ходе экспериментов он покрыл ткань жидкой вискозой , однако получившийся в результате материал был слишком жёстким для использования как скатерть. Однако покрытие хорошо отделялось от тканевой основы, и Бранденбергер понял, что ему найдется другое применение. Он сконструировал машину, производившую листы вискозы. В 1913 году во Франции началось промышленное производство целлофана. После некоторых доработок целлофан стал первой в мире относительно устойчивой к воде гибкой упаковкой . После разработки новых видов полимерных материалов в 1950-е годы роль целлофана существенно снизилась - он был практически полностью вытеснен полиэтиленом , полипропиленом и лавсаном .

Внешне целлофановые и лавсановые материалы в виде плёнок достаточно похожи - очень прозрачны, бесцветны, достаточно жёстки - «хрустят» при сминании. В настоящее время основная масса прозрачного плёночного упаковочного материала - лавсан и полиэтилен , и лишь небольшая часть - прочие полимерные материалы, в том числе и целлофан. Отличить их несложно - при равной толщине лавсановая плёнка много прочнее целлофановой. Кроме того, целлофан пластифицируют глицерином , отчего он имеет сладковатый при вкус - в отличие от совершенно нерастворимого и более инертного лавсана и полиэтилена.

Полиэтиленовые плёнки в отличие от целлофановых и лавсановых менее прозрачны (чем толще плёнка, тем более мутный вид на просвет), не хрустят при сминании, значительно более пластичны (при растягивании не восстанавливают первоначальную форму).

Целлофановые плёнки очень прочны на разрыв. Однако (в отличие от лавсана и полиэтилена) начав рваться от края дальше рвутся практически без усилий (эффект расстёгивающейся молнии). Это свойство снижает область применения целлофана как упаковочного материала» .

Целлофан используется как упаковочный материал в виде внешней прозрачной плёнки (например, на коробках с магнитофонными кассетами, CD и DVD-дисками, пачками сигарет), а также для упаковки пищевых, кондитерских продуктов, для изготовления оболочки для колбас и сыров, мясомолочных изделий. При этом на сегодняшний день в основном в этой сфере используются БОП пленки, производимые из полипропилена, и визуально имеющие аналогичные свойства.

Целлофановые изделия в природной среде разрушаются, разлагаются значительно быстрее, чем изделия из полиэтилена и лавсана , поэтому не угрожают окружающей среде в отличие от мусора из упаковочного материала из полиэтилена и лавсана.

3.2.2. Бумага

Бумага - материал в виде листов для письма, рисования, упаковки, получаемый из целлюлозы : из растений , а также из вторсырья (тряпья и макулатуры ). Начиная с 1803 года , в производстве бумаги используются бумагоделательные машины .

Китайские летописи сообщают, что бумага была изобретена в 105 году н. э. Цай Лунем . Однако в 1957 году в пещере Баоця северной провинции Китая Шаньси обнаружена гробница, где были найдены обрывки листов бумаги. Бумагу исследовали и установили, что она была изготовлена во II веке до нашей эры. До Цай Луня бумагу в Китае делали из пеньки , а ещё раньше из шёлка , который изготавливали из бракованных коконов шелкопряда . Цай Лунь растолок волокна шелковицы , древесную золу , тряпки и пеньку. Всё это он смешал с водой и получившуюся массу выложил на форму (деревянная рама и сито из бамбука). После сушки на солнце, он эту массу разгладил с помощью камней. В результате получились прочные листы бумаги. После изобретения Цай Луня, процесс производства бумаги стал быстро совершенствоваться. Стали добавлять для повышения прочности крахмал, клей, естественные красители.

В начале VII века способ изготовления бумаги становится известным в Корее и Японии . А еще через 150 лет, через военнопленных попадает к арабам . В VI - VIII веках производство бумаги осуществлялось в Средней Азии , Корее , Японии и других странах Азии . В XI - XII веках бумага появилась в Европе, где вскоре заменила животный пергамент. С XV - XVI веков, в связи с введением книгопечатания, производство бумаги быстро растёт. Бумага изготовлялась весьма примитивно - ручным размолом массы деревянными молотками в ступе и вычерпной её формами с сетчатым дном.

Большое значение для развития производства бумаги имело изобретение во второй половине XVII века размалывающего аппарата - ролла. В конце XVIII века роллы уже позволяли изготавливать большое количество бумажной массы, но ручной отлив (вычерпывание) бумаги задерживал рост производства. В 1799 Н. Л. Робер (Франция) изобрёл бумагоделательную машину, механизировав отлив бумаги путём применения бесконечно движущейся сетки. В Англии братья Фурдринье, купив патент Робера, продолжали работать над механизацией отлива и в 1806 запатентовали бумагоделательную машину. К середине XIX века бумагоделательная машина превратилась в сложный агрегат, работающий непрерывно и в значительной мере автоматически. В XX веке производство бумаги становится крупной высокомеханизированной отраслью промышленности с непрерывно-поточной технологической схемой, мощными теплоэлектрическими станциями и сложными химическими цехами по производству волокнистых полуфабрикатов.

Итак, хронология бумажной упаковки такова:

  1. г. - изобретение бумаги из хлопка Цай Лунем в Китае .
  2. г. - проникновение бумаги в Корею .
  3. г. - проникновение бумаги в Японию .
  4. г. - Таласская битва - проникновение бумаги на Запад .
  5. г. - бумажная мельница в Испании .
  6. Примерно г. - английский бумажный фабрикант Дж. Ватман - старший ввёл новую бумажную форму, позволявшую получать листы бумаги без следов сетки.
  7. г. - патент на изобретение бумагоделательной машины (Луи - Николя Робер а).
  8. г. - установка бумагоделательной машины в Великобритании (Брайен Донкин ).
  9. г. - патент на изобретение копировальной бумаги .
  10. г. - первые бумагоделательные машины в России (Петергофская бумажная фабрика ).
  11. г. - бумагоделательные машины в США .
  12. г. - изобретение гофрированного картона .
  13. г. - технология получения бумаги из древесины .
  1. Полиэтилен

Полиэтиленовый пакет - применяемый для переноса вещей мешок, сделанный из полиэтилена . Обычный фасовочный пакет впервые был произведён в США в 1957 году и был предназначен для упаковки сэндвичей, хлеба, овощей и фруктов. К 1966 году в такие пакеты фасовалось около 30 % хлебобулочных изделий, производимых на территории этой страны. К г. объём производства пакетов в Западной Европе составил 11,5 млн. штук. В г. в крупнейших торговых центрах в продаже появляются полиэтиленовые пакеты с ручкой (т. н. «майки»). К г. суммарный общемировой объём выпуска полиэтиленовых пакетов исчислялся в диапазоне от 4 до 5 трлн. штук в год.

Пакеты бывают нескольких видов. Прозрачный фасовочный пакет, изготавливается из полиэтилена низкой или высокой плотности, или из смеси первого и второго. Выполняет защитную функцию (предохраняет продукт от влаги и загрязнений). Лидерами по производству самых тонких пакетов этого типа являются страны Юго-Восточной Азии, Китай и Россия: они выпускают пакеты толщиной всего 4,5-5 мкм.

Пакеты - майки преимущественно изготавливаются из полиэтилена низкой плотности («шуршащие») или, иногда, высокой плотности («гладкие»). Своё название они получили за характерное строение ручек. Хотя пакеты этого типа пришли на рынок самыми последними, они надёжно закрепили свои позиции в супермаркетах и торговых точках.

Пакеты с прорубной и петлевой ручкой. Производство пакетов такого типа считается самым трудным. Для изготовления применяют полиэтилен высокой плотности, линейный полиэтилен низкой плотности, полиэтилен средней плотности и ламинаты. Ручки пакетов имеют несколько модификаций. Прорубные ручки бывают укреплённые (сварная, клеевая) и неукреплённые.

Пакеты (мешки) для мусора, изготавливается из полиэтилена низкой или высокой плотности, или из их смеси с добавлением красителей. Также выпускаются с ручками (аналог пакета - майки) или с лентами для затягивания.

Дешевизна пакетов и простота их оборота приводит к тому, что многие пакеты используются лишь очень короткое время. Например, покупки в магазине укладываются в пакеты, приносятся домой, затем пакеты выбрасываются. Четыре триллиона пакетов в год используется в мире . Они убивают 1 млн. птиц , 100 тысяч морских млекопитающих и неисчислимые косяки рыб . 6 млн. 300 тыс. тонн мусора , большую часть которого составляет пластик , ежегодно сбрасывается в Мировой океан .

В окружающей среде выброшенные пакеты сохраняются длительное время и не подвергаются биологическому разложению. Таким образом, они образуют устойчивое загрязнение. Поэтому оборот полиэтиленовых пакетов вызывает серьёзные возражения экологов. По этой причине в ряде стран использование полиэтиленовых пакетов в качестве бытовой упаковки ограничено или запрещено. В частности, в г. на острове Кенгуру в Австралии властями был введён запрет на полиэтиленовые пакеты.

Германия : утилизацию пакетов оплачивают потребители, а за сбор и вторичную переработку отвечают продавцы и распространители.

Ирландия : после повышения цены на пакеты, количество используемых пакетов сократилось на 94 %. Сейчас там применяют «многоразовые» сумки из ткани.

США : В Сан-Франциско крупные супермаркеты и сетевые аптеки не используют полиэтиленовые пакеты.

Китай : запрещено производить, продавать и использовать полиэтиленовые пакеты с толщиной пленки менее 0,025 мм.

Танзания : штраф за производство, импорт или продажу пластиковых пакетов - 2000 долл. или год тюрьмы. Ввоз пластиковых пакетов на Занзибар запрещен.

Англия : Сеть магазинов Marks and Spencer прекратила бесплатную выдачу пакетов. Деньги от продажи пакетов компания перечисляет на создание новых городских парков и садов. В 2004 году в Англии появились биоразлагаемые пакеты для хлеба. Срок разложения нового материала 4 года, и разлагается он на углекислый газ и воду.

Латвия : введен налог на полиэтиленовые пакеты, использующиеся в супермаркетах , дабы уменьшить их использование.

Финляндия : в супермаркетах установлены автоматы по приему использованных пакетов, которые служат сырьем для переработки и производства нового пластика.

Итак, существует единая экомаркировка упаковочного материала и самого продукта. Она позволяет удовлетворять требования экологических стандартов (не загрязнение окружающей среды в процессе производства и утилизации, не содержание вредных веществ).

ГЛАВА 4. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

После серьёзной работы над проектом мне захотелось выяснить, как к данной проблеме относятся учащиеся гимназии. Я провёл небольшой социологический опрос. В нём участвовало 100 учащихся. Среди опрошенных были учащиеся 9 – 11 классов. Судя по ответам, думаю, что ребята отвечали искренно.

Вопросов было четыре. Содержание вопросов следующее:

  1. На что первым Вы обращаете внимание при выборе покупки?
  2. Что важнее для Вас: вкусовые качества, цена или польза пищи и напитков?
  3. При покупке товара Вы обращаете на штриховой код?
  4. Как Вы думаете, пищевые добавки: польза или вред?

Результаты опроса показали, что многие обращают внимание на внешний вид товара, а не на его качество и насколько свежий продукт покупаемый ими. Другие считают, что нужно доверять известным торговым брендам, отсюда и товар лучшего качества. Но мы с Вами знаем, что это не так. Поэтому предлагаю Вам после знакомства с моей исследовательской работой, изменить некоторые свои привычки по выбору товара в торговых сетях.

Проанализировав результаты анкет, я составил некоторые диаграммы. Их можно подробно изучить в Приложении 2 проекта.

Итак, многие школьники не умеют выбрать правильно и «правильный» товар. Но при желании этому легко научиться. Такие навыки могут очень помочь в жизни. И помните, наше здоровье в наших же руках.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенной работы мною были сделаны следующие выводы:

  1. Легче всего проверить подлинность товара по штриховому коду.
  2. Пищевые добавки используются производителем товаров для улучшения внешнего вида, вкусовых качеств, продления срока годности. Используя добавки в процессе приготовления продуктов питания, производитель не задумывается о том, какие заболевания может вызвать та или иная добавка у потребителя. Никто не позаботится о вас кроме вас самих.
  3. Далеко не все упаковки разлагаются со временем. Лучше использовать бумажные пакеты.

Итак, самое главное, чтобы я хотел отметить после проведения самых простых исследований. Экологически грамотными потребителями не рождаются. Но таким потребителем обязан стать каждый человек, который бережёт природу и собственное здоровье.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника: Учебное пособие для учащихся. – Самара: Корпарация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2005. – 304 с. – (Элективный курс для старшей профильной школы).
  2. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. – Ростов н/Д: изд-во «Фенекс», 2000. – 576 с.
  3. Миркин Б.М., Наумов Л.Г., Суматохин С.В. Экология 10-11класс (учебник для старшеклассников, профильный уровень). – М.: «Вентана Граф», 2010.
  4. Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие / Под ред. Т.Я. Ашахминой. – М.: АГАР, 2000.
  5. www.wikipedia.org

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Таблица №1

Примеры соотношения размеров символов

двухмерного штрихкода и ёмкости кода

15x15

27x27

45x45

61x61

79x79

400-440

Германия

Венгрия

Испания

460-469

Россия и СНГ

600-601

ЮАР

Куба

Тайвань

Марокко

Проект «Экологическая тропа» направлен на экологическое воспитание детей дошкольного возраста. В проекте представлен материал из опыта работы дошкольного учреждения по реализации задач экологического воспитания через труд в природе, исследовательскую деятельность, пробуждение бережного отношения к природному окружению, расширение кругозора детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательно- исследовательский «Экологическая тропа»

Подготовили: Евсеева Н.В. Горбунова Т.Н. , ЗемляковаЛ.В.Былинкина Е.А.

2012 – 2013 учебный год.

Проект "Экологическая тропа МБДОУ детский сад «Радуга «

Аннотация

Проект «Экологическая тропа» направлен на экологическое воспитание детей дошкольного возраста. В проекте представлен материал из опыта работы дошкольного учреждения по реализации задач экологического воспитания через труд в природе, исследовательскую деятельность, пробуждение бережного отношения к природному окружению, расширение кругозора детей.

Актуальность проекта

Ознакомление детей с окружающим миром тесно связано с вопросами экологического воспитания. Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности дошкольников непосредственно в природной среде. В мире природы экологическая тропа – специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность дошкольников в природном окружении. Задания выполняются во время экскурсий.

Цель создания тропы заключается в обучении и воспитании дошкольников, расширении сведений об объектах, процессах и явлениях окружающей природы. Задача побудить дошкольников видеть, замечать различные проявления антропогенного факта, которые можно наблюдать в зоне маршрута тропы, и уметь комплексно оценивать результаты воздействия человека на окружающую среду, способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом и отношение человека к природе.

Особенность процесса экологического обучения и воспитания на тропах природы состоит в том, что он строится на основе непринужденного усвоения информации, ценностных ориентаций и идеалов, норм поведения в природном окружении. Достигается это путем органического сочетания отдыха и познания во время движения по маршруту тропы.

Организация тропы силами дошкольников дает воспитателям возможность создавать различные жизненные ситуации, решение которых требует от детей творческого подхода, активной деятельности. Задания по изучению и оценки состояния окружающей среды в зоне тропы побуждают детей не только использовать свои знания из разных областей жизни, но и – самое важное – принять посильное участие в трудовых природоохранительных делах. Самостоятельная исследовательская работа укрепляет взаимосвязь интеллектуального и эмоционального познания. В итоге рождается важнейшее качество личности – убежденность, которая опирается не только на знания, но и на чувства, на жизненный опыт детей. У них вырабатываются навыки экологически грамотного поведения, сознательное отношение к природе.

Тип проекта . Познавательный.Краткосрочный.

Участники проекта . Реализация проекта проводится с детьми разного возраста, родителями, педагогами.

Цель проекта . Создание условий для экологического воспитания детей.

Задачи проекта .

  • Развивать познавательную активность детей посредством опытов и экспериментов с объектами природы.
  • Показать детям многообразие растительного мира окружающей среды
  • Воспитывать детей в духе бережного отношения к природе.
  • Активизировать участие родителей в экологическом воспитании ребенка

Гипотеза реализации проекта. Реализация проекта позволит повысить экологическую культуры детей, расширит их кругозор, привьет навыки труда в природе.

Ожидаемые результаты.

  • Дети:
  • Расширение знаний и представлений детей о бережном, созидательном отношении к природе.
  • Формирование у детей гуманистической направленности поведения в окружающих природных условиях.
  • Содействовать развитию представлений о растительном мире.
  • Родители.
  • Активное включение в совместные с детьми мероприятия экспериментално-познавательного, трудового и экскурсионного характера.
  • Педагоги:
  • Обогащение методической базы ДОУ дидактическими материалами экологического направления.
  • Презентация проекта.
  • Повышение педагогической компетентности воспитателей по расширению экологических знаний у детей.

Реализация проекта в фотолетописи

Этапы реализации проекта

Этапы

Цель

Вводный

1. Изучить особенности окружающего природного окружения
2. Сформировать цели и задачи проекта
3. Анализ педагогической литературы по проблеме экологического развития дошкольников
4. Разработка перспективного плана мероприятий экологического содержания.

Обследование объектов природного окружения ДОУ

Обработка консультативно-методической литературы по проблеме экологического воспитания детей

Основной

1. Описание экскурсионных объектов на маршрутах экологических троп
2. Организация поисковой деятельности детей и взрослых по теме «Экологическая тропа»

Экскурсия в березовую рощу
Турпоход с родителями на лесную полянку
Целевая прогулка «Санитары леса»
Путешествие «Цветочный ковер»
Трудовой десант «Огород»
Акция «Украсим мир цветами»
Поисковая деятельность «Аптека под ногами»

Итоговый

Презентация проекта

1. Презентация «Маршруты экологической тропы»
2. Фотоотчёт «Я и мир вокруг меня»
3. Праздник «На природу в лес пойдем»

Конспект образовательной деятельности

в средней группе

на тему: «Экскурсия по экологической тропе».

Программное содержание:

Учить различать и называть растение. познакомить с подорожником, ввести в активный словарь понятие «лекарственные травы». Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание и умение оказывать ей помощь. Формировать навыки поведения в природе.

Материал:

экологическая тропа детского сада.

Ход:

Воспитатель: (Чтение стихотворения В. Туманского «Птичка».)

Птичка над моим окошком

Гнёздышко для деток вьёт,

То соломку тащит в ножках,

То пушок в носу несёт.

Птичка домик сделать хочет

Солнышко взойдёт, зайдёт

Целый день она хлопочет,

Но и целый день поёт.

Как красиво поют птицы. Мы слышим их голоса, записанные на пластинку, а где можно услышать голоса птиц в природе?

Дети: В лесу, в парке.

Воспитатель: Можно услышать пение птиц и на территории нашего детского сада. Каких птиц мы встречали здесь?

Дети: К нам прилетали синицы, галки, воробьи, голуби, снегири.

Воспитатель: Как мы с вами заботимся о птицах?

Дети: Зимой сделали кормушки, насыпали в них корм: семечки, сало, хлебные крошки. Весной повесили скворечники, которые сделали наши родители.

Воспитатель: Для того чтобы на территории детского сада пели птицы, взрослые и старшие дети охраняют зелёные насаждения, цветы.

А вот и наш «Зелёный патруль».

(Входят дети старших групп.)

Зелёный патруль: Ваши ребята знают правила поведения на территории детского сада? Давайте повторим их.

Дети: Ходить только по дорожкам, чтобы не вытоптать растения и цветы. Если кто-то идёт на встречу, надо уступить дорогу, но не надо вставать на газон. Если увидишь мусор, надо подобрать его.

Нельзя рвать цветы, ломать ветки.

(«Зелёный патруль» даёт разрешение на прогулку по территории детского сада.)

Воспитатель подводит к «зелёной аптеке», предлагает назвать знакомые травы.

Дети: Мать-и-мачеха, одуванчик, девясил, крапива, лопух.

Воспитатель: Многие растения не только украшают лес, поляну, но и приносят большую пользу людям, - лечат их. Например, подорожник. Если кто-то поранит руку, надо вымыть лист подорожника, приложить его к ранке, тогда она быстро заживёт.

Какие правила поведения в лесу вы знаете?

Дети: В лесу надо ходить по тропинкам, чтобы не мять траву, чтобы нечаянно не наступить на жучков, муравьёв.

(«Зелёный патруль» читает стихи С. Погороловского.)

Здравствуй, лес, дремучий лес!

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре?

Весь в росе, как в серебре!

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь, мы свои.

Воспитатель: Послушайте, как шумят деревья, полюбуйтесь их красотой. Назовите деревья, которые растут в лесу.

Дети: Липа, берёза, осина, ель, сосна, клён.

Воспитатель: Много разных деревьев в лесу, вы правильно назвали их, а как их отличить?

Дети: У липы ствол чёрный. у берёзы ствол белый, листочки мелкие с зубчиками. У осины ствол серо-зелёный, листочки круглые, с одной стороны светлее, с другой темнее.

Воспитатель: Молодцы, ребята, а знаете ли вы, какое дерево называют сладким?

Дети: Липу.

Воспитатель: Правильно, это медоносное дерево, мы с вами много раз наблюдали, как слетаются к липам пчёлы. А какое дерево наряжают раз в году?

Дети: Ёлку.

Воспитатель: А про какое дерево можно сказать: «Ствол белый, ветви тонкие, кудрявые, развесистые, листочки нежные, зелёные, с маленькими зубчиками, на дереве растут серёжки?

Правильно, про берёзу. А теперь отгадайте загадку:

«Русская красавица стоит на полянке

В зелёной кофточке, белом сарафане».

(Затем педагог читает стихотворение В. Рождественского «Берёзка».)

Чуть солнце пригрело откосы,

И стало в лесу потеплей,

Берёзка зелёные косы

Развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета

В серёжках, в листве кружевной,

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной.

Воспитатель предлагает вспомнить пословицы и поговорки о природе. Дети с помощью взрослых называют их.

«Лес - богатство и краса, береги свои леса».

«Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса - посади».

Зелёный патруль: Мы в этом году пойдём в школу, а вы остаётесь здесь. Заботьтесь о родной природе так же, как мы заботились о ней, чтобы в нашем детском саду всегда было красиво, чтобы цвели цветы и пели птицы.

План экологической тропы



МБОУ СОШ №14

Деревья и кустарники

в окрестностях школы №14

поселка Антипиха

Выполнили: ученики 3 класса

МБОУ СОШ №14»

Семенова Ангелина

Пищулин Даниил

Руководитель: Тимофеева Татьяна Петровна,

Педагог ЦДЮТик

Чита, 2016

Оглавление.

Введение 3-4 стр

Глава 1. Ход проекта 5-6-7-8 с

    1. Первый этап - подготовительный

      Второй этап – исследовательский

(исследовательская деятельность в природных условиях)

а) Знакомство с деревьями и кустарниками

б) Анкетирование детей и взрослых

1.3. Третий этап

Глава 2.Практическая деятельность 10 с

Заключение 11 с

Список литературы 12 с

Приложения 13-20 стр

Введение

Паспорт проекта

1.Тема: «Деревья и кустарники в окрестностях школы №14 поселка

Антипиха»

2.Тип проекта: проектно – исследовательский

3.Характер проекта: творческо – исследовательский

4.По характеру контактов: дети, родители и учителя

5.По количеству участников: групповой

6.По продолжительности: 3месяца

7. Предмет исследования: деревья и кустарники

Актуальность:

Как хочется больше узнать о жизни, о нашей планете Земля, голубой от океанов, зелёной от лесов! В нашем поселке Антипиха не очень много мест, где можно насладиться общением с природой. Школьный двор называют местом отдыха и «зеленым островком». На нашем участке растут разнообразные деревья и кустарники. Мы заинтересовались – хорошо ли живется им рядом с нами.

Деревья играют большую роль в нашей жизни. Но мы обнаружили, что многие дети и взрослые не обращают внимания на деревья. Некоторые дети не воспринимают деревья и кустарники как живые объекты. А ведь деревья и кустарники – прекрасный объект для наблюдений, на примере которого могут быть рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей средой. Мы заметили, что состояние деревьев и кустарников, их внешний облик отражают экологическую обстановку местности, где они обитают. А после общения с хорошими друзьями силы прибавляются

Цель проекта : изучить видовой состав деревьев и кустарников в окрестности пришкольного участка.

Задачи:

- познакомиться с литературой и интернет - ресурсами
- развитие наблюдательности, внимания, критического мышления, экологического образования;
-пробуждение любознательного и познавательного интереса к природе родного края;
-привитие навыков самостоятельной работы;
-воспитание любви к растениям;

приобретение опыта исследовательской деятельности.

Методы исследования:

а) наблюдения;

б) поиск и сбор информации о деревьях и кустарниках в литературе и в Интернете;

в) анкетирование детей, родителей, учителей;

г) анализ и обработка данных;

д) оформление проведённой работы на компьютере.

Сроки проведения:

В течение 3 месяцев

Объект исследований: деревья и кустарники.

Проблема:

1. Деревья окружают нас постоянно, это живые объекты.

2.Деревья играют важную роль в нашей жизни.

3. Зачем и как нужно сохранять природу каждому человеку?

Весь собранный материал позволил изучить деревья и кустарники в окрестностях школы №14.

Какие деревья посажены в окрестностях школы мы знали, а вот какие кустарники здесь растут мы, не знали. Вот и возник интерес узнать.

Ход проекта

1.1. Первый этап – подготовительный.
На этом этапе мы познакомились с целью, задачами проекта. В литературе нашли материал для данной темы. Поработали с интернетом.

2.2. Второй этап – исследовательский (исследовательская деятельность в природных условиях).
а) Знакомство с деревьями и кустарниками.

Отрадно, что территория нашей школы богата древесно-кустарниковой флорой.

Растения в составе пришкольных экосистем – регулятор газового состава атмосферы. Они выделяют кислород, поглощают газ, тем самым очищая атмосферу. Учитывая то, что в поселке Антипиха расположена одна котельная, она - то прямо рядом со школой, поэтому необходимость насаждений, а особенно тополя имеет огромное значение для нашей школы.

При входе в ворота посажена аллея акаций. На территории пришкольного участка встречается черемуха, сосна, абрикос обыкновенный, шиповник, береза и дичок яблоньки.

Перед тем, как приступить к исследованию, мы поработали с литературой.

Деревья – крупные растения с одним стволом, несущим в себе крону. На пришкольном участке 5 видов деревьев:

Сосна обыкновенная самая зимостойкая порода Сибири. Достигает высоты 35-40 м. и диаметр ствола 1,8 м. Кора в молодости светло-серая, затем становится темно-серой и трещиноватой. Хвоя трехгранная, длиной 5-13 см, шириной до 1,2 мм. Древесина сосны прямослойная, легкая, смолистая, прочная, легко обрабатывается.

Тополь. Дерево – крупномер, его высота достигает 40-45 метров, а иногда 60 метров. Кора тополя на стволе имеет серый или буро-серый цвет.

Черемуха обыкновенная. Встречаются и деревья и кустарники. Имеет удлиненную и густую крону. Кора у нее матовая. Ветви вишнево-красного цвета.

Яблоня сибирская (дичок).

Дерево до 15-20 метров высоты. Кора на взрослых деревьях сероватая. Старые ветви серовато-бурые. Зимостойкая.

Кустарники характеризуются развитием от почвы нескольких стволов более или менее одинаково развитых. Это хорошо видна на фотографиях (см. приложение). Мы сделали снимки зимой, так как нет листвы и хорошо виден ствол.

К ним относится акация, абрикос обыкновенный.

Акация желтая. С колючками. Кора серая или бурая. Листопадный кустарник. Морозостойкий и засухоустойчивый.

Абрикос обыкновенный. Крупный кустарник с широкоокруглой кроной. Очень нарядны его красновато-коричневые блестящие, голые побеги.

«Научное название желтой акации «карагана» пришло из тюрского языка и было сохранено в качестве официально имени рода С aragana переводится как «черное ухо» (см. приложение 1 рис 1 - 6)

б ) Анкетирование детей, родителей, учителей . (Приложение 2 рис 1-3)

Был проведен опрос среди детей, родителей и учителей, чтобы выяснить, знают ли они какие деревья и кустарники растут на территории школы, как они относятся к деревьям. Анкетирование показало, что большинства опрошенных школьников среди деревьев и кустарников на первое месте – сосна, на втором – черемуха, на третьем – тополь, на четвертом месте – береза, лишь 1 участник анкетирования написал дичок яблоньки, а про акацию, абрикос обыкновенный, ни кто не вспомнил. Это говорит, что ребята просто не знают о существовании этих кустарников. А опрос среди родителей и учителей показал, что они все деревья и кустарники знают, которые растут на пришкольном участке. Почти все они ответили, что деревья и кустарники – живые существа. Был задан вопрос: Кто посадил деревья и кустарники на территории нашей школы. Ответы были интересные, одни считают, что дети, другие – учителя и родители. Есть такие ответы, что их посадили садовники и природа. Отвечая на вопрос: Какую пользу приносят деревья и кустарники, у опрошенных, на 1 месте –

кислород, на 2 месте – для хозяйственных нужд, на 3 месте – продукты питания. Многие и взрослые, и дети оказывают деревьям помощь. Результаты анкеты нас порадовали. Проведённый эксперимент показал, что взрослые и дети считают, что деревья и кустарники нуждаются в защите и их нужно оберегать. Анкетирование показало, что дети и взрослые будут внимательнее и заботливее относиться к деревьям.

в) Проведение исследовательских наблюдений .

В первый день мы пошли на территорию школы.

Осмотрели все деревья и кустарники, пересчитали их (см. приложение 3 рис 1) и зарисовали примерную схему план. Мы зарисовали план участка. Показали с помощью значков размещение деревьев и кустарников на территории школы. (см. приложение 3 рис 1)

Обследование показало, что на территории школы произрастает 80 деревьев и 90 кустарников (приложение 3 рис 3)

Выявлено 20 тополей. Они посажены вдоль школьного забора. Ветви у некоторых видов находятся в удовлетворительном состоянии.

Выявлено 40 черемух. Эти деревья или кустарники высажены в 2 ряда возле окон школы с лицевой стороны и с задней стороны школы. Присутствуют обломанные ветви.

На пришкольном участке около 20 дичка. Было обследовано 5 экземпляров. Они высажены в один ряд.

В озеленении территории школы широко используется желтая акация.

И на заднем дворе около 15 экземпляров абрикоса обыкновенного.

Путем тщательно осмотра выясняли, в каком состоянии находятся деревья и кустарники на пришкольном участке.

Наблюдения за деревьями и кустарниками велись с осени по февраль месяц.

    Методика определение жизненного состояния деревьев и кустарников.

А) возраст посадки;

Б) количество здоровых, поврежденных, сильно поврежденных и усыхающих.

Шкала оценки жизненного состояния деревьев и кустарников.

А) здоровое дерево и кустарник: нет внешних признаков повреждения;

Б) ослабленное или поврежденное дерево: есть внешние признаки повреждения;

В) сильно ослабленное дерево или кустарник: на виду все признаки повреждения;

Г) отмирающее дерево или кустарник;

Д) сухостой.

Исследование:

Характер насаждений: аллейные посадки, одностоящие деревья и кустарники;

Возраст посадки: старые, средневозрастные и молодые;

Преобладают здоровые, ослабленные деревья и кустарники.

Из наблюдений можно сделать вывод: на пришкольном участке посажены деревья и кустарники с1975 по 2013 год, преобладают здоровые и поврежденные деревья и кустарники. В очень ослабленном состоянии находятся: акация, яблоня сибирская (дичок) и черемуха.

Изучение кроны, листьев; коры, ствола; плодов; животных и растений, связанных с деревом;

Изучение ствола и коры деревьев и кустарников.

Для исследования мы взяли сосну. (приложение 3 рис 4)

1.Найди место, где ствол дерева шире (уже) всего.

2.Погладь кору дерева. Какая она: твёрдая, мокрая, сухая?

3.Есть ли на ней трещины?

4.В каком месте их больше всего?

5.Может ли кто-нибудь жить в этих трещинах?

6.Понюхай кору. Что напоминает тебе этот запах?

7.Всегда ли одинаково пахнет кора дерева?

Мы узнали,что кора пахнет сыростью, и даже смолой. Обхват ствола – 160 см, руками его обхватить невозможно. Погладили кору, она оказалась твердой и шершавой. Чем ближе к земле, тем больше на стволе трещин, я думаю, что в них могут жить разные насекомые. Кора темно-серая

Изучение животных и растений, связанных с деревом.

Мы наблюдали за деревом сосной.

1.Есть ли дупла на дереве? Кто в них проживает?

2.Каждое дерево – это столовая и дом для многих животных. Выясни, какие животные обитают на дереве. Какие птицы прилетают к нему? Когда птиц бывает больше – весной, осенью, зимой, летом?

3.Есть ли на коре дерева мхи, лишайники?

4.Каких животных вы встретили на дереве?

5.Есть ли грибы на стволе?

6.Есть ли на коре дерева следы, оставленные человеком? Сможет ли дерево залечить эти раны?

На данном дереве было дупло, и гнёздо. Мы думаем, что это гнездо вороны. Иногда птицы садятся на ветки, больше их было зимой, когда птиц подкармливали. Слышали стук дятла. Значит в трещинах сосны в спячке насекомые. Деятельности человека на дереве, мы встретили. Значит люди портят деревья.

Изучение кроны, листьев.(приложение 3 рис 5)

1. Как ты считаешь, у твоего дерева много или мало листьев? Густая у него крона или нет?

2. Исследуй листья твоего дерева. Какой он: гладкий, пушистый, шершавый, колючий, волосатый, твёрдый, мягкий?

3. Какого цвета твой лист? Светло-зелёный, тёмно-зелёный, есть ли на нём пятнышки? С чем можно сравнить этот цвет?

Мы проводили наблюдение за тополем. И выясняли, что крона моего дерева не густая, в жару не спасает от солнца, а в непогоду – от дождя. Нижние ветви расположены слишком высоко от земли. Цвет листьев грязно серый.

Изучение плодов, семян.

Мы заметили, когда подошли к яблони (дичку), на ней весели еще яблочки. Птицы их не съели, наверно не вкусные.

Опавшие листья убирали осенью, от них почти ничего не осталось, все питательные вещества ушли в землю, чтобы кормить дерево.

Изучение снега.(приложение 3 рис 6-7)

1 . Зимой измеряй глубину снега при помощи линейки или палочки. Где больше снега: под деревом или на открытом месте? Где снег рыхлый, а где – утоптанный?

2. Как снег помогает дереву?

4. Какого цвета снег под твоим деревом: чисто белый, сероватый? Видны ли на нём следы грязи?

11.02 – выпал снег. Снега под тополем было много. Это хорошо и тополю, и насекомым в почве, снег их согревает. Мы измерили глубину снега, получилось 5 см. Весной, когда снег растает, он напоит тополь. Снег не очень чистый, провели опыт – стакан со снегом поставила в классе, когда снег растаял, вода в банке была не чистая. Это осадок из воздуха, которым мы дышим, от дыма котельной

Мы взяли веточку тополя домой, поставили ее в воду и задались вопросом:

    Форма роста – дерево;

    Листопадность: на нашем дереве остались листики;

    Тип листа: простой;

    Число почечных чешуй: 2;

    Форма почки: вытянутая и заостренная на верхушке;

    Размер почки: 4-5см;

    Число почек на верхушке побега: 1;

    Расположение почек: очередное;

    Цвет коры: буровато-серая.

Мы научились определять дерево в зимних условиях. Если внимательно рассмотреть ветку дерева зимой, то можно узнать много любопытного из ее жизни. Если согреть почку в руке, можно почувствовать приятный аромат

    1. Третий этап – научный (мыслительная деятельность).

Как я отношусь к природе ?

Размышляли о том, как мы относимся к природе.

Сочинили «Письмо зеленым друзьям» (приложение 4)

Практическая деятельность.

а) «Помоги деревьям» - экологическая акция. (приложение5 рис 1)

Вместе с проведением исследований мы участвовали в практической деятельности по уходу за своим деревом. «Помоги деревьям» - экологическая акция.
- Посадка веточки тополя

Б)Сделали кормушки для птиц. (приложение 5 рис 2)
Птиц подкармливали все ребята из класса, даже приносили корм из дома. Деревьям не было скучно и одиноко.

В) Уборка мусора осенью.(приложение 5 рис 3)

Осенью мы с ребятами убирали мусор вблизи черемух, и там стало чисто.

Заключение.


-

В ходе исследовательской работы мы очень многое узнали о природе. Эта работа помогла понять, что мы тоже часть природы, научила нас правильно относиться к ней. Мы считаем, что основным средством познания жизни растений является наблюдение и уход за своими новыми друзьями.

Практическая значимость данной работы в том, что мы узнали видовой состав деревьев и кустарников и их количество, научились отличать деревья от кустарников в зимнее время, познакомились с методикой определения жизненного состояния насаждений и научились самостоятельно применять новые знания на практике.

Тема исследовательской работы показалась нам очень интересной, поскольку проблема экологии очень нас волнует и хочется верить, что в будущем все изменится.

Леса и деревья – богатство нашего края, их нужно беречь, нужно не забывать правила поведения в нем, чтобы не нанести вреда природе. И если каждый человек, живущий на планете Земля, ежегодно будет сажать, хотя бы одно дерево, то деревьев на нашей планете будет неимоверное количество. Живя на природе, учимся понимать и стараемся разгадать ее, хотя это дается не очень просто, а самое главное по-настоящему начинаешь любить ее.

Работа над данной темой не завершена. Мы хотим в дальнейшем подготовить радиопередачу о видовом составе деревьев и кустарников на территории нашей школы для родительского собрания, сделать брошюру для школьников и провести акцию по защите черемухи и яблони-дичка.

Список литературы.

    Бровкина Е.Т, Сивоглазов В.И. Атлас родной природы: Учебное пособие для школьников младших и средних классов. – М.:Эгмонт. Россия, 2001.

    Граубин Г. Наша малая Родина – Чита.: Экспресс-издательство. - 2004

    Елизарова, Е.М. «Знакомые незнакомцы». Окружающий мир.2-3 классы -- Животные и растения. Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Корсун О.В, Игумнова Е.А. Родное Забайкалье. Книга для чтения в начальной школе. – Чита: Экспресс-издательство,2008.

    Ред. Кол.: Н. А. Анучин, В. Г. Атрохин, В. Н. Виноградов и др.

    Дмитриев Ю. Соседи по планете. – М.: Дет. Лит., 1977.

    Молис СА. Книга для чтения по зоологии. – М.: Просвещение, 1986.

    Энциклопедия для детей. Экология. – М.: Аванта+, 2001.

    Волгоград. Издательство «Учитель», 2007. – 235 с..ил.

    legendy-o-bereze.html

    images.yandex.ru›

Приложения.



Приложение 1.


Рис 2. тополь

рис 1. сосна



Исследовательский проект по экологии для школьников. Зелёными тропинками родного края.

Мухина Светлана Николаевна.
Описание работы: предлагаю вашему вниманию проект, направленный на знакомство детей с растительным миром своей местности.
Цель: познакомится с разнообразием растительного мира, особенностями различных видов растений.
Задачи:
1) Формировать умения самостоятельно и совместно с родителями находить материал обобщать и сравнивать его.
2) Развивать рефлексивные умения: осмысливать поставленную задачу; отвечать на вопрос «Чему нужно научиться для достижения поставленной цели?»
3) Расширять кругозор; прививать навыки работы в сотрудничестве: взаимопомощь в группе в решение общих задач.
4) Развивать умения кратко излагать мысли
5) Личное участие в решении проблем растительного мира нашего края, забота об окружающей среде в месте проживания.

Тип проекта: информационный, творческий, краткосрочный.
Аннотация: При подготовке использовали чтение художественной литературы. Читали стихи о природе Есенина, Тютчева, Фета, рассказы Пришвина, Паустовского, Сладкова. Рисовали природу вокруг своего дома, вокруг школы. Изготавливали запрещающие и предупреждающие знаки по теме «Охрана растений», «Правила друзей природы».
Готовили сообщения об известных видах деревьев и кустарников, лекарственных и исчезающих растениях.
Адресная группа: дети 8-9 лет.
Гипотеза: знание растительного мира родного края влияет на умение ухаживать за растениями, создаёт благоприятные условия для развития чувства любви к малой родине, любви к природе.
Ожидаемые результаты:
-научится классифицировать растения;
- научиться ухаживать за растениями (знать, что необходимо для жизни растений);
- воспитать бережное отношение к природе.
Формы и методы работы: изобразительная деятельность, изготовление поделок из природного материала, беседы, наблюдения, чтение художественной литературы, изготовление предупреждающих знаков.
Этапы проекта: Подготовительный, основной, практический, контрольный, заключительный.
1 этап – Подготовительный:
- Определить тему проекта.
- Продумать ключевые понятия.
- Составить график этапов.
- Привлечь внимание родителей с целью оказания помощи.
- Подготовить необходимы книги, дидактический материал, занимательный материал.
- Приблизительно представить итоговые работы.

2 этап – Основной этап:
Самостоятельная работа над решением поставленных задач, форма проектной деятельности: выставка рисунков, поделок из природного материала.

3 этап – Практический этап:
Вид презентации проекта: краткие выступления по теме.

4 этап – Контрольный этап:
Выбор лучших работ, вручение удостоверений и приза.

5 этап – Заключительный этап:
разослать благодарность всем, кто помог в проведение проекта. Вернуть книги, дидактический материал.

Подтверждение гипотезы: наша гипотеза подтвердилась: зная, какие растения произрастают в нашем крае, мы научились правильно за ними ухаживать: обильно поливать влаголюбивые, знать в каком месте лучше сажать светолюбивые, а в каком теневыносливые растения. Знакомясь с природой родного края,мы почувствовали причастность к жизни Тамбовщины, ощутили себя частичкой родного края, почувствовали гордость за то, что наш край украшают такие полезные и красивые растения.
Выступление обучающихся:


Мы рисуем природу:





Учимся ухаживать за растениями, теория тоже важна:




Любите и берегите природу!