Требования к автошколе. Требования к закрытым площадкам (автодромам, в том числе автоматизированным) для первоначального обучения вождению транспортных средств Требования к автодрому автошколы

Требования к образовательным учреждениям и организациям, осуществляющим подготовку и переподготовку водителей транспортных средств различных категорий, по их оснащению техническими средствами являются обязательной частью требований к их учебно-материальной базе.
Требования к учебно-материальной базе образовательных учреждений включают в себя требования к:

  • наличию учебно-программной и методической документации;
  • оснащенности учебным оборудованием, учебно-наглядными пособиями, учебной литературой;
  • информационным материалам;
  • технической оснащенности образовательных учреждений.
  • В образовательном учреждении должна быть в наличии следующая учебно-программная и методическая документация:
  • примерные программы подготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий, утвержденные в установленном порядке;
  • примерные программы переподготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий, утвержденные в установленном порядке;
  • рабочие программы подготовки и переподготовки водителей транспортных средств различных категорий, утвержденные руководителем образовательного учреждения;
  • методические рекомендации, утвержденные заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;
  • методические рекомендации по организации образовательного процесса, утвержденные руководителем образовательного учреждения;
  • материалы для проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, утвержденные руководителем образовательного учреждения.

Перечень требований к оснащенности учебным оборудованием, учебно-наглядными пособиями и информационным материалам представлен в Примерных программах подготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий.
Перечень учебной литературы самостоятельно определяется образовательным учреждением.
Техническая оснащенность образовательного учреждения включает в себя следующие компоненты:

  • технические средства обучения (далее – TCO);
  • аппаратно-программные комплексы тестирования и развития психофизиологических качеств (далее - АПК);
  • тренажеры первоначального обучения навыкам вождения (далее - тренажеры)2;
  • учебные транспортные средства;
  • закрытые площадки для первоначального обучения вождению (автодромы, в т.ч. автоматизированные).

В образовательном учреждении должны быть в наличии следующие ТСО: компьютер, средства отображения информации (проектор, экран, монитор, ТВ и т.д.), с соответствующим программным обеспечением.

Требования к АПК

Аппаратно-программные комплексы тестирования и развития психофизиологических качеств водителя должны обеспечивать оценку и повышать уровень психофизиологических качеств необходимых для безопасного управления транспортным средством (профессионально важных качеств), а также формировать навыки саморегуляции его психоэмоционального состояния в процессе управления транспортным средством. Оценка уровня развития профессионально важных качеств производится при помощи компьютерных психодиагностических методик, реализованных на базе АПК с целью повышения достоверности и снижения субъективности в процессе тестирования.
AПK должны обеспечивать тестирование следующих профессионально важных качеств водителя:

  • психофизиологических (восприятие пространственных отношений и времени, глазомер, устойчивость, переключаемость и распределение внимания, память, психомоторику, эмоциональную устойчивость, динамику работоспособности);
  • свойств и качеств личности водителя, которые позволят ему безопасно управлять транспортным средством (нервно-психическая устойчивость, свойства темперамента, склонность к риску, конфликтность, монотоноустойчивость).

АПК для формирования у водителей навыков саморегуляции психоэмоционального состояния должны предоставлять возможности для обучения саморегуляции при наиболее часто встречающихся состояниях: эмоциональной напряженности, монотонии, утомлении, стрессе.
Технические требования к аппаратно-программным комплексам развития психофизиологических качеств водителя утверждаются федеральным органом управления Госавтоинспекции.

Требования к тренажерам

Тренажеры используемые в учебном процессе, должны обеспечивать:

  • первоначальное обучение навыкам вождения;
  • отработку правильной посадки водителя в транспортном средстве;
  • ознакомление с органами управления, контрольно-измерительными приборами;
  • отработку приёмов управления транспортным средством.

Требования к учебным транспортным средствам различных категории

Требования к оборудованию учебного транспортного средства категорий «В», «С», «D», «ВЕ», «СЕ», «DE».
Учебное транспортное средство должно быть оборудовано:

  • дополнительными педалями привода сцепления (кроме транспортных средств с автоматической трансмиссией) и тормоза;
  • зеркалом заднего вида для обучающего;
  • опознавательными знаками «Учебное транспортное средство»;
  • аппаратно-программным комплексом, обеспечивающим аудио-видеонаблюдение за проезжей частью, контрольно-измерительными приборами, основными и дополнительными органами управления автомобилем, действиями кандидата в водители и мастера производственного обучения (экзаменатора), а также регистрацию и хранение полученной информации.

Технические требования к оборудованию учебных транспортных средств аппаратно-программными комплексами утверждаются федеральным органом управления Госавтоинспекции.

Практическое обучение вождению транспортных средств категории «А» осуществляется только на закрытых от движения площадках и автодромах, требования к дополнительному оборудованию данной категории транспортных средств не предъявляются.
Транспортные средства, используемые для обучения вождению лиц с ограниченными возможностями здоровья, должны быть оборудованы соответствующим ручным или другим предусмотренным для таких лиц управлением.
Учебные транспортные средства регистрируются в установленном порядке.

Требования к закрытым площадкам (в том числе автоматизированным) для первоначального обучения вождению транспортных средств

Закрытая площадка (автодром, в том числе автоматизированный) для первоначального обучения вождению транспортных средств должна иметь ровное и однородное асфальтобетонное покрытие.

Наклонный участок должен иметь продольный уклон в пределах 8 - 16 % включительно, использование колейной эстакады не допускается.

Коэффициент сцепления колеса с покрытием автодрома (в том числе наклонного участка) должен быть не ниже 0,4. / г
В случае проведения обучения в темное время суток освещенность автодрома должна быть не менее 20 лк.

Размеры закрытой площадки и её обустройство должны обеспечивать выполнение каждого из учебных (контрольных) заданий, предусмотренных Примерными программами подготовки водителей транспортных средств, а также Методикой проведения квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами соответствующих категорий.

В целях имитации реальных условий движения на автодроме оборудуются перекресток, пешеходный переход, железнодорожный переезд, устанавливаются дорожные знаки, светофор и иные технические средства организации дорожного движения, а также наносится разметка в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52290-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования», ГОСТ Р 51256-99 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Общие технические требования», ГОСТ Р 52282-2004 «Технические средства организации дорожного движения.

Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний», ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».

Применяются также конуса разметочные (ограничительные), стойки разметочные, вехи стержневые.
Если размеры закрытой площадки не позволяют разместить на её территории все учебные (контрольные) задания, предусмотренные Примерными программами подготовки водителей транспортных средств, а также, Методикой проведения квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами соответствующих категорий, необходимо иметь съемное оборудование, позволяющее разметить границы выполнения соответствующих заданий: конуса разметочные (ограничительные), стойки разметочные, вехи стержневые, столбики оградительные съемные, лента оградительная, разметка временная.
Автоматизированные автодромы должны быть оборудованы техническими средствами, позволяющими осуществлять контроль, оценку и хранение результатов выполнения учебных (контрольных) заданий в автоматизированном режиме.
Технические требования к оборудованию автодромов утверждаются федеральным органом управления Госавтоинспекции.

Требования к квалификации педагогических кадров Требования к квалификации преподавателей по предметам: «Основы законодательства в сфере дорожного движения», «Основы организации перевозок», «Эксплуатация транспортных средств и организация пассажирских перевозок» и «Основы безопасного управления транспортным средством»

Преподаватель по предметам: «Основы законодательства в сфере дорожного движения», «Основы организации перевозок», «Эксплуатация транспортных средств и организация пассажирских перевозок» и «Основы безопасного управления транспортным средством» должен иметь:

  • высшее или среднее профессиональное образование;
  • действительное водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории.

Требования к квалификации преподавателей по предмету «Устройство и техническое обслуживание транспортных средств»

Преподаватель по предмету «Устройство и техническое обслуживание транспортных средств» должен иметь высшее или среднее профессиональное образование технического профиля.

Требования к квалификации преподавателей по предмету «Оказание медицинской помощи»

Преподаватель по предмету «Оказание медицинской помощи» должен иметь высшее или среднее профессиональное образование медицинского профиля.

Требования к квалификации мастера производственного обучения

Должностные обязанности. Проводит практические занятия и учебно-производственные работы, связанные с профессиональным (производственным) обучением. Участвует в проведении работы по профессиональной ориентации обучающихся, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, а также современных информационных технологий. Подготавливает оборудование и соответствующую оснастку к занятиям, совершенствует материальную базу. Заведует гаражом, мастерской, кабинетом и принимает меры к их своевременному обеспечению оборудованием, инструментами, материалами, запасными частями и средствами обучения. Обеспечивает соблюдение безопасности труда, овладение обучающимися передовыми методами труда, современной техникой и технологией производства. Организует выполнение практических работ, а также работ по изготовлению качественной продукции и оказанию услуг населению. Принимает участие в заключении договоров с организациями и хозяйствами о проведении учебной (производственной) практики и осуществляет контроль за их выполнением. Готовит обучающихся, воспитанников к выполнению квалификационных работ и сдаче квалификационных экзаменов. Участвует в работе предметных (цикловых) комиссий (методических объединений, кафедр), конференций, семинаров, педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим). Способствует общеобразовательному, профессиональному, культурному развитию обучающихся, привлекает их к техническому творчеству. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; учебные программы по производственному обучению; технологию производства по профилю обучения; правила технической эксплуатации производственного оборудования; основы педагогики, психологии; методики профессионального обучения и воспитания обучающихся; методы развития мастерства; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися, воспитанниками, детьми разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе, технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; технологии педагогической диагностики; основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в областях, соответствующих профилям обучения и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.

Начиная с 1 сентября 2016 года начинает действовать новый нормативный правовой документ - . Данный документ вводитновый порядок сдачи экзаменов в ГИБДД, который существенно отличается от существующего.

Начиная с 1 сентября официальный комплект экзаменационных билетов будет размещен на сайте ГИБДД, так что можно будет в любой момент зайти туда и свериться, правильные ли билеты Вы решаете. (www.gibdd.ru).

Что изменилось

Обновленные правила сдачи теории

В первую очередь рассмотрим совершенно новое понятие "Тематический блок":

Самое интересное нововведение в теоретическом экзамене - это дополнительные вопросы за ошибку. Дополнительных вопросов может быть 5 или 10:

5 дополнительных вопросов

Например, если допущена ошибка в вопросе 4, то дополнительно придется ответить на вопросы 1-5 из какого-то другого билета. Если допущена ошибка в вопросе 17, то придется дополнительно ответить на вопросы 16-20.

10 дополнительных вопросов

Цитата из Административного регламента МВД РФ99.В случае, если при ответе на вопросы билета кандидат в водители допустил две ошибки в разных тематических блоках или в отведенное время не ответил на два вопроса в разных тематических блоках или допустил одну ошибку и в отведенное время не ответил на один вопрос в разных тематических блоках, ему предоставляется возможность в течение 10 минут ответить на 10 вопросов двух дополнительных тематических блоков. Дополнительные тематические блоки выбираются из тех же групп, что и тематические блоки, при ответе на вопросы которых кандидатом в водители допущены ошибки или не даны ответы или допущена ошибка и не дан ответ. Если кандидат в водители в отведенное время ответил правильно на 10 вопросов дополнительных тематических блоков ему выставляется оценка "СДАЛ".

Например, если ошибки допущены в вопросах 1 и 11, кандидат в водители получит блоки с вопросами 1-5 и 11-15 из других билетов.

Другой пример. Если ошибки допущены в вопросах 14 и 15, т.е. в одном тематическом блоке, то дополнительные вопросы на экран не выводятся. Это автоматически означает, что экзамен не сдан

Т.е. экзамен может быть сдан в двух случаях:

1. Кандидат в водители правильно ответил на все 20 вопросов.

2. Кандидат в водители допустил 1 или 2 ошибки (в разных блоках) основных вопросов, а затем правильно ответил на все дополнительные.

Т.е. в целом сдача теоретического экзамена с 1 сентября 2016 становится более сложной. Напомню, что до 1 сентября можно допустить одну или две ошибки и при этом экзамен все равно считается сданным.

Новые упражнения при сдаче экзамена на автодроме

Начиная с 1 сентября 2016 года перечень упражнений на автодроме будет включать в себя несколько новых упражнений для всех категорий транспортных средств, также вводится новая система оценок.

Новые упражнения на автодроме для категорий B, C, D и подкатегорий B1, C1, D1

Упражнения, которые не изменились:

Новые упражнения на автодроме:

  • Новая змейка;

Новая змейка. Данное упражнение придет на замену хорошо знакомой всем водителям"старой" змейке . Обратите внимание, новая змейка включает всего один поворот налево и один поворот направо. Однако выполнить их нужно по плавной траектории.

  • Повороты на 90 градусов;

Повороты на 90 градусов. Это упражнение абсолютно новое. Заключается оно в том, что водитель должен выполнить поворот налево и поворот направо. При этом пространство для маневра ограничено.

Проезд регулируемого перекрестка. Данное упражнение будет использоваться только на автоматизированных автодромах. Необходимо подъехать к перекрестку и проехать через него в заданном направлении. При этом следует руководствоваться сигналами светофора.

На автоматизированном автодроме также нужно выполнить упражнение:

  • Проезд регулируемого перекрестка.

Т.е. экзамен на автодроме с 1 сентября 2016 годавключает 5 упражнений(6 на автоматизированном автодроме).

Новые упражнения на автодроме для категорий А, М и подкатегории А1

Обновленный перечень упражнений для двухколесных транспортных средств:

Обратите внимание, все упражнения, использующиеся до 1 сентября 2016 года, будут объединены в упражнение номер 1.

Упражнение 1состоит из 4 частей:

  • Габаритная восьмерка;
  • Змейка;
  • Скоростное маневрирование;
  • Габаритный коридор.

Интересная особенность упражнения скоростное маневрирование заключается в том, что выполнить его нужно, уложившись в 35 секунд.

Упражнение 2предусматривает парковку мотоцикла задним ходом на парковочное место. Поскольку передачи заднего хода у мотоцикла нет, выполнять парковку кандидат в водители должен спешившись.

Упражнение 3заключается в том, что кандидат в водители должен припарковать мотоцикл возле бордюра. При этом расстояние до бордюра не должно превышать 30 сантиметров.

Упражнения 2 и 3 полностью новые и ранее на экзаменах в ГИБДД не применялись.

Новые упражнения на автодроме для категории E

Значительным изменениям подвергся также и перечень упражнение для категорий BE, CE, DE, C1E, D1E. Напомню, ранее для получения прав данных категорий требовалось выполнить всего 2 упражнения:

  • Постановка к платформе задним бортом;
  • Прямолинейное движение задним ходом.

Перечень упражнений для категории E с 1 сентября 2016 года:

  • Сцепление и расцепление прицепа с тягачом;
  • Маневрирование в ограниченном пространстве, остановка для безопасной посадки или высадки пассажиров;
  • Движение и маневрирование задним ходом, въезд в бокс задним ходом;
  • Парковка транспортного средства и выезд с парковочного места, парковка для погрузки на погрузочной эстакаде.
    • Сцепление и расцепление прицепа с тягачом(на рисунке не представлено). На данном упражнении кандидат в водители должен показать, что он умеет производить сцепку (в том числе подключение тормозов и электрооборудования).
    • Маневрирование в ограниченном пространстве, остановка для безопасной посадки или высадки пассажироввключает в себя поворот состава ТС на 90 градусов, а также остановку на расстоянии не более 1 метра от бордюра. При этом на бордюр, естественно, заезжать нельзя.
    • Движение и маневрирование задним ходом, въезд в бокс задним ходом. Данное упражнение похоже на упражнение "Въезд в бокс" для категории B. Однако есть и некоторые особенности. Во-первых, бокс для транспортных средств категории Е значительно шире. Во-вторых, остановиться нужно на расстоянии не более 1,5 метра от правой стенки бокса и не более 1,5 метра от задней стенки.
    • Парковка транспортного средства и выезд с парковочного места, парковка для погрузки на погрузочной эстакаде. Схема упражнения похожа на упражнение "Параллельная парковка" для категории B. Отличие заключается в том, что прицеп нужно припарковать к погрузочной платформе, т.е. расстояние от заднего борта до стоек должно быть не больше 1 метра (для BE, C1E и D1E) или 1,5 метра (для CE и DE)

До 1 сентября 2016 года при оценке экзамена на автодроме используется специальная таблица штрафных баллов , которая предусматривает разное количество штрафных баллов за разные ошибки. Начиная с 1 сентября будет применяться новая система оценки, в которой вообще нет штрафных баллов. Рассмотрим ее подробнее.

Особенности новой системы оценки экзамена на автодроме

Рассмотрим основные особенности новой системы оценки экзамена на автодроме:

1. За ошибки не начисляются штрафные баллы. При серьезном нарушении за экзамен сразу же выставляется оценка "НЕ СДАЛ". Среднюю ошибку можно допустить только 1 раз. Небольшие нарушения можно допустить не больше 2х раз, после третьей ошибки кандидат в водители также получит оценку "НЕ СДАЛ".

2. Общая система оценки для всех упражнений. Раньше для каждого упражнения существовала собственная таблица штрафных баллов. При этом кандидат в водители мог получить по 4 штрафных балла (из пяти) на каждом из упражнений и при этом успешно сдать экзамен. Новая система оценки подразумевает, что если кандидат в водители допустит одно и то же небольшое нарушение 3 раза в течение всего экзамена (на разных упражнениях), то он получит оценку "НЕ СДАЛ".

3. Общий перечень нарушений для всех упражнений. Раньше таблицы штрафных баллов были индивидуальными для каждого из элементов экзамена. Начиная с 1 сентября 2016 года будет существовать единая система оценки, которая будет применяться на всех упражнениях.

В целом новая система оценки предъявляет более серьезные требования к уровню подготовки кандидата в водители.

Перечень ошибок на автодроме

Небольшие ошибки

Под небольшими ошибками в этой статье будем подразумевать те ошибки, которые можно допустить дважды в течение экзамена. После третьей ошибки за экзамен выставляется оценка "НЕ СДАЛ".

К небольшим ошибкам относятся:

  • Наезд на линию разметки, обозначающую границу упражнения или на разметочное оборудование (конус). Обратите внимание, в данном пункте рассматривается именно наезд на линию, а не ее пересечение. Если колесо автомобиля хотя бы на миллиметр пересекло линию разметки, то нарушение является серьезным. Оно будет рассмотрено ниже.
  • Остановка двигателя. Если автомобиль заглох трижды, то экзамен завален.
  • При сдаче экзамена на мотоцикле или мопеде допущено касание ногой поверхности площадки.

Средние ошибки

Под средними ошибками будем подразумевать ошибки, которые можно допустить только 1 раз в течение экзамена на автодроме:

Единственная средняя ошибка - это отсутствие сигнала поворота при сдаче экзамена на мотоцикле или мопеде.

Серьезные ошибки

Под серьезными ошибками будем понимать ошибки, которые с первого раза приводят к оценке "НЕ СДАЛ":

Цитата из Административного регламента МВД РФ113.1.Не приступил к выполнению испытательного упражнения в течение 30 секунд после получения команды (сигнала) о начале его выполнения.113.3.Выехал (пересек колесом) за границы участков испытательных упражнений, обозначенные линиями дорожной разметки 1.1 белого цвета или 1.41желтого цвета и разметочными конусами (разметочными стойками)2.1Приложение N 2 кПравилам дорожного движения Российской Федерации.
2Далее - "границы участков упражнений".

113.4.Пересек линию "СТОП" по проекции переднего габарита транспортного средства в случаях, когда остановка перед линией "СТОП" предусмотрена условиями выполнения испытательного упражнения.113.5.Не пересек контрольную линию внешними габаритами транспортного средства в случаях, когда пересечение контрольной линии предусмотрено условиями выполнения испытательного упражнения.113.6.Отклонился от заданной траектории движения, предусмотренной условиями выполнения испытательного упражнения.113.8.Остановился до соответствующей линии разметки на расстоянии, превышающем контрольное значение.113.9.Осуществлял движение задним ходом в случае, если движение задним ходом не предусмотрено условиями выполнения испытательного упражнения.113.10.Превысил общее время выполнения испытательных упражнений.113.11.При сдаче экзамена на право управления транспортными средствами категорий "M", "A" или подкатегории "A1" превысил время выполнения элемента упражнения N 1 "Скоростное маневрирование".113.13.При выполнении упражнения "Остановка и начало движения на подъеме" допустил откат транспортного средства на подъеме более чем на 0,3 м.113.14.При выполнении упражнения "Проезд регулируемого перекрестка" проехал перекресток (выехал на перекресток) либо пересек линию "СТОП" по проекции переднего габарита транспортного средства при запрещающем сигнале светофора.113.15.Покинул экзамен (отказался от выполнения испытательного упражнения).

К серьезным ошибкам относятся следующие ситуации:

  • Водитель не приступил к выполнению упражнения в течение 30 секунд после команды экзаменатора.
  • Водитель покинул экзамен (отказался от выполнения упражнения).
  • Водитель превысил общее время упражнений. На каждое упражнение для категории В (C, D, B1, C1, D1) дается 2 минуты, также к этому времени добавляется время, необходимое на движение автомобиля между упражнениями. Таким образом, на выполнение 5 элементов на автодроме дается минимум 10 минут. Подробнее про время выполнения упражнений Вы можете узнать в пунктах 8 и 9Раздела III Приложения 7 к Административному регламенту.
  • Водитель превысил время выполнения упражнения "Скоростное маневрирование". На это упражнение водителям мотоциклов и мопедов дается 35 секунд.
  • Пересечение колесом сплошной линии разметки. Еще раз напомню, что если просто наехать на линию, то ошибка будет считаться легкой. Если же ее пересечь, то ошибка становится серьезной.
  • Пересечение линии СТОП. Данное требование при сдаче экзамена на категорию B относится только к упражнению "Эстакада ".
  • Не пересек контрольную линию габаритами транспортного средства. Для категории B это требование относится к упражнениям "Въезд в бокс " и "Параллельная парковка ".
  • Отклонился от заданной траектории движения. Начиная с 1 сентября 2016 года описания всех упражнений содержат траектории движения. Например, параллельная парковка предусматривает въезд на парковочное место за 1 заход. Если водитель не может этого сделать и повторно включит первую передачу, это будет считаться нарушением траектории движения. То же касается и остальных упражнений.
  • Остановился от линии на расстоянии, превышающем значение в административном регламенте. На экзамене категории B это требование относится к упражнению эстакада. Водитель должен остановится на расстоянии не более 1 метра от линии "СТОП-1".
  • Движение задним ходом при выполнении элемента, где такое движение не предусмотрено. На экзамене категории B это требование относится к элементам "Повороты на 90 градусов" и "Змейка".
  • Откат более чем на 0,3 метра при выполнении упражнения эстакада.
  • Пересечение стоп линии или проезд перекрестка на запрещающий сигнал светофора при выполнении упражнения "Регулируемый перекресток".
    • в целом требования к кандидатам в водители стали жестче. Многие послабления в новом административном регламенте исчезли. Например, до 1 сентября 2016 года водитель может выполнить упражнение "Параллельная парковка" в 2 захода. После введения нового регламента отклонение от траектории будет вести к оценке "НЕ СДАЛ", так что второй попытки у водителя не будет. То есть сдать экзамен на автодроме будет несколько сложнее.
    • Тем не менее не стоит этого бояться. Для успешной сдачи экзамена рекомендую Вам изучить серию статей "Сдать автодром с полпинка ". Приведенные там схемы выполнения упражнений позволяют сдать все элементы с 1 раза.

Особенности сдачи третьей части экзамена на получение водительского удостоверения- ВОЖДЕНИЯ в ГОРОДЕ

1. Максимальное время управления автомобилем на экзамене

Присутствие инструктора в транспортном средстве

Пункт 122 регламента приводит перечень лиц, которые могут находится в учебном автомобиле:

Штрафные баллы на экзамене в городе

В отличие от автодрома, где введена полностьюновая система оценки результатов , в городе сохранилась проверенная годами схема со штрафными баллами:

цитата из Административного регламента МВД РФ129. Ошибки классифицируются как грубые, средние и мелкие. За совершение каждой ошибки кандидату в водители начисляются штрафные баллы: за грубую - 5, за среднюю - 3, за мелкую - 1.130. Результат проведения экзамена по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения считается положительным и кандидату в водители выставляется оценка "СДАЛ", если кандидат в водители во время экзамена не допустил ошибок или сумма штрафных баллов за допущенные ошибки составила менее 5 баллов.В случае, если сумма штрафных баллов за допущенные ошибки составляет 5 и более баллов, кандидату в водители выставляется оценка "НЕ СДАЛ", проведение экзамена прекращается.

Тем не менее хочу обратить внимание на один интересный момент. Нарушение пункта 14.2 ПДД может рассматриваться и как грубое и как среднее:

Грань между этими нарушениями провести довольно сложно, поэтому за нарушение пункта 14.2 на экзамене кандидат в водители скорее всего получит 5 баллов. Так что будьте внимательны.

Подведемитоги серии статей

"Экзамены в ГИБДД с 2016 года":

1. Правила сдачи экзаменов в ГИБДД значительно изменились. Многие вопросы, которые раньше не имели ответов, теперь четко регламентированы.

2.Теория. Сдать теоретический экзамен будет сложнее, т.к. за ошибку водитель получит5 дополнительных вопросов , в которых ошибаться нельзя.

3.Автодром. Экзамен на автодроме также становится сложнее. Во-первых, будут добавлены нескольконовых упражнений . Во-вторых, изменитсясистема оценки экзамена .

4.Город. Данный этап претерпел только небольшие изменения. Если сдать его и будет сложнее, то лишь на чуть-чуть.

Более расширенную информацию о документе: Административный регламент министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений вы можете получить: pddmaster.ru "Экзамены в ГИБДД с 2016 года"

Постановление Правительства РФ от 24 октября 2014 г. N 1097
"О допуске к управлению транспортными средствами"

С изменениями и дополнениями от:

В случае если кандидаты в водители успешно сдали квалификационные экзамены по проверке теоретических знаний и первоначальных навыков управления транспортными средствами категорий "B" , "С" , "D" , "ВЕ" , "СЕ" и "DЕ" и подкатегорий "С1" , "D1" , "С1Е" и "D1Е" в организации, осуществляющей образовательную деятельность и реализующей основные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий (далее - организация, осуществляющая образовательную деятельность), проводится только экзамен по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения при условии, что:

квалификационные экзамены проведены с учетом требований, предусмотренных пунктами 12 , и настоящих Правил, при этом проверка первоначальных навыков управления транспортными средствами проведена на автоматизированном автодроме;

квалификационные экзамены проведены в присутствии экзаменатора. При этом решение о направлении экзаменатора в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, принимается по итогам проводимой подразделением Госавтоинспекции 6-месячной оценки результатов сдачи квалификационных экзаменов в организации, осуществляющей образовательную деятельность, начиная со дня поступления соответствующей заявки организации, осуществляющей образовательную деятельность. Экзаменатор направляется в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, в случае если по итогам проведенной оценки количество кандидатов в водители, сдавших с первого раза квалификационный экзамен по проверке теоретических знаний, составляет более 80 процентов общего количества лиц, сдававших экзамен, а количество кандидатов в водители, сдавших с первого раза квалификационный экзамен по первоначальным навыкам управления транспортными средствами, - более 70 процентов общего количества лиц, сдававших экзамен.

11. Кандидат в водители, не сдавший один из предусмотренных пунктом 9 настоящих Правил экзаменов, к следующему экзамену не допускается, повторный экзамен назначается не ранее чем через 7 дней со дня проведения предыдущего.

Для кандидатов в водители, не сдавших один из экзаменов с третьей и последующих попыток, повторный экзамен назначается не ранее чем через 30 дней.

Кандидат в водители, сдавший теоретический экзамен, допускается к сдаче практических экзаменов - экзамену по первоначальным навыкам управления транспортным средством и экзамену по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения в течение последующих 6 месяцев.

12. Теоретический экзамен принимается с использованием автоматизированной системы (аппаратно-программного комплекса) на основе комплекта экзаменационных задач, сформированных в экзаменационные билеты.

При проведении теоретического экзамена проверяются знания кандидатом в водители:

15. Практические экзамены проводятся на транспортных средствах, отвечающих требованиям к транспортным средствам, используемым для проведения практических экзаменов, согласно приложению N 3 .

В случае наличия у кандидата в водители медицинских ограничений и (или) медицинских показаний к управлению транспортными средствами, подтвержденных соответствующим медицинским заключением о наличии (об отсутствии) у водителей (кандидатов в водители) транспортных средств медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами (далее - медицинское заключение), практические экзамены проводятся на транспортных средствах, оборудованных специальными приспособлениями либо имеющих определенные конструктивные характеристики в соответствии с имеющимся медицинским заключением.

По желанию кандидата в водители с нарушениями функции слуха проведение экзаменов может осуществляться в присутствии сурдопереводчика.

16. При наличии у организации, осуществляющей образовательную деятельность, условий для проведения теоретического экзамена и (или) экзамена по первоначальным навыкам управления транспортным средством, соответствующих настоящим Правилам, допускается их проведение с использованием учебно-материальной базы организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Для целей настоящего пункта категории и входящие в них подкатегории транспортных средств являются высшими по отношению к следующим категориям и входящим в них подкатегориям транспортных средств:

39. Для обмена иностранного национального водительского удостоверения представляются следующие документы:

а) заявление;

б) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

в) медицинское заключение;

г) иностранное национальное водительское удостоверение.

40. Обмен иностранных национальных водительских удостоверений сотрудникам дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации и членам их семей, сотрудникам международных организаций и их представительств, аккредитованных при Министерстве иностранных дел Российской Федерации, и членам их семей, имеющим дипломатические, консульские, служебные карточки или удостоверения, выданные указанным Министерством, производится без проведения экзаменов и без предъявления медицинского заключения.

41. Иностранные национальные и международные водительские удостоверения, не соответствующие требованиям международных договоров Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения, обмену на российские национальные и международные водительские удостоверения не подлежат.

42. Выдача российских национальных и международных водительских удостоверений взамен утраченных (похищенных) иностранных национальных и международных водительских удостоверений, выданных в других государствах, не производится.

43. Иностранное национальное водительское удостоверение, на основании которого выдано российское национальное водительское удостоверение, возвращается его владельцу.

Допускается уменьшение нормативного расстояния от дорожных знаков и разметки до объекта с установкой соответствующей таблички по ГОСТ Р 52289-2004 .

7. Автоматизированные автодромы должны быть оборудованы техническими средствами, позволяющими обеспечивать взаимодействие с транспортными средствами, используемыми для проведения экзаменов, и осуществлять в автоматизированном режиме контроль, оценку и хранение результатов выполнения кандидатами в водители каждого испытательного упражнения и экзамена в целом.

8. Размеры автоматизированного автодрома должны обеспечивать возможность размещения на нем всех зон испытательных упражнений с учетом габаритных параметров и радиусов поворота используемых для проведения экзаменов транспортных средств, размеров предстартовой и послефинишной зон, зон выполнения испытательных упражнений и участков движения между ними, а также технологических зон для размещения диспетчерского пункта, элементов автоматизированной системы, технических средств организации дорожного движения и установок наружного освещения.

Требования к автоматизированной системе (аппаратно-программному комплексу) для проведения теоретического экзамена

9. Автоматизированная система (аппаратно-программный комплекс) для проведения теоретического экзамена должна (должен) обеспечивать:

а) проведение в автоматизированном режиме теоретического экзамена на основе комплекта экзаменационных задач, сформированных в экзаменационные билеты;

б) обработку результатов экзамена с выставлением оценки кандидату в водители и их оформление без участия экзаменатора;

в) хронометраж времени проведения экзамена;

г) формирование и хранение результатов экзамена каждого кандидата в водители;

д) защиту от несанкционированного доступа к установленному программному обеспечению.

10. В состав автоматизированной системы (аппаратно-программного комплекса) должны входить рабочие места экзаменатора и кандидатов в водители, сетевое оборудование, системное и прикладное программное обеспечение с базой данных комплекта экзаменационных задач.

Требования к средствам аудио- и видеорегистрации процесса проведения практических экзаменов

11. Средства аудио- и видеорегистрации процесса проведения практических экзаменов устанавливаются на транспортных средствах, используемых для проведения практических экзаменов.

12. Средства аудио- и видеорегистрации процесса проведения практических экзаменов должны обеспечивать в режиме реального времени:

а) видеозапись дорожной обстановки спереди и сзади транспортного средства;

б) видеозапись воздействий кандидата в водители и лица, находящегося за дублирующими органами управления транспортным средством, на органы управления транспортным средством;

в) видеозапись показаний контрольно-измерительных приборов (спидометр, контрольные лампы включения стояночного тормоза и указателей поворота);

г) аудиозапись команд и заданий экзаменатора;

д) сохранение аудио- и видеоинформации при проведении экзамена на электронный носитель, обеспечивающий ее целостность при отключении питания;

е) защиту от несанкционированного доступа к записанной информации.

Требования к автоматизированной системе контроля и оценки навыков управления транспортными средствами кандидатов в водители

13. Автоматизированная система контроля и оценки навыков управления транспортными средствами кандидатов в водители применяется при проведении экзамена по первоначальным навыкам управления транспортным средством.

14. Автоматизированная система контроля и оценки навыков управления транспортными средствами кандидатов в водители должна обеспечивать:

абзац семнадцатый дополнить предложением следующего содержания: "К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.";

абзац восемнадцатый изложить в следующей редакции:

"Мотоцикл" - двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. К мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадрициклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрических транспортных средств), и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт.";

Заменить текстом следующего содержания:

"22.1. Перевозка людей в кузове грузового автомобиля должна осуществляться водителями, имеющими водительское удостоверение на право управления транспортным средством категории "С" или подкатегории "С1" в течение 3 и более лет.

В случае перевозки людей в кузове грузового автомобиля в количестве более 8, но не более 16 человек, включая пассажиров в кабине, требуется также наличие в водительском удостоверении разрешающей отметки, подтверждающей наличие права управления транспортным средством категории "D" или подкатегории "D1", в случае перевозки более 16 человек, включая пассажиров в кабине, - категории "D".";

и) в абзаце двадцать пятом раздела 3 приложения 1 к указанным Правилам слова "без коляски" заменить словами "без бокового прицепа".

2. Абзац третий пункта 12 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных указанным постановлением , после слова "категории" дополнить словами "или подкатегории".

Насколько выгоден и перспективен этот бизнес на сегодня? Вопрос спорный. Ужесточение требований, которое продолжается с 2014 года, должно в далекой перспективе сделать работу таких школ продуктивнее, а дороги - безопаснее. Но на сегодня все изменения приводят лишь к удорожанию услуг обучения и усложнению процесса получения прав для рядовых граждан.

Сегодня мы расскажем об актуальных требованиях к автошколам. Но поскольку процесс законотворчества в этой сфере незавершен, рекомендуем перед тем, как готовить документы к открытию "провентилировать" этот вопрос в местных контролирующих органах.

Основные разрешительные органы

Автошкола (АШ), как и любая другая школа относится к образовательной сфере. Это значит, что прежде чем начать процесс обучения, программу нужно будет согласовать с Минобрнауки.

Кроме того, разрешительные документы придется получать от:

  • ГИБДД.
  • Роспотребнадзора (СЭС).
  • Госпожинспекции.

Основные нововведения 2017 года

Основные нововведения 2017 года касаются требований, полномочий и обязанностей ГИБДД. Имейте в виду, что деятельность автошкол лицензируется.

Лицензия выдается лишь после того, как представители полиции проверят по месту:

  • автомашины для обучения;
  • автодромы;
  • учебные классы.

Только после подтверждения от ГИБДД о соответствии этих элементов законодательной базе вы можете претендовать на открытие школы.

Введенные новшества, касающиеся экзаменационных мероприятий, регламентированы правилами прохождения сдачи экзаменов на право управлять ТС (введены в действие с 04.04.17).

Среди нововведений также значится:

  1. Наличие медкабинета и медработника при школе (врач/фельдшер/медицинская сестра).
  2. Наличие в штате педагога с психологическим образованием.
  3. Наличие специального в/о у преподавательского состава (автолюбители даже с огромных стажем уже не смогут выступать в роли педагогов без соответствующего документа).
  4. Владелец данного заведения должен располагать на законных основаниях площадью под практические занятия не менее 0,24 гектара. На полезной площади должен размещаться светофор (по ГОСТу Р 52282-2004), ЖД переезд, грамотная разметка (ГОСТу Р 51256-99), и все главные ДЗ (знаки по ГОСТу Р 52290-2004).
  5. Территория для практики вождения должна быть расположена под уклоном в диапазоне от 8 до 16% и ее покрытие обязательно выполняется из одного материала (асфальт/бетон) со сцеплением колесо-дорога от 0,4%.
  6. АШ на законных основаниях должна владеть/иметь в распоряжении автопарк, в котором есть отечественные и импортные ТС, последних должно быть около половины.

Нововведения коснулись школьной программы. В нее включена психология, как отдельная дисциплина и расширено время на дисциплину, знакомящую будущих водителей с правилами оказания первой помощи при аварии. Появился новый предмет "Основы управления ТС".

С этого года рядовые инспектора ГИБДД не будут принимать участие в приеме экзаменов на права. Практическая часть будет приниматься либо на базе автополигона МВД, либо на базе выбранного дорожной поилицей автополигона одной из обучающих организаций. Учащиеся автошкол имеют право выбирать отделение дорожной полиции, где будут экзаменоваться.

Помните, что "правильные" школы находятся в списке на сайте ГАИ. И ваша задача в этот реестр попасть.

Основные законодательные акты

  1. ФЗ РФ , регулирующий безопасность на дорогах.

Требования Минобрнауки и ГИБДД

Прежде чем организовывать бизнес, нужно понять, к какому виду учреждений его отнести. Для этого стоит воспользоватьсяразъяснительным письмом от Минобразования №АК-2726/06 от 18.09.15 .

Итак, согласно этому письму автошкола - это профессиональная образовательная организация. Этим определением и обоснованы главные требования данной структуры.

При открытии АШ у вас должны быть:

  • "правильный" преподавательский состав;
  • обучающие программы;
  • наглядные пособия;
  • техника для демонстрации визуального материала (проекторы и др.);
  • техническое оснащение (АПК и тренажеры/манекены);
  • карта-схема населенного пункта;
  • доска (в идеале магнитно-маркерная).
  • автомобили;
  • автодром.

Техтребования к аппаратному оснащению автошколы, ее компьютерным программам, обустройству автодромов утверждает управление ГАИ на федеральном уровне, контролируют местные органы ГИБДД.

Требования к учебным программам

На сегодня есть требования к теоретическому курсу, практической части и расчету объемов выпускников, которые может осилить школа за год.

Нововведения предполагают разбиение теоретического курса на три большие части:

  • базовую;
  • курс по спецпредметам;
  • обучение профессиональным навыкам.

Это касается будущих водителей всех категорий. Обучение в АШ включает курсы по КоАП, ГК и УК РФ.

Вы так же обязаны обучить ваших учащихся правилам:

  • поведения в ситуации острого конфликта на дороге;
  • при аварии;
  • оказания неотложной доврачебной помощи травмированным при аварии лицам.

Практическая часть курса направлена на привитие навыков у будущих водителей по тому, как правильно:

  • усаживаться в автомобиль;
  • начинать процесс движения, как и когда переключать передачи;
  • разгонять ТС и грамотно затормозить в разных ситуациях;
  • осуществить разворот и повернуть;
  • маневрировать в процессе парковки и при катастрофической нехватке места;
  • проехать через ЖД-полотно.

На последнем этапе инструктор с учеником выезжают в город для проведения самого сложного и ответственного момента обучения - тренировке в реальных условиях.

Количество часов, которое должно быть заложено в программах по обучению водителей, установлено законодательно:

  • "B"-категория 190 ч;
  • "D" - 257 ч.

Причем реализовывать обучающие программы могут только педагоги с соответствующим средне-специальным или высшим образованием, отвечающие требованиям профстандарта.

Программы расписываются с учетом количества обучающихся водителей в автошколе в течение года. Для этого можно использовать формулу

Z = (t * 24,5 * 12 * (R - a ))/ T,

  • Z - количество будущих водителей, обучающихся в школе автомобилистов в течение года,
  • t — временной промежуток, в течение которого будет работать один автомобиль из учебного автопарка (при одном использующем его мастере - это 7,2 ч, при двух - в 2 раза больше);
  • Константа 24,5 — усреднение для числа рабочих дней в месяце;
  • Постоянное число 12 соответствует количеству месяцев в году;
  • R— количество учебных автомашин,
  • Константа a— количество учебных техсредств в резерве;
  • T - время, затрачиваемое на вождения учеником (определяется в часах) по плану обучения.

N = (F * P * 0,75)/ R , где

  • N- число выпусков/год;
  • постоянное число — процент загрузки кабинетов теоретической подготовки;
  • F — время, в течение которого занят один кабинет/часы;
  • P— количество таких кабинетов;
  • R — время полного теоретического, рассчитанного на одну группу/часы (современный стандарт 138 ч).

F=24,5Х12ХH, где

  • константы используется те же, что и для расчета пропускной способности АШ;
  • H— время использования кабинета/часы.

Примерные программы для водителей разных категорий можно почерпнуть из приказа Министерства образования № 1408 от 26.12.13.

Требования к обеспечению автошкол по наличию аппаратов и обучающе-проверяющих программ

Данное оборудование призвано:

  • проверять физиологические качества будущих водителей;
  • тестировать психику претендентов;
  • оценивать указанные показатели;
  • повышать уровень физических навыков и психологических реакций, обеспечивающих безопасность на дороге.

У каждой АШ должен быть в наличии программно-тестовый набор компьютеризированных психодиагностических методик, способных оценить две группы качеств у претендентов:

  1. Психофизиологию.
  2. Личностные характеристики.

В первой группе анализируются:

  • когнитивные навыки (внимание, его переключение и распределение, память);
  • восприятие объемно-пространственных взаимоотношений объектов;
  • глазомер;
  • скорость психомоторных реакций;
  • эмоциональную стабильность/лабильность.

Вторая группа факторов, позволяет оценить степень приспособленности учащегося к напряженной ситуации на дороге:

  • устойчивость к стрессу, длительному напряжению и монотонии;
  • склонность к риску и конфликтность;
  • локус контроля (склонность брать на себя или переносить на окружение ответственность за события).

Кроме этого, аппаратно-программный набор в автошколе должен помогать в обучении, регулируя адаптационные процессы будущего водителя, и делая автоматическими реакции на наиболее распространенные "напрягающие" факторы в пути:

  • однообразию движения при управлении ТС;
  • стрессорам;
  • накопленной усталости.

Техтребования к данным комплексам утверждаются на федеральном уровне в Госавтоинспекции.

Требования к тренажерам

АШ обязаны иметь тренажеры, помогающие будущему водителю:

  • выработать правильную посадку в автомобиле;
  • оказывать помощь пострадавшим в аварии (манекены).

Кроме этого, они знакомят учащегося с основными приборами панели управления ТС и помогают отработать основные приемы по управлению авто.

Требования к автосредствам для обучения

Любые автомашины, предназначенные для привития навыков вождения, регистрируются в местном ГАИ по установленному регламенту.

Также они специальным образом комплектуются:

  • зеркалом заднего вида для мастера;
  • соответствующим знаком ("У");
  • дополнительными педалями для обучающего (кроме "автоматов");
  • набором техники, обеспечивающим фиксацию и хранение действия кандидата и инструктора в процессе движения и запись происходящего на дороге.

Школа по обучению автомобилистов должна иметь и специальные средства для обучения лиц со сниженными физическими возможностями.

Обратите внимания, что практическая часть занятий для водителей категории "А" возможна только на закрытой площадке. Требования к закрытой площадке и автодрому описаны в пункте "Основные нововведения".

Основные требования к преподавательско-инструкторскому составу

Преподаватели АШ должны иметь:

  • профилирующее образование;
  • дополнительное образование "Образование и педагогика" (стаж работы не требуется).

Например, педагог, обучающий будущих водителей методам оказания первой помощи, должен иметь медицинское образование (среднее/высшее). А педагог, объясняющий устройство двигателя ТС, должен иметь техническое образование.

Педагоги, ведущие дисциплины, разъясняющие учащимся правила:

  • безопасного управления ТС;
  • организации перевозок;
  • основы законодательства.

Должны иметь не только специальное образование, но и действующие водительские права соответствующей преподаваемым дисциплинам категории. Работать такие педагоги могут не более 36 часов в неделю.

К мастеру производственного обучения

Согласно разъяснительному письму от Минобрнауки инструктор по вождению педагогом не является. Но обучение водителей - это профессиональное обучение (ст.26, п.1 ФЗ РФ№196). Поэтому образование по профилю все-таки должно быть.

Однако, в том же разъяснительном письме указано, что по решению квалификационной комиссии вашего предприятия, вы можете нанять работника на должность без соответствующего образования, но с большим практическим опытом работы в данной сфере (п.9. Классификатора, Приказ Министерства здравоохранения и соцразвития №761 от 26.08.10).

Мастер или инструктор должен содержать ТС в исправном состоянии и обеспечивать своевременность его ТО.

Дополнительные требования

Руководство АШ должно обеспечить специальные условия для обучения будущих водителей с ограниченными по здоровью возможностями (ст. 79. ч.10 ФЗ РФ №273).

Требования СЭС

Разработкой специальных требований для АШ пока никто не занимался. При выборе и обустройстве помещения под теоретическую часть обучения рекомендуется руководствоваться СанПиНом 2.4.3.1186-03 .

Требования к автошколе: ее помещению и расположению

АШ должна иметь площади с сооружениями по ремонту и ТО учебных автомобилей. Владельцы АШ для теоретической части курса могут арендовать помещения учебных заведений, которые наверняка соответствуют требованиям СЭС.

Если для этих целей используется приспособленное помещение, то его площадь вычисляется исходя из численного состава групп. Требования к учебным комнатам описаны в СанПиНе 2.4.3.1186-03 (пункт 2.2.1 и 2.2.2), но площадь вашего лекционного кабинета в любом случае не должна быть меньше, чем 2,5 квадрата на учащегося.

Школа для автолюбителей должна иметь централизованную систему сброса стоков и поставки воды. Если таковых нет, внутренняя канализация должна быть в обязательном порядке проведена, а удаление отходов согласовано с СЭС.

Требования к меблировке учебных зон

Для обучения владелец автошколы приобретает мебель, согласующуюся с ГОСТами 11015-93 и11016-93 .

Расставляют мебель в зависимости от формы и размеров комнаты. При этом угол видимости не должен оказаться меньше, чем 35 градусов. Ширина проходов и расстояния до доски нормируются исходя из габаритов комнаты для обучения. Учебные пособия могут храниться как во встроенных шкафах, так и в пристенной мебели.

В автошколе должна быть туалетная комната для обучающихся с вытяжкой приточно-вытяжного типа. Для хранения уборочных средств и приспособлений должна быть выделена специальная комната/шкаф. Весь инвентарь маркируется. Если такие комнаты не оборудованы механической приточно-вытяжной системой вентиляции, готовить дезрастворы придется в туалетной комнате. Обязателен журнал учета дезинфектантов.

Туалеты должны быть обустроены с организацией внутренней системы сбора стоков (канализацией) и с подведением к умывальникам и раковинам воды (горячей и обязательно холодной).

Освещение в автошколе: требования и особенности

В учебных кабинетах автошкол обязательно освещение солнечным светом и искусственными осветителями.

Естественное освещение

Обычно - это свет, поступающий из окон, расположенных с левой стороны. При этом солнечные лучи не должны быть направлены в лицо обучающимся или в спину.

Требования к параметрам, следующие:

  • КЕО - 1,5% в 1 метре от стены;
  • коэффициент неравномерности 3:1;
  • соотношение яркости между поверхностью конспекта и столешницей - 3:1.

Отделку учебных классов следует проводить светлыми тонами красок с рассеивающе-отражающей способностью. Окна оборудуют легко моющими (жалюзи) светозащитными приспособлениями.

Искусственное освещение

Осветители искусственного света должны обеспечивать:

  • 500 люкс в зоне доски;
  • 300-500 люкс на столешнице обучающегося;
  • 200 люкс в области пола;
  • при использовании проекционной техники с ведением конспекта, конспект должен быть освещен 300 люксами;
  • при кинопроекции на столешницы парты должно быть не менее 500 люкс, допустимо создание неосвещенной зоны перед экраном.

Для обеспечения освещения в учебных комнатах разрешается использовать люминесцентные осветители ЛСО02-2х40/ЛПО28-2х40 (или 02-2х40,46-4х18-005) либо иные осветители, в таком же исполнении и с теми же техданными.

Воздушно-температурный режим в автошколе: основные требования

Этот режим нормируется согласно требованиям, предъявляем к сооружениям общественного назначения и построенным под жилье. Подробные требования можно найти в СНиПе31-06-2009 /СП118.13330.2012*.

Температура в классах для вычитки теории должна поддерживаться в пределах от 17-18 о С до 20 о С. Отопление и вентиляция здания АШ должны отвечать СП60.13330.2012 (СНиП41-01-2003).

При монтаже электрооборудования, в том числе классов с ПЭВМ и тренажерами нужно исходить из СанПиНа2.2.2/2.4.1340 .

При организации автошколы владельцу нужно обязательно позаботиться об оформлении Уголка Потребителей, наличии книги Отзывов и журнала проверок СЭС.

Требования к персоналу

Все работники автошколы, контактирующие с обучающимися должны иметь санитарные книжки и проходить регулярные медицинские осмотры.

Дополнительные требования

СЭС обязательно проверит отсутствие на учебной территории вредителей (крыс, мышей, насекомых) и наличие договоров по их уничтожению. Кроме этого, обязательными являются договора на вывоз бытовых отходов, в том числе люминесцентных ламп.

Требования Госпожнадзора

При проверках основное внимание инспектора Госпожнадзора (ГПС) уделяют:

  • наличию и исправности АУПС и тушения пожара;
  • наличию поверенных огнетушителей, журнала их учета и других средств первичного тушения пожара;
  • состоянию эвако-путей;
  • обучению сотрудников мерам и правила ПБ, наличию журнала инструктажей и проверки знаний.

Нормативно-правовая база

  • ГОСТ 12.4.009-83 (об огнетушителях).

Требования к кабинетам и эвако-путям

Эвакуационные пути должны быть свободными. Использовать их для складирования оборудования или развешивания верхней одежды педагогов/обучающихся запрещено. На местах с хорошим обзором должны находиться план-схемы эвакуации (в цветном исполнении). Дверные проемы учебных комнат должны иметь 90 см в ширину. Пути эвакуации должны иметь аварийное освещение.

Противопожарные системы

Все школы для автомобилистов оборудуются системами первичного тушения пожара. Это значит, что ручные огнетушители должны располагаться на видных местах, удобных для быстрого их применения. Они должны иметь бирку о поверке и инструкцию по использованию. А также обязательно должна быть установлена звуковая пожарная сигнализация (сирены).

Требования к персоналу

Все работники автошколы должны быть информированы о правилах по ПБ на территории учебного заведения.

Должны знать:

  • инструкцию по ПБ;
  • местонахождения средств пожаротушения и эвако-выхода;
  • уметь пользоваться огнетушителями;
  • посещать инструктажи по ТБ с записью в соответствующем журнале;
  • иметь представления о помощи обучающимся при эвакуации, особенно маломобильным лицам.

Требования ГПС зависят от размера помещений школы, ее пропускной способности и одновременно находящихся в помещении людей. Приведенные выше требования достаточны для АШ обучающих более 10, но менее 50 человек одновременно (в одну смену).

размер шрифта

ПИСЬМО Минобрнауки РФ ИК-221803 ГИБДД РФ 135-255 от 30-12-2008 О ТРЕБОВАНИЯХ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ И ОРГАНИЗАЦИЯМ... Актуально в 2018 году

Требования к закрытым площадкам (автодромам, в том числе автоматизированным) для первоначального обучения вождению транспортных средств

Закрытая площадка (автодром, в том числе автоматизированный) для первоначального обучения вождению транспортных средств <*> должна иметь ровное и однородное асфальтобетонное покрытие, а также технические средства организации дорожного движения, обеспечивающие их круглогодичное функционирование.

Наклонный участок должен иметь продольный уклон в пределах 8 - 16% включительно, использование колейной эстакады не допускается.

Коэффициент сцепления колеса с покрытием автодрома (в том числе наклонного участка) должен быть не ниже 0,4.

В случае проведения обучения в темное время суток освещенность автодрома должна быть не менее 20 лк.

Размеры автодрома и его обустройство техническими средствами организации дорожного движения должны обеспечивать выполнение каждого из учебных (контрольных) заданий, предусмотренных Примерными программами подготовки водителей транспортных средств, а также Методикой проведения квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами соответствующих категорий <*>.

В целях имитации реальных условий движения на площадке оборудуются перекресток, пешеходный переход, железнодорожный переезд, устанавливаются дорожные знаки, светофор и иные технические средства организации дорожного движения, а также наносится разметка в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52290-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования", ГОСТ Р 51256-99 "Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Общие технические требования", ГОСТ Р 52282-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний", ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств".

Применяются также конуса разметочные (ограничительные), стойки разметочные, вехи стержневые.

Если размеры автодрома не позволяют разместить на его территории все учебные (контрольные) задания, предусмотренные Примерными программами подготовки водителей транспортных средств, а также Методикой проведения квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами соответствующих категорий, необходимо иметь съемное оборудование, позволяющее разметить границы выполнения соответствующих заданий: конуса разметочные (ограничительные), стойки разметочные, вехи стержневые, столбики оградительные съемные, лента оградительная, разметка временная.

Автоматизированные автодромы должны быть оборудованы техническими средствами, позволяющими осуществлять контроль, оценку и хранение результатов выполнения учебных (контрольных) заданий в автоматизированном режиме.

Технические требования к оборудованию автодромов утверждаются федеральным органом управления Госавтоинспекции.