Мое отношение к правам и обязанностям. Написать небольшое сочинение или эссе

Человеческое общество является сложной социальной системой. Многочисленные формы взаимодействия индивидов во многих ситуациях характеризуются противоречивыми интересами их участников. Поскольку важными качествами общества являются организованность, упорядоченность образующих социальную жизнь общественных отношений, одним из способов согласования интересов людей и сглаживания возникающих между ними и их объединениями конфликтов является нормативное регулирование.

Регулировать (в социальной жизни) — значит определять поведение людей и коллективов, давать ему направление функционирования, рамки, целеустремленно его упорядочивать. Важнейшими средствами регулирования являются социальные регуляторы: нормы нрава, морали, общественных организаций, традиций, обычаев и ритуалов.

— это совокупность правил поведения, определяющих границы свободы, равенства людей в реализации и защите их интересов, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их отношениях друг с другом, закрепленных в законе или ином официальном акте, исполнение которого обеспечивается принудительной силой государства. В любом цивилизованном обществе право выступает государственным регулятором общественных отношений, закрепляя и развивая их.

Устанавливая конкретные права и обязанности сторон (граждан, должностных лиц, общественных и государственных организаций), право служит средством достижения общественного компромисса не путем насилия и подавления, а путем согласования индивидуальных, классовых и общечеловеческих интересов.

Понятие права

Понятие «право» имеет несколько значений. Чаще всего под ним понимают систему общеобязательных норм, охраняемых государством. В этом базовом определении право сводится к совокупности однозначных и документально зафиксированных государственных предписаний, т.е. фактически совпадает с законом. Право в таком значении принято называть позитивным правом.

Однако ряд исследователей предполагает, что право создается не государством, а существует изначально, так как вытекает из естественных потребностей и природы человека. Каждый человек от рождения обладает естественными правами и свободами — правом на жизнь, труд, свободу мысли и слова и т.д. Государство не создает эти права, а просто подтверждает и охраняет их. Право как притязание людей на жизнь и на все, что способствует се сохранению и развитию, называют естественным правом.

Кроме того, правом называют закрепленную в законе возможность субъекта, например право собственности или право быть и избранным в органы власти. Это так называемое право в субъективном смысле. Наконец, право можно трактовать предельно широко, обозначая им все правовые явления, включая и позитивное право, и естественное, и право в субъективном смысле. В этом случае говорят о праве в широком смысле. Регулируя социальные отношения в различных сферах жизни человека и общества, право способствует решению важных задач: согласует интересы разных людей, помогает разрешать конфликты, определяет меру свободы человека в обществе, а также служит выразителем идей coциальной справедливости.

Правовые формы

Обычно правовые нормы выражены в виде разрешений, предписаний, запретов и рекомендаций. Однако внешняя форма выражения еще не является основанием для ее неукоснительного выполнения. Чтобы она стала юридически обязывающей, необходимо придать ей определенную правовую форму. К правовым формам (иначе называемым источниками права) относят:

  • правовой обычаи - формируется стихийно, на протяжении многих поколений. Государство не создает правовой обычай, а просто признает его в своих официальных документах. Первые своды судебных норм — Законы Хаммурапи (XVIII в. до н.э.), Законы двенадцати таблиц (V в. до н.э.), Русская Правда (XI-XII вв.) и т.д. — в основном включали в себя правовые обычаи;
  • прецедент — признание состоявшегося судебного решения образцом для решения всех подобных случаев в суде. Суд в этом случае не просто применяет, но фактически создает правовые нормы. Прецедентное право распространено в Великобритании, США, Австралии и т.д.;
  • нормативный договор — соглашение субъектов, в котором содержатся юридические нормы, определяющие права и обязанности сторон. Сюда можно отнести договор между государствами, субъектами федерации, руководством предприятия и профсоюзом работников и т.д. Нормативный договор обычно применяется в международном, конституционном, трудовом праве;
  • нормативный правовой акт - официальный документ, созданный компетентными государственными органами и устанавливающий нормы права.

Иерархия правовых актов (на примере Российской Федерации) представлена ниже (чем выше положение акта, тем большей юридической силой он обладает):

  • Конституция (основной закон);
  • законы;
  • подзаконные акты:
  • указы Президента Российской Федерации;
  • постановления Правительства Российской Федерации;
  • ведомственные нормативные акты;
  • нормативные акты органов местного самоуправления;
  • внугриорганизационные акты (приказы, распоряжения).

В Российской Федерации высшей юридической силой обладают законы (в том числе Конституция) — нормативные акты, принятые высшей законодательной властью (парламентом) или на всенародном референдуме.

Понимание права в мировой и отечественной юриспруденции

Право настолько уникальный, сложный и общественно необходимый феномен, что на протяжении всего времени его существования научный интерес к нему не только не исчезает, но возрастает. Вопросы правопонимания принадлежат к числу «вечных» уже потому, что человек на каждом из витков своего индивидуального и общественного развития открывает в праве новые качества, новые аспекты соотношения его с другими явлениями и сферами жизнедеятельности социума. В мире существует множество научных идей, течений и точек зрения по поводу того, что есть право, но лишь в последнее время ученые стали задаваться вопросом, что значит понимать право.

Субъектом правопонимания всегда выступает конкретный человек, например: гражданин, обладающий минимальным правовым кругозором, столкнувшийся с проблемами права вообще; юрист-профессионал, имеющий достаточный запас знаний о праве, способный применять и толковать правовые нормы; ученый, человек с абстрактным мышлением, занимающийся изучением права, обладающий суммой исторических и современных знаний, способный к интерпретации не только норм, но и принципов права, владеющий определенной методологией исследования. Правопонимание всегда субъективно, оригинально, хотя представления о праве могут совпадать у группы лиц и у целых слоев, классов.

Объектом правопонимания могут быть право в планетарном масштабе, право конкретного общества, отрасль, институт права, отдельные правовые нормы. При этом знания об отдельных структурных элементах экстраполируются на право в целом. Важную познавательную нагрузку здесь несут среда и взаимодействующие с правом общественные явления.

Содержание правопонимания составляют знания субъекта о его правах и обязанностях, конкретных и общих правовых дозволениях, запретах, а также оценка и отношение к ним как справедливым или несправедливым. В зависимости от уровня культуры, методической оснащенности субъекта и выбора предмета изучения правопонимание может быть полным или неполным, правильным или искаженным, положительным или отрицательным.

Обыкновенный человек понимает право так, как это позволяет ему собственный разум в определенных культурологических традициях соответствующей эпохи и общества. Для него понимание права во временном масштабе ограничено рамками его жизни. Однако это не означает, что после его смерти право- понимание исчезает совсем. Такие элементы правопонимания, как знания, оценки, могут передаваться другим людям, а исследователь-ученый оставляет после себя еще и письменные представления о праве. Другими словами, образ права, сложившийся в умах наших предшественников и выразившийся в виде той или иной концепции, оказывает заметное влияние на формирование правопонимания у потомков.

При рассмотрении различных теорий и взглядов о праве необходимо учитывать следующие обстоятельства: во-первых, исторические условия функционирования нрава и рамки культуры, в которых жил и работал «исследователь»; во-вторых, зависимость результата правопонимания от философской, нравственной, религиозной, идеологической позиции познающего его субъекта; в-третьих, что берется в качестве основы той или иной концепции (источник правообразования или сущность самого явления), что понимается под источником права (человек. Бог или Космос) и под его сущностью (водя класса, мера свободы человека или природный эгоизм индивида); в-четвертых, устойчивость и долгожительство концепций в одних случаях и их динамичность, способность адаптироваться к развивающимся общественным отношениям — в других.

Современный уровень развития гуманитарной науки и методологии исследования социальных явлений позволяет систематизировать различные взгляды о праве на основе определенных критериев. Уже само отношение к праву, его судьбе, положительное или отрицательное значение его для общества, существование в качестве самостоятельного социального явления или в качестве элемента иной системы регулирования, выявляет противоположные мнения. В частности, представители ряда философских течений рассматривали право как часть нравственности (А. Шопенгауэр) или как низшую ступень нравственности и отрицали социально-ценностный характер права (J1. Н. Толстой, В. С. Соловьев). Негативное отношение к праву высказывали анархисты. Проблемы отмирания права с построением коммунизма активно обсуждались в рамках марксистской правовой теории.

При решении основного вопроса философии о соотношении бытия и сознания выделяются идеалистический и материалистический подходы к изучению права. Для первого характерны теологические учения о праве. Фома Аквинский утверждал, что право имеет не только Божественное происхождение, но и Божественную сущность. Позитивное право (человеческие законы) является лишь средством осуществления целей, предначертанных Богом для человека. Последователи Фомы Аквинско- го — неотомисты — пытаются увязать религиозную сущность права с естественно-правовыми началами и эмпирическими оценками общественных отношений с целью обосновать более жизнеспособные и реалистические варианты его учения. На другом полюсе, в рамках материалистического подхода, разрабатывается марксистская теория права, основными постулатами которой выступают: обусловленность права экономическим базисом общества; классовый характер права; жесткая зависимость права от государства; обеспеченность права принудительной силой государства.

В зависимости от того, что рассматривается в качестве источника правообразования — государство или природа человека, различают естественно-правовую и позитивистскую теории права.

Берет начало еше в Древней Греции и Древнем Риме. Она связана с именами Демокрита, Сократа, Платона и отражает попытки выявления нравственных, справедливых начал в праве, заложенных самой природой человека. «Закон, — подчеркивал Демокрит, — стремится помочь жизни людей. Но он может этого достигнуть только тогда, когда сами граждане желают жить счастливо: для повинующихся закону закон — только свидетельство их собственной добродетели». Естественно-правовая теория прошла сложный путь развития, ее популярность, всплески расцвета всегда были связаны со стремлениями людей изменить свою жизнь к лучшему — это и эпоха Возрождения, и эпоха буржуазных революций, и современная эпоха перехода к правовому государству.

Позитивное значение естественно-правовой теории состоит в следующем: во-первых, она утверждает идею естественных, неотъемлемых прав человека; во-вторых, благодаря этой теории стали различать право и закон, естественное и позитивное право; в-третьих, она концептуально соединяет право и нравственность. Критическое замечание в адрес данной теории может состоять в том, что не всегда представление о праве как справедливом или несправедливом можно объективировать в правовой действительности.

Позитивистская теория права (К. Бергбом, Г. Ф. Шершене- вич) возникла в значительной степени как оппозиционная «естественному праву». В отличие от естественно-правовой теории, для которой основные права и свободы первичны по отношению к законодательству, позитивизм вводит понятие «субъективное право» как производное от объективного права, установленного, созданного государством. Государство делегирует субъективные права и устанавливает юридические обязанности в нормах права, составляющих закрытую совершенную систему. Позитивизм отождествляет право и закон.

Положительным здесь нужно признать возможность установления стабильного правопорядка, детального изучения догмы права — структуры правовой нормы, оснований юридической ответственности, классификации норм и нормативных актов, видов интерпретации.

К негативным сторонам теории следует отнести вводимую ею искусственную отграниченность права как системы от фактических общественных отношений, отсутствие возможности нравственной оценки правовых явлений, отказ от исследований содержания права, его целей.

В зависимости от того, в чем усматривалась основа (базовый элемент) права — норма права, правосознание, правоотношение, — сформировались нормативистская, психологическая и социологическая теории.

Нормативистская теория основана на представлении о том, что право — это совокупность норм, внешне выраженных в законах и иных нормативных актах. Автором ее считают Г. Кель- зена, по мнению которого право представляет собой стройную, с логически взаимосвязанными элементами иерархическую пирамиду во главе с «основной нормой». Юридическая сила и законность каждой нормы зависит от «вышестоящей» в пирамиде нормы, обладающей более высокой степенью юридической силы. Современное понимание права в рамках этой теории можно выразить следующей схемой:

  • право — это система взаимосвязанных и взаимодействующих норм, изложенных в нормативных актах (текстах);
  • нормы права издаются государством, в них выражается государственная воля, возведенная в закон;
  • нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения;
  • само право и его реализация обеспечиваются в необходимых случаях принудительной силой государства;
  • от норм зависят возникновение правоотношений, формирование правосознания, правовое поведение.

Позитивное значение нормативизма заключается в том, что такой подход:

  • позволяет создавать и совершенствовать систему законодательства;
  • обеспечивает определенный режим законности, единообразное применение норм и индивидуально-властных велений;
  • содействует формированию «нормативного» представления о праве как формально-логической основе правосознания граждан;
  • обеспечивает формальную определенность права, что позволяет четко обозначать права и обязанности субъектов, фиксировать меры и средства государственного принуждения;
  • позволяет абстрагироваться от классово-политических характеристик права, что особенно важно при правоприменении.

Ущербность нормативистского подхода усматривается в его отрицании обусловленности права потребностями общественного развития, игнорировании естественных и нравственных начал в праве и роли правосознания в реализации юридических норм, абсолютизации государственного влияния на правовую систему.

Родоначальником которой является Л. И. Петражицкий, правом признает конкретную психическую реальность — правовые эмоции человека. Последние имеют императивно-атрибутивный характер и подразделяются на переживание позитивного права, установленного государством, и переживание интуитивного, личного права. Интуитивное право и выступает регулятором поведения человека и потому рассматривается как реальное, действительное право.

Положительным здесь является то, что теория обращает внимание на одну из важнейших сторон правовой системы — психологическую. Нельзя готовить и издавать законы, не изучая уровень правовой культуры и правосознания в обществе, нельзя и применять законы, не учитывая психологических особенностей индивида.

Зародилась в середине XIX в. Наиболее видными представителями социологической юриспруденции были Л. Дюги, С. А. Муромцев, Е. Эрлих, Р. Паунд. Социологическая теория рассматривает право как эмпирическое явление. Основной постулат ее состоит в том, что «право следует искать не в норме или психике, а в реальной жизни». В основу понятия права положено общественное отношение, защищенное государством. Нормы закона, правосознание не отрицаются, но и не признаются правом. Они являются признаками права, а само право — это порядок в общественных отношениях, в действиях людей. Выявить суть такого порядка, разрешить спор в той или иной конкретной ситуации призваны судебные или административные органы.

Позитивными в данном случае можно признать следующие положения:

  • общество и право рассматриваются как целостные, взаимосвязанные явления;
  • теория доказывает, что изучать нужно не только нормы права, установленные государством, но и всю совокупность сложившихся в обществе правовых отношений;
  • учение подчеркивает роль права как средства социального контроля и достижения социального равновесия, возвышает роль судебной власти.

Критически же в этой теории надо относиться к отрицанию нормативности как важнейшего свойства права, недооценке в праве нравственно-гуманистических начал, смешению одного из факторов образования права — интереса — с самим правом.

Каждая из названных теорий имеет свои преимущества и недостатки, их появление и развитие обусловлены естественным развитием человеческого общества и свидетельствуют о необходимости и социальной ценности права в жизни людей.

Выводы

Право представляет собой наиболее эффективный регулятор общественных отношений и поведения людей.

Право выражает интересы человека и общества и имеет общесоциальную сущность.

Право неразрывно связано с государством, которое придает юридическим нормам официальное значение и обеспечивает их реализацию.

Эссе «Право в моей жизни»

Что такое право? Это особая система норм, регламентирующих поведение людей. С течением времени право шлифовалось подобно алмазу, и сегодня его в некотором смысле можно назвать идеальным. Да, закон нередко отличается суровостью, но ему должны подчиняться все. Я считаю, что общество должно стремиться к равноправию всех своих членов. И если человек преступил закон, он должен понести соответствующее наказание, независимо от своего материального положения.

Право в моей жизни играет немаловажную роль. Я стараюсь придерживаться всех существующих законов и призываю к этому других. Право на жизнь, по моему мнению, - самое главное. И за его нарушение должно предусматриваться строжайшее наказание. Если бы закон не ставил во главу угла жизнь человека, многие безответственные родители избавлялись бы от младенцев самым простым и быстрым способом – просто оставляли бы их на произвол судьбы. А ведь эти несчастные не выжившие дети могли бы стать гениальными поэтами, великими художниками, да и просто хорошими людьми!

Не меньшую важность для меня представляет правовая основа моего образования. Все соответствующие нормы содержатся в Законе об образовании. Больше всего мне интересны правовые отношения учащихся и учреждения образования. Оказывается, это динамичная система, выстроенная на множестве нормативных документов. При этом каждая сторона этих отношений наделена своими правами и обязанностями. Для того чтобы научиться защищать собственные права и осознавать ответственность за поступки, я стремлюсь обращать внимание на изменения, вносимые в действующие правовые документы. По моему мнению, так должны поступать все правовые субъекты.

Для того чтобы проникнуться сущностью права, нам следует внимательно читать законы и повышать юридическую грамотность. Право в моей жизни является синонимом порядка и структурированности.

В юридической литературе обычно много места уделяют таким видам правосознания как правовой реализм и правовой нигилизм. Однако до сих пор не создана четкая классификация видов правосознания, опирающаяся на психологические категории «сознание» и «отношение». Право как социальное явление вызывает определенное отношение к нему людей. Отношение может быть позитивным, негативным или нейтральным. При позитивном отношении человек понимает необходимость соблюдения правовых норм в обществе, осознает значимость и ценность права как основного регулятора социальных взаимоотношений. При негативном отношении человек считает право бесполезным и ненужным, часто даже вредным общественным явлением. Нейтральное отношение выражается в равнодушии к правовым нормам, правовым актам, правовой деятельности государства.

Правосознание представляет собой сложное структурное образование. Основное содержание правосознания выражено в форме отношения к праву. Структура понятия «отношение» в психологии детально разработана и включает в себя познавательные (когнитивные), эмоциональные (чувственные), поведенческие (конативные) компоненты. При изучении отношения людей к праву необходимо также учитывать оценочный компонент.

Познавательный компонент показывает наличие в сознании того или иного объема информации о законе. Информированность человека может быть полной и всесторонней, может быть поверхностной, не глубокой. Человек может иметь только общие представления о существовании правовой системы в обществе, но совершенно не интересоваться и не знать детально сущность законов и механизмы их работы.

Эмоциональный компонент проявляется в двух аспектах. Первый аспект – это направленность (положительная или отрицательная) эмоциональных отношений к праву. Положительная направленность свидетельствует о переживании человеком позитивных чувств, связанных со знанием права и правомерным поведением. Отрицательная направленность показывает, что человек переживает негативные чувства, сталкиваясь с правовой системой. Второй аспект – это интенсивность переживаний, сила чувств по отношению к праву. Как позитивные, так и негативные чувства могут быть слабо или сильно выражены.

Поведенческий компонент показывает, как отношение к праву проявляется в реальном поведении человека. С этой точки зрения поведение человека и его правосознание может быть двух типов: правомерным или противоправным. Оценочный компонент свидетельствует об интересе к правовой системе, о признании ее роли в регуляции социальных отношений в обществе. Значимость права в обществе может оцениваться с точки зрения пяти вариантов: завышенная, высокая, нормальная, низкая, заниженная. В соответствии с оценкой значимости возникают различные виды правосознания.


Анализ соотношения четырех компонентов (когнитивного, эмоционального, поведенческого и оценочного) дает возможность классифицировать виды правосознания. В зависимости от объема знаний о праве, направленности и интенсивности чувств, правомерности или противоправности поведения, а также оценки значимости нами выделяются восемь типов правосознания: идеализм, реализм, конформизм, фетишизм, инфантилизм, скептицизм, цинизм и нигилизм.

Правовой идеализм (фр. idealisme ‹ гр.) характеризуется завышенной оценкой значимости права в обществе, положительными эмоциями, правомерным поведением, однако объем юридических знаний недостаточен для объективной оценки роли права.

Правовой реализм (лат. realis – вещественный) опирается на полноту правовых знаний, положительные эмоции, правомерные поведение и высокую оценку значимости законов в регуляции социальных отношений. Правовые знания опираются на логически стройные, обоснованные правовые идеи, выражаются в виде понятий и убеждений. Правовому реализму свойственны чувство правового долга, ответственности, законности действий, уважения к праву, солидарности с требованиями права. Человек избирает исключительно правомерное поведение, готов следовать правовым предписаниям.

Правовой конформизм (лат. conformis – подобный, сходный) основан на знании современного законодательства, правомерном поведении, но на равнодушном отношении к праву, отсутствии интереса и нейтральной оценке его значимости.

Правовой фетишизм (фр. fetiche – предмет слепого поклонения) возникает при отсутствии правовых знаний, правомерном поведении, завышенной оценки роли права, придания ему мистического, магического значения, восторженных эмоций по поводу возможностей правовой системы урегулировать и облагородить социальные отношения.

Правовой инфантилизм (лат. infantilis – младенческий, детский) отличается незнанием или недостаточным знанием законов, равнодушием в отношении правовой системы, значимость права не оценивается, тем не менее, человек проявляет правомерное поведение, ориентируясь на пример и стереотипы поведения других людей.

Правовой скептицизм (гр. skeptikos – недоверчивый) проявляется при хорошем знании права, правомерном поведении, но при низкой оценке значимости права в общественной жизни и равнодушном к нему отношении.

Правовой цинизм (гр. kynismos) складывается как деформация правосознания при хорошем знании законов, но негативном к ним отношении, заниженной оценке роли права в обществе и противоправном (асоциальном) поведении. Циник – это человек хорошо знающий законы, но склонный их нарушать, возможно, даже совершать преступные деяния.

Правовой нигилизм (лат. nihil – ничто) также является деформацией правосознания, так как возникает при незнании законов, негативном к ним отношении, противоправном поведении и крайне заниженной оценке значимости правового регулирования общественных отношений. Типология видов отношения к праву в зависимости от соотношения компонентов представлена в таблице.

Таблица. Типология видов отношения к праву

Методика «Отношение к праву»

Методика разработана Д. С. Безносовым, измеряет различные виды отношения к праву как к проявлению правового сознания. Правовой реализм как нормальное позитивное отношение к праву показывает толерантность человека к правовой системе общества.

Бланк опросника «Отношение к праву»

Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений, которые помогут определить ваше отношение к праву. Отвечайте только в бланке для ответов! Оцените, пожалуйста, предложенные утверждения по следующей системе:

  • ? «совершенно согласен» - +2 балла; о «согласен» - +1 балл;
  • ? «трудно сказать, согласен или нет» - 0 баллов;
  • ? «не согласен»--1 балл;

о «совершенно не согласен»--2 балла.

Отвечайте искренне, быстро и не раздумывая.

  • 1. Я считаю, что необходимо знать и сознательно соблюдать правовые нормы.
  • 2. Мне кажется, что следует жить только своим разумом, не доверяя законам.
  • 3. Самый главный закон - это вести себя так же, как окружающие люди.
  • 4. Мне совершенно безразлично, придерживаются ли закона другие люди.
  • 5. Мне кажется, что закон имеет над людьми магическую силу.
  • 6. Я совершенно не разбираюсь в том, нарушен закон или нет.
  • 7. Главенство законов - вот идеальное устройство государства.
  • 8. Я считаю, что система права в современном обществе устарела и никому не нужна.
  • 9. Я горжусь тем, что в своей жизни никогда не вступал в противоречие с законом.
  • 10. К расцвету и благосостоянию общества не приводит только лишь тщательное исполнение закона.
  • 11. Я думаю, что надо так же почтительно относиться к закону, как к старшим по возрасту и по званию.
  • 12. Я считаю, что при вступлении в брак главное - это заключение брачного контракта, а не любовь.
  • 13. Всегда, при любых обстоятельствах необходимо ориентироваться на высшие божественные силы, которые сконцентрированы в системе права.
  • 14. Мне кажется, что знание законов не пригодится мне в жизни.
  • 15. Я считаю, что в нашей стране создана идеальная правовая система.
  • 16. У меня часто возникает интуитивное, неосознанное желание обойти закон.
  • 17. Мне приятно, когда при установлении деловых отношений прежде всего выясняют юридическую сторону вопроса.
  • 18. Конечно, я хорошо знаю законы и правила поведения, но они не могут помочь мне в жизни.
  • 19. Я всегда обращаю внимание на то, как ведут себя другие люди, и поступаю так же.
  • 20. В нашем обществе наблюдается циничное отношение к закону.
  • 21. Закон - это высшая сила, которая должна иметь абсолютную власть над людьми.
  • 22. Мне хотелось бы часто изменять законы нашего государства, усложнять правовую систему.
  • 23. Право занимает ведущее место в системе общечеловеческих ценностей.
  • 24. Я думаю, что правовая система в нашем государстве не способна урегулировать общественные отношения.
  • 25. Знание законов и правовых норм помогает мне быстро разрешать свои проблемы и проблемы окружающих людей.
  • 26. От противоправных действий меня удерживают только правовые санкции.
  • 27. Мне нравится, когда люди просто выполняют требования закона, не вникая в их суть.
  • 28. Самое главное - добиться результата, неважно, какими средствами, соблюдая или нет правовые нормы.
  • 29. Неоспоримая сила закона - это проявление божественной власти.
  • 30. Я соблюдаю требования закона и не переживаю о том, правильно или нет я поступаю.
  • 31. Люди, которые активно реализуют в жизни юридические права и обязанности, являются примером для подражания.
  • 32. Как показывает практика, в нашем обществе процветают полная безнаказанность и бесправие.
  • 33. Я считаю, что поведение человека должно соответствовать нормам права.
  • 34. Я выполняю требования закона не по совести, а только по принуждению.
  • 35. Я стараюсь изучать законы и предписания потому, что необходимо жить в согласии с другими людьми.
  • 36. В практической деятельности использование требований закона только вредит делу.
  • 37. В праве заключена магическая сила.
  • 38. Я довольно слабо информирован о правовой системе в нашей стране.
  • 39. Конституция России является образцом для других стран мира.
  • 40. Я не верю в то, что только законы и правовые требования могут решить все социальные проблемы.
  • 41. Мне представляется правильным и разумным строить свою жизнь в соответствии с законами и нормами права.
  • 42. У меня вызывают недоверие люди, которые слишком строго придерживаются норм права.
  • 43. Мне далеко не безразлично, что подумают обо мне люди, поэтому я стараюсь не нарушать законы и нормы нравственности.
  • 44. Правы те люди, которые, сами часто нарушая закон, тем не менее много говорят о главенстве закона.
  • 45. В современном обществе поклонение праву должно заменить поклонение Богу.
  • 46. Я чувствую себя слишком маленьким и бессильным перед властью закона.
  • 47. Мне кажется, что самые теплые, искренние дружеские чувства возникают только у людей, придерживающихся правовых норм.
  • 48. Успеха в жизни и богатства можно достичь только неправовыми средствами.

Математическая обработка. Полученные ответы суммируются по горизонтали с учетом знака в соответствии с ключом. В результате получаем оценку восьми видов отношения к праву.

Виды сознания

Номера вопросов

Правовой реализм

Правовой скептицизм

Правовой конформизм

Правовой цинизм

Правовой фетишизм

Правовой инфантилизм

Правовой идеализм

Правовой нигилизм

Проверка методики на надежность и валидность осуществлялась автором тремя способами.

Во-первых, проведена экспертная оценка предложенных суждений. Экспертами выступали сотрудники Санкт-Петербургского университета МВД РФ, специализирующиеся в области юриспруденции, в количестве пяти человек.

Во-вторых, критерием надежности и валидности явились статистически значимые различия между оценками различных групп респондентов видов отношения к праву. К примеру, сотрудники ОВД проявляют правовой реализм в большей степени, чем студенты гуманитарных факультетов петербургских вузов (t-критерий равен 3,43). Петербургские скинхеды, в отличие от сотрудников правоохранительных органов, проявляют правовой нигилизм.

В-третьих, критерием надежности и валидности стали результаты корреляционного и факторного анализа. Виды позитивного отношения к праву положительно связаны между собой и составляют замкнутую плеяду. Виды негативного отношения к праву также составляют замкнутую плеяду и имеют положительные взаимосвязи.

При этом виды позитивного и негативного отношения к праву отрицательно связаны между собой.

1) Создаются людьми и признаются обществом
2) Широко распространены в обществе
3) Регулируют поведение людей
4) Разрабатываются и утверждаются государственными органами.
2. Школьник получил наследство от бабушки. Он может ознакомиться со своими правами и обязанностями в качестве наследника в:
1) Семейном кодексе
2) Гражданском кодексе
3) Трудовом кодексе
4) Гражданско-процессуальном кодексе
3. Согласно Конституции РФ, основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому:
1) С момента рождения
2) Со времени окончания школы
3) С 18 лет
4) С момента получения паспорта.
4. Верны ли данные высказывания?
А) к публичному праву относятся право административное и право государственное (конституционное)

Б) к частному праву относятся отрасли права, регулирующие отношения между гражданами – прежде всего гражданское, трудовое, семейное.

1) Верно А
2) Верно Б
3) Верны и А и Б
4) Неверны ни А, ни Б
5. Административным проступком среди приведенных правонарушений является:
1) Нарушение водителем Правил дорожного движения
2) Опоздание чиновника на службу без уважительной причины
3) Распространение на молодежной дискотеке «легких» наркотиков
4) Прогул студентом лекционного занятия.
6. Нормативным документом, обладающим высшей юридической силой и являющимся основным законом на территории РФ, является:
1) Закон субъекта Федерации
2) Конституция РФ
3) Указ Президента РФ
4) Приказ министра.
7. Высшей ценностью Конституция РФ объявила:
1) Интересы государства
2) Права и свободы человека
3) Нерушимость границ
4) Неотвратимость наказания.
8. Высшая исполнительная власть. Согласно Конституции РФ, принадлежит:
1) Президенту
2) Федеральному собранию
3) Правительству
4) Конституционному суду.
9. Верны ли данные высказывания?
А) нормативным документом, обладающим высшей юридической силой на территории РФ, является Конституция;
Б) Конституция РФ принимается в соответствии с нормами конституций субъектов Федерации:
1) Верно А
2) Верно Б
3) Верны и А и Б
4) Неверны ни А, ни Б
10. Заверить копию документа об образовании или оформить доверенность на вождение транспортным средством можно:
1) У участкового милиционера
2) У секретаря суда
3) У нотариуса
4) В Управлении внутренних дел.
11. Такие правоотношения, как получение наследства, покупка в магазине необходимого товара, наём бригады строителей для ремонта квартиры регулируются нормами права:
1) Трудового
2) Гражданского
3) Административного
4) Финансового.
12. Развод супругов может быть осуществлен только через суд в ситуации, если:
1) Супруги, не имеющие несовершеннолетних детей и не предъявляющие друг другу имущественных претензий, приняли решение о разводе
2) Супруги прожили вместе более 20 лет, вырастили сына, который пошел служить в армию, и решили развестись
3) Супруги не имеют споров в отношении раздела имущества, и их 14-летний сын принял решение, что будет после развода родителей жить с матерью
4) Супруги, не имеющие детей, приняли решение о разводе, так как поняли, что не сошлись характерами.
13. Граждане РФ, согласно Семейному кодексу. Имеют право на вступление в брак с возраста:
1) 21 года
2) 18 лет
3) 14 лет
4) 17 лет
14. Верны ли данные высказывания?
А) Каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства
Б) в воспитании детей главная роль, согласно российскому законодательству. Отводится матери.
1) Верно А
2) Верно Б
3) Верны и А и Б
4) Неверны ни А, ни Б
15. Уголовным правонарушением (преступлением) является ситуация:
1) Сантехник не явился на работу без уважительной причины
2) Гражданин перебегал улицу в неположенном месте и был остановлен инспектором ГАИ
3) Гражданин изготавливал при помощи цветного копировального аппарата фальшивые банкноты и сбывал их на рынке
4) Бригада строителей не закончила отделочные работы в установленные договором сроки.
16. Верны ли данные высказывания?
А) органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями
Б) структуру и деятельность органов местного самоуправления определяет только государство
1) Верно А
2) Верно Б
3) Верны и А и Б
4) Неверны ни А, ни Б
17. Соглашение между работником и работодателем, устанавливающее взаимные права и обязанности сторон, получило название:
1) Трудовой договор
2) Договор купли-продажи
3) Договор найма
4) Договор подряда.
18. Мерой дисциплинарной ответственностидисциплинарным взысканием – является санкция:
1) Заключение под стражу
2) Штраф
3) Выговор
4) Возмещение ущерба.