Участки тушения на пожаре, права и обязанности начальника участка тушения пожара. Организация и тактика тушения пожара на ковровом комбинате Кому подчиняется начальник сектора на пожаре

102.Участниками тушения пожара и проведения АСР являются: личный состав подразделений ГПС, других видов пожарной охраны, военнослужащие, сотрудники и работники органов внутренних дел, другие аварийные, аварийно-спасательные формирования, а также службы жизнеобеспечения населенных пунктов и объектов, принимающие непосредственное участие в тушении пожара и проведении АСР.

103. Участники тушения пожара и проведения АСР обязаны:

выполнять требования Устава, а также поставленные перед ними основные (главные) задачи;

обеспечивать эффективную, бесперебойную работу закрепленной пожарной и аварийно–спасательной техники, пожарно-технического, аварийно-спасательного вооружения и оборудования, следить из их сохранностью, принимать меры по выявлению и устранению неисправностей;

следить за изменениями обстановки на месте тушения пожара и проведения АСР, подаваемыми командами и сигналами, вносить коррективы в собственные действия по усмотрению РТП (РАСР) или других должностных лиц, а также самостоятельно с последующим докладом непосредственному руководителю;

поддерживать в установленном порядке связь при тушении пожара и проведении АСР;

проявлять взаимовыручку и оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

104. Участники тушения пожара и проведения АСР имеют право:

выполнять действия, необходимые для успешного решения основных (главных) задач и не противоречащие требованиям законодательства и Устава;

проникать в места распространения (возможного распространения) пожаров, ЧС и их опасных проявлений;

создавать условия, препятствующие развитию пожаров, других ЧС и обеспечивающие их ликвидацию;

использовать на безвозмездной основе средства связи, транспорт, оборудование, средства пожаротушения и огнетушащие вещества объектов;

ограничивать или запрещать доступ к месту пожара, другой ЧС, а также движение транспорта и пешеходов на прилегающих к этому месту территориях;

эвакуировать с места пожара, другой ЧС людей и имущество.

Участники тушения пожара и проведения АСР при продолжительных пожарах и ЧС обеспечиваются горячим питанием и условиями для отдыха в установленном порядке.

105. Участники тушения пожара и проведения АСР выполняют обязанности по следующим основным специализациям:

начальник дежурной смены;

помощник начальника дежурной смены;

начальник пожарного расчета;

начальник аварийно–спасательного расчета

начальник контрольно-пропускного пункта ГДЗС;

постовой на посту безопасности ГДЗС;

старший звена ГДЗС;

газодымозащитник;

ствольщик;

водитель пожарного (аварийно–спасательного) автомобиля (далее - водитель);

пожарный (пожарный-спасатель);

спасатель.

Начальник дежурной смены

По прибытии на пожар или к месту возникновения ЧС начальник дежурной смены организует тушение пожара и проведение АСР в соответствии с требованиями Устава и тактическими возможностями дежурной смены. В случае, когда руководство тушение пожара и проведение АСР возглавляет лицо старшее по должности, докладывает ему о прибытии и поступает в его распоряжение.

107. НДС при постановке задачи в целом для подчиненного подразделения руководит личным составом дежурной смены при ведении основных действий на пожаре и при проведении АСР, в том числе:

обеспечивает взаимодействие расчетов дежурной смены, а также дежурной смены и соседних подразделений;

ставит задачи перед личным составом дежурной смены;

обеспечивает правильное и точное выполнение личным составом команд и сигналов;

контролирует соблюдение личным составом расчетов правил охраны труда;

контролирует работу подчиненного личного состава на специальной пожарной (аварийно-спасательной) технике и оборудовании;

поддерживает связь со старшим оперативным должностным лицом при тушении пожара и ведении АСР, своевременно докладывает ему об изменениях обстановки.

108. В отсутствие НДС исполнение требований статей 106 и 107 Устава возлагается на помощника НДС . При наличии НДС помощник НДС выполняет задачи начальника первого пожарного расчета дежурной смены.

Начальник пожарного расчета

109. Начальник пожарного расчета - должностное лицо дежурной смены, возглавляющее личный состав на пожарном автомобиле или иной мобильной технике, прибывший к месту на пожар или к месту возникновения ЧС.

При прибытии на пожар или к месту возникновения ЧС в составе дежурной смены начальник пожарного расчета выполняет задачи, поставленные ему на месте тушения пожара и проведения АСР начальником дежурной смены, в том числе:

указывает личному составу пожарного расчета водоисточник, направление и способы прокладки рукавных линий, место установки разветвления с учетом использования минимального количества рукавов в линиях, количество и виды стволов, позиции ствольщиков, места установки пожарных лестниц;

обеспечивает правильное и точное выполнение личным составом пожарного расчета указаний должностных лиц на пожаре и при проведении АСР;

контролирует соблюдение личным составом пожарного расчета правил охраны труда при выполнении поставленных задач;

поддерживает связь с НДС;

обеспечивает работу закрепленного пожарного автомобиля;

проверяет наличие личного состава и табельного пожарно-технического и аварийно-спасательного вооружения и оборудования при завершении сбора сил и средств после ликвидации пожара, ЧС (окончании АСР) и докладывает НДС или иному старшему должностному лицу о готовности пожарного расчета к возвращению на место постоянного расположения.

Начальник пожарного расчета по прибытии на пожар, к месту возникновения ЧС самостоятельно в составе пожарного расчета организует тушение пожара и проведение АСР в соответствии с требованиями Устава и тактическими возможностями пожарного расчета. А, в случае, когда руководство тушением пожара и проведение АСР возглавляет лицо старшее по должности, докладывает ему о прибытии и поступает в его распоряжение.

Начальник аварийно-спасательного расчета

110. Начальник аварийно-спасательного расчета – должностное лицо дежурной смены, возглавляющее личный состав на аварийно – спасательном автомобиле или иной мобильной технике, прибывшей к месту пожара или к месту возникновения ЧС.

При прибытии к месту вызова в составе дежурной смены начальник аварийно-спасательного расчета выполняет задачи, поставленные ему на месте тушения пожара и проведения АСР начальником дежурной смены, в том числе:

руководит действиями подчиненного личного состава;

указывает личному составу аварийно-спасательного расчета способы и технические средства спасания людей, животных, материальных ценностей, направление и способы прокладки рукавных линий, шлангов, электрических кабелей, место установки аварийно-спасательного оборудования, его количество и виды;

обеспечивает правильное и точное выполнение личным составом аварийно-спасательного расчета указаний должностных лиц на пожаре и при проведения АСР;

контролирует соблюдение личным составом аварийно-спасательного расчета правил охраны труда при выполнении поставленных задач;

поддерживает связь с НДС;

обеспечивает работу закрепленного аварийно-спасательного автомобиля;

проверяет наличие личного состава и табельного аварийно-спасательного оборудования и вооружения при завершении сбора сил и средств после ликвидации пожара, другой ЧС и докладывает НДС или иному старшему должностному лицу о готовности аварийно-спасательного расчета к возвращению на место постоянного расположения подразделения.

Начальник аварийно-спасательного расчета по прибытии на пожар или к месту возникновения ЧС самостоятельно в составе аварийно-спасательного расчета организует проведение АСР в соответствии с требованиями Устава и тактическими возможностями аварийно-спасательного расчета. В случае, когда руководство тушением пожара и проведение АСР возглавляет лицо, старшее по должности, докладывает ему о прибытии и поступает в его распоряжение.

Начальник контрольно-пропускного пункта ГДЗС

111. Начальник контрольно-пропускного пункта (далее - КПП) ГДЗС - должностное лицо среднего или старшего начальствующего состава пожарного (пожарно-спасательного) подразделения, возглавляющее работу КПП, создаваемого для организации ГДЗС на месте пожара или проведения АСР.

Начальник КПП ГДЗС на пожаре и при проведении АСР непосредственно подчиняется начальнику оперативного штаба пожаротушения (НШ), а в исключительных случаях, при организации КПП ГДЗС на УТП, - начальнику УТП.

112. Начальник КПП ГДЗС обязан:

определить место организации, состав КПП ГДЗС и обеспечить его работу;

обеспечить возможность проведения соответствующих проверок СИЗОД, в том числе посредством организации контрольных постов ГДЗС;

организовать медицинский контроль за работой личного состава в СИЗОД;

обеспечивать в установленном порядке готовность звеньев ГДЗС к работе в непригодной для дыхания среде и учет их работы;

организовывать работу и осуществлять проверки постов безопасности;

вести необходимые служебные документы.

Постовой на посту безопасности ГДЗС

113. Постовой на посту безопасности ГДЗС - лицо рядового (работник) или начальствующего состава пожарного (пожарно-спасательного) подразделения, имеющее специальную подготовку и допущенное к исполнению обязанностей в установленном порядке, организующее работу поста безопасности ГДЗС для контроля за работой звена ГДЗС.

В исключительных случаях, при малочисленности пожарных и аварийно-спасательных расчетов, обязанности постового на посту безопасности ГДЗС исполняет прошедший подготовку водитель автомобиля.

Постовой на посту безопасности ГДЗС непосредственно подчиняется РТП, (начальнику УТП, начальнику КПП). В других случаях постовой на посту безопасности непосредственно подчиняется старшему должностному лицу, возглавляющему проведение АСР (РАСР).

Он обязан:

обеспечивать установленный порядок допуска звеньев ГДЗС к выполнению поставленных задач в непригодной для дыхания среде;

постоянно информировать старшего звена ГДЗС об обстановке, указаниях РТП (РАСР), о времени пребывания звена ГДЗС в непригодной для дыхания среде и времени возвращения;

вести учет работающих звеньев ГДЗС и времени их работы;

информировать в установленном порядке должностных лиц о сведениях, полученных от звеньев ГДЗС;

вести в установленном порядке служебную документацию поста безопасности.

Старший звена ГДЗС

114. Старший звена ГДЗС - лицо начальствующего состава подразделения пожарной охраны, имеющее специальную подготовку и возглавляющее звено ГДЗС в целях выполнения основных действий по тушению пожара и проведения АСР в непригодной для дыхания среде.

Старший звена ГДЗС подчиняется РТП (РАСР) а при организации УТП – начальнику УТП.

Старший звена ГДЗС обязан:

обеспечивать выполнение звеном ГДЗС поставленной задачи;

оказывать помощь людям в случаях угрозы их жизни и здоровью;

обеспечивать выполнение правил работы в СИЗОД;

поддерживать постоянную связь с постом безопасности, докладывать РТП (РАСР) или начальнику УТП об обстановке и действиях звена ГДЗС;

принимать меры по обеспечению звена ГДЗС аварийно–спасательными средствами, связи и освещения, а также иным необходимым пожарно-техническим и аварийно-спасательным вооружением.

Газодымозащитник

115. Газодымозащитник – лицо рядового (работник) или начальствующего состава пожарной охраны, имеющий специальную подготовку и выполняющий поставленную задачу в непригодной для дыхания среде в составе звена ГДЗС. Газодымозащитник подчиняется старшему звена ГДЗС.

Он обязан:

соблюдать правила работы в СИЗОД;

беспрекословно выполнять указания старшего звена ГДЗС;

докладывать старшему звена ГДЗС о людях, нуждающихся в помощи, об обнаруженных неисправностях своего средства индивидуальной защиты органов дыхания, ухудшении самочувствия и иных обстоятельствах, которые могут повлиять на результат выполнения поставленной задачи.

Ствольщик

116. Ствольщик - участник тушения пожара и проведения АСР, выполняющий поставленную задачу по подаче огнетушащих веществ на месте пожара или проведения АСР. Ствольщик непосредственно подчиняется начальнику пожарного расчета, а в исключительных случаях – начальнику УТП.

При выполнении поставленной задачи ствольщик обязан выполнять требования статей 40 и 44 Устава.

Связной

117. Связной – участник тушения пожара и проведения АСР, выполняющий поставленную задачу по передаче информации между должностными лицами на пожаре или на месте проведения АСР. Связной назначается РТП (РАСР), НШ, начальником УТП.

Связной обязан:

передавать своевременно достоверную информацию;

докладывать соответствующему должностному лицу об исполнении полученных указаний;

выполнять правила ведения связи;

вести учет передаваемой (получаемой) информации.

Водитель

118. Водитель - сотрудник (работник) пожарного (пожарно-спасательного) подразделения, имеющий специальную подготовку и соответствующий допуск на право управления пожарным (аварийно–спасательным) автомобилем.

Водитель подчиняется начальнику пожарного (аварийно–спасательного) расчета, а также начальнику дежурной смены, если иное не установлено РТП (РАСР).

Он обязан:

устанавливать автомобиль на указанную позицию с учетом выполнения требований Устава;

обеспечивать возможность вывода автомобиля в безопасное место в случае осложнения обстановки на пожаре или в месте проведения АСР;

обеспечивать эффективную и бесперебойную работу узлов и агрегатов автомобиля, постоянно следить за обстановкой на месте пожара или в месте проведения АСР;

контролировать запасы горюче-смазочных, других эксплуатационных материалов и огнетушащих веществ, своевременно докладывать начальнику пожарного (аварийно-спасательного) расчета о необходимости их пополнения;

выполнять техническое обслуживание закрепленного автомобиля на пожаре и при проведении АСР в установленном объеме;

работать, при необходимости, на штатной радиостанции пожарного (аварийно–спасательного) автомобиля.

Пожарный (пожарный-спасатель)

119. Пожарный (пожарный-спасатель)- лицо рядового (работник) или начальствующего состава пожарного (пожарно-спасательного) подразделения (расчета), непосредственно осуществляющее специальные работы на месте тушения пожара и проведения АСР. Пожарный непосредственно подчиняется начальнику пожарного расчета.

При выполнении поставленной задачи пожарный (пожарный-спасатель) обязан с учетом требований статей 40, 44 и 47-52 Устава, если иное не установлено РТП или РАСР:

знать свою и основную (главную) задачу расчета;

не оставлять своей позиции без разрешения начальника пожарного расчета;

поддерживать связь с начальником пожарного расчета и пожарными своего расчета;

проявлять инициативу и находчивость при выполнении основной (главной) задачи;

предупреждать людей и принимать меры к спасению в случае обнаружения опасности для их жизни, о чем доложить начальнику пожарного расчета;

оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;

следить за исправностью пожарно-технического и аварийно-спасательного вооружения и оборудования и бережно обращаться с ним;

соблюдать правила охраны труда;

проверять наличие закрепленного пожарно-технического и аварийно-спасательного вооружения и оборудования по окончании работ, результаты докладывать начальнику пожарного расчета.

120. Пожарный (пожарный-спасатель), входящий в состав разведки, обязан:

иметь при себе требующееся снаряжение и ПТВ;

неотлучно следовать за лицом, возглавляющим разведку;

внимательно следить за окружающей обстановкой;

при обнаружении людей, находящихся в опасности, появлении огня или дыма в помещениях и в пустотах конструкций зданий (сооружений), корпусах (кузовах, фюзеляжах) транспортных средств немедленно доложить лицу, возглавляющему разведку.

121. При спасении людей пожарный (пожарный-спасатель) обязан:

иметь при себе пожарно-техническое вооружение, которое необходимо для указанного начальником пожарного расчета способа спасания;

известить спасаемых людей, при входе в помещении об оказании им помощи;

выбрать кратчайший путь и наиболее безопасный способ спасения, если они не указаны начальником пожарного расчета;

проходить со спасаемым через зону повышенных температур и плотного задымления только в исключительных случаях, приняв меры к защите спасаемого от воздействия огня и дыма.

122. При прокладке рукавной линии пожарный (пожарный-спасатель) обязан:

выбирать наиболее удобные и кратчайшие пути к позициям ствольщиков;

избегать прокладки рукавов по острым или горящим предметам, а также в местах, где пролиты едкие вещества, если других путей нет, то для прокладки рукавов использовать настил из имеющихся подручных материалов и другие средства для их защиты от повреждений;

не загромождать рукавными линиями проходы и лестницы здания, прокладывать рукавные линии по сторонам улицы, дороги, двора, по возможности на непроезжей части, а через железнодорожные полотна – под рельсами;

защищать рукава, проложенные по проезжей части дороги, в том числе от перекручивания и заломов, ударов соединительными головками о твердое покрытие дороги, а также резких перегибов рукавов при прокладке их через препятствия;

закреплять рукавные линии, прокладываемые на высоте, рукавными задержками;

иметь необходимый запас рукавной линии для продвижения ствольщика и для обеспечения маневрирования стволом;

наращивать при необходимости рукавные линии у ствола;

применять внутри помещения, как правило, прорезиненные рукава;

располагать рукавную линию на автолестнице посреди ступенек, закрепляя ее рукавными задержками.

123. При эвакуации материальных ценностей пожарный (пожарный-спасатель) обязан:

соблюдать указанную начальником пожарного расчета последовательность эвакуации;

бережно относится к эвакуированным материальным ценностям, и принимать меры к их сохранности;

не загромождать пути эвакуации.

124. При работе со стволом пожарный (пожарный-спасатель) обязан:

подойти как можно ближе к месту горения, создав при этом необходимый запас рукавной линии;

продвигаться вперед со стволом, направляя струю в места наиболее интенсивного горения, на видимые горящие конструкции и предметы, а не по дыму;

направлять струю воды навстречу распространения огня, в первую очередь на те части конструкций, сгорание или изменение прочности которых при нагреве может вызвать обрушение всей конструкции или части сооружения;

направлять струю воды сверху вниз при тушении вертикальных поверхностей;

перекрывать или выводить ствол наружу после того, как горение ликвидировано;

при перемене позиции временно прекратить подачу воды или переводить ручной ствол опущенным вниз;

на высотах применять страховочные приспособления;

работать на лестницах со стволом только после закрепления карабином;

не оставлять ствол без надзора даже после прекращения подачи воды;

не прикасаться и не направлять струю воды на электропровода, находящиеся под напряжением, если не выполнены все требования правил охраны труда;

ликвидировать горение при наличии хрупкой или стеклянной тары распыленной водой или пеной;

защищать резервуары с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, баллоны со сжатыми газами, установки и аппараты, находящиеся под давлением, от теплового воздействия, равномерно охлаждая нагревающиеся поверхности;

защищать от теплового воздействия строения или отдельные части здания, направляя струю воды на конструкции, которым угрожает огонь;

не направлять струю воды в места подачи пены и порошка.

125. При работе по вскрытию и разборке конструкций здания пожарный (пожарный-спасатель) обязан:

проводить работу в указанных начальником пожарного расчета границах;

применять пожарный и аварийно-спасательный инструменты, в том числе механизированные;

вскрывать конструкции для ликвидации очагов горения после того, как будут подготовлены средства тушения;

выполнять работы по вскрытию и разборке с наименьшим ущербом для здания, оборудования и материальных ценностей;

не допускать повреждения трубопроводов и арматуры на них, а также линий связи и электросетей;

сбрасывание разобранных конструкций с высот производить с разрешения начальника пожарного расчета, соблюдая меры предосторожности;

во избежания падения высоких вертикальных сооружений, конструкций (металлических труб, антенных и устройств и т.) не допускать повреждений их крепления (растяжек, распорок, опор и т.д.);

заваливать дымовые трубы, опоры или части зданий под непосредственным руководством РТП (РАСР) или лица по его поручению после удаления из опасной зоны людей и техники;

вскрывать двери и окна по возможности без повреждений с соблюдением мер предосторожности (возможен выброс огня и высоко нагретых продуктов горения из горящих помещений).

126. Пожарный (пожарный-спасатель) колонщик обязан:

знать расположение водоисточников и уметь отыскать их;

не допускать переезда транспорта через рукава, не защищенные рукавными мостиками или другими приспособлениями;

следить за исправным состоянием магистральных рукавных линий; устанавливать рукавные зажимы на поврежденные рукава, отмечая места повреждений, или заменять вышедший из строя рукав;

регулировать подачу воды в рабочие рукавные линии;

поддерживать связь с водителем пожарного автомобиля и ствольщиками;

получив приказание о встрече сил, прибывающих по дополнительному вызову, обеспечить их расстановку на ближайшие водоисточники и передачу им распоряжений РТП (начальника штаба пожаротушения).

127. Пожарный (пожарный-спасатель) дозорный на месте ликвидации пожара обязан:

наблюдать за всей территорией, где ликвидирован пожар, при обнаружении очагов горения сообщить о них в пожарную (пожарно-спасательную) часть и приступить к тушению;

поддерживать периодическую связь с начальником дежурной смены, сообщать ему об обстановке на охраняемом участке;

не оставлять участок без приказания своего начальника;

после получения разрешения об уходе известить администрацию объекта.

Спасатель

128. Спасатель – лицо рядового (работник) или начальствующего состава аварийно-спасательного расчета, непосредственно осуществляющего аварийно-спасательные работы на пожаре или на месте возникновения ЧС. Спасатель непосредственно подчиняется начальнику аварийно-спасательного расчета.

При выполнении поставленной задачи спасатель обязан выполнять требования статей 47-52 Устава, специально разработанные должностные инструкции, и правила охраны труда.если иное не установлено РТП или старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны, возглавляющим пожарные (пожарно-спасательные) подразделения при проведении АСР.

129. Участники тушения пожара и проведения АСР несут установленную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также за неправильное и неполное использование предоставленных им прав.

Начальник УТП (СТП) непосредственно подчиняется РТП, обеспечивает выполнение поставленных задач на соответствующем УТП (СТП) и постоянно находится на его территории, покидая ее только с разрешения РТП. Начальнику УТП (СТП) подчинены назначенные ему РТП участники тушения пожара и проведения АСР.

Начальник УТП (СТП):

· проводит разведку пожара, сообщает о ее результатах РТП;

· обеспечивает спасание людей и эвакуацию имущества на УТП (СТП) и выполнение иных решений РТП, в том числе по ограничению прав должностных лиц и граждан на территории УТП (СТП);

· проводит расстановку сил и средств подразделений;

· обеспечивает подачу огнетушащих веществ на позиции;

· организовывает связь;

· запрашивает, в случае ухудшения обстановки на УТП (СТП), дополнительные силы и средства подразделений для решения поставленных задач;

· организовывает на УТП (СТП) работу звеньев ГДЗС;

· обеспечивает выполнение правил охраны труда, доводит до участников тушения пожара и проведения АСР информацию о возникновении угрозы для их жизни и здоровья;

· принимает меры к сохранению обнаруженных на УТП (СТП) возможных вещественных доказательств и имущества, имеющих отношение к пожару;

· докладывает РТП информацию о выполнении поставленных задач, предполагаемой причине пожара и лицах, причастных к его возникновению.

Начальник УТП (СТП) имеет право:

Отдавать, в пределах своей компетенции, обязательные для исполнения указания участникам тушения пожара и проведения АСР;

Отменять или приостанавливать исполнение ранее отданных указаний при возникновении явной угрозы для жизни и здоровья людей, в том числе участников тушения пожара и проведения АСР (вероятное обрушение конструкций, взрыв и другие изменения обстановки на пожаре, требующие принятия безотлагательных решений);

Получать необходимую для организации тушения пожара и проведения АСР информацию от РТП, оперативного штаба пожаротушения, администрации организации (объекта) и служб жизнеобеспечения;

Определять процедуру убытия с УТП (СТП) подразделений, привлеченных сил и средств.

Количество участков на пожаре и объем задач каждому из них, количество приданных сил и средств определяет РТП. Назначать начальников УТП (СТП) и осуществлять контроль за выполнением решения РТП может начальник оперативного штаба с последующим докладом РТП о принятом решении.

Обстановка на пожаре, а также оперативно-тактическая особенность объекта определяют принципы размещения участков, по выполнению задач РТП они могут быть распределены по:

Территории объекта пожара;

Этажам здания;

Лестничным клеткам;


Противопожарным преградам или зонам;

Видам работ на пожаре (тушение, защита, спасание, борьба с дымом и т.п.)

РТП должен строго определить ориентиры для УТП, его границы, средства взаимодействия с соседними УТП по всей территории объекта.

Если пожар в многоэтажных зданиях, РТП организует участки по этажам: на этаже пожара, выше и ниже расположенных этажах, границами УТП в этих случаях служат перекрытия здания.

При пожарах в здании участки можно создавать и по секциям, ограниченным лестничными клетками.

В производственных зданиях наиболее целесообразно создавать УТП по противопожарным преградам или зонам.

На пожарах в резервуарных парках УТП создают по видам работ: охлаждение горящих и соседних резервуаров; проведение пенной атаки, создание обвалования, слив или перекачка ЛВЖ и ГЖ. На любом пожаре, где создается угроза людям, создаются участки по спасанию и эвакуации людей.

Участки работ организуются таким образом, чтобы начальник участка мог контролировать - руководить работающими на позициях ствольщиками.

Размеры тушения участка на пожаре зависят от особенностей объекта, возможностей маневра сил и средств. Каждый УТП должен иметь несколько подступов к зоне горения через оконные и дверные проемы, вскрытые отверстия в перегородках, покрытиях, стенах и т.д.

РТП управляет участками непосредственно через связных или с помощью средств связи (телефон или радиостанция).

4.Организация взаимодействия подразделений и служб на пожаре.

В тушении большинства пожаров принимают участие различные подразделения. Их организованное взаимодействие - одно из решающих предпосылок успешной ликвидации пожара.

Сущность организованного взаимодействия заключается в согласованных действиях всех участвующих в тушении сил и средств по задачам, направлениям и времени в интересах успешной ликвидации пожара. Взаимодействие по задачам означает направление усилий подразделений на действия, в результате которых решается очередная задача: ближайшая, последующая и др. В пределах каждой из этих задач взаимодействие дета­лизируется по направлениям действия подразделений, а также по особо важным действиям, объектам и способам действий. Согласование же усилий подразделений во времени - это определение того, что они должны сделать в одно и то же или разное время при выполнении одного и того же действия. Особенно это проявляется при тушении пожаров в резервуарах, нефтяных и газовых фонтанов, лесных и торфяных и других сложных и затяжных пожарах.

Взаимодействие считается организованным лишь тогда, когда коман­диры взаимодействующих подразделений

1. знают общую задачу и замысел действий РТП;

2. знают содержание задач друг друга, способы и время совместных действий по их выполнению;

3. имеют между собой и с РТП надежную связь взаимодействия и могут вовремя осуществить взаимную информацию;

4. имеют и могут быстро применить требуемое количество сигналов взаимодействия.

В каждом звене при выполнении задачи создается своя система взаимодействия так, чтобы в ней как можно полнее реализовывались так­тические возможности различных сил и средств, чтобы их усилия согласо­вывались в интересах выполнения задач подразделений, а внутри последних - в интересах тех, кто играет главную роль в решении общей задачи, и, наконец, чтобы их взаимодействие было конкретным, то есть по цели, месту и времени отражало масштабные особенности каждого звена.

Вполне очевидно, что организация взаимодействия – не одноразовый акт, а определенный процесс работы РТП и оперативного штаба. Главная роль в нем принадлежит РТП, работа которого по организации взаимодей­ствия состоит как бы из двух стадий: первая стадия - подготовительная, а вторая - практическое доведение намеченного порядка взаимодействия до подразделений.

Подготовка РТП к организации взаимодействия начинается сразу с вступлением в должность и завершается с принятием решения на тушение. Уже при уяснении задачи каждый командир на своем участке, наря­ду с другими вопросами, выявляет роль и место своего подразделения в системе взаимодействия, намечая план взаимодействия соседними подразделениями.

При оценке обстановки изучается ее влияние на применение и согласование действий различных подразделений. В результате оценки обста­новки и принятия решения РТП определяет основы взаимодействия подразделений при выполнении предстоящей задачи. У него вырисовывается при этом модель предстоящих тактико-технических действий, тушение как бы разыгрывается в уме, причем в нескольких вариантах, в результате чего определяются: последовательность тушения пожара, направление сосредо­точения основных усилий, группировка сил и средств, задачи подразделений, характер их маневра и прочее. Тут же намечается, когда и как довести до подчиненных намеченный план взаимодействия.

Помогая РТП, оперативный штаб подготавливает для него требуемые данные и расчеты, оформляет намеченный порядок взаимодействия на ра­бочих документах и осуществляет другие меры по подготовке к организа­ции взаимодействия установленным РТП методом.

Применяются различные методы организации взаимодействия. Их вы­бор зависит главным образом от возможности личного общения с подчи­ненными, уровня их подготовки и наличия времени. Если время крайне ограничено, и подчинённых нельзя собрать всех в одном пункте на местности, то указания по взаимодействию доводятся до них одновременно с основными задачами в кратких распоряжениях, передаваемых подчиненным лично РТП и сотрудниками оперативного штаба по каналам связи, а также при личном общении с некоторыми из них. Если позволяет обстановка, то РТП после устной постановки задач может дать всем подчиненным общие указания по взаимодействию непосредственно на местности.

Указания РТП по взаимодействию в таком случае излагаются в строго определенном плане. По каждой промежуточной задаче он определяет и указывает:

Цель согласованных действий (взаимодействия);

Возможное развитие пожара (если нужно, то по вариантам);

Какие силы и средства или подразделения участвуют в тушении пожара;

Порядок согласованных действий сил и средств по направлени­ям, объектам и времени в пределах данной промежуточной задачи.

Вначале вопросы взаимодействия могут быть разрешены в пределах видимости на местности, а вне видимости - по плану или схеме, причем не только дачей указаний, но и с применением метода розыгрыша предстоящих тактико-технических действий. Не одинаковы по содержанию и сами указания РТП, по взаимодействию, так как они производны от содержания основной задачи и конкретных способов и условий ее выполнения. В указаниях РТП не следует без особой необходимости повторять уже поставленные задания. В них определяется порядок согласованных по задачам и времени действий подразделений, а также соседей в интересах успешного выполнения задачи.

В указаниях РТП по взаимодействию на время выполнения любой из очередных задач разрешаются также вопросы, связанные с согласованием действий подразделений при тушении пожара ночью, зимой и т.п. Если по решению РТП применяется спецтехника, то решаются вопросы ее задействования. Подчиненным сообщаются также места и размещение в ходе тушения оперативного штаба и сигналы взаимодействия.

Главное внимание во всех случаях уделяется, конечно, локализации пожара. На каждом направлении тушения РТП определяет: рубежи развертывания сил и средств, маршруты выдвижения и задачи подразделениям перед на­чалом и в ходе тушения. Кроме того, устанавливается порядок взаимодействия. Взаимодействие при наличии достаточного времени может организовываться не сразу после постановки задач на тушение, а спустя некоторое время. Данный метод широко применяется в практике тушения. Он заключается в том, что РТП после отдачи устного приказа на местности предоставляет время подчиненным для принятия решений на тушение.

В обеспечении работы РТП по организации взаимодействия значи­тельная роль оперативного штаба, который помогает РТП в практическом разрешении вопросов взаимодействия и записывает его указания по взаи­модействию. В соответствии с этими указаниями оперативный штаб уточ­няет или разрабатывает документы по взаимодействию, если нужно доводит выписки из них заинтересованным подразделениям. Оперативный штаб разрешает вопросы взаимодействия с теми подчиненными, которым РТП не смог отдать указания лично. Кроме того, оперативный штаб организует и обеспечивает надежную связь между взаимодействующими подразделениями, доводит до них установленные сигналы и осуществляет контроль правильности организации взаимодействия подчиненными, докладывая результаты РТП.

Осуществляя взаимодействие, РТП и оперативный штаб должны: во-первых, с достаточной полнотой и точностью осуществить намеченный до тушения порядок согласованных действий подразделений при выполнении задач; во-вторых, своевременно уточнить, дополнить и развить этот порядок с учетом изменений обстановки; в-третьих, в случае нарушения взаимодействия восстановить или организовать его заново.

Конкретное же содержание этой работы РТП и оперативного штаба во многом зависит от вида объекта, где происходит пожар, своеобразия каждой очередной задачи и способов их выполнения, степени соответствия намеченного до тушения порядка взаимодействия реально складывающейся в ходе тушения обстановке и пр. Определяющее же значение для успеха поддержания взаимодействия во всех случаях имеют: владение обстановкой и предвидение ее изменения; контроль за точным выполнением подразделениями задач и намеченного порядка взаимодействия; применение отвечающего обстановке порядка уточнения, развития и восстановления нарушенного взаимодействия; сохранение надежной связи, обеспечивающей взаимодействие подразделений, и своевременная подача установленных сигналов взаимодействия.

Точное знание обстановки и предвидение ее изменений - исходная предпосылка для успеха работы РТП и штаба по поддержанию взаимодей­ствия. Достигается это, в свою очередь, непрерывно ведущейся разведкой на пожаре, максимальным использованием всех источников получения данных об изменениях обстановки, систематической взаимной информацией о ней между командирами взаимодействующих подразделений на позициях и боевых участках. Из общей суммы добываемых в ходе тушения данных особое значение имеют те, которые позволяют быстро оценить, в какой мере ранее намеченный порядок взаимодействия выдерживается по времени, а если имеются отклонения, то в чем они состоят, что, когда и как надо сделать, чтобы их устранить и сохранить четкое взаимодействие. Все уточнения о порядке согласованных действий доводятся до исполнителей короткими устными распоряжениями или командами.

Уточняя порядок взаимодействия в пределах уже выполняемой задачи, РТП и оперативный штаб развивают и детализируют основные вопросы взаимодействия для конкретной задачи, так как до тушения они были раз­решены лишь в общих чертях. Своеобразие вопросов, которые разрешить, предопределяется содержанием основной задачи на пожаре, способами и условиями ее выполнения.

Взаимодействие может быть нарушено в ходе тушения по разным при­чинам. Неодинаковой будет и степень его нарушения: в одном случае может быть лишь потеря связи с одним или несколькими подразделениями; в другом - потеря подразделениями боеспособности, а значит, и возможности решать свои задачи, в третьем - то и другое может произойти одновременно, отличаясь многообразием вариантов. Следовательно, неодинаковыми будут объем, содержание и методы работы РТП и оперативного штаба восстановлению нарушенного взаимодействия.

При частичной потере боеспособности тем или иным подразделением, ведущим тактико-технические действия на пожаре, делаются лишь некоторые изменения в созданной системе взаимодействия: уточняется задача этому подразделению, и корректируются его совместные действия с другими подразделениями. Иное положение при нарушении действий одним или несколькими подразделениями. В этом случае нарушение взаимодействия и
объем мероприятий по его восстановлению будут, конечно, более значительными.

Восстанавливая в таком случае взаимодействие, РТП и оперативный штаб, прежде всего, устанавливают связь между подразделениями, как можно быстрее выясняют положение и состояние этих подразделений и причины нарушения взаимодействия между ними. Тут же намечается, какие меры, когда и как осуществить, чтобы его восстановить без ущерба для выполнения задачи на пожаре.

В первую очередь налаживается взаимодействие между подразделе­ниями, которые играют главную роль в решении общей задачи или могут продолжить ее выполнение, в то время как другие подразделения вынуждены еще до этого восстановить свою работоспособность. Прежде всего, уточняются задачи и порядок взаимодействия между силами и средствами, предназначенными для непосредственного тушения пожара.

Не менее важно и другое - поддержание постоянной готовности ко­мандиров, подчиненных и взаимодействующих подразделений к инициа­тивным действиям по восстановлению нарушенного взаимодействия. Им предоставляется широкая возможность для проявления творческой ини­циативы. На основе общего тактического замысла и правильного понимания своей роли в его осуществлении, не ожидая указаний сверху, они должны уточнить способы действий своих подчиненных в соответствии с изменением обстановки. Для этого нужно, чтобы между ними сохранялась надежная связь и взаимная информация, чтобы они знали не только задачи друг друга, но и результаты их выполнения, были постоянно готовы оказать взаимную помощь, умели четко и быстро применять и исполнять установленные сигналы взаимодействия.

Таким образом, умелая организация, непрерывное поддержание тесного взаимодействия подразделений в ходе ведения тактико-технических действий на пожаре и быстрое его восстановление в случае нарушения являются одними из важнейших показателей профессионализма РТП и оперативного штаба в управлении силами и средствами на пожаре, а также условий успешной ликвидации пожара.

Контрольные вопросы:

1. Кто является руководителем тушения пожара? По какому принципу организована его работа?

2. В каких случаях создается оперативный штаб на пожаре?

3. По какому принципу назначаются участки тушения пожара?

Обязанности начальника боевого участка на пожаре определены БУПО. НБУ подчиняется РТП и несет ответственность за выполнение боевой задачи и безопасность личного состава на боевом участке. Он ведет непрерывную разведку и докладывает РТП об обстановке, обеспечивает взаимодействие между подразделениями, принимает решение по перестановке сил и средств, с последующим докладом РТП.

Количество боевых участков на пожаре и объем задач каждому из них, количество приданных сил и средств определяет РТП. Назначать начальников БУ и осуществлять контроль за выполнением решения РТП может начальник оперативного штаба с последующим докладом РТП о принятом решении.

Нумерация боевых участков начинается, как правило, от решающего направления на пожаре, а начальником боевого участка назначаются лица среднего и старшего начальствующего состава.

БУ-1 – северная сторона подготовительного цеха с задачей отыскать пострадавших. БУ придаётся 2 отделения и 1 ствол «А». Начальник БУ-1 – начальник караула ПЧ-5.

БУ-2 – южная сторона цеха с задачей не допустить развития пожара по цеху с южной стороны. БУ придаётся 3 отделения и 3 ствола «А». Начальник БУ-3 – начальник караула ПЧ-2.

БУ-3 – восточная сторона через административно-бытовой пристрой с задачей не допустить развитие пожара в административно-бытовую часть здания. БУ придаётся 3 отделения и 1 ствол «А». Начальник БУ-2 – начальник караула ПЧ-27.

Задачи отделениям:

АЦ-40(375)Ц1 установить у входа в ткацкий цех и звеном ГДЗС организовать поиск пострадавших с южной стороны подготовительного участка, подать от автоцистерны ствол «А» с южной стороны участка;

АНР-40(130)127А установить на 100-кубовый водоём, личному составу отделения проложить магистральную линию, запитать автоцистерну первого отделения части и звеном ГДЗС подать ствол «А» с северной стороны цеха.

АЦ-40(130)63Б установить у входа в административно-бытовую часть здания и звеном ГДЗС подать ствол «А» с восточной стороны цеха для защиты помещений административно-бытовой части;

АНР-40(130)127А установить на ПГ-1, личному составу проложить магистральную линию рукавную линию, запитать автоцистерну первого отделения части и звеном ГДЗС подать ствол «А» через оконный проём с восточной стороны подготовительного цеха;

АКП-30(53213) установить в резерв.

АЦ-40(131)153 установить с северной стороны цеха и звеном ГДЗС подать ствол «А» на тушение пожара совместно со 2-ым отделением ПЧ-5;

– АЦ-40(130)63Б установить на естественный водоисточник, личному составу проложить магистральную линию рукавную линию и звеном ГДЗС подать ствол «А» на тушение пожара с южной стороны цеха через ткацкий цех.

АЦ-40(375)Ц1 установить с северной стороны цеха и звеном ГДЗС подать ствол «А» на тушение пожара совместно со 2-ым отделением ПЧ-5 и с 1-ым отделением ПЧ-2;

АНР-40(130)127А установить на естественный водоисточник, личному составу проложить магистральную линию рукавную линию и звеном ГДЗС подать ствол «А» на тушение пожара в подготовительном цехе.

АЦ-40(130)63Б поставить в резерв, личному составу от автоцистерны ПЧ-5 установить выдвижную лестницу и звеном ГДЗС подать ствол «А» на защиту кровли цеха с западной стороны;

АЦ-40(130)63Б поставить в резерв, личному составу установить выдвижную лестницу с северной стороны административно-бытовой части здания и от автоцистерны ПЧ-27 звеном ГДЗС подать ствол «А» на защиту кровли цеха с восточной стороны.

состояние и работу рукавных линий (запас, утепление, прокладка резервных сухих линий).

В период свертывания сил и средств НТ руководит свертыванием, организует отправку с места пожара мокрых и замороженных рукавов.

Все распоряжения НТ по установке автомобилей на водоисточники и другие места (резерв), работе рукавных линий, доставке на пожар и с пожара ПТО, огнетушащих средств и другим вопросам, связанным с работой тыла, являются обязательными для всего личного состава.

НТ прекращает свою работу по приказанию РТП или НШ, которым и докладывает о проделанной работе и сдает оперативную документацию.

5.5. Участки тушения на пожаре

Участок тушения на пожаре - это часть территории на месте пожара, на которой сосредоточены силы и средства, объединенные поставленной задачей и единым руководством.

При создании на пожаре пяти и более участков тушения могут быть организованы сектора, объединяющие несколько участков. Действия на каждом участке возглавляет его начальник, в секторе - начальник сектора. Все они назначаются РТП.

На крупных и сложных пожарах создание участков тушения обеспечивает более четкое выполнение поставленных задач, контроль за выполнением приказаний РТП, взаимодействие между отдельными подразделениями, своевременное получение информации об обстановке на отдельных участках.

В первую очередь участки тушения создают на решающем направлении, а затем на полное окружение пожара и выполнение отдельных специальных работ. Участки создаются в соответствии с решением РТП по месту ведения (периметр пожара, этажи, лестничные клетки, противопожарные преграды и т. д.) или видам (спасание, ликвидация горения и т. д.) действий по применению сил и средств пожаротушения; их границы определяют с учетом удобства руководства подразделениями. Принципы их размещения представлены на рис. 15.

В ходе тушения пожара границы участков могут изменяться. Перед подразделениями на каждом из них ставится конкретная за-

дача. Количество усастков на пожаре, объем задач каждого из них, количество приданных сил и средств определяет РТП, при этом они организуются таким образом, чтобы начальник участка мог попасть на позиции ствольщиков.

Рис. 15. Принципы размещения участков тушения: а - по этажам; б - лест-

ничным клеткам; в - противопожарным преградам; г - периметру здания; д - видам работ; е - объектам

Размеры участков зависят от особенностей объекта, возможностей маневра сил и средств. Каждый участок должен иметь несколько подступов к зоне горения: через оконные и дверные проемы, вскрытые отверстия в конструкциях. РТП управляет участками через связных лиц и с помощью средств связи. Нумерация участков начинается с решающего направления.

Начальникучастканазначаетсяизимеющихпрактическийопыт по руководству подразделениями и управлению действиями лиц среднего и старшего начальствующего состава, работающего на пожаре. Он подчиняется непосредственно РТП, обеспечивает выполнение поставленных задач на соответствующем участке и постоянно находится на еготерритории, покидаяеетолькосразрешенияРТП.

Начальнику участка подчинены участники тушения пожара, значащиеся на данном участке.

Начальник участка обязан:

проводить разведку пожара, сообщать о ее результатах РТП; обеспечивать спасение людей и имущества на своем участке

и выполнение иных решений РТП, в том числе по ограничению прав должностных лиц и граждан на территории участка;

проводить расстановку сил и средств на участке; обеспечивать подачу ОТВ на позициях расположения сил

и средств пожарной охраны; организовывать пожарную связь на участке;

при необходимости запрашивать дополнительные силы и средства для решения поставленных задач;

в установленном порядке организовывать на участке работу звеньев ГДЗС;

обеспечивать выполнение правил охраны труда, доводить до участников тушения пожара информацию о возникновении угрозы их жизни и здоровью;

информировать РТП о выполнении поставленных задач, причине пожара и лицах, причастных к его возникновению, принимать меры по сохранению обнаруженных на участке возможных вещественных доказательств, имеющих отношение к пожару.

Начальник участка имеет право:

отдавать в пределах своей компетенции обязательные для исполнения указания участникам тушения пожара на участке;

отменять или приостанавливать исполнение ранее отданных указаний при возникновении явной угрозы жизни и здоровью людей, в том числе участников тушения пожара (обрушение конструкций, взрыв и другие изменения обстановки на пожаре, требующие принятие безотлагательных решений);

Принимая участок, начальник участка должен знать: обстановку, границы и задачу участка;

какие силы и средства введены в действие и какие будут приданы дополнительно;

расположение и задачи соседних участков.

Эти сведения он получает от РТП, НШ, а также по результатам разведки на участке.

Также в обязанности начальника участка входит: определение задач и участков работ для отделений; установление связи с соседними участками;

передача информации об остановке на участке РТП или в оперативный штаб.

В ходе тушения пожара начальник участка: руководит работой подразделений;

получает необходимую для организации тушения пожара информацию от РТП, оперативного штаба, администрации предприятия и служб жизнеобеспечения;

определяет порядок убытия с участка подразделений пожарной охраны, привлеченных сил и средств;

непрерывно ведет разведку; информирует РТП и оперативный штаб об обстановке;

обеспечивает наиболее полное и правильное использование сил и средств для спасения людей, тушения пожара, эвакуации и защиты имущества;

принимает самостоятельные решения по перестановке и перегруппировке сил и средств на своем участке для быстрой ликвидации пожара с последующим докладом РТП и в оперативный штаб о принятых решениях.

После локализации пожара начальник участка производит: ликвидацию скрытых очагов горения; дополнительные вскрытия и разборку конструкций; эвакуацию находящихся в помещениях материалов; уборку места пожара.

Участки тушения упраздняются по указанию РТП. При их ликвидации начальник каждого участка:

докладывает РТП, НШ о всей проделанной работе на участке; уточняет расстановку сил и средств на схеме тушения; дает оценку работавшим на участке подразделениям и их ко-

мандирам.

Само место участка передается под наблюдение подразделениям, оставшимся для продолжения работ по ликвидации пожара.

Начальник Участка Тушения Пожара непосредственно подчиняется РТП, обеспечивает выполнение поставленных задач на соответствующем Участке Тушения Пожара и постоянно находится на его территории, покидая ее только с разрешения РТП. Начальнику Участку Тушения Пожара подчинены назначенные ему РТП участники тушения пожара и проведения АСР

Начальник Участка Тушения Пожара

1. Проводит разведку пожара, сообщает о ее результатах РТП; обеспечивает спасание людей и эвакуацию имущества на Участке Тушения Пожара и выполнение иных решений РТП, в том числе по ограничению прав должностных лиц играждан на территории Участка Тушения Пожара

2. Проводит расстановку сил и средств подразделений;

3. Обеспечивает подачу огнетушащих веществ на позиции;

4. Организовывает связь;

5. Запрашивает, в случае ухудшения обстановки на Участке Тушения Пожара, дополнительные силы и средства подразделений для решения поставленных задач;

6. Организовывает на Участке Тушения Пожара работу звеньев ГДЗС;

7. Обеспечивает выполнение правил охраны труда, доводит до участников тушения пожара и проведения АСР информацию о возникновении угрозы для их жизни и здоровья;

8. Принимает меры к сохранению обнаруженных на Участке Тушения Пожара возможных вещественных доказательств и имущества, имеющих отношение к пожару;

9. Докладывает РТП информацию о выполнении поставленных задач, предполагаемой причине пожара и лицах, причастных к его возникновению.

Начальник Участка Тушения Пожара имеет право:

1. Отдавать, в пределах своей компетенции, обязательные для исполнения указания участникам тушения пожара и проведения АСР;

2. Отменять или приостанавливать исполнение ранее отданных указаний при возникновении явной угрозы для жизни и здоровья людей, в том числе участников тушения пожара и проведения АСР (вероятное обрушение конструкций, взрыв и другие изменения обстановки на пожаре, требующие принятия безотлагательных решений);

3. Получать необходимую для организации тушения пожара и проведения АСР информацию от РТП, оперативного штаба пожаротушения, администрации организации (объекта) и служб жизнеобеспечения;

4. Определять процедуру убытия с УТП (СТП) подразделений, привлечен сил и средств.

Начальник контрольно-пропускного пункта ГДЗС возглавляет работу КПП, создаваемого для организации ГДЗС на месте пожара, при работе 3-х и более звеньев ГДЗС. Начальник КПП ГДЗС на пожаре непосредственно подчиняется Начальнику Штаба, а при организации КПП ГДЗС на Участке Тушения Пожара - начальнику Участка Тушения Пожара.

Начальник КПП ГДЗС:

1. Определяет место организации, состав КПП ГДЗС и обеспечивает его работу;

2. Обеспечивает возможность проведения проверок СИЗОД, в том числе посредством организации контрольных постов ГДЗС;

3. Привлекает медицинский персонал для контроля за работой личного состава в СИЗОД;

4. Обеспечивает готовность звеньев ГДЗС к работе в непригодной для дыхания среде и учет их работы;

5. Организовывает работу и осуществляет проверки постов безопасности;

6. Ведет необходимую служебную документацию.

Рекомендации должностному лицу ответственному за охрану труда в зоне тушения пожара

Ответственный за охрану труда обязан:

1. Назначенный РТП, ответственный за охрану труда должен обеспечить постоянное наблюдение за характером горения. Определить сигналы на случай отвода сил и средств, предусмотреть пути отвода.

2. Проследить за отключением электроэнергии на объекте.

3. Подавать воду только после отключения электроэнергии, так как в рабочее время многие установки находятся под напряжением.

4. Не допускать скопления личного состава и техники в опасных зонах.

5. Организовать дежурство скорой помощи, оказывать немедленную помощь пострадавшим.

6. Организовать правильную прокладку рукавов магистральных линий по маршевым лестницам, по проезжей части дороги и по автолестнице.

7. Контролировать работу постов безопасности.

8. Рукавные линии прокладывать так, чтобы они не мешали эвакуации людей, для этого использовать стационарные и выдвижные лестницы.

9. Обеспечить работающий личный состав средствами освещения.

1) Тушение по возможности проводить ручными стволами с запорной арматурой для уменьшение ущерба нанесенного водой.

2) Рабочие рукавные линии должны состоять из латексных рукавов для уменьшения риска протечек.

3) На путях эвакуации для предотвращения паники среди учащихся следует ставить пожарных которые ускорят процесс эвакуации.

4) РТП прибывший на пожар должен запросить список учащихся у классных руководителей для подсчета эвакуированных учащихся.