Транспортная экспертиза. Независимая техническая экспертиза транспортных средств

20.04.2018 17:44:51 сайт

Исследование технического состояния дороги, дорожных условий на месте дорожно-транспортного происшествия – законодательно установленное наименование группы исследований, известных в народе как дорожно-транспортная экспертиза. Принадлежит мероприятие к классу инженерно-транспортных или автотехнических экспертиз.

Специфика процедуры

Объектом дорожно-транспортного исследования является дорога и близлежащая территория, на которой произошла авария, наезд, поломка транспортного средства.

Целью экспертизы является идентификация ДТП, выявление факторов, приведших к нему, а также:

    выяснение соответствия характеристик дорожного полотна и оснащения его дорожными знаками;

    выявление корректность дорожной разметки;

    расчет имеющейся обзорности и сопоставление ее с нормативными актами;

    изучение организации движения на момент происшествия;

    определение возможности предотвращения аварии ее участниками.

Помимо этого исследования, применяют другие виды автодорожного исследования, тем самым полностью раскрывая картину происшествия.



Разрешаемые вопросы

В зависимости от возникшей ситуации, эксперту адресуют перечень вопросов:

    Была ли достаточная обзорность на месте происшествия для всех участников?

    Корректно ли расставлены дорожные знаки, соблюдено ли расстояние от предупреждающего знака до объекта, указанного на нем?

    На сколько испорчено дорожное полотно?

    Имеются ли выбоины, колейность на дороге? Каковы их параметры?

    Возможно ли изменение траектории движения одного из водителей при попадании в выбоину или яму?

    Могли ли ограждающие приспособления повлиять на ход ДТП (предотвратить его при правильных действиях водителя или, наоборот, привести к столкновению с авто)?

    Как правильно должно быть обустроено дорожное полотно и прилегающая местность?

    Присутствует ли и корректна ли разметка дороги?

    Имеются ли светофоры на участке, осуществлена ли видимость их для всех участников дорожного движения?

    Были ли проведены меры по ликвидации деятельности погодных условий и других авто (убран ли снег, очищен ли участок от жидкостей)?

    Что послужило причиной аварии (исключены ли дорожные условия)?

    Соблюдены ли были правила дорожного движения водителями и пешеходами (выясняется при результатах трасологической экспертизы и показаний свидетелей)?

    Могло ли состояние дороги привести к заносу?

    Послужила ли выбоина, яма поломке ТС и его элементов?

    Как именно необходимо было действовать пешеходам и водителю для предотвращения ДТП?

    Послужили ли дефекты асфальта, гравийной дороги причиной поломки авто?

    Имели ли право грузовые, сельскохозяйственные машины и дополнительное оборудование передвигаться по данному участку?

    Имеются ли на дороге уклоны, незафиксированные дорожными знаками?

Возможны и другие вопросы, в зависимости от специфики ситуации.

Виды процедуры

Исследование подразделяют на судебное и внесудебное. Судебная экспертиза возможна только по назначению судебного органа или обращения заинтересованных лиц через суд, следственный орган.

Мероприятие проходит с участием сотрудников экспертно-криминалистических отелов МВД, государственных и федеральный учреждений. Оплачивает его государство или виновная сторона.

Внесудебное или независимое исследование проводят в досудебный период или в случае отказа от привлечения ГИБДД, суда. Заинтересованные лица обращаются в коммерческую организацию, специализирующуюся на экспертизе и ждут результата. Оплата происходит по договоренности между участниками происшествия. Если с заключением участники аварии согласны и не против возмещения ущерба пострадавшей стороне, вопрос закрывается.

ДТП с летальным исходом или причинению тяжкого вреда здоровью водителям, пассажирам или пешеходам, исследует только судебная экспертиза. Но при том есть вариант воспользоваться услугами частных учреждений.

Кто проводит экспертизу?

Человек, отвечающий за исследование участка, на котором произошло происшествие должен иметь помимо специализации «судебный эксперт» дополнительное высшее образование на автомобильно-дорожном факультете по направлению «Организация и безопасность движения».

Руководитель экспертизы должен иметь практические знания и квалификацию инженера по организации дорожного движения.


Этапы исследования

В случае разбирательств нюансов ДТП с привлечением сотрудников ГИБДД, назначается судебная дорожно-транспортная экспертиза, для этого составляют ходатайство, или суд выносит постановление.

Если необходима только частная экспертиза, составляют заявку.

В документе, независимо от его назначения, кроме сведений заявителя (участников ДТП), указывают следующее:

    Проблему (произошедшая авария, наезд);

    Задачи к исследованию;

    Дополнительные сведения;

    Список документов.

Если предполагается судебное исследование, сотрудники ГИБДД, суд передают для изучения материалы дела. Если проводится независимое мероприятие, требуется предоставить:

Для инициации процедуры в частной организации необходимо составить договор. В нем указывают начало процедуры, сроки и стоимость работ. Критерии оговариваются в индивидуальном порядке и зависят от сложности процедуры, объема материалов.

Эксперт получает доступ к месту происшествия, ТС, вправе проводить опросы участвующих лиц, запрашивать дополнительную документацию.

Этапы исследования такие:

    Изучение документов, проверка их корректного заполнения.

    Анализ полученных сведений от свидетелей и водителя.

    Осмотр участка происшествия.

    Сопоставление полученных данных.

    Составление заключения.

Заключение или отчет эксперта – полноценный документ, имеющий юридическую силу, поэтому важно его правильность заполнения.

Он должен иметь:

    Список, предоставленных документов и материалов;

    Описание проблемы со слов заказчика;

    Вопросы, поставленные перед экспертом;

    Начало и место проведения мероприятия;

    Акты и протоколы исследования;

    Окончание процедуры;

    Подпись и печать организатора исследования.

Отчет нумеруют и прошивают. Используют его в суде, страховой компании и других инстанциях.


Срок действия заключения о дорожно-транспортной экспертизе не ограничен законодательно. Но при результативном оспаривании информации, зафиксированной в отчете, его аннулируют.

За время вождения любой автолюбитель, так или иначе, сталкивался с опасностью ДТП или даже являлся его непосредственным участником. Даже при соблюдении всех правил дорожного движения ни один водитель не может быть полностью защищен от подобных происшествий. И далеко не всегда виновником обязан быть один из водителей.

Только что же делать в тех случаях, когда и целостность дорожного полотна в целом. Уже на месте происшествия это может быть очевидным, однако не всегда можно так просто доказать собственную правоту. Именно для этого и назначаются дорожно-транспортные экспертизы. А в нашей статье мы расскажем о ней подробнее и о тех вопросах, которые можно с помощью нее решить.

Дорожно-транспортная экспертиза – это одна из разновидностей расследования, проводимого экспертами, на основе имеющихся данных о требуемом предмете выяснения. В данном случае изучению подлежат причины, которые повлекли за собой ДТП, связанные непосредственно с дорожными условиями.

Подобную процедуру называют по-разному: экспертиза состояния дороги, дорожная экспертиза, экспертиза дорожных условий и прочие смежные с этим формулировки. Однако все это представляет собой выяснение одинаковых по факту . Так же проводится и судебная дорожно-транспортная экспертиза, когда ведется разбирательство по происшествию.

Дорожно-транспортная экспертиза является одной из многочисленных разновидностей инженерных экспертиз. Все они характеризуются тем, что помимо оценки общего состояния объектов, так же они производят диагностику составляющих. По этому принципу производится диагностика дорожного полотна, обустройства и общих условий.

Что именно помогает узнать

Полное изучение ситуации экспертами часто помогает выделить во время дорожно-транспортных расследований самые различные детали, ранее не очевидные. Так, к примеру, дорожно-транспортные экспертизы дают ответы на следующие вопросы:

  • Соответствует ли участок дороги необходимым нормативным требованиям;
  • Какие факторы обстановки на дороге способствовали возникновению ДТП (качество или наличие разметки, наличие необходимых дорожных указателей, регуляторов движения);
  • Как должен был повести себя водитель при сложившихся обстоятельствах;
  • Каким был угол обзора водителя в сложившейся ситуации и насколько он мог быть осведомлен;
  • Какие действия мог предпринять водитель для предотвращения аварии с технической стороны вопроса;
  • Какие были именно технически возможные варианты для предотвращения ДТП, учитывая общую дорожно-транспортную обстановку;
  • Соответствует ли полотно и его состояние на момент происшествия всем необходимым нормам строительства;
  • Были ли на участке дороге нарушения, которые подвергали участников движения непосредственной опасности;
  • Могли ли являться причиной аварии именно нарушения в расположении или отсутствии дорожных знаков, разметки, светофоров.

Как видите, проведение подобной дорожной экспертизы помогает установить огромное количество фактов для успешного рассмотрения в суде.

Помните, что для успешного проведения дорожно-транспортной экспертизы Вам потребуется предоставить максимально полную информацию. В данном случае будут полезны все фото и видео материалы, которые было сделаны в момент ДТП. Чем более исчерпывающей будет информация, тем более точной будет сама дорожная экспертиза.

Как и когда производится

В первую очередь следует отметить тот факт, что время проведения экспертизы и ее специфика зависит напрямую от того является ли она частной или нет. То есть можно условно разделить проводимые дорожно-транспортные экспертизы на два вида :

  1. Частные независимые экспертизы. Подобная дорожная экспертиза может быть проведена в самое ближайшее после аварии время. Услуга не бесплатна, включая и сам вызов эксперта по факту происшествия. Оплата производится обычно тем участников аварии, кто заказывает процедуру. Следует помнить, что проведение дорожно-транспортной экспертизы не запрещено. То есть Вы можете собрать необходимые доказательства своей невиновности предварительно. Помимо прочего, эксперту будет проще восстановить ситуацию «по горячим следам»;
  2. Судебные дорожно-транспортные экспертизы. Подобная дорожная экспертиза назначается исключительно в суде, после подачи соответствующего ходатайства (прошения) о ее необходимости. Она довольно часто используется в судебном процессе для происшествия, если ранее точное определение не было возможным. Судебную экспертизу имеет право проводить только определенный назначенный специалист, который является экспертом-автотехником требуемого разряда.

Если у частной больше возможностей собрать требуемую информацию самостоятельно, то специалист судебной экспертизы вынужден будет в основе своей опираться на имеющиеся документы. Именно для этого потребуется предоставить информацию в полном объеме.

Так же мы настоятельно рекомендуем Вам воспользоваться бесплатной консультацией автоюриста. Подобные дела рассматриваются довольно часто, и он сможет подсказать, как лучше поступить в Вашей ситуации. Судебная практика отлично поможет Вам сориентироваться в ситуации, чтобы выйти победителем из процесса.

  • Глава 4. Судебный эксперт, его процессуальный статус и компетенция
  • Обязанности и ответственность судебного эксперта
  • Независимость судебного эксперта
  • Права судебного эксперта
  • Подготовка судебных экспертов и повышение их квалификации
  • Глава 5. Классификация судебных экспертиз
  • Глава 6. Руководитель судебно-экспертного учреждения, его функции и полномочия
  • Глава 7. Система государственных экспертных учреждений России
  • Глава 8. Назначение судебной экспертизы Назначение судебной экспертизы в гражданском процессе
  • Назначение судебной экспертизы в арбитражном процессе
  • Назначение судебной экспертизы по уголовным делам
  • Назначение судебной экспертизы по делам об административных правонарушениях
  • Глава 9. Стадии судебно-экспертного исследования. Заключение эксперта
  • Глава 10. Особенности назначения и производства судебных экспертиз в отношении живых лиц
  • Глава 11. Оценка заключения судебного эксперта следователем и судом
  • Глава 12. Допрос эксперта, участие в нем специалиста
  • Глава 13. Экспертизы и исследования при осуществлении таможенного и налогового контроля
  • Глава 14. Внесудебное использование судебно-экспертных методик
  • Глава 15. Информатизация и компьютеризация судебно-экспертной деятельности
  • Раздел II. Основные классы и роды судебных экспертиз Глава 16. Судебные трасологические экспертизы
  • Судебные трасологические экспертизы следов человека
  • Судебные трасологические экспертизы следов животных
  • Судебные механоскопические экспертизы
  • Глава 17. Судебная экспертиза восстановления уничтоженных маркировочных обозначений
  • Глава 18. Судебная фототехническая экспертиза
  • Глава 19. Судебная портретная экспертиза
  • Глава 20. Судебно-баллистическая экспертиза
  • Глава 21. Судебная экспертиза холодного оружия
  • Глава 22. Судебно-техническая экспертиза документов
  • Глава 23. Судебные речеведческие экспертизы
  • Судебная автороведческая экспертиза
  • Судебные лингвистические экспертизы письменных и устных текстов
  • Судебная почерковедческая экспертиза
  • Глава 24. Судебная фоноскопическая экспертиза
  • Глава 25. Судебные экспертизы веществ и материалов
  • Судебная экспертиза лакокрасочных материалов и покрытий
  • Судебная экспертиза объектов волокнистой природы
  • Судебная экспертиза нефтепродуктов и горюче-смазочных материалов
  • Судебная экспертиза стекла и изделий из него
  • Судебные экспертизы металлов и сплавов (металловедческие экспертизы)
  • Судебная экспертиза полимерных материалов и изделий из них
  • Судебная экспертиза наркотических средств и психотропных веществ
  • Судебная экспертиза парфюмерных и косметических средств
  • Глава 26. Судебные экспертизы пищевых продуктов и напитков
  • Глава 27. Судебная пожарно-техническая экспертиза
  • Глава 28. Судебная электротехническая экспертиза
  • Глава 29. Судебная дорожно-транспортная экспертиза*(273)
  • Глава 30. Судебная взрывотехническая экспертиза
  • Глава 31. Судебная строительно-техническая экспертиза
  • Глава 32. Судебные компьютерно-технические экспертизы
  • Глава 33. Судебная инженерно-технологическая экспертиза
  • Глава 34. Судебно-экономические экспертизы
  • Судебно-бухгалтерская экспертиза
  • Судебная финансово-экономическая экспертиза
  • Судебная инженерно-экономическая экспертиза
  • Глава 35. Судебно-товароведческая экспертиза
  • Глава 36. Судебно-медицинские экспертизы
  • Судебная экспертиза трупа
  • Судебно-медицинская экспертиза живых лиц
  • Судебно-медицинская экспертиза объектов биологического происхождения
  • Судебно-медицинская молекулярно-генетическая экспертиза вещественных доказательств
  • Судебно-медицинская экспертиза по делам о профессиональных правонарушениях медицинских работников
  • Глава 37. Судебно-психиатрическая экспертиза
  • Глава 38. Судебно-психологическая экспертиза
  • Глава 39. Судебно-биологические экспертизы Судебно-ботаническая экспертиза
  • Судебно-зоологическая экспертиза
  • Судебно-биологическая экспертиза запаховых следов человека (судебно-биологическая ольфакторная экспертиза)
  • Глава 40. Судебно-почвоведческие экспертизы
  • Судебная экспертиза почвенных наслоений на объекте-носителе
  • Судебная минералого-почвоведческая экспертиза
  • Судебная землеустроительная и судебная эколого-почвоведческая экспертиза
  • Глава 41. Судебная агротехническая (агробиологическая) экспертиза
  • Глава 42. Судебная ветеринарная и ветеринарно-токсикологическая экспертиза
  • Глава 43. Судебная экологическая экспертиза
  • Литература Литература общего характера
  • Судебная трасологическая экспертиза
  • Судебная фототехническая экспертиза
  • Судебная портретная экспертиза
  • Судебная баллистическая экспертиза
  • Судебная экспертиза холодного оружия
  • Судебно-техническая экспертиза документов
  • Судебные речеведческие экспертизы
  • Судебная фоноскопическая экспертиза
  • Судебные экспертизы веществ и материалов
  • Судебные экспертизы пищевых продуктов и напитков
  • Судебная пожарно-техническая экспертиза
  • Судебная электротехническая экспертиза
  • Судебная дорожно-транспортная экспертиза
  • Судебная взрывотехническая экспертиза
  • Судебная строительно-техническая экспертиза
  • Судебные компьютерно-технические экспертизы
  • Судебно-экономические экспертизы
  • Судебно-товароведческая экспертиза
  • Судебно-медицинские экспертизы
  • Судебно-психиатрическая экспертиза
  • Судебно-психологическая экспертиза
  • Судебно-биологические экспертизы
  • Судебно-почвоведческие экспертизы
  • Судебная минералого-почвоведческая экспертиза
  • Судебная ветеринарная и ветеринарно-токсикологическая экспертиза
  • Судебная экологическая экспертиза
  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (извлечение)
  • Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (извлечение)
  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (извлечение)
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (извлечение)
  • Уголовный кодекс Российской Федерации (извлечение)
  • Глава 29. Судебная дорожно-транспортная экспертиза*(273)

    Целями судебной дорожно-транспортной экспертизы являются установление технического состояния транспортных средств, дорог и их обустройства, дорожных знаков и разметок, механизма дорожно-транспортного происшествия, психофизиологического состояния водителя и участников дорожно-транспортного происшествия (ДТП)*(274) .

    Судебная дорожно-транспортная экспертиза подразделяется на следующие виды:

    1) судебная экспертиза технического состояния транспортных средств (автотехническая экспертиза);

    2) судебная экспертиза механизма дорожно-транспортного происшествия;

    3) судебная автодорожная экспертиза (технического состояния дороги, дорожных обустройств и внешних условий на участке ДТП);

    4) судебная инженерная экспертиза психофизиологического состояния водителя.

    I. Вопросы, разрешаемые судебной экспертизой технического состояния транспортных средств (автотехнической экспертизой).

    1. Каково техническое состояние автотранспортного средства, его узлов, деталей, механизмов? Соответствует ли оно техническим нормам и иным требованиям безопасности движения и эксплуатации транспорта?

    2. Исправно ли данное автотранспортное средство (механизм, узел, деталь)? Если нет, то в чем заключается неисправность? Когда она возникла (до, в момент, после ДТП)?

    3. Повлияла ли данная неисправность на возникновение и развитие ДТП? Если да, то каким образом? Каково влияние неисправности на управляемость транспортного средства?

    4. Находится ли событие ДТП (столкновение, наезд и проч.) в причинно-следственной связи с данной технической неисправностью?

    5. Была ли техническая возможность предотвращения ДТП при том техническом состоянии транспортного средства, в котором автомобиль находился в момент происшествия?

    6. Была ли возможность установления неисправности автотранспортного средства, повлекшего ДТП, водителем, лицами, ответственными за выпуск автомобиля в рейс?

    7. Какие обстоятельства, связанные с техническим состоянием транспортного средства, способствовали или могли способствовать ДТП?

    8. Какой ремонт должен быть произведен для восстановления поврежденного транспортного средства? Каково качество произведенного ремонта автомашины? Каков размер материального ущерба, причиненного автомобилю в результате происшествия (комплексно с товароведческой экспертизой)?

    Ряд вопросов решаются комплексно с участием эксперта-металловеда. К ним относятся следующие:

    1. Вследствие чего произошел излом: удар, усталость металла, дефект изготовления?

    2. Есть ли дефекты в данных узлах или деталях автотранспортного средства?

    3. Соответствует ли материал детали проектно-расчетным и техническим нормам?

    4. Как происходила коррозия металла деталей транспортного средства (равномерно, давно, недавно)?

    Судебные автотехнические экспертизы часто смешивают с оценкой повреждений транспортных средств и стоимости восстановительного ремонта. Однако это далеко не одно и то же. Эта путаница обусловлена тем обстоятельством, что многие фирмы, производящие оценку, именуются "независимой экспертизой". Как указывалось выше*(275) , судебная экспертиза обладает рядом отличительных признаков. Оценка повреждений производится в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Оценка производится вне связи с процессуальной процедурой и оформляется отчетом или актом за подписью руководителя организации, производящей оценку. Этот документ может быть приобщен к делу в качестве письменного доказательства, но никак не в качестве заключения эксперта.

    II. Вопросы, разрешаемые судебной экспертизой механизма дорожно-транспортного происшествия.

    1. Каковы траектории (направления движения) и характер движения транспортных средств и других причастных к ДТП объектов (в том числе пешеходов) до удара (опрокидывания) транспортного средства)?

    2. Каков механизм развития ДТП от начальной до конечной фазы? Какова техническая характеристика каждой из фаз происшествия: начальной, кульминационной, финальной, конечной?

    3. За какое время данное транспортное средство могло преодолеть данный отрезок пути? Какова была скорость движения транспортного средства до столкновения (наезда)? Какова величина тормозного, остановочного пути?

    4. Имел ли водитель техническую возможность предотвратить ДТП в данный момент времени? До какого момента у него была эта возможность? Как должен был действовать водитель в данной ситуации в соответствии с Правилами дорожного движения (ПДД), чтобы иметь возможность вовремя остановить транспортное средство? Какие пункты ПДД нарушены, и существовала ли причинная связь между этими нарушениями и фактом совершения ДТП?

    5. Где находилось место столкновения транспортных средств (место наезда на пешехода, место, где транспортные средства вошли в соприкосновение)?

    6. Каково было взаимное расположение транспортных средств по отношению друг к другу (к преграде, расположение транспортного средства и пешехода) в момент удара и в другие моменты ДТП?

    III. Вопросы, разрешаемые судебной автодорожной экспертизой (технического состояния дороги, дорожных обустройств и внешних условий на участке ДТП).

    1. Какова обстановка на месте ДТП: состояние дорожного покрытия проезжей части, обочин, территорий за пределами дороги? Каковы параметры и коэффициенты, характеризующие движение транспортных средств и иных объектов на месте ДТП? Имелись ли на месте ДТП уклоны дороги в продольном и поперечном направлениях?

    2. Каковы условия видимости и обзорности с места водителя с учетом данных о дорожной обстановке, объектах, ограничивающих видимость и обзорность в тот момент времени, роста водителя и других его индивидуальных особенностей?

    3. Была ли техническая возможность предотвратить ДТП с учетом состояния дороги, ее обустройства (светофоры, дорожные знаки и т.п.) и других особенностей?

    4. Какие обстоятельства, связанные с состоянием дорожной обстановки, способствовали возникновению ДТП (в том числе: отсутствие дорожных знаков, их неправильное расположение и проч.)?

    IV. Вопросы, разрешаемые комплексной судебной медицинской, психологической и инженерной экспертизой психофизиологического состояния водителя и других участников ДТП.

    1. Мог ли водитель правильно воспринять создавшуюся непосредственно перед ДТП дорожную ситуацию и своевременно и правильно ее оценить?

    2. Каково время реакции водителя на появление помехи в данной ситуации?

    3. Мог ли данный водитель в заданной ситуации выполнить в заданный отрезок времени действия, которые необходимо было совершить для предотвращения ДТП? Мог ли водитель предотвратить ДТП?

    Объектами судебной дорожно-транспортной экспертизы могут быть как само место ДТП, так и транспортные средства - автомобили, мотоциклы, мотороллеры, велосипеды, мопеды, автобусы, троллейбусы, трамваи, тракторы, иные самоходные механизмы, их части (узлы, детали, обломки).

    Результативность судебной дорожно-транспортной экспертизы определяется качеством и полнотой представляемых эксперту материалов, к которым относятся протоколы осмотров места ДТП, подробно иллюстрированные фототаблицами, чертежами, схемами, а также сведения:

    а) о состоянии проезжей части дороги, ширине и типе покрытия, наличии тротуаров, обочин, кюветов, наличии и величине ям, выбоин, уклонов и проч.;

    б) о техническом состоянии и типе транспортного средства, его загруженности, координатах места ДТП, длине следов колес и их характере;

    в) о положении транспортных средств относительно друг друга, о контактировавших частях транспортных средств;

    г) о погодных условиях, видимости и обзорности дороги с места водителя;

    д) о применении водителем экстренного торможения, о расстоянии, пройденном транспортным средством после появления помехи, в том числе в заторможенном состоянии;

    е) о наличии или отсутствии обозначенного пешеходного перехода в зоне видимости водителем участка ДТП, о расстоянии, пройденном пешеходом по проезжей части до места наезда, и о том, какой частью транспортного средства был сбит пешеход или нанесен удар другому транспортному средству;

    ж) о действиях пешехода перед его выходом на проезжую часть (стоял, двигался в том же направлении, резко изменил направление движения).

    Естественно, все эти данные предоставляются в тех случаях, когда они могут быть установлены следствием или судом без экспертного исследования.

    Судебные дорожно-транспортные экспертизы являются весьма распространенными и выполняются практически во всех государственных экспертных учреждениях, однако многочисленность ДТП и сложность этого рода экспертиз являются предпосылками выполнения большого количества этих экспертиз в негосударственных экспертных учреждениях и частными экспертами. Дорожно-транспортные происшествия относятся к числу наиболее частых инцидентов и для выяснения их обстоятельств, которые необходимы при разрешении споров, особенно теперь, в связи с принятием Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"*(276) , потребность в подобных экспертных исследованиях существенно возросла.

    Рассмотрим случай назначения такой экспертизы по гражданскому делу. Водитель А., управляя автомобилем "ВАЗ-2115", на нерегулируемом перекрестке в результате несвоевременного торможения столкнулся с автомобилем "Ниссан Микра" водителя Ф., двигающегося справа. В результате осмотра места происшествия сотрудники ГИБДД установили, что видимость у водителя А., управлявшего автомобилем "ВАЗ-2115", была ограничена в условиях сумерек, когда было совершено ДТП, разросшимися кронами лип на перекрестке. Однако в материалах предварительной проверки было указано, что А., заметив автомобиль Ф., не начал своевременного торможения. Поэтому Ф. обратилась с исковым заявлением в суд о возмещении ущерба А. В суде А. утверждал, что начал торможение, как только увидел автомобиль Ф., и ходатайствовал о назначении судебной дорожно-транспортной экспертизы, на разрешение которой предлагал вынести вопрос: мог ли А. провести полное торможение автомобиля с места, где он заметил автомобиль Ф.?

    Эксперт пришел к заключению, что полная остановка автомобиля была невозможна. Ущерб водителю Ф. был возмещен трестом по озеленению, который нарушил соответствующие нормы содержания зеленых насаждений.


    Дорожно-транспортная экспертиза проводится в ходе разбирательства в арбитражном суде при:

    • взыскании ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия;
    • возмещении ущерба выявленной виноватой стороной, в том числе к дорожной организацией;
    • при разрешении вопросов, связанных с исследованием обстоятельств дорожно-транспортного происшествия, в том числе с установлением самого факта происшествия, при изучении наличия технических возможности у его участников избежать столкновения, при определении соответствия действий участников дорожно-транспортного происшествия ПДД РФ;
    • определении размера ущерба;
    • выявлении причинных связей между дорожно-транспортным происшествием и причиненным ущербом.

    Дорожно-транспортная экспертиза , проводимая по назначению суда, является комплексным процессом, в который входит ряд научно-технических исследований обстоятельств определенного дорожно-транспортного происшествия. Такие экспертные исследования должны проводиться специалистами, имеющими специальную подготовку и опыт практической работы.

    Предметом исследования такой независимой экспертизы являются:

    • установление на основе специальных познаний фактических обстоятельств, связанных с дорожно-транспортным происшествием;
    • следы на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия;
    • техническое состояние дороги, дорожных условий на месте дорожно-транспортного происшествия, технического состояния транспортных средств; оценкой транспортного средства.

    В ходе проведения дорожно-транспортной экспертизы составляется официальное заключение эксперта, позволяющее суду выносить те или иные заключения по ходу расследования ДТП. Суду для вынесения решения требуются тщательно изучить все обстоятельства ДТП. Только проведение независимой дорожно-транспортной экспертизы позволяет получить нужную информацию.

    При назначении такого экспертного исследования судье нужно точно определить эксперту задачу его исследовательской работы. Зачастую судье сложно установить для эксперта предмет и условия, в которых он должен проводить экспертизу транспортного средства, участка дороги и всех обстоятельств аварии.

    Судья должен указать в специально выписанном определении список задач, которые должна решить дорожно-транспортная экспертиза . Также в качестве дополнения к определению прилагаются материалы дела. Эксперт не должен сам осуществлять сбор материалов. Он должен только проанализировать с точки зрения технического эксперта собранные уже правоохранительными органами материалы дела.

    Эксперт может выбирать сам только:

    • справочные данные;
    • научно-техническую информацию;
    • технические нормативы;
    • методики ГОСТа;
    • инструкции и материалы для проведения технического анализа.

    Эксперт не может заниматься решением правовых вопросов. В ходе оформления судебного определения для проведения независимой дорожно-транспортной экспертизы судья указывает независимую экспертную компанию, которая будет заниматься экспертным анализом. Если назначается повторная или дополнительная экспертизы, требуется также прилагать к судебному определению результаты предыдущих экспертных оценок дорожно-транспортной аварии.

    В ходе проведения экспертного анализа специалисты должны выяснить:

    • техническое состояние транспортных средств;
    • состояние дорог и их обустройства, дорожных знаков и разметок;
    • механизм дорожно-транспортного происшествия;
    • психофизиологическое состояние водителя и других участников дорожно-транспортного происшествия.

    Виды дорожно-транспортной экспертизы

    Дорожно-транспортная экспертиза , которая назначается по предписанию арбитражного суда, делится на:

    • автотехническую, направленную на исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия в отношении действий его участников;
    • транспортно-трасологическую, которая занимается на исследованием следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия;
    • автотовароведческую, определяющую стоимость восстановительного ремонта транспортных средств, их остаточной стоимости;
    • технико-диагностическую, исследующую техническое состояние транспортных средств;
    • автодорожную, устанавливающую техническое состояние дороги, дорожных обустройств и внешних условий на участке дорожно-транспортного происшествия;
    • инженерно-психофизиологическую, которая проводится как самостоятельный вид экспертизы с целью установления состояния и действий водителей транспортных средств и иных участников дорожно-транспортного происшествия.

    Объект дорожно-транспортной экспертизы

    Проведение дорожно-транспортной экспертизы направлено на исследование конкретных материальных объектов, имеющих непосредственное отношение к дорожной аварии, в которых содержится нужная суду информация об обстоятельствах происшествия.

    Объектами экспертного исследования являются:

    • транспортные средства, участвовавшие в дорожно-транспортном происшествии числе и их агрегаты, детали;
    • материалы административной проверки по факту дорожно-транспортного происшествия, подлинники (или надлежащим образом заверенные копии) которых запрашиваются судом в ГИБДД или органе дознания;
    • схема дорожно-транспортного происшествия;
    • письменные объяснения лиц ― участников дорожно-транспортного происшествия;
    • ориентирующие, обзорные, узловые, детальные и панорамные фотоснимки (видеосъемка), запечатлевшие общую обстановку места происшествия и показывающие положение и состояние каждого из объектов на месте дорожно-транспортного происшествия, изображения следов протекторов шин и отдельных повреждений на транспортных средствах;
    • протоколы осмотра поврежденного транспортного средства;
    • справки об участии в дорожно-транспортном происшествии;
    • сведения о водителях и транспортных средствах;
    • постановление о возбуждении дела об административном правонарушении;
    • протокол об административном правонарушении;
    • постановление о привлечении к административной ответственности;
    • заключение о стоимости восстановительного ремонта.

    Цели экспертизы арбитражный суд должен формулировать, учитывая все конкретные обстоятельства происшествия. Каждый вид дорожно-транспортной экспертизы находит ответы на конкретные вопросы. В ходе проведения автотехнического экспертного исследования устанавливается:

    • скорость движения транспортного средства перед столкновением;
    • расстояние, на котором находилось транспортное средство от места столкновения или в момент возникновения опасности;
    • длина тормозного пути транспортного средства;
    • наличие возможности у водителя транспортного средства избежать столкновения при применении вовремя экстренного торможения в момент возникновения опасности;
    • наличие технической возможности у водителя выехать за пределы полосы движения другого транспортного средства, если бы оно, двигаясь с разрешенной скоростью;
    • пункты Правил дорожного движения, которыми должен был руководствоваться водитель транспортного средства в данной дорожно-транспортной ситуации;
    • техническая причина данного происшествия и ее связь с действиями водителя транспортного средства;
    • безопасное расстояние для выполнения обгона автомобиля при заданных исходных данных и ряд других вопросов.

    Наш экспертный центр предоставляет такую услугу, как независимая техническая профессиональная экспертиза ТС. Все работы выполняются опытными профессионалами.

    Независимая техническая экспертиза автомобилей включает:

    • Оценку самого транспорта.
    • Оценку места происшествия.

    Независимая техническая экспертиза транспортного средства проводится только опытными автоэкспертами с применением специального оборудования и выбранной методики.

    Актуальность проведения экспертизы (технической) автомобилей

    Необходимость в проведении экспертизы ТС обычно возникает при:

    Транспортная независимая экспертиза автомобиля может быть заказана вами в следующих ситуациях:

    • При определении качества ремонта автомобиля или иного транспорта.
    • При установлении причины возникновения дефекта.
    • При выявлении отношения определенного дефекта к страховому случаю.
    • При оценке ущерба в результате ДТП.
    • При выявлении производственных дефектов автомобиля.
    • При подборе транспорта.
    • При необходимости в получении заключения о техническом состоянии транспорта.
    • При обнаружении скрытых повреждений и др.

    Независимую техническую экспертизу заказывают:

    • Лица, ТС которых получило повреждения во время ДТП.
    • Покупатели автомобилей.
    • Лица, которые выполнили ремонт своих ТС, но остались не удовлетворены полученными результатами.

    Для экспертизы транспортного средства к нам обращаются и другие категории потребителей.

    Независимая экспертиза транспортных средств: основные особенности

    Техническая экспертиза автомобиля или иного транспорта представляет собой комплекс исследований. Она заключается в установлении причин и последствий повреждающих действий, произведенных в отношении транспортных средств. Также независимая техническая экспертиза автомобиля позволяет выявить наличие или отсутствие в транспортном средстве дефектов производителя.

    Предметом исследования являются фактические данные о:

    • техническом состоянии транспортного средства,
    • дорожной обстановке на месте происшествия,
    • возможностях и действиях участников ДТП,
    • механизме дорожно-транспортного происшествия.

    Информацию эксперт получает на основе своих специальных знаний и навыков, а также материалов дела.

    Объектами экспертизы автомобиля или иного транспорта являются:

    • узлы,
    • системы,
    • механизмы.

    Также экспертиза вашего автомобиля подразумевает оценку таких объектов, как:

    • дорожное полотно,
    • место ДТП,
    • следы,
    • материалы уголовного дела и др.

    К разряду инженерно-транспортных экспертиз относится экспертиза технического состояния транспортных средств (технико-диагностическая), где следует выделить независимую автоэкспертизу, трасологическую экспертизу вашего ТС, заключающуюся в установлении картины дорожно-транспортного происшествия (ДТП) по его следам, кроме того, проводится экспертиза состояния дороги и дорожных условий. Отдельно следует выделить экспертизы по определению арбитражных и районных судов Москвы и других городов России.

    Как проводится независимая экспертиза транспортных средств?

    Экспертиза транспортных средств заключается в:

    • Осмотре ТС или поврежденной детали.
    • Фотофиксации видимых повреждений.
    • Оценке скрытых повреждений.
    • Составлении подробного акта осмотра автомобиля.
    • Подготовке экспертного заключения доказательного характера.

    Независимая техническая экспертиза транспортных средств: действия заказчика

    Независимая техническая экспертиза автомобилей является объективной методикой оценки.

    Именно поэтому вам нужно:

    • Максимально честно ответить на все вопросы эксперта.
    • Предоставить документы на транспортное средство.

    Также передайте эксперту документы, полученные от страховой компании и сотрудников правоохранительных органов.

    Это позволит специалисту объективно оценить техническое состояние авто или другого ТС.

    От чего зависит стоимость услуг?

    Стоимость экспертизы зависит от ряда факторов:

    • Какая именно техническая экспертиза автомобилей проводится?
    • Какие сведения вы можете предоставить?

    Учитываются и другие факторы ценообразования. В любом случае транспортная экспертиза автомобиля выполняется нами на выгодных для клиента условиях.

    Работа в регионах

    Экспертиза техническая может быть проведена не только для заказчиков из Москвы и Воронежа. Мы работаем и с клиентами из регионов.

    Для проведения экспертизы ТС вы можете:

    • Пригласить сотрудников нашего центра в ваш город. Техническая экспертиза ТС будет выполнена в указанном населенном пункте.
    • Приехать в наше отделение в Москве или Воронеже. Транспортная экспертиза будет выполнена на основании предоставленных документов и материалов фотофиксации.
    • Предоставить документы по почте.

    Детальную информацию о том, как специалисты проводят независимую техническую экспертизу в регионах, вы получите у менеджеров. С интересующими сведениями можно ознакомиться и на сайте.

    Преимущества обращения в нашу организацию

    • Гарантированное качество выполняемых работ. Любая техническая экспертиза автомобилей проводится в соответствии с действующими требованиями и установленными нормами. Наши специалисты располагают всеми знаниями и навыками. Независимая техническая экспертиза автомобиля будет выполнена ими безошибочно. Для повышения точности всех исследований профессионалы используют современный измерительный и иной инструмент, тщательно изучают все аспекты происшествия.
    • Оптимальная стоимость услуг. Независимая экспертиза транспортного средства доступна многим. Важно понимать, что она может помочь вам сократить расходы, получить компенсацию и др. Вы не переплачиваете!
    • Объективная оценка. Независимая техническая экспертиза ТС полностью соответствует своему названию. Она выполняется на основании полученных документов и проведенных осмотров. Транспортная экспертиза автомобиля может стать весомым аргументом в спорах со страховыми компаниями, иными организациями. Отчеты наших экспертов являются важной доказательной базой даже в судах.
    • Оперативность решения задач. Транспортная экспертиза не может быть проведена за несколько минут. Тем не менее мы стараемся максимально сократить ее продолжительность. Техническая экспертиза ТС выполняется достаточно быстро.

    Возникли вопросы? Хотите уточнить, как именно производится экспертиза различных транспортных средств? Позвоните по указанным номерам. Специалисты расскажут о том, как выполняется транспортная экспертиза.