Зачем на выборах в россии отменяют открепительные удостоверения. Открепительные удостоверения отменены к президентским выборам Отмена открепительных удостоверений на выборах 10 сентября

Госдума приняла в третьем, окончательном чтении пакет поправок в избирательное законодательство, отменяющий открепительные удостоверения на выборах и дающий возможность голосовать не по месту регистрации, а там, где находишься. Это относится к выборам президента в марте 2018 года и к региональным выборам, начиная с 10 сентября этого года

Закон поддержали 381 депутатов, высказались против - 36.

Материалы по теме

Важнейшее изменение закона касается также отмены открепительных удостоверений. Тем избирателям, кто в день выборов не будет находиться в месте регистрации, закон теперь разрешает проголосовать без открепительного удостоверения, по заявлению. Для того, чтобы реализовать это право, нужно будет подать заявление в избирком по месту пребывания. Заявителя включают в список местных избирателей в порядке, установленном ЦИК РФ. Поправки предлагают также установить срок для подачи такого заявления - не ранее чем за 45 дней до выборов и не позднее 14:00 за день до голосования.

Заявление может быть подано избирателем лично по предъявлении паспорта, через портал госуслуг или через многофункциональный центр государственных и муниципальных услуг (МФЦ).

По подсчетом ЦИК, отмена открепительных удостоверений «вернет» на участки до 20 миллионов избирателей, которые не живут по месту прописки.

Перед заседанием Госдумы депутат фракции КПРФ Юрий Синельщиков заявил, что КПРФ будет голосовать против законопроекта.

По его словам парламентария, истинный замысел разработчиков законопроекта заключается в повышении процента явки проголосовавших, за счет исключения из списка избирателей, не пришедших на выборы.

«Но исходя из того, что записано в законопроекте, исходя из того, что предполагает записать в своих инструкциях Центральная избирательная комиссия, получается так, что по заявлению гражданина его не включают в список. А по его заявлению его, прежде всего, исключают из того списка, где он состоит. А потом, когда он во время выборов обратится на участок по месту своего пребывания, его будут включать в список после предварительной проверки, выяснив, что он не проголосовал еще где-либо», - пояснил депутат Сергей Пантелеев (фракция КПРФ).

«Может получиться и так, что эти граждане никуда не явятся. Но их исключат из соответствующих списков. Тем самым формально обеспечивается повышение процента явки избирателей на участки. Потому что те граждане, которые являются сомнительными, из списков автоматически исключаются, - уточнил Пантелеев. - Это, конечно, очень выгодно для правящей партии. Это очень выгодно на президентских выборах. Чтобы показать высокий процент поддержки победителя».

Закон также предусматривает упрощение требований к подписным листам, в которых проставляются автографы избирателей в поддержку того или иного кандидата. К примеру, парламентские партии могут выдвигать кандидатов на пост президента без сбора подписей избирателей, непарламентские партии должны собрать не менее 100 тыс. подписей, чтобы их кандидаты были зарегистрированы. Кандидату-самовыдвиженцу для регистрации на выборах необходимо собрать минимум 300 тыс. подписей.

Уточняется, что адрес места жительства избирателя может не содержать каких-либо реквизитов в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию. Ранее избиркомы нередко браковали подписи граждан, которые, например, не указали район проживания, хотя основные элементы адреса были написаны правильно.

Закон ужесточает административную ответственность за нарушения на выборах. Так, за неоднократное голосование одного и того же лица, а также за организацию такого голосования устанавливается штраф в 30 тыс. руб.

Также законом увеличиваются размеры штрафа с 3,5 до 30 тыс. руб. за выдачу бюллетеня в целях предоставления возможности проголосовать вместо избирателя или проголосовать более одного раза. Аналогичные санкции предусмотрены за выдачу гражданину заполненного бюллетеня, а также за его получение. Штраф за неоднократное подобное административное правонарушение составит 50 тыс. руб.

Согласно законопроекту, выборы президента России в 2018 году переносятся с 11 на 18 марта. В этот день в 2014 году был подписан договор о принятии в состав России Республики Крым.

Может быть предусмотрено, что избиратель, участник референдума, который в день голосования не сможет прибыть в помещение для голосования того избирательного участка, участка референдума, где он включен в список избирателей, участников референдума, вправе в установленные законом сроки получить в определяемой законом комиссии открепительное удостоверение и принять участие в голосовании (в пределах избирательного округа, округа референдума, где избиратель, участник референдума обладает активным избирательным правом, правом на участие в референдуме) на том избирательном участке, участке референдума, на котором он будет находиться в день голосования. Устанавливаемый законом период выдачи открепительных удостоверений не может составлять менее 30 дней и должен заканчиваться в день, предшествующий дню голосования. В случае проведения досрочного голосования в соответствии с пунктом 1 статьи 65 настоящего Федерального закона предусмотренные законом сроки выдачи открепительных удостоверений избирателям, участникам референдума соответствующего избирательного участка, участка референдума в территориальной комиссии (избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии) должны оканчиваться в день передачи первого экземпляра списка избирателей, участников референдума в участковую комиссию.

2. В случае совмещения дней голосования на выборах и (или) референдумах разных уровней, при проведении которых законом предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям, открепительные удостоверения выдаются в сроки, определенные законом, регулирующим порядок проведения выборов (референдума) более высокого уровня.

3. Открепительные удостоверения являются документами строгой отчетности и имеют единую нумерацию на всей территории проведения выборов, референдума. Открепительное удостоверение, используемое на выборах, при проведении которых законом предусмотрено повторное голосование, должно иметь отрывной талон. Открепительное удостоверение изготавливается по форме согласно приложению 2 или к настоящему Федеральному закону. Текст открепительного удостоверения, число открепительных удостоверений, форма реестра выдачи открепительных удостоверений утверждаются организующей выборы, референдум комиссией в сроки, установленные законом . Указанной комиссией определяются также способы защиты открепительных удостоверений от подделки при их изготовлении.

4. В целях защиты открепительных удостоверений от подделки при их изготовлении используются бумага с водяными знаками и (или) с нанесенными типографским способом надписью микрошрифтом и (или) защитной сеткой и (или) иные специальные элементы защиты.

5. Закупка открепительных удостоверений осуществляется организующей выборы, референдум комиссией централизованно на основании ее решения.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Открепительное удостоверение выдается комиссией на основании письменного заявления избирателя, участника референдума с указанием причины, по которой ему требуется открепительное удостоверение. Открепительное удостоверение выдается лично избирателю, участнику референдума либо его представителю на основании нотариально удостоверенной доверенности. Доверенность может быть удостоверена также администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения (если избиратель, участник референдума находится в этом учреждении на излечении), руководителем органа социальной защиты населения (если избиратель, участник референдума является инвалидом), администрацией учреждения, в котором содержатся под стражей подозреваемые или обвиняемые (если избиратель, участник референдума содержится в этом учреждении в качестве подозреваемого или обвиняемого).

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Председатель, заместитель председателя, секретарь или иной член комиссии с правом решающего голоса, осуществляющий выдачу открепительного удостоверения, вносит в него фамилию, имя и отчество избирателя, участника референдума, серию и номер его паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, номер избирательного участка, участка референдума, где избиратель, участник референдума включен в список избирателей, участников референдума, адрес участковой комиссии, наименования муниципального образования и субъекта Российской Федерации, номер и (или) наименование одномандатного (многомандатного) избирательного округа (если выборы проводятся по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам), на территории которых образован избирательный участок, участок референдума, наименование комиссии, выдавшей открепительное удостоверение. Если законом предусмотрено повторное голосование на выборах, указанные сведения об избирателе, избирательном участке и о соответствующей комиссии вносятся также в отрывной талон открепительного удостоверения. Председатель, заместитель председателя, секретарь или иной член комиссии с правом решающего голоса, осуществляющий выдачу открепительного удостоверения, указывает в открепительном удостоверении (если законом предусмотрено повторное голосование на выборах, - также в отрывном талоне) свои фамилию и инициалы, дату выдачи открепительного удостоверения, расписывается и ставит печать соответствующей комиссии.

8. При получении открепительного удостоверения (в случае проведения повторного голосования на выборах - открепительного удостоверения без отрывного талона) избиратель, участник референдума в соответствующих графах реестра выдачи открепительных удостоверений или списка избирателей, участников референдума указывает серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, и расписывается. В реестре выдачи открепительных удостоверений должен быть указан адрес места жительства избирателя, участника референдума. В случае получения открепительного удостоверения на основании доверенности представителем избирателя, участника референдума в соответствующих графах реестра выдачи открепительных удостоверений или списка избирателей, участников референдума указываются серия и номер паспорта избирателя, участника референдума или документа, заменяющего паспорт гражданина, при этом представитель избирателя, участника референдума указывает свои фамилию, имя и отчество, серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, и расписывается. После этого у представителя избирателя, участника референдума доверенность изымается и приобщается соответственно к реестру выдачи открепительных удостоверений, к списку избирателей, участников референдума.

9. Председатель, заместитель председателя, секретарь или иной член территориальной комиссии (избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии) с правом решающего голоса, выдавший избирателю, участнику референдума открепительное удостоверение, в соответствующих графах реестра выдачи открепительных удостоверений указывает номер выданного открепительного удостоверения и расписывается. Территориальная комиссия (избирательная комиссия муниципального образования, окружная избирательная комиссия) до дня голосования направляет в участковые комиссии вместе с первым экземпляром списка избирателей, участников референдума заверенные выписки из реестра выдачи открепительных удостоверений, в которых указываются сведения о получивших открепительные удостоверения избирателях, участниках референдума, зарегистрированных на территориях соответствующих избирательных участков, участков референдума. На основании соответствующей выписки член участковой комиссии в соответствующей графе списка избирателей, участников референдума делает отметку: "Получил в территориальной комиссии (избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии) открепительное удостоверение N" с указанием номера выданного открепительного удостоверения и расписывается.

(см. текст в предыдущей редакции)

10. При выдаче избирателю, участнику референдума открепительного удостоверения в участковой комиссии председатель, заместитель председателя, секретарь или иной член участковой комиссии с правом решающего голоса, выдавший избирателю, участнику референдума открепительное удостоверение, в соответствующей графе списка избирателей, участников референдума делает отметку: "Получил открепительное удостоверение N" с указанием номера открепительного удостоверения и расписывается.

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Избиратель, участник референдума, которому выдано открепительное удостоверение (в том числе через его представителя на основании доверенности), исключается участковой комиссией из списка избирателей, участников референдума на соответствующем избирательном участке, участке референдума на данных выборах, референдуме и не учитывается в числе зарегистрированных избирателей, участников референдума при составлении протокола участковой комиссии об итогах голосования.

12. Повторная выдача открепительного удостоверения не допускается. В случае утраты открепительного удостоверения его дубликат не выдается.

13. В день голосования до наступления времени голосования неиспользованные открепительные удостоверения погашаются. Если законом предусмотрено повторное голосование на выборах, сроки и порядок погашения открепительных удостоверений и отрывных талонов устанавливаются этим законом . Сведения о погашении неиспользованных открепительных удостоверений и отрывных талонов с указанием их числа, а также номеров открепительных удостоверений вносятся соответствующей комиссией в акт, составленный по форме, утвержденной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

14. По предъявлении открепительного удостоверения в день голосования избиратель, участник референдума дополнительно включается в список избирателей, участников референдума на том избирательном участке, участке референдума, на котором он будет находиться в день голосования. Участковой комиссией в соответствующей графе списка избирателей, участников референдума делается отметка: "Проголосовал по открепительному удостоверению N" с указанием номера открепительного удостоверения, предъявленного избирателем, участником референдума. После этого открепительное удостоверение изымается у избирателя, участника референдума, за исключением случая, когда законом предусмотрено повторное голосование на выборах. В этом случае при проведении общих выборов у избирателя изымается отрывной талон, а при проведении повторного голосования - открепительное удостоверение. Открепительные удостоверения (отрывные талоны), на основании которых избиратели, участники референдума включены в список избирателей, участников референдума, хранятся вместе с указанным списком.

(см. текст в предыдущей редакции)

15. В случае утраты бланка открепительного удостоверения комиссия, установившая факт такой утраты, незамедлительно составляет соответствующий акт и принимает решение, в котором указываются номер утраченного бланка открепительного удостоверения, факт утраты бланка и причина утраты. Это решение в тот же день доводится до сведения непосредственно вышестоящей комиссии и комиссии, организующей выборы, референдум. На основании этого решения комиссия, организующая выборы, референдум, признает соответствующее открепительное удостоверение недействительным, о чем незамедлительно информируются все нижестоящие комиссии. Открепительные удостоверения также могут признаваться недействительными комиссией, организующей выборы, референдум, в иных случаях, если голосование по таким открепительным удостоверениям повлечет нарушение избирательных прав граждан, права граждан на участие в референдуме. Недействительное открепительное удостоверение не является основанием для включения избирателя, участника референдума в список избирателей, участников референдума. При предъявлении избирателем, участником референдума такого открепительного удостоверения оно подлежит изъятию.

(см. текст в предыдущей редакции)

16. Порядок передачи открепительных удостоверений комиссиям и учета открепительных удостоверений, в том числе с использованием ГАС "Выборы", утверждается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Наконец нашёл законопроект по выборам Президента. Понимаю, что времени на внесение изменений уже нет, но явно опять законодатели предлагают что-то не то. На выборах Президента предлагается полностью отказаться от открепительных удостоверений. Отмена открепительных удостоверений лишит часть граждан возможности проголосовать на выборах.

Хотел бы «заступиться» за открепительные удостоверения. Механизм работающий, отлаженный, полностью заменить его предлагаемым в пункте 4.1 статьи 27 ФЗ не получится. Временной лаг в 3 дня с крайнего срока подачи заявления в УИК по месту пребывания до дня голосования (не уверен, что в окончательном варианте не окажется больше) это дыра в конституционных правах избирателей.

Пример – избиратель в эти три дня приехал в командировку, в отпуск, просто решил на выходные приехать в крупный город (в Москву на день Крыма). Он не подпадает ни под один пункт предлагаемого законопроекта. При наличии открепительных талонов данная коллизия исключена.

Основной аргумент против открепительных удостоверений не выдерживает никакой критики. Видите ли общество считает, что открепительные удостоверения используются для фальсификаций (согласен, так как в теме) – где доказательства, статистика и так далее? Общество считает, что фальсификации совершаются на всех этапах выборов – что, выборы отменить?

Общество против голосования по открепительным, потому что представляет следующий механизм – человек по ОДНОМУ открепительному голосует на нескольких участках. При существующем механизме учёта голосования по открепительным удостоверениям факт многократного использования открепительного удостоверения выявляется очень просто. По закону избиратель, голосующий по открепительному удостоверению, вносится в соответствующий список. Открепительное удостоверение ОТБИРАЕТСЯ при выдаче избирателю бюллетеней, убирается в конверт и этот конверт с открепительным сдаётся в ТИК вместе со всеми остальными документами. Т.е. при работе «по закону» использовать открепительное несколько раз просто невозможно. Если открепительное не забрать, в конверте или пусто, или не хватает открепительных. Дать право наблюдателям при подозрении на фальсификации с открепительными проверять документы, сданные в ТИК и фальсификации мгновенно вскрываются. Протокол выдачи бюллетеней по открепительным удостоверениям не бьётся с количеством открепительных в конверте (конвертах) с открепительными.

Что предлагается вместо открепительных удостоверений.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Федеральный закон
"О выборах Президента Российской Федерации"

11) в статье 27:

а) дополнить пунктом 4.1 следующего содержания:

"4.1. Избиратель, находящийся в день голосования вне своего места жительства, может быть включен в список избирателей по месту нахождения на основании заявления о включении в список избирателей по месту нахождения. В заявлении указываются адрес места нахождения избирателя в день голосования, адрес места жительства избирателя, дата рождения, место рождения, серия и номер паспорта. В случае подачи избирателем заявления о включении его в список избирателей по месту нахождения избиратель исключается из списка избирателей по месту своего жительства, о чем в соответствующей строке списка избирателей делается отметка: "Подал заявление о включении в список избирателей на избирательном участке №" с указанием номера избирательного участка, а при необходимости и наименования субъекта Российской Федерации. Обмен между избирательными комиссиями информацией о подаче избирателем заявления о включении его в список избирателей по месту нахождения осуществляется в том числе с использованием ГАС "Выборы". Порядок и сроки подачи заявления о включении избирателя в список избирателей по месту нахождения, а также порядок обеспечения соответствующей избирательной комиссией возможности участия в голосовании избирателя, подавшего указанное заявление, устанавливаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации." - пока предполагается, что заявление можно будет подать не позже, чем за 3 дня до выборов.

То есть эта инициатива относится к избирателям, которые уже находятся на месте, где собираются голосовать, но не зарегистрированы в этом районе, причём они знают УИК, на котором будут голосовать. А открепительные удостоверения позволяют осуществить своё конституционное право проголосовать на выборах тем, кто СОБИРАЕТСЯ проголосовать там, где он окажется в день голосования. И он понятия не имеет, на каком УИК ему будет удобно проголосовать. Две совершенно разные категории граждан.


Госдума приняла втретьем, окончательном чтении пакет поправок визбирательное законодательство, отменяющий открепительные удостоверения навыборах идающий возможность голосовать непоместу регистрации, атам, где находишься. Это относится квыборам президента вмарте 2018 года икрегиональным выборам, начиная с10 сентября этого года.

Пакет предложений покоррекции выборного законодательства внесли вначале марта глава комитета Совета Федерации поконституционному законодательству игосстроительству Андрей Клишас иего коллега Анатолий Широков. Инициативы, разработанные при участии Центризбиркома, были одобрены нижней палатой впервом чтении 12 апреля идополнены ковторому чтению. Так, изначально механизм голосования поместу пребывания был отдан исключительно наоткуп ЦИК, авпоследующей редакции рамочные нормы регламента

Центризбиркома были закреплены взаконопроекте.

Согласно документу, гражданин может быть включен всписок избирателей, заблаговременно подав заявление поместу пребывания впорядке, установленном ЦИК. Закон устанавливает сроки, когда можно это сделать— неранее чем за45 дней додня голосования инепозднее 14:00 субботы накануне выборов. Подать заявление можно будет только при наличии паспорта или временного удостоверения личности, если паспорт меняют.

ТИК, УИК, МФЦ и« Госуслуги»

Подать заявление, как поясняли вЦИК, можно будет втерриториальной избирательной комиссии (ТИК) неранее чем за45 дней довыборов инепозднее чем запять дней, атакже вучастковой избирательной комиссии (УИК) неранее чем за10 дней довыборов инепозднее чем запять дней. Законопроект также предусматривает возможность подачи заявления через портал « Госуслуги» или вмногофункциональных центрах (МФЦ).

Для тех, кто зачетыре дня ипозднее решил голосовать непопрописке (например, из-за срочной командировки), предусмотрена другая процедура. Они смогут подать заявление вУИК поместу регистрации до14:00 субботы накануне дня голосования. Заявление, которое избиратель должен будет предъявить поместу пребывания, будет защищено специальными марками воизбежание фальсификаций иповторного голосования, при этом гражданин будет обязан указать причину, покоторой меняет место для голосования. Проголосовать такой избиратель сможет неналюбом участке, ихколичество будет ограничено (от9 тыс. до15 тыс.), планируют вЦИК.

До14:00 субботы смогут прикрепиться кучастку поместу пребывания те, кто планировал голосовать поместу жительства, новсилу непредвиденных обстоятельств оказался недома. Это касается тех, кто накануне выборов попал вбольницу или вСИЗО, атакже военнослужащих, которых, например, перебросили научения.

Врегионах отменяют досрочку

Всоответствии споправками, подготовленными ковторому чтению иподдержанными депутатами, норма оголосовании поместу пребывания распространится инарегиональные выборы иреферендумы. ВЦИК ожидают, что это нововведение позволит отказаться отпрактики досрочного голосования, ккоторому ранее было много претензий. При этом навыборы вГосдуму эта норма распространяться пока небудет.

Внастоящее время навыборах вГосдуму инапрезидентских выборах досрочное голосование недопускается, аврегионах власти сами решают, организовать досрочное голосование для тех, кто неможет явиться научасток поместу регистрации вдень выборов, или использовать открепительные.

Взаконопроекте оговаривается, что региональные парламенты могут принять новый закон остарых правилах, тоесть обиспользовании открепительных и(или) досрочного голосования. Однако зампред ЦИК Николай Булаев уже заявил, что ниводном регионе, где 10 сентября пройдут выборы губернаторов изаксобраний, доначала кампании принять такой документ неуспеют.

« Вернуться» народной участок можно будет после проверки

Врамках доработки закона депутаты предусмотрели ситуацию, когда избиратель подал заявление оботкреплении сосвоего участка иприкреплении кдругому, новдень выборов все-таки пришел голосовать поместу регистрации. Такой избиратель сможет проголосовать только порешению участковой комиссии итолько после проверки, подтверждающей, что оннепроголосовал ранее.

Кроме того, закон допускает возможность публикации винтернете информации покаждому участку околичестве избирателей, открепившихся отнего иприкрепившихся кнему. ВЦИК сообщали, что данные будут обнародованы насайте комиссии впятницу— задва дня довыборов. Глава ЦИК Элла Памфилова заявляла, что комиссия ищет возможность публиковать нетолько количественные сведения, нои— усеченно— личные данные, учитывая требования закона озащите персональных данных.

Кроме того, взаконе прописывается норма обобеспечении избирательных прав граждан сограниченными возможностями. Органы исполнительной власти субъектов вобласти социальной защиты исоциальной поддержки инвалидов будут обязаны содействовать избиркомам вработе синвалидами сучетом имеющихся уних стойких расстройств функций организма.

Требования кподписным листам упрощают

Закон также предусматривает упрощение требований кподписным листам, вкоторых проставляются автографы избирателей вподдержку того или иного кандидата. Кпримеру, парламентские партии могут выдвигать кандидатов напост президента без сбора подписей избирателей, непарламентские партии должны собрать неменее 100 тыс. подписей, чтобы ихкандидаты были зарегистрированы. Кандидату-самовыдвиженцу для регистрации навыборах необходимо собрать минимум 300 тыс. подписей.

Уточняется, что адрес места жительства избирателя может несодержать каких-либо реквизитов, вслучае если это непрепятствует его однозначному восприятию. Ранее избиркомы нередко браковали подписи граждан, которые, например, неуказали район проживания, хотя основные элементы адреса были написаны правильно.

Также закон разрешает инвалидам позрению обратиться кдругому человеку запомощью впроставлении подписи идаты вподписном листе.

Штрафы занарушения навыборах возрастут вразы

Закон ужесточает административную ответственность занарушения навыборах. Так, занеоднократное голосование одного итогоже лица, атакже заорганизацию такого голосования устанавливается штраф в30тыс.руб.

Также законом увеличиваются размеры штрафа завыдачу бюллетеня вцелях предоставления возможности проголосовать вместо избирателя или проголосовать более одного раза с3,5 тыс. до30тыс.руб. Аналогичные санкции предусмотрены завыдачу гражданину заполненного бюллетеня, атакже заего получение. Штраф занеоднократное подобное административное правонарушение составит 50тыс.руб.

Видеонаблюдение иразукрупнение участков

Закон закрепляет возможность организации видеонаблюдения наизбирательных участках странсляцией винтернете. Глава ЦИК Элла Памфилова ранее заявляла, что оснастить видеокамерами напрезидентских выборах получится 85% всех избирательных участков страны.

Визначальной версии законопроекта предусматривалось разукрупнение избирательных участков сцелью сокращения численности избирателей накаждом с3 тыс. до1,5 тыс. Всоответствии споправками, утвержденными депутатами, проводить такое разукрупнение можно будет только посогласованию срегиональными избиркомами иЦИК. Решения обизменении границ избирательных участков должны приниматься непозднее чем за70 дней додня выборов.

Москва. 24 мая. сайт - Госдума на заседании в среду приняла в третьем, окончательном, чтении пакет законов об отмене открепительных удостоверений на выборах.

Принятый закон устанавливает возможность голосования по заявлению избирателя. Это коснется тех граждан, которые в день голосования будут отсутствовать по месту регистрации. Устанавливается право наблюдателей знакомиться со сведениями об избирателях, подавших заявления о включении в список избирателей по месту нахождения.

Поправки определяют, что избиратель, который будет находиться в день голосования вне своего места жительства, вправе подать в избирательную комиссию заявление о включении в список избирателей по месту нахождения в порядке, установленном ЦИК РФ.

Сроки подачи заявления предлагается устанавливать ЦИК РФ в пределах срока, который начинается не ранее чем за 45 дней и заканчивается в 14 часов за день до голосования. Заявление может быть подано избирателем только лично по предъявлении паспорта, а также с использованием портала госуслуг либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. На заявлениях будут наклеиваться специальные марки во избежание подделки заявлений.

Избиратель, подавший заявление о включении его в список избирателей по месту проживания, исключается из списка избирателей по месту регистрации. Оговаривается, что избиратель, подавший заявление, может быть включен в список избирателей по месту своего нахождения только на одном избирательном участке.

В день голосования избиратель может быть включен в список избирателей только по решению участковой избирательной комиссии и только после установления факта того, что он не проголосовал на другом избирательном участке.

Кроме того, административная ответственность за злоупотребление предоставляемыми правами, за недобросовестные действия. Увеличиваются с 3,5 тыс. руб. до 30 тыс. руб. размеры штрафа за выдачу избирательного бюллетеня в целях предоставления возможности проголосовать вместо избирателя или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования либо за выдачу гражданину заполненного избирательного бюллетеня, а также за получение такого бюллетеня. Ответственность за неоднократное такое административное правонарушение составит 50 тыс. руб.

Поправка в закон о выборах президента также устанавливает, что "если воскресенье, на которое должны быть назначены выборы президента РФ, совпадает с днем, предшествующим нерабочему праздничному дню, или это воскресенье приходится на неделю, включающую нерабочий праздничный день, или это воскресенье в установленном порядке объявлено рабочим днем, выборы назначаются на следующее воскресенье".

В 2018 году выборы президента, как ожидается, придутся на неделю, на которую выпадает Международный женский день 8 марта, и в соответствии с предлагаемой поправкой выборы могут быть перенесены на следующее воскресенье, которое, в свою очередь, выпадает на 18 марта.