Административный арест назначается судьей на срок. Административный арест: что это, возможные сроки и как он назначается

Меры административной ответственности дифференцированы, чтобы каждому нарушителю правопорядка можно было назначить меры, соответствующую его проступку. Самая строгая из них – административный арест. Она применяется только за некоторые нарушения и в отношении определённой группы лиц.

Понятие

Административный арест – это принудительная изоляция от общества. Гражданин помещается в специально предназначенное помещение на определённое судом время. Там он будет находиться круглые сутки. В течение всего времени человек обязан следовать установленным правилам распорядка учреждения.

Чтобы понять, что такое административный арест, нужно отделить его от смежных понятий – задержания, ареста в уголовном праве. Во всех случаях свобода гражданина ограничена, но условия и последствия таких мер разные.

Если гражданин подозревается в совершении правонарушения, то его могут задержать. Сотрудники государственного органа оформляют протокол, направляют гражданина в специальное помещение, где он может находиться не более 3 часов. Для этого не требуется решения суда. Такой порядок определён ст. 27.3 и 27.5 КоАП РФ.

В уголовном праве также существует арест. Но за совершение преступления гражданин может быть приговорён на срок от 1 до 6 месяцев. И отбывать наказание человек будет в учреждениях, предназначенных для лишения свободы (колонии или тюрьмы). Также гражданин окажется в правовом статусе ранее судимого, что подразумевает определённые ограничения в дальнейшем.

Арест не может использоваться в качестве причины для увольнения, хотя зарплата гражданину за указанный период не начисляется.

Административный арест применяется как самое суровое взыскание, когда суд считает, что иными мерами нельзя добиться от гражданина надлежащего поведения в дальнейшем. Но многие люди не согласятся такой характеристикой. Определённая часть граждан предпочтёт отбыть 15 суток, чем выплачивать несколько месяцев назначенный штраф.

Основные характеристики

Арест назначается за:

  • мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП);
  • оставление места ДТП его участником (ст. 12.27);
  • неповиновение распоряжению сотрудника полиции, ФСБ, военнослужащего и пр. (19.3 КоАП);
  • уклонение от исполнения мер, определённых в качестве административного взыскания (ст. 20.25);
  • нарушение порядка административного надзора (ст. 19.24 КоАП);
  • несоблюдение правил, действующих во время режима ЧС (ст. 20.5);
  • нарушение порядка проведения или организации мероприятий – митингов, демонстраций и т.д. (20.2 КоАП).

Максимальный срок данного административного взыскания – пятнадцать суток. Нижнего предела нет, поэтому суд может назначить человеку несколько часов в качестве меры воздействия. В решении всегда указывается, в какое время дня физическое лицо сможет покинуть специализированное учреждение.

В части 1 ст. 3.9 КоАП определены несколько групп правонарушений, за которые суд может назначить арест в пределах до 30 суток:

  • нарушения норм права в сфере обращения наркотиков, психотропов и их прекурсоров;
  • нарушение правил организации массового мероприятия (митинга, демонстрации или иного);
  • нарушение требований режима ЧС или контртеррористической операции;
  • организация массового одновременного пребывания людей, что повлекло нарушение общественного порядка.

В срок отбывания административного ареста засчитывается период, когда виновный гражданин находился в статусе задержанного. Так как в протоколе отражается время составления, легко определить, когда физическое лицо полностью отбудет наказание.

Указанная мера не может применяться в отношении некоторых категорий граждан:

  • инвалиды 1 и 2 групп;
  • женщины в период беременности или воспитания детей;
  • сотрудники МВД, таможенной службы, Росгвардии, противопожарной службы, Следственного комитета;
  • военнослужащие и граждане, направленные на военные сборы;
  • несовершеннолетние.

Указанный перечень закреплён в ст.3.9 КоАП РФ.

Условия отбывания

После вынесения решения, человек сразу же отправляется в специальное учреждение для отбытия ареста. Гражданин находится под постоянным контролем работников места отбывания взыскания. В помещениях при необходимости устанавливается техника для видеофиксации, аудиозаписи.

Основные аспекты регулируются нормами закона РФ № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста» от 26.07.2013 г. В этом документе содержаться требования к комнатам, где находятся арестованные, основные права и обязанности указанных граждан, регламентируются меры контроля за работниками учреждений.

Места, куда граждане помещаются на срок административного ареста, определяются органами МВД. В таких учреждениях утверждены правила распорядка, которые обязательны для выполнения всеми сотрудниками и арестованными.

В отношении людей, подвергнутых аресту, применяется ряд обязательных мер:

  • фотографирование;
  • снятие отпечатков пальцев;
  • личный досмотр на наличие запрещённых предметов;
  • досмотр посылок, передаваемых родственниками и иными лицами.

В спецприёмниках раздельно содержаться мужчины и женщины. Каждая комната оборудуется, помимо кроватей, столом, умывальником, урной для мусора, санузлом и другими необходимыми предметами.

У арестованных сохраняется ряд прав. Это:

  • обеспечение личной безопасности;
  • визиты родственников с соблюдением установленного внутреннего распорядка;
  • получение правовой помощи;
  • совершение платных телефонных звонков общей продолжительностью не более 15 минут в день;
  • прогулка каждый день не менее часа (отменяется только при техногенных авариях или природных катаклизмах);
  • занятие самообразованием, пользование литературой, газетами и журналами;
  • тайна переписки;
  • отдельное место для сна;
  • бесплатная еда 3 раза в день;
  • сон ночью в течение 8 часов.

Если указанные в списке права нарушаются, то гражданин может пожаловаться в суд на незаконные действия администрации. При этом действуют общие процессуальные сроки рассмотрения заявления.

Существует ряд исключительных случаев, когда гражданин досрочно освобождается из-под ареста или отбытие наказания откладывается на срок до 7 суток:

  • возникновение заболевания или недуга, препятствующего дальнейшему нахождению в спецучреждении;
  • наличие исключительных личных обстоятельств: тяжёлая болезнь самого человека или его близкого родственника, причинение значительного ущерба имуществу семьи.

Указанное положение закреплено в статье 32.8 КоАП РФ.

Человеку, в отношении которого был применён административный арест, следует чётко исполнять требования сотрудников учреждения, где он отбывает наказание, и действующий там распорядок. Это позволит избежать новых мер ответственности за допущенные нарушения.

Административный арест – один из видов административного наказания, предусмотренный КоАП РФ.

Он относится к наказаниям, устанавливаемым исключительно КоАП РФ и не может быть установлен другими нормативными актами.

Административный арест может устанавливаться и применяться только в качестве основного административного наказания.

Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества. Он устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции до тридцати суток.

Срок административного задержания включается в срок административного ареста. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, а также к военнослужащим и призванным на военные сборы гражданам, сотрудникам органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, федеральных органов налоговой полиции, таможенных органов и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов.

Административный арест назначается только судьей.

Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения).

Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным.

Постановление судьи об административном аресте исполняется органами внутренних дел немедленно после вынесения такого постановления. Лицо, подвергнутое административному аресту, содержится под стражей в месте, определяемом органами внутренних дел. При исполнении постановления об административном аресте осуществляется личный досмотр лица, подвергнутого административному аресту. Отбывание административного ареста осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста, невозможно в установленные сроки, судья может отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца.

  1. Административное задержание - сроки и процедура.

Административное задержание – это, в первую очередь мера обеспечивающая производство по делам об административных правонарушениях и она применяется только в исключительных случаях, в целях:

Пресечения административного правонарушения;

Установления личности нарушителя;

Составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте;

Выявления административного правонарушения;

Обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении;

Административное задержание применено только к гражданам, достигшим 16-тилетнего возраста, так оно является лишь мерой обеспечения рассмотрения дела об административном правонарушении, а ответственность за него наступает с 16 лет.

Перечень должностных лиц, имеющих права осуществлять административное задержание устанавливает Закон, это:

Сотрудники органов внутренних дел (милиции);

Сотрудники ведомственной охраны;

Военнослужащие внутренних войск МВД РФ;

Сотрудники ГИБДД;

Сотрудники ВАИ;

Военнослужащие пограничных органов;

Сотрудники таможенных органов;

Сотрудники органов и учреждений уголовно-исполнительной системы;

Сотрудники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

Должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию;

Судебные приставы.

Закон предусматривает обязанность должностного лица, проведшего задержание, в кратчайший срок уведомить родственников задержанного, администрацию по месту работы (учебы), а также защитника (по просьбе задержанного).

Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители;

Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

Административное задержание в обязательном порядке протоколируется. Протокол должен содержать следующие реквизиты:

Дата и место его составления;

Должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;

Сведения о задержанном лице;

Время, место и мотивы задержания;

Подпись должностного лицом, его составившего;

Подпись задержанного лица.

Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе.

Максимальный срок административного задержания – 3 часа. В исключительных случаях, когда есть необходимость для установления личности, а также необходимость выяснения обстоятельств административного правонарушения, срок административного задержания может быть увеличен до 48 часов, а именно:

В отношении лица ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации;

В отношении лица ведется производство по делу об административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

В отношении лица ведется производство по делу об административном правонарушении, связанному с нарушением таможенных правил;

В отношении лица ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест.

Срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления, то есть принудительного препровождения физического лица в целях составления протокола.

Срок административного задержания лица, находящегося в состоянии опьянения, исчисляется со времени его вытрезвления.

мера административного взыскания, применяемая в виде исключения. Его суть заключается в непродолжительном лишении свободы - на срок до пятнадцати суток. Судебные решения о назначении такой меры взыскания приводятся в исполнение милицией. А. а. не может применяться к беременным женщинам; женщинам, имеющим детей в возрасте до двенадцати лет; к лицам, не достигшим восемнадцати лет; к инвалидам первой и второй групп. (К. Г.)

Отличное определение

Неполное определение ↓

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АРЕСТ

1) мера административного взыскания, применяемая за отдельные виды административных правонарушений. А.а. - самое строгое из всех видов взысканий; заключается в лишении свободы на период, указанный постановлением по делу об административном правонарушении. А.а. установлен только за те проступки, которые близки к предусмотренным уголовным законодательством преступлениям, не представляющим большой общественной опасности. К числу таких административных правонарушений (проступков) относятся: незаконное приобретение и хранение наркотических средств в небольших размерах (ст. 44 КоАП); мелкое хулиганство (ст. 158 КоАП); распитие спиртных напитков в общественных местах, появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, совершенные лицом, которое дважды в течение года подвергалось административному взысканию за распитие спиртных напитков в общественных местах или появление в общественных местах в пьяном виде (ст. 162КоАП);

злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции или народного дружинника;

проявление неуважения к суду; неповиновение работнику милиции, иному уполномоченному должностному лицу или представителю общественности;

злостное неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего, сотрудника органа внутренних дел или другого гражданина при исполнении ими обязанностей по охране Государственной границы РФ (ст. 165 КоАП). А.а. назначается только в исключительных случаях и лишь судом (судьей), в пределах от 1 до 15 суток (ст. 32 КоАП). Постановление судьи об А.а. - окончательное и обжалованию в порядке производства по делам об административных правонарушениях не подлежит (ст. 266 КоАП). Оно приводится в исполнение немедленно после его вынесения, независимо от того, какое из перечисленных административных правонарушений установлено.

В связи с тем что лица, подвергнутые А.а., используются без оплаты труда на физических работах (уборка улиц, дворов, мест общественного пользования и др.), А.а. не может применяться к беременным женщинам; женщинам, имеющим детей в возрасте до 12 лет, к лицам, не достигшим 18 лет; к инвалидам I и II групп (ст. 32 КоАП).

Лицо после оглашения постановления суда о применении к нему А.а. доставляется работником милиции в орган внутренних дел и содержится под стражей в специальном приемнике для лиц, подвергнутых А.а., или в изоляторах временного содержания в течение срока, определенного в постановлении судьи, в условиях специального режима и осуществления мер воспитательного и трудового воздействия.

а) изоляцию, предотвращение побегов и. совершения новых правонарушений;

б) применение средств исправления и воспитания (воспитательная работа и трудовое использование); в) соблюдение правил внутреннего распорядка специальных учреждений органов внутренних дел, предназначенных для содержания; г) раздельное содержание в зависимости от пола и характера совершенного правонарушения.

Права и обязанности лиц, подвергнутых А.а, в период их содержания в специальных учреждениях органов внутренних дел регламентированы Положением о специальном приемнике при органах внутренних дел для содержания лиц, подвергнутых А.а. (приказ МВД СССР от 21 декабря 1971 г. №356).

В срок отбывания А.а. засчитывается время административного задержания.

При освобождении лицу выдается справка о времени пребывания под арестом и характере правонарушения, за совершение которого он был подвергнут административному взысканию.

Применение А.а. не влечет судимости и не является основанием для увольнения с работы, не прерывает трудового стажа.

За время нахождения под А.а. заработная плата по месту постоянной работы не выплачивается. Совместной инструкцией Минфина СССР и МВД СССР от 18 августа 1987 г. № 171-1/4708 «О порядке расходования и учета средств по содержанию лиц, подвергнутых административному аресту» установлен порядок удержания с арестованных расходов по их содержанию и питанию за время ареста.

Порядок отбывания А.а. и вопросы трудового использования лиц, подвергнутых А.а., урегулированы в ст. 303- 305 КоАП.

2) Арест имущества лица, имеющего задолженность по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты различных уровней.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Кодекс РФ об административных правонарушениях:

Статья 3.9 КоАП РФ. Административный арест

1. Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо организацию повлекшего нарушение общественного порядка массового одновременного пребывания или передвижения граждан в общественных местах, за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции либо за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах до тридцати суток. Административный арест назначается судьей.

2. Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, Государственной противопожарной службы и таможенных органов.

К кому не может быть применен административный арест?

Поскольку административный арест не может быть применен к лицам, перечисленным в части 2 статьи 3.9 КоАП РФ, в том числе к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, несовершеннолетним, инвалидам I и II групп, военнослужащим, судья при решении вопроса о привлечении лица к административной ответственности за правонарушение, допускающее наложение ареста, должен проверить наличие данных обстоятельств.

С какого момента начинает течение срок отбывания ареста?

Если лицо, в отношении которого вынесено постановление об административном аресте, отбывает этот вид административного наказания по другому делу, то исходя из части 1 статьи 32.8 КоАП РФ срок отбывания наказания по данному делу начинает течь со дня вынесения постановления об административном аресте одновременно с неотбытой частью срока административного ареста по другому делу.

В постановлении о назначении административного ареста судье следует указать момент, с которого подлежит исчислению срок ареста. При определении начального момента течения этого срока необходимо иметь в виду часть 4 статьи 27.5 КоАП РФ , согласно которой срок административного задержания лица исчисляется со времени доставления в соответствии со статьей 27.2 КоАП РФ , а лица, находящегося в состоянии опьянения, - со времени его вытрезвления.

В Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016 года содержатся следующие разъяснения:

Административный арест не может быть назначен по делу, рассматриваемому в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности

Вопрос 4. Вправе ли судья рассмотреть по существу дело об административном правонарушении, за совершение которого предусматривается административное наказание в виде административного ареста, в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности?

Ответ. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) связывает производство по делу об административном правонарушении, совершение которого влечет административное наказание в виде административного ареста, с необходимостью исполнения лицами, осуществляющими производство по делу, ряда специальных требований.

В соответствии с ч. 1 ст. 3.9 КоАП РФ административный арест как связанное с лишением лица свободы, а потому наиболее строгое административное наказание , применяемое к гражданам, может быть назначен в исключительных случаях и только судьей.

В п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" содержатся следующие разъяснения:

Военнослужащим по призыву не назначается штраф и арест за совершение правонарушений по ч. 2 ст. 12.7 и ч. 3 ст. 12.8 КоАП РФ

За совершение административных правонарушений, предусмотренных в части 2 статьи 2.5 КоАП РФ, военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут административную ответственность на общих основаниях.

При назначении военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, административных наказаний за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 12.7 и частью 3 статьи 12.8 КоАП РФ , судья не вправе назначить предусмотренные их санкциями наказания: административный штраф (часть 6 статьи 3.5), административный арест (часть 2 статьи 3.9) или обязательные работы (часть 3 статьи 3.13), поскольку к указанной категории лиц не применяются данные виды наказаний.

КоАП Статья 3.9. Административный арест

1. Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции до тридцати суток. Административный арест назначается судьей.

2. Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

3. Срок административного задержания включается в срок административного ареста.

Правовая регламентация административного ареста осуществляется в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», Положением о порядке отбывания административного ареста, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2002 № 726, Положением об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2003 №627, Правилами внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке, утвержденными приказом МВД России от 06.06.2000 № 605дсп.

Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режимов чрезвычайного положения и контртеррористической операции - до 30 суток (см. ст. 20.5, ч. 3 ст. 20.27 КоАП).

Административный арест назначается судьей (ч. 1 ст. 3.9 КоАП), может устанавливаться и применяться только в качестве основного административного наказания.

Административный арест - единственное административное наказание, ограничивающее свободу нарушителя.

Данная мера применяется только при наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, исчерпывающий перечень которых указан в ч. 1 ст. 4.3 КоАП; если таковые отсутствуют, должны быть применены иные, не столь обременительные административные наказания. КоАП существенно расширил возможность применения административного наказания в виде административного ареста и ужесточил предусмотренные этим наказанием ограничения.

Административный арест не применяется к беременным женщинам, женщинам, имеющим ребенка в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим возраста 18 лет, инвалидам I и II групп. Данное административное наказание не может быть применено к должностным лицам правоохранительных органов - ОВД, органов Роснаркоконтроля, пенитенциарных, таможенных органов, должностным лицам системы Государственной противопожарной службы, а также к военнослужащим.

Постановление судьи об административном аресте исполняется органами внутренних дел немедленно после его вынесения. Лицо, подвергнутое аресту, содержится под стражей в месте, определяемом органами внутренних дел. При исполнении постановления об административном аресте осуществляется личный досмотр арестованного лица.

В случаях, установленных Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ "О чрезвычайном положении", административный арест представляет собой санкцию, применяемую к нарушителям правил комендантского часа при пресечении насильственных противоправных действий, указанных в п. "а" ст. 3 этого Закона. По смыслу п. "а", "в" ст. 12, ч. 1 ст. 31 и ч. 2 ст. 33 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ применению данной меры всегда предшествует доставление лица или его административное задержание при несоблюдении правил комендантского часа или при иных нарушениях режима чрезвычайного положения. При этом время задержания обусловлено истечением срока комендантского часа; граждане, не имеющие при себе документов, удостоверяющих личность, задерживаются до выяснения их личности, но не более чем на трое суток, по решению начальника ОВД или его заместителя. Таким образом, административный арест, применяемый к нарушителям правил комендантского часа в соответствии с Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ, ограничен указанным сроком. Назначение административного ареста на срок до 30 суток возможно только при совершении административных правонарушений, предусмотренных ст. 20.5 (нарушение требований режима чрезвычайного положения) и ч. 3 ст. 20.27 КоАП (нарушение должностным лицом правового режима контртеррористической операции).

Согласно Федеральному закону от 6 марта 2006 г. № 35-Φ3 "О противодействии терроризму" контртеррористическая операция представляет собой комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.

Еще вариант:

Административный арест является видом административного наказания за совершение административного правонарушения (п. 6 ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ) и в соответствии с ч.1 ст. 3.9 КоАП РФ заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества. Административный арест применяется только за наиболее тяжкие проступки. Согласно п. 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 при назначении наказания в виде административного ареста следует иметь в виду, что в соответствии с ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ данный вид наказания может быть назначен лишь в исключительных случаях, когда с учетом характера деяния и личности нарушителя применение иных видов наказания не обеспечит реализации задач административной ответственности.

Основанием для применения административного ареста является наличие совершенного правонарушения.

В соответствии с ч.2 ст.3.9 КоАП РФ административный арест устанавливается и назначается лишь за совершение строго установленных КоАП РФ административных проступков и применяется только в качестве основного административного наказания (ч.1 ст.3.3 КоАП РФ).

На настоящий момент 27 составов административных правонарушений, содержащихся в КоАП РФ, предусматривают возможность назначения административного ареста в качестве наказания

Административному аресту не подлежат (часть 2 ст. 3.9 КоАП РФ):

  • беременные женщины;
  • женщины, имеющие детей в возрасте до четырнадцати лет;
  • лица, не достигшие восемнадцатилетнего возраста;
  • инвалиды I и II групп;
  • военнослужащие;
  • граждане, призванные на военные сборы;
  • имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

По общему правилу административный арест устанавливается на срок до пятнадцати суток , а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции – до тридцати суток . Административный арест назначается исключительно судьей (ч.1 ст.3.9 КоАП РФ).

Административное задержание часто предшествует административному аресту. В соответствии с ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ административное задержание как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в том числе направлено на исполнение постановления по делу об административном правонарушении. Срок административного задержания включается в срок административного ареста (ч. 3 ст. 3.9, ч. 3 ст. 32.8 КоАП РФ).

При этом следует учесть, что срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления лица в служебное помещение соответствующего органа, а лица, находящегося в состоянии опьянения, – со времени его вытрезвления (ч.4 ст.27.5 КоАП РФ).

При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным (ч.3 ст.25.1 КоАП РФ).

Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения) (ч.2 ст.28.8 КоАП РФ), и дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, – не позднее 48 часов с момента его задержания (ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ).

Право лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на рассмотрение дела по месту его жительства, установленное ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ, может быть ограничено при совершении лицом административного правонарушения, санкция за совершение которого предусматривает назначение наказания в виде административного ареста, поскольку из системного толкования положений ч.3 ст.25.1, ч.4 ст.29.6, ст.32.8 КоАП РФ следует, что такие дела рассматриваются в день получения протокола об административном правонарушении и с обязательным присутствием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2009 г.).

Определение судьи об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела по административному правонарушению, влекущему административный арест, исполняется организациями незамедлительно при получении данного определения (ст.26.10 КоАП РФ). Статья 19.7 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности.

Жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного ареста подается судье, которым вынесено постановление по делу и который обязан направить ее со всеми материалами дела в вышестоящий суд в день получения жалобы (ч.2 ст.30.2 КоАП РФ).

Жалоба на постановление об административном аресте подлежит рассмотрению в течение суток с момента её подачи, если лицо, привлеченное к административной ответственности, отбывает административный арест (ч.3 ст.30.5 КоАП РФ).

Решение по жалобе на постановление об административном аресте доводится до сведения органа, должностного лица, исполняющих постановление, а также лица, в отношении которого вынесено решение, и потерпевшего в день вынесения решения (ч.3 ст.30.8 КоАП РФ).

Принесение протеста на постановление об административном аресте не приостанавливает исполнение этого постановления (ч.2 ст.31.6 КоАП РФ).

Постановление судьи об административном аресте исполняется сотрудниками органов внутренних дел немедленно после вынесения такого постановления (часть 1 ст.32.8 КоАП РФ).

При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста невозможно в установленные сроки, судья может отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца (ч.1 ст.31.5 КоАП РФ). К числу данных обстоятельств можно отнести, например, болезнь лица, привлеченного к ответственности, наличие у него материальных трудностей и др.

В соответствии с ч.4 ст.32.8 КоАП РФ отбывание административного ареста осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Реализуя свои полномочия, Правительство Российской Федерации постановлением №726 от 02.10.2002 утвердило Положение о порядке отбывания административного ареста, которым регулируются доставка арестованных в специальный приемник, проведение первичного медицинского осмотра и оказание арестованным медицинской и санитарно-противоэпидемической помощи, а также обеспечение их питанием и получение передач (далее – Положение № 726), постановлением № 627 от 15.10.2003 утвердило Положение об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц.

Министерством внутренних дел Российской Федерации 06.06.2000 издан приказ № 605дсп «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел по исполнению административного законодательства», которым утверждены Правила внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке (далее – Правила №605дсп).

Лицо, подвергнутое административному аресту, содержится под стражей в месте, определяемом органами внутренних дел (ч. 2 ст.32.8 КоАП РФ).

В соответствии с Положением № 726 арестованные содержатся под стражей в специальных приемниках органов внутренних дел для содержания лиц, арестованных в административном порядке (далее – специальные приемники).

Арестованные доставляются в специальный приемник органом внутренних дел, производившим их задержание. При поступлении в специальный приемник арестованные подлежат обязательному дактилоскопированию и фотографированию.

Арестованные, вновь поступившие в специальный приемник, проходят первичный медицинский осмотр, осуществляемый медицинским работником с целью выявления лиц, нуждающихся в медицинской помощи, и больных. Медицинская помощь оказывается арестованным в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Арестованные обеспечиваются питанием по норме №3 суточного довольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.1992 №935 «Об утверждении норм суточного довольствия осужденных к лишению свободы, а также лиц, находящихся в следственных изоляторах, лечебно-трудовых, воспитательно-трудовых и лечебно-воспитательных профилакториях Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.01.2010 № 41-В09-30).

Арестованные, содержащиеся в специальных приемниках, несут обязанности, пользуются правами и свободами, установленными для граждан Российской Федерации, с ограничениями, предусмотренными действующим законодательством. Не допускается дискриминация либо предоставление льгот и привилегий по признакам национальности, расы, языка, вероисповедания, имущественного положения, политических взглядов и принадлежности к партиям, организациям и движениям, прошлых заслуг и иных обстоятельств (п.24 Правил № 605дсп).

В соответствии с п.17 Правил № 605дсп в специальных приемниках арестованные содержатся в закрытых на замки камерах под постоянной охраной.

  • мужчины от женщин;
  • курящие от некурящих (при наличии соответствующих условий);
  • арестованные за незаконное приобретение наркотических средств в небольших размерах либо за приобретение наркотических средств без назначения врача;
  • иностранные граждане и лица без гражданства;
  • больные инфекционными заразными заболеваниями или нуждающиеся в особом медицинском уходе;
  • арестованные, которые решением начальника специального приемника переведены из общей камеры за нарушение режима содержания или по личному заявлению в случаях угрозы их жизни и здоровью.

Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере 4 кв. метров (п.19 Правил № 605дсп).

Арестованные обеспечиваются индивидуальными спальными местами и постельными принадлежностями (на время сна).

Согласно п.18 Правил № 605дсп камеры специального приемника оборудуются в соответствии с требованиями, предъявляемыми к камерам изоляторов временного содержания органов внутренних дел, определяемыми Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденными приказом МВД России от 22.11.2005 № 950 (далее – Правила № 950) и должны быть оборудованы: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией; тазами для гигиенических целей и стирки одежды.

В соответствии с п.25 Правил № 605дсп арестованные, содержащиеся в специальных приемниках,имеют право :

  • получать от руководящего и инспекторского состава специального приемника информацию о своих правах и обязанностях, режиме содержания, порядке подачи предложений, заявлений и жалоб;
  • получать питание, материально-бытовое обеспечение по установленным нормам и медико-санитарное обеспечение в соответствии с действующим законодательством
  • при возникновении угрозы жизни, здоровью либо угрозы совершения преступления против личности арестованного со стороны других лиц, содержащихся в специальном приемнике, обращаться к любому должностному лицу с заявлением о переводе в другое помещение. В этом случае должностное лицо обязано принять незамедлительные меры по переводу арестованного в другое безопасное помещение;
  • обращаться с просьбой о личном приеме к руководству специального приемника;
  • один раз в течение срока ареста пользоваться телефоном с продолжительностью разговора до 3 минут для связи с родственниками и близкими (кроме междугородних переговоров);
  • на восьмичасовой сон в ночное время;
  • иметь спальное место и постельные принадлежности во время сна;
  • пользоваться собственной одеждой и обувью по сезону, а также другими вещами и предметами, перечень и количество которых определяются Правилами №605дсп (приложение № 6);
  • пользоваться настольными играми, читать газеты и журналы, слушать радио в установленное время до 22 часов;
  • отправлять религиозные обряды в помещении специального приемника, иметь при себе религиозную литературу, предметы религиозного культа, соблюдая установленные правила и не ущемляя права других арестованных;
  • получать вещевые и продуктовые передачи, перечень и количество продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви и одежды, которые арестованные могут иметь при себе, хранить, получать в передачах, определяются Правилами №605дсп (приложение № 6).
  • пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа.

Арестованным разрешается прогулка в дневное время продолжительностью не менее одного часа на охраняемой территории специального приемника. На прогулку не выводятся больные, которым она не рекомендована врачом или фельдшером. Вывод арестованных на прогулку осуществляется в дневное время по графику, составленному начальником специального приемника или его заместителем. На прогулку выводятся раздельно женщины и мужчины. Прогулки арестованных проводятся на охраняемой территории специального приемника в течение всего светового дня покамерно. Прогулка может быть отменена или сокращена по распоряжению начальника специального приемника в связи с неблагоприятными метеорологическими условиями, при ликвидации чрезвычайных происшествий (побегов, попыток самоубийств и т.д.) и в режиме особых условий (стихийное бедствие, пожар и т.п.).

Порядок использования арестованных на физических работах установлен разделом VI Правил №605 дсп, согласно которому лица, подвергнутые административному аресту,могут быть использованы с их согласия на физических работах. При помещении арестованного в специальный приемник с него берется письменное согласие быть трудоиспользованным на протяжении срока ареста.

Организация трудового использования арестованных возлагается на местные органы исполнительной власти, которые по согласованию с руководителями органов внутренних дел, в структуре которых находятся специальные приемники, определяют перечень организаций, где арестованные могут быть использованы на физических работах. С руководителями этих организаций заключаются соответствующие договоры.

Орган внутренних дел, в структуре которого находится специальный приемник, заключает договоры (соглашения) с организациями, независимо от их организационно-правовой формы, и физическими лицами на выполнение различных работ арестованными.

Денежные средства, полученные в результате трудовой деятельности арестованных, могут быть использованы с их согласия на возмещение расходов, связанных с содержанием, питанием и медицинским обслуживанием арестованных в специальном приемнике.