Теория Раскольникова в романе «Преступление и наказание». (Достоевский Ф

Урок «Мастер-класс» по теме:

«Теория Раскольникова»

(роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Подготовил:

преподаватель русского языка и литературы

«Профессионального училища - № 105»

Пешкова Наталья Владиславовна

Г. Норильск

2014 г.

Тема урока . Теория Раскольникова.

Цель урока . Раскрыть суть теории Раскольникова, разобраться в ведущих мотивах преступления.

Методические приемы . Лекция с элементами беседы,

Оборудование . Портрет писателя, текст произведения, музыкальное сопровождение, фрески «Сикстинской капеллы», живописное изображение главного героя романа, слайды.

Ход урока.

Звучит музыка (токката) И. Баха.

1. Вступительное слово преподавателя.

Почему именно Бах? Многие литературоведы отожествляют музыкальное творчество гения Баха с литературным творчеством Достоевского. Что же объединяет их? Это необыкновенная мощь, масштабность, трагичность. Практически все произведения Достоевского трагедийны, несут идею греха: убийство, самоубийство, грехопадение. Но Достоевский не был бы Достоевским, если бы его произведение – роман «Преступление и наказание», являл бы собой произведение криминального характера с описанием жизни «униженных и оскобленных». Это прекрасно делали и до него и после него. У Достоевского каждый герой является носителем определенной идеи, теории. Каковы же истоки теории главного героя?

Созданию пяти лучших романов Достоевского, один из которых «Преступление и наказание», предшествовала философская повесть «Записки из подполья», где обозначился кризис гуманистических идеалов, направленный против теории «разумного эгоизма». Взгляды главного героя отражали идеи, почерпнутые из разных европейских и русских источников и объединенные в единое и цельное мировоззрение.

2. Лекция с элементами беседы по отрывку романа.

Традиции гуманизма в русской литературе.

1. Эпоха Возрождения 14-17 века – расцвет человеческой личности, раскрепощение от пут средневекового католицизма.

2. Французские просветители, 18 век – отрицали божественную сущность мира (атеистическое миропонимание), человеческому разуму приписывались неограниченные возможности.

3. Марксизм выработал систему материалистичных представлений об окружающей действительности, соединив освободительную борьбу рабочего класса с борьбой против религии и церкви.

4. Макс Штирнер – немецкий философ (1806 – 1856). Проповедует самообожествление.

5. Фридрих Ницше – немецкий философ (1844 – 1900) учение о сверхчеловеке.

Что объединяет все эти учения?

( Отрицание Бога )

Отрицание бога постепенно ведет к оправданию дьявольского начала. Достоевский увидел зияющую бездну за этими и подобными учениями. Господь дал человеку свободу. Это великий дар, но и великий соблазн. И там, где начинается своеволие и произвол, там подстерегают человека духи тьмы. Поэтому есть три выхода из «подполья»: обретение веры, самообожествление (демонизм) и самоубийство.

Работа с опорной картой-схемой.

Рассмотрим мотивы убийства Раскольникова.

Опишите социальное положение и условия жизни Родиона Раскольникова.

Охарактеризуйте положение родных Раскольникова.

Охарактеризуйте условия жизни Мармеладовых.

Вывод. Мотивы (Одиночество, крайняя степень нищеты, страх за судьбу своих родных, гордыня, убежденность в своей исключительности, впечатления от страданий окружающих).

Каким образом главному герою пришла идея избрать жертвой процентщицу Алену Ивановну

Вывод. Идея (В услышанном разговоре студента и молодого офицера Раскольников улавливает идею, поразительно схожую с собственной: убить, глупую, бессмысленную, ничтожную, злую, больную, никому не нужную, а напротив всем вредную старушонку, взять ее деньги, «обреченные на монастырь», и загладить это «крохотное преступленьице тысячами добрых дел»).

Определим теорию главного героя.

Зачитывается текст романа (пояснение Раскольниковым своей теории). Теория Раскольникова, (написанная полгода назад) изложенная героем в статье « О преступлении» и опубликованная за два месяца до преступления в газете «Периодическая речь». 3 ч. романа.

К какому выводу пришел герой, размышляя над историей?

( Исторический прогресс осуществлялся на чьих-то страданиях ).

В чем суть теории героя, в которую он верит?

( Суть в том, что одним дано право вершить прогресс, творить историю. История оправдывала жертвы законами прогресса во все эпохи.)

К какому разряду людей принадлежит сам герой?

Поделив людей на 2 категории, Раскольников сам не может определить, «тварь он дрожащая» или «право имеет».)

Вывод. Теория. (Раскольников ищет неопровержимые доказательства справедливости убийства «по совести», что явилось теорией чудовищной по своей сути, но имеющей вид стройный и убедительный. Раскольников приходит к убеждению, что человечество испокон веков делится на два разряда: на обыкновенных людей, составляющих большинство, и способных производить себе подобных; и на необыкновенных, их меньшинство, навязывающих большинству свою волю, не останавливаясь, если надо, перед преступлением).

3. Заключительное слово преподавателя.

Тема ответственности за свои деяния прослеживается у многих авторов русской и советской литературы.

Теория Раскольникова носит антигуманный характер, так как оправдывает «природное неравенство людей, беззаконие, произвол. Это роднит теорию Раскольникова с теорией фашизма, с его проповедью о превосходстве арийской расы.

Согласно концепции А. Гитлера, общество, государство и правящая партия направлялись единой волей вождя (фюрера), которая не ограничивалась никакими формальными рамками. Особую роль в жизни немецкого общества играла идеология, основанная на идеях расизма, антисемитизма и антикоммунизма

Показ слайдов с музыкальным сопровождением и комментированием.

4. Выставление оценок.

5. Домашнее задание. Прочитать 5 и 6 главы романа.

24 февраля 1920 года , «крестный отец» национал-социализма, организовал в пивном зале (Hofbräuhaus) первое из многих больших публичных мероприятий . В ходе своего выступления он провозгласил составленные им, Дрекслером и Федером , которые стали программой нацистской партии. «Двадцать пять пунктов» сочетали пангерманизм, требования отмены Версальского договора, требования преобразований и сильной центральной власти.

«Чистота нордической крови» была для нацистов критерием отнесения человека или целого народа к «высшей» или же «низшей» расе. «Истинными арийцами» признавались лишь те, кого «расологи» Третьего рейха отнесли по своей классификации внешности и обмера черепов к «нордической» или хотя бы «фальской» подрасам европеоидной расы. И Гиммлер упоминал как эталон « нордическую и фальскую германскую кровь ».

Ге́тто (от ghetto nuovo «новая литейная») - районы крупных , где проживают , добровольно либо принудительно, в более или менее жёстких условиях. Термин зародился в в для обозначения района, являющегося местом изолированного проживания евреев.

Во время словом «гетто» стали называть жилые зоны территорий, куда немецкие и/или поддерживающие их режимы местных насильственно перемещали евреев для компактного проживания под надзором.

В лагерях смерти кроме взрослых находились и дети, которых направляли туда вместе с родителями. Прежде всего, это были дети евреев, цыган, а также поляков и русских. Большинство детей-евреев погибало в газовых камерах сразу же после прибытия в лагерь. Немногих из них после тщательного отбора направляли в лагерь, где они подчинялись тем же строгим правилам, что и взрослые. На некоторых из детей, например, на близнецах, проводились преступные эксперименты.

Большинство депортированных в лагеря смерти евреев погибло в газовых камерах и печах сразу же после прибытия, без регистрации и обозначения лагерными номерами. Именно поэтому очень сложно установить точное число убитых – историки сходятся на цифре около шести миллионов человек

Тяжелая работа и голод приводили к полному истощению организма. От голода узники заболевали дистрофией, что очень часто кончалось смертью. После освобождения взрослые узники и узницы весили от 23 до 35 килограммов.

Лагеря смерти были предназначены для тех, кого гитлеровский фашизм обрекал на изоляцию и постепенное уничтожение голодом, тяжелой работой, экспериментами, а также на немедленную смерть в результате массовых и индивидуальных казней

Список литературы

1. Роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского.

2. Энциклопедия для детей. Том 7, Искусство. Ч. 1. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения. ЗАО Издательский дом «Аванта+», Москва, 1998.

3. Путеводитель по Граду Ватикану.

4. Золотарева И. В., Михайлова Т. И. Универсальные поурочные разработки по литературе: 10 класс, II полугодие. Москва: ВАКО, 2007.

Сегодня мы поговорим о теории, с которой нас знакомит Ф. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Какие идеи хотел донести автор и в чём ошибочность теории Раскольникова?

О книге

Федор Михайлович Достоевский создал замечательную книгу о человеческом безумии под названием «Преступление и наказание». Она была написана в далеком 1866 году, но актуальной остается по сегодняшний день. Писатель приподнимает завесу над жизнью обычных людей в России XIX века. В это время активизируется борьба между различными революционными течениями, а социальные противоречия становятся всё острее. В своей книге Достоевский не преследовал цели создать негативного героя: он выносит на первый план проблемы общества, которое создаёт причины, заставляющие человека идти на преступление. Чтобы показать это, он подробно описывает мысли, сомнения, терзания и причины Родиона.

Главный герой

Главным героем является Родион Раскольников - скромный человек, бывший студент, который подрабатывает где придётся и живет в поразительной нищете. Какого-либо просвета в жизни ему не видать, он это прекрасно понимает. Теория Раскольникова в романе «Преступление и наказание» раскрывается перед читателями постепенно для того, чтобы передать всю глубину и обреченность. Стоит понимать, что Родион не последний негодяй и бестолочь, он довольно умён, что ясно видно в процессе прочтения книги. Парень не лишен даже таких качеств, как отзывчивость и доброта. Разве в этом нет парадокса преступности? Ведь единицы со всего мира, которых можно посчитать по пальцам, обладают действительно животной необъяснимой жесткостью, которая не продиктована ничем, кроме жажды крови. Таких людей невероятно мало, а преступления совершаются повсеместно. Как же так? Каждый преступник тоже имеет в себе что-то хорошее, как бы порой трудно ни было это признавать. Рассуждать об этом легко, на практике дело обстоит не так просто, но всё же суть от этого не меняется. Мы понимаем, что Родион обладает рядом положительных качеств, но окружающая его бедность сильно задевает чувства. Кроме того, он видит полное бесправие и обреченность таких же, как он сам. Всё это доводит героя до полного духовного изнеможения, в условиях которого и зарождается его бесчеловечная теория.

Суть теории Раскольникова

Какими же мыслями пытался успокоить себя Родион? Удалось ли ему это? Теория Раскольникова в романе «Преступление и наказание» заключается в том, что делит людей на два типа: полностью бесправных людей и тех, кто может преступать закон в своих личных целях. Это основная мысль, которую развивает по ходу книги главный герой. С течением времени она немного видоизменяется, появляются какие-то новые черты двух категорий людей. Самое забавное, что поначалу самому Раскольникову его теория казалась шуткой, он не воспринимал её всерьез, а считал просто развлечением для того, чтобы не думать о делах насущных. Чем больше Родион «развлекается» таким способом, тем более правдивой, рациональной и верной кажется ему собственная теория. Он начинает всех и вся под неё подводить и размышлять о людях только исходя из этой позиции.

Поиск себя

В чём заключается теория Раскольникова, мы уже знаем, но какое место в ней отведено ему самому? На протяжении книги он и сам пытается ответить себе на этот вопрос. Теория Раскольникова в романе «Преступление и наказание» утверждает, что для счастья и благополучия большинства необходимо уничтожение меньшинства. Посредством трудных размышлений и анализа своего ума Родион решает, что он относится к категории людей, которая имеет право совершать любые поступки ради достижения цели. Для того чтобы проверить удачу и убедиться в своей принадлежности к «элите», Родион решается на убийство старой процентщицы. Суть теории Раскольникова обманчива, ведь он, пытаясь сделать мир лучше, совершает ужасное преступление - убийство.

Последствия

Желая улучшить мир вокруг себя, Раскольников через время понимает, что совершенное преступление не приносит пользы никому. Он осознаёт бессмысленность своего поступка. На этом моменте Фёдор Михайлович Достоевский начинает опровергать уже известную теорию. В книге это происходит на фоне сильных мучений Родиона, которые он испытывает после убийства. Теория Раскольникова в романе «Преступление и наказание» терпит крах, а сам главный герой ощущает себя загнанным зверем, ведь, с одной стороны, его терзает совесть, а с другой - он боится совершить ошибку и выдать себя.

Осмысление

Главной герой проводит очень неудачный эксперимент над собой, который приводит к апатии и депрессии, ведь проблемы остались нерешенными, а кроме того, каждую ночь мучает совесть. В чем заключается теория Раскольника после преступления? Для него она оставалась такой же, но ему пришлось принять тот факт, что и он, судя по всему, бесправная дрожащая тварь. До последнего он старается держаться своих взглядов. Смерть старухи отрезает его от окружающего мира, он полностью погружается во внутреннюю жизнь. Теория Раскольникова, цитаты которой поражают жестокостью даже взрослых людей, должна была помочь молодому человеку обрести покой, но завела его в ужасные дебри собственной совести.

Он пытается найти какое-то спасение, ибо чувствует, что гнет мыслей скоро погубит его. Раскольников хочет найти человека, которому сможет поведать свою страшную тайну. Он решает довериться Соне Мармеладовой - девушке, которая нарушила законы морали. Раскольников облегчает душу. Молодой человек продолжает общаться с девушкой и под её влиянием раскаивается в преступлении перед законом. Теория Раскольникова (кратко в статье она описана) терпит фиаско.

Крах

Отказ от взглядов даётся Родиону очень тяжело. Большое влияние на него оказывает вера в людей в бога и безмерная доброта Сони Мармеладовой. Теория Раскольникова (кратко изложена выше) терпит полнейший крах только после того, как он видит сон, где все убивают друг друга, и в результате земля становится опустошенной. Полный абсурд. Наконец-то Родион понимает ошибочность своей теории, ведь суть её состоит в том, что не останется людей. После сна главный герой постепенно начинает возвращать себе веру в людей и в добро. Дается это непросто, он упорно отказывается от прошлых взглядов. Родион начинается понимать, что каждому должно быть доступно счастье. Он также придет к глубокому пониманию христианских ценностей. Счастье и благополучие невозможно построить на преступлении. Недопустимо убийство даже одного человека, ведь люди по своей природе абсолютно равны. Ниже приведем некоторые цитаты из книги:

. «Власть даётся лишь тому, кто посмеет наклониться и поднять её. Тут одно только, одно: надо только посметь!»

. «Чем хитрей человек, тем он меньше подозревает, что его собьют на простом. Хитрейшего человека именно на простейшем надо брать».

. «...И дойдешь до черты, что не перешагнешь ее — несчастна будешь, а перешагнешь, — может, еще несчастнее станешь...»

Итак, сегодня мы узнали, в чём заключается теория Раскольникова.

Сочинения по литературе: Смысл теории раскольникова Федор Михайлович Достоевский - величайший мастер психологического романа не только в русской, но и в мировой литературе. В его социально-философском, психологическом романе "Преступление и наказание" приводятся различные философские теории, сопоставляются идеалы, жизненные ценности. Родион Романович Раскольников - главный герой романа. Он "бывший студент", вынужденный оставить учебу из-за нехватки денег, живущий в беднейшем квартале Петербурга в каморке, больше похожей на шкаф. Но он человек умный, личность, способная оценивать окружающую его действительность.

Именно в такой обстановке, где вынужден обитать герой, и могла зародиться его бесчеловечная теория. Раскольников опубликовал в журнале статью, в которой размышлял о том, что все люди делятся на "право имеющих", кто может переступить некий морально-нравственный рубеж, и "тварей дрожащих", которые должны подчиняться сильнейшему. Обыкновенные люди - лишь существа, предназначенные для воспроизводства себе подобных. "Необыкновенные" - это те люди, которые управляют миром, достигают высот в науке, технике, религии. Они не только могут, а обязаны уничтожать все и вся на своем пути к достижению цели, необходимой всему человечеству. К таким, по мнению Раскольникова, принадлежат и Магомет, и Ньютон, и Наполеон.

Сам главный герой, находясь во власти наполеоновского комплекса, пытается выяснить, кто же он: "тварь дрожащая" или "право имеющий". Чтобы проверить свою теорию, Раскольников решается на преступление - убить старуху-процентщицу, чтобы облегчить жизнь многим другим людям: своей матери, сестре, Мармеладовым, Лизавете, сестре процентщицы. Взятые у старухи деньги он собирается направить на помощь обездоленным. "Одна смерть и сто жизней взамен",- рассуждает он, сравнивая свои планы с арифметикой. При воплощении теории в жизнь все оказывается гораздо сложнее. Убив старуху, он убивает и Лизавету.

Ему не нужны лишние свидетели. Но человеческая натура подвела его. Раскольников в спешке забирает лишь безделушки. А про деньги забывает. Даже то, что он взял, Раскольников прячет, боясь обыска.

Ничего из взятого он не употребляет на себя, чтобы облегчить свое материальное положение. Кажется, что все идет благополучно, в преступлении обвиняют другого человека. Но совесть мучает Раскольникова, он становится мнительным, раздражительным, шарахается от каждого выкрика. Смерть старухи не только не приносит ни ему счастья, ни его близким, а отрезает его от мира людей. Согласно своей идее он должен был ненавидеть всех, кого он любил. Теория Раскольникова отделяет его от людей. Для преступника муки совести становятся тяжелее всякого юридического наказания. Нечеловеческая идея-страсть, приобретя ужасные формы, медленно убивает и самого героя. Крушение теории Раскольникова, его духовное возрождение происходит по многим причинам, но главная - его встреча с Соней Мармеладо-вой.

После убийства старухи вся его сущность, все его добрые чувства^ такие как сострадание, доброта, забота о ближнем, великодушие, - протестуют против расчетов его ума. Гордый, надменный, отрезанный от мира людей, Раскольников идет к тому, кому он может доверить свою тайну, В конце концов он открывается Соне, блуднице, совершившей также преступление, только преступление над самой собой. Соня духовно много выше Раскольникова. Она является носительницей авторских христианских идей всепрощения и смирения. Именно она убеждает Раскольникова пойти с повинной.

Теория героя терпит крах. Он уже не может следовать ей. Окончательный крах идеи происходит в снах героя, которые опровергают саму идею деления людей на два разряда. В последнем сне он видит трихины, которые, подобно людям из его теории, уничтожают сами себя. Преступник сам идет в полицейский участок и сознается в содеянном. Его отправляют на каторгу. "Вечная" Сонечка следует за ним.

На каторге происходит нравственное возрождение героя. Он отказывается от своей теории, приходит к христианским ценностям, миропониманию, читает Евангелие. Он понимает, что счастье не может быть построено на преступлении. В своем романе Достоевский хотел показать не банальную историю убийства, а истоки и причины его. Он создал картину переживаний и мучений преступника. Автор, в отличие от Толстого, который показывает своих героев в развитии, в постоянном поиске смысла жизни, стремится найти источник зарождения антигуманной, бесчеловечной теории, показать все ее пагубное воздействие на человека.

В своем социальном, психологическом и философском романе "Преступление и наказание", написанном в 1866 году, Федор Михайлович Достоевский воспроизвел жизнь России в 60-е годы XIX столетия, когда страна переживала мощные социальные сдвиги и перемены. Резкой критике Достоевский подвергает буржуазную цивилизацию, которая порождает не только видимое зло, но и то худшее, бесчеловечное, что таится в глубине человеческого сознания. Главным героем романа является Родион Раскольников, бывший студент, который живет в глубокой нищете без всякой надежды на какое-то улучшение своего положения. Но, несмотря на то что Раскольников является всего лишь "маленьким человеком", он - яркая индивидуальность. Он умен, наделен выдающимися способностями, склонен к самоанализу, любит ближних. Но нищета, из которой уже не способен подняться человек, комната, похожая на гроб, постоянные крики и стоны людей - все это повлекло за собой рождение теории Раскольникова. Он понимал: для того, чтобы изменить свою жизнь, судьбу матери и сестры, надо изменить весь существующий порядок вещей.

В нем рождается чувство протеста, и он восстает против всего мира в одиночку, по своей, им самим выработанной программе. Анализируя причины существующего в мире несправедливого порядка вещей, Раскольников приходит к выводу, что на свете существует два разряда людей: "материал", годный лишь для воспроизводства себе подобных, и гении, такие как Магомет и Наполеон, которые имеют право жертвовать ради своих интересов жизнями других людей, не останавливаясь при необходимости и перед преступлениями. Для того чтобы избавить мир от несправедливости и доказать себе, что он не "тварь дрожащая", Раскольников идет на убийство старухи-процентщицы. Он одержим идеей всеобщего блага. Желая сделать мир лучше, он становится убийцей и несет наказание за содеянное преступление. Жизнь преподносит ему урок, заключающийся в нравственных муках, которые он испытывает после совершения убийства. Достоевский исследует сознание и подсознание героя.

Подсознание подсказывает герою, что он убил не старуху, а себя, свою душу. Для этого писатель вводит в текст романа сны и видения героя. Содеянное зло никому не принесло пользы. После совершения преступления герой постоянно подвержен и болезни физической: он часто впадает в беспамятство, его лихорадит. Он ослаблен, порой не может даже подняться с кровати. Он уже и сам осознает, что напрасно уверил себя в высшей целесообразности и оправданности своего "эксперимента".

В этот момент он решается открыть свою тайну Сонечке Мармеладовой, которая также является преступницей, нарушившей нравственный закон, погубившей свою душу. Именно Соня, ее жертвенность, милосердие, смирение, покорность судьбе сыграли ведущую роль в развенчании теории Раскольникова. Он осознает, что его эксперимент ни к чему не привел: он не реализовал себя как сверхчеловек. Предпринятая им проба доказала, что Наполеон и Мессия в одном лице несовместимы, что тиран и благодетель рода человеческого несоединимы в одном лице. Его попытка привести мир к справедливости и доказать себе свое высокое назначение в мире людей терпит крах.

При этом терпит крах и теория Раскольникова. Осознав неправильность своих суждений, он сознается в убийстве и получит справедливое наказание, которое явится для него освобождением от нравственных мук. Родион Раскольников, осознав гибельность своей теории, ее античеловеческую, антигуманную сущность, возрождается к новой жизни - "впрочем, - говорит Достоевский, - это уже совсем другая история". Таким образом, писатель в своем романе проводит мысль, что преступление, какую бы благородную цель оно ни преследовало, недопустимо в человеческом обществе, что теория, направленная на уничтожение даже одного человека, не имеет право на существование.

Теоретическая основа идеи Раскольникова

Фёдор Михайлович Достоевский неслучайно уделяет описанию теории Раскольникова в романе «Преступление и наказание» такое большое внимание. Она не плод фантазии великого писателя. Среди современников Достоевского было много молодых образованных людей, увлекающихся идеями Ницше. Именно его учение порождало подобные убеждения, популярные среди молодёжи, пытающейся найти выход из унизительного нищенского положения. Произведение талантливого писателя поднимало актуальные проблемы современного общества. Преступность, пьянство, проституция – пороки, порождённые социальным неравенством, захлестнули Россию. Пытаясь уйти от страшной реальности, люди увлекались идей индивидуализма, забывали о вечных нравственных ценностях и заповедях христианской религии.

Зарождение идеи

Главный герой романа Ф. М. Достоевского, обладая незаурядными способностями, мечтая о великом будущем, вынужден терпеть нужду и унижение. Это пагубно повлияло на психологическое состояние героя. Он оставляет учёбу в университете, запирается в своей душной каморке и обдумывает план страшного преступления. Случайно подслушанный разговор кажется Раскольникову странным предзнаменованием. Отдельные мысли и фразы повторяли тезисы статьи «О преступлении», написанной им для газеты. Увлечённый идеей молодой человек решается воплотить теорию в жизнь.

Право сильной личности на преступление

Что же представляла собой знаменитая теория Раскольникова? Люди, по мнению студента, от рождения подразделяются на две категории. Одни относятся к высшему классу избранных «имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово». Им предначертана необычная судьба. Они делают великие открытия, вершат историю, двигают прогресс. Человек, подобный Наполеону, может ради высшей цели совершать преступления, подвергать других смертельной опасности, переступать через кровь. Их не пугают законы. Для них не существует нравственных принципов. Такие особи рода человеческого могут не думать о последствиях своего поведения и стремятся к достижению своей цели несмотря ни на что. Они «право имеющие». Остальная масса людей – материал, «служащий единственно для зарождения себе подобных».

Проверка теории жизнью

Обладая непомерной гордостью, Раскольников причислял себя к избранным. Убийство жадной старухи, совершённое молодым человеком – проверка теории на себе. «Избранный» легко переступает через кровь, чтобы потом облагодетельствовать всё человечество. Чувства сожаления, угрызения совести неведомы такому человеку. Так считает главный герой романа. Жизнь расставляет всё по своим местам. Родион Раскольников, совершив страшное преступление, оказывается в мучительной изоляции. Он, переступивший нравственную черту, несчастен, отлучён от общения с родными людьми, обречён на одиночество. «Я не старуху убил, я себя убил», – восклицает Раскольников. Убийство ставит доброго и благородного по натуре юношу в один ряд с такими порочными личностями, как Свидригайлов и Лужин. Ведь они тоже игнорировали нравственные законы, жили, думая только о собственном благополучии. «Мы одного поля ягоды», – говорит герою Свидригайлов. Переживания главного героя являются самым страшным наказанием и доказательством его заблуждений. Лишь раскаявшись в содеянном и обратившись к богу, Раскольников собирает свою «расколотую» душу, обретает покой и счастье. Преданность и любовь Сони Мармеладовой заставляют забыть о своих заблуждениях и возродиться для новой жизни.

Уроки гениального романа

Страшные последствия

Бесчеловечная теория Раскольникова, основанная на идее эгоизма и индивидуализма, антигуманна. Никому не дано распоряжаться жизнями других людей. Совершая подобные поступки, человек нарушает законы нравственности, заповеди христианства. «Не убий», – говорится в библии. Неслучайно умный Порфирий Петрович, пытаясь разобраться в умозаключениях Родиона Раскольникова, интересуется, каким образом можно отличить необычного человека. Ведь если каждый возомнит себя особенным и начнёт нарушать закон, начнётся хаос! У автора теории нет вразумительного ответа на этот вопрос.

Кто виноват

Кто же виноват в том, что умные, добрые, благородные люди увлекались подобными идеями, калечили свою жизнь, губили душу. Достоевский своим романом пытается дать ответ на этот вопрос. Социальное неравенство, нищенское положение большей части трудового народа, «униженных и оскорблённых» толкало людей на этот преступный и безнравственный путь.

Добро – основа жизни

В романе «Преступление и наказание» теория Раскольникова терпит крах. Это помогает понять, что человек не «тварь дрожащая», а личность, имеющая право на жизнь. «На чужом несчастье счастья не построишь», – гласит народная мудрость. Отношения между людьми должны основываться на доброте, милосердии и вере в бога убеждает нас роман великого писателя.

Описание теории главного героя романа и доказательство её несостоятельности пригодится 10 классам при написании сочинения «Теория Раскольникова в романе «Преступление и наказание»».

Тест по произведению

10.05.2017 19:14

Сегодня мы поговорим о теории, с которой нас знакомит Ф. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Какие идеи хотел донести автор и в чём ошибочность теории Раскольникова?

О книге

Федор Михайлович Достоевский создал замечательную книгу о человеческом безумии под названием «Преступление и наказание». Она была написана в далеком 1866 году, но актуальной остается по сегодняшний день. Писатель приподнимает завесу над жизнью обычных людей в России XIX века. В это время активизируется борьба между различными революционными течениями, а социальные противоречия становятся всё острее. В своей книге Достоевский не преследовал цели создать негативного героя: он выносит на первый план проблемы общества, которое создаёт причины, заставляющие человека идти на преступление. Чтобы показать это, он подробно описывает мысли, сомнения, терзания и причины Родиона.

Главный герой

Главным героем является Родион Раскольников - скромный человек, бывший студент, который подрабатывает где придётся и живет в поразительной нищете. Какого-либо просвета в жизни ему не видать, он это прекрасно понимает. Теория Раскольникова в романе «Преступление и наказание» раскрывается перед читателями постепенно для того, чтобы передать всю глубину и обреченность. Стоит понимать, что Родион не последний негодяй и бестолочь, он довольно умён, что ясно видно в процессе прочтения книги. Парень не лишен даже таких качеств, как отзывчивость и доброта. Разве в этом нет парадокса преступности? Ведь единицы со всего мира, которых можно посчитать по пальцам, обладают действительно животной необъяснимой жесткостью, которая не продиктована ничем, кроме жажды крови. Таких людей невероятно мало, а преступления совершаются повсеместно. Как же так? Каждый преступник тоже имеет в себе что-то хорошее, как бы порой трудно ни было это признавать. Рассуждать об этом легко, на практике дело обстоит не так просто, но всё же суть от этого не меняется. Мы понимаем, что Родион обладает рядом положительных качеств, но окружающая его бедность сильно задевает чувства. Кроме того, он видит полное бесправие и обреченность таких же, как он сам. Всё это доводит героя до полного духовного изнеможения, в условиях которого и зарождается его бесчеловечная теория.

Суть теории Раскольникова

Какими же мыслями пытался успокоить себя Родион? Удалось ли ему это? Теория Раскольникова в романе «Преступление и наказание» заключается в том, что делит людей на два типа: полностью бесправных людей и тех, кто может преступать закон в своих личных целях. Это основная мысль, которую развивает по ходу книги главный герой. С течением времени она немного видоизменяется, появляются какие-то новые черты двух категорий людей. Самое забавное, что поначалу самому Раскольникову его теория казалась шуткой, он не воспринимал её всерьез, а считал просто развлечением для того, чтобы не думать о делах насущных. Чем больше Родион «развлекается» таким способом, тем более правдивой, рациональной и верной кажется ему собственная теория. Он начинает всех и вся под неё подводить и размышлять о людях только исходя из этой позиции.

Поиск себя

В чём заключается теория Раскольникова, мы уже знаем, но какое место в ней отведено ему самому? На протяжении книги он и сам пытается ответить себе на этот вопрос. Теория Раскольникова в романе «Преступление и наказание» утверждает, что для счастья и благополучия большинства необходимо уничтожение меньшинства. Посредством трудных размышлений и анализа своего ума Родион решает, что он относится к категории людей, которая имеет право совершать любые поступки ради достижения цели. Для того чтобы проверить удачу и убедиться в своей принадлежности к «элите», Родион решается на убийство старой процентщицы. Суть теории Раскольникова обманчива, ведь он, пытаясь сделать мир лучше, совершает ужасное преступление – убийство.

Последствия

Желая улучшить мир вокруг себя, Раскольников через время понимает, что совершенное преступление не приносит пользы никому. Он осознаёт бессмысленность своего поступка. На этом моменте Фёдор Михайлович Достоевский начинает опровергать уже известную теорию. В книге это происходит на фоне сильных мучений Родиона, которые он испытывает после убийства. Теория Раскольникова в романе «Преступление и наказание» терпит крах, а сам главный герой ощущает себя загнанным зверем, ведь, с одной стороны, его терзает совесть, а с другой – он боится совершить ошибку и выдать себя.

Осмысление

Главной герой проводит очень неудачный эксперимент над собой, который приводит к апатии и депрессии, ведь проблемы остались нерешенными, а кроме того, каждую ночь мучает совесть. В чем заключается теория Раскольника после преступления? Для него она оставалась такой же, но ему пришлось принять тот факт, что и он, судя по всему, бесправная дрожащая тварь. До последнего он старается держаться своих взглядов. Смерть старухи отрезает его от окружающего мира, он полностью погружается во внутреннюю жизнь. Теория Раскольникова, цитаты которой поражают жестокостью даже взрослых людей, должна была помочь молодому человеку обрести покой, но завела его в ужасные дебри собственной совести.
Он пытается найти какое-то спасение, ибо чувствует, что гнет мыслей скоро погубит его. Раскольников хочет найти человека, которому сможет поведать свою страшную тайну. Он решает довериться Соне Мармеладовой - девушке, которая нарушила законы морали. Раскольников облегчает душу. Молодой человек продолжает общаться с девушкой и под её влиянием раскаивается в преступлении перед законом. Теория Раскольникова (кратко в статье она описана) терпит фиаско.

Крах

Отказ от взглядов даётся Родиону очень тяжело. Большое влияние на него оказывает вера в людей в бога и безмерная доброта Сони Мармеладовой. Теория Раскольникова (кратко изложена выше) терпит полнейший крах только после того, как он видит сон, где все убивают друг друга, и в результате земля становится опустошенной. Полный абсурд. Наконец-то Родион понимает ошибочность своей теории, ведь суть её состоит в том, что не останется людей. После сна главный герой постепенно начинает возвращать себе веру в людей и в добро. Дается это непросто, он упорно отказывается от прошлых взглядов. Родион начинается понимать, что каждому должно быть доступно счастье. Он также придет к глубокому пониманию христианских ценностей. Счастье и благополучие невозможно построить на преступлении. Недопустимо убийство даже одного человека, ведь люди по своей природе абсолютно равны. Ниже приведем некоторые цитаты из книги:
«Власть даётся лишь тому, кто посмеет наклониться и поднять её. Тут одно только, одно: надо только посметь!»
«Чем хитрей человек, тем он меньше подозревает, что его собьют на простом. Хитрейшего человека именно на простейшем надо брать».
«...И дойдешь до черты, что не перешагнешь ее - несчастна будешь, а перешагнешь, - может, еще несчастнее станешь...»
Итак, сегодня мы узнали, в чём заключается теория Раскольникова.