ВС РФ: информировать о трудовых договорах с белорусами не надо. Уведомлять мвд о заключении трудового договора с гражданином белоруссии не нужно Правила приема на работу граждан беларуси

Трудоустройство иностранных работников имеет существенные различия от трудоустройства российских граждан РФ. Однако для граждан Республики Беларусь действует упрощенный порядок. Какие основные документы при приеме на работу необходимо оформить при приеме на работу этих категорий работников?

Документом, регулирующим правовые отношения с иностранцами, находящимися на территории РФ, является Федеральный закон от 25.07.2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» (далее по тексту – Закон №115-ФЗ). При применении Закона №115-ФЗ следует учитывать, что нормы международных соглашений имеют приоритет над национальным законодательством во всех аспектах правовых отношений с иностранцами.

А в отношении граждан - членов ЕАЭС Договором о ЕАЭС был установлен льготный режим трудовой деятельности. Это означает, что порядок трудоустройства иностранцев, предусмотренный в Законе №115-ФЗ, не распространяется на граждан из Республики Беларусь. И в этой ситуации нужно руководствоваться порядком, установленным в Решении Высшего Совета Сообщества Беларуси и РФ от 22.06.1996 г. №4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий» (далее по тексту - Решение).

Для граждан Республики Беларусь не нужно оформлять специальное разрешение на работу (п. 1 ст. 97 Договора о ЕАЭС).

Какие документы должна запросить кадровая служба при приеме на работу белоруса?

Для оформления трудовых отношений с гражданином из Республики Беларусь работодателю необходимо запросить:

Паспорт;

Трудовую книжку;

Страховое свидетельство;

Документ об образовании.

Перечень документов тот же, что и при трудоустройстве российского работника (ст.65 ТК РФ).

Никаких дополнительных процедур признания документов об образовании не требуется

Документы об ученых степенях и ученых званиях, выданные уполномоченными органами Республики Беларусь, также признаются в соответствии с законодательством РФ.

Из общего правила есть исключения. Для отдельных специальностей необходима процедура признания документов об образовании. Например, для юристов, педагогов, медиков, фармацевтов (Административный регламент, утв. Приказом Минобрнауки РФ от 24.12.2013 г. №1391).

Временно пребывающие в РФ граждане из стран ЕАЭС должны представлять при трудоустройстве полис ДМС (письмо Минтруда РФ от 17.12.2015 г. №16-4/В-823). Но из этого правила есть исключения. Например, если российский работодатель самостоятельно заключает договор с медицинской организацией о предоставлении платных медицинских услуг работникам из стран ЕАЭС.

Важно!

При трудоустройстве на территории РФ граждан из Армении, Казахстана, Киргизии, необходимо наличие полиса ДМС либо заключенного договора о предоставлении платных медицинских услуг. Такое требование не распространяется на белорусских работников, поскольку такие работники трудоустраиваются на тех же правилах, что и российские работники (Договор «О создании Союзного Государства» от 08.12.1999 г., Договор о равных правах от 25.12.1998 г.).

Как и с российскими гражданами оформление приема на работу с белорусами сопровождается заключением трудового договора, подтверждающего факт трудовых отношений.

Расчет трудового стажа граждан Республики Беларусь осуществляется в соответствии с законодательством государства трудоустройства (п.2 Решения).

Срок временного пребывания (проживания) работника из Республики Беларусь и членов семьи на территории РФ определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного с работодателем или заказчиком работ, услуг (п.5 ст.97 Договора о ЕАЭС).

Граждане Республики Беларусь, прибывшие в целях осуществления трудовой деятельности или трудоустройства на территорию РФ, и члены семей освобождаются от обязанности регистрации (постановки на учет) в течение 30 суток с даты въезда. То есть им не нужно в течение 30 суток вставать на миграционный учет. При пребывании граждан Республики Беларусь свыше 30 суток с даты въезда, они обязаны зарегистрироваться (встать на учет) либо это сделает принимающая сторона (работодатель либо заказчик услуг).

В соответствии со ст.23 Закона №115-ФЗ регистрация иностранных граждан осуществляется при предъявлении миграционной карты, имеющей отметку органа пограничного контроля о въезде в РФ, и документа, удостоверяющего личность.

Важно!

Миграционные карты гражданам Республики Беларусь, прибывающим на территорию РФ, не выдаются.Документом, подтверждающим дату въезда гражданина Республики Беларусь в РФ, может служить проездной документ.

Поскольку у России с Республикой Беларусь нет границ, то миграционные карты работники Республики Беларусь не заполняют (письмо Управления организации визовой и регистрационной работы от 21.01.2005 г. №МС-2/559).

При этом работодатель обязан уведомлять миграционную службу о заключении или расторжении трудовых договоров с работниками из Республики Беларусь (п. 8 ст. 13 Закона №115-ФЗ). Уведомление направляется в территориальное отделение ФМС России в течение трех рабочих дней с даты заключения или расторжения договора с белорусским работником (п. 8 ст. 13 Закона №115-ФЗ).

Все виды пособий и выплат гражданам Республики Беларусь, работающим на территории РФ, в случаях временной нетрудоспособности, беременности и родов, рождения ребенка, отпуска по уходу за ребенком и в других случаях предоставляются в соответствии с законодательством государства трудоустройства (п.3 Решения, п.3 ст.98 Договора о ЕАЭС). Таким образом, с 1 января 2015 г. белорусские граждане, работающие в российских компаниях, наряду с российскими гражданами имеют право на получение всех видов пособий (письмо Минтруда РФ от 13.03.2015 г. №17-3/ООГ-268).

Возникла такая ситуация мы можем взять на работу водителя(гражданина Республики Беларусь) при этом не имея транспорта? Транспорт будет нанят у сторонней организации. Как правильно оформить прием такого сотрудника и какой договор при этом будет с ним заключен. Его зарплата будет зависить от выполненных рейсов.

Да, Вы вправе взять водителя – гражданина Республики Беларусь, при отсутствии транспортного средства на балансе организации. Никаких ограничений законодательство РФ не содержит по данному вопросу.

При приеме на работу организация может заключить с водителем гражданско-правовой договор на оказание услуг, либо трудовой договор.

Чтобы устроиться на работу в России по трудовому договору, водитель не должен получать патент. А работодатель не обязан оформлять для такого сотрудника приглашение на въезд. Водитель должен лишь представить работодателю общий набор документов, предусмотренный ТК РФ:

Паспорт;

Трудовая книжка. Если ее завели еще в СССР, то нужно продолжать ее заполнять. Если трудовая книжка выдана в иностранном государстве и ведется на иностранном языке, то нужно оформить документ российского образца. При этом записи о трудовом стаже сотрудника на территории иностранного государства в него переносить не нужно;

Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (СНИЛС), конечно, если он уже был получен на другой работе. А если нет, то получите его для сотрудника;

Документы воинского учета;

Водительское удостоверение.

Также при заключении трудового договора такие граждане должны предъявить действующий на территории РФ договор (полис) ДМС. Полис ДМС не нужен, если работодатель заключает с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг сотруднику-иностранцу. Срок действия полиса добровольного медицинского страхования, который иностранец представляет при приеме на работу, должен быть не менее срока трудового договора. Если срок действия страхового полиса меньше, чем период трудового договора, полис ДМС придется продлить – иначе принять сотрудника на работу нельзя.

С 1 января 2017 года временно пребывающие граждане государств , которые работают по трудовым договорам, могут оформить полисы обязательного медицинского страхования. Оформляют полисы ОМС они самостоятельно. Чтобы получить полис, иностранец лично или через своего представителя подает в страховую медицинскую организацию или территориальный ФОМС заявление о выборе страховой медицинской организации. Временно пребывающим гражданам государств Евразийского экономического союза полис ОМС выдают сроком действия до конца календарного года, максимум на срок действия трудового договора. Таким образом, если иностранец из ЕАЭС только прибыл в Россию и не имеет полиса ОМС, то для заключения трудового договора ему необходимо полис ДМС либо работодатель должен заключить договор с медорганизацией. После заключения трудового договора иностранец уже сможет получить полис ОМС, предъявив в страховую медорганизацию в том числе трудовой договор. В трудовом договоре нужно указать реквизиты полученного полиса ОМС. Для этого оформите дополнительное соглашение к трудовому договору. Если иностранец из ЕАЭС уже имеет действующий полис обязательного медицинского страхования, то ему не нужно оформлять полис ДМС для заключения трудового договора. Например, такая ситуация возможна, если он ранее работал у другого работодателя по трудовому договору и получил полис ОМС. В таком случае в трудовом договоре с таким иностранцем сразу укажите реквизиты действующего полиса ОМС.

При приеме на работу по гражданско-правовому договору водитель должен также предоставить: паспорт; страховое свидетельство; водительское удостоверение.

Граждане государств Евразийского экономического союза и члены их семей могут не вставать на учет по местопребыванию в течение 90 дней с даты въезда в Россию. По истечении этого срока они обязаны зарегистрироваться в общем порядке.

Но вот уведомить Главное управление МВД по вопросам миграции о приеме на работу и увольнении граждан государств, входящих в , нужно в том же порядке, который установлен для граждан других государств. В этом поблажек нет. Сделать это нужно не позже семи рабочих дней со дня приезда сотрудника-иностранца в место пребывания. К уведомлению приложите копию документа, удостоверяющего его личность (паспорт), и копию его миграционной карты.

До 31 мая 2017 года включительно сотрудники-иностранцы могут управлять транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений. А с 1 июня 2017 года вступает в силу пункт 13 статьи 25 Закона от 10 декабря 1995 № 196-ФЗ. В нем сказано: управлять любыми транспортными средствами может только тот сотрудник-иностранец, у которого есть водительское удостоверение российского образца. Поэтому с этой даты иностранцев без российских прав принимать на работу нельзя. Если с 1 июня 2017 года допустить к работе иностранного водителя без российского водительского удостоверения, то наказание грозит и водителю, и тому, кто отвечает за служебный транспорт. Размер штрафа составляет: для должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, – 50 000 руб.; для водителя – от 5000 до 15 000 руб. Те водители, которые были оформлены до 01.06.17 года, должны к 1 июня получить российские водительские удостоверения. Иначе допускать к работе водителей нельзя, их придется уволить на основании пункта 13 части 1 статьи 83 ТК РФ.

Чтобы получить российские права, иностранец должен сдать экзамен в отделении ГИБДД МВД России в том субъекте РФ, где он постоянно или временно проживает либо временно пребывает. Предварительно от него потребуются следующие документы: заявление; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; медицинское заключение; иностранное национальное водительское удостоверение.

Обоснование

Нины Ковязиной,

1.Как принять на работу иностранца, который прибывает в Россию в безвизовом порядке и имеет статус временно пребывающего

Как принять на работу граждан стран, входящих в ЕАЭС

Если оформляете на работу граждан государств из Евразийского экономического союза , руководствуйтесь следующими документами:

  • Договор о присоединении Республики Армении к Договору о Евразийском экономическом союзе от 10 октября 2014 ;
  • Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 23 декабря 2014 .

Чтобы устроиться на работу в России, граждане этих государств не должны получать патент (п. 1 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 , ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). А работодатель не обязан оформлять для таких будущих сотрудников приглашение на въезд .

Гражданин государств, входящих в Евразийский экономический союз , должен лишь представить работодателю общий набор документов , предусмотренный Трудовым кодексом (п. 4 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014).

Также при заключении трудового договора такие граждане должны предъявить действующий на территории России договор (полис) ДМС . Полис ДМС не нужен, если работодатель заключает с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг сотруднику-иностранцу (ч. 1 ст. 327.3 ТК РФ , ). Срок действия полиса добровольного медицинского страхования, который иностранец представляет при приеме на работу, должен быть не менее срока трудового договора. Если срок действия страхового полиса меньше, чем период трудового договора, полис ДМС придется продлить – иначе принять сотрудника на работу нельзя. Это подтверждает Минтруд России в письмах от 17 декабря 2015 № 16-4/В-823 и от 26 сентября 2016 № 16-4/В-465 .

С 1 января 2017 года временно пребывающие граждане государств Евразийского экономического союза , которые работают по трудовым договорам, могут оформить полисы обязательного медицинского страхования (п. 3 ст. 98 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 , Правил, утвержденных ). Оформляют полисы ОМС они самостоятельно. Чтобы получить полис, иностранец лично или через своего представителя подает в страховую медицинскую организацию или территориальный ФОМС заявление о выборе страховой медицинской организации (). Временно пребывающим гражданам государств Евразийского экономического союза полис ОМС выдают сроком действия до конца календарного года, максимум на срок действия трудового договора (п. 33.1 Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 № 158н).

Таким образом, если иностранец из ЕАЭС только прибыл в Россию и не имеет полиса ОМС, то для заключения трудового договора ему необходимо оформить полис ДМС либо работодатель должен заключить договор с медорганизацией. После заключения трудового договора иностранец уже сможет получить полис ОМС, предъявив в страховую медорганизацию в том числе трудовой договор. В трудовом договоре нужно указать реквизиты полученного полиса ОМС (ч. 1 ст. 327.3 ТК РФ). Для этого оформите дополнительное соглашение к трудовому договору .

Если иностранец из ЕАЭС уже имеет действующий полис обязательного медицинского страхования, то ему не нужно оформлять полис ДМС для заключения трудового договора. Например, такая ситуация возможна, если он ранее работал у другого работодателя по трудовому договору и получил полис ОМС. В таком случае в трудовом договоре с таким иностранцем сразу укажите реквизиты действующего полиса ОМС (ч. 1 ст. 327.3 ТК РФ).

Но вот уведомить Главное управление МВД по вопросам миграции о приеме на работу и увольнении граждан государств, входящих в Евразийский экономический союз , нужно в том же порядке, который установлен для граждан других государств. В этом поблажек нет (письмо отдела УФМС России по г. Москве в ВАО от 8 июня 2015 № МС-9/21-4586н).

Ивана Шкловца , заместителя руководителя Федеральной службы по труду и занятости

2.Как оформить прием сотрудника на работу

Какие документы требовать у будущих сотрудников

При приеме на работу будущий сотрудник должен предъявить:

  • паспорт или другой документ удостоверяющий личность. Например, малолетний сотрудник, который не достиг 14 лет, может показать свидетельство о рождении, а гражданин, постоянно проживающий за рубежом, вправе предъявить заграничный паспорт;
  • трудовая книжка. Предоставлять ее не обязаны только совместители или те, кто впервые устраивается на работу, последним вы должны сами выдать трудовую книжку и сделать в ней первые записи ;
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (СНИЛС), конечно, если он уже был получен на другой работе. А если нет, то получите его для сотрудника ;
  • документы воинского учета. Для военнообязанных – военный билет или временное удостоверение вместо него, а для призывников – приписное свидетельство (п. 18 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 № 719);
  • документ об образовании, квалификации или наличии специальных знаний. Он обязателен, если к специалисту, занимающему должность, предъявляются такие требования. Например, фармацевту для работы необходим действующий сертификат специалиста;
  • справка о наличии или отсутствии судимости или уголовного преследования. Этот документ обязателен, только когда допускать осужденных и подозреваемых в преступлениях к работе нельзя. И это прямо установлено законами. Например, такое условие установлено для педагогов (ст. 331 ТК РФ).

Такой обязательный минимум документов, которые соискатель должен представить при приеме на работу, прописан в Трудового кодекса РФ.*

Нины Ковязиной, заместителя директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

3.Можно ли принять на работу водителем иностранного гражданина с иностранным водительским удостоверением

Да, можно. Но только до 1 июня 2017 года. Начиная с этой даты у всех водителей-иностранцев должны быть права российского образца.

До 31 мая 2017 года включительно сотрудники-иностранцы могут управлять транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительскихудостоверений (п. 12 ст. 25 Закона от 10 декабря 1995 № 196-ФЗ).

А с 1 июня 2017 года вступает в силу пункт 13 статьи 25 Закона от 10 декабря 1995 № 196-ФЗ. В нем сказано: управлять любыми транспортными средствами может только тот сотрудник-иностранец, у которого есть водительское удостоверение российского образца. Поэтому с этой даты иностранцев без российских прав принимать на работу нельзя.

Внимание: если с 1 июня 2017 года допустить к работе иностранного водителя без российского водительского удостоверения, то наказание грозит и водителю, и тому, кто отвечает за служебный транспорт.

Размер штрафа составляет:
– для должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, – 50 000 руб.;
– для водителя – от 5000 до 15 000 руб.

Нины Ковязиной, заместителя директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

4.Нужно ли заново оформлять трудовую книжку сотруднику-иностранцу из ближнего зарубежья или продолжать вести ту, которую он предъявил при приеме на работу

Ответ на этот вопрос зависит от того, когда и где выдана трудовая книжка сотруднику-иностранцу. Если ее завели еще в СССР, то нужно продолжать ее заполнять. На территории России действуют трудовые книжки образца 1974 и 2004 годов. Серии трудовых книжек, которые выпускались в России (СССР) в этот период, приведены в таблице .

Если трудовая книжка выдана в иностранном государстве и ведется на иностранном языке, сотруднику-иностранцу нужно оформить документ российского образца. При этом записи о трудовом стаже сотрудника на территории иностранного государства в него переносить не нужно. Аналогичная точка зрения приведена в письме Роструда от 15 июня 2005 № 908-6-1 .*

5.Когда иностранцев нельзя принимать на работу без полиса ДМС

Как работодателю оформить договор оказания медицинских услуг для иностранца

-Допустим, работодатель готов за свой счет оплачивать медицинское обслуживание иностранных работников. С чего начать?

-Работодателю надо обратиться в медицинскую организацию и заключить с ней договор о предоставлении платных услуг иностранцу.

-Набор услуг по договору может быть любым?

-Договор должен обеспечивать оказание работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме (ст. 327.2 ТК РФ).

-В течение какого времени работодателю надо обратиться в медицинскую организацию, чтобы заключить договор?

-Конкретного срока законодательство не предусматривает. Но работать без полиса ДМС или договора об оказании медицинских услуг временно пребывающий иностранец (за исключениями, которые обсуждались выше) не вправе. Поэтому оформить договор надо до того, как начнет действовать трудовой или гражданско-правовой договор с работником.

-На какой срок следует оформить договор об оказании медицинских услуг?

-Законодательством срок не установлен. Но лучше заключить договор на период действия трудового или гражданско-правового договора. И если договор об оказании медицинских услуг истечет раньше, его придется продлить в течение месяца. Иначе трудовой договор прекратит свое действие (п. 8 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ). И работника придется уволить.*

Граждан Белоруссии принимают на работу в упрощенном порядке. Но оформление белорусов все-таки несколько отличается от приема граждан России. Расскажем о 3 отличиях, знание которых убережет от серьезных нарушений.

В статье:

Скачайте документы по теме:

Как составить трудовой договор с белорусом

Сведения о сторонах

Обязательные условия трудового договора

Дополнительные условия трудового договора

Фамилия, имя, отчество гражданина Белоруссии, с которым заключается договор

Место работы

Условие об испытание

Сведения о документах, удостоверяющих личность (паспорт гражданина Белоруссии)

Трудовая функция

Уточнение обязанностей работника

Наименование работодателя

Дата начала работы

Условия, улучшающие положение работника

(на усмотрение работодателя)

ИНН работодателя

Срок трудового договора

Сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями

Условия оплаты труда

Место и дата заключения трудового договора

Режим работы и отдыха

Сведения о документе, разрешающем пребывание в РФ

Таким документом может быть:

  • миграционная карта,
  • патент, либо разрешение на временное проживание, либо вид на жительство.

У граждан Белоруссии из перечисленных документов может быть только ВНЖ. Миграционные карты при въезде они не оформляют, патенты не получают.

Характеристика условий труда на рабочем месте

Гарантии и компенсации за работу с вредными условиями труда

Характер работы

Условие об обязательном социальном страховании

Как правильно указать сведения и условия - в статье: Трудовой договор

Нужно ли в трудовом договоре с белорусом указывать, на каком основании ему будет оказываться медицинская помощь в течение срока действия трудового договора?

На этот вопрос можно встретить самые разные ответы. Но анализ нормативных документов позволяет сделать следующие выводы:

  • Статья 327.2. ТК РФ требует указывать основания оказания медицинской помощи только в договорах с временно пребывающими в РФ иностранцами. Это нужно потому, что временно пребывающие иностранцы не являются застрахованными лицами, поэтому не по российским законам не могут получать пособия по нетрудоспособности и обращаться за врачебной помощью.
  • Пункт 3 статьи 98 Договора о ЕАЭС устанавливает, что социальное обеспечение граждан стран-участниц осуществляется в том же порядке, что и граждан страны трудоустройства. Это значит, что граждане Белоруссии с любым статусом являются застрахованными лицами, и им помощь оказывается на основании полиса ОМС. Этот же вывод следует из новой редакции правил обязательного медицинского страхования в России.

Следовательно, в договоре с гражданином Белоруссии не нужно указывать полис ДМС, поскольку он ему не нужен.

Вопрос-ответ из «Системы Кадры»

Как принять на работу гражданина Белоруссии

Рассказывает Вероника Шатрова, эксперт по трудовому законодательству, издатель и автор Системы Кадры и журнала «Кадровое дело»

Граждан Белоруссии принимайте на работу в упрощенном порядке, поскольку эта страна входит в ЕАЭС. Для работы в России гражданам Белоруссии не нужны…

Особенности приема на работу белорусов в 2019 году

Белоруссия - первая страна, которая после распада СССР попыталась сохранить для своих граждан свободу передвижения и трудоустройства в России. В 1998 году был подписан Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах. Белорусы могут свободно въезжать и выезжать из РФ, передвигаться и выбирать место жительства. Им гарантируются равные с россиянами права на обеспечение медицинской помощью и в вопросах трудовых отношений.

Белорусы не обязаны получать миграционную карту и патент на работу, а их российские работодатели не оформляют для них приглашение на въезд, а также разрешение на привлечение иностранных работников. Граждане этой замечательной страны получают сразу вид на жительство, минуя статус «временно проживающий» (РВП).

Поскольку ни патента, ни РВП у белорусов нет, то они и не привязаны ни к какому субъекту РФ, то есть могут работать в любом регионе России.

3 отличия в процедуре приема на работу белоруса и россиянина

  1. Документы граждан Белоруссии должны иметь нотариально заверенный перевод на русский язык,
  2. Миграционный учет для граждан Белоруссии существует: в течение трех месяцев (90 суток) они вправе не регистрироваться в миграционной службе, но потом обязаны встать на учет по месту проживания или пребывания.
  3. После заключения трудового договора работодатель уведомляет миграционную службу о приеме иностранца на общих основаниях - в течение трех рабочих дней.

Уведомление о приеме на работу белоруса

Пункт 8 статьи 12 Закона № 115-ФЗ обязывает работодателя уведомлять миграционную службу МВД о заключении трудового договора с любым иностранным гражданином. Поскольку граждане Республики Беларусь являются все-таки гражданами другой страны, о приеме белорусов также следует извещать ГУВМ на общих основаниях.

В журнале «Кадровое дело» расскажут, что делать если забыли уведомить МВД о приеме иностранца.

Штрафы

О том, что нужно извещать говорят и сотрудники миграционной службы, выписывая огромные штрафы за неуведомление о приеме иностранцев (часть 3 статьи 18.15. КоАП РФ):

  • должностным лицам - от 35 000 до 50 000 рублей,
  • организациям и ИП - от 400 000 до 800 000 рублей.

Но есть прецедент, когда Верховный Суд РФ отменил штраф организации за неуведомление о приме на работу белоруса (постановление от 30.05.2017 № 78-АД17-19). Суд разъяснил: Решением Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 № 4 установлено, что в отношении граждан Республики Беларусь и их работодателей не применяются положения Федерального закона № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ». Поскольку нормы международного права являются приоритетными, то все установленные для иностранных граждан особенности приема на работу, в том числе положения статьи 13 закона № 115-ФЗ, для белорусов не действуют.

Но чтобы избежать споров с ГУВМ, все-таки мы рекомендуем уведомлять управление по вопросам миграции о приеме и увольнении граждан Белоруссии.

Уведомлять о заключении трудового договора и ставить на миграционный учет точно не нужно, если граждане ЕАЭС, в том числе белорусы, фактически не въезжают в Россию. Это возможно, если заключается договор о дистанционной работе. Это правило установлено статьей 20 Закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете» и разъяснено в письме МВД от 25.11.2016 № 20/16199.

Что делать, если вы приняли на работу гражданина Белоруссии и не уведомили об этом миграционные органы? Ещё два месяца назад перспектива получить постановление об административном правонарушении была чрезвычайно высока. Изменилось ли что-то в российском миграционном законодательстве за эти два месяца? Изменения, безусловно, были, но они не коснулись регулирования трудовых отношений с гражданами Белоруссии. Так что же произошло?

Вернёмся немного назад. Существенные изменения в миграционном законодательстве, касающиеся процедуры привлечения на работу иностранных граждан, произошли в начале 2015 года. До 31 декабря 2014 года действовала норма, по которой работодатель обязан был уведомлять о приеме на работу только тех иностранных граждан, кому требовалось для осуществления трудовой деятельности разрешение на работу.

Работодатели или заказчики работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.

Гражданам Белоруссии для работы в России никогда не требовалось разрешение на работу, поэтому уведомлять органы миграции о заключении с ними трудовых договоров было не нужно.

Если между вашей организацией и гражданином Белоруссии заключен трудовой договор датой ранее 31 декабря 2014 года - вам не о чем беспокоиться. Действующие на тот момент законодательные нормы не имели двойной трактовки - уведомление о заключении трудового договора не требовалось!

Однако с 01 января 2015 г. вступила в силу новая редакция Федерального закона 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», и текст указанной нормы стал выглядеть иначе:

Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Новая редакция уже подразумевала под собой уведомление миграционных органов о заключении трудовых договоров со всеми без исключения иностранными гражданами, в том числе и с такими категориями, с которыми ранее уведомление не требовалось: имеющими РВП, ВНЖ, статус беженца и т.д. Граждане Белоруссии, по мнению ещё существовавшей тогда ФМС, тоже лишились привилегии.

Тем не менее, позиция юристов legallabor по этому вопросу разошлась с мнением ФМС. Мы считаем, что ни до, ни после вступления в силу новой редакции 115-ФЗ уведомлять о заключении трудового договора с гражданами Белоруссии было не нужно. Дело в том, что между Россией и Белоруссией существует множество международных соглашений, юридическая сила которых выше внутринациональных норм. В одном из этих соглашений присутствует безапелляционная формулировка:

«Установить, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется»

Уведомление о заключении трудового договора есть не что иное, как составной элемент такого порядка.

Мы направили в ФМС запрос с просьбой прокомментировать противоречие международной и национальной норм, убедительно изложив свою позицию с опорой не международные нормы закона, не скроем, с целью оказать влияние на формирование правильного понимания ФМС по этой проблематике и уберечь чиновников от ошибочного применения законодательства.

Руководителю ФМС России

Ромодановскому К.О.

ПИСЬМО

22 июня 1996г. Высшим советом сообщества Беларуси и России было принято Решение «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий».

Пункт первый данного решения гласит:

«1. Установить, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется».

08 декабря 1999г. вступил в силу Договор о создании Союзного государства между РФ и Республикой Беларусь. Правовые акты, принятые ранее в рамках сообщества, продолжают действовать в части, не противоречащей Договору (п.1.,2 статьи 70 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О Создании Союзного государства»).

В соответствии с п.2 статьи 60 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О Создании Союзного государства» в случае коллизии нормы закона или декрета Союзного государства и нормы внутреннего закона государства-участника, за исключением норм, содержащихся в конституциях и конституционных актах государств-участников, преимущественную силу имеет норма закона или декрета Союзного государства.

Пункт 8 статьи 13 «Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации» Федерального Закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» гласит:

«8. Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора».

Статья 13 «Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации» Федерального закона 115-ФЗ регулирует порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации и вступает в коллизию с п.1. Решения №4 Высшего совета сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996г. «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий», так как не делает исключений для граждан республики Беларусь.

Согласно статьи 60 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О создании Союзного государства» правовая норма об обязанности работодателя уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) является ничтожной, так как противоречит нормативному акту с большей юридической силой.

В связи с вышеизложенным прошу вас дать разъяснение по следующему вопросу: налагается ли на работодателя обязанность об уведомлении соответствующего органа ФМС о заключении (расторжении) трудового договора с гражданином республики Беларусь?

Однако тщетно. Вот ответ, который мы получили от ФМС:

Нам ничего больше не оставалось, как только ждать, когда ФМС (или теперь уже МВД) наступит на эти грабли. И вот этот момент настал. Правда, вслед за собой в путину правового невежества ФМС утянуло ещё и судей Петродворцовского районного суда и городского суда г. Санкт-Петербурга.

19 июня 2015 г. (спустя шесть месяцев с начала действия новой редакции 115-ФЗ) ФМС г.Санкт-Петербурга оштрафовала питерскую компанию ООО «СК Монолит» на 400 000 рублей за неуведомление ФМС о приеме на работу в качестве каменщика гражданина республики Беларусь. Работодатель обжаловал это решение сначала в районном, а потом в городском суде г. Санкт-Петербурга. В обоих случаях суды вставали на сторону ФМС и оставляли постановление ФМС в силе. Через два года дело дошло до Верховного суда Российской Федерации.

30 мая 2017 года Верховный суд РФ вынес постановление в пользу работодателя и отменил решения районного и городского судов г.Санкт-Петербурга. В мотивировочной части своего решения судья Верховного суда привёл те же аргументы, на которые мы ссылались в своем запросе в ФМС. Производство по делу об административном правонарушении было прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Браво! Мы шлем лучи признательности питерской компании ООО «СК Монолит», которая довела дело до логического конца и, конечно же, судье Верховного суда РФ С.Б. Никифорову.

Новость дополнена 21.03.2018 г.

Ниже мы приводим запрос, направленный в отдел по вопросам миграции УМВД РФ по Смоленской области, касающийся правоприменительной практики принятого Верховным Судом Постановления, и ответ на него должностного лица МВД РФ.

Начальнику отдела по вопросам миграции
УМВД России по городу Смоленску

Верховный Суд Российской Федерации Постановлением № 78-АД/1719 от 30 мая 2017 года прекратил производство по делу об административном правонарушении, частью 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - работодателя гражданина Республики Беларусь. Указанное юридическое лицо привлекло к трудовой деятельности в Российской Федерации гражданина Республики Беларусь, не уведомив об этом соответствующее подразделение УФМС России.

Прекращая производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения, Верховный Суд Российской Федерации руководствовался Решением Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 года № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий».

Указанным документом установлено, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется.

Прошу Вас сообщить, учитывается ли Постановление 78-АД/1719 от 30 мая 2017 года Верховного Суда Российской Федерации при решении вопроса о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении работодателя гражданина Республики Беларусь, и если нет, то на каком основании.

Во многих случаях работодатель не может найти подходящие кадры для занятия вакансии по причине высоких запросов соискателей или отсутствия нужных специалистов, и прием на работу граждан Белоруссии в 2019 году является распространенной практикой для устранения означенной проблемы. Однако работодателям следует учитывать, что нарушение нормативов в вопросах использования миграционного законодательства может привести к серьезным последствиям. Но в целом, прием на работу белорусов практически не доставит дискомфорта кадровым специалистам, бухгалтерам и предприятию, так как для них предусмотрен особый упрощенный режим трудоустройства.

Прием на работу граждан Белоруссии в 2019 году – основные понятия, плюсы и минусы

Республика Беларусь является одной из наиболее близких к России стран – как с географической точки зрения, так и в отношении культурных, экономических и политических связей и сотрудничества в данных сферах. Соответственно, даже в сфере международного права в вопросах трудовых взаимоотношений для белорусов в России действуют наиболее удобные и комфортные условия – это касается как самих трудовых мигрантов, так и российских работодателей, оформляющих с ними трудовые взаимоотношения. При этом большая часть из этих особенностей существует благодаря тому, что Беларусь входит вместе с Россией в ЕАЭС – так, схожие правила действуют и при приеме на работу граждан Казахстана.

Правовое регулирование вопросов трудоустройства белорусов в Российской Федерации с точки зрения нормативных документов обеспечивается следующими актами:

  • ФЗ №115 от 25.07.2002. Этот федеральный закон устанавливает в своих положениях основные принципы регулирования правового статуса и иных возможностей иностранцев, в том числе и белорусов, на территории Российской Федерации и предусматривает особый порядок действий при их трудоустройстве.
  • Глава 50.1 ТК РФ. В положениях означенной главы устанавливаются главные принципы трудоустройства иностранцев и отличия трудовых взаимоотношений с ними в сравнении с общим порядком приема на работу россиян.
  • Договор ЕАЭС от 29.05.2014. В данном договоре раскрываются основные принципы международного сотрудничества государств, входящих в Евразийский союз и общие нормативы трудоустройства граждан стран ЕАЭС на территории означенных государств.
  • Соглашение между РФ и РБ от 24.01.2006. Оно регулирует общий порядок въезда и регистрации на территории Российской Федерации граждан Белоруссии, что следует учитывать при их переезде и устройстве на работу.

В отношении граждан Беларуси при для работодателей нет отличий с точки зрения используемого ими режима пребывания в России. В частности, они принимаются на работу на одинаковых условиях как если въезжали просто с оформлением миграционной карты, так и если уже имеют разрешение на временное проживание или вид на жительство в России. В любой из вышеозначенных ситуаций все принципы их трудоустройства будут одинаковыми.

Прием на работу граждан Белоруссии в 2019 году – пошаговая инструкция

Порядок действий при приеме белорусов на работу может выглядеть следующим образом:

  1. Привлечение работников из Беларуси может производиться абсолютно аналогичным образом как и трудоустройство россиян. При этом работодателю, если он публикует вакансии, запрещено указывать в объявлениях о них о необходимости принять на работу лицо, имеющее именно белорусское гражданство или не являющееся гражданином РФ, равно как и наоборот – требовать обязательного наличия российского гражданства. Данные действия могут быть квалифицированы как трудовая дискриминация по национальному признаку.
  2. Предоставление соискателем документов и их необходимая проверка. Жители Белоруссии при приеме на работу предоставляют немного отличный пакет документов от тех, которые требуются от россиян. Данный список более подробно будет рассмотрен далее.
  3. Заключение трудового договора с гражданином Белоруссии. В своих основных принципах, заключение не имеет ключевых отличий в сравнении с договорами, оформляемыми между работодателем и резидентами РФ. Но некоторые работодатели не учитывают ряд нюансов или неправильно трактуют нормы законодательства. В частности, к распространенным ошибкам относится заключение срочного договора без наличествующих законных оснований для таковых действий.
  4. Уведомление органов исполнительной власти в вопросах миграции. Поскольку с 2016 года ФМС упразднена, работодателю необходимо в трехдневный срок направить уведомление УВМ МВД о приеме на работу иностранца. Срок подачи уведомления о приеме белоруса составляет 3 дня после заключения трудового договора.

В случае прекращения трудовых отношений работодателю требуется уведомить УВМ МВД о прекращении трудового договора. Таковое увольнение является процедурой, аналогичной первичному сообщению про прием белоруса на работу и имеет аналогичные сроки подачи и используемую для извещения форму.

Постановление ВС РФ от 30.05.2017 №78-АД17-19 утверждает, что уведомление миграционных органов в отношении белорусов не является обязательным, однако судебная практика и иные законодательные нормы часто свидетельствуют об обратном. Учитывая простоту уведомления, пренебрегать данной процедурой не стоит – последующие возможные разбирательства хоть и смогут доказать правоту работодателя, но потребуют значительных бессмысленных трат времени, кадровых ресурсов и средств организации.

Какие документы нужны при приеме на работу белорусов в 2019 году

Как и для российских граждан, законодательством устанавливается определенный перечень документации, которую должен предъявить соискатель при трудоустройстве. В отношении белорусов документы для приема на работу в 2019 году требуются следующие:


Требовать при приеме на работу белоруса такие документы, как военный билет или полис медицинского страхования, работодатель не вправе. Поэтому они являются необязательным при приеме на работу.

Другие нюансы и особенности приема на работу белорусов в 2019 году

При истребовании у белоруса документов при его приеме на работу, работодатель может потребовать от него лишь оплаты услуг по приобретению бланка трудовой книжки. Медицинский осмотр в данном случае оплачивается работодателем. Однако переводы и апостилирование документов также оплачивает соискатель из Белоруссии.

Патент на работу в 2019 году для граждан Белоруссии не требуется. Более того – ответственные миграционные органы не смогут оформить данный документ в принципе. Соответственно, прием на работу жителей Беларуси осуществляется без патента или разрешения на работу. Это значит, что он также не предусматривает ограничений по месту исполнения работы – жители Белоруссии могут работать в любом регионе РФ без дополнительных изменений и разрешений, в том числе и на любых должностях.

При заключении договора о дистанционной работе с гражданином Беларуси, если он при исполнении своих обязанностей не будет посещать российскую территорию, уведомление МВД о факте трудоустройства или расторжения договора не требуется. Также, необязательно в данном случае и оформление трудовой книжки.

(36 голос., средний: 4,20 из 5)

Обсуждение (26 )

  1. Добрый день! Вид деятельности компании: Розничная торговля, сеть магазинов. Подскажите пж. прямо последовательно: 1) Какие документы от организации необходимо подавать в ФСМ для первого раза подачи уведомления о приёме гр. Белоруссии? 2) Какие надо приложить документы к уведомление для ФМС от сотрудника Белоруссии? 3) Подача документом в ФМС по какому адресу осуществляется, там где по уставу организация зарегистрирована ли там, где работает сотрудник?
    PS.: Спасибо!

  2. Добрый вечер. Для чего направить в миграционный орган заявление по гражданину Беларуси?
    Есть решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 года N 4 ,в отношении граждан Республики Беларусь, трудоустроенных в Российской Федерации, и их работодателей, не применяются положения Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ, устанавливающие особенности труда иностранных граждан в Российской Федерации, в том числе положения статьи 13 названного Федерального закона.

    • Да, всё верно, решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России №4 от 22.06.1996 года отменяет действие ФЗ №115 от 25.07.2002 в отношении граждан Беларуси, в том числе — относительно обязательности постановки на миграционный учёт. Но при этом на практике ранее ФМС, а на сегодняшний — ГУ МВД по вопросам миграции не дают чёткого ответа на данный вопрос и, несмотря на наличие установленных международных норм, часто требуют соответствующие документы.

      • А есть прецедент о наказании за не-уведомление о гражданах РБ? Есть Постановление Верховного Суда РФ от 30 мая 2017 г. N 78-АД17-19, об отмене административного штрафа, назначенного организации за то, что она не уведомила территориальный орган в сфере миграции о привлечении гражданина Беларуси к труду. Я являюсь родным отцом ребенка Гражданином Беларуси и работаю в г.Москва по трудовому договору.
        Вид на жительство планирую оформлять через 10 месяцев после продления трудового договора.
        Ребенку необходимо поступить в 10 класс Московской школы,но одним из условий является прикрепление к поликлинике г.Москва,а поликлиника требует полис ОМС, но полис ОМС отказываются выдавать как страховые Компании,так и МФЦ по Головинскому району г.Москва,ссылаясь на отсутствие у ребенка ВНЖ(Вида на жительство) в РФ.
        Я и моя дочь приняты на миграционный учет в г.Москва и оформлен СНИЛС РФ.

        в тексте п. 3, ст. 98 «Договора евразийском экономическом союзе» от 29.05.2014 года, на основании которого трудящиеся из стран ЕАЭС и члены их семей имеют право на социальное обеспечение на тех же условиях и в том же порядке, что и граждане РФ.

  3. нужна помощь!
    Я новичок в работе с иностранцами
    Подскажите, как поступить
    У меня гражданин Белоруссии работает с января текущего года
    сейчас ему необходимо продлить регистрацию
    1. Как ему продлить регистрацию, какие нужны документы и можно ли это сделать по адресу офиса
    2. Нужно ли отвозить уведомление (договор заключен бессрочный, уведомление о приеме уже были отвезены и приняты соответствующими органами)

  4. Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как на оформить волонтера из РБ? Какие налог. необходимо платить? Возмещаем расходы на проезд, проживание. Спасибо

  5. Я гражданин РБ, трудоустраиваюсь на удаленную форму работы в РФ, соответственно находится на территории РФ физически не буду. Как мне получить ИНН и СНИЛС без регистрации?