Безопасность и ее виды. принципы, методы и средства обеспечения бжд

Дисциплина «» является базовой дисциплиной профессионального цикла Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования . Она наряду с прикладной технической направленностью, ориентирована на повышение гуманистической составляющей и базируется на знаниях, полученных при изучении социально-экономических, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин.

В ходе изучения дисциплины необходимо научить студентов делать аналитическую оценку сложившейся обстановки, предвидеть воздействие на человека опасных (вредных) явлений, оценивать и прогнозировать их развитие, принимать решения и действовать с целью предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций или смягчения тяжести их последствий.

Чрезвычайные ситуации как таковые не возникают сами по себе, а являются производными таких явлений техногенного или природного характера, как аварии, катастрофы, стихийные бедствия и другие подобные события. Их принято классифицировать по сфере возникновения, по характеру протекания, масштабу и степени нанесенного ущерба, а также по ведомственной принадлежности.

В настоящее время в обстановке практически непрерывного возникновения военных конфликтов, разгула международного терроризма, возрастания количества и масштабов природных и техногенных катастроф фактически сблизились задачи мирного и военного времени по защите населения и территорий, ощущается постоянная необходимость в силах Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а так же гражданской обороны.

Решение проблемы безопасности жизнедеятельности состоит в обеспечении комфортных условий жизнедеятельности людей на всех этапах жизни, в защите человека и окружающей его среды (производственной, природной, городской, жилой) от воздействия вредных факторов, превышающих нормативно-допустимые уровни.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Стихийные бедствия оцениваются по количеству жертв и разрушений, а в ненаселенных местах - по степени нарушения природной среды: рельефа, растительности, животного мира, а также по площади охвата. Такие распространенные природные явления, как ливень, снегопад, заморозок, гололедица и другие могут иметь характер стихийных бедствий при внезапном резком наступлении или при необычно высокой интенсивности.

Статистический анализ показывает, что из природных явлений, с точки зрения нанесения ущерба и поражения людей, на первом месте стоят наводнения. Далее идут землетрясения, извержения вулканов, климатические изменения, погодные воздействия и др.

С получением сигнала о надвигающейся опасности население приступает к неотложным работам по повышению защищенности зданий, сооружений и других мест расположения людей, предотвращению пожаров и созданию необходимых запасов для обеспечения жизнедеятельности в экстремальных условиях чрезвычайных ситуаций.

К чрезвычайным ситуациям социального характера относятся ситуации, при которых на определенной территории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, процесса функционирования общества, его социальных групп, отношений личности и общества, возникает угроза жизни и здоровья людей, потери сельскохозяйственных животных и определенных растений.

Как массовые беспорядки, так и террористические проявления взаимно связаны друг с другом. Проявление одного чрезвычайного явления может привести к распространению другого. Большое значение имеет деятельность общества по противодействию этих чрезвычайных ситуаций.

С ростом преступности изменилась и ее структура: в нее вовлекается все больше людей, подверженность которых криминальным влияниям раньше была минимальной. Преступные группировки пополнялись за счет тех, кто пытался таким образом добиться высокого социального статуса и материального благополучия или просто выжить в сложных условиях.

Большую опасность представляют пожары в зданиях и сооружениях. Они подразделяются на наружные (открытые), при которых хорошо просматриваются пламя и дым, и внутренние (закрытые), характеризующиеся скрытыми путями распространения пламени. Основной характеристикой разрушительного действия пожара является температура, развивающаяся при горении.

В современных условиях вероятность развязывания мировой войны значительно уменьшилась. Вместе с тем возможность возникновения вооруженных конфликтов, локальных и региональных войн не только сохраняется, но и возрастает. Наиболее вероятной является не прямая вооруженная агрессия против России, а постепенное втягивание ее в конфликты, развязанные в соседних странах и регионах.

Выбор мероприятий, сил и средств защиты зависит от вида, специфики, протекания чрезвычайных ситуаций, характера порождающих факторов и тяжести последствий. В зависимости от конкретных условий используется тот или иной способ защиты или несколько способов одновременно.

Обучение населения защите от воздействия оружия массового поражения и других средств нападения противника - одна из основных задач Гражданской обороны России. Оно организуется и проводится на основании указаний старших начальников гражданской обороны и их штабов, а также указаний и решений местных органов управления по вопросам гражданской обороне.

Одним из способов защиты населения является эвакуация, которая позволит вывести людей при чрезвычайных ситуациях в безопасное место, тем самым снизить потери. Рассматривая меры защиты жизни и здоровья людей при стихийных бедствиях, авариях и катастрофах, неоднократно указывалось на то, что эвакуация является весьма эффективным способом обеспечением защиты населения в чрезвычайных ситуациях.

Видеоматериалы по теме 10 «Использование средств индивидуальной защиты », PowerPoint (.ppt ~629 Kб).

Своевременное и умелое использование средств индивидуальной защиты обеспечивает надежную защиту от отравляющих веществ, светового излучения ядерных взрывов, радиоактивной пыли, радиоактивных веществ, биологических средств, оксида углерода и позволяет выполнять отдельные задачи в среде лишенной кислорода.

Проведение любого вида работ в очагах чрезвычайных ситуаций сопряжены с трудозатратами и привлечением значительных финансовых средств. При проведении работ приходится привлекать не только специальные подразделения и нештатные команды, но и широкие слои населения, оказавшихся опасных зонах.

Оказание первой медицинской помощи в течение получаса с момента поражения, даже при отсрочке оказания первой врачебной помощи до суток, снижает вероятность смертельного исхода почти в 3 раза.

Данные презентации подготовлены для сопровождения лекций по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности » в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации . Однако они могут быть использованы в других учебных заведениях, в которых программы обучения сосуществуют данной тематике. Объем часов и виды работ при изучении дисциплины приведены на первом слайде

  • Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности (Документ)
  • Русак О.Н. Безопасность жизнедеятельности (Документ)
  • Шлендер П.Э. Безопасность жизнедеятельности (Документ)
  • Сычев Ю.Н. Безопасность жизнедеятельности (Документ)
  • Михайлов А.А.Безопасность жизнедеятельности (Документ)
  • Гавриленко И.Г. Безопасность жизнедеятельности: конспект лекций (Документ)
  • Долгая М.В. Конспект лекций по дисциплине Основы компьютерной графики (Документ)
  • Калинин А.А. (рук.) Безопасность жизнедеятельности (Документ)
  • n1.doc

    Научные основы безопасности жизнедеятельности.

    Исходя из современных представлений безопасность жизнедеятельности является многогранным объектом понимания и восприятия действительности, который нуждается в интеграции разных стратегий, сфер, аспектов, форм и уровней познания. Составляющими этой области есть разнообразные науки о безопасности.

    Во всем мире большое внимание отводится изучению дисциплин, связанных с вопросами безопасности. Согласно Европейской программе обучения в сфере наук о рисках «FORM-ОSE» науки о безопасности имеют мировосприимчиво-профессиональный характер. К ним принадлежат:


    • гуманитарные (философия, теология, лингвистика);

    • естественные (математика, физика, химия, биология);

    • инженерные науки (сопротивление материалов, инженерное дело, электроника);

    • науки о человеке (медицина, психология, эргономика, педагогика);

    • науки об обществе (социология, экономика, право).

    Науки о безопасности имеют общие и отдельные части. Гуманитарные, естественные, инженерные науки, науки о человеке и об обществе есть составляющими области знаний, которая называется безопасностью жизнедеятельности, своеобразным корнем генеалогического древа знаний в сфере безопасности жизнедеятельности. Из этих корней «проросли» экологическая культура, социальная экология и другие науки. Кроной этого дерева есть охрана труда, гигиена труда, пожарная безопасность, инженерная психология, гражданская оборона, основы медицинских знаний, охрана окружающей природной среды, промышленная экология, социальная и коммунальная гигиена и много других дисциплин.

    Безопасность жизнедеятельности – это наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека со средой, в которой он находится.

    Наука – это сфера человеческой деятельности, функциями которой являются обработка и теоретическое систематизирование объективных знаний о мире, а целью - описание, объяснение и прогнозирование процессов и явлений действительности, которые представляют предмет ее изучения, на основе законов, которые она открывает. Каждая наука имеет собственный методологический аппарат, структуру исследований, язык. Наука отличается от повседневного сознания тем, что теоретически обосновывает действительность.

    Безопасность жизнедеятельности теперь формируется как наука, которая обеспечивает единый, общий подход к разработке и реализации соответствующих средств и мероприятий по созданию и поддержке здоровых и безопасных условий жизни и деятельности человека как в повседневных условиях быта и производства, так и в условиях чрезвычайных ситуаций.

    Изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» начинается с названия, которое составляют два слова «безопасность» и «жизнедеятельность». Сначала рассмотрим термин «жизнедеятельность» . Хотя понятие жизнедеятельности существовало с самого начала существования человечества, сам термин «жизнедеятельность» сравнительно новый. Он появился с появлением пилотированной космонавтики, но сегодня он все шире используется во всех сферах: мы говорим о жизнедеятельности села, города, района, даже о жизнедеятельности микроорганизмов, хотя это, как будет видно из дальнейшего текста, не совсем правильно.


    1. Основные понятия и определения в безопасности жизнедеятельности.

    «Жизнедеятельность» состоит из двух слов - « жизнь » и «деятельность» , поэтому выясним сначала содержание каждого из них.

    Жизнь - это одна из форм существования материи, которую отличает от других способность к размножению, росту, развитию, активной регуляции своего состава и функций, разных форм движения, возможность приспосабливаться к окружающей среде, наличие обмена веществ и реакций на раздражители.

    Жизнь является высшей формой существования материи сравнительно с другими - физической, химической, энергетической и т.п..

    Жизнь - это особая форма движения материи со специфическим обменом веществ, самообновлением, системным управлением, саморазвитием, физической и функциональной дискретностью живых существ и их общественных конгломератов.

    Из этого довольно сложного определения выведем главное: жизнь можно рассматривать как последовательный, упорядоченный обмен веществ и энергии. Неотъемлемым свойством всего живого есть активность (мыши, птицы, люди).

    Деятельность есть специфической человеческой формой активности, необходимым условием существования человеческого общества, содержание которой заключается в целесообразном изменении и превращении в интересах человека окружающей среды.

    Человеческая активность имеет особенность, которая отличает ее от активности других живых организмов и существ. Эта особенность заключается в том, что человек не только приспосабливается к окружающей среде, а и трансформирует её для удовлетворения собственных нужд, активно взаимодействует с ней, благодаря чему и достигает сознательно поставленной цели, которая возникла вследствие проявления у нее определенной потребности. Человек ощущает на себе влияние законов естественного мира.

    Деятельность человека объединяет его биологическую, социальную и духовно-культурную сущности.

    Итак, под жизнедеятельностью понимается свойство человека не просто действовать в жизненной среде, которая его окружает, а процесс сбалансированного развития и самореализации индивидуума, группы людей, общества в целом, человечества в единстве их жизненных потребностей и возможностей.

    Что же такое «безопасность? Очень часто можно встретить определение безопасности как «такое состояние любого объекта, за который ему не угрожает опасность». Но это определение не может нас удовлетворить, поскольку такое понимание безопасности лишь указывает на отсутствие источника опасности, т.е. оно может характеризовать какую-то идеальную ситуацию, в которой безопасность выступает как желательная, но недосягаемая цель.

    Безопасность лучше определить как состояние деятельности, при которой с определенной вероятностью исключено проявление опасностей или отсутствует возможность реализации чрезвычайной ситуации.

    Опасность – негативное свойство живой и неживой материи,
    способное наносить вред самой материи: людям, природной среде,
    материальным ценностям.

    Опасность - это условие или ситуация, которые существуют в окружающей среде и способны привести к нежелательному высвобождению энергии, которая может послужить причиной физического вреда, ранения или повреждения.

    Государственный стандарт Украины 2293-99 определяет термин «безопасность» как состояние защищенности личности и общества от риска нанесения ущерба.

    Для сложных же технических систем, а тем более для человека или общества риск - это категория, которая имеет большое количество индивидуальных признаков и характеристик, и математически точно определить его чрезвычайно сложно, а иногда невозможно. В таких случаях риск может быть оценен лишь благодаря экспертной оценке. Поэтому приведем еще одно определение безопасности, которое мы и будем использовать в дальнейшем.

    Безопасность - это сбалансированное, по экспертным оценкам, состояние человека, социума, государства, природных, антропогенных систем и т.п.

    Безопасность человека - неотъемлемая составная характеристика стратегического направления развития человечества, которое определено ООН как «стабильное развитие человечества». Развитие, которое ведет не только к экономическому, а и к социальному, культурному, духовному росту, способствует гуманизации менталитета граждан и обогащению положительного общечеловеческого опыта.

    Безопасность жизнедеятельности (БЖД ) - это область знания и научно-практическая деятельность, направленные на формирование безопасности и предупреждения опасности путем изучения общих закономерностей возникновения опасностей, их свойств, последствий их влияния на организм человека, основ защиты здоровья, жизни человека и среды его проживания от опасностей.

    Опасность для человека представляют явления, процессы, объекты, свойства, способные при определенных условиях наносить ущерб здоровью или жизни человека или системам, которые обеспечивают жизнедеятельность людей.

    Каждый человек ощущает опасность интуитивно и понимает значение ее по-своему. Согласно выводам экспертов ООН, большинство людей в мире связывают ощущение опасности с будничными проблемами и повседневными хлопотами, а не основывают его на опасении глобальных катастроф или международных конфликтов. Поэтому, защита жилья, рабочего места, благосостояния, здоровья, окружающей среды - основные проблемы безопасного самочувствия человека. Ощущение опасности имеет также глубоко индивидуальный оттенок, который главным образом зависит от:

    А) уровня социального и духовного развития личности;

    Б)ситуации и общественного устройства, которые положительно или отрицательно воздействуют на мировосприятие гражданина.

    При идентификации опасностей надо выходить из принципа «все воздействует на все», т.е. источником опасности может быть все живое и неживое, а подпасть под действие опасности также может все живое и неживое.


    1. Классификация источников опасностей, опасных и вредных факторов.

    Источниками (носителями ) опасностей есть природные процессы и явления, элементы техногенной среды, человеческие действия, которые кроют в себе угрозу опасности. Опасности существуют в пространстве и времени и реализуются в виде потоков энергии, вещества и информации . Опасности воздействуют без какой-либо избирательности, то есть на всю окружающую среду. Причинами, из-за которых отдельные объекты не страдают от определенных опасностей или же одни страдают больше, а другие меньше, являются свойства самих объектов (пример: пуля убивает животных или человека, но не пробивает каменную стену).

    Номенклатура, т. е. перечень возможных опасностей, насчитывает свыше 150 наименований и при этом не считается полной. Для анализа, обобщения и разработки мероприятий по предотвращению негативных последствий опасностей существует необходимость их классификации.

    Существуют разные системы классификации - по источникам происхождения, локализации, последствиям, ущербу, сферам проявления и т.п.. Наиболее удачной считается классификация опасностей жизнедеятельности человечества по источникам происхождения , согласно которой все опасности подразделяются на четыре группы: природные , техногенные, социально-политические и комбинированные . Четвертая группа подразделяется на три подгруппы: природно-техногенные, природно-социальные и социально-техногенные опасности , источниками которых является комбинация разных элементов жизненной среды.

    Эта классификация почти совпадает с классификацией чрезвычайных ситуаций, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 15. 07. 98 г. №1099, согласно которой чрезвычайные ситуации (ЧС) на территории Украины делятся на ЧС техногенного, природного, социально-политического и военного характера.

    Кроме того, с такой классификацией хорошо согласуется классификация опасных и вредных производственных факторов, установленная ГОСТ 12.0.003-74.

    Природные опасности - это природные объекты, явления природы и стихийные бедствия, которые представляют угрозу для жизни или здоровья человека (землетрясения, оползни, сели, вулканы, наводнения, снежные лавины, штормы, ураганы, ливни, град, туманы, гололедицы, молнии, астероиды, солнечное и космическое излучения, опасные растения, животные, рыбы, насекомые, грибки, бактерии, вирусы, инфекционные болезни животных и растений).

    Техногенные опасности - это, прежде всего опасности, связанные с использованием электрической энергии, химических веществ, разных видов излучения (ионизирующего, электромагнитного, акустического), транспортных средств, горючих, легковоспламеняющихся, взрывоопасных веществ и материалов, процессов, происходящих при повышенных температурах и давлении, с эксплуатацией подъемно-транспортного оборудования.

    Источниками техногенных опасностей являются все опасности, связанные с влиянием на человека объектов материально-культурной среды. Например, выведенная людьми порода собак бультерьер опасна не только для чужих людей, а и для своего хозяина, выведенные в военных лабораториях бактерии, а также организмы, созданные методами генной инженерии.

    К социальным опасностям отнесены опасности, вызванные низким духовным и культурным уровнем людей. Это такие явления, как бродяжничество, проституция, пьянство, алкоголизм, преступность, курение табака, сквернословие и т.п.

    Побудителями этих опасностей являются также плохое материальное положение; плохие условия проживания, революции, конфликтные ситуации на межнациональном, этническом, расовой или религиозной почве.

    К политическим опасностям относятся конфликты на межнациональном и межгосударственном уровнях, духовное угнетение, политический терроризм, идеологические, межпартийные, межконфессионные и вооруженные конфликты, войны. Но большинство источников опасностей имеют комбинированный характер:

    - природно-техногенные опасности - парниковый эффект, нарушение озонового экрана, смог, кислотные дожди, пылевые бури,
    уменьшения плодородия грунтов, возникновение пустынь и другие явления, вызванные человеческой деятельностью;

    - природно-социальные опасности - химерические (дегенерированные) этносы, наркомания, эпидемии и пандемии инфекционных заболеваний, венерические заболевания (заболевания передающиеся половым путем), СПИД (ВИЧ) и др.;

    - социально-техногенные опасности - профессиональная заболеваемость, травматизм, психические отклонения и заболевания, вызванные производственной деятельностью, массовые психические отклонения и заболевания, вызванные влиянием на сознание и подсознание человека средств массовой информации и специальных технических средств, токсикомания.

    Тем не менее, наличие источника опасности еще не означает того, что человеку или группе людей обязательно должен быть нанесен ущерб или повреждение. К этому может привести конкретный поражающий фактор.

    Поражающий фактор это фактор жизненной среды, который при определенных условиях наносит ущерб, как людям, так и системам жизнеобеспечения, наносит материальный ущерб.

    По происхождению поражающие факторы делятся на:

    - физические , в том числе энергетические (ударная воздушная или водная волна, электромагнитное, акустическое, ионизирующее излучение, объекты, которые двигаются с большой скоростью или имеют высокую температуру и т.п.);

    - химические (химические элементы, вещества и соединения, которые негативно воздействуют на организм людей, фауну и флору, вызывают коррозию, приводят к разрушению объектов жизненной среды);

    - биологические (животные, растения, микроорганизмы);

    - социальные (возбужденная толпа людей);

    -психофизиологические (физические перегрузки – статические и динамические; монотонность труда, эмоциональные перегрузки).

    В зависимости от последствий влияния конкретных поражающих факторов на организм человека они подразделяются на вредные и опасные .

    Вредные этофакторы жизненной среды, которые приводят к ухудшению самочувствия, снижению трудоспособности, заболеванию и даже к смерти как следствию заболевания.

    Опасные факторы жизненной среды, которые приводят к травмам, ожогам, обморожениям, другим повреждениям организма или отдельных его органов и даже к внезапной смерти.

    Такое деление поражающих факторов эффективно используется в охране труда для организации расследования, учета несчастных случаев и профессиональных заболеваний, обустройства работ, направленных на разработку мероприятий и средств защиты работников и т.п.

    По характеру и природе влияния все опасные и вредные факторы делятся на: физические, химические, биологические и психо - физиологические.

    Деление на источник опасности, опасную ситуацию и опасный фактор проводится в зависимости от задач и прежде всего от уровня системы «человек - жизненная среда », которая рассматривается. Например, если для одного конкретного лица или группы людей поражающим фактором являются осколки от взрыва бомбы; падение бомб (бомбежка) является опасной ситуацией, а самолет, из которого осуществляется бомбежка, источником опасности. Для уровня страны или региона, в котором ведутся боевые действия, опасным фактором являются бомбы; появление самолетов, которые несут бомбы – это опасная ситуация, а источником опасности является война.

    Один источник опасности может приводить к разного рода опасным ситуациям, а последние порождают разные поражающие факторы (газовая плита - угроза отравления, пожара и взрыва).

    Современная жизненная среда, даже бытовая, одержит много источников опасностей – это и электрическая сеть и электроаппаратура, система водоснабжения, медикаменты, отравляющие и пожароопасные вещества, балконы, которые находятся на высоте, охотничье или другое оружие и т. п. Для реализации потенциальной угрозы необходима триада « источник опасности - причина (условие) - опасная ситуация».

    Опасность, как правило, проявляется в определенной пространственной области, которая получила название опасная зона .

    Наиболее опасная ситуация для человека возникает при таких
    условиях: опасность реально существует; человек находится в зоне действия опасности; человек не имеет достаточных средств защиты, не использует их или эти средства неэффективны.

    Блок 1.2. Лекция 3. Системный анализ в безопасности

    жизнедеятельности
    План

    2.Система "Человек - жизненная среда" и ее компоненты.

    3.Уровни системы "Человек - жизненная среда".

    1. Системно-структурный подход и системный анализ - методологическая основа безопасности жизнедеятельности.
    Безопасность жизнедеятельности как сравнительно новая область науки, которая образовалась на стыке естественных, гуманитарных и технических наук, использует методы этих наук, вместе с тем разрабатывает свои собственные методы. Комплексный характер БЖД требует использования комплекса методов других наук.

    В природе и обществе частные явления не существуют в отрыве одно от другого, они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Т.е. если нам необходимо объяснить любое явление, то прежде всего следует раскрыть причины, которые порождают его.

    Главным методологическим принципом БЖД есть системно-структурный подход, а методом , который используется в ней, - системный анализ . Системный анализ - это совокупность методологических средств, которые используются для подготовки и обоснования решений в отношении сложных вопросов, которые существуют или возникают в системах. Под системой понимается совокупность взаимосвязанных элементов, которые взаимодействуют между собой, таким образом, что достигается определенный результат (цель).

    Под элементами (составными частями) системы понимают не только материальные объекты, а и отношения, связи между этими объектами. Какое-либо устройство является примером технической системы , а растения, животные или человек - примером биологической системы . Любые группы людей или коллективы - сообщества - являются социальными системами .

    Система, одним из элементов которой есть человек, называется э рготической . Примерами эрготических систем являются системы: «человек - природная среда», «человек - машина», «человек - машина - окружающая среда» и т.п.

    Системы имеют такие свойства, которых нет и не может быть у элементов, которые ее составляют. Это важнейшее свойство систем, называется эмерджентностью, и лежит в основе системного анализа.

    Цель или результат, которого достигает система, носит название системообразующего элемента.

    Любая система является составной частью другой системы или же входит в другую систему как ее элемент. С другой стороны, отдельные элементы любой системы могут рассматриваться как отдельные самостоятельные системы.

    Системой, которая изучается в безопасности жизнедеятельности, есть система «человек - жизненная среда».

    Системный анализ в безопасности жизнедеятельности - это методологические средства, которые используются для определения опасностей, которые возникают в системе «человек - жизненная среда» или на уровне ее компонентных составляющих, и их влияние на самочувствие, здоровье и жизнь человека.

    Итак, при исследовании проблем безопасности жизни одного человека или любой группы людей их необходимо изучать без отрыва от экологических, экономических, технологических, социальных, организационных и других компонентов системы, в которую они входят. Каждый из этих элементов оказывает взаимное влияние, и все они находятся в сложной взаимозависимости. Они влияют на уровень жизни, здоровье, благосостояния людей, социальные взаимоотношения. В то же время от уровня жизни, здоровья, благосостояния людей, социальных взаимоотношений зависят состояние духовной и материальной культуры, характер и темпы развития последней.

    А материальная культура является тем элементом жизненной среды, который непосредственно воздействует как на окружающую природную среду, так и на самого человека.

    Исходя из этого, системно-структурный подход в системе «человек - жизненная среда» есть не только основным требованием к развитию теоретических основ БЖД, но и прежде всего важным средством в руках руководителей и специалистов в части усовершенствования деятельности, направленной на обеспечение здоровых и безопасных условий жизнедеятельности людей.

    Системный анализ безопасности, как метод исследования, сформировался в конце 50-х годов XX ст., когда возникла новая научная дисциплина - «Безопасность систем».

    Безопасность систем - это наука, которая использует инженерные и управленческие принципы для обеспечения необходимой безопасности, своевременного выявления риска опасности, применение средств предотвращения и контроля этих опасностей на протяжении жизненного цикла системы, с учетом эффективности операций, времени и стоимости.

    Концепция безопасности систем впервые была использована в ракетостроении в конце 40-х годов XX ст. В дальнейшем она выделилась в отдельную дисциплину и использовалась главным образом в ракетостроительных, авиастроительных и аэрокосмических объединениях. В 40-х годах конструкторы и инженеры при разработке безопасных конструкций ориентировались исключительно на метод проб и ошибок. Такой подход оправдывал себя во времена, когда системы и конструкции были относительно простыми. Однако со временем системы становились все более сложными, а скорость и маневренность самолетов возрастали, увеличилась вероятность значительных последствий аварий систем или одной из многих ее составных частей. Такие факторы привели к возникновению системного инжиниринга , из которого потом, в конце концов, возникла концепция безопасности систем.

    Программы, разработанные сначала военными и специалистами в области космонавтики, со временем были адаптированы к использованию в промышленности в таких отраслях как: ядерная энергетика, нефтепереработка, транспортировка грузов, химическая промышленность, а позднее - в компьютерном программировании.

    Однако требования к контролю безопасности (письменные и физические) преимущественно вводились лишь после того, как произошла авария, или после того, как кто-то дальновидно предусмотрел ее возможность и предложил контроль, чтобы предотвратить такое событие. Итак, было наработано два метода.

    Первый метод - создание правил безопасности после того, как несчастный случай или авария произошли, второй метод - моделирование возможной аварии и предотвращения ее с помощью использования разных контрольных операций, регулирования и т.п., есть именно тем методом, который использует специалист в области безопасности систем, когда анализирует какую-то конструкцию, условия работы или технологию.

    Там, где это возможно, концепция безопасности систем опережает на шаг возможные инциденты, и на самом деле старается исключить риск этих событий из процесса вообще. С появлением безопасности систем как науки, метод обеспечения безопасности и надежности систем превратился в метод гарантии безопасности систем , который назван «определение, анализ и устранение». Этот метод может успешно использоваться для исследования любых систем «человек - жизненная среда».

    В качестве успешного применения последнего метода можно назвать мероприятия, которые внедрялись странами Европейского сообщества после большой аварии в Севезо (Италия). Согласно «Директивам по Севезо», все новые объекты должны иметь точное обоснование их безопасности.

    БЖД изучает человека и окружающую его среду именно в системе «человек - жизненная среда», в которой человек является источником активности, направленной на объект - жизненная среда. Вне границ этой системы человек является объектом изучения антропологии, медицины, психологии, социологии и многих других наук.

    2.Система "Человек - жизненная среда" и ее компоненты
    Система «человек - жизненная среда» является сложной системой, в неё, как правило, входит большое количество переменных показателей, между которыми существует много связей. Поэтому математическая обработка данных и вывод универсальных законов в этом направлении будут очень сложными. Сложность изучения систем «человек - жизненная среда» предопределяется тем, что эти системы являются многоуровневыми, содержат в себе положительные, отрицательные и гомеостатические, прямые и обратные связи и имеют много эмерджентных свойств.

    Человек является одним из элементов - субъектом указанной системы, в которой под термином «человек» понимается не только одно существо, индивидуум, а и группа людей, коллектив, жители населенного пункта, региона, страны, общество и человечество вообще. Человек рассматривается как самоцель развития общества.

    Жизненная среда - второй элемент системы «человек - жизненная среда», ее объект. Жизненная среда является частью Вселенной и мира, где находится или может находиться в данное время человек и функционируют системы ее жизнеобеспечения. Жизненная среда человека состоит из трех компонентов - природной, социальной, или социально-политической, и техногенной сред:

    1) природная среда (человек находится в окружении почв, воздуха, воды, растений, животных, солнца, месяца, планет и т.п.). Сформирована независимо от воли человека и имеет свои законы развития, которые определенным образом влияют на человека;

    2) социальная , социально-политическая среда (формы общей деятельности людей, единство образа жизни). Человека окружают другие люди, политические системы, интересы, разногласия, недоразумение и пр.; 3)техногенная среда (жилье, транспорт, орудия труда, промышленные и энергетические объекты, оружие, домашние животные, сельскохозяйственные растения и т.п.). Создана самим человечеством для удовлетворения собственных нужд, за счет природы. Эта среда антагонистична в отношении к природной.

    Техногенную среду , как правило, разделяют на бытовую и производственную.

    Бытовая среда - это среда проживания человека, которая содержит совокупность жилых зданий, сооружений спортивного и культурного назначения, а также коммунально-бытовых организаций и учреждений. Параметрами этой среды есть размер занимаемой жилой площади в расчете на одного человека, степень электрификации, газификации жилья, наличие централизованного отопления, наличие холодной и горячей воды, уровень развития общественного транспорта и др.

    Производственная среда - это среда, в которой человек осуществляет свою трудовую деятельность. Она содержит комплекс предприятий, организаций, учреждений, средств транспорта, коммуникаций и т.п.. Производственная среда характеризуется, прежде всего, параметрами, которые специфичны для каждого производства и определяются его назначением. Это вид продукции, которая вырабатывается на нем, объемы производства, количество работников, производительность работы, энергоемкость, сырьевая база, отходы производства и т.п.. Кроме этих параметров есть такие, которые определяют условия работы и ее безопасность : загазованность, запыленность, освещенность рабочих мест, уровень акустических колебаний, вибрации, ионизирующей радиации, электромагнитного излучения, пожаро- и взрывоопасности, наличие опасного оборудования, средств защиты работников, степень напряженности работы, психологический климат и много других.

    Учитывая то, что один и тот же человек постоянно может находиться и в одной, и в другой среде, любые системы «человек - жизненная среда» будут рассматриваться во взаимодействии двух указанных сред, как бытовой, так и производственной.

    Параметры бытовой среды регламентируются соответствующими санитарно-гигиеническими нормативными документами, которые устанавливаются государственными или местными органами власти и здравоохранения. Эти параметры поддерживаются специальными службами и самыми людьми, которые проживают в регионе.

    Параметры производственной среды, регламентируются государственными нормативными актами по охране труда и нормативными актами по охране труда отдельных предприятий, ответственность за их соблюдение возлагается на владельцев предприятий или уполномоченных ими лиц.

    Но под влиянием тех или других факторов, прежде всего природного или военного характера, параметры жизненной среды могут выходить за пределы установленных норм, и тогда может возникнуть угроза не только здоровью, а и жизни людей.

    Как правило, мы не можем назвать примеры отдельного существования каждого из названных выше компонентов жизненной среды - природного, социального или техногенного. Каждый из компонентов жизненной среды взаимосвязан с другими и человек или социальное сообщество ощущает уже результат их комплексного действия.

    3.Уровни системы "Человек - жизненная среда"
    Субъектом системы «человек - жизненная среда» может быть как отдельный человек, так и любое сообщество, членом которого является этот человек. Социальные сообщества, в свою очередь, могут быть составными частями других сообществ, а те, в свою очередь, входят в еще большие социальные структуры. Всегда можно говорить об определенной иерархии социальных сообществ. В одних случаях эта иерархия жестко определена и регламентирована, например: порядок, в разного рода производственных структурах и в армии. В других случаях она существует, несмотря на отсутствие такой регламентации. Семья или двое студентов, которые проживают вместе в общежитии, - это микроколлектив, который принадлежит к большему коллективу - жителям дома (общежития). Микроколлективы входят в более высокий уровень сообществ – макроколлективы (микрорайон города, население города, области, страны, континента и, в конце концов, человечество).

    Итак, можно говорить об уровне системы «человек - жизненная среда» с одним человеком, семьей, населением жилого дома, микрорайона, населенного пункта и т.п.

    Для отдельного человека, т.е. когда мы говорим о системе «человек - жизненная среда» с одним человеком, все другие люди и какие-либо общности являются элементами жизненной среды, а именно социальной среды.

    Для глобальной системы «человек - жизненная среда» все люди являются элементами общечеловеческого сообщества, а жизненная среда состоит из природного (Земля) и космического пространства, которое ее окружает, а также техногенной среды, созданной человечеством за всю историю его существования.

    Для систем любого другого уровня всегда необходимо определить, какие люди и сообщества являются внутренними составляющими того сообщества, для которого рассматривается система «человек - жизненная среда», а которые являются элементами социальной среды, которая окружает это сообщество.

    В основу системного анализа положена эмерджентность , т.е. способность систем иметь такие свойства, которых нет и не может быть в элементах, из которых она состоит. Э мерджентность присуща социальным сообществам. Социальное сообщество любого уровня имеет свойства, присущие только ему, а также те, которые отсутствуют или присутствуют в неполной мере у сообществ другого уровня. Это необходимо четко осознавать, помнить и использовать при решении конкретных задач безопасности жизнедеятельности.

    Блок 1.3. Лекция 4. Риск как оценка опасности
    План

    1. Общая оценка и характеристика опасностей.

    2. Оценка риска опасности.

    3. Концепция приемлемого (допустимого) риска.

    4. Управление риском.

    5. Качественный анализ опасностей.

    Методы обеспечения БЖД.

    Составляющие БЖД

    БЖД это раздел науки о безопасности жизнедеятельно­сти, изучающий опасные и вредные производственные факторы, уровни техногенного воздействия на человека в процессе труда и разрабатывающий методы и средства повышения безопасности технических систем и технологических процессов, основные направления снижения риска и последствий проявления опасных и вредных производственных факторов.

    Цель курса “БЖД” - сформировать научные знания:

    Об опасных и вредных факторах и процессах, порождающих опасности оборудования, трудовых и производственных процессов;

    О современных методах выявления и прогнозирования опасностей;

    О принципах, методах и средствах обеспечения БЖД на стадии проектирования и эксплуатации техники и технологических процессов;

    О законодательных и нормативно-технических актах по охране труда.

    Составляющие БЖД. В значительной мере дисциплина БЖД перекликается с дисциплиной Охрана труда. Собственно охрана труда – это система законодательных, социально-экономических, организационных, технических, гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда (ГОСТ 12.0.002-80).

    Дисциплина “БЖД” опирается на:

    Естественно-научные дисциплины - математику, в частности, теорию вероятностей, математическую статистику, алгебры Буля, информатику, физику, химию;

    Общепрофессиональные дисциплины - техническую механику, технологию машиностроения, материаловедение, теории управления и надежности.

    Медицинские науки: анатомию, физиологию и гигиену труда;

    Науки о человеческом факторе - эргономику, инженерную психологию;

    Эргономика – научная дисциплина, комплексно изучающая закономерности взаимодействия человека с техническими средствами, предметом деятельности и средой, практическими задачами которой является повышение эффективности деятельности при сохранении здоровья и всестороннем развитии личности. Эргономика изучает человека в условиях современного производства.

    Инженерная психология , как отрасль психологии изучает объективные закономерности взаимодействия человека и техники с целью использования их для проектирования и эксплуатации сложных систем «человек-машина». В этом смысле ее можно считать одним из разделов эргономики. Инженерная психология занимается, в основном, изучением деятельности человека-оператора.

    Основные понятия и термины

    Опасность – это явления, процессы, объекты, свойства предметов, способные в определенных наносить ущерб здоровью человека или окружающей среде.

    Опасность хранят все системы, имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты, а также характеристики, не соответствующие условиям жизнедеятельности человека. Говорят также, что такие системы обладают так называемым остаточным риском , т.е. способностью к потере устойчивости или длительному отрицательному воздействию на человека, окружающую среду.

    Объективной основой опасности является неоднородность системы «человек - среда обитания».

    Опасности носят потенциальный характер. Актуализация, или реализация опасностей происходит при определенных условиях, именуемых причинами. Для живых организмов опасностьреализуетсяв виде травмы, заболевания, смерти.

    Признаками, определяющими опасность, могут быть:

    Угроза для жизни;

    Возможность нанесения ущерба здоровью;

    Нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека.

    Нарушение условий нормального функционирования экологических систем

    Количество признаков, характеризующих опасность, может быть увеличено или уменьшено в зависимости от целей анализа.

    Источниками формирования опасностей в конкретной деятельности могут быть:

    - сам человек как сложная система «организм - личность», в которой неблагоприятная для здоровья человека наследственность, физиологические ограничения возможностей организма, психологические расстройства и антропометрические показатели человека могут быть непригодны для реализации конкретной деятельности;

    - элементы среды обитания , которыми для любой деятельности являются: предметы, средства и продукты труда, используемая энергия, климатические условия жизни или микроклиматические условия труда (температуры, влажность и скорость движения воздуха), животный и растительный мир, коллектив людей, отдельный человек;

    - процессы взаимодействия человека и среды обитания.

    Потенциальный характер опасностей проявляется также и в том, что для человека опасность может реализоваться только в тех случаях, когда зона воздействия опасностей пересечется с зоной деятельности (нахождения) человека. Например, человек попадает в зону действия электрического тока, шума, вибраций, криминальных структур, движения транспорта и т.д.

    ноксосфера (<лат. nox: опасность) - область, зона, в которой проявляются опасности;

    гомосфера (<лат. homo: человек) - область, зона, в которой пребывает человек.

    Как было сказано выше, опасность реализуется при наличии определенных причин, движущих сил, именуемыми факторами опасности.

    Безопасность - это состояние защищенности человека, общества, окружающей среды от опасностей различного происхождения. При этом имеется в виду, что обеспечиваются условия, при которых исключается появление опасностей или превышение научно обоснованных допустимых уровней опасных факторов. В более узком значении понятие безопасность трактуется как состояние деятельности, при котором с определенной вероятностью исключается возможность реализации потенциальных опасностей, т.е. причинение вреда (ущерба здоровью человека). Если же говорить о безопасности системы «Человек-машина-среда», то надо иметь в виду, что ее параметры не являются неизменными и могут приводить систему как в безопасное, так и в опасное состояние. В этом случае уместно говорить о безопасности как о свойстве системы. Таким образом, можно дать следующее определение:

    безопасность - это свойство систем «Человек-машина-среда» сохранять при функционировании в определенных условиях такое состояние, при котором с заданной вероятностью исключаются происшествия, обусловленные воздействием опасности на незащищенные компоненты систем и окружающую природную среду, а ущерб от неизбежных при этом непрерывных энергетических и материальных выбросов не превышает допустимого.

    3. Принципы, методы и средства обеспечения безопасности.

    Принципы безопасности жизнедеятельности – это основные направления деятельности, элементарные составляющие процесса обеспечения безопасности.

    Теоретическое и познавательное значение принципов состоит в том, что с их помощью определяется уровень знаний об опасностях окружающего мира и, следовательно, формируются требования по проведению защитных мероприятий и методы их расчета. Принципы БЖД позволяют находить оптимальные решения защиты от опасностей на основе сравнительного анализа конкурирующих вариантов. Они отражают многообразие путей и методов обеспечения безопасности в системе «Человек-среда обитания», включающее как чисто организационные мероприятия, конкретные технические решения, так и обеспечение адекватного управления, гарантирующего устойчивость системы, а также некоторые методологические положения, обозначающие направление поиска решений. Принципы БЖД могут быть применены в различных сферах: технике, медицине, организации труда и отдыха. По сфере реализации, т.е. в зависимости от того где они применяются принципы БЖД могут быть подразделены на инженерно-технические, методические, медико-биологические.

    По признаку реализации, т.е. по тому как, каким образом они осуществляются принципы БЖД подразделяются на следующие группы:

    · ориентирующие , т.е. дающие общее направление поисков решений в области безопасности; к ориентирующим принципам относятся, в частности, принцип системного подхода, профессионального отбора, принцип нормирования негативных воздействий и т.п.

    · управленческие ; к ним относятся принцип контроля, принцип стимулирования деятельности, направленной на повышение безопасности, принципы ответственности, обратных связей и др.

    · организационные ; среди этих принципов можно назвать так называемую защиту временем , когда регламентируется время, в течение которого допускается воздействие на человека негативных факторов, принцип рациональной организации труда, рациональных режимов работы, организация санитарно-защитных зон и др.

    · технические; эта группа принципов подразумевает использование конкретных технических решений для повышения безопасности.

    На последней группе принципов следует остановиться как на особенно многочисленной и разнообразной. К техническим принципам относятся такие как:

    защита количеством (снижение количественных характеристик негативных воздействий, например, интенсивности шума), или так называемое снижение негативного фактора в источнике за счет проектирования более совершенных, экологичных технических устройств (автомобильные двигатели с низким содержанием вредных веществ в выхлопных газах, мониторы компьютеров, обладающие незначительными уровнями электромагнитного излучения в окружающую среду и т.п.);

    защита расстоянием , использующая тот факт, что интенсивность ряда негативных воздействий убывает с расстоянием;

    защита с помощью ограждений;

    экранирование;

    блокировка;

    герметизация;

    принцип слабого звена (применение предохранителей, например, плавких предохранителей в электрической цепи, размыкающих цепь при возникновении аварийного режима, предохранительных клапанов, мембран, которые в опасной ситуации сбрасывают избыточное давление и т.п.).

    В дальнейшем вы увидите как те или иные принципы реализуются при защите от конкретных опасностей.

    Принципы обеспечения безопасности необходимо рассматривать во взаимосвязи, т. е. как элементы, дополняющие друг друга.

    Некоторые принципы относятся к нескольким классам одновременно. Принципы обеспечения БЖД образуют систему, и в тоже время каждый принцип обладает относительной самостоятельностью.

    Методы обеспечения БЖД.

    Как известно, метод - это способ достижения цели. Здесь целью является обеспечение безопасности. Методы БЖД основаны на применении вышеперечисленных принципов. Пользуясь методами обеспечения БЖД мы можем согласовать взаимодействие характеристик человека с окружающей средой (будь то система "человек - производственная среда", "человек - бытовая среда" или "человек - природная среда"), т.е. достичь определенного уровня безопасности.

    Принято выделить четыре метода БЖД:

    А-метод: пространственное или временнóе разделение гомосферы и ноксосферы (дистанционное управление, механизация, автоматизация)

    Б-метод: нормализация ноксосферы, т.е. совершенствование среды, чаще производственной, приведение характеристик ноксосферы в соответствие с характеристиками человека. Б-метод реализуется в создании безопасной техники.

    В-метод: используется тогда, когда А- и Б-методы не дают желаемого результат и требуемого уровня безопасности. Он подразумевает адаптацию человека к ноксосфере (обучение, тренировка, профессиональный отбор).

    Г- метод: сочетает в себе вышеупомянутые методы и используется чаще всего.

    Средства обеспечения БЖД. П

    Прежде всего, это конкретные средства защиты человека от различных опасностей. Средства защиты работающих в соответствии с ГОСТ 12.4.011-80 подразделяющиеся по характеру их применения на средств коллективной защиты (СКЗ) и средства индивидуальной защиты (СИЗ).

    СКЗ классифицируется в зависимости опасных и вредных факторов (СКЗ от шума, вибрации и т.п.)

    СИЗ классифицируется в основном в зависимости от защищаемых видов органов (СИЗ органов дыхания, рук, головы, лица, глаз, слуха и т.д.)

    По техническому исполнению СКЗ могут быть разделены по следующим группам:

    Ограждения;

    Блокировочные устройства;

    Тормозные устройства;

    Предохранительные устройства;

    Световая и звуковая сигнализация;

    Приборы безопасности;

    Знаки безопасности;

    Устройства автоматического контроля;

    Устройства дистанционного управления;

    Заземление, зануление;

    Вентиляция, отопление, кондиционирование.

    К СИЗ относятся скафандры, противогазы, респираторы, шлемы (пневмошлемы, противошумовые), маски, рукавицы из специальных материалов, защитные очки, предохранительные пояса.

    Средства безопасности должны обеспечивать нормальные условия для деятельности человека. Это требование должно быть в первую очередь учтено при создании СИЗ, поскольку многие СИЗ создают существенные неудобства и зачастую резко снижают работоспособность человека. Именно из-за этого от СИЗ часто отказываются в ущерб безопасности, а ведь они должны применяться в тех случаях, когда безопасность не достигается с помощью других средств (организационных, технических и др. решений применения СКЗ). Поэтому СИЗ обязательно должны оцениваться по защитным и функциональным показателям.

    К средствам БЖД следует также отнести так называемые приспособления для организации безопасности (например: лестницы, трапы, леса, подмостки, люльки и т.п.).

    ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ

    1. Предмет, задачи, цели безопасности жизнедеятельности.

    2. Перспективы развития науки о безопасности жизнедеятельности.

    3. Основные понятия и определения безопасности жизнедеятельности.

    4. Функции и задачи БЖД.

    5. Характеристика системы «человек-среда обитания»

    6. Причины проявления опасностей.

    7. Безопасность и демография

    8. Концепция приемлемого допустимого риска. Риск. Управление риском.

    9. Квантификация, идентификация, таксономия, номенклатура опасностей.

    10. Системный анализ безопасности. Логические операции при анализе безопасности систем.

    11. Аксиомы БЖД.

    12. Понятие техносферы, ее структура и основные компоненты.

    13. Стадии формирования техносферы.

    14. Техносферное зонирование.

    15. Виды, источники основных опасностей техносферы и ее отдельных компонентов.

    16. Критерии безопасности техносферы.

    17. Классификация негативных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения.

    18. Вредные и опасные негативные факторы.

    19. Системы восприятия и компенсации организмом человека вредных факторов среды обитания.

    20. Предельно-допустимые уровни опасных и вредных факторов - основные виды и принципы установления.

    21. Параметры, характеристики основных вредных и опасных факторв среды обитания человека, основных компонентов техносферы и их источников.

    22. Воздействие основных негативных факторов на человека и их предельно-допустимые уровни.

    23. Основные принципы защиты от опасностей.

    24. Системы и методы защиты человека и ОС от основных видов опасного и вредного воздействия природного происхождения.

    25. Системы и методы защиты человека и ОС от основных видов опасного и вредного воздействия антропогенного происхождения.

    26. Системы и методы защиты человека и ОС от основных видов опасного и вредного воздействия техногенного происхождения.

    27. Методы защиты от вредных веществ.

    28. Методы защиты от физических полей.

    29. Методы защиты от вредных веществ.

    30. Методы защиты от опасностей биологического происхождения.

    31. Методы защиты от опасностей психологического происхождения.

    32. Общая характеристика и классификация защитных средств

    33. Методы контроля и мониторинга опасных и вредных факторов.

    34. Методы определения зон действия негативных факторов.

    35. Взаимосвязь условий жизнедеятельности со здоровьем и производительностью труда.

    36. Комфортные (оптимальные) условия жизнедеятельности.

    37. Климатическая среда, влияние среды на самочувствие, состояние здоровья и работоспособность человека.

    38. Световая среда, влияние среды на самочувствие, состояние здоровья и работоспособность человека.


    39. Психологическая среда, влияние среды на самочувствие, состояние здоровья и работоспособность человека.

    40. Психофизиологические условия организации и безопасности труда.

    41. Принципы, методы и средства организации комфортных условий жизнедеятельности.

    42. Психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность.

    43. Основные психологические причины ошибок и создания опасных ситуаций.

    44. Профессиограмма.

    45. Инженерная психология. Понятие и значение.

    46. Психодиагностика, профессиональная ориентация и отбор специалистов операторского профиля.

    47. Факторы, влияющие на надежность действий операторов.

    48. Виды трудовой деятельности. Формы труда.

    49. Классификация условий труда по тяжести и напряженности трудового процесса.

    50. Классификация условий труда по факторам производственной среды.

    51. Понятие эргономики и ее значение в трудовом процессе.

    52. Система «человек-машина-среда».

    53. Антропометрическая и сенсомоторная совместимость человека и машины.

    54. Энергетическая, биомеханическая и психофизиологическая совместимость человека и машины.

    55. Организация рабочего места с точки зрения эргономики.

    56. Чрезвычайные ситуации - понятие, классификация.

    57. Классификация объектов экономики по потенциальной опасности.

    58. Фазы развития ЧС.

    59. Поражающие факторы источников ЧС техногенного характера.

    60. Классификация стихийных бедствий.

    61. Характеристика поражающих факторов природного характера.

    62. Техногенные аварии и их особенности.

    63. Виды оружия массового поражения, их особенности и последствия его применения.

    64. Терроризм и террористические действия.

    65. Принципы и способы повышения устойчивости функционирования объектов в ЧС.

    66. Способы защиты населения и персонала в мирное и военное время.

    67. Эвакуация населения и персонала из зон ЧС. Медицинские мероприятия и средства индивидуальной защиты.

    68. Основы организации аварийно-спасательных работ при ЧС.

    69. Система законодательных и нормативно-правовых актов в сфере безопасности.

    70. Обеспечение безопасности при захвате заложников.

    71. Обеспечение безопасности при обнаружении подозрительных предметов, угрозе совершения и совершенном теракте.

    72. Правила поведения в толпе.

    Определение и значение основных понятий

    Науки БЖД

    В XXI в. человечество вступило в эпоху грандиозных социальных, техниче­ских и культурных перемен, которую ученые называют глобальной революцией. На смену первым двум «волнам цивилизации», аграрной и индустриальной, приходит третья «волна» - постиндустриальная. Она характеризуется тем, что современные технологии достигли мощности, сопоставимой с мощностями гео­логических процессов, человечество вышло в космос, увеличивается его инфор­мационная и экономическая интеграция, повсеместно происходит демократи­зация общества, приоритетными становятся права личности, но прежде всего- необходимость обеспечить защиту человека от последствий его собственной жизнедеятельности.

    Интенсивное использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды, широкое внедрение техники, систем механизации и автоматизации во все сферы общественно-производственной деятельности, формирование рыночных отношений сопровождается появлением и широким распространением различных природных, биологических, техногенных, экологических и других опасно­стей. Это требует от каждого специалиста умения определять и осуществлять комплекс эффективных мер защиты от их неблагоприятного воздействия на организм человека и здоровье населения.

    Решение проблемы обеспечения безопасности жизнедеятельности состоит в обеспечении нормальных (комфортных) условий деятельности людей, в защите человека и окружающей его среды (производственной, природной, городской, жилой) от воздействия вредных факторов, превышающих нормативно-допустимые уровни. Поддержание оптимальных условий деятельности и отдыха челове­ка создает предпосылки для его высшей работоспособности и продуктивности. Обеспечение безопасности труда и отдыха способствует сохранению жизни и здо­ровья людей за счет снижения травматизма и заболеваемости.

    Поэтому объектом комплексной научной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» , изучающей опасности и защиту от них человека, является комплекс отрицатель­но воздействующих явлений и процессов в системе «человек - среда обитания».

    Основополагающая формула безопасности жизнедеятельности - предупрежде­ние и упреждение потенциальной опасности. Потенциальная опасность является непременным свойством процесса взаимодействия человека со средой обитания. Все действия человека и все компоненты среды обитания (прежде всего техниче­ские средства и технологии) обладают способностью генерировать наряду с по­ложительными свойствами и результатами опасные и вредные факторы. При этом новому положительному результату, как правило, сопутствует новая потен­циальная опасность или группа опасностей.

    Основные положения учебной дисциплины БЖД:

    1. С момента своего появления на Земле человек живет и действует в условиях постоянно изменяющихся потенциальных опасностей. Сказанное позволяет сформулировать аксиому о том, что деятельность человека потенциально опасна.

    2. Реализуясь в пространстве и времени, опасности причиняют здоровью чело­века вред, который проявляется в нервных потрясениях, травмах, болезнях, инвалидных и летальных исходах. Следовательно, опасности - это то, что уг­рожает не только человеку, но и обществу, и государству в целом. Значит, профилактика опасностей и защита от них - актуальнейшая гуманитарная и социально-экономическая проблема, в решении которой государство не может не быть заинтересовано.

    3. Обеспечение безопасности деятельности - приоритетная задача для личности, общества, государства. Абсолютной безопасности не бывает. Всегда существует некоторый остаточный риск. Под безопасностью понимается такой уровень опасности, с которым на данном этапе научного и экономического развития можно смириться. Безопасность - это приемлемый риск.

    Как достичь безопасности? Первейший и главнейший способ состоит в повыше­нии информированности народа. Другого пути просто нет, и вот почему.

    Опас­ности по своей природе вероятностны (то есть случайны), потенциальны (то есть скрыты), перманентны (то есть постоянны, непрерывны) и тотальны (то есть всеобщи, всеобъемлющи). Следовательно, нет на Земле человека, которому не угрожают опасности. Но зато есть множество людей, которые об этом не подоз­ревают. Их сознание работает в режиме отчуждения от реальной жизни, так как одна из особенностей человеческого сознания состоит в том, что оно не придает приоритетного значения информации, которая носит вероятностный характер.

    Для выработки идеологии безопасности, формирования безопасного мышления и поведения и была предложена учебная дисциплина «Безопасность жизне­деятельности». Можно дать такое определение этой дисциплины:

    Безопасность жизнедеятельности - это область научных знаний, изучающая общие опасно­сти, угрожающие каждому человеку, и разрабатывающая соответствующие спо­собы защиты от них в любых условиях обитания человека.

    БЖД не решает специальных проблем безопасности - это удел специальных дисциплин (отраслевая безопасность труда, радиационная безопасность, электро­безопасность, космическая безопасность и т. д.). Но БЖД обеспечивает, общую грамотность в области безопасности, является научно-методическим фундамен­том для всех без исключения специальных дисциплин безопасности.

    Исходя из сказанного, можно сделать следующие выводы:

    1. БЖД - неотъемлемая составная часть подготовки всесторонне развитой личности.

    2. Этот предмет должен входить в государственные, образовательные стандарты всех специальностей и направлений без какого-либо исключения, что в инте­ресах личности, общества, государства.

    В научной теории БЖД важнейшими понятиями являются: среда обитания, деятельность, опасность, риск и безопасность.

    Как биологический субъект природы, человек, для его жизнедеятельности, нуждается в таких составляющих его биологического существования, как воздух, вода, пища. Без этих природных компонентов невозможно существование человека, как биологического вида. При этом немаловажным становится вопрос, каким воздухом он дышит, какую воду пьет, какую пищу он употребляет. Если эти составляющие его биологической жизнедеятельности не отвечают необходимым допустимым требованиям к их составу, то это приводит к различным заболеваниям и другим нарушениям функций организма. В то же время человек существует в социуме и социальные условия его жизни и жизнедеятельности также оказывают огромное влияние на его здоровье и жизнь.

    Таким образом, среда обитания – это окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических и социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.

    Пока человек живет, он находится в постоянной деятельности, и, следовательно, через свою деятельность взаимодействует с окружающей средой.

    Деятельность – это активное (сознательное) взаимодействие человека со средой обитания, результатом которого должна быть ее полезность для существования человека в этой среде и благоприятное для жизни человека состояние самой среды. Опыт человека показывает, что любой вид деятельности должен быть полезен для его существования, но одновременно деятельность может быть источником негативного воздействия или вреда, а порой заканчивается и полной потерей трудоспособности, или смертью. Вред человеку и окружающей среде может наносить любая деятельность: работа на производстве (трудовая деятельность), в быту, различные виды отдыха, развлечений, и даже деятельность, связанная с получением знаний.

    Человеческая практика, таким образом, дает основание утверждать, что любая деятельность потенциально опасна - аксиома о потенциальной опасности любой деятельности . Аксиома о потенциальной опасности любой деятельности положена в основу научной проблемы обеспечения безопасности человека. Эта аксиома имеет два важных вывода, необходимых для формирования систем безопасности: первый – невозможность найти абсолютно безопасный вид деятельности человека и второй – ни один вид деятельности не может обеспечить абсолютную безопасность для человека.

    Существует также презумпция потенциальной опасности деятельности – один из принципов теории безопасности, согласно которому любая деятельность априорно считается опасной до тех пор, пока проведением соответствующих обследований и реализацией профилактических мероприятий не будут достигнуты такие условия, которые считаются безопасными. Презумпция потенциальной опасности деятельности имеет четко выраженную профилактическую направленность.

    Опасность – это процессы, явления, предметы, оказывающие негативное влияние на жизнь и здоровье человека. Все виды опасностей (негативных воздействий), как природных, так и формируемых в процессе деятельности человека, разделяют на следующие группы: физические, химические, биологические и психофизиологические (социальные).

    Источниками формирования опасностей в конкретной деятельности человека являются:

    Сам человек, как сложная система «организм – личность», в которой причиной возникновения опасностей, а, следовательно, и возможного неблагоприятного исхода их действий, могут стать: неблагоприятная для здоровья человека наследственность, физиологические ограничения возможностей организма, психологические расстройства и антропометрические показатели человека, оказывающиеся непригодными для реализации конкретной деятельности;

    Процессы взаимодействия человека со средой обитания и ее элементами.

    Опасность – это центральное понятие в науке «Безопасность жизнедеятельности», являющаяся предметом ее исследования.

    Различают опасности естественного и антропогенного происхождения. Естественные опасности обуславливают стихийные явления – климатические условия, флора и фауна, рельеф местности и т.п. Однако, негативное воздействие на человека и среду обитания не ограничивается только естественными опасностями. Человек, решая задачи своего материального обеспечения, непрерывно воздействует на среду обитания своей деятельностью и продуктами деятельности, генерирует в среде обитания антропогенные опасности. Чем выше преобразующая деятельность человека, тем выше уровень и число антропогенных опасностей – вредных и травмирующих факторов, отрицательно воздействующих на человека и окружающую его среду.

    Риск – количественная характеристика действия опасностей, формируемых конкретной деятельностью человека, т.е. число смертных случаев, число заболеваний, число случаев временной и стойкой нетрудоспособности, вызванных действием конкретной опасности (электрический ток, вредное вещество, двигающийся предмет, криминальные элементы и др.), отнесенных на определенное количество людей за конкретный период времени. В современной научной литературе риск рассматривается как опасность того, что случайное событие может негативно повлиять на возможность достижения желаемой цели.

    Безопасность – это состояние деятельности, при которой с определенной вероятностью исключаются потенциальные опасности, влияющие на здоровье человека. Безопасность следует понимать как комплексную систему мер по защите человека и среды обитания от опасностей, формируемых конкретной деятельностью человека. Чем сложнее вид деятельности, тем комплекснее система защиты (безопасность этой деятельности).

    Решение задач, связанных с обеспечением безопасности жизнедеятельности человека - фундамент для решения проблем безопасности на более высоких уровнях: техносферном, региональном, биосферном, глобальном.

    Мир опасностей в техносфере непрерывно нарастает, а методы и средства защиты от них создаются и совершенствуются со значительным опозданием. Остроту опасностей практически всегда оценивали по результату воздействия негативных факторов – числу жертв, потерям качества компонент биосферы, материальному ущербу. Сформулированные на такой основе защитные мероприятия оказывались и оказываются недостаточно эффективными. Оценка последствий воздействия негативных факторов по конечному результату деятельности – грубейший просчет человечества, приведший к огромным жертвам и кризису биосферы.

    Выход из такого состояния дел очевиден. Человечество должно научиться прогнозировать негативные воздействия своей деятельности и обеспечивать безопасность принимаемых решений на стадии их разработки, а для защиты от действующих негативных факторов создавать и активно использовать защитные средства, мероприятия, всемерно ограничивая зоны действия и уровни негативных факторов.


    Похожая информация.