Средние подводные лодки типа "Щ" III серии. Тип «Щука» (Тип «Щ») III Серии

Атомный подводный флот составляет основу стратегического вооружения Российской Федерации. В соответствии с последней редакцией военной доктрины, Россия может прибегнуть к ядерному удару в ответ на атаку ядерным оружием. Помимо атомных подводных лодок с баллистическими ракетами, на службе находятся субмарины, целью которых является борьба со стратегическими подлодками и кораблями противника.

Огромные глубоководные крейсеры незаметно передвигаются под толщей морской воды, что делает их службу таинственной и загадочной. Среди многоцелевых ракетоносцев, боевую вахту несут подводные лодки проекта 971 «Щука Б».

История создания

В июле 1976 года, командование ВМФ СССР признало необходимость массового выпуска серии подводных лодок третьего поколения с атомным реактором. Превыше всего, военное руководство ставило задачу снизить шумность передвижения, характерную для подлодок проекта 945 «Барракуда», относящихся ко второму поколению.

Основателем проекта стал Г. Н. Чернышёв, занимающий должность главного конструктора СКБ-143. Гениальный инженер Геннадий Николаевич скончался в 1997 году, и проект возглавил Ю. И. Федоров.

Согласно новому замыслу, современная подлодка не отличалась от проекта 945, что позволило избежать стадии эскизного проектирования. Различие между проектами «Щука» и «Барракуда» заключалось в замене материала при изготовлении корпуса.

Для постройки нового подводного крейсера, решено было использовать маломагнитную сталь вместо титана.

Отказ от титана был вызван экономическими соображениями. Во-первых, ощущался значительный дефицит парамагнитного и высокопрочного металла. Во-вторых, его обработка и соединение деталей была высокозатратной и слишком трудоёмкой.

В Советском Союзе были предприятия, специализирующиеся на обработке титана, «Севмаш» и «Красное Сормово», однако они не обладали достаточными мощностями для производства крупной партии подводных лодок в сжатые сроки.


Использование стали в строительстве корпусов подлодок, помогло загрузить новым производством дальневосточные заводы, которые к тому времени нарастили требуемые мощности для выполнения столь серьёзной задачи.

Утверждённый проект 971, от 13 сентября 1977 года, пришлось неожиданно вернуть на доработку. США косвенно скорректировали планы советских военных и инженеров-конструкторов, начав строительство подводных лодок класса «Лос-Анжелес».

Современные западные модели оснащались комплексами гидроакустической системы последнего поколения.

На доработку советского проекта ушло два года, и в 1980 году были представлены обновлённые чертежи подлодки «Щука-Б». Первый этап постройки субмарин происходил в Комсомольске-на-Амуре, его верфи имели значительный потенциал для выполнения поставленной задачи.

К началу масштабного производства, Советский Союз приобрёл в Японии партию высокоточных станков у компании «Toshiba». Современное оборудование использовало новейшие технологии для изготовления гребных винтов.

Несмотря на секретность сделки, информация о покупке просочилась в средства массовой информации, что серьёзно разозлило США. Изготовленные на японском оборудовании винты, отличались предельно низким шумом работы, что и было одним из главных качественных параметров технического задания на данную АПЛ.

Подводные лодки типа «Щука-Б» проекта 971 были кодифицированы в НАТО под обозначением «Akula». Со временем, проект несколько раз подвергался модернизации, и модифицированные подлодки получили новое название от западных военных «Improved Akula», что в переводе означает – «Усовершенствованная Акула».

Конструкция

Доработанный проект 971, был наполнен новаторскими решениями. В строении субмарины применили автоматизированную систему для управления техническими комплексами и боевым арсеналом.

Подводный крейсер оснастили винтом с пониженной частотой вращения, способствующий снижению шума.

Семь лопастей обладают пониженной шумностью, до минимума сокращено образование кавитационных шумов. Для экстренной эвакуации экипажа с аварийного судна, в корпусе разместили спасательную капсулу.

Корпус

Атомная подводная лодка проекта 971 имеет двойной корпус из стали высокого качества. Параметры предела текучести применяемого металла составляют 100 кгс/мм2.


Внутреннее пространство субмарины поделено на зональные модули в виде палубных отсеков. Это:

  • центральный пост;
  • рубки и каюты;
  • посты боевого дежурства;
  • носовой оборудование (вооружение)
  • кормовое оборудование
  • силовая установка

Все зональные модули оснащены амортизацией, что существенно снижает акустический фон корабля, динамику палубных помещений при (или) маневрах, влияние взрывной волны с внешней стороны. Модульная система облегчает производство и самой лодки.

Блоки отдельно строятся в цехах и по окончании работ помещаются в корпус субмарины на амортизационный фундамент, где далее стыкуются между собой и подключаются системам управления и жизнеобеспечения.

Для более эффективного снижения шума, подводные лодки типа «Щука-Б», оснащались амортизацией двухкаскадного строения. Между амортизационным фундаментом и модулями стоит еще один ряд резинокордных пневматических амортизаторов, который и создаёт второй слой для поглощения колебаний.


Комплексная автоматизация управления судном позволила снизить численность экипажа до 73 человек, включая 31-го офицера. Аналогичная лодка ВМС США «Лос-Анжелес» насчитывает в экипаже 141-го человека. Новый корабль значительно отличался улучшенными условиями обитаемости от своего предшественника, проекта 671РТМ .

Силовая установка

Сердце субмарины – ядерный реактор ОК-650Б на тепловых, медленных нейтронах. Атомная установка вырабатывает внушительную мощность – 190 мегаватт. Выходная мощность на валу насчитывает отметку 50 000 л/с, способная разогнать субмарину на глубине 500 метров до 33 узлов, что равняется 61 км/ч.

В состав силовой установки входят четыре парогенератора с семью циркуляционными насосами: первого, третьего и четвёртого контуров, обеспечивая теплообмен.

Дополнительно установлена модульная паротурбина для резервирования вырабатываемой мощности. Два турбогенератора обеспечивают аккумуляторную станцию из двух модулей переменным током. Аккумуляторная станция потребляет и отдает постоянный ток, для обеспечения потребителей и зарядки имеются два обратноходовых преобразователя.

Аварийное питание

На случай обнаружения неполадок в ядерной силовой установке, корабль сможет продолжить движение за счет двух аварийных двигателей с приводом на гребной винт, суммарной мощностью 820 л/с. Резервные электродвигатели способны обеспечить лодке скорость до пяти узлов.


АПЛ «Щука-Б» оборудована двумя генераторами ДГ-300 на дизельном топливе, с двусторонним механическим преобразователем, суммарной мощностью 1500 л/с. Ресурс топлива рассчитан на 10-12 суток непрерывной работы. Основная задача генераторов ДГ-300 состоит в электроснабжении важных потребителей автоматизированного управления судна в том числе и питание аварийных гребных установок.

Гидроакустика и средства связи

Для выслеживания подводных лодок и кораблей противника, «Щука-Б» оснащена гидроакустическим комплексом МГК-540 «Скат-3». Поступающие сведения проходят обработку с помощью цифровых технологий. В систему гидролокации и пеленгования шумов входят:

  • усиленная носовая антенна;
  • бортовые антенны значительной длины;
  • кормовая буксируемая антенна, выпускается из буля/обтекателя на вертикальном оперении.

При обнаружении шумящих объектов, акустик докладывает старшему боевого поста. Вахтенный офицер ведёт контроль подводной и надводной обстановки, дабы избежать столкновения с субмариной или кораблём при всплытии. При военных учениях или в боевой обстановке, определение цели необходимо для применения соответствующего вооружения.

Новый комплекс гидроакустической системы способен обнаружить цель на удалении в три раза выше, чем аналогичные гидроакустические системы, применяемые в конструкции подводных лодок второго поколения. Причём, время расчёта динамики цели и сопутствующих параметров существенно уменьшилось.


Дополнительно к акустической системе установлены высокоэффективные датчики для отслеживания субмарин и надводных судов по оставленному кильватерному следу, который сохраняет устойчивость длительное время.

Определение времени передвижения подлодки или судна, высокоточное оборудование способно определить до 5 часов после прохождения корабля. Ко всему прочему, АПЛ «Щука-Б» оснащена важнейшей аппаратурой для навигации и связи:

  • Навигационное оборудование «Симфония-У»;
  • Радиостанция «Молния-МЦ»;
  • Средство космической коммуникации «Цунами».

Вооружение

Атомоход несёт на своём борту внушительное современное вооружение. В торпедно-ракетный комплекс входят четыре торпедных аппарата с 12-ю торпедами калибром 533 мм и четыре торпедных установки с 28-ю торпедами калибром 650 мм.

Надводные цели могут быть атакованы ракетным комплексом С-10 «Гранат» с крылатыми стратегическими ракетами КС-122.

По кодификации НАТО, они носят обозначение SS-N-21 «Sampson». Выпущенная ракета из комплекса «Гранат», способна нести ядерный заряд массой 200 кг на удаление 3000 км, огибая рельеф территории на дозвуковой высоте.

Такие характеристики КС-122 не зря обеспокоили западных военный, ведь под угрозой могут находится не только морские объекты, но и объекты сухопутных войск. Также на лодке «Щука-Б» есть возможность использовать для стрельбы комплексы:

  • Водопад;
  • Ветер.

Стоит добавить, что подлодка имеет мины заграждения, для установки при тактических манёврах.

В 1990 годах, боевой арсенал подводного ракетоносца был модернизирован. На вооружение поступила новая разработка научно-исследовательского института морской теплотехники и государственного научно-производственного предприятия «Регион», универсальная глубоководная самонаводящаяся торпеда – УГСТ. Она заменила торпеды с электрическим приводом ТЭСТ-71М и скоростные торпеды 53-65К.

Основная задача для современной торпеды, стояла в уничтожении надводных и подводных судов врага.

Конструкционные особенности УГСТ позволяли атаковать высокоскоростные цели неприятеля на значительном расстоянии.

Эту выносливость обеспечивали: внушительный запас топлива и мощная тепловая энергоустановка. Движитель УГСТ состоит из водометной установки и аксиально-поршневого двигателя с малым диапазоном шума. Для питания силового агрегата используется гранулированное унитарное топливо.


Самонаводящаяся торпеда свободно развивает скорость выше 50 узлов. Водомётная установка и двигатель не имеют в соединении между собой редукторного механизма, что значительно снижает шумность и увеличивает скрытность применения УГСТ.

При выходе торпеды из трубы ТА, корпус подводной ракеты выдвигает двухплоскостные плавники для направления движения.

Акустическая система самонаведения определяет подводную цель в режиме локации, а надводных кораблей по кильватерному следу.

Ещё одна система координации торпедами осуществляется с борта подводного корабля при помощи проводного управления. Кабельная бобина вмещает 25 000 метров провода. При обнаружении противника, торпеда по команде уходит на поражение и полностью управляется бортовым процессором, который координирует направление к цели.

Характеристики универсальной глубоководной торпеды:

  • длина УГСТ – 7200 мм;
  • вес боезаряда – 300 кг;
  • вес торпеды – 2200 кг;
  • скорость – 50 узлов;
  • глубина применения – 500 м;
  • максимальная дальность – 50 000 м.

В управлении вооружением АПЛ проекта 971 применяется система наведения – «Планшет». Данный вид корректирования стрельбы помогает моделировать тактическую схему акватории: рельеф дна, глубины и фарватеры. После атаки, торпеда транслирует на борт данные о том участке, на котором она была применена, обновляя цифровую схему рельефа.

Ракето-торпеды субмарины, также проходят модернизацию конструкции. В наши дни, модернизированные комплексы оснащены подводным носителем – торпедой МПТ-1М(Э):

  • масса – 256 кг;
  • вес боезаряда – 76 кг;
  • калибр – 324 мм.

В конструкции данной ракеты внедрён гидроакустический поиск и самонаведение в радиусе 2 000 метров. Метод наведения с использованием адаптивного угла упреждения позволяет поражать цель ближе к центру подводного судна.

Торпеда МПТ-1М оснащена турбинным водомётным двигателем на высококачественном топливе, что позволяет развивать существенную скорость на пути к цели, значительно затрудняя обнаружить себя противнику.

На основании подписанного договора о частичном разоружении между СССР и США в 1989 году, поступила команда от высшего руководства снять тактические ядерные боеголовки с ракетных комплексов:

  • Шквал;
  • Водопад;
  • Гранат.

Атомный подводный крейсер «Щука-Б» стал пионером среди многоцелевых АПЛ, чьё серийное производство началось не в Ленинграде и Северодвинске, а в Дальневосточном округе, в городе Комсомольск-на-Амуре. Поступив в ряды ВМФ СССР 30 декабря 1984 года, судно показало внушительное достижение гидроакустической уклончивости.


Согласно исходному документу, К-284 стал более чем в четыре раза тише, чем подводные лодки проекта 671РТМ предыдущего поколения. Данный факт бесспорно дал СССР лидирующее место среди конкурирующих флотов.

Характеристики со сравнительным анализом

Подводные лодки проекта 971 «Щука-Б» смогли превзойти схожие по классу глубоководные крейсеры. Российскую субмарину К-284 третьего поколения неоднократно сравнивали с подлодками четвёртого поколения американского производства «Вирджиния» и «Сивулф», а не с конкурирующим типом – «Improved Los Angeles».

Одним из утверждавших о соответствии АПЛ «Щука-Б» более высокому классу, стал адмирал Jeremy M. Boorda.

Находясь на руководящем посту ВМС США 1994-1996 годы, он подчёркивал, что корабли американского флота расписались в своём бессилии по обнаружению российской АПЛ проекта 971, она настолько бесшумно передвигалась на скорости 7-9 узлов, что её можно смело ставить в ряд к четвёртому поколению подводных лодок.

Третье поколение проекта 971 может незаметно обойти систему нахождения субмарин – SOSUS.

Лос-Анжелес Щука-А Щука-Б Барракуда Кондор Плавник Рюби
Страна США СССР Россия СССР Россия СССР Франция
Дата производства 1972-96 1976-92 1983/2009 1979-87 1986-93 1978-83 1976-83
Дата несения службы 1976- 1977- 1984- 1984- 1990- 1983/1989 1984-
Количество штук 62 15 15 2 2 1 6
Скорость, узлов
Надводная/
подводная
17
30-35
11,7
30
11,7
33
19
35,2

19
35,2
11,5
33,5
14,9
25,1
Водоизмещение, т
Надводный
Подводный
6083
7176
6991
7252
8141
12772
5945
9605
6472
10400
5890
8600
2400
2610
Глубина погружения, м
Стандартная
Критическая
285
455
410
610
480
600
480
550
530
600
1000
1250
350

Эксплуатация

1996 год. Полным ходом идёт Боснийская война. Сербия подвергается агрессии со стороны НАТО во главе с США. Атомная лодка проекта 971 «Волк» несла боевую вахту в водах Средиземного моря. Англичанам удалось запеленговать российскую подлодку, при переходе через Гибралтарский пролив. Выйдя из пролива, субмарина исчезла и появилась у побережья Югославии.


проект 971 зимой

Боевая задача многоцелевых лодок «Волк» и «Пантера» проекта 971, стояла в роли защитников авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», от субмарин противника. Выполняя функцию защиты, российские подлодки вели техническое наблюдение за несколькими иностранными субмаринами, в том числе за моделями АПЛ типа «Los Angeles».

В том же 1996 году, подлодка «Щука-Б» была отправлена нести боевую вахту в воды Атлантического океана. Неожиданно, российский ракетоносец обнаружил подводный крейсер стратегического назначения ВМС США. Была поставлена боевая задача держать скрытное наблюдение за боевым дежурством американской субмарины.

Это решение принял сам капитан. Командир подводной лодки А. В. Буриличев, удостоен звания Героя Российской Федерации за скрытное проведение операции по слежке за ПЛАРБ в водах Атлантики в 1996 году.

След в истории

Продолжить важный путь проекта 971 «Щука-Б» довелось новому типу . Субмарины принадлежат к четвёртому поколению. Главный конструктор нового проекта «Ясень» Владимир Пялов, вёл разработки своей серии подлодок, основываясь на разработках и внедренных технологиях в проектах «Лира» и «Щука-Б».


Основная задача не была связана с модернизацией существующих субмарин, это было принципиально новое детище, которое предполагало заменить базовые модели 971 и впоследствии . В разработке применены абсолютно новые решения, не применяемые ранее ни в одном из глубоководных крейсеров.

Незаконченное производство корпусов проекта 971 К-337«Кугуар» и К-333 «Рысь», на заводе Севмаш, нашло применение в производстве глубоководного . Ему присвоено имя «Юрий Долгорукий».

Последний атомный крейсер проекта 971 «Нерпа» с невероятным усилием достроили, и 23 января 2012 года сдали заказчику ВМС Индии, на условиях лизингового контракта со сроком оплаты в течении 10 лет.

Кораблю присвоили имя «Чакра».

Уходя в историю, многоцелевые ракетоносцы «Щука-Б» и серийные копии проекта 971, оставили незабываемую память в жизни атомного подводного флота и отечественного судостроения. 80-е годы прошлого века отчетливо напоминают о сверхдержаве СССР, которая перегнала потенциального противника в лице США, по бесшумности и мощности вооружения своих атомных подводных крейсеров.

Для истинных ценителей данной модели судна, в продаже можно найти наручные часы «подводная лодка ЩУКА-Б AKULA» серии «Подводный флот», с 24-х часовым циферблатом.

С давних пор являются основной ударной силой нашего флота и средством противодействия потенциальному противнику. Причина этого проста: с авианосцами у нашей страны исторически не сложилось, зато ракеты, пущенные из-под воды, гарантированно могут поразить любую точку на земном шаре. Именно поэтому еще в Советском Союзе придавалось огромное значение разработке и созданию новых типов субмарин. В свое время настоящим прорывом стал проект 971, в рамках которого создавались многоцелевые малошумные корабли.

Новые «Щуки»

В 1976 году было принято решение о проектировании и постройке новых субмарин. Задание было поручено небезызвестному предприятию «Малахит», на который всегда рассчитывал атомный флот страны. Особенность нового проекта в том, что при его разработке были полностью использованы наработки по «Барракудам», а потому стадия эскизного проектирования и многие расчеты были пропущены, что существенно удешевило сам проект и ускорило проводимые в его рамках работы.

В отличие от «предков» семейства 945, проект 971, по предложению инженеров из Комсомольска-на-Амуре, не предполагал использования титана в производстве корпусов. Это было связано не только с огромной стоимостью и дефицитом этого металла, но и с чудовищной трудоемкостью работ с ним. Фактически потянуть подобный проект мог только «Севмаш», мощности которого и так были полностью загружены. На стапели уже были отправлены первые комплектующие… как разведкой были предоставлены сведения о новой американской подлодке типа «Лос-Анджелес». Из-за этого проект 971 был срочно отправлен на доработку.

Уже в 1980 году она была полностью завершена. Еще одной особенностью новых «Щук» было то, что большая часть работ по их проектированию и созданию велась в Комсомольске-на-Амуре. До того тихоокеанские верфи находились на положении «бедного родственника» и выполняли только функции ведомых.

Прочие особенности проекта

Мало кто знает об этом историческом факте, но в самом начале 80-х годов наша страна приобрела у Японии продукцию Toshiba - особо точные станки для обработки металла, которые позволяли делать новые винты, производящие при работе минимум шума. Сама сделка была особо секретной, но США, к тому времени практически «колонизировавшие» Японию, узнали о ней почти сразу. В результате компания «Тошиба» даже попала под экономические санкции.

Благодаря винтам и некоторым другим особенностям конструкции, проект 971 отличала поразительная тишина плавания. Во многом это заслуга академика А. Н. Крылова, который несколько лет работал над понижением шумности субмарин, будучи задействован еще в создании «Барракуд». Усилия заслуженного академика и целого коллектива возглавляемого им НИИ не остались без вознаграждения: лодки проекта 971 «Щука-Б» шумели в несколько раз меньше новейшего американского «Лос-Анджелеса».

Назначение новых подлодок

Новые субмарины были способны достойно встретить любого противника, так как их ударное вооружение и его разнообразие поражало даже видавших виды мореманов. Все дело в том, что «Щуки-Б» должны были уничтожать надводные и подводные суда, вести постановку мин, проводить разведывательные и диверсионные рейды, участвовать в специальных операциях… Словом, делать все, чтобы оправдать характеристику «многоцелевая подлодка проекта 971 «Щука-Б»».

Новаторские решения и идеи

Как мы и говорили, первоначальную конструкцию подводных лодок этого типа пришлось заметно подкорректировать. Единственным слабым звеном наших субмарин в сравнении с их американскими аналогами стало отсутствие цифрового комплекса фильтрации помех. Но по общим боевым характеристикам новые «Щуки» их все равно сильно превосходили. Например, на их вооружении стояли новейшие противокорабельные ракеты «Гранат», позволявшие в случае необходимости сильно проредить любую надводную корабельную группировку противника.

Но уже после «доработки напильником» в 1980 году «Щуки» все же получили цифровой комплекс обработки помех «Скат-3», а также новейшие системы наведения, которые допускали использование самых совершенных крылатых ракет. Впервые была достигнута средств управления боем и самим вооружением, была массово внедрена в конструкцию особая всплывающая капсула для спасения всего экипажа, которая была успешно апробирована еще на «Барракудах».

Конструктивные особенности

Как и все основные субмарины СССР такого класса, подлодки проекта 971 использовали ставшую классической двухкорпусную схему. Впервые в истории «подводного» судостроения был широко использован опыт блочного сочленения фрагментов субмарины, что позволило выполнить большую часть работ в комфортных условиях цеха. Широко использовались также зональные блоки оборудования, которые после завершения монтажа просто соединялись с централизованными шинами передачи данных.

Как удалось снизить уровень шума?

Помимо особых винтов, о которых мы уже неоднократно упоминали, используются особые системы амортизации. Во-первых, все механизмы установлены на специальных «фундаментах». Во-вторых, каждый зональный блок имеет еще одну систему амортизации. Такая схема позволила не только значительно снизить объемы генерируемых подлодкой шумов, но и дополнительно защитить экипаж и технику подлодки от действия ударных волн, образующихся при взрывах глубинных бомб. Так что наш флот, подводные лодки для которого практически всегда являлись основной ударной силой, получил весомый «аргумент» для сдерживания потенциального противника.

Как и все современные субмарины, «Щуки» имеют развитое килевое оперение с выдающимся булем, в котором размещается буксируемая антенна радиолокационного комплекса. Особенность оперения этих лодок в том, что оно сделано как бы единым целым с силовыми элементами основного корпуса. Все это сделано ради того, чтобы максимально минимизировать количество завихрений. Последние могут вывести на след судна гидроакустиков противника. Эти меры дали свои законные плоды: «Щуки» считаются самыми малозаметными подводными судами на сегодняшний день.

Размеры субмарины и экипаж

Надводное водоизмещение корабля составляет 8140 тонн, подводное - 10 500 тонн. Максимальная длина корпуса составляет 110,3 м, ширина не превышает 13,6 м. Среднестатистическая осадка в надводном положении приближается к десяти метрам.

За счет того что в конструкции лодки массово применены различные решения по комплексной автоматизации управления ей, экипаж удалось сократить до 73 человек в сравнении с американскими 143 членами экипажа (на «Лос-Анжелесе»). Если сравнивать новые «Щуки» с предыдущими разновидностями этого семейства, то были значительно улучшены условия жизни и работы экипажа. За счет сокращения численности последнего также появилась возможность расположить людей в двух наиболее защищенных отсеках (жилых).

Силовая установка

Сердцем корабля является реактор мощностью 190 мВт. Имеет в составе четыре парогенератора и одну турбину, средства управления и механизации которой многократно дублированы. Мощность, выдаваемая на вал, составляет 50 000 л. с. Винт - семилопастной, с особым сечением лопастей и уменьшенной скоростью вращения. Максимальная скорость корабля под водой, если переводить в понятные «сухопутным» значения, превышает 60 км/ч! Проще говоря, лодка может двигаться в плотной среде быстрее многих спортивных яхт, не говоря уже о тяжелых боевых кораблях. Все дело в том, что корпуса лодок разрабатывались целым «батальоном» академиков, имеющих многочисленные работы в сфере гидродинамики.

Средства обнаружения кораблей противника

Настоящей изюминкой новой «Щуки» являлся комплекс МГК-540 «Скат-3». Он умеет не только отсеивать помехи, но и самостоятельно засекать пеленг шумов от винтов любого корабля. Кроме того, «Скат» может быть использован в качестве обычного гидролокатора при прохождении незнакомых фарватеров. Дальность обнаружения подлодок противника выросла в три раза по сравнению с субмаринами предшествующих поколений. Помимо этого, «Скат» значительно быстрее определяет характеристики преследуемых целей и выдает прогноз по времени боевого соприкосновения.

Уникальной особенностью любой подлодки проекта 971 является установка, позволяющая обнаружить любой надводный корабль по оставляемому им кильватерному следу. Аппаратура вычисляет расходящиеся от него волны даже спустя несколько часов после прохождения судна в этом квадрате, что дает возможность скрытного слежения за корабельными группировками противника на безопасном от них удалении.

Характеристики вооружения

Основной ударной силой являются четыре ракетно-торпедных аппарата калибра 533 мм. Но куда более внушительно выглядят еще четыре установки калибра 650 мм ТА. Всего на борту субмарины может находиться до 40 ракет и/или торпед. «Щука» может вести огонь ракетами «Гранат», а также «Шквалами», одинаково эффективными в подводном и надводном положениях. Разумеется, есть возможность стрелять обычными торпедами и выпускать из торпедных аппаратов автоматические мины, которые самостоятельно ставятся в боевое положение.

Кроме того, с помощью этой субмарины можно выставлять и обычные минные заграждения. Так что ассортимент средств поражения очень широк. При запуске крылатых ракет их наведение и сопровождение происходят в полностью автоматическом режиме, не отвлекая внимание экипажа от выполнения других боевых задач. Увы, но в 1989 году, после заключения крайне невыгодных для нашей страны соглашений с американцами, подводные лодки проекта 971 выходят на боевое дежурство без «Гранатов» и «Вихрей», так как эти средства поражения могут нести ядерный заряд.

Значимость «Щук» для отечественного кораблестроения

Как мы и говорили, эти субмарины стали первым самостоятельным проектом верфей Дальнего Востока, которые впервые получили государственный заказ такой сложности и важности. Лодка К-284, ставшая флагманом серии, была заложена в 1980 году и уже через четыре года поступила на вооружение флота. Во время постройки в конструкцию оперативно вносились мелкие исправления, которые были штатно использованы при создании всех последующих субмарин.

Уже в процессе первых испытаний моряки и члены Министерства обороны были в восторге от того, насколько малошумной оказалась подводная лодка. Эти показатели были настолько хороши, что позволили с полной уверенностью говорить о выходе советского кораблестроения на принципиально новый уровень. С этим оказались вполне согласны западные военные советники, которые признали «Щуки» оружием нового класса и присвоили им шифр Akula.

Благодаря своим особенностям подводные лодки проекта 971 могут преодолевать глубокоэшелонированную противолодочную оборону, оборудованную стандартными средствами акустического обнаружения. Учитывая мощное вооружение, субмарина вполне может постоять за себя даже в случае своего обнаружения.

Даже в зоне господства противника тихие и незаметные АПЛ проекта 971 могут наносить врагу чувствительные потери, вплоть до обстрела прибрежных целей средствами ядерного уничтожения. «Щукам» вполне по плечу надводные и подводные корабли, а также уничтожение стратегически важных командных центров, пусть даже расположенных на значительном удалении от прибрежной зоны.

Значение проекта «Щука-Б» для нашей страны

Появление АПЛ проекта 971 спутало американцам все карты. До этого они вполне справедливо считали свои наступательные надводные силы сильнейшими в мире, а Советский флот, который имел значительно меньше надводных кораблей, их экспертами оценивался довольно низко. «Щуки» же вышли на совершенно новый уровень игры. Они могут спокойно работать даже в глубоком тылу противника, заходя за линии противолодочной обороны. В случае полномасштабной войны от ядерного удара из-под воды не застрахован ни один командный центр, а уж о полномасштабной перерезке морских путей сообщения и говорить не стоит.

Любая наступательная операция потенциального противника в таких условиях превращается в аналог танца на а уж о внезапности нападения можно забыть. Руководство США «Щуки» (особенно модернизированные) сильно беспокоят. Уже в 2000 годах они неоднократно предпринимали попытки пробить законодательно договор о сильном ограничении их использования, но интересы РФ к подобным «взаимовыгодным» соглашениям не располагают.

Модификации и дальнейшее развитие проекта

Впоследствии «Щука» (проект 971) неоднократно улучшалась, особенно в части гидролокационной малозаметности. Особенно отличаются от прочих суда «Вепрь» и «Дракон», построенные по индивидуальному проекту 971У. Их сразу заметно по измененным обводам корпуса. Последний был удлинен сразу на четыре метра, что позволило штатно разместить дополнительное оборудование для пеленгации и применять новые конструктивные решения, направленные на снижение уровня шумности. Более чем на полторы тонны возросло водоизмещение в надводном и подводном положениях.

Значительно изменилась и силовая установка, которую питает реактор модели ОК-650Б3. Изменения были настолько очевидны, что новая атомная многоцелевая подводная лодка в зарубежных СМИ сразу была окрещена Improved Akula. По тому же проекту должны были построить еще четыре субмарины, но в итоге на верфях были заложены и созданы только две из них. Первая из них, К-335 «Гепард», вообще была построена по спецпроекту 971М, который предусматривал использование в конструкции новейших достижений радиоэлектронной промышленности.

Эта лодка вообще стала для западных военных моряков известна как Akula II, так как ее отличия от базового проекта были разительны. Вторая достроенная субмарина, она же К-152 «Нерпа», также создавалась по особому проекту 971И, изначально предназначаясь для передачи в аренду ВМС Индии. В основном «Нерпа» отличается от своих «собратьев» максимально упрощенной радиоэлектронной начинкой, в которой нет секретных комплектующих.

Преемственность поколений

Изначально все лодки этой серии имели только индекс, не обозначаясь именами собственными. Но в 1990 году К-317 получила имя «Пантера». Оно было дано в честь субмарины еще Российской Империи, которая первой открыла боевой счет. В дальнейшем «именинницей» стала АПЛ «Тигр» проекта 971. Вскоре все подводные лодки этого семейства также получили имена собственные, перекликающиеся с обозначениями кораблей, бывших в составе Императорского и Советского ВМФ. Единственное исключение, которое имеет проект 971, «Кузбасс». Ранее это судно именовалось «Морж». Сперва его назвали в честь одной из первых подлодок Империи, но впоследствии почтили память советских моряков.

Но наиболее значимыми стали АПЛ, выпущенные на Севмаше. Вся их серия получила кодовое наименование «Барс». За это все субмарины проекта получили на западе прозвище «кошки».

«Полубоевая» работа

Во время агрессии НАТО по отношению к Сербии в 1996 году К-461 «Волк» несла боевое дежурство в Средиземном море. Американские гидроакустики сумели засечь ее месторасположение во время прохождения Гибралтарского пролива, но наши подводники сумели от них уйти. Повторно обнаружить «Волка» удалось только непосредственно у берегов Югославии. В этом боевом походе АПЛ прикрывала отечественный авианосец «Адмирал Кузнецов» от потенциальных агрессивных действий «западных партнеров». В это же время «Волк» проводил скрытное слежение за шестью АПЛ НАТО, в числе которых была одна лодка «конкурирующего» типа «Лос-Анджелес».

В том же году еще одна «Щука-Б», находившаяся под командованием А. В. Буриличева, несла боевое дежурство в водах Атлантики. Там экипаж обнаружил ПЛАРБ ВМС США, а затем скрытно сопровождала корабль на всем протяжении его боевого дежурства. Если бы дело было в условиях войны, американский ракетоносец пошел бы ко дну. Командование все это отлично понимало, а потому Буриличев сразу после «командировки» получил звание Героя Российской Федерации. Это еще одно свидетельство высоких боевых качеств и скрытности любой лодки проекта 971.

О случаях аппендицита в море…

В конце февраля все того же 1996 года и вовсе произошел анекдотический случай. Тогда как раз проводились масштабные учения флота НАТО. Ордер противолодочных кораблей только-только успел выйти на связь с командованием и доложить об отсутствии субмарин потенциального противника по курсу следования конвоя… Через несколько минут с английскими кораблями связался командир российской подводной лодки. А вскоре перед ошалевшими британскими моряками всплыла и сама «виновница торжества».

Экипаж сообщил, что один из моряков находится в тяжелом состоянии из-за лопнувшего аппендицита. В условиях подлодки успех операции не гарантировался, а потому капитан принял беспрецедентное решение о связи с зарубежными коллегами. Больного быстро погрузили на английский вертолет и отправили в госпиталь. Что чувствовали в этот момент британские моряки, только что отчитавшиеся об отсутствии вражеских подлодок, сложно представить. Что еще интереснее, они не смогли тогда засечь лодку проекта 971 старой серии! С тех пор проект 971 «Акула» пользуется глубоким уважением у

Современное положение дел

В настоящее время все субмарины этой серии находятся в строю, служат в составе Тихоокеанского и Упомянутая выше «Нерпа» находится на службе в и, по условиям контракта, пробудет там до 2018 года. Возможно, что после этого индусы предпочтут продлить контракт, так как ими высоко оцениваются боевые качества российской субмарины.

К слову говоря, в индийском флоте «Нерпу» назвали Chakra. Интересно, что ранее точно такое же имя носила лодка 670 «Скат», которая также на условиях лизинга прослужила Индии в промежутке от 1988 до 1992 года. Все служившие там матросы стали настоящими профессионалами своего дела, а некоторые офицеры с первой «Чакры» уже успели дослужиться до адмиралов. Как бы там ни было, но российские «Щуки» сегодня активно используются в нелегком деле несения боевого дежурства и служат одним из гарантов государственного суверенитета нашей страны.

Сегодня, когда флот начинает постепенно восстанавливаться после 90-х годов, уже идут разговоры о том, что атомные подводные лодки пятого поколения должны базироваться именно на разработках проекта 971, так как суда этой серии успели неоднократно доказать свою перспективность. Сами же «Щуки» соответствуют по своим параметрам субмаринам четвертого поколения. Косвенным подтверждением этого служит тот факт, что они неоднократно обманывали гидроакустическую систему обнаружения SOSUS, которая в свое время создавала немало проблем советским морякам.

В настоящее время можно назвать множество , погибших в годы второй мировой войны по неустановленным причинам. С большой долей вероятности можно предположить, что большинство из них оказалось на морском дне не без воздействия противника. Иные завершили свою боевую карьеру вследствие кораблекрушений. Третьи, возможно, были по ошибке уничтожены своими - подобные случаи большой редкостью не являлись. Быть может, такая же участь постигла подводную лодку Черноморского флота «Щ-206», погибшую в первом же боевом походе.

«Щука» - сокращенное название шести серий дизель-электрических подводных лодок ВМФ СССР. Строились по проектам Б.М. Малинина. За основу был взят проект третьей серии подводных лодок, отличавшейся простотой конструкции, надежностью, возможностью перевозки по железной дороге в разобранном виде.

Дизель-электрическая торпедная подводная лодка серии V-бис-2 шифр «Щука», бортовой номер «Щ-206». До 1934 года носила название «Нельма ». Советская «Щ-206» была заложена 5 января 1934 года на заводе № 200 «Имени 61 коммунара» в городе Николаеве, спущена на воду 1 февраля 1935 года. 1 октября 1936 года вошла в состав Черноморского флота СССР.

дизель-электрическая торпедная подводная лодка серии

V-бис-2 шифр «Щука» фото

советская субмарина «Щ-206» в Южной бухте, город Севастополь

В день начала Великой Отечественной войны подводная лодка «Щ-206» вышла в боевой поход к румынским берегам. Командир подлодки капитан-лейтенант С. А. Каракай получил приказ атаковать румынские корабли в случае их выхода из главной базы флота противника - Констанцы. В базу субмарина «Щ-206» не вернулась, открыв тем самым список потерь подводных лодок Черноморского флота.

В скором времени появилась основная версия гибели подводной лодки «Щ-206», согласно которой субмарина подорвалась на румынском минном заграждении. К слову, эта версия считается общепризнанной и на сегодняшний день. Правда, позднее выяснилось, что границы позиции подводной лодки «Щ-206» не включали район самой Констанцы, поскольку румыны объявили о постановке там мин задолго до начала войны. Возможно, подлодка «Щ-206» оказалась на минном заграждении в результате досадной навигационной ошибки.

В соответствии с другой версией, советская подводная лодка «Щ-206» была потоплена 9 июля румынскими боевыми кораблями. В этот день румыны решили заняться тралением фарватера к югу от основной базы их флота - там, где находилась позиция советской подлодки. Обнаружив перископ, румынские корабли стали преследовать неопознанную субмарину . Позднее к месту событий подошли торпедные катера, атаковавшие подводную лодку глубинными бомбами. Завершилась погоня мощным подводным взрывом и образованием на поверхности воды масляного пятна.

Однако и в данном случае нельзя с полной уверенностью заявлять о победе вражеских кораблей над подводной лодкой «Щ-206», так как сильный подводный взрыв мог быть принят за серию взрывов собственно глубинных бомб, а перископы и масляные пятна морякам мерещились довольно часто.

К сожалению, в начальный период войны советские вооруженные силы действовали несогласованно. Исключением не являлся и Черноморский флот. Быть может, отсутствие согласованности между командирами кораблей и соединений с одной стороны, и вышестоящим руководством с другой, послужило причиной гибели подводной лодкой «Щ-206»?

На следующий день, после того как советская подводная лодка «Щ-206» в последний раз покинула базу, из Ставки Верховного главнокомандования в штаб Черноморского флота поступила депеша, согласно которой надводным кораблям предстояло провести набеговую операцию на Констанцу. Целью рейда являлось уничтожение нефтехранилища и разведка обороны румынской военно-морской базы. Вечером 25 июня отряд легких сил в составе крейсера «Ворошилов», лидеров эскадренных миноносцев «Москва» и «Харьков», а также эсминцев «Сообразительный» и «Смышленый» вышел из порта Севастополь на бомбардировку вражеского побережья. Однако командующий операцией Т. А. Новиков не был поставлен в известность о нахождении у румынских берегов советской субмарины «Щ-206». Естественно, не мог ничего знать о проведении операции и командир дизельной подводной лодки .

Утром следующего дня отряд Черноморского флота появился в районе Констанцы. Вскоре началась артиллерийская дуэль с береговыми батареями противника. Поединок складывался не в пользу эскадры Новикова, поскольку береговые цели были неплохо различимы, а силуэты советских кораблей было отчетливо видно. Спустя несколько минут после открытия огня взорвался и затонул эсминец «Москва» - корабль маневрировал на вражеском минном поле. В итоге отряд кораблей вынужден был оставить опасный район.

Правда, злой рок кораблей отряда легких сил на этом не закончился. При отходе эскадры с левого борта эсминца «Сообразительный» был обнаружен след торпеды. «Сообразительный », в свою очередь, выпустил несколько глубинных бомб по предполагаемому месту нахождения субмарины. Во время подводных взрывов из воды показалась корма подлодки, затем последовали характерные признаки ее гибели - воздушные пузыри и масляные пятна.

Моряки-черноморцы предположили, что уничтоженная эсминцем «Сообразительный » субмарина была единственной румынской подводной лодкой «Дельфинул », но последняя находилась далеко от места событий и впоследствии пережила войну. Название и принадлежность потопленной подлодки так и остались невыясненными.

Данное обстоятельство послужило основой для предположения, что атакованной субмариной была советская подводная лодка «Щ-206». В гораздо более позднее время у этой версии появились многочисленные сторонники. Они также объясняют гибель эскадренного миноносца «Москва » ошибкой командира подводной лодки «Щ-206», который, будучи не в курсе проводимой набеговой миссии, принял своим корабли за румынские.

Однако по сей день явных доказательств своей правоты у приверженцев этой точки зрения нет. Вероятно, следы торпед и признаки гибели неизвестной субмарины в очередной раз были ничем иным, как плодом воображения моряков, а истинная причина гибели подводной лодки «Щ-206» так и осталась тайной. Остается верить, что не навсегда.

В годы второй мировой войны класса «Щука » активно участвовали в боевых действиях на море. За боевые заслуги шесть из них стали гвардейскими, одиннадцать награждены орденом Красного знамени.

Технические характеристики подводной лодки «Щука»:

Длина - 58,8 м,
Ширина - 6,2 м;
Осадка - 4,3 м;
Водоизмещение надводное 609 тонн
Водоизмещение подводное - 706 тонн;
Глубина погружения - до 90 м;
Силовая установка - два дизельных двигателя по 685 л.с. и два электромотора по 400 л.с.;
Скорость - 10 узлов;
Дальность плавания - 9300 миль в надводном положении и 100 миль в подводном положении;
Экипаж - 40 человек;
Вооружение :
Торпедные аппараты 533 мм - 4 носовых и 2 кормовых (10 торпед);
Орудие 45 мм (на некоторых 37 мм автоматические пушки) - 2;

ТТД:
Водоизмещение (надводное/подводное): 586/708 т.
Размеры: длина - 58,8 м, ширина - 6,2 м, осадка - 4,0 м.
Скорость хода (надводная/подводная): 14,1/8,5 узлов.
Дальность плавания: над водой 4500 миль 8,5 узлах, под водой 100 миль при 2,5 узлах.
Силовая установка: 2х800 л.с. дизеля, 2х400 л.с. электромотора.
Вооружение: 4 носовых + 2 кормовых 533-мм торпедных аппарата (10 торпед), 2 45-мм орудия 21-К
Глубина погружения: рабочая - 75 м, предельная - 90 м.
Экипаж: 40 человек.

История:
Подводная лодка типа "Щ", X серия.

Тактико-технические характеристики подводных лодок этого типа незначительно изменялись от серии к серии в сторону увеличения мощности дизелей и некоторого уменьшения дальности плавания, а также увеличения скорости подводного хода; вооружение при этом оставалось неизменным. Полуторакорпусные лодки типа "Щ" имели семь отсеков: первый и седьмой - торпедные; второй и третий - жилые (здесь же аккумуляторы под разборным настилом из деревянных щитов, под аккумуляторами топливные цистерны); четвертый отсек - центральный пост; пятый - дизельный; в шестом находились два главных электродвигателя и отдельно - два электродвигателя экономического хода (по 20 л.с.).

Заложена 27.03.1935 г. на заводе имени 61 коммунара в Николаеве. 11.01.1937 г. спущена на воду, 10.04.1939 г. вошла в состав Черноморского флота.

К началу войны самая прославленная в будущем "щука" Черноморского флота (капитан-лейтенант В.Я. Власов, с 20.7.1941 - капитан-лейтенант Г.П. Апостолов) заканчивала текущий ремонт в Николаеве. После него последовал выход на дозорную позицию (4-25.8.1941), затем - крейсерство у м. Эмине (5-22.10.1941). Последнее по времени совпало с миннозаградительной операцией румынских ВМС у берегов Болгарии. К сожалению, во всех пяти встречах с румынскими кораблями командир и экипаж "щуки" продемонстрировали крайне низкую боевую выучку и не успевали занять выгодную позицию для атаки. Лишь днем 9 октября удалось довести дело до залпа, но единственная выпущенная торпеда прошла мимо румынской канлодки, осуществлявшей траление впереди заградителей.

Затем субмарина ходила к м.Зейтин-Бурну на коммуникацию Босфор-Бургас (13.11-2.12.1941). Единственная торпедная атака 18 ноября прошла без срывов, но одиночный транспорт "без марок нейтралитета и с плохо различимым флагом" на поверку оказался турецким "Енидже" (428 брт). Судно, следовавшее в балласте, быстро затонуло, унеся на дно 12 членов экипажа. В январе (9-27.1.1942) подлодка патрулировала у м.Олинька, но, кроме многочисленных плавающих мин, ничего не обнаружила.

В начале следующего месяца, после назначения Апостолова на подводный минзаг Л-24, командиром Щ-215 стал служивший ранее на ней помощником капитан-лейтенант В.А.Коршунов. Под его началом субмарина совершила походы к мысам Эмине (23.3-11.4.1942) и Олинька (6-23.6.1942). Насыщенным событиями оказалось лишь второе патрулирование, поскольку именно через этот район пролегала интенсивно использовавшаяся врагом коммуникация Констанца-Одесса. Коршунов осторожно держался вдали от берега, но и там несколько раз обнаруживал "быстроходные боевые корабли противника", идентифицированные им как румынские эсминцы. Вечером 20 июня "щука" все-таки смогла выйти в атаку, но ее залп оказался замечен, и противник увернулся от торпед. Согласно зарубежным данным, объектом нападения на самом деле оказался один из германских речных тральщиков.

По возвращении Щ-215 отправили с грузом в осажденный Севастополь (28.6-3.7.1942). Субмарина прибыла в подходную точку фарватера вечером 30 июня, но из-за обстрела и бомбежки (меньше, чем за сутки вблизи корабля было зафиксировано около 1000 взрывов) Коршунов растерялся и в 16.15 следующего дня без приказа ушел в Новороссийск. Последний поход под его командованием состоялся в начале августа (31.7-19.8.1942) в район Босфора. На протяжении всего крейсерства субмарина держалась на расстоянии от 10 до 40 миль от берега и лишь один раз наблюдала вражеский конвой, атаковать который не удалось из-за большой дистанции. По прибытии последовал текущий ремонт со сменой батареи, а 24 ноября на лодку был назначен новый командир - капитан-лейтенант М.В.Грешилов, прекрасно зарекомендовавший себя на М-35.

Уже в первом походе (10-30.1.1943 в район м. Тарханкут) новый командир продемонстрировал свой знаменитый почерк - активный поиск противника и упорство в достижении поставленной цели. Оно ярко проявилось в ночном бою 24 января, когда лодка дважды безуспешно выпустила торпеды по двум БДБ, шедшим в составе небольшого конвоя. Не желая смириться с неудачей, Грешилов вступил в артиллерийский бой, в ходе которого, по-видимому, добился двух снарядных попаданий в десантную баржу F-125. Огневое превосходство БДБ над "щукой" выявилось на второй минуте схватки, после того, как в заднюю часть ограждения рубки попал 88-мм снаряд. Узнав, что трое краснофлотцев ранены осколками, а противник взял подлодку в "вилку", командир счел за лучшее погрузиться.

В течение весны "щука" совершила еще два похода в Каламитский залив (25.2-17.3.1943 и 14.5-1.6.1943). Пять раз (8, 13.3 и 16, 24, 29.5) Грешилов выходил в торпедные атаки, но все они закончились неудачами - очевидно, из-за неисправностей новых неконтактных взрывателей торпед. Единственным результатом стали легкие по­вреждения тральщика R-164 от взрыва, произошедшего в 40 м от его борта.

В очередной поход (23.8-17.9.1943) подлодка вышла к Босфору для перехвата перевозившего хромовую руду транспорта "Тисбе" (1782 брт). Грешилов отлично справился с задачей, потопив судно на виду у двух румынских эсминцев днем 30 августа. Обозленные неудачей немцы выставили в начале сентября у пролива противолодочное минное поле, но "щука" счастливо избежала встречи с "рогатой смертью". В октябре - ноябре (22.10-19.11.1943) она совершила продолжительный поход в район м. Тарханкут. Усиление активности нашей авиации, действовавшей теперь с аэродромов Северной Таврии, предопределило то, что большинство встреч с конвоями противника происходило ночью. Разумеется, добиться попаданий в таких условиях было трудно. Грешилов экономил боезапас, стреляя двухторпедными залпами. Лишь четвертая атака в ночь на 15 ноября принесла результат: торпеда отправила на дно БДБ F-592.

После возвращения "щука" прошла текущий ремонт, затянувшийся до начала марта. Впрочем, из-за отсутствия необходимых запчастей корабль можно было считать отремонтированным лишь с большой долей условности. В марте-апреле (20.3-23.4.1944) Грешилов совершил продолжительный поход на коммуникацию м. Тарханкут - м. Олинька. Лодка не имела перископной антенны ВАНПЗ, потому вся информация авиаразведки поступала на нее лишь ночью, как правило, с большим опозданием. Встречи с конвоями противника в открытом море без предварительного наведения могли происходить только по воле случая, и потому командиру представилось всего две возможности для атаки - 27 марта и 16 апреля. К сожалению, обе они закончились неудачно. В первом случае торпеды взорвались, не дойдя до транспорта "Тотила", во втором - судно "Лола" смогло уклониться от залпа, произведенного с полуторамильной дистанции. Немецкие контратаки не причинили лодке ущерба, но ее техническое состояние было таковым, что, даже несмотря на начало операции по освобождению Крыма, командованию пришлось отослать Щ-215 в док.

18 мая М.В.Грешилов, удостоенный за два дня до того звания Героя Советского Союза, получил назначение в штаб ЧФ, а вскоре на его место пришел капитан 3 ранга А.И.Стрижак. Этот командир за годы войны был командиром трех подлодок (в том числе и Щ-201), пока не оказался на гвардейской Щ-215 (звание присвоено 22 июля 1944 года).

В последнем походе (30.7-31.8.1944) первоначальной позицией субмарины являлись подходы к Бос­фору, затем ее перенаправили к Варне. Следуя в ночь на 5 августа вдоль побережья на широте болгаро-турецкой границы, Стрижак обнаружил небольшое судно, на котором, по его наблюдениям, находилось около 200 вооруженных людей. Не пытаясь выяснить его принадлежности, командир приказал открыть огонь. В результате сорокаминутного обстрела шхуна (а ею оказалась турецкая «Мефкуре», 53 брт) затонула. 24 августа Стрижаку удалось торпедировать болгарскую парусно-моторную шхуну "Вита" (240 брт). Это судно стало последней победой черноморских подводников в Великой Отечественной войне и пятой по счету у самой результативной из уцелевших "щук" ЧФ.

13 июля 1953 года была выведена из боевого состава ЧФ, а 29 декабря 1955 года - исключена из остава ВМФ с поередачей в ОФИ. 18 января 1956 года расформирована и впоследствии разделана на базе "Вторчермета" в Инкермане.

Тип «Щука» (Тип «Щ») III Серии.

Нереализованная модернизация: модернизация 1947 года.
Дальнейшее развитие: тип "Щ" V серии .


1. Количество подводных лодок проекта: 4


2. Изображение проекта:


первоначальный вид


вид после капитального ремонта и модернизации


окраска ПЛ БФ 1941 года (ПЛ Щ-304)


3. Состав проекта:

Наименование корабля

Заводской номер

Примечания

закладки

вступления в строй

ЛЕНИНГРАД: Балтийский завод № 189 (3+1)



Подробная схема подводной лодки типа Щ III серии *
1 - буксирный клюз; 2 - гюйсшток; 3 - волнорезные щиты; 4 - надводный якорь; 5 - подводный якорь; 6 - торпедные аппараты;
7 - цистерна плавучести; 8 - носовая цистерна главного балласта; 9 - носовая дифферентная цистерна; 10 - входной люк с тубусом;
11 - электродвигатель брашпиля; 12 - вьюшка швартовного троса; 13-кислородные баллоны; 14 - электрокомпрессор воздуха высокого давления;
15 - гальюн; 16 - трюмный насос; 17 - электровентилятор общесудовой системы вентиляции; 18 - камбуз; 19 - раковины-умывальники;
20 - провизионная цистерна; 21 - носовые горизонтальные рули; 22-шпиль; 23-цепной ящик; 24-переборочная дверь; 25-запасные торпеды;
26 - койки; 27 - аккумуляторная яма; 28 - турбокомпрессор низкого давления; 29 - контроллер турбокомпрессора низкого давления; 30 - приборный щит;
31 - торпедопогрузочный люк; 32 - аварийный телефонный буй; 33 - каюта командира; 34 - топливные цистерны; 35 - аккумуляторная батарея;
36 - осушительный центробежный насос "Рато"; 37 - шестиклапанная коробка дифферентной системы; 38 - расходный топливный бак;
39 - штурвальная тумба носовых горизонтальных рулей; 40 - штурвальная тумба кормовых горизонтальных рулей; 41 - гирокомпас;
42 - зенитный перископ; 43 - лебедка зенитного перископа; 44 - командирский перископ; 45 - лебедка командирского перископа;
46 - пусковое регулирующее сопротивление электродвигателя кормовых горизонтальных рулей;
47 - пусковое регулирующее сопротивление электродвигателя Носовы горизонтальных рулей; 48 - электродвигатель носовых горизонтальных рулей;
49 - электродвигатель кормовых горизонтальных рулей; 50 - радиорубка; 51 - распределительный щит силовой сети; 52 - штурманский стол;
53 - шахта зенитного перископа; 54 - шахта командирского перископа; 55 - цистерна быстрого погружения; 56 - цистерна лага; 57 - 45-мм орудие;
58 - магнитный путевой компас; 59 - штурвальная тумба вертикального руля на мостике; 60 - боевая рубка;
61 - наружная шахта с верхней захлопкой вытяжной общесудовой системы вентиляции; 62 - шахта выхода из дизельного отсека на мостик;
63 - двери в ограждении рубки; 64 - сигнальная мачта; 65 - топовый огонь; 66 - кильватерный огонь; 67 - радиомачта; 68 - дизель 38В8;
69 - резервный масляный насос; 70 - трап; 71 - бачок расходного масла; 72 - холодильник масла; 73 - ящики для патронов регенерации воздуха;
74 - разобщительная муфта "Бамаг"; 75 - промежуточный подшипник; 76- газоотвод дизелей с клапанами; 77 - цистерны циркуляционного масла;
78 - цистерны чистого масла; 79 - цистерны судового запаса масла; 80 - главный гребной электродвигатель;
81 - щит параллельно-последовательного соединения групп аккумуляторной батареи; 82 - щит управления главными гребными электродвигателями;
83 - шкаф для хранения инструмента; 84 - глушитель газоотвода дизеля; 85 - воздушный баллон торпедной стрельбы; 86 - кулачная разобщительная муфта;
87 - упорный подшипник "Митчеля"; 88 - промежуточный вал; 89 - промежуточный подшипник; 90 - электродвигатель экономического хода;
91 - мортиры гребного вала; 92 - щит управления электродвигателями экономического хода; 93 - преобразователь вертикального руля;
94 - баллоны воздуха высокого давления емкостью 78 литров; 95 - шлюпка; 96 - флагшток; 97 - кнехты; 98 - цистерна пресной воды;
99 - кормовая дифферентная цистерна; 100 - кормовая цистерна главного балласта; 101 - гребной винт; 102 - ограждение веритикального руля;
103 - вертикальный руль; 104 - кормовые горизонтальные рули; 105 - гакобортный огонь; 106 - леер; 107 - оттяжки радиоантенны; 108 - леерная антенна;
109 - доковый киль; 110 - бортовые цистерны главного балласта; 111 - проницаемая часть; 112 - носовая палубная цистерна;
113 - кормовая палубная цистерна; 114 - уравнительная цистерна; 115 - ограждение кормовых горизонтальных рулей.