Установление происхождения детей в мчп. Определение места жительства детей в международном частном праве

Основанием возникновения прав и обязанностей родителей и детей является происхождение детей от конкретных родителей, т. е. отцовство и материнство, удостоверенное в установленном порядке. Законодательство, применяемое при установлении и оспаривании отцовства (материнства), определяется в соответствии с коллизионными нормами ст. 162 СК. Пункт 1 ст. 162 предусматривает правило, в соответствии с которым установление и оспаривание отцовства (материнства) в правоотношениях с участием иностранных граждан и лиц без гражданства регулируется законодательством государства, гражданином которого является ребенок по рождению. Данное правило применяется независимо от последующего приобретения ребенком гражданства другого государства. Таким образом, при установлении и оспаривании отцовства (материнства) применяется российское законодательство в отношении детей, являющихся гражданами РФ по рождению, или иностранное законодательство в отношении детей, являющихся иностранными гражданами по рождению (законодательство государства их гражданства).

В связи с тем, что материальным правом, регулирующим установление и оспаривание отцовства (материнства), является законодательство государства, гражданином которого является ребенок по рождению, следует иметь в виду, что ребенок является гражданином РФ по рождению в случаях, если:

  • а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство РФ (независимо от места рождения ребенка), т. е. гражданство родителей автоматически распространяется на родившегося ребенка;
  • б) один из его родителей является гражданином РФ, а другой родитель - лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);
  • в) один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории РФ либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;
  • г) родители ребенка, находящегося на территории РФ, неизвестны и не объявились в течение шести месяцев со дня обнаружения ребенка;
  • д) оба его родителя являются гражданами иностранного государства, не предоставившего ребенку, родившемся на территории РФ, своего гражданства;
  • е) оба родителя ребенка, родившемся на территории РФ, являются лицами без гражданства (ст. 12 Закона о гражданстве РФ).

Статья 31 Конвенции СНГ о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, как и СК, устанавливает, что при установлении происхождения детей и оспаривании отцовства или материнства применяется законодательство государства - члена СНГ, гражданином которого является ребенок по рождению.

Порядок установления и оспаривания отцовства (материнства) на территории РФ согласно п. 2 ст. 162 СК определяется только российским законодательством. Отсюда следует, что установление отцовства (материнства) ребенка на территории РФ, независимо от гражданства ребенка по рождению и соответственно законодательства, которое применяется при этом (в том числе и иностранное законодательство), осуществляется в органе загса или в суде (ст. 48-51 СК), а оспаривание отцовства (материнства) - в судебном порядке (ст. 52 СК).

В тех случаях, когда законодательством РФ допускается установление отцовства (материнства) в органах загса (например, при установлении отцовства лица, не состоящего в браке с матерью ребенка, путем подачи совместного заявления отцом и матерью ребенка - п. 3 ст. 48 СК), то проживающие за пределами территории РФ родители ребенка, из которых хотя бы один является гражданином РФ, вправе обращаться с заявлением об установлении отцовства (материнства) в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ.

По общему правилу в правоотношениях с участием иностранных граждан и лиц без гражданства права и обязанности родителей и детей, в том числе обязанности родителей по содержанию детей, определяются законодательством государства, на территории которого они имеют совместное место жительства (ст. 163 СК). Отсюда следует, что при совместном проживании в России родителей и детей (независимо от их гражданства) их личные неимущественные и имущественные права и обязанности будут определяться законодательством РФ, а именно ст. 54-88, 99-105 СК. Данное правило дает возможность применить к правоотношениям родителей и детей законодательство той страны, с которой они наиболее связаны в силу совместного места жительства.

Если родители и дети проживают в разных государствах (не имеют совместного места жительства), то права и обязанности родителей и детей регулируются законодательством государства, гражданином которого является ребенок. Например, при взыскании алиментов с отца ребенка (иностранного гражданина) по иску матери - гражданки РФ, проживающей с ребенком в РФ, российский суд должен применять законодательство РФ (ст. 80-83, 86, 107, 108 СК), если ребенок является гражданином РФ, или законодательство страны гражданства ребенка, если ребенок - иностранный гражданин. Таким образом, при отсутствии совместного места жительства родителей и детей определяющим при выборе законодательства признано считать гражданство ребенка. Принадлежность ребенка к гражданству конкретного государства определяется на момент решения вопроса о применимом законодательстве.

В порядке исключения в целях выбора наиболее благоприятного (предпочтительного) для ребенка законодательства к алиментным обязательствам и к другим отношениям между родителями и детьми (несовершеннолетними или совершеннолетними нетрудоспособными) может быть применено законодательство государства, на территории которого постоянно проживает ребенок (вне зависимости от его гражданства). Как правило, данное положение относится к случаям, когда ребенок проживает на территории одного государства, а является гражданином другого государства. Применение законодательства страны постоянного места жительства ребенка, если оно является более благоприятным для него, позволяет истцу наилучшим образом защитить интересы ребенка и обеспечить ему более выгодный уровень материального содержания со стороны родителя (родителей). Однако применение законодательства страны места постоянного жительства ребенка на практике возможно только по требованию истца (родителя или опекуна (попечителя) ребенка). При отсутствии такого требования со стороны истца суд будет руководствоваться общими коллизионными правилами ст. 163 СК.

Правовое регулирование отношений между родителями и детьми при наличии иностранного элемента в государствах - членах СНГ осуществляется коллизионными нормами ст. 31, 32 Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, которые по своему содержанию не отличаются от соответствующих норм СК (ст. 162, 163). Установление и оспаривание отцовства или материнства согласно ст. 31 Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам производится по законодательству страны, гражданином которой ребенок является по рождению. Правоотношения родителей и детей, в том числе обязательства родителей по содержанию детей, определяются по законодательству государства, на территории которого они имеют постоянное совместное место жительства, а при отсутствии постоянного совместного места жительства родителей и детей - по законодательству страны, гражданином которой является ребенок. Вместе с тем по требованию истца по алиментным обязательствам применяется законодательство страны, на территории которой постоянно проживает ребенок (п. 1 ст. 32 Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам). Органом, управомоченным рассматривать дела по спорам, вытекающим из правоотношений между родителями и детьми, является суд того государства - члена СНГ, законодательство которого подлежит применению. Исполнение же решений суда по делам, связанным с воспитанием детей, производится в порядке, установленном законодательством государства, на территории которого проживает ребенок (п. 3, 4 ст. 32 Конвенции о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам).

Признание и исполнение решений иностранных судов других государств (т. е. не членов СНГ) по правоотношениям родителей и детей осуществляется в Российской Федерации в соответствии с международными договорами РФ.

Законодательство, подлежащее применению к алиментным обязательствам совершеннолетних детей в пользу родителей и к алиментным обязательствам других членов семьи, определено коллизионными нормами ст. 164 СК. В соответствии с указанной статьей алиментные обязательства совершеннолетних детей по отношению к их родителям, а также алиментные обязательства других членов семьи (кроме супругов и бывших супругов) определяются законодательством государства, на территории которого они имеют совместное место жительства, т. е. в интересах членов семьи и упрощения процедуры взыскания алиментов закреплен "территориальный" подход к решению данного вопроса. Таким образом, при проживании получателя алиментов и плательщика алиментов в Российской Федерации независимо от их гражданства следует применять российское законодательство (ст. 87, 88, 93-98 СК). При отсутствии совместного места жительства алиментные обязательства совершеннолетних детей и других членов семьи определяются законодательством государства, гражданином которого является лицо, претендующее на получение алиментов. В этой связи не исключается обращение к законодательству РФ об алиментных обязательствах совершеннолетних детей и других членов семьи, если лицо, требующее уплаты алиментов, является гражданином РФ. Однако правило о выборе законодательства по гражданству лица, претендующего на получение алиментов, при отсутствии совместного места жительства сторон на территории какого-либо государства не всегда позволяет обеспечить интересы нетрудоспособного нуждающегося лица, поскольку круг лиц (членов семьи), имеющих право на алименты, в разных государствах неодинаков. Не во всех странах братья, сестры, дедушка, бабушка, внуки, отчим, мачеха наделяются правом требовать уплаты алиментов. При применении законодательства государства, гражданином которого является лицо, претендующее на взыскание алиментов, возможен отказ компетентного органа в удовлетворении требования об уплате алиментов, если алиментная обязанность данных членов семьи законодательством этого государства не предусмотрена.

В государствах - членах СНГ алиментные обязательства совершеннолетних детей в пользу родителей, а также алиментные обязательства других членов семьи при наличии иностранного элемента определяются согласно ст. 32 Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам законодательством государства, на территории которого они имели совместное место жительства, а при его отсутствии - законодательством государства, гражданином которого является истец, т. е. лицо, претендующее на получение алиментов. Поэтому суд государства по месту совместного проживания родителей и совершеннолетних детей, других членов семьи (либо суд государства, гражданином которого является истец) компетентен рассматривать дела о взыскании алиментов на содержание родителей с совершеннолетних детей. Непосредственно механизм исполнения судебных решений о взыскании алиментов, а также перевода алиментов гражданам государств - членов СНГ определяется соглашениями от 9 сентября 1994 г. "О гарантиях прав граждан в области выплаты социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов" и "О порядке перевода денежных средств гражданам по социально значимым неторговым платежам".

Правило о праве, подлежащем применению к личным неимущественным и имущественным правам и обязанностям супругов, основано на «территориальном подходе» и состоит в том, что права и обязанности супругов определяются законодательством того государства, на территории которого они имеют совместное (общее) место жительства (т.е. гражданство супругов во внимание не принимается ) – принцип совместного места жительства .

Проблема выбора применимого к регулированию супружеских отношений права решается при помощи «цепочки» коллизионных норм.

Генеральная коллизионная привязка - закон страны совместного проживания супругов; при отсутствии совместного места жительства - закон государства, на территории которого супруги имели последнее общее проживание. Если супруги никогда не проживали совместно , применяется право страны суда. В некоторых государствах (Великобритания, ФРГ, Франция) господствующей коллизионной привязкой выступает личный закон мужа, который применяется независимо от места жительства и гражданства супругов.

Коллизионные проблемы алиментных обязательств разрешаются на основе применения права совместного места жительства супругов.

В современном праве закреплен принцип равенства имущественных прав и обязанностей супругов.

Брачный договор . В западных странах при вступлении в брак обязательно заключается брачный контракт. В законодательстве большинства стран предусмотрена неограниченная автономия воли относительно содержания брачного контракта. Единственное ограничение - соответствие положений брачного контракта публичному порядку государства.

При заключении брачного договора и соглашения об уплате алиментов в браках с иностранным элементом сторонам предоставлена возможность выбора применимого права.

Супруги могут изменить установленный законом режим совместной собственности, установить режим совместной, долевой или раздельной собственности на все имущество супругов, на его отдельные виды или на имущество каждого из супругов.

Могут изменить условия или применимое право в любой момент.

Минская конвенция 93, Кишеневская конвенция 2002 – правила:

· По законодательству страны, в которой имеют совместное местожительство.

· Если живут в разных странах, но являются гражданами одного и того же гос-ва – применяется зак-во гос-ва гражданства

· Если живут в разных странах, и граждане разных гос-в – применяется гос-во последнего совместного места жительства

· Если вместе не жили – закон суда

В отношении недвижимости – по месту нахождения даннонго имущества

Компетентным является учреждение страны, зак-во кот применяется

Двусторонние договоры о прав помощи спец правила (Эстония; Польша –суд общего местожительства, если при этом являются гражданами другого гос-ва – суды обоих гос-в)



Правоотношения супругов, касающиеся их недвижимого имущества, определяются по законодательству того государства-члена СНГ, на территории которого находится это имущество (п. 5 ст. 27 Конвенции СНГ)

Международно-правовое регулирование личных неимущественных и имущественных супружеских правоотношений предусмотрено во многих международных актах :

· Гаагская Конвенции о коллизиях законов относительно личных и имущественных отношений супругов (1905 г.);

· Гаагская Конвенции о праве, применимом к режиму имущества супругов (1978 г.);

Все права и обязанности относительно ребенка (установление и оспаривание отцовства/материнства, обязанность содержать ребенка) определяются законодательством государства, на территории которого они имеют совместное место жительства. Если такого нет – законодательством государства, гражданином

Коллизионные вопросы отношений родителей и детей. Алиментные обязательства в международном частном праве.

Коллизионное регулирование правового положения детей основано на применении закона гражданства ребенка. Гражданство детей устанавливается по гражданству родителей, по соглашению между ними (если родители имеют разное гражданство), по принципу почвы (Резолюция Комитета министров ЕС «О гражданстве детей, родившихся в браке»). Основные проблемы правоотношений между родителями и детьми – это установление и оспаривание отцовства (материнства), лишение родительских прав, алиментные обязанности родителей и детей, охрана прав ребенка, институт родительской власти. Регламентация этих отношений производится, в первую очередь, на основе личного закона детей и родителей (права страны гражданства или домицилия). Применяются также закон страны постоянного проживания ребенка, закон компетентного учреждения и закон суда.



Большая часть этих вопросов урегулирована в международном праве (в Гаагской конвенции о праве, применимом к алиментным обязательствам в отношении детей, 1956 г.; Конвенции о правах ребенка 1989 г.; Рекомендации Комитета министров ЕС «В отношении детей против жестокого обращения»; Гаагской конвенции о компетенции и применимом праве в отношении защиты несовершеннолетних 1961 г.).

Право, применимое к вопросам установления и оспаривания отцовства и материнства, определено в ст. 162 СК. Основная коллизионная привязка – это закон гражданства ребенка по рождению. Установление (оспаривание) отцовства (материнства) на территории РФ предполагает применение российского права. Законодатель закрепил право российских граждан за пределами Российской Федерации обращаться в дипломатические и консульские представительства РФ по поводу решения данных вопросов.

Права и обязанности родителей и детей регулирует ст. 163 СК. Основная коллизионная привязка – это закон совместного места жительства родителей и детей. При отсутствии совместного места жительства применяется закон гражданства ребенка. Алиментные обязательства и иные отношения предполагают субсидиарное применение закона места постоянного проживания ребенка. Алиментные обязательства совершеннолетних детей и иных членов семьи определяются по закону совместного места жительства (ст. 164 СК). При отсутствии совместного места жительства применяется право государства, гражданином которого является лицо, претендующее на получение алиментов.

Правовое положение ребенка определяется его гражданством.

Согласно ст. 12 Федерального закона о гражданстве 2002 г. ребенок приобретает гражданство РФ по рождению, если на день рождения ребенка:

а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство РФ (независимо от места рождения ребенка);

б) один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);

в) один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории РФ либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;

г) оба его родителя, проживающие на территории РФ, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории РФ, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему свое гражданство.

Ребенок, который находится на территории РФ и родители которого неизвестны, становится гражданином РФ в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.

Федеральным законом 2002 г. предусмотрен также в ряде случаев прием ребенка в гражданство РФ в упрощенном порядке (ст. 14), а также правила об изменении гражданства ребенка при изменении гражданства родителей (опекунов и попечителей).

Согласно ст. 9 Федерального закона о гражданстве 2002 г. гражданство ребенка приобретается или прекращается при приобретении или прекращении гражданства РФ одним из его родителей либо обоими его родителями.

Установление и оспаривание отцовства (материнства) определяется законодательством государства, гражданином которого является ребенок по рождению (п. 1 ст. 162 СК РФ). Практически на территории России чаще всего возникают вопросы по установлению отцовства в отношении детей - российских граждан, и потому применяется законодательство России; однако в отношении детей, являющихся иностранными гражданами, будет обеспечена защита в соответствии с законодательством страны их гражданства. Эта норма, как и другие коллизионные нормы СК РФ, исходит из интересов детей.

ст. 163 СК РФ предусматривает, что права и обязанности родителей и детей, в том числе обязанность родителей по содержанию детей, определяются законодательством государства, на территории которого они имеют совместное место жительства. При отсутствии совместного места жительства родителей и детей их права и обязанности определяются законодательством государства, гражданином которого является ребенок. По требованию истца к алиментным обязательствам и к другим отношениям между родителями и детьми может быть применено законодательство государства, на территории которого постоянно проживает ребенок.

В случае выезда за границу на постоянное жительство лица, обязанного выплачивать алименты, при отсутствии договора о правовой помощи, обеспечивающего взаимное исполнение судебных решений, возникают сложности. Известно, что больше всего иммигрантов из России и других стран СНГ выехало в США, Германию, Израиль и некоторые другие государства, с которыми договоры такого рода не были заключены.

Остается возможность предъявления иска в суд государства, куда переехало лицо, обязанное платить алименты. На практике применяется и такой способ решения проблемы, как суммирование полагающихся ребенку до достижения им совершеннолетия сумм и заключение соглашения сторон об их выплате.

Однако если место жительства родителей или одного из них находится на территории одного договаривающегося государства, а место жительства ребенка - на территории другого, то правоотношения между родителями и детьми регулируются законом того государства, гражданином которого является ребенок. Если, например, отец - российский гражданин проживает в РФ, а ребенок - российский гражданин живет в Эстонии, то обязанности отца, включая обязанности выплачивать алименты, определяются российским правом.

Статья 32 Минской конвенции 1993 г. (в ред. Протокола от 28 марта 1997 г.), а также ст. 35 Кишиневской конвенции 2002 г. предусматривают следующие правила:

Права и обязанности родителей и детей, в том числе обязательства родителей по содержанию детей, определяются законодательством договаривающейся стороны, на территории которой они имеют постоянное совместное место жительства, а при отсутствии постоянного совместного места жительства родителей и детей их взаимные права и обязанности определяются законодательством договаривающейся стороны, гражданином которой является ребенок.

По требованию истца по алиментным обязательствам применяется законодательство договаривающейся стороны, на территории которой постоянно проживает ребенок;

Алиментные обязательства совершеннолетних детей в пользу родителей, а также алиментные обязательства других членов семьи определяются законодательством договаривающейся стороны, на территории которой они имели совместное место жительства. При отсутствии совместного места жительства такие обязательства определяются законодательством договаривающейся стороны, гражданином которой является истец;

По делам о правоотношениях между родителями и детьми компетентен суд договаривающейся стороны, законодательство которой подлежит применению;

Исполнение решений суда по делам, связанным с воспитанием детей, производится в порядке, установленном законодательством договаривающейся стороны, на территории которой проживает ребенок;

Договаривающиеся стороны оказывают друг другу помощь в розыске ответчика по делам о взыскании алиментов, когда есть основание полагать, что ответчик находится на территории другой договаривающейся стороны, и судом вынесено определение об объявлении его розыска.

В целях большей гарантии обеспечения интересов детей в договорах с Венгрией, Болгарией и Польшей закреплено правило, позволяющее применить закон страны места жительства ребенка, если законодательство этой страны является для него более благоприятным. Договор с Вьетнамом предусматривает по делам о взыскании алиментов с родителей в пользу детей и с совершеннолетних детей в пользу родителей применение законодательства страны, на территории которой имеет место жительства лицо, претендующее на получение алиментов.

65. Международное гражданское процессуальное право: круг охватываемых вопросов и место в системе российского права.

МГП – это совокупность вопросов процессуального характера, связанных с защитой прав иностранных физических и юридических лиц в судах и арбитражах. Понятие «МГП» имеет условный характер. Слово «международный» имеет то же значение, что и в МЧП: оно означает наличие гражданского правоотношения, отягощенного иностранным элементом. Сфера действия МГП:

1) международная подсудность гражданских дел;

2) гражданско-процессуальное положение иностранных частных лиц (физических и юридических), иностранного государства, международных организаций;

3) судебные доказательства в делах с иностранным элементом;

4) установление содержания применимого иностранного права;

5) исполнение иностранных судебных поручений;

6) признание и принудительное исполнение иностранных судебных решений; 7)нотариальные действия, связанные с защитой прав и интересов участников

международного гражданского оборота;

8) рассмотрение гражданских дел в порядке арбитража;

9) принудительное исполнение иностранных арбитражных решений.

МГП представляет собой часть национального гражданского процесса, связанную с

разбирательством гражданско-правовых споров с иностранным элементом.

В российской правовой доктрине МГП долгое время считался частью науки МЧП и включался в его структуру. Эта точка зрения до сих пор присутствует в отечественной правовой науке. Действительно, МЧП и МГП имеют общее происхождение, тесное взаимодействие и взаимозависимость. В МЧП и МГП действуют общие материально- правовые, коллизионные и процессуальные институты: национальный режим в сфере гражданской и гражданской процессуальной правоспособности; иммунитет государства в гражданском процессе и его собственности в гражданском праве; применение оговорки о публичном порядке; принцип взаимности и право на реторсии. Однако все это не дает оснований для объединения МЧП и МГП. Их взаимосвязь и взамозависимость очевидны, но МЧП представляет собой самостоятельную отрасль права, а МГП входит в структуру национального гражданского процесса. МЧП и МГП являются самостоятельными и

обособленными отраслями права и правовой науки.

Принцип «закон суда» в МГП является его фундаментом, центральным ядром.

Общепризнанное начало национального гражданского процесса – применение только своего собственного процессуального права, в том числе и при рассмотрении дел с иностранным элементом. В современной практике наблюдается тенденция отказа от применения только национального процессуального права. Общепринятые исключения: определение гражданской процессуальной дееспособности иностранцев по их личному закону; возможность применения иностранных процессуальных норм в связи с исполнением иностранных судебных поручений. Основаниями применения иностранного процессуального права выступают не нормы национальных законов, а положения международных договоров.

Законодательство, применяемое при установлении и оспаривании отцовства и материнства, определятся по правилам ст. 162 СК. Материальным правом, регулирующим установление и оспаривание происхождения ребенка, является законодательство страны, гражданином которой ребенок является по рождению.

Следовательно, если в момент рождения ребенок был, например, гражданином Франции, даже если его гражданство в последующем изменилось, вопрос об установлении отцовства в отношении такого ребенка будет решаться на основании французского законодательства.

Однако порядок установления и оспаривания отцовства, если оно имело место на территории России, определяется по российскому законодательству. Это значит, что российское законодательство применяется при решении вопроса о том, в каких случаях допустимо добровольное признание отцовства в органах загса и когда отцовство устанавливается в судебном порядке. При этом в случаях, когда по российскому законодательству возможно установление отцовства или материнства в добровольном порядке в органах загса, заявление о таком установлении может быть подано в российское дипломатическое представительство или консульство, если хотя бы один из родителей ребенка - российский гражданин. Права и обязанности родителей и детей, включая их обязанности по уплате алиментов, определяются по законодательству страны, где они имеют совместное место жительства. Такое правило позволяет, с одной стороны, применить к правоотношениям родителей и детей за-

Глава 34. Отношения родителей и детей и др. членов семьи при наличии иностран. эл-та 327

конодательство той страны, с которой они имеют наиболее тесную связь. С другой стороны, при взыскании алиментов это позволяет в максимальной степени учесть интересы и плательщика, и получателя алиментов. Если родители и дети проживают в различных государствах, к их отношениям применяется законодательство страны, гражданином которой является ребенок. Однако это может быть связано с определенными неудобствами в случае, если ребенок проживает на территории не той страны, гражданином которой является.

Законодательство об уплате алиментов, как уже отмечалось ранее, обычно тесно связано с законодательством, предусматривающим право нуждающихся лиц на получение средств через государственную систему социального обеспечения, и с уровнем жизни населения. Поэтому если ребенок, требующий алименты, проживает на территории одной страны, а является гражданином другой, применение к алиментным правоотношениям законодательства страны, гражданином которой он является, может существенно нарушить его интересы.

В связи с этим, если законодательство страны, в которой проживает ребенок, для него более благоприятно, истец вправе потребовать применения к алиментным обязательствам родителей по содержанию ребенка законодательства страны места жительства ребенка. Таким образом, истцу, которым обычно выступает второй родитель или опекун ребенка, предоставляется право выбрать законодательство, наиболее благоприятное для ребенка.

Применение законодательства страны места жительства ребенка дает истцу и то преимущество, что поскольку иск предъявляется в этой же стране, в результате применяется право страны суда, что позволяет избежать сложностей, связанных с установлением содержания иностранного права.

С другой стороны, если истец считает, что содержание иностранного права в данном случае может быть установлено и лучше позволяет защитить интересы ребенка, он может потребовать его применения. Данное решение вопроса основывается на принципе обеспечения приоритетной защиты интересов ребенка и обеспечения истцу свободы выбора, вследствие чего оно весьма прогрессивно.

К алиментным обязательствам совершеннолетних детей по отношению к их родителям, а также к алиментным обязательствам других членов семьи подлежит применению законодательство страны, в которой плательщик и получатель алиментов имеют постоянное место жительства. Это правило весьма благоприятно и для плательщика, и для получателя. Если они проживают на территории различных государств, алиментные обязательства определяются по законе-

328 Раздел IX. Правовое регулирование семейных отношений с участием иностран элемента

дательству страны, гражданином которой является получатель алиментов. Данное положение не всегда позволяет в полной мере обеспечить защиту интересов нетрудоспособного нуждающегося получателя алиментов. Дело в том, что круг лиц, имеющих право на получение алиментов, в разных странах различен. Не везде могут требовать содержание дедушка, бабушка, внуки, братья, сестры и другие родственники. Таким образом, при применении законодательства страны гражданства получателя алиментов он может быть лишен права требовать алименты, поскольку алиментная обязанность данной категории родст- / венников законодательством этой страны не предусмотрена.

Как уже отмечалось, круг алиментнообязанных лиц обычно связан, с уровнем обеспечения населения за счет средств социального обеспечения. Если, например, законодательство Скандинавских стран предусматривает лишь алиментные обязательства родителей, детей и супругов, то это вызвано тем, что другие нетрудоспособные нуждающиеся лица обеспечиваются за счет государства. Однако если нетрудоспособное нуждающееся лицо, являясь гражданином такого государства, имеет постоянное место жительства на территории другой страны, оно, как правило, не имеет права на получение соответствующих пособий. Применение законодательства страны его гражданства к алиментным обязательствам в то же время лишает его права на алименты.

В целях избежания прдобной ситуации в ст. 5-6 Гаагской конвенции от 2 октября 1973 г. «О праве, применимом к алиментным обязательствам» содержится специальное правило. Согласно этим нормам, алиментные обязательства членов семьи регулируются законодательством страны, в которой получатель алиментов имеет постоянное место жительства. Однако если лицо, требующее алименты, не может получить алименты по законодательству этой страны, применяется законодательство страны общего гражданства плательщика и получателя. Если и в данном случае требование об алиментах не может быть удовлетворено или указанные лица не имеют общего гражданства, применяется законодательство страны суда.

Россия не является участницей указанной Конвенции, однако если бы аналогичное правило было включено в наше внутреннее законодательство, это позволило бы эффективно защитить интересы нетрудоспособных нуждающихся получателей алиментов. При невозможности взыскания алиментов другим способом российские суды применяли бы российское законодательство, которое содержит наиболее широкий круг лиц, имеющих право на получение алиментов.

Глава 35 Правовое регулирование усыновления с иностранным элементом 329

§ 2. Правовое регулирование правоотношений родителей и детей при наличии иностранного элемента на основании Минской конвенции

Установление родительских правоотношений, согласно ст. 31 Конвенции, производится по законодательству страны, гражданином которой является ребенок.

Правоотношения между родителями и детьми определяются по законодательству страны, в которой ребенок имеет постоянное место жительства. Учитывая тот факт, что органами, управомоченными рассматривать споры между ними, являются органы той страны, законодательство которой подлежит применению, такое положение весьма благоприятно для ребенка. Ребенок и его законные представители получают преимущество, связанное с возможностью предъявить иск в стране своего места жительства, что позволяет им избежать значительных транспортных и процессуальных расходов, связанных с предъявлением иска в иностранном государстве. Одновременно они будут избавлены от сложностей, связанных с применением иностранного права.

Исходя из соображения приоритетной защиты интересов нетрудоспособных членов семьи, при взыскании средств на содержание родителей с совершеннолетних детей применяется законодательство страны, в которой постоянно проживают родители. Требование о взыскании алиментов рассматривается компетентным органом той же страны.

Коллизионное регулирование правового положения детей основано на применении закона гражданства ребенка. Гражданство детей устанавливается по гражданству родителей, по соглашению между ними (если родители имеют разное гражданство), по принципу почвы (Резолюция Комитета министров ЕС «О гражданстве детей, родившихся в браке»). Основные проблемы правоотношений между родителями и детьми – это установление и оспаривание отцовства (материнства), лишение родительских прав, алиментные обязанности родителей и детей, охрана прав ребенка, институт родительской власти. Регламентация этих отношений производится, в первую очередь, на основе личного закона детей и родителей (права страны гражданства или домицилия). Применяются также закон страны постоянного проживания ребенка, закон компетентного учреждения и закон суда.

Большая часть этих вопросов урегулирована в международном праве (в Гаагской конвенции о праве, применимом к алиментным обязательствам в отношении детей, 1956 г.; Конвенции о правах ребенка 1989 г.; Рекомендации Комитета министров ЕС «В отношении детей против жестокого обращения»; Гаагской конвенции о компетенции и применимом праве в отношении защиты несовершеннолетних 1961 г.).

Право, применимое к вопросам установления и оспаривания отцовства и материнства, определено в ст. 162 СК. Основная коллизионная привязка – это закон гражданства ребенка по рождению. Установление (оспаривание) отцовства (материнства) на территории РФ предполагает применение российского права. Законодатель закрепил право российских граждан за пределами Российской Федерации обращаться в дипломатические и консульские представительства РФ по поводу решения данных вопросов.

Права и обязанности родителей и детей регулирует ст. 163 СК. Основная коллизионная привязка – это закон совместного места жительства родителей и детей. При отсутствии совместного места жительства применяется закон гражданства ребенка. Алиментные обязательства и иные отношения предполагают субсидиарное применение закона места постоянного проживания ребенка. Алиментные обязательства совершеннолетних детей и иных членов семьи определяются по закону совместного места жительства (ст. 164 СК). При отсутствии совместного места жительства применяется право государства, гражданином которого является лицо, претендующее на получение алиментов.

  • 5. Внутреннее законодательство в области мчп.
  • 6. Обычаи и обыкновения в мчп. Доктрина lex mercatoria.
  • 7. Коллизионная норма: структура и элементы. Основные типы коллизионных привязок.
  • 8. Виды коллизионных норм
  • 9. Конфликт квалификаций в мчп. Толкование коллизионных норм.
  • 10. Оговорка о публичном порядке.
  • 11. Применение права страны со множественностью правовых систем.
  • 12. Проблема «обхода закона» в мчп
  • 13. Сверхимперативные нормы в мчп
  • 2 Признака:
  • 14. Обратная отсылка и отсылка к закону третьего государства
  • 15. Взаимность и реторсия в мчп.
  • 16. Установление содержания иностранного права.
  • 17. Личный закон физ. Лица и его варианты. Сфера действия дан. Закона.
  • 18. Коллизионные вопросы дееспособности физ. Л. Ограничение дееспособного и признание недееспособным иностранца. Признание безвестно отсутв. И объявл. Умершим в мчп.
  • 19. Коллизионные вопросы опеки и попечительства.
  • 20. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в рф. Трудовые права иностанцев.
  • 21. Личный закон юридического лица. Сфера действия личного закона юр лица.
  • 22 Государство как участник гражданских правоотношений в мчп. Иммунитет государства и его виды.
  • 23 Коллизионные вопросы вещного права.
  • 24. Коллизионные вопросы формы сделок.
  • 26. Соглашение о выборе права: форма и содержание.
  • 27. Принцип «тесной связи» при определении права, применимого к договору. Закон продавца и иные привязки.
  • 28. Право, применимое к уступке требования и уплате процентов
  • 29. Коллизионное регулирование отношений с участием потребителей в мчп. Ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара, работы или услуги
  • 30. Сфера применения и общие положения Конвенции оон в договорах международной купли-продажи товаров 1980
  • 31. Порядок заключения и содержания договора международной купли-продажи товаров по Венской Конвенции 1980
  • 32. Вопросы исковой давности в мчп
  • 33. Инкотермс-2000: термины группы е и f
  • 34. Инкотермс-2000: термины группы с и d
  • 2) Термины d:
  • 35. Международные перевозки. Транспортные конвенции.
  • 36. Расчетные отношения в мчп.
  • 37. Коллизионные вопросы вексельного и чекового обращения.
  • 38. Коллизионные вопросы деликтных обязательств в мчп. Неосновательное обогащение в мчп.
  • 39. Вопросы авторского права в мчп. Международные договоры в области авторского права.
  • 40. Международные соглашения в области охраны промышленной собственности.
  • 41. Коллизионные вопросы наследственного права.
  • 42. Заключение и расторжение брака в мчп.
  • 43. Правоотношения между супругами в мчп.
  • 44. Правоотношения между родителями и детьми в мчп. Усыновление в мчп.
  • 45. Международная подсудность. Критерии определения подсудности.
  • 46. Положение иностранных лиц в гражданском процессе. Процессуальная дееспособность иностранцев.
  • 47. Признание и исполнение иностранных судебных решений.
  • 48. Исключительная подсудность в международном гражданском процессе. Договорная подсудность. Lis alibi pendens.
  • 49. Оказание правовой помощи. Судебные поручения.
  • 50. Действие иностранных официальных документов в пространстве. Легализация и апостиль.
  • 44. Правоотношения между родителями и детьми в мчп. Усыновление в мчп.

    Коллизионное регулирование правового положения детей основано на применении закона гражданства ребенка. Гражданство детей устанавливается по гражданству родителей, по соглашению между ними (если родители имеют разное гражданство), по принципу почвы (Резолюция Комитета министров ЕС «О гражданстве детей, родившихся в браке»). Основные проблемы правоотношений между родителями и детьми – это установление и оспаривание отцовства (материнства), лишение родительских прав, алиментные обязанности родителей и детей, охрана прав ребенка, институт родительской власти. Регламентация этих отношений производится, в первую очередь, на основе личного закона детей и родителей (права страны гражданства или домицилия). Применяются также закон страны постоянного проживания ребенка, закон компетентного учреждения и закон суда.

    Большая часть этих вопросов урегулирована в международном праве (в Гаагской конвенции о праве, применимом к алиментным обязательствам в отношении детей, 1956 г.; Конвенции о правах ребенка 1989 г.; Рекомендации Комитета министров ЕС «В отношении детей против жестокого обращения»; Гаагской конвенции о компетенции и применимом праве в отношении защиты несовершеннолетних 1961 г.).

    Право, применимое к вопросам установления и оспаривания отцовства и материнства, определено в ст. 162 СК. Основная коллизионная привязка – это закон гражданства ребенка по рождению. Установление (оспаривание) отцовства (материнства) на территории РФ предполагает применение российского права. Законодатель закрепил право российских граждан за пределами Российской Федерации обращаться в дипломатические и консульские представительства РФ по поводу решения данных вопросов.

    Права и обязанности родителей и детей регулирует ст. 163 СК. Основная коллизионная привязка – это закон совместного места жительства родителей и детей. При отсутствии совместного места жительства применяется закон гражданства ребенка. Алиментные обязательства и иные отношения предполагают субсидиарное применение закона места постоянного проживания ребенка. Алиментные обязательства совершеннолетних детей и иных членов семьи определяются по закону совместного места жительства (ст. 164 СК). При отсутствии совместного места жительства применяется право государства, гражданином которого является лицо, претендующее на получение алиментов.

    Усыновление (удочерение) в МЧП.

    Институт усыновления (удочерения) является одним из самых древних правовых институтов (известен со времен Древнего мира). Усыновление представляет собой сложную правовую и этическую проблему, поскольку необходима твердая уверенность в соблюдении интересов ребенка. На международном уровне основные вопросы усыновления разрешаются в Европейской конвенции об усыновлении детей 1967 г. В последние годы чрезвычайно распространенным стало усыновление (удочерение) иностранными гражданами и усыновление за границей. В этой связи в современном международном праве установлен более высокий стандарт требований к усыновлению. Система усыновления, закрепленная в Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г., обеспечивает гарантии прав и интересов ребенка в случае усыновления. Правовому регулированию этих вопросов посвящены и Рекомендация Комитета министров ЕС «О воспитывающих семьях», и Конвенция о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления 1993 г.

    Коллизионные вопросы усыновления (удочерения) в российском законодательстве разрешаются на основе «цепочки» коллизионных норм. Основной коллизионной привязкой выступает личный закон усыновителя (гражданства или домицилия) при усыновлении (удочерении) на территории РФ ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации. При этом закреплена необходимость соблюдения семейного законодательства РФ и международных договоров РФ (ч. 2 п. 1 ст. 165 СК). Усыновление (удочерение) иностранцами, состоящими в браке с российскими гражданами, детей – российских граждан на территории РФ презюмирует применение российского права с учетом международных обязательств РФ. Законодатель установил также применение закона компетентного учреждения в случае усыновления (удочерения) на территории РФ иностранного гражданина. Установлен и перечень случаев, когда для усыновления необходимо согласие компетентного учреждения РФ, законных представителей ребенка и самого ребенка.

    В случае возможного нарушения прав ребенка необходимо отказать в усыновлении (удочерении) или отменить произведенное усыновление в судебном порядке. На консульские учреждения РФ возложена обязанность осуществлять защиту прав и интересов детей – граждан Российской Федерации, усыновленных (удочеренных) иностранными гражданами, за пределами Российской Федерации. При усыновлении (удочерении) детей – граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации применяется закон компетентного учреждения того государства, гражданином которого является усыновитель. Для производства такого усыновления необходимо получить предварительное разрешение компетентного органа РФ.