Восстановление или защита нарушенных прав. Восстановление нарушенных прав и правовая определенность

Участники образовательного процесса и их права

Всякое право человека, прямо или косвенно, сводится к

обеспечению за ним возможности исполнять его обязанности.

(С. Франк)

В Федеральном законе от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» сказано (статья 1): «Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (далее - отношения в сфере образования).

Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;

Участники образовательных отношений - обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность».

Права и обязанности участников образовательного процесса на сегодняшний день сформулированы достаточно четко и широко известны (приложение 1)

2. Правовое воспитание .

Главным же направлением работы социального педагога и воспитательной службы школы считаю профилактическую работу. «Правовая культура – это, прежде всего, профилактика многих "болезней" общества ». Зачем надо изучать права человека? Чем больше людей будут знать о правах человека и стараться жить по принципам, которые содержат в себе эти права, тем больше вероятности, что права человека и правда будут соблюдаться всеми людьми во всём мире!

Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников рассматриваю как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их требовани ю , активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.

Цель правового воспитания в нашей школе: формирование правового сознания, правовой культуры учащихся школы и их родителей, формирование активной жизненной позиции подростков.

В школе много времени уделяю информированности участников образовательного процесса. У голок правовых знаний оборудован в школе для правового просвещения учащихся, родителей и законных представителей несовершеннолетних, сотрудников образовательного учреждения. Цель уголка правовых знаний – разъяснение законодательства по вопросам: защиты прав и свобод несовершеннолетних, их законных представителей, педагогов и других участников образовательного процесса; социально-правовой защищенности; развитию правового сознания; раскрытию содержания прав и обязанностей участников образовательного процесса, преодоление правового нигилизма. Экспозиция уголка правовых знаний периодически обновляется.

Размещена справочная информация об органах государственной власти всех уровней, органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних муниципального образования, информация о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Пушкинском районе Санкт-Петербурга.

На стендах представлена информация по предупреждению правонарушений и преступлений в отношении несовершеннолетних, по выявлению фактов насилия и жестокости в отношении детей, методических материалов по данной тематике, а также зрительно ярко воспринимаемой информации о телефонах справочных служб, правоохранительных органов, служб доверия.

Основные направления системы правового воспитания в школе:

    Осуществление правового образования учащихся;

    Правовое воспитание родительской общественности;

    Формирование безопасного поведения;

    Школьное самоуправление учащихся;

    Работа Совета по профилактике правонарушений и индивидуальная работа с учащимися, состоящими на внутришкольном контроле.

Правовое образование учащихся Практика работы в нашей школе показала, что наиболее эффективными являются мероприятия, в которых сочетается познавательная деятельность и активное участие самих учащихся. Предпочтение отдается таким формам и методам работы, которые стимулируют творческую активность учащихся, развивают самостоятельность и инициативность, аналитические и исследовательские навыки.

Правовой всеобуч осуществляется под руководством заместителя директора школы по воспитательной работе. Тематика правового всеобуча определяется и составляется заместителем директора школы по воспитательной работе, социальным педагогом, школьным инспектором по делам несовершеннолетних по наиболее актуальным вопросам. Ежегодно в школе проводятся викторина по праву в начальных классах, Старшеклассники принимают участие в конкурсе работ по праву «права человека глазами ребенка».

Люблю общаться с детьми и прихожу на беседы, р азъясняю права, обязанности и степень ответственности всех участников образовательного процесса через тематические ча сы. На классных собраниях рассказываю о Конвенции ООН о правах ребенка (приложение 3), о правах учащихся.

Совместно с классными руководителями проводятся классные часы, на которых используются разнообразные формы работы : как деловая игра « Мои права в семье», практикум, устный журнал «Изучаем Закон «О правах ребенка РФ», «Изучаем «Конвенцию о правах ребенка», видеоуроки «Символы России», уроки Медиабезопасности, уроки Конституции, викторины «Профилактика безопасного поведения на дорогах», театрализованная игра, круглый стол « Что я должен знать о своих правах?», игра-путешествие в страну: «Конституция РФ», дискуссионный час «Общественная безопасность. Терроризм – угроза обществу» (приложение 19) , «Эксплуатация детского труда. Защита прав детей», решение ситуативных задач, правовой дилижанс, правовой турнир « Я живу в правовом государстве», правовая игра «Сказка-ложь, да…» (приложение 14), организация и проведение ученических конференций по теме «Право и закон» и другие творческие формы.

Ежегодно в январе проходит Неделя правовых знаний. В эти дни занятия по правовому всеобучу с приглашением специалистов позволяют нашим учащимся иметь знания о правовых нормах общества:

    сотрудниками правоохранительных органов проведены профилактические беседы с учащимися 5-9 классов на правовую тематику (приложение 9);

    с беседами для учащихся 8-9 классов в рамках правового всеобуча выступала сотрудник КДН и ЗП Дмитровского района Зайцева Г.Н (приложение 20).

    интересной и увлекательной стала беседа с сотрудниками ГО ЧС (приложение 9а)

    просмотр видеофильмов, позволяющих сформировать у учащихся умение различать хорошие и плохие поступки и иметь чувство ответственности за нравственно-ценный выбор средств достижения цели.

    Выставка литературы "Твои права и обязанности", "Права человека - права ребенка" знакомит учащихся в период недели права с документами, литературой и лучшими публикациями в СМИ по правовой тематике.

Данные мероприятия имеют большое воспитательное значение по правовому воспитанию.

В школе создана также система работы с родителями по их правовому образованию. Повышение уровня правовых знаний родителей ориентировано на обеспечение защиты прав ребенка и обеспечение его безопасности. Профилактическая работа среди родителей позволяет оказывать им помощь в воспитании детей с отношениями в поведении.

В век всеобщей компьютерной грамотности родители все чаще информацию ищут в Интернете. На сайте школы размещена информация о правах и обязанностях участников образовательного процесса (приложение 1).

В работе с родителями важное место отводится просветительскому направлению - это проведение бесед, дискуссий, лекториев, разработка памяток, приглашение на тематические заседания Совета по профилактике правонарушений, проведение правового всеобуча для родителей, проведение тематических родительских собраний (приложение 22);, приглашение специалистов (в этом году на общешкольные родительские собрания были приглашены специалисты: инспектор ОДН, нарколог, детский врач – педиатр). Коррекционная работа с родителями включает семейное консультирование, то есть оказание помощи семье в конфликтных ситуациях.

Родительские собрания являются важной составляющей взаимодействия семьи и школы. В школе разработана тематика лекций с родителями. (приложение 5). Во время выступления на родительском собрании освещала темы: «Права участников образовательного процесса», «Наказывая, подумайте, зачем?» (приложения 6,7). На родительских собраниях раздавались буклеты «Правила безопасности» (приложение 8).

В федеральном законе об образовании отмечается, что условия обучения должны быть безопасными. Профилактическая работа направлена на формирование ценностей ЗОЖ, призвана помогать учащимся в определении жизненных целей и формировании чувства ответственности за нравственно-ценный выбор средств ее достижения. В школе традиционными стали Дни Здоровья. Систематически проходят медосмотры. Регулярно проходят эвакуации учащихся (приложение 9), беседы с представителями ГО ЧС, инспекторами ГИБДД и ОДН, заместителем директора школы по безопасности, уполномоченным по правам ребенка (приложение 9а). В школе для обеспечения дополнительной безопасности детей в добавление к тревожной кнопке и пожарной сигнализации, в текущем учебном году появилась система видеонаблюдения, которая уже несколько раз помогла в разрешении конфликтных ситуаций.

Однако, несмотря на беспрецедентный прорыв в развитии информационного права в России, состояние защищенности детей от деструктивного информационного воздействия во всех сферах их жизнедеятельности, даже в семье и в школе, остается неудовлетворительным. В школе проводятся уроки Медиабезопасности. (Приложение 10).

В план учебно-воспитательной работы нашей школы внесены направления, связанные с повышением уровня правовой культуры и грамотности, воспитанием толерантности у всех участников образовательного процесса. Правовая работа с учащимися проводится систематически. Ежегодно проводятся следующие мероприятия:

«Посвящение 1-классников в пешеходы» (Приложение 11)

«Меняем сигарету на конфету» акция (Приложение 12)

«Уроки Конституции» (Приложение 13)

«Сказка – ложь, да в ней намек…» (игра по правам человека) (приложение14)

«Урок успеха» (приложение 15)

День защиты детей (приложение 16)

День самоуправления (приложение 17).

Следующая форма работы с учащимися – это работа Совета по профилактике правонарушений. Уже с начала этого учебного года на Совете по профилактике правонарушений было рассмотрено 8 персональных дел учащихся, при работе Совета регулярно ознакомляются учащиеся и их родители с законодательством РФ и уставом школы (приложение 18).

К профилактической работе со школьниками относятся обучающие тренинги активной психологической защиты учащихся группы «риска», неуспевающих и состоящих на других видах учета,

Организация и проведение совместно с психологической службой, органом ученического самоуправления социологического опроса среди учащихся с целью выявления положения дел в аспекте прав человека, мо ниторинга по выполнению санитарно-гигиенических требований к орга низации учебного процесса помогает ск орректировать работу, проводимую с детьми и родителями (приложение 20).

Работа с преподавательским составом включает прежде всего работу педагогического Совета, проведение правового всеобуча, заседания МО классных руководителей, проведение обучающих семинаров, тренингов, а так же пополнение методической копилки каждого классного руководителя материалами по правовому воспитанию. В которой собран материал по правовому воспитанию, согласно возрастным группам учащихся. Необходимо отметить и роль самообразования в данном направлении, так как правовая культура является неотъемлемой составляющей не просто учителя, а педагога новой формации.

В.С.Власов

Как известно, правовое обучение в общеобразовательных и профессиональных учебных заведенях началось в Ярославской области экспериментально в 1973 году, повсеместно – в 1975-м. Программа была единой, позаимствованной из сети партийного политического просвещения и творчески переработанной, адаптированной к условиям школы. По сути, был лишь упрощён язык изложения материала. Методика – от общего к частному – оставалось неизменной. Сначала в 8 классе, затем в силу школьной реформы (продлившей среднее образование) в 9 классе преподавались “Основы советского государства и права”. Этому предмету практически ничего не предшествовало и ничто его не подкрепляло в выпускных классах. Можно лишь отметить очень слабую связь его с просуществовавшим некоторое время предметом для старшеклассников “Этика и психология семейных отношений.”

До введения в рабочие программы педвузов преподавания основ государства и права, методика которого, естественно, дублировала школьную, учителя получали методическое обеспечение в Институте усовершенствования учителей при Ярославском облоно, где активно сотрудничали преподаватели юридического факультета ЯрГУ и работники правоохранительных органов. Значительную поддержку юридическому просвещению в учебных заведениях оказывал научно-методический Совет по правовому воспитанию при правлении областной организации общества “Знание”. Именно он внедрял и контролировал разнообразие форм юридического просвещения молодёжи: кинолектории, читательские конференции, диспуты, вечера вопросов и ответов, школы молодожёнов и молодой семьи. На молодое поколение были рассчитаны отдельные передачи телевизионной программы “Закон, коллектив, личность”, постоянная рубрика “Юридическая азбука” в областной молодёжной газете “Юность”. Наконец, не одному выпускнику юридических вузов первую путёвку в профессию дал Университет старшеклассников при Ярославском городском Дворце пионеров и школьников.

Не лишним будет напомнить, что вся эта многогранная работа была в поле зрения партийных, комсомольских и советских органов.

Распад сложившейся системы правового просвещения, включая преподавание в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях, произошёл естественным образом, вслед за событиями 1991 года, хотя предпосылки его уже были созданы происшедшими в 1989-1990 г.г. изменениями в экономической и политической сферах жизни российского общества. Речь идёт о возвращении и легализации формы частной собственности, о провозглашении, а затем и активном утверждении политического плюрализма с его кульминационным моментом отказа КПСС от руководящей и направляющей роли, роли ядра политической системы. Последнее означало отказ от контроля средств и методов правового воспитания населения. В какой-то момент пробила себе дорогу и идея “свободы преподавания”.

Собственно, и до узаконения этой “свободы” преподаватели курса “Основы Советского государства и права” в российских учебных заведениях были поставлены в неудобное положение, хотя до “десоветизации” России было ещё далеко. Дело в том, что указанные выше изменения кардинально противоречили основополагающим частям курса, раскрывавшим правовые институты на базе устаревающего, но ещё действовавшего союзного законодательства. К тому же, в большинстве своём не имея юридического образования, преподаватели столкнулись с коллизиями и проблемами в законотворчестве, конъюнктурой в правоприменительной практике, а в некоторых случаях и с прямым игнорированием законов в экономической и политической сферах.

Разумеется, “срабатывали” и личные политические пристрастия преподавателей. Ни возраст, ни пребывание некоторых из них в КПСС существенной роли здесь не сыграли. Правовое воспитание объективно зашло в тупик. Не могли преподаватели в то время, естественно, рассчитывать и на указания сверху, и на методическое обеспечение. Растеряны были и сотрудники органов образования, строившие эту работу по накатанным рельсам, которые вдруг потеряли устойчивость. Резко свернуло свою деятельность общество “Знание”, лекторы-юристы которого стали нужны лишь одним кооператорам, затем предпринимателям с их специфическими запросами. Всплеск интереса к некоторым положениям гражданского и хозяйственного законодательства, инициируемый разгосударствлением и приватизацией, общей тенденции угасания только что народившегося юридического всеобуча не изменил.

В 1992 году в общеобразовательных школах России началось непонятное: учителям было объявлено: “Преподавайте основы права, как сочтёте нужным, интересным и...возможным”. Последнее и сыграло основную роль – учитель есть учитель, он без методического обеспечения, даже если ему и есть что сказать своё, не может длительное время вести предмет. На определённый период преподавание основ государства и права было вообще прекращено в большинстве учебных заведений. Затем вопросы права стали вкрапливаться в такие дисциплины, как “Человек и общество”, “Основы цивлизации” и т.п. Юридические же вузы именно в этот период по нелепому совпадению ввели у себя вступительный экзамен, который, проанализировав и объединив существующие названия, можно было бы именовать: “Основы юридических знаний”, ибо ничего другого от вчерашнего выпускника школы ждать было нельзя. Более-менее систематизированное представление о юриспруденции он мог получить лишь на подготовительных курсах и из редких в то время учебных пособий, которые писались уже с учётом нового законодательства.

Справедливости ради следует отметить, что законодательный орган Российской Федерации – её Верховный Совет – в июле 1992 года проявил озабоченность положением дел с правовым обучением и немедленно принял постановление о введении во всех средних учебных заведениях предмета “Основы налогового законодательства”. Практически это не было реализовано, да и сам Верховный Совет через год был неконституционным образом распущен при известных обстоятельствах обострения противостояния двух ветвей власти. Представляется, что в любом случае указанный предмет не смог бы прижиться в школе в силу методической необеспеченности и кадровой проблемы: в дебрях налогового законодательства не только историкам, но юристам не дано каждому разобраться, тем более – популярно объяснить ученикам.

Затем “наверху” возникло предложение, интересное по своей сути и, по-моему, перспективное – изучать в школах “всенародно принятую” Конституцию РФ 1993 года. К сожалению, и здесь не последовало практических шагов. Дело в том, что тексты конституций в каждом государстве, где они приняты, пишутся более доступным для массового читателя языком, нежели тексты законов и иных нормативных актов, содержащих труднодоступные населению юридические фразы и термины. Конституции, вообще, не нормативный акт в чистом виде, а политико-правовой документ, отсюда и известная его декларативность, непозволительная для обычного закона. Представляется, что преподаватели, имеющие в большинстве своём базовое историческое образование, могли бы не только легче комментировать соответствующие статьи конституций (именно конституций, ибо в нашей стране она уже пятая по счёту), но и сравнивать их, опираясь на знание исторического материала жизни Отечества. Методически возможно было бы даже не разрывать по времени преподавание истории и изучение текста Конституции РФ, если действительно не замыкаться на анализе положений только действующего Основного Закона.

Во всяком случае, не стоит хоронить эту идею. Вполне возможно уже сейчас поработать над изданием учебного пособия типа “рабочей тетради”, где и дать популярно изложенный и иллюстрированный комментарий Конституции РФ для занятий по основам права.

В настоящее время разработано несколько концепций “гражданского образования”. Под ним авторами (это, прежде всего, Я.Соколов, А.Никитин, Н.Элиасберг) понимается совокупность взаимосвязанных и априорно последовательных “модулей” по различным обществоведческим дисциплинам, включая сведения о государстве и праве, рассчитанных на определённый учебный период. При этом предлагается начать преподавание уже в начальной школе, памятуя, очевидно, о том, что гражданином человек становится уже с момента рождения. Учебники под общим названием “Граждановедение” вошли в федеральный комплект. Такое же название носит специальное приложение к “Учительской газете”, выпускаемое еженедельно с января 1997 года, где помещаются материалы в помощь преподавателям обществоведческих дисциплин, в том числе и по основам права, аккумулируется опыт практических занятий рядовых учителей и их подходы к методике.

Разнообразие предложений, подходов и концепций преподавания основ права в последнее время обусловлено и тем, что издательство “Просвещение” утратило монополию на выпуск учебной литературы для школьников. Возрастает инициатива и самостоятельность провинциальных авторов и творческих коллективов.

В целом можно только приветствовать предлагаемые концепции введения в общеобразовательных школах курса “Граждановедение” как воплощение объёмной и систематизированной гуманизации основного общего и среднего образования. Что касается юридических знаний, и это должно быть понято, прежде всего, юристами, право и не может преподноситься школьникам в отрыве от иных обществоведческих дисциплин. Автор убедился в этом, руководя четыре учебных года занятиями КЮП – классов юридической подготовки, созданных в своё время на базе средней школы № 84 г.Ярославля, где право чередовалось с логикой, психологией, политологией, основами философии, экономикой, историей мировой культуры и риторикой. Эти предметы, правда, вели не школьные учителя, а преподаватели ярославских вузов, вплоть до доктора философских наук. Но... не боги же горшки обжигают! Кстати, в КЮП недоставало основного – преподавания этики. Вопросы нравственности, конечно, вписывались в материалы занятий по основам права, но этого было крайне мало.

Принцип обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты гражданских прав в целом характеризует правоохранительную функцию (задачу) гражданско-правового регулирования. В соответствии с ним участникам гражданских правоотношений предоставляются широкие возможности защиты своих прав и интересов: они могут прибегнуть как к их судебной защите, так и к самозащите, а также к применению некоторых других мер, оказывающих неблагоприятное имущественное воздействие на неисправных контрагентов. Гражданское право содержит большой инструментарий правоохранительных средств, позволяющих его субъектам эффективно охранять любые свои права и законные интересы (ст. ст.11 - 15 ГК РФ).

Большинство указанных средств имеет имущественную природу, соответствующую характеру преобладающих в предмете регулирования отношений. Их применение обычно направлено на восстановление нарушенных прав и (или) имущественную компенсацию потерпевшим. Независимая от влияния участников судебная защита гражданских прав и ограничение (исключительность) их административно-правовой защиты (п.2 ст.11 ГК РФ) обусловлены спецификой частного права.

Принцип обеспечения восстановления нарушенных прав и их судебной защиты соединяет в себе два начала: материально-правовой - обеспечение восстановления нарушенных гражданских прав и гражданско-процессуальный - судебную защиту нарушенных прав.

Восстановление нарушенных гражданских прав продолжает оставаться одной из основных задач гражданского права в условиях рыночной экономики в России. Оно применяется тогда и постольку, когда и поскольку природа объекта гражданского правоотношения допускает исполнение в натуре, а кредитор не отказывается от принятия исполнения (ст.396, 398 ГК РФ). При этом не исключается исполнение обязательства за счет должника третьими лицами (ст.397 ГК РФ). Восстановление нарушенных субъективных прав граждан, юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований обеспечивается также применением мер гражданско-правовой ответственности, получившей в новом гражданском законодательстве дальнейшее развитие, особенно в сфере предпринимательской деятельности (п.3 ст.401 ГК РФ). Мозолин В. П, Масляев А.И. Указ. соч. - С. 38-39.

Право на судебную защиту - общегражданское, конституционное. Исходя из его всеобъемлющего характера, а также из особого значения именно судебной формы, в ГК РФ, ст.11 предусмотрено:

судебной защите подлежат права, нарушенные или хотя и ненарушенные, но оспоренные (например, два лица оспаривают одно и то же имущественное право на определенный правоохраняемый объект - право собственности на квартиру, право на изобретение, право на использование объекта исключительного права и т.п.);

в ГК РФ нет перечня дел, рассматриваемых судом. Действует общий принцип, согласно которому, как правило, споры о праве гражданском рассматриваются судом (подведомственны суду; общий принцип иначе можно назвать генеральным правилом).

Защита гражданских прав осуществляется не только в судебном, но и в административном порядке. В отличие от предыдущего, общего принципа, здесь подход противоположный: защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Если законом не установлено, что допускается защита гражданского права определенного вида в административном порядке, значит путь административно-правовой защиты закрыт;

гражданские дела рассматриваются судом:

  • а) в порядке искового производства (многочисленные и разнообразные споры о праве, по которым суд принимает решение о признании права субъекта, восстанавливает нарушенное право, признает сделку недействительной, присуждает к исполнению обязанности в натуре, кроме того, суд может принять решение: о взыскании неустойки, возмещении убытков, компенсации морального вреда, изменении правоотношения, прекращении правоотношения и др. согласно ст.12 ГК РФ, содержащей достаточное количество способов защиты гражданских прав);
  • б) суд проверяет законность решений других органов - государственных органов и органов местного самоуправления и вправе в соответствии со ст.13 ГК признать недействительным акт государственного органа или органа местного самоуправления. Суд указывает в своем решении, в чем состоит незаконность акта, нарушение прав или интересов гражданина или юридического лица. Это может быть индивидуально правовой или нормативный акт. Признание судом акта недействительным является основанием для восстановления права, защиты его другим способом согласно ст.12 ГК РФ. Сергеев А.П., Толстой Ю.К. Указ. соч.С. 42.

Это естественный и нормальный путь для защиты нарушенного права, и он назван в статье 12 ГК РФ самым первым. Восстановление права достигается различными правовыми средствами: признанием нарушенного права, восстановлением положения, существовавшего до нарушения права, признанием оспоримой сделки недействительной, признанием недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, присуждением к исполнению обязанности в натуре, прекращением или изменением правоотношения.

Признание права как способ защиты возможно в отношении многих нарушаемых гражданских прав и часто используется на практике, особенно гражданами. Примерами являются судебные иски о признании права собственности на домостроение при его приобретении и наследовании, иски граждан о признании их авторства и об опровержении порочащих их честь, достоинство или деловую репутацию сведений, иски юридических лиц о защите их деловой репутации (пп. 1 и 7 статьи 152 ГК РФ). В случае невыполнения вынесенного решения об опровержении неправильных сведений на нарушителя может налагаться штраф.

Восстановление нарушенного права и присуждение к исполнению обязанности в натуре теоретически должны давать потерпевшему естественную и наиболее полную правовую защиту, однако практическая реализация таких мер нередко вообще невозможна или вызывает трудности. Заменить погибшую индивидуально-определенную, а тем более уникальную вещь невозможно, как и восстановить серьезные повреждения здоровья человека. В этих случаях должна применяться денежная компенсация.

Что касается требований об исполнении обязательства в натуре, которые часто заявляются при нарушении договоров купли-продажи, то следует учитывать, что новое гражданское законодательство ограничивает сферу действия принципа реального исполнения договора только случаями ненадлежащего исполнения и по общему правилу не распространяет его на случаи полного неисполнения обязательства (пп. 1 и 2 статьи 396 ГК РФ). Кроме того, судебная практика придерживается той линии, что при вынесении решения о понуждении к исполнению обязанности в натуре суд должен выяснить возможность реального исполнения и определить порядок, механизм и сроки исполнения обязательства в натуре. Это ограничивает сферу практического использования требований, направленных на восстановление первоначального положения.

Требования о признании недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления основываются на положениях ч. 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации, согласно которым решения и действия (или бездействие) таких органов, а также общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Действует также Закон РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», который допускает судебное обжалование любых действий (бездействия) государственных и муниципальных органов, нарушающих права и свободы граждан.

Эти принципиальные конституционные положения сформулированы в ст. 13 ГК РФ более полно и конкретно с указанием правовых последствий признания решений названных органов недействительными. В этих случаях нарушенное право подлежит восстановлению и защите в соответствии с теми способами, которые предусмотрены в ст. 12 ГК РФ. В частности, Российская Федерация, ее соответствующий субъект или муниципальное образование обязаны возмещать убытки, причиненные неправомерными решениями их органов (ст. 16 ГК РФ).

В названных статьях Гражданского кодекса РФ отсутствует указание о допустимости обжалования в суд решений общественных организаций, а также органов управления хозяйственных обществ и товариществ (общих собраний членов, совета директоров, генерального директора и др.). Судебная практика идет по пути применения в этих случаях общих норм ГК о допустимости обращения в суд.

Для обжалования в суд актов государственных органов и общественных организаций установлены определенные сроки. Согласно ст. 256 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Аналогичный срок предусмотрен п. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, причем он может быть восстановлен судом при уважительности причин его пропуска.6