Муниципальный служащий: особенности перевода. Должности муниципальной службы Муниципальный служащий и муниципальная должность различия

Муниципальные служащие - это категория работников, на которую действие трудового законодательства распространяется с особенностями, предусмотренными Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - Закон № 25-ФЗ) и иными нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ о муниципальной службе (ст. 11 ТК РФ).

В данной статье поговорим о переводах муниципальных служащих, в частности, о том, какие должности могут замещать такие служащие, в чем состоят особенности перевода их на другую должность, какие структурные подразделения имеются в органах местного самоуправлении и что считается переводом в другое структурное подразделение.

Понятие перевода на другую работу раскрывается в ст. 72.1 ТК РФ . Под ним понимается постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором он работает (если подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя, а также перевод на работу в другую местность вместе с работодателем. Уточним, что перевод в другую местность муниципального служащего с работодателем невозможен в силу того, что органы местного самоуправления создаются, как правило, в том населенном пункте, в котором осуществляется местное самоуправление. В связи с этим рассмотрим перевод муниципального служащего в двух случаях - при изменении трудовой функции и (или) структурного подразделения.

Должности муниципальных служащих

Согласно ст. 57 ТК РФ трудовая функция - это работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы.

Должность муниципальной службы - это должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Устанавливаются такие должности муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте РФ, утверждаемым законом субъекта РФ.

В систему муниципальных правовых актов входят устав муниципального образования, имеющий высшую силу, нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования и правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования 1 .

Врезка

Представительный орган местного самоуправления - выборный орган местного самоуправления, который обладает правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Особый статус представительных органов местного самоуправления в первую очередь связан с их выборностью. Таким органом является, как правило, городская дума или совет депутатов.

Наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей, используются при составлении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования (ст. 6 Закона № 25-ФЗ ).

Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами по категориям и группам должностей. Кроме этого, в зависимости от соответствия уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих квалификационным требованиям, предъявляемым к должностям, служащим присваиваются классные чины.

Группы должностей установлены ст. 8 Закона № 25-ФЗ - высшие, главные, ведущие, старшие и младшие. Категории и классные чины должностей муниципальной службы устанавливаются законами субъектов РФ.

На примере Закона Московской области от 24.07.2007 № 137/2007-ОЗ «О муниципальной службе в Московской области» (далее - Закон № 137/2007-ОЗ) рассмотрим, какие категории и классные чины установлены для муниципальных служащих Московской области. Итак, там различают следующие категории служащих:

Руководители - это должности руководителей администраций муниципальных образований и их заместителей, руководителей органов местного самоуправления и их заместителей и т. д. Они подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей муниципальной службы;

Помощники (советники) - должности, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность, замещаемые муниципальными служащими на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанного лица. Составляют ведущую группу должностей муниципальной службы;

Специалисты - должности, устанавливаемые для профессионального, а также организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования, замещаемые без ограничения срока полномочий. Подразделяются на ведущую, старшую и младшую группы должностей муниципальной службы.

К сведению

В законах субъектов РФ также сопоставляются группы должностей муниципальной службы и группы должностей государственной гражданской субъекта РФ. Так, высшая и главная группы муниципальной службы соответствуют главной группе гражданской службы.

Реестром должностей муниципальной службы, утвержденным Законом № 137/2007-ОЗ, например, для муниципальной службы в администрации муниципального образования, учреждаются следующие наименования должностей.

Высшие должности - руководитель администрации муниципального образования;

Главные должности - первый заместитель/заместитель главы администрации муниципального образования, первый заместитель/заместитель руководителя администрации муниципального образования, руководитель органа администрации муниципального образования, управляющий делами администрации муниципального образования, первый заместитель руководителя органа местного самоуправления, заместитель председателя контрольно-счетного органа, начальник отдела, заместитель начальника отдела;

Ведущие должности - заместитель председателя комитета, заместитель начальника управления, заместитель начальника отдела; начальник отдела в составе комитета, управления, заместитель начальника отдела в составе комитета, управления; начальник сектора в составе комитета, управления, отдела.

на определенный срок полномочий. К ней относятся ведущие должности муниципальной службы - советник главы муниципального образования, пресс-секретарь главы муниципального образования, помощник главы муниципального образования.

Ведущая должность - консультант;

Старшие должности - главный специалист, ведущий специалист;

Младшие должности - специалист 1-й категории, специалист 2-й категории, специалист.

Если лицо, занимающее должность муниципальной службы администрации категории «специалист», является главным бухгалтером или его заместителем, то допускается двойное наименование должности.

В соответствии со ст. 8 Закона № 137/2007-ОЗ муниципальным служащим Московской области присваиваются следующие классные чины:

Замещающим высшие должности муниципальной службы - чин «действительный муниципальный советник Московской области» 1-го, 2-го и 3-го класса;

Замещающим главные должности - «муниципальный советник Московской области» 1-го, 2-го и 3-го класса;

Замещающим ведущие должности - «советник муниципальной службы Московской области» 1-го, 2-го и 3-го класса;

Замещающим старшие должности - «старший референт муниципальной службы Московской области» 1-го, 2-го и 3-го класса;

Замещающим младшие должности - «референт муниципальной службы Московской области» 1-го, 2-го и 3-го класса.

Для московских служащих срок пребывания в классном чине составляет от одного до двух лет. Чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена. Исключение - служащие, замещающие на определенный срок полномочий должности категорий «руководители» высшей группы должностей, «помощники (советники)»: им классные чины присваиваются без проведения квалификационных экзаменов 2 .

Перевод на другую должность

Напомним, что в силу ст. 72.1 ТК РФ перевод может быть постоянным и временным.

Постоянный перевод осуществляется только с письменного согласия работника. Если тот согласен, составляется соглашение к трудовому договору, на основании которого представитель нанимателя издает приказ о переводе. В течение недели со дня издания приказа запись о постоянном переводе вносится в трудовую книжку 3 .

Итак, муниципальный служащий может быть постоянно переведен на другую вакантную должность муниципальной службы, если он соответствует квалификационным требованиям, установленным по данной должности. При этом он может быть переведен как на высшую должность, так и на низшую. Понижение в должности осуществляется по результатам аттестации и с согласия муниципального служащего. А в случае несогласия служащего с понижением или невозможности перевода на другую должность муниципальной службы представитель нанимателя (работодатель) может в срок не более одного месяца со дня аттестации уволить его с муниципальной службы в связи с несоответствием замещаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации. По истечении указанного срока увольнение муниципального служащего или понижение его в должности по результатам данной аттестации не допускается (п. 4 , 5 ст. 18 Закона № 25-ФЗ ).

Обратите внимание

Классные чины муниципальных служащих сохраняются за ними в случае перевода, в том числе на должности государственной гражданской службы. Порядок присвоения чинов, а также порядок их сохранения при переводе и при увольнении с муниципальной службы устанавливаются законами субъектов РФ (ст. 9.1 Закона № 25-ФЗ ).

Возможно, что у служащего изменилась трудовая функция, а должность осталась та же. В этом случае никакой перевод оформлять, конечно, не нужно, но работника следует известить об изменениях за два месяца до их введения. Если же муниципальный служащий не согласен продолжать работу в новых условиях, работодатель обязан в письменной форме предложить ему иную имеющуюся работу, соответствующую его квалификации и состоянию здоровья, а при отсутствии такой работы - вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу, которую работник может выполнять с учетом его квалификации и состояния здоровья. В этом случае осуществляется перевод, о чем делается запись в трудовой книжке. При отсутствии указанной работы, а также в случае отказа служащего от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с п. 7 ст. 77 ТК РФ .

Особенностью временного перевода является то, что он может осуществляться и без согласия работника, но при этом за последним сохраняются должность и место работы. Запись в трудовую книжку при временном переводе не вносится, издается приказ о временном переводе, основанием которого будут документы, подтверждающие необходимость такого перевода.

Итак, временный перевод может осуществляться:

По инициативе работодателя. Такой перевод может быть произведен без согласия работника на срок до одного месяца в случаях: катастрофы природного или техногенного характера, производственной аварии, несчастного случая на производстве, пожара, наводнения, голода, землетрясения, эпидемии или эпизоотии и в любых исключительных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части; простоя (временной приостановки работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера); необходимости предотвращения уничтожения или порчи имущества; замещения временно отсутствующего работника (если простой, необходимость предотвращения уничтожения или порчи имущества либо замещения временно отсутствующего работника вызваны указанными чрезвычайными обстоятельствами). Перевод на работу, требующую более низкой квалификации, допускается только с письменного согласия работника (ч. 2 , 3 ст. 72.2 ТК РФ );

По соглашению сторон, заключенному в письменной форме. Так, работник может быть временно переведен на другую работу у того же работодателя на срок до одного года, а в случае, когда такой перевод осуществляется для замещения временно отсутствующего сотрудника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы, - до выхода этого сотрудника на работу. Причем если по окончании срока перевода прежняя работа работнику не предоставлена, а он не потребовал ее предоставления и продолжает работать, то условие соглашения о временном характере перевода утрачивает силу и перевод считается постоянным (ч. 1 ст. 72.2 ТК РФ );

Обратите внимание

Если временный перевод стал постоянным, на основании приказа руководителя необходимо сделать запись в трудовой книжке. При этом датой перевода будет дата, с которой работник был переведен временно.

По инициативе работника. Инициаторами такого перевода могут быть служащие, имеющие медицинские показания, а также беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до полутора лет (ст. 254 ТК РФ ). При этом за ними сохраняется средний заработок по прежней работе.

Довольно часто возникает следующий вопрос: можно ли работника органа местного самоуправления, не занимающего должность муниципального служащего, временно перевести на такую должность? Исходя из того, что ст. 72.2 ТК РФ и Законом № 25-ФЗ не установлено никаких ограничений для временного перевода, в частности, для замещения временно отсутствующего сотрудника, работник, не являющийся муниципальным служащим, может быть временно переведен на должность муниципальной службы до выхода муниципального служащего на работу. Единственное, что при этом нужно учитывать, - квалификационные требования, предъявляемые к соответствующей группе должностей, которые устанавливаются законами субъектов РФ. Например, согласно типовым квалификационным требованиям, установленным Законом № 137/2007-ОЗ, для должности категории «помощники (советники)» необходимо наличие высшего профессионального образования и не менее двух лет стажа муниципальной службы (государственной службы) или не менее четырех лет стажа работы по специальности.

Перевод в другое структурное подразделения

Второе основание для перевода из названных нами - изменение структурного подразделения, в котором работник выполняет свои обязанности. Определим, какие структурные подразделения могут быть в органах местного самоуправления. Прежде всего они бывают обособленными и необособленными.

Под обособленными структурными подразделениями исходя из положений ТК РФ и ГК РФ понимаются территориально обособленные подразделения, которые создаются для выполнения некоторых функций организации вне места ее нахождения, - филиалы и представительства. Деятельность филиалов (представительств) осуществляется на основании положений о филиале или представительстве, причем они должны быть указаны в уставе организации. Что касается органов муниципальной власти, у них не бывает ни филиалов, ни представительств.

Необособленные структурные подразделения образуются в результате внутреннего структурирования штата учреждения в целях распределения функций по управлению. Структура органов местного самоуправления устанавливается муниципальными правовыми актами.

К органам местного самоуправления, в которых осуществляют трудовую деятельность муниципальные служащие, относятся городские и районные администрации.

Обратите внимание

В штате, кроме должностей муниципальной службы, есть выборные должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы, а также работники, которые осуществляют техническое обеспечение, но в своей деятельности руководствуются муниципальными нормативными актами.

Структура администраций города довольно сложна и имеет некоторые специфические особенности. Так, кроме главы администрации и заместителей главы в нее входят:

Структурные подразделения - отделы, сектора, например, отделы по экономике, по мобилизации, бухгалтерия, сектор по связям с общественностью;

Отраслевые органы. Они также являются структурными подразделениями, но при этом имеют статус юридического лица, самостоятельный баланс, счет в банке и круглую печать. Это различные департаменты, управления и комитеты: имущественный комитет, управление по образованию, департамент культуры и т. п.;

Территориальные органы - администрации районов города. Они также являются юридическими лицами, действуют на основании устава и положений о них, утверждаемых правовым актом администрации города.

В свою очередь, отраслевые и территориальные органы имеют свои структурные подразделения. Например, в Управлении по образованию Администрации могут быть отделы кадрового и правового обеспечения, общего образования, технический, организационно-экономический отделы, отдел по защите прав детей и т. д.

Руководство отраслевым органом осуществляет начальник управления (департамента), назначаемый и освобождаемый от должности главой администрации города, который представляет интересы управления (департамента) без доверенности, осуществляет прием и увольнение работников, утверждает должностные инструкции, положения о структурных подразделениях управления (департамента), штатное расписание и исполняет иные обязанности, установленные уставом муниципального образования или иным муниципальным нормативным актом.

Управление деятельностью администраций районов на принципах единоначалия осуществляют главы этих администраций. Глава администрации района является должностным лицом местного самоуправления, заместителем главы администрации города и назначается на должность главой администрации города.

Учитывая структуру такого органа местного самоуправления, как администрация города, можно сделать следующий вывод: если муниципальный служащий переводится из одного структурного подразделения отраслевого органа (управления, департамента) в другое подразделение того же органа на ту же должность (при условии, что структурное подразделение не указано в трудовом договоре), это будет перемещение. В таком случае согласие работника не запрашивается, оформляется только приказ о перемещении.

Если же служащий переводится из структурного подразделения, указанного в его трудовом договоре, в другое, следует запросить у него согласие, заключить дополнительное соглашение к трудовому договору, издать приказ о переводе и сделать запись в трудовой книжке.

В случае же перевода работника из одного отраслевого органа (управления, департамента) администрации в другое, несмотря на то, что отраслевые органы являются структурными подразделениями администрации, это будет уже перевод к другому работодателю. Дело в том, что данные подразделения являются разными юридическими лицами и работнику придется расторгать прежний трудовой договор с одним представителем нанимателя (работодателем) и заключать новый с другим. Здесь нужно руководствоваться ч. 2 ст. 72.1 ТК РФ , согласно которой такой перевод осуще-ствляется на основании письменной просьбы работника или с его письменного согласия. Свою просьбу служащий может выразить в заявлении об увольнении. В данном случае решение о переводе принимает представитель нанимателя (работодатель) - если он согласен, трудовой договор расторгается и на основании приказа в трудовой книжке производится следующая запись: «Трудовой договор прекращен в связи с переводом работника с его согласия на работу к другому работодателю, пункт 5 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации».

К сведению

При переводе муниципального служащего на новое место муниципальной службы его личное дело передается по новому месту службы 4 .

Обязанность работодателя перевести работника

Трудовым кодексом установлены случаи, когда работодатель обязан предложить сотруднику перевод на другую имеющуюся работу. Рассмотрим основания такого перевода.

1. Медицинское заключение о здоровье работника. В силу ст. 73 ТК РФ сотрудника, нуждающегося в переводе на другую работу в соответствии с медицинским заключением, с его письменного согласия работодатель обязан перевести на другую имеющуюся у него работу, не противопоказанную сотруднику по состоянию здоровья. Если он нуждается во временном переводе на срок до четырех месяцев, отказывается от перевода либо соответствующая работа у работодателя отсутствует, то работодатель обязан на весь указанный в медицинском заключении срок отстранить сотрудника от работы с сохранением места работы (должности), а если требуется перевод на срок более четырех месяцев или постоянный, то при отказе сотрудника от перевода либо отсутствии у работодателя соответствующей работы трудовой договор прекращается по п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ .

К сведению

В целях раннего выявления заболеваний, в том числе препятствующих поступлению на муниципальную службу и ее прохождению, служащие в соответствии с порядком, установленным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 № 984н 5 , проходят ежегодную диспансеризацию. По результатам проведения обследования медицинское учреждение по месту наблюдения служащего выдает ему заключение о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению. Перечень заболеваний и форма заключения установлены данным порядком. Если у служащего было выявлено заболевание, препятствующее прохождению службы, копия заключения в течение 10 дней направляется по месту прохождения службы.

2. Изменение организационных или технологических условий труда. Если в случае структурной реорганизации организации или в силу других причин определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника. О таких изменениях работник должен быть уведомлен не позднее чем за два месяца. Если он не согласен работать в новых условиях, работодатель обязан предложить ему перевод (ч. 3 ст. 74 ТК РФ ).

3. Восстановление на работе лица, ранее выполнявшего эту работу, по решению государственной инспекции труда или суда (п. 2 ч. 1 ст. 83 ТК РФ ).

4. Дисквалификация или иное административное наказание, исключающее возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору (п. 8 ч. 1 ст. 83 ). Отметим, что п. 4 ч. 1 ст. 19 Закона № 25-ФЗ предусмотрено специальное основание расторжения трудового договора по инициативе работодателя - применение административного наказания в виде дисквалификации. При этом Законом № 25-ФЗ не предусмотрен перевод служащего на другую работу при его дисквалификации. Данный вопрос не урегулирован, и мы полагаем, что если муниципальный служащий был дисквалифицирован, работодатель должен предложить ему другую работу, но уже не относящуюся к муниципальной службе, а если перевод невозможен или служащий не согласен, уволить его следует на основании п. 4 ч. 1 ст. 19 Закона № 25-ФЗ .

5. Прекращение допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует такого допуска (п. 10 ч. 1 ст. 83 ТК РФ ).

6. Заключение трудового договора в нарушение установленных ТК РФ, иным федеральным законом ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности. Если нарушение указанных правил допущено по вине работника, то работодатель не обязан предлагать ему другую работу (ч. 1 ст. 84 ТК РФ ). Похожее основание увольнения предусмотрено п. 3 ч. 1 ст. 19 Закона № 25-ФЗ , согласно которому представитель нанимателя может расторгнуть трудовой договор в случае несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных ст. 13 , 14 , 14.1 и 15 Закона № 25-ФЗ . Статьей 13 Закона № 25-ФЗ установлены ограничения, связанные с муниципальной службой, ст. 14 - запреты, связанные с прохождением муниципальной службы, ст. 14.1 регулирует конфликт интересов на муниципальной службе, ст. 15 - представление сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера муниципального служащего. На основании вышесказанного можно сделать вывод, что если после заключения трудового договора с муниципальным служащим были обнаружены обстоятельства, препятствующие занятию лицом муниципальной должности и установленные

ст. 14 , 14.1 , 15 Закона № 25-ФЗ , которые сложились не по вине работника, представитель нанимателя должен предложить ему перевод на должность, не относящуюся к муниципальной, а в случае невозможности или отказа работника от перевода уволить его по п. 5 ч. 1 ст. 84 ТК РФ . Если же несоблюдение ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой, имело место после поступления на муниципальную службу, перевод служащему не предлагается и он может быть уволен по п. 3 ч. 1 ст. 19 Закона № 25-ФЗ .

7. Сокращение численности штата работников (ч. 3 ст. 81 ТК РФ ). Во всех вышеуказанных случаях, за исключением перевода по медицинским показаниям, работодатель обязан в письменной форме предлагать работнику как вакантные должности или работу, соответствующую его квалификации, так и вакантные нижестоящие должности или нижеоплачиваемую работу, которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При отсутствии указанной работы или отказе от предложенной работы трудовой договор прекращается по соответствующим основаниям.

Обратите внимание

В силу Закона № 25-ФЗ поступление гражданина на муниципальную службу для замещения должности муниципальной службы или замещение муниципальным служащим другой должности муниципальной службы может осуществляться по результатам конкурса. Многими муниципальными актами установлено, что при переводе муниципальных служащих на другую работу, связанную с проведением в органах местного самоуправления организационно-штатных мероприятий в связи с их ликвидацией или упразднением, сокращением численности или штата работников, изменением структуры или штатного расписания, по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением конкурс не проводится.

В заключение скажем несколько слов об оформлении документов при переводе муниципального служащего. Приказ о переводе составляется по унифицированной форме Т-5 (Т-5а), утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты » . Что касается остальных документов (уведомления, соглашения), они составляются в произвольной форме. При их составлении должны соблюдаться определенные требования. Отметим, что в каждом субъекте разрабатываются свои инструкции по делопроизводству. В целях совершенствования работы с документами и обеспечения единого подхода к организации делопроизводства и документо-оборота в органах исполнительной власти разрабатываются такие инструкции на основании типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти. Так, в органах местного самоуправления Нижегородской области применяется Инструкция по делопроизводству в органах исполнительной власти Нижегородской области и их структурных подразделениях, утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 12.10.2011 № 828. Кроме этого, в целях совершенствования работы с документами, обеспечения единого подхода к организации делопроизводства и документооборота в отраслевых структурных подразделениях администрации субъекта РФ разрабатываются свои инструкции. Так, в соответствии с

Указ Президента РФ от 30.05.2005 № 609 «Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела».

«Об утверждении Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения».

Классификация должностей согласно областному законодательству построена на разведении понятий «муниципальная должность» и «должность муниципальной службы».

Муниципальная должность - должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Должность муниципальной службы - штатная должность муниципальных органов с установленным кругом обязанностей, денежным содержанием и ответственностью за выполнение этих обязанностей. Штатное расписание должностей муниципальной службы устанавливается главой муниципального образования в соответствии со структурой, закрепленной в Уставе муниципального образования.

Эти должности классифицируются в рамках трех категорий: «А», «Б», «В». Критерий разделения должностей на три категории -- степень близости полномочий отдельных должностей к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных образований.

Должности категории «А» (именуются муниципальными должностями) устанавливаются для непосредственного исполнения полномочий органов местного самоуправления. Деятельность в этих должностях наиболее приближена к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления. Полномочия служащих, занимающих муниципальные должности, часто тождественны полномочиям органов местного самоуправления, муниципальных образований в целом, содержательно совпадают с ними. К муниципальным должностям относятся должности главы муниципального образования, выборного главы администрации поселка, сельсовета, поселения, депутата представительного органа, замещающего свою должность на постоянной основе.

Также в категорию «А» входит должность депутата представительного органа, но о ней необходимо говорить отдельно, так как статус муниципального служащего несовместим с любым депутатским мандатом,-- это правило не распространяется только на глав муниципальных образований. Системное толкование норм законодательства о муниципальной службе позволяет снять противоречие двух вышеизложенных правил: на первый взгляд парадоксального, вывода: муниципальные служащие не могут быть депутатами в силу несовместимости их должностей с депутатским мандатом, а депутаты местных представительных органов могут быть при определенных условиях муниципальными служащими. Однако это касается лишь тех должностей в рамках представительного органа, которые, во-первых, замещаются на постоянной основе, а во-вторых, обеспечивают непосредственное осуществление полномочий представительного органа (освобожденные депутаты, работающие в должностях председателя Думы, его заместителей, председателей ее постоянных комитетов и т. п.). При этом обязательно должно быть закреплено в уставе муниципального образования, регламенте Думы и прочих документах правило о необходимости замещения данных думских должностей только депутатами.

Категории «Б» и «В» составляют должности муниципальной службы. В категории «Б» устанавливаются должности для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, занимающих должности категории «А». К ним относятся должности помощника главы муниципального образования, советника (консультанта) главы муниципального образования, пресс-секретаря главы муниципального образования. Выделение этих должностей в отдельную категорию связано с особым характером отношений между занимающими их служащими и главой муниципального образования: закон исходит из права главы назначать на эти должности нужных ему в силу каких-то обстоятельств людей. Вновь пришедший глава свободен в подборе кадров на названные должности, поскольку муниципальная служба на должностях категории «Б» ограничивается сроком, на который назначаются или избираются главы муниципальных образований. С уходом прежнего главы истекает и срок полномочий служащих на должностях категории «Б».

Должности и категории «В» устанавливаются для обеспечения исполнения полномочий органов местного самоуправления. Это все иные должности, не попадающие в категории «А» и «Б». Делятся они на пять видов:

  • 1. высшие должности - заместитель главы муниципального образования, управляющий делами администрации, глава администрации района в городе;
  • 2. главные должности - начальник управления, отдела, службы, председатель комитета, глава администрации поселка, сельсовета, поселения;
  • 3. ведущие должности - заместитель начальника управления, отдела, службы, заместитель председателя комитета, начальник (заведующий) отдела (сектора) в составе управления, комитета, отдела, советник (консультант), пресс-секретарь;
  • 4. старшие должности - помощник, главный специалист, ведущий специалист;
  • 5. младшие должности - специалисты 1, 2 категории, просто специалисты. должность муниципальный квалификационный вакантный

Должности категории «В» отличаются от должностей категории «Б» еще и тем, что гражданин поступает на муниципальную службу на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок, или срочного трудового договора на срок не более 5 лет. В случае если договор был заключен на более длительный период, то он с юридической точки зрения считается бессрочным.

Эта классификация влияет на квалификационные требования к претендентам:

  • 1. Уровень профессионального образования с учетом группы муниципальных должностей муниципальной службы.
  • 2. Стаж и опыт работы по специальности.
  • 3. Высокий уровень знания Конституции РФ, федеральных законов, уставов субъектов федерации, региональных законов, уставов муниципальных образований и локальных нормативных актов.

Значение квалификационного требования - они проводятся, так как разрабатываются инструкции для муниципальных служащих. Отнесение тех или иных муниципальных должностей к различным группам осуществляется уставом муниципального образования и иными локальными нормативными актами в соответствии с реестром о муниципальной службе муниципальных служащих.

Реестр муниципальных должностей муниципальных служащих - он представляет собой перечь муниципальных должностей муниципальной службы по категориям и группам, реестр всегда утверждается законом субъекта РФ. На основании реестра каждый глава муниципального образования, если иное не установлено уставом муниципального образования утверждает перечень муниципальных должностей муниципальной службы соответствующего муниципального образования.

Распространяется на всех работников любых предприятий и учреждений. При этом в отношении отдельных категорий сотрудников действуют особые нормы. К ним в первую очередь относятся лица, замещающие должности муниципальной службы. Их деятельность кроме ТК регламентирует ФЗ № 25 и прочие отраслевые нормативные акты. Рассмотрим далее особенности, которыми обладают должности муниципальной службы.

Общая характеристика

Должности государственной и муниципальной службы предусматриваются в федеральных, региональных и власти, аппаратах избирательных комиссий. Указанные структуры формируются на основании положений уставов МО, законодательств субъектов РФ. службы устанавливаются для исполнения определенного круга обязанностей. Они связаны обеспечением реализации органами власти и избирательными комиссиями их полномочий. Основанием для введения постов выступает реестр должностей муниципальной службы. Их наименования используются при формировании штатных расписаний.

Специфика

К должностям муниципальной службы, стажу работы, профессиональным знаниям, навыкам, которые необходимы для выполнения обязанностей, определяются нормативными актами местного самоуправления. В зависимости от уровня профподготовки сотрудникам присваивают классные чины. Их наименования утверждаются региональными законами. Группы должностей муниципальной службы определены в ст. 8 ФЗ №25.

Классификация

В перечень должностей муниципальной службы включены:


Описание категорий

Руководящие должности муниципальной службы разделяются на следующие категории:

  1. Ведущие. К ним относят заместителей председателей комитетов, начальников управлений и отделов МО. Ведущими должностями являются также начальники подразделений, секторов.
  2. Главные. К ним относят первых заместителей глав, руководителей администраций, управляющих делами МО, начальников органов самоуправления, председателей контрольно-счетных структур, а также начальников отделов и их заместителей.
  3. Высшие руководящие должности МО.

Специалисты, как выше было указано, могут быть:

  1. Ведущими. Это консультанты.
  2. Старшими. Ими являются главные и ведущие специалисты.
  3. Младшими. Ими являются специалисты 1-й, 2-й категорий, а также не имеющие категории.

Если гражданин занимает должность специалиста и одновременно выполняет функции главного бухгалтера или его заместителя, разрешено двойное наименование поста.

Квалификационные требования к должностям муниципальной службы

Сотрудники, зачисляемые в штат, должны обладать соответствующими:


Образование

Замещение вакантной должности муниципальной службы допускается лицом, имеющим:

  1. Для высших и главных постов - в/о по соответствующей специализации. Допускается иметь высшее профессиональное образование по направлению "государственное и муниципальное управление". Аналогичное или равноценное образование рекомендуется и для старших и ведущих сотрудников.
  2. Для младших служащих - профессиональное с/о по специализации муниципальных должностей либо равноценное ему.

Перевод сотрудников

По положениям ст. 72.1 ТК он может быть постоянным либо временным. В первом случае необходимо согласие сотрудника, оформленное письменно. После его получения составляется соглашение к основному договору. В соответствии с ним издается приказ о переводе. Служащий может быть повышен или понижен. Последнее осуществляется по итогам аттестации. В этом случае также требуется согласие работника. Если сотрудник его не дает, наниматель вправе уволить его в течение 1 месяца с даты получения результатов аттестации. По истечении указанного срока расторжение договора с сотрудником, равно как и понижение его в должности не допускается. Временный перевод может производиться без согласия работника. Однако в этом случае за сотрудником сохраняется его прежняя должность и место осуществления деятельности. В трудовую книжку запись не вносится, но издается соответствующий приказ. В качестве оснований для его утверждения выступают документы, подтверждающие необходимость временного перевода.

Нюанс

Если временный перевод сотрудника стал постоянным, издается соответствующий приказ. На его основании вносится запись в трудовую. При этом дату указывают ту, с которой был осуществлен временный перевод. Достаточно часто на практике возникает вопрос: допустимо ли на определенный период перевести работника, который не является муниципальным служащим, на такую должность? В данном случае следует обратиться к нормам законодательства. В ст. 72.2 ТК и ФЗ № 25 не предусматривается никаких ограничений для замещения должностей муниципальной службы на время отсутствия основного сотрудника. Однако при этом должны выполняться определенные условия. В частности, необходимо учитывать требования к должности муниципальной службы, предусмотренные в законах субъектов РФ.

Подразделения

В муниципальных органах образуются необособленные структуры. Процесс их формирования регламентируется правовыми актами МО. Органами самоуправления, в которых работают муниципальные служащие, являются районные и городские администрации. Структура последних достаточно сложна и имеет ряд особенностей. Вместе с главой администрации и его заместителями в нее включены:

  1. Сектора и отделы.
  2. Отраслевые органы. Эти структурные подразделения наделяются статусом юрлица, имеют самостоятельный баланс, круглую печать и банковский счет. К отраслевым органам относят разнообразные департаменты, комитеты и управления.
  3. Территориальные структуры. Ими являются администрации городских районов. Эти структуры также выступают в качестве юрлиц. Они функционируют в соответствии с уставами и положениями, утверждаемыми городской администрацией.

Территориальные и отраслевые органы также имеют свои подразделения. К примеру, в Управлении образования могут присутствовать отделы по правовому и кадровому обеспечению, по защите прав несовершеннолетних и так далее. Руководит отраслевым органом начальник департамента (управления). Он назначается на должность и освобождается от нее по решению главы администрации. Начальник отраслевого органа представляет интересы департамента (управления) без доверенности, принимает на работу сотрудников и увольняет их, утверждает инструкции, положения о подразделениях, штатное расписание. В уставе предусматриваются и иные обязанности для этого служащего. Управление работой районных администраций осуществляется на принципах единоначалия. В качестве руководителей выступают их главы. Вместе с этим они являются заместителями высшего должностного лица администрации города. Соответственно, последний назначает руководителей на их посты.

Перевод сотрудника в другое подразделение

Принимая во внимание города, можно сформулировать следующий вывод. При переводе муниципального служащего из одного подразделения в другое на ту же должность в пределах единого отраслевого органа его согласие не запрашивается. В данном случае имеет место о чем оформляется соответствующий приказ. Если перевод производится из одной отраслевой структуры в другую, то осуществляется расторжение договора с прежним нанимателем и заключение его с новым. Это обусловливается тем, что разные органы выступают как отдельные юрлица. Соответственно, на такие случаи распространяются положения ст. 72.1 в части 2 ТК. Перевод такого рода производится по письменному согласию или просьбе сотрудника.

Особые случаи

В ТК предусмотрены обстоятельства, при наличии которых наниматель обязан осуществить перевод муниципального служащего на другую должность. В качестве первого основания выступает состояние здоровья работника. По ст. 73 ТК служащего, нуждающегося в переводе на иную должность в связи с медицинским заключением, по его письменному согласию наниматель должен переместить на другую работу, не противопоказанную ему. Здесь необходимо учесть один нюанс. Если сотруднику необходим временный перевод (на срок 2-4 месяца), он отказывается от перевода на другую работу на постоянное время либо у нанимателя отсутствует соответствующая должность, работодатель обязан на весь срок, определенный медицинским заключением, отстранить его от деятельности с сохранением за ним должности.

Еще одним основанием является изменение технологических либо организационных трудовых условий. О них сотрудники уведомляются не меньше чем за 2 месяца до их начала. Если при структурной реорганизации либо по иным причинам условия, определенные сторонами, не могут оставаться прежними, разрешено их изменение по инициативе нанимателя. Корректировка трудовых функций служащих при этом не допускается. Сотрудники могут выразить несогласие с новыми условиями. В этом случае наниматель должен предложить им перевод.

Следующее основание касается восстановления в должности лица, ранее ее занимавшего. Оно осуществляется по решению госинспекции по труду или суда. Соответственно, сотруднику, который замещал должность этого субъекта, должен быть предложен перевод.

Еще одним основанием выступает заключение договора с нарушением ограничений, предусмотренных в ТК или ином федеральном законе. Если оно допущено по вине сотрудника, наниматель не должен предлагать ему другую должность.

Административное наказание

В законодательстве предусматривается ответственность для работников, нарушающих требования норм. Некоторые виды наказаний исключают возможность продолжения сотрудниками их прежней деятельности. Стоит отметить, что в ч. 1 19-й статьи ФЗ № 25 предусматривается специальное основание для прекращения трудовых отношений с работником. Им выступает дисквалификация служащего. В указанном законе не предусмотрен перевод сотрудника на другую работу при назначении ему этого наказания. Нормативно этот вопрос не урегулирован. В этой связи, по мнению экспертов, если сотрудник был дисквалифицирован, то наниматель обязан предложить ему другую должность, но не связанную с муниципальной службой. Если же других вариантов задействовать гражданина в учреждении нет или он не согласен с таким переводом, руководитель вправе расторгнуть договор.

Оформление документов

Для приказа о переводе предусмотрена унифицированная форма Т-5 (5а). Прочие документы - уведомление и соглашение - оформляются в произвольном виде. При этом должны учитываться требования инструкции по делопроизводству, разработанной в конкретном регионе и утвержденной уполномоченными органами власти субъекта.

Дополнительно

В законе № 25-ФЗ допускается принятие граждан на муниципальную службу для замещения соответствующих должностей по результатам конкурса. Условия их проведения определяются региональными и федеральными нормативными актами. Требования к кандидатам устанавливаются в соответствии со спецификой деятельности, категорий и групп должностей. При этом во многих нормативных актах местного уровня предусматриваются ограничения. В частности, устанавливается, что при переводе служащих на другую работу, которая связана с проведением организационно-штатных мероприятий по упразднению или ликвидации органов самоуправления, сокращению численности сотрудников, изменению штатного расписания или структуры либо в связи с состоянием здоровья, конкурс не проводится.

Пытаюсь разобраться в ст. 64.1А муниципальном служащие и должности муниципальном службы это одно и то же? Или есть разница? И как их отличить друг от друга

Ответ

Ответ на вопрос:

Это разные понятия.

Муниципальные служащие - это лица, замещающие должности муниципальной службы, включенные в соответствующий реестр должностей муниципальной службы. В Москве такой реестр утвержден Законом г. Москвы от 22.10.2008 N 50 , в этом же законе в статье 1 дается определение и Должности муниципальной службы:

Должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления муниципального образования (далее - орган местного самоуправления), аппарате избирательной комиссии муниципального образования (далее - муниципальный орган), предусмотренная уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, муниципального органа или лица, замещающего муниципальную должность, и ответственностью за осуществление этих полномочий.

Лица, замещающие муниципальные должности - депутаты представительных органов, члены иных выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления в городе Москве, члены избирательных комиссий, действующих на постоянной основе и обладающих правами юридического лица, с правом решающего голоса.

Аналогичный подход и в Законе Московской области от 24.07.2007 N 137/2007-ОЗ который в ст. 1 указывает, что данный закон не распространяется на лиц, замещающих муниципальные должности (депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления, члены избирательной комиссии муниципального образования с правом решающего голоса, председатели контрольно-счетных органов муниципальных образований ), учреждаемые уставом муниципального образования Московской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, в целях осуществления собственных полномочий по решению вопросов местного значения, в целях непосредственного осуществления полномочий органов местного самоуправления и муниципальных органов на постоянной основе, замещаемые в результате муниципальных выборов, а также замещаемые на основании решений представительного, иного выборного органа местного самоуправления или муниципального органа.

Направить сообщение о заключении трудового или гражданско-правового договора с бывшим служащим нужно в течение 10 дней с момента его заключения. Сообщение составляют в с учетом требований из , утвержденных . Так, сообщение должно быть:

В самом сообщении нужно указать:

  • фамилию, имя, отчество сотрудника, в том числе прежние данные, если они менялись;
  • число, месяц, год и место рождения сотрудника;
  • должность, которую сотрудник замещал непосредственно перед увольнением с государственной или муниципальной службы, в соответствии со сведениями из трудовой книжки;
  • полное наименование организации-работодателя, а также сокращенное при его наличии.

В зависимости от вида договора, заключенного с бывшим служащим, в сообщении следует указать еще ряд данных.

В случае заключения трудового договора это:

  • дата и номер приказа о приеме на работу;
  • дата заключения трудового договора и срок, на который он заключен, дата начала работы, а также срок действия договора;
  • наименование должности сотрудника в соответствии со штатным расписанием, а также структурное подразделение при наличии такового;
  • должностные обязанности и основные направления поручаемой работы.

В случае заключения гражданско-правового договора это:

  • дата и номер договора;
  • срок договора, сроки начала и окончания выполнения работ или оказания услуг;
  • предмет договора с кратким описанием работы или услуги, а также ее результата;
  • стоимость работ или услуг по договору.

Такой порядок предусмотрен в Правил, утвержденных .

Сообщать о приеме бывших муниципальных или государственных служащих нужно, даже если новая деятельность сотрудника не связана с должностными обязанностями, которые он выполнял по месту службы. То есть характер предстоящей работы никакого значения не имеет, важен сам факт заключения трудового или гражданско-правового договора с бывшим служащим. На это указывают и суды, см., например, постановления , .

Внимание: за неуведомление о приеме на работу бывшего государственного или муниципального служащего или о заключении с ними гражданско-правового договора предусмотрена ( , ).

При этом общий срок давности для привлечения к ответственности за нарушения в части уведомления о приеме на работу бывших госслужащих составляет 6 лет (). Это отмечают и суды, см., например, постановления , .

Следует отметить, что привлекают к ответственности за неуведомление о приеме на работу бывшего государственного служащего, как правило, руководителя организации как должностное лицо. Привлечь к ответственности другого сотрудника, например специалиста кадровой службы, могут, только если обязанность по соблюдению законодательства о противодействии коррупции прямо предусмотрена в его трудовом договоре или должностной инструкции ().

Совет: Есть способ обезопасить организацию от штрафов из-за ситуации, распространенной преимущественно в коммерческих организациях, когда специалист службы персонала из-за редких случаев приема бывших служащих просто забывает о необходимости такого уведомления и пропускает 10-дневный срок сообщения о заключении трудового или гражданско-правового договора или не сообщает вовсе.

Чтобы избежать досадных штрафов, введите правило: при приеме на работу новых сотрудников в обязательном порядке давайте им заполнить специальное заявление, где новичок самостоятельно указывает, он на государственной или муниципальной службе или, напротив, .

Нина Ковязина,

заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

Материал из Системы Кадры
Готовые решения для службы персонала на vip.1kadry.ru
Дата копирования: 03.02.2016

С уважением и пожеланием комфортной работы, Татьяна Козлова,

эксперт Системы Кадры


В Трудовом кодексе о должностной инструкции нет ни единого упоминания. Но кадровикам этот необязательный документ просто необходим. В журнале «Кадровое дело» вы найдете актуальную должностную инструкцию для кадровика с учетом требований профстандарта.


  • Проверьте ваши ПВТР на актуальность. Из-за изменений 2019 года положения вашего документа могут нарушать закон. Если ГИТ найдет устаревшие формулировки, то оштрафует. Какие правила убрать из ПВТР, а что добавить - читайте в журнале «Кадровое дело».

  • В журнале «Кадровое дело» вы найдете актуальный план, как составить безопасный график отпусков на 2020 год. В статье все новшества в законах и практике, которые теперь надо учитывать. Для вас - готовые решения ситуаций, с которыми при подготовке графика сталкиваются четыре компании из пяти.

  • Готовьтесь, Минтруд снова меняет Трудовой кодекс. Всего поправок шесть. Узнайте, как поправки отразятся на вашей работе и что сделать уже сейчас, чтобы изменения не застали врасплох, узнаете из статьи.
  • Каждый российский город имеет свой орган местного самоуправления. Именно там и находятся Что именно представляет собой муниципальная служба? Об этом будет рассказано в данной статье.

    - что это такое?

    Муниципальная служба осуществляется в а конкретнее, в аппаратах исполнительных или Любая муниципальная должность имеет несколько подвидов.

    Стоит выделить основные признаки рассматриваемой трудовой деятельности. К ним относятся:

    • Публичность. Это один из основных и известнейших признаков службы в муниципальных органах. Каждый человек способен в любое время наблюдать за работой рассматриваемых служащих.
    • Политика замещения не являющихся выборными.
    • Подчинение муниципальному образованию.
    • Деятельность осуществляется на постоянной основе.

    Положение о муниципальной должности

    Любая муниципальная должность основывается на так называемом положении о муниципальных должностях (точнее - "Положение о муниципальной службе").

    Именно в этом документе прописаны все основные моменты, необходимые для качественного осуществления трудовой деятельности. Здесь закрепляются следующие принципы:

    • в приоритете права и свободы человека и гражданина;
    • все граждане РФ имеют абсолютно равный доступ к службе, являющейся муниципальной;
    • закрепляются понятия стабильности, профессионализма, доступности, компетентности и внепартийности;
    • гарантирована правовая защита всех служащих в муниципальных органах.

    Таким образом, положение о муниципальных должностях содержит в себе все основные рабочие моменты. Их вполне достаточно для грамотного и качественного осуществления своих рабочих функций рассматриваемыми служащими.

    О социальных функциях муниципальной службы

    Построить более целостную картину о муниципальной службе невозможно без рассказа о ее основных социальных функциях.

    Выделить здесь можно следующее:

    • постоянная поддержка слоев и групп населения, считающихся в обществе социально незащищенными;
    • своевременное осуществление социального прогнозирования;
    • работы по снятию любой формы напряженности в обществе;
    • работы по поддержанию стабильности в разных общественных сферах;
    • работы по профессиональному управлению разного рода ресурсами.

    Муниципальная должность не может быть получена просто так. Более того, не так просто на этой должности удержаться. Необходимо постоянно совершенствоваться и усиленно работать. В частности, муниципальный служащий обязан:

    • постоянно осваивать технологии управления;
    • уметь грамотно сотрудничать с разными государственными и негосударственными органами;
    • подтверждать или повышать уровень своей квалификации.

    Классификация муниципальных должностей

    Названное выше положение закрепляет в муниципальной службе определенную градацию должностей.

    Что это за система, чем отличается эта квалификация? Об этом и будет рассказано далее.

    В основу муниципальной службы положен очень важный принцип: служащий в рассматриваемой сфере замещает муниципальные должности, не являющиеся выборными. При этом все имеющиеся должности подразделяются на те, которые:

    • замещаются путем оформления трудового договора;
    • замещаются путем принятия решения выборным органом местного самоуправления в отношении служащих, избранных в данный орган выборным путем;
    • замещаются путем муниципальных выборов.

    Стоит рассказать и об иной квалификации. Так, все муниципальные должности делятся на:

    • младшие;
    • старшие;
    • ведущие;
    • главные;
    • высшие.

    Что запрещено муниципальному служащему?

    Муниципальная должность всегда считалась невероятно сложной, трудной, а потому и очень ответственной. Поэтому существует ряд запретов для людей, которые трудятся в рассматриваемой сфере. Что это за запреты?

    Муниципальному служащему запрещено:

    • вести любую форму предпринимательской деятельности;
    • действовать от имени третьих лиц в органах местного самоуправления;
    • принимать, будучи в служебном положении, различные подарки или вознаграждения от любых физических или юридических лиц;
    • использовать казенное имущество, производить с ним различные действия (за исключением случаев, связанных с исполнением служебных обязанностей);
    • разглашать посторонним лицам служебные тайны, ценные рабочие сведения и т. д.;
    • допускать в отношении рабочего места публичные оценки, высказывания, суждения и т. д.

    Из вышеперечисленных пунктов становится ясно, что муниципальный служащий должен быть честным, трудолюбивым и очень спокойным человеком. Именно поэтому далеко не каждый сможет трудиться в рассматриваемой сфере.

    Обязанности муниципального служащего

    Все они прописаны в специальном трудовом положении. Вот лишь некоторые, самые основные обязанности представителей рассматриваемой сферы:

    • добросовестное и качественное исполнение всех необходимых функций;
    • обеспечение абсолютно беспристрастного и равного отношения к любым физическим или юридическим лицам; бесконфликтность и уравновешенность в разного рода отношениях;
    • соблюдение не собственных личных интересов, а интересов организации;
    • проявление корректности и уважения в обращении с любыми лицами;
    • проявление уважения и толерантности к традициям, обычаям и культурным элементам народов России;
    • недопущение конфликтных ситуаций, обязательное принятие мер по их устранению.

    Должности муниципальных служащих бывают самыми различными. Каждый представитель рассматриваемой сферы наделен рядом индивидуальных функций. Однако все обязанности, представленные выше, распространяются абсолютно на всех лиц, задействованных в сфере муниципального управления.

    О правах муниципального служащего

    Любое работающее лицо имеет ряд профессиональных прав. Не исключением являются и лица, трудящиеся в муниципальных органах.

    Какими именно правами обладают люди, занимающие муниципальные государственные должности? Специальное положение, о котором речь шла выше, прописывает, что рассматриваемые лица имеют право:

    • знакомиться с любыми видами документации, так или иначе регулирующими работу, права и ответственность рассматриваемых служащих;
    • на своевременную, соответствующую всем нормам оплату труда;
    • на обеспечение комфортных условий труда (согласно Трудовому законодательству и иным нормативно-правовым актам);
    • на полный оплачиваемый отдых;
    • на получение всей необходимой информации, документации или других элементов, необходимых для качественного осуществления трудовой деятельности;
    • на повышение рабочей квалификации;
    • на создание профсоюзов;
    • на социальные гарантии.

    Таким образом, права муниципальных служащих практически ничем не отличаются от прав обычных рабочих. По сути, представители рассматриваемой сферы и есть самые обыкновенные рабочие лица, трудящиеся на благо общества. Они наделены таким же спектром прав, как и все остальные работающие граждане.

    Об ответственности муниципального служащего

    Права муниципальных служащих мало чем отличаются от прав обычных трудящихся лиц. А что можно сказать об ответственности? В этом случае все куда сложнее и даже интереснее. Ведь представители рассматриваемой сферы несут куда большую ответственность за все свои действия.

    Зависит здесь все и от уровня квалификации и возложенных на человека полномочий. Немаловажную роль играет и стаж. В целом любые должности муниципального образования не так уж и просто занять, а тем более удержать. На простого служащего оказывает давление как простой народ, так и начальство. Работа в самоуправления является невероятно сложной и ответственной.