Виньетирование в фотографии. Виньетирование: как использовать этот прием

— оптическое
— натуральное
— механическое
— пиксельное

Оптическое виньетирование

Оптическое виньетирование возникает по причине того, что у объектива есть некая длина. Получается, что часть наклонных лучей света, попадая на переднюю линзу, экранируются передней частью оправы объектива.
Больше всего это касается полностью открытой диафрагмы объектива.

Теперь, если повернуть объектив влево или вправо, то будет видно, как часть наклонных лучей будет экранироваться оправой объектива.
Если же отверстие диафрагмы маленькое, то наклонные световые лучи гораздо меньше подвержены отсеканию.

Т.е. оптическое виньетирование «лечится» прикрыванием апертурной диафрагмы.

На приведенной картинке видно, что в первом случае (полностью открытая диафрагма) отсекается ~70% световых лучей от исходного изображения. Во втором случае (диафрагма прикрыта) отсекается лишь ~10%. Картинки даны лишь для понимания эффекта, реальное падение освещенности по краям рассчитывается по формуле.

Помимо эффекта затемнения краёв кадра оптическое виньетирование даёт эффект «кошачьего глаза» для точечных источников света, находящихся вне фокуса на удалении от центра кадра.

Натуральное виньетирование

Натуральное виньетирование не зависит от экранирования световых лучей, а зависит от 4-х других причин затемнения краёв снимка. Одна из основных причин - разница в расстоянии между плоскостью выходного зрачка объектива и поверхностью пленки/сенсора для центральных лучей и краевых лучей, проходящих через объектив.

Прикрыванием диафрагмы данный вид виньетирования не «лечится». Исправляется в RAW-конвертере.

Механическое виньетирование

Механическое виньетирование возникает при возникновении прямых преград на пути световых лучей перед попаданием на переднюю линзу объектива. Примером таких виньетирующих элементов могут быть светофильтры с толстой оправой или слишком крупные бленды.

Пиксельное виньетирование

Пиксельное виньетирование возникает из-за того, что матрица цифровой камеры не одинаково чувствительна к световым лучам, падающим под разным углом. В настоящее время с этим борются установкой собирающих микролинз перед фотодиодами цифровой матрицы.

Перед покупкой объектива

Перед покупкой объектива неплохо уточнять этот момент по специальному графику, с которым можно ознакомиться на сайте у всех именитых производителей объективов.

Вот, например, график одного объектива Carl Zeiss

По нижней стороне отмерено U, mm — расстояние от центра кадра. К краю кадра соответственно освещенность со 100% падает.
Здесь во внимание принимается и виньетирование, и натуральное падение освещенности (предполагаю, что источник света — неидеальный). График строится для разных значений диафрагмы. При более открытой диафрагме виньетирование сильнее.

Борьба с виньетированием

Виньетирование на большинстве снимков довольно успешно «лечится» в RAW-конвертере. Так, например, для многих объективов существуют профили, которые можно использовать в Adobe Camera Raw .

на картинке видно, что у меня выбран профиль Carl Zeiss 85/1.4 ZE.

Профили могут подключаться как автоматически, так и вручную (вкладка «custom»).

Помимо этого есть вкладка «Manual», на которой тоже есть коррекция виньетирования.

Кроме того есть вкладка «спецэффектов», в которой можно исправить виньетирование вручную.

Самый же старинный способ борьбы с - использование фильтра с затемнением центра. Для каждого объектива нужно подбирать подобный фильтр отдельно, т.к. виньетирование может быть разной силы, и падение освещенности может быть неравномерное.

Возможно, вы захотите знать

Типы объективов бывают разные. Сильнее всего подвержены широкоугольные объективы и объективы с коротким задним отрезком. Причина этого понятна — световые лучи от задней линзы объектива до края кадра идут под большим углом к оси объектива и потому проходят бОльшее расстояние. Например, по этой причине большему виньетированию подвержены дальномерные объективы, у которых - короткий. В меньшей степени явлению виньетирования подвержены объективы для зеркальных камер, т.к. рабочий отрезок у таких объективов относительно велик с целью оставить место для зеркала и потому световые лучи идут под меньшим углом к оси объектива.

Эффект виньетирования часто вводится намеренно для улучшения качества изображения. При этом отсекаются самые крайние световые лучи, которые и вносят львиную долю проблем в результирующее изображение. Разработка оптического дизайна - это всегда путь компромиссов.

Эффект виньетирования часто используется с художественной целью. Его можно вводить при портретной съемке для придания бОльшего объема изображению и отделению объекта от фона. В данном случае имитируется работа человеческого глаза.

Снимок с виньетированием

Компенсация виньетирования. М.М.Русиновым был разработан метод компенсации эффекта виньетирования с использованием аберрационного виньетирования. Для этого в качестве передних линз используются сильные отрицательные мениски.

АД — апертурная диафрагма
m должно быть больше, чем h

Кручение фона - это одно из следствий геометрического виньетирования. Т.е. на самом деле нет никакого кручения, а есть «сплющивание» дисков нерезкости, создающее подобный визуальный эффект. Особенно сильное кручение фона связано еще и с астигматизмом объектива.

Зум-объективы могут иметь разное значение виньетирования на разных фокусных расстояниях.

Некоторые фотокамеры считывают данные объектива и сразу корректируют эффект виньетирования согласно встроенным данным об объективе.

Человеческий глаз замечает падение освещенности когда оно составляет 50% и более.

Мы начали говорить об обработке фотографии RAW-формата. Сегодня мы продолжаем эту небольшую серию уроков. Итак, приступим!

ВИНЬЕТИРОВАНИЕ И ЕГО КОРРЕКТИРОВКА

Виньетирование (фр. vignette - заставка) - это ослабление проходящего под углом по отношению к оптической оси потока света в оптической схеме объектива. Она приводит к постепенному (градиентному) падению яркости изображения от центра к краям.

Говоря простым языком - это эффект затемнения изображения по краям кадра. Пожалуй, этот недостаток оптики проще всего исправить.

ТИПЫ И ПРИЧИНЫ ВИНЬЕТИРОВАНИЯ

Виньетирование можно отнести к двум основным категориям:

1. Физическое виньетирование. Зачастую не просто скорректировать, в тяжелых случаях помогает использование штампа в ФШ или кадрирование. Проявляется на фото, как сильное, резкое затемнение - как правило, только по углам изображения. Причиной может быть использование нескольких фильтров, бленды (в особенности, не оригинальной) или других объектов физического блокирования света по краям изображения.

2. Внутреннее виньетирование*. Обычно его не так сложно исправить. Проявляется, как постепенное (градиентное) и зачастую малозаметное затемнение от центра изображения к краям. Причины следует искать в настройках вашего объектива и камеры. Как правило, наиболее очевидными причинами становятся: открытая , использование зум-оптики и , при фокусировке на удаленных объектах. Цифровые зеркальные фотоаппараты с менее восприимчивы к проявлению виньетирования, в отличие от полнокадровых.

Эффект внутреннего виньетирования чаще всего заметен при использовании полнокадрового фотоаппарата в паре с бюджетной оптикой. Для полнокадровых цифровых фотоаппаратов Nikon эффект виньетирования в большей или меньшей степени проявляется всегда, при использовании , которые предназначены для фотоаппаратов с кропнутой матрицей - конструкционно они проще, на их производство тратится меньше материалов, оттого и стоят примерно в полтора раза дешевле собратьев для полного кадра.

* Техническое примечание: Внутреннее виньетирование состоит из двух подкатегорий: оптическое и природное виньетирование. Первое может быть минимизировано путем закрытия диафрагмы объектива, а второе - не зависит от настроек объектива. Природное виньетирование неизбежно, если нет возможности использовать объектив с более длинным фокусным расстоянием (28 или 35 мм вместо 16 мм, к примеру), или специально разработанных корректирующих фильтров, которые задерживают световой поток от краев к центру изображения (такие фильтры для узкоформатных камер, привычных большинству из нас - большая редкость, в отличие от фотоаппаратов большого формата).

КОРРЕКЦИЯ ВИНЬЕТИРОВАНИЯ

Виньетирование обычно исправляется??с помощью применения профиля объектива.

В большинстве случаев этого приема достаточно, чтобы полностью убрать эффект.

Если же простого применения профиля объектива не достаточно, либо у вас профиля нет, можно настроить коррекцию виньетирования с помощью слайдера. Обратите внимание! Глубокая коррекция в некоторых случаях может повлиять на повышение изображения по краям.

Возможность производить коррекцию виньетирования также есть в самом фотоаппарате. К примеру, у Canon такая функция называется «Коррекция периферийного освещения». Включить ее можно через меню, достаточно поставить галочку в первой вкладке - «коррекция периферийного освещения». Если вы читаете надпись «данные для коррекции доступны», значит ваша оптика распознается фотоаппаратом и все будет тип-топ. Эта функция, как вы наверное поняли, исправляет виньетирование в зависимости от установленного объектива. В случае, если камера не распознает ваш объектив - выскакивает надпись «данные не доступны».

Обратите внимание! Если данных профиля для вашего объектива нет в фотоаппарате, их можно туда загрузить. Для этого вам понадобится EOS Utility, которая обычно идет в комплекте с фотоаппаратом. Также можно утилиту скачать. Потом вы подключаете фотоаппарат к компьютеру посредством стандартного USB-кабеля, запускаете EOS Utility и выбираете опцию «peripheral illumination correction». Вам покажут список из объективов, которые вы сможете выбрать. Просто находите нужные вам объективы, ставите галочки и выходите из программы. После всех этих манипуляций в меню фотоаппарата должна появится надпись «данные для коррекции доступны». Если для вас это сопряжено с трудностями - воспользуйтесь коррекцией виньетирования вручную, через утилиту Lens Correction.

В фотоаппаратах Nikon заходите в меню и находите функцию «vignette control». Подключить, как видите, не сложно, только вот работает коррекция здесь не достаточно хорошо, зато - универсальная. И еще один не приятный момент для владельцев бюджетных зеркалок - такая функция есть только в камерах высокого уровня, типа D700, D3 и им подобным, в отличие от Canon, где «коррекция периферийного освещения» есть во всех новых камерах, начиная от Canon 450D.

Кстати, если вам интересно, за счет чего происходит коррекция виньетирования в фотоаппарате, расскажу. Это дополнительное усиление сигнала по краям светочувствительной матрицы, может повлечь за собой незначительное повышение уровня шумов. Когда его нужно включать и нужно ли вообще - решать вам. Обычно задействовать такую функцию при съемке широкоугольным объективом бывает скорее полезно.

Да, есть и положительная сторона у эффекта виньетирования - незначительный его эффект, наряду с другими приемами (использование контрастных переходов, световых акцентов и т.п.) дополнительно концентрирует внимание зрителя на модели, в особенности, если человек находится в центре кадра. На портретных снимках многие фотографы любят вручную добавить этот эффект, подбирая на свое усмотрение лучшую плотность, градацию и площадь затемнения.

В третьей части материала я познакомлю вас с дисторсией, ее разновидностями и способами борьбы с ней.

В 2011 году серия фотокамер для начинающих фотолюбителей пополнилась превосходной «зеркалкой» Canon 600D. То, что этот аппарат идеально подходит для новичка, не значит, что качество его снимков оставляет желать лучшего. Напротив: оно на самой что ни на есть высоте.

Профессионалы сразу отметили сходство этого Canon с Nikon D5100. Но по ряду существенных для качественной съемки моментов приоритет единогласно отдан первому.

Почему не Nikon D5100?

Этот цифровой «зеркальник» с одним объективом был выпущен все в том же 2011 году, став модернизацией предыдущего Nikon D5000. Он оснащен сенсором с кроп-фактором 1,5 и дает возможность использования объективов с байонетом F. Нередко эту модель реализовывают с универсальными объективами в комплекте Kit. Самый оптимальный вариант – объектив 18-200мм, который действительно результативен.

Матрица Nikon D5100 может делать снимки с широким развитием диапазона, хорошей передачей цвета и крайне невысокими шумами на высоких ISO. Такая же установлена на моделях компании Sonу. Кроме этого, стоит назвать и большой поворотный дисплей, быстрый процессор, высокую скорость съемки, 11 точек фокуса, удобное меню и общую эргономику камеры. Но почему же, все-таки не Nikon D5100 взял первенство?

Потому что для ускорения фокусировки требуется пользоваться оптическим видоискателем. Потому что приходится переключаться на режим «штатив» и на режим «в руках» в ручном режиме. Потому что, если требуется оптимальный буфер кадров, следует выключить все функции, что уменьшает количество фото в буфере. И цена: все то же самое умеют и другие камеры (например, Nikon D3100) по гораздо ниже цене.

Цены

Цена Кэнон 600д довольно низкая. В зависимости от модификации фотокамеры разбег цен на нее на сегодняшний день довольно существенный. В продаже можно найти два варианта профессиональной комплектации этой модели: Canon 600D Kit 18-55 и Canon 600D Kit 18-135.

На первый цена варьируется от 18390 руб. до 21020 руб. Второй ненамного дороже: от 26190 руб. до 27360 руб. Модели класса Body значительно дешевле: от 13800 руб.

Чем же отличается фотоаппарат Canon 600d Kit от Canon 600d Body? Тем, что в первом случае вы покупаете камеру в комплекте с объективом (они, кстати, разные бывают, с разным фокусным расстоянием), а во втором случае приобретаете только «тушку», объектив придется докупать самостоятельно.

Сенсор и ISO

При выборе фотокамеры многие часто гонятся за количеством мегапикселей. Этот показатель, в основном, является решающим фактором в пользу выбора той или иной техники. Однако, следует понимать, что характеристики сенсора и размеры самого пикселя гораздо важнее.

Canon 600D имеет 18-мегапиксельную CMOS-матрицу и мощный процессор DIGIC 4. Этот графический процессор не самый мощный, что немного портит впечатление после серии несомненных достоинств этого аппарата.

Диапазон чувствительности у ISO — до 6400. Это хороший показатель. Даже в условиях недостаточной освещенности можно получить великолепные снимки. Их качество во многом зависит от выдержки.

Функция Auto ISO существенно облегчает жизнь не только любителя, но и профессионала. Здесь она очень кстати, и необходима в большинстве ситуаций, с которыми сталкивается фотограф. Включается она при выводе в настройках максимального порога ISO (1600).

Съемка в режиме автоматического выбора ISO и выдержки доказывает отличную работу фотокамеры.

Встроенная вспышка

Огромное преимущество этой фотокамеры — встроенная вспышка, которая умеет управлять внешними вспышками, синхронизируя работу. Чтобы было понятно, о чем речь, следует понимать, что вспышка нужна в том случае, если освещение недостаточное. Если не использовать эту возможность, снимок будет низкого качества: смазанный либо шумный.

У этой модели во время фокусировки в условиях недостаточной освещенности вспышка срабатывает автоматически, подсвечивая требуемые объекты. Основная задача внешней вспышки — отражать и равномерно рассеивать свет. Это особенно актуально для ночной съемки.

К этой фотокамере легко можно подключить такие внешние вспышки, как Speedlite 270EX II и 320EX. Так что, встроенная вспышка на Canon 600d довольно профессионального качества. Синхронизация — просто подарок от производителя!

Фотография с использованием встроенной фотовспышки.

Коррекция периферийного освещения

Суть этой функции в том, что фотокамера автоматом засветляет затемненные периферийные участки фотографии . Это значительная помощь фотолюбителю: нет нужды в ручной коррекции с помощью программы Lightroom. Если вы купили body и самостоятельно выбирали объектив, и оказалось, что периферийная коррекция для него не доступна, нужно загрузить утилиту EOS Utility, которая включена в комплектацию.

Дисторсия и хроматические аберрации

Это слабое место этой модели Canon , и хроматические аберрации автоматически не корректируются. Возможны оптические дефекты изображения. Но можно не бояться появления на снимках виньетирования, так как камера устраняет эти искажения автоматически.

LiveView

В этом режиме фотоаппарат фокусируется долго . Съемка движущегося объекта будет затруднительна. Для того, чтобы сделать удачный кадр, лучше использовать видоискатель. Что ни говори, а LiveView здесь работает медленно.

Тем не менее, при наличии навыка, можно получить отличную картинку движущегося объекта. Для видео скорости этого режима вполне достаточно, а с фотографией придется потрудиться. LiveView включается при помощи специальной кнопки. После чего картинки можно рассматривать через ЖК-дисплей.

Фото в режиме LiveView вполне достойное, но такие кадры станут получаться только после наработки некоторого навыка.

Автофокус

У Canon 600D есть 9 зон автофокуса, выбор которых возможен и в автоматическом режиме. AF замечательно: камера фокусируется быстро, ошибается крайне редко , поэтому можно не опасаться за качество фотографий даже в режиме серийной съемки.

Это фото — доказательство отличной работы автофокуса

от фотожурнала сайт.

Управление

Настройки Canon 600d оптимальны для начинающего фотографа. Режим AUTO адаптирован и максимально упрощен. Камера автоматически анализирует поля кадра и распознает условия съемки. И аппарат сам выставляет те настройки, которые оптимальны в каждом конкретном случае.

Но, некоторые могут выводиться и в ручном режиме. Например, выдержку можно поставить в режим BULB и выдерживать столько, сколько нужно. Можно самостоятельно настроить диафрагму, ISO, фокус, экспозицию.

В фотокамере присутствует встроенная опция Feature Guide. Благодаря ей изучение аппаратуры значительно упрощается . В меню можно добавлять текстовые пояснения, что очень удобно: инструкция не всегда находится рядом. В фотокамере включены меры по борьбе с пылью на матрице. При нажатии кнопок ВКЛ и ВЫКЛ эта функция включается автоматически.

Меню содержит 4 основных раздела. Каждый из них обозначен цветом.

  • красный — съемка
  • синий — просмотр
  • желтый — настройки
  • зеленый для ручного программирования

В настройках можно установить дату и время, ввести имя автора, перепрограммировать некоторые элементы управления камерой. Пункт «Пользовательские функции» содержит 11 вкладок и содержит много скрытых функций. Именно здесь включается расширение диапазона ISO.

Видео

Здесь оно просто превосходное . Это именно тот параметр, за что многие любят Canon.

Аппарат оснащен шикарным поворотным дисплеем и съемка стала максимально удобной.

Ее характеристики впечатляют: разрешение 1920×1080 пикселей. Но немного разочаровывает скорость: всего 30 кадров в секунду. Но этот параметр можно повысить установив режим съемки при разрешении 1280×720. Максимальная длина одного видеоролика — 30 минут.

Видео сохраняется на карту памяти. Чем выше ее класс, тем лучше. Фотокамера дает возможность прямо на ней соединять ролики и накладывать звуковой ряд . Конечно, до полноценного монтажа далеко, но эта функция часто весьма полезна.

Поворотный экран позволяет снимать в самых невообразимых ракурсах. Частота кадров в съемке может регулироваться, производится автофокусировка по контрасту. Камера поддерживает все форматы.

Режимов съемки два: А+ и СА. В первом камера сама выполняет всю работу, анализирует и корректирует настройки. Эта функция для ленивых фотографов. Во втором режиме доступна настройка глубины резкости и атмосферы съемки. Последняя порадует наличием 9 вариантов.

Пример видео

Съемка вечернего города на Canon 600D. ISO 6400. Без обработки на компьютере. Для лучшей оценки качества смотрите в 1080p.

Что купить к камере

  • Прежде всего позаботьтесь о наличии карты памяти, так как она не предусмотрена комплектацией аппарата
  • Фильтры защитный, поляризационный и градиентный
  • Сумку для фотокамеры

Все объективы проецируют круглое изображение объекта, которое называется «круг подсветки». Фотокамера "вырезает" фрагмент из центра круга с помощью своей матрицы. Но так как матрица имеет прямоугольную форму, то в действительности фотографируется только центральная часть проецируемого круглого изображения.

Из-за физических свойств света, проходящего через объектив, невозможно добиться одинаковой освещенности в центре и по краям круга изображения (чтобы достичь краев, свет должен пройти большее расстояние, поэтому освещенность таких зон уменьшается). Это приводит к небольшому затемнению в углах изображения. Это затемнение получило название «виньетирование» .


Углы этого снимка немного темнее, чем изображение в центре, хотя небо должно быть одного и того же оттенка.

Поскольку уровень освещенности обратно пропорционален квадрату расстояния до источника света, то свет, который проходит наибольшее расстояние (от объектива до края круга по сравнению с расстоянием от объектива до центра кадра), всегда будет немного слабее. Уменьшение освещенности по краям круга характерно для всех объективов, но широкоугольные объективы, а также некоторые телеобъективы с переменным фокусным расстоянием наиболее подвержены этому из-за особенностей их оптической конструкции. Кроме того, как правило, виньетирование прямо пропорционально значению диафрагмы объектива.

Что касается фотокамер меньшего формата (например, цифровых зеркальных фотокамер формата APS-C), уменьшение освещенности менее заметно, поскольку используется только центр круга подсветки. В случае фотокамер большего формата (формата FF) используется большая часть круга, а потому разница в освещенности в центре и по краям кадра более заметна.

Второй тип виньетирования называется механическим виньетированием. Причиной его возникновения является какое-либо препятствие на пути света, например фильтр со слишком массивным байонетом или несколько фильтров, установленные одновременно. Также механическое виньетирование может быть вызвано использованием неправильной бленды на объективе.

Минимизация виньетирования

При большинстве условий съемки (правильная экспозиция, обычные объекты съемки и т. д.) уменьшение освещенности будет минимальным. Однако при некоторых значениях диафрагмы и фокусных расстояний, а также для некоторых объективов более значительное уменьшение освещенности считается нормальным. Если виньетирование появилось на определенном снимке, изменяйте фокусное расстояние или значение диафрагмы объектива (в случае объективов с полностью открытой диафрагмой, для которых характерно самое большое виньетирование, следует фиксировать значение диафрагмы один или два раза), пока виньетирование не уменьшится.

Виньетирование (фр. vignette - заставка) - это ослабление проходящего под углом по отношению к оптической оси потока света в оптической схеме объектива. Она приводит к постепенному (градиентному) падению яркости изображения от центра к краям.

Говоря простым языком - это эффект затемнения изображения по краям кадра. Пожалуй, этот недостаток оптики проще всего исправить.

Типы и причины виньетирования

Виньетирование можно отнести к двум основным категориям:

1. Физическое виньетирование . Зачастую не просто скорректировать, в тяжелых случаях помогает использование штампа в ФШ или кадрирование. Проявляется на фото, как сильное, резкое затемнение - как правило, только по углам изображения. Причиной может быть использование нескольких фильтров, бленды (в особенности, не оригинальной) или других объектов физического блокирования света по краям изображения.

2. Внутреннее виньетирование *. Обычно его не так сложно исправить. Проявляется, как постепенное (градиентное) и зачастую малозаметное затемнение от центра изображения к краям. Причины следует искать в настройках вашего объектива и камеры. Как правило, наиболее очевидными причинами становятся: открытая диафрагма, использование зум-оптики и широкоугольных объективов, при фокусировке на удаленных объектах. Цифровые зеркальные фотоаппараты с кропнутой матрицей менее восприимчивы к проявлению виньетирования, в отличие от полнокадровых.

Эффект внутреннего виньетирования чаще всего заметен при использовании полнокадрового фотоаппарата в паре с бюджетной оптикой. Для полнокадровых цифровых фотоаппаратов Nikon эффект виньетирования в большей или меньшей степени проявляется всегда, при использовании объективов серии DX, которые предназначены для фотоаппаратов с кропнутой матрицей - конструкционно они проще, на их производство тратится меньше материалов, оттого и стоят примерно в полтора раза дешевле собратьев для полного кадра.

* Техническое примечание: Внутреннее виньетирование состоит из двух подкатегорий: оптическое и природное виньетирование. Первое может быть минимизировано путем закрытия диафрагмы объектива, а второе - не зависит от настроек объектива. Природное виньетирование неизбежно, если нет возможности использовать объектив с более длинным фокусным расстоянием (28 или 35 мм вместо 16 мм, к примеру), или специально разработанных корректирующих фильтров, которые задерживают световой поток от краев к центру изображения (такие фильтры для узкоформатных камер, привычных большинству из нас - большая редкость, в отличие от фотоаппаратов большого формата).

Коррекция виньетирования

Виньетирование обычно исправляется ​​с помощью применения профиля объектива.

В большинстве случаев этого приема достаточно, чтобы полностью убрать эффект.

Если же простого применения профиля объектива не достаточно, либо у вас профиля нет, можно настроить коррекцию виньетирования с помощью слайдера. Обратите внимание! Глубокая коррекция в некоторых случаях может повлиять на повышение «шумности» изображения по краям.

Возможность производить коррекцию виньетирования также есть в самом фотоаппарате. К примеру, у Canon такая функция называется «Коррекция периферийного освещения». Включить ее можно через меню, достаточно поставить галочку в первой вкладке - «коррекция периферийного освещения». Если вы читаете надпись «данные для коррекции доступны», значит ваша оптика распознается фотоаппаратом и все будет тип-топ. Эта функция, как вы наверное поняли, исправляет виньетирование в зависимости от установленного объектива. В случае, если камера не распознает ваш объектив - выскакивает надпись «данные не доступны».

Обратите внимание! Если данных профиля для вашего объектива нет в фотоаппарате, их можно туда загрузить. Для этого вам понадобится EOS Utility, которая обычно идет в комплекте с фотоаппаратом. Также можно утилиту скачать. Потом вы подключаете фотоаппарат к компьютеру посредством стандартного USB-кабеля, запускаете EOS Utility и выбираете опцию «peripheral illumination correction». Вам покажут список из объективов, которые вы сможете выбрать. Просто находите нужные вам объективы, ставите галочки и выходите из программы. После всех этих манипуляций в меню фотоаппарата должна появится надпись «данные для коррекции доступны». Если для вас это сопряжено с трудностями - воспользуйтесь коррекцией виньетирования вручную, через утилиту Lens Correction.

В фотоаппаратах Nikon pаходите в меню и находите функцию «vignette control». Подключить, как видите, не сложно, только вот работает коррекция здесь не достаточно хорошо, зато - универсальная. И еще один не приятный момент для владельцев бюджетных зеркалок - такая функция есть только в камерах высокого уровня, типа D700, D3 и им подобным, в отличие от Canon, где «коррекция периферийного освещения» есть во всех новых камерах, начиная от Canon 450D.

Кстати, если вам интересно, за счет чего происходит коррекция виньетирования в фотоаппарате, расскажу. Это дополнительное усиление сигнала по краям светочувствительной матрицы, может повлечь за собой незначительное повышение уровня шумов. Когда его нужно включать и нужно ли вообще - решать вам. Обычно задействовать такую функцию при съемке широкоугольным объективом бывает скорее полезно.

Да, есть и положительная сторона у эффекта виньетирования - незначительный его эффект, наряду с другими приемами (использование контрастных переходов, световых акцентов и т.п.) дополнительно концентрирует внимание зрителя на модели, в особенности, если человек находится в центре кадра. На портретных снимках многие фотографы любят вручную добавить этот эффект, подбирая на свое усмотрение лучшую плотность, градацию и площадь затемнения.

В третьей части материала я познакомлю вас с дисторсией, ее разновидностями и способами борьбы с ней.

Юрий Кривенко , специально для funPhoto.ua