"Роль природы в жизни человека". Роль природы в жизни человека и общества

Человек и природа – одна из самых актуальных тем современности. Люди и природа тесно связаны друг с другом, так как являются единым целым. Между ними есть незримая связь, и, когда человек думает, что может существовать отдельно от природы, то это не что иное, как самообман и иллюзия.

Роль природы в жизни человека

Таким образом, природа играет в жизни каждого человека огромную роль. Она может и материально обеспечить его, предоставив пищу, воду, материалы для одежды и топливо. И уже хотя бы за это люди должны быть благодарны природе. Правда придется приложить некоторые усилия, тем не менее. Природа способна не только на материальные блага. Она так же дает человеку духовное развитие, пищу для ума.

Природа учит людей ценить прекрасное, видеть что-то необычное в каждом упавшем листке, в бабочке, пролетающей мимо. И только от человека зависит, увидит он это, или в вечной суете пробежит мимо. Самые тонкие человеческие натуры способны заметить эти маленькие чудеса, которые преподносит людям природа, и изобразить их на своих картинах, описать в стихах или рассказах, напеть мотивы, напоминающие родные места с определенной средой.

Часто человек не ценит окружающий его мир и, не придавая этому никакого значения, загрязняет ее. Постоянные выбросы вредных веществ в воздух, воду, огромное количество мусора, браконьерство – все это разрушает мир, в котором живет человек. Из-за загрязнения воздуха нарушается озоновый слой, который защищает людей от ультрафиолетовых лучей. Не стоит говорить о том, что при этом уменьшается чистого и полезного воздуха, которым можно дышать. Отсюда множество заболеваний дыхательных путей и не только.

Огромное количество не переработанного и неутилизированного мусора занимает большие площади, и животным приходится покидать из-за этого сои насиженные места. Ведь иначе запутавшись в мусоре и отходах, они могут просто умереть. Браконьерство тоже оставляет свой отпечаток. Из-за человека исчезло огромное количество растений и животных, которых другие поколения никогда не увидят. А сколько их еще будет уничтожено! Человека сам разрушает все, что ему дает природа.

На данный момент люди осознали, что двигаясь по такому маршруту в скором будущем им самим негде будет жить, и начали исправлять свои ошибки. Например, перерабатывать мусор для вторичного использования, защищать животных от браконьеров и так далее. И возможно в скором будущем людям удастся исправить ошибки и восстановить первоначальное состояние окружающей среды.

Природа нас окружает повсеместно и на протяжении всей жизни, да что там - всего существования человечества. Человек - сам продукт природы. Он постоянно взаимодействует, существует во взаимосвязи с окружающей средой. А значение природы в жизни человека велико и неоспоримо. Попробуем аргументировать!

Невозможность существования

Представьте себе, что будет, если разъединить эти две составляющие: человек и природа. Сразу же станет ясно, что человек без остальной природы существовать не сможет (кстати, обратное вполне возможно, чисто теоретически). Для питания людей нужны растения и животные, для питья - вода, находящаяся в озерах и реках. А без воздуха отдельный индивидуум вообще не сможет прожить более трех минут (не учитываем, конечно же, мастеров и йогов, умеющих задерживать дыхание на более длительный период, да и то после этого им понадобится кислород). Таким образом, самое главное значение природы в жизни человека связано в первую очередь с особенностями человеческого организма. А без природных воздуха и воды, а также без еды, которую нам предоставляет природа, мы не смогли бы существовать длительное время.

Хозяйственное

Из недр черпают необходимые ресурсы для своего существования, связанного с пополнением материальных благ. Все известные науке продукты жизнедеятельности человека создаются в конечном счете в той или иной мере из природных ресурсов. Некоторые полезные ископаемые, которые человек расходует, оказались уже на грани исчезновения в результате неразумной добычи. Некоторым это еще предстоит в ближайшее время. Активно используются в современное время уголь, нефть, цветные металлы, алмазы и многие другие. К промышленным ресурсам, определяющим значение природы в жизни человека, относят также воду рек и атмосферный воздух, без которых практически невозможна современная промышленность.

Научное

Окружающая природа - источник многих знаний и навыков человечества. При изучении природы и наблюдении за ней было совершено множество открытий, буквально повлиявших на судьбу многих людей. Есть мнение ученых, что все законы и открытия уже существуют в природе. Нужно только правильно на них взглянуть и выявить для обсуждения и дальнейшего использования на благо всего человечества. Поэтому в научном контексте значение природы в жизни человека трудно переоценить! Из таких «подсмотренных» у окружающей среды открытий: сила земного притяжения, вертолет и самолет, строение Галактики и и многое другое.

Культурное и эстетическое

Велика и в плане культурного развития общества в целом и отдельных индивидуумов в частности. Вдохновляя творческих людей на создание произведений искусства, природа занимает одно из центральных мест в изображениях на полотнах художников, в литературных и других произведениях. Пейзажисты и анималисты создают свои творения под впечатлением от красоты первозданной, не тронутой рукою человека природы.

Визуальная эстетика привлекает не только одаренных творцов. Обыкновенный обыватель, выезжая на выходные куда-либо отдохнуть, отвлечься от городской суеты, получает настоящее и ни с чем не сравнимое удовольствие от общения с природой. Так уж мы устроены, наверное, на генетическом уровне. Приятно походить босиком по свежей зеленой траве, искупаться в речке или озере, погулять в сосновом бору, подышать соленым морским воздухом. Отсюда вытекает еще одна роль природы в жизни человека - оздоровительная. Все мы замечаем, что, отдохнув в выходные (всего каких-то два-три дня) на лоне природы, возвращаемся к работе полными свежих сил и энергии, почерпнутой из такого общения. И все равно, где это происходит: в лесу, на море, на речке или в горах. Везде человек может почувствовать себя настоящим ребенком матери-Земли.

Итоги

Живая природа в жизни человека - неотъемлемая особенность его существования. Можно сказать о том, что человек в какой-то мере и есть сама природа, ее финальная, завершающая стадия развития (согласно теории И разделять человека и природу попросту не имеет смыла.

В философии под природой принято понимать окружаю­щий нас мир, взятый в единстве и бесконечном многообра­зии форм проявлений. Вышедший из природного мира, человек своей судьбой обречен на присутствие в нем. И Гете так писал об этом: «Окруженные и охваченные ею, мы не можем ни выйти из нее, ни глубже в нее проникнуть. Непрошеная, нежданная, захватывает она нас в вихрь своей пляски и несется с нами, пока, утомленные, мы не выпадем из рук ее». Все люди, подчеркивал писатель, находятся внутри ее, а она в каждом из нас.

Природный мир представляет собой тесное единство живого («текучего») и неживого («застывшего»), «мира жизни» и «мира камней*. В философии к понятию природы непосредственно примыкает понятие «биосфера». Под ней понимают «мир живого», тонкую земную оболочку нашей планеты. Биосфера возникла примерно 3-4 млрд. лет на зад и представляет собой процессы, связанные с существованием белковых тел, носителей жизни. Для всего живого характерны рост и размножение, наследственность, борьба организмов и отбор наиболее приспособленных к выживанию. В изучение биосферы большой вклад внесли Ж.Ламарк, Ч.Дарвин, А.И.Опарин, В.И.Вернадский и другие ученые. Жизнь - это постоянное обновление мира посред­ством неизбежной смерти. Сама же смерть открывает в при­роде дорогу для новой жизни.

Для характеристики природы как сложной динами­ческой системы применяются также и другие понятия. Так, под географической средой понимается та часть природы, которая вовлечена в процесс хозяйственной деятельности человека и активно используется им. Нау­ка выделяет также литосферу (земная кора), гидросфе­ру (воды) и атмосферу (воздух) как основные компо­ненты биосферы.

В ходе трудовой деятельности человек сумел создать весьма разветвленную «вторую природу», т.е. мир ве­щей и процессов, которые нигде в обычной природе в готовом виде не встречаются. Это уже есть «очеловечен­ная» природа, существующая по социальным законам. Одним из важнейших элементов «второй природы» яв­ляется техносфера. Она включает в себя многочислен­ные и весьма разнообразные орудия труда, технику и машины, здания, коммуникации и другие искусственные сооружения. Технический мир - это одно из самых яр­ких и впечатляющих проявлений уникальности человека как существа разумного.

В XX в. в научный оборот вошло понятие «ноосфера» (Э.Леруа, П.Тейяр де Шарден, В.И.Вернадский)- Под ней понимается тончайшая разумная оболочка Земли, ее «мыс­лящий» пласт. Ноосфера есть результат деятельности че­ловека, плод его знаний и труда. Она явилась закономер­ной ступенью в развитии биосферы, величайшим событием в истории нашей планеты. Ноосфера, названная В.И.Вер­надским концентрацией энергии человеческой культуры, стала в наше время не только мощной геологической, но и космической силой. Она постепенно превращает Космос в объект управляемого развития, и это открывает новые воз­можности для существования человечества. Ноосфера яв­ляет собой убедительное подтверждение особости и вели­чия человека, его колоссальных сил и возможностей. Мы хотим подчеркнуть, что ноосфера есть одновременно и ан тропосфера, т.е. это - человеческий мир, ранее еще ни где не существовавший.

В последние годы весьма популярным в нашем лекси­коне стало слово «экология». К сожалению, в него не­редко вкладывают совершенно неприемлемый смысл: «экология духа», «борьба за экологию» и т.д. В строгом смысле этого термина экология - это наука о сложных взаимоотношениях живых организмов со средой своего обитания («ойкос» - дом). Организмы - это все живое на нашей планете, а среда обитания есть то, что их окру­жает и с чем они взаимодействуют, обмениваются веще­ством и энергией. Что же касается социальной эколо­гии, то она исследует отношения в системе «общество-природа» и в настоящее время становится весьма акту­альным направлением научного познания.

Так какое же значение для человека имеет природа?

Во-первых, природа есть наша мать («рождающая сила»). Она присутствует в каждом из нас в качестве биологического начала, природных сил человека. Раз­рыв с природой всегда означает смерть для человека, но мы можем существовать лишь внутри природы.

Во-вторых, природа - это источник всех потребитель­ских благ (пища, одежда, жилье) и энергии, (водной, ветровой, солнечной и др.), полезных ископаемых. В этом смысле она представляет собой гигантскую мастерскую, пространство хозяйственной деятельности человека. Ис­тощение ресурсов природы будет означать возврат чело­века в первобытное дикое состояние. Природа является также и источником физического здоровья для людей (со­лнце, свежий воздух, лес, вода и др.), что особенно важ­но в наше время.

В-третьих, природа выступает также и как предмет эстетического созерцания и любования, наслаждения и вдохновения. Природа - это грандиозный храм, гениальный художник и дивное зрелище в одном лице. Не­удивительно, что образ природы неизменно присутству­ет в художественной литературе, в живописи. Ее рисовали на своих полотнах художники И.Айвазовский и И.Ле­витан. Ею восторгались поэты А.С.Пушкин, С.А.Есенин, о ней писали Ч.Айтматов, С.П.Залыгин и другие. Общение с природой облагораживает человека, развивает в нем лучшие качества - чувство красоты, милосердия, фантазию, трудолюбие, заботливость.

Кратко говоря, природа - это исток человечества, есте­ственное и необходимое условие его существования и раз­вития. Она является общим домом для человеческого рода.

Раскрывая историю взаимоотношений между обще­ством и природой, подчеркнем, что эти отношения в рам­ках той или иной цивилизации имеют собственную спе­цифику, т.е. особенности. Покажем это на следующих исторических примерах.

Собирательская цивилизация была ранним периодом в истории человека, когда он не столько изменял природу, сколько приспосабливался к ней. Следы его деятельности были тогда практически незаметны и носили локальный (ограниченный) характер. Тем не менее, уже в эту эпоху человек обрел первую власть над силами природы. Он со­здал простейшие орудия труда (каменный топор, лук и др.), научился пользоваться огнем. Однако природа все еще вос­принималась им как огромная таинственная сила, часто враждебная человеку, и поэтому она стала предметом обо­жествления в мифологии и религии.

В рамках аграрной (земледельческой) цивилизации природа по-прежнему представлялась человеку как внеш­няя и слепая сила. Космоцентризм как мировоззрение требовал от человека жить «по Логосу», т.е. в согласии и в гармонии с природой. Считалось, что в этом и состоит подлинная мудрость человека. Однако в это время мас­штабы деятельности человека значительно возросли. Появились земледелие и скотоводство, торговля и ремес­ло как специальные виды занятий. Возникавшие науч­ные знания увеличивали силу и самоуверенность челове­ка, противопоставляли его природе как якобы чему-то низшему, объекту практической деятельности. В средние века христианство провозгласило человека «царем» и «владыкой» на планете. Ему поручалось господствовать над всеми рыбами и птицами, пресмыкающимися и прочими животными, населяющими планету.

Промышленная (индустриальная) цивилизация в ос­новном завершила процесс выхода человека из-под диктата природы, противопоставила себя природе и обострила противоречия с нею. Этому активно способствовал антроцентризм эпохи Возрождения с его идеей титанизма как величия и всесилия человека. В это время все больше утверждалась претензия человека как «венца» природы на особость в мире и на его власть над природной средой. Титанизм развивал в человеке эгоизм и высокомерие, способствовал появлению амбициозных устремлений и проектов. Природа постепенно стала рассматриваться прежде всего как гигантская мастерская, а человек в ней исключительно как работник. Полагалось, что от природы якобы нельзя ждать милостей, и поэтому ее следует подвергнуть безжалостному штурму. Формировалась своеобразная психология покорения природы, а на последнюю стали смотреть лишь как на источник прибыли и пользы. В этой психологии проявляли себя капитализм как новый способ хозяйственной деятельности человека и общественный строй.

К середине ХХ столетия человек фактически противопоставил себя природе. Он оказался как бы вне и над природой, превратив ее в объект циничного и безграничного произвола . К такой ситуации естественным образом привело развитие науки и техники, резкое расширение масштабов хозяйственной деятельности, а также сама психология пользования природой. Человек уверовал в то, что ему, говоря словами Ф.М.Достоевского, «все дозволено». Между Природой и Человеком возникло отчуждение, образовалась пропасть недоверия и вражды. природа «отомстила» человеку, преступившему рамки разумного. На планете разразился глобальный (всемирный) экологический кризис. С началом постиндустриальной цивилизации этот кризис стал, наряду с гонкой ядерных вооружений, самой большой опасностью и для Природы, и для самого Человечества.

ТЕМА 2 ПРИРОДНЫЕ ОСНОВЫ БЫТИЯ ОБЩЕСТВА

Основная идея темы: Природа - это вечное и естественное условие существования человека и общества

«Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик - В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык...» Ф.И.Тютчев

ВОПРОСЫ ТЕМЫ:

1. ПОНЯТИЕ ПРИРОДЫ, ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА.

2. СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА, ХАРАКТЕР ИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ.

ПОНЯТИЕ ПРИРОДЫ, ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА || И ОБЩЕСТВА

В социальной философии под природой принято понимать непос­редственно окружающий нас материальный мир, взятый в единстве и бесконечном многообразии своих форм проявлений и выступающий в качестве естественного условия существования человека и общества. Природа - это не-общество, нечто несоциальное, к чему еще не при­тронулась рука деятельного человека. Вышедший когда-то из природ­ного ("дикого") мира, человек своей судьбой оказался быть обречен­ным на присутствие и существование в нем. И.Гете так писал об этом: «"Окруженные и охваченные ею, мы не можем ни выйти из нее, ни глуб­же в нее проникнуть. Непрошенная, нежданная, захватывает она нас в вихрь своей пляски, и несется с нами, пока, утомленные, мы не вы­падем из рук ее". Все люди, подчеркивал немецкий мыслитель, нахо­дятся внутри ее, а она пребывает в каждом из нас.

Природный мир представляет собой тесное единство живого ("те­кучего") и неживого ("застывшего"), органического и неорганическо­го. В социальной философии к понятию природы непосредственно примыкает понятие биосферы. Под ней понимают "мир живого", ко­торый является тонкой, хотя и предельно насыщенной и многообраз­ной оболочкой нашей планеты. Биосфера зародилась примерно 3-4 миллиарда лет назад и представляет собой процессы, связанные с су­ществованием белковых тел, носителей жизни как уникального явле­ния Космоса. Жизнь - это специфический способ бытия материаль­ного мира, существование органических тел на Земле. Для всего жи­вого характерны обмен веществ с окружающей средой, рост и размно­жение, наследственность, борьба организмов между собой и естествен­ный отбор наиболее приспособленных к существованию, способность создавать порядок из хаоса. Большой вклада изучение биосферы вне­сли Ж.Ламарк и Ч.Дарвин, А.И.Опарин, В.И.Вернадский и другие уче­ные. Жизнь - это постоянное обновление мира посредством неиз­бежной смерти, ухода в небытие. Дело в том, что смерть в природе уступает дорогу для новой жизни, и тем самым как бы "оправдывает" себя, свое "право" на существование.

Для характеристики природной среды как сложной динамичес­кой системы, с которой человек непосредственно соприкасается и вза­имодействует, в науках применяются и другие понятия. Так, под гео­графической средой понимается та часть природы, которая оказалась вовлеченной в хозяйственную деятельность человека и активно исполь­зуется им в своих целях. Наука выделяет и исследует также литосферу (почвы), гидросферу (воды) и атмосферу (воздух) как основные ком­поненты биосферы.

В ходе своей трудовой деятельности человек сумел создать весьма разветвленную "вторую природу", т.е. мир вещей и процессов, кото­рые нигде в природной среде в готовом виде не встречаются. Это уже есть "очеловеченная" природа, которая существует по социальным законам. Одним из важнейших элементов "второй природы" является техносфера. Она включает в себя многочисленные и весьма разнооб­разные орудия труда, технику и машины, здания, коммуникации и другие искусственные сооружения. Технический мир - это одно из самых ярких и впечатляющих проявлений уникальности человека как существа разумного, творческого.

В XX веке в научный оборот вошло понятие "ноосфера" (Э.Леруа, П. Тейяр де Шарден, В.И.Вернадский}. Под ней понимается тон­чайшая разумная оболочка Земли, ее "мыслящий пласт". Ноосфера --. это качественно новое состояние биосферы, результат деятельности человека, плод его знаний и труда. Она явилась закономерной ступе­нью в развитии биосферы, величайшим событием в истории нашей планеты. Ноосфера, названная Вернадским концентрацией энергии человеческой культуры, стала в наше время не только мощной геоло­гической, но и космической силой, фактором глобальных изменений на Земле. Она постепенно превращает окружающий человека Космос в объект управляемого развития, и это открывает новые перспективы для существования человечества. Ноосфера являет собой убедитель­ное подтверждение уникальности и величия человека, его колоссаль­ных сил и возможностей. Мы хотим подчеркнуть, что ноосфера есть одновременно и антропосфера, т.е. это - очеловеченный мир, среда его повседневного существования.

В последние годы очень популярным в нашем лексиконе стало слово "экология". Но, к сожалению, в него нередко вкладывают со­вершенно неприемлемый смысл: "экология духа", "плохая экология", "борьба за экологию" и т.п. Между тем, в строгом смысле слова эко­логия - это наука, которая изучает сложные взаимоотношения жи­вых организмов (включая и человека) со средой своего обитания (гре­ческое слово "ойкос" означает "дом"). Организмы - это все живое на нашей планете, а среда обитания есть то, что их непосредственно ок­ружает и с чем они взаимодействуют, обмениваются веществами и энергией. Что же касается социальной экологии, то она исследует от­ношения в системе "общество-природа" и в настоящее время стано­вится все более актуальным и перспективным направлением научно­го познания.

Какое же значение для человека и общества имеет природа? Во-первых, природа - это наша мать ("рождающее начало"). Уже в древней мифологии и философии выделялись те природные стихии (вода, земля, воздух, огонь и эфир), из которых якобы произошел и состоит мир. Породив человеческий род в ходе своей эволюции, при­рода присутствует в каждом из нас в качестве биологической состав­ляющей наших сущностных сил. Вот почему разрыв с природой все­гда означает для человека смерть, ибо мы можем существовать лишь внутри природы, в ее лоне. Подчеркивая это, К.Маркс писал: "При­рода есть неорганическое тело человека, а именно - природа в той мере, в какой сама она не есть человеческое тело. Человек живет при­родой. Это значит, что природа есть его тело, с которым человек дол­жен оставаться в процессе постоянного общения, чтобы не умереть". Человек - органическая часть природы, и этот тезис является "аль­фой" и "омегой" современной философии и науки.

Во-вторых, природа является источником всех потребительских благ, "питающим началом". Пища, одежда и жилье, энергия (водная, воздушная, атомная), полезные ископаемые-все это в итоге получе­но человеком из природы. В этом смысле она представляет собой ги­гантскую мастерскую, пространство хозяйственной деятельности че­ловека. Природа является также и важнейшим источником физичес­кого здоровья для людей (солнце, свежий воздух, лес, вода и т.д.), что особенно важно в наше время. Истощение природных ресурсов будет означать великую проблему и трагическую ситуацию для человечес­кого рода, лишение возможности существования для грядущих поко­лений людей. Очевидно, что природа оказывает существенное влия­ние на образ жизни людей, размещение ими своих производительных сил и разделение общественного труда, перемещение народов, темпы развития орудий труда.

В-третьих, природа выступает также и как объект эстетического созерцания и любования, наслаждения и вдохновения ("прекрасное начало"). Природа - это гениальный художник, грандиозный храм и дивное зрелище в одном лице. Неудивительно, что образ природы не­изменно присутствует в художественной литературе, в живописи и дру­гих видах искусства. Ее изображали на своих полотнах знаменитые художники И.К.Айвазовский и И.И.Левитан. Ею восторгались русские поэты А.С.Пушкин и С.А.Есенин. О ней размышляли Ч.Айтматов, С.П.Залыгин и другие писатели. Общение с природой облагораживает человека, развивает в нем лучшие качества - чувство красоты, не­жность и милосердие, фантазию, трудолюбие, заботливость.

Обобщая, можно сказать, что природа -это исток человечества, естественное и необходимое условие его существования и развития, базисное основание общества как социокультурного организма. Она является общим Дамам для человеческого рода, величайшей и непре­ходящей ценностью материального и духовного порядка.

Раскрывая историю взаимоотношений между обществом и при­родой, подчеркнем, что эти отношения (взаимодействия) в рамках той или иной цивилизации имеют собственную специфику, особенности. Покажем это на следующих исторических иллюстрациях и примерах.

Собирателъская (присваивающая) цивилизация была самым ран-ним периодом в истории человека, когда он не столько изменял при­роду, сколько приспосабливался к ней, к ее стихиям и капризам. Сле­ды его деятельности в то время были практически незаметны и носи­ли локальный (ограниченный по масштабу) характер. Тем не менее, уже в эту эпоху человек смог обрести первую власть над силами при­роды. Он сумел создать простейшие орудия труда (каменный топор, лук, копье и др.), научился пользоваться огнем. Однако природа все еще воспринималась им как огромная таинственная сила, часто враждебная человеку, и поэтому она была предметом обожествления и ри­туального поклонения в мифологии и религии.

В рамках аграрной (земледельческой) цивилизации природа еще во многом представлялась человеку как внешняя и слепая сила. Кос-моцентризм, как мировоззрение Древнего мира, требовал от человека жить "по Логосу"*, т.е. в согласии и гармонии с природой. Счита­лось, что в этом и должна состоять подлинная мудрость человека. Однако в это время масштабы практической деятельности человека значительно расширились. Появились земледелие и скотоводство, тор­говля и ремесло как специальные виды занятий. Формировавшиеся научные знания увеличивали силу и уверенность человека, противо­поставляли его окружающей природе как якобы чему-то низшему, объекту практической деятельности. В средние века христианство уже провозгласило человека "царем" и "владыкой" на планете. Ему пору­чалось господствовать над всеми рыбами и птицами, пресмыкающи­мися и прочими животными, которые населяют планету.

Промышленная (индустриальная) цивилизация в основном завершила процесс выхода человека из-под диктата Космоса, противо­поставила его окружающей природе и обострила противоречия между ними. Этому способствовал дух антропоцентризма эпохи Возрождения с его идеей титанизма как якобы всесилия человека. В это время все больше утверждалась претензия человека, как "венца" природы, на осо-бость в мире и на его власть над природной средой. Титанизм развивал в человеке эгоизм и высокомерие, способствовал появлению амбициоз­ных устремлений и проектов (в том числе и социального характера). Природа постепенно стала рассматриваться, прежде всего, как гигант­ская мастерская, а человек в ней представлял себя исключительно как умелого работника. Полагалось, что от природы якобы не следует ожи­дать милостей, и поэтому ее надлежит подвергать настойчивому штур­му. Тем самым формировалась своеобразная психология покорения при­роды, а на последнюю стали смотреть лишь как на источник прибыли и практической пользы. В этой психологии проявил себя капитализм как новый способ хозяйственной деятельности человека, основанный на стремлении к получению выгоды, нередко - любым путем. В итоге сложился "системно-преобразовательный" тип природопользования, основанный на идеологии и психологии покорения природной среды.

К середине XX столетия человек фактически противопоставил себя окружающей природе. Он оказался как бы вне и над ней, превратив ее в объект насильственного и безграничного произвола и своекорыстного расчета. К такой ситуации привело бесконтрольное и хаотичное развитие хозяйственной деятельности, безудержная погоня за прибылью и комфортом существования, а также и сама психология "пользования" природой. Позабыв о Боге, человек уверовал в то, что ему, говоря сло­вами Ф.М.Достоевского, якобы "все дозволено". Между Человеком и Природой возникло отчуждение, т.е. недоверие, вражда и пропасть. Природа же, со своей стороны, "отомстила" человеку, который престу­пил рамки разумной меры. В итоге на планете разразился глобальный (всемирный) экологический кризис. С началом постиндустриальной ци­вилизации этот кризис стал, наряду с гонкой ядерных и иных вооруже­ний, самой большой опасностью и для Природы, и для самого Челове­ка, источником тревог и мрачных умонастроений в общественном со­знании, включая и философию.

Таким образом, история взаимоотношений между человеком и природой свидетельствует о наличии отчетливой тенденции -нарас­тающей экспансии (вторжении) человека в природную среду. В этом состоит одно из проявлений "богоборчества"" - стремления человека к неуклонному расширению масштабов своей деятельности и обрете­нию тотальной (всеобъемлющей) власти над природой.

СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА, ХАРАКТЕР И ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

Под экологическим кризисом принято понимать негативные и даже необратимые изменения структуры и качества природной среды, равно­весия в ней, что ставит под вопрос само существование сложившихся на нашей планете форм жизни, включая и самого человека. Кратко говоря, экологический кризис - это деградация и упадок биосферы, что связано с вытеснением естественного искусственным. К сожалению, именно это явление и характеризует, в первую очередь, особенность взаимоотноше­ний между обществом и природой во второй половине XX и накануне XXI вв. Назовем и проиллюстрируем важнейшие проявления этого нега­тивного процесса, который уже обрел в наше время глобальный (плане­тарный) характер.

Прежде всего, происходит интенсивное загрязнение окружающей среды - воздуха, водных ресурсов, почвы. За последние 100 лет зна­чительно возросла концентрация углекислого газа в атмосфере. В од­ном лишь 1993 г. его было выброшено около 23 млрд, тонн. Ежегодно в атмосферу выбрасывается также около 120 млн. тонн золы*. Каждый вто­рой россиянин в наше время пьет загрязненную воду. На наших гла­зах исчезают огромные массивы водных ресурсов (например, Аральское море). Погибает символ русского народа - река Волга, под угро­зой находится уникальное озеро Байкал.

Из-за неправильной обработки и иных причин разрушается по­чва. этот тончайший плодородный слой. В результате она смывается в реки, и они мелеют, появляются пыльные бури и иные негативные последствия. Около 30 % территории нашей планеты уже являются пустыней, и ежегодно к этому добавляется еще около 6 миллионов гек­таров площадей. Между тем, на каждого планетянина приходится всего лишь 2,5 гектара суши, но и этот показатель в наше время неуклонно снижается.

Стремительно происходит истребление лесов, этого основного ис­точника атмосферного кислорода ("зеленые легкие"). Ежегодно исче­зает около 11 млн. гектаров леса, что равно территории четырех таких стран, как Бельгия. Наша планета все больше "лысеет", меняет свой ландшафт (внешний облик) под воздействием деятельности человека.

В результате интенсивного развития промышленности происхо­дит потепление климата на Земле. Возрастает радиационный фон. что весьма опасно для жизни. В атмосфере возникли и вызывают боль­шую тревогу "озоновые дыры" в стратосфере. Человеком истребля­ются различные виды редких животных - киты, моржи, крокодилы и другие. По подсчетам международной экологической организации "Гринпис", в начале XXI в. с лица планеты навсегда могут исчезнуть около 25 тысяч видов животных и растений. Отрицательное воздей­ствие на природную среду оказывает военная деятельность государств. Реальностью нашего времени стали техногенные катастрофы - ава­рии на АЭС, в промышленности и на транспорте, взрывы трубопро­водов. Все это очень негативно отражается на "самочувствии" при­родной среды и самих людях.

Основной причиной современного экологического кризиса явля­ется резкое возрастание антропогенной нагрузки на природную среду. Эта нагрузка связана с развитием человеком техники, промышленно­сти и городов. В ходе расширяющейся хозяйственной деятельности природа уже не выдерживает ту нагрузку, которая падает на ее плечи (например, количество выбрасываемых в атмосферу вредных веществ и иных продуктов деятельности человека). В итоге естественные про­цессы в природе и ее формы жизни начинают погибать. Так происхо­дит, в частности, с лесами, болотами и реками, озерами. Из биосфер­ной цепочки выпадают целые звенья - виды растений и животных, реки, озера. Суть экологического кризиса состоит в том, что антропо-генная нагрузка на природу превосходит возможности ее сопротивля­емости, и поэтому она начинает умирать. В итоге возникает парадок­сальная ситуация: стремясь к прогрессу и добиваясь на этом пути впе­чатляющих результатов, человечество одновременно сводит на нет объективные возможности своего дальнейшего существования. Неко­торые ученые полагают, что порог устойчивости континентальной части биосферы уже превзойден в 5 - 7 раз, и в 2020 - 2040 гг. насту­пит мировая экологическая катастрофа с гибельными для цивилиза­ции последствиями.

Итак, социальная философия считает основной причиной совре­менного экологического кризиса широкомасштабную экспансию (втор­жение) человека в природную среду. В итоге это может привести к гибе­ли биосферы, включая и самого человека. Возможно ли преодоление этого губительного процесса? Что нужно сделать на практике для спа­сения природной среды?

Во-первых, необходимо отказаться от "психологии покорения", т.е. преодолеть крайности антропоцентризма как мировоззрения, которое несет в себе завышенную самооценку человека, эгоизм и устремленность к власти над природой. Человек должен осознавать, что всякие его даль­нейшие "победы" над природой на деле будут неизбежно порождать негативные последствия для него самого. Учитывая остроту глобаль­ного экологического кризиса в наше время, требуется осваивать прин­цип коэволюции,т.е. совместного (партнерского) существования челове­ка и природы, равенства всех форм жизни на планете и равновесия в системе "общество-природа". Этот принцип означает также, что че­ловек, как существо разумное и деятельное, берет на себя ответствен­ность за сохранение биосферы на планете, и это станет его основной функцией и миссией в мире. Коэволюция на деле есть, следовательно, биоцентризм, т.е. сознательная установка человека на сохранение и вос­производство всех форм и проявлений жизни на Земле. Биоцентризм предполагает ответственность человеческого рода за порядок в Космо­се как в своем Доме. Эту идею ранее высказывали В. С. Соловьев в своем учении о всеединстве, Н.Ф.Федоров в идее общего дела людей, 77. Теияр де Шарден и В.И Вернадский разрабатывали учение о биосферно-ноос-ферной функции человечества. Принцип коэволюции все более актив­но осмысливается и в современной социальной философии. Тенденция усиления роли знаний в существовании современного общества позво­ляет надеяться на то, что благородная миссия спасения жизни будет сполна реализована мыслящим и ответственным человечеством.

Во-вторых, для решения экологической проблемы от человече­ства требуется решительно изменить модель (тип, способы, приемы) своей хозяйственной деятельности. Говоря об этом, уместно заме­тить, что летом 1992 г. в Рио-де-Жанейро (Бразилия) состоялась кон­ференция Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию человечества. На ней вопрос был поставлен радикаль­ным образом: или согласованными действиями будет спасена при­рода, или же погибнет вся цивилизация. Конференция подчеркнула, что характер современного производства и потребления в промыш­ленных странах мира подрывает основы жизни на нашей планете. До сих пор использование природных ресурсов происходит в сти­хийных, неуправляемых формах, недальновидно и безответственно. Этому активно способствует и частная собственность, которая по­рождает установку на получение прибыли любой ценой, и безудерж­ный эгоизм собственника. Следует добавить и то, что в мире проис­ходит взрывоопасный рост населения (ежедневно примерно на 250 тыс. человек, в основном -в слаборазвитых в экономическом отно­шении странах "третьего мира"), и это тоже увеличивает антропо-генную нагрузку на природную среду.

Конференция пришла к выводу, что требуется устойчивое разви­тие человечества, т.е. управляемый характер его деятельности. Очевид­но, что прав был А". Маркс, писавший еще в 1868 г.: "...Культура-если она развивается стихийно, а не направляется сознательно... оставляет после себя пустыню..." Вот почему основным делом современного че­ловека должна стать упомянутая выше биосферная функция. Дальней­ший прогресс - только через сохранение жизни на планете, - так крат­ко может быть сформулирована основная идея концепции устойчивого развития человечества. Нынешние поколения людей обязаны сохранить все необходимые и достаточные предпосылки и условия для существо­вания своих потомков.

В-третьих, очевидна острая потребность в новой экологической политике на всех уровнях ее проявления (регион - страна - челове­чество). В современной России этот вопрос не менее злободневен, чем в иных странах мира. Распад Советского Союза как единого государ­ства, межнациональные конфликты, разрушение прежнего экономи­ческого пространства, политическая нестабильность и слабость влас­ти, - все это усложняет и обостряет экологическую ситуацию в на­шей стране. В настоящее время настоятельно требуются жесткое эко­логическое законодательство, совершенствование деятельности орга­нов государственного контроля за состоянием природной среды и со­блюдением экологических стандартов субъектами хозяйственной дея­тельности. Очень нужны целевые государственные программы по со­зданию заповедных зон, поощрение безотходных и закрытие грязных производств, ограничение военной деятельности, подготовка специа­листов в области экологии и многое другое. Более активную роль в решении экологических проблем могла бы сыграть и общественность в лице "зеленого движения".

Русский философ В.С.Соловьев писал однажды, что "возможно троякое отношение к природе: страдательное подчинение ей в том виде, как она существует, затем деятельная борьба с ней, покорение ее и пользование ею как безразличным орудием и, наконец, утверждение ее идеального состояния - того, чем она должна стать через челове­ка". Очевидно, что у современного человечества альтернативы уже нет: ему остается избрать лишь третий вариант отношения к природе, иначе не выжить.

В-четвертых, для преодоления глобального экологического кри­зиса необходима экологическая этика, т.е. высоконравственное отно­шение к природе, своеобразный экологический кодекс человека и граж­данина. В основе такой этики должна лежать, по словам А.Швейцера, безгранично расширенная ответственность по отношению ко всему живому. Нужен экологический императив как обязательное для всех правило, которое может быть сформулировано следующим образом:

"Относись к природе так, как желаешь, чтобы относились к тебе". Или, кратко говоря: "Не навреди!" Современному человеку требуется ос­ваивать новую экологическую культуру, т.е. иметь прочные знания о природе, проявлять гуманное отношение к ней, соблюдать разумную меру в хозяйственной деятельности. Экологический императив при­зван стать стержнем этой культуры, ориентируя человека на ненаси­лие по отношению к природе, на поиск гармонии в отношениях с ней. Впрочем, будем смотреть на все это значительно шире: речь идет об освоении культуры выживания человечества. По-видимому, прав был Ф.Бэкон, изрекая внешне парадоксальную (и на первый взгляд непри­емлемую для европейского человека мысль): "Природа побеждается только подчинением ей".

Формирование экологической культуры следует начинать с самого раннего возраста человека. Неоценимую услугу в этом благородном деле могут и должны оказать семья и школа. Большой нравственный потенциал содержит в себе искусство, особенно художественная лите­ратура. Произведения наших соотечественников Ф.А.Абрамова и С.П.Залыгина, А.П.Платонова и Л.М.Леонова, В.Г.Распутина, напо­минают нам о бессмысленности и недальновидности уничтожения при­роды во имя некоего "светлого будущего", предупреждают об опас­ности утраты человеком человечности в ходе этого и неизбежности расплаты за разрушение своих естественных корней и среды своего обитания. Человек должен преодолеть привычку смотреть на приро­ду глазами господина - высокомерно и самоуверенно. Куда лучше было бы брать пример с русского поэта С.А.Есенина, который, гово­ря его словами, "...зверье, как братьев наших меньших, /Никогда не бил по голове". Нельзя не согласиться и с призывом Е.А.Евтушенко:

"Берегите всех зверей внутри природы, /Убивайте всех зверей внут­ри себя". В отношениях человека с природой рано или поздно дол­жен взять верх принцип биофилии - любви к жизни и благоговения перед ней.

Итак, общество находится в естественной и органической вза­имосвязи с природой. Все, что имеет человек, - взято им, в конеч­ном счете, из природы. Природа пребывает и внутри каждого из нас в виде наших биологических задатков и физических сил. Связь чело­века с природой является естественной и вечной, и ее нельзя разру­шать, если человек имеет желание жить и творить в этом мире.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ЧТЕНИЯ

1. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. - М., 1975 - 77.

2. Гор Э. Земля на чаше весов. Экология и человеческий дух. - М 1993.

3. Горелов А. А. Человек-гармония-природа.-М., 1990.

4. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - М., 1993.

5. Гранин Ю. Власть и экологическое сознание/УСвободная мысль. 1994 №2-3.

6. Живая этика: Избранное. - М., 1992.

7. Карпинская Р.С., Лисеев И.К., Огурцов А.П. Философия природы:

коэволюционная стратегия. - М., 1995.

8. Кутырев В. А. Экологический кризис, постмодернизм и культура// Вопросы философии. 1996. №11.

9. Маркович Д.Ж. Социальная экология. -М., 1991.

10. Мильдон В.И. Природа и культура (опыт философии безнадежности)//Вопросы философии. 1996. № 12.

11. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. - М., 1990.

12. Песня о Земле и Хлебе: Стихи русских и советских поэтов. - М„ 1986.

13. Платонов Г.В. Диалектика взаимодействия общества и природы. - М„ 1989.

14. Хесле В. Философия и экология. - М., 1994.

15. Черноушек М. Психология жизненной среды. - М., 1989.

16. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. - М., 1992.

РОЛЬ ПРИРОДЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Человек - продукт природы и существует во взаимосвязях со всеми природными объектами, однако для того, чтоб лучше разобраться в вопросе: каково же значение всей окружающей человека природы в его жизни мы прибегнем к тому, что разъединим их. Сразу же после этого нам станет ясно, что человек сам по себе без остальной природы существовать не сможет, т. к. природа - это прежде всего среда жизни человека . Это первая и важнейшая роль природы.

Из этой роли вытекает санитарно-гигиеническая и оздоровительная. В природе устроено так, что в случае потери здоровья человек может его восстановить, пользуясь благами природы (растениями, минеральными источниками, воздухом и пр.). Природа, кроме того, имеет всё необходимое для поддержания санитарно - гигиенических условий на должном уровне (вода для мытья жилища и умывания, фитонциды и антибиотики растений - для борьбы с возбудителями заболеваний и т. д.).

Природа имеет также хозяйственное значение. Именно из природы человек черпает все необходимые ресурсы для развития своей хозяйственной деятельности; для наращивания материальных благ. Любые потребляемые человеком продукты в конечном счёте создаются путём использования природных ресурсов. В современных условиях в хозяйственный оборот вовлечена масса различных природных веществ, причём запасы некоторых из них малы, а используются они очень интенсивно (медь, ртуть). В этом и заключается производственное и экономическое значения природы для человека.

Научное значение природы вытекает из того, что она - источник всех знаний. Наблюдая и изучая природу, человек открывает объективные законы, руководствуясь которыми использует в своих целях естественные силы и процессы.

Воспитательное значение природы заключается в том, что общение с ней благотворно влияет на человека в любом возрасте, разносторонне развивает мировоззрение у детей. Особенно важно для воспитания гуманности общение с животными; отношение к ним формирует и отношение к людям.

Эстетическое значение природы огромно. Природа всегда была вдохновителем искусства, занимая, например, центральное место в творчестве художников - пейзажистов и анималистов. Красота природы привлекает людей и благотворно влияет на их настроение.

И, подводя итог всему сказанному выше, следует отметить, что природа постоянно выступает как фактор развития и совершенствования человека .

АНТРОПОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ ИЗМЕНЕНИЯ ПРИРОДЫ. ФОРМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА НА ПРИРОДУ

В результате хозяйственной деятельности человека или непосредственного общения людей с окружающей природной средой в природе постоянно отмечаются какие-то изменения. Эти изменения носят название антропогенные, т.е. вызванные деятельностью человека. Воздействие человека на природу необходимое условие его существования. В результате этого воздействия возможно непрерывное обеспечение людей жизненными благами и воспроизводство человеческого общества.

Воздействие человека сказывается, по существу, на всех ресурсах и компонентах биосферы. В последние годы воздействие человека на окружающую среду становится соизмеримым с воздействием геологических сил и неизбежно влечёт за собой изменения в экологических системах, ландшафтах, природных комплексах.

Причинами тому являются прежде всего:

рост народонаселения;

рост масштабов производства;

рост интенсивности воздействия каждого нового поколения.

Можно выделить четыре главных направления воздействия человека на биосферу:

1. Изменения структуры земной поверхности: распашка целинных земель, вырубка лесов, осушение болот, создание искусственных водоёмов и другие изменения поверхностных вод и т.д.

2. Изменения состава биосферы, круговорота и баланса входящих в неё веществ - добыча ископаемых, создание отвалов выработанных пород, выбросы различных веществ в атмосферу и гидросферу, изменения влагооборота.

3. Изменение энергетического и, в частности, теплового баланса отдельных регионов и планеты в целом.

4. Изменения, вносимые в биоту - совокупность живых организмов; истребление некоторых организмов, создание новых пород животных и растений, перемещение организмов (акклиматизация) в новые места.

Все эти изменения, происходящие в природе под влияние деятельности человека, осуществляются чаще всего по причине действия следующих антропогенных факторов: НТР, демографический “взрыв”, накапливающийся характер некоторых процессов.

Человек сокращает территории, занимаемые естественными экосистемами. 9-12 % поверхности суши распахано, 22-25 % составляют полностью или частично окультуренные пастбища. 458 экваторов - такова протяженность дорог на планете; 24 км на каждые 100 кв. км - такова густота дорог.

Современное человечество расходует потенциальную энергию биосферы почти в 10 раз быстрее, чем происходит её накопление деятельностью организмов, связывающих энергию на Земле.

Все антропогенные изменения в природе можно разделить на две категории: преднамеренные и попутные. Примером преднамеренных преобразований можно назвать освоение земель под с/х культуры или многолетние насаждения, сооружение водохранилищ, строительство городов, промышленных предприятий и населённых пунктов, осушение болот, изменение направления течения рек и пр. Попутные изменения - это изменения газового состава атмосферы, загрязнения окружающей среды, развитие эрозионных процессов, обеднение видового состава животного мира, образование фотохимических туманов (смога), ускорение коррозии металлов и др.

Что же касается форм воздействия людей на природу, то существуют разные классификации воздействий. Мы здесь выделим только некоторые группы:

1. Прямое и косвенное воздействие. Прямое заключается, прежде всего, в использовании человеком природы для удовлетворения свих потребностей, преимущественно в пище, воде, одежде, сырье. Сюда относится охота, рыбная ловля, сбор плодов и пр. Чтобы предоставить себе косвенное воздействие достаточно вспомнить последствия осушения болот в Прибалтике; создание каскада водохранилищ на реках Волга, Днепр и других; освоение целинных земель в Казахстане; последствия ядерных испытаний и пр.

Преднамеренное и непреднамеренное.

Индивидуальное и производственное.

Вследствие нерационального природопользования в настоящее время отмечается снижение продуктивности природных экосистем, истощение минерально-сырьевых ресурсов, прогрессирующее загрязнение среды.

Однако не следует думать, что подобная ситуация существовала на протяжении всей истории развития человечества и природы Земли в целом. В историческом плане можно выделить несколько периодов взаимоотношений человеческого общества с природой. Они чётко отличаются характером этих отношений и объёмом нанесённого окружающей среде вреда.

Первый, древний, период включает палеолит, мезолит и неолит. В палеолите жили сборщики и первые охотники. В мезолите к ним добавляются рыбаки. В это же время появляются более совершенные орудия труда и приспособления для охоты из костей, камня, рога, дерева (лодки, крючки, топоры, сети, глиняная посуда). Для неолита характерно появления земледелия, скотоводства, бурения, шлифования первых домов, святилищ.

Первый период характеризуется накоплением знаний о природе, приспособлением человека к природе и значительным влиянием человека на природу. Основным источником энергии в этот период была мышечная энергия человека. Уничтожение большого количества крупных животных - основного источника питания древнего человека - привело к возникновению первого глобального экологического кризиса во всех регионах расселения людей.

Второй период - рабовладельческий строй и феодализм. В этот период интенсивно развивается земледелие, скотоводство, возникают ремёсла, расширяется строительство поселений, городов, крепостей. Своей деятельностью человек начинает наносить ощутимые удары по природе. Особенно это стало хорошо заметно после возникновения и развития химии и получения первых кислот, пороха, красок, медного купороса. Численность населения в ХV - XVII вв. уже превышала 500 млн. Этот период можно назвать периодом активного использования человеком природных ресурсов, взаимодействия с природой.

Следует отметить, что в первые два периода одним из важнейших факторов воздействия человека на природу был огонь - использование искусственных пожаров для охоты на диких животных, расширения пастбищ и пр. Выжигание растительности на значительных территориях привело к возникновению первых локальных и региональных кризисов - значительные территории Ближнего Востока, Северной и Центральной Африки превратились в каменистые и песчаные пустыни.

Третий период (XVIII в. - первая половина XX в.) - время бурного развития физики, техники, изобретён паровой двигатель, электрический мотор, получена атомная энергия, стремительно растёт численность населения (около 3,5 млрд.). Это период развития локальных и региональных кризисов, противостояния природы и человеческого общества, страшных по своим экологическим последствиям мировых войн, хищнической эксплуатации всех природных ресурсов. Основными принципами развития общества в этот период были борьба с природой, её подчинение, господство над ней и уверенность в том, что природные ресурсы неисчерпаемы.

Четвёртый период (последние 40 - 50 лет) характеризуется развитием второго глобального экологического кризиса, возникновением и усилением парникового эффекта, появлением озоновых дыр и кислотных дождей, супериндустриализацией, супермилитаризацией, суперхимизацией, супериспользыванием и суперзагрязнением всех геосфер. Численность людей в 1995 г. достигла более 5,6 млрд. человек. Особенностями этого периода является также возникновение и расширение общественного природоохранного движения во всех странах, активное международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Так как экологический кризис экосферы планеты в этот период развивался неодинаково, то в зависимости от размеров антропогенного воздействия этот период можно разбить на три этапа.

Первый этап (1945 - 1970 гг.) характеризуется наращиванием гонки вооружений всеми развитыми странами мира, хищническим уничтожением природных ресурсов во всём мире, развитием кризисных экологических ситуаций в Северной Америке, Европе, отдельных регионах бывшего СССР.

Второй этап (1970 - 1980 гг.) отмечен бурным развитием экологического кризиса в мире (Япония, бывший СССР, Южная Америка, Азия, Африка), интенсивный рост степени загрязнения вод Мирового океана и космического пространства. Это период очень мощной химизации, максимального мирового производства пластмасс, развития глобального милитаризма, реальной угрозы глобальной катастрофы (вследствие ядерной войны) и возникновения мощного международного государственного (правительственного) и общественного движения за спасение жизни на планете.

Третий этап (с 1980 г. по настоящее время) характеризуется сменой отношения человека на планете к природе, всесторонним развитием экологического образования во всех странах, широким общественным движением за охрану окружающей среды, появлением и развитием альтернативных источников энергии, развитием дехимизации и ресурсосберегающих технологий, принятием новых национальных и международных законодательных актов, направленных на охрану природы. На этом этапе также началась демилитаризация во многих развитых странах.

Большую роль в разрешении проблем, связанных с устранением или смягчением негативных последствий антропогенного воздействия, призвано сыграть учение о взаимоотношении человека и природы. Его задачи: изучение воздействия человека на природу и среды на человека и общество; конструирование идеальной схемы гармоничного развития биогеоценотического покрова; конструирование идеальной схемы гармоничного развития природы и экономики единых географических систем; разработка генеральной схемы оптимального развития экономики региона, сопровождающегося оптимизацией биогеоценотического покрова.