Соборы праги. Пражские храмы Кафедральный собор святого климента в праге

Ты уже отпускала. Теперь?
– Иронизируешь, вместо того, чтобы помочь! Даже не знаю. Наверное, в этот раз будет немного больше, чем два раза по два часа. Скажем, “Полдня на Прагу”. Но что выбрать? Парижскую улицу? Квартал Йозефов? Побродить по Старому месту? В какие храмы зайти? Какие на потом оставить? Тебе хорошо, ты уже написал.

– Мы на Староместской площади стоим. Давай отсюда и плясать.

– Я тоже так думаю. Просто здесь и на Ратушу хочется подняться, и в храм Девы Марии перед Тыном зайти, и в церкви Святого Микулаша интерьеры посмотреть. С таким раскладом и полдня на одном месте будем топтаться. А хочется людям город показать! Особенно господам КтоВпрагеНебыл.

– Вот гидовская твоя натура! Теперь влезла в шкуру турменеджеров, которых ругаем, на чём свет стоит! Они, думаешь, как туры планируют? Тоже бедные мучаются, что включить, что выключить…

– …сколько бабла себе в карман положить за сдвиг мыши и удар по клаве! Знаешь, ведь не всем интересны религиозные интерьеры. Давай вот что сделаю. Отдельный пост по Пражским храмам, а? Кому интересно – посмотрит, кому нет – пропустит!

Годится! К Святому Микулашу? Вот и он.

Это начало 18 века, барокко и внутри, и снаружи. Принадлежал он когда-то бенедиктинскому монастырю, а теперь – чехословацкой церкви.

Дева Мария перед Тыном тоже может кое – чем похвастаться. Меня удивило, что по виду костёл – готический, а вот внутри – барокко!

– Он не просто готический. Заложен в 1365 году на месте двух стоявших здесь ранее, один из них был романский. Из-за своих башен, наверно, самый знаменитый и самый узнаваемый. 80-ти метровые башни появились только на рубеже 15 и 16 веков.

И с барокко всё объяснимо – пожар конца 17 века уничтожил много домов на Староместской площади, и Тынский храм не пощадил. Вот он и был покрыт новым, барочным сводом.

– А почему название такое – перед Тыном?

Ничего удивительного. Расположен он перед Тыном – учреждение такое. Там иноземные купцы останавливались, а правитель города им охрану предоставлял за определённую плату. Но это – другая история. Знаешь, что мы с тобой прошляпили?

Уже знаю. Давай узелочек на память завяжем, чтобы потом литературу не перелопачивать, а свои записи посмотреть.

1. Тимпан северного портала, сохранившийся с 1390 года, с изображением страстей Христовых.

2.Внутри – готическая кафедра для проповедей,

3.Готическая мадонна,

4.Готическое распятие начала 15 века (на алтаре, в конце северного бокового нефа),

5. Древнейшая из сохранившихся пражских оловянных купелей (1414). И, пожалуй, ещё каменный балдахин работы Матея Рейсека (1493г.).

Снимать в интерьерах нельзя, просто потом посмотрим.

Следующим выдающимся пражским храмом является Вифлеемская часовня, она тоже в Старом месте находится.

Чем она знаменита? Вроде – ничего приметного!

В ней сам Ян Гус проповедовал! И после его казни – последователи, проповедники. Судьба у часовни не менее трагична, чем история Гуса. То, что мы сейчас видим – точная реконструкция 50-х годов 20 века. Разрушили её в конце 18 века, а оставшиеся три стены были встроены в жилой дом.

Просторная какая!

До трёх тысяч человек вмещала! И кафедра проповедника в центре была, чтобы все слышали!

Теперь у нас костёл Св.Ильи на Гусовой улице. И снова та же история – суровая готика экстерьера и пышное барокко внутри. И только сейчас храм как бы вписан в городскую застройку, целиком его ниоткуда не рассмотришь. А в средние века от был одним из монументальных строений Старого Места.

Интересно, что внутренняя отделка храма принадлежит художнику, Райнеру, который и погребён здесь.

Да, и ещё ты статую святого Мартина Порреса (Перуанского) снял. Я в книжечку его имя записала. Изображается он с животными, потому что был целителем и всем, даже животным не отказывал в помощи и облегчал их страдания.

Даже больные звери приходили лечиться к Мартину. Он легко с ними управлялся и очень заботился о них (что для испанцев было непостижимо), простирая свою любовь вплоть до мышей и крыс и оправдывая их повадки чувством голода. Святой содержал приют для кошек и собак.

Мартин был великим целителем, но самая известная история о нём связана с крысами. Настоятель монастыря был практическим человеком и не питал нежных чувств к грызунам. Он велел Мартину извести их ядом. Мартин внял его повелению, но ему было очень жалко крыс. Он вышел в сад и тихонько их позвал, и крысы тотчас явились на его зов. Он отчитал их за дурное поведение и поведал о яде. Даже пообещал кормить их каждые день в саду, если они перестанут досаждать настоятелю. На том и порешили. Мартин отпустил грызунов, и с тех пор они больше не причиняли хлопот монастырю.

– Интересная история. А мы продолжаем знакомиться с пражскими храмами.

И был за то наказан! Комплексный обед билет включал все иудейские храмы, кроме Староновой, ради которой этот поход и планировался! Что же мне теперь было, купить билет и не поехать?

– Съездил, да не туда! Будем синагоги в рассказ о храмах включать?

Здрасьте, приехали! Ты о них в разделе “пивные” расскажи, самое оно будет!

Не смотрю на тебя. Смотрю на синагогу.

Майзлова –

была названа по имени заказчика Мордехая Майсела в самом конце 16 века. Переделки – перестройки, не без этого. А во время оккупации использовалась как склад мебели, отнятой у отправленных в лагеря евреев.

– Что там внутри? Книжки по разному говорят. Старая говорит, что там выставка уникальной коллекции изделий из серебра. Если верить новой – то там экспозиция истории евреев, живших на чешских землях с древних времён до эпохи Просвещения.

Знаешь, уже не помню, фотографировать внутри было нельзя. Но, думаю, это одно и то же – ведь это выставка предметов культа, которые использовались при богослужениях в 153 еврейских религиозных общинах и сотнях частных домов. Знаешь, откуда эти вещи там взялись?

Расскажи.

Опять шпильки будешь вставлять, зачем я в синагоги пошёл?

Не.

Фашисты собирались устроить в Праге “музей исчезнувшего народа”. Поэтому и свозили в столицу Чехии еврейские ценности.

Даже не знаю, что сказать. Давай просто помолчим.

………………

Это-Староновая синагога. Удачный снимок, тут сразу и Еврейская Ратуша в объектив попала.

А на Ратуше аж двое башенных часов. Нижние – с древнееврейским циферблатом. Текст в них пишется справа налево, поэтому идут эти часы, “наоборот”, показывают обратный ход времени.

– А название – Староновая, потому что была старая, а потом была перестроена и стала новая?

– Есть такая версия, что синагогу построили на старом фундаменте. Но мне больше по душе такое объяснение, что на древнееврейском она называлась “временная” – Alt-nai. В переводе на немецкий получилось – Alt-neu, а отсюда и “староновая” на чешском.

– Тут и ритуальный зал есть. Для прощаний?

– И не только. Для омовения тел усопших. И что ты скажешь на то, что это здание – 20 века.

Удивлюсь. Стилизация готическая. Хотя, если подумать и внимательно посмотреть… Это и сейчас ритуальный зал?

Был до недавнего времени, до конца 20 века. Сейчас – музей. Что-то бедноватая коллекция синагог у тебя получается. Хорошо, хоть испанская есть. Сегодняшний мавританско-ренессансный вид она получила в конце 19 века.

– Хотя на этом месте иудейский храм стоял уже в 12 веке. “Испанской” её стали называть, когда в Прагу пришли евреи, бежавшие от преследований инквизиции. Их ритуал был “сефардский” и отличался от “ашкеназских”, которые здесь жили. Испанская синагога служила им несколько лет, а название так и закрепилось.

– Ещё в Праге, в том же Йозефовом квартале есть Высокая синагога, Пинкасова и Клаусова.

В Старом городе у нас ещё церковь Святого Франциска осталась. И Святого Сальватора. Мы этот снимок в рассказе показывали. Давай продублируем, лучше всё равно нет.


– Купол костёла Святого Франтишека Серафинского – старомейстская доминанта. Здесь уже Орден крестоносцев с красной звездой свой вклад в городскую архитектуру сделал.

– И всё? Так скучно? Расскажи ещё, что строили его на месте старого, готического. Про архитектурный анализ не забудь.

– Не кипятись. Не всё так обычно. Посмотри, как он сориентирован. Не восток-запад, а север-юг!

Вот это да! И правда! На нашем снимке это хорошо видно, соседний – Святого Сальватора (Спасителя) имеет правильную ориентацию, Святой Франтишек под прямым углом к нему стоит!

– И давай уже про храм Св.Сальватора пару слов скажем. Он лет на сто старше своего соседа. И если Св.Франтишек стоит на месте готической церкви, то Св.Сальватор вырос из романского, посвящённого Св. Клименту. Как и первый костёл, этот – часть комплекса Клементинума, иезуитского университета.

– А теперь на Малу страну пойдём храмы собирать?

Знаешь, у меня идея появилась. Давай на этой стороне Влтавы останемся и в Новое место пойдём. Там тоже есть, что посмотреть.

– Согласна! Во-первых – Дева Мария Снежная!

Может быть и не во-первых, но уже в неё то зайти точно стоит!

Слушай, а почему этот храм самым большим в Праге называют?

Не путай! Не самым большим, а самым высоким! Это действительно так. Карл IV только ЗАДУМЫВАЛ его в 1347 году, как самый большой, в противовес кафедральному святого Вита. Но так получилось, что отстроить до конца его так и не удалось. То, что мы сейчас видим – всего навсего пресвитерий задуманного храма. С необыкновенно красивым сводом!

– Это свод 14 века?

– Да нет же. Тот ещё выше был, да рухнул в 16 веке. Этот – ренессансный, был занижен.

Это сюда бедные пражане приходили послушать проповеди гуситского проповедника Яна Желивского? Он обличал развращённость и взяточничество служителей церкви и феодалов. И отсюда он в 1419 году возглавил шествие своих сторонников к Карловой площади?

Когда мы будем на площади ты увидишь Новоместскую ратушу, откуда бунтовщики выбросили из окна несколько членов магистрата. Желивски проповедовал в костёле Девы Марии Снежной до своей казни в 1422 году. Но сейчас речь о храмах, давай не будем отвлекаться.

– Хорошо. Только посмотрим на тимпан над воротами. Знаешь, сначала он был помещён на башне костёла, которую снесли в 19 веке. На нём Карл IV изображён. Я его в кружок обвела.

Костёл Святого Индржиха (Гейденрейха) мы мимо прошли. Отправляемся на Карлову площадь. Смотреть костёл Св.Игнатия. Скульптуру Святого Игнатия на фасаде видно издалека и нимб вокруг всей фигуры святого стал предметом разбирательств между иезуитами, которые строили костёл в конце 17 века и церковью.

– Я помню. Нимб над скульптурой Христа внутри собора был гораздо меньше, чем нимб святого Игнатия, что и стало предметом критики. Папа Римский всё же решил спор в пользу иезуитов, одобрил размер ореола, его мы и сейчас видим на самой верхней точке фасада.

Интерьер барочный?

А какой он ещё мог быть в конце 17 века?

– Теперь в православный, к Кириллу и Мефодию? Он всегда был православным?

Что ты! Храмом после постройки в 1735 году он побыл недолго. Уже через 50 лет его упразднили и использовали, как армейский склад. Только в середине 30-х годов 20 века его приобрела православная церковь.

– Здесь и экспозиция есть!

Да, я об этом уже писал в отчёте . Расскажи сама, что помнишь. Ты и в музее откровенно скучала.

Прости. Ты знал об этом, а я нет. И не сразу осознала. Теперь только поняла. После убийства Гейдриха, фашистского наместника Чехии, в мае 1942 года здесь скрывались парашютисты. Нашёлся предатель, который выдал их. Все они погибли в гробнице костёла, отстреливаясь до последнего патрона от окруживших храм гитлеровцев. И покончили там с собой. У них НЕ БЫЛО ВЫХОДА. Экспозиция в крипте рассказывает об этой славной и трагической странице истории борьбы против захватчиков.

– Теперь – в монастырь “На Слованах – Эмаузы”.

Наверное, не успеем. Только мимо пройдём. Почему название такое странное?

-“На Слованах” – потому что он был единственным, где богослужения проводились не на латыни, а на древнеславянском языке. Второй название тоже легко объяснить. При его освящении в 1372 году читалось Евангелие о встрече Иисуса с учениками в Эмаузах.

– А башни? Это что, Карл IV, который основал монастырь такие придумал?

– Ещё один костёл в Новом месте мимо проходим. Святого Яна Непомуцкого на Скалке. А зайти надо было. Ведь с деревянной позолоченной фигуры Яна Непомуцкого отлита его скульптура на Карловом мосту.

Жаль. Но если бы в храм зашли, то уже точно в музей Альфреда Мухи не попали. Зато снаружи особенность храма хорошо заметна. Он очень необычен тем, что возведён на восьмиугольном фундаменте и его башни развёрнуты – одна навстречу другой. Удивительная барочная композиция первой половины 18 века.

– И ещё один храм рядышком, неопознанный. В источниках ничего про него не нашла.

– Это всё, что мы видели в Новом месте. Теперь в Малу страну надо идти. Там тоже недостатка в церквях нет. Но со святым Николаем мало какой сравниться может. И ведь с виду в нём ничего необычного нет. Мы с тобой на Украине и поинтереснее барочные строения видели. Смотри, на этом снимке костёл вместе с колокольней изображён. Интересно, что колокольня принадлежала городу, а не церкви, поэтому у неё свой отдельный, независимый от храма вход. Но если внутрь зайти, то немудрено там надолго остаться. Можно и просто полюбоваться, а можно на детали внимание обратить.

– Знаешь, я клип подготовила на полминутки. Кому захочется на интерьеры в общем взглянуть, то лучше его включить. А про детали мы ведь уже позже узнали.

Знаешь, давай опять “узелочек на память”. А когда ещё поедем в Прагу, то потом по святому Николаю Малостранскому отдельный пост сделаем.

– Да! Самое главное – на фасад обратить внимание. Он скульптурами разных святых украшен. Мы с тобой распишем, кто-где.

– А внутри надо на главный свод посмотреть. Там огромная фреска “Прославление святого Николая”- это крупнейшая в Европе фреска, 1500 кв. метров создана Яном Лукашем Кракером.

И ещё в этом соборе на органе играл Вольфганг Амадей Моцарт, когда в Прагу приезжал.

И вот ещё что интересно. Строили костёл иезуиты с 1703 по 1760 год. Они стремились продемонстрировать победу католицизма над чешским народом, который они считали еретиками. Но в 1773 году Римский Папа Климент XIV орден распустил, и им пришлось проститься с этим прекрасным храмом, а “еретики” стали проводить в нём богослужения. Идём дальше?

– В Костёл Девы Марии Победительницы.

Внутри я не снимала. И у этого храма своя изюминка имеется. Оказывается, церковь стала первой ласточкой барочной сакральной архитектуры. Представляешь, уже в первой трети 17 века!

– Главная его святыня – копия чудотворного образа Девы Марии Победительницы. Образ помогал императорским войскам победить в сражении на Белой горе.

– А в подвале музей Пражского Ангелочка. Знаешь легенду?

Это то самое восковое изображение Иисуса-младенца, которое из Испании привезла в Чехию жена канцлера Вратислава из Пернштейна Мария. Их дочь подарила 47-см фигурку монастырю кармелитов у Девы Марии Победительницы, которому этот храм тогда принадлежал.

Совершенно верно! Монастырь стал получать многочисленные дары от паломников к Чудотворному Ангелочку, а также одежду для фигурки. В музее больше 60 видов разных платьев, даже с Востока и Южной Америки. А сама фигурка постоянно с 1741 года находится в витрине алтаря.

Знать бы заранее, ни за что не прошли бы!

Так ещё поедем. А теперь – к Деве Марии под Цепью. Мы с тобой только на “самые” костёлы внимание обращаем. Этот – один из древнейших Пражских, конца 12-го века. Название “под Цепью” – тоже объяснимо. Расположен он на улице Лазеньской.

Жилая постройка монастыря ордена иоаннитов (были и такие) прилегала к костёлу с северной стороны. Это здание соседствовало с Юдифиным мостом, его Карлов заменил. Раньше улицы на ночь на цепь закрывались. Рядом с такой цепью и был расположен костёл.

– Перед погребением в этом храме находились тела императоров Карла IV, а позже – его сына Вацлава IV.

Смотри, а мальтийский крест над воротами, и ещё один на стене?

– Принадлежал храм первоначально рыцарям Мальтийского ордена. Память об этом до сих пор сохранилась.

– Ещё на Малой стране костёл святого Йозефа есть. На фасаде, над входом, хорошо виден герб. В нём – буква L – напоминает о закладке первого камня в 1687 году императором Леопольдом.

– Не забыть ещё и святого Томаша, то есть Фомы, упомянуть. Высокая башня храма издалека видна.

– Самое интересное внутри храма. Копии двух картин Рубенса над главным алтарём. “Мученичество святого Фомы” и “Святой Августин”.

Оригиналы в музее?

Где ж им ещё быть? В Национальной галерее.

– Из главных пражских храмов у нас остались самый главный -собор святого Вита на Граде. И Лоретта в Градчанах. Я думаю, не буду их в этот пост включать. О Святом Вите, наверное, отдельно напишу. А о Лоретте в Градчанах расскажу.

– Наверное, ты права. И сама устала, и читатели, наверное, уже выдохлись. Как следующую пражскую часть назовёшь? .

Храм Девы Марии перед Тыном или Тынский храм украшает Староместскую площадь, является главным действующим приходом в районе.
Храм выделяется своими габаритами. Высота башен составляет 70 метров, боковых нефов - 44 и 24 метра, длина - 52 метра, ширина - 28 метров. Внутри храма находится целый ряд достопримечательностей, среди которых: 19 алтарей, расписанные полотна авторства Ф. Чермака, оловянная купель 1414 года с рельефами апостолов, статуя Мадонны с младенцем и многое другое.

Древний величественный костел святой Маркеты в Бршевнове, основанный святым Войтехом, можно назвать ровесником христианства в Чехии. Тысячелетняя история храма изменила облик небольшой деревянной базилики. Романское зодчество, готика и барокко полностью преобразили здание церкви. В главном алтаре хранятся мощи святой Маркеты – покровительницы Бршевновского мужского монастыря бенедиктинцев. А на великолепной колокольне ХVIII века звучал набатный голос старейшего колокола Праги.

Костел святого Сальватора, бывший главный храм иезуитов в Праге, — одно из самых красивых зданий в раннебарочном стиле, часть исторического и архитектурного памятника Клементинум.
Одно из его главных украшений, создающее неповторимый ансамбль, — две башни-близнецы, смыслово завершающие облик костела в перспективе. Барочный стиль храма и башен выделяет это здание из общего ансамбля Клементинума: четырехугольные, богато украшенные угловыми пилястрами и карнизами и восьмиугольными навершиями башни поднимают храм ввысь, устремляют костел в небо.
Башни храма, как и сам костел, – удачный пример бережного отношения архитекторов и строителей к более ранней архитектурной традиции Праги.

Простое здание костела Святого Бенедикта, выполненное в аскетичных традициях, могло затеряться среди большого количества великолепных достопримечательностей Градчанской площади в Праге, если бы не его интересная история. Оно было возведено в XIV столетии и служило городской церковью. В XVII веке храм превратился в часть монастыря ордена кармелиток.

За время своего существования строения монастырского комплекса становились то государственным учреждением, то гостиницей, но затем были возвращены церкви. Сегодня в костеле Святого Бенедикта проводятся богослужения, а его главной ценностью считается тело покойной Марии-Электры, которое сохраняется нетленным уже несколько веков.

Костел святых Кирилла и Мефодия, построенный в конце XIX века, поражает богатством своего внутреннего убранства, прекрасными потолочными фресками и неповторимыми витражами, выполненными признанными мастерами того времени. Возведен он был к знаменательной дате – тысячелетию со дня прихода святых Кирилла и Мефодия в земли славянских народов. Инициатором создания такого костела стало пражское католическое сообщество. На пожертвования, собранные его членами и было осуществлено строительство.

К сожалению, попасть в этот костел довольно сложно. Свои двери для туристов он открывает только в Ночь Костелов, которая проводится ежегодно в мае.

Один из старейших костелов Праги, построенный в романском стиле в ХII веке и хорошо сохранившийся до наших дней. За свою историю костел перенес множество модификаций и перестроек. Оригинальный романский портал был снесен в XIV-XV веках. Позже были произведены несколько готических реконструкций костела. После пожаров и перестроек в XVII веке церковь приобрела фасад в стиле барокко. В 1874-1879 годах была произведена окончательная готическая перестройка по проекту Иозефа Моцкера.

На протяжении почти восьми веков костел принадлежит Ордену крестоносцев с красной звездой.

Костел св. Яна Непомуцкого на Скальце построен сразу после официальной канонизации чешского святого, небесного покровителя всей Чехии и, в особенности, Праги. Здание храма построено практически с нуля придворным архитектором Килианом Динцингофером. Яркий образец динамичного чешского барокко привлекает внимание богатой отделкой и рельефом фасада, высокими башнями-колокольнями и ведущей к главному входу лестницей со скульптурами на парапете.

Один из самых старых пражских соборов, костёл святого Галла, построен ещё в 1230-х годах, в начале правления чешского короля Вацлава I. Прошедшие века наложили неизгладимый отпечаток на его облик. Собор, первоначально построенный в соответствии с принципами романского архитектурного стиля, преображался с течением времени. Он приобретал то готические формы, то многочисленные архитектурные элементы, свойственные стилю барокко. За свою историю костёл был и центром становления протестантизма, и тихим храмом на территории монастыря ордена кармелитов.

Этот великолепный образец архитектуры расположен на юго-востоке второго двора Пражского Града. Здание часовни украшено статуями ангелов и святых. Но истинные ее сокровища скрыты внутри. Часовню Святого Креста называют еще и казначейством, так как в середине XX века она была адаптирована для демонстрации реликвий собора Святого Вита. Это казначейство является самым большим собранием ценностей в чешских землях. Экспозиция проводилась с 1961 по 1990 годы. В 2011 году выставка открылась снова, и будет действовать до 2021 г ода. Также для туристов Часовня выполняет функции информационного центра.

Не Градчанами и Старым городом едиными интересна Прага. Элитный район Винограды – очень красивое место, напоминающее Вену. Местные жители даже говорят, что Вена – это раздутые Винограды. В архитектуре здесь доминируют стили модерн, баухаус и неоренессанс, а приверженцам конструктивизма следует обратить внимание на необычное здание гуситской церкви, созданное архитектором Павлом Янаком в 1930-е годы. Этот храм выделяется своей необычной башней, представляющей собой железобетонный каркас высотой немного более 36 м. Кроме того, здание известно тем, что во время майского восстания 1945 года здесь скрывалось от нацистов радио «Чешский возглас».

В Чехии всегда с особым почетом относились к выдающимся личностям, сыгравшим значительную роль в истории страны. Многие из них впоследствии были канонизированы, а их имена увековечены в названии храмов. Так, в Праге в Новом городе по сей день функционирует костел Святого Войтеха, построенный еще в XIII веке. За своим простым фасадом, соединяющим в себе черты нескольких архитектурных стилей, церковь скрывает изысканное внутренне убранство, которое украшают уникальные росписи и статуя Девы Марии. А с его массивной колокольни уже несколько веков раздается звон колоколов, извещающих о начале службы.

Одна из достопримечательностей — Гуситская церковь в Вршовице достаточно молодое и исторически-важное строение Чехословацкой столицы (Прага-10). Здание Гуситской Церкви многофункционально: кроме главного зала, еще здесь находятся магазины, жилые помещения, а на цокольном этаже Йирасков театр на 295 зрителей с отдельным входом с улицы на Коварне. Театр претерпел массу изменений. После 1964 года, более четырех десятилетий театр утратил свои функции и внешний вид, а с 2005 года идет постепенное возрождение и реконструкция театрального пространства Сегодня театр обновлен и успешно принимает своих посетителей. Так же в здании церкви находится довольно значимое для церкви помещение — колумбарий (усыпальница), который неоднократно модернизировался и расширялся.

Барочный по своему стилю костёл святой Троицы в пражском районе Подскали построен в XIV в. За свою многолетнюю историю он испытал на себе разрушительные последствия войн и неоднократно подвергался многочисленным переделкам. Расположенный в бедных кварталах города костёл то приходил в плачевное состояние, то возрождался снова.

Несмотря на многочисленные перемены в истории костёла, в интерьере здания сохранились фрагменты готических фресок, старинная религиозная обстановка и утварь. А на его отдельно стоящей, невысокой колокольне по-прежнему висят старинные колокола выдающегося чешского мастера колокололитейного дела.

Здание Евангелической церкви чешских братьев Я. А. Коменского на Смихове относится к поздним образцам пражской культовой архитектуры. Её строительство было завершено архитекторами Ф. и К. Крест в 1931 г. Украшением церкви стали высокая башня и террасы, с которых открывается захватывающий вид на город.

Для общины костёла одной из первостепенных задач стала работа с детьми и подростками из близлежащего городского района. Прихожане церкви отличаются высокой степенью толерантности. Каждый год в её стенах 24 мая проходит Ночь церквей, и проводятся различные конкурсы, в том числе, кулинарный. В это время здесь звучит восточная медитационная музыка и африканские песнопения

В пражском районе Троя находится очень интересная достопримечательность – старинная часовня, посвященная итальянской монахине святой Кларе, жившей в XII-м веке. Часовня стоит на холме и со всех сторон хорошо видно это небольшое чудо красоты, изящества и строгости. Здание построено по приказу графа Вацлава Войтеха Штернберга в честь жены Клары. Форма квадрата придает сооружению четкость и законченность. На крыше установлена башня с крестом. Автором строительства был архитектор Жан-Батист Матей. Он работал в стиле барокко, в котором и сооружена часовня в Трое. Посещают это место очень часто как местные жители, так и туристы.

История костела св. Филиппа и Якова в Смихове началась еще в XII веке. Прежде костел в романском стиле был главной достопримечательностью этого тогда еще пригорода. В 1749 году эту приходскую церковь перестроили в барочном стиле, а в 1891 году старый храм был снесен. Новый неороманский костел был построен на территории Мальвазинского кладбища и унаследовал от предшественника барочные скульптуры Брокофа и статую благословляющего Христа на фасаде. При строительстве активно использовались также материалы из старой церкви.

Монастырь святой Агнессы Богемской, расположенный в Старом Городе на улице, что зовется «На Франтишку», является особым культурным памятником Праги — не так часто важное историческое значение и уникальная архитектура соединены воедино. Монастырь считается одним из старейших в Европе, возведенных, к тому же, в готическом стиле, поэтому нынче это охраняемое Национальное Культурное наследие страны. Основанный в XIII веке королем Вацлавом I по инициативе его сестры, принцессы Агнессы, и предназначенный для ордена святой Клары (женской ветви ордена святого Франциска), монастырь окутан множеством легенд.

Старинный пражский костёл святого Клиимента за свою многовековую историю испытал немало превратностей судьбы. Он служил опорой для Доминиканского ордена, был католическим собором и даже зерновым склада, а теперь это одна из 24 евангелических церквей столицы Чехии. В начале XX в. храм оказался в центре экуменического движения в стране. Его клир принял активное участие в объединении двух протестантских церквей.

Ход времени наложил свой отпечаток на стены этого храма. Первоначально романский по своему архитектурному стилю, костёл св. Климента неоднократно перестраивался в XVIII–XIX вв. в соответствии с архитектурными пристрастиями каждой эпохи.

Страговский Монастырь берёт начало своего пути после возникновения ордена Премонстрантов. Страговская Базилика Вознесения Девы Марии претерпела за свою длинную тысячелетнюю историю множество реконструкций и изменений. Сегодня, в базилике совмещено несколько направлений архитектурных стилей. Даже самый взыскательный обожатель искусства по достоинству оценит: золочённую лепнину на высоких стенах, сводах и арках, величественный орган, мощные деревянные резные скамейки, расписные цветные фрески на куполах и стенах, картины на мраморных алтарях, окружённых ангелами, изображённые картины алтарей, кафедру.

История некоторых чешских храмов поражает своей драматичностью. В полной мере это касается готического костела Святого Вацлава на Здеразе в Праге. Он был построен в XIV столетии вместо романской церкви в честь одного из самых уважаемых в Чехии правителей.
За века своего существования церковь неоднократно переходила от католических орденов к гуситам. В течение нескольких десятков лет в ней не проводились богослужения, а в помещениях располагались склад, прачечная и тюрьма. Сегодня костел Святого Вацлава снова принимает прихожан и туристов, которые могут полюбоваться не только грандиозностью самого здания, но и его живописным интерьером.

Высокая башня костела св. Екатерины Александрийской издали привлекает к себе внимание. Оригинальное архитектурное решение делает ее похожей на тонкий минарет мусульманской мечети, устремленный в небо. Смешение архитектурного барокко и готики органично переплетены в облике храма Килианом Динцингофером, реставрировавшим костел в XVIII веке.

Церковь Архангела Гавриила была построена в конце XIX века. Достопримечательностью ее делает история строительства: ее строили не чехи, а немцы, изгнанные из немецкого монастыря и нашедшие пристанище в монастыре Благовещения Пресвятой Богородицы, на территории которого и построен собор. Отнюдь не характерный для Чехии стиль является классическим примером бойронской школы искусств, сочетающей одновременно строгость и величие. В наше время храм является действующим: в нем регулярно проводится Божественная Литургия.

Костел Благовещения Девы Марии на Слупу в Праге, несомненно, можно считать одним из выдающихся памятников культуры Чехии. Храм примечателен своей древней историей, согласно которой костел построен на месте языческого храма. Он был возведен в 1360 году при поддержке императора Карла IV. В течение своего существования костел успел исполнить многие роли, не только религиозную. В свое время там размещались: гуситский гарнизон, военное казначейство и даже больница для душевнобольных. Однако с 1995 года ему снова была возвращена роль храма и на сегодняшний день это православная церковь.

Костел св. Сальвадора средневековое сооружение, в котором тесно сплелись несколько архитектурных стилей. Оно способно мгновенно околдовать своим «каменным сердцем», перенести в прошедшие века, восстанавливая в памяти славную историю старого города Праги.
Костел святого Сальвадора, словно оазис XVII века среди современных построек столицы Чехии. Он напоминает о временах правления Рудольфа ІІ, обычаях дворянства и знати, столкновении противоположных взглядов, как в искусстве, так и в религии.

Основанный в 1903 году костел святого Вацлава в Нуслях расположен в здании бывшей начальной общеобразовательной школы. Посвящен храм покровителю чешского народа – св. Вацлаву, во времена правления которого христианство стало основной религией в Чехии. Небольшой однонефный храм оформлен в стиле псевдобарокко. Основное внимание привлекает высокая башня-колокольня, видная издалека. В храме некоторое время проводил богослужения знаменитый священник Алоиз Тылинек, камергер Папы Римского. Изюминкой убранства костела является картина известного чешского художника Яна Кристофори, изображающая смерть Иисуса Христа около трех часов пополудни в облаках.

Памятник культуры Чешской Республики – костел святого Норберта на Стрешовицах, построен в 1891 году. Причиной для возведения нового храма стала стремительно растущая численность населения Стрешовиц. Отец Зигмунд Старый, настоятель Страховского аббатства, принял решение построить на месте древней часовни Девы Марии Ангельской новую приходскую церковь. Храм посвящен покровителю монашеского ордена премонстрантов св. Норберту. Высокая башня-колокольня видна издали. Классическое здание трехнефной базилики в форме креста построено в неороманском стиле по проекту архитектора Ярослава Кухта.

Рядом с ансамблем бенедиктинского монастыря на Слованах (Эммаус) на Вышеградской улице в Праге находится небольшой старинный костёл св. Косьмы и Дамиана. Внешний вид этого храма не соответствует его истинному возрасту: за барочным фасадом можно обнаружить многочисленные следы романского стиля.

Построенный около 1178 г. этот храм связан с именами многих почитаемых в Чехии христианских святых, в том числе, с небесным покровителем страны – князем Вацлавом. В Средние века это был один из немногих костелов в стране, где простые прихожане могли слушать божественную литургию на понятном им языке.

Костел святого Климента в Бубнах – один из древнейших храмов Праги. Его считают частью городской сакральной архитектуры, обеспечивающей связь города с Космосом. За свою долгую жизнь храм несколько раз перестраивали, и сейчас он представляет собой прекрасный образец смешения архитектурного барокко и готики.

Костёл святого Панкратия в пражском районе Панкрац относится к ряду самых старых памятников культуры чешской столицы. Хотя современный барочный храм построен относительно поздно, в XVII в., в нем сохранились фрагменты более ранних культовых зданий. Дважды большая политика роковым образом влияла на историю костёла. В 1648 г. и в 1773 г. храм закрывался или вовсе переставал существовать, но возрождался снова и снова.

В интерьере храма до наших дней сохранилось немало произведений искусства, созданных в разное время лучшими чешскими мастерами и художниками.

Православный кафедральный собор Святых Кирилла и Мефодия является ярким образцом барочной архитектуры. Был возведен в 1736 году, относится к крупнейшим строениям Праги.

Изначально храм носил название святого Карло Борромео и относился к католической церкви, но после церковных реформ в 1783 году богослужения здесь не проводились. Лишь в 1933 году здание было передано православной общине и освящено в честь святых Кирилла и Мефодия.

В 1942 году в стенах храма скрывались и вступили в последнее сражение чешские и словацкие патриоты, убившие Рейнхарда Гейдриха. В память об этих событиях, к крипте собора находится музей, рассказывающий о героях Сопротивления.

Одним из исторических памятников столицы Чехии является Православная церковь, которая находится на самом крупном погосте Праги – Ольшанском кладбище. Над строительством церкви трудилось несколько десятков человек. Рядом с Православной церковью расположены братские могилы и военные захоронения. Тут же можно увидеть сотни могил общеизвестных личностей, поклониться которым приходят не только местные жители, но и гости Праги. На сегодняшний день Православную церковь можно назвать самым посещаемым местом Праги, ведь вокруг нее находится немало таинственных уголков.

Костел Святого Томаша – старинный монастырский храм в Праге, который известен запутанной историей своего создания. Родом из средневековья, впечатляющей красоты здание соединяет в себе элементы готического стиля и стиля барокко. Выстояв уже свыше семисот лет, храм является ценнейшей исторической архитектурной реликвией, которая таит в себе отпечатки событий эпохи Средних веков, Возрождения и Нового времени. Внутренняя наполненность храма поражает своей красотой, оказавшись внутри здания, вряд ли удастся остановить взгляд на чем-то одном. На сегодняшний день Костел Святого Томаша открыт для посещения.

Костел святого Лаврентия на Петршинском холме основан на месте древнего языческого святилища славянского бога Перуна. С его помощью христианская Церковь не только уничтожила место поклонения язычников, но и многих из них перетянула на свою сторону. Только у этого храма проводился ритуальный молебен «Крестный Ход». Величественное здание кафедрального собора старокатолической церкви – яркий образец чешского барокко.

В районе Праги Мала Страна находится древняя святыня – костел св. Яна Крестителя на Прадле. О нем впервые упоминается в 1142 году, как о приходской церкви поселка Уезд. Этот храм был построен в готическом стиле и на протяжении своего существования реконструировался и в разные времена был больницей, угольным складом, прачечной.

Церковь имеет окна в романском стиле, внутри стены украшены готической росписью второй половины XIV века, размещены несколько ценных картин и скульптур Франтишека Билека.

В настоящее время действующий небольшой костел находится в распоряжении Чехословацкой гуситской церкви и в нем проходят богослужения, венчания, концерты.

Собор святого Гаштала – одна из жемчужин готической архитектуры Праги. Построенный в XIV в. старый храм пережил пожар, наводнение, неспокойные времена Реформации и многочисленные войны. Время лишь немного изменило его внешний вид. В XVII столетии стены и башня храма были частично перестроены в соответствии с архитектурными предпочтениями новой эпохи.

В интерьере костёла до наших дней сохранилось множество произведений искусства и предметов церковной утвари разных веков. С этим храмом неразрывно связаны судьбы многих самых почитаемых в стране святых и творческие достижения выдающихся чешских художников и мастеров.

В Голешовицах в роскошном многоэтажном здании располагается Чешская гуситская церковь. Она является малоизвестным, но чрезвычайно интересным памятником модернистской культовой архитектуры. Автором проекта был чешский архитектор Франтишек Кубелка. Он же лично руководил строительством.
Долгое время богослужения гуситов в Голешовицах проводились на открытом воздухе, но в мае 1927 года состоялась закладка первого камня в основание их будущего молельного дома. Нехватка средств и сложности в осуществлении проекта растянули его строительство на целых 10 лет.
И только в 1937 году состоялось тожественное открытие собственного храма Гуситов.

В Дейвице нет знаменитых достопримечательностей, зато благодаря выгодному географическому положению в районе удобно жить и работать. Именно здесь расположена монументальная Гуситская церковь. Она была построена в середине 1920-х гг. и сочетает в себе элементы различных архитектурных стилей. Примечателен внутренний интерьер с колоннами в виде пальмовых деревьев и большим бюстом Яна Гуса. В храме в Дейвице захоронен прах первых патриархов Чехословацкой гуситской церкви Карела Фарского и Адольфа Прохазски. Кроме того, башня открыта для посетителей и с ее балкона открывается превосходная панорама Праги.

На правом берегу Влтавы над Збрасловской дорогой возвышается костел святого Филиппа и Якова на Злихове. Построенный в эпоху средневековья на известковой скале, храм окутан тайной легенды о Горимире и Шемике. Здание храма является оригинальным образцом архитектуры раннего барокко. Башня-колокольня церкви видна издалека. Интерьер храма представляет собой оригинальное смешение стилей. Основная часть убранства – это деревянные резные панно. Живопись в интерьере появилась только в 1875 году во время реставрационных работ. Тогда же нашли знаменитый «Злиховский рельеф» ХVI века.

55-метровая квадратная башня, увенчанная стилизованной колокольней, выделяет религиозное сооружение на Коширжской площади, посвященное святому, на счету которого любовь всей Чехии и исполнение желаний паломников и исповедующихся, — Яну Непомуцкому. Однонефная церковь в современном стиле является одним из самых известных и самых успешно реализованных проектов зданий для богослужений пражского архитектора Ярослава Чермака. Ее строительство велось в непростой период Второй мировой войны и даже было воспринято, как проявление сопротивления против немецких оккупантов.

Можете на метро доехать до станции «Malostranska». Затем на трамвае №22 или 23 доезжаете до Пражского града. Храм разместился в 3 дворе комплекса.

Время для визита в храм св. Вита (часы работы)

С 1 ноября и по 31 марта храм открыт для визитов в будни и в субботу с 9:00 до 16:00, в воскресенье - с 12:00 до 16:00. С 1 апреля по 31 октября время работы собора продлено на один час. За 20 минут до закрытия посетителей не пропускают на экскурсию.

Усыпальница чешских правителей закрыта по техническим причинам, о времени ее открытия читайте на сайте собора.

С 28 ноября по 24 декабря 2016 года в соборе начинаются предрождественские богослужения. В рождественские дни тоже состоятся святые мессы, о времени проведения которых узнавайте на сайте собора.

Часы работы выставки сокровищ св. Вита. В летнее время - с 10:00 до 18:00. В зимний период работа выставки на час сокращена.

Бесплатный вход, но платный осмотр

За вход в здание храма платить не надо, вы сможете у входа рассмотреть внутреннее убранство сооружения. Путешествие по всем его укромным и ценным уголкам возможно только при приобретении билетов.

Посетителям руководство храма предлагает два варианта экскурсий: бесплатный осмотр и платная экскурсия. Администрация Пражского града организовала платные экскурсии. Билеты покупаются в информационном центре. Экскурсия имеет определенный порядок и нужно ему следовать.

Предлагается два вида экскурсий с визитом в храм по Пражскому Граду: Круг А и Круг В. В Круг А включен осмотр выставки «История Пражского града», Золотой улицы, пороховой башни, храма св. Вита, Вацлава и Войтеха, Рожмбергского дворца, Старого королевского замка, церкви св. Иржи. В Круг В вошло посещение церкви св. Иржи, Старого королевского дворца, кафедрального храма св. Вита, Вацлава и Войтеха, Золотой улицы.

Цены зависит от вида билета: полный, со скидкой (детям 6-16 лет, учащимся до 26 лет, туристам старше 65 лет) или семейный (до 2 взрослых и 1-5 детей).

Полный билет в Круг А стоит 350 крон, билет со скидкой - 175 крон, семейный - 700 крон. В Круг В - 250, 125 и 500 крон соответственно.

На выставку сокровищ св. Вита обычный билет стоит 300 крон. Студенты, инвалиды, пенсионеры могут воспользоваться билетами со скидкой. Такой билет стоит 150 крон.

Семейное посещение имеет ограничения: максимум 2 взрослых плюс дети (1-5) до 16 лет. Цена такого билета - 600 крон.

В стоимость билетов входит аудиогид. Каталог выставки стоит 490 крон и приобрести его можно на выставочных площадках. Пропускная способность зала выставки ограничена до 40 человек.

Сооружение длиною в шесть веков главного собора Праги (немного истории)

Храм был основан заступником чешской нации - князем Вацлавом. Он в 925 году строит ротонду, посвященную св. Вита. Его десницу даровал Вацлаву восточнофранкский правитель Генрих I.

В 11 веке ротонду заменила трехнефная базилика. Во времена правления Спытигнева II, возведенная 1060 году базилика стала местом для коронаций и последним пристанищем представителей рода Пржемысловичей. Она была усыпальницей королевских персон и представителей чешского высшего сословия. После 1344 года сооружение становится еще и сокровищницей.

Первый зодчий Маттиас Аррасский успел дожить только до возведения галереи и аркад. В 1352 году, после его кончины, дело мастера продолжает Петер Парлерж. Молодой архитектор закончил все постройки, задуманные Маттиасом (ризницу, капеллу), а затем добавил свои элементы. Смелым решением стало возведение им купола из двойных диагональных балок, которые создали неповторимый орнамент. Поскольку Парлерж был скульптором, он не мог не добавить в здание собора скульптурные элементы: карнизы, бюсты правителей, епископов, архитекторов, создававших собор. До его смерти (1399 год) были построены хора, часть трансепта.

При Карле IV, и во все последующие десятилетия, в соборе добавляются захоронения покровителей и святых Праги: св. Вита, Вацлава, Войтеха, св. Зикмунда. Во все последующие строительные этапы в здание храма добавляются элементы барокко.

Гуситское восстание 1419 года разрушило иконы, скульптуры, картины в церкви. В 15 веке Владислав Ягеллон, чешский король, поручает постройку величайшему зодчему - Бенедикту Рейту. Но отсутствие денег приостановило стройку. Святые мощи и значимость собора приводят к мысли о хранении в его стенах регалий королей Чехии. Священный символ чешской державы - корона королей стала самым дорогим сокровищем собора.

Древние части здания восстанавливают спустя 500 лет после закладки первого камня в собор - с 21 ноября 1844 года.

В 1844 году зодчие Йозеф Краннер и Ворцлав Песина разрабатывают проект завершения церковного здания. С 1861 по 1866 годы Краннер руководил ремонтными работами.

После его смерти в 1873 году Йосеф Моцкер заканчивает восстановление храма, он добивается единства в столь непростом сооружении. Последним автором архитектурных решений храма становится Камил Гильберт. 30 августа 1873 года был освящен новый главный алтарь св. Вита. Декорирование окон в северной части нефа было сделано скульптором Войтеком Сушардом в тандеме с художником-модернистом Альфонсом Мухой (1920 год).

К 900-летию создания пражского епископства 1 октября 1920 года начинается восстановление собора. Библейские истории на окне-розе были созданы Франтишеком Киселой в 1925-1927 годах. В конце весны 1929 года собор св. Вита торжественно открывается. Шестисотлетнее строительство завершено.

Собор можно назвать архитектурной доминантой Праги. С внешнего вида храма понятно, что он строился как центр чешской державы. Он стал местом захоронения римских императоров: Карла IV, сына его Вацлава IV, Фердинанда I, его супруги Анны Ягеллонки, сына их Максимилиана II, Рудольфа II. Ареол святости пронизывает кафедральный собор.

16 декабря 2011 года открывается выставка сокровищ собора св. Вита. Разместили ее в часовне Животворящего Креста (он расположен во 2 внутреннем дворике). Экспозиция была организована митрополитом Витусом и администрацией Пражского града. Она запланирована на 10 лет. Всего представлено 139 экспонатов, мощи не входят в выставку.

Смотреть и восхищаться

Собор, с длиной главного нефа 124 м, имеет Большую южную башню (96, 5 м). С западной стороны возвышаются 2 неоготические башни из камня по 82 метра. Между ними в виде розетты помещено 10-метровое окно круглой формы. Собор имеет три портала со скульптурами, рельефами из камня и бронзы.

Внутри собора ребристые сетчатые арки высотой 33, 5 м размещены в центральном нефе. Витражные стрельчатые окна дают свет в хор в средневековом стиле.

Храм имеет трехнефное пространство, на котором размещены 28 колонн. По периметру построена галерея-балкон - трифориум. На балконе поставлены бюсты первых строителей и основателей здания, чешских правителей, их жен, пражских архиепископов. Внутри храма по бокам размещены входы в капеллы. Саркофаг Яна Непомуцкого - шедевр искусства: сделан из серебра и обрамлен золотом.

Под главным алтарем разместилась крипта - усыпальница королей, королев, церковных деятелей. Центральным саркофагом в ней является саркофаг Карла IV. В капелле св. Марии Магдалины захоронены Петр Парлерж, Матье Аррасский. Всего в храме 28 капелл.

Колокольня собора славна колоколом «Зикмунд». Он создан Т. Яросом в 1549 году. Весит он почти 18 тонн. Согласно легенде, пока он цел, Чехии не грозят никакие беды. Орган в стиле рококо радует и поражает красотой и своим звучанием. А фигурка петуха, «спутника» св. Вита, на одной из башен - символ благовестия.

Пройдя на 3 двор Пражского града, увидите часовню св. Вацлава, Большую южную башню, Золотые ворота. Капелла св. Вацлава стоит на месте старой ротонды, где похоронен король Вацлав. Это самое святое место собора. Дубовая дверь за семью замками охраняет Коронационную палату. Это сакральное место.

В палате сохраняются регалии правителей Чехии: корона св. Войцеха. золотой скипетр, держава, мантия короля, украшенная горностаем, золотой византийский крест Завиши. Семь ключей от двери распределены между президентом, премьер-министром, председателями верхней и нижней палат парламента, архиепископом, мэром Праги и митрополитом Пражский.

На Большой башне видны часы 16 века. Поскольку тогда не умели соединять секундную и часовую стрелки, то часы имеют 2 циферблата. На верху башни помещен зеленый барочный купол.

Через Золотые ворота с мозаикой со сценами из Страшного суда (поговаривают, что здесь их около миллиона элементов) могут следовать священнослужители только высших санов. Загадкой ворот остается православное изображение распятия Христа наверху (на нем 4 гвоздя, а католики считают, что их было три). Астрологические знаки на решетке перед воротами также порождают вопросы: ведь астрология, по церковным канонам, лженаука. Все остальные, простые смертные, входят в собор через двери в западном фасаде.

Историю создания храма увидим на воротах центрального входа. На левом портале ворот воспроизведена жизнь и деяния св. Вацлава, на правом - св. Войтеха. В Средневековье соборы именовали "Библией для неграмотных": на нем размещали статуи-горгули, чудовища - пороки людские. Именно такими статуями и изобилует собор.

Интересна и библиотека храма: хранятся в ней рукописи Средневековья. Самым древним и ценным изданием книгохранилища стало Евангелие 11 века.

С 4 декабря 2016 года и по 12 января 2017 традиционно у собора св. Вита проходит выставка «Собор и живая встреча». На ней можно увидеть фото-ассоциации «Человек и вера».

Запрещается неуважительно относиться к верующим и молящимся.

Мужчины заходят в собор с непокрытой головой.

Не разрешается громко говорить, касаться руками инвентаря, стен и интерьера собора.

Нельзя в храме есть, пить, курить, общаться, разговаривать по телефону.

В стенах собора можно фотографировать, но без вспышки и без штатива.

Во время богослужения для туристов достопримечательность закрыта.

Что можно увидеть в здании такого ранга, мы вам поведали. После экскурсии поднимитесь на 298 ступенек вверх в южной башне-колокольне и насладитесь панорамой Праги и небом над головой. К ощущениям от увиденного собора добавятся непередаваемые чувства возвышенности и тленности бытия.

Одна из старейших святынь Праги – это костёл св. Климента. Он находится в Новом Месте, между улицами Климентской и Новомлинской. Первый храм на этом месте был построен в XI в. Тогда здесь находилась небольшая деревня, где в основном жили немцы. Это был приходский костел, рядом с которым находилось два кладбища. При храме действовала школа, в которой обучением детей занимались священнослужители. В XIII в. в годы правления короля Отокара II непродолжительное время костёл принадлежал Доминиканскому ордену.

В XIV в. старая романская церковь была разобрана после разрушительного наводнения. На её месте был построен новый готический собор. В 1717 г. в костеле было устроено несколько дополнительных алтарей, один из которых освящён во имя Яна Непомуцкого. По своему архитектурному типу – это однонефная базилика с башней, пристроенной с северной стороны. При императоре Иосифе II костел был закрыт, а само здание было куплено В. Миллером за 700 золотых, который использовал его в качестве зернохранилища.

Возрождение храма состоялось после того, как в 1850 г. здание было выкуплено для нужд чешской евангелической церковью кальвинистского вероисповедания пастором Ф. В. Кошутом. В 1893–1894 гг. костел был значительно перестроен по проекту архитектора Ф. Микса.

Во время последних восстановительных работ в 1975–1981 гг. реставраторы обнаружили старинную романскую кладку и фрагменты настенной росписи в алтаре. Сюжет фресок повествует о вхождении Христа в Иерусалим, его казни и воскрешении. Хорошо сохранились также старинная ренессансная дверь 1609 г. и надпись над входом «Слово господне пребывает вовек», сделанная в 1578 г. В 1980 г в костёле был установлен новый орган.

Неповторимость костёлу придает его оригинальная башня. Её высота сегодня составляет 39 м. До конца XIX в. она была на 5, 5 м ниже. При реконструкции храма в 1890 годы была увеличена не только высота башни, но и подведены новые связи и укреплены стены сооружения. Размеры сторон четырёхэтажной квадратной башни составляют 6,2 м.

Её первый этаж с готическим сводчатым потолком используется в качестве ризницы. На второй этаж можно попасть по внешней винтовой лестнице. Оттуда на верхние этажи посетители поднимаются уже по внутренней лестнице. Крыша башни шатровой формы с XIX в. покрыта серым шифером.

Посещение костёла святого Климента надолго останется приятным воспоминанием об архитектуре и истории чешской столицы для каждого туриста, побывавшем в этом районе Праги.

Дата публикации: 2018-11-02

Клементинум (чеш. Klementinum) - второй по размерам архитектурный комплекс Праги (первый - Пражский Град). Основан в 1556 году иезуитами, находился в их собственности до 1773 года. В этот период времени на территории Клементинума находились два костёла, кельи для монахов, коллегиум (позже - университет), библиотека, театр, обсерватория, математический музей, типография, аптека и госпиталь.

Клементинум имел важное историческое значение для развития гуманитарных и естественных наук, особенно математики и астрономии. С астрономией тесно связаны и метеорологические наблюдения.

В настоящее время в Клементинуме находится Национальная библиотека Чехии, часть помещений используется в выставочных и экскурсионных целях, а в Зеркальной капелле проходят концерты классической и органной музыки. Оба костёла являются действующими.

содержание:
Практическая информация:

История Клементинума

Начинается в 1552 году, когда чешский король Фердинанд I Габсбург , находясь в ситуации постоянного роста протестантского движения в чешских землях, пригласил в Прагу мужской духовный Орден иезуитов .

Кто такие иезуиты

Орден иезуитов был учреждён в Риме в 1534 году. Главной задачей его деятельности стала борьба с идеями Реформации , набирающими популярность. Для реализации этой задачи было решено сконцентрировать усилия на научной сфере и образовательной деятельности - иезуиты хорошо понимали, что самый надёжный путь по «созданию» идейных католиков заключается в правильном воспитании подрастающего поколения через систему бесплатного среднего и высшего образований.

Реформация - религиозное, общественное и политическое движение, направленное на реформирование католической Церкви. Реформация привела к появлению протестантских течений: лютеранство, кальвинизм, анабаптизм, цвинглианство. В самой Чехии ещё с начала XIV века было популярно реформаторское движение гуситов .

Иезуиты наряду с тремя традиционными монашескими обетами (бедности, послушания и целомудрия) давали и четвёртый - повиновение Папе Римскому. Последний обет означал, что иезуиты согласны заниматься той деятельностью, которую Папа посчитает наиболее актуальной в то или иное время. Именно поэтому сначала они начали бороться против протестантов, а когда настала насущная потребность в миссионерской деятельности, они отправились в Индию, Китай, Японию, Латинскую Америку.

Характерной чертой деятельности иезуитов был принцип «цель оправдывает средства». Для достижения необходимого результата они не брезговали грязными методами и отличались жестокими мерами воздействия на всех, кто не признавал полную власть Церкви над общественной жизнью. Иезуиты активно использовали казуистику (изворотливость в аргументах при доказательстве сомнительных или ложных идей) и применяли различные приёмы для трактовки событий в выгодном для себя ключе. Подобная мораль даже привела к появлению термина «иезуитство», обозначающего двуличие, лицемерие, лукавство, коварность. В бытовом языке слово «иезуит» стало синонимом двуличного человека. Многие тезисы иезуитской морали осуждались даже некоторыми Папами Римскими.

Постройка Клементинума

Официальной датой основания считается 20 июня 1556 года , когда Игнатий де Лойола принял приглашение Фердинанда I и направил двадцать братьев-иезуитов. По прибытию в Прагу они получили в дар заброшенный доминиканский монастырь святого Климента, который и дал название всему комплексу - Клементинум. В дальнейшем финансовая помощь монархов из рода Габсбургов позволила иезуитам относительно быстро построить основные здания комплекса и создать один из крупнейших коллегиумов Восточной Европы. Строительство Клементинума окончательно завершили в начале XVIII века.

Заметка. Доминиканцы владели монастырём с 1227 года до начала Гуситских войн (1419 год), когда под угрозой смерти были вынуждены покинуть свою обитель.

В 1622 году коллегиум получил статус университета. В 1654 году иезуиты добились присоединения светского Карлова университета с его ценной библиотекой, оправдывая это тем, что он является центром чешского вольнодумия и протестантской ереси. Иезуиты объединили свой университет и Карлов в единое учебное заведение, получившее название Карло-Фердинандов университет.

В 1722 году было построено самое высокое здание комплекса Клементинума - . Первоначально она, однако, не служила нуждам астрономии и не носила своего нынешнего названия - главным образом сооружение использовалось как смотровая площадка. В том же году был основан так называемый Математический музей , деятельность которого, помимо составления коллекций, была сосредоточена преимущественно вокруг обучения математике и астрономии студентов университета. Коллекции музеи были для своего времени обширны и разнообразны: от обыденных и редких природных объектов до произведений искусства и экзотических сувениров, привезённых из путешествий миссионерами.

Систематические астрономические наблюдения начались в Клементинуме на три десятилетия позже, когда в 1751 (или в 1752) году была основана астрономическая обсерватория . Инициатором её создания и первым директором был математик и физик Йозеф Штеплинг (находящаяся на территории комплекса статуя ангела с погасшим факелом установлена в его честь). В обсерватории начали осуществлять систематические метеорологические измерения и наблюдения, которые здесь производятся непрерывно до настоящего времени. Таким образом, речь идёт о самом продолжительном периоде непрерывных наблюдений в Центральной Европе. Сохранившиеся документы представляют для климатологии ценный источник информации о состоянии погоды и климата.

После ликвидации ордена иезуитов в 1773 году Клементинум вместе с университетом перешёл в государственную собственность. Ценная библиотека была объявлена Марией Терезией публичной и открыта для широкой публики. Исследованиями космоса продолжила заниматься астрономическая обсерватория. Математический музей был закрыт, некоторые его экспонаты распроданы, однако основная их часть была оставлена университету, а после 1818 года передана Национальному музею .

Заметка. Орден иезуитов был упразднён в 1773 году по распоряжению Папы Климента XIV. Причина - иезуиты сконцентрировали в своих руках серьёзное политическое и экономическое влияние, всё больше вмешивались во внутригосударственные дела, чем ожесточили против себя католических монархов Европы. Расформирование иезуитов принято считать одним из первых проявлений политики просвещённого абсолютизма (идея светского государства, стремление поставить выше всего центральную власть).

В 1882 году Карло-Фердинандов университет был разделён на чешский и немецкий. Чешский университет стал называться Карлов, немецкий - Каролинум (существовал до 1945).

В настоящее время в Клементинуме находится Национальная библиотека Чехии, часть помещений используется в выставочных и экскурсионных целях, а в Зеркальной капелле проходят концерты классической и органной музыки. Оба костёла остаются действующими.

Выставка народного хозяйства

С 21 августа по 14 сентября в 1791 году в Клементинуме проходила первая в мировой истории выставка достижений народного хозяйства, которая продемонстрировала экономические успехи чешских земель в ремесленничестве, сельском хозяйстве, промышленности и других отраслях. Чехи утверждают, что именно она послужила толчком для проведения подобных международных выставок.

Важную роль в подготовке выставки 1791 года сыграл Каспар Мария Штернберг, в последствии известный меценат Национального музея .

Архитектура Клементинума

Работы по возведению Клементинума связаны с именами нескольких выдающихся архитекторов своего времени. В 1654–1669 годах идею архитектурного комплекса предложил и начал претворять в жизнь Карло Лураго, которого ввиду его чрезмерной занятости сменил племянник Франческо Лураго, заручившийся содействием Джованни Доменико Орси. Типографию построил Павел Игнац Байер. В начале XVIII века к западному фасаду Клементинума был пристроен новый портик реконструированного . Архитектором данного проекта принято считать Франтишка Максимилиана Каньку, ответственным за строительство - Джованни Антонио Лураго. Последним зданием на территории Клементинума стала с астрономической башней, автор которой точно неизвестен, однако чаще всего в качестве создателя называют того же Франтишка Максимилиана Каньку либо Килиана Игнаца Динценхофера.

План-схема комплекса

Комплекс Клементинума образует пять внутренних дворов. Из наиболее интересных туристических достопримечательностей можно выделить Зал старой библиотеки, Зеркальную капеллу, Костёл Пресвятого Сальватора, Собор святого Климента, Астрономическую башню, Зал меридиана, Капеллу Вознесения Девы Марии, памятник студенту, скульптуру «Ласточка» и солнечные часы.

Библиотека была создана в 1722 году для нужд иезуитского коллегиума. В наше время здесь собрано более 20 тысяч томов преимущественно зарубежной теологической литературы. Книги принято считать главной ценностью библиотеки, однако туристам намного более интересен великолепный интерьер зала и его роскошное декоративное оформление. Зал выполнен в стиле барокко и не претерпел изменений с XVIII века. Свод расписан фресками на тему наук и искусств, иллюзорная роспись купола символизирует Храм мудрости, а в люнетах над окнами изображены выдающиеся деятели Ордена иезуитов. Особого упоминания заслуживает коллекция географических и астрономических глобусов, которые находятся в центре зала. Среди глобусов можно увидеть и астрономические часы работы Яна Кляйна. Важное место в зале занимает портрет Иосифа II, который передал библиотеке Клементинума конфискованные книги из библиотек монастырей.

В 1777 году по распоряжению Марии Терезии библиотека Клементинума была открыта для широкой публики. В 1781 году её директор Карел Рафаэль Унгар создал собрание литературы на чешском языке под названием «Biblioteca nationalis», тем самым заложив основу Национальной библиотеки Чехии.

Капелла, посвящённая Благовещению Пресвятой Богородицы, была построена в 1722–1726 годах. Её гармоничное убранство, в котором мраморные стены и пол прекрасно сочетаются с лепниной, позолотой и фресками, благодаря наличию множества зеркал относится к уникальным произведениям мировой архитектуры. В наше время здесь проходят концерты классической и органной музыки, также капеллу можно арендовать для проведения торжественных мероприятий.

Астрономическая башня высотой 68 метров построена в начале XVIII века. Её купол венчает скульптура Атланта , держащего на плечах небесную сферу. Возведение башни было вызвано активным развитием астрономической науки - на рубеже XV и XVI веков в Праге работали такие известные астрономы, как Тихо Браге , Иоганн Кеплер и Тадеуш Гайек. После оснащения астрономическим оборудованием башня превратилась в центральное место исследований космоса в чешских землях. Несколько отверстий, расположенных в разных частях башни, указывают где находились телескопы. По периметру башни располагались солнечные часы, но до наших дней неплохо сохранились только одни, на восточной стороне.

В наше время посетители башни могут подняться на высоту 52 метров, где перед ними откроется неповторимый вид на Прагу и её главные достопримечательности . По пути на верхний этаж можно посетить астрономическую обсерваторию, которая почти полностью сохранилась. В ней можно увидеть разнообразные астрономические, геофизические, метеорологические инструменты и приборы XIX века, большая часть которых была создана иезуитскими учёными и механиками.

На третьем этаже Астрономической башни находится уникальное помещение, ранее использовавшееся для определения местного пражского меридиана и полудня. Помещение представляет собой камеру-обскуру. Солнечный свет проникает через небольшое отверстие в верхней части стены. Роль меридиана выполняет струна, натянутая на полу. Проникающий луч света «двигается» так, что в момент астрономического полудня пересекает струну. Струна протянута через всё помещение, во время летнего солнцестояния луч падает на её южный конец, во время зимнего - на северный. Меридиан Клементинума является более точным, чем меридиан на Староместской площади .

Заметка. В астрономический полдень тень, отбрасываемая вертикально расположенными предметами на ровную горизонтальную поверхность, будет самая короткая, поскольку в этот момент Солнце находится в зените, то есть в самой наивысшей точке траектории движения по небесной сфере.

Полдень, определённый в Зале меридиана, с 1842 года отмечали размахиванием флага на галерее башни, а с 1891 года - ещё и выстрелом из пушки (с 19-ого бастиона, район Летна). Таким образом пражане могли сверить свои часы. В последний раз эти сигналы были даны в 1928 году. Точные копии сигнальных флагов в настоящее время демонстрируются перед входом на галерею башни.

На стенах Зал меридиана размещены старинные астрономические приборы - два стенных квадранта, сконструированных, по всей видимости, механиком Яном Кляйном. Они служили для измерения углового расстояния между небесными объектами и их высоты над горизонтом. Квадранты встроены в стены с южной и северной стороны помещения.


Капелла Вознесения Девы Марии

Возведена в 1590–1597 годах для осевших в Праге итальянцев, поэтому её часто называют Итальянская капелла (чеш. Vlašská kaple). В эллиптической планировке капеллы нашло отражение коренное изменение мировоззрения эпохи конца XVI века - отход от рационального мышления Возрождения, которое обуславливало круглую планировку сооружений, в сторону более чувственных идей барокко, которые символизируют более динамичный и производящий с каждого ракурса иное впечатление овал. Благодаря этой символике Итальянская капелла относится к важнейшим памятникам архитектуры позднего ренессанса в Европе. Её интерьер выполнен уже в духе барокко. Центральный входной портик (1715 год), созданный Франтишеком Канькой, с прекрасными коваными решётками одновременно служит входом в соседний .

Символизирует мужество студентов Праги, которые принимали участие в героической обороне города от шведов в 1648 году . Памятник был создан Йозефом Максом в 1847 году, его торжественное открытие было запланировано на осень 1848 году, к дате 200-летия окончания осады Праги. Однако в последний момент по политическим причинам памятник был признан неуместным - массовое участие студентов в европейских революционных событиях 1848 года, в частности, в июне имели место непродолжительные революционные выступления в самой Праге.

В итоге памятник пражскому студенту был установлен лишь в сентябре 1863 года. Он выполнен в стиле романтизма, внешний вид студента напоминает мушкетёра, только один атрибут, книга за перевязью, свидетельствует о его принадлежности к науке.

Считается самой нестандартной из достопримечательностей Клементинума, ведь тематически она никак не связана с комплексом. История появления скульптуры следующая. В 2005 году здесь проходила выставка дипломных работ студентов одной из художественных школ Праги. На ней было представлено множество произведений молодых авторов, среди которых была работа Магдалены Поплавской - скульптура сидящей маленькой девочки, держащей в руках бумажный самолётик.

После выставки все работы, кроме маленькой девочки, студенты разобрали. То ли Магдалена Поплавска забыла о ней, то ли специально оставила. Неизвестно. В наше время скульптуру разместили на стене корпуса библиотеки и она, свесив ножки, сидит и словно наблюдает за прохожими, собираясь запустить свой бумажный самолётик.

Жители Праги называют скульптуру «Vlaštovka». Основное лексическое значение этого чешского слова при переводе на русский язык - «ласточка», именно это название и стало распространённым в рунете. Однако у vlaštovka есть и другое значение - так называется детский бумажный самолётик (papírová vlaštovka).

В скульптуре «Ласточка» каждый человек видит собственный смысл. Для одних она символизирует забытых детей, для других - важность беззаботного детства, что особенно символично здесь, в Клементинуме, где происходило воспитание и обучение юношей, оторванных от семей, естественно, в католическом духе и без детских вольностей.

6 августа 1517 года в Праге Франциск Скорина издал кириллическим шрифтом «Псалтырь», который стал первой книгой в истории национального белорусского и восточнославянского книгопечатания. Затем почти каждый месяц издаётся новая книга Библии. Всего вышло 19 (по другим данным - 23) книг Библии.

Франциск Скорина выступал не только как издатель. Он лично переводил все тексты для своих книг. Язык его переводов - старобелорусский извод (разновидность) церковнославянского языка. В 1519 году он заканчивает издавать книги в Праге и переезжает в Вильно, где открывает собственную типографию.

Заметка. По традиции, «первым русским книгопечатником» называют Ивана Фёдорова, который в 1563–1564 годах в Русском царстве издал книгу «Апостол».

В 1535 году Скорина вернулся в Прагу и жил здесь до своей смерти в 1551 году. Занимался медицинской практикой. На этом документально подтверждённая информация про второй пражский период жизни Скорины заканчивается. Есть версия, что параллельно Скорина, как медик, хорошо знакомый с ботаникой, занимался обустройством Королевского сада . Белорусские исследователи склонны её поддерживать, хотя их чешские коллеги утверждают, что никаких прямых доказательств на этот счёт нет не сохранилось. Тем не менее, памятник Франциску Скорине в Королевском саду всё же установлен.

Получил название по причине того, что внешние стены на уровне первого и второго этажей поросли девичьим виноградом. Между окнами третьего этажа расположены солнечные часы. В центре двора находится красивый каменный фонтан в стиле барокко, который входил в систему первой водопроводной системы Праги, построенной иезуитами. Фонтан украшен обнаженными скульптурами мужчины и женщины, которые поглощены чтением книг, и не обращают внимание друг на друга.

полезные ссылки

официальный сайт