Средневековая Европа. Кто такие трубадуры? Наиболее известные трубадуры

Слово «трубадур» с прованского языка переводится как «находить», «изобретать», ведь мелодии и песни – это своего рода находки и изобретения. В основном трубадуры – бродячие музыканты – исполняли свои собственные песни и только немногие, сложив песню, поручали их исполнение жонглеру.

Движение трубадуров зародилось в Провансе – юго-восточной «исторической» области Франции, но со временем стало распространяться и на севере Франции (там их позже стали именовать труверами), а кроме того – в Италии и Испании. История сохранила имена первых (условно) трубадуров – это такие мастера, как Гираут Рикьер, Госельм Феди, Гираут де Борнейль, Пейре Видаль.

Многие исследователи сходятся на том, что всё-таки самым-самым первым представителем в этом искусстве был герцог Аквитании Гийом IX по прозвищу «Трубадур». Благодаря аристократическому происхождению он получил превосходное для тех времен образование, и, не поверите, но уже в восемь лет он мог читать, писать и объясняться по-латыни.

По утверждениям современников первые стихи Гийома были написаны в 10 лет, и с тех пор муза сопутствовала будущему великому поэту и певцу. Не отличаясь большими успехами в военном деле, герцог обладал большими способностями к музицированию, любил танцы и лицедейство. Последняя страсть герцога привлекала к нему конфликты с церковью (говорим-то мы о средневековой эпохе).

Исследователи отмечают совершенство форм его стихов, и потому считается, что именно Гийом дал толчок дальнейшему развитию не только поэзии трубадуров, но и европейской поэзии в целом.

Любопытно, что окситанский (по-другому, провансальский) язык, на котором сочиняли свои творения трубадуры, в средневековую эпоху был единственным литературным языком во многих областях Италии и Испании.

Кто мог стать трубадуром?

Среди трубадуров было много хорошо образованных людей. В основном, трубадурами становились незнатные рыцари, которым покровительствовали сюзерены – крупные правители-феодалы. Известные сеньоры и дамы Прованса и Лангедока стремились покровительствовать талантливым артистам, которые в совершенстве владели искусством трубадуров. От придворных музыкантов в то время требовалось обладать такими умениями:

  • владеть игрой на каком-нибудь музыкальном инструменте;
  • экспромтом сочинять стихи для тех, кто выше по статусу;
  • быть в курсе последних новостей при дворе.

Другие известные трубадуры

Кроме упомянутого уже Гийома Аквинского европейское средневековье выдвинуло ещё ряд имён известных трубадуров:

  • Пейре Видаль – трубадур, поэзия которого полна чувственности и авантюризма, знаменитый импровизатор любовных канцон и политических сирвент (такие вот жанры трубадурского творчества).
  • Конон Бетюнский – французский трувер, принимавший участие в крестовых походах. Стихотворений его сохранилось всего несколько – в основном, это куртуазные канцоны, походные песни и сатиры.
  • Бертран де Вентадорн – сын обыкновенного слуги, ставший знаменитым поэтом свого времени (XII век), в своих стихах воспевал весну и любовь как величайшее благо.

Известные трубадуры – это не исключительно мужчины, в средневековье были и женщины-поэтессы – на данный момент известно 17 женщин-трубадуров. Имя первой среди них – графиня Беатриса де Диа.

Куртуазная тематика в искусстве трубадуров

В конце XI века зарождается так называемая куртуазная поэзия трубадуров – рыцарская поэзия, в которой культивируется любовное, но в тоже время учтивое отношение к даме. Она представляется в таких стихах как некий идеал, уподобляется образу Мадонны, в то же время речь идёт и о даме сердца, которую нужно воспевать и любить платонической любовью.

В роли такой дамы сердца чаще всего выступала замужняя женщина, причем, часто долгие воспевания прекрасной дамы были на самом деле прелюдией к близости, заключенной в определенные правила и рамки; долгие ухаживания в этом культурном контексте означали высокий статус ухажера.

Культ прекрасной дамы оказал значительное влияние на отношение к женщине, ведь до этого церковь преподносила женский пол лишь как рассадник греха и разврата. Также благодаря куртуазной культуре стали заключаться браки по любви.

Влияния искусства трубадуров на музыкальную культуру

Искусство трубадуров и в самом деле повлияло на дальнейшее развитие европейской культуры в целом и музыки в частности. Музыка, сочиняемая трубадурами, повлияла на развитие миннезанга – немецкой рыцарской лирики. Изначально миннезингеры просто перепевали композиции трубадуров, а немногим позже в Германии они сформировали отдельный вид музыкального творчества – миннезанг (это слово буквально переводится как «любовная песня»)

Следует знать о некоторых конкретных жанрах, которые сформировались именно в музыке трубадуров:

  • пастурель – это песенный жанр, содержание такой песни обычно неприхотливо: рыцарь беседует с простой пастушкой, причём, в отличие от куртуазных стихов, ни о каких высоких чувствах быть и речи не может, под видом заигрываний обсуждаются вопросы только «плотской любви».
  • альба – это песня, в которой опоэтизирована ситуация расставания влюбленных утром: им предстоит расстаться, возможно навсегда (рыцарь мог погибнуть в бою) с приходом рассвета.
  • канцона – любовная песня, обращённая к девушке, однако иногда пением канцоны просто выражали уважение к сюзерену, девушке или другу, в таких случаях канцона могла исполняться сразу несколькими рыцарями.

Трубадуры были блуждающими менестрелями с юга Франции, которые, как считается, сами сочиняли стихи и музыку к ним и сами же пели. Центральными в творчестве были идеалы придворной любви. Их темы также включали политические и моральные вопросы, жалобы, сатиры, литературные и социальные дебаты. Трубадуры часто использовали диалекты и так называемые фиксированные формы французской средневековой поэзии.

Этимология слова «трубадур» противоречива и отражает историческое происхождение не только слова, но и самих поэтов. Романисты утверждают, что корень слова «трубадур» можно найти либо в окситанском глаголе trobar («сочинять, изобретать»), либо в латинском tropare («говорить с тропами»). Сторонники другой теории указывают на арабское происхождение (от слова taraba - «петь»).

В отличие от исполнителей средневековой церковной музыки, имена многих светских менестрелей того времени известны. Их лирика была собрана, а истории из личной жизни - увековечены в мини-биографиях, известных как vidas («жизни»).

Трубадуры процветали в течение двенадцатого и тринадцатого столетий, до тех пор пока усилиями католической церкви, направленными на устранение катарского движения, с помощью Альбигойского крестового похода (1202-1229) не были разогнаны многих из них.

Дата, место рождения и происхождение

Существует несколько упомянутых в источниках вариаций имени менестреля: Bernart de Ventadorn, Bernard de Ventadour или Bernat del Ventadorn. Этот автор, создающий лирическую поэзию, также известен как Мастер-певец.


О биографии Бернарта де Вентадорна нам известно немногое. Родился в 1135 и умер в 1194 году. Согласно произведениям трубадура Uc de Saint Circ, Бернарт, возможно, был сыном пекаря в замке Вентадур (Вентадорн) в сегодняшнем Коррезе (Франция). Еще один источник - сатирическое стихотворение, написанное молодым современником Peire d"Alvernha в 1170 году, - указывает, что он мог быть сыном слуги, а его мать была пекарем:

Бернарт де Вентадорн на пядь

Борнейля ниже должен стать.

Слугою был его отец,

Чтоб лук охотничий таскать,

А в замке печь затопит мать -

Носить ей хворост и дровец.

Этот стих часто использовался как свидетельство скромного происхождения Бернарта, хотя так не должно быть. Стихотворение Пейре - это аналог колючек, направленных на других трубадуров, каждый стих обсуждает какого-либо певца, но не стоит принимать его за истину.

Из жизни поэта-барда

По данным, приведенным в раннем стихотворении Бернарта «Lo temps vai e ven e vire», он, скорее всего, научился искусству пения и письма у своего покровителя, виконта Эбла III из Вентадорна. Он утверждает, что стремится к стандартам «Школы Эблона». Свои первые стихи Бернарт де Вентадорн написал и посвятил жене своего покровителя Маргарите де Туренн.

Вынужденный покинуть Вентадур после того, как влюбился в Маргариту, автор отправился в Монлюкон и Тулузу. В конце концов, он последовал за Алиенорой Аквитанской в Англию и на суд Плантагенета, доказательства этого общения и путешествий происходят в основном в строках его стихов. Позже Бернар вернулся в Тулузу, где его нанял Раймон V, граф Тулузский; далее он поехал в Дордонь, где вел монашескую жизнь в местном монастыре. Скорее всего, он умер там же, в аббатстве Далон.

Песни Бернарта де Вентадорна

Типичным стилем песен его современников был кантон, и он усовершенствовал исполнение, позволяя возникать внезапным виражам в мелодии или истории. Де Вентадорн помог определить жанр и установить «классическую» форму придворной поэзии любви, подражать и воспроизводить которую будут последующие поколения трубадуров.

Бернарт был одним из первых, кто писал любовные песни на народном языке. Как и другие трубадуры, он всегда сам сочинял и музыку, и слова композиций.

Мелодий звонкие напевы

Переводчик сталкивается со многими проблемами, пытаясь воспроизвести песни через восемь столетий. Язык оригинала был окситанским, также известным как провансаль, и койне, который использовался в судах средневековой Южной Франции. Когда создаются переводы стихов, которые соответствуют существующей (занотированной) музыке, возникают две серьезные трудности.

Первая: определить, какая должна быть мелодия. Следы, оставленные музыкой Бернарта, действительно слабы. Мы мало знаем о ритмах, скорости звучания мелодии, правильности звуковоспроизведения, украшениях или инструментах того периода. Поэтому перевод с нот предполагает принятие иногда ничем не обоснованных решений о звучании.

Вторая: ограничение в виде музыки при выборе слов и длины строки часто заставляют переводчика не учитывать остроты и двусмысленности у автора. Эти два аспекта лирики Бернарта де Вентадорна вообще игнорируются большинством переводчиков как английского, так и русского вариантов. И наоборот, вербальный выигрыш, который можно было получить, проигнорировав музыку и превратив произведение в свободный стих, достигается за счет принципиального нарушения основного принципа лирической поэзии - она предназначена для пения.

Еще одна стратегия состоит в том, чтобы составить современную мелодию для переведенных текстов - и это влечет за собой еще один набор достижений и потерь в представлении средневековой чувственности для современной аудитории.

Описание творчества поэта

Бернарт является уникальным среди менестрелей двенадцатого века в плане количества произведений, которые сохранились. Из его сорока пяти стихотворений восемнадцать имеют неповрежденную музыку - необычное обстоятельство для произведений, переживших крестовый поход, который уничтожил многие источники. Его работа, вероятно, датируется периодом между 1147 и 1180 годами. Бернарту часто приписывают самое сильное влияние на развитие сообщества трубадуров Северной Франции: он был хорошо известен, его мелодии были широко распространены, а ранние композиторы подражали ему.


Менестрель смог изобразить свою женщину в качестве божественного посланника в один момент, а затем, внезапным поворотом, как Еву - причину первоначального греха человека. Эта дихотомия в его работе отображена изящно, остроумно и достаточно продуманно.

Следы в истории

Влияние Бернарта также распространилось на латинскую литературу. В 1215 году болонский профессор Бонкомпаньо написал в своей античной риторике: «Как же известно имя трубадура Бернарта де Вентадорна, и как великолепно он пишет песни (canso) и создает нежные мелодии, это признает весь Прованс».


В последнем фрагменте (Canto CXX) его эпической поэмы «Кантос» американский экспатриант-поэт Эзра Паунд, который был увлечен трубадурами Прованса и Южной Франции, дважды цитирует произведение Бернарта "Can vei la lauzeta mover".

На экране Бернарт был изображен актером Полом Блейком в телесериале BBC TV "The Devil"s Crown" (1978).

Can vei la lauzeta mover

Эта песня – одна из наиболее популярных работ в окситанской литературе. Одно из лучших произведений Бернарта, известное даже Данте, который перефразировал ее начало для своего Рая.

С окситанского переводится как «Когда я вижу жаворонка». Центральной темой этого стихотворения стало падение: жаворонок падает, потому что солнце ослепило ему глаза. Эта тема повторяется дважды в произведении.

Во время падения снова и снова современные слушатели слышат, как спуск птицы отражается в нисходящем движении мелодии. Музыкальная эстетика далека от музыки девятнадцатого века. Мелодичность поднимается и падает, что еще точнее и лучше отражает музыку средневековой обители. Говоря проще, пение состоит из формулы восходящей интонации и декламации.

Новое, созданное на основе старого

Адаптация нового текста, созданного на основе уже известной мелодии, - повседневная практика в средневековой музыке. Ярким примером служит песня "Canveilalauzetamover", ее мелодию заимствовали для семи других текстов. Некоторые из творений, включая самое известное "Quan vei l"aloete", показывают мелодическое влияние григорианского песнопения.

Известность "Quan vei l"aloete" - это то, что привело к сильному изменению песни и искажениям большим, чем могло бы нанести время. Но эти вариации, которые современные ученые могут определить, подсказывают, как бы звучал первоисточник. Мы знаем, что оригинал был написан на окситанском, а также была версия на старофранцузском языке. Другое поколение слушало песню с этой мелодией, но уже с другим текстом - "Plaine d’ire et de desconfort".


Первоначальный мелодичный стиль был использован для начала «Господи помилуй» (Kyrie, Vatican IX Mass Cum Jubilo). Позже Philippe le Chancelier написал на нее слова на латыни, и название сменилось на "Quisquis cordis et oculi". Текст был изменен, чтобы показать известный спор между тем, что мы чувствуем, и тем, что видим. Эту латинскую версию исполняли в монастырях по всей Европе.

Был также французский перевод латинского текста "Li cuers se vait de l"uiel" и церковная версия в «Тайне Святой Агнесс».

Marcel Brunery (1893-1982). The Troubadour

Родина трубадуров

Издавна всё, что связано с историей и культурой юга Франции, в русской научной литературе традиционно именуется «провансальским», в том числе язык, на котором говорили трубадуры, сама лирика трубадуров.

Однако Прованс - всего лишь одна из провинций Южной Франции, поэтому во Франции стали использовать определение «окситанский». Термин был впервые употреблен в XIV веке в составленных на латыни документах Парижской канцелярии. В них язык населения южных провинций, именовался «окситанский язык», а за землями юга Франции закрепилось название «Окситания», то есть край, где говорят на «языке ок». С течением времени разница между северофранцузским и южнофранцузским говорами увеличивалась все более и более. По различному произношению на севере и юге Франции утвердительной частицы оба эти говора стали называться своими собственными именами. На севере Франции, отвечая на вопрос утвердительно, говорили oi"l («ойль»), из чего вышла французская частица oui. Поэтому и язык северной Франции назывался langue d"oi"l («язык ойль»). В южной Франции вместо oi"l говорили ос («ок»), и потому провансальское наречие, господствовавшее в ней, стало называться langue d"oc («язык ок»).

Земли Окситании простирались между Атлантическим океаном и Средиземным морем, между Пиренеями, Центральным массивом и Альпами; её южные границы проходили по Пиренейским горам, затем следовали вдоль средиземноморского побережья и далее, совпадая с границами графства Прованского, соседствовали с Итальянским королевством. С запада на восток окситанский рубеж, вобрав в себя провинции Сентонж и Пуату, обходил аббатство Гранмон, захватывал Марш, затем Клермон-Ферран и Овернь, пересекал Рону между Романом и Валансом, обнимал Дофинэ, а потом сливался с границей, отделявшей графство Прованское от Ломбардии.

Под названием трубадуров (от провансальского trobar — «находить», «изобретать», отсюда «создавать поэтические и музыкальные произведения», «слагать песни») подразумевают тех поэтов XII и XIII столетий, которые слагали свои песни на провансальском наречии. Обычно трубадуры были и певцами-исполнителями своих произведений, и только некоторые из них ограничивались составлением лишь поэтического текста и музыкальной мелодии, поручая исполнение их жонглеру. Трубадур мог иметь у себя одного или нескольких жонглеров, в зависимости от средств. Поэтическая деятельность трубадуров противопоставлялась народному творчеству и называлась самими трубадурами «искусством находить, изобретать» (art de trobar), то есть творческим искусством. При этом имелось в виду исключительно искусство слагать стихи, петь рифмованной речью. Словом trobar называлось и само стихотворение в смысле изобретения или выдумки отдельного лица. Что касается столь распространенного слова трубадур, то оно вошло в оборот очень быстро. Впервые его употребил Рамбаут Оранский (Raimbaut d"Orange), умерший в 1173 году, но вскоре оно встречается и у Бертрана де Борна.

Раймбаут Оранский или д"Ауренга (ок. 1140/1145 — 1173) — трубадур, сеньор Ауренги и Кортенсона. Один из самых могущественных сеньоров Прованса.

Трубадуры были профессиональными писателями и сочиняли свои произведения в процессе упорного литературного труда. Провансальские биографии трубадуров постоянно подчеркивают их ученость. Многие трубадуры воспитывались в монастырях - центрах средневековой культуры. В основе их образования лежало близкое знакомство с латинским языком, включавшее в себя знание не только Священного писания и христианских агиографий, но и наследия классических авторов, в том числе Овидия и Вергилия. Другим важнейшим элементом было знание средневековой литературы, прежде всего провансальской и французской, - в их песнях можно найти немало реминисценций из рыцарских романов. Трубадуры были истинными художниками. Их произведения не утратили своей красоты до сих пор, а современные поэты пользуются изобретением трубадуров: куплетом (cobia - соединение нескольких строк в одно целое) и рифмой (rima).

«Самое развитие языка трубадуров, за короткое время достигшего высокого уровня артистизма, происходит за счет исключительных литературных факторов и объясняется высоким престижем поэзии трубадуров с их постоянно совершенствующимся мастерством. Литературная жизнь трубадуров определяется, с одной стороны, их взаимодействием с аудиторией, с другой - их высоким профессионализмом и поэтическим самосознанием, проявляющимся в стремлении к совершенству форму, их литературной культурой, допускающей свободное пользование аллюзиями и реминисценциями из других авторов, понятными аудитории, и такими приемами, как подражание, пародия и сатира… Все эти черты являются одним из аспектов «эстетики установленного», всецело определяющей сознание средневекового автора. В сфере поэтической игры трубадур, отталкиваясь от предшествующей традиции, но не выходя за её пределы, варьируя различные элементы этой традиции, добивается их нового звучания» . (М. Б. Мейлах)

Трубадуром мог стать любой талантливый поэт, поскольку ограничений по сословной принадлежности как таковых не существовало. Поэтическое творчество - сочинение песен - было почетнейшим занятием, возвышавшим, при всей строгости феодальной иерархии, любого поэта до уровня аристократии, с которой он ассимилировался. И, хотя «первым трубадуром» считается Гильем IX, герцог Аквитанский и VII граф де Пуатье (1071-1126), знатный и могущественный сеньор, впоследствии среди трубадуров приобрели известность и небогатые рыцари (например, Гильем де Кабестань, Раймон де Мираваль), и монахи (Пейре д’Альвернья, Пейре Карденаль), и представители третьего сословия (Фолькет де Марселья, Пейре Видаль), и люди темного происхождения (Маркабрюн). В числе трубадуров были и женщины, такие, как Беатриса де Диа и Мария де Вентадорн, не уступавшие мужчинам в мастерстве стихосложения.

Гильом IX Трубадур(22 октября 1071— 10 февраля 1126 ) — граф Пуатье (Гильом VII) и герцог Аквитании , прадед Ричарда I Львиное Сердце , «первый трубадур» Прованса . Иногда его называют Франсуа Вийоном XII в.

Беатриса (Беатрис) де Диа - графиня конца XII в., известная женщина-трубадур. Национальная библиотека Франции. XIII в.

Всего известно о более чем четырехстах трубадурах. О жизни некоторых из них повествуют биографии, составленные в XIII веке в духе кратких средневековых хроник. К сожалению, большинство фактов, почерпнутых из этих источников, нельзя считать истинными: биографии содержат немалую долю вымысла, превращающего жизнеописание трубадура в легенду.

Жанры лирики трубадуров

По своему происхождению провансальская лирика, возникшая в конце XI веке, связана с народным песенным творчеством. Некоторые жанры поэзии трубадуров наглядно демонстрируют эту фольклорную традицию. Так, баллада (провансальское balada — «плясовая», плясовая песня, обычно сопровождаемая припевом) хранит в себе многие черты (и в словесном тексте, и в музыке), подтверждающие ее связь с народными хороводными песнями; в одной балладе прямо упоминается «апрельская королева», традиционный персонаж народных весенних обрядов.

Другой жанр, альба , изображающая расставание влюбленных после тайного свидания при наступлении дня (провансальское alba — «утренняя заря»), связан со свадебным фольклором и свадебными народными обрядами. Для самого распространенного жанра поэзии трубадуров кансоны , любовной песни (провансальское cansos, chansos — «песня»), характерны так называемые «весенние запевы», состоящие в том, что поэт начинает свою песню с описания весны, птичьего щебета, расцветающих цветов и распускающейся зелени, — эти традиционные запевы, как установлено, тесно связаны с народной лирикой. Однако, возникнув на почве народной песни и народного поэтического языка, заимствуя и в дальнейшем некоторые свои мотивы из фольклорных источников, провансальская поэзия выступает — впервые в истории новоевропейских литератур — как поэзия индивидуальная , как лирика осознающей себя личности .

CHARLES HEATH WILSON (1809-1882) The Troubadour and His Lady, 1878

Древнейшая и самая простая лирическая композиция называлась у трубадуров словом vers (латинское versus - «стих»). Тем же словом трубадуры называли и произведения народной поэзии. Как в произведениях народной поэзии, как в церковных латинских гимнах древней формации, так и в элементарных стихотворениях трубадуров, в их vers, обыкновенно повторялась одна и та же рифма (провансальское rima, rim), а именно - мужская, то есть односложная. Вскоре трубадуры отказались от этой формы и стали писать кансоны . Кансона (или канцона) - песня, ограниченная в своей тематике любовными или религиозными темами и отличающаяся изысканным и сложным строением строфы, соединяющей часто стихи различной длины. По форме кансона является более совершенной сравнительно со своей предшественницей.

А. А. Леслер. Трубадуры

Третьим распространенным видом была сирвента (провансальское sirventesc, sirventesca - «служебная песня») - строфическая песня, разрабатывающая темы политические или общественные, а также часто содержащая личные выпады поэта против его врагов. Сирвента резко отличается от кансоны, так как в ней воспеваются война, мщение, ненависть, а не любовь. Само название «сирвента» происходит от латинского слова servire, что значит служить. Сирвентами назывались такие песни или стихотворения, которые писались придворным поэтом, состоящим на службе у своего сеньора. Это были служебные стихотворения. Нередко сирвента посылался врагу вместо вызова на войну. Если другой поэт желал ответить на сирвенту, то был обязан сохранить в своем ответе ту же форму, воспроизвести те же рифмы. Самым известным слагателем сирвент был Бертран де Борн.

Бертра́н де Борн (около 1140—1215) — трубадур, один из крупнейших поэтов средневекового Прованса, представитель средневековой провансальской литературы). Национальная библиотека Франции

Лирика трубадуров отличается большим разнообразием жанров. Кроме кансоны , сирвенты , баллады и альбы , рассмотренных выше, большим распространением пользовалась тенсона (от провансальского tensos — «спор» или joc partitz - «разделенная игра»), или иначе партимен (провансальское partimens — «раздел»), представляющая собой стихотворный диалог-диспут на художественные, психологические или философские темы.

Ferdinand Roybet. "Die Troubadours"

Распространен был и так называемый плач (planh), выражающий скорбь поэта по поводу смерти своего знатного покровителя или какого-нибудь близкого человека (один из ярких образцов — «Плач» Бертрана де Борна на смерть «Молодого Короля»). Популярен был и жанр пасторелы (pastorela или pastoreta) - лирической пьесы, изображающей встречу рыцаря с пастушкой и их спор, причем чаще всего пасторела представляет стихотворный диалог, которому предпослано небольшое введение, описывающее ситуацию встречи; в этом жанре большим мастером был Маркабрюн. Существовало и много других, второстепенных жанров, — например, эскондидж (провансальское escondig — «оправдание») - это песня, в которой поэт оправдывается перед своею дамой; дескорт (провансальское descort — «разногласие»), песня с беспорядочной композицией, передающей смятенное состояние поэта, и другие. Такое обилие поэтических жанров сопровождалось строгой регламентацией их тематики и словесной формы. Однако у трубадуров встречаются попытки преодолеть жанровые трафареты, создавать новые жанры или по-новому трактовать старые. Так, в противовес альбе создается серена (провансальское serena — «вечерняя песня»).

Поэтическое искусство

Важнейшей особенностью творчества трубадуров является тот факт, что их песни предназначались для музыкального исполнения - трубадур был не только поэтом, но и композитором, поэтому с мелодией тесно связана самая структура строфы. Поэтическая речь трубадуров отличалась богатством и изяществом художественной формы: она обнаруживает поразительное разнообразие метрического и строфического рисунка песни, какое не было достигнуто ни одной последующей литературной европейской школой - до пятисот строфических форм.

В биографиях трубадуров упоминаются состязания, имевшие место между поэтами (биография Арнаута Даниэля), о вопросах поэтического мастерства трубадуры рассуждают и в своих песнях. В достаточно известной тенсоне, написанной в диалогической форме и воспроизводящей спор между двумя поэтами — Гираутом (Гираутом де Борнейль) и Линьяуре (графом Рамбаутом д’Ауренга) о преимуществах общепонятного, «ясного» поэтического стиля (trobar clar) и стиля, непонятного для непосвященных, темного, «замкнутого» (trobar clus). Представителями первого были, в числе других, Бернард де Вентадорн, Бертран де Борн, Гираут де Борнель, Беатриса де Диа; представителями второго — «первый трубадур» Гильельм де Пейтьеу, Арнаут Даниэль, Маркабрюн и другие. Поэты, писавшие в «замкнутом» стиле, проявляли повышенный интерес к формальной стороне поэзии, достигая в этой области необычайной виртуозности (особенно отличался в этом отношении Арнаут Даниэль, мастерство которого высоко ценили Данте и Петрарка).

Арнаут Даниэль — провансальский трубадур; жил в конце XII века при дворе Ричарда I, короля английского, и при дворах южной Франции, годы творчества 1180—1195. Дворянин по рождению, получил образование, но «оставил науки ради пения». Иллюстрация из манускрипта XIII века

Для трубадуров степень оригинальности формы служила мерилом творческой одаренности поэта.«Стремление к оригинальности было одной из движущих сил стилистической эволюции поэзии трубадуров к «темной» и «изысканной» манере выражения… Упорядоченность, установленность и соответствие совершенной форме - таковы основные условия, предъявляемые к средневековому произведению искусства, в частности к куртуазной песне. Средневековое искусство традиционно по самой своей сути». (М. Б. Мейлах). Отсюда, из этой традиционности и заданности, постоянное употребление трубадурами в своей поэзии так называемых «поэтических формул».

Среди таких формул надо в первую очередь выделить разряд, куда входят особые единицы выражения, «слова-темы», ключевые слова, постепенно кристаллизующиеся в процессе поэтического употребления и переходящие в «слова-мифы». Это их свойство можно мотивировать средневековым «словесным символизмом», согласно которому для средневекового сознания чувственная реальность оправдана в той степени, в какой она обладает ценностью слова. Звучание таких слов создает известную «концептуальную реальность», в которой внутренняя жизнь трубадуров соприкасается с социально принятой идеальной моделью, строящейся на пересечении поэтических и внепоэтических, (интеллектуальных, духовных, исторических) связей. В их разряд входит, прежде всего, чрезвычайно сложный комплекс терминов, составляющих основное ядро куртуазной лексики, которые группируются вокруг понятий Fin-Amors и Cortezia с соответствующими признаками Mezura, Jovens, Joi, Solatz, Pretz, Valor и тому подобных. Эти формулы подвергаются в поэзии трубадуров бесконечной рекомбинации.

Таким образом, поэт делили все понятия на «куртуазные» и «некуртуазные», обладающими для него и его аудитории абсолютно противоположными качествами. Если куртуазия (термин, объединяющий все признаки куртуазного поведения, а также требования, предъявляемые к нему), для трубадура бесспорно обладает самыми положительными характеристиками (Любовь, Чувство меры, Юность, Радость, Щедрость и так далее), то «не-куртуазия» всячески порицается и наделяется комплексом качеств, зачастую прямо противоположных понятиям, связанным с куртуазией.

Cesare Auguste Detti - A musical interlude

Восточный певец любви

Система куртуазных ценностей трубадуров представляет собой самостоятельную, относительно замкнутую структуру. Fin-Amors, Любовь, обычно сопровождается тремя основными «словами-мифами»: «Мера» (Mezura), «Юность» (Jovens), «Радость» (Joi). «Мера» соизмеряет отношения между людьми и между чувствами, руководит куртуазным порядком в мире. «Юность» указывает на возрастной критерий и свидетельствует о наличии совокупности качеств и наклонностей, присущих определенной социальной группе. «Радость», понятие, которое трудно обозначить каким-либо одним конкретным словом, подразумевает душевное состояние, в котором влюбленный воображает, что желание уже свершилось; таким образом, происходит перевод страсти в высшие духовные и даже мистические сферы. Суть куртуазной любви состоит в подмене желания, в незавершенности завоевания; именно эта незавершенность становится основой лирической кансоны. «Радость» также означает высшую степень куртуазной любви и одновременно творческого состояния, порождающего стихи.

Куртуазные добродетели

Трубадуры были певцами любви, именно они создали культ женщины, Прекрасной Дамы, позднее трансформировавшийся и слившийся с культом Богоматери, который затем у них переняли другие европейские поэтические школы. Fin-Amors, куртуазная любовь, оказывает огромное влияние на формирование западной модели любовного переживания.

В окситанском языке дама именуется «донной» (domna), от латинского domina («госпожа»); название это вскоре сокращается до почетной частички Na, которую трубадуры в своих песнях ставят перед именем дамы, когда хотят оказать ей особое почтение. Имени феодального сеньора предшествует частица En, Ne или N’, производная от латинского dominus («господин»). Для трубадура Донна-сюзерен становится аналогом феодального сеньора-мужчины, которой он приносит присягу на верность, которой служит, прославляя её имя и которой позволяет всецело распоряжаться своей жизнью.

Dante Gabriel Rossetti. Sir Galahad

Fin-Amors мыслится как любовь куртуазная, то есть любовь утонченная, любовь как добродетель, достоинство, заслуга, любовь, объединяющая в себя все ключевые понятия языка трубадуров, при этом ни желание, ни чувство из понятийной системы не исключаются, однако реализация их переносится на более высокую ступень, в область духовного совершенства личности.

Трубадур поет, потому он влюблен, хотя ему не всегда обязательно отвечают взаимностью; однако для него в любви главное любить (даже когда поэт жалуется, что не любим), ибо от любви становится лучше и поэтическое мастерство, и сам человек. Ценность человека, который любит, в куртуазном мире возрастает.

Трубадур пишет стихи своей даме. «Сеньяль» (senhal), или псевдоним, позволяет скрыть настоящее имя возлюбленной, которой в любовных отношениях отводится роль феодального сеньора. Тайна, принадлежащая двоим, доверенная посланцу и известная соглядатаю, также является непременным условием куртуазной любви, равно как и тревога, ибо согласно правилам игры, установленным в куртуазном обществе, одним из участников куртуазной ситуации обязательно является «клеветник» (lauzengier), персонаж, всегда готовый навредить влюбленным и донести на них другому персонажу игры - «ревнивцу».

«Рыцарь-трубадур избирал себе даму, которая отличалась прежде всего молодостью и красотой, а также умом, прекрасными манерами и вообще любезным обращением с людьми. Он избирал ее себе как предмет рыцарской любви или служения. Один из трубадуров так изображает нам эту рыцарскую любовь: «В этой любви есть четыре степени: первая степень - любовь колеблющегося (feignaire), вторая - просящего, умоляющего (pregaire), третья - услышанного (entendeire) и последняя - друга (drutz). Тот, кто стремится к любви и часто ухаживает за своей дамой, но не осмеливается поведать ей свою муку, по справедливости может быть назван колеблющимся, боязливым. Но если дама оказывает ему столько чести и так ободряет его, что он осмеливается поведать ей о своей муке, такой человек вполне правильно может быть назван умоляющим. Если умоляющий своей речью и просьбами достигает того, что она удерживает его при себе, дает ему свои ленты, перчатки или пояс, он поднимается уже на степень услышанного. Наконец, если даме благоугодно выразить свое согласие на любовь поцелуем, она делает его своим другом». (К. А. Иванов)

Вклад трубадуров в мировую литературу

В XIV и XV веках начинается период упадка лирической поэзии трубадуров. «Прежде всего причина этого упадка заключается в том, что лирическая поэзия французского юга пережила все стадии своего развития в кругу, начертанном ею для своей деятельности. Ни у одного из исследователей мы не нашли указания на это обстоятельство, а, между тем, его важность очевидна сама собою… Лирическая поэзия трубадуров свершила все, что могла свершить. Ее песни были спеты, ее свечи догорели, ее жар остыл, ее кумиры разбиты... Она не создала себе новых, она не раздвинула своего волшебного круга. Живые родники, которыми питалась она, эта прекрасная дочь роскошного юга, иссякли.

Ей суждено было умереть, как всему живому, естественной смертью, но нашли одновременно с севера и юга грозовые тучи, которые ускорили эту смерть. Цветущее состояние южной Франции было разрушено войнами, которые велись против нее крестоносцами севера по воле папы Иннокентия III. Его воля была исполнена в точности. Двадцать лет продолжались опустошительные войны, двадцать лет цветущие земли южной Франции подвергались разорению. Умирающая поэзия юга стала в это время выразительницей злобного и мстительного чувства побежденных…» (К. А. Иванов)

Влияние творчества трубадуров на европейскую поэзию огромно. Именно трубадуры, начавшие писать свои произведения не на латинском языке, которым пользовались ученые и клирики, а на понятном их аудитории народном языке, положили начало новой лирике.

Винченцо Cabianca. Флорентийские трубадуры в 14-м веке, 1860

Особенно сильное влияние оказали трубадуры на формирование поэзии северофранцузских труверов. Влияние трубадуров ощущается в ранней английской поэзии, но больше - в поэзии немецких миннезингеров, с которыми они встречались при дворах Сицилии, Италии и Богемии. Всемирное влияние поэзии трубадуров осуществлялось, однако, прежде всего через её прямую наследницу - поэзию итальянского Возрождения. Знатоком и поклонником трубадуров был Данте, их высоко ценил Петрарка. Через лирику трубадуров была восприняла французской поэзией.

"Трубадур"

Говоря о «всемирном» влиянии провансальской поэзии, надо подчеркнуть, что трубадуры не только наметили основные направления европейской поэзии, не только задали для неё формы, по сей день обнаруживающие свою жизнеспособность, - они в большой мере определили самые модели любовного переживания, превращение которых в устойчивую традицию было обусловлено средневековой культурой. Воспринятые более поздней европейской литературой, эти модели, вырождаясь, проникали в самую толщу жизни и обычаев. Даже простые правила благовоспитанности, не говоря уже об усложненных формах этикета, а тем более о так называемом романтическом отношении к прекрасным представительницам слабого пола, пронизаны рефлексами куртуазного мироощущения, восходящего в конечном счете к трубадурам.

Эдмунд Блэр Лейтон. Долг зовет

Юлия Вострокнутова

краткое содержание других презентаций

«Средневековая европейская литература» - Литература города. Религиозная литература. Средневековая литература. Лирика. Пьер Абеляр. Европейская средневековая литература. В своем развитии она проходит два больших этапа. Время бескультурья. Рыцарский роман. Рыцарская литература.

«Литература в 14-16 веках» - Особенности развития русской культура в XIV-XVI веках. «Повесть о разорении Рязани Батыем». Развитие литературы XVI века. Просвещение, устное народное творчество,литература в XIV- XVI веках. Книгопечатание. Летописание. Просвещение. Исторические песни. Литература. Устное народное творчество. Подведение итогов.

«Средневековая лирика» - Жанры лирики трубадуров. Жонглёры. Наиболее известные трубадуры. Женщина. Выдающиеся ваганты. Имена. Монастыри. Труверы. Ваганты. Церковь. Наследие средневековой лирики. Безымянная альба. Средневековая лирика. Куртуазная любовь. Разновидности певцов. Немного о миннезингерах. Музыканты. Крестовая песня. Carmina Burana. Наиболее известные труверы. Политические события. Причины упадка. Характерный отрывок.

«Литература эпохи Средневековья» - «Песнь о Нибелунгах». Песнь о посте в любви. «Песнь о Роланде». «Всепьянейшая литургия», знаменитая анонимная пародия XIII в.. Литература зрелого Средневековья. Поэзия вагантов. Героические поэмы. Рыцарский роман. «Песнь о Сиде». Песнь о моём Сиде. «Беовульф», Х в. Небольшие рассказы шутливого содержания. Литература раннего Средневековья. Куртуазная литература. Литература Средневековья X - XV века.

«Литература 15 века» - Народное творчество. Издатели. Хождения. Былинный эпос. Просвещение. Проверь себя. Летописание. Фольклор. Летопись. Исторические повести. Жития. Литература. Исторические песни, сказания. Литература XIV – XVI вв. Первые печатные издания. Процессы преодоления культурной замкнутости. Интерес к всемирной истории. Раздробленность государства.

«Литература Средневековья» - Немецкий героический эпос. Эстетические идеалы Средневековья. Литература Средневековья. Античная литература. Французская поэзия трубадуров. Этапы общения с литературным текстом. Литература Средних веков. План урока. Словарь. Грузинская поэма.

Но появились они еще во время правления деда Алиеноры герцога Гильома IX Аквитанского, прозванного Гильомом Трубадуром. Языком (скорее — диалектом) поэтов-песенников по умолчанию являлся прованский, и далее, после распространения этого явления по всей Европе, трубадуры тоже чаще всего исполняли баллады на прованском (окситанском) языке.

Прекрасная Алиенора, еще и не будучи королевой, окружила себя изысканным двором. И трубадуры — несчастные воздыхатели без какой-либо определенности на взаимность — присутствовали обязательно рядом с этой темпераментной южанкой, богатой наследницей всей Аквитании, не скованной никаким надзором (Алиенора рано осиротела).

Прекрасные воздыхатели? Не обязательно это было именно так, но должно было так казаться. Все вместе: несчастные влюбленные и, якобы, равнодушные дамы составляли тот колорит с оттенком куртуазности раннего Средневековья.

Но трубадур — это прежде всего поэт. Поэт и композитор в одном лице. Он должен уметь играть на музыкальных инструментах и слагать стихи, как правило, с романтическим уклоном, желательно про несчастную любовь — да так, чтоб все дамы обрыдались. Петь балладу собственного сочинения, играть мелодию, написанную собственноручно и аккомпанировать самому себе на музыкальном инструменте — высшее мастерство. Исполняющий чужие произведения назывался жоглар, но он мог выступать и как автор в некоторых случаях.

Жоглар (жонглер) мог быть сам по себе, а мог служить трубадуру. Например, неизменным жогларом трубадура Арнаута де Марейля был Пистолета. Жоглар не только играл, пел и читал стихи, но еще мог разыгрывать небольшие представления и показывать фокусы.

Помимо жогларов, существовали и другие разновидности такого рода деятельности. Например, менестрели (кстати, менестрелями могли быть и женщины) — это те же поэты и композиторы, но они зарабатывали этим себе на жизнь.

А мастерство трубадура в классическом, провансальском понимании этого слова — это не способ заработка. Как служением прекрасной даме можно было зарабатывать? Были еще миннезингеры — немецкие средневековые рыцари, сочиняющие лирические произведения. Течение миннезингеров сформировалось под влиянием все тех же провансальских трубадуров. На Пиренейском полуострове трубадуров называли сегрелами.

Недостатков в публике у трубадуров не было. Вздыхать и переживать за несуществующих героев было в те времена довольно распространенное занятие, ведь знатные дамы просто маялись от безделья и все мечтали о любви и о мужчинах. В те времена нельзя было просто взять и завести роман в открытую — правила не позволяли. Такую женщину никто не возьмет замуж, а без мужа остаться — нет худшего позора. Однако, романтики хочется…

Некоторым это служило прикрытием: мол, все знают, что между трубадуром и его дамой только платонические отношения, чего тут копать? А на самом деле, в некоторых случаях, отношения были не так уж невинны. Поэтому, сообщество трубадуров поддерживали, в его ряды периодически вливались свежие силы. Но не все так просто: трубадуром мало называться, надо еще кое-что уметь.

Образование трубадура зависело от его социального статуса: среди них часто встречались высокородные сеньоры, ведь им была доступна учеба, к которой, впрочем, тяготели далеко не все представители знати. Кроме того, необходимость петь, играть, сочинять отнимала много времени, которым простолюдины не располагали — они, в большинстве своем, работали.

Но все же, бывало, что «профессия трубадур» оказывалась для человека настоящим призванием. Можно провести параллель с сегодняшними известными бардами, композиторами и поэтами. Не мог человек бросить это занятие, очень хорошо получалось у него слагать поэмы. А главное, он испытывал непреодолимую тягу к подобной деятельности. Трубадур Арнаут де Марейль был рода не знатного, однако, благодаря своим талантам, выбился из низов. Сохранилось двадцать девять его любовных кансонов.

А знаменитый воин-трубадур Бертран де Борн, прованский рыцарь, воспевал больше войну, победы, подвиги, чем любовь и служение даме. Да, были и такие, воинственно настроенные трубадуры. До наших дней дошло около 50-ти его песен. Этот человек всю жизнь участвовал в различных военных конфликтах, но успевал сочинять свои тенсоны и кансоны. Но Бертрану не надо было думать о крыше над головой и т. п. мелочах. Он воевал и сочинял. Сочинял и воевал. Успел несколько раз жениться и растил четырех детей. А последние двадцать лет провел в монастыре. Получается, что для некоторых людей трубадур — настоящее призвание. Именно в смысле творить.

Поэтому среди трубадуров все-таки преобладали феодалы. Трубадур должен был на что-то жить, прилично одеваться, иметь музыкальные инструменты, бумагу, содержать прислугу и мало ли что еще. Беднякам все это было недоступно. Но часто простолюдины сочиняли баллады, а сеньоры выдавали их творения за свои, в лучшем случае взамен давая мелкую монету.

Трубадурами были даже церковники. Некоторым епископам и монахам не чужда была романтика. Все сферы жизни того времени буквально окурены идеями крестовых походов, всеобщим благочестием и восторгами от святых чудес. И исполняющие чужие произведения (то есть жоглары, как говорилось выше) на тему жития святых были очень уважаемы церковью. А уж если сами все сочиняли, то такие монахи-поэты были на особом счету и от обычных жогларов по положению отличались.

Поначалу, с XII века, трубадур обязан был около двух лет учиться риторике, умению слагать стихи и играть на музыкальных инструментах. Остальное — дело воображения. В эпоху Возрождения трубадуры уже должны были изучать так называемые семь искусств: грамматику, риторику, диалектику, геометрию, арифметику, астрономию и музыку.

Со временем предрассудки и социальное неравенство в рядах трубадуров немного стерлись, и им мог стать и торговец, и ремесленник, и бедный бродячий монах. Но самыми известными трубадурами все-таки оставались люди богатые и знатные.