Тюрьма в центральной африке. Самая страшная тюрьма ирана, чьи узники не вызывают сочувствия

В Нигерии геям и лесбиянкам грозит пять лет лишения свободы.
Эта африканская страна могла бы быть самодостаточной за счет запасов нефти и туристического бизнеса. Вот только в этот регион инвесторы не спешат - вместо того, чтобы заниматься делом, многие местные жители предпочитают заниматься криминальным бизнесом, разборками на почве религиозных, этнических и прочих отношений. А потому система уголовно-исправительных наказании в Нигерии имеет свою специфику.

Где и как сидим

В нестоящее время, по официальным данным, в тюрьмах страны содержится около 45 тысяч узников. Главная тюрьма Нигерии - столичная «Кирий-Кирий». Этот комплекс был создан в 1923 году, еще во времена, когда Нигерия была британской колонией. После обретения страной независимости долгое время его перестройкой никто из сменяющих друг друга военных диктатур не занимался. Другой знаменитой тюрьмой является «Кадуно», расположенная в столице одноименного штата. В нее обычно отправляют приговоренных к смертной казни. И, наконец, самая страшная тюрьма - «Оввери».

Но вот что интересно - благодаря процветающей коррупции тюрьма «Кирий-Кирий» была разделена на два корпуса. Первый, в котором пребывают «неэлитные» зеки, так и остался строением с казематами площадью в семь квадратных метров, с двумя шконками, клозетом - дыркой в полу и умывальником. А вот для чиновников, уличенных во взяточничестве, приготовлены другие номера. Одно - или двухместные, с санузлом в камере.

В нигерийских тюрьмах действуют драконовские порядки. Заключенные постоянно находятся под замком, они не имеют права связываться с родными и близкими ни по телефону, ни по переписке. Заключенные практически лишены возможности умываться, не говоря уже о том, чтобы принять душ.

В провинциальных тюрьмах обстановка еще хуже. В камерах нет нар, отсутствуют водопровод и канализация, роль которой выполняет параша. Каждое утро дежурный по камере должен опорожнять ее в прибывшую на тюремный двор бочку ассенизаторов. А о медицинской помощи и говорить нечего.

В тюремном меню нигерийских тюрем только одно блюдо «мгеба», что переводится как «пища». Это похлебка, приготовленная из кукурузной муки на мясном бульоне. Впрочем, каком? В качестве основного ингредиента здесь используется просроченное мясо тростниковой крысы или «ньиира» - мясо свиней, которое по причине жары и отсутствия холодильников для продажи на рынках уже не годится. Плюс к этому черствая лепешка из маиса. Из напитков - только протухшая вода.

Не обременяют себя тюремные власти и спецодеждой для зеков. Кто в чем в тюрьму попал, в том и остается. Поэтому узники щеголяют в джинсах и майках, и в красочных одеяниях народов хауса, йоруба и игбо, и в камуфляжной форме. Амнистии проводятся редко - либо после очередного военного переворота, либо в официальный праздник Дня независимости, который празднуется 1 октября. Женщины-заключенные, имеющие детей, могут рассчитывать на снисхождение 29 мая, в День защиты ребенка.

За что сидим

Нигерия, с точки судопроизводства, совершенно уникальная страна. Дело в том, что все представители вышеупомянутых национальностей всегда вели борьбу за власть. Хауса сформировали свой клан в среде чиновников, йоруба - в среде военной и полицейской, игбо в основном занимались земледелием и скотоводством. Но вот разделение этих этнических группировок на христиан и мусульман (40 на 40 процентов, 10% населения поклоняются местным богам) привело страну к череде военных переворотов, после которых каждый властитель устанавливал свои законы. Доставшийся в наследство от англичан уголовный кодекс практически остался в забвении, зато теперь каждый диктатор утверждал свою юриспруденцию и законы, и судебные инстанции.

Сегодня в стране действуют Верховный суд, уголовные суды в 36 штатах, шариатские - для мусульман, гражданские, апелляционные - для всех, специальные - Трибунал по грабежу и огнестрельному оружию. Суд по валютным мошенничествам и Суд по наркопреступности. Не знаю, сколько там задействовано чиновников, но вот адвокатов в стране, только по официальным данным, всего 91. И воспользоваться их услугами могут только очень состоятельные люди. А вот все остальные простолюдины поставлены перед условием либо ты даешь добровольное признание, либо... ты его просто дашь.

Пытки и избиения широко применяются в тюрьмах Нигерии. Подследственные могут ожидать в камерах рассмотрения их дел до 10 лет! Рекорд поставил некто Сугид, которого обвинили в пособничестве в нападении на владельца мотороллера, его убийство и завладении имуществом. Приговоренный к смертной казни, он отсидел в ожидании исполнения приговора в камере смертников 22 года, подавая различные прошения, пока наконец очередной президент не помиловал его.

Получить срок в Нигерии можно без особых проблем. Например, геи и лесбиянки рискуют попасть за решетку на срок до 5 лет. Курильщиков в общественных местах и офисах сначала оштрафуют, а при повторном случае отправят на три месяца в тюрьму.

Отправителей так называемой «нигерийской почты» - это мошенники, которые берутся помочь переслать в любую страну мифические денежные средства за определённый процент - сажают в тюрьму на 10 лет. В то же время в этом году суд приговорил испанского хирурга, сделавшего неудачную операцию по липосакции разжиревшей супруге президента страны Стелле де Обассано, которая привела к ее смерти, всего к 12 месяцам тюрьмы.

А вот в штате Баучни за воровство можно лишиться руки и еще вдобавок заплатить грандиозную сумму в 120 тысяч найро (около 10 тысяч евро). А один папаша подал в суд на своего сына бездельника, который отказывался учиться и работать. В результате судьи шариатского суда приговорили тунеядца и неуча к шести месяцам тюремного заключения и 30 ударам плеткой.

Последний вид экзекуции - официальное наказание. Правда, вместо плетки используется тонкая бамбуковая палка. Это наказание разрешено только в отношении несовершеннолетних или мужчин в возрасте до 55 лет.

От бамбуковой палки до петли

В Нигерии до сих пор существует смертная казнь, причем несмотря на требования международных правозащитных организаций мораторий на нее до сих пор не введен. Всех смертников перевозят в тюрьму «Кадумо». Раньше приговоренных просто расстреливали во дворе тюрьмы «Кирий-Кирий», причем публично. Теперь же эта процедура упрощена. В «Кадумо» есть специальный корпус с камерами смертников, где они содержатся до того момента, как им объявят об отклонении прошения о помиловании. Об этом объявляет прокурор.

В камере смертников есть балка, к которой после вынесения приговора тюремщики прикрепляют петлю. А потом в присутствии двух или трех сокамерников, видимо, в назидание им, вешают приговоренного. Снять труп и убрать экскременты и мочу казненного, которые являются побочным эффектом повешения, заставляют все тех же сокамерников.

Правда, смертная казнь не применяется в отношении беременных женщин и несовершеннолетних. Зато в отношении политических противников диктаторы в полной мере использовали плац дня расстрела или эшафот.

По материалам газеты
"За решеткой" (№2 2010 г.)

Итак, тюрьма Кении:

Я сидел там 5-6 месяцев тому назад. Находится она в Момбасе, является второй по величине в Кении и называется "Шимо-ла-Тева". Перевод - "Проглоченный рыбой" (тева - это название одной из рыб). В тюрьме - 2300 заключенных. В Кении такая система: В КПЗ при полицейском участке ты находишься 1-7 дней. Затем тебя привозят в суд, и если нет BAIL или ты не можешь выполнить условия BAIL, то из зала суда попадаешь в тюрьму. BAIL - это когда оставляешь залог в суде наличными, либо кто-нибудь приходит в суд и подписывается за тебя на определенную сумму.

Ты еще не приговорен и тебя держат отдельно от осужденных. При этом условия у тебя хуже, чем у них. В моем бараке было в среднем 65 человек. Пищевые передачи снаружи запрещены АБСОЛЮТНО. Курение сигарет ЗАПРЕЩЕНО. На утро дают стакан манной каши, иногда с сахаром. На обед "угали" с "листями". На ужин "угали" с бобами.

В тюрьме есть "махабусу" - подследственные, "вафунгва" - осужденные, "трастис" - осужденные, пробывшие в тюрьме большую часть срока при хорошем поведении.

Махабусу - ходят в своей одежде. Каждые две недели их привозят в суд. Внутри каждого барака есть "чардж" - староста, "мзее ва нюмба" - отвечающий за дисциплину и решающий, кому где спать (смотрящий по нашему - прим. В.Л.). Рядом с бараком находится небольшой дворик, куда время от времени выгоняют на прогулку. Кушают там же. Спят на полу, подстелив одеяла. На 65 человек есть 6 матрасов, для "блатных".

Вафунгва - могут ходить по всей территории тюрьмы, носят полосатую одежду. У них больше матрасов и их паек больше.

Трастис (английское слово, означает "тот, кому доверяют" - по нашему козлы:) - прим. В.Л.) - они могут делать, что хотят. Отвечают за справедливость и выдачу пищи. У них полномочия - как у стражей. Им разрешается иметь еду с воли.

Внутри бараков розеток нет и варить чифирь теоретически невозможно. Деньгами являются дешевые кенийские папироски без фильтра под названием "Роста". Людей не бьют и вообще драки очень редки. Отношение между людьми - как на воле, без всякой иерархии, кроме уже вышеописанной. Беспредела нет. В свободное время (а почти все время за исключением еды и пересчета - свободное) можно лежать-отдыхать или разговаривать, либо делать упражнения, либо читать.


Сигареты запрещены, но курить хочется. Люди проносят сигареты в трусах, либо покупают у подкупных стражников. После этого сигареты прячут, так как если найдут - можно загреметь в карцер. Купить за них можно одежду (я купил хорошие трусы, до сих пор ношу, за 6 сигарет), сумку, емкость для воды, тюремную еду, травку, зажигалку.

Понятий особых нет. Секс - обычно гомосексуалисты в Африке встречаются очень редко. Даже в тюрьмах. Онанизм в туалете или мокрые сны - выход энергии. Очень распространена марихуана. Вообще, прикол - половина подследственных идет по делам марихуаны, однако в тюрьме они-то и накуриваются больше всего:).

Я вначале боялся попасть в эту тюрьму. Однако быстро понял, как нужно разговаривать с тюремщиками и заключенными, стал учить язык суахили, читал, занимался медитацией. Эта тюрьма находится в 500 м от дискотеки и вечером можно слышать крутую музыку. Вчера - ты танцевал на этой дискотеке и заигрывал с черными девушками, сегодня - ты за стеной.

Тут отчетливо понимаешь относительность ЖИЗНИ. Так что, мой совет - пусть люди тюрем не боятся! Даже в африканских тюрьмах можно жить и наслаждаться колоритом! Не нужно нервничать и всегда нужно пытаться извлечь пользу из текущего положения! К жизни вообще стоит относиться спокойно - сегодня белая полоса, завтра черная и все это складывается в мозаику жизни.

Прочитал на днях хорошую книгу - Артур Саканян "Театр одного зрителя" http://www.proza.ru/author.html?sakart. Не о тюрьме каменной, скорее о тюрьме духа. Ничего подобного последнее время не встречал. Рекомендую.

Я уже начал рассылать книгу Алексея Павлова "Должно было быть не так" тем, кто заказывал. Вот только небольшая просьба - последнее время много был в поездках и из-за некоторой суеты мог кого-то пропустить. Так что повторите, пожалуйста, ваш заказ. Пишите сразу ваши адреса. Цена 3 евро плюс почтовые расходы. По Украине - наложенным платежом, для остальных - по предоплате.

Низкий уровень жизни и самые красивые африканские пейзажи -все это о Сьерра-Леоне - небольшой стране на западе Африки. Правда, совсем недавно к образу государства добавилось ещё и звание одного из источников эпидемии лихорадки Эбола.

И здесь Фернандо Молерес, талантливый фотограф (отмеченный тремя премиями WorldPress в 1998, 2003 и 2011гг.), живущий в Барселоне, решил воплотить свою здравую идею и показать, что все эти несовершеннолетние – люди, которым свойственны присущие любому человеку черты, как положительные, так и отрицательные. Иногда ему даже непонятно, где их судьба в большей степени оказывается скомпрометированной – в тюрьме или на свободе.

Мохаммед Контех, 14 лет, был арестован за небольшое количество марихуаны. После четырех дней, проведенных в каменном мешке в полицейском участке без еды, от него потребовали взятку, равную 7,5 евро. Денег у него, конечно же, не было. Спустя семь месяцев, в течение которых он находился в карцере, его приговорили к трем годам. Та же история произошла с Мохаммедом Муза, с Абу Сесе, чьи искренние глаза выражают одновременно и твердость, и покорность.

Абдул Моресей оказался в тюрьме по обвинению в убийстве в 2007 году, когда был еще совсем ребенком. Конечно, он никого не убивал, но и доказательств обратного у него не было.

Абдул отправился к реке со своим другом примерно того же возраста - в итоге мальчик утонул, а его родители во всем обвинили Абдула.

Как на войне или на боксерском ринге: от лиц исходит едкий запах боли, а тела демонстрируют что-то вроде поражения.

Переполненная, как и все другие пенитенциарные учреждения страны, тюрьма содержит в себе 1 тыс. 300 несовершеннолетних. И находятся они здесь в антисанитарных условиях. Набитые, как селедки в бочке, они, когда все вытягиваются спать прямо на земле, напоминают скорее животных в хлеву, либо армию призраков, зомби, поставивших себе целью искромсать всех, находящихся на свободе, и которым лишь решетки мешают это сделать.

В некотором роде я ощущал себя абсолютно беспомощным перед этими существами, настолько бросалась в глаза вся несправедливость, допущенная по отношению к ним. Эти отчаявшиеся мальчишки, бывает, годами ждут суда. Я старался уговорить персонал изучить их досье, но всем там на них наплевать. То же самое с медицинским обслуживанием: где только можно я искал для них лекарства, но ни одна из многочисленных неправительственных организаций (НПО), имеющихся в Сьерра-Леоне, не дала мне ничего для этих несовершеннолетних заключенных говорит Фернандо Морелес.

Кончилось все тем, что знаменитый фотограф Фернандо Морелес создал и запустил программу, которая называется Free Minor Africa. НПО намерена бороться с негодным медицинским обеспечением и оказывать реальную помощь молодежи.

Однажды один адвокат сказал Морелесу: «Без денег в Сьерра-Леоне бесполезно искать справедливости». Похоже, что и с ними тоже…

Самая знаменитая и влиятельная банда Южной Африки носит название «Цифры». Группировка образовалась в тюрьме Кейптауна и сегодня держит под своим контролем практически все тюрьмы Южной Африки. В какой-то момент «Цифры» стали настоящим культом - члены банды носят её имя с гордостью, выражая своё почтение в разнообразных ритуалах, делясь с друг другом мифологией, которую, в соответствии с истинно африканскими традициями, нужно знать наизусть. Банды очень хорошо организованы: они проводят идентичные программы инициации и тренировок в каждой тюрьме страны и постоянно набирают новых членов. Жизнь в Африке не так легка, а банда предлагает своим участникам защиту, товарищество, статус и власть. У банды есть свой свод законов, которые нужно также знать наизусть, поэтому её принято считать справедливой, но при этом многие забывают, что наказание за нарушение этих законов оказывается таким, что смерть показалась бы приятнее.

По сути, «Цифры» - это собирательное название для трёх банд, у которых, согласно легенде, есть общая история - так называемые «26-е», «27-е» и «28-е». У каждой из них есть своя специализация, и все они несут за собой практически вековую кровавую историю.

Как и многие американские банды, «Цифры» выросли из направления за сопротивление - начало организации положили несколько человек, которые боролись с притеснением цветного населения в конце XIX века. Постепенно с улиц они переместились в тюрьмы, где, согласно собственной мифологии, продолжают бороться с несправедливым законом и создают собственные, более комфортные условия содержания. Говоря объективно, то, что когда-то было создано с целью борьбы с расовой несправедливостью, сегодня превратилось в типичную гангстерскую группировку, не выдержавшую испытание на прочность в капиталистическом мире: статус в банде в значительной степени обеспечивают деньги, а членство можно запросто купить - вроде того, как покупают членство в яхтенном клубе.

Простая жизнь в Африке не так легка, а банда предлагает своим участникам защиту, товарищество, статус и власть.

История

Несмотря на то что детали истории возникновения банд варьируются, есть основные общепринятые положения, которые стали легендой, передающейся из поколения в поколение вот уже 100 лет.

Около 1880 года бродяга по имени По проходил мимо родников и увидел чёрных людей, работающих в невыносимых условиях. Он решил бороться за их права и приютил двух мальчиков - Нонгонзолу и Киликикияна. Он поймал для них быка и накормил их, а также научил их сохранять мясо, разделив быка между ними. Части быка, которые достались им, будут иметь символическое значение для их будущих банд.

По научил мальчиков вести преступную жизнь, грабить и убивать, а потом убедил ещё 15 человек присоединиться к ним - Нонгонзоле досталось семь подопечных, а Киликикияну восемь. Банда одного промышляла днём, а другого - ночью.

Разногласия между бандами случались многократно, но последней точкой стал тот день, когда банда Нонгонзолы вернулась раньше и застала Киликикияна, занимающегося сексом с другим мужчиной. Банды больше не работали вместе, и однополый секс стал важным критерием различия между ними - в 28-й банде, банде Киликикияна, он считается естественной вещью, а в 27-й банде недопустим. К слову, первая цифра в названии банды символизирует количество первоначальных вождей, а цифры 7 и 8, соответственно, изначальное количество членов банды.

Спустя некоторое время оба главаря встретились в тюрьме и набрали себе группу из шести человек. Киликикиян хотел им предложить свой способ проведения досуга, но эта новая банда отказалась от него и решила быть независимой - и положила начало банде «26». Интересно, что банды «26» и «28» с тех пор не разговаривают и все сделки заключаются исключительно при посредничестве 27-й банды.

Три группировки - «26», «27» и «28» - сегодня различаются по тяжести преступлений: экономические, сексуальные или особо жестокие преступления. В зависимости от тяжести собственного преступления новичок, скорее всего, попадет в ту или иную группу, но есть также и определённые ритуалы посвящения. Когда осуждённый попадает в тюрьму, ему задают вопрос, который определит его судьбу («Идёт дождь, у тебя есть зонт. Я говорю, что промок. Что ты сделаешь?»). Если новичок отвечает правильно, он может попасть в банду, но для этого ему нужно будет подраться или убить того, на кого ему укажет банда. Это случится в субботу - «день ошибок», а посвящать его будут в воскресенье - «день правых». Во время обряда инициации его проверят на наличие татуировок других банд, и если их найдут, он будет наказан.

Банды «26» и «28» не разговаривают между собой, все сделки заключаются исключительно при посредничестве 27-й банды.


26-я банда специализируется в денежных преступлениях - грабеже, контрабанде, мошенничестве. Они поддерживают жизнедеятельность тюрьмы - снабжают её деньгами, наркотиками и сигаретами, славятся умением обходить систему. Жестокость здесь не процветает, и банда считается мягким вариантом для новичков - здесь не нужно проливать кровь, не практикуют однополые отношения и не участвуют в уличных боях. Если участник 26-й группы становится жестоким и агрессивным, его переводят к «27-м» - но для этого нужно пролить кровь.

«27-е» - это «люди крови» и самая жёсткая из банд. Чтобы попасть сюда, нужно пролить кровь, а чтобы прийти из 28-й группы - пролить очень много крови. По традиции, они решают споры между «26» и «28». Никаких однополых отношений здесь нет, и они строжайше запрещены. Это самая секретная банда, о структуре которой известно не так много.

В 28-ю группу попадают насильники, которые практикуют секс в тюрьме или подвергаются насилию в банде. У них есть строгая иерархия: «золотая линия» (главнокомандующие банды, чтобы попасть сюда должны напасть на охранников тюрьмы), «серебряная линия» и «третья дивизия» (солдаты, защищающие банду 24 часа в сутки). В тюрьмах они обычно работают на кухне и обеспечивают всех едой.

У банд есть свой собственный язык и код - он называется сабела. Код включает в себя определённые слова, символы и цвета, отличающие одних от других. У каждой группы есть собственные приветствия («26-е» поднимают большой палец, «27-е» большой и указательный, а «28-е» - первые три пальца), собственные флаги с символическими изображениями, которые часто появляются и на татуировках. Для «26-х» ключевое изображение - это знак доллара; у «27-х это скрещённые мечи, символизирующие готовность к битве, или семиконечная звезда.

В Южной Африке есть 11 официальных языков, но все, как правило, говорят на одном из четырёх официальных: африкааансе, английском, коса и зулу. Заключённый обязан выучить историю и законы банд на собственном языке, иначе он опять же будет жестоко наказан.

Если участник 26-й группы становится жестоким и агрессивным, его переводят к «27-м» - но для этого нужно пролить кровь.


Татуировки

Татуировки в тюрьмах Южной Африки, конечно же, запрещены - но процветают, как и везде: каждая часть тела участников банд разрисована татуировками - символы смерти, порнографии, дань скорби по утраченным семьям и любимым. Тюремное тату может делаться разными способами - от грубой имитации машинки с использованием маленькой батарейкой от мобильного телефона и самодельной иглы, до более болезненного способа с процарапыванием ногтями и самодельными лезвиями, когда в раны затираются смесь кирпича, резины, жжёной бумаги, слюны и прочих доступных материалов.

Большая часть татуировок представителей 26-й банды сосредоточена на правой стороне тела - это значит, что они сторонятся однополых отношений. Татуировки часто имеют знак доллара, монет или наличных. Иногда деньги может пронзать кинжал, иногда изображается кулак с наличными и открытая книга с числом 26.

Татуировки банды «27-х», как правило, изображают скрещённые сабли и восходящее солнце. Ключевые рисунки банды должны символически показывать, что они вооружены или жестоки по своей природе.

У «28-х» татуировка часто располагается в виде солнца на ягодицах. Надпись «Moliva Boy» означает, что её владелец вошёл в банду через серебряную линию. Если татуировка связана со смертью или кровью, то её владелец вошёл через золотую линию. Цитата для золотой линии - «Моё сердце бьётся трижды в год», у серебряных - «Моё сердце бьётся один раз в год. Татуировки могут перекрывать одна другую: например, у тех, кто вошёл через серебряную линию и перешёл к золотой линии. Часто в изображениях используется цифра 28.

У каждой линии 28-й банды есть строгая иерархия с соответствующими татуировками: в золотой линии, например, есть судья, выносящий смертные приговоры. Ему набивают семиконечную звезду на правом плече и на левом. Генерал золотой банды объявляет войну и командует оружием, у него - шестиконечная звезда на обоих плечах. Полковник (с четырёхконечными звёздами на обоих плечах) не носит с собой оружие, но отвечает за дисциплину в банде и исполнение законов. Так называемый бессвязный оператор выбирается за исключительную память, он глаза и уши банды, он шпионит за другими бандами и следит за количеством еды. У него на обоих плечах по три звезды.

Ниже - фотографии из Полсмурской тюрьмы Кейптауна, самой знаменитой тюрьмы, где эта банда родилась и процветает до сих пор. Сюда отправилась документальный фотограф Араминта де Клермон, чтобы отыскать бывших заключённых, которые страдали в тюрьме долгие годы и вышли оттуда с плотно разрисованными телами. Их татуировки символизируют преданность тюремным авторитетам и статус в тюрьме.

Большая часть татуировок представителей 26-й банды сосредоточена на правой стороне тела - это значит, что они сторонятся однополых отношений.

Омар - высокий мужчина с множеством татуировок. Он просидел в тюрьме 15 лет за то, что зарезал человека, который стукнул его по голове камнем. Он был королём тюрьмы - высший статус в банде «28-х». Татуировка руки на шее символизирует типичное приветствие банды. Скорпион на предплечье намекает на его связь с кейптаунской «Бандой скорпионов». Омар был выпущен из тюрьмы в 2004-м и теперь продаёт вино соседям.

РKD отсидел 15 лет своей жизни за пять правонарушений, включая вооружённый грабеж и убийство. О татуировках он рассказывает как о средстве самовыражения: они были для него тем, что никто не сможет больше у него отнять. На его лбу написано «Vra my nix» («Не спрашивай меня ни о чём» на африкаансе), на шее - число 28, а доллары в углу рта указывают на участие в жизни другой банды.

У Джозефа когда-то на лбу было набито непристойное выражение, но сейчас он перебил его изображением бутылки вина. Убрать лицевые татуировки могут позволить себе не все, и те, кто не может скопить на это денег, как правило, убирают их ножницами или выжигают.

Убрать лицевые татуировки могут позволить себе не все, и те, кто не может скопить на это денег, убирают их ножницами или выжигают.