Как закупить работы по капремонту: пошаговая инструкция. Как закупить работы по капремонту: пошаговая инструкция Что имеется в виду под выполнением аналогичных работ

Закупка работ по ремонту проводится заказчиками по 44 ФЗ и 223 ФЗ, ремонт многоквартирных домов регулируется Постановлением Правительства от 01.07.2016 № 615.

Рассмотрим, чем отличается тендер на ремонт по 44 ФЗ от 615-ПП:

  1. Тендеры на капитальный ремонт по 615-ПП проводятся для многоквартирных жилых домов.
  2. Уполномоченные органы ведут предварительный отбор организаций, желающих участвовать в таких закупках. Поставщики отбираются по наличию опыта, квалификации, отсутствию в РНП и др. Информация об отборе размещается в ЕИС.
  3. Из отобранных организаций формируется реестр квалифицированных подрядных организаций, которые могут подавать заявки на капитальные закупки.
  4. Тендер на капремонт осуществляется путем проведения электронного аукциона на отобранных электронных торговых площадках. Критерием победы является цена.
  5. Заказчик применяет нормы 44 ФЗ только в части процедуры определения поставщика: с момента размещения извещения об осуществлении закупки в ЕИС и до момента заключения контракта (п. 2 ст. 3 закона № 44-ФЗ). Требования о планировании, нормировании, исполнении контракта, отчетности, предусмотренные законом № 44-ФЗ, на закупки по 615-ПП не распространяются.

Выбираем способ определения поставщика закупки ремонта по 44 ФЗ

Выбор способа определения подрядчика для госзакупки ремонта зависит от НМЦК и вида работ.

1. Аукцион.

И ремонт в форме электронного аукциона можно проводить во всех случаях, а если работы относятся к аукционному перечню, утвержденному Распоряжением Правительства № 471, такой выбор обязателен (коды ОКПД2 41.2, 42, 43).

Исключение: если работы, включенные в аукционный перечень, проводятся на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах (определение дано в ч. 1 ст. 48.1 ГрК РФ) или искусственных дорожных сооружениях, разрешается проведение конкурса.

2. Конкурс.

Заказы-тендеры на ремонт можно провести в форме конкурса в случае, если работы не входят в аукционный перечень. Если часть их в перечне, а другая — нет, проводим аукцион.

Конкурс с ограниченным участием проводится в случаях:

ЗК проводится в случае, прописанном в ч. 2 ст. 72 закона 44-ФЗ: если НМЦК не более 500 000 руб. и совокупный объем таких закупок не превысил 10 % и 100 млн руб.

Выбираем ЗП, если контракт на эти же работы расторгнут заказчиком в одностороннем порядке или если повторно проведенный конкурс или аукцион признаны несостоявшимися (ч. 2 ст. 83 закона № 44-ФЗ).

5. Закупка у единственного поставщика.

Капитальный ремонт по 44-ФЗ допускается проводить без конкурентных процедур по основаниям ч. 1 ст. 93. Например, при НМЦК менее 100 000.

Описываем объект закупки

При проведении закупки важно правильно определить вид ремонта: капитальный или текущий.

Текущий ремонт по 44-ФЗ проводится в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации (ст. 55.24 ГрК).

Если готовится ремонт здания текущий, составление проектно-сметной документации не является обязательным. Достаточно составить ведомость необходимых работ.

Капитальный ремонт представляет собой замену и(или) восстановление:

  • строительных конструкций;
  • систем инженерно-технического обеспечения;
  • отдельных элементов несущих строительных конструкций.

Для проведения кап. ремонта необходимо составление проектной документации, которая содержит и смету. Между утверждением проектной документации и началом проведения работ должно пройти не более 2 лет. ПСД в обязательном порядке включается в документацию о закупке.

Кроме того, в техзадании прописываем сроки проведения работ, порядок сдачи-приемки. Отдельно в ТЗ указываем требования к используемым при выполнении заданий материалам.

Обосновываем НМЦК

Обоснование стоимости работ по капремонту проводится (ч. 9 ст. 22 закона № 44-ФЗ). Итогом такого расчета должны быть следующие документы:

При составлении смет используются территориальные и федеральные сборники единичных расценок (ТЕР, ФЕР) с учетом положений Методики применения сметных норм, утвержденной Приказом Минстроя России от 29.12.2016 № 1028/пр.

Устанавливаем требования к участникам

К участникам предъявляются следующие требования:

  1. Общие требования к поставщикам по ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
  2. . Заказчик вправе установить требование о предоставлении выписки при НМЦК более 3 млн руб. В ч. 2.2 ст. 52 ГрК указаны случаи, когда членство СРО не требуется (для ГУПов, МУПов и др.).
  3. . Заказчик устанавливает требование о наличии лицензии, если объект закупки — лицензируемый вид работ. Если они составляют только часть всего объема, устанавливать такое требование нельзя. Контролирующие органы рассматривают это как ограничение конкуренции, ведь подрядчик может привлечь субподрядную организацию, имеющую лицензию.
  4. Дополнительные требования (опыт). Устанавливаются в случаях:
  • работы с кодом ОКПД 41.2, 42, 43 (кроме 43.13) и НМЦК более 10 млн руб (п. 2 Приложения 1 Постановления Правительства от 04.02.2015 № 99);
  • капремонта на особо опасных, технологически сложных, уникальных объектах, НМЦК для федеральных нужд — более 150 млн руб., для муниципальных — более 50 млн руб.(п. 5 Приложения 2 к 99-ПП).

Составляем проект контракта

Обязательные требования к контракту прописаны в статье 34 закона № 44-ФЗ. В качестве приложений к контракту указываются: проектно-сметная документация, техзадание,

О правилах, по которым поставщиков включают в список квалификации по капитальному ремонту,

  • Постановление правительства от 04.02.2015 № 99 о дополнительных требованиях к участникам закупок сложных строительных объектов,
  • Письмо ФАС о том, что заказчик может писать в техзадании и инструкции по заполнению заявки, а что — нет.
  • Какими способами заказчики закупают строительные услуги?

    Электронный аукцион

    С 23 марта 2016 действует новый аукционный перечень . В него включили почти все строительные работы. Исключение сделано только для опасных, технически сложных и уникальных зданий и дорог.

    В документах закупки заказчик перечисляет все допуски, разрешения и лицензии, которые участник должен прикрепить к заявке. Убедитесь, что у вас есть нужные документы и они действительны. Если для вашего вида деятельности допуск не нужен, заказчик не имеет права его требовать.

    В интересах участника соблюдать закон, получая допуск. Например, СРО может закрыть глаза на то, что у вас не указана предельная цена, на которую вы можете заключать контракты. Но заказчик отклонит заявку, если заметит, что СРО выдала допуск не по правилам. Требования к выдаче допусков СРО есть в постановлении № 207 (Прим. ред: С 1 июля 2017 года участнику госзакупки достаточно подтвердить членство в саморегулируемой организации. Допуски СРО не требуют. Для контрактов с НМЦ меньше 3 млн руб. на строительство, реконструкцию и капремонт не потребуется даже членство в СРО.)

    Иногда заказчик устанавливает избыточные требования. Например, просит предоставить допуск СРО на генподряд. Но участники, которые будут исполнять все работы своими силами, могут его не предоставлять. Если возникнет спор, то скорее всего, ФАС встанет на сторону поставщика.

    Может ли заказчик объединять в одну закупку несколько разноплановых работ: инженерные изыскания, реконструкцию объектов культурного наследия, монтаж лифтов? По мнению ФАС, включать в одну закупку строительные работы и установку оборудования можно, если это оборудование функционально и технологически связано с объектом строительства. Например, если начать монтаж лифтов одновременно с возведением здания, это сэкономит время.

    Если связи нет, можно обратиться в ФАС с жалобой на ограничение конкуренции. Например, в закупке на разноплановые работы при реставрации дома Трубецкой-Бове в Москве признали обоснованной.

    Дополнительные требования

    В конкурсе с ограниченным участием заказчики предъявляют к участнику закупки дополнительные требования :

    • Опыт исполнения подобных контрактов за последние три года. Стоимость исполненного контракта должна быть не меньше 20% НМЦ
    • Собственное или арендованное оборудования для исполнения контракта.
    • Определенное число сотрудников с нужной квалификацией, которую подтверждают документально.

    Кроме списка оборудования, заказчик перечисляет в техзадании документы, которые подтверждают квалификацию участника. Например:

    • Копии выполненных контрактов и актов приемки.
    • Перечень оборудования, чтобы выполнить работы (этот перечень заказчик приводит в техзадании).
    • Документы, которые подтверждают права собственности на недвижимость, нужную для выполнения работ.
    • Перечень оборудования, которое находится в собственности или аренде.

    Требовать больше, чем перечислено в техзадании, заказчик не может. Но если каких-то из перечисленных документов не будет, заявку отклонят.

    Риски при подготовке заявки

    Внимательно читайте даже очень объемную документацию. Без этого вы не сможете оценить свои возможности и затраты на работу.

    Неудобный формат документации

    Документы должны быть в копируемом виде. Некопируемые объемные техзадания — один из признаков аффилированной закупки:

    • В этой закупке на капитальный ремонт в Дагестане техзадание написано от руки и вставлено в Word виде картинок.
    • заказчик из Москвы поступил хитрее. Он описал строительные материалы на семидесяти трех страницах в таблице в формате Word. Закон он не нарушил, но таблица создана нестандартным способом: пунктирным рисунком, который мешает обрабатывать информацию в редакторах. Еще заказчик использовал разрывы страниц и отступы, чтобы усложнить подготовку заявок участников. Участники закупки подавали много запросов разъяснений, заказчик менял документацию. В итоге, закупка продлилась с сентября по конец декабря.

    Наш клиент отказался участвовать в этой закупке. Во-первых, потому что на редактирование информации ушло бы много времени. Во-вторых, заказчик скорее всего уже определил для себя потенциального поставщика.

    В декабре 2016 года ФАС опубликовала разъяснение . Публиковать некопируемые документы или защищать их паролем — это административное правонарушение. Можно ссылаться на документ в запросах на разъяснения или жалобах на заказчика.

    Избыточные и противоречивые требования

    Требования к строительным работам и материалам опираются на ГОСТы, СНиПы и СанПиНы. Проблема в том, что заказчик может указать неверные или недействующие ГОСТы, скрыть часть требований или, наоборот, выставить избыточные.

    Например, в этой закупке (документ «ЭА на АНИШ»), заказчик подробно описал свойства щебня, которые производитель не указывает в техпаспорте. Поставщик сможет выяснить только из лабораторных испытаний, обладает ли его партия щебня нужными характеристиками.

    Письмо ФАС запрещает заказчику указывать в техзадании параметры товара, которые поставщик проверит только в лаборатории. Если столкнулись с такой закупкой, подавайте запрос разъяснений заказчику, ссылаясь на указанное письмо. Если не подействует, жалуйтесь в ФАС. Важно, что применять это письмо в работе обязаны все территориальные УФАС в России.

    Другой случай. Заказчик указывает в техзадании диапазонное значение толщины древесной плиты, из которой должны быть сделаны школьные парты: от 13 до 30 мм. Поставщик указывает в заявке толщину столов, которые планирует поставлять, — 28 мм. Его заявку отклоняют, потому что по ГОСТУ 22046-2002 верхний показатель толщины — 25 мм.

    Упомянутое письмо ФАС запрещает указывать параметры, которые выходят за параметры ГОСТа. Чтобы у заказчика не было повода отклонить вашу заявку, нужно знать актуальные ГОСТы на свою продукцию. Если заказчик указывает неверные параметры, подавайте запрос на разъяснения, а затем жалобу в ФАС со ссылкой на письмо и правильный ГОСТ.

    К каждому техзаданию прилагается инструкция. Мы рекомендуем делать все по инструкции, даже если она противоречит здравому смыслу или нормам русского языка.

    Например, в этой закупке требовалась шпатлевка плотностью около 1,7 кг/л и акриловая грунтовка с массовой долей нелетучих веществ примерно 28 % (Сведения о товарах). В русском языке « около» и «примерно» — синонимы, но в инструкции у них разные значения. «Около» — значит, параметры материала могут быть в пределах меньше 10% от значения, указанного в техзадании. «Примерно»— в пределах больше 10% от указанного значения.

    Скрытые работы и требования

    Если есть возможность, обязательно выезжайте на место будущего строительства. Заказчик может случайно или намеренно скрыть дополнительные работы. Например, в закупке на строительство зимней дороги выигравшему поставщику пришлось, кроме строительства, вырубать кусты. Заказчик это, естественно, не оплачивал.

    Запросы разъяснений нужно подавать официально. Во-первых, заказчик не обязан отвечать на вопросы устно, а во-вторых, даже если вы о чем-то договоритесь по телефону, на деле заказчик свои обещания может не выполнить.

    Если вам непросто подготовить сложную и объемную заявку на строительные работы, обратитесь в Центр сопровождения торгов СКБ Контур. Команда много работает с закупками в сфере строительства и ремонта.

    Предметом торгов являются работы по ремонту дороги, а также по ее содержанию. Капитальный ремонт дороги контрактом не предусмотрен. Законно ли требование о наличии свидетельства о допуске СРО у участника к работам, указанным в п. 33 Перечня работ - работы по организации строительства , реконструкции и капитального ремонта: 33.2.1. Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта, учитывая, что речь идет о содержании и ремонте дороги?

    Ответ:

    В соответствии со статьей 52 Градостроительного кодекса РФ, виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства (ОКС), которые оказывают влияние на безопасность объектов кап. строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные СРО свидетельства о допуске к таким видам работ…

    По смыслу данной нормы, допуски СРО необходимы на виды работ, внесенные в Перечень, утв. Приказом Минрегиона № 624 в том случае, если речь идет о работах в процессе строительства , реконструкции или капитальном ремонте ОКС. Осуществление текущего ремонта , содержания ОКС не требуют специальных разрешений (допусков СРО), на что обращалось внимание в разъяснениях Минрегиона РФ.

    В Письме Минрегиона РФ от 31.08.2010 N 31330-ИП/08 указывалось, что при проведении работ по осуществлению текущего ремонта автомобильных дорог, вступать в СРО и получать свидетельство о допуске не требуется.

    В Письме Минрегиона России от 29.07.2011 N 20456-ИП/08 также указывалось, что действие приказа Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. N 624 распространяется на виды работ, которые выполняются исключительно при строительстве, капитальном ремонте, реконструкции объектов капитального строительства, и не касается деятельности по эксплуатации и осуществлению текущего ремонта зданий и сооружений.

    Какие работы относятся к капитальному ремонту дорог, какие к содержанию и ремонту?

    Приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402 (ред. от 09.08.2013) "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" предусмотрена следующая классификация работ:

    • раздел II. Классификация работ по капитальному ремонту автомобильных дорог;
    • раздел III. Классификация работ по ремонту автомобильных дорог;
    • раздел IV. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог.

    Каждый раздел содержит перечень работ, относящихся, соответственно, к капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

    Напомним, что ранее (до вступления в силу Приказа Минтранса № 402) действовал Приказ Минтранса РФ от 12.11.2007 N 160 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них"

    По нашему мнению, допуск СРО на виды работ, предусмотренные п. 25.4. Перечня (устройства покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами), п. 25.6. Перечня (устройство дренажных, водосборных, водопропускных, водосбросных устройств), п. 25.7. Перечня (устройство защитных ограждений и элементов обустройства автомобильных дорог), п. 25.8. Перечня (устройство разметки проезжей части автомобильных дорог), а также п. 33.2.1. Перечня (работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта объекта - автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта) требуется только в случае, когда данные работы выполняются в рамках строительства дороги или ее капитального ремонта.

    Какие виды работ относятся к капитальному ремонту указано в классификации работ по капитальному ремонту автомобильных дорог в соответствии с Приказом Минтранса № 402.

    Межу тем, судебная практика свидетельствует о том, что суды не всегда принимают во внимание и не дают оценку тому обстоятельству, что определенные виды работ, несмотря на включение их в Перечень Минрегиона № 624, выполняются не в рамках капитального ремонта дороги, а в процессе ее содержания, текущего ремонта. Например, устройство покрытия дороги – вид работ, предусмотренных п. 25.4. Перечня, однако, в «классификации работ по содержанию дорог» Минтранса, предусмотрены виды работ: «устранение деформаций и повреждений (заделка выбоин, просадок, шелушения, выкрашивания и других дефектов) покрытий; восстановление изношенных верхних слоев асфальтобетонных покрытий на отдельных участках длиной до 100 м». Указанные работы не имеют отношения к капитальному ремонту дороги , поскольку капитальный ремонт предполагает комплекс работ по замене и восстановлению элементов дороги, затрагивает конструктивные характеристики надежности, тогда как ремонт дороги «текущий» призван восстановить характеристики дороги без затрагивая конструктивных характеристик, а содержание дороги вообще направлено на поддержание надлежащего технического состояния.

    Так, например, Учреждение просило суд признать незаконными решение и предписание УФАС РФ, которым признана необходимость наличия у участника размещения заказа свидетельства СРО о допуске к работам по организации строительства. Предметом торгов являлось право на заключения государственного контракта на оказание услуг по содержанию автомобильной дороги общего пользования федерального значения.

    В удовлетворении требований суд отказал, указав следующее. Состав услуг по содержанию автомобильной дороги, предусмотрен в приложении N 3 к проекту государственного контракта, являющегося частью документации об аукционе. В перечне предусмотрено выполнение работ:

    • планировка откосов насыпей и выемок, исправление повреждений с добавлением грунта и укрепление засевом трав;
    • устройство дренажных прорезей;
    • срезка, подсыпка, планировка и уплотнение неукрепленных обочин дренирующим грунтом толщиной до 10 см; подсыпка, планировка и уплотнение щебеночных и гравийных обочин; устранение деформаций и повреждений на укрепленных обочинах;
    • восстановление земляного полотна на участках с пучинистыми и слабыми грунтами на площади до 100 м 2;
    • устранение деформаций и повреждений (заделка выбоин, просадок, шелушения, выкрашивания и других дефектов) покрытий, исправление кромок покрытий, устранение повреждений бордюров, заливка трещин на асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях, восстановление и заполнение деформационных швов;
    • ремонт сколов и обломов плит цементобетонных покрытий, замена, подъемка и выравнивание отдельных плит, защита цементобетонных покрытий от поверхностных разрушений;
    • восстановление изношенных верхних слоев асфальтобетонных покрытий на отдельных участках длиной до 100 м;
    • и прочие.. (прим. : все перечисленные виды работ отнесены Приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402 к работам по содержанию автомобильных дорог).

    Суд пришел к следующим выводам

    Обязанность исполнителя выполнить все работы по контракту лично проектом контракта не предусмотрена.

    Проектом контракта установлено, что исполнитель может привлечь третьих лиц (субисполнителей), в том числе, обладающих свидетельством СРО о допуске на выполняемые работы.

    В силу пунктов 25.4, 25.6 - 25.8 раздела III Перечня работ, утв. Приказом Минрегиона № 624 к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов кап. строительства отнесены устройство покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами; устройство дренажных, водосборных, водопропускных, водосбросных устройств; устройство защитных ограждений и элементов обустройства автомобильных дорог; устройство разметки проезжей части автомобильных дорог.

    В соответствии с пунктом 33.2.1 раздела III Перечня к таким же видам работ отнесены работы по организации строительства… в сфере транспортного строительства, в том числе применительно к автомобильным дорогам и объектам инфраструктуры автомобильного транспорта. (из постановления Шестого арбитражного апелляционного суда от 26 апреля 2013 г. N 06АП-1397/2013)

    ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 31 июля 2013 г. N Ф03-3458/2013 согласился с выводами суда, указал также, что согласно статье 3 ФЗ от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (пункт 6); содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12).

    Деятельность по устройству асфальтобетонных покрытий, а также устройство защитных ограждений и элементов обустройства автомобильных дорог, деятельность по устройству покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами, устройство разметки проезжей части автомобильных дорог, осуществляемая в процессе осуществления дорожной деятельности, относится к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства в силу прямого указания п. п. 25.2, 25.4, 25.7, 25.8 раздела III Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

    Допуск СРО на ремонт покрытия внутриквартальных проездов и заездов к жилым домам. Из судебной практики

    Пятый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 31.05.2012 N 05АП-3781/2012 по делу N А51-2748/2012 не определяя вид ремонта, а принимая во внимание только характер работ, пришел к выводу о том, что если условия конкурсной документации предусматривают проведение работ, которые содержатся в Перечне видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, то участник аукциона должен предоставить свидетельство о допуске к названным работам. Указано следующее.

    Согласно аукционной документации открытый аукцион в электронной форме проведен на право заключения контракта на выполнение работ по ремонту покрытия внутриквартальных проездов и заездов к жилым домам.

    Пунктом 25 раздела III Перечня, утв. Приказом Минрегиона № 624, работы по устройству автомобильных дорог отнесены к числу работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, оказывающих влияние на безопасность ОКС, и требующих наличия выданных СРО свидетельств о допуске к таким видам работ.

    Следовательно, для проведения работ по ремонту покрытия внутриквартальных проездов и заездов к жилым домам требуется выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к таким работам.

    Допуск СРО на работы: срезка поверхностного слоя асфальтобетонных дорожных покрытий, установка дорожных знаков относятся к видам работ по капитальному ремонту автомобильных дорог

    Суд дал оценку видам работ на предмет отнесения их к виду ремонта и пришел к выводу, что в соответствии с Приказом Минтранса РФ, работы относятся именно к капитальному ремонту дороги.

    В частности, суд пришел к выводу о том, что «указанные в локальной смете конкурсной документации виды работ - срезка поверхностного слоя асфальтобетонных дорожных покрытий методом холодного фрезерования при ширине барабана фрезы 2000 мм, толщиной слоя 50 мм; установка дорожных знаков, в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 9, подпунктом "б" пункта 4 части 9 раздела II Приказа Министерства транспорта Российской Федерации "Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них" от 12.11.2007 N 160 относятся к видам работ по капитальному ремонту автомобильных дорог.

    То обстоятельство, что в сметах и техническом задании аукционной документации помимо видов работ по капитальному ремонту дороги содержатся, в том числе, виды работ по ремонту дороги, не противоречит действующему законодательству и не изменяют общего характера работ». (из Постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2011 по делу N А56-48320/2010)

    Виды работ связаны с ремонтом автомобильной дороги - требуется свидетельство о допуске СРО

    По следующему делу, суд фактически не дал надлежащей оценки доводам УФАС РФ о том, что для работ по ремонту дороги («не капитальному») по смыслу ст. 52 ГрК РФ не требуется допуск СРО. В судебном акте не указано какие из работ, включенные в предмет заказа, относятся к капитальному ремонту дороги, а какие к ремонту дорожного покрытия. Суд ограничился указанием на то, что «перечисленные виды работ связаны с ремонтом автомобильной дороги…», а «само по себе отсутствие в наименовании аукциона слова "капитальный" не изменяет характер спорных работ», на выполнение которых требуется допуск СРО.

    Антимонопольный орган полагал, что работы по ремонту дорожного покрытия, являющиеся предметом размещения заказа, не поименованы в части второй статьи 52 ГрК РФ .

    Суд указал, что пунктом 25 раздела III Перечня видов работ, утв. Приказом Минрегионразвития РФ от 30.12.2009 N 624 , работы по устройству автомобильных дорог отнесены к числу работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, оказывающих влияние на безопасность ОКС, и требующих наличия выданных СРО свидетельств о допуске к таким видам работ.

    В части 3 аукционной документации "Техническое задание на выполнение работ по ремонту дорожного покрытия…" содержится перечень работ по предмету аукциона, а именно: разборка и установка бортовых камней, фрезерование старого а/б покрытия, отрывка траншеи и устройство песчаной подушки по а/ц трубы, укладка труб, устройство щебеночного основания под проезжей частью и тротуарами, розлив вяжущих материалов, устройство покрытия из горячих асфальтобетонных смесей и другие.

    Таким образом, как отметил суд второй инстанции, верным представляется вывод суда о том, что перечисленные виды работ связаны с ремонтом автомобильной дороги, ввиду чего заказчик обоснованно включил в документацию об аукционе условие о наличие у претендентов действующего свидетельства, выданного СРО, о допуске к видам работ, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства.

    Само по себе отсутствие в наименовании аукциона слова "капитальный", на что ссылается податель жалобы, не изменяет характер спорных работ, допуск на выполнение которых осуществляется исключительно при наличии у лица специального разрешительного документа (из Постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2013 по делу N А56-63035/2012)

    О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу о применении постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 года N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, ...

    МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

    ПИСЬМО

    О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу о применении постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 года N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям"


    В документе учтено:
    (оставлено без изменения определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 29 ноября 2016 года N АПЛ16-490).
    ____________________________________________________________________


    В связи с поступающими вопросами о применении положений постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 года N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - постановление N 99), принятого в реализацию положений части 2 статьи 31 и части 2 статьи 56 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), Минэкономразвития России и ФАС России сообщают следующее.

    Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предусмотренные частью 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ , установлены в .

    В приложении N 2 к постановлению N 99 определены предусмотренные частью 2 статьи 56 Закона N 44-ФЗ случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, в которых заказчик осуществляет закупку путем проведения конкурса с ограниченным участием, а также дополнительные требования к участникам закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием.

    Частью 4 статьи 31 Закона N 44-ФЗ предусмотрена обязанность заказчика установить указанные дополнительные требования к участникам закупок.

    Следует учесть, что постановление N 99 не устанавливает требований к выбору заказчиком способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для осуществления указанных в приложениях N 1 и N 2 закупок товаров, работ, услуг, поскольку способ определяется заказчиком в соответствии с частью 5 статьи 24 Закона N 44-ФЗ .

    Учитывая, что частью 2 статьи 24 Закона N 44-ФЗ предусмотрены такие виды аукциона, как аукцион в электронной форме и закрытый аукцион, дополнительные требования, согласно приложению N 1 к постановлению N 99 , устанавливаются к участникам закупки, осуществляемой путем проведения как закрытого аукциона, так и аукциона в электронной форме.

    1. При осуществлении закупки работ строительных необходимо руководствоваться следующим.

    1.1. Дополнительные требования к участникам закупки работ строительных установлены в пункте 2 , а также в пункте 5 . При этом требования к участникам такой закупки устанавливаются заказчиком в документации о закупке в зависимости от объекта закупки, размера начальной (максимальной) цены контракта и способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

    В приложении к настоящему письму приведена таблица способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и установления дополнительных требований при осуществлении закупок работ строительных.

    1.2. Дополнительным требованием к участникам закупки работ строительных, указанных в пункте 2 приложения N 1 , а также в пункте 5 приложения N 2 к постановлению N 99 , является наличие опыта исполнения контракта (договора) стоимостью не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка. Для подтверждения соответствия указанному требованию участник представляет в составе заявки на участие в закупке копии контракта, акта выполненных работ, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением случаев, указанных в постановлении N 99).

    Заявка на участие в закупке, в соответствии с положениями постановления N 99 , может содержать копии нескольких контрактов, актов выполненных работ, разрешений на ввод объекта в эксплуатацию в отношении нескольких объектов.

    Однако обязательным является наличие в составе заявки участников закупки хотя бы одного контракта (договора) стоимостью не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка, в отношении одного объекта. Наличие такого контракта, а также акта выполненных работ и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением случаев, указанных в постановлении N 99) является условием допуска к участию в соответствующей закупке.

    1.3. Согласно примечанию к пункту 2 приложения N 1 к постановлению N 99 требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:

    работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;

    работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

    Таким образом, при осуществлении закупки на выполнение работ строительных, указанных в пункте 2 приложения N 1 к постановлению N 99 (в том числе по текущему ремонту), участник закупки признается соответствующим дополнительным требованиям при наличии совокупности следующих условий:

    ____________________________________________________________________
    Абзац четвертый подпункта 1.3 пункта 1 настоящего письма признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу в части слов "(в том числе по текущему ремонту)" - решение Верховного Суда Российской Федерации от 22 августа 2016 года N АКПИ16-574 .
    Решение оставлено без изменения - определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 29 ноября 2016 года N АПЛ16-490 .
    ____________________________________________________________________

    участником закупки представлено подтверждение исполнения одного контракта за последние три года на выполнение исключительно работ по строительству, и (или) реконструкции, и (или) капитальному ремонту. При этом подтверждение опыта исполнения контракта (договора) выполнением иных работ строительных (например, по текущему ремонту) не допускается;

    участником закупки подтвержден опыт выполнения работ строительных по одному объекту строительства, аналогичному объекту, выполнение работ строительных по которому является объектом закупки, а именно: в случае осуществления закупки работ строительных по объекту капитального строительства, подтверждением наличия опыта будет являться выполнение работ строительных по объекту капитального строительства; в случае осуществления закупки работ строительных по объекту, не являющемуся объектом капитального строительства, - выполнение работ строительных по объекту, не являющемуся объектом капитального строительства.

    пунктом 6 части 5 статьи 63 , частью 3 статьи 64 Закона N 44-ФЗ , устанавливает в извещении о проведении закупки, документации о закупке группу работ, наличие контракта на выполнение которых требуется для подтверждения участниками закупки соответствия требованиям пункта 2 приложения N 1 к постановлению N 99 .

    1.4. Дополнительным требованием к участникам закупки работ строительных, указанных в пункте 5 приложения N 2 к постановлению N 99 , является наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение соответствующих работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе.

    Таким образом, при закупке работ по строительству любого из указанных объектов к участникам закупки устанавливается требование о наличии опыта выполнения работ строительных любого из указанных в данном пункте объекта (особо опасного, технически сложного объекта капитального строительства или искусственного дорожного сооружения). При закупке работ по реконструкции - требование о наличии опыта выполнения работ по реконструкции любого из указанных в данном пункте объекта, а в случае закупки работ по капитальному ремонту - требование о наличии опыта выполнения работ по капитальному ремонту любого из указанных в данном пункте объекта.

    При этом заказчик, в соответствии с , устанавливает в извещении о проведении закупки, документации о закупке соответствующий объекту закупки вид работ, наличие контракта на выполнение которых требуется для подтверждения участниками закупки соответствия требованиям пункта 5 приложения N 1 к постановлению N 99 .

    2. Дополнительным требованием к участникам закупки в случаях, установленных постановлением N 99 , является наличие на праве собственности и (или) ином законном основании на срок исполнения контракта (договора) недвижимого имущества, оборудования, технических средств в объеме, установленном документацией о закупке, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта, договора.

    Учитывая, что объем выполняемых работ, оказываемых услуг определяется заказчиком в соответствии с имеющейся потребностью, заказчик вправе установить в документации о закупке необходимые для исполнения соответствующего контракта одно или несколько требований из вышеперечисленных, то есть о наличии недвижимого имущества и (или) оборудования, и (или) технических средств.

    При этом, в случае установления в документации о закупке требований о наличии оборудования и (или) технических средств, такие требования не должны повлечь необоснованное ограничение количества участников закупки, например, путем установления требований о наличии у участников закупки оборудования, технических средств определенных марок и (или) моделей, определенного товарного знака и (или) производителя.

    3. Документом, подтверждающим соответствие участника закупки указанному в пункте 1 приложения N 1 и в пункте 5 приложения N 2 к постановлению N 99 требованию о наличии на срок исполнения контракта (договора) недвижимого имущества, может являться копия договора аренды недвижимого имущества, заключенного на срок не менее 2 лет, зарегистрированного в установленном порядке.

    Пунктом 1 статьи 164 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации.

    Таким образом, если участник закупки представляет в составе заявки в качестве подтверждения соответствия дополнительному требованию о наличии недвижимого имущества копию договора аренды недвижимого имущества, такой договор должен быть заключен на срок исполнения контракта, на право заключения которого проводится закупка, но не менее 2 лет. Кроме того, представляемый договор аренды должен содержать сведения о его регистрации.

    4. Дополнительным требованием к участникам закупки услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, указанных в пункте 6 приложения N 2 к постановлению N 99 , в случае если начальная максимальная цена заключаемого контракта превышает 500 тыс. рублей, является наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора с бюджетным учреждением) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе, цена которого не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс.

    Учитывая положения пунктов 7 , 8 статьи 3 Закона N 44-ФЗ , документом, подтверждающим соответствие указанному дополнительному требованию, является один государственный или муниципальный контракт либо один договор, заключенный с бюджетным учреждением.

    В соответствии со статьей 25 Закона N 44-ФЗ при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Контракт с победителем либо победителями заключается каждым заказчиком. Порядок проведения совместных конкурсов и аукционов установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года N 1088 "Об утверждении правил проведения совместных конкурсов и аукционов" (далее - Правила).

    В соответствии с Правилами начальная (максимальная) цена контракта, указываемая в извещении, приглашении и документации по каждому лоту, определяется как сумма начальных (максимальных) цен контрактов каждого заказчика, при этом обоснование такой цены содержит обоснование начальных (максимальных) цен контрактов каждого заказчика.

    Таким образом, при закупке услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов в соответствии с пунктом 6 приложения N 2 к постановлению N 99 , путем проведения совместного конкурса с ограниченным участием сумма всех начальных (максимальных) цен контрактов, заключаемых заказчиками, должна превышать 500 тыс. рублей. В указанном случае документом, подтверждающим соответствие участников закупки требованиям постановления N 99 , является один государственный или муниципальный контракт либо один договор, заключенный с бюджетным учреждением, стоимостью не менее 20 процентов суммы всех начальных (максимальных) цен контрактов (договоров) заказчиков, на право заключить которые проводится совместный конкурс с ограниченным участием.

    Вместе с тем, в соответствии с частью 2.1 статьи 56 Закона N 44-ФЗ , заказчик вправе осуществить закупку услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, в том числе путем проведения электронного аукциона без установления дополнительных требований, предусмотренных пунктом 6 приложения N 2 к постановлению N 99 .

    5. Дополнительным требованием к участникам закупки работ и услуг, указанных в пункте 1 приложения N 1 к постановлению N 99 , является наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение соответствующих предмету закупки работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.

    Таким образом, к участникам закупки работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации устанавливается требование о наличии опыта исполнения одного контракта на выполнение любых работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

    К участникам закупки работ по реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, устанавливается требование о наличии опыта исполнения одного контракта на выполнение работ по реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации.

    К участникам закупки работ по реставрации документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, устанавливается требование о наличии опыта исполнения одного контракта на выполнение работ по реставрации документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов.

    При этом заказчик, в соответствии с частью 5 статьи 56 Закона N 44-ФЗ , устанавливает в извещении о проведении закупки, документации о закупке соответствующий объекту закупки вид работ, услуг, наличие контракта на выполнение которых требуется для подтверждения участниками закупки соответствия требованиям пункта 1 приложения N 1 к постановлению N 99 .

    Учитывая положения частей 2 , 2.1 статьи 56 Закона N 44-ФЗ , заказчик вправе осуществить закупку работ и услуг, указанных в пункте 1 приложения N 1 к постановлению N 99 , путем проведения электронного аукциона. При этом, учитывая положения части 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ , заказчик обязан установить дополнительные требования, указанные в приложении N 1 к постановлению N 99 , как при осуществлении закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием, так и электронного аукциона.

    Заместитель Министра
    экономического развития
    Российской Федерации
    Е.И.Елин

    Статс-секретарь заместитель
    руководителя Федеральной
    антимонопольной службы
    А.Ю.Цариковский

    Приложение. Таблица способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и установления дополнительных требований при осуществлении закупок строительных работ

    Приложение

    Объект закупки

    Начальная (максимальная) цена контракта

    до 10 млн. рублей

    свыше 10 млн. рублей до 150 млн. рублей (для государственных нужд), до 50 млн. рублей (для муниципальных нужд)

    свыше 150 млн. рублей (для государственных нужд), свыше 50 млн. рублей (для муниципальных нужд)

    работы строительные, включенные в код 45 (кроме кода 45.12) ОКПД
    (за исключением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального

    приложения N 1 к постановлению N 99

    электронный аукцион с установлением дополнительных требований в соответствии с п.2 приложения N 1 к постановлению N 99

    строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения)

    работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав

    электронный аукцион без установления дополнительных требований

    электронный аукцион с установлением дополнительных требований в соответствии с п.2 приложения N 1 к постановлению N 99

    электронный аукцион с установлением дополнительных требований в соответствии с п.2 приложения N 1 к постановлению N 99

    автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения

    открытый конкурс без установления дополнительных требований

    открытый конкурс без установления дополнительных требований

    конкурс с ограниченным участием с установлением дополнительных требований в соответствии с п.5 приложения N 2 к постановлению N 99




    Редакция документа с учетом
    изменений и дополнений подготовлена
    АО "Кодекс"

    О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу о применении постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 года N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (с изменениями на 22 августа 2016 года)

    Название документа: О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу о применении постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 года N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (с изменениями на 22 августа 2016 года)
    Номер документа: АЦ/45739/15

    23275-ЕЕ/Д28и

    Вид документа: Разъяснение ФАС России (Федеральной антимонопольной службы)

    Письмо ФАС России (Федеральной антимонопольной службы)

    Письмо Минэкономразвития России

    Принявший орган: ФАС России (Федеральная антимонопольная служба)

    Минэкономразвития России

    Опубликован: Ценообразование и сметное нормирование в строительстве, N 10, 2015 год
    Дата принятия: 28 августа 2015
    Дата редакции: 22 августа 2016