Понятие и признаки отсутствующего должника. Курс: Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) отдельных категорий должников – юридических лиц и граждан Что значит понятие отсутствующий должник

Страница 15 из 15


Банкротство отсутствующего должника

В случаях, если гражданин-должник или руководитель должника - юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствует или установить место их нахождения не представляется возможным, в соответствии с нормами § 2 главы XI Закона о банкротстве в отношении указанных отсутствующих должниковприменяется упрощенная процедура банкротства.

Отсутствующий должник - гражданин - физическое лицо, фактически прекратившее свою предпринимательскую деятельность, отсутствующее по месту жительства или месту пребывания, и установить местонахождение которого не представляется возможным.

Отсутствующий должник - юридическое лицо – организация, фактически прекратившая свою деятельность, и руководитель которой отсутствует по месту жительства или месту пребывания, и установить местонахождение которого не представляется возможным.

В соответствие с п. 1 ст. 227 Закона о банкротстве заявление о признаний отсутствующего должника банкротом может быть подано в арбитражный суд кредитором либо уполномоченным органом (например, налоговой инспекцией). Указанное заявление принимается арбитражным судом независимо от размера кредиторской задолженности.

Правило, допускающее подачу уполномоченным органом заявления о признании отсутствующего должника банкротом только при наличии достаточных финансовых средств, что должно подтверждаться, например, строками соответствующих бюджетов, является новеллой законодательства о несостоятельности. Кредитор может подать заявление о банкротстве и в тех случаях, когда у должника не хватает средств на финансирование процедур банкротства.

Согласно п. 2 ст. 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются коллегиальным составом судей, если иное не предусмотрено федеральным законом, регулирующим вопросы несостоятельности (банкротства). В ст. 228 Закона о банкротстве устанавливается новое пра вило рассмотрения дел о банкротстве отсутствующего должника в арбитражном суде. Дела о банкротстве отсутствующих должников в соответствии с п. 4 ст. 228 Закона о банкротстве рассматриваются судьей арбитражного суда единолично.В соответствии с п. 1 ст. 228 Закона о банкротстве арбитражный суд в течение месяца с даты принятия к производству заявления о признании отсутствующего должника банкротом принимает решение о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного производства. (По общему правилу закрепленному в ст. 51 Закона о банкротстве дело о банкротстве должно быть рассмотрено в заседании арбитражного суда в срок, не превышающий семи месяцев с даты поступления в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом).

При вынесении решения о признании должника банкротом арбитражный суд назначает конкурсного управляющего (при этом вполне могут возникнуть проблемы, связанные с оплатой его деятельности, если средства у должника отсутствуют).

Существенная особенность банкротства отсутствующего должника – неприменение на основании п. 1 ст. 228 Закона о банкротстве к отсутствующему должнику реабилитационных процедур наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления.

В соответствии с п. 61 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2004 г. № 29 в случаях установления в судебном заседании по проверке обоснованности требований конкурсного кредитора к должнику признаков отсутствующего должника арбитражным судом по письменному ходатайству конкурсного кредитора или с его письменного согласия применяется процедура банкротства отсутствующего должника в порядке, предусмотренном § 2 главы XI Закона о банкротстве. При наличии такого ходатайства или согласия конкурсного кредитора судья назначает заседание по рассмотрению вопроса о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного производства (ст. 228 Закона о банкротстве). В отсутствие ходатайства конкурсного кредитора или его согласия судья выносит определение об отказе во введении наблюдения и о прекращении производства по делу применительно к п. 3 ст. 48 Закона о банкротстве. Если признаки отсутствующего должника выявляются в деле о банкротстве, возбужденном по заявлению уполномоченного органа, то при отсутствии доказательств наличия финансирования (п. 2 ст. 227 Закона о банкротстве) производство по делу подлежит прекращению.

Конкурсный управляющий в рамках выполнения своих обязанностей осуществляет опубликование сведений о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного производства, а также письменно уведомляет о банкротстве всех известных ему кредиторов отсутствующего должника.

Статья 228 Закона о банкротстве не устанавливает последствия опоздания кредитора с заявлением требований, вследствие чего, очевидно, надлежит применять общие положения Закона о банкротстве.

Кредиторы отсутствующего должника в месячный срок со дня получения уведомления вправе предъявить свои требования конкурсному управляющему.

Удовлетворение требований кредиторов осуществляется в порядке очередности, предусмотренной ст. 134 Закона о банкротстве, при этом покрытие судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения конкурсному управляющему осуществляется вне очереди.

Как отмечалось выше, § 2 главы XI Закона о банкротстве применяется к двум категориям должников .

1. Собственно отсутствующим должникам (о них говорилось выше).

2. Не являющимися отсутствующими должниками в смысле п. 1 ст. 227 Закона о банкротстве но, во-первых, имеющих слишком мало имущества (настолько, что оно не позволяет покрыть судебные расходы); во-вторых, прекративших деятельность (как предпринимательскую, так и иную). О прекращении деятельности мы будем делать вывод, исходя из любых признаков, в частности, из того, что в течение последних 12 месяцев до даты подачи заявления о банкротстве не проводились операции по банковским счетам должника.

Статья 230 Закона о банкротстве устанавливает случаи применения положений о банкротстве отсутствующего должника, содержащихся в ст.ст. 227-229 Закона о банкротстве.

Указанные положения применяются к юридическим лицам, не подпадающим под критерии отсутствующего должника, но в отношении которых существуют подтвержденные документально данные, свидетельствующие о следующем:

Объем имущества должника - юридического лица заведомо не позволяет покрывать судебные расходы по делу о банкротстве;

Отсутствуют операции по банковским счетам должника в течение последних 12 месяцев;

Существуют иные признаки, свидетельствующие об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника.

Сам должник, как следует из п. 1 ст. 227 Закона о банкротстве, подать заявление о своем банкротстве не может ; уполномоченные органы имеют такую возможность только при наличии у должника средств, достаточных для финансирования процедур банкротства (п. 2 ст. 227 Закона о банкротстве). Кредиторы, очевидно, не имеют никакой заинтересованности в заявлении о признании банкротом должника, у которого отсутствуют значительные (либо даже минимальные) средства.

Такое регулирование приводит к невозможности осуществления ликвидации отсутствующих должников (обычная ликвидация невозможна, т.к. у них не хватает средств для полного удовлетворения кредиторов, а заявлять о банкротстве при отсутствии у кредиторов такого желания будет некому). Можно с большой степенью уверенности предположить, что среди множества нормально функционирующих хозяйствующих субъектов будут существовать юридические лица, не осуществляющие какой-либо деятельности, но и не ликвидированные (при этом у данных субъектов будут все реквизиты и регистрация в качестве юридического лица, что может быть использовано для различных злоупотреблений).

Во избежание указанной ситуации Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 67 постановления от 15 декабря 2004 г. № 29 установил, что в силу ст. 230 Закона о банкротстве при наличии признаков, указанных в данной статье, по заявлению уполномоченного органа может быть принято решение о признании отсутствующего должника банкротом и в отсутствие у такого должника задолженности перед кредиторами или по обязательным платежам.



Индекс материала
Курс: Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) отдельных категорий должников – юридических лиц и граждан
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Отсутствующие должники, как и ликвидируемые должники - еще одна категория должников, в отношении которых процедуры банкротства применяются в упрощенном порядке. Отсутствующими должниками в отличие от ликвидируемых могут быть как юридические, так и физические лица.

К отсутствующим должникам законодатель относит юридических лиц, которые фактически прекратили свою деятельность, не находятся по адресу, указанному в учредительных документах, и установить их местонахождение не представляется возможным.

Под отсутствующим должником-гражданином понимается физическое лица, которое прекратило заниматься предпринимательской деятельностью, отсутствует по месту жительства и местонахождение его неизвестно.

Помимо этого положения, касающиеся упрощенных процедур банкротства, применяются в том случае, когда имущество должника - юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы по делу о банкротстве или когда в течение последних 12 месяцев не проводились операции по счетам должника, а также при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника (ст. 230 Закона о банкротстве 2002 г.).

Упрощенный порядок рассмотрения дел о банкротстве таких должников определяется особенностями их статуса.

Статья 227 Закона о банкротстве устанавливает признаки, при наличии которых должник признается отсутствующим:

· Фактическое прекращение деятельности;

· Отсутствует и невозможно установить местонахождение должника - физического лица либо руководителя должника - юридического лица.

При этом следует обратить внимание, что Закон говорит об отсутствии руководителя юридического лица. В литературе иногда встречаются мнения, в соответствии с которыми юридическое лицо может быть признано отсутствующим должником, если невозможно установить его местонахождение, или место функционирования его органов, т.е. отсутствует само юридическое лицо. Данное мнение представляется чрезмерно расширительным толкованием Закона о банкротстве, который связывает «отсутствие» должника только с неизвестностью местонахождения его руководителя, а не органов управления .

В течение какого времени должны отсутствовать указанные лица, чтобы к должнику можно было применить правила пр. 2 гл. 11 Закона о банкротстве? Ст. 42 ГК РФ, которая определяет правила признания гражданина безвестно отсутствующим - к данным отношениям не применяется. В соответствии с гражданским законодательством факт отсутствия, устанавливается на основании решения суда, которое выносится при отсутствии более года в месте жительства гражданина любой информации о нем. Закон о банкротстве именно для целей конкурсного права устанавливает иные правила.

Для целей конкурсного права должник может быть признан отсутствующим только на основании того, что он (физическое лицо либо руководитель юридического лица) находится в неизвестном месте.

При этом время отсутствия юридического лица значения не имеет, главное - наличие у заинтересованных лиц доказательств того, что они безрезультатно пытались связаться с должником.

Заинтересованными лицами в данном случае будут субъекты, имеющие право инициировать конкурсный процесс. К ним относятся кредиторы и уполномоченные органы. Подавая заявление о банкротстве, указанные лица обязаны приложить к нему документы, подтверждающие наличие обстоятельств, позволяющих считать должника отсутствующим, в частности документы органов связи о невозможности вручить должнику корреспонденцию, справку налоговой инспекции о непредставлении отчетной документации налоговым органам, доказательства фактического прекращения должником своей деятельности. В случае непредставления таких документов арбитражный суд возвращает указанное заявление на основании ст. 44 Закона о банкротстве.

Выше были определены признаки, при наличии которых должник считается отсутствующим. Однако хочу обратить внимание, что помимо этих субъектов правила пр. 2 гл. 11 Закона могут также применяться и к другим, «присутствующим» должникам. Каким? Ст. 230 Закона отвечает на этот вопрос.

· если имущество должника - юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы по делу о банкротстве;

· по счетам в последние 12 месяцев перед подачей заявления не проводились банковские операции.

· имеются иные признаки, свидетельствующие об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника.

Доказательства, позволяющие применять нормы пр. 2 гл. 11 Закона к названным категориям должников, должны быть также приложены к заявлению о банкротстве. Следует уточнить, что в описанных ситуациях заявление о банкротстве может быть подано и самим должником.

Поскольку отсутствующий должник не осуществляет какую-либо деятельность, то вполне понятна направленность норм пр. 2 гл. 11 Закона на скорейшее признание его банкротом и ликвидацию юридических лиц.

В отношении физических лиц целью банкротства является прекращение предпринимательской или иной деятельности должника.

Ни наблюдение, ни финансовое оздоровление, ни внешнее управление в отношении отсутствующего должника невозможно .

Заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом независимо от размера кредиторской задолженности (ст. 227).

Общие положения Закона о банкротстве 2002 г. о праве кредитора на обращение в суд с заявлением о признании должника банкротом имеют определенное значение и в деле о банкротстве отсутствующего должника. Право кредитора на обращение в суд с заявлением о признании должника банкротом обусловлено наличием у него материально-правового притязания к должнику. Закон о банкротстве в качестве кредиторов должника для целей возбуждения дела о банкротстве рассматривает только кредиторов по денежным обязательствам и по обязательным платежам. При этом не всякий кредитор по денежному обязательству обладает правом на подачу заявления о признании должника банкротом. Таким правом обладают лица, признаваемые в соответствии с Законом о банкротстве 2002 г. конкурсными кредиторами.

К конкурсным кредиторам относятся кредиторы по денежным обязательствам, за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также учредителей (участников) должника - юридического лица по обязательствам, вытекающим из такого участия (ст. 2).

Таким образом, в рассматриваемом вопросе важно наличие денежного обязательства и характер правоотношения, из которого оно вытекает. Право кредитора на подачу заявления о признании должника банкротом обусловлено не только наличием денежного обязательства или требования по обязательным платежам. Денежное требование (требование по обязательным платежам) должно иметь соответствующий размер, состав и срок неисполнения его должником. Эти показатели определяют признаки банкротства должника в общих процедурах банкротства.

Таким образом, кредитор имеет право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом при наличии денежного обязательства (требования по обязательным платежам) и при наличии признаков банкротства должника. Это общее правило.

Правовое положение кредитора в гражданско-правовом обязательстве предполагает наличие у него требования к должнику. В деле о банкротстве отсутствующего должника оно может быть в размере меньшем, чем это предусмотрено ст. 5 Закона о банкротстве 2002 г. При отсутствии к должнику какого бы то ни было требования участник гражданского правоотношения не имеет субъективного права на обращение в суд (ст. 4 АПК РФ).

Поэтому в деле о банкротстве отсутствующего должника при разрешении спора по заявлению кредитора по гражданско-правовому обязательству важным является только наличие у него к должнику денежного требования. Состав денежного требования, период его неисполнения не имеют никакого значения при определении признаков банкротства отсутствующего должника.

Также представляется правильным, что кредиторы третьей очереди с требованием о взыскании неустойки или убытков имеют право обратиться в суд с заявлением о признании отсутствующего должника банкротом .

Наличие у кредитора денежного требования к должнику дает ему субъективное право на обращение в суд, однако размер и состав требования не определяют признаки банкротства отсутствующего должника. Эти показатели имеют значение при реализации права голоса на собрании кредиторов и при установлении очередности удовлетворения требования кредитора.

Имеет ли значение наличие задолженности по обязательным платежам при определении права на обращение в суд налогового или иного уполномоченного органа?

Как показывает судебно-арбитражная практика, суды не связывают возможность признания отсутствующего должника банкротом с наличием задолженности по обязательным платежам . Наличие задолженности по обязательным платежам не только не является признаком банкротства отсутствующего должника, но и не определяет правовой интерес уполномоченного органа на обращение в суд.

Такой позиции придерживается Президиум ВАС РФ, определяя круг доказательств, необходимых для установления признаков банкротства отсутствующего должника, к числу которых не относятся доказательства в подтверждение долга по обязательным платежам. Данный вывод следует из п. 10 приложения к вышеупомянутому информационному письму Президиума ВАС РФ от 13 января 2000 г. N 50.

На этом основании можно говорить о том, что право уполномоченного органа на обращение в суд с заявлением о признании отсутствующего должника банкротом никак не зависит от наличия у него материально-правового требования к должнику.

Прямой нормы права о ведении реестра кредиторов в деле о банкротстве отсутствующего должника нет. Вместе с тем положения о праве кредиторов заявлять свои требования конкурсному управляющему и возможность осуществления расчетов с ними в порядке очередности, предусмотренной ст. 134 Закона о банкротстве 2002 г., предполагают ведение реестра требований кредиторов и в указанной процедуре банкротства.

Поэтому после завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий обязан представить в арбитражный суд вместе с отчетом о результатах проведения конкурсного производства и реестр требований кредиторов .

На практике арбитражные управляющие не придают существенного значения реестру требований кредиторов по делам о банкротстве отсутствующего должника. Зачастую они не прикладывают к отчету о результатах проведения конкурсного производства реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований, объясняя это тем, что удовлетворение требований кредиторов не производилось ввиду отсутствия имущества должника.

С такой позицией арбитражных управляющих согласиться нельзя, поскольку в конкурсном производстве считаются погашенными требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, а также не признанные конкурсным управляющим, если кредитор не обращался в арбитражный суд либо такие требования признаны арбитражным судом необоснованными (п. 9 ст. 142).

При неудовлетворении требований кредиторов из-за отсутствия имущества должника особенность отражения в реестре размера погашенных требований будет заключаться в том, что размер погашенных требований будет соответствовать размеру установленных требований кредиторов.

О банкротстве отсутствующего должника конкурсный управляющий письменно уведомляет всех известных ему кредиторов, которые в месячный срок со дня получения уведомления могут предъявить свои требования конкурсному управляющему (п. 2 ст. 228). Общая норма, содержащаяся в п. 1 ст. 142 Закона о банкротстве 2002 г., предусматривает срок на предъявление кредиторами своего требования не меньше, чем два месяца с даты публикации сообщения о признании должника банкротом. То есть, в деле о банкротстве отсутствующего должника предусмотрен сокращенный срок на предъявление требований кредиторов, по истечении которого реестр требований кредиторов может быть закрыт.

Информированность кредиторов о ходе дела о банкротстве имеет большое значение для кредиторов при защите их прав и интересов. Спорным является вопрос о том, обязательна ли публикация информации о признании отсутствующего должника банкротом и открытие в его отношении конкурсного производства. На этот счет заслуживает внимание позиция А.В. Егорова, который считает публикацию сообщения необходимой, так как она дает известную гарантию кредиторам в том, что у них будет какое-то время для предъявления претензий, прежде чем произойдет окончательная ликвидация должника .

Эта позиция созвучна с разъяснениями ВАС РФ, содержащимися в п. 65 Постановления Пленума N 29 от 15 декабря 2004 г. , согласно которым специальными правилами о банкротстве отсутствующего должника не исключается необходимость опубликования сведений о признании отсутствующего должника банкротом.

Не менее важным является разъяснение ВАС РФ о том, что, поскольку специальный месячный срок на предъявление требований установлен в п. 2 ст. 228 Закона о банкротстве 2002 г. только для кредиторов, получивших уведомление конкурсного управляющего, требования кредиторов, не получивших указанное уведомление, могут быть заявлены в арбитражный суд вплоть до закрытия реестра требований кредиторов в срок, установленный абз. 3 п. 1 ст. 142 указанного Закона. Правило п. 4 ст. 142 рассматриваемого Закона распространяется на случаи пропуска любого из названных сроков. Требования таких кредиторов включаются в реестр на основании определения арбитражного суда.

При рассмотрении дел о банкротстве отсутствующего должника, как правило, как упоминалось выше, судом не вводится процедура наблюдения. Это связано, прежде всего, с тем, что в делах о банкротстве отсутствующего должника в большинстве случаев руководитель и иные органы управления должника отсутствуют и установить их местонахождение не представляется возможным. Имущества нет, или его заведомо недостаточно для покрытия судебных расходов. При таких обстоятельствах вводить процедуру наблюдения нецелесообразно. Она не достигнет основных целей: обеспечения сохранности имущества должника и ограничения полномочий руководителя и иных органов управления должника, а главным образом сохранности активов должника .

При наличии проверенных признаков отсутствующего должника суд применяет только одну процедуру банкротства - конкурсное производство.

Срок для принятия решения о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного производства составляет не семь месяцев, как это предусмотрено для общих процедур банкротства, а месяц с момента принятия арбитражным судом к производству заявления о признании отсутствующего должника банкротом (п. 1 ст. 228).

При решении вопроса об открытии конкурсного производства суд самостоятелен и не связан с мнением кредиторов, как это имеет место при выборе процедуры банкротства по окончании наблюдения (ст. 75).

При рассмотрении дел о банкротстве отсутствующего должника - гражданина (предпринимателя) у суда возникали вопросы по исполнению решения о признании должника банкротом: руководствоваться ли в этом вопросе ст. 209 Закона о банкротстве 2002 г. и направлять решение суда о признании должника банкротом и исполнительный лист судебному приставу-исполнителю для осуществления продажи имущества должника, или же эти функции должен выполнять конкурсный управляющий?

Вполне обоснованно в подобной ситуации следует придерживаться той точки зрения, что норма п. 2 ст. 228 рассматриваемого Закона о банкротстве, устанавливающая обязанности конкурсного управляющего, является специальной и по отношению к ст. 209, рассматривающей судебного пристава-исполнителя как лицо, осуществляющее исполнение решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом. Поэтому рассматриваемую упрощенную процедуру банкротства в отношении граждан должен проводить арбитражный управляющий.

В своей деятельности арбитражный управляющий ограничен волей кредиторов, подконтролен им и должен действовать добросовестно и разумно, с учетом интересов должника и его кредиторов. В делах о банкротстве отсутствующего должника у конкурсного управляющего может быть особое правовое положение.

Поскольку возбуждение дела о банкротстве отсутствующего должника не связано с наличием, размером и составом кредиторской задолженности, то при обращении в суд с заявлением уполномоченного органа при отсутствии долга по обязательным платежам нередко возникает ситуация, при которой конкурсный управляющий не выявит требований кредиторов по гражданско-правовым обязательствам.

В этом случае в деле о банкротстве отсутствующего должника нет кредиторов в материально-правовом значении. Уполномоченный орган в такой ситуации можно рассматривать в качестве кредитора только в процессуальном смысле .

В делах о банкротстве отсутствующего должника, где нет кредиторов с определенным размером требования, то есть с материально-правовым интересом, отсутствует цель конкурсного производства - соразмерное удовлетворение требований кредиторов.

В этом случае конкурсный управляющий по существу будет выполнять функции ликвидатора, что более свойственно делам о ликвидации.

Заслуживает внимания содержание нормы п. 2 ст. 228 Закона о банкротстве 2002 г. Помимо того, что указанная норма права предусматривает сокращенный срок на предъявление кредиторами своего требования, она, в отличие от п. 1 ст. 142 рассматриваемого Закона, не содержит отсылочных положений к нормам, определяющим порядок установления требований кредиторов.

Поскольку разногласия кредиторов и конкурсного управляющего по размеру и составу денежного требования неизбежны, суд при их рассмотрении должен руководствоваться общими нормами права, содержащимися в ст. 100 данного Закона.

Однако объективно отсутствующий должник может как не иметь, так и иметь какое-либо имущество. Кроме того, определенное имущество должника может быть обнаружено управляющим при осуществлении мероприятий конкурса. В последнем случае управляющий может оценить размер обнаруженного имущества и в зависимости от этого обратиться с ходатайством в арбитражный суд о переходе к общим процедурам банкротства в соответствии с Законом. Суд, рассмотрев ходатайство управляющего, может вынести определение о прекращении осуществления упрощенного банкротства и о переходе к обычным процедурам.

В соответствии с буквальным толкованием закона, обнаружение имущества должника (даже в большом количестве) не обязывает ни управляющего заявлять ходатайство, ни суд переходить к обычным процедурам банкротства .

В отличие от упрощенной процедуры банкротства общие процедуры предоставляют кредиторам право на подачу заявления о принятии мер по обеспечению своего требования, выбора процедур банкротства, двухмесячный срок на предъявление своего требования в процедуре конкурсного производства и т.д.

Поэтому при наличии или обнаружении имущества отсутствующего должника представляется правильным всегда применять общие процедуры банкротства, в условиях проведения которых права кредиторов будут наиболее обеспечены.

Расчеты с кредиторами управляющий осуществляет в соответствии с очередностью, установленной ст. 134 Закона.

Завершив расчеты с кредиторами, конкурсный управляющий обязан помимо отчета о своей деятельности составить ликвидационный баланс и представить указанные документы в арбитражный суд.

На основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства государственный орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц, вносит в государственный реестр соответствующую запись.

Таким образом, при банкротстве отсутствующего должника, ввиду того, что, как правило, не выявляется какого-либо имущества, необходимого для удовлетворения требований кредиторов, правовое регулирование рассматриваемой категории дел еще более уменьшает и без того призрачные шансы кредиторов на защиту их интересов.

В заключение хотелось бы отметить, что рассматриваемая упрощенная процедура банкротства может быть оправдана только в том случае, если ее применение не ведет к ущемлению прав кредиторов.


Свирин Ю.А. Конкурсное право - Издательство «Багира-2», 2006 г. // СПС «Гарант».

Говорин В. «Круглый стол» по проблемам несостоятельности (банкротства) // Предпринимательское право. - М.: Юрист, 2006, № 3. - С. 43-44

Постановление Президиума ВАС РФ от 30 января 2002 г. по делу N 9111/01 // СПС «Гарант»; Постановление ФАС Центрального округа от 5 декабря 2001 г. по делу N А36-196-Б/1-01 // СПС «Гарант».

Попондопуло В.Ф. Процедуры банкротства и обеспечение интересов кредиторов // Предпринимательское право. - М.: Юрист, 2006, № 2. - С. 11-17

Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 декабря 2004 г. N 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» // «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации», 2005 г., N 3

Михалев И.Ю. Банкротство и несостоятельность: социальные, экономические и юридические аспекты // Вестник Российской правовой академии. - М.: РПА МЮ РФ, 2006, № 2. - С. 26-30.

Мкртчан А.Ф. Механизм возбуждения дела о банкротстве по заявлению кредитора в арбитражном суде // Российская юстиция. - М.: Юрид. мир, 2006, № 3. - С. 40-42

Свирин Ю.А. Конкурсное право - Издательство «Багира-2», 2006 г. // СПС «Гарант».

В попытках избежать ответственности за ранее взятую задолженность, человек часто скрывается от кредитора. Отсутствующий должник – это физическое или юридическое лицо, которое имеет определенную сумму долга и считается пропавшим без вести. При этом, кредитору все равно необходимо, чтобы хотя бы тело задолженности было погашено.

Поэтому, в отношении отсутствующего должника производится упрощенная процедура банкротства. Давайте рассмотрим ее особенности и узнаем, что делать, если заемщик пропал и его местонахождение неизвестно.

Признаки

Большинство кредиторов не понимают, в какой момент необходимо подавать исковое заявление в арбитражный суд с просьбой начать рассмотрение по делу отсутствующего должника и принудительного взыскания долга.

Давайте рассмотрим очевидные признаки пропавшего заемщика:

  • На протяжении двенадцати месяцев не наблюдается движений по всем банковским счетам человека. Арбитражный судья первым делом подает запрос в налоговую инспекцию для получения справки о наличии счетов у физического или юридического лица. Позднее по всем банкам, где у должника есть счета, проверяется выписка. С момента подачи искового заявления просматриваются последние двенадцать месяцев. Если за весь год не было найдено движений денежных средств, это явный признак отсутствующего задолжника;
  • Человек не откликается на любые оповещения о необходимости погасить кредит, включая телефонные звонки и письма;
  • Выезды по месту жительства не дают никаких результатов: приставам либо никто не открывает дверь, либо люди, проживающие в жилье, утверждают, что должник не живет на данный момент по этому адресу. Кроме того, специалисты опрашивают соседей и родственников задолжника. Если эта процедура также не дала положительных результатов, это является признаком пропажи заемщика;
  • Отсутствие какого-либо имущества, закрепленного за человеком. Первым делом эксперты направляют запросы в ГИБДД, Гостехнадзор и другие органы, в которых они могут получить сведения о зарегистрированной недвижимости или автомобилях должника. Если полученные ответы свидетельствуют о том, что имущества недостаточно для погашения кредита, осуществляется процедура объявления отсутствующего человека банкротом;
  • Если должником является юридическое лицо, и при наличии вышеперечисленных признаков также очевидно, что его предприятие прекратило предпринимательскую деятельность, можно сделать вывод о пропаже учредителя компании.

Как мы видим, существует достаточно большой перечень признаков, на основании которых физическое или юридическое лицо можно считать пропавшим и начинать процедуру банкротства.

Как происходит процедура объявления банкротом

Для того чтобы возмещения кредита было успешным, необходимо соблюдать простые шаги.

Пошаговая инструкция поможет более детально понять тонкости процесса и добиться положительных результатов даже в том случае, если ситуация кажется бесперспективной:

  1. Подача заявления в арбитражный суд России. Подобный иск может подать кредитор, либо уполномоченный государственный орган (например, налоговая служба). Образец заявления о банкротстве отсутствующего должника вы найдете в следующем разделе;
  2. Анализ ситуации и принятия вердикта. В течение месяца после подачи иска арбитражный управляющий обязан вынести решение по поданной заявке. Для этого он подает запросы в различные инстанции для обнаружения имущества задолжника, проверяет его банковские счета и проводит полномасштабную поисковую работу. Если были обнаружены явные признаки пропажи должника, можно начинать процедуру банкротства;
  3. Уведомление всех кредиторов арбитражным управляющим о разорении физического или юридического лица. Оповещения обязательно должны быть в письменной форме. После получения письма кредитор обязан выдвинуть свои требования относительно погашения задолженности. Управляющий собирает данные требования, исходя из которых, он составляет план выплаты по всем кредитам пропавшего лица;
  4. Поиск имущества. Если в ходе процесса банкротства будет обнаружено какое либо имущество должника, управляющий обязан подать запрос в арбитражный суд для прекращения упрощенного судопроизводства. В таких случаях производится обычная процедура банкротства;
  5. Вынесение вердикта. Арбитражный судья рассматривает план, который был создан управляющим и формирует очередь погашения кредитов должника. Об очередности выплаты долгов читайте ниже.

Таким образом происходит процедура банкротства отсутствующего должника. Все вышеперечисленные шаги обязательно необходимо выполнять для того, чтобы вернуть собственные средства.

Видео: Что делать

Как составить заявление о банкротстве отсутствующего должника в арбитражный суд?

Важно юридически корректно составить иск по делу банкротства должника. Заявление должно содержать следующую информацию:

  • Полное название арбитражного суда, в который направляется иск для взыскания долга;
  • Все известные данные о задолжнике: ФИО, дата рождения, паспортные данные, адрес прописки, идентификационный код для физических лиц, ЕГРЮЛ для предприятий;
  • Информация о заимодателе, который подает заявление: ФИО, дата рождения, адрес проживания;
  • Размер задолженности на текущий момент времени. Необходимо, чтобы кредитор рассчитал точную сумму, включающую в себя все штрафы и проценты, начисленные в период просрочки;
  • Документы, которые являются основаниями для подачи иска. Это могут быть накладные, договора о предоставлении кредитной суммы и т.д. Нужно, чтобы в документе были указаны сроки возврата займа и условия кредитования (процентная ставка, сумма штрафа при просрочке и тому подобное).

Ознакомиться с образцом для подачи искового заявления в арбитражный суд по факту пропажи должника можно .

Очередность погашения кредитов

После получения претензий от всех заимодателей, арбитражный управляющий составляет план взыскания долгов. В нем прописана поочередность погашения кредитов.

Формируя данный план, эксперт опирается на законодательство России, согласно которому поочередность удовлетворения требований кредиторов такова:

  1. Судебные издержки. Это средства, которые были потрачены в процессе поиска человека;
  2. Залоговые заимодатели. Это те кредиторы, в залоге у которых находится имущество человека;
  3. Работники предприятия (если должником является юридическое лицо). Им выплачивается заработная плата в полном размере;
  4. Задолженность по алиментам;
  5. Задолженность по налогам;
  6. Кредиты, которые были взяты у компаний или у физического лица.

Опираясь на вышеприведенную очередность, арбитражный управляющий составляет план, согласно которому в дальнейшем происходит погашение всех долгов человека.

Упрощенная процедура объявления банкротства

Она выполняется в том случае, если кредитор желает немедленного рассмотрения его заявки. Отличия упрощенной процедуры заключаются в следующих пунктах:

  • Кредитор берет на себя финансирование процесса. Как правило, судебные издержки оплачивает непосредственно задолжник, но в таком случае рассмотрение дела может быть довольно длительным, что не выгодно заимодателю. В таком случае, он может оплатить судебный процесс для проведения упрощенной процедуры банкротства относительно должника;
  • Также любой уполномоченный орган, который не получил свои средства от пропавшего задолжника, имеет право инициировать упрощенную процедуру банкротства, но для этого необходимо доказать свою платежеспособность, ведь оплачивать судебные издержки придется заявителю. Если финансирование происходит за счет заимодателя, возможно ускорить процесс присвоения должнику статусов пропавшего и банкрота.

Как мы видим, упрощенная процедура относительно пропавшего задолжника производится только в том случае, если заявитель готов взять все судебные издержки на себя.

Итоги проведения процедуры

Работа с возвратом долга пропавшего должника – это нелегкий процесс, который не всегда может закончиться успешно. Ведь зачастую отсутствие человека вызвано его многочисленными долгами, которые он не в состоянии оплатить, и лучшим выходом из ситуации он посчитал скрыться от заимодателей.

Поэтому зачастую судье приходится разгадывать целую схему, осуществленную недобросовестным лицом с целью избежать выплаты по кредиту.

Чем медленнее происходит процесс, тем меньше шансов, что должник будет найден и ему придется так или иначе совершить погашение всех своих долгов.

Поэтому, большинство заимодателей инициируют процедуру упрощенного банкротства и самолично финансируют судебный процесс для того, чтобы дело рассматривалось как можно скорее. Эта мера позволяет существенно повысить шансы на то, что должник будет найден.

В любом случае, необходимо помнить, что безнадежных ситуаций не бывает, и даже если кажется, что призвать должника к ответственности не получится, дело может в любой момент принять неожиданный оборот. Главное – соблюдать порядок банкротства отсутствующего должника и выполнять юридически корректные действия.

Процедура банкротства не представляет собой единичные случаи, достаточно большое количество компаний и физических лиц прибегают к ней в том случае, если их платежеспособность снизилась настолько, что не позволяет выплатить имеющиеся обязательства. Однако имеет место специфический случай, который требует отдельного рассмотрения - банкротство отсутствующего должника . Необходимость в данной процедуре возникает в том случае, если сам должник или его руководитель прекращает свою деятельность и исчезает. Если попытки установить его местонахождение не увенчаются успехом, кредитор или другой уполномоченный орган имеет право подать заявление на начало процедуры по признанию его банкротства. Рассмотрим ее особенности и этапы более подробно.

Что представляет собой банкротство отсутствующего должника?

Разработан ряд нормативных актов, в которых рассмотрена освещающая банкротство отсутствующего должника пошаговая инструкция, так же как и особенности проведения данной процедуры.

Для того чтобы юридическое лицо было в судебном порядке признано отсутствующем оно должно удовлетворять следующим признакам:

  • по факту перестало вести свою деятельность;
  • отсутствует информация о том, где находится сам руководитель организации, также как и его офис и имеющееся на балансе имущество;
  • неизвестен адрес проживания или временного проживания руководства организации.

В данном случае для признания банкротства такого должника не принимается во внимание размер его обязательств. Достаточным является выполнение условия, в соответствие с которым срок отсутствия выплат по задолженности превышает один год (это проявляется в отсутствии движения денежных средств по счетам в течение двенадцати месяцев).

Инициатором подачи заявление о банкротстве подобного должника может выступать либо кредитор, либо уполномоченный государственный орган. Сам должник не может воспользоваться статусом отсутствующего и подать соответствующего рода заявление. Если он появился и желает объявить себя банкротом, то проводимая процедура имеет стандартную схему, включающую в себя все предусмотренные законом . Единственным исключением из этого правила является ситуация, в которой выполняются следующие условия:

  • хозяйственная деятельность прекращена;
  • движение по счетам не осуществлялись в течение как минимум двенадцати месяцев;
  • суммарная стоимость имущества меньше, чем требуемые расходы.

В данном случае может быть принято заявление и от самого дебитора.

Ограниченное число возможных инициаторов судебного разбирательства по поводу присвоения статуса банкрота представляет собой одну из основных особенностей данной процедуры. После подачи заявления в Арбитражный суд проходит месяц до того момента, как отсутствующий должник признается банкротом, что влечет за собой ликвидацию организации и начало . Есть еще один вариант развития событий, при котором может быть объявлено об отсутствии должника. В том случае если во время назначенный временный управляющий ставит суд в известность о том, что имеются какие-либо признаки отсутствующего должника, происходит переход к упрощенной процедуре банкротства в установленные сроки (в течение месяца). Этот промежуток времени предназначен для того, чтобы поставить в известность кредиторов отсутствующего должника и получить выставляемые ими требования. Их удовлетворение происходит в порядке очередности.

Таким образом, признается финансовая несостоятельность отсутствующего должника, после чего применяются соответствующие меры.

Используемые упрощенные процедуры банкротства ликвидируемого и отсутствующего должника означают, что стадии, направленные на восстановление экономического положения организации (такие как финансовое оздоровление и внешнее управление) в данном случае пропускаются. Следовательно, на его проведение уходит гораздо меньше времени, чем при обычной процедуре признания банкротства.

Как только конкурсный управляющий приходит к выводу, что имеется имущество должника, достаточное для погашения судебных расходов по его делу, то он направляет соответствующее ходатайство в суд, после чего начинаются процедуры, которые относятся к делу о банкротстве.

Следует отметить, что проведение данного судебного разбирательства имеет ряд отличий от обычной процедуры признания банкротства. В частности, все судебные издержки в данном случае покрываются государственным уполномоченным органом, который подает соответствующее заявление. Именно он должен заплатить госпошлину и вознаграждение привлеченному управляющему по результатам проделанной работы.

Важно помнить, что в роли отсутствующего должника может выступать как юридическое лицо, так и физическое.

Также подчеркнем, что при привлечении арбитражного управляющего для ведения дел отсутствующего должника его ответственность не подвергается дополнительному страхованию.

Таким образом, можно сделать вывод, что согласно нормам, прописанным в , установление банкротства может быть осуществлено при выполнении хотя бы одного из двух оснований:

  • местоположение должника неизвестно и не может быть установлено;
  • с момента прекращения предпринимательской деятельности дебитора, приносящей прибыль, прошло более одного года.

Отдельно стоит отметить порядок, по которому признается отсутствующим физическое лицо. В данном случае действуют процедуры, отличные от тех, которые прописаны в Гражданском кодексе РФ в отношении признанных судом безвестно отсутствующих граждан. Достаточным основанием является прекращение ведения предпринимательской деятельности, доказанная неплатежеспособность, отсутствие движения денежных средств по счету в течение последнего года, наличие недостаточного для покрытия обязательств имущества.