Принятие федерального закона о противодействии коррупции. Современное законодательство россии в сфере противодействия коррупции

3. Российское антикоррупционное законодательство.

Направления антикоррупционной политики должны дополняться и корректироваться с учетом постоянного мониторинга коррупции по разным срезам - отраслевому, региональному, функциональному.

Первым серьёзным шагом на пути противодействия коррупции можно считать подписание РФ Конвенции ООН против коррупции, которое произошло 9 декабря 2003 года. И несмотря на то, что ратифицирована данный документ только 8 марта 2006 года, работа по изучению антикорупционных механизмов и понимание необходимости их внедрения началось уже тогда. Затем, 1 февраля 2007го года Россия вступает в ГРЕКО - группу государств по борьбе с коррупцией. После многочисленных консультаций, как с зарубежными партнерами, так и с экспертами внутри страны был разработан и принят основный закон РФ, обеспечивающий противодействие коррупции -- Федеральный закон от 25го декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции». На тот момент он носил больше программный характер, почти не имея четкой конкретики.

Впоследствии множество раз дорабатывался и дополнялся. Несмотря на изначальную сырость, данный закон ввел детализированное определение коррупции. Он стал системной основой для урегулирования назревших проблем и существенно усилил правовой аспект противодействия коррупции как в части борьбы с коррупционными правонарушениями, так и в части профилактики коррупции. В преамбуле закона сказано, что он устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений. В нём появляется, например, такое понятие, как конфликт интересов. В первой части статьи 10 закона под конфликтом интересов понимается ситуация, в которой личная заинтересованность может повлиять на решение, принимаемое должностным лицом.

При этом, заинтересованность может быть, как прямая, так и косвенная, что отражено в тексте закона. Во второй части той же статьи дается определение личной заинтересованности. Под ней понимается возможное получение доходов в виде непосредственно денег или ценностей. При этом отмечается, что такая же личная заинтересованность может быть в отношении родственников или вообще любого лица. Появление данного состава является очень важным для проведения антикоррупционной политики. Это связано с тем, что такого рода отношения и принимаемые решения не являются явной коррупцией, когда государственный служащий получает материальные блага непосредственно за оказание каких-либо услуг. Наибольшее распространен в российских реалиях является система, когда служебное лицо принимает некое решение в интересах себя, например, он через офшорные схемы владеет некой компанией и принимает решение отдать ей государственный заказ. Также популярна схема, когда-то же самое проделывается в интересах родственников чиновников. У них, например, есть компания, которая занимается неким видом деятельности, а у чиновника есть право принятия решения относительного государственного заказа, как раз в такой сфере деятельности. Он, соответственно принимает решение в интересах данных компаний. Самый трудный для отслеживания случай, когда в схеме задействован не просто сам чиновник или его родственники, а какие-либо лица, которые не имеют прямого родства или связей с человеком на государственной службе, например, друзья. Идентифицировать такую коррупционную связь крайне сложно, а доказать в суде практически невозможно. То, что в российском законодательстве появилось хотя бы определение конфликта интереса - это важный шаг для борьбы с коррупцией. До этого проблема была, в частности, в том, что должностные лица не понимали, что осуществляют акт коррупции.

По их мнению, они просто отдавали заказы «проверенным людям», какими для многих являются друзья и семья. Таким образом, чиновники даже не осознавали, что осуществляют акт коррупции. При этом, это и не являлось преступлением. Однако ущерб от такого вида взаимодействия в распределении государственных заказов может быть разрушителен. В отсутствии механизмов конкуренции, и, будучи уверенными в получении госзаказа, компании, осуществляющие его реализацию, не относятся достаточно ответственно к поставленным задачам. В результате, на самых различных проектах не реализуется задуманное, тратятся впустую бюджетные средства и так далее. Данный закон задает основные векторы для антикоррупционной деятельности в России. При это отмечаются не только конкретные механики, но и общие положения. Отдельное внимание стоит обратить на то, что данный закон признает необходимость профилактических мер по противодействию коррупции, которые закреплены в 6ой статье закона. Одна из них - формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению. То есть для людей закон создавших, для президента, закон подписавшего и для парламента, закон одобрившего, очевидна системная проблема в Российском обществе, связанная с высокой толерантностью к коррупции. Как следствие такого рода сознание порождает принятие коррупционных преступлений, или вовсе совершение их. И здесь мы сталкиваемся с основной проблей данного закона и антикоррупционным российским законодательством. С 2008го года данный пункт закона 6.1 так и не был разъяснён или дополнен. То есть методика «формирования в обществе нетерпимости к коррупционному поведению» остается лишь в форме декларативной необходимости.

Надо отметить, что антикоррупционное просвещение является одним из важнейших элементов противодействию коррупции, потому что по итогу именно члены общества являются теми акторами, которые совершают коррупционные преступления. Этот тезис также закреплен на международном уровне и входит в 20 руководящих принципов борьбы коррупцией. В законе «о противодействие коррупции» также появляется важная статья, которая постулирует необходимость координации органов государственный власти в вопросах противодействия коррупции. А также появляется указание на разработку нормативов для государственных служащих.

Необходимо подчеркнуть, что в момент принятия, данный закон носил больше декларативный характер, чем непосредственно нормативный акт, в соответствии с которым можно предпринимать необходимые действия. Однако, он очертил круг существующих проблем и дефинировал понятия, которые раньше не были закреплены в российском правовом поле. В дальнейшем, данный закон постоянно дополнялся и обновлялся. Так, например, в мае 2013 года была введена норма, которая является просто необходимой для любого государства, если оно хочет успешно противодействовать коррупции. Очевидно, что коррупции появляется тогда, когда человек понимает, что полученные путем средства у него будет возможность потратить. В ином случаем, коррупционные акты не имеют никакого смысла. И появившаяся норма запрещает лицам, которые занимают государственные посты иметь счета или собственность за рубежом. При этом круг лиц, которым запрещено это делать дополнялся в 2014 и в 2015 годах. На практике это привело к переписыванию собственности чиновниками на свои семьи и друзей, однако это некий барьер, который встал между госслужащими и возможностью получения благ коррупционным путем. Естественно, отдельно взятая мера не может искоренить коррупцию, для этого необходим комплексный подход, а также политическая воля руководства страны.

Влияние международных документов на совершенствование уголовно-исполнительной системы России

Первые поправки ИТК РСФСР, сделанные в 1992 г., во многом были предопределены прошедшей годом ранее массовой забастовкой заключенных в колониях...

Законодательные основы борьбы с коррупцией в России

Очевидно, что современные тенденции формирования российского правового порядка в сфере противодействия коррупции связаны с систематизацией антикоррупционного законодательства. При этом следует подчеркнуть...

Земельный сервитут в РФ и США в настоящее время

В российском законодательстве определение сервитута сформулировано в статье 274 части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, как ограниченное пользование чужим земельным участком...

Злоупотребление должностными полномочиями

Прежде всего отметим, что должностная преступность сегодня - это относительно массовое социально-правовое явление, включающее совокупность должностных преступлений и лиц, их совершивших...

Компьютерные правовые системы

(полностью включает систему КонсультантПлюс: Налоги Бухучет) 1. Все нормативные акты РФ общего значения 2. Важнейшие правовые акты РФ разъяснительного характера Универсальная экономическая правовая система. Банковская деятельность, ВЭД...

Методика расследования преступлений в сфере компьютерной информации

Непосредственно законодательство России в области информатизации начало формироваться с 1991 года и включало до 1997 года десять основных законов. Это закон "О средствах массовой информации" (27.12.91 г., 2124-I), Патентный закон РФ (от 23.09.92 г., 3517-I)...

Правовая природа договора финансовой аренды (лизинга)

Правовое регулирование лизинга в нашей стране имеет незначительную историю, обусловленную отсутствием подобных экономических отношений в советский период...

Правовое регулирование лизинга по гражданскому законодательству

Правовое регулирование лизинга в нашей стране имеет незначительную историю, обусловленную отсутствием подобных экономических отношений в советский период. С 1992 г. лизинг получает развитие в нашей стране, наряду с зарубежной практикой...

Правовое регулирование обращения с отходами

На современном этапе общественного развития, развития экологического законодательства в правовой системе Российской Федерации имеется немало актов, регулирующих отношения в области обращения с отходами производства и потребления...

Пределы свободы мнений и свободы творчества

Вместе с тем, Российский «закон о противодействии экстремизму» относительно недавно был оценен ОБСЕ как «нарушающий нормы права», так как его неточные формулировки дают возможность расширять его применение...

Противодействие коррупции в России

В целях обеспечения противодействия коррупции в Краснодарском крае применяются следующие нормативные правовые акты: Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» - установлены основные принципы противодействия...

Сущность эвтаназии

Подавляющее большинство российских политиков, медицинских авторитетов и священнослужителей разных конфессий - то есть тех, кто формирует общественное мнение по данному вопросу, - говорят эвтаназии твердое "нет"...

Уголовно-правовая квалификация терроризма

Первые попытки выработать международный договор по борьбе с терроризмом были предприняты в 30-е гг. ХХ в. В 1937 г. была открыта для подписания Конвенция о предупреждении и пресечении терроризма, её подписали 24 государства...

Источники права России вплоть до XVIII в. крайне скупо регламентировали наказания несовершеннолетних преступников. Принято считать...

Характеристика правовых институтов уголовной ответственности и уголовного наказания несовершеннолетних в Российской Федерации

С октябрьскими событиями 1917 г. произошел слом нравственных устоев, изменилась система ценностей для большинства населения, что негативно сказалось на поведении в первую очередь несовершеннолетних лиц...

Действие ФЗ-273 направлено на внедрение мер по борьбе с коррупцией. Главная задача правового акта — ведение единой антикоррупционной политики. Согласно положениям правового акта физическое лицо должно быть уголовно наказуемо за склонение субъекта к коррупционным действиям.

Федеральный Закон № 273 был принят 19 декабря 2008 года. Вступил в силу ФЗ-273 25 декабря 2008 года.

Законом регламентируются основные принципы противостояния коррупционным действиям в Российской Федерации. Закон ФЗ-273 направлен на устранение коррупционных действий.

ФЗ-273 включает в себя следующие положения:

  • принципы борьбы с коррупцией;
  • ответственность лиц за совершение незаконных действий;
  • ограничения, связанные с замещением должностного лица;
  • основные понятия;
  • ответственность, наложенная на юридические лица в отношении
  • коррупционных действий;
  • меры предотвращения коррупции в стране и другие.

Скачать ФЗ 273

ФЗ-273 включает в себя 14 статей, регулирующих действия по борьбе с коррупцией в РФ. Каждый пункт Закона описывает определенные нормы и ответственность за коррупцию в стране.

Ознакомиться с новыми поправками к закону можно, скачав ФЗ-273 «О противодействии коррупции с последними изменениями» в последней редакции по .

Последняя редакция ФЗ «О противодействии коррупции»

Статья 7

Статья 7 ФЗ-273 описывает основные ветви деятельности органов государственного управления по борьбе с коррупционными действиями. Одна из них включает в себя подпункт, запрещающий определенным категориям граждан открывать банковские счета за пределами Российской Федерации.

Перечень антикоррупционных мероприятий:

  • проведение единой государственной политики по борьбе с коррупцией;
  • четкое обозначение полномочий органов государственной власти;
  • контроль по решению вопросов юридических и физических лиц;
  • снятие ограничений в сфере экономической деятельности;
  • увеличение заработной платы служащим госструктуры и другие.

В последнюю редакцию ФЗ-273 в ст. 7 новых изменений не было внесено.

Статья 8

Статья 8 ФЗ-273 описывает процедуру предоставления информации о доходах, приобретенном имуществе и обязательствах, связанных с его приобретением.

Законом предусмотрены категории граждан, которые обязаны предоставить работодателю сведения о своих доходах:

  • работники, претендующие на замещение должности в госслужбе;
  • работники, претендующие на замещение должностей в Центробанке и его Совете директоров;
  • граждане, которые претендуют на замещение должностей в муниципальных службах и другие.

В Законе описываются также категории граждан, которые не должны предоставлять сведения о доходах:

  • граждане, которых призывают на военную службу;
  • студенты.

Порядок предоставления информационных справок о доходах устанавливается Федеральным Законом, Центробанком РФ и другими нормативными актами.

Новых изменений после редакции Закона в ст.8 не было внесено.

Статья 9

Статья 9 ФЗ-273 регламентирует необходимость служащим на государственных и муниципальных предприятиях сообщать о попытках совершения коррупционных действий.

Законодательство РФ защищает работников, которые сообщают о попытке постороннего лица склонить их к нарушению Закона. В случае, если служащий не уведомил вышестоящие органы о незаконной передаче денежных средств, он может быть уволен.

Изменений в ст. 9 внесено не было.

Статья 11

В статье 11 ФЗ-273 описывается порядок запрета конфликтных ситуаций и пути их решения. Статья включает в себя подпункт об обязанностях работников государственных служб.

Если работодателю стало известно о конфликте законных интересов своих сотрудников, он должен его урегулировать.

В статью 11 ФЗ-273 были внесены изменения мер наказания нарушителей. Согласно новым поправкам за нарушение Закона сотрудник должен быть уволен.

Статья 12

Статья 12 ФЗ-273 включает в себя 5 подпунктов. Она описывает ограничения и обязанности для граждан, замещающих должности на госслужбе.

Согласно новой редакции статьи 12 пункта 1, лица, замещающие государственные должности РФ, должны сообщать о конфликте интересов и стараться его урегулировать.

Статья 13

Статьей 13 ФЗ-273 обозначена ответственность физических лиц за нарушение коррупционных правил.

За дачу взятки физическое лицо несет:

  • уголовную ответственность;
  • административную;
  • гражданско-правовую;
  • дисциплинарную.

Если физическое лицо было поймано за осуществлением коррупционных действий, то согласно Законодательству РФ оно лишается права занимать должности на государственной и муниципальной службах.

В статье Закона описывается процесс увольнения в случае потери доверия к сотруднику. Также, согласно ст. 13 Федерального Закона № 273, предприятия обязаны проводить меры по предотвращению коррупции.

После последней редакции Закона поправки в статью 13 не были внесены.

Коррупция в России является значительной системной проблемой. Ей может противодействовать только эффективное законодательство, роль которого пытается играть антикоррупционный 273 Федеральный закон о противодействии коррупции (а с целью защиты прав трудящихся был разработан другой ФЗ под номером 426 — « «).

ФЗ 273 о противодействии коррупции с последними изменениями

Дума длительный период работала над основой противокоррупционного законодательства (в частности, для руководства таких острых вопросов, как рассмотренный в «Об аудиторской деятельности», в последней редакции) и, наконец, в средине декабря 2008 г. был принят данный российский документ, дата вступления в силу — тот же декабрь. Впоследствии он активно дорабатывался, то есть было не одно дополнение, изменение, на сегодня действующая редакция от 2018 г.

Краткое содержание

Положения, текст 273 ФЗ о противодействии коррупции закрепляют все основные принципы, которые по мнению Думы должна содержать антикоррупция (по аналогии с , полностью контролирующим вопросы защиты прав и интересов юридических лиц и частных предпринимателей). Также заложены правовые, организационные основы борьбы с коррупцией, важно и то, что закон уделяет внимание и ее предупреждению, то есть российский Федеральный Закон №273 о противодействии коррупции говорит, что коррупционные факторы легче предотвращать, чем бороться с ними.

Определение коррупции дается перечислением противоправных действий, они разные, единственное, что их объединяет, это характеристика, указывающая на использование каким-либо должностным лицом своего положения для личного незаконного обогащения.

Также важными мерами являются:

  1. Выполнение антикоррупционной экспертизы для любых нормативно-правовых актов;
  2. Каждый государственный, муниципальный орган власти обязан периодически рассматривать судебную правоприменительную практику о признании прошедших утверждение в их органе любых правовых актов незаконными, неправильными. Чтобы принимать меры по предупреждению причин для незаконного документооборота. Например, это будет эффективная профилактика в таможенных органах, так как позволяет выполнять анализ, который помогает разбираться в серых схемах недобросовестных сотрудников, это приведет к тому, что они понесут наказание;
  3. Любое должностное лицо, которое не подало сведений об доходах, подало, но не правдивые должно быть уволено. Например, на основе этого создан отдельный новый документ, который требует выполнения таких норм от депутатов Думы, прочих.

Также указано, что необходимо снимать необоснованные запреты в экономике, повышать оплату труда и тд.

Понятие коррупции

Данный российский правовой акт в новой редакции указывает, что коррупция — это получение любой взятки, дача взятки (обратите внимание), злоупотребление положением, коммерческий подкуп, получение какой-либо выгоды деньгами, ценностями, прочее. Настоящий федеральный закон о противодействии коррупции приводит еще существенный перечень правонарушений, которые считаются, как коррупционные.

Федеральный закон 273 ФЗ о противодействии коррупции — перечень должностей

Положение данного документа указывает ряд должностей, для занятия которых морально-деловые качества желающих людей должны быть в соответствии с требованиями. Противодействие коррупции подразумевает и проверку сведений, предоставленных людьми, только после чего их кандидатуры можно одобрять. Если выявится, что информация о своих доходах неправильная, то недобросовестный чиновник должен быть смещен. Также сегодня есть попытки предотвращать конфликт интересов ответственных лиц.

Коррупционные факторы согласно ФЗ о противодействии коррупции

Постановление Минюста РФ еще в 2009 году перечислило коррупционные факторы, все они относятся к различной нормативной, правовой документации, актам, прочему. Изучение, тестирование различных документов выявило два основных типа таких факторов, содержащихся в любых актах, это:

1. Необоснованно широкие пределы правоприменения;

2. Трудновыполнимые нормы, часто они могут быть неопределенными, обременительными.

То есть вопрос, как выявить незаконные правовые акты, несложный, если тексты содержат такие моменты, тогда это коррупция. План методических мероприятий здесь несложный, нужно обращаться к правоохранителям или в суд для проведения экспертизы, так, как только она может вынести официальный вердикт, назвав все своими именами. Но в большинстве случаев сила данного ФЗ не может помочь, потому что есть методики, как выполнять контроль уже действующих документов, но нет законных процедур, как предотвращать издание незаконных документов.

То есть не хватает подзаконных актов в разных сферах, например, какой-либо указ, приказ, внесение отраслевых норм могут предотвращать коррупционные практики, но необходимые акты вносят чаще всего после шума вокруг какого-то вопроса, поэтому та или иная служба может годами использовать неправильную документацию.

Основные принципы противодействия коррупции

Противодействие данной проблеме Российская Федерация проводит на основе таких принципов:

  1. Основные права, свободы человека должны быть защищены, признаны, обеспечены;
  2. Законность должна быть обеспечена;
  3. Правонарушители должны понимать неотвратимость наказания;
  4. Предупреждение таких деяний является приоритетом.

Есть еще несколько пунктов, также нужно знать, что основные направления борьбы определяет Президент РФ. Большой плюс будет, если значительная часть граждан хотя бы кратко, тезисно, но изучит требования данного ФЗ. Это сделает закон более эффективным без наполнения его дополнениями, прочим, то есть, чтобы документ был действительно гарантом защиты от подобных деяний, то надо, чтобы борьба проводилась значительной частью сознательных граждан. Поэтому все чаще звучат призывы, сдавать зачеты на его знание в школе и тд.

Антикоррупционное законодательство РФ

Российские законодательство о противодействии коррупции представлено несколькими федеральными законами и подзаконными нормативными актами.

Можно выделить четыре основных федеральных закона в этой сфере.

    Федеральный закон от 07 августа 2001 г. № 115-ФЗ 30.12.2015) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Согласно ст. 3 данного закона доходы, полученные преступным путем, – денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления.

Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, – придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления.

Финансирование терроризма – предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования или преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений.

К мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся:

Организация и осуществление внутреннего контроля;

Обязательный контроль;

Запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, за исключением информирования клиентов о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, о приостановлении операции, об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операций, об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), о необходимости предоставления документов по основаниям, предусмотренным данным законом; иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.

2. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Согласно ст. 1 данного закона коррупция определяется как злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; также совершение всех указанных выше деяний, от имени или в интересах юридического лица.

Противодействие коррупции – это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Данный закон в основном посвящен характеристике мер по профилактике коррупции и основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции.

Профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:

Формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

Антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;

Предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей;

Развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции

и некоторых иных мер.

Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются:

Проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции;

Создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества;

Совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;

Введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области;

Обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

Обеспечение независимости средств массовой информации;

Неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;

Совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции;

Обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд;

Устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности;

Повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;

Передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям;

Сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов;

и некоторые иные направления.

3. Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» .

4. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции».

Подзаконные нормативные акты в сфере противодействия коррупции:

1. Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1066 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации».

2. Указ Президента РФ от 01 июля 2010 г. № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов».

3. Указ Президента РФ от 25 февраля 2011 г. № 233 "О некоторых вопросах организации деятельности президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции".

4. Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»

5. Постановление Правительства РФ от 13 марта 2013 г. № 208 «Об утверждении правил представления лицом, поступающим на работу на должность руководителя федерального государственного учреждения, а также руководителем федерального государственного учреждения сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей».

6. Постановление Правительства РФ от 09 января 2014 г. № 10 «О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации» (государственные и муниципальные служащие – подарки на сумму более 3 тыс. руб.).

В настоящее время в Правительстве также идет работа над созданием Плана противодействия коррупции на 2016-2017 гг.

В Национальном плане противодействия коррупции, утвержденном Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 г. констатируется, что, несмотря на предпринимаемые меры, коррупция, являясь неизбежным следствием избыточного администрирования со стороны государства, по- прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики, вызывает в Российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации. Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009г. № 537, сохранение условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений является одним из главных стратегических рисков и угроз национальной безопасности Российской Федерации.В связи с этим разработка мер по противодействию коррупции, прежде всего в целях устранения ее коренных причин, и реализация таких мер в контексте обеспечения развития страны в целом становятся настоятельной необходимостью.

Федеральная программа «Реформирование и развитие государственной службы Российской Федерации (2009 - 2013 годы)», утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 10 марта 2009г. № 261, в качестве важнейшей программной задачи определяет создание надежных механизмов предупреждения коррупции в системе государственной службы, неотъемлемой составной частью которой является государственная служба в системе МЧС России.

Реализация антикоррупционной законодательной программы должна подкрепляться подготовкой и принятием нормативных актов, охватывающих различные сферы регулирования, так или иначе связанные с посягательством на принцип равенства всех перед законом. Борьба с коррупцией требует системного подхода, поскольку данное явление - нарушение порядка управления государством. Помимо выработки плана борьбы с ней, необходимы усилия не только органов государства, но и гражданского общества для обеспечения принципа равенства перед законом и судом.

В этом смысле принятие Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 27Э-ФЗ «О противодействии коррупции» является важным шагом по нормализации общественных отношений в данной сфере. Безусловно, все это так, однако, помимо карательных функций, государство и право должны обеспечивать профилактику, предупреждение коррупции. А вот для этого требуется целый комплекс мер, позволяющих обеспечить недопущение коррупционного поведения, а также своевременное выявление и пресечение фактов подобных действий. Интенция подобных организационно-правовых механизмов содержится в данном Законе.

Коррупция как социальное явление требует не только внимательного и тщательного научного исследования ее причин и проявлений, но и мобилизации усилий органов государства и институтов гражданского общества по преодолению условий и последствий ее существования. Необходимо подключать средства массовой информации (СМИ) как один из эффективных инструментов гражданского общества для воспитания неприятия коррупционной деятельности, осуждения коррупционеров. Причем антикоррупционное воспитание должно начинаться еще в школе, где детей должны учить противостоять вымогателям взяток. Пока же взяточников рассматривают в качестве удачливых дельцов, которые могут «решить любой вопрос», - все дело в его цене. Антикоррупционное воспитание - тяжкий и кропотливый труд, который, в конце концов, должен привести к тому, что и давать, и брать взятки станет недостойно и невыгодно для любого гражданина, какую бы он должность ни занимал.

Понятие равенства перед законом выступает в качестве базового принципа правового государства, сущность которого заключается в одинаковом положении людей по закону. Нарушение данного фундаментального политического и правового принципа влечет соответствующее нарушение других правовых норм и институтов. Здесь можно говорить о предании интересов государства, отказе от независимости судей, посягательстве на свободу предпринимательской деятельности, о незаконном получении образования и других искажениях. Именно поэтому, в целях сохранения дееспособного, сильного Российского государства, его органы обязаны принимать меры по противодействию коррупции и обеспечению реализации конституционного принципа равенства.

Ведь коррупция не только негативно влияет на экономику, ослабляет государственные институты, приводит к неэффективности государственной власти, снижает инвестиционную привлекательность государства, но и, что более важно, является прямым или косвенным нарушением равенства прав и свобод человека, являющегося базовым принципом правового демократического государства.

Конституционный принцип равенства перед законом и судом будет находиться под угрозой до тех пор, пока не будут созданы надежные правовые, экономические, административно- организационные и иные нормы, процедуры и механизмы борьбы с коррупцией, пока государство и гражданское общество не найдут пути эффективного взаимодействия в борьбе с коррупцией.

Коррупция сопровождает человечество с древнейших времен, являясь постоянным (хотя и нежеланным) спутником государства. Хорошо известно, что еще Законами Хаммурапи (почти 4 тыс. лет назад) предусматривалось наказание за взяточничество. Одно из древнейших упоминаний о коррупции встречается в клинописях древнего Вавилона. Массовые проявления коррупции зафиксированы в исторических документах, касающихся вавилонского пленения евреев в 597 - 538 гг.

Великий древнегреческий философ Аристотель писал: «Самое главное при всяком государственном строе - это посредством законов и остального распорядка устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было наживаться».

Причины возникновения коррупции различны в разные периоды и эпохи, но связь ее с государственным аппаратом неизменна. Сложно сказать, можно ли победить коррупцию полностью. Однако, предпринимать меры юридического, экономического и организационного характера для минимизации этого социального явления необходимо для любого государства, являющегося правовым.

Для Российского общества проблема коррупции приобрела особую значимость, поскольку масштабы коррупции в стране достигли уровня социального бедствия. В Национальном плане противодействия коррупции, утвержденном Президентом РФ 31 июля 2008 г. № Пр-1568, констатируется, что, несмотря на предпринимаемые меры, коррупция, являясь неизбежным следствием избыточного администрирования со стороны государства, по- прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики, вызывает в Российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации.

Характеризуя Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЭ «О противодействии коррупции», следует подчеркнуть, что это в значительной мере не только нормативно-правовой, но и программный документ. Он определяет основные направления государственной деятельности в сфере борьбы с коррупцией, устанавливает сферу применения антикоррупционной политики (в первую очередь как сферу служебных отношений), фиксирует социальные ожидания в данном виде деятельности. И именно с этих позиций следует оценивать определенную критику, последовавшую после его принятия и касающуюся предполагаемых сложностей с его реализацией. Являясь нормативным актом программного характера, указанный Закон, естественно, требует для своего осуществления принятия ряда развивающих его положения документов. В силу этого он является актом систематизации различных норм права, имеющих целью борьбу с коррупцией.

Основополагающими международными актами в сфере противодействия коррупции являются Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 года (подписана Россией 12 декабря 2000 г. и ею ратифицирована в 2004 г.), в которой коррупции и мерам борьбы с ней посвящены ст. 8 и 9, а также Конвенция ООН против коррупции 2003 года и Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию 1999 года. Конвенция ООН против коррупции, подписанная Российской Федерацией 9 декабря 2003 г. и ратифицированная ею Федеральным законом от 8 марта 2006 г. № 40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции», стала комплексным универсальным международным договором, препятствующим развитию и распространению коррупции во всех сферах жизнедеятельности. Базовым документом, призванным сформировать общую уголовно-правовую антикоррупционную политику на международном уровне, является Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, ратифицированная Россией Федеральным законом от 25 июля 2006 г. № 125-ФЗ «О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию». Существенным пробелом этих международных документов, обладающих нормативно-правовым характером, является отсутствие в них комплексного, канонического понятия коррупции. Примерное определение коррупции было сформулировано еще в Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка на заседании 34-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 17 декабря 1979 года: «Коррупция - это выполнение должностным лицом каких-либо действий или бездействие в сфере его должностных полномочий за вознаграждение, как с нарушением должностных инструкций, так и без их нарушения». В отличие от рассматриваемых международных актов, Конвенция от 4 ноября 1999 г. «О гражданско-правовой ответственности за коррупцию», не подписанная Российской Федерацией, определяет коррупцию как продажность и подкуп публичных должностных лиц при условии ненадлежащего исполнения обязанностей или поведения получателя взятки, предоставления ненадлежащих выгод или их обещания.

В Конвенциях само понятие коррупции уточняется через перечисление коррупционных правонарушений. Так, Страсбургская конвенция «Об уголовной ответственности за коррупцию» относит к коррупции два вида деяний: активный и пассивный подкуп публичных должностных лиц, понимая под ним:

активный подкуп национальных и иностранных публичных лиц, членов публичных собраний, равных им лиц в частном секторе, международных организациях, членов международных парламентских собраний, судей и должностных лиц международных судов, т.е. приготовление и дачу взятки, либо любого преимущества нематериального характера государственному служащему любого ранга (ст. 2);

продажность таких лиц, именуемых публичными должностными лицами, включающая, наряду с взяточничеством, иные формы умышленного «испрашивания» или «получения» ими «какого-либо неправомерного преимущества для самого этого лица или любого иного лица, или же принятие предложения или обещания такого преимущества, с тем, чтобы это должностное лицо совершило действия или воздержалось от их совершения при осуществлении своих функций (ст. 3)» .

В целом Конвенции ООН и Совета Европы формулируют следующие составы коррупционных преступлений, на которые распространяются положения Конвенций:

подкуп национальных должностных лиц;

подкуп иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций;

подкуп в частном секторе;

использование служебного положения в корыстных целях;

злоупотребление влиянием в корыстных целях;

отмывание доходов от преступлений;

преступления, касающиеся операций со счетами;

хищение имущества публичным лицом;

незаконное обогащение;

хищение имущества в частном секторе;

участие и покушение на перечисленные выше преступления.

Очевидно, что многие составы преступлений о взяточничестве трактуются Конвенциями шире, нежели Российским уголовным законодательством, причисляя к подкупу не только действия по даче- получению взятки, но и обещание, предложение неправомерного преимущества в активном подкупе и, соответственно, принятие обещания и предложения такого преимущества в пассивном подкупе (ст. 2), выходя за рамки более узкого по объему понимания коррупции как дачи и получения взятки.

В главе II «Меры, которые должны быть приняты на национальном уровне» Конвенции Совета Европы «Об уголовной ответственности за коррупцию», объявлен перечень коррупционных правонарушений, подлежащих криминализации во внутреннем законодательстве, среди которых приоритетно выделяются злоупотребление влиянием в корыстных целях, схожее с посредничеством, отмывание преступных доходов от коррупционных преступлений и связанные с ними правонарушения в сфере бухгалтерского учета. Главой III «Криминализация и правоохранительная деятельность» Конвенции ООН против коррупции перечень деяний, требующих возведения в ранг уголовно преследуемых, шире. Примат норм международного права (п. 4 ст. 15 Конституции РФ) означает, что в Российском уголовном законе должны быть произведены кардинальные изменения положений Уголовного Кодекса Российской Федерации, противоречащих рассматриваемым международным документам, о чем говорят ученые, предлагая варианты для безболезненной имплементации международных норм. Любая услуга неимущественного характера может иметь соответствующее стоимостное выражение, денежный эквивалент. Содержательное наполнение нормы страдает потому, что прилагательное «имущественный» уже по смыслу термина «материальный», а потому в силу ограниченности понятия может не охватывать все возможные разновидности и проявления коррумпирования. В основе коррупции могут лежать материальные интересы (которые шире интересов имущественных), а могут - и интересы нематериального характера (предоставление взаимной услуги, продвижение во власть, на вышестоящую должность, торговля влиянием и т.д.). Соответственно, в проект заложена «дыра», позволяющая значительно сузить понятие коррупции и, соответственно, не позволяющая применить настоящий закон к действительно коррупционным правоотношениям.Россия в целом выполнила свои международные обязательства, предусмотренные Конвенцией ООН против коррупции и Конвенцией Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, за отдельным исключением. За последнее время значительно активизировалась деятельность правоохранительных органов по борьбе с коррупцией. Однако в целом, несмотря на принятые меры, каких-либо значимых результатов на данном направлении не достигнуто. Многие антикоррупционные меры, предусмотренные различными документами, не реализованы, а выполненные мероприятия практического эффекта не дали.

Предпринимаемые органами прокуратуры РФ, органами федеральной службы безопасности и органами внутренних дел РФ усилия, не способны устранить главные причины коррупции, так как основные факторы, порождающие коррупцию, находятся в области функционирования государственного и хозяйственно-экономического механизмов, а также в социальной и культурной сферах. Коррупция, являясь неизбежным следствием избыточного администрирования со стороны государства, по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных институтов, препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики, вызывает большую тревогу в Российском обществе и порождает недоверие к государственным структурам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности России.

Однако было бы несправедливым утверждать, что государственное руководство России начала 90-х годов не осознавало всей опасности распространения коррупции в стране и безучастно смотрело на ее рост. Подтверждением тому может служить, в частности, Указ Президента Российской Федерации от 4 апреля 1992 г. № 361 «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» (Утратил силу с 28 июня 2005 г. в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2005 г. № 736), в котором констатировалось, что коррупция в органах власти и управления ущемляет конституционные права и интересы граждан, подрывает демократические устои и правопорядок, дискредитирует деятельность государственного аппарата, извращает принципы законности, препятствует проведению экономических реформ.

Чуть позже Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. № 2267 было утверждено Положение о федеральной государственной службе (Утратил силу с 19 января 2000 г. в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 19 января 2000 г. № 72), а затем принимается Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (Утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ). Указанные акты содержали ряд запретов и ограничений, обусловленных режимом государственной службы, большинство из которых было направлено на предупреждение и пресечение коррупции в ее системе. В частности, в развитие данных нормативных актов Указом Президента Российской Федерации от 15 мая 1997 г. № 484 (Утратил силу с 20 мая 2009 г. в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 559), на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, была возложена обязанность ежегодно представлять сведения о доходах и имуществе.

Серьезный антикоррупционный потенциал содержался в принятом в июле 1998 г. Федеральном законе «О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемых физическими лицами доходам», в соответствии с которым государственному контролю подлежали приобретение в течение одного календарного года таких объектов как недвижимое имущество; воздушное или водное судно, наземное транспортное средство; акция, доля участия в уставном капитале; государственная ценная бумага; сберегательный сертификат; культурные ценности, золото в слитках, стоимость любого из которых на дату заключения сделки составляет не менее 1000-кратного МРОТ, или нескольких таких объектов, суммарная стоимость которых составляет не менее 3000 МРОТ. Данный закон должен был вступить в силу по истечении 18 месяцев со дня его официального опубликования, однако до истечения указанного срока он утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 154-ФЗ. Нормы о государственном контроле над соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемых физическими лицами доходам «растворились» в Налоговом кодексе Российской Федерации.

Указанные меры свидетельствуют, что руководство страны понимало необходимость развития административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в Российской Федерации. Однако внедренные в то время средства предупреждения и пресечения коррупции не в полной мере решали поставленную перед ними задачу. Как справедливо констатируется аналитиками, в 90-е годы XX в. так и не был сформирован необходимый административно-правовой и организационный механизм реализации многих положений упомянутых выше Указа «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы», Закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» и других нормативных правовых актов.

Большинством исследователей в качестве одной из основных причин низкой эффективности, предпринимаемых в 90-е годы прошлого века и в последующий период мер по обузданию роста коррупции, справедливо называется отсутствие действительной политической воли повести решительную и бескомпромиссную борьбу с коррупцией в России.

Первый проект федерального закона «О борьбе с коррупцией» был разработан еще в 1993 г. В последующем он трижды принимался высшим законодательным органом государства (в 1993, 1995 и 1997 гг.) и трижды Президент Российской Федерации накладывал на него вето.

В указанный период были предприняты попытки создать соответствующие координирующие органы по борьбе с коррупцией. Так, Указом Президента Российской Федерации от 8 октября 1992 г. № 1189 была образована Межведомственная комиссия Совета Безопасности Российской Федерации по борьбе с преступностью и коррупцией. Чуть раньше распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 1992 г. № 1761-р была образована Правительственная комиссия по борьбе с коррупцией в системе государственной службы.

Появились соответствующие совещательные органы и в Федеральном Собрании Российской Федерации: в Государственной Думе 19 марта 2007 г. была образована Комиссия Государственной Думы по проверке фактов участия должностных лиц органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в коррупционной деятельности, а в Совете Федерации - Временная комиссия Совета Федерации по изучению проблемы борьбы с коррупцией (22 апреля 1999 г.) (Упразднена Постановлением Совета Федерации от 30 января 2002 г. № 33-СФ).

Осуществлялись также попытки придать борьбе с коррупцией планомерный, организованный характер. Это нашло отражение в федеральных программах по усилению борьбы с преступностью на 1994 - 1995 гг. (Указ Президента Российской Федерации от 24 мая 1994 г. № 1016), на 1996 - 1997 гг. (Постановление Правительства Российской Федерации от 17 мая 1996 г. № 600) и на 1999 - 2000 гг. (Постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 г. №270). В указанных программах борьба с организованной преступностью и коррупцией выделялась в самостоятельные подразделы. Однако статистические данные о коррупционной преступности в Российской Федерации показывают, что реализация указанных программ не смогла оказать сколько-нибудь заметного влияния на оздоровление коррупциогенной ситуации в стране.

На официальном государственном уровне осознание серьезной опасности коррупции для Российской государственности нашло свое отражение в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 1300 (Утратил силу с 12 мая 2009 г. в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. №537), в которой дана оценка коррупции как одной из составляющих угрозы криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально- политического устройства и экономической деятельности нашей страны. Серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности, отмечается в Концепции, ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной государственной политики в социальной сфере, снижение духовно-нравственного потенциала общества являются основными факторами, способствующими росту преступности, особенно ее организованных форм, а также коррупции. Стало ясно, что применение репрессивных санкций или исключительно юридических средств не может привести к перелому ситуации.

Приоритеты антикоррупционной политики рассматриваемого периода нашли отражение в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. Реализация основных положений посланий Президента позволила к 2008 г. выработать основные подходы к выстраиванию стратегии противодействия коррупции в стране, которые нашли свое официальное закрепление в Национальном плане противодействия коррупции.

В указанный период была возобновлена работа над законопроектом «О борьбе с коррупцией». 13 июня 2001 г. указанный законопроект в очередной раз рассматривался в первом чтении Государственной Думой, но при голосовании не набрал необходимого количества голосов. Позднее, на базе данного законопроекта был разработан проект федерального закона «О противодействии коррупции», который был принят в первом чтении Государственной Думой Федерального Собрания в ноябре 2002 г., но в Совет Федерации не направлялся.

С 2002 г. данный законопроект существовал под названием «Основы законодательства об антикоррупционной политике». Осенью 2003 г. Комитет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по конституционному законодательству проголосовал за недопущение указанного законопроекта к первому чтению, хотя 14 ноября 2003 г. по предложению Российской стороны Межпарламентская Ассамблея СНГ на своей 22-й сессии приняла модельный закон «Основы законодательства об антикоррупционной политике», воспроизводящий одноименный Российский проект.

Приостановление работы над законопроектом было обусловлено необходимостью проведения в Российской Федерации внутригосударственных процедур ратификации основополагающих международных конвенций по борьбе с коррупцией.

Такая работа была завершена в 2006 г. принятием федеральных законов от 8 марта 2006 г. № 40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» и от 25 июля 2006 г. № 125-ФЗ «О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию», ставших важнейшими решениями по имплементации норм международного права в Российское антикоррупционное законодательство. Ратификация указанных конвенций явилась импульсом к активизации законопроектной работы над так называемым «антикоррупционным пакетом» законов, которая успешно завершилась в декабре 2008 г.

Важнейшим инструментом реализации антикоррупционной политики в рассматриваемый период явилась административная реформа, старт которой был дан Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2003 г. № 824, а окончательное нормативное оформление и ее детальное содержание было определено Концепцией административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах и планом мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах, одобренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р. Создание надежных административных барьеров для распространения коррупции в государственном управлении, разработка и принятие программ противодействия коррупции в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации определены указанными программными документами в качестве приоритетных направлений деятельности.

В ходе административной реформы были приняты важнейшие федеральные законы, связанные с противодействием коррупции в сфере прохождения государственной службы - от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» и от 27 июля 2004 г. № 79- ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Учитывая, что одной из самых коррупционноемких сфер государственной жизни являются государственные закупки (по экспертным оценкам, средний размер «отката» в секторе госзакупок составляет 20 процентов от цены контракта, а суммарные потери консолидированного бюджета составляют сумму около 1 трлн. руб.), был разработан и принят Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который существенно сузил возможности для возникновения коррупционных ситуаций в данной сфере.

Совершенствовалась организация и координация антикоррупционной деятельности. 24 ноября 2003 г. Указом Президента Российской Федерации № 1384 (Утратил силу с 3 февраля 2007 г. в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 3 февраля 2007 г. № 129) был образован Совет при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией. Глава государства определил отправные позиции, от которых необходимо отталкиваться при выработке антикоррупционной политики в стране: определение понятия и характеристик коррупции, ее общественной опасности и распространенности в различных слоях общества; установление основных факторов, детерминирующих коррупцию; разработка мер предупреждения коррупции.

Указом Президента Российской Федерации от 3 февраля 2007 г. № 129 (Утратил силу с 19 мая 2008 г. в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. № 815), указанный выше Совет был упразднен и, вместо него, создана межведомственная рабочая группа для подготовки предложений по реализации в законодательстве Российской Федерации положений Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 г. и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. На указанную рабочую группу была возложена обязанность представить предложения по внесению в законодательство Российской Федерации изменений, необходимых для реализации положений международных договоров, в том числе по определению (созданию) специализированного органа, уполномоченного на координацию работы по борьбе с коррупцией. Итогом деятельности межведомственной рабочей группы стала разработка проекта Национального плана противодействия коррупции.

К процессу формирования федеральной антикоррупционной политики активно подключилась Общественная палата Российской Федерации, направившая в начале 2007 г. в органы государственной власти доклад «Уровень коррупции в Российской Федерации и некоторые антикоррупционные приоритеты», в котором содержатся основные предложения гражданских организаций по противодействию коррупции.

Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. № 815, которым был образован Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции под председательством Президента Российской Федерации можно считать новым этапом в антикоррупционной политике. Основными задачами Совета являются:

подготовка предложений Президенту Российской Федерации, касающихся выработки и реализации государственной политики в области противодействия коррупции;

координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований по реализации государственной политики в области противодействия коррупции;

контроль над реализацией мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции.

Важнейшим событием рассматриваемого периода явилось утверждение 31 июля 2008 г. Президентом Российской Федерации Национального плана противодействия коррупции.

В данном программном документе констатируется, что в Российской Федерации в основном сформированы и функционируют правовая и организационная основы противодействия коррупции. Однако, несмотря на предпринимаемые меры, коррупция, являясь неизбежным следствием избыточного администрирования со стороны государства, по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики, вызывает в Российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации.

В связи с этим, разработка мер по противодействию коррупции, прежде всего в целях устранения ее коренных причин, и реализация таких мер в контексте обеспечения развития страны в целом становятся и настоятельной необходимостью.

Национальный план противодействия коррупции состоит из 4 разделов:

  • 1. меры по законодательному обеспечению противодействия коррупции;
  • 2. меры по совершенствованию государственного управления в целях предупреждения коррупции;
  • 3. меры по повышению профессионального уровня юридических кадров и правовому просвещению;
  • 4. первоочередные меры по реализации Национального плана.

Что касается первого из перечисленных разделов, то к настоящему времени он фактически реализован: в конце 2008 г. Государственной Думой приняты три основополагающих законодательных акта:

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 274-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции»;

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции».

Чуть позже, летом 2009 г., отечественное антикоррупционное законодательство пополнилось еще одним законодательным актом - Федеральным законом от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

В 2009 г. развернулась работа по реализации указанных законодательных актов. Важнейшим направлением этой деятельности явилось создание всеобъемлющей подзаконной нормативной правовой базы антикоррупционной деятельности. В марте 2009 г. были приняты акты Правительства Российской Федерации по вопросам проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, а в мае и сентябре 2009 г. - указы Президента Российской Федерации, регламентирующие порядок представления государственными служащими и лицами, претендующими на замещение должностей государственной службы, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

В общую стратегию противодействия коррупции в полной мере вписывается реализация федеральной программы «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 - 2013 годы)», утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 г. №261.

В числе задач указанной Программы определена система важнейших антикоррупционных мер, в том числе:

  • а) разработка и введение антикоррупционных стандартов в виде установления для государственной и муниципальной службы единой системы запретов, ограничений, обязанностей и дозволений, направленных на предупреждение коррупции;
  • б) развитие механизма предупреждения коррупции, выявления и разрешения конфликта интересов на государственной службе;
  • в) создание системы контроля деятельности государственных служащих со стороны институтов гражданского общества, совершенствование механизма, обеспечивающего соблюдение государственными служащими общих принципов служебного поведения, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих»;
  • г) разработка механизма принятия мер по предотвращению конфликта интересов, в том числе после ухода государственного служащего с государственной службы;
  • д) разработка процедуры, обеспечивающей проведение служебных расследований случаев коррупционных проявлений со стороны государственных служащих;
  • е) совершенствование работы, направленной на приоритетное применение мер по предупреждению коррупции и борьбе с ней на государственной службе.

Таким образом, за 18-летнюю историю постсоветского развития антикоррупционная политика в Российской Федерации прошла сложный путь от практически полного отсутствия такой политики до создания вполне адекватных сложившейся ситуации правовых основ системной деятельности по противодействию коррупции на всех уровнях государственной власти, во всех сферах общественной и государственной жизни.