В какой сказке есть скатерть-самобранка, или попируем на славу. Русские сказки

Сказка погружает человека в волшебный мир, полный сказочных героев, совершающих подвиги во имя справедливости и противостоящих силам зла. В этом персонажам помогают чудесные помощники и волшебные предметы. Кто, например, не слышал о ковре-самолете или скатерти-самобранке, которые встречаются во многих русских народных сказках?

Сюжеты русских народных сказок можно разделить на две большие группы. В одних главный герой прилагает усилия к тому, чтобы раздобыть волшебный предмет, обладающий чудодейственной силой. В других историях персонаж сказки получает в свое распоряжение магическое средство, чтобы осуществить достойную цель, например спасти похищенную колдуном возлюбленную, а затем с триумфом возвратиться домой.

Скатерть-самобранка

Чудесная скатерть, способная накормить множество людей, фигурирует в самых разных сказочных сюжетах. Чтобы плотно подкрепиться, достаточно взмахнуть скатертью и развернуть ее на столе или на земле. После такого простого приготовления хлебосольная скатерть немедленно будет уставлена самыми разнообразными яствами. После трапезы героям достаточно свернуть скатерть вместе с объедками, чтобы они без следа исчезли.
Исследователи фольклора связывают образ скатерти-самобранки с вековой мечтой народа о постоянном изобилии.

Ковер-самолет

Встречается в русских сказках и чудесное средство передвижения в виде ковра, способного летать. На сказочном ковре герои произведений отправляются в далекие страны, чтобы сразиться с Кощеем, или возвращаются из странствий домой после утомительных приключений.

Шапка-невидимка

Немало добрых дел героям сказок удается совершить, используя чудесный головной убор – шапку-невидимку. Этот волшебный предмет встречается еще в старославянских сказочных повествованиях. Чтобы стать невидимым, герою не всегда достаточно надеть на себя волшебную шапку. Иногда ему приходится особым образом повернуть головной убор, чтобы скрыться от посторонних глаз.
Кстати, у шапки-невидимки из славянских сказок была интересная особенность: пока она надета правильно - выглядит как обычный головной убор. Но стоило перевернуть ее задом наперед, как чары вступали в силу и герой становился невидим. Словом, наши далекие предки прекрасно отдавали себе отчет в том, что невидимость -противоестественное, неправильное состояние, таящее в себе большую опасность из-за способности служить не только защитой, но и оружием, независимо от поставленных целей.

Сапоги-скороходы

Обладая «семимильными» сапогами, сказочные персонажи получали способность в мгновение ока преодолевать огромные расстояния. Подобная обувь встречается и в сюжетах, возникших в странах Востока и Западной Европы. Сапоги-скороходы, как правило, хранились в запертом ларце и до поры вели себя спокойно. Но стоило герою надеть волшебную обувь, как он устремлялся к цели с неимоверной скоростью, которой вполне могли бы позавидовать некоторые современные технические средства передвижения.

В народных сказках присутствует множество волшебных предметов: ковер-самолет, сапоги-скороходы, меч-кладенец, шапка-невидимка, клубочек, выступающий в роли навигатора. От некоторых из них не отказались бы и современные люди. Любая хозяйка обрадовалась бы, например, скатерти-самобранке. Не надо идти в магазин за продуктами, стоять у плиты. Расстелил ее на стол - и обед готов. В каких сказках есть скатерть-самобранка? Какой глубокий смысл скрывается за этим символом изобилия? Давайте разбираться.

С катерть-самобранка: в какой сказке встречается впервые?

Во многих легендах Европы фигурируют волшебные предметы, способные быстро и вкусно накормить своего хозяина. В античных мифах эту функцию выполнял рог изобилия, принадлежащий богам. Он наполнен цветами и плодами. У братьев Гримм есть история о горшочке, варящем сладкую кашу. В какой сказке название "скатерть-самобранка" употребляется впервые, невозможно сказать. Но она стала еще одним символом богатства.

Слово самобранка имеет два корня: "сам" и "бран". Последний из них можно трактовать двояко. Возможно, он произошел от слова "брать". Или связан с понятием "браная скатерть". Так на Руси называли нарядную, узорчатую ткань, которой накрывали столы для пиршеств. Впервые упоминание о ней мы встречаем в летописях 12-го века.

Мечта о легкой жизни или подарок из мира мертвых?

Жизнь русского крестьянина была тяжела. С рассвета люди работали в поле, ухаживали за домашней скотиной, топили печи, готовили пищу. Не было отопления, водопровода, стиральных машин, пылесосов и микроволновок. Возможно, скатерть-самобранка - это мечта об устройствах, облегчающих труд домашних хозяек? Когда не надо месить тесто, стоять у плиты, убирать со стола?

Другую версию выдвинул русский фольклорист В. Я. Пропп. Он считает, что скатерть-самобранка - явление из загробного мира. Ее дарят герою, когда он испытывает сильный голод, т. е. находится на пороге смерти. Волшебный предмет символизирует переход в мир иной, где человеку воздается по делам его. Добрый персонаж может отдохнуть от трудов и наслаждаться вкусными яствами. Злой остается ни с чем.

Чтобы понять, какая из этих версий верна, вспомним, в каких сказках есть скатерть-самобранка. Проанализировав их содержание, мы сможем прийти к правильному выводу.

Какие события происходят в сказке "Скатерть-самобранка"?

Этот волшебный предмет можно найти в русском, немецком и французском фольклоре. При попытке припомнить, в какой сказке встречается название "скатерть-самобранка", первой на ум приходит история, которая так и называется. В ней говорится о трех братьях, которые отправились искать счастье и набрели на гору драгоценных камней. Двое старших набили полные карманы и отправились домой. А младший брат последовал дальше, совершая по дороге добрые дела и получая за них скатерть-самобранку, ранец с ротой солдат и волшебный рог.

По возвращении домой он при помощи подарков смог жениться на дочери царя, но та оказалась жадной, выкрала ранец с солдатами и велела им заковать мужа в темницу. Спасли парня старики, которым он помог в первой части сказки "Скатерть-самобранка", и волшебный рог. В итоге добрый герой вместе со своими спасителями ушел от нечестных людей куда глаза глядят.

Сюжеты других сказок

Продолжим вспоминать, в каких сказках есть скатерть-самобранка. В истории про двух Иванов бедняк, семья которого голодает, обращается за помощью к жадному богачу. Тот дарует ему горсть муки, блюдце киселя и вчерашние щи. Но по дороге домой Ветер, Солнце и Мороз уничтожают драгоценную ношу. В качестве возмещения ущерба они преподносят пострадавшему волшебные предметы, в том числе скатерть-самобранку. Но богач обманом забирает их. Так продолжается до тех пор, пока у бедного Ивана не оказывается сума с дубинками. Жадный тезка получает по заслугам.

Похожие сюжеты встречаются в сказках "Скатерть-самобранка, кошелек и двое из сумы", "Столик-сам-накройся, золотой осел и дубина из мешка". В них идет речь о восстановлении справедливости. Есть этот волшебный предмет и в сказках "Королевич и его дядька", "О богатыре Иване-Царевиче и его супружнице Царь-девице".

Страх перед голодом

Во всех сказках герои радуются удачному приобретению. Однако их мало волнует, что скатерть-самобранка облегчает процесс готовки. Важнее становится уверенность в сытом будущем. Крестьянин всегда боялся голода. Даже самый трудолюбивый и обеспеченный хозяин мог оказаться у разбитого корыта из-за набегов врага или неурожая.

Скатерть-самобранка - гарантия того, что в самый голодный год на столе будет еда. Обладание этим чудом дарит герою уверенность в завтрашнем дне.

Справедливая награда

Вспомнив, в каких сказках есть скатерть-самобранка, обратим внимание и на схожесть их сюжетов. Этот предмет достается добрым, умным, отзывчивым героям. Чаще всего это подарок за бескорыстную помощь, хотя иногда его получают при помощи хитрости. Скатерть-самобранка спасает от голода в тот момент, когда человек испытывает нужду. Добрый герой щедр, он приглашает отобедать с собой каждого встречного.

За это его ждет расплата. Как правило, скатерть-самобранку крадет жадный человек. Но счастье, полученное обманным путем, быстро уходит. Так или иначе, но алчного героя ждет справедливое возмездие, а волшебный предмет возвращается к законному владельцу.

В. Я. Пропп увидел за этим сюжетом рассказ о загробном мире, где каждому воздается по заслугам. В некоторых русских сказках действительно присутствует царство мертвых, метафорическим олицетворением которого выступают Кощей, Баба-яга с костяной ногой. Но в данном случае мы не видим ничего подобного.

Сказки о скатерти-самобранке учат нас быть честными, трудолюбивыми и отзывчивыми. Тогда, даже оказавшись в беде, мы получим помощь от самой Вселенной. Это произойдет уже в этой жизни, где есть место чудесам и добрым людям. Счастье же, обретенное нечестным путем, быстро разрушается. Русский народ мудр, и в который раз призывает нас не отчаиваться, верить в добро и отказаться от зла.

Жил-был мельник, у которого было три сына и одна-единственная дочь. Ее он любил, а сыновьями был всегда недоволен: они никак не могли угодить отцу. Это очень печалило братьев, им плохо жилось в отцовском доме, и часто сидели они все вместе, вздыхая да охая, и не знали как быть.

Однажды, когда они опять так сидели, один из братьев заметил с грустью:

– Эх, кабы, у нас была шапка-невидимка, мы бы всего достигли!

– Что же с ней делать? – спросил другой брат.

– У карликов, живущих в этих горах, покрытых лесом, – объяснил первый, – есть шапки, называемые невидимками, и когда надеваешь такую шапку, делаешься невидимым. Это чудное дело, милые братья! Можно исчезать перед людьми, которые не хотят обращать на тебя никакого внимания, и от которых никогда не слышишь приветливого слова; можно пойти, куда хочешь, и взять все, что желаешь; и ни единая душа не видит человека, покрытого такой шапкой.

– Да, но как же достать это сокровище? – спросил младший из братьев.

– Карлики – это маленький потешный народец, который любит позабавиться, – сказал старший брат. – Им иногда доставляет большое удовольствие подбрасывать свои шапки в воздух. Хопс! – каждый видит карлика, – хопс! – карлик ловит свою шапку, надевает ее и снова становится невидимкой. А тут-то и надо устроить так, что как только карлик подбросит шапку, живей схватить его и моментально самому поймать шапку. Тогда карлик делается видимым, а поймавший шапку становится повелителем всего карликового мира. Ну, тут можно или оставить шапку себе, чтобы делаться невидимым, или требовать от карликов столько сокровищ, что ими можно было бы обеспечить себя на всю жизнь; ведь карлики обладают всеми металлами, скрытыми в недрах земли, и знают, как пользоваться чудодейственными силами природы.

– Вот так штука! – воскликнул один из братьев. – Так пойди же и достань нам шапки-невидимки или, по крайней мере достань себе такую шапку да и помоги нам, чтобы и нам впредь жилось получше.

– Я сделаю это, – сказал старший брат и вскоре отправился в горы, покрытые лесом. Путь туда был довольно далекий, и только к вечеру прибыл наш молодец к горам, где жили карлики. Придя на одну поляну, он по примятой траве заметил следы кувырканья и танцев карликов, прилег тут же и стал ждать. Вскоре начали появляться потешные малютки; они перепрыгивали друг через друга, бросали свои шапочки и забавлялись самым смешным образом.

Вдруг одна из шапок упала прямо около него, он бросился было к ней, но карлик, которому она принадлежала, оказался гораздо проворнее его, сам схватил шапку и закричал:

– Диебио! Диебио!

На этот крик собралась вся компания, бросилась на нашего молодца, точно куча муравьев на жука. Он даже не мог защищаться, его схватили и повели глубоко под землю, где жили карлики.

Оба оставшиеся дома брата очень печалились и грустили, видя, что старший брат не возвращается. Да и сестре стало жутко: она была добрая, нежная, у нее часто болело сердце о том, что отец так груб и неприветлив с ее братьями и только ей оказывает внимание. Старый же мельник все ворчал:

– Что мне за печаль, если один из негодных мальчишек отправился ко всем чертям, – одним нахлебником в доме меньше! Вернется еще, привык дармоедничать, – худое споро, не сживешь скоро!

Однако день шел за днем, а молодой человек не возвращался, и отец становился все строже да ворчливее. Оба брата тужили о своей судьбе, и средний брат сказал:

– Знаешь ли, брат, что! Пойду-ка я теперь в горы, авось добуду шапку-невидимку. Я представляю себе дело так: видно, брат добыл шапку да отправился гулять в ней по белу свету, хочет, сперва, поискать себе счастья, а о нас и думать забыл. Я-то уж вернусь, как только мне посчастливится. А вот если не вернусь, так, значит, мне не посчастливилось, тогда прощайте, не поминайте лихом!..

Грустно расстались они, и теперь средний брат отправился в горы, покрытые зеленым лесом. Там с ним случилось точь-в-точь все то же, что и со старшим братом. Он увидал карликов, бросился за шапкой, но один ловкий карлик подхватил ее, закричал:

– Диебио! Диебио! – И вся ватага подземных существ кинулась на него; его связали так крепко, что он не мог двинуться, и потащили в подземное царство.

С возрастающим нетерпением ожидал дома, на мельнице, младший брат возвращения среднего брата, но напрасно. Тут он страшно затосковал, потому что понял: второй брат пропал без вести; сестра тоже грустила, один отец оставался равнодушным и только твердил:

– Пропал, так пропал! Дома не нравится жить, так скатертью дорога, свет велик, а в моем доме плотник тоже не забыл прорубить отверстия для дверей. Хорошо жилось ослу, нет, – пошел на лед танцевать, поскользнулся да и сломал себе ногу. Пусть всезнайка шатается, где хочет! Чего вы печалитесь о бедном грешнике? Я так рад, что избавился от него.

Однако до сих пор младший брат находил утешение, делясь своим горем с другими братьями, теперь же, когда они все не возвращались, положение его стало невыносимым, и он сказал сестре:

– Милая сестрица, я тоже уйду и вряд ли вернусь, если со мной случится то же, что и с братьями. Отец не любит меня, хоть я ни в чем и не виноват. Бранные слова, которыми он награждал прежде нас троих, сыплются теперь на меня одного, переносить это мне не по силам. Прощай, счастливо оставаться!

Сестра не хотела отпускать от себя младшего брата, которого она любила больше других, но он ушел тайком от нее.

Всю дорогу он только и думал, как бы достать шапку-невидимку. Как только он прибыл к зеленым горам, он тотчас по измятой траве узнал ту площадку, куда собирались карлики для своих ночных танцев, игр и единоборства; на вечерней заре прилег он там и выжидал, пока пришли карлики, стали танцевать и бросать шапки.

Один из малюток подошел почти вплотную к нему, бросил шапку, но умный малый не двинулся. Он подумал: «Еще есть время, пусть маленький человечек приручится и сделается более смелым». Карлик, действительно, увидав, что ничего тут не поделаешь, взял шапочку, лежавшую совсем около мальчика, и отошел. Немного времени спустя, полетела другая шапка и упала вблизи мальчика. «Ого, – подумал он, – теперь посыплется целый дождь шапок», – но выжидал, пока третья шапка не упала ему прямо на руку. Цап-царап! – он схватил ее и живо сам вспрыгнул на ноги.

– Диебио! Диебио! Диебио! – громко закричал карлик, которому принадлежала шапка, своим тонким, трескучим, пронзительным голоском, – и весь карликовый мир завизжал и закишел кругом него.

Но мальчик надел шапку, сделался невидимым, и они ничего не могли поделать с ним. Тут они подняли все вместе жалобный визг и плач и стали просить невидимого вора, чтобы он во что бы то ни стало, возвратил им шапку.

– Во что бы то ни стало? – переспросил карликов умный малый. – Это для меня дело подходящее, мы можем сторговаться. Сперва мне только надо сообразить, в чем именно это «что» состоит. Прежде всего, спрашиваю: где мои братья?

– Они внизу, в недрах зеленых гор! – ответил карлик, которому принадлежала шапка-невидимка.

– А что они там делают?

– Служат нам.

– Так, они служат вам, а вы – мне. Живо! Подавайте их сюда! Их служба кончена, начинается ваша!

И вот подземные людишки должны были покориться земному человеку, так как обладанием шапки-невидимки он добился власти над ними.

Встревоженные и опечаленные карлики пошли теперь со своим повелителем к дверце, закрывавшей отверстие, которое вело внутрь зеленой горы; дверца со скрипом открылась, и все быстро исчезли за ней. Подземелье представляло из себя множество огромных палат, длинных галерей и маленьких комнат и каморок, приспособленных для различных потребностей карликов. Не успев еще хорошенько оглядеться, мальчик первым долгом приказал привести к себе братьев. Они явились, одетые как слуги, и закричали, увидав брата:

– Ах вот и ты здесь, наш милый, добрый брат, наш малыш!

Вот мы и все трое вместе, но теперь мы все под властью этих подземных духов и не увидим никогда ни света, ни земных лесов, ни цветущих полей!

– Милые братья, – возразил младший брат, – думаю, что и на нашей улице будет праздник. Подать сюда роскошные барские одежды для моих братьев и для меня! – приказал он карликам, крепко держа в руках драгоценную шапку-невидимку.

В одну минуту приказ его был исполнен, братья переоделись, и покоритель карликов велел подать обед, состоящий из самых изысканных блюд и лучших вин. Затем началось пение, музыка, театр и танцы – во всех этих искусствах карлики были большие мастера. Потом принесли роскошные постели для отдыха. После отдыха во всем подземном царстве зажгли великолепную иллюминацию, привезли хрустальную карету, запряженную чудными лошадьми, и братья поехали кататься по зеленым горам, чтобы осмотреть все, что было в них достопримечательного. Они проезжали по ущельям, усыпанным драгоценными каменьями, видели грандиозные водопады, любовались, как цветут металлы, подобно цветам – тут были и серебряные лилии, и золотые подсолнечники, и медные розаны, – все сияло блеском, роскошью и великолепием.

Наконец властелин карликов начал торговаться с ними из-за шапки-невидимки и предложил им следующие условия. Во-первых, он потребовал напиток из чудесных целительных трав, сила которых так хорошо была известна карликам; этим напитком он хотел исцелить больное сердце своего отца и вызвать в нем любовь ко всем трем сыновьям. Во-вторых, он потребовал такое сокровище, какое подобает подарить лишь царской невесте, – его он назначил отдать своей любимой сестре. В-третьих, он потребовал целый воз драгоценных каменьев и художественной утвари, какую только карлики умели изготовить, и еще целый воз золотых монет – ведь говорится: деньги каждого соблазняют, а братьям так хотелось от души пожить богачами. Затем он пожелал иметь для каждого из братьев по карете самого удобного устройства, с хрустальными стеклами, и чтоб к каждой карете было все необходимое: кучера, лошади, роскошная упряжь.

Слушая эти приказания, карлики только переминались с ноги на ногу, изгибались в три погибели, имели такой жалобный вид, что камень растрогался бы; но их стон и охи ни к чему не привели.

– Ну, если не хотите, – говорил грозный повелитель, – отлично, тогда мы остаемся у вас; здесь жить недурно, а я еще у вас всех отберу шапки-невидимки. Тогда увидите, что будет с вами, – убьют каждого, как только завидят. Этого еще мало! Взберусь я наверх, на землю, наберу жаб, да и пущу их на ночь в постель каждому из вас.

Лишь только повелитель произнес слово «жаба», как все карлики бросились в отчаянии на колени и завопили:

– Смилуйся! Смилуйся! Ради всего на свете, только не это! Только не это наказание! – Ведь жабы для карликов ужас и верная смерть. Вздыхая, согласились они на все и тотчас же отправились, чтобы добыть все требуемое и в точности исполнить повеления своего строгого властелина.

А между тем на мельнице угрюмого мельника дела шли неважно. Когда младший сын также ушел, старик заворчал:

– Ну, и тот пропал, словно сквозь землю провалился, – так-то оно всегда: расти детей, а они тебе спину поворачивают. Хорошо еще, что девочка со мной, мое сокровище, моя любимица!

Любимица же сидела смирно да плакала.

– Опять ты плачешь! – ворчал старик. – Думаешь, так я и поверил, что ты плачешь о своих братьях? О том несчастном убиваешься ты, который собирается посвататься за тебя. У него нет ни гроша, у меня ни гроша, – у нас всех троих вместе, значит, ни гроша. Слышишь ли, как мельница стучит? Не слышишь? Я тоже не слышу. Мельница стоит, я не могу работать, а ты не можешь ехать венчаться, или ты желаешь справить нищенскую свадьбу? Что скажешь на это?

Такого рода речи слушала дочь ежедневно и изводилась от своего тайного горя.

И вот в одно прекрасное утро три кареты подкатили к мельнице; малютки-кучера правили лошадьми, малютки-лакеи отворили дверцы карет; три красивые молодчика, одетые, словно принцы, вышли из них.

Множество прислуги стало возиться около других экипажей: снимали, разгружали, отвязывали ящики, тюки, тяжелые сундуки – и все это потащили на мельницу. Немые от удивления, стояли мельник и его дочь.

Доброе утро, отец! Доброе утро, сестрица! Вот и мы явились! – вскричали все три брата разом. Однако ни отец ни дочь все еще не двигались и смотрели на них, выпучив глаза.

– Чокнемся же за наше возвращение, милый батюшка! – воскликнул старший сын, взяв из рук одного из лакеев бутылку благородного напитка, который он налил до краев в золотой бокал самой искусной работы и подал его отцу. Тот выпил, передал дальше, и все пили. Чудесная теплота разлилась по всем жилам старика, согрела его холодное сердце; теплота эта стала огнем, пылающим огнем любви. Отец заплакал, бросился обнимать сыновей, целовал и благословлял их. Тут явился и жених дочери, он тоже отведал чудесного напитка.

От всей этой радости быстро завертелись мельничные колеса, так долго стоявшие без движения, – клипп та клапп, – еще и еще, – клипп та клапп, – вертятся они и сейчас.

    Народный фольклор богат сказками про шапку-невидимку. Этот волшебный атрибут встречается в таких сказках как Царевна-лягушка, Вещий сон, поэтоме А.С. Пушкина Руслан и Людмила, повести Незнайка в Солнечном городе писателя Носова и в других произведениях.

    В русских народных сказках и в рассказах колдовского содержания нередко встречается этот волшебный атрибут шапка-невидимка . А кто из нас в детстве не мечтал обладать этой неординарной вещью, с помощью которой можно было бы очутиться в невидимом виде в любом уголке планеты?

    Волшебную шапку можно обнаружить в поэме Александра Пушкина Руслан и Людмила, в русской народной сказке Вещий сон, а также у Кира Булычева в Девочке с Земли. Существует еще множество произведений, в которых имеется в наличии шапка-невидимка, например, ее можно найти в таких русских народных сказках, как Заколдованная королевна и Царевна-лягушка.

    Шапки-невидимка является сказочным волшебным предметом и ни раз она в разных сказках выручала главных героев.

    Шапку-невидимку вы можете встретить вот в таких произведениях:

    1) Руслан и Людмила - написал Пушкин;

    2) Безногий и слепой богатыри - это русская народная сказка;

    3) Вещий сон - также является русской народной;

    4) Заколдованная королева - также русская народная;

    5) Ночные пляски - сказка русская народная;

    6) Царица духов и змей - а вот это уже арабская народная сказка;

    Шапка-невидимка - это магический предмет, который воспевается во многих сказках и былинах.

    С ее помощью персонажи прятались, проникали в темницы, кладовые, убегали из замков и прочее.

    Это удивительный предмет, наподобие магической палочки, башмачков-скороходов и тому подобного.

    Несколько сказок, где используется шапка-невидимка:

    Затем в современных сказках стал использоваться плащ-невидимка - это схожий предмет, который позволял спрятаться.

    Интересно, что такой волшебный предмет, как шапка-невидимка, встречается как в народных, так и в авторских сказках (причем в разных странах). Не исключено, что под видом шапки на самом деле имелось в виду нечто другое, при этом всем знакомое. Или же людям всегда грезилось о том, чтобы быть невидимым и вместе с тем мочь делать все, что пожелается.

    Вот список произведений:

    • Руслан и Людмила (Пушкин);
    • Девочка с Земли (Булычев);
    • Царица духов и змей (арабская народная сказка);
    • Шапка-невидимка (Постников, а также под таким же названием есть бурятская народная сказка);
    • Сказка о том, кому нужна шапка-невидимка (Зубкова);
    • Сказка о Иване Царевиче (Жуковский);
    • Царевна-лягушка (русская народная);
    • Ночные пляски (русская народная);
    • Безногий и слепой богатыри (русская народная);
    • Заколдованная королевна (русская народная);
    • Вещий сон (русская народная).
  • Какой хороший, добрый вопрос, возвращающий во времена далкого детства! И несмотря на то, что почти уже вс сказано, мне бы тоже хотелось кое-что добавить. Ведь многие из нас воспитывались на русских народных сказках, а подрастая, с упоением впитывали в себя массу волшебной детской литературы, смотрели слегка наивные, но чрезвычайно душевные советские фильмы, и всегда радовались очередной победе Добра над Злом!

    Я как и многие мальчишки мечтал о магических предметах, в том числе и о шапке-невидимке, чтобы можно было бесплатно прошмыгнуть мимо сурового контролра в кинотеатр, и в очередной раз посмотреть фильмы, где встречается сия необыкновенная вещь, например, Там, на неведомых дорожках..., поставленный по книге Эдуарда Успенского Вниз по волшебной реке или Царевич Проша - сказка по мотивам русского фольклора.

    Как жаль, что детство так быстро проходит, а во взрослой жизни иногда так не хватает волшебства!

    Такой волшебный предмет как шапка-невидимка встречается во многих наших сказках. Среди них такие как Вещий сон, Руслан и Людмила А.С. Пушкина, Заколдованная королевна, Шапка-невидимка. В некоторых арабских сказках тоже встречается магическая шапка.

    Шапка-невидимка не самый популярный магический предмет в народных сказках, хотя казалось бы становиться невидимым это так здорово. Именно это качество шапки-невидимки и оценили писатели-фантасты, у которых этот предмет встречается гораздо чаще, достаточно упомянуть классический роман Понедельник начинается в субботу братьев Стругацких. Однако возвращаясь к сказкам отмечу, что шапку невидимку используют в сказке Вещий сон, Безногий и слепой богатыри, Ночные пляски и Заколдованная королевна. Есть этот атрибут и в замечательной сказке Александра Пушкина Руслан и Людмила - принадлежала она злому волшебнику Черномору.

    Удалось вспомнить что шапка-невидимка присутствует в ряде сказок, которые читать очень занятно, особенно это интересно конечно же для тетей, но при этом их нужно увлечь именно этим действием, так как все мы знаем что практически все дети не слишком любители почитать, им бы побольше погулять да попрыгать.

    Вот перечень сказок:

    1. Алиса и привидения.
    2. Шапка-невидимка.
    3. Незнайка в Солнечном городе.
    4. Куклаваня и К.

    Все эти экземпляры поучительны даже для взрослых, а для детишек это просто шедевры, и огромная область где они могут помечтать, и придаваться сказочным действиям, так как именно в таком возрасте и присутствует волшебство.

    Такой замечательный и волшебный предмет, как шапка - невидимка, встречается в таких сказках, как:

    1). Незнайка в солнечном городе.

    2). Заколдованная королевна.

    3). Руслан и Людмила.

    4). Вещий сон.

    5). Понедельник начинается в субботу.

    6). Ночные пляски.

    Как же иногда в жизни хочется себе шапку - невидимку, спрятался когда это необходимо и появился, когда время пришло. Легко и просто было бы всем.

  • Этот волшебный предмет можно встретить в следующих сказках:

    • Руслан и Людмила Александра Сергеевича Пушкина;
    • Девочка с Земли Кира Булычева;
    • Царевна-лягушка (русская народная сказка);
    • Заколдованная королевна (русская народная сказка).

В городе готовится террористический акт. Исполнитель теракта, Ян готовясь к нему гуляет по улицам города с приятелем. Ян приговорён к смертой казни и за ним установлена слежка. Как не пытается приятель соблазнить Яна земными радостями, Ян отвергает все, он не смотрит на женщин, он готовится к покушению. Несмотря на то, что Ян человек набожный, религия бессильна там, где существуют высшие государственные цели. Слежка отстаёт и Ян, чтобы расслабиться предлагает покататься на лодке с друзьями.

С друзьями детства братом и сестрой Кириллом и Евгенией, Ян и его приятель катаются на лодке. Ян пытается не думать о предстоящем теракте, но не может отогнать от себя тревожные мысли. Напрасно Кирилл с Евгенией пытаются ему доказать, что революции нужно делать пропагандой. Одержимого кровавой местью Яна, друзья прозвали «Маратом».

В день теракта приятель ждёт Яна. Он не может найти себе места от тревоги, время тянется, как задёрганная ломовая кляча, а Яна все нет. Наконец входит бледный Ян. Жертва в карете была не одна, там были женщина и ребёнок, Ян не смог решиться.

На следующий день в городе вылетели сотни стёкол, а сам город шумел как улей. Значит жертва была одна...

Кирпич и музыка

Евстигней - кудлатый, растрёпанный, грязный человек, который причёсывается крайне редко, больше по воскресеньям. Он катает руду на вагонетках и живёт в казарме. Татары, живущие с ним в одной казарме, препятствуют ему варить свинину. По воскресеньям Евстигней напивается и дерётся.

В праздник Евстигней умывается, одевает пиджак и идёт гулять. Его гуляние заключается в том, что он сидит на крыльце трактира и задевает проходящих мимо.

Однажды вечером после работы, Евстигней слегка пьяный вышел во двор казармы. Татары громко и пронзительно пели резкими гортанными голосами. Евстигней сел на траву и кричал, чтобы перестали. Татары прогнали его, а один бросился на него с ножом.

Евстигней вышел со двора и пошёл в лес. Он уходил все дальше и дальше и вдруг он услышал мягкий звон колокольчиков. Их заглушал другой звон, низкий и певучий. Идя навстречу звукам, Евстигней вышел на поляну. Там стоял дом управляющего. Окна в доме горели и были открыты настежь, кто-то играл на рояле. Евстигней подошёл ближе к дому и увидел женщину, чьи руки проворно бегали по клавишам. Увидев Евстигнея, женщина засмеялась. Евстигней засмеялся в ответ. Она закрыла окно и Евстигней пошёл домой, забыв про татар и вспоминая музыку.

На следующий день, в воскресенье, Евстигней снова пошёл в трактир, напился и подрался. Его выгнали на улицу. Он пошёл через лес к дому, где слышал вчера музыку. Увидев его, женщина испугалась и позвала на помощь. С рёвом Евстигней бросил в окно кирпич. От того, что у него никогда не будет светлых и чистых комнат, красивых женщин, играющих на фортепиано, ему хотелось напиться и выругаться.

Подземное

В революционный комитет пришло письмо, в котором сообщалось, что в город должен приехать провокатор. Также сообщались его приметы: лет 28, чёрные усы, карие глаза, немного косит, выдаёт себя за студента. Один из членов комитета Ганс, рассказывает, что несколько дней назад к нему приходил молодой человек по имени Костя, с указанными приметами. Заведующий конспиративной частью комитета, Валентин Осипович Высоцкий поручает Гансу убрать Костю.

Дома Ганса ждал Костя. Ганс предлагает Косте пойти с ним на дело, от удачного исхода которого зависит существование революционного комитета.

Ганс приводит Костю к реке. Он прячет Костю за лежащими на берегу брёвнами, а сам встречается с человеком, стоящим на речной пристани. Костя недоволен тем, что ему в важном деле отводится столь пасивная роль, но подчиняется, так как он новое лицо в городе и заинтригован происходящим.

Человек, с которым встречается Ганс, представляется как Николай Иванович Хвостов. Он принимает Ганса за Высоцкого и передаёт ему пакет от полковника жандармерии. Ганс понимает, что настоящий провокатор не Костя, а Высоцкий. С помощью Кости, Ганс убивает Хвостова.

Член революционного комитета Валерьян приходит к ещё спящему Высоцкому. Несмотря на сопротивление и попытку откупиться, Валерьян убивает Валентина Осиповича.

В Италию

Сбежав из тюрьмы, опасный преступник Геник скрываясь от сыщиков, перепрыгнул через высокий каменный забор и попал в сад богатого дома. Там гуляла маленькая девочка Оля. Она приняла Геника за своего дядю Сережу, которого ждали в гости. Играя с ребёнком, Геник пообещал увезти ее в Италию, предварительно купив себе новую шляпу. Оля приносит Генику шляпу отца.

Из глубины сада показались двое городовых в сопровождении дворника Степана. Оля радосто сообщает Степану о приезде дяди Сережи. Кланясь мнимому родственнику господ, Степан объясняет, что сидя в пивной, он увидел бегущего человека, а кроме их сада ему деваться некуда. А человек, бунтарь, из тюрьмы сбежал, в городового стрелял, вся полиция на ногах.

Геник приказывает Степану всеми силами помогать стражам порядка, а не сидеть в пивной среди бела дня. Также Степану приказано вызвать извозчика, чтобы ехать в дворянское собрание.

Садясь в экипаж, Геник обещает Оле вернуться к обеду с подарками, а потом они поедут в Италию.

Случай

Жена Больсена, Анна умирала. Неделю назад, она пела и кричала на всю улицу, а сейчас лежала исхудавшая и бледная, покрывшаяся испариной с запёкшимися губами. Прошедший год был тяжёлым для их деревни. Постоянные обыски, доносы, деревня обезлюдела и теперь, чтобы привести к жене доктора, Бальсену приходится ехать в город.

Около полуночи, когда до города оставалось часа полтора пути, Бальсена остановил казачий разъезд. После обыска, не найдя у него ничего кроме часов и рецепта, из-за отсутствия паспорта казаки связывают Бальсена. От отчаяния, с мыслями о больной, любимой жене Бальсен пытается бежать. Казаки убивают Бальсена.

Апельсины

Сидя в тюремной камере Брон с тоской смотрел в окно на весеннюю реку. Шёл третий год заключения, за все время никто ничего ему не передал с воли. Неожиданно Брону принесли передачу, в которой были апельсины. В одном из плодов была записка от незнакомой женщины по имени Нина Борисова. Случайно, узнав о нем, Нина предлагала Брону помощь.

Между Броном и незнакомкой завязалась переписка. Брон изливал свои политические взгляды, а незнакомка отвечала тем, что чувствует себя как в тюрьме, живя в мире, полном грязного тупого самодовольства, она рвётся на борьбу с тёмными силами зла. Брон представлял Нину тоненькой высокой брюнеткой.

Однажды Нина выхлопотала свидание, которого Брон не мог дождаться. Нина оказалась толстенькой, некрасивой, скромно одетой девушкой. Им дали пять минут свидания, за время которого Нина и Брон отчаянно пытались придумать тему для разговора.

Нина пообещала ещё прийти, а Брон вернулся в камеру с новой морщиной в душе.

На досуге

Тюремный писарь умирал на работе от жары и скуки. Он мечтал о том, как вечером он будет гулять по бульвару, где можно встретить барышень на любой вкус.

Рассыльный приносит письма. В одном из них красивая открытка заключённому Козловскому от его невесты. Писарь зол на Козловского. Он читает открытку, в которой девушка пишет, что долго не писала, так как болела мать, но Козловского ждёт ссылка в Сибирь и она приедет к нему.

Писарь и надзиратель не верят девушке. Они видели ее фотографию: зачем красивой девушке худой, как таракан ссыльный Козловский? Зная, что арестант живёт от письма до письма, писарь решает не отдавать красивую открытку с картинкой, а взять ее себе.

А Козловский ходит по камере, с тоской смотрит в окно и шепчет: «Катя, где ты? Пиши мне, пиши...»

Гость

Революционер приходит по делу к своему товарищу Гансу, который читает свежий номер революционной газеты «Красный петух». Друзья хотят обсудить завтрашнюю забастовку. Во время разговора раздаётся стук в дверь. Пренебрегая конспирацией, Ганс разрешает войти, прежде, чем его товарищ успевает спрятать газету. В комнату входит полицейский, который приносит Гансу повестку в участок. Раскрытый журнал лежал перед пришедшим.

На следующий день, во время забастовки, революционер видит, как по улице бежит рабочий с окровавленным лицом. За ним размахивая шашкой, бежал полицейский, вчерашний посетитель Ганса. Догнав рабочего, полицейский ударил его и зашипел: «Беги!» Из последних сил рабочий убежал, а полицейский шёл следом и кричал усталым голосом: «Держи его!» Подошедшим городовым полицейский сказал, что забастовщик убежал.

Любимый

Балагур, кутила, завсегдатай увеселительных мест Яков влюбился в очаровательную девушку, дочь влиятельного чиновника и собирается жениться. Сегодня он с матерью девушки, ее дядей и со своим другом Васей идут в театр.

Вася очарован девушкой, она напоминает ему фею. Также приятное впечатление производит дядя, а ее крикливая, пёстро одетая мама напоминает ему попугая.

Во время представления раздаётся крик: «Горим!». Люди, как бешенное стадо кинулись к выходу. Девушка бросилась к Якову, а он отталкивая ее, искал помощь. Дядя превратился в сумасшедшего. Взяв девушку на руки, Вася с отвращением плюнул в Якова и бросился к выходу. Но тут оказалось, что тревога была ложной.

Карантин

Выйдя из тюрьмы в подавленном состоянии, террорист Сергей находится в карантине. Он живёт в семье кузнеца, дочь которого Дуня, привлекает его внимание. Сергею приходит письмо. Дуня приглашает Сергея вечером покататься с друзьями на лодке, но Сергей отказывается. В письме сообщается, что завтра приедет кто-то из его товарищей, ему дадут задание, выполняя которое он должен будет погибнуть.

На следующий день к Сергею приезжает товарищ Валерьян. Он привозит бомбу. Видя, что за Дуней ухаживает молодой человек, Сергей колеблется и отказывается от участия в террористическом акте. Валерьян уезжает, предупреждая Сергея, что делать с бомбой пусть решает сам.

После вечера проведённого с Дуней, Сергей взрывает бомбу в лесу. Красивая девушка, увлекающаяся поэзией, Валерьян, взрыв - все перемешалось в его голове. Завтра он уедет и начнёт новую неясную жизнь.