Формы общественного сознания. Общественное сознание: структура, формы и историческое значение

Общественное сознание, его структура и относительная самостоятельность. Общественная психология и общественная идеология. Формы общественного сознания: политическая, правовая, нравственная, эстетическая и религиозная.

Общественное сознание – это система чувств, взглядов, идей, теорий, в которых отражается общественное бытие. В структуре общественного сознания выделяются два уровня - обыденное сознание (совокупность идей, представлений, взглядов, которые возникают непосредственно), общественная психология (настроения, чувства, нравы, обычаи, привычки), общественная идеология (совокупность воззрений людей, теоретически оформляющих и отражающих интересы определенного класса). Также различают такие формы общественного сознания, как политическая, правовая, нравственная, эстетическая, религиозная, философская и научная. Эти формы различаются по предмету отражения, по форме отражения, по своим функциям и по степени зависимости от общественного бытия.

Общественное сознание определяется общественным бытием, но в то же время обладает относительной самостоятельностью, которая проявляется в разных планах: 1) оно имеет внутреннюю логику развития и поэтому может отставать от уровня общественного бытия или опережать его; 2) оно обладает преемственностью и активно воздействует на общественное бытие; 3) разные стороны общественного сознания развиваются неравномерно – одни быстрее, другие медленнее.

Идеалисты абсолютизируют самостоятельность общественного сознания, отрывают его от общественного бытия. Другая крайность – вульгарный материализм – отрицает относительную самостоятельность общественного сознания, прямо и непосредственно выводя его из общественного бытия.

Политическое форма сознания – это система идей, отражающая отношения между классами, нациями и государствами и отношение к власти. Эти идеи лежат в основе политического поведения классов, социальных групп и личностей.

Важнейшим элементом политической системы является государство, которое защищает общественный строй, регулирует экономику, отстаивает интересы на международной арене. Осуществляет свою власть государство с помощью демократического или тоталитарного режима.

Функции политического сознания многообразны: регулятивная, познавательно-информационная, оценочная, мобилизующая.

Правовая форма сознания – это идеи и взгляды, выражающие отношение людей к действующему праву, знание меры ив поведении людей с точки зрения законности и противозаконности.

Существует два подхода к пониманию сущности права: традиционный, или запретительный, и либеральный, опирающийся на идею естественных прав и свобод личности, Традиционный подход фактически отождествляет право с законом, как сводом запретов и карательных санкций за их нарушение. До XVIII в. это была общепринятая концепция. Во второй половине XVII в. возникает либеральная концепция права, которая основана на праве человека на жизнь, собственность, безопасность, свободу совести, слова и т.д. В правовом государстве осуществляется соблюдение основных прав и свобод личности, верховенство закона, разделение власти (законодательной, исполнительной и судебной).

Правосознание неоднородно, оно может быть обыденным, основанным на житейском опыте, и теоретическим, основанным на понимании сущности права, его возможностей и границ.

Нравственная форма сознания – это исторически сложившаяся система правил и норм, регулирующих поведение людей. Она проявляется в отношении человека к семье, коллективу, народу, родине. В основе нравственной жизни человека лежит чувство ответственности перед обществом и самим собой за свои поступки.

Характерными чертами морали являются: всеобъемлющий характер, внеинституционнность и императивность.

Субъективные идеалисты выводят мораль из человеческого сознания, объективные идеалисты считают, что она дана свыше и выражает веление Бога. Материалисты полагают, что исторична и конкретна и является закономерным продуктом общественного развития. Истоки ее восходят к обычаям, закрепившим те поступки, которые по опыту поколений оказались полезными для сохранения и развития общества и человека. Так, мораль первобытного общества не осуждала людоедства, убийства престарелых и больных, в то же время люди не знали алчности, корыстолюбия, лживости. В классовом обществе мораль носит классовый характер, хотя в ней присутствуют и общечеловеческие элементы.

Функции морали: регулятивная, оценочно-императивная, познавательная. Мораль оказывает большое влияние на экономику общества, находится в сложном взаимодействии с политикой, правом, искусством, религией.

Эстетическая форма сознания наиболее полное выражение находит в искусстве, когда отражение общественного бытия происходит в форме художественных образов.

Первые следы искусства относятся к эпохе верхнего палеолита, 40-50 тыс. лет тому назад. В эстетике распространены разные теории (гипотезы) генезиса искусства – теория игры, теория магии и трудовая теория. Важно, что искусство выросло из потребности человека познавать и творить.

Основным предметом искусства является человек со всеми его переживаниями и взглядами.

Искусство отражает действительность с помощью художественных образов . Последние являются единством общего, типического и единичного, конкретного. Художественный образ всегда несет какую-либо обобщающую идею и выражает ее через единичное явление. Художественный образ является также единством материального и идеального , объективного и субъективного.

Социальные функции искусства многообразны. Они включают эстетический, познавательный, воспитательный, развлекательный, компенсаторный и другие моменты. Главная функция – эстетическая, выражающаяся в оценке общественных или природных явлений как прекрасных или безобразных, героических или низменных, трагических или комических и т.д. Прекрасное в искусстве – это обобщенный, типический образ, художественное отражение действительности. Ни познавательный, ни воспитательный моменты в искусстве не могут выступать самостоятельно, независимо от эстетического начала искусства.

Религиозная форма сознания – это фантастическая форма отражения действительности, связанная с верой в сверхъестественное, Абсолют. Возникновение религии является закономерным явлением развития общества. Она имеет свои социальные, гносеологические и психологические корни. Вера в сверхъестественные обусловлена объективными отношениями зависимости людей от природы и от господствующих над ними общественных сил, она коренится в ограниченности общественной практики. Еще древние говорили: «Страх создал богов».

Гносеологические корни религии заключаются в развитии человеческого сознания, возможности создания абстрактных понятий.

Психологические корни религии заключаются в том, что религия обращается не к человеческому разуму, а к чувствам. Страх, неуверенность, скорбь, горе создают почву для религии.

Главная функция религии определяется как иллюзорно-компенсаторная. Другие функции религии – мировоззренческая, регулятивная, коммуникативная, интегрирующая.

Одним из структурных элементов общественного сознания является разнообразие ее форм. Это - политическое сознание, правовая, нравственная, религиозная, эстетическая, научная сознание и тому подобное. Это разнообразие зависит от двух основных факторов:

Во-первых, от объекта, то есть от сложности общественного бытия. Каждая сторона общественной жизни отражается какой-либо формой общественного сознания;

Во-вторых, от способа отображения. Как это понимать? Люди нуждаются глубже и всесторонне познать мир. Один и тот же объект люди пытаются узнать с разных сторон, с разных точек зрения, то есть по-разному подходят к его рассмотрению. Например, отношения между людьми можно рассматривать и в моральном, и в юридическом, и в политическом аспектах.

Надо иметь в виду, что сложность объекта и многочисленность способов отображения не вызывают автоматически разнообразия форм общественного сознания. Они лишь порождают возможности появления различных форм сознания. Каждая форма возникает как следствие общественной потребности развития материального производства. Так, мораль, искусство как формы общественного сознания появляются гораздо позже возникновения общества. Политическая идеология возникает только тогда, когда развитие материального производства приводит к частной собственности, общественные классы, государство. Наука тоже возникает вследствие появления в обществе потребности в теоретических знаниях, в которых отражались бы закономерности объективной реальности. То есть, когда материальное производство уже не в состоянии удовлетвориться собственно эмпирическими знаниями.

Существенное значение для развития форм общественного сознания имеет их взаимодействие. Все формы переплетаются между собой, дополняя при определенных условиях друг друга. Основой взаимодействия выступает целостность общественной жизни, тесная связь между собой различных общественных отношений. Взаимодействие форм общественного сознания - это объективный закон ее развития.

Характер взаимодействия различных форм общественного сознания зависит от конкретных исторических условий. В каждую историческую эпоху одни формы могут усиливать свою активность, а следовательно, и влияние на другие формы, или, наоборот, ослаблять. Нередко в конкретных условиях исторического развития общества определенная форма может играть ведущую роль в общественном сознании. Так, в Средневековье наука, философия, искусство, мораль испытывали значительное влияние со стороны религии, которая занимала господствующее положение среди других форм общественного сознания. Невозможно понять духовную жизнь Средневековья, не зная роли и места религии в ту эпоху.

Впоследствии формы общественного сознания освобождаются от влияния религии. Но не все одинаково. Например, мораль еще долгое время находится в зависимости от религии. Наука, наоборот, более решительно освобождается от религиозного влияния и достигает значительных успехов в познании природы. Потребности материального производства диктуют необходимость строго научного понимания объективных закономерностей без каких-либо религиозных напластований.

Особое место среди форм общественного сознания занимает политическое сознание и правосознание. Это объясняется тем, что они больше приближены к экономическим условиям жизнедеятельности общества.

Политическое сознание отражает общественное бытие наиболее непосредственным и глубоким способом. Она теснее других форм сознания связана с экономическим базисом общества. Это объясняется тем, что между ними отсутствуют какие-либо косвенные звена. Однако сам характер этой связи зависит от интересов социальных групп - слоев, классов, страт и тому подобное.

Политическое сознание включает в себя идеологическую и психологическую стороны. Политическая идеология - это система взглядов, идей, которые отражают интересы социальных групп, наций, государств.

Политическая психология сочетает в себе систематизированы взгляды, а также чувства и настроения конкретных социальных групп относительно других групп, наций или государств.

Определенное социальное группировки реализует свои интересы, цели и задачи путем деятельности политических учреждений и организаций, то есть через деятельность государства и партий. Политическая идеология обосновывает цели и средства реализации групповых интересов и выступает как совокупность взглядов на государство, его построение и политику. Следует различать политическую идеологию как систему взглядов на политику и политические отношения.

Важную роль в регулировании отношений между людьми играет правосознание. Ведь политические и другие отношения в обществе немыслимы без фиксации их в законах.

Правосознание - это совокупность взглядов, отражающих отношение людей к существующему права.

Известно, что право является системой общеобязательных норм и правил поведения людей в обществе. Эти нормы и правила, как правило, отражают политические отношения, которые зависят от интересов различных групп общества. Поскольку интересы, как правило, в современном обществе противоположные, то и правовое сознание имеет противоречивый характер. Важное в связи с этим стремление к построению демократического, по-настоящему справедливого общества. В обществе господствующей правосознанием будет соответствие представлений людей о законности, порядок, справедливость существующим государственным правовым нормам и законам.

Важное место среди форм общественного сознания принадлежит моральном сознании.

Мораль - это система норм и правил, сложившаяся исторически и регулирует поведение человека, его отношение к другим людям, к обществу в целом и которая поддерживается силой общественного мнения, традиций и воспитания.

Моральные нормы имеют исторический характер, нет какой-то абстрактной, вечной, неизменной морали. Мораль появилась как ответ на общественную потребность регулирования человеческих отношений.

Регулятивная функция морали подобная функции права, тоже регулирует отношения между людьми. Однако, если право опирается на государственную власть, государственное принуждение, то нормы морали контролируются общественным мнением, а также совестью каждого отдельного человека. Общественное мнение, моральная ответственность за порученное дело, осознание долга перед обществом имеют большую силу. Нередко человек, совершивший какой-то проступок, предпочитает получить наказание в суде, чем услышать осуждение со стороны коллектива, коллег по работе.

Особой формой общественного сознания является эстетическое сознание. Формирование последней осуществляется, как правило, искусством. Искусство - это специфический способ практически-духовного освоения мира, в котором отражение действительности и влияние на людей осуществляется в форме художественных образов. Именно этим искусство отличается от научного познания, где бытие отражается в форме логических понятий и теорий.

Искусство, эстетическое сознание оказывают существенное влияние на развитие общественных отношений. Можно выделить следующие основные социальные функции искусства:

Познавательная функция. Благодаря искусству человек расширяет свои возможности в познании мира. Люди имеют возможность наглядно представить себе события прошлого, быт, обычаи других народов;

Воспитательная функция. С помощью искусства в обществе утверждаются определенные идеи, взгляды, настроения, распространяются и закрепляются те или иные нравственные нормы и принципы;

Воспитание чувства прекрасного. Искусство учит человека выделять, воспринимать и воспроизводить прекрасное, то есть воспитывать в человеке чувство, присущие только человеку - чувство прекрасного.

Значительное место в жизнедеятельности общества занимает религиозное сознание. Она является чрезвычайно сложным, разноцветным образованием, которое проявляется в религиозных психологии и идеологии. Психология охватывает такие элементы, как веру в сверхъестественное, религиозный культ, религиозные чувства, эмоции, обычаи, представления и т. Формируется религиозная психология в основном стихийно, под влиянием повседневной жизни человека. Религиозную идеологию разрабатывают и распространяют теологи.

Отношение человечества к религии неоднозначно. Оно в значительной степени зависит, в частности, от состояния общества на том или ином этапе его существования. Общественные потрясения, природные катаклизмы, как правило, активизируют религиозные верования. В современной Украине наблюдаются изменения в отношении к религии.

Общественное сознание. Сущность. Уровни. Формы.

ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ - это духовная жизнь общества в совокупности чувств, настроений, взглядов, идей, теорий, отражающих общественное бытие и влияющих на него. Отображение в духовной деятельности людей интересов, представлений различных социальных групп, классов, наций, общества в целом.

Общественное сознание – совокупность психологических свойств, присущих обществу, рассматриваемому как самостоятельная целостность, система, не сводимая к сумме составляющих его индивидов.

Практически любой социум, независимо от своих размеров, устойчивости и степени интегрированности обладает тем или иным сознанием (некоторые черты его можно обнаружить и у очереди в магазине). Историческая реальность, отражаясь в умах людей, порождает общественные настроения, идеологии, социальные психологии, национальные характеры и проч. Те, в свою очередь, оказывают действенное влияние на реальность. Общественное сознание служит основой культурной деятельности и оказывает влияние на индивидуальную психологию каждого человека, входящего в социум.

Субъектом общественного сознания является социум, а не индивид. Индивид способен изобрести идеологию или дать толчок некому явлению социальной психологии, но в общественное сознание оно станет лишь тогда, когда «овладеет массами».

Его структура: оно состоит из двух частей-полюсов «Идеологии» - осознанной, теоретически обработанной, отрефлектированной. «Социальной психологии» или «ментальности», которая является сферой коллективного бессознательного, характеризуется сокрытостью, глубинностью, стихийностью. (

При этом, «общественная психология и идеология находятся в некотором противоречии между собой, но не существуют друг без друга» и взаимно проникают друг в друга.

Общественное сознание это часть культуры в широком смысле слова.

Сохраняясь в культуре общества, социальная психология / ментальность отражает пройденный им исторический путь. «Менталитет отдельной личности определяется принципами и структурными особенностями языка и культуры, обусловившей ее развитие и становления< ...> Язык и культура, в свою очередь, складываются в ходе исторического развития определенного народа. Таким образом, исторический опыт, переработанный и отложившийся в языке и культуре, влияет затем на формирование глубинных особенностей психики человека, осваивающего мир через язык и культуру. Образ мышления может поэтому рассматриваться как интериоризированный опыт языковой и культурной истории». Об этом писал известный историк П.Н.Милюков: «Национальный характер сам есть последствие исторической жизни». Сказанное в данном случае об этносе может быть, на наш взгляд, распространено и на другие виды социумов.

Существование в культуре различных частей общественного сознания различно. Идеология требует специального развития, культивирования, фиксации (т.к. основывается на теоретическом, научном мышлении) и сосредоточена в силу этого в цельном виде в умах немногих. Существование социальной психологии / ментальности в большей мере стихийно (хотя существуют способы управления, манипуляции), она присуща всем членам общества.

Содержанием полюса идеологии являются теории, научные, религиозные, философские системы и учения, сознательное мировоззрение. Содержанием полюса стихийной, безотчетной социальной психологии / ментальности являются мыслительные, поведенческие, эмоциональные стереотипы; латентные ценностные установки; картины мира и восприятие себя в мире; всевозможные автоматизмы сознания; общественные представления и пр.

Механизм сохранения и передачи социальной психологии / ментальности, а также усвоение ее каждым новым членом общества похожи на механизм жизни живых естественных языков. Через среду (языковую или, соответственно, ментальную) и от старших поколений - младшим. «Культура и традиция, язык, образ жизни и религиозность образуют своего рода " матрицу" , в рамках которой формируется ментальность. Эпоха, в которую живет индивид, налагает неизгладимый отпечаток на его мировосприятие, дает ему определенные формы психических реакций и поведения, и эти особенности духовного оснащения обнаруживаются в " коллективном сознании" ».

Общественное сознание исторически изменчиво. Идеология может смениться мгновенно, хотя для ее широкого распространения всегда нужно время. Что касается ментальности, то представители Школы «Анналов» всегда отмечали медленность происходящих в ней изменений. Б.Ф.Поршнев в своей «социальной психологии» выделяет более-менее стабильный «психический склад» (например, национальный характер) и динамичные «психические сдвиги», общественные настроения (например, мода).

Для постижения общественного сознания необходим анализ возможно более широкого культурного контекста: текстов и предметов «материальной культуры», системы социальных связей и взаимоотношений, быта и истории повседневности. В обратной связи: понимание ментальности и идеологии социума поможет правильно оценивать все происходящие в нем процессы, адекватно воспринимать поведение его членов и глубже понимать выработанные им культурные феномены.

Сущность общественного сознания

В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания. Богословы рассматривают сознание как крохотную искру величественного пламени божественного разума. Идеалисты отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи. Вырывая сознание из объективных связей реального мира и рассматривая его как самостоятельную и созидающую сущность бытия, объективные идеалисты трактуют сознание как нечто изначальное: оно не только не объяснимо ничем, что существует вне его, но само из себя призвано объяснить все совершающееся в природе, истории и поведении каждого отдельного человека. Единственно достоверной реальностью признают сознание сторонники объективного идеализма.

Если идеализм вырывает пропасть между разумом и миром, то материализм ищет общность, единство между явлениями сознания и объективным миром, выводя духовное из материального. Материалистическая философия и психология исходят в решении этой проблемы из двух кардинальных принципов: из признания сознания функцией мозга и отражением внешнего мира.

Уровни общественного сознания

Структура общественного сознания очень сложна: прежде всего, в нём выделяют уровни - обыденно-практический и научно-теоретический. Подобный аспект рассмотрения общественного сознания можно назвать гносеологическим, поскольку он показывает глубину проникновения субъекта познания в объективную реальность. Как известно, обыденно-практическое сознание менее структурировано, более поверхностно, чем научно-теоретическое. Общественное сознание на обыденно-практическом уровне проявляет себя как социальная психология, на научно-теоретическом уровне - как идеология. Следует подчеркнуть, что идеология - это не всё научно-теоретическое сознание, а только та его часть, которая носит классовый характер. Но об этом речь пойдет ниже.

Следующий аспект рассмотрения общественного сознания - по его носителю или субъекту. Таким образом, выделяют виды общественного сознания - индивидуальное, групповое и массовое сознание. Носителем индивидуального сознания является отдельный человек, носителем группового сознания - социальная группа, носителем массового сознания - неорганизованная группа людей, объединенная какой-либо идеей, целью. Например, к феномену массового сознания могут быть отнесены поклонники какого-то эстрадного певца, постоянные слушатели радиостанции «Маяк». Иногда говорят, что носителем массового сознания является толпа, но многие социологи считают, что правильнее выделять и сознание толпы, и сознание массы. Попутно отметим, что толпа - это люди, непосредственно соприкасающиеся друг с другом, собравшиеся для достижения какой-либо цели, но от массы толпу отличает непосредственный контакт, наличие лидера и совместная деятельность, например, на митинге, демонстрации и т.п.

Формы общественного сознания

Общественное сознание представляет собой совокупность разнообразных духовных явлений, отражающих все сферы жизни общества и богатство индивидуальной жизни человека, поэтому выделяются его различные формы - нравственное, эстетическое, религиозное, правовое, политическое, философское, научное, экологическое, экономическое и т.д. Конечно, подобное структурирование условно, так как виды, формы, уровни общественного сознания находятся в постоянном взаимодействии и взаимовлиянии.

Анализируя общественное сознание, социальная Ф особое внимание уделяет идеологии. Идеология - это система идей и теорий, ценностей и норм, идеалов и директив действия. Она способствует закреплению или устранению существующих общественных отношений. По своему теоретическому содержанию идеология является совокупностью правовых, политических, нравственных, эстетических и других идей, отражающих, в конечном счете, экономические отношения общества с позиций определенного общественного класса.

Остановимся более подробно на духовной жизни общества. Под ней можно понимать ту сферу бытия, в которой объективная, надиндивидуальная реальность трансформировалась в реальность индивидуальную, субъективную, присущую каждому человеку.

1) Мораль - ФОС, представляющая собой совокупность норм, правил, принципов поведения и направленная на регуляцию общественных отношений. Специфика морали как способа регуляции жизнедеятельности общества заключается в том, что соблюдение моральных норм носит несанкционированный, добровольный характер, является внутренней потребностью человека и контролируется общественным мнением и совестью как формой самоконтроля.

2) Религия - представления о мире, основанные на вере в сверхъестественное и проявляющиеся в виде иллюзий. Религия как ФОС проявляется в религиозной психологии , основанной на эмоциях, и религиозной идеологии - учении о Боге и его отношении к миру. Объединяющим элементом этих уровней религиозного сознания служит вера.

3) Искусство как ФОС - это средство отражения мира в форме художественных образов. Искусство - не только ФОС, но и деятельность общества по производству художественных ценностей, и результаты этого производства - художественные образы. Специфическая функция искусства - эстетическая.

4) Наука - ФОС, отражающая действительность в рациональной форме, виде системы знаний о природе, обществе и человеческом мышлении.

5) Философия - ФОС, объединяющая в себе научно-теоретический и духовно-практический способы освоения человеком мира и направленная на постижение наиболее общих закономерностей бытия и на формирование целостного взгляда на мир и на место в нем человека.

6) Политическое сознание представляет собой идеи, отражающие интересы больших социальных групп, их отношения друг к другу и к политическим институтам общества.

7) Право - ФОС, совокупность взглядов, установок, убеждений, отражающих жизнь с точки зрения прав и обязанностей участников общественных отношений и представляющих собой одну из важнейших форм регуляции взаимоотношений людей в обществе.

8) Экологическое сознание - совокупность взглядов, теорий и эмоций, отражающая процесс соотношения общества и природы и направленная на сохранение и совершенствование природной среды как важнейшего фактора жизнедеятельности общества.

Формы общественного сознания представляют собой способы духовного освоения действительности и отличаются по ряду признаков:

1) по объекту познания. Например, политическое сознание отражает отношения между государствами, нациями, социальными слоями по поводу власти, философия отражает всеобщие закономерности бытия, а наука - отдельные области природной и социальной действительности;

2) по формам отражения. Наука отражает действительность в форме понятий, гипотез, законов, а искусство - в форме художественных образов;


3) по выполняемым функциям. Основной функцией науки является познавательная, искусства - эстетическая, мораль - воспитательную и регулятивную и т.д.

Проблемы и перспективы развития современной цивилизации. Глобализация и ее роль в жизни общества.

В развитии человеческой цивилизации принято выделять несколько этапов:

Доиндустриальное общество, в котором доминировало производство продуктов сельского хозяйства, основанного на использовании ручного труда, а также ремесленничество;

Индустриальное общество, главной экономической характеристикой которого является промышленное производство;

Постиндустриальное общество, главной характеристикой которого является приоритетное развитие сферы услуг, которые начинают превалировать над объемами промышленного производства (начало формирования этого типа общества относят к середине ХХ в.);

Информационно-техническое общество, в котором производство информации, его техническое обеспечение и оказание информационных услуг преобладают над всеми другими видами социально-экономической активности людей (переход к этому типу характерен для современной цивилизации).

Для современного общества характерны следующие особенности:

1) небывалый научно-технический прогресс и связанное с этим резкое ускорение темпов общественного развития;

2) масштабность и радикальность изменений, происходящих в мире и в жизни общества;

3) возрастание антропогенного влияния на природу: в современном мире возможности человека сопоставимы с силами природы;

4) неуклонный рост численности населения :

К началу нашей эры на Земле было около 200 млн. человек,

Через 13 веков это число удвоилось (400 млн.),

В начале XIX в. - 800 млн. (для удвоения понадобилось 6 веков),

В начале ХХ в. - 1,7 млрд.,

К началу ХХI в. - свыше 5,6 млрд.

5) глобализация процессов, происходящих в мире. Под глобализацией понимается процесс объединения всех сфер человеческой деятельности в масштабах всего человечества. Этот процесс охватывает экономику, технологию, торговлю, культуру, политические институты.

Процессы глобализации являются объективными, они вызваны особенностями современного этапа общественного развития. В то же время они несут в себе множество противоречий.

С одной стороны, глобализация привела к расширению связей между государствами и народами во всех сферах жизнедеятельности (яркий пример тому - международные экипажи космических кораблей); к формированию целого ряда международных организаций, деятельность которых направлена на совместное решение задач и проблем современного человечества (среди них ООН , целью которой является поддержание и укрепление мира, безопасности и развития сотрудничества между государствами (в ее составе около 200 государств); ЕЭС , ее главная задача - экономическое развитие и укрепление сотрудничества между европейскими странами; Римский клуб - международная организация ученых и бизнесменов, созданная для изучения проблем и перспектив развития человечества в эпоху научно-технического прогресса и др.).

С другой стороны, в настоящее время процессы глобализации направляются мировыми банками и финансовыми корпорациями, что привело к поляризации общества: к углублению пропасти между богатством и бедностью, к доминированию отдельных стран в мировом сообществе (по данным ученых, в настоящее время 15% населения планеты диктуют свою волю остальным 85%). Это вызвало, с одной стороны, явление международного терроризма, а с другой - движение антиглобализма. Кроме того, установка на экономический прогресс, на повышение материального уровня привела к утрате гуманитарных ценностей, к духовному кризису современного общества.

Противоречия глобализации стали причиной возникновения ряда глобальных проблем - затрагивающих не отдельные страны и регионы, а человечество в целом и требующих для своего решения объединения усилий всего мирового сообщества.

Все глобальные проблемы можно разделить на три группы:

1) проблемы, порожденные взаимоотношениями общества и природы и связанные с ограниченностью возможностей природной среды выносить нагрузки антропогенного характера (экологическая проблема, проблема сырьевых и энергетических ресурсов и др.);

2) проблемы, связанные с отношениями между государствами и народами (проблема мировых войн и угрозы термоядерной катастрофы и др.);

3) проблемы, в основе которых взаимоотношения между индивидом и обществом (демографическая проблема, проблемы общественного здоровья и образования и др.).

Одной из самых острых глобальных проблем является экологическая , которая объединила в себе широкий круг вопросов, затрагивающих различные аспекты взаимоотношений общества и природной среды: охрану водного и воздушного бассейнов, охрану почв, сохранение растительного и животного мира, влияние загрязненной среды на здоровье человека и др. Особое место в этом ряду занимают проблемы социально-экологические, предполагающие выработку оптимальной стратегии во взаимоотношениях общества и природы, формирование экологического сознания.

В современной науке формируется новая дисциплина - глобалистика . Это наука, которая изучает наиболее общие закономерности развития человечества и конструирует модели управляемого жизнеспособного мира. Глобалистика диктует необходимость общечеловеческого, планетарного подхода к решению проблем современного общества. Основной вопрос глобалистики состоит в определении пределов возможности биосферы выносить нагрузки антропогенного воздействия.

Главную задачу современного общества глобалистика определяет как переход к ноосферной цивилизации, т.е. управляемого человеческим разумом научно и духовно организованного этапа развития человечества в условиях ограниченных возможностей природной среды. В качестве основы перехода к новому этапу развития предлагается модель устойчивого развития , которая призвана обеспечить баланс между удовлетворением экономических потребностей общества, повышением уровня его материального благосостояния и сохранением окружающей среды.

Человек и исторический процесс. Личность и массы, их роль в истории.

Вопрос о движущих силах и направлении исторического процесса является центральным в таком разделе философского знания, как философия истории . Этот термин ввел в научный оборот в XVIII в. французский просветитель Вольтер, который видел в истории не проявление божественной воли, а творчество самих людей. Наиболее значительные философские концепции истории представлены в философии Гегеля и в марксизме.

Гегель рассматривал историю человечества как закономерный процесс, имеющий внутренние причины развития. Историческая закономерность, в отличие от природной, может реализовать себя только в результате сознательной деятельности людей. Преследуя свои частные интересы, достигая своих субъективных целей, люди, сами того не сознавая, реализуют объективные исторические закономерности. Мировой дух движет историю, воплощаясь в деятельности миллионов людей.

Ступени истории - это этапы самопознания Абсолютной идеи. При этом каждая ступень находит свое выражение в духовной жизни определенного народа, который и реализует эту ступень в своей истории. Гегель выделял три таких ступени и соответственно три исторических типа общества: восточный мир, античность, германский мир. Целью развития абсолютного духа, по Гегелю, является достижение свободы, в том числе и свободы личности.

В марксизме получило обоснование материалистическое понимание истории. К. Марксом был предложен формационный подход к пониманию исторического процесса, в основе которого - идея об определяющей роли материального производства в жизни общества.

История человечества рассматривается в марксизме как закономерный процесс развития и смены общественно-экономических формаций - ступеней развития общества, а переход от одной из них к другой, по Марксу, осуществляется в ходе социальной революции, которая приводит к качественным изменениям во всей системе социальных отношений. В то же время Маркс полагал, что законы истории действуют как тенденции, выражающие лишь общие направления развития социальной системы, и могут модифицироваться под влиянием конкретных исторических условий.

Вопрос о роли в истории народных масс и отдельных личностей в философской мысли решался относительно однозначно.

Любая личность, так или иначе участвуя в жизни общества, является субъектом исторического процесса. Объединяясь в различные социальные группы, индивиды становятся реальной решающей силой истории. Однако такая оценка не умаляет роли в истории отдельных личностей, выдающихся исторических деятелей. Став во главе государства, армии, политической партии и т.д., личность может оказывать значительное влияние на ход исторических событий, положительное или отрицательное. Поэтому обществу далеко не безразлично, в чьих руках сосредоточена власть.

Появление на исторической арене выдающейся личности обуславливается, с одной стороны, потребностями общества, с другой - личными качествами людей. Сам факт появления конкретного человека в определенное время и в определенной стране - это случайность, но выдвижение его на роль исторической личности определяется исторически сложившейся потребностью общества в том, чтобы главенствующее место заняла личность именно такого рода.

Платон считал, что мир тогда станет счастливым, когда во главе государств станут мудрецы. Цицерон говорил, что значение предводителя народных масс состоит в том, что он чувствует свою ответственность и поэтому способен остановить ослепленный страстью народ от бессмысленных действий. Гегель называл всемирно-историческими личностями тех выдающихся людей, которые выражают волю Мирового духа. Они являются не только политическими деятелями, но и духовными руководителями, понимающими, что нужно для истории и ведущими за собой массу людей.

Большое внимание уделял вопросу о роли народных масс и личности в истории русский марксист Г.В. Плеханов . Творцами истории он считал народные массы. По мнению, великий человек велик прежде всего тем, что его личные качества делают его наиболее способным для служения общественным потребностям своего времени. Его деятельность становится выражением естественного хода вещей, но не может изменить объективный ход событий.

Проблема свободы и ответственности личности.

Свобода - одна из основных философских категорий, характеризующих сущность человеческого бытия в мире. Свобода состоит в возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внешнего или внутреннего принуждения.

Свобода личности может быть рассмотрена в различных аспектах: философском, религиозном, этическом, социальном, политическом, экономическом. Философский аспект связан, прежде всего, с трактовкой свободы воли. Воля - это сознательное и свободное стремление человека к осуществлению своих целей, которые представляют для него определенную ценность.

В решении этого вопроса сложились две основные точки зрения, которые сложились в древности и получили выражение на различных этапах развития философской мысли. Философский детерминизм исходит из того, что существующие в мире универсальные причинно-следственные связи определяют (детерминируют) мысли людей и мотивы их поступков. Индетерминизм либо полностью отвергает причинную обусловленность всего сущего, либо предполагает разрыв причинно-следственных связей природного мира и сферы сознания.

Следовательно, мотивы поступков возникают самопроизвольно и зависят только от свободной воли человека. Индетерминизм в отношении к проблеме свободы служит основой для волюнтаризма - направления, признающего примат воли как слепой, неразумной силы над другими проявлениями духовной жизни человека. Эта точка зрения приводит к оправданию своеволия и произвола. Идеи волюнтаризма содержатся в христианской догматике, в учениях Канта, Фихте, Шопенгауэра, Ницше.

Позиция детерминизма основана на признании диалектической взаимосвязи личности и общества, общества и природной среды. Поэтому проблема свободы здесь тесно переплетается с проблемой необходимости.

Одним из первых к этой проблеме обратился Спиноза , который определил свободу как познанную необходимость. Существующий в мире порядок причинно обусловлен и не зависит от воли человека, поэтому чем яснее и полнее человек понимает и принимает необходимость, тем в большей степени он становится свободным. Но для этого человек должен подчинить эмоции разуму, т.к. только разум может раскрыть перед ним его собственные возможности.

Гегель считал, что история человечества представляет собой прогресс в сознании свободы. Соотношение свободы и необходимости он рассмотрел через сопоставление понятий «необходимость» и «случайность». Случайность существует объективно в самих вещах и является формой выражения необходимости. В каждой необходимости есть случайность, т.е. в необходимости всегда присутствует свобода.

В марксистской философии свобода трактуется, во-первых, как познанная необходимость, а во-вторых, как практическое использование результатов этого познания (т.е. как умение принимать решения, основываясь на знании дела). Свобода здесь рассматривается прежде всего как свобода выбора. Однако свобода человека ограничена строго детерминированной системой реальных возможностей, лишь в пределах этих возможностей человек может делать свой выбор.

Каждый конкретный выбор носит случайный характер, но из массы случайностей складываются необходимые тенденции развития. В обществе свобода личности ограничивается интересами общества, человек несет перед обществом ответственность за свой выбор («жить в обществе и быть свободным от общества нельзя», - писал русский марксист Ленин).

Таким образом, концепция детерминизма не умаляет свободы человека, но ограничивает ее рамками социальных и природных связей, нравственными и правовыми нормами.

В современных условиях ускоренного развития цивилизации, развития демократии проблема свободы и ответственности личности приобретает особое значение. Ответственность - это категория, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу.

Человек в мире одновременно и свободен, и несвободен .

Его несвобода выражается в отношении к внешнему миру, который диктует человеку выбор форм и способов деятельности; в существовании факторов, ограничивающих его возможности: уровень физических сил и умственных способностей, технических возможностей и т. д.; в зависимости от существующего общественного строя и др.

Свобода человека проявляется в выборе своего жизненного пути, возможности распоряжаться собственной судьбой; в возможности действовать в соответствии со своими интересами и убеждениями и др.

Границами свободы человека являются интересы другого человека, социальных групп и общества в целом, а также необходимость заботиться о состоянии природы как естественной основы существования общества.

Большое значение проблема свободы и ответственности личности имеет в медицинской деятельности .

Свобода в деятельности врача проявляется в ряде факторов, важнейшими из которых являются следующие:

Выбор методов и путей познания процессов жизнедеятельности организма человека, исследования причин и признаков болезни;

Определение возможности использования тех или иных физических, химических, биологических факторов и технических средств для предупреждения, обнаружения и лечения заболеваний;

Соотношение полученных знаний с личными убеждениями, ценностными установками.

В то же время в медицинской деятельности свобода значительно ограничена требованиям долга - профессионального и нравственного. Медицина - единственный вид деятельности, представители которой дают клятву верности своему профессиональному долгу и моральным принципам. Кроме того, свобода врача ограничена особенностями объекта деятельности - это зачастую человек страдающий, с надломленной болезнью психикой

  • 8. Философия Аристотеля, ее основные идеи.
  • 9. Теоцентризм философии средних веков.
  • 10.Философия ф. Аквинского.
  • 11. Становление научного метода познания и философии ф. Бэкона и р. Декарта (эмпиризм и рационализм).
  • 12. Т. Гоббс о проблемах взаимоотношений человека и общества.
  • 14. Этика и. Канта.
  • 15. Основные идеи философии г. Гегеля. Противоречия между системой и методом.
  • 17. Человек, природа и общество в философии французского просвещения.
  • 18. Марксистское понимание истории и общества.
  • 19. Диалектика природы ф. Энгельса и характеристика им метода материалистической диалектики.
  • 20. Философия жизни Ницше.
  • 21. Особенности отечественной средневековой философии.
  • 22. Становление и развитие философии в России XIII в.
  • 23. Русская материалистическая философия XIX в.
  • 24. Марксистская философия в России (г. В. Плеханов и в. И. Ленин).
  • 25. Русская религиозная философия XIX-XX вв.
  • 26. Русский космизм как философия.
  • 27. Характерные черты советской философской мысли.
  • 28. Зарубежная философия XX века: позитивизм и постпозитивизм.
  • 29. Зарубежная философия XX века: психоанализ и неофрейдизм.
  • 30. Проблемы бытия в истории философии.
  • 31. Материальное и духовное бытие: проблемы соотношения.
  • 32. Сущность сознания. Сознательное и бессознательное.
  • 33. Категория «материя»: подходы к истолкованию.
  • 34. Движение и его сущность. Движение и развитие.
  • 35. Философские концепции пространства и времени.
  • 36. Единство и многообразие мира.
  • 37. Диалектика как теория развития и как метод познания.
  • 38. Законы и категории диалектики.
  • 39. Понятие картины мира. Мифологическая, религиозная, научная и философская картины мира.
  • 40. Познание как взаимодействие субъекта и объекта.
  • 41. Объект познания. Реальные и идеализированные объекты.
  • 42. Практика: понятие и основные формы. Роль практики в познании.
  • 43. Чувственное познание и его специфика. Образное и знаковое познание.
  • 44. Рациональное познание и его формы. Роль рационального познания в освоении человеком действительности.
  • 45. Проблема истины в философии. Основные концепции истины, понятие объективной, абсолютной и относительной истины. Критерии истины.
  • 46. Интуиция и ее роль в познании.
  • 47. Формы и методы естественнонаучного познания.
  • 48. Сознание и язык. Проблема происхождения. Язык как знаковая система. Основные функции языка.
  • 49. Общество как социум. Понятие, основные черты.
  • 50. Деятельность как специфический способ существования человека.
  • 51. Общество как развивающаяся система.
  • 52. Понятие культуры. Типология культур.
  • 53. Цивилизация и культура: понятие и соотношение.
  • 54. Общественное бытие: понятие и структура.
  • 55. Производственно-экономические отношения и их роль в жизни общества.
  • 56. Социальные отношения и их значение в жизни общества.
  • 57. Политические отношения. Государство и общество.
  • 58. Духовная жизнь общества: понятие и основные характеристики. Общественное сознание и его структура (по уровням).
  • 59. Виды (формы) общественного сознания.
  • 60. Человек как личность. Социальная роль личности.
  • 61. Отчуждение личности. Свобода и ответственность личности.
  • 62. Проблема смысла жизни человека.
  • 63. Общество и глобальные проблемы современности.
  • 64. Понятие философского мировоззрения.
  • 59. Виды (формы) общественного сознания.

    Общественное сознание - осознание обществом самого себя, своего общественного бытия и окружаюещей действительности. Порождается общественным бытием, но может обратно влиять на него. Общественное сознание представляет собой "основное содержание, сердцевину духовной сферы общественной жизни. Это - сложная система и совокупность чувств, переживаний, нравов, традиций, заблуждений, знаний, взглядов, мировоззрений, идеологических систем, отражающих общественное бытие на данном этапе развития общества" Формы общественного сознания: Политическая - совокупность политический доктрин, концепций, программ, взглядов и представлений. Возникает вместе с появлением классов, но оказывает сильнейшее влияние на другие формы общественного сознания, в т.ч. и на экономику. Особенность: она выражает коренные интересы различных больших соц. групп. Право - совокупность норм и правил поведения людей, утвержденных государством. Мораль - совокупность норм поведения, не установленных государством (обеспечиваются традициями, общественным мнением, авторитетом всего общества). Художественная - духовная деятельность людей в сфере культурной жизни, которая затрагивает какие-то струны души, волнует, вызывает раздумья, доставляет удовольствие или неудовлетворение.(книги, фильмы, картины, музыка и др.) Религиозная - религиозные верования в духовной жизни общества. Наука - научные представления.

    60. Человек как личность. Социальная роль личности.

    Личность - понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» могут понимать или человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» - в широком смысле слова), или устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия - лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. personalitas) - терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы.

    Родовая сущность человека проявляется у всякого индивидуума всегда особым образом. Выявление особенностей проявления социальной сущности у каждого человека находит свое отражение в персоналистическом подходе философии . И это не случайно, ибо человек как представитель рода или общества, есть индивид - элементарная часть, определяемая соотношением с целым (природой, обществом). Человеческий индивидуум и личность - это не два разных существа человека, а как бы две разные его силы, два качествования. В этой связи понятия "человек" и "личность" рассматриваются ими, как правило, во взаимосвязи общего и единичного. Человек - родовое, общее, а личность - единичное, особое, индивидуальное начало, которое пробивается через родовой тип. Так в натуралистических школах социально-философской антропологии самого понятия "личность" как целостного, единственного и неповторимого образования человека просто не существует. У человека в течение всей жизни преобладает то, что свойственно его природе; этим обусловлена неизменная определенность образа жизни. Любой человек здесь предстает или как проявление надындивидуальной родовой основы - поведенческо-генетической программы, где основными ориентациями жизнедеятельности являются общие для всех инстинкты выживания, или как строго индивидуальный биологический организм, который не может отрешить себя от своего тела. Теологические принципы в анализе человека и его сущности предполагают соответствующие им установки и в определении личности. Так, например, для Н. А. Бердяева личности человека нет, если нет того горнего мира, к которому она должна восходить. Именно поэтому, считает он, быть личностью - это быть индивидуальностью, а значит - определять свое особое предназначение в мироздании, утверждать полноту своего единственного бытия в бытии вселенском, питаться соками божественной жизни. Поэтому для него человек есть личность, но не по природе, а исключительно только по духу. В этом внутреннем отношении личность черпает силы для свободного отношения к миру, а поэтому она - универсум в индивидуально-неповторимой форме, независимое целое, высшая ценность. Ничто не может вторгаться в этот универсум без дозволения самой личности, наделенной правом и долгом защищать свою духовную свободу от других людей, общества, государства.

    Социальная роль - динамическая характеристика социальной позиции, выражающаяся в наборе моделей поведения, согласующихся с социальными ожиданиями (ролевыми экспектациями) и задающихся специальными нормами (социальными предписаниями), обращёнными от соответствующей группы (или нескольких групп) к обладателю определённой социальной позиции. Обладатели социальной позиции ожидают, что исполнение специальных предписаний (норм) даёт в итоге регулярное и потому предсказуемое поведение, на которое может ориентироваться поведение других людей. Благодаря этому возможна регулярная и непрерывно поддающаяся планированию социальная интеракция (коммуникативное взаимодействие).Социальная роль - модель поведения, ориентированная на определённый статус. Ёе ещё называют динамической стороной статуса. Если статус указывает на позицию индивида внутри группы, то роль - на поведение присущую этому статусу. Это модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных, общественных и личных отношений. Другими словами, социальная роль - «поведение, которое ожидается от человека, занимающего определённый статус». Современное общество требует от индивида постоянной смены модели поведения для выполнения конкретных ролей. В связи с этим, такие неомарксисты и неофрейдисты, как Т. Адорно, К. Хорни и другие в своих работах сделали парадоксальный вывод: «нормальная» личность современного общества - это невротик. Более того, в современном обществе широкое распространение получили ролевые конфликты, возникающие в ситуациях, когда от индивида требуется одновременное выполнение нескольких ролей с противоречивыми требованиями.